- и ВУЗов 2015
- и репутации вузов по укрупненным направлениям (RAEX, 2015 год)
- Основные выводы
- Предпосылки создания рейтингов
- «Технари» и экономисты
- Впервые в рейтинге
- и репутации вузов по направлениям (RAEX, 2015 год)
- Таблица 1. Топ-50 вузов в сфере “Технические, естественно-научные направления и точные науки”
- Необычные специализации для гуманитариев
- Московских вузов
- Накануне начала нового учебного года стоит обратить внимание на то какие вузы не только пользуются популярностью, но и предоставляют качественное образование.
- Гуманитарных вузов
- Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ).
- Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (МГИМО).
- Российский университет дружбы народов (РУДН) РУДН
- Российский Государственный Гуманитарный Университет РГГУ
- Высшая школа экономики ВШЭМ
- Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
- технических вузов
- Московский физико-технический институт
- Московский Государственный Университет им. Баумана
- Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
- Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина
- Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ (Примкнувший к ВШЭ)
- востребованности вузов в РФ – 2016
и ВУЗов 2015
Скачать полный текст исследования
и репутации вузов по укрупненным направлениям (RAEX, 2015 год)
Основные выводы
- Безоговорочным лидером рейтингов репутации является Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова: вуз занимает первую строчку во всех публикуемых списках, за исключением направлений «технические науки, инжиниринг и технологии» и «медицина».
- Лучшим вузом по подготовке инженеров респонденты RAEX признали МГТУ им. Н. Э. Баумана; лучшим медицинским университетом стал старейший медицинский вуз страны – Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.
- В сфере «математика и естественные науки» наилучшие результаты продемонстрировали классические университеты Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска – крупнейших городов России, исторически славящихся развитой фундаментальной наукой.
- Лучших менеджеров и экономистов готовят в Москве: семь вузов первой десятки – из столицы, тогда как в топ-10 рейтинга лучших вузов по подготовке «технарей» представлены лишь четыре вуза московского региона.
овое агентство RAEХ («Эксперт РА») подготовило рейтинги репутации вузов по укрупненным направлениям.
Впервые публикуются списки лучших вузов в сферах «Математика и естественные науки», «Информационные технологии», «Технические науки, инжиниринг и технологии», «Гуманитарные и социальные направления» и «Медицина». Кроме того, второй год подряд RAEX публикует списки лучших вузов в сферах «Экономика и управление», а также «Технические, естественно-научные направления и точные науки».
и отражают результат оценки вузов участниками опросов, проведенных агентством RAEX («Эксперт РА») в 2012–2015 годах. Учитывались мнения респондентов о качестве образования, востребованности выпускников работодателями, а также об уровне научно-исследовательской деятельности.
В опросах принимали участие представители академического и научного сообщества, представители компаний-работодателей, а также студенты и выпускники. Общее количество респондентов превысило 34 000 человек. Результаты репутационных замеров RAEX не только используются для построения рейтингов по направлениям, но и учитываются при формировании ежегодного комплексного рейтинга «100 лучших вузов России» (актуальный рейтинг выпущен в июне 2015 года).
Предпосылки создания рейтингов
На фоне происходящего в России укрупнения вузов многие университеты становятся весьма неоднородными, иногда эклектичными структурами. В таких условиях абитуриенту труднее выбирать вуз для поступления, бренды вузов становятся все более размытыми. Интересующие абитуриента направления могут откровенно «хромать» во внешне благополучном университете и процветать в вузе «средней руки».
Институциональный уровень сравнения – когда вузы сравнивают «целиком» – безусловно нужен. Такой подход важен для тех абитуриентов, кто ориентируется на бренд вуза, подобно тому как соискатели стремятся устроиться в успешные многопрофильные корпорации. В случае с RAEX комплексное сравнение вузов производится ежегодно – в рамках публикуемого в начале июня рейтинга вузов России.
Однако нужны и другие рейтинги. Во всем мире появляется все больше рейтингов вузов по направлениям («предметных рейтингов» или «рейтингов по укрупненным группам»). Так, высокой популярностью в своих странах пользуются национальные рейтинги по направлениям, например, американского издательства US News & World Report или польского фонда Perspektywy.
и по направлениям чаще всего базируются на двух вещах – наукометрических показателях (цитируемость, публикации) и репутации. Международные сравнения вузов по направлениям справедливо вызывают шквал критики и не подходят для оценки российских вузов по двум причинам.
Во-первых, международные опросы для выявления репутации нередко сравнивают с «большой черной дырой», они непрозрачны, а количество русскоговорящих респондентов – в лучшем случае единицы процентов.
Вторая претензия касается сути измерений: наукометрические показатели имеют отношение к англоязычным публикациям, но не к уровню преподавания и качеству образования.
На этом фоне RAEX принял решение разработать национальную систему рейтингов вузов по направлениям: создание линейки рейтингов, основанной на независимой многофакторной оценке репутации, стало реакцией на общественный запрос, на потребности абитуриентов и самих вузов.
