Открываем в себе любовь к чтению

Содержание
  1. Как привить ребенку любовь к чтению
  2. Как привить ребенку любовь к чтению?
  3.  1. Читайте с рождения
  4. 2. Многократное повторение
  5. 3. Читайте выразительно
  6. 4. Читайте сами
  7. 5. Выбирайте правильные книги
  8. 6. Позвольте ребенку выбрать то, о чем читать
  9. 7. Сделайте появление новой книги в доме – маленьким праздником
  10. 8. Если ребенок совсем не хочет слушать?
  11. Что же делать, если ваш ребенок уже школьник, но он не хочет читать?
  12. Как привить ребёнку любовь к чтению?
  13. Не заставить, а привить любовь к чтению
  14. Как воспитать у детей любовь к чтению
  15. Причины нежелания читать у детей
  16. Средства, помогающие родителям приобщить ребенка к чтению
  17. Первое направление
  18. Второе направление
  19. Что нужно знать о методиках развития интереса к чтению?
  20. Советы специалистов
  21. Как привить ребенку любовь к чтению? 12 полезных советов
  22. В чем польза книг для ребенка?
  23. Что читать маленькому ребенку?
  24. Книги для детей в 1-2 года:
  25. Книги для детей в 2-3 года:

Как привить ребенку любовь к чтению

Мы выросли на книгах. Потому мечтаем привить ребенку любовь к чтению. Вокруг так много великолепных книг!  Книг открывающих целый мир, помогающих найти ответы на волнующие вопросы. Книг, которые увлекают и не дают оторваться от чтения ни на минуту.

Многие современные дети не хотят читать. Я часто слышу от родителей сетования:

  • книг много дома, а читать не хочет;
  • я ему читаю, а он не слушает;
  • только начинаю читать малышу, книгу у меня забирает и бросает;
  • заставляю читать из-под палки;
  • ничего ему не интересно, только бы в компьютер играть.

Как же открыть волшебный мир книг ребенку? Как сделать чтение источником удовольствия?

Я долго думала на эту тему, много общалась с родителями, дети которых любят и не любят читать. Результат моих размышлений, подкрепленный собственным опытом в статье.

Как привить ребенку любовь к чтению?

 1. Читайте с рождения

Пусть ребенок не понимает слов, но он слышит нашу интонацию, улавливает ритм и настроение. Читайте с выражением, с чувством. Конечно, речь не идет о романах. Читайте детские стихи.

Чуть позже, с месяцев 3-4  начните показывать ребенку картинки в книжках. Главное подобрать правильные книги. Об этом я подробно рассказывала в статье «Читаем малышам». Там же можно познакомиться и с нашим опытом чтения с рождения.

Пусть книги станут ребенку игрушками. Храните их в доступном для ребенка месте. Чтобы в любой момент малыш мог взять и рассмотреть книгу. Выбирайте такие – которые «переживут» пробу на зуб и многократные падения.

Нашим девочкам книги всегда были доступны. Анюта подружилась с чтением еще до года. Она играла книгами, листала их сама. И мы много читали – в дороге и дома. И тут важен следующий пункт.

2. Многократное повторение

Знаю, многих родителей раздражают и утомляют детские сказки, из-за многократного повторения. Например, сказки о колобке, репке, теремок.

Но это то, что нужно детям. Знакомые фразы дают детям чувство устойчивости окружающего. Помогаю лучше понять и прожить сказку.

Бывает и так, что ребенок полюбил книгу, и просит почитать её по 5, 10, 30 раз в день. Читайте! Наберитесь терпения и читайте. Это воздастся вам сторицей.  Значит книга олицетворяет у ребенка психологический комфорт. У каждого из нас такая была в детстве. Вспомните!

Анюта часто после завершения любимой сказки просила «Еще!». Я пыталась предложить другую, но нет. И бывало, что мы читали одну и ту же историю по 5 раз подряд.

Это особенность детской психологии. Примите это.  Желание читать одну и ту же книгу каждый день проходит после 8 лет.

3. Читайте выразительно

Это важно. Чтобы ребенок полюбил чтение, нужно читать не просто с выражением, а захватывающе. Меняйте интонацию, тембр голоса, скорость чтения в зависимости от сюжета. Играйте голосом! Создавайте сказку для своего ребенка.

Если в книге есть диалоги – я стараюсь менять голоса для каждого героя. Я читаю дочке перед сном даже сейчас, когда она отлично может читать самостоятельно (Ане 8 лет). Она очень любит эти моменты.

Ей нравится слушать меня потому, что я погружаю её глубже в историю благодаря интонациям и выразительному чтению.

При этом одна бы она прочла книгу быстрее (т.к. мы читаем по 20 минут перед сном, а одна она может читать хоть целый день).

Выразительное чтение – поможет привить ребенку любовь к чтению. И даже если ребенок не хочет читать – читайте ему вы! Читайте с выражением, увлекательно и это обязательно даст свои плоды.

4. Читайте сами

Мы хотим, чтобы дети любили читать? Отлично. Начинаем с себя. Недаром английская пословица гласит: «Не воспитывайте детей. Они все равно будут похожи на вас. Воспитывайте себя!».

Пусть дети видят, как вы читаете. Хотя бы 15 минут в день – но дети должны видеть вас с книгой в руках. Иначе рано или поздно возникнет вопрос: если не читают мама с папой – почему должен читать я? Родители занят? Но и я занят тоже! Весомый аргумент, не правда ли?

Заведите себе традицию ежедневного чтения. Делитесь с мужем впечатлениями от прочитанного. Или с детьми, если возраст ребенка и содержание книги это позволяют. Обсуждайте книги вместе. Это отличный семейный ритуал, который ваши дети будут вспоминать уже будучи взрослыми.

5. Выбирайте правильные книги

Что это значит? Это значит, что книги в вашей библиотеке должны быть настоящими. Не планшеты и букридеры, а хорошие бумажные книги.

https://www.youtube.com/watch?v=HjX8h-PaCkc

Обращайте внимание на иллюстрации. Для детей дошкольного возраста нужны хорошо иллюстрированные книги:

  1. Для малышей выбирайте крупные и понятные картинки.
  2. Лет с 3-4 иллюстрации могут быть более мелкими и многодетальными, как например у Свена Нурдквиста.
  3. Иллюстрации должны соответствовать тексту.

