Оцениваем гуманитарный вуз

Содержание
  1. и ВУЗов 2015
  2. и репутации вузов по укрупненным направлениям (RAEX, 2015 год)
  3. Основные выводы
  4. Предпосылки создания рейтингов
  5. «Технари» и экономисты
  6. Впервые в рейтинге
  7. и репутации вузов по направлениям (RAEX, 2015 год)
  8. Таблица 1. Топ-50 вузов в сфере “Технические, естественно-научные направления и точные науки”
  9. Необычные специализации для гуманитариев
  10. Московских вузов
  11. Накануне начала нового учебного года стоит обратить внимание на то какие вузы не только пользуются популярностью, но и предоставляют качественное образование.
  12. Гуманитарных вузов
  13. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ).
  14. Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (МГИМО).
  15. Российский университет дружбы народов (РУДН) РУДН
  16. Российский Государственный Гуманитарный Университет РГГУ
  17. Высшая школа экономики ВШЭМ
  18. Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
  19. технических вузов
  20. Московский физико-технический институт
  21. Московский Государственный Университет им. Баумана
  22. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  23. Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина
  24. Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ (Примкнувший к ВШЭ)
  25. востребованности вузов в РФ – 2016

и ВУЗов 2015

Скачать полный текст исследования

и репутации вузов по укрупненным направлениям (RAEX, 2015 год)

Основные выводы

  • Безоговорочным лидером рейтингов репутации является Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова: вуз занимает первую строчку во всех публикуемых списках, за исключением направлений «технические науки, инжиниринг и технологии» и «медицина».
  • Лучшим вузом по подготовке инженеров респонденты RAEX признали МГТУ им. Н. Э. Баумана; лучшим медицинским университетом стал старейший медицинский вуз страны – Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова.
  • В сфере «математика и естественные науки» наилучшие результаты продемонстрировали классические университеты Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска – крупнейших городов России, исторически славящихся развитой фундаментальной наукой.
  • Лучших менеджеров и экономистов готовят в Москве: семь вузов первой десятки – из столицы, тогда как в топ-10 рейтинга лучших вузов по подготовке «технарей» представлены лишь четыре вуза московского региона.

овое агентство RAEХ («Эксперт РА») подготовило рейтинги репутации вузов по укрупненным направлениям.

Впервые публикуются списки лучших вузов в сферах «Математика и естественные науки», «Информационные технологии», «Технические науки, инжиниринг и технологии», «Гуманитарные и социальные направления» и «Медицина». Кроме того, второй год подряд RAEX публикует списки лучших вузов в сферах «Экономика и управление», а также «Технические, естественно-научные направления и точные науки».

и отражают результат оценки вузов участниками опросов, проведенных агентством RAEX («Эксперт РА») в 2012–2015 годах. Учитывались мнения респондентов о качестве образования, востребованности выпускников работодателями, а также об уровне научно-исследовательской деятельности.

В опросах принимали участие представители академического и научного сообщества, представители компаний-работодателей, а также студенты и выпускники. Общее количество респондентов превысило 34 000 человек. Результаты репутационных замеров RAEX не только используются для построения рейтингов по направлениям, но и учитываются при формировании ежегодного комплексного рейтинга «100 лучших вузов России» (актуальный рейтинг выпущен в июне 2015 года).

Предпосылки создания рейтингов

На фоне происходящего в России укрупнения вузов многие университеты становятся весьма неоднородными, иногда эклектичными структурами. В таких условиях абитуриенту труднее выбирать вуз для поступления, бренды вузов становятся все более размытыми. Интересующие абитуриента направления могут откровенно «хромать» во внешне благополучном университете и процветать в вузе «средней руки».

Институциональный уровень сравнения – когда вузы сравнивают «целиком» – безусловно нужен. Такой подход важен для тех абитуриентов, кто ориентируется на бренд вуза, подобно тому как соискатели стремятся устроиться в успешные многопрофильные корпорации. В случае с RAEX комплексное сравнение вузов производится ежегодно – в рамках публикуемого в начале июня рейтинга вузов России.

Однако нужны и другие рейтинги. Во всем мире появляется все больше рейтингов вузов по направлениям («предметных рейтингов» или «рейтингов по укрупненным группам»). Так, высокой популярностью в своих странах пользуются национальные рейтинги по направлениям, например, американского издательства US News & World Report или польского фонда Perspektywy.

и по направлениям чаще всего базируются на двух вещах – наукометрических показателях (цитируемость, публикации) и репутации. Международные сравнения вузов по направлениям справедливо вызывают шквал критики и не подходят для оценки российских вузов по двум причинам.

Во-первых, международные опросы для выявления репутации нередко сравнивают с «большой черной дырой», они непрозрачны, а количество русскоговорящих респондентов – в лучшем случае единицы процентов.

Вторая претензия касается сути измерений: наукометрические показатели имеют отношение к англоязычным публикациям, но не к уровню преподавания и качеству образования.

На этом фоне RAEX принял решение разработать национальную систему рейтингов вузов по направлениям: создание линейки рейтингов, основанной на независимой многофакторной оценке репутации, стало реакцией на общественный запрос, на потребности абитуриентов и самих вузов.

