Обязательный минимум среднего образования

16.Государственный образовательный стандарт по биологии. Основные требования к обязательному минимуму содержания биологического образования

Государственныйстандарт общего среднего образованияпо биологии

Функциигосударственного образовательногостандарта.

Государственныйстандарт общего образования – нормы итребования, определяющие обязательныйминимум содержания основных образовательныхпрограмм общего образования, максимальныйобъем учебной нагрузки обучающихся,уровень подготовки выпускниковобразовательных учреждений, а такжеосновные требования к обеспечениюобразовательного процесса (ссылка нафайл Стандарт).

Назначениемгосударственного стандарта общегообразования является обеспечение:

-равныхвозможностей для всех граждан в получениикачественного образования;

-единстваобразовательного пространства вРоссийской Федерации;

-защитыобучающихся от перегрузок и сохранениеих психического и физического здоровья;

-преемственностиобразовательных программ на разныхступенях общего образования, возможностиполучения профессионального образования;

-социальнойзащищенности обучающихся;

-социальнойи профессиональной защищенностипедагогических работников;

-правграждан на получение полной и достовернойинформации о государственных нормах итребованиях общегообразования и уровню подготовкивыпускников образовательных учреждений;

-основыдля расчета федеральных нормативовфинансовых затрат на предоставлениеуслуг в области общего образования, атакже для разграничения образовательныхуслуг в сфере общего образования,финансируемых за счет средств бюджетаи за счет средств потребителя, и дляопределения требований к образовательнымучреждениям, реализующим государственныйстандарт общего образования.

Государствогарантирует общедоступность и бесплатностьобщего образования в образовательныхучреждениях в пределах, определяемыхгосударственным стандартом общегообразования.

Государственныйстандарт общего образования являетсяосновой:

-разработкифедерального базисного учебного плана,образовательных программ начальногообщего, основного общего и среднего(полного) общего образования, базисныхучебных планов субъектов РоссийскойФедерации, учебных планов образовательныхучреждений, примерных программ поучебным предметам;

-объективнойоценки уровня подготовки выпускниковобразовательных учреждений;

-объективнойоценки деятельности образовательныхучреждений;

-определенияобъема бюджетного финансированияобразовательных услуг, оказание которыхгражданам на безвозмездной основегарантируется государством на всейтерритории Российской Федерации;

-установленияэквивалентности (нострификации)документов об общем образовании натерритории Российской Федерации;

-установленияфедеральных требований к образовательнымучреждениям в части оснащенностиучебного процесса, оборудования учебныхпомещений.

Государственныйстандарт общего образования включаеттри компонента: федеральный компонент,региональный (национально-региональный)компонент и компонент образовательногоучреждения.

Федеральныйкомпонент государственного стандартаобщего образования разработан всоответствии с Законом РоссийскойФедерации “Об образовании” (ст. 7)и Концепцией модернизации российскогообразования на период до 2010 года,утвержденной распоряжением ПравительстваРоссийской Федерации № 1756-р от 29 декабря2001 г.

; одобрен решением коллегииМинобразования России и ПрезидиумаРоссийской академии образования от 23декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказомМинобразования России “Об утверждениифедерального компонента государственныхстандартов начального общего, основногообщего и среднего (полного) общегообразования” от 5 марта 2004 г.

№ 1089.

Федеральныйкомпонент государственного стандартаобщего образования разработан с учетомосновных направлений модернизацииобщего образования. В соответствии состратегией модернизации он выстроенкак средство развития отечественногообразования, системного обновления егосодержания.

Федеральныйкомпонент – основная часть государственногостандарта общего образования, обязательнаядля всех государственных, муниципальныхи негосударственных образовательныхучреждений Российской Федерации,реализующих основные образовательныепрограммы общего образования и имеющихгосударственную аккредитацию. Онустанавливает обязательный минимумсодержания основных образовательныхпрограмм, требования к уровню подготовкивыпускников, максимальный объем учебнойнагрузки обучающихся (Санитарно-эпидемиологическиеправила и нормативы (СанПиН 2.4.2. 178-02)), атакже нормативы учебного времени.

Федеральныйкомпонент структурирован по ступенямобщего образования (начальное общее,основное общее, среднее (полное) общееобразование); внутри ступеней – поучебным предметам.

Всоответствии с Конституцией РоссийскойФедерации основное общее образованиеявляется обязательным, и оно должноиметь относительную завершенность.Поэтому федеральный компонент стандартаобщего образования выстроен поконцентрическому принципу: первыйконцентр – начальное общее и основноеобщее образование, второй – среднее(полное) общее образование.

