Образование в медицине дистанционно

ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,440

Образование в медицине дистанционно1 Марухно В.М. 1 1 ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России кафедра философии 1.Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 1997. 2. Информационном письме Министерства образования и науки РФ от 11 июня 2004г.

«О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования” 3. Кошелев И.А.. Дистанционное образование в системе современного здравоохранения: реальность и перспективы. /У Медицинский альманах № 1 (10), 2010. С. 51 4.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2005г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

Информатизация общества и внедрение инновационных подходов в процесс обучения создали условия для проведения учебных курсов с использованием дистанционных форм обучения.

Что же понимается под дистанционным образованием? Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет – технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1]. Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 № 137, которым установлены правила использования дистанционных образовательных технологий образовательными учреждениями при реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и образовательных программ профессионального образования [4]. Широкое применение дистанционное образование получило на курсах повышения квалификации, а также при обучении детей-инвалидов.

Вопрос о применении такой формы обучения в медицинских учебных учреждениях остается дискуссионным.

С одной стороны, преимуществами дистанционного образования является возможность обучения сразу большого количества студентов, облегчение учебного процесса, в случае обучения инвалидов, технологичность – обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным, также, обычно, дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь, за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижения расходов на организацию самих курсов.

Противники применения дистанционного образования в медицине считают, что освоение практических навыков, которые являются главной составляющей при обучении будущих медицинских работников, таким путем невозможно.

Однако, на наш взгляд, применение такой формы обучения в медицинских учебных заведения не только возможно, а необходимо. Естественно, обучение врача практическим навыкам требует традиционного очного контакта, но вся теоретическая подготовка и упражнения в принятии решений могут проходить в дистанционной форме.

Для того чтобы правильно распределить время обучения на дистанционную и традиционную «фазы», необходима тщательная переработка учебного плана. Так, например, в Кубанском государственном медицинском университете существует две формы обучения – очная и заочная.

В случае заочной формы обучения, которое возможно лишь на фармацевтическом факультете, существует реальная возможность успешного применения технологий дистанционного образования.

Также дистанционное обучение является идеальной и наиболее оптимальной формой последипломного обучения и повышения квалификации, так как это помогает решить ряд проблем, возникающих у уже дипломированного специалиста, например, из-за разных рабочих смен и расписания дежурств у обучаемых врачей, различных подходов к работе и учебе. Также существует возможность применения дистанционных образовательных технологий у студентов, обучающихся на очных отделениях, например, при освоении общих теоретических курсов. Однако в настоящее время законодательно такая форма обучения при очной форме обучения не допускается, так в информационном письме Министерства образования и науки РФ от 11 июня 2004г. «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования” указано, что очная форма обучения может быть организована исключительно на базе образовательного учреждения или его филиала [2].

Конечно, нужно отметить, что медицинское образование имеет свои особенности, связанные с отношениями преподаватель-студент, врач-пациент. Но даже в таких случаях дистанционное обучение демонстрирует свою гибкость.

Возможны следующие виды дистанционного обучения: без присутствия преподавателя, в случае освоения теоретического курса, с частичным присутствием преподавателя, при проведении практических и лабораторных занятий.

Итак, при наличии минимальных человеческих и технических ресурсов появляется возможность организации дистанционных курсов параллельно с традиционными методами обучения.

Основой для внедрения данных технологий могут послужить пробные курсы, организованные на базе отдельных кафедр самого учебного заведения, так и на клинических кафедрах на базе лечебно-профилактических учреждений. При этом, по мнению Кошелева И.А.

