Особенности дистанционного высшего образования

Особенности дистанционного обучения в системе образования

Особенности дистанционного высшего образования

В данной статье рассмотрены особенности дистанционного образования, его место и роль в современном образовательном процессе. Особое внимание уделено правовому регулированию дистанционного образования.

Ключевые слова:образование, дистанционное обучение, электронная информационно-образовательная среда, принципы дистанционного образования, доступность обучения.

Современный этап реформирования в России не оставил без внимания такое направление в социальной политике как образование. Изменения коснулись не только структуры образовательных учреждений, но и самого подхода к образованию. В свете этих изменений появились новые возможности получения образования, вошли в обиход такие понятия как «электронное образование», «дистанционное образование» и др.

Дистанционное образование (distance education) сегодня прочно вошло в мировую педагогическую практику. Оно возникло из «образования по телевидению» на Западе, заочного образования и образования по переписке.

Получило широкое распространение с 70-х годов, когда в Лондоне был образован Британский Открытый университет (1969 г.). Оно стало результатом инновационных перемен в системе высшего образования.

В России дистанционное образование обогатилось современными достижениями в области педагогики, психологии, эргономики, информатики и информационных технологий и средств коммуникации.

Дистанционное образование выступает в качестве одного из социальных механизмов, способствующих адаптации общества к новым условиям жизнедеятельности.

Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к множеству источников, содержащих учебную информацию наравне, а порой и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Новые электронные технологии, доступные через глобальную сеть Интернет, не только способны обеспечивать активное вовлечение обучающихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом, в отличие от большинства традиционных учебных сред.

В последние годы дистанционное образование в России получило интенсивное развитие. Министерством образования и науки РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования.

Главное достоинство дистанционного обучения — доступность для любой категории студентов, в том числе тех, для кого традиционная форма получения образования недоступна в силу объективных причин.

Речь идет о людях с ограниченными возможностями, военнослужащих, лиц осужденных к ограничению и лишению свободы, тех, кому необходимо совмещать работу и учебу, проживающих в отдаленных регионах Российской Федерации с небольшим выбором вузов, людях, желающих обучаться в престижном вузе, но не имеющих достаточных средств или времени.

Важным преимуществом дистанционного обучения является самостоятельное планирование интенсивности и нагрузки, возможность заниматься дома.

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] (далее по тексту новый Закон об образовании).

В новом Законе об образовании выделены отдельные нормы, посвященные использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе, даны понятия электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Указанными изменениями, в частности, установлено, что при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от их местонахождения. Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В настоящее время к обучению предъявляются все новые высокие требования, диктуемые быстрым развитием технических возможностей.

Базовыми принципами, на основе которых создаются системы дистанционного образования, являются:

–          доступность обучения. В условиях постоянной занятости процесс обучения должен начинаться когда угодно (когда есть время); длиться сколько угодно (сколько есть времени); он может быть внезапно прекращен или прерван и продолжен с любого места. Необходимо учитывать субъективные особенности обучаемых: начальные знания, специфику освоения материала и т. п.;

–          использование большого количества справочной информации в качестве дополнительной. В случае, если пользователь не учитывает эту информацию, она ему предоставляется именно как смежная, находящаяся в определенных связях с вопросом, непосредственно интересующим обучаемого;

–          использование новых форм представления и организации информации, обеспечивающих максимальную степень ее восприятия. Среди них — использование различных способов представления текста, видео, графики, анимации, звукового сопровождения, то есть средств «мультимедиа».

Также используется нелинейная форма организации материала, при которой его единицы представлены как система возможных переходов и связей между ними, дающая возможность адекватного представления различных аспектов предоставляемого материала.

Все это позволяет в максимальной степени обеспечить адаптивность обучения;

–          достоверность сертификации знаний. В системах дистанционного образования при сертификации знаний очного контакта, как правило, не существует. Соответственно и методики сертификации знаний имеют существенные отличия от методик, используемых при очном обучении.

Наиболее распространенными при дистанционном обучении являются методики, основанные на тестировании.

И актуальной при этом становится проблема оценки знаний при отсутствии очного контакта, когда нет гарантий того, что экзамен сдал непосредственно обучающийся, а не кто-то другой.

К числу организационных форм обучения относятся: лекции, практические, лабораторные, семинарские занятия, курсовое и дипломное проектирование, консультации и т. п. Одной из основных форм получения знаний является самостоятельная работа.