«Технари» и экономисты

и репутации вузов по подготовке «технарей» и экономистов, публикуемые RAEX во второй раз, показывают: уровень конкуренции вузов по техническим направлениям довольно высок (см. таблицу 1), тогда как в сфере экономики и управления налицо явный разрыв между лидерами и «середняками» (см. таблицу 2).

К примеру, балльная оценка победителя рейтинга в сфере «экономика и управление» (МГУ им. М. В. Ломоносова) в 17 раз выше, чем результат вуза, занявшего 20-е место.

При этом в рейтинге по подготовке «технарей» вузы располагаются более плотно, а аналогичное соотношение между результатом лидера и университета, замыкающего список двадцати лучших, составляет 10.

Несмотря на высокую популярность экономических и менеджерских направлений у абитуриентов, можно утверждать, что качество экономического образования в большинстве российских вузов респонденты RAEX оценили невысоко.

Стоит предположить, что разрыв между группой лидеров и «середняками» в ближайшие годы будет только увеличиваться: экономическое образование для вузов является важным источником дохода, востребованным со стороны платных абитуриентов и не требующим затрат на мощную инфраструктуру, как в случае с техническими направлениями.

И в условиях кризиса у вузов «средней руки» будет только нарастать соблазн заработать легкие деньги, не обеспечивая должного качества образования.

Опросы RAEX однозначно свидетельствуют: лучших менеджеров и экономистов готовят в Москве: семь вузов первой десятки – из столицы (тогда как в топ-10 рейтинга по подготовке «технарей» представлены лишь четыре вуза московского региона).

Измерения свидетельствуют, что сформировалась устойчивая группа лидеров – за год состав топ-15 наиболее высоко оцененных вузов по направлению «экономика и управление» не претерпел изменений, новых участников в топ-15 за год не появилось.

Ближе всех к группе лидеров расположились Сибирский федеральный университет (16-е место) и Алтайский государственный университет, чей стремительный рост в рейтинге репутации с 24-го до 17-го места коррелирует с улучшением целого ряда статистических показателей (например, в области сотрудничества с работодателями и по научной деятельности).

Кроме того, улучшению оценки вуза АлтГУ способствовало нарастание публичной активности.

Так, в прошлом году вуз стал площадкой для совещания министров образования государств ШОС, что привело не только к увеличению популярности бренда, но и повлекло улучшение статистики – вуз нарастил количество международных программ двух дипломов, увеличил привлекательность для иностранных студентов и др.

В «технической» сфере региональные вузы успешно конкурируют с московскими: в первой десятке вузов по направлению «технические, естественно-научные направления и точные науки» сразу шесть вузов не из Москвы.

Как и в прошлом году, в топ-10 вошли Санкт-Петербургский, Новосибирский и Томский госуниверситеты, два политехнических университета – Санкт-Петербургский и Томский, а также один федеральный университет – Уральский.

Участники проекта повышения конкурентоспособности «5–100», традиционно занимающие высокие места в данном рейтинге, на этот раз не показали единонаправленной динамики: места одних в рейтинге незначительно снизились (Томский политехнический и Томский государственный университеты), позиции других (МИФИ, УрФУ) – повысились. Наиболее впечатляющего роста добился НИТУ «МИСиС», поднявшийся в рейтинге репутации с 19-го на 13-е место. К слову, это произошло на фоне улучшения наукометрических показателей и усиления сотрудничества с работодателями (к примеру, вуз получил большой заказ по линии Минэнерго на проведение курсов повышения квалификации). Помимо объективных улучшений, к обоснованиям роста в рейтинге можно причислить и повышение внимания к бренду вуза – МИСиС все чаще выступает в качестве международной площадки для обсуждения вопросов в сфере образования и науки.

Впервые в рейтинге

В 2015 году RAEX впервые подготовил ряд более узко сфокусированных рейтингов репутации вузов по следующим направлениям:

  • технические науки, инжиниринг и технологии;
  • математика и естественные науки;
  • информационные технологии;
  • гуманитарные и социальные направления;
  • медицина.

Технические науки, инжиниринг и технологии

Лучшим вузом по подготовке инженеров респонденты RAEX признали МГТУ им. Н. Э. Баумана (таблица 3). Качество прикладных знаний и навыков университета поддерживается традиционно тесной связью инженерной школы с предприятиями гражданской промышленности и ОПК.

Из нестоличных вузов в сфере «технические науки, инжиниринг и технологии» наиболее высокой репутацией обладают Томский и Санкт-Петербургский политехнические университеты, Уральский федеральный университет, а также Новосибирский государственный технический университет.

Математика и естественные науки

В сфере «математика и естественные науки» (таблица 4) наилучшие результаты, как и следовало ожидать, продемонстрировали классические университеты крупнейших городов России, исторически славящихся развитой фундаментальной наукой.

В тройке лидеров – Московский и Санкт-Петербургский университеты (им присвоен статус национальных университетов), а также Новосибирский госуниверситет.

Располагая качественной базой для фундаментальных исследований, эти университеты также традиционно плотно взаимодействуют со структурами РАН, что не могли не отметить участники опросов RAEX.