, система дистанционного обучения и повышения квалификации медицинских специалистов должна состоять из следующих составляющих: проведение дистанционных лекций, проведение семинаров с углубленным изучением ранее прочитанного лекционного материала; практические занятия по тем или иным методам диагностики, лечения и хирургических операций, а также индивидуальные телемедицинские консультации [3]. Однако в настоящее время острым остается вопрос о дефиците педагогов, которые могли бы разрабатывать и внедрить дистанционные курсы. Нетрудно представить, что для этого нужна специальная подготовка не только по техническим вопросам, но и по методическим: например, разработчик курса должен правильно определить последовательность и соотношение дистанционной части обучения и традиционной. Разумеется, коллективами медицинских вузов принимаются меры для того, чтобы преодолеть возникающие трудности. Например, в Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова ведется активная работа по внедрению дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Кафедрой семейной медицины факультета последипломного профессионального образования врачей разработан дистанционный курс «Основы дистанционных образовательных технологий в высшем медицинском образовании», призванный помочь в подготовке преподавателей к использованию дистанционного обучения.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день созданы все условия для обеспечения эффективного дистанционного медицинского обучения и повышения квалификации по различным направлениям диагностики, лечения или хирургического вмешательства. Скорее всего, уже в ближайшее время мы сможем сказать, что дистанционные образовательные технологии успешно внедрены в учебный процесс многих медицинских учебных заведений.

Библиографическая ссылка

Марухно В.М. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МЕДИЦИНЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2012. – № 4-2. – С. 154-156;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=4005 (дата обращения: 10.05.2018).

Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4005

Возможности и эффективность дистанционного обучения в медицине

1 Агранович Н.В. 1 Ходжаян А.Б. 1 1 Ставропольская государственная медицинская академия, Ставрополь Проведен анализ различных методик и форм современного педагогического процесса с использованием различных информационных технологий. Показаны возможность и эффективность обучения врачей и студентов медицинских вузов методом дистанционного обучения.

Данный вид обучения в медицине не только обеспечивает удобную систему доставки информации, но и позволяет расширить тематический диапазон, сократить время обучения, не снижая качества, благодаря быстроте коммуникации преподавателя и обучающегося, а также благодаря возможности использования почти всех форм обучения (в том числе самостоятельной работы в электронной библиотеке). Дистанционное образование является альтернативой и дополнительного образования врачей. Особенно целесообразным удаленный доступ к информации оказывается для сельской медицины. Обучение врача практическим навыкам требует традиционного очного контакта с преподавателями, но вся теоретическая подготовка и упражнения в принятии решений могут проходить в дистанционной форме. В сельских районах электронная медицинская библиотека может стать одним из наиболее эффективных путей использования информационного прогресса в клинической медицине. Одним из эффективных методов дистанционного обучения врачей является телемедицина, которая в течение двух лет успешно используется в Ставропольской государственной медицинской академии. 1. Дистанционное обучение в электронном здравоохранении /Е.А. Белозерова, Б.В. Кристальный, М.Я. Натензон, В.И. Тарнопольский. – Информационное общество, 2007. – С. 85-93.
2. Владзимирский А.В. Телемедицинские технологии на основе Интернет: телеконсультирование и дистанционное обучение // Украинский медицинский альманах. – 2003. – №2. – С. 71-74. 3. Владзимирский А.В. Опыт использования телеконсультирования в клинической практике // Врач и информационные технологии. – 2004. – №3. – С. 54-59.
4. Васильков В.Г., Щукин В.С. Возможности использования телекоммуникационных технологий в медицине критических состояний // Вестник интенсивной терапии. – 2008. – № 2. – С. 98-104.
5. Казаков В.Н., Климовицкий В.Г., Владзимирс– кий, А.В. Дистанционное обучение в медицине. – Донецк: ООО «Норд», 2005. – 80 с.
6. Пальцев М.А. Траектория непрерывного развития // Медицинская Академия. – 2007. – № 9. – С. 78-91. 7. Симонова Е.Г., Галкин В.В., Белозерова Е.А. Опыт разработки и внедрения дистанционных технологий в процессе обучения врачей-эпидемиологов по проблеме внутрибольничных инфекций // Стратегия и тактика борьбы с внутрибольничными инфекциями на современном этапе развития медицины. – М., 2005. – С. 167-168.
7. Холопов М.В. Дистанционное обучение в медици- не. – http://www.mma.ru /article/id299005/from1 (дата обращения 16.01.2012).