Поэтому применение современных технических средств, особенно при обучении дистанционно, может иметь достаточно высокую эффективность, если учащийся имеет возможность оперативно получать рекомендации преподавателя, планы подготовки и сдачи зачетов и экзаменов и т. д.

Итоговый контроль знаний в дистанционном обучении имеет определенную специфику: преподаватель должен быть уверен, что на другом конце телекоммуникационной цепочки находится именно тот человек, который претендует на получение не только определенных знаний, но и документа об освоении образовательной программы, что вызывает определенные проблемы, которые могут быть решены с помощью визуализации процесса.

На сегодняшний день существует множество различных систем дистанционного обучения, из всего многообразия Ухтинский государственный технический университет выбрал для использования систему Moodle.

Система дистанционного обучения Moodle предназначена для организации обучения Online в сетевой среде с использованием технологий Интернет. Программный комплекс «Moodle» является специализированной системой управления учебным процессом (Learning management system — LMS).

Система Moodle относится к программному обеспечению, которое свободно распространяется, что в свою очередь позволяет снизить финансовые расходы. Вследствие чего, дистанционное образование значительно дешевле традиционного образования.

Как показал всероссийский эксперимент в области дистанционного образования выигрыш составляет от 10 до 25 % затрат, предусмотренных при традиционной форме обучения.

Тенденция к снижению затрат на дистанционное образование будет тем значительнее, чем больше будет массив обучающихся по дистанционной форме.

Система Moodle обеспечивает многообразие процедур обучения On-line, комбинированием которых может быть организовано эффективное обучение в образовательной организации. Кроме того, интерфейс системы интуитивно понятный, что обеспечивает включение в работу с первых минут появления на сайте.

Важным достоинством системы Moodle является то, что преподаватель самостоятельно создает курс, исходя из специфики преподаваемой дисциплины, уделяя внимание необходимым компонентам.

К примеру, для курса по дисциплине «Правоведение» неотъемлемыми (как и для многих других курсов) являются лекции и практические задания, однако не менее важным является модуль Глоссарий, который позволяет преподавателю создать список определений, подобный словарю. Записи могут быть просмотрены в различных форматах.

Глоссарий также позволяет преподавателю экспортировать записи из одного глоссария в другой в пределах одного курса. Также можно автоматически создавать ссылки на эти записи в пределах курса.

Плюсом системы Moodle является возможность проведения проверочных работ, тестирования, результаты которых автоматически попадают в электронные журналы обучающихся. Вопросы теста могут быть разными: в закрытой форме (множественный выбор), с выбором «верно/ неверно», на соответствие, предполагать короткий текстовый ответ, а также числовой или вычисляемый.

Все вопросы хранятся в базе данных и могут быть впоследствии использованы снова в этом же курсе (или в других). Статистика по всем попыткам пройти то или иное тестирование доступна преподавателю в кратком и подробном варианте. Более того, преподаватель может самостоятельно настроить вариант проведения испытания, вводя необходимую информацию для теста.

Однако в ходе изучения возможностей системы дистанционного образования Moodle был выявлен недостаток, который присущ всем системам дистанционного образования: при наличии контроля посещаемости обучаемого система не в состоянии зафиксировать факт, сам ли обучаемый пользовался системой или это по его логину и паролю сделал кто-то другой. В связи с этим встает вопрос определения онлайн личности обучаемого при работе с системой.

Дистанционное обучение становится все более востребованным, имеет множество достоинств и, следовательно, будет развиваться. Для его развития современная система образования имеет все возможности, как в техническом, так и в интеллектуальном плане. Но нельзя забывать о недостатках дистанционного обучения, которые должны быть устранены в процессе его развития и совершенствования.

Литература:

1.      Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 25.11.2013) // Собрание законодательства РФ, 2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.

2.      Анисимов, А. М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle // http://cde.ugtu.net/mod/resource/view.php?id=3296

3.      Шабанов, А. Г. Дистанционное обучение в условиях непрерывного образования: проблемы и перспективы развития: Монография. — М., 2009. — 284 с.

Основные термины(генерируются автоматически): дистанционного образования, дистанционного обучения, системы дистанционного образования, дистанционных образовательных технологий, дистанционное образование, регулированию дистанционного образования, электронного обучения, особенности дистанционного образования, принципы дистанционного образования, Особенности дистанционного обучения, и становление дистанционного образования, дистанционного образования выигрыш, преимуществом дистанционного обучения, В системах дистанционного образования, доступность обучения, получения образования, Преимущества дистанционного образования, системам дистанционного образования, Система дистанционного обучения, о недостатках дистанционного обучения.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5613/

Сущность и особенности дистанционного обучения

Сущность и особенности дистанционного обучения

Дистанционноеобучение -это способ получения знаний, формированиянавыков и умений, основанный наинтерактивном взаимодействии обучаемогос компьютером.