6. Позвольте ребенку выбрать то, о чем читать

Читайте то, что интересно ребенку. Даже если вам скучно в 10 раз читать про Дюймовочку.  Порой это сложно, но каждая прочитанная книга несет свой потенциал. Возможно, ребенок прорабатывает свои страхи, или видит себя в главном герое книги.

Новые истории дают ребенку новые знания, а повторения – психологический комфорт. Стихи развивают чувство ритма, а проза развивает чувство языка. Сказки – развивают фантазию и воображение, а реалистичный сюжет (вроде Денискиных рассказов) – дают жизненный опыт.

7. Сделайте появление новой книги в доме – маленьким праздником

Особенно это актуально в дошкольном возрасте. Именно в этот период легче всего заложить любовь к чтению у ребенка. Поэтому дарите новые книги и рассказывайте о них с интригой:

  • Может быть, новую книгу о гномах принесли сами гномы? Они даже записку оставили для ребенка.
  • Торжественно вручите ребенку книгу, рассказав, что она была у вас самой любимой в детстве, и сопроводите подарок своими детскими воспоминаниями.
  • Расскажите небольшую историю из книги (вы же знаете, что ваш ребенок любит) – так чтобы заинтриговать его дальнейшим сюжетом.
  • Мне кажется, котёнок из этой книги очень похож на тебя, такой же веселый и озорной. Знаешь, сколько с ним приключений интересных случается! Почитаем?

8. Если ребенок совсем не хочет слушать?

Главное – не заставляйте! Никогда вы не полюбите то, что вам навязывают насильно. Наше давление только отобьет желание читать у ребенка.

А вот хитрить – можно. Увлекать – нужно!

Иногда заинтересовать ребенка помогают аудиокниги. Малыш послушал аудиосказку – а потом прочитали вместе продолжение истории, другие рассказы из серии или новые произведения этого автора.

Отлично помогает и фоновое чтение. Например, пока ребенок рисует, вы можете прочитать ему небольшую увлекательную историю. Главное – не перегибать палку. Вода камень точит.

Что же делать, если ваш ребенок уже школьник, но он не хочет читать?

Момент дошкольной подготовки упущен. Но полюбить книги и чтение никогда не поздно. Об этом мы поговорим в следующей статье: Ребенок не хочет читать. Школьники. В третьей части речь пойдет о книгах, которые не оставят вашего ребенка равнодушными.

Источник: http://www.ProstoMama.com/2017/08/kak-privit-rebenku-lubov-k-chteniu/

Как привить ребёнку любовь к чтению?

В Монтессори-педагогике дети учатся читать легко и быстро. Но вот ребёнок уже умеет читать.

Родители настолько рады этому событию, что зачастую забывают: для того, чтобы действительно полюбить чтение, ребёнку недостаточно просто уметь составлять слова из звуков.

Чем мы можем помочь ребёнку и сделать так, чтобы интерес к чтению не угасал, как к уже пройдённому этапу, а разгорался с каждым днём всё сильнее?

Вот несколько идей, как помочь детям привить любовь к книгам:

  1. Создать приятный опыт чтения.

Чтобы ребёнку действительно нравилось читать, очень важно, чтобы каждый опыт чтения сопровождался положительными эмоциями. Если мы заставляем ребёнка читать, ругаем его за неверное чтение, торопим, обесцениваем занятие чтением, заставляем читать вслух на публику, когда такого желания нет, мы можем ускорить процесс механического обучения чтению, но полностью отбить любовь к книгам.

Родители обязательно должны следовать следующим правилам с первых же проб ребёнка в чтении:

Никогда не сравнивайте опыт чтения ребёнка с опытом других детей, особенно братьев и сестёр. Вы можете сравнивать опыт ребёнка только с его собственным предыдущем опытом. Никогда не говорите: «В твоём возрасте сестра уже могла прочесть целую книгу!», лучше сказать: «Теперь ты можешь прочесть целую страницу, а ещё совсем недавно это было тебе не под силу!».

Также избегайте сравнений с другими детьми и в положительную сторону. Чтение не должно являться соревнованием для ребёнка.

  • Поддерживать интерес к прочитанному

Обсудите с ребёнком прочитанное, но не заставляйте пересказывать. Чтобы понять, что ребёнок понял текст, не стоит спрашивать: «Расскажи, что ты прочёл», достаточно задать наводящие вопросы: «Как ты думаешь, что будет дальше?» или «А ты хотел бы побывать на месте главного героя?».

Если ваш ребёнок хочет прерваться, чтобы задать вопрос о прочитанном или поделиться своими эмоциями, обязательно поддержите его. Разъясните вопрос, разделите эмоции ребёнка или поделитесь своими. Обращайте внимание на то, что в чтении важнее всего смысл прочитанного, а не сам процесс.

Нам всем хочется, чтобы дети научились читать побыстрее, поэтому некоторые родители заставляют детей читать, даже когда им не очень этого хочется. Детей никогда нельзя заставлять читать! Принуждая ребёнка к чтению, мы полностью отбиваем интерес к книгам. Родители могут предлагать ребёнку почитать, но в случае отказа лучше самим открыть книгу и предложить почитать ребёнку вслух.

Будьте терпеливы и не исправляйте ребёнка. Прочитав слово или фразу неправильно, ребёнок может догадаться о значении самостоятельно и исправиться. Или же прочитать правильно в следующий раз. Единственный случай, когда вы можете поправить ребёнка, – если он читает постоянно неправильно какое-либо слово, и это мешает пониманию текста в целом.

Не садитесь читать в спешке, особенно первое время. Убедитесь, что у ребёнка будет достаточно времени, чтобы не прерываться и посвятить чтению столько времени, сколько ему захочется.

Старайтесь не перебивать ребёнку при чтении и не мешать ему.