При изучении любой медицинской специальности, в отличие от гуманитарных дисциплин, визуализация играет ключевую роль в приобретении знаний врача. Невозможно представить получение знаний по анатомии без работы в секционной, изучение гистологии без работы с микропрепаратами, изу­чение хирургии – без наблюдения за операциями и т.д. Можно множество раз прочесть в учебнике описание рентгенологической картины заболевания, но не запомнить его. Но достаточно один раз увидеть рентгенограмму и запомнить ее на всю жизнь.

С другой стороны, за относительно короткий период времени пребывания студента, интерна или курсанта, проходящего повышение квалификации на кафедре, необходимо не только преподать ему практический материал по изучаемой дисциплине, но и ознакомить с передовыми научными направлениями, мировыми достижениями и открытиями, будущими перспективами данной специальности, что, безусловно, будет способствовать обогащению практического опыта и творческого развития личности врача.

Но как совместить практику и теорию в медицине?

Одной из особенностей современного педагогического процесса является широкое использование различных информационных технологий. Персональный компьютер и Интернет стали неотъемлемыми составляющими профессионального образования.

Использование телекоммуникаций и сетевых технологий позволяет проводить обучение в тех случаях, когда учитель и ученик разделены значительным географическим расстоянием. Высокие технологии в образовании не обошли стороной и медицину.

Отрасль медицины, которая использует телекоммуникационные и электронные информационные (компьютерные) технологии для обеспечения медицинской помощи на расстоянии, получила название – телемедицина. Сегодня телемедицина стала неотъемлемой частью высокопрофессионального представления в хирургии, акушерстве, терапии, кардиологи.

Эффективность и необходимость данного направления в медицине потребовали дальнейшего совершенствования и расширения диапазона использования.

Одна из основных современных телемедицинских технологий в обучении, появившаяся в последнее время наравне с удаленным консультированием (телеконсультированием) или дистанционным манипулированием, – дистанционное обучение. В настоящее время дистанционное обучение (обучение на расстоянии) получает в мире все большее распространение. Этот тип обучения охватывает в наибольшей степени высшее образование [2, 6].

Однако возникает вопрос: Возможно ли дистанционное обучение в медицине? Возможно ли обеспечить развитие клинических умений в дистанционном курсе без интегрированного обучения лицом к лицу?

Естественно, обучение врача практическим навыкам требует традиционного очного контакта с преподавателями, но вся теоретическая подготовка и упражнения в принятии решений могут проходить в дистанционной форме. Дистанционное образование не подменяется синонимом «заочного».

Оно отличается от заочного обучения более удобной системой доставки информации и использованием новых технологий в процессе обу­чения, что позволяет расширить географию участников курса и также расширить тематический диапазон преподаваемых курсов, не снижая их качество.

Дистанционное образование позволяет сократить время обучения благодаря быстроте коммуникации преподавателя и обучающегося, а также благодаря возможности использования почти всех форм обучения (в том числе самостоятельной работы в электронной библиотеке) через компьютер [4].

Весьма целесообразным удаленный доступ к информации оказывается для сельской медицины. В сельских районах электронная медицинская библиотека может стать одним из наиболее эффективных путей использования информационного прогресса в клинической медицине.

Поэтому именно в здравоохранении, которое имеет дело с бесценным ресурсом – здоровьем человека, использование дистанционного обучения является наиболее актуальным. Именно в здравоохранении необходимо наиболее качественное, на современном уровне мировых знаний обучение и постоянное повышение квалификации медицинских работников всех уровней и направлений деятельности [1].

Студенты медицинских вузов в процессе дистанционного обучения должны приобрести всесторонние технологические знания, необходимые в будущей практике. Большая часть знаний не может быть найдена в учебнике.