При этом администрированиепроцесса обучения максимальноавтоматизировано, взаимодействиеобучаемых и тьюторов (наставников илипреподавателей) осуществляется восновном при помощи различных каналовкоммуникации, но без личного общения.

Для человека самостоятельно выбирающегодистанционную форму обучения решающимфакторами являются свобода выборавремени и места обучения, выбора предмета,специальности и обучающей организации.

Таким образом, с этой точки зрениясущность дистанционного обучения можновыразить следующими предложениями:

– возможность учиться в выбранной учебнойорганизации не зависимо от ее местоположенияи местонахождения обучаемого;

– получение информации в необходимом вданный конкретный момент количестве вудобное время в любой точке земногошара;

– возможность многократного возвращенияк учебному материалу практически безограничений.

Несколько иная точка зрения у человека,которому дистанционное обучениенавязано. Возможно, в данную категориюпопадают люди, которые по корпоративнымтребованиям должны постоянно илипериодически проходить различныетренинги, выполнять кейсы или которыепытаются повысить свой уровень знаний,но кроме дистанционной формы обучения,других возможностей получить знания –нет.

Если дистанционная форма обученияявляется вынужденной, то с точки зренияобучаемого процесс можно описать такимобразом:

– есть необходимость в повышении уровнязнаний, получении некоторых навыкови/или умений, но сам факт того, что нетявного контроля или постоянного надзораза процессом, то это может явиться камнемпреткновения в эффективности такогообучения;

– для некоторых категорий обучаемыхполучение образования посредствомкомпьютера является непривычным и даженеприемлемым;

– ну и самый важный фактор – этосамоорганизация. Если ее нет, то обучаемомусложно будет пройти программу обучениядо конца. Здесь, правда, надо не забыватьвлияние корпоративной культуры илиуправляющей системы компании, котораяобеспечивает обучение.

Взгляд работодателей на дистанционноеобучение достаточно типичен. В основномон затрагивает следующие аспекты:

– сокращение затрат на подготовкуперсонала (хотя создание и наполнениесистемы дистанционного обучения требуетсущественных затрат);

– распространение стандартизованныхзнаний среди значительного количествасотрудников;

– создание и накопление высококачественныхзнаний. Если работодатель уделяетдолжное внимание созданию учебногоконтента, то его качество будет на самомвысоком уровне.

Основные особенности дистанционногообразования это то, что источники знанийэто информационные ресурсы, существующиев телекоммуникационной среде, напримеравтоматизированные информационныесистемы, базы данных, компьютерныепрограммы и другие.

Характерные особенности дистанционногообразования, которые отличают его оттрадиционной системы обучения,представлены ниже:

– гибкость обучения – это удобно длястудентов, которые уже работают, т.е.каждый обучающийся может учиться столькосколько ему необходимо, чтобы освоитькурс дисциплин по выбранной специальности;

– модульность, т.е. в основе дистанционногообучения лежит модульный принцип,который позволяет изучать ту или инуюдисциплину блоками (модулями);

– экономическая эффективность, т.е.получение дистанционного образования,выходит намного дешевле, чем получениеобразования при традиционной системеобучения;

– новая роль преподавателя, он координируетпроцесс обучения, а также преподаваемыйкурс, проводит консультированиестудентов, т.е. на него возлагается рольтьютора;

– специальные формы контроля, которыевключают в себя дистанционные экзамены,тестирование и другие;

– использование специализированныхкомпьютерных технологий.

Главной особенностью дистанционногообучения является то, что в его основележит самостоятельное обучение. Студентыдолжны уметь самостоятельно работатьс предоставляемой им информацией, причем в удобное для них время.

Особенности дистанционного образованияпрослеживаются и в организации процессаобучения. При получении образования поэтой форме и преподаватели, и студентыдолжны владеть интернет технологиями.Нет необходимости студентам выезжатьпо месту учебы, они могут обучаться,находясь в любом городе, регионе, и дажестране.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5795257/page:2/

Особенности бесплатного заочного образования в РФ

В Российской Федерации существует вариант  получить  заочное образование бесплатно. Абитуриенты должны обстоятельно готовиться к вступительным экзаменам, если хотят попасть на бюджетные места.