Федеральныйкомпонент государственного стандартасреднего (полного) общего образованияпредставлен на базовом и профильномуровнях.

Вфедеральном компоненте ФБУП определеноколичество учебных часов на преподаваниеучебных предметов федерального компонентагосударственного стандарта общегообразования.

При этом установленогодовое распределение часов, что даетвозможность образовательным учреждениямперераспределять нагрузку в течениеучебного года, использовать модульныйподход, строить рабочий учебный планна принципах дифференциации ивариативности.

В качестве примерныхприводится расчетный (не нормативный)объем учебных часов в неделю.

СогласноФБУП, “Естествознание” относитсяк числу обязательных базовыхобщеобразовательных учебных предметовна ступени среднего (полного) образования.На его изучение отводится 210 учебныхчасов, по 3 часа в неделю в 10 и 11 классах.

Стандартпо естествознанию включает:

целиизучения естествознания;

обязательныйминимум содержания основных образовательныхпрограмм по естествознанию;

требованияк уровню подготовки выпускников поестествознанию.

Структурацелей изучения естествознания, как идругих учебных предметов, отражаетнеобходимость всестороннего развитияличности и включает освоение знаний,овладение умениями, развитие, воспитаниеи практическое применение приобретенныхзнаний и умений (ключевые компетенции).При этом все представленные целиравноценны по значимости.

Обязательныйминимумсодержания основных образовательныхпрограмм – обобщенное содержаниеобразования, которое каждое образовательноеучреждение обязано предоставитьобучающимся для обеспечения ихконституционного права на получениеобщего образования.

Обязательный минимумпо естествознанию представлен в виденабора предметных тем, включаемых вобязательном порядке в основныеобразовательные программы среднего(полного) общего образования поестествознанию.

Обязательный минимумне устанавливает порядок (последовательность)изучения предметных тем и не определяетнормативы учебного времени, отводимыена изучение данной темы в рамках учебнойпрограммы.

Вобязательном минимуме прямым шрифтомвыделено содержание, изучение которогоявляется объектом контроля и оценки врамках итоговой аттестации выпускников.

Курсивом выделено содержание, котороеподлежит изучению, но не являетсяобъектом контроля и не включается втребования к уровню подготовкивыпускников.

Такой способ представленияобязательного минимума обеспечиваетвариативность подхода к изучениюучебного материала, расширяет возможностиразноуровневого обучения.

Требованияк уровню подготовки выпускников –установленные стандартом результатыосвоения выпускниками обязательногоминимума, необходимые для получениягосударственного документа о достигнутомуровне общего образования. Требованияразработаны в соответствии с обязательнымминимумом и целями изучения естествознания.

Требованиязадаются в деятельностной форме (что врезультате изучения естествознанияучащиеся должны знать, уметь, использоватьв практической деятельности и повседневнойжизни).

Требованияслужат основой разработкиконтрольно-измерительных материаловпо естествознанию для государственнойаттестации выпускников образовательныхучреждений, реализующих программысреднего (полного) общего образования.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5569148/page:14/

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования история

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования история – страница №1/1

Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования

ИСТОРИЯ

Источники сведений о прошлом человечества. Историческое знание, его достоверность. Концепции исторического развития человечества. Возможные периодизации исторического процесса. Историческое время и пространство.

Человек: внеисторическое и историческое.

Формы человеческих общностей. Цивилизация и культура.

Предыстория человечества и ее хронологические рамки. Расселение древнейшего человечества. Человек и природа.

Жизнь людей в первобытную эпоху (занятия, орудия труда, жилища). Переход к земледелию и скотоводству. Появление частной собственности.

Коллективы первобытных людей: род, племя, община. Равенство и неравенство. Возникновение религиозных верований и искусства. Переход от предыстории к древним цивилизациям.

Хронологические рамки истории Древнего мира.

Власть догосударственная и государственная. Гипотезы о происхождении государства. Государства Древнего Востока и античного мира: формы и типы. Материальная культура и хозяйственная жизнь в Древнем мире.

Социальные слои и группы в древних обществах. Человек и общество в древних цивилизациях.

Религии Древнего мира: язычество, буддизм, иудаизм, христианство. Знания о мире и человеке в древних цивилизациях. Культурные достижения народов Древнего Востока и античного мира.