Чтобы полностью постичь предметную область изучения, студент полагается на различные дополнительные ресурсы.

Сегодняшняя дистанционная технология позволяет проектировать и создавать информационные инструменты, которые смогут облегчить эти трудности при подготовке любой дисциплины [8].

Особенно активно процесс внедрения дистанционных технологий обучения затронул последипломное (дополнительное) образование медиков.

Врач учится всю жизнь – такова специ­фика нашей профессии. Врач должен не реже, чем один раз в пять лет, повышать свою квалификацию, после чего ему продлевается сертификат на профессиональную деятельность на следующие пять лет.

Стремление специалиста к совершенствованию знаний ставит перед образовательными учреждениями задачу оптимизации учебного процесса с учетом, как отечественных традиций, так и принципов, разработанных и апробированных международным сообществом.

В существующей сегодня системе последипломного обучения есть недостатки, которые могут быть компенсированы использованием технологий дистанционного обучения.

Преимущества дистанционных технологий последипломного обучения:

  • делает гарантированное качество обу­чения доступным для всех;
  • возможность обучения по месту жительства. Это позволит расширить круг обу­чающихся врачей, особенно из сельской местности, где недостаток кадров не позволяет на длительное время выезжать на учебу с отрывом от работы.
  • экономия временных и финансовых затрат. Особенно эффективно для подготовки врачей, которые работают полный рабочий день и имеют ограниченное время для обучения.
  • использование современных информационных систем: учебные социальные сети E-mail, электронные библиотеки, компьютерные конференции, виртуальные и симулированные конференции, мастер-классы, оценка знаний Он-лайн, тестирование.
  • непосредственный контакт с известными отечественными и зарубежными специалистами: телемедицина, видеоконференции, телефонные консультации, Он-лайн обучение.
  • архивирование полученных знаний.

Вместе с тем существуют определенные трудности, которые необходимо учитывать при введении в процесс обучения дистанционную форму.

Во-первых, дистанционное обучение требует значительных квалифицированных трудозатрат для разработки и производства программ, гарантирующих высокое качество обучения. И, во-вторых, на наш взгляд самое главное, обеспечение контроля клинического опыта.

При дистанционном обучении трудно обеспечить развитие клинических умений без интегрированного обучения «лицом к лицу», «из рук в руки».

Поэтому это требует тщательного планирования для обеспечения надлежащего смешивания возможностей обучения, соответствующих временным возможностям обучающихся (5).

Одним из наиболее развитых направлений в дистанционном обучении является телемедицина (видеоконференции, видеоконсультации и т.д.).

Телемедицина может эффективно обеспечивать консультации и медицинскую помощь в сельских районах пациентам, для которых своевременность вмешательства является решающим фактором [3, 4, 7].

Эта проблема является актуальной и для нашего региона, с его расстояниями, слабой инфраструктурой удаленных территорий и «проблемными дорогами».

Наш опыт в области телемедицины начал формироваться два года назад, когда силами кафедры хирургических болезней и эндохирургии ФПДО СГМА и министерства здравоохранения Ставропольского края была организована телемедицинская служба краевой клинической больницы. Благодаря возможностям телемедицины регулярно проводятся:

  • телеконференции для хирургов края с участием академиков РАМН Л.А. Бокерия, А.В. Покровского;
  • видеосеминары по актуальным вопросам медицины с ведущими федеральными учреждениями;
  • видеотрансляции из операционных для студентов и врачей, обучающихся на циклах повышения квалификации;
  • консультации сложных больных с федеральными учреждениями.

За 2 года проведено 96 телеконсультаций (видеоконференций) сложных больных с ведущими учеными, специалистами федеральных клиник, дальнего зарубежья в режиме реального времени. Благодаря этим консультациям вносились значительные изменения в диагностический и лечебный процесс, внедрялись новые лечебные методики, передавалось значительное количество медицинской литературы.