Однако желающих довольно много, и получить бесплатные знания совсем непросто. При поступлении может помочь только мегастарательная подготовка и чтение дополнительной литературы.

Место достается тому, кто набрал необходимое количество баллов.

Насколько качественно заочное высшее?

Бытует  устойчивое мнение, что заочное образование не дает необходимых знаний, которые позволят человеку в дальнейшем претендовать на высокооплачиваемую должность.

Подобная позиция сложилась после того, как в РФ появилось большое число негосударственных вузов без аккредитации, выдающих не диплом, а, по сути, бесполезную бумажку.

 К сожалению, недобросовестных и безответственных  в сфере образования хватало. Но к счастью, их время уже прошло.

Министерство образования не только следит за соблюдением законодательства учебными заведениями, но и делает  значительный акцент в сторону повышения качества обучения студентов-заочников. Отсеивая малоэффективные вузы, государство делает большой шаг к установлению мощного образовательного ориентира.

Тем не менее, именно из-за таких университетов определенный процент россиян убежден, что заочное образование не имеет полноценной основы и совсем неэффективно.

Что на это ответить? Практика доказывает: в  ведущих  вузах страны  заочная форма образования в несколько раз эффективнее, чем дневная в вузах  «средней  престижности». Качество поднимается пропорционально индивидуальной установке студента.

 Дипломы недисциплинированного и ленивого выпускника не будут стоить ничего при устройстве на престижное место.

Методы подачи материала постоянно совершенствуются. Высшие учебные заведения находят оптимальные пути предоставления качественного знания. Сегодня разница между очной и заочной формой стремительно нивелируется.

Во главу угла ставится дисциплинированность и серьезность самого студента, стремящегося получить долгожданное образование.

Работодатели охотно принимают студентов заочного подразделения, если те проявили желание практиковаться. 

Шансы поступитьна бюджет

Министерство образования ежегодно определяет ограниченное число бюджетных мест в вузах. Государственные структуры сами оплачивают бюджетникам стипендию. Количество мест для очной и заочной формы отличаются. Для последних предусмотрено значительно меньшее количество.

Если вуз требует внести плату за услуги, это означает, что льгот здесь практически нет. Стоимость определяется набором предметов и насыщенности самого образовательного цикла. Шанс на бесплатное заочное обучение остается, но он совсем мал.

Конкурс на места в этом случае огромный.

Преимущества заочной формы

Большая мотивация получить знание является ключевым компонентом для успешного поступления. Многие люди учатся дистанционно, параллельно  работая. Заочная форма отличается следующими преимуществами:

  1. Студент получает задание дистанционно. Таким же образом он отсылает решение в проверяющую комиссию. Учебное заведение он посещает только два раза в год.
  2. Если абитуриент поступил на платное отделение, обучение стоит дешевле.
  3. У заочника гибкий график обучения.
  4. Студент может совмещать работу и обучение, что дает возможность сразу применять знания на практике.
  5. Большинство людей, получающих заочное образование, делают целенаправленный и обдуманный шаг по карьерной лестнице, что отличает их от недавних школьников, которые чаще делают это под давлением родителей.

В дипломе об окончании практически не наблюдается отличий между двумя формами обучения. Заочники прослушивают лекции, получают темы для семинаров и варианты контрольных заданий. Через полгода студенты сдают зачеты и экзамены. На закрытие зимних долгов дается декада, для летних срок продлевается до 30 дней.

Многое из учебных материалов заочникам придется находить самостоятельно. Однако они не ограничены временными промежутками и необходимым присутствием на лекциях.

Сложности обучения на заочной форме

Существует распространенное мнение, что заочное обучение в разы проще дневного. Во время семестров студенты-заочники редко посещают вуз, поскольку работают по специальности и, якобы, могут рассказать преподавателю намного больше, чем тот ожидает. Но  такое бывает не всегда и не у всех.

Жизнь заочника усложняется в период сессии, так как необходимо совмещать работу и сдачу зачетов. Многие, особенно  живущие в городе , где расположен вуз,  просто «разрываются» между  учебой и работой, стараясь уделить внимание и одному,  и другому.  Так  выматывать себя необязательно: в законодательстве есть пункт, разрешающий получить учебный отпуск студентам.

Для этого  руководителю необходимо представить справку-вызов с места учебы. В конце сессии  в деканате подтверждают, что студент присутствовал в вузе.