«Технари» и экономисты
и репутации вузов по подготовке «технарей» и экономистов, публикуемые RAEX во второй раз, показывают: уровень конкуренции вузов по техническим направлениям довольно высок (см. таблицу 1), тогда как в сфере экономики и управления налицо явный разрыв между лидерами и «середняками» (см. таблицу 2).
К примеру, балльная оценка победителя рейтинга в сфере «экономика и управление» (МГУ им. М. В. Ломоносова) в 17 раз выше, чем результат вуза, занявшего 20-е место.
При этом в рейтинге по подготовке «технарей» вузы располагаются более плотно, а аналогичное соотношение между результатом лидера и университета, замыкающего список двадцати лучших, составляет 10.
Несмотря на высокую популярность экономических и менеджерских направлений у абитуриентов, можно утверждать, что качество экономического образования в большинстве российских вузов респонденты RAEX оценили невысоко.
Стоит предположить, что разрыв между группой лидеров и «середняками» в ближайшие годы будет только увеличиваться: экономическое образование для вузов является важным источником дохода, востребованным со стороны платных абитуриентов и не требующим затрат на мощную инфраструктуру, как в случае с техническими направлениями.
И в условиях кризиса у вузов «средней руки» будет только нарастать соблазн заработать легкие деньги, не обеспечивая должного качества образования.
Опросы RAEX однозначно свидетельствуют: лучших менеджеров и экономистов готовят в Москве: семь вузов первой десятки – из столицы (тогда как в топ-10 рейтинга по подготовке «технарей» представлены лишь четыре вуза московского региона).
Измерения свидетельствуют, что сформировалась устойчивая группа лидеров – за год состав топ-15 наиболее высоко оцененных вузов по направлению «экономика и управление» не претерпел изменений, новых участников в топ-15 за год не появилось.
Ближе всех к группе лидеров расположились Сибирский федеральный университет (16-е место) и Алтайский государственный университет, чей стремительный рост в рейтинге репутации с 24-го до 17-го места коррелирует с улучшением целого ряда статистических показателей (например, в области сотрудничества с работодателями и по научной деятельности).
Кроме того, улучшению оценки вуза АлтГУ способствовало нарастание публичной активности.
Так, в прошлом году вуз стал площадкой для совещания министров образования государств ШОС, что привело не только к увеличению популярности бренда, но и повлекло улучшение статистики – вуз нарастил количество международных программ двух дипломов, увеличил привлекательность для иностранных студентов и др.
В «технической» сфере региональные вузы успешно конкурируют с московскими: в первой десятке вузов по направлению «технические, естественно-научные направления и точные науки» сразу шесть вузов не из Москвы.
Как и в прошлом году, в топ-10 вошли Санкт-Петербургский, Новосибирский и Томский госуниверситеты, два политехнических университета – Санкт-Петербургский и Томский, а также один федеральный университет – Уральский.
Участники проекта повышения конкурентоспособности «5–100», традиционно занимающие высокие места в данном рейтинге, на этот раз не показали единонаправленной динамики: места одних в рейтинге незначительно снизились (Томский политехнический и Томский государственный университеты), позиции других (МИФИ, УрФУ) – повысились. Наиболее впечатляющего роста добился НИТУ «МИСиС», поднявшийся в рейтинге репутации с 19-го на 13-е место. К слову, это произошло на фоне улучшения наукометрических показателей и усиления сотрудничества с работодателями (к примеру, вуз получил большой заказ по линии Минэнерго на проведение курсов повышения квалификации). Помимо объективных улучшений, к обоснованиям роста в рейтинге можно причислить и повышение внимания к бренду вуза – МИСиС все чаще выступает в качестве международной площадки для обсуждения вопросов в сфере образования и науки.
Впервые в рейтинге
В 2015 году RAEX впервые подготовил ряд более узко сфокусированных рейтингов репутации вузов по следующим направлениям:
- технические науки, инжиниринг и технологии;
- математика и естественные науки;
- информационные технологии;
- гуманитарные и социальные направления;
- медицина.
Технические науки, инжиниринг и технологии
Лучшим вузом по подготовке инженеров респонденты RAEX признали МГТУ им. Н. Э. Баумана (таблица 3). Качество прикладных знаний и навыков университета поддерживается традиционно тесной связью инженерной школы с предприятиями гражданской промышленности и ОПК.
Из нестоличных вузов в сфере «технические науки, инжиниринг и технологии» наиболее высокой репутацией обладают Томский и Санкт-Петербургский политехнические университеты, Уральский федеральный университет, а также Новосибирский государственный технический университет.
Математика и естественные науки
В сфере «математика и естественные науки» (таблица 4) наилучшие результаты, как и следовало ожидать, продемонстрировали классические университеты крупнейших городов России, исторически славящихся развитой фундаментальной наукой.
В тройке лидеров – Московский и Санкт-Петербургский университеты (им присвоен статус национальных университетов), а также Новосибирский госуниверситет.
Располагая качественной базой для фундаментальных исследований, эти университеты также традиционно плотно взаимодействуют со структурами РАН, что не могли не отметить участники опросов RAEX.
