- Должностная инструкция педагога дополнительного образования
- III. Права
- IV. Ответственность
- Что должна содержать должностная инструкция педагога дополнительного образования: образцы документов
- Как составить: общие положения
- Должностные обязанности: на что имеет право педагог дополнительного образования и его ответственность
- Образцы должностной инструкции
- Типовая
- В школе
- В доу
- Должностная инструкция педагога дополнительного образования в школе и ДОУ
- Функции и должностные обязанности
- Ответственность
- Взаимоотношения и связи по должности
- Основные компетентности
- Особенности
Должностная инструкция педагога дополнительного образования
Скачать должностную инструкцию
педагога дополнительного образования (.doc, 90КБ)
- Педагог дополнительного образования относится к категории специалистов.
- На должность педагога дополнительного образования назначается лицо,
- Назначение на должность педагога дополнительного образования и освобождение от нее производится приказом директора учреждения по
- Педагог дополнительного образования должен знать:
- 4.1. Конституцию Российской Федерации.
- 4.2.
Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.
- 4.3. Конвенцию о правах ребенка.
- 4.4. Возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену.
- 4.5.
Специфику развития интересов и потребностей обучающихся (воспитанников), основы их творческой деятельности.
- 4.6. Методику поиска и поддержки талантов.
- 4.7. , методику и организацию научно-технической, эстетической, туристско-краеведческой, оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности, отдыха и развлечений.
- 4.
8. Программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений.
- 4.9. Основы деятельности детских коллективов, организаций и ассоциаций.
- 4.10. Нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
- На время отсутствия педагога дополнительного образования (отпуск, болезнь, пр.
) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора учреждения. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
Педагог дополнительного образования:
- Осуществляет дополнительное образование обучающихся (воспитанников), развивает их разнообразную творческую деятельность.
- Комплектует состав обучающихся (воспитанников) кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению их в течение срока обучения.
- Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической целесообразности.
- Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся (воспитанников).
- Участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников).
- Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.
- Выявляет творческие способности обучающихся (воспитанников), способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
- Поддерживает одаренных и талантливых обучающихся (воспитанников), в т.ч. детей, имеющих отклонения в развитии.
- Организует участие обучающихся (воспитанников) в массовых мероприятиях.
- Оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.
- Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
- Участвует в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
- Повышает свою профессиональную квалификацию.
III. Права
Педагог дополнительного образования вправе:
- Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающихся его деятельности.
- По вопросам, находящимся в его компетенции вносить на рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников учреждения; варианты устранения имеющихся в деятельности учреждения недостатков.
- Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
- Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя учреждения).
- Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей и прав.
IV. Ответственность
Педагог дополнительного образования несет ответственность:
- За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
- За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
- За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Источник: https://www.rabotka.ru/job_description/281.php
Что должна содержать должностная инструкция педагога дополнительного образования: образцы документов
В силу специфики деятельности на работников сферы образования возлагаются серьезные трудовые функции и ответственность за их выполнение. Положения об этом, как правило, отражаются в локальных документах работодателя. Сегодняшняя статья посвящена одному из них – должностной инструкции педагога дополнительного образования по ФГОС.
Как составить: общие положения
В общих положениях должностной инструкции педагогического работника содержатся требования, предъявляемые к этой категории специалистов Федеральным законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ».
До работы с детьми допускаются только те работники, которые соответствуют прописанным в законе стандартам.
Согласно специальному квалификационному справочнику образование педагога должно быть высшим или среднее профессиональным по профилю работы или не относящимся к ней, но в совокупности с дополнительным профессиональным образованием по направлению «Образование и педагогика».
Другие моменты, обязательные для включения в «Общие положения» инструкции:
- наименование должности (педагог дополнительного образования);
- порядок подчинения (в том числе кем принимается на работу и кем увольняется);
- требования к стажу (как правило, не предъявляются);
- знание работником нормативных документов, относящихся к деятельности преподавателя (Конвенция о правах ребенка, ФЗ «Об образовании в РФ», Трудовой Кодекс РФ и т.п.);
- владение необходимыми педагогу навыками и современными методиками и технологиями обучения.