Все контрольные и курсовые задания заочников должны оформляться по ГОСТу. Они печатаются или пишутся рукой на листах А4. Рефераты и доклады, сделанные не по правилам, отправляются на переработку. Во время экзаменов студент обязан иметь при себе паспорт и зачетную книжку. Чтобы получить право повторной сдачи, необходим специальный допуск из деканата.

Советы по выбору вуза с бесплатной заочной формой обучения

Людям желающим обрести качественные знания, необходимо обратить внимание на учебные заведения с проверенной репутацией. Лучшим вариантом для заочников становятся экономические или технические вузы. Университеты психологического или социологического  направлений чаще не способны дать высокого качества знаний.  

Чтобы сделать правильный выбор, необходимо тщательно изучить предлагаемые образовательным учреждением возможности, его учебную базу ( в частности библиотеки – стандартную и электронную).

Перспективные вузы обладают собственной наработанной методикой подачи материала. Эти пособия существенно сокращают время, которое тратится на подготовку к зачетам и экзаменам.

К тому же наработанная база вносит корректную позицию всего преподавательского состава. Это помогает студентам, выбравшим гуманитарный профиль.

Лучшие заочные вузы столицы

Сегодня каждый человек, обладающий большим желанием, имеет право на бесплатное заочное обучение в Москве, Новосибирске, Санкт-Петербурге и других больших городах РФ.  Ниже представлен список популярных учебных организаций столицы, дающих качественное дистанционное образование.

  • РГГУ (гуманитарный университет) – основан в 1930 г, имеет бюджетные места и общежитие, есть возможность приобретения второго высшего с применением дистанционных технологий;
  • РЭУ им. Плеханова – экономический вуз, предлагает те же условия, что и первый;
  • МГУТУ им. Разумовского – технический университет, основанный в 1953 г., есть заочная форма с применением дистанционных технологий.

Заочное образование высоко ценится людьми, желающими повысить уровень собственной квалификации. Оно позволяет совмещать рабочую деятельность и получение знаний. Сегодня работодатели обращают внимание не на форму обучения, а на индивидуальные качества, подтверждающие демонстрируемый диплом.

Источник: http://www.ecvdo.ru/states/osobennosti-besplatnogo-zaochnogo-obrazovaniya-v-rf

Реферат: Особенности и перспективы дистанционного образования

Реферат: Особенности и перспективы дистанционного образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

Кафедра естественнонаучного образования

Реферат

Особенности и перспективы дистанционного образования.

Студентка Арсентьева Александра

Научный руководитель Коршунова Наталья Леонидовна

г. Уссурийск 2014 г

Введение

Преимущества дистанционного обучения

Методологическая база ОДО

Системы контроля

Перспективы дистанционного обучения

Заключение

Литература

Введение

В последнее время в образовательной среде наблюдается тенденция развития дистанционных форм получения образования. Многие высшие учебные заведения начинают предлагать возможность получения как первого, так и второго высшего образования или повышения квалификации.

Со вступлением России в ВТО сектор рынка образовательных услуг станет еще более насыщенным за счет иностранных высших образовательных учреждений, получающих возможность функционировать на территории РФ.

При этом стоит особо отметить в иностранных ВУЗах сильно развитую структуру именно дистанционного обучения.

Поэтому развитие дистанционных форм в российских институтах и университетах является актуальным и перспективным направлением, что при современном уровне развития технологий вполне реализуемо и соответствует современной тенденции развития рынка образовательных услуг.

Несомненно, возникает закономерный вопрос о необходимости внедрения дистанционных технологий при существующей системе высшего образования в России.

Преимущества дистанционного обучения

Главным преимуществом дистанционной формы обучения (по сравнению с дневной, очно – заочной и заочной формами) является возможность предоставления образовательных услуг для неограниченного числа студентов без необходимости обеспечения образовательного процесса лекционными аудиториями, а также затратами, связанными на размещение обучаемых. В этом случае обучение ведется на расстоянии с помощью современных интерактивных технологий. Такая форма обучения позволяет получить знания, например, без отрыва от производства или людям, проживающим в удаленных от областных центров населенных пунктах.

https://www.youtube.com/watch?v=C8vYDUPEiQY

Главным недостатком дистанционной формы обучения можно считать отсутствие непосредственного контакта между студентом и преподавателем.

Однако, этот недостаток может быть достаточно легко устранен путем организации консультационных лекций с помощью современных телекоммуникационных, интерактивных и информационных технологий.

