Образование в странах снг и бывшего ссср

Содержание

Распад СССР. Образование Содружества Независимых Государств

Образование в странах СНГ и бывшего СССР

Конспект по истории России

Предпосылки распада СССР.

1) Глубокий социально-экономический кризис, охвативший всю страну. Кризис привел к разрыву экономических связей, породил у республик стремление “спасаться в одиночку”.

2) Разрушение советской системы – резкое ослабление центра.

3) Распад КПСС.

4) Обострение межнациональных отношений. Национальные конфликты подорвали государственное единство, став одной из причин разрушения союзной государственности.

5) Республиканский сепаратизм и политическая амбициозность местных лидеров.

Распад КПСС, цементирующей силы политической системы, всей союзной государственности шел не только по идейной, но и по национальной линии:

а) конец 1989-1990 гг. – выход из КПСС прибалтийских компартий.

б) 1990 г. – создание КП РСФСР (в составе КПСС).

в) 1990-1991 гг. – многопартийность. В январе 1991 г. в Харькове проходит Демократический конгресс (47 партий и движений из 12 республик), который предложил выразить недоверие правительству и президенту, бойкотировать референдум 17 марта и распустить СССР.

Ослабление власти советов – следующий этап ослабления центра.

Национальные конфликты – ” разбегание” республик, парад суверенитетов:

а) 1988 г. – оппозиция в Прибалтике берет курс на выход из СССР. “Саюдис” в Литве, фронты в Латвии и Эстонии (позднее они победят на выборах).

б) 1988 г. – начало армяно-азербайджанского конфликта по поводу принадлежности Нагорного Карабаха. Большие жертвы, свыше 800 тыс. беженцев. Беспомощность союзных структур.

в) 1990 г. – республики принимают Декларацию о суверенитете (в том числе и Россия), заявляют о преимуществе своих законов перед союзными. Первой была Литва – 11 марта 1990 г. объявившая о суверенитете в нарушении закона СССР о порядке выхода республик из СССР.

Демократическим путем удержать власть союзный центр уже не может и прибегает к военной силе: Тбилиси – сентябрь 1989 г., Баку – январь 1990 г., Вильнюс и Рига – январь 1991 г., Москва – август 1991. Кроме того – межнациональные конфликты в Средней Азии (1989-1990 гг.): Фергана, Душанбе, Ош и др.

Последней каплей, подтолкнувшей партийно-государственное руководство СССР к выступлению, была угроза подписания нового Союзного договора, который был выработан в ходе переговоров представителей республик в Ново- Огарево.

Новоогаревский процесс:

1990-1991 гг. – обсуждение нового Союзного договора (первый вариант: широкие полномочия республик при сохранении единого государства).

17 марта 1991 – Всесоюзный референдум: 76,4 % авших высказываются за сохранение СССР.

23 апреля 1991 г. в Ново-Огарево состоялись переговоры Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора.

Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ), как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы.

Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года.

Некоторые из республик отказались подписывать даже этот достаточно либеральный договор и объявили о создании независимых государств (Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Грузия и Армения).

Августовский путч 1991 г. и его провал.

Август 1991 г. – Горбачев находился на отдыхе в Крыму. На 20 августа было намечено подписание нового Союзного договора.

18 августа ряд высших должностных лиц СССР предлагают Горбачеву ввести чрезвычайное положение на территории всей страны, но получают с его стороны отказ.

Чтобы сорвать подписание Союзного договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась захватить власть. 19 августа в стране было введено чрезвычайное положение (на 6 месяцев). На улицы Москвы и ряда других крупных городов были введены войска.

Возглавил переворот Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который взял в свои руки всю полноту власти в стране (Янаев, Павлов, Крючков, Пуго, Язов, Стародубцев и др.).

В обращении к стране говорилось о невозможности Горбачева – в связи с состоянием здоровья – исполнять президентские обязанности. Было объявлено о стремлении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза.

Почти все центральные газеты, за исключением «Правды», «Известий», «Труда» и некоторых других, были запрещены, прекратили работу все каналы Центрального телевидения, за исключением 1-й программы, и почти все радиостанции. Деятельность всех партий, кроме КПСС, была приостановлена.

Основным политическим соперником ГКЧП было руководство РСФСР. Именно против него и был направлен основной удар. Вокруг здания Верховного Совета РСФСР («Белого дома») были сконцентрированы войска, которые должны были занять здание, разогнать парламент и арестовать наиболее активных его участников.

Но переворот не удался. Население страны в основном отказалось поддерживать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против своих граждан.

Уже 20 августа вокруг «Белого дома» выросли баррикады, на которых находилось несколько десятков тысяч человек, а часть воинских подразделений перешла на сторону обороняющихся. Сопротивление возглавил президент России Б.Н.Ельцин.

Действия ГКЧП весьма негативно были восприняты за рубежом, откуда сразу прозвучали заявления о приостановке помощи СССР.

Переворот был крайне плохо организован, отсутствовало деятельное оперативное руководство. Уже 22 августа он потерпел поражение, а сами члены ГКЧП были арестованы. Министр внутренних дел Пуго застрелился.

Главной причиной провала государственного переворота являлась решимость масс защитить свои политические свободы.

Заключительный этап распада СССР. (сентябрь – декабрь 1991 гг.).

Попытка государственного переворота резко ускорила распад СССР, привела к утрате Горбачевым авторитета и власти, к заметному усилению популярности Ельцина. Деятельность КПСС была приостановлена, а затем прекращена.

Горбачев оставил пост Генерального Секретаря ЦК КПСС и распустил ЦК. В последовавшие за путчем дни 8 республик заявили о своей полной независимости, а три Прибалтийские республики добились признания со стороны СССР.

Произошло резкое сокращение компетенции КГБ, было объявлено о его реорганизации.

1 декабря 1991 г. более 80 % населения Украины высказалось за независимость своей республики.

8 декабря 1991 г. – Беловежское соглашение (Ельцин, Кравчук, Шушкевич): было заявлено о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Россия, Украина и Белоруссия достигли договоренности о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Три государства приглашали все бывшие республики вступить в СНГ.

21 декабря 1991 г. – на встрече в Алма-Ате, куда, как и на предыдущую встречу, Горбачев приглашен не был, к СНГ присоединились 8 республик. Была принята Декларация о прекращении существования СССР и о принципах деятельности СНГ. 25 декабря Горбачев объявил о сложении с себя функций президента в связи с исчезновением государства. В 1994 г. в СНГ вошли Азербайджан и Грузия.

15 мая 1992 г. в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности стран-членов СНГ (его подписали 6 стран, позднее к договору присоединились Белоруссия, Киргизия и Грузия).

В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья: Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана и Армении. Вместе с тем военные конфликты, разгоревшиеся в ряде республик бывшего СССР (Грузия, Молдова, Таджикистан), вынудили российское руководство оставить на их территории часть своих войск в качестве миротворческих сил.

После прихода в конце 1995 г. к руководству МИД РФ Е.М. Примакова отношения России со странами СНГ стали более плодотворными. 29 марта 1996 г. между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией был подписан Договор об урегулировании интеграции в экономической и гуманитарной областях. В мае 1997 г. Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.

2 апреля 1996 г. в Москве был подписан «Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России», который предусматривал воссоздание в 1996- 1997 гг. единого экономического и финансового пространства. 2 апреля 1997 г.

Сообщество было преобразовано в Союз России и Белоруссии, а 23 мая подписан Устав Союза. 8 декабря 1999 г. был подписан «Договор о создании союзного государства», который 22 декабря 1999 г. был принят Государственной Думой и 2 января 2000 г. ратифицирован и.о.

Президента России В.В. Путиным.

За период существования СНГ подписано более 900 принципиальных нормативно-правовых актов. Они касались единого рублевого пространства, открытости границ, обороны, космоса, информационного обмена, безопасности, таможенной политики и т.д.

Руководители стран проводили регулярные встречи. Однако интеграционные процессы имеют свои особенности и определенные трудности. Начиная с середины 1999 г.

, руководство Грузии, Азербайджана и Узбекистана государственные проблемы предпочитают решать путем расширения сотрудничества с США и странами НАТО.

Основные проблемы СНГ:

а) Проблема экономического союза: в 1993 г. распалась единая рублевая зона. Сокращается экспорт российской нефти в СНГ (страны СНГ должны России около 9 млрд. $). Не удается в полном объеме восстановить экономические связи.

б) Проблема новых границ.

в) Проблема соотечественников за рубежом.

г) Проблема военно-политической нестабильности в некоторых странах (Таджикистан, Молдова, Грузия, Украина).

д) Гуманитарные проблемы (языковые и другие).

е) Российско-Украинские отношения: проблемы Черноморского флота, Крыма, статуса Севастополя, долгов и т.д.

ж) Проблема расширения межгосударственных экономических связей.

Перспективы СНГ:

Тенденция к существенному углублению интеграции государств-членов СНГ, Полное уважение суверенитета, принципов добровольности и взаимной выгоды. Расширение межгосударственного сотрудничества в экономических, политических, военных, научных, культурных и др. областях.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria103.html

Глава III. Становление и развитие снг

То, что было просто на словах, на делеоказалось гораздо сложнее. Первоначальностраны – члены СНГ не проявляли активностии стремления к сотрудничеству, к сближениюэкономик в рамках содружества.

По мнениюЕ. М. Примакова, «образование СНГ былопродиктовано скорее стремлениемпритупить остроту негативной внутреннейреакции, внешняя, в основном, былапротивоположной – на распад великогогосударства».

В работах, посвященных СНГ, такжеотмечается, что в начале 1990?х годов вРоссии у значительной части политическойэлиты появилось убеждение, что другиесоюзные республики жили за счет РСФСР,являлись и являются тормозом для ееразвития. Поэтому оптимальным для Россиипризнавалось политика дистанцированияот них и одновременно сближение с болеезападными партнерами.

С 1996 года произошло изменение концепциивнешнеполитической деятельностиРоссийской Федерации. Новый министриностранных дел Е. Примаков заявил, что«отношения со странами СНГ являютсяглавным приоритетом внешней политикиРоссии».

К жизненно важным российскиминтересам на территории всего бывшегоСССР были отнесены: налаживание на новойоснове хозяйственных и транспортныхсвязей; урегулирование конфликтов идостижение стабильности на российскихграницах, оборона внешних рубежей СНГ;гармонизация внешнеполитических курсов;создание одного военно-стратегическогопространства; создание единогоинформационного пространства; защитаправ этнических россиян.

Интеграция в рамках постсоветскогопространства рассматривалась какинструмент повышения значимостивнешнеполитического потенциала Россиина международной арене.

Объективной основой интеграции бывшихреспублик СССР являются социально-экономическиефакторы, общность традиционных многолетнихкооперативных связей. Оказавшись после1991 г. в разных государствах,отгороженных политическими, валютнымии другими барьерами, предприятия исегодня нуждаются в тесных контактах.

Разрыв стабильных экономических связеймежду бывшими советскими республикамина первом этапе российских реформ(1992?93 гг.

) был «причиной падениявалового внутреннего продукта Россиипримерно наполовину, еще около четвертиэтого падения приходится на разрывсвязей с бывшими странами СЭВ и лишьоставшаяся четверть была, собственно,следствием проводимых реформ».

Россия продолжает предоставлятьбезвозмездные субсидии странам СНГ.Размер этой помощи измеряется миллиардамии десятками миллиардов долларов США.Расчеты министерства экономики иГоскомстата показывают, что соотношениецен на ввозимые в Россию сельскохозяйственныесырье и продукты питания и вывозимыеиз России энергоносители крайне невыгоднодля нее.

Фактором интеграции является также«необходимость обеспечения обороннойбезопасности. Сама Россия можетпроизводить лишь около 18 % системсовременного вооружения, все остальное– только в кооперации со странами СНГ.Любые перспективы развития обороннойпромышленности как в России, так и встранах СНГ сопряжены с выработкойединой оборонной политики».

В качестве социокультурного фактораобъединения стран СНГ выступает«цивилизованное единство» населения,схожесть социальной структуры, степеньобразования, общий исторический опыти традиции. В СНГ после распада СССРосталось 25 млн русских. Сложнаясоциально-экономическая и политическаяситуация в этих странах приводит кэмиграции значительной части русскихна историческую родину.

Как видим, у стран СНГ и, в частности, уРоссийской Федерации достаточно причиндля объединения. Не случайно со временисоздания содружества странами -участницами было подписано множестводоговоров и соглашений, направленныхна поддержание единства.

Особенно активная и эффективная политикав этой области стала проводиться Россией,которая является ядром интеграционныхпроцессов, и другими странами СНГ ссередины 90?х годов. В рамках СНГ созданМежгосударственный экономическийкомитет (МЭК), который является постояннодействующим координирующим органомСодружества. 26 мая 1995 г.

была принятаконвенция о Межпарламентской Ассамблеегосударств – участников СНГ, деятельностькоторой направлена на созданиезаконодательной базы для сотрудничества.

Межпарламентская Ассамблея организуетмеждународные конференции и семинары,«круглые столы», мероприятия, связанныесо значительными событиями в политическойи культурной жизни государств Содружества.С 1997 г.

в Санкт-Петербурге проводитсяежегодный экономический форум, ставшийновой организационной формой интеграциистран Содружества и их взаимодействияс другими государствами. 26 мая 1996 г.был подписан договор о сотрудничествев охране границ государств – участниковСНГ с государствами, не входящими вСодружество.

В соответствии с этимдоговором, Россия участвует в охранеграниц ряда государств. Это особенноважно для России потому, что фактическиюжные границы СНГ являются и российскойграницей. На обустройство границы сКазахстаном у России нет средств. Крометого, не последнюю роль здесь играетвнутриполитический моральный фактор.

29 марта 1996 г. президентами РоссийскойФедерации, Республики Беларусь, РеспубликиКазахстан и Киргизской республики былподписан Договор об углублении интеграциив экономической и гуманитарной областяхв целях создания сообщества интегрированныхгосударств.

Стороны договорилисьнаправить совместные усилия на поэтапноеуглубление интеграции в экономике,науке, образовании, культурной исоциальной сферах, при соблюдениисуверенитета государств – участников.В 1999 г. к Договору присоединилсяТаджикистан.

Был создан Межпарламентскийкомитет, направивший свои усилия наналаживание межпарламентскогосотрудничества в целях сближениянациональных законодательств стран -участниц.

В рамках договора планировалосьсоздать межгосударственныефинансово-промышленные группы, совместныепредприятия и другие организационно–хозяйственные структуры, позволяющиегибко реагировать на изменения вовнутреннем и внешнем рынках. Важнымфактором для дальнейшего развитиясотрудничества является урегулированиевопроса о взаимных долгах.

Важнейшим политическим событием дляСНГ стало подписание договора осотрудничестве между Россией иБелоруссией. Процесс объединения двухстран, начавшийся в 1996 году, неостанавливается до сих пор, несмотряна имеющиеся трудности как объективного,так и субъективного характера.

Российская Федерация принимала участиев урегулировании региональных конфликтовна территории СНГ: грузино-абхазского,грузино-южноосетинского, ситуациивокруг Нагорного Карабаха, приднестровскойпроблемы, междоусобного кризиса вТаджикистане. К разрешению конфликтныхситуаций привлекаются российскиевоенные миротворческие силы.

Наряду с интеграционными процессами вРоссии и странах СНГ существовали идругие явления: усиление противодействияРоссии внутри Содружества.

Обозначилисьи государства, которые выступили активнойоппозицией России. Это Украина, Грузия,Азербайджан, Узбекистан, Туркмения.

Руководители этих стран стремятсядоминировать в своих регионах, строитьвзаимоотношения с Россией преимущественнона двустороннем уровне.

Непросто складывались отношения Россиис Украиной. Одной из основных проблемв их взаимоотношениях была проблемаКрыма. Крымский полуостров, бывшийчастью РСФСР, в 50?е годы передал УкраинеН. С. Хрущев.

К этой чисто территориальнойпроблеме добавилась проблема ЧерноморскогоФлота. После долгих и тяжелых переговороввыходом из спорной ситуации была признанадолгосрочная аренда Севастополя Россиейв качестве базы российского ЧерноморскогоФлота.

Это соглашение способствовалоподписанию всеобъемлющегороссийско-украинского договора в 1998году.

Противники интеграции стран СНГ естькак в странах Содружества, так и за егопределами. На Западе существует идеяоб опасности так называемого «СССР?2»как факторе усиления России вАзиатско-Тихоокеанском регионе. Западактивно содействует участию членов СНГв системе «Партнерство во имя мира»,способствуя сближению этих стран сНАТО.

Существенной проблемой СНГ остается«разноскоростность» интеграции в рамкахСодружества, различия в направленияхи сроках осуществления странами реформ.Не выработан четкий механизм выполненияпринятых решений, поступательногодвижения от простых форм к более сложным.

Политическое руководство РоссийскойФедерации считает оптимальным вариантомв отношениях со странами ближнегозарубежья вести курс на всестороннююинтеграцию в рамках единой для всехстратегии.

Однако, по данным Совета повнешней и оборонной политике приПрезиденте Российской Федерации, «вотношениях со странами СНГ, как правило,продолжаются дезинтеграционные процессы.

Это выражается в следующем: в большинствеслучаев уменьшается объем экономическихсвязей между Россией и этими странами;нарастают различия в общественном исоциальном устройстве, в уровняхэкономического развития; сильныстремления к разъединению, исключительнополитического характера».

Таким образом, в СНГ остается гораздобольше нерешенных проблем, чем вопросов,нашедших свой ответ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СССР прекратил существование наканунесвоей 69?й годовщины с момента образования.Его распад стал результатом воздействияцелой череды обстоятельств. К субъективнымфакторам относятся просчеты или,наоборот, целенаправленные действиятех или иных политических лидеров впроцессе, приведшем к исчезновениюСоветского Союза с политической картымира.

Но, безусловно, основными стали объективныепричины распада СССР. К ним исследователиотносят недостатки национально-территориальногоустройства Союза. Государства, подобныеСССР, рано или поздно разрушаются.

Народы, имеющие в рамках таких «империй»свою государственность, стремятсяобрести полную независимость. В различныхисточниках обращается внимание на то,что в 1917–1921 гг. независимыми пожелалостать большинство национально-территориальныхокраин Российской империи.

Образоватьединое государство удалось толькосилой. В стране было создано централизованноеавторитарно-тоталитарное государство,которое не могло существовать в условияхполитического плюрализма. Цементирующимэлементом СССР было единовластие КПСС.

Утрата компартией монополии на властьв результате политических изменений,произошедших в стране, способствовалатому, что распад Союза стал стремительным.

Одним из главных факторов развала СССРстал экономический кризис.

Недовольствосвоим постоянно ухудшающимсясоциально-экономическим положениемлюди переносили на не справлявшихся сосвоими функциональными обязанностямигосударство и аппарат управления,которые не смогли предложить новыеэффективные формы экономического иполитического развития.

Последняяпопытка решить проблему с помощьювоенной силы в августе 1991 года окончательноподорвала авторитет союзного руководства.Инициатива оказалась в руках республиканскихвластей, которые изначально стремилиськ независимости своих республик.

Пытаясь смягчить последствия распада,большинство республик объединилось врамках СНГ. Но, не имея общей стратегиив отношении Содружества, новые независимыегосударства не сумели быстро наладитьэффективное сотрудничество.

В то жевремя, осознание исторической и культурнойблизости, а также практические соображениядиктуют странам Содружества необходимостьактивизации их усилий в направлениидальнейшего развития интеграционныхпроцессов в СНГ.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Проект Договора о Союзе СуверенныхГосударств // Горбачев М. С. Жизнь иреформы. Кн. 2. Приложение. М., 1995.

2. История России: новейшее время(1945–1999). М., 2001.

3. Новейшая история Отечества. ХХ век.Т. II. М.

4. Аврус А. И., Голуб Ю. Г. Отечество вХХ веке: от Российской империи доРоссийской Федерации. Саратов, 1997.

5. Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн.2. М., 1995.

6. Ельцин Б. Н. Записки президента. М.,1994.

7. Примаков Е. М. Годы в большой политике.М., 1999.

8. Россия сегодня: Политический портретв документах: 1985–1991. М., 1991.

9. Соргин В. Политическая историясовременной России: 1985–1994. М., 1994.

10. Стратегия для России: повестка днядля президента?2000. М., 2000.

Источник: https://StudFiles.net/preview/400481/page:3/

Образование СНГ: хронология, сопутствующие проблемы

Образование СНГ: хронология, сопутствующие проблемы

Вы здесь

В 1991 году случилась одна из крупнейших геополитическихкатастроф прошлого века – распад СССР. Он был спровоцирован комплексом причин,но, по мнению современных исследователей, не являлся неизбежным.

Тот системныйкризис, который привел к гибели Советского Союза, мог быть преодолен и безразрушения государства. Однако перестройка, провозглашенная как стратегияпреодоления кризисных явлений, по сути дела, таковой не являлась.

Она лишьусугубила имеющиеся противоречия и ускорила самоликвидацию Советского Союза.

Если описывать образование СНГ кратко, то оно представляетсобой не очень длинную цепь событий, начавшуюся в конце августа и завершившуюсяв декабре 1991 года:

  • ГКЧП и отказ республик от подписания нового договора;
  • объявление бывшими союзными республиками государственногосуверенитета;
  • заключение соглашения о создании СНГ (СодружестваНезависимых Государств).

Государственные параллели между образованием СССР и СНГ

Если сопоставлять образование СССР и образование СНГ, тов этих процессах можно обнаружить общее и отличное.

Во-первых, СССР и СНГ представляют собой юридическиеформы сосуществования почти всех территорий и населяющих их народов, ранеевходивших в состав Российской империи.

Во-вторых, то и другое образование возникло в переломныепериоды истории, когда актуальным был вопрос о пути дальнейшего развития. Такбыло в 1920-х годах, когда завершилась фаза длительного военно-революционногокризиса, начавшегося в 1914 году, и потребовался переход к мирной жизни.

Дляэтого нужно было обеспечить возрождение экономики, защиту национальнойбезопасности и решение накопившихся за годы войн и революций бытовых проблемнаселения. Сделать это в одиночку не представлялось возможным.

Поэтому вдекабре 1922 года три республики – РСФСР, УССР и ЗСФСР подписали договор, заложившийюридическую основу Советского Союза, в который затем были включены всеостальные территории, за исключением польских и финских земель.

СССР к рубежу 1980-1990-х годов испытывал острыйсистемный кризис, порожденный комплексом объективных и субъективных причин,который мог быть преодолен серьезным модернизационным рывком. Для этогонеобязательно было разрушать Советский Союз. Данный сценарий развития оценивалсябольшинством исследователей как наиболее неблагоприятный и катастрофичный посвоим последствиям.

Если бы Союз был сохранен и прошел период мягкой, нопродуманной модернизации, то многих проблем, которые сегодня переживаютгосударства, ранее в него входившие, можно было бы избежать. Но, как известно,история не имеет сослагательного наклонения. 8 декабря 1991 года главы России,Украины и Беларуси объявили договор 1922 года денонсированным.

Вместо СССР былапредложена новая форма сотрудничества – СНГ.

Принципиальное отличие СССР и СНГ состоит в том, чтопоследний не является ни государственным, ни надгосударственным, как ЕС,образованием. Союз Независимых Государств – это договор, соглашение осотрудничестве, осуществляющемся на строго добровольной основе без утраты егочленами своего суверенитета.

При его заключении преследовалась двойная цель:

  • смягчить последствия распада единого государства;
  • перевести сотрудничество между суверенными государствами,ранее бывшими союзными республиками, в новый формат.

Таким образом, распад СССР и образование СНГ – это двахронологически последовательных институциональных и исторически взаимосвязанныхпроцесса.

о распаде СССР и образовании СНГ

Функции и структура СНГ

СНГ, созданный тремя ведущими славянскими республиками,постепенно включил в себя практически все территории бывшего СССР. Этослучилось почти сразу же, в декабре 1991 года. От этого шага отказались толькоприбалтийские государства, с самого начала связывавшие свою дальнейшую судьбу сЕС, и Грузия. Но и она вошла в СНГ в 1993 году.

В дальнейшем состав участников менялся.

Так, в 2009 годуСНГ покинула Грузия, о таком же намерении в 2014 году заявила Украина, однако,соответствующее решение Верховной Радой пока окончательно не принято.

Вкачестве наблюдателей к СНГ примкнули Афганистан и Монголия, что очень важно сгеополитической точки зрения. Ядром СНГ была и остается Россия, на долю которойприходится четыре пятых ВВП региона.

Союз Независимых Государств – это многонациональная организация,базирующаяся на демократических основаниях. Она формируется на добровольнойоснове и уважении национального суверенитета. В ее рамках реализуются какдвусторонние, так и групповые взаимодействия между странами. Своими главнымицелями СНГ считает:

  • всестороннее сотрудничество государств, т.е. развитие политических,социально-экономических, культурных и гуманитарных взаимоотношений;
  • решение вопросов оборонной политики и безопасностигосударств;
  • развитие инфраструктуры, прежде всего, в сфере транспортаи связи;
  • мирное решение возможных конфликтов.

Отличительной чертой СНГ является ее минимальнаязабюрократизированность. Этим она, безусловно, выгодно отличается от ЕС,поскольку ее главной задачей является содействие развитию и согласованиюинтересов стран-членов. Вместе с тем, с точки зрения совокупного экономическогопотенциала, СНГ уступает ЕС.

об образовании СНГ

Высшим органом организации является Совет глав стран СНГ.Жесткого регламента работы он не имеет, но согласно Уставу, собирается для обсужденияразличных вопросов с установленной периодичностью. В рамках организациифункционируют советы министров обороны, МВД, иностранных дел и т.д. Все решенияпринимаются на согласованной основе.

Важно, что СНГ представляет собой развивающуюся организацию.Если в первое десятилетие после своего создания она фактически не игралакакой-либо значимой роли в межгосударственном взаимодействии, то в последниедесятилетия ситуация принципиально изменилась.

Это связано, с одной стороны, спреодолением острых негативных последствий ликвидации Советского Союза, сдругой, необходимостью социально-экономического развития каждой из стран-членови обеспечения их безопасности в условиях резко ухудшающейся международнойситуации.

Когда остановился спад производства, стабилизировались национальныевалюты, были устранены основания для возможных дезинтеграционных процессоввнутри стран-участниц, то на первое место вышли проблемы модернизацииэкономики, развития торговли и научно-технического потенциала.

Поэтому на базе СНГ и с участием ее членов было созданонесколько важных организаций и союзов:

  • ОДКБ.
  • ШОС.
  • ЕврАзЭс.
  • Таможенный союз.

Эти организации также сформированы на добровольнойоснове, поэтому количество и персональный состав их членов может бытьразличным. Туда могут входить не только страны-члены СНГ, но и иныезаинтересованные стороны. К примеру, В ШОС входит Китай, который не являетсячленом СНГ.

Каждая из этих организаций решает интеграционные проблемыв какой-либо конкретной сфере. Так, ОДКБ нацелена на сотрудничество в борьбе смеждународным терроризмом, а ЕврАзЭс – на формирование экономических связей,развитие торговли, транспорта и т.д.

Проблемы СНГ

Интеграционный процесс, развивающийся на постсоветскомпространстве, противоречив. В нем можно увидеть кооперацию и конкуренцию,сотрудничество и соперничество. Как всякая развивающаяся организация СНГиспытывает ряд проблем. Они есть в каждом из направлений сотрудничества. Кпримеру, в области социально-экономического взаимодействия:

  • ресурсные и, прежде всего, финансовые проблемы длястимулирования инновационного типа развития своих хозяйственных систем и ихинтеграции в единое экономическое пространство;
  • согласование позиций по вопросам беспрепятственногоперемещения товаров, капиталов и рабочей силы;
  • совершенствование нормативно-правовой основы в сферепенсионного обеспечения граждан стран-членов СНГ и т.д.

Важно, что национальные интересы государств редко являютсядиаметрально противоположными, поэтому возникающие проблемы имеют перспективурешения на компромиссной основе. Иногда их согласование затягивается, как это,к примеру, имеет место быть в рамках Таможенного союза.

Очевидно, что СНГ представляет собой оптимальную формусотрудничества государств на постсоветском пространстве, которая обеспечиваетне только внутреннюю устойчивость ее членам, но и способность коллективногопротивостояния разнообразным внешним вызовам.

Источник: https://www.rutvet.ru/in-obrazovanie-sng-hronologiya-soputstvuyuschie-problemy-7694.html

Содружество независимых: кто, когда и для чего создал СНГ

25 лет назад в мире произошло одно из важнейших геополитических событий: распад Советского Союза с одновременным образованием Содружества Независимых Государств (СНГ).

2016-й год стал юбилейным для Содружества Независимых Государств (СНГ). К 25-летию объединения ТАСС собрал основные факты об организации, которая не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

Как появилось СНГ?

  • 8 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин, председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич и президент Украины Леонид Кравчук в резиденции в Вискулях (Беловежская пуща, Белоруссия) констатировали распад СССР и подписали Соглашение о создании СНГ. В преамбуле документа подчеркивалось, что с этого момента СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекратил свое существование.
  • 13 декабря о своем желании присоединиться к СНГ заявили лидеры других республик бывшего Союза.
  • 21 декабря 1991 года в Алма-Ате на встрече глав Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины была принята Алма-Атинская декларация и Протокол к Соглашению о создании СНГ.
  • Алма-Атинская встреча завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. В Декларации подтверждалось взаимное признание суверенитета и нерушимости границ, подчеркивалось, что взаимодействие участников СНГ будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты.

Подробнее о событиях 1991-го года читайте в спецпроекте ТАСС “Формула распада”, а также в материалах, посвященных Борису Ельцину и Михаилу Горбачеву.

Пройдите тест 10 вопросов о том, что ушло вместе с СССР. 

Кого объединяет СНГ?

СНГ – это региональная межгосударственная организация, объединяющая 11 стран постсоветского пространства

  • Азербайджан (1991)
  • Армения (1991)
  • Белоруссия (1991)
  • Казахстан (1991)
  • Киргизия (1991)
  • Молдавия (1991)
  • Россия (1991)
  • Таджикистан (1991)
  • Узбекистан (1991)
  • Украина (в статусе государства-участника – 1991)
  • Туркмения (в статусе ассоциированного члена – 2005)

Что значит “государство-член”, “государство-участник” и “ассоциированный член”?

  • Государствами-членами Содружества, согласно Уставу, являются только государства-участники, присоединившиеся к Уставу СНГ в течение одного года после его принятия.
  • Устав Содружества был принят 22 января 1993 г., тогда же его подписали Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. В том же году к Уставу присоединились Азербайджан и Грузия, в 1994 г. – Молдавия.
  • Украина и Туркменистан не являются полноправными членами, поскольку не ратифицировали Устав СНГ.
  • С декабря 1991 г. Украина имеет статус государства-участника.
  • Туркменистан являлся государством-участником с декабря 1991 г. до августа 2005 г., с августа 2005 г. – ассоциированный член. Статус ассоциированного члена предоставляется государству, желающему участвовать лишь в отдельных видах деятельности организации.
  • Ни в одном документе СНГ не проводится различие между статусом членов и участников Содружества.

Какой орган является высшим в СНГ?

  • Совет глав государств, в котором представлены все 11 стран.

Для решения каких задач существует объединение?

  • сотрудничество в политической, экономической, социальной, культурной и иных областях
  • создание общего экономического пространства
  • обеспечение прав и свобод человека, мира и безопасности
  • борьба с организованной преступностью
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ и т.д.

Где находится штаб-квартира Исполнительного комитета объединения?

Какой язык в СНГ является рабочим?

По какому принципу осуществляется председательство в организации?

  • Председательство в органах СНГ осуществляется поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации, на срок не более одного года.
  • 1 января 2016 г. председательство в СНГ перешло к Киргизии.
  • Россия будет председательствовать в 2017 г.

Как вступить в объединение и выйти из него?

  • Устав Содружества предусматривает, что членом СНГ может стать любое государство, разделяющее цели и принципы организации и принимающее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов.
  • Согласно статье 9 Устава, государство-член вправе выйти из Содружества. Для этого необходимо за 12 месяцев до предполагаемого выхода письменно известить о своем намерении депозитария Устава СНГ (Белоруссия). При этом все обязательства данного государства, возникшие в период его участия в организации, должны быть полностью им выполнены.

Какие страны и при каких обстоятельствах пользовались правом выхода из СНГ?

  • Правом выхода из СНГ воспользовалась лишь одна страна – Грузия.
  • Решение о выходе Грузии из Содружества было принято руководством этой страны после грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г.
  • 12 августа 2008 г. президент Грузии Михаил Саакашвили сделал заявление о выходе страны из СНГ.
  • 14 августа парламент республики принял постановление о выходе Грузии из трех соглашений: Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., Устава СНГ от 22 января 1993 г. и Договора о создании Экономического союза СНГ от 24 сентября 1993 г.
  • 18 августа МИД Грузии направил соответствующую ноту в Исполком СНГ. Решение вступило в силу спустя год.
  • С 18 августа 2009 г. Грузия не является государством – участником СНГ.

Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ?

  • 19 марта 2014 г. директор департамента информационной политики украинского МИД Евгений Перебейнос сообщил, что Украина приостанавливает председательство в СНГ. Кроме того, “Украина оставляет за собой право рассмотреть целесообразность дальнейшего участия в деятельности СНГ”.
  • Решение украинской стороной принято после проведения 16 марта референдума о статусе Крыма и Севастополя и вхождении их в состав России.
  • В 2014 г. неоднократно появлялись сообщения о возможности выхода Украины из СНГ, однако официальную заявку страна не подавала.

Подробнее о событиях читайте в спецпроекте ТАСС “Украина: хроника евразийского раскола”.  

Источник: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3436859

Распад СССР. Образование СНГ в 1991 году

Распад СССР. Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.

Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проало за сохранение СССР. Но, новые органы власти в союзных республиках сформулированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство.

К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.

Одновременно как в центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это, вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик.

В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1», т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа. М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форас, намереваясь вернуться в Москву 19 августа.

Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форасе был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР. Создание СНГ.

В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование – Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его подписание. Но и это не произошло.

Свою подпись поставил лишь М.Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение парламента семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины. Население Украины в декабре 1991 года проало за полную независимость Украины, похоронив тем самым надежды М.Горбачева сохранить СССР.

Бессилие центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В нем говорилось о том, как «учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование»1). Это соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одновременно образовывало СНГ.

Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана к встрече в г.Ашхабаде проанализировали беловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества.

21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении,

Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.

25 декабря М Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного

Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР.

26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать – Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.

Итак, Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать.

Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым: – констатировалась территориальная целостность входивших в содружество государств; – сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием; – создавались высшие органы власти СНГ-Совет глав государств и Совет глав правительств;

– объявлялся открытый характер Содружества.

Декларация о государственном суверенитете КазССР 25 октября 1990 года. Конституционный Закон о государственной независимости РК 16 декабря 1991 года

Октября 1990 года – особая дата для граждан Казахстана, символизирующая завершение старого этапа истории и начало новой страницы развития Республики. 25 октября 1990 года – день суверенитета, который стал переломным в Казахстанской Истории. Первым основополагающим законодательным актом страны стала Декларация независимости.

Это правовой, политический и идеологический документ, отражающий основные принципы общественности, прав и свобод человека, собственности, политического плюрализма и разделения власти. Эти фундаментальные положения легли в основу Конституции. 16 декабря 1991 года в Казахстане был принят Конституционный закон о независимости в Республике Казахстан.

В 2001 годе Казахстан праздновал 10-ю юбилейную годовщину своей независимости. Республика Казахстан является молодым независимым государством. Однако за этот период в стране произошли значительные крупномасштабные государственные преобразования. Был учрежден 2-х палатный Парламент, создана судебная система, объявлена новая столица.

Не так давно появились Вооруженные силы, Республиканская гвардия, пограничные войска и военно-морской флот. Существовавшая система экономики радикально преобразована, сегодня мы живем в стране с развивающейся рыночной экономикой, способной интегрироваться в мировую экономическую систему.

Казахстан стал лидирующим государством среди стран СНГ и Восточной Европы по привлечению иностранных инвестиций. Также были проведены существенные реформы в социальной и пенсионной сферах. В республике существуют 16 политических партий и 25000 неправительственных организаций, обеспечивающих политическое многообразие и социальную стабильность.

Казахстан добровольно отказался от применения ядерного оружия на своей территории и провозгласил себя страной свободной от ядерного оружия. Международная политика Казахстана направлена на достижение международных гарантий суверенитета и независимости нашего государства.

Для установления дружественных отношений с зарубежными странами была проведена огромная плодотворная работа. Свыше 120 стран официально признали и установили дипломатические отношения с Казахстаном.

Казахстан является полноправным и активным членом ООН, а также укрепляет сотрудничество с наиболее влиятельными международными организациями, такими как: Евросоюз, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Международный Валютный Фонд, МАГАТЭ, Красный Крест, ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО. Казахстан присоединился более чем к 40 многосторонним и 700 двусторонним соглашениям и договорам. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Казахстан стал известным на международной арене и занял достойное место среди мировых экономических систем.

Источник: https://megaobuchalka.ru/3/24388.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.