Зачастую в должностную инструкцию включается полный перечень нормативных актов, который должен знать педагог. Они касаются не только правил охраны труда, пожарной безопасности и внутреннего трудового распорядка, но и основ взаимодействия с детьми и родителями с точки зрения педагогики и психологии.
Должностные обязанности: на что имеет право педагог дополнительного образования и его ответственность
Раздел «Обязанности» о том, что должен делать педагог в рамках его деятельности после официального принятия на работу. По общему правилу круг профессиональных обязанностей такой:
- набор учеников на обучение;
- проведение учебных занятий по дополнительной общеразвивающей программе;
- составление планов и программ занятий дополнительного образования;
- грамотный выбор формы обучения и методов ее осуществления;
- выявление и развитие творческих способностей учеников;
- мотивация и развитие способностей учащихся;
- преподавание и теоретических знаний и практических навыков;
- анализ успехов учеников и оценка эффективности обучения;
- особая работа как с детьми, имеющими отклонения в развитии, так и с одаренными учениками;
- соблюдение законных прав и свобод детей и обеспечение их безопасности во время учебы;
- повышение квалификации.
В зависимости от специфики образовательного учреждения и количества трудовых функций, возлагаемых на педагога допобразования, перечень обязанностей может расширяться.
Для качественного выполнения обязанностей педагог наделяется правами, прописанными в соответствующем разделе должностной инструкции. Они стандартны, поэтому работодатель может указать некоторые общие фразы, отсылающие к законодательным актам. Например, это права, регламентированные Трудовым Кодеком РФ и ФЗ «Об образовании», а также возможность работника:
- участвовать в управлении школой в форме, закрепленной ее уставом;
- защищать профессиональную репутацию;
- повышать уровень собственной квалификации;
- проходить аттестацию для подтверждения/повышения квалификационной категории;
- давать ученикам распоряжения в рамках своей компетенции;
- применять к ученикам меры педагогического воздействия, разрешенные Уставом учреждения.
К педагогу, как к специалисту, работающему с детьми, предъявляются высокие требования, поэтому уровень ответственности не менее высок. Соответствующий раздел должностной инструкции рекомендуется раскрыть максимально подробно, указав ответственность сотрудника за:
- некачественную реализацию образовательной программы;
- жизнь и здоровье учеников на занятиях;
- нарушение прав детей;
- невыполнение приказов по поводу охраны труда и обеспечения безопасности во время учебного процесса;
- совершение во время учебного процесса угроз в отношении учеников;
- неоказание доврачебной помощи учащимся, нуждающимся в ней;
- непроведение инструктажа с учениками по теме безопасности труда в случаях необходимости;
- причинение ущерба образовательному учреждению.
За эти и другие деяния педагог может быть привлечен к дисциплинарной, уголовной или административной ответственности.
В первом случае наказание исходит от самого работодателя в рамках ТК РФ и закона об образовательной деятельности, а во всех остальных – производится компетентными органами на основании УК РФ и КоАП РФ (к примеру, за психическое или физические насилие над учениками).
Образцы должностной инструкции
Типовая
Образец типовой должностной инструкции педагога доп.образования: https://yadi.sk/d/v5m8ArVE3UabuV
В школе
Трудовые функции сотрудника школы выглядят так: https://yadi.sk/i/efR5bTp73UacD4
В доу
В детском саду может быть использована инструкция такого типа: https://yadi.sk/i/7g0tQKOC3UacMG
Должностная инструкция служит главным ориентиром в деятельности педагога дополнительного образования, поэтому кадровая служба организации должна ознакомить нового работника с этим документом, а тот, в свою очередь, поставить личную подпись в подтверждение его изучения и принятия на себя правомочий и обязательств, в нем содержащихся.
Источник: http://specworkgid.ru/baza-znanij/info/dokumenty/obrazcy-instrukcij/dolzhnostnye/pedagoga-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
Должностная инструкция педагога дополнительного образования в школе и ДОУ
Педагог дополнительного образования определяется категорией специалист. Назначение на должность и увольнение с нее производит руководитель организации, которому непосредственно подчинен преподаватель.