Постарайтесь создать такую обстановку, чтобы и другие члены семьи (особенно младшие братья и сёстры) не мешали ребёнку, а проявляли уважение к его занятию.

Обсуждайте прочитанное с ребёнком. Позже, когда ребёнок станет читать небольшие (или большие) книги про себя, узнайте у ребёнка, понравилась ли ему книга, что именно понравилось. Вы также можете рассказывать ребёнку (или другим членам семьи при ребёнке), какую книгу вы сами читаете в данный момент и ваши впечатления о ней.

  • Ставить сценки и спектакли по книгам

Особенно понравившуюся книгу или отрывок можно разыграть по ролям. Обычно детям очень нравятся такие представления, особенно если подключаются все члены семьи.

Никогда не запрещайте, а даже поощряйте ребёнка к перечитыванию уже знакомых книг. Знакомый сюжет и простота при таком чтении становятся важными, особенно для ещё маленьких, только начинающих читать детей.

  1. Сделать опыт чтения более естественным и доступным.

Ещё один важный пункт для того, чтобы привить любовь к чтению – сделать возможность читать максимально доступной и естественной. Если ребёнок никогда не видит вокруг себя читающих людей, не имеет книг, то скорее всего он воспримет чтение как бесполезный навык. Необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок видел всю значимость чтения. Вот как можно помочь:

  • Собирать собственную библиотеку дома

Вы можете найти свои детские книги и постепенно покупать новые. Отнюдь не обязательно иметь очень много книг, но важно иметь хотя бы небольшую книжную полку.

Полка должна быть расположена так, чтобы ребёнок мог легко найти и достать нужную книгу. Для маленьких, только начинающих читать детей, лучше расположить книги так, чтобы было видно обложку.

Видя красивую обложку, ребёнок скорее заинтересуется книгой.

  • Видеть, как читают родители

Ребёнку очень важно видеть, как читают родители. Обращайте внимание ребёнка на то, что вы заняты чтением. Учите относиться к этому с уважением, не беспокоить вас. Вы можете сказать ребёнку: «Сейчас я читаю, мне осталось прочесть ещё 5 страниц до следующей главы. Мне очень нравится эта книга».

  • Создать привычку чтения в определённое время

Вы можете создать своеобразный ритуал чтения в определённое время. Например, ребёнок может читать, пока вы готовите ужин. Очень часто дети читают в кровати перед сном.

Предложите ребёнку разные варианты, но никогда не навязывайте чтение, просто напоминайте: «Сейчас ты примешь ванну и сможешь почитать в кровати!». Замечательно, если вы заведёте подобный ритуал ещё до того, как ребёнок научится читать самостоятельно.

Сначала читать ему на ночь будет один из родителей, а после ребёнок сможет начать читать родителю вслух.

Предлагайте ребёнку взять с собой книгу, когда вы идёте в места, где нужно подождать: в поликлинику, к вашим друзьям и т. п. Не забывайте брать книги в поездки и путешествия!

  • Чередовать чтение вслух с чтением про себя

В школах обычно проверяют скорость чтения ребёнка. Поэтому многие родители часто мотивируют ребёнка читать вслух. Однако, когда ребёнок научится читать про себя, он сможет читать быстрее и лучше погружаться в смысл книги, не отвлекаясь. Поэтому разрешайте ребёнку читать про себя как можно чаще. Чтобы развить чтение вслух, вы можете предлагать почитать вам, младшему брату или сестричке.

  1. Разнообразить и увеличивать опыт чтения.

Когда мы уже показали ребёнку, что чтение – приятное и доступное занятие, мы можем показать ребёнку и всё многообразие мира литературы. Вот как можно это сделать:

  • Вместе ходить покупать книги

Покажите ребёнку всё многообразие книг. Посещайте вместе книжные магазины (конечно, когда вы готовы купить новую книгу) и уважайте самостоятельный выбор ребёнка (конечно, учитывая возрастные ограничения).

Дарите время от времени книги ребёнку и предлагайте дарить книги друзьям и родственникам. Показывайте ценность дарения книг. Обязательно подпишите подарок, детям очень приятно открывать книгу и видеть подпись любимого человека.

Обычно поход в библиотеку кажется нам не таким уж интересным, ведь сейчас столько доступных книг.

Но ребёнка может буквально завораживать возможность самостоятельно выбрать любую книгу, дать свой читательский билет, отнести книгу домой и прочесть к определённому сроку.

А если каждому походу в библиотеку вы будете радоваться сами и тоже брать книги, это сможет стать особенным опытом для ребёнка.

  • Обмениваться книгами с друзьями

Обычно в возрасте, когда дети начинают читать, особенно возрастает и социальный интерес. Поэтому предложите ребёнку обменяться уже прочитанными книгами с друзьями. Вы можете устраивать такие «книжные вечера», когда несколько друзей принесут книги для обмена.

  • Позволять читать из своих книг и журналов

Показывайте детям, что несмотря на то, что существуют взрослые книги, которые пока ему не нужно читать, в будущем он также сможет проводить прекрасное время за чтением и узнавать из книг много нового. Если вы нашли что-либо интересное для ребёнка в вашей газете, журнале или книге, привлеките его внимание и предложите вместе прочитать эту часть.

  1. Научить заботиться о книгах.

Важно научить ребёнка относиться к книгам как к определённой ценности. Объясните, что вопрос не в цене, а в уважении к автору книги и к литературе вообще. Вот чему нужно обязательно обучить ребёнка:

  • Всегда складывать книги на место – на полочку

Первое время, скорее всего, вам придётся напоминать ребёнку ставить книги на место. Иногда и делать это самостоятельно, привлекая внимание ребёнка. Но, если вы будете настойчивы, в книгах появится порядок. Вы можете договориться с ребёнком, что после чтения перед сном он может положить книгу на тумбочку у кровати, но там должно будет находиться одновременно не более одной книги.

  • Самостоятельно расставлять и упорядочивать свои книги

Обратите внимание на то, что порядок на полочке должен быть установлен самим ребёнком.