Средневековье, его хронологические рамки и периодизация. Специфика цивилизаций средневекового мира. Роль религий (христианства, ислама, буддизма, конфуцианства) в их формировании и развитии.

Великое переселение народов. Славяне, их расселение, образ жизни.

Материальная культура и хозяйственная жизнь в различных регионах мира в Средние века (Западная Европа, Русь, Ближний Восток, Китай, Индия). Аграрный характер средневековых цивилизаций. Ремесло, торговля.

Особенности западно-европейского феодализма. Феодальное землевладение в разных цивилизациях Средневековья. Развитие городов. Древнерусские города.

Социальная структура средневекового общества. Социальные движения в Средние века.

Развитие государственности в средние века. Возникновение и эволюция государств в Западной Европе, на Руси. Политическая раздробленность. Формирование централизованных государств. Сословно – представительные монархии. Земские соборы на Руси. Истоки российского самодержавия.

Религия и церковь в средневековой Европе. Христианизация Руси. Православие и католичество. Религиозные движения, народная религиозность. Светская и духовная власть в Западной Европе, Византии, на Руси.

Крестовые походы, войны, завоевания. Международные отношения в Средние века. Русские земли между Западом и Востоком.

Представления средневекового человека о мире, ментальность средневекового человека. Средневековая культура и искусство Западной Европы, Руси и других регионов мира.

Хронологические рамки истории Нового времени, ее периодизация.

Великие географические открытия.

Возрождение: историческая эпоха и тип культуры. Достижения в искусстве, культуре, науке. Реформация и контрреформация в Европе.

Зарождение и развитие капиталистических отношений. Процессы модернизации. Открытия в науке и технике. Переход от мануфактуры к фабрике. Промышленный переворот. Формирование индустриальной цивилизации. Экономическое развитие России в Новое время. Отмена крепостного права. Реформы XIX в. Особенности модернизации России.

Изменения в социальной структуре общества в Новое время. Генезис и развитие абсолютизма. Специфика российского абсолютизма. Основные группы российского общества. Социальные противоречия, социальные движения.

Образование колониальных империй. Россия: расширение границ, складывание многонациональной империи.

Социальные и политические доктрины: идеология Просвещения; либерализм, консерватизм, социалистические учения. Революции ХVII-ХIХ веков. Развитие парламентаризма, утверждение конституционных порядков в Западной Европе. Общественное движение в России (славянофилы и западники, консерваторы, либералы, радикалы).

Формирование научной картины мира в Новое время. Развитие техники. Распространение образования. Человек Нового времени и его ментальность. Художественная культура Нового времени. Развитие российской культуры в ХVII-ХIХ веках, ее вклад в мировую культуру.

Международные отношения в Новое время. Россия в системе международных отношений. Войны Нового времени. Внешнеполитические союзы и дипломатия. Колониальный раздел мира.

Изменения на карте мира в ХХ веке. Россия на карте мира. Развитие производства, техники и технологии в мире и в России в XX в. Научно-техническая и технологическая революции. Социальные и экологические последствия научно-технического прогресса. Неравномерность экономического и социального развития основных регионов мира. Пути модернизации России в ХХ веке.

Эволюция социальных групп и слоев в XX в. Социальные и национальные движения в XX в. Реформы и революции. Российские революции в XX в. Социальная структура советского общества. Социальные изменения в России в конце XX в.

Политические системы и режимы в новейшее время. Демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Этапы и особенности политического развития России в советское и постсоветское время.

Международные отношения в XX в. Внешняя политика России и СССР. Военно-политические союзы и блоки. Конфликты и войны в XX в.: глобализация и последствия. Первая и Вторая мировые войны. Великая Отечественная война советского народа. Деятельность международных организаций. Мировое сообщество. Россия в системе современных международных отношений. Развитие культуры в ХХ в. Изменения в образе жизни людей. Массовая культура. Информационная революция. Многообразие стилей и течений в художественной культуре. Российская культура в ХХ в., ее вклад в мировую культуру.