Некоторое недоумение у тех, кто не следит за развитием отечественного образования, может вызвать присутствие НИУ ВШЭ в списке лучших вузов по направлению «математика и естественные науки». Однако вуз, присоединивший университет МИЭМ, а до этого долгие годы успешно развивавший математическое направление в рамках собственно «Вышки», добился заметных успехов на этом поприще, что и было отмечено участниками опросов RAEX.
Информационные технологии
В сфере «информационные технологии» отрыв МГУ от конкурентов можно объяснить беспрецедентной инфраструктурой: к примеру, два самых мощных суперкомпьютера в России – A-Class и «Ломоносов» – используются в МГУ.
Помимо МГУ, в топ-3 вузов по направлению «информационные технологии» вошли МГТУ им. Н. Э. Баумана и МФТИ (см. таблицу 5).
Причем интересно отметить, что в одной из рассматриваемых групп критериев – «востребованность выпускников работодателями» – респонденты RAEX оценили уровень МГУ и МФТИ одинаково высоко.
Гуманитарные и социальные направления
Линейка рейтингов репутации RAEX также пополнилась списком лучших вузов в сфере «гуманитарные и социальные направления». Как следует из рейтинга RAEX, гуманитарные и социальные направления сильнее всего развиты в МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ, МГИМО и РГГУ (см. таблицу 6).
А наиболее высоко оцененным вузом в этой сфере за пределами Москвы и Санкт-Петербурга стал Уральский федеральный университет, который своим успехом в гуманитарной сфере во многом обязан включению в состав УрФУ одного из сильнейших классических университетов Урала – УрГУ им. А. М.
Горького.
Медицина
Интерес к получению в России медицинского образования традиционно высок, причем не только у соотечественников, но и у зарубежных абитуриентов.
По доле иностранных студентов ведущие медицинские вузы опережают все другие типы учебных заведений – у медвузов из топ-10 рейтинга репутации RAEX по направлению «медицина» доля иностранных студентов составляет 10,7%, что ненамного превосходит показатель участников программы «5–100» (10,6%) и в разы больше, чем, к примеру, у федеральных университетов (3,6%).
В медицинской сфере безоговорочным лидером признан старейший медвуз страны – Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, следом в рейтинге идет Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. ак. И. П. Павлова (см. таблицу 7).
Примечательно, что высокую оценку респондентов получили сразу несколько региональных вузов: в топ-10, в частности, вошли Сибирский государственный медицинский университет (Томск), а также государственные медицинские университеты Воронежа, Казани и Самары.
и репутации вузов по направлениям (RAEX, 2015 год)
Таблица 1. Топ-50 вузов в сфере “Технические, естественно-научные направления и точные науки”
Источник: https://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2015/vuz_reputation_2015
Необычные специализации для гуманитариев
Уникальные программы для гуманитариев, представленные всего в нескольких университетах и не имеющие аналогов на рынке высшего образования.
Относительно новое направление бакалавриата и магистратуры, находится на стыке гуманитарных наук и IT. На данный момент учиться по этой специальности можно только в одном вузе — Российском государственном гуманитарном университете.
Направление предполагает расширенную гуманитарную и информационную подготовку в равных пропорциях.
Наряду с углубленным изучением иностранных языков, истории, культурологии, социологии, философии, студенты проходят информатику, введение в компьютерную лингвистику, разные виды программирования, базы данных, технологии и средства разработки интернет-приложений.
Выпускники направления могут работать программистами-разработчиками интеллектуальных систем (программы распознавания голоса, работы с текстом, базы данных), а также занимать должности редактора интернет-ресурсов, руководителя интернет-проектов, конструктора и оптимизатора сайтов.
В этом году я заканчиваю РГГУ. В школе мне были интересны как языки, так и математика. Сочетание этих двух дисциплин в одной специальности меня и привлекло при выборе направления обучения. Тем более на Дне открытых дверей нам сулили в дальнейшем высокую востребованность в крупных компаниях, таких как «Яндекс», Google, ABBY.
На втором курсе я проходила практику при учёном совете РГГУ — пополняла базу данных диссертационных работ, на третьем курсе моя практика заключалась администрировании студенческого сервера. После третьего курса я начала самостоятельно искать работу. Мне хотелось набраться хоть какого-то опыта перед тем, как выпускаться.
Резюме было небогатым, делала акцент на знание основ программирования, трудолюбие и ответственность, на поиске ушло лето. Конечно же сразу на высокооплачиваемую работу я не претендовала. Главное для меня было получить опыт работы по своей специальности.
В итоге меня взяли в банк на полставки специалистом по дистанционному обучению сотрудников. В мои обязанности входило техническая поддержка внутреннего портала для сотрудников, разработка новых страниц и ресурсов, поддержка базы данных и ещё много мелких текущих задач.
Сейчас, после окончания университета, меня переводят на полную ставку и наличие диплома о высшем образовании (тем более по специальности) будет только в плюс.
Магистерская программа НИУ ВШЭ предполагает две специализации, заложенные в названии. Будущие теоретические лингвисты изучают типологию, теоретическую русистику, компаративистику, современные методы анализа и представления языковых данных, грамматику редких языков.