Некоторое недоумение у тех, кто не следит за развитием отечественного образования, может вызвать присутствие НИУ ВШЭ в списке лучших вузов по направлению «математика и естественные науки». Однако вуз, присоединивший университет МИЭМ, а до этого долгие годы успешно развивавший математическое направление в рамках собственно «Вышки», добился заметных успехов на этом поприще, что и было отмечено участниками опросов RAEX.

Информационные технологии

В сфере «информационные технологии» отрыв МГУ от конкурентов можно объяснить беспрецедентной инфраструктурой: к примеру, два самых мощных суперкомпьютера в России – A-Class и «Ломоносов» – используются в МГУ.

Помимо МГУ, в топ-3 вузов по направлению «информационные технологии» вошли МГТУ им. Н. Э. Баумана и МФТИ (см. таблицу 5).

Причем интересно отметить, что в одной из рассматриваемых групп критериев – «востребованность выпускников работодателями» – респонденты RAEX оценили уровень МГУ и МФТИ одинаково высоко.

Гуманитарные и социальные направления

Линейка рейтингов репутации RAEX также пополнилась списком лучших вузов в сфере «гуманитарные и социальные направления». Как следует из рейтинга RAEX, гуманитарные и социальные направления сильнее всего развиты в МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ, МГИМО и РГГУ (см. таблицу 6).

А наиболее высоко оцененным вузом в этой сфере за пределами Москвы и Санкт-Петербурга стал Уральский федеральный университет, который своим успехом в гуманитарной сфере во многом обязан включению в состав УрФУ одного из сильнейших классических университетов Урала – УрГУ им. А. М.

Горького.

Медицина

Интерес к получению в России медицинского образования традиционно высок, причем не только у соотечественников, но и у зарубежных абитуриентов.

По доле иностранных студентов ведущие медицинские вузы опережают все другие типы учебных заведений – у медвузов из топ-10 рейтинга репутации RAEX по направлению «медицина» доля иностранных студентов составляет 10,7%, что ненамного превосходит показатель участников программы «5–100» (10,6%) и в разы больше, чем, к примеру, у федеральных университетов (3,6%).

В медицинской сфере безоговорочным лидером признан старейший медвуз страны – Первый московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, следом в рейтинге идет Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. ак. И. П. Павлова (см. таблицу 7).

Примечательно, что высокую оценку респондентов получили сразу несколько региональных вузов: в топ-10, в частности, вошли Сибирский государственный медицинский университет (Томск), а также государственные медицинские университеты Воронежа, Казани и Самары.

и репутации вузов по направлениям (RAEX, 2015 год)

Таблица 1. Топ-50 вузов в сфере “Технические, естественно-научные направления и точные науки”

Источник: https://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2015/vuz_reputation_2015

Необычные специализации для гуманитариев

Уникальные программы для гуманитариев, представленные всего в нескольких университетах и не имеющие аналогов на рынке высшего образования.

Относительно новое направление бакалавриата и магистратуры, находится на стыке гуманитарных наук и IT. На данный момент учиться по этой специальности можно только в одном вузе — Российском государственном гуманитарном университете.

Направление предполагает расширенную гуманитарную и информационную подготовку в равных пропорциях.

Наряду с углубленным изучением иностранных языков, истории, культурологии, социологии, философии, студенты проходят информатику, введение в компьютерную лингвистику, разные виды программирования, базы данных, технологии и средства разработки интернет-приложений.

Выпускники направления могут работать программистами-разработчиками интеллектуальных систем (программы распознавания голоса, работы с текстом, базы данных), а также занимать должности редактора интернет-ресурсов, руководителя интернет-проектов, конструктора и оптимизатора сайтов.

В этом году я заканчиваю РГГУ. В школе мне были интересны как языки, так и математика. Сочетание этих двух дисциплин в одной специальности меня и привлекло при выборе направления обучения. Тем более на Дне открытых дверей нам сулили в дальнейшем высокую востребованность в крупных компаниях, таких как «Яндекс», Google, ABBY.

На втором курсе я проходила практику при учёном совете РГГУ — пополняла базу данных диссертационных работ, на третьем курсе моя практика заключалась администрировании студенческого сервера. После третьего курса я начала самостоятельно искать работу. Мне хотелось набраться хоть какого-то опыта перед тем, как выпускаться.

Резюме было небогатым, делала акцент на знание основ программирования, трудолюбие и ответственность, на поиске ушло лето. Конечно же сразу на высокооплачиваемую работу я не претендовала. Главное для меня было получить опыт работы по своей специальности.

В итоге меня взяли в банк на полставки специалистом по дистанционному обучению сотрудников. В мои обязанности входило техническая поддержка внутреннего портала для сотрудников, разработка новых страниц и ресурсов, поддержка базы данных и ещё много мелких текущих задач.

Сейчас, после окончания университета, меня переводят на полную ставку и наличие диплома о высшем образовании (тем более по специальности) будет только в плюс.

