«общая врачебная практика (семейная медицина)»: обучение и профессия

Содержание

М. А. Пальцев 25 августа 2000 г

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Состав экспертно-консультативной комиссии

Введение

  1. Общая характеристика специальности 040110 – Общая врачебная практика (семейная медицина

  2. Предшествующий уровень образования врача для послевузовской профессиональной подготовки по специальности 040110 – общая врачебная практика (семейная медицина)

  3. Квалификационные требования к уровню подготовки врачей, успешно завершивших обучение по программе послевузовского профессионального образования в клинической ординатуре или на цикле специализации по общей врачебной практике (семейной медицине) и получивших квалификацию “Врач общей практики (семейный врач)”

  4. Требования к Унифицированной программе послевузовского профессионального образования врачей по специальности 040110 – Общая врачебная практика (семейная медицина)

      1. Общие требования к Унифицированной программе послевузовского профессионального образования врачей по специальности 040110 – Общая врачебная практика (семейная медицина).52

      2. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы клинической ординатуры по специальности 040110 – Общая врачебная практика (семейная медицина)

      1. Учебный план послевузовской профессиональной подготовки специалистов в клинической ординатуре по специальности “Общая врачебная практика семейная медицина)”

    1. Учебный план цикла специализации (переподготовки) стажированных врачей по специальности “Общая врачебная практика (семейная медицина)”

    2. Учебный план ресертификационного цикла подготовки врачей по специальности “Общая врачебная практика (семейная медицина)”

  1. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса по Унифицированной программе последипломного обучения врачей по семейной медицине

  1. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

  2. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса

  3. Требования к организации учебных практик

  4. Требования к уровню профессиональной подготовленности врача общей практики (семейного врача)

  5. Требования к квалификационному экзамену на получение сертификата
    специалиста – врача общей практики (семейного врача)

  6. Квалификационные тесты по специальности «Общая врачебная практика
    (семейная медицина)»

Эталоны ответов

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Проводимая реформа управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации, введение медицинского страхования граждан предъявили новые требования к врачу, оказывающему первичную медицинскую помощь.

Сейчас основным структурным элементом системы организации первичной медико-санитарной помощи отечественного здравоохранения является терапевтический участок, а врач-терапевт участковый является ведущим специалистом, обеспечивающим первичный контакт системы здравоохранения с отдельными гражданами и их семьями.

Однако проводимое в последние десятилетия приоритетное развитие специализированной медицинской помощи оказало отрицательное влияние на формирование структуры и функционирование первичной медико-санитарной помощи, особенно на организацию работы участкового терапевта.

От него постепенно отошли и переданы в компетенцию других специалистов многие, входящие в его профессиональную обязанность, оздоровительные, профилактические, лечебно-диагностические функции и врачебные манипуляции, предусмотренные его базовой подготовкой и относящиеся к объему первой врачебной помощи.

В результате резко сократился объем медицинской помощи, оказываемой населению участковым терапевтом, снизилась его ответственность за здоровье пациента.

Престиж участкового терапевта среди населения и медицинских работников упал, его конкурентоспособность в условиях страховой медицины тоже оказалась низкой.

Таким образом, остро назрел вопрос перехода от дисциплинарного принципа организации первичной медико-санитарной помощи населению к проблемному и сформировался социальный заказ общества на создание в структуре первичного звена здравоохранения службы общепрактикующего (семейного) врача.

В связи с этим Министерством здравоохранения Российской Федерации был издан приказ № 237 от 26 августа 1992 г. “О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)”.

В номенклатуру специальностей в учреждениях здравоохранения была введена новая специальность – “общая врачебная практика (семейная медицина)” и новая квалификация специалиста – “врач общей практики (семейный врач)”.

“Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан”, введенных в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 г., предусмотрено право семьи на выбор семейного врача (ст.

22), обеспечивающего ей медицинскую помощь по месту жительства, и определено (ст.

59), что: “Семейный врач – это врач, прошедший специальную многопрофильную подготовку по оказанию первичной медико-санитарной помощи членам семьи независимо от их пола и возраста”.

Таким образом, был сформирован социальный заказ общества на разработку и внедрение в практику системы подготовки врачей общей практики (семейных врачей). Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 г.

№ 1387 “О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации” была одобрена “Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации”, в которой первичная медико-санитарная помощь определяется как основное звено при оказании населению медицинской помощи и подчеркивается особая роль развития института врача общей (семейной) практики в ее структуре.

Объем и качество медицинской помощи, оказываемой в лечебно-профилактическом учреждении, зависят как от профессиональной подготовки медицинского персонала, так и от уровня технического оснащения, наличия фармацевтического обеспечения. Доступность медицинской помощи, кроме того, зависит от расположения медицинских и фармацевтических учреждений по отношению к нуждающемуся в этих видах услуг пациенту, развития систем медицинского транспорта и связи.

Первичная медико-санитарная помощь может быть организована, в зависимости от уровня социально-экономического развития страны или региона, как первая медицинская помощь, доврачебная (фельдшерская), первая врачебная или квалифицированная медицинская помощь. Следовательно, организация первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача) является показателем высокой организации первичного звена здравоохранения.

При разработке системы подготовки и принципов организации профессиональной деятельности врача общей практики (семейного врача) необходимо в начале определить уровень его профессиональной компетентности – профессиональный образовательный стандарт: какие и в каком объеме лечебно-диагностические, профилактические и оздоровительные мероприятия он выполняет сам, а какие врачебные манипуляции можно передать другим специалистам и обеспечить высокое качество первичной медико-санитарной помощи.

Однако в законодательных актах и других нормативных документах, регламентирующих подготовку и профессиональную деятельность врача общей практики (семейного врача), а также в опубликованных отечественными авторами результатах исследований, посвященных этой проблеме, не указаны критерии четкого разграничения врачебных функций между ним и другими специалистами амбулаторно-поликлинического звена отечественного здравоохранения.

Разработанные зарубежными экспертами определения понятия уровня профессиональной компетентности врача общей практики (семейного врача) как лицензированного выпускника высшего медицинского учебного заведения, обеспечивающего индивидуальную первичную медицинскую помощь отдельным лицам, семьям и населению, независимо от возраста, пола и вида заболевания, являясь концептуальной моделью специалиста широкого профиля, тоже не содержат четких критериев степени его специализации.

Поэтому авторами были проведены научные исследования по разработке критериев уровня профессиональной подготовки (специализации) врача общей практики (семейного врача) на основе системного подхода, учитывающего медико-социальные и экономические факторы, обусловливающие возможности его подготовки и организации работы в различных регионах Российской Федерации.

В результате проведенных исследований разработана профессиональная модель (профессиональный образовательный стандарт) российского врача общей практики (семейного врача) с использованием вида медицинской помощи в качестве объекта стандартизации его знаний, умений и практических навыков, приобретаемых как на до, так и на последипломном этапах обучения.

Разработанный профессиональный образовательный стандарт врача общей практики (семейного врача) предназначен для обеспечения:

  • преемственности функционирования взаимосвязанных звеньев системы додипломного и послевузовского профессионального образования врачей общей практики (семейных врачей), системы подготовки и профессиональной деятельности их в лечебно-профилактических учреждениях первичной медико-санитарной помощи здравоохранения различных регионов Российской федерации;
  • качества профессионального образования врачей общей практики (семейных врачей);
  • единства государственного образовательного стандарта врачей общей практики (семейных врачей) на всей территории Российской Федерации;
  • основы объективной оценки деятельности образовательных и лечебно-профилактических учреждений, реализующих послевузовские образовательные программы подготовки врача общей практики

Общая характеристика специальности 040110 – Общая врачебная практика

(семейная медицина).

Источник: https://refdb.ru/look/2002803-p2.html

Повышение квалификации для врачей общей практики (семейных докторов)

Врач общей практики – пока ещё не самая распространённая, но уже весьма востребованная медицинская специальность. По сути, врач общей практики во многом дублирует обязанности терапевта, но на самом деле круг его полномочий гораздо шире.

Это многопрофильный специалист, который может оказать первичную медицинскую помощь пациентам любого возраста. Такой врач знает терапевтические патологии взрослых и детей, может провести несложные манипуляции хирургической, а также гинекологической направленности.

При выявлении серьёзного заболевания врач общей практики направляет больного к соответствующему специалисту. Одна из самых сложных задач – первичная диагностика. Иногда сложно выявить, в какой степени болен человек, впервые обратившийся к врачу и нужна ли ему узкопрофильная помощь.

Именно поэтому врач общей практики, который, казалось бы, не углубляется «до конца» ни в одну из медицинских дисциплин, должен обладать как можно более обширными знаниями.

Если врач общей практики является семейным врачом, это во многом облегчает его работу и позволяет более эффективно проводить лечение своих подопечных. Семейный доктор находится в близком контакте с одной и той же группой пациентов.

Это позволяет ему знать к каким заболеваниям склонны члены этой семьи, какой образ жизни они ведут, какие недуги дети могут унаследовать от взрослых, какие вредные привычки имеются в семье.

Вооружённый знаниями, которые накапливались за многие годы, семейный врач может выбрать оптимальный способ лечения недугов, а также предотвратить многие заболевания.

В настоящее время врачи общей практики особенно необходимы в сельской местности. В небольших населённых пунктах экономически невыгодно содержать учреждение здравоохранения с большим штатом сотрудников.

Более целесообразно создавать небольшие кабинеты, где врач общей практики может оказать несложную медицинскую помощь или же выдать направление к узкому специалисту.

В идеале при таких амбулаториях должен иметься небольшой дневной стационар и мини-лаборатория, где можно сделать анализы, не отправляя каждый раз пациентов в другие учреждения для самых простых исследований. Также врач общей практики приходит по вызовам на дом, если больной не может самостоятельно посетить медкабинет.

Врач общей практики должен быть в курсе новейших достижений в медицине и обязан, согласно действующему законодательству, повышать свою квалификацию не реже, чем один раз в пять лет.

Пройти обучение на курсах повышения квалификации по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» можно в Межрегиональной Академии строительного и промышленного комплекса (МАСПК).

Обучение в Академии проводится на базе оконченного медицинского образования.

Программа курсов повышения квалификации по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»

В программу курса включены следующие вопросы:

  • Введение в специальность.
  • Роль лабораторной диагностики в работе врачей общей практики.
  • Медицинская психология.
  • Научно обоснованная профилактика при работе с семьёй.
  • Виды болезней в общей врачебной практике.
  • Болезни людей разного возраста.
  • Оказание неотложной помощи.

Какие преимущества дает обучение в МАСПК

  • Программы дополнительного образования в МАСПК регулярно обновляются, содержат только актуальные знания и охватывают все стороны деятельности работников здравоохранения.
  • Повышение профессиональной компетентности врача общей практики/семейного врача.
  • При необходимости график обучения может быть индивидуальным.
  • План курсов повышения квалификации формируется с учетом пожеланий слушателей.
  • После аттестации слушатели получают комплект документов: удостоверение о повышении квалификации установленного образца, а также государственный сертификат врача общей практики/семейного врача.

Стать слушателем курсов повышения квалификации по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» в МАСПК может врач, имеющий профильное высшее образование. Для приема в Академию необходимо предоставить диплом об окончании вуза. Стаж работы по специальности не является обязательным условием для зачисления на курс.

Формат и условия обучения

Учебный процесс организован на основе принципов заочного обучения.

Слушателям дистанционных курсов (многие из которых являются практикующими докторами) не нужно очно присутствовать на занятиях, выделяя для этого время в плотном графике, достаточно иметь постоянный доступ к высокоскоростному интернету.

Во время обучения слушатели могут использовать обширную базу учебных и научных материалов. Занятия ведут преподаватели высокой квалификации, взаимодействие с которыми проходит в режиме онлайн. Длительность курса составляет от 72 до 150 учебных часов.

Название программы Кол-во часов  Тип документа  Уровень проф.образования для прохождения  Занимаемая должность
Общая врачебная практика (семейная медицина) 72-150 Удостоверение установленного  образца и сертификат специалиста Высшее медицинское образование Врач общей практики
Ординатура / интернатура : “Общая врачебная практика”

Дополнительную информацию о программах уточняйте у менеджеров 

Наша компания активно участвует в конкурсах и аукционах, размещаемых на основных электронных торговых площадках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Информация для заказчиков

Источник: http://maspk.ru/corporate/povyshenie-kvalifikatsii/zdravookhranenie-/vrach-obshchey-praktiki-semeynyy-doktor/

Общая врачебная практика/семейная медицина. Основы специальности Заведующая кафедрой семейной медицины С-З ГМУ им.И.И.Мечникова профессор О.Ю.Кузнецова. – презентация

Общая врачебная практика/семейная медицина. Основы специальности Заведующая кафедрой семейной медицины С-З ГМУ им.И.И.Мечникова профессор О.Ю.Кузнецова. - презентация

1 Общая врачебная практика/семейная медицина. Основы специальности Заведующая кафедрой семейной медицины С-З ГМУ им.И.И.Мечникова профессор О.Ю.Кузнецова 2013 г.

2 Определение специальности Семейная медицина – это медицинская специальность, которая обеспечивает непрерывную и всеобъемлющую помощь пациентам и их семьям независимо от пола и возраста Американская академия семейных врачей (цит. По Robert B.Taylor)

3 Идеология общей врачебной практики/семейной медицины В больницах болезни остаются, а пациенты приходят и уходят; в общей врачебной практике пациенты остаются, а болезни приходят и уходят J.Heath. BMJ, – Vol.311. – P.373

4 Непрерывная помощь Пациент может обратиться к своему врачу в любое время Врач наблюдает за состоянием пациента не только в период внезапно развившегося заболевания, но и на фоне его стабилизации и улучшения, что позволяет предупредить обострение хронического заболевания

5 Пример Пациентка 72 лет, наблюдающаяся у семейного доктора в связи с артериальной гипертензией и сахарным диабетом 2 типа, наведывается к нему в мае, перед поездкой на дачу, чтобы «проверить» свое состояние и узнать о том, чего надо опасаться в летний период времени

6 Всеобъемлющая помощь Врач общей практики может справиться с 90% проблем, с которыми к нему обращается пациент Часто проблемы носят психосоматический характер, связаны с отношениями в семье неправильным пониманием информации о лечении или методах диагностики

7 Пример Пациентка 30 лет угнетена тем, что у ее матери диагностирован рак груди. Она переживает за мать и опасается за собственное здоровье. У нее нет никаких жалоб, но она посещает своего семейного врача, чтобы выяснить, не нужно ли ей пройти обследование и сделать маммографию

8 Оказание помощи в контексте общества Важно знать, кто окружает пациента, кем он работает, какие ресурсы может предоставить общество для решения его проблем

9 Пример Семейный врач выявляет гепатит С у подростков, живущих в одном доме Что может явиться причиной? Какие ресурсы можно использовать? На что следует обратить внимание? Находится ли данная проблема только в плоскости медицинских проблем?

10 Координация помощи Контакт пациента с системой здравоохранения начинается на амбулаторном этапе Защита интересов больного становится важной задачей, так как делает помощь более эффективной Отсутствие врача, к которому можно обратиться со своими проблемами, увеличивает число госпитализаций и вызовов скорой помощи

11 Пример Женщина 82 лет перенесла операцию в связи с переломом шейки бедра Операция была выполнена неудачно, развился остеомиелит, требуется повторное оперативное вмешательство. Она с трудом перемещается по дому.

Из близких родственников у нее есть только племянник, который может ее навещать один раз в неделю Семейный доктор обращается в социальные службы, которые выделяют социального работника Предоставляет документы отборочной комиссии для включения больной в лист ожидания для повторной операции

12 Профилактическая направленность Наблюдение за пациентами в разные возрастные периоды позволяет выявлять факторы риска развития хронических заболеваний Есть все условия для реализации мероприятий по первичной профилактике

13 Пример Молодая пара обращается к своему доктору с целью обсуждения вопросов планирования семьи. Они хотят, чтобы у них родился здоровой ребенок Врач объясняет, насколько важно в данный момент отказаться от курения и алкоголя, какие факторы могут повлиять на здоровье ребенка

14 Оказание помощи в контексте семьи Семья и больной с хроническим заболеванием Поддержка семьи Кризисные этапы в жизненном цикле семьи: маленький ребенок, подросток, синдром опустевшего гнезда, уход из жизни одного из супругов

15 Пример Пациентка 75 лет перенесла инсульт, остался гемипарез, что создает сложности с передвижением по квартире и проведение гигиенических процедур Семейный доктор объясняет важность профилактики падений Меняется интерьер квартиры, убираются ковры, вместо ванной устанавливается душевая кабинка, а в туалете специальные поручни

16 В гостях у семейного доктора Женщина 74 лет – не частый гость у своего врача. Сегодня она к нему обратилась, так как уже в течение двух недель ее беспокоит боль в нижней части спины С чего начать? Какие вопросы следует задать? Какое обследование и лечение надо назначить?

17 Беседа с больным. Этапы Подготовка (кабинет, документация) Начало беседы План беседы Рассказ больного в свободной форме (ответы на вопросы открытого типа) Уточнение данных (вопросы закрытого типа) Одновременно выяснение личностных особенностей больного, его взглядов на болезнь и медицину Предварительное заключение План лечения Завершение беседы

18 Беседа с больным. Задачи Получить нужные сведения Укрепить отношения с больным Рассказать о диагнозе и лечении, убедить вести здоровый образ жизни, избавиться от вредных привычек, поддержать

19 Начало беседы Портрет больного (внешность, одежда, настроение, поведение) Приветствие (обращение по имени и отчеству, правильно выбранный тон) Выяснение повода к обращению, вопрос открытого типа «Что Вас беспокоит?» Не прерывать больного в начале беседы (изложение жалоб не занимает более 90 с)

20 Основная задача в начале беседы Понять, почему пациент обратился именно сейчас Открытые вопросы и активное слушание Целенаправленные вопросы Необходимо выяснить, какого рода помощь ожидает получить пациент Обратить внимание на невербальные знаки при беседе с пациентом

21 План беседы Очертить темы для консультации во время данного визита Очередность обсуждения проблем обсудить с пациентом Объяснить, что другие важные вопросы также не останутся без внимания

22 Сбор анамнеза Дать возможность высказаться Попутно выяснить важные детали семейного анамнеза: с кем живет, кто его близкие, социальные и бытовые условия, уровень материальной обеспеченности

23 Условия жизни больного Где живет (пятый этаж без лифта или комфортные условия в новом доме с лифтом) Где работает/кем работал Национальный состав окружения, культурные особенности, уровень образования

24 Взгляды больного на болезнь, медицину, его ожидания Выяснение степени доверия (если пациент не доверяет врачу, то вряд ли будет следовать его рекомендациям) Не всегда пациенты любят предъявлять жалобы, считая это неприличным Иногда склонны умалчивать об обстоятельствах своей жизни

25 Клиническое обследование Остановиться на самом важном, не начиная «от печки» Учитывать фактор времени Не упустить обследование, которое может быть выполнено в период первого осмотра Учитывать уже имеющиеся данные обследования

26 Предварительная стратегия диагностики Какой диагноз наиболее вероятен? Какие серьезные заболевания следует исключить? Какие состояния часто упускаются – ловушки? Могут ли эти пациенты иметь «маски»? Пытаются ли пациенты своими симптомами сказать что-то другое?

27 Частые синдромы Кашель Одышка Боль в груди Отеки Хроническая боль в животе Головная боль Боль в спине Похудание Утомляемость

28 Ступенчатый процесс Не всегда после первой консультации удается поставить диагноз Возможно потребуется план обследования План обследования следует объяснить пациенту и согласовать с ним При необходимости назначить лечение с учетом предварительного диагноза

29 Назначение лабораторных и инструментальных исследований Набор тестов зависит от предположительного диагноза Не следует обследовать всех на все Не упустить важное

30 План лечения Объяснить пациенту, почему именно это средство ему показано в данном случае Рассказать (написать) как следует его принимать Поинтересоваться, все ли понятно Попросить повторить основные моменты

31 Завершение беседы Разъяснение первоочередных действий, например, где можно записаться на исследование или когда можно сдать кровь на анализ и когда можно узнать результаты Договориться о следующей встрече, объяснить важность повторного посещения

32 На кого не жалуются пациенты и не подают судебные иски Характеристика беседы Врач разговаривает охотно и непринужденно Врач предоставляет максимальную информацию Врач улыбается, шутит Пациент доверяет врачу Пояснение Интересуется мнением пациента, проверяет, все ли он понял Подробно объясняет план беседы Помогает ободрить больного Это позволяет врачу узнать, что пациент думает о лечении

33 Сколько требуется времени на хорошую консультацию? Средняя продолжительность хорошей консультации – 18,3 мин Средняя продолжительность консультации врачей, на которых подавали в суд – 15 мин

34 Литература Общая врачебная практика по Дж. Нобелю. Пер. с англ. – М., Практика, с. Л.Гец, С.Вестин. Руководство для преподавателей и врачей общей практики. Пер. с норв. Под ред. О.Ю.Кузнецовой. – СПб.: СПбМАПО, – 352 с. Избранные лекции по семейной медицине под ред. О.Ю.Кузнецовой. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, – 736 с.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/499238

Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов специальность 040110 «Общая врачебная практика (семейная медицина)» Министерство здравоохранения и социального развития

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПОСЛЕВУЗОВСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВСПЕЦИАЛЬНОСТЬ040110 «Общая врачебная практика(семейная медицина)»

Министерство здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московская медицинская академия имени И.М.Сеченова

________________________________________________

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Директор департамента Председатель учебно-фармацевтической дея- методического объединениятельности, обеспечения по медицинскому и фармацевти-благополучия человека, ческому образованию вузов науки и образования России МЗ и СР РФН.Н. Володин М.А. Пальцев « »_________ 2005г. « »_____________2005г.

Образовательный стандарт послевузовской

профессиональной подготовки специалистов

Специальность:

N040110 «Общая врачебная практика

(семейная медицина)»

Москва – 2005

Состав экспертно-консультативной комиссии по рассмотрению государственных требований и уровню послевузовской профессиональной подготовки по специальности 040110 – Общая врачебная практика (семейная медицина):

Абдуллаев А.А.(Махачкала), Байда А.П. (Ставрополь), Белокриницкий Д.В. (Москва), Берестов Л.А. (Москва), Будневский А.В. (Воронеж), Бурлачук В.Т. (Воронеж), Быстровский В.Ф. (Москва), Горшунова Н.К. (Курск), Денисов И.Н. (Москва), Джумагазиев А.А. (Астрахань), Житникова Л.М.

(Хабаровск), Заугольникова Т.В. (Пермь), Иванов А.И. (Москва), Колбасников С.В. (Тверь), Кузнецова О.Ю. (Санкт-Петербург), Лаптева Г.Ф. (Новосибирск), Лесняк О.М. (Екатеринбург), Макарова Н.В. (Чебоксары), Мовшович Б.Л. (Самара), Новичкова Е.Н. (Москва), Резе А.Г.

(Москва), Росс Г. (Великобритания), Сигитова О.Н. (Казань), Топчий Н.В. (Москва), Фролова Е.В. (Санкт-Петербург), Чегаева Т.В. (Москва), Черниенко Е.И. (Москва), Шавкута Г.В. (Ростов-на-Дону), Шпитонкова О.В.

(Москва)

Пересмотр стандарта поддержан ЕС в рамках программы Тасис

Проект «Развитие первичной медицинской помощи по принципу

семейного врача»

документа может не совпадать с точкой зрения

Европейского Союза

Реформа управления и финансирования здравоохранения Российской Федерации включает мероприятия поэтапного перехода к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача).

Поэтому приказом МЗ РФ № 237 от 26.08.92 г. в номенклатуру специальностей учреждений отечественного здравоохранения была введена новая специальность – “общая врачебная практика (семейная медицина)”.

Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, введенных в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 июля 1993 г., предусмотрено право семьи на выбор семейного врача (ст. 22), обеспечивающего ей медицинскую помощь по месту жительства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 г.

№ 1387 “О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации” была одобрена “Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации”, в которой первичная медико-санитарная помощь (ПМСП) определяется как основное звено системы организации оказания населению медицинской помощи и подчеркивается особая роль развития института врача общей практики (семейного врача) (ВОП/СВ) в ее структуре.

В связи с этим в государственной системе профессионального образования врачей сформировался социальный заказ на создание технологии подготовки специалистов по общей врачебной практике (семейной медицине) и переподготовки уже работающих в медицинских учреждениях врачей для получения новой специальности врача общей практики (семейного врача).

При разработке системы подготовки и принципов организации профессиональной деятельности врача общей практики (семейного врача) необходимо в начале определить уровень его профессиональной компетентности. Поэтому были проведены научные исследования по разработке критериев уровня профессиональной подготовки (специализации) врача общей практики (семейного врача) на основе системного подхода, учитывающего медико-социальные и экономические факторы, обусловливающие возможности его подготовки и организации работы в различных регионах Российской Федерации.

Источник: http://p.120-bal.ru/pravo/22731/index.html

Непрерывное медицинское образование. Особенности реализации образовательных программ по общей врачебной практике (семейной медицине)

УДК 614.23:616.1/.6

непрерывное медицинское образование.

ОСОБЕННОСТИ реализации ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ пРОГРАММ по общей врачебной практике (СЕМЕЙНОЙ медицине)

О. Ю. Кузнецова, И. Е. Моисеева, О. Т. Гончаренко ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова»

Минздрава России, Санкт-Петербург, Россия

CONTINUING MEDICAL EDUCATION. FEATURES OF IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS FOR GENERAL PRACTICE (FAMILY MEDICINE)

O. Yu. Kuznetsova, I. E. Moiseeva, O. T. Goncharenko North-Western State Medical University named after I. I. Mechnikov, St.Petersburg, Russia

© О. Ю. Кузнецова, И. Е. Моисеева, О. Т. Гончаренко, 2015 г.