Акцент в обучении компьютерных лингвистов делается на программирование, математику, современные технологии извлечения и анализа языковых данных, электронные технологии в гуманитарных областях.
Студенты участвуют в лингвистических экспедициях — исследуют языки в разных частях света, проходят стажировки в компаниях-партнерах, среди которых ABBYY, «Яндекс», исследовательский центр Samsung. В 2015 году для абитуриентов программы открыто 34 бюджетных места.
В бакалавриате я учился на деловой и политической журналистике, в 2014 году закончил магистратуру по компьютерной лингвистике.
В определенный момент у меня случился своеобразный «кризис гуманитария» — только-только получив журналистский диплом, я вдруг с болью осознал превосходство и недостижимую крутизну технарей — программистов, инженеров, физиков-химиков и прочих носителей точного знания в виде формул, чисел и команд.
К тому времени я успел поработать редактором и корреспондентом в трех больших СМИ и немного разочаровался в себе как журналисте. Понял, что сидеть редактором на ленте новостей скучно, а бегать корреспондентом по пресс-конференциям в поисках эксклюзива гораздо лучше получается у улыбчивых сверхкоммуникабельных девочек.
Мне же страшно хотелось какую-то более логичную, аналитическую, если хотите, структурную работу, где меньше разговоров и больше какой-то инженерии, системности, конструирования.
Понятно, что развернуться на 180 градусов и уйти в какое-нибудь проектирование летательных аппаратов или ядерную физику я уже не мог, поэтому искал что-то сильное для гуманитария, но связанное с технарским миром.
Узнав об открытии магистерской программы по компьютерной лингвистике, где преподают программирование и математику, я, конечно, сразу же решил поступать. Во время обучения места для практики нам искали наши руководители в университете, а мы выбирали из готовых вариантов.
Я проходил практику в компании ABBYY, где сейчас и работаю в подразделении, которое занимается извлечением информации из текста. Моя задача — написание правил, преобразующих синтаксические деревья в формально описанные информационные объекты.
Конечная цель нашей работы — создание «умных» систем обработки языка, которые позволяют автоматически добывать из огромного количества текста все нужное — людей, организации, даты, денежные суммы, участников сделок и многое другое. Такие системы позволяют сэкономить тысячи человекочасов монотонного малоинтеллектуального труда, которые высвобождаются для творческих и интересных задач.
Программа бакалавриата и магистратуры Международного учебно-научного центра египтологии им. В.С.Голенищева, который создан на факультете Истории искусств РГГУ при поддержке Посольства Египта в РФ. Направление объединяет изучение египтологических дисциплин, истории и искусствоведения.
Студенты принимают участие в работе археологических экспедиций, где изучаются гробницы III тысячелетия до н.э., приобретают опыт обработки найденных памятников, знакомятся с методикой археологических раскопок, первичной реставрации и консервации.
Выпускники программы работают в НИИ, научных отделах музеев, экспертами в области истории искусства и художественной культуры в организациях Министерства культуры, художественных галереях, аукционах, арт-менеджерами в области антикварного дела.
Я окончила РГГУ в 2013 году, училась по специализации «Искусство Древнего мира: искусство цивилизаций долины Нила», то есть египтология. Поступала изначально на египтологию, так как лет с десяти хотела заниматься изучением истории Древнего Египта. Но вместе с египтологией студенты получают профессию искусствоведа, которая является замечательной базой для такой специализации.
Как студенты-искусствоведы мы проходили практику в разных городах России, где слушали лекции по истории искусства, а также в московских музеях. Одной из самой запоминающихся практик стала поездка в Египет, где у нас была возможность принять участие в Российской археологической экспедиции в Гизе Института Востоковедения РАН.
После университета я искала работу сама, помог случай — зашла познакомиться с коллегами, работающими в Центре египтологических исследований РАН, и меня пригласили туда работать. На данный момент я являюсь соискателем степени кандидата исторических наук и работаю в ЦЕИ РАН на должности младшего научного сотрудника.
В основной круг моих обязанностей входит участие в экспедициях ЦЕИ РАН, написание научных статей, участие в конференциях.
Направление бакалавриата и магистратуры, где готовят специалистов практически по всем странам и регионам афро-азиатского мира.
Студенты изучают прикладные аспекты политики и экономики стран Востока и Африки, учат как минимум один из восточных языков и могут выбрать специализацию («Социально-экономическое развитие», «История народов», «Языки и литература стран Азии и Африки»).
Востоковедение и африканистику можно изучать в Институте стран Азии и Африки МГУ, НИУ ВШЭ, РГГУ, Институте практического востоковедения. Во всех университетах действует развитая система международных связей, студенты проходят краткосрочные стажировки и долгосрочное обучение на базе ведущих азиатских университетов.
Я закончила ИСАА МГУ с красным дипломом год назад. Училась на социально-экономическом отделении в группе тайского языка.
На самом деле, когда я поступала, хотела учить японский язык, но после распределения мне достался тайский, о чем теперь я совершенно не жалею. Меня всегда интересовали языки и математика, и хотелось найти смежную специальность.