Магистерская программа НИУ ВШЭ предполагает две специализации, заложенные в названии. Будущие теоретические лингвисты изучают типологию, теоретическую русистику, компаративистику, современные методы анализа и представления языковых данных, грамматику редких языков.

Акцент в обучении компьютерных лингвистов делается на программирование, математику, современные технологии извлечения и анализа языковых данных, электронные технологии в гуманитарных областях.

Студенты участвуют в лингвистических экспедициях — исследуют языки в разных частях света, проходят стажировки в компаниях-партнерах, среди которых ABBYY, «Яндекс», исследовательский центр Samsung. В 2015 году для абитуриентов программы открыто 34 бюджетных места.

В бакалавриате я учился на деловой и политической журналистике, в 2014 году закончил магистратуру по компьютерной лингвистике.

В определенный момент у меня случился своеобразный «кризис гуманитария» — только-только получив журналистский диплом, я вдруг с болью осознал превосходство и недостижимую крутизну технарей — программистов, инженеров, физиков-химиков и прочих носителей точного знания в виде формул, чисел и команд.

К тому времени я успел поработать редактором и корреспондентом в трех больших СМИ и немного разочаровался в себе как журналисте. Понял, что сидеть редактором на ленте новостей скучно, а бегать корреспондентом по пресс-конференциям в поисках эксклюзива гораздо лучше получается у улыбчивых сверхкоммуникабельных девочек.

Мне же страшно хотелось какую-то более логичную, аналитическую, если хотите, структурную работу, где меньше разговоров и больше какой-то инженерии, системности, конструирования.

Понятно, что развернуться на 180 градусов и уйти в какое-нибудь проектирование летательных аппаратов или ядерную физику я уже не мог, поэтому искал что-то сильное для гуманитария, но связанное с технарским миром.

Узнав об открытии магистерской программы по компьютерной лингвистике, где преподают программирование и математику, я, конечно, сразу же решил поступать. Во время обучения места для практики нам искали наши руководители в университете, а мы выбирали из готовых вариантов.

Я проходил практику в компании ABBYY, где сейчас и работаю в подразделении, которое занимается извлечением информации из текста. Моя задача — написание правил, преобразующих синтаксические деревья в формально описанные информационные объекты.

Конечная цель нашей работы — создание «умных» систем обработки языка, которые позволяют автоматически добывать из огромного количества текста все нужное — людей, организации, даты, денежные суммы, участников сделок и многое другое. Такие системы позволяют сэкономить тысячи человекочасов монотонного малоинтеллектуального труда, которые высвобождаются для творческих и интересных задач.

Программа бакалавриата и магистратуры Международного учебно-научного центра египтологии им. В.С.Голенищева, который создан на факультете Истории искусств РГГУ при поддержке Посольства Египта в РФ. Направление объединяет изучение египтологических дисциплин, истории и искусствоведения.

Студенты принимают участие в работе археологических экспедиций, где изучаются гробницы III тысячелетия до н.э., приобретают опыт обработки найденных памятников, знакомятся с методикой археологических раскопок, первичной реставрации и консервации.

Выпускники программы работают в НИИ, научных отделах музеев, экспертами в области истории искусства и художественной культуры в организациях Министерства культуры, художественных галереях, аукционах, арт-менеджерами в области антикварного дела.

Я окончила РГГУ в 2013 году, училась по специализации «Искусство Древнего мира: искусство цивилизаций долины Нила», то есть египтология. Поступала изначально на египтологию, так как лет с десяти хотела заниматься изучением истории Древнего Египта. Но вместе с египтологией студенты получают профессию искусствоведа, которая является замечательной базой для такой специализации.

Как студенты-искусствоведы мы проходили практику в разных городах России, где слушали лекции по истории искусства, а также в московских музеях. Одной из самой запоминающихся практик стала поездка в Египет, где у нас была возможность принять участие в Российской археологической экспедиции в Гизе Института Востоковедения РАН.

После университета я искала работу сама, помог случай — зашла познакомиться с коллегами, работающими в Центре египтологических исследований РАН, и меня пригласили туда работать. На данный момент я являюсь соискателем степени кандидата исторических наук и работаю в ЦЕИ РАН на должности младшего научного сотрудника.

В основной круг моих обязанностей входит участие в экспедициях ЦЕИ РАН, написание научных статей, участие в конференциях.

Направление бакалавриата и магистратуры, где готовят специалистов практически по всем странам и регионам афро-азиатского мира.

Студенты изучают прикладные аспекты политики и экономики стран Востока и Африки, учат как минимум один из восточных языков и могут выбрать специализацию («Социально-экономическое развитие», «История народов», «Языки и литература стран Азии и Африки»).

Востоковедение и африканистику можно изучать в Институте стран Азии и Африки МГУ, НИУ ВШЭ, РГГУ, Институте практического востоковедения. Во всех университетах действует развитая система международных связей, студенты проходят краткосрочные стажировки и долгосрочное обучение на базе ведущих азиатских университетов.

Я закончила ИСАА МГУ с красным дипломом год назад. Училась на социально-экономическом отделении в группе тайского языка.

На самом деле, когда я поступала, хотела учить японский язык, но после распределения мне достался тайский, о чем теперь я совершенно не жалею. Меня всегда интересовали языки и математика, и хотелось найти смежную специальность.