  • Никогда не позволять ребёнку рвать или портить книгу, даже если это его книга. Нельзя позволять этого никогда и младшим детям

Если книга всё же была испорчена, не используйте её, пока не почините. Обсудите с ребёнком, почему была испорчена книга и как этого избежать в дальнейшем. Привлеките ребёнка к починке.

  • Учить ставить пометки карандашом в книгах, подчеркивать важное или понравившееся

Умение ставить пометки несомненно помогут ребёнку в дальнейшем обучении, поэтому чем раньше он научится делать пометки, тем лучше. Обратите внимание, что пометки можно ставить только в своих книгах.

Читать по теме:

Учимся читать по Монтессори: слова + движение = чтение

Уголки для чтения в стиле Монтессори

10 ярких книг на важные темы для детей от 2 до 9 лет

Источник: http://mchildren.ru/privit-lyubov-k-chteniyu/

Не заставить, а привить любовь к чтению

Можно ли убедить ребенка читать? Стоит ли тратить время на разговоры о пользе чтения или лучше жестко принуждать к нему? Что делать родителю, который в отчаянии опускает руки, потому что ребенок не читает, и в школе за ним закрепилась репутация лентяя? О мифах, стереотипах и ошибках родителей говорим с детским нейропсихологом Марией Чибисовой.

В первом классе ребенок плохо читал, с трудом складывал буквы в слова. Со временем выработался навык чтения, однако ни в десять, ни в четырнадцать лет ребенок так и не имеет привычки читать. При этом у всех в семье высшее образование, все много читают и считают чтение неисчерпаемым ресурсом и чрезвычайно важным умением. Что делать?

Читать книги — это хорошо. Но мы должны не забывать и учитывать время, в котором живем. Сегодня информация воспринимается способом, отличным от того, каким он был еще пять-десять лет назад.

Раньше мы читали книги, газеты и журналы — это был основной способ получения информации. Сегодня мы получаем ее через компьютер и из интернета.

Поэтому требования пап и мам относительно чтения часто не совсем адекватны и не учитывают современный контекст. Это во-первых.

Во-вторых, нередко родители слишком эмоциональны в своих ожиданиях. В докучающих и строгих разговорах могут проскальзывать выражения: «не будешь читать, вырастешь дворником…». Силами родителей происходит подмена смыслов. Вместо «читать — это интересно и большое удовольствие», получаем: «читать — это правильно, нужно».

Такого рода ожидания от родственников вызывают у ребенка прежде всего напряжение, которое рождает комплекс «соответствия ожиданиям». Сам факт чтения перестает быть для него процессом и превращается в «пунктик». Чтение же становиться нагрузкой, напряжением и на выходе вызывает протест.

Именно поэтому очень многие родители сталкиваются с тем, что у современных детей вообще нет интереса к книгам, они их не воспринимают.

Но есть же и другая сторона. Дети испытывают сложности с чтением, легко утомляются. Разве не нужно их насильно заставлять читать, чтобы через регулярность выработалась привычка?

«Как заставить читать?» — такой формулировки вовсе не должно быть. В этом словоупотреблении сразу слышен негативный подтекст: чтение — это ужасно, плохо, трудно и поэтому нужно заставлять.

На самом деле, чтение — это один из навыков ребенка, который может приносить удовольствие и является положительным моментом в его жизни.

В последнее время вообще наблюдается тенденция нагнетания обстановки не только вокруг чтения, но в целом вокруг обучения детей, подготовки их к школе. Обучение стало занимать чересчур много времени в жизни ребенка, по сравнению с тем, как это было раньше.

Так же возросли эмоции родителей в этом отношении. Эмоции совершенно конкретные, которые навязываются ребенку: мы хотим, чтобы ты был отличником. Регулярно родители переносят на ребенка собственный школьный опыт, часто негативный. Процесс школьного обучения таким образом становится очень напряженным.

И чтение здесь самый показательный пример.

Многие родители наивно полагают, что если мой ребенок умеет читать, к школе он готов. Это огромная ошибка. И это абсолютно не так.

Почему?

Чтение и письмо — это последние вещи, которые должен уметь делать дошкольник. Первичным является уровень развития высших познавательных функций: способен ли он концентрировать внимание, как развиты у него самоконтроль и мотивация.

Речь уже не об игровой мотивации, которая к школе еще остается в активе любого ребенка, а о познавательной.

Способен ли ребенок без всякого давления со стороны, по собственной инициативе и с естественным интересом, сидеть и что-то изучать? Хватает ли у него на это сил?

Очень часто (до первого года жизни) родители показывают младенцу буквы на карточках, рассчитывая научить его читать: «такой маленький, а уже будет знать буквы!» Но на самом деле, для родителей это больше удовлетворение своих амбиций, чем естественных потребностей ребенка.

Конечно же он ничего знать не будет, потому что чисто физиологически в годовалом возрасте еще не сформированы отделы головного мозга, отвечающие за различение знаков, их удержание и воспроизведение. В лучшем случае, если что-то и удастся, так это выработать условный рефлекс.

Если ребенок гармонично развивается с первых лет жизни, если родители внимательны к ходу процесса его развития, внимательны к его потребностям в этом развитии и дают ребенку то, что в каждый конкретный период жизни ему нужно и важно, тогда чтение появится само собой и проблем с ним не возникнет.

Как много примеров мы видим, когда дети сами учатся читать. Обычно —это происходит в пять-шесть лет, иногда даже в четыре. Они начинают проявлять интерес к буквам, к надписями на улице, быстро схватывают и запоминают.

И для этого вовсе не нужно организовывать какой-то специальный процесс. Возникновение этого интереса — признак физиологической сформированности мозга, подготовленности к восприятию данной информации.

Но ни в коем случае не нужно тут же нагружать ребенка: ах ты начал читать, теперь-то ты у нас будешь делать это каждый день, как уроки. Чтение не должно превращаться в «обязаловку».

Оно должно быть приятным времяпрепровождением, в котором ребенок достигает успехов, увлекательной игрой. Задачи, которые родитель ставит перед ребенком, должны быть основаны не на ожиданиях, а на возможностях.