Специалистов по восточным языкам достаточно мало, поэтому я решила учить восточный язык. Плюс к этому на отделении мы углубленно занимались экономикой.
После третьего курса всем студентам был предложен академический отпуск на год и стажировка в стране изучаемого языка на этот период. Наша группа поехала в Таиланд, в университет Касем Бундит в Бангкоке, где мы оплачивали только коммунальные услуги в общежитии и личные расходы.
Работу выпускникам университет предлагает редко, поэтому я сама устроилась помощником генерального менеджера тайской авиакомпании Thai Airways. Занималась переводами, общением с клиентами — как тайцами, так и русскими, помогала шефу во всем, так как он таец и не говорит по-русски.
Однако одновременно с этим я решила продолжать обучение в магистратуре НИУ ВШЭ на компьютерной лингвистике. Было очень сложно совмещать работу на полный день и вечернюю учебу, поэтому через полгода я уволилась.
Сейчас я занимаюсь фрилансом — переводами и репетиторством, что тоже приносит неплохой доход.
Направление представлено в педагогических и социальных университетах — МПГУ, МГПУ, МГППУ, РГСУ.
Студенты учатся организации работы с молодыми людьми в молодежных сообществах, изучают практику работы организаций, представляющих интересы молодежи, занимаются исследованиями проблем молодежи и молодежной политики.
Участие в качестве волонтера в городских праздничных и спортивных мероприятиях, работа вожатым в летних лагерях, практика в детских центрах дополнительного образования — все это неотъемлемая часть обучения по этой специальности.
Выпускники направления работают в федеральных, региональных и муниципальных органах по молодежной политике, центрах социального обслуживания, профориентации, трудоустройства молодежи, в молодежной прессе, в центрах международного молодежного сотрудничества.
Я закончила университет год назад, моя специализация — управление молодежными проектами. Когда я поступала в вуз в 2010 году, это направление было новое и перспективное, больше всего меня в нем привлекала разработка социально значимых интересных проектов.
Практику мы, в основном, проходили в детских лагерях и госучреждениях по работе с детьми. Университет всем студентам предоставлял место практики, но для меня это было неактуально, поскольку я всегда подрабатывала — занималась с детьми в центре дополнительного образования.
В МГППУ есть отдел по трудоустройству, который предлагал несколько вакансий, но я этими предложениями не воспользовалась.
Работу я нашла сама с помощью интернет-сервиса, во многом благодаря тому, что на протяжении всей учебы была возможность подрабатывать и получать практический опыт работы.
Кроме того, я участвовала в качестве волонтера в различных масштабных мероприятиях и проектах, что также помогло мне составить конкуренцию другим выпускникам и выглядеть более привлекательным сотрудником в глазах работодателя.
Сейчас я работаю в издательстве специализированных журналов на должности проект-менеджера, веду уже имеющиеся проекты (интернет-портал и всероссийский форум), а так же запускаю несколько новых.
В 2015 году НИУ ВШЭ проводит первый набор на магистерскую программу по спортивному праву, которая открыта в ответ на потребность рынка — специалистов, способных юридически сопровождать профессиональный спорт, в России крайне мало.
В течение двух лет студенты будут изучать расширенный «трудовой» блок дисциплин, который охватывает анализ трудовых отношений спортсменов и тренеров.
В международном блоке предметов слушатели узнают о зарубежном опыте в сфере спортивного права, о международных спортивно-правовых актах и деятельности международных спортивных организаций, регулирующих труд спортсменов.
Программа также предусматривает курсы по административному праву, социальной защите спортсменов и тренеров, охране труда и здоровья атлетов. Лучших студентов преподаватели программы будут рекомендовать в спортивные федерации и Министерство спорта, также в спортивных юристах заинтересованы оргкомитеты Чемпионата мира-2016 по хоккею и Чемпионата мира-2018 по футболу, профессиональные спортивные клубы.
Источник: https://www.ucheba.ru/article/1113
Московских вузов
Накануне начала нового учебного года стоит обратить внимание на то какие вузы не только пользуются популярностью, но и предоставляют качественное образование.
Ниже представлен рейтинг вузов Москвы для составления которого главными критериями стали популярность среди абитуриентов(конкурс в вузы); стоимость обучения; стипендия; а также качество образовательных услуг. Представлено два рейтинга в зависимости от направленности вуза: рейтинг гуманитарных и технических вузов.
Гуманитарных вузов
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ).
Среди гуманитарных вузов как по популярности среди работодателей, так и по популярности среди абитуриентов, год за годом лидерство удерживает МГУ.
Стоимость обучения
Плата за обучения в МГУ – более 270.000 руб, средняя стоимость 320 тыс. руб. в год. По дороговизне образовательных услуг этот университет занимает третью позицию среди университетов Москвы.
Стипендия
Государственная академическая стипендия варьируется в зависимости от успеваемости примерный базовый уровень выплат около 2400 рублей. Важно отметить, что большая часть обучается совершенно бесплатно. На платной основе получают знания около 15% студентов.