Специалистов по восточным языкам достаточно мало, поэтому я решила учить восточный язык. Плюс к этому на отделении мы углубленно занимались экономикой.

После третьего курса всем студентам был предложен академический отпуск на год и стажировка в стране изучаемого языка на этот период. Наша группа поехала в Таиланд, в университет Касем Бундит в Бангкоке, где мы оплачивали только коммунальные услуги в общежитии и личные расходы.

Работу выпускникам университет предлагает редко, поэтому я сама устроилась помощником генерального менеджера тайской авиакомпании Thai Airways. Занималась переводами, общением с клиентами — как тайцами, так и русскими, помогала шефу во всем, так как он таец и не говорит по-русски.

Однако одновременно с этим я решила продолжать обучение в магистратуре НИУ ВШЭ на компьютерной лингвистике. Было очень сложно совмещать работу на полный день и вечернюю учебу, поэтому через полгода я уволилась.

Сейчас я занимаюсь фрилансом — переводами и репетиторством, что тоже приносит неплохой доход.

Направление представлено в педагогических и социальных университетах — МПГУ, МГПУ, МГППУ, РГСУ.

Студенты учатся организации работы с молодыми людьми в молодежных сообществах, изучают практику работы организаций, представляющих интересы молодежи, занимаются исследованиями проблем молодежи и молодежной политики.

Участие в качестве волонтера в городских праздничных и спортивных мероприятиях, работа вожатым в летних лагерях, практика в детских центрах дополнительного образования — все это неотъемлемая часть обучения по этой специальности.

Выпускники направления работают в федеральных, региональных и муниципальных органах по молодежной политике, центрах социального обслуживания, профориентации, трудоустройства молодежи, в молодежной прессе, в центрах международного молодежного сотрудничества.

Я закончила университет год назад, моя специализация — управление молодежными проектами. Когда я поступала в вуз в 2010 году, это направление было новое и перспективное, больше всего меня в нем привлекала разработка социально значимых интересных проектов.

Практику мы, в основном, проходили в детских лагерях и госучреждениях по работе с детьми. Университет всем студентам предоставлял место практики, но для меня это было неактуально, поскольку я всегда подрабатывала — занималась с детьми в центре дополнительного образования.

В МГППУ есть отдел по трудоустройству, который предлагал несколько вакансий, но я этими предложениями не воспользовалась.

Работу я нашла сама с помощью интернет-сервиса, во многом благодаря тому, что на протяжении всей учебы была возможность подрабатывать и получать практический опыт работы.

Кроме того, я участвовала в качестве волонтера в различных масштабных мероприятиях и проектах, что также помогло мне составить конкуренцию другим выпускникам и выглядеть более привлекательным сотрудником в глазах работодателя.

Сейчас я работаю в издательстве специализированных журналов на должности проект-менеджера, веду уже имеющиеся проекты (интернет-портал и всероссийский форум), а так же запускаю несколько новых.

В 2015 году НИУ ВШЭ проводит первый набор на магистерскую программу по спортивному праву, которая открыта в ответ на потребность рынка — специалистов, способных юридически сопровождать профессиональный спорт, в России крайне мало.

В течение двух лет студенты будут изучать расширенный «трудовой» блок дисциплин, который охватывает анализ трудовых отношений спортсменов и тренеров.

В международном блоке предметов слушатели узнают о зарубежном опыте в сфере спортивного права, о международных спортивно-правовых актах и деятельности международных спортивных организаций, регулирующих труд спортсменов.

Программа также предусматривает курсы по административному праву, социальной защите спортсменов и тренеров, охране труда и здоровья атлетов. Лучших студентов преподаватели программы будут рекомендовать в спортивные федерации и Министерство спорта, также в спортивных юристах заинтересованы оргкомитеты Чемпионата мира-2016 по хоккею и Чемпионата мира-2018 по футболу, профессиональные спортивные клубы.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/1113

Московских вузов

Накануне начала нового учебного года стоит обратить внимание на то какие вузы не только пользуются популярностью, но и предоставляют качественное образование.

Ниже представлен рейтинг вузов Москвы для составления которого главными критериями стали популярность среди абитуриентов(конкурс в вузы); стоимость обучения; стипендия; а также качество образовательных услуг. Представлено два рейтинга в зависимости от направленности вуза: рейтинг гуманитарных и технических вузов.

Гуманитарных вузов

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (МГУ).

Среди гуманитарных вузов как по популярности среди работодателей, так и по популярности среди абитуриентов, год за годом лидерство удерживает МГУ.

Стоимость обучения

Плата за обучения в МГУ – более 270.000 руб, средняя стоимость 320 тыс. руб. в год. По дороговизне образовательных услуг этот университет занимает третью позицию среди университетов Москвы.

Стипендия

Государственная академическая стипендия варьируется в зависимости от успеваемости примерный базовый уровень выплат около 2400 рублей. Важно отметить, что большая часть обучается совершенно бесплатно. На платной основе получают знания около 15% студентов.

Популярность у абитуриентов

Один из самых популярных среди абитуриентов: в 2013 количество абитуриентов, подававших заявления составило 7454 человека. Конкурс в среднем  10 человек на место

Качество образовательных услуг:

Качество образовательных услуг-показатель, который сложнее всего оценить. Здесь важно отметить, что хороший уровень подготовки специалистов в данном университете связан во многом с ежедневной научной работой, которая ведется в университете.

МГУ — база для фундаментальных исследований страны. Также МГУ ведет активную международную деятельность, в ходе которой заключено большое количество партнерских соглашений с ведущими университетами мира.

Разнообразна и студенческая жизнь, которая во многом обеспечена активностью руководства университета.

МГУ — лидер не только среди университетов Москвы и России, он также лидирует среди ВУЗов СНГ. В международных рейтингах, как правило, является лидером среди всех российских вузов.

МГУ — единственный вуз России, представленный практически во всех мировых рейтинговых системах.

Среди выпускников университета  крупные политики, в том числе руководители страны, известные деятели культуры и искусства, знаменитые ученые, есть лауреаты Нобелевской премии, лауреаты премии Филдса.

В оценке показателя качества образования хотелось бы обратиться к рейтингу фонда Потанина.

Комплексный рейтинг вузов Благотворительного фонда Потанина рассчитывается на основании следующих оценок: общий уровень интеллекта и эрудиции отличников вузов,степень восприимчивости студентов к новому,уровень внимания к преподавательским кадрам в вузе.
По результатам рейтинга фонда Потанина за 2012-2013 МГУ занял 5-ое место по России и 2-ое по Москве.

Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ (МГИМО).


Стоимость обучения

В данном университете в среднем  333 тыс. руб. в год. Этот университет располагается на втором месте в рейтинге университетов с самой высокой платой за обучение в Москве. Академическая стипендия в среднем около 2500 рублей.

Популярность у абитуриентов

В виду узкой специализации ВУЗа (в сравнение с МГУ) абитуриентов, желающих обучаться в Университете не так много как в МГУ, но тем не менее конкурс высок. В 2013 году из 4200 абитуриентов зачислено в МГИМО около 1200 человек, а конкурс на бюджетные места в среднем составил около 13 человек на место.

Качество образования

Преподавательский состав университета представлен огромным количеством профессионалов. Уровень подготовки не вызывает сомнений. ВУЗ отправляет лучших студентов проходить практики в крупнейшие мировые организации.

Широко развито Международное сотрудничество. МГИМО также как и МГУ может похвастаться большим количеством знаменитых выпускников.

Патанина поставил вуз на 8 место среди вузов страны и на 3 среди вузов Москвы

Российский университет дружбы народов (РУДН) РУДН

Стоимость

От 168 тыс руб. год. Базовая академическая стипендия для граждан РФ составляет 1340 рублей, а повышенная – 2010.

Популярность у абитуриентов

Общее количество поданных документов в 2013 г. – 28 254, учитывая право студентов подавать на несколько направлений подготовки(3 направления), то можно говорить о том, что  количество абитуриентов примерно равно 9,5 тысячам.

Качество образования

Благодаря своей международной направленности, вуз тесно сотрудничает как с отдельными зарубежными вузами, так и с международными организациями.

РУДН также часто отмечен в среди лучших вузов страны, но здесь важно отметить непостоянство этого вуза: некоторые рейтинги вообще обходят этот вуз стороной, некоторые ставят его на самые высокие позиции, некоторые наоборот на достаточно низкие.

Тем не менее РУДН — ВУЗ, хорошо зарекомендовавший себя, имеющий хороший преподавательский состав, тем более выпускники вузов пользуются хорошим спросом на рынке труда
В рейтинге фонда Потанина РУДН занимает 57 место среди Российских университетов.

Российский Государственный Гуманитарный Университет РГГУ

Стоимость

Можно говорить о том, что в представленном списке гуманитарных вузов это один из самых «дешевых» вузов Москвы от 130000 тыс. руб. в год.

Стипендия

Также как и плата за обучения одна из самых низких: Государственная академическая стипендия – 1300 рублей, повышенная стипендия за особые успехи в учебе – 1950 рублей

Популярность среди абитуриентов

Всредним 8 тысяч абитуриентов

Качество образования

Университет не может похвастаться присутствием в большом количестве рейтингов, тем не менее выпускники университета пользуются спросом на рынке труда. Университет ведет активное международное сотрудничество и развивает различные научные программы.

Высшая школа экономики ВШЭМ

Стоимость

от 240 тыс. руб. в год, тем не менее по среднему показателю ВШЭМ является самым дорогим ВУЗом Москвы, так как в среднем год обучения стоит 345 тыс. руб.

Стипендия

По состоянию на 2012/13 учебный год размер стипендии составлял 2750, 1925 и 1650 рублей (в зависимости от успеваемости).

Популярность среди абитуриентов

Количество абитуриентов на 25.07.2013 — 10556 человек.

Качество образования:

Широко развито сотрудничество с университетами мира и страны. Высококвалифицированный профессиональный состав университета.В рейтинге фонда  Потанина уровень преподавания университета занимает 30 место по России.