Обязательным условием к работе преподавателя является профессиональное образование без возможного опыта работы. Педагог поступает в подчинение директора, заведующих по учебной и воспитательной работе.
Деятельность преподавателя дополнительного образования регламентируется цельной образовательной системой, утвержденной Правительством, нормативными и законодательными актами, Трудовым кодексом, нормами по ОТ и ТБ, а также уставными и распорядительными документами учебного заведения.
Специалист обязан знать и иметь практическое применение в следующих методиках:
- методика преподавания;
- программа по предмету;
- организационные и управленческие;
- воспитательные;
- иметь в наличии средства обучения и оборудованный кабинет;
- развивающего, дифференцированного и продуктивного обучения;
- установления контакта с учениками и аргументации позиции.
Направление, которого обязан придерживаться педагог при проведении деятельности, обуславливается следующим:
- Умение объяснить преподаваемый предмет учащимся с учетом внешних факторов, специфики и возрастной категорией учеников.
- В процессе преподавания учитывать технические и учебные нормы, а также режим исполнения работы.
- Организация и преподавание внеурочных занятий.
- Развитие внеклассной работы относительно преподаваемого предмета.
Преподавателю запрещается:
- вносить изменения и корректировки в расписание уроков;
- производить изменения в продолжительности занятий и перерывов между ними;
- вести аморальный образ жизни (алкоголь, курение на рабочем месте);
- отстранять учеников от учебного процесса.
Функции и должностные обязанности
Функции, которые обязан выполнить педагог в процессе преподавания и подготовки учащихся, следующие:
- Обеспечить полноценное дополнительное осведомление учеников учебного заведения.
- Определить и произвести развитие творческих или иных способностей учеников.
- Реализовать обучение в соответствии с учебной программой на основе новых технологий.
- Обеспечить соответствующий государственному стандарту уровень подготовки.
- В процессе образовательного действия обеспечить защиту прав и свободы учащихся.
Должностные обязанности педагога определяются следующим:
- В соответствии с ГОСТом осуществляет образовательную и творческую деятельность воспитанников.
- Создает и утверждает списки учащихся, которые принимают участие в дополнительных кружках, а также сохраняет численность учащихся в течение учебного года.
- С помощью обучающих ресурсов и технологий обеспечивает педагогический процесс.
- Проводит обучение в соответствии с нормативными и методическими указаниями.
- Производит обеспечение воспитанников правами и свободами.
- Принимает участие в составлении программ, календарного планирования.
- Определяет и способствует развитию творческих способностей и интересов.
- Помогает организовать самостоятельную, исследовательскую деятельность для обучения воспитанников.
- Проводит анализ деятельности учащихся.
- Производит оценку обучения в соответствии с установленными нормами.
- Обеспечивает возможность принимать участие в массовых мероприятиях как учащихся, так и преподавателей.
- Отвечает за жизнь и здоровье воспитанников, соблюдает выполнение правил охраны труда и техники безопасности.
Ответственность
- Преподаватель обязан нести ответственность в соответствии с законодательством РФ за качественное и конструктивное выполнение обучающей программы (по стандарту), жизнь и здоровье воспитанников.
- На педагога возлагается дисциплинарная ответственность за неисполнение или невыполнение распоряжений руководства и пунктов Устава учебного заведения, должностных обязанностей и режима.
- Преподаватель несет ответственность за физическое или моральное насилие над воспитанниками, что освобождает педагога от должности в соответствии с Трудовым кодексом.
- При грубом нарушении обязанностей преподавателя дисциплинарным наказанием является увольнение.
- При недолжном выполнении санитарных, пожарных и технический норм преподаватель притягивается к административной ответственности.
- За причинение вреда или ущерба воспитанникам либо учебному заведению педагог дополнительного образования несет материальную ответственность.
Взаимоотношения и связи по должности
Преподаватель дополнительного образования должен соблюдать распорядок и объем возложенных на него функций (нагрузки), опираясь на расписание уроков, принятие участия в различных мероприятиях и самостоятельного планирования работы в соответствии с нормой выработки.