Популярность у абитуриентов
Один из самых популярных среди абитуриентов: в 2013 количество абитуриентов, подававших заявления составило 7454 человека. Конкурс в среднем 10 человек на место
Качество образовательных услуг:
Качество образовательных услуг-показатель, который сложнее всего оценить. Здесь важно отметить, что хороший уровень подготовки специалистов в данном университете связан во многом с ежедневной научной работой, которая ведется в университете.
МГУ — база для фундаментальных исследований страны. Также МГУ ведет активную международную деятельность, в ходе которой заключено большое количество партнерских соглашений с ведущими университетами мира.
Разнообразна и студенческая жизнь, которая во многом обеспечена активностью руководства университета.
МГУ — лидер не только среди университетов Москвы и России, он также лидирует среди ВУЗов СНГ. В международных рейтингах, как правило, является лидером среди всех российских вузов.
МГУ — единственный вуз России, представленный практически во всех мировых рейтинговых системах.
Среди выпускников университета крупные политики, в том числе руководители страны, известные деятели культуры и искусства, знаменитые ученые, есть лауреаты Нобелевской премии, лауреаты премии Филдса.
В оценке показателя качества образования хотелось бы обратиться к рейтингу фонда Потанина.
Комплексный рейтинг вузов Благотворительного фонда Потанина рассчитывается на основании следующих оценок: общий уровень интеллекта и эрудиции отличников вузов,степень восприимчивости студентов к новому,уровень внимания к преподавательским кадрам в вузе.
По результатам рейтинга фонда Потанина за 2012-2013 МГУ занял 5-ое место по России и 2-ое по Москве.
Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (МГИМО).
Стоимость обучения
В данном университете в среднем 333 тыс. руб. в год. Этот университет располагается на втором месте в рейтинге университетов с самой высокой платой за обучение в Москве. Академическая стипендия в среднем около 2500 рублей.
Популярность у абитуриентов
В виду узкой специализации ВУЗа (в сравнение с МГУ) абитуриентов, желающих обучаться в Университете не так много как в МГУ, но тем не менее конкурс высок. В 2013 году из 4200 абитуриентов зачислено в МГИМО около 1200 человек, а конкурс на бюджетные места в среднем составил около 13 человек на место.
Качество образования
Преподавательский состав университета представлен огромным количеством профессионалов. Уровень подготовки не вызывает сомнений. ВУЗ отправляет лучших студентов проходить практики в крупнейшие мировые организации.
Широко развито Международное сотрудничество. МГИМО также как и МГУ может похвастаться большим количеством знаменитых выпускников.
Патанина поставил вуз на 8 место среди вузов страны и на 3 среди вузов Москвы
Российский университет дружбы народов (РУДН) РУДН
Стоимость
От 168 тыс руб. год. Базовая академическая стипендия для граждан РФ составляет 1340 рублей, а повышенная – 2010.
Популярность у абитуриентов
Общее количество поданных документов в 2013 г. – 28 254, учитывая право студентов подавать на несколько направлений подготовки(3 направления), то можно говорить о том, что количество абитуриентов примерно равно 9,5 тысячам.
Качество образования
Благодаря своей международной направленности, вуз тесно сотрудничает как с отдельными зарубежными вузами, так и с международными организациями.
РУДН также часто отмечен в среди лучших вузов страны, но здесь важно отметить непостоянство этого вуза: некоторые рейтинги вообще обходят этот вуз стороной, некоторые ставят его на самые высокие позиции, некоторые наоборот на достаточно низкие.
Тем не менее РУДН — ВУЗ, хорошо зарекомендовавший себя, имеющий хороший преподавательский состав, тем более выпускники вузов пользуются хорошим спросом на рынке труда
В рейтинге фонда Потанина РУДН занимает 57 место среди Российских университетов.
Российский Государственный Гуманитарный Университет РГГУ
Стоимость
Можно говорить о том, что в представленном списке гуманитарных вузов это один из самых «дешевых» вузов Москвы от 130000 тыс. руб. в год.
Стипендия
Также как и плата за обучения одна из самых низких: Государственная академическая стипендия – 1300 рублей, повышенная стипендия за особые успехи в учебе – 1950 рублей
Популярность среди абитуриентов
Всредним 8 тысяч абитуриентов
Качество образования
Университет не может похвастаться присутствием в большом количестве рейтингов, тем не менее выпускники университета пользуются спросом на рынке труда. Университет ведет активное международное сотрудничество и развивает различные научные программы.
Высшая школа экономики ВШЭМ
Стоимость
от 240 тыс. руб. в год, тем не менее по среднему показателю ВШЭМ является самым дорогим ВУЗом Москвы, так как в среднем год обучения стоит 345 тыс. руб.
Стипендия
По состоянию на 2012/13 учебный год размер стипендии составлял 2750, 1925 и 1650 рублей (в зависимости от успеваемости).
Популярность среди абитуриентов
Количество абитуриентов на 25.07.2013 — 10556 человек.