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

Стоимость

Также как и большинство популярных гуманитарных вузов Москвы является достаточно дорогим: цены от 200 тыс руб, в среднем год обучения стоит 230 тыс руб. Размер стипендии составляет 1340 рублей.

Популярность среди абитуриентов

В 2013 количество абитуриентов составило 7500 человек

Качество образования

Один из крупнейших экономических ВУЗов России. Старейшее высшее образовательное учреждение экономического профиля в России.

Часто появляется в рейтинге лучших университетов страны, а также входит в сотню лучших вузов по мнению рейтинга QS World University Rankings BRICS 2014. Имеет разветвлённую сеть филиалов в России и за рубежом.

Университет принимает участие в многочисленных международных программах в области университетского сотрудничества.

технических вузов

Московский физико-технический институт

Самый лучший ВУЗ Москвы по техническим специальностям, ведущее техническое учебное заведение России

Стоимость обучения

В среднем 160 000 рублей в год.

Стипендия

На данный момент в МФТИ академическая стипендия составляет 2400 рублей, у отличника 2800рублей.

Популярность среди студентов

Несмотря на большую популярность МФТИ, конкурс на многие специальности в 2013 году составил не более трёх человек на место, исключения “Инновации и высокие технологии” он составил 17 человек. Всего заявление подали 3226 абитуриентов, а поступило 1105

Качество образования

МФТИ — широкая площадка для различных научных исследований. Университет ведет активное международное сотрудничество с зарубежными университетами.
В рейтинге фонда Потанина университет занимает 2-ое место среди университетов России и 1-ое среди университетов Москвы.

Московский Государственный Университет им. Баумана

Стипендия

От 1100 рублей

Полурность у студентов

Вуз весьма популярен среди абитуриентов: на 2988 плановых бюджетных места приходится 5500 абитуриентов (2014)

Качество образования

МГТУ им.Н.Э.Баумана принимает активное участие в программах  обмена студентами, педагогическими и научными сотрудниками. В настоящее время университетом установлены связи более чем с 70 университетами Европы, Америки и Азии. Реализует 90 крупных научных проектов по различной тематике и является учредителем фонда «Сколково».

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

Стоимость обучения

Стоимость обучения на договорной основе – около 162000 рублей в год. Стипендия от 2000 до 3000 рублей.

Популярность среди абитуриентов

Число заявлений на бюджет в 2014 составил 5017 (план приема 1266).

Качество образования

В университете постоянно ведутся различные научные исследование, а также различные программы сотрудничества с российскими и зарубежными университетами. В университете качественный преподавательский состав.

Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина

Стоимость

Стоимость обучения 125000 рублей в год. Стипендии студентам, сдавшим сессию на «отлично» – 2750 рублей, сдавшим с оценкой «хорошо» – 1650 рублей.

Популярность среди студентов

Популярность среди абитуриентов достаточно высокая, поскольку университет готовит кадры для индустрии добычи газа и нефти – пожалуй, самой прибыльной сферы экономики России. Обучается свыше 11 тысяч студентов.

Качество образования

Профессиональный преподавательский состав университета, а также поддержка партнерских программ обеспечивают студентам высокий уровень образования. Партнёрами и потенциальными работодателями выпускников являются Роснефть, Газпром, Транснефть, Лукойл и т.п.

Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ (Примкнувший к ВШЭ)

Этот технический институт, специализирующийся на информационных и телекоммуникационных технологиях.

Стоимость

Стоимость 220 000 рублей в год, но за незначительный недобор баллов предусмотрены существенные скидки – до 70% от общей суммы. Стипендия от 1100 рублей.

Популярность среди студентов

Популярность среди абитуриентов университету обеспечивает перспективная направлений подготовки. В университете проходят обучение 3500 человек.

Качество образования

Институт электроники и математики активно сотрудничает с ведущими российскими и зарубежными ИТ-компаниями: Яндекс, Google, Лаборатория Касперского, Intel, Microsoft, IBMи т.д.

Автор Елена Гильманова

Ключевые слова: вузов Москвыстуденты

Источник: http://moscow.timestudent.ru/articles/learn/12531/

востребованности вузов в РФ – 2016

МОСКВА, 15 дек — РИА Новости. Национальный рейтинг вузов РФ, который показывает их востребованность со стороны российской экономики, представлен в четверг, 15 декабря проектом “Социальный навигатор” МИА “Россия сегодня”.

В исследование вошли 446 вузов из 82 регионов страны. Оценка вузов проводилась по таким критериям, как востребованность подготовленных специалистов работодателями, коммерциализация интеллектуального продукта, производимого вузом, а также востребованность научно-исследовательского продукта (методика).

В рейтинг востребованности вузов вошли государственные, ведомственные, муниципальные и частные вузы, осуществлявшие подготовку кадров по основным и дополнительным программам высшего образования.

Среди них — 132 инженерных вузов, 89 классических университетов, 57 сельскохозяйственных вузов, 53 вузов из сферы управления, 68 гуманитарных вузов и 47 медицинских вузов.

В исследование не были включены филиалы, высшие духовные учебные заведения, вузы сферы культуры и военного профиля.