Заставлять ребенка читать насильно нельзя тем более. Всякое насилие всегда имеет последствия. Как минимум, чтение не будет добровольным и естественным процессом. В вопросе чтения однозначно должна быть свобода. Ребенку должно нравиться читать.

Ведь чтение это занятие, которое по определению не может не нравиться. Мы должны пробудить интерес к этому процессу, поддержать, помочь преодолеть трудности.

Главный вопрос, который должен стоять перед родителями: не «как заставить?», а «как помочь в чтении?»

Существует мнение, что если ребенок будет видеть родителя с книгой, то он непременно зачитает.

Не то, чтобы непременно, но доля вероятности действительно повышается. Если ребенок с раннего возраста видит, что книга — обычный и нужный предмет в доме, ею пользуются все, что посредством книги он сам получает положительные эмоции, вероятность того, что и дальше он захочет получать эти эмоции — очень велика.

Если в семье никто не читает, а родители требуют от ребенка того, что не делают сами, то чтение может стать полем сопротивления и войны между ребенком и взрослыми. Отношение к чтению должно быть нормальное, не сильно эмоционально заряженное и скорее позитивно окрашенное.

Если родители занимаются собственным развитием, и ребенок наблюдает это, если он видит, что папа и мама сами много чем интересуются, в том числе читают, чтение для них не напряженный труд, а легкий и приятный досуг, то дети подпитываются от этого эмоционально.

Когда ребенок маленький, мы готовы быть снисходительными к отсутствию интереса к чтению.

Но хотелось бы, чтобы достигая определенного возраста, 10-14 лет, ребенок все-таки читал и инициатива исходила от него, чтобы он сам брал книгу. А бывает по-разному.

От одного ребенка инициатива не исходит, а от другого исходит, но предпочтение отдается литературе не по возрасту: вместо романа — комиксы. С чем это может связано?

Давайте начнем с тех, кто постарше. Четырнадцать лет — это подростковый возраст, когда мотивация у человека уже совсем не познавательная. В этом возрасте дети обычно начинают хуже учиться и терять интерес к учебе. Это нормально.

Не нужно рассчитывать, что интерес к книгам у ребенка будет больше и искреннее, чем к общению. Если ребенок развивается нормально, то книгам он предпочтет общение со сверстниками.

А вот если в четырнадцать лет он сидит с книжкой, то это скорее говорит о том, что он уходит в свой мир и, возможно, некомпетентен среди сверстников и в коммуникациях.

Дети 8-11 лет — совершенно другая история. Это как раз самый познавательный возраст. Ведущая деятельность, то есть обучение, у них должно быть в норме. А тут родители хотят, чтобы ребенок читал серьезные книги. О чем это говорит? Только об их собственных амбициях: посмотрите, какой у нас развитой ребенок, какая у нас образованная и интеллигентная семья.

В комиксах ничего плохого нет. С одной стороны, это модно и принято среди сверстников, с другой, — это просто: крупный текст, красочные картинки, не нужно прилагать усилий.

Конечно же не последнюю роль в чтении (и интересе к простому просматриванию комиксов) играют трудности физиологического характера. Сейчас у очень многих детей мы наблюдаем именно функциональные трудности. Как правило они являются следствием и дефицита внимания, и сильной утомляемости, и трудностями усвоения двигательной программы.

У детей, которые не ползали до года, или ползали мало, со временем обнаруживаются сложности письма и чтения. Во время ползания (двигательного развития) усваивается двигательная программа, когда мы научаемся маленькие элементы складывать в более крупные. Звуки — в слоги, слоги — в слова, слова — в предложения. В основе этого процесса лежит усвоение двигательной программы.

Также стали распространены речевые трудности: дети поздно и плохо говорят. А плохое звукопроизношение часто переходит в дислексию, дисграфию. Когда ребенку сам процесс словесности дается трудно, это сигнал. . Почему это так? Ответ должны найти родители.

Если не заниматься ребенком, не компенсировать сложности, заниматься недостаточно, то вероятность обнаружения впоследствии трудностей при чтении — 100%. Чтение — это такой же процесс, что и речь, только более сложный.

Во время чтения мы не просто усваиваем слуховые образы, но связываем слуховые образы и зрительно-буквенные. И не мудрено, что дети отказываются читать. То, что дается сложно, делать не хочется.

То, что легко, интересно и доставляет удовольствие, приносит ребенку какую-то свою детскую пользу — положительно закрепляется в сознании. Ребенок готов к этому возвращаться. Бесполезно говорить: это пригодится, это полезно.

Можно, конечно, это говорить, но надеяться, что это повлияет и перестроит взгляд ребенка, наивно. Пока сам ребенок реально не получат от этого выгоды и пользы (своей детской), он не поймет все преимущества чтения. Именно поэтому важно, чтобы процесс чтения был позитивно окрашен. Будьте уверенны, что тогда ребенок предпочтет вновь воспользоваться этим способом получения информации.

А если не физиология, то с чем еще может быть связан отказ от чтения детьми, например, поэзии, объемных романов?

Мы с вами живем в эру компьютера и телевизора. Информация дается и получается в примитивной и легкой форме. Такой способ восприятия информации — способ пассивный. Человеку все и сразу предоставляется в разжеванном виде.

От него не требуется никакого дополнительного напряжения. Внимай и все. Мозг быстро научается работать на сниженной энергозатратности, не перенапрягаться.

Чтение — это процесс, во время которого человек задействует много высших психических функций.

Но категорически отметать все: компьютер, интернет, телевизор нельзя, потому что рано или поздно придется столкнуться с тем, что «запретный плод сладок».

Неудовлетворенность из-за запретов, некомпетентность среди сверстников может вызвать уже новые проблемы.

Родители должны уметь быть гибкими и понимать, что вольны здесь подсказывать и направлять ребенка, предлагая, например, развивающие компьютерные игры.

То есть мы деградируем?

Ну не в этом смысле. Но то, что компьютер или телевизор утомляет и перевозбуждает нервную систему, но при этом не развивает ее и мозг — это факт.