С марта 2010 года новые технологии в обучении медицинских кадров в Ставропольской государственной медицинской академии пополнились ещё одним инновационным направлением – открыта лаборатория инновационных технологий обучения.

Основа лаборатории – виртуальные тренажерные системы, которые позволяют прививать практические навыки в условиях, приближенных к реальным.

Данные инновационные технологии позволяют не только провести обучение на высоком современном уровне, но и получить объективную оценку приобретённых навыков и теоретических знаний, согласно текущему уровню подготовки обучающихся: студент, интерн, врач с различным профессиональным стажем (разноуровневое сертифицирование).

Проведенный анализ результатов обучения в лаборатории инновационных технологий даже за этот небольшой период времени показал значительное повышение качества практических умений специалистов и доказал необходимость включения в общий обучающий процесс данного вида обучения.

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что дистанционное обучение в медицине возможно и позволяет эффективно решать актуальные сегодня образовательные задачи: обучения в течение всей жизни, непрерывного профессионального обучения, обучения «без границ» и в интерактивном режиме, а также пропаганды знаний на расстоянии.

Рецензенты:

  • Ерохин А.М., д.соц.н., профессор, зав. кафедрой философии Ставропольского государственного университета, г. Ставрополь.
  • Копытов В.В., д.т.н., профессор кафедры прикладной математики и информатики СГУ, г. Ставрополь.

Работа поступила в редакцию 06.02.2012.

Библиографическая ссылка

Источник: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=29752

Медицинское образование онлайн «для чайников»

Медицинское образование онлайн «для чайников»

Условно все онлайн-курсы по медицине можно поделить на три больших раздела. Некоторые из них созданы как введение в ту или иную профессию. Узнав основы работы биоэтика или генного инженера, можно прикинуть, насколько интересно вам было бы трудиться в этой области.

Другие составлены по принципу научно-популярных книжек: если вам хочется узнать, откуда берутся инфекции, как гены определяют наследственность или что такое вирус Зика, преподаватели десятков разных вузов увлекательно расскажут об этом, не углубляясь в детали чересчур.

И, наконец, последняя группа — самая полезная из всех с практической точки зрения.

Довольно много курсов снимается для людей, которые столкнулись с какой-либо проблемой со здоровьем, для их родственников, а также для тех, кто хочет научиться лучше заботиться о себе и уметь оказать при необходимости первую помощь. Словом, это курсы с советами, для применения которых на практике не нужно быть врачом.

Ниже — небольшие подборки курсов каждого из этих типов. Если в них нет того, что было бы интересно вам, пройдитесь по сайтам площадок, публикующих онлайн-курсы, и вы почти наверняка найдете нужное: на каждой из них десятки, если не сотни, программ, посвященных медицине.

Предоставлен Школой медицины Университета Колорадо

Пожалуй, самый удачный курс для тех, кто хочет понять, стоит ли идти на лечебный факультет (впрочем, не только для них): преподаватели не только рассказывают о том, как работает организм человека, но и уделяют много внимания тому, как меняется профессия медика во времени и как сегодня развивается сфера медицины.

Предоставлен Государственным университетом Огайо

Полноценное исследование профессии фармацевта: какой она была в прошлом и как развиваются отдельные ее аспекты сегодня. Исследовательская работа, этика, нормативная база. Что особенно приятно, преподаватели курса рассказывают о карьерных возможностях для молодых фармацевтов.

Предоставлен Массачусетским технологическим институтом

Этот курс отличается от предыдущих: он — аудиозапись лекций по геномике, которые читали в знаменитом Массачусетском технологическом институте будущим инженерам-биомедикам. Слушая о том, как ключевые геномные технологии меняют сегодня подходы к диагностике и лечению заболеваний, можно понять, насколько интересно вам участвовать в развитии этого направления медицины.