Источник: http://umotnas.ru/umot/obyazatelenij-minimum-soderjaniya-srednego-polnogo-obshego-obr/

Программы и стандарты Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования – Документ – стр. 1

  1. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования /info/text/school/p_min/pr56-1-1.html

Материалы к уроку обществознания

  1. /catalog/economics.education.eidos6social  Обществознание в школе. Дистанционное обучение общественным дисциплинам: олимпиады, курсы, мастер-классы, проекты Центра дистанционного образования “Эйдос”. Для учителей обществоведения, истории, культурологи, философии, психологии, МХК

  2. / Центр дистанционного образования. Тест по обществознанию;

  3. /demo-ege/socialscience-2004.shtml  Ознакомительный вариант ЕГЭ по обществознанию;

  4. /ahtmls/obshestvoznanie.htm  Инструкции и примеры форм тестов по обществознанию;

  5. /catalog/rating.asp?act=genrating  Он-лайн тесты по обществознанию;

  6. / Каждый день на сайте появляется новая информация и, значит, каждый день вы можете узнать что-то новое. Открывать для себя новое всегда интересно. Человек каждый день, месяц, год получает информацию. Часть информации отбрасывается, часть – остается. Каждый сам определяет, что ему интересно, что ему нужно.

  7. «научный информационно-аналитический журнал «Образование и общество». Научные, информационно-аналитические материалы для заместителей директоров, учителей школ. /

  8. «Свобода личности и собственности!». Методические разработки к курсу “Демократия: государство и общество” /ug_pril/gv/97/41/t4_1.htm

  9. курс лекций, учебники, программы, опросники, тестировщики по социологии. Результаты социологических исследований; /

  10. курсы лекций с заданиями, списками литературы, темами рефератов по философии  /philosofy/

  11. методические разработки уроков – планы уроков с заданиями, задачами, упражнениями; сценарии деловых, интеллектуально-творческих игр, викторин и конкурсов /ug_pril/gv/97/41/t4_1.htm

  12. методические разработки уроков – планы уроков с заданиями, задачами, упражнениями; сценарии деловых, интеллектуально-творческих игр, викторин и конкурсов /rasrabotki.htm

  13. демонстрационный тест по обществознанию; /demo-ege/socialscience.html

  14. Варианты экзаменационных билетов 2000 г. по обществознанию;

  15. как написать сочинение в жанре эссе. Примеры ученических сочинений в жанре эссе;

  16. справочная информация, которая поможет слушателям правильно подготовить и оформить свою письменную работу. Процесс написания эссе; /win/study/

  17. Обществознание и история в школе – программы, документы, библиотека интернет-ресурсов по обществознанию, материалы по государству и праву

  18. методические разработки уроков – планы уроков с заданиями, задачами, упражнениями; сценарии деловых, интеллектуально-творческих игр, викторин и конкурсов

* /rasrabotki.htm
* /2003/10/14.htm
* /

  1. курсы лекций с заданиями, списками литературы, темами рефератов по философии, политологии, культурологии, социологии
    * /ug_pril/gv/97/41/t4_1.htm
    * /method/
    * /philosofy/

  2. учебники, учебно-методические пособия по правовой сферах жизни человека и общества
    * /
    *
    *

  3. энциклопедии, справочники, словари (политических терминов, по культуре, религии, экономике, психологии, праву)
    * /
    * /edu/ref/rudnev/index.htm
    * /

  4. наглядные пособия (коллекции произведений живописи, графики, архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства, фотоискусства, современного искусства)
    *
    * /

  5. хрестоматии, оригинальные неадаптированные тексты работ философов, культурологов, социологов, политологов, правоведов, религиоведов, психологов по проблемам человека и общества (социальным, экономическим, политическим, духовным аспектам), монографии, исследования творчества мыслителей, сборники материалов конференций, статьи
    * /humanities/default.html
    * /all/pamyat.htm
    * /all/sociology.htm
    * /aud/infex.php
    * /library.html
    * /
    * /articler/socio.php
    * /

  6. статьи по философии, социологии, политологии, социальной психологии, опубликованные в научно-публицистических журналах, представленных в электронной форме
    * /aud/infex.php
    *
    * /articler/socio.php
    * /publications/jssa
    *
    * /razdel/77
    * /articles/social
    * /

  7. Обществознание в школе (проект Данилова Валерия Павловича)

  8. Введение в обществознание (8-9 классы) – поурочное планирование курса “Введение в обществознание” для 8-9-ых классов с использованием компьютера. Таблицы, схемы, иллюстрации /ob89.htm

  9. Экологические проблемы – ресурс предназначен для знакомства с влиянием процессов выработки энергии на экологию и его роли для общества. Использован местный материал /schools/sch004/ecolog/index.htm

  10. Человек и общество (10-11 классы) – уроки по курсу “Человек и общество” для 10-11-ых классов. Таблицы, иллюстрации, схемы /ob1011.htm