Если говорить о языке, то действительно он упростился. И детям все сложнее воспринимать стихи. К тому же ритмическая организация играет не последнюю роль. Если, например, ребенку мало читали стихов в детстве, то интереса к ним у ребенка не возникнет, ему будет сложно воспринимать этот жанр и в среднем возрасте.

Поэтому как можно раньше начинайте читать ребенку хорошие стихи, чтобы у него просыпалось удовольствие от звучания слов, рифмы, их понимания. Занимайтесь его познавательным развитием.

Играйте в игры на внимание, реакцию, запоминание, развивающие пространственное мышление, мелкую и крупную моторику и т.д. Развивайте высшие психические функции у ребенка.

Это и будет лучшей подготовкой к чтению и помощью в освоении чтения и письма.

К развитию ребенка нужно подходить с разных сторон. Однозначно нужно вместе читать, так же как привлекать к культуре: ходить в театры, слушать вместе классическую музыку. Ребенка важно культурно развивать.

Если вся семья посещает выставки, ходит в кино, цирк, и делает это не потому, что «так надо, так принято», а потому что это вызывает много положительных эмоций, то безусловно это пробудит интерес и к чтению.

Компьютер и телевизор должны вызывать тревогу родителей, когда они занимают все место и время в жизни ребенка, и приводят в целом к нежеланию развиваться в полноценным смысле этого слова.

Читайте детям с раннего возраста, подбирая книги по возрасту,  потребностям, а главное интересу. Не живите собственными амбициями или навязанными представлениями о ребенке, ориентируйтесь на него самого и скорее всего в будущем чтение не будет вызывать у вашего ребенка сложностей.

Дарья Рощеня

Источник: Православный журнал «Фома»

Источник: https://azbyka.ru/deti/ne-zastavit-a-privit-lyubov-k-chteniyu

Как воспитать у детей любовь к чтению

«Что сейчас происходит с детьми? Они совсем не хотят читать», ‒ сетуют учителя начальной школы, обеспокоенные тем, что школьники мало и неохотно читают. Родители тоже жалуются, что порой приходится с трудом усаживать за книгу ребенка.

Отчасти такую ситуацию можно объяснить тем, что ребят окружает множество гаджетов, которые заменяют им книги, общение. Но нередко виноваты сами взрослые, так как не придают значения своевременному воспитанию у ребенка интереса к литературе.

Зачем нужно как можно раньше прививать у детей любовь к книге? 

Доказано, что чтение имеет большое значение для человека, так как только при помощи чтения можно полноценно развить интеллект, сформировать умение связно излагать мысли, стать интересным собеседником. Постоянное чтение расширяет кругозор, углубляет знания об окружающем мире.

Поэтому родителям важно знать, когда учить читать своего ребенка и как привить любовь к чтению.

Причины нежелания читать у детей

Специалисты утверждают, что нет готовых рецептов, которые бы заставили школьника полюбить книгу. Однако каждый родитель всегда может найти подход к своему ребенку, используя определенные средства. Главное условие ‒ работу с книгой надо начинать как можно раньше.

Например, в педагогической практике определяется возраст 4-5 лет, когда уже можно учить малыша читать. В этом возрасте сформирован артикуляционный аппарат, развивается произвольность психических процессов, обнаруживается интерес к звуковой культуре речи, имеется определенный опыт в окружающем мире.

Учитывая все это, можно своевременно сформировать мотивацию к чтению и добиться того, чтобы дети полюбили книгу. 

Наблюдения психологов свидетельствуют, что у многих школьников не развивается желание читать из-за неправильных действий родителей:

  • взрослые сами читают мало и неохотно;
  • насильно навязывают книгу ребенку;
  • заставляют читать, когда школьник не расположен к этому;
  • при покупке книг не учитывают интересы ребенка;
  • не придают должного значения обустройству книжного уголка;
  • не прививают детям опыт совместного чтения, когда родители в эмоциональном плане могут воздействовать на них, прививая любовь, интерес к чтению.

Важно! Родителям стоит проявить самое серьезное внимание к домашнему чтению. Надо помнить, что своим неправильным поведением они могут вызвать у детей стойкое нежелание читать.

Средства, помогающие родителям приобщить ребенка к чтению

Прежде чем выбирать средства, эффективно воздействующие на ребенка, надо понимать, в каких условия он растет и развивается. Если семья читающая, мама с папой проводят значительную часть времени с книгой, ребенок постоянно видит положительное отношение родителей к чтению – это одно направление.

Первое направление

В этом случае можно рекомендовать:

  • совместный подбор книг для домашней библиотечки;
  • домашние субботние чтения с обсуждением прочитанного;
  • экскурсии на книжные ярмарки, выставки, встречи с писателями;
  • создание ситуаций, когда ребенок без принуждения согласится почитать, например, «не успела дочитать страницу, прочти мне, пожалуйста, пока я готовлю ужин»;
  • организовать дежурство по книжному уголку с поощрительным призом (в семье с несколькими детьми предложить поочередно наводить порядок в книжном уголке, следить за пополнением библиотечки);
  • изготовление самодельных книжек с нарисованными картинками для подарка друзьям, родственникам;
  • запись в близлежащую библиотеку.

Игра является ведущей деятельностью у дошкольников, пока важна и для младших школьников наравне с учением, поэтому целесообразно использовать игровые моменты: предложить детям настольные игры, по правилам которых обязательно надо прочитать какой-либо текст. Это могут быть различные лото: «Времена года», «Домашние и дикие животные»; сюжетные разрезные картинки с текстом по любимым сказкам, мультфильмам. 

Хорошо помогают дидактические (обучающие) игры по типу «В гости к сказочным героям» (вспомнить сказку или героя по фрагменту из нее); мнемотаблицы (зашифрованная книжка, которую ребенок должен отгадать); ребусы и пиктограммы с названием любимых книг.

Второе направление

Если же в семье нет места книге, родители большую часть времени проводят за компьютером, то и ребеночек тоже не будет читать. Поэтому в этом случае нужно выбрать средства, которые помогут исправить ситуацию:

  • взрослые должны сами «подружиться» с книгой и стать примером для ребенка;
  • выделить место для обустройства книжного уголка;
  • ежедневно читать вслух, даже если вначале это будет чтение перед сном;
  • вместе с ребенком устраивать ежемесячные походы в книжный магазин, где совместно выбирать детскую книгу с яркими иллюстрациями;
  • взрослому предварительно прочесть детское произведение и заинтриговать свое чадо интересным сюжетом;
  • использовать игровые ситуации, например, «День рождения у любимой игрушки, подарим ей книжку», «Заболела наша книжка, изорвал ее братишка» (починка книг), «Книжкина неделя» (играем и читаем только книги).

Важно! Заинтересованность и творчество родителей помогут им самим придумать множество средств, направленных на воспитание у детей любви к чтению.

Что нужно знать о методиках развития интереса к чтению?

Методика обучения предлагает специальные приемы, помогающие развивать у ребятишек навыки чтения с желанием читать. Специалисты обращают внимание на такие интересные методики, как:

  1. Обучение чтению по Кассилю: родитель подбирает интересную книжку и читает ребенку, потом резко останавливается на интересном месте, ссылаясь на нехватку времени. Ребенок, увлекшись сюжетом, пробует сам дочитать. Взрослый поощряет его и предлагает вариант поочередного чтения «строчку я, строчку ты».
  2. Методика Искры Даунис: утром малыш находит письмо от любимого сказочного героя, в котором написано, что он хочет дружить с ребенком и присылает ему подарок, находящийся в определенном месте. Так начинается регулярная переписка с описанием интересных событий из жизни семьи (походы цирк, поездки с родителями и прочее), что развивает у ребенка читательские навыки.
  3. Методика древнего народа, суть которой заключается в том, что ребенку разрешается читать за хорошее поведение, так как чтение – это праздник.

Если какие-либо методики заинтересовали родителей, с ними можно более подробно ознакомиться на специальных сайтах.

Советы специалистов

Если родителям сложно углубляться в специальные знания, им помогут актуальные приемы, эффективно используемые в семейном воспитании.

  • Чтобы чтение стало нормой для дошколят и младших школьников, оно должно стать образом жизни всей семьи.
  • Книжки подбираются, исходя от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Сначала малышу покупаются специальные книжки-малышки с пластиковыми страницами. В дошкольный период количество увеличивается, меняется содержание и материал. Яркие, красочные иллюстрации, крупный шрифт способны привлечь внимание дошколят. К школе у будущего первоклассника должна быть солидная детская библиотечка.
  • Использовать разные приемы чтения: читать по ролям; поочередно (начинает взрослый, продолжает ребенок); заинтересовать загадкой: «Я загадаю героя, а ты в тексте найди его описание»; заинтриговать сюжетом, остановившись на самом интересном месте.
  • Устраивать театрализованные представления по мотивам сказок на семейных праздниках, днях рождения, когда ребятишкам нужно выучить свою роль.
  • Когда младший школьник научится читать довольно сносно, обязательно перейти к отработке выразительного чтения с интонациями, логическими паузами, что тоже немаловажно для формирования любви к чтению. Ведь чаще всего трудности, встречающиеся на пути ребятишек, не дают им возможности полюбить чтение.

По мнению психологов, период привития любви к чтению достаточно короткий: начиная с дошкольного возраста до 9 лет (обучение в начальной школе), а дальше делать это будет чрезвычайно трудно. Поэтому родителям не стоит надеяться только на работу дошкольного учреждения или школы, так как задача по воспитанию своего читающего чада ложится именно на них. 

Источник: https://myintelligentkids.com/kak-vospitat-u-detej-lyubov-k-chteniyu

Как привить ребенку любовь к чтению? 12 полезных советов

Вам повезло, если в семье растет так называемый «книжный» малыш, которого не нужно уговаривать прочитать пару страниц. Уже с раннего возраста его привлекает волшебный мир книг. Сначала ребенку нравятся яркие картинки, затем завораживают буквы, которые можно сложить в слова.

Но что делать с теми малышами, кого не интересуют книжки? Как привить крохе любовь к чтению? Если вы хотите, чтобы ваше чадо предпочло компьютеру или телевизору хорошую книгу, наша статья для вас.

Современные родители все чаще задумываются над тем, как заставить своих отпрысков читать книги, в то время как они заняты компьютерными играми или просмотром мультфильмов. Однако психологи уверены, что заставлять ребенка бесполезно, поскольку само это слово подразумевает что-то нехорошее и неинтересное.

Правильная постановка задачи – заинтересовать детей читать книжки.

В непростом деле воспитания читающего человека необходимо привить любовь к литературе еще в детстве, дать понять малышу, что чтение является чрезвычайно увлекательным и интересным процессом, приносящим немало удовольствия чтецам.

В чем польза книг для ребенка?

Прежде всего, поговорим, для чего вообще нужна детская литература, есть ли польза от книжек для маленького слушателя. Педагоги и психологи уверены, что книги:

  • развивают интеллект и расширяют детский кругозор. Малыши пока знают очень мало, а сказочные истории в мамином или бабушкином исполнении пополняют багаж знаний;
  • развивают речь, поскольку ребенку легче запоминать новые слова, понимать их значение;
  • учат детей таким необходимым социальным чувствам, как сострадание, умение сопереживать, готовности прийти на помощь (стихи А. Барто, русские народные сказки).

Кроме того, если вы превратите чтение в ежевечерний ритуал, то привнесете в жизнь детей определенную стабильность. Книголюбы вырастают в том случае, если дети с рождения слышат голоса родителей, читающих стихи или сказки.

Мы собрали несколько полезных советов от специалистов и опытных родителей, которые обязательно помогут вам приучить вашего ребенка к чтению книжек.