Все вышесказанное относится к дистанционным формам обучения, однако развитие систем интерактивного обучение может в значительной степени повысить уровень образования дневной формы обучения.

Рассмотрим примеры положительного применения дистанционного образования для Высшего учебного заведения.

. Развитые системы интерактивного обучения могут быть применены для привлечения абитуриентов. Примером тому может служить многолетняя практика Московского Физико – Технического Института (МФТИ), где абитуриенты, начиная с 8-ого класса, имеют возможность получать дополнительные знания в заочной школе по математике и физике.

Таким образом, институт целенаправленно подготавливает кадры для поступления и повышает уровень подготовки абитуриентов по основным направлениям и специальностям. 2. Элементы дистанционного образования могут быть с успехом внедрены в различных формах в учебный процесс для студентов дневной формы обучения: а) в виде теоретического тестирования.

В этом случае в конце занятия каждому студенту выдается тестовое задание, содержащее от одного до двух десятков вопросов.

Группы дидактических единиц и, тем самым, корректировать подачу материала, вводя дополнительные примеры или делая акцент на наиболее трудные для освоения моменты. Следует отметить, что тестовые задания не должны содержать в себе задач, требующих больших и трудоемких вычислений. Вопросы должны содержать в себе определения и задачи на понимание, с подобранными числовыми значениями.

Главной задачей такого контроля является выявление «пробелов» в знаниях студентов. Кроме того, подобное тестирование поможет подготовить студентов к аттестационным тестированиям.

б) в виде обучающих порталов и видео-электронных лабораторных работ. Во многих лабораториях Высшего учебного заведения демонстрационные стенды представляют собой комплекс лабораторных работ, требующих непосредственную наладку перед проведением занятия. В этом случае теряется мобильность проведения лабораторных работ с течением времени.

Примером тому может служить необходимость переналадки испытательных установок для учебных групп, обучающихся по разным образовательным программам. Особенно остро этот вопрос встает при проведении лабораторных работ с филиалами, для которых приходится проводить согласование времени переналадки и проведения лабораторных работ.

Создание лабораторных работ в электронном виде позволит обеспечить дополнительное практическое обеспечение учебного процесса. При внедрении современных информационных технологий в учебный процесс, темой обсуждения может являться вид и способ подачи образовательного материала.

Многолетний опыт работы, в том числе и со студентами заочной формы обучения, на кафедре «Сопротивления материалов» МГТУ «МАМИ» позволил авторам выработать определенное видение данного вопроса. Подача лекционного материала должна представлять собой текстовый документ с подробно расписанными основными положениями необходимого материала.

При этом лекционный материал должен содержать в себе большое число доступных к пониманию примеров. Все выведенные формулы и зависимости не могут содержать сокращений или положений на самостоятельное рассмотрение. При заинтересованности, студент самостоятельно может дополнить свои знания с помощью полных учебных пособий.

Расчетная часть учебного материала также должна представлять собой текстовый документ с пояснениями к выбору варианта и оформлению расчетно-графических работ. К каждому заданию необходимо разбирать аналогичный пример и давать методические рекомендации по выполнению. Кроме того, желательны выводы и пояснения для осмысления полученных результатов.

Лабораторный практикум должен содержать в себе две основные части: практическую и расчетную. Практическая часть для студентов, обучающихся дистанционно, может быть представлена в различных вариантах: в виде электронных лабораторных работ, в виде видео лабораторных работ и т.п.

Стоит отметить, что видео лабораторные работы наиболее близко приближены к дневной форме обучения, студент имеет возможность реально наблюдать проведение эксперимента. Подобным образом организованы, например, практические курсы в медицинских институтах, при проведении операций.

Студенты наблюдают за работой опытного врача со стороны или с помощью современных телекоммуникационных средств. Расчетная часть должна содержать материал для обработки полученных экспериментальных данных и сравнения их с теоретическими, взятыми из справочных пособий.

В этом случае студент самостоятельно получает навыки обработки полученной экспериментальным путем информации. В качестве контроля освоения расчетного материала возможно введение в учебный процесс контрольных работ. При этом могут достигаться различные цели. Во-первых, собирается статистика освоения материала.

Во-вторых, производится проверка самостоятельности выполнения расчетно-графических работ. В-третьих, могут быть определены наиболее сложные для понимания части преподаваемого материала, после чего можно сделать определенные выводы и скорректировать систему обучения. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о возможности интеграции дистанционного образования не только как самостоятельной формы обучения, но и как вспомогательной для дневной формы обучения, что при современном уровне информационных технологий легко реализуемо.