В статье описаны современные принципы непрерывного медицинского образования и собственный опыт подготовки врачей общей практики (семейных врачей) с использованием сетевой формы обучения с участием профессиональной общественной организации.

Приводится анализ результатов реализации новой образовательной программы продолжительностью 144 часа для врачей общей практики, основанной на модульном принципе с элементами дистанционного обучения.

Делается вывод о необходимости дополнительной проработки новой формы обучения с учетом данных анонимного анкетирования обучавшихся.

Ключевые слова: непрерывное медицинское образование, профессиональная общественная организация, дистанционное обучение, общая врачебная практика (семейная медицина).

The article describes the modern principles of continuing medical education and training of general practitioners (family doctors) with network forms of education with the participation of professional public organizations.

The analysis of the results from the implementation of a new educational 144 hours program for general practitioners a module principle with elements of distance learning is present.

The conclusion about the need for more study of the new forms of learning taking into account the data of the anonymous survey the students is present too.

Keywords: continuing medical education, professional public organization, distance learning, general practice (family medicine).

В Российской Федерации многие годы существовала сложившаяся система последипломного образования, в рамках которой дипломированные врачи могли обучаться на различных циклах повышения квалификации.

Для овладения новой специальностью врачи могли обучаться на циклах профессиональной переподготовки продолжительностью более 500 ч.

Для подтверждения сертификата специалиста в той или иной области медицины были разработаны программы циклов общего усовершенствования продолжительностью от 144 до 260 ч. Один раз в пять лет каждый врач должен был пройти такую подготовку, которая завершалась экзаменом.

Кроме того, врач мог получить дополнительные знания и навыки на более коротких циклах обучения, которые носили название «тематических» и были, как правило, посвящены одной из проблем, наиболее актуальных для практического здравоохранения. Учитывая, что подтверждение сертификата специалиста ре-

гламентировано нормативными документами и четко контролируется работодателем, так называемые ресертификационные циклы были наиболее востребованными и популярными.

В 2013 г. Министерство здравоохранения Российской Федерации выдвинуло инициативу начать пилотный проект по отработке новой системы обучения дипломированных специалистов, которая получила название «непрерывное медицинское образование».

Суть этой системы отражена в методических рекомендациях, подготовленных Координационным советом при Минздраве России, и заключается в реализации различных образовательных мероприятий не один раз в пять лет, а на протяжении всего этого периода времени [1].

Введение этой системы обусловило необходимость учета образовательной активности врачей в виде кредитов, при этом за один кредит был принят один час, оставшийся традиционным мерилом продолжительности обучения. Необходимо обратить

внимание на то, что получить кредиты врач может только участвуя в различных образовательных мероприятиях, которые проводятся медицинскими профессиональными организациями. Следует отметить, что наряду с внедряющейся новой системой дополнительного профессионального образования традиционная система подготовки сохраняется до 2021 г.

На смену традиционной системе сертификации приходит система аккредитации врачей, которая будет осуществляться также каждые пять лет, но потребует подтверждения осуществления профессионального развития на постоянной основе. Данные изменения закреплены законодательно в статьях 69 и 100 обновленной версии Федерального закона от 21.11.

2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [2].

Подтверждением того, что врач повышает свой уровень знаний и умений на постоянной основе, станут кредиты, которые можно «заработать», участвуя в образовательных мероприятиях, проводимых медицинскими профессиональными организациями, которые были аккредитованы Советом по непрерывному медицинскому образованию при Минздраве России (Совет НМО), а также осваивая электронные модули, расположенные на сайте www.sovetnmo.ru [1]. Кроме того, врач должен фиксировать свое участие и в других мероприятиях, которые проводятся на локальном уровне: разборы больных на ЛКК, стажировки на рабочем месте. Для этого предназначены порт-фолио, которые могут быть представлены как в электронном виде, так и на бумажных носителях.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/nepreryvnoe-meditsinskoe-obrazovanie-osobennosti-realizatsii-obrazovatelnyh-programm-po-obschey-vrachebnoy-praktike-semeynoy

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.