Качество образования:
Широко развито сотрудничество с университетами мира и страны. Высококвалифицированный профессиональный состав университета.В рейтинге фонда Потанина уровень преподавания университета занимает 30 место по России.
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
Стоимость
Также как и большинство популярных гуманитарных вузов Москвы является достаточно дорогим: цены от 200 тыс руб, в среднем год обучения стоит 230 тыс руб. Размер стипендии составляет 1340 рублей.
Популярность среди абитуриентов
В 2013 количество абитуриентов составило 7500 человек
Качество образования
Один из крупнейших экономических ВУЗов России. Старейшее высшее образовательное учреждение экономического профиля в России.
Часто появляется в рейтинге лучших университетов страны, а также входит в сотню лучших вузов по мнению рейтинга QS World University Rankings BRICS 2014. Имеет разветвлённую сеть филиалов в России и за рубежом.
Университет принимает участие в многочисленных международных программах в области университетского сотрудничества.
технических вузов
Московский физико-технический институт
Самый лучший ВУЗ Москвы по техническим специальностям, ведущее техническое учебное заведение России
Стоимость обучения
В среднем 160 000 рублей в год.
Стипендия
На данный момент в МФТИ академическая стипендия составляет 2400 рублей, у отличника 2800рублей.
Популярность среди студентов
Несмотря на большую популярность МФТИ, конкурс на многие специальности в 2013 году составил не более трёх человек на место, исключения “Инновации и высокие технологии” он составил 17 человек. Всего заявление подали 3226 абитуриентов, а поступило 1105
Качество образования
МФТИ — широкая площадка для различных научных исследований. Университет ведет активное международное сотрудничество с зарубежными университетами.
В рейтинге фонда Потанина университет занимает 2-ое место среди университетов России и 1-ое среди университетов Москвы.
Московский Государственный Университет им. Баумана
Стипендия
От 1100 рублей
Полурность у студентов
Вуз весьма популярен среди абитуриентов: на 2988 плановых бюджетных места приходится 5500 абитуриентов (2014)
Качество образования
МГТУ им.Н.Э.Баумана принимает активное участие в программах обмена студентами, педагогическими и научными сотрудниками. В настоящее время университетом установлены связи более чем с 70 университетами Европы, Америки и Азии. Реализует 90 крупных научных проектов по различной тематике и является учредителем фонда «Сколково».
Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Стоимость обучения
Стоимость обучения на договорной основе – около 162000 рублей в год. Стипендия от 2000 до 3000 рублей.
Популярность среди абитуриентов
Число заявлений на бюджет в 2014 составил 5017 (план приема 1266).
Качество образования
В университете постоянно ведутся различные научные исследование, а также различные программы сотрудничества с российскими и зарубежными университетами. В университете качественный преподавательский состав.
Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина
Стоимость
Стоимость обучения 125000 рублей в год. Стипендии студентам, сдавшим сессию на «отлично» – 2750 рублей, сдавшим с оценкой «хорошо» – 1650 рублей.
Популярность среди студентов
Популярность среди абитуриентов достаточно высокая, поскольку университет готовит кадры для индустрии добычи газа и нефти – пожалуй, самой прибыльной сферы экономики России. Обучается свыше 11 тысяч студентов.
Качество образования
Профессиональный преподавательский состав университета, а также поддержка партнерских программ обеспечивают студентам высокий уровень образования. Партнёрами и потенциальными работодателями выпускников являются Роснефть, Газпром, Транснефть, Лукойл и т.п.
Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ (Примкнувший к ВШЭ)
Этот технический институт, специализирующийся на информационных и телекоммуникационных технологиях.
Стоимость
Стоимость 220 000 рублей в год, но за незначительный недобор баллов предусмотрены существенные скидки – до 70% от общей суммы. Стипендия от 1100 рублей.
Популярность среди студентов
Популярность среди абитуриентов университету обеспечивает перспективная направлений подготовки. В университете проходят обучение 3500 человек.
Качество образования
Институт электроники и математики активно сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными ИТ-компаниями: Яндекс, Google, Лаборатория Касперского, Intel, Microsoft, IBMи т.д.
Автор Елена Гильманова
Ключевые слова: вузов Москвыстуденты
Источник: http://moscow.timestudent.ru/articles/learn/12531/
востребованности вузов в РФ – 2016
МОСКВА, 15 дек — РИА Новости. Национальный рейтинг вузов РФ, который показывает их востребованность со стороны российской экономики, представлен в четверг, 15 декабря проектом “Социальный навигатор” МИА “Россия сегодня”.
В исследование вошли 446 вузов из 82 регионов страны. Оценка вузов проводилась по таким критериям, как востребованность подготовленных специалистов работодателями, коммерциализация интеллектуального продукта, производимого вузом, а также востребованность научно-исследовательского продукта (методика).
В рейтинг востребованности вузов вошли государственные, ведомственные, муниципальные и частные вузы, осуществлявшие подготовку кадров по основным и дополнительным программам высшего образования.
Среди них — 132 инженерных вузов, 89 классических университетов, 57 сельскохозяйственных вузов, 53 вузов из сферы управления, 68 гуманитарных вузов и 47 медицинских вузов.
В исследование не были включены филиалы, высшие духовные учебные заведения, вузы сферы культуры и военного профиля.
С какими баллами ЕГЭ поступали в вузы смотрите в Навигаторе абитуриента — 2017>>
востребованности вузов в РФ – 2016 (инженерные вузы)
Среди инженерных вузов (технических университетов), которые максимально широко представлены в данном исследовании, лидирует Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”. Вторую строчку рейтинга занимает Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. На третьем месте Самарский государственный технический университет.
востребованности вузов в РФ – 2016 (классические вузы)
Лидером рейтинга среди классических университетов, как и в прошлом году, стал Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
На втором месте Национальный исследовательский Томский государственный университет, занимавший в прошлом году третью позицию. Замыкает тройку лидеров Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.
Ельцина, который по сравнению с прошлым годом поднялся сразу на 5 позиций.
востребованности вузов в РФ – 2016 (сельскохозяйственные вузы)
В номинации “сельскохозяйственные вузы”, как и в прошлом году, лидируют Ставропольский государственный аграрный университет и Кубанский государственный аграрный университет.
востребованности вузов в РФ – 2016 (вузы сферы управления)
Среди вузов экономического, финансового и юридического профиля лидерами по востребованности стали Российская экономическая школа, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Международный университет природы, общества и человека “Дубна”. Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” покинул тройку лидеров, сместившись на четвертое место.
востребованности вузов в РФ – 2016 (гуманитарные вузы)
Первые места среди гуманитарных (педагогических и филологических) вузов заняли Московский государственный психолого-педагогический университет, Московский городской педагогический университет и Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.
востребованности вузов в РФ – 2016 (медицинские вузы)
В номинации “медицинские вузы” лидируют Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Нижегородская государственная медицинская академия и Сибирский государственный медицинский университет.
По мнению руководителя проекта “Социальный навигатор” МИА “Россия сегодня” Натальи Тюриной, данное исследование вызывает неподдельный интерес не только у работодателей, но и у российских абитуриентов, которые строят свой образовательный выбор на понимании того, где они будут работать после завершения учебы.
“Делая свой выбор в пользу того или иного вуза, на первое место они ставят не столько бренд университета, сколько возможность получить востребованную профессию”, — отметила она, добавив, что именно этим и объясняется успех данного рейтинга, который впервые был представлен “Социальным навигатором” в прошлом году, и сразу продемонстрировал крайне высокую читаемость.
Как отметила эксперт, исследование показало, что в настоящее время в российских регионах можно получить не менее востребованное образование, чем в столице.
Вместе с тем, по словам Натальи Тюриной, в современных условиях вузам необходимо с одной стороны максимально разворачиваться в сторону рынка труда и работодателя, а с другой — строить серьезную профориентационную работу со старшеклассниками.
Как показали результаты данного исследования, по соотношению “доли выпускников, получивших направление на работу” лидируют сельскохозяйственные вузы страны – более 70% выпускников получают направление на работу. Наименее востребованы работодателями выпускники вузов сферы управления (в среднем около 25%).
По показателю “доли средств в бюджете вуза от научных исследований”, как и следовало ожидать, лидируют инженерные вузы страны. Доля их доходов от коммерциализации интеллектуальных продуктов составляет в среднем около 17% бюджетов вузов, в то время как сельскохозяйственные и медицинские вузы получают не более 8% доходов.
Если рассматривать “индекс цитирования трудов сотрудников организации”, то разрыв между разными типами вузов не столь очевиден: максимальные показатели у классических университетов (13,52%), а минимальные – у гуманитарных (9,62%).
Как полагают эксперты, подобная трехсторонняя оценка показывает потребителям услуг высшей школы, каковы шансы получить подготовку, обеспечивающую конкурентоспособность на рынке труда, а также демонстрирует эффективность привлечения вуза к решению задач развития организаций, секторов экономики и территорий.
Научный руководитель Приволжского филиала Федерального института развития образования, научный руководитель данного исследования Ефим Коган, комментируя результаты рейтинга, высказал мнение, что связь высшей школы с предприятиями в современных условиях рыночной экономики возможна только при наличии рыночного поведения самих университетов.
“В действительности этого не происходит: университеты не видят себя полноценными агентами рынка и хозяйствующими субъектами”, — сказал он РИА Новости, добавив, что вузы не имеют собственной инфраструктуры, способной профессионально взаимодействовать с предприятиями и государственными органами управления. По его мнению, университеты инертно участвуют в муниципальном и региональном строительстве, слабо погружены в социальные, экономические и культурные структуры своих регионов.
Вместе с тем, по словам Ефима Когана, университеты – объединение интеллектуального ресурса территорий, и эффективное использование этого ресурса пошло бы всем на пользу. “С одной стороны вузы имели бы дополнительный доход, а с другой – формировали бы интеллектуальные продукты, меняющие экономику, производство и технологии”, — подчеркнул эксперт.
Методика рейтинга>>>
Основные результаты>>>
Источник: https://ria.ru/abitura_rus/20161215/1483607102.html