Методологическая база ОДО

дистанционный обучение знание студент

Одним из основных подходов, используемых в ОДО, является широкое применение активных методов обучения, как при очных занятиях, так и в организации работы с учебными материалами.

Именно активизация самообучения путем размещения в учебных материалах серии вопросов различного типа, вовлечения в учебный процесс личного опыта студентов и их рабочей ситуации, использования методов проблематизации позволяет повысить эффективность обучения посредством чтения до уровня лекционного.

Интересно, что для взрослых людей, обладающих значительным личным опытом, такое самообучение даже предпочтительней лекционной формы, поскольку предоставляет достаточное количество времени для осознания взаимосвязи между имеющимися, знаниями и опытом и предлагаемыми в ходе обучения.

Нужно отметить, что системное использование особенностей обучения взрослых – андрагогика – фактически и возникла в ходе разработки ОДО.

Взрослые значительно сильнее ощущают нехватку времени, поэтому активные методы очных занятий типа деловых игр, групповых дискуссий, коллективной работы с case study, тренингов, которые позволяют наиболее эффективно использовать временные ресурсы, являются доминирующими в ОДО.

Другими, не менее важными задачами очных занятий являются предоставление студентам обратной связи, коррекция неправильно понятых вопросов и создание мотивации на обучение.

Краткий перечень других подходов к образованию, используемых в ОДО ее приведен ниже:

·Образовательный подход: помощь в формировании у студента собственной широкой картины взглядов, а не навязывание правильной.

·Развивающий подход: обучение умению думать и использовать знания, а не только знать.

·Переход от дисциплинарного к интегративному, междисциплинарному методу построения курсов и программ.

·Широкое вовлечение в учебный процесс собственного опыта студента, а также опыта других студентов.

·Сочетание активных групповых методов обучения и индивидуального взаимодействия тьютора с каждым студентом (письменные работы, консультирование).

·Обучение на протяжении всей жизни человека (продолженное образование).

·Сочетание универсальности изложения курсов и обучения студентов навыкам адаптации содержания к конкретным видам деятельности.

Системы контроля

Одна из наиболее важных подсистем ОДО – это система контроля. Вопросы обратной связи, включая оценку успехов студентов, вообще являются для дистанционного обучения ключевыми, поскольку преподаватель относительно редко контактирует со студентом.

Тем не менее, в этой области были достигнуты впечатляющие успехи. Тестовая система была отвергнута, как заведомо неприемлемая, поскольку позволяет проверить, в основном, способности студента к запоминанию. Более важно проверить умение студента анализировать проблемные ситуации, синтезировать решения, использовать сочетание теоретического материала с собственным опытом.

Все эти функции реализуются как в экзаменационных процедурах, так ив текущих письменных работах, которые студенты делают примерно раз в месяц.

Важную роль играют предоставляемые студенту возможности самоконтроля в виде системы вопросов и ответов в учебниках. В отличие от часто используемых заключительных тестов эти вопросы равномерно распределены по тексту с тем, чтобы не столько контролировать студента, сколько стимулировать его активность.

Источник: http://dodiplom.ru/ready/100334

Учиться в интернете: особенности дистанционного образования

Учиться в интернете: особенности дистанционного образования

19.03.2018

Перспективные модели повышения доступности и качества образования на базе развития электронного обучения во всем мире приводят к созданию новых организационных форм взаимодействия университетов между собой, с бизнесом и потребителями образовательных услуг.

Резкий рост интереса к массовым открытым онлайн-курсам привел к началу этапа формирования международных образовательных сетей и площадок открытого образования, развитию высокотехнологичных обучающих платформ, которые сочетают в себе имитацию среды профессиональной деятельности, совместную работу и оценку результатов обучения.

Ректор Университета ИТМО, Васильев В.Н.

Всемирная паутина таит в себе множество возможностей, одна из них – получить образование. Современные дистанционные образовательные технологии сегодня активно применяются во многих российских и зарубежных вузах.

Интернет-обучение, или дистанционное обучение, набирающее сегодня все большую популярность, позволяет получить высшее и второе высшее образование без отрыва от дома и работы. Вы находитесь в любой точке России или мира, и при этом учитесь, приобретая качественные знания у лучших преподавателей страны.