  11. Статьи и обзоры по проблемам глобализации /_5FolderID_225_.html

  12. Антология истории идей и идеологий – проблема идеологии в философских трудах. Русская идеология. Энциклопедия мысли: афоризмы, цитаты /app/index.htm

  13. Компьютер на уроках истории, обществознания и права – исторические карты и картинки, исторические гравюры, монастыри и крепости, учебно-методические комплекты, варианты уроков по гуманитарным предметам

  1. Библиотека философии и религии – научные статьи, рефераты, курсовые

  2. Философская библиотека Средневековья – произведения средневековых философов: западная и восточная патристика, схоластика. Латинско-русский словарь философских терминов. Библиографический каталог. Коллекция средневековых миниатюр

  3. Антология истории идей и идеологий – проблема идеологии в философских трудах. Русская идеология. Энциклопедия мысли: афоризмы, цитаты /app/index.htm

  4. Философская хронология с древнейших времен до наших дней

  5. Ранняя американская философия

  1. Социология предпринимательства Валерия Радаева (вместо текста лекций) /biblio/r/radaev_txt/

  2. Курс лекций по социологии /jg/soc.htm

  3. Теодор В. Адорно «Избранное: социология музыки» /library/adorno/01.html

  4. Социология на – предмет и история социологии, учебные программы

  5. Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» – все об экономике и социологии

  6. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

  7. Российское общественное мнение и исследование рынка

  8. Сайт “Социология в Сети”: ассоциации и их отделения, факультеты социологии, организации, социологические журналы, журналы по почте, социологические справочники и банки данных, телеконференции. Ссылки на зарубежные узлы /links/socio.html

  9. Фонд «Общественное мнение»

  10. Центр независимых социологических исследований /home.html

  1. 10 000 изданий об истории государственного управления и самоуправления России имперского периода – история государственного управления и самоуправления России имперского периода. Библиографический указатель исследований на русском языке с 1700 по 1999 гг. /~orlov/

  2. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) – ресурсы по общественным дисциплинам /Links/politolog.htm

  3. Правительство России и федеральные органы исполнительной власти /politika/prav/pravbook.html

  4. Сайт Центральной Избирательной Комиссии РФ /

  5. Государственные символы России /projects/Project1072/index.htm

  6. Сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

  7. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ /

  8. Сайт Владимира Путина

  9. Сайт партии «Единая Россия»

  10. Сайт КПРФ

  11. Официальный сайт ЛДПР

  12. Официальный сайт блока «Родина»

  13. Сайт СПС

  14. Сайт партии «Яблоко»

  15. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

  16. Российское общественное мнение и исследование рынка

  17. Фонд «Общественное мнение»

  18. Центр независимых социологических исследований /home.html

Библиотека: книги, журналы, статьи

  1. 1000 словарей: Словари, Переводчики, Энциклопедии – на данном сайте представлен каталог языковых словарей, созданный и поддерживаемый силами бюро переводов “Прима Виста”.

    На настоящий момент каталог содержит около 1000 словарей на более чем 90 языках. Большинство словарей это, так называемые, он-лайн словари. Оф-лайн словари, то есть те словари, которые можно скачать, находятся в отдельном разделе.

    Все ссылки полностью работоспособны /dictionary/index.htm

  2. Ранняя американская философия

  3. Философская библиотека Средневековья – произведения средневековых философов: западная и восточная патристика, схоластика. Латинско-русский словарь философских терминов. Библиографический каталог. Коллекция средневековых миниатюр

  4. Библиотека философии и религии – научные статьи, рефераты, курсовые

  5. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) – ресурсы по общественным дисциплинам /Links/politolog.htm

  1. Библиотека философии и религии – научные статьи, рефераты, курсовые

  2. Ресурсы WWW по истории России /histr.htm

  3. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) – ресурсы по общественным дисциплинам /Links/politolog.htm

  4. Соционет – информационное пространство по общественным наукам

  1. Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин – на сайте есть неплохая подборка учебных и методических материалов, ссылок на тематические сетевые ресурсы. Но, некоторые разделы в стадии разработки. В разделе “Учебные материалы” есть разработки уроков по курсам “История”, “Граждановедение” и “Обществознание”

  2. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) – ресурсы по общественным дисциплинам /Links/politolog.htm

  3. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)

  4. Российское общественное мнение и исследование рынка

  5. Фонд «Общественное мнение»

  6. Центр независимых социологических исследований /home.html

Источник: http://uchebana5.ru/cont/3936565.html

Студиорум
Добавить комментарий