  1. Самое главное и действенное правило – читайте сами. Если родители будут любить книги, собирать домашнюю библиотеку, читать с удовольствием, значит, малыш начнет вам подражать. Не стоит недооценивать значимость родительского примера.
  2. Постарайтесь познакомить кроху с литературой с раннего детства. Начинать можно с книг, состоящих почти целиком из картинок, с моющихся книжек для младенцев, затем переходите к простым стихотворениям, потешкам. Лишь после года необходимо открывать сказки.
  3. Грудничкам лучше читать плавным, размеренным голосом, так они проще воспринимают услышанное. Деткам постарше родители могут читать выразительно, «в лицах».
  4. Выбирайте подходящее время для чтения – ребенок должен быть спокойным, заинтересованным. Не стоит отвлекать его от игры и заставлять слушать, если он не хочет. Чтобы малыш захотел читать, старайтесь вызывать у него только положительные эмоции от книг.
  5. Не забывайте разговаривать с подросшим чадом о прочитанной литературе: интересуйтесь его мнением о сюжете и персонажах, спрашивайте, что ему больше всего понравилось. В этом случае ребенок скорее научится анализировать.
  6. Книга для вас важнее телевизора и компьютера? Тогда постарайтесь расставить приоритеты – ограничьте время пребывания за экраном. И все же без высоких технологий сейчас не обойтись. Русские сказки, произведения отечественных и зарубежных писателей все чаще можно найти в аудиоформате.
  7. Не забывайте рассказывать ребенку об авторах, чьи книги он слушает или читает. Возможно, он захочет прочитать и другие произведения полюбившегося сказочника. Еще один прекрасный способ – просмотр спектакля или фильма по понравившейся истории.
  8. Пробуйте растягивать удовольствие от произведения на несколько дней. Нетерпеливый малыш захочет узнать, что произойдет с любимым персонажем дальше. Однако не стоит сразу же удовлетворять детское любопытство. Ненавязчиво объясните, что когда он научится читать, то быстрее узнает о сюжетных перипетиях.
  9. Обязательно ходите с ребенком по книжным магазинам, чтобы он сам выбирал себе книги. Не огорчайтесь, если он поначалу станет выбирать комиксы, а не полезные, по вашему мнению, книги. Ваша задача на данном этапе – привить интерес к чтению, а потом можно будет понемногу заинтересовывать малыша другой литературой.
  10. Не отказывайте детям, если они уже умеют читать, но иногда просят, чтобы родители им почитали. В этом случае у вас есть возможность приобщить малыша к тем литературным произведениям, с которыми вы хотели бы его познакомить.
  11. Еще одно важное правило – нельзя заставлять детей читать. Чрезмерная навязчивость родителей зачастую приводит к тому, что ребенок вообще откажется от книг. Также не следует критиковать его чтение и сравнивать достижения с успехами сверстников.
  12. Кроме того, не стоит считать книжки единственным и самым лучшим средством интеллектуального развития. Помимо литературы в жизни малыша должны присутствовать подвижные и настольные игры, обычная возня с друзьями, прогулки в парк и походы в зоопарк, кинотеатр, цирк.

Что читать маленькому ребенку?

При выборе книг, прививающих любовь к чтению, ориентируйтесь на возраст малышей. Если кроха не сможет понять то, что вы ему читаете, то не станет даже слушать вас.

Для самых юных слушателей подойдут короткие стихотворения об игрушках, сказки про зверей.

Предпочтение следует отдавать тем волшебным историям, в которых персонажи повторяют одно и то же действие («Теремок», «Колобок»). Трехлетним деткам можно уже читать сказки, рассказывающие о самых невероятных чудесах.

Конечно, такое деление достаточно условно, однако оно отвечает психологическим особенностям малышей и может стать ориентиром при подборке детской литературе. Предлагаем примерный список, на который вы можете ориентироваться при создании собственной библиотеки.

Книги для детей в 1-2 года:

  • русские сказки – «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Курочка Ряба» и пр.;
  • потешки во время гигиенических процедур – умывания, купания, массажа;
  • Агния Барто – «Ути-ути», «Зайка», «Лошадка», «Бычок» и т.д.;
  • Борис Заходер «Мишка-Топтыжка»;
  • Стихи Валентины Берестовой, Ирины Токмаковой, Самуила Маршака;
  • Лев Толстой «Три медведя».

Книги для детей в 2-3 года:

  • народные сказки – «Гуси-лебеди», «Два жадных медвежонка», «Каша из топора» и пр.;
  • Владимир Сутеев – «Мышонок и карандаш», «Яблоко», «Под грибом», «Мешок яблок» и др.

    ;

  • Софья Прокофьева «Машины сказки»;
  • сказки в стихах Корнея Чуковского – «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха»;
  • Григорий Остер – «Попался, который кусался», «Как гусёнок потерялся», «Он попался», «Котёнок по имени Гав»;
  • стихи Елены Благининой и Эммы Мошковской;
  • Самуил Маршак «Сказка об умном мышонке»;
  • сказки Геннадия Цыферова.

Самое важное в книжках для самых маленьких деток – это, безусловно, картинки. Если взрослые с помощью воображения могут представить героев и обстановку по описанию, то малышам необходимо видеть иллюстрации.

Отдавайте предпочтение книгам, в которых изображения занимают около 70% от всего содержимого страниц.

Не стоит заставлять детей читать, направьте все свои родительские усилия на то, чтобы привить детям интерес и любовь к чтению и книгам. Постарайтесь превратить взаимодействие с книжкой в увлекательнейшую игру, хорошую привычку и интересный досуг.

Если у вас это получится, значит, можно не сомневаться, что ваше чадо предпочтет взять в руки книгу, а не потянется к компьютерной мышке.

Введите 1-й день цикла:

перейти к результату

Введите:
результат ХГЧ

Ваш срок 7 дней8 дней9 дней10 дней11 дней12 дней13 дней14 дней15 дней16 дней17 дней18 дней19 дней20 дней21 день22 дня23 дня24 дня25 дней26 дней27 дней28 дней29 дней30 дней31 день32 дня33 дня34 дня35 дней36 дней37 дней38 дней39 дней40 дней41 день42 дня

перейти к результату

Источник: http://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/kak-privit-rebenku-lyubov-k-chteniyu

Студиорум
Добавить комментарий