Передовые вузы, как в России, так и за рубежом используют в образовательном процессе дистанционные технологии уже не первый год. Количество вузов, предлагающих дистанционные методы обучения, постоянно растет.

В отличие от традиционного заочного обучения, дистанционное дает возможность учиться, находясь на любом расстоянии от учебного заведения. И если при заочной форме обучения студенту все же приходится неоднократно приезжать в вуз, то дистанционная технология обучения позволяет практически полностью этого избежать.

Идея дистанционного образования состоит в том, что взаимодействие преподавателя и студента происходит в виртуальном пространстве: оба они находятся за своими компьютерами и общаются посредством Интернета.

До чего дошел прогресс

В России дистанционное образование начало развиваться в 1990-х годах. С 1997 г. по 2002 г. Министерством образования РФ проводился всероссийский эксперимент в области дистанционного обучения.

В проекте участвовали 20 государственных и негосударственных учреждений высшего профессионального образования, которые отработали такие основные группы дистанционных технологий, как кейс-технология, сетевая (интернет-обучение) и телевизионно-спутниковая.

Итоги эксперимента показали успешность и, главное, прогрессивность дистанционного образования.

Безусловно, не каждый вуз готов предложить своим студентам обучение в заочной форме на базе дистанционных технологий. Это объясняется высокой стоимостью используемого программного обеспечения и трудоемкостью создания учебного материала.

Сегодня многие вузы работают над собственной уникальной образовательной программой, располагают качественным учебным комплексом и современными информационно-коммуникационными средствами, позволяющими реализовывать заочное образование с применением дистанционных технологий.

Благодаря распространению скоростного доступа в Интернет, развитию мультимедиа, учиться становится гораздо интереснее.

Возможности, которые таят в себе мультимедийные технологии для подготовки и освоения учебного материала, поистине безграничны. Визуальная информация – яркая, динамичная, легко запоминается.

Поэтому студенты могут в полной мере оценить роль инновационных технологий в повышении качества и занимательности учебного прогресса.

Как проходит обучение

Что же предлагают вузы для студентов, выбирающих дистанционное образование? Сразу же стоит развенчать миф о том, что студент оказывается предоставленным самому себе, не общается с преподавателем, а система оценки знаний и контроль успеваемости вообще отсутствуют.

Обучение осуществляется в составе учебной группы и индивидуально. Студент общается с преподавателем как в режиме онлайн, так и лично. О присутственных часах преподавателя всегда можно узнать на сайте вуза. Все контрольные тесты и задания выполняются удаленно, зачет выставляется в электронную ведомость.

Лекции проходят в формате интерактивных видеолекций. При этом преподаватель, читающий лекцию перед видеокамерой, имеет возможность наблюдать аудиторию через монитор компьютера, а студенты, находясь порой в разных концах страны (и даже мира), могут задавать ему вопросы в режиме реального времени.

Студенту достаточно зарегистрироваться в системе, и далее он сможет под своим логином посещать электронные курсы, получать учебные материалы (учебники, презентации лекций), проходить тестирование, сдавать экзамены и зачеты.

Интерактивная образовательная среда позволяет в любое время поддерживать контакты с преподавателем или куратором курса, общаться на блогах кафедр или по скайпу с одногруппниками. Студенты получают доступ к электронной библиотеке вуза, где находятся специализированные издания.

Кому это нужно

    И самый главный вопрос: на кого рассчитано дистанционное образование? Как правило, учиться удаленно предпочитают:
  • люди, уже имеющие профессию, но желающие получить дополнительную специальность или усовершенствовать свои знания и навыки;
  • школьники, готовящиеся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ или готовящиеся к поступлению в вузы определенного профиля;
  • люди с ограниченными возможностями по состоянию здоровья;

Важно и то, что по окончании обучения выпускники получают государственный диплом. Поэтому при заключении договора на обучение обязательно нужно убедиться в наличии у вуза государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности и аккредитации.

Дистанционное образование позволяет совмещать учебу и работу, успевать справляться с домашними делами, это реальный способ получить образование, не выходя из дома.

Институты, применяющие дистанционные образовательные технологии, зарекомендовали себя как учебные заведения, готовящие настоящих профессионалов. Их выпускники становятся успешными и востребованными специалистами, активно строят свою карьеру.

В специальном разделе ГлавСправа вы можете познакомиться с вузами, в которых применяются дистанционные образовательные технологии.

Источник: ГлавСправ

Источник: http://edu.glavsprav.ru/msk/vpo/journal/1014/

Студиорум
Добавить комментарий