Он разрабатывает план деятельности на год, семестр, четверть и утверждает его заведующим по учебной и воспитательной работе в течение 5 дней от начала отчетной даты.
Также составляет и передает на проверку анализ проведенной деятельности на каждую отчетную дату, не позже 5 дней до конца отчетного периода.
Получает распоряжения руководящего состава по ведению обучающей деятельности и ознакамливается с документами под роспись, обменивается опытом и информацией с другими педагогами и администрацией учебного заведения.
Основные компетентности
С точки зрения педагогики учитель обязан обладать такими компетентностями: правовая, информационная, профессиональная, коммуникативная.
- Способность создать условия для того, чтобы воспитанник мог индивидуально развивать личность.
- Приспособить дополнительное образование в отношении общего.
- Создать условия и определить развивающие методы обучения на основе интересов, личностных качеств и возрастных рамок учащихся.
- Компетентность в удовлетворении творческих предпочтений воспитанников и способность привести их к положительным результатам.
- Уметь правильно спланировать и провести анализ обучающей деятельности.
Оценка качества работы педагога производится по общепринятым и законодательно установленным критериям. Оценка происходит по основным пунктам:
- Параметр усвоения материала предмета воспитанниками.
- Уровень интереса учащихся к предмету и окружающему коллективу.
- Личные достижения детей.
- Результаты творческой деятельности учащихся.
Важным результатом работы педагога является адаптация детей к социальной системе и соответствующий уровень знаний.
Условия работы выражаются соблюдением правил внутреннего распорядка учебного заведения и возможностью иметь выездные заседания, консилиумы, занятия либо соревнования воспитанников в сопровождении педагога.
Педагог дополнительного образования должен иметь профессиональное образование в сфере своей деятельности без опыта работы, либо пройти профессиональное дополнительное обучение в направлении педагогики и образования без предъявления условий к стажу работы.
Особенности
Профессия и обязанности педагога-библиотекаря незначительно, но все же отличаются от деятельности педагога дополнительного образования. Библиотекарь обязан приобщать воспитанников к чтению и книгам для общего культурного и эстетического развития.
В его обязанности входит проводить инвентаризацию учебников и литературы, разрабатывать и вносить предложения руководству в сфере создания развивающей, художественной и дополнительной методической литературы, составления и обработки каталогов, принимать участие в деятельности образовательной программы и т.д.
Педагог-психолог ведет работу с детьми в ДОУ и школах в соответствии с моральными принципами и возрастом воспитанников. Психолог обязан вовремя выявить причины психических расстройств и провести работу по их устранению.
Касательно ДОУ, педагог-психолог разрабатывает программу психологических проблем совместно с воспитателем, а относительно к школе – самостоятельно.
Он обязан проводить деятельность в реабилитации детей, подростков и их родителей, предоставлять консультации по вопросам психологии родителям и коллегам, разрабатывать предложения к стандартам и вносить их непосредственному руководителю, предоставлять учащимся психологическую поддержку.
Социальный педагог производит ряд функций, которые выполняет и педагог дополнительного образования. Отличием является то, что социальный педагог заботится о дальнейшей судьбе воспитанников и совместно с социальными службами предоставляет помощь в приобретении жилья, трудоустройстве, получении высшего образования, социальных пенсий и т.д.
Педагог-организатор выполняет функции художественного руководителя. Обязанности:
- организовать работу кружков, секций и занятий разносторонних талантов;
- организация праздников и мероприятий, с участием родителей, преподавателей и учреждений культуры;
- предоставляется возможность организовать выездной отдых для учащихся и нести ответственность за жизнь и здоровье воспитанников в течение данного процесса.
Обязанности и функции преподавателей схожи, так как они ведут деятельность с детьми, но работа каждого связана с определенной сферой и требуемой квалификацией.
Документы для скачивания (бесплатно)
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: http://znaybiz.ru/kadry/trudoustrojstvo/dolzhnostnye-instrukcii/pedagog-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html