С какими баллами ЕГЭ поступали в вузы смотрите в Навигаторе абитуриента — 2017>>

востребованности вузов в РФ – 2016 (инженерные вузы)

Среди инженерных вузов (технических университетов), которые максимально широко представлены в данном исследовании, лидирует Национальный исследовательский ядерный университет “МИФИ”. Вторую строчку рейтинга занимает Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. На третьем месте Самарский государственный технический университет.

востребованности вузов в РФ – 2016 (классические вузы)

Лидером рейтинга среди классических университетов, как и в прошлом году, стал Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

На втором месте Национальный исследовательский Томский государственный университет, занимавший в прошлом году третью позицию. Замыкает тройку лидеров Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н.

Ельцина, который по сравнению с прошлым годом поднялся сразу на 5 позиций.

востребованности вузов в РФ – 2016 (сельскохозяйственные вузы)

В номинации “сельскохозяйственные вузы”, как и в прошлом году, лидируют Ставропольский государственный аграрный университет и Кубанский государственный аграрный университет.

востребованности вузов в РФ – 2016 (вузы сферы управления)

Среди вузов экономического, финансового и юридического профиля лидерами по востребованности стали Российская экономическая школа, Московская высшая школа социальных и экономических наук, Международный университет природы, общества и человека “Дубна”. Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” покинул тройку лидеров, сместившись на четвертое место. 

востребованности вузов в РФ – 2016 (гуманитарные вузы)

Первые места среди гуманитарных (педагогических и филологических) вузов заняли Московский государственный психолого-педагогический университет, Московский городской педагогический университет и Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет.

востребованности вузов в РФ – 2016 (медицинские вузы)

В номинации “медицинские вузы” лидируют Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Нижегородская государственная медицинская академия и Сибирский государственный медицинский университет.

По мнению руководителя проекта “Социальный навигатор” МИА “Россия сегодня” Натальи Тюриной, данное исследование вызывает неподдельный интерес не только у работодателей, но и у российских абитуриентов, которые строят свой образовательный выбор на понимании того, где они будут работать после завершения учебы.

“Делая свой выбор в пользу того или иного вуза, на первое место они ставят не столько бренд университета, сколько возможность получить востребованную профессию”, — отметила она, добавив, что именно этим и объясняется успех данного рейтинга, который впервые был представлен “Социальным навигатором” в прошлом году, и сразу продемонстрировал крайне высокую читаемость. 

Как отметила эксперт, исследование показало, что в настоящее время в российских регионах можно получить не менее востребованное образование, чем в столице.

Вместе с тем, по словам Натальи Тюриной, в современных условиях вузам необходимо с одной стороны максимально разворачиваться в сторону рынка труда и работодателя, а с другой — строить серьезную профориентационную работу со старшеклассниками. 

Как показали результаты данного исследования, по соотношению “доли выпускников, получивших направление на работу” лидируют сельскохозяйственные вузы страны – более 70% выпускников получают направление на работу. Наименее востребованы работодателями выпускники вузов сферы управления (в среднем около 25%).

По показателю “доли средств в бюджете вуза от научных исследований”, как и следовало ожидать, лидируют инженерные вузы страны. Доля их доходов от коммерциализации интеллектуальных продуктов составляет в среднем около 17% бюджетов вузов, в то время как сельскохозяйственные и медицинские вузы получают не более 8% доходов.   

Если рассматривать “индекс цитирования трудов сотрудников организации”, то разрыв между разными типами вузов не столь очевиден: максимальные показатели у классических университетов (13,52%), а минимальные – у гуманитарных (9,62%).

Как полагают эксперты, подобная трехсторонняя оценка показывает потребителям услуг высшей школы, каковы шансы получить подготовку, обеспечивающую конкурентоспособность на рынке труда, а также демонстрирует эффективность привлечения вуза к решению задач развития организаций, секторов экономики и территорий.

Научный руководитель Приволжского филиала Федерального института развития образования, научный руководитель данного исследования Ефим Коган, комментируя результаты рейтинга, высказал мнение, что связь высшей школы с предприятиями в современных условиях рыночной экономики возможна только при наличии рыночного поведения самих университетов.

“В действительности этого не происходит: университеты не видят себя полноценными агентами рынка и хозяйствующими субъектами”, — сказал он РИА Новости, добавив, что вузы не имеют собственной инфраструктуры, способной профессионально взаимодействовать с предприятиями и государственными органами управления. По его мнению, университеты инертно участвуют в муниципальном и региональном строительстве, слабо погружены в социальные, экономические и культурные структуры своих регионов. 

Вместе с тем, по словам Ефима Когана, университеты – объединение интеллектуального ресурса территорий, и эффективное использование этого ресурса пошло бы всем на пользу. “С одной стороны вузы имели бы дополнительный доход, а с другой – формировали бы интеллектуальные продукты, меняющие экономику, производство и технологии”, — подчеркнул эксперт.

Методика рейтинга>>>

Основные результаты>>>

Источник: https://ria.ru/abitura_rus/20161215/1483607102.html

Студиорум
Добавить комментарий