Предоставлена Школой менеджмента Карлстона Университета Миннесоты

Специализация на сайте Coursera — это серия курсов лекций, связанных между собой общей тематикой. В данном случае это менеджмент в медицине. Пройдя их все, вы узнаете о том, как устроен рынок здравоохранения и как можно стать успешным менеджером на нем.

Предоставлен Институтом инженеров электроники и электротехники (международная некоммерческая ассоциация технических специалистов)

В описании курса прямо говорится, что его цель — рассказать людям, которые хотели бы работать в области биоинженерии, с чего начать, на чем можно сфокусироваться, какие карьерные опции существуют.

Предоставлен Массачусетским технологическим институтом

В этой серии видеолекций Массачусетского технологического института речь идет о нейрофизиологических основах сенсорного восприятия. Если вы хотите узнать, как устроена нервная система млекопитающих и как она позволяет им видеть цвета и определять, где находится источник звука, — вам сюда.

Предоставлен Новосибирским государственным университетом

Один из двух русскоязычных курсов в подборке — к сожалению, российские вузы пока не так много сотрудничают с платформами онлайн-образования. Описание этого конкретного курса выглядит очень заманчиво — речь в нем идет не только об огромном и не до конца изученном мире вирусов, но и о том, как работают ученые-вирусологи.

Предоставлен Новосибирским государственным университетом

«Почему у голубоглазых родителей не может быть кареглазых детей? Что общего между дальтонизмом у человека и черепаховой окраской у кошек? Отчего седеют лошади и не слышит голубоглазый кот?» — если вам интересны ответы на эти вопросы, то хорошо структурированный курс по генетике «для чайников» вам точно понравится.

Предоставлен Университетом Дьюка

В отличие от большинства курсов в этой подборке, для того, чтобы пройти этот, нужно как минимум неплохо помнить школьный курс биологии. Это один из самых больших курсов на платформе Coursera.

Лектор, профессор Леонард Уайт, искренне любит то, чем занимается, и на полном ходу несется вперед, перечисляя доли мозга и типы нейронов.

Если вы чувствуете, что базовые рассказы об устройстве нервной системы покажутся вам слишком скучными, беритесь за этот курс — несмотря на то что он рассчитан на людей без медицинского образования, назвать его базовым вряд ли кто-то осмелится.

Предоставлен Осакским университетом

От базовых принципов работы иммунитета до новейших открытий в иммунологии — этот курс отвечает на базовые вопросы об устройстве иммунной системы и рассказывает о самых последних исследованиях в этой сфере. Курс ведут сразу пять преподавателей Осакского университета в Японии.

Предоставлен Школой медицины Университета Флиндерс

Этому курсу стоило бы отдать приз за самый творческий подход к составлению учебной программы. Начиная с основ человеческой биологии, автор курса, профессор южноавстралийского университета Флиндерс Колин Карати, постепенно разбирает, как разные системы работают, взаимодействуя между собой и заставляя «машину» двигаться и чинить себя.

Предоставлен Университетом Пенсильвании

О чем может рассказать пульс, кровяное давление, уровень метаболизма, температура тела, скорость дыхания и чувство боли, и как интерпретировать эти данные — профессор Конни Сканга, преподаватель Школы медсестер, расскажет о том, как использовать эти знания, пока ждешь даты приема у врача, или для того, чтобы ответить на вопросы врачу скорой помощи.

Предоставлен Школой медицины Стэнфорда

В этом курсе, в отличие от остальных, нет теории и тестов на проверку ее заучивания: здесь рассказывается о шести трансгендерных детях и их семьях.

А также врачах, психологах, преподавателях и тьюторах, которые работали, чтобы помочь членам семей принять друг друга.

Здесь нет даже сертификата об окончании (такое на Coursera совсем редкость): смысл не в том, чтобы поставить галочку, а в том, чтобы научиться лучше понимать близких, которые чем-то от тебя отличаются.

Предоставлен Университетом Аделаиды

Этот курс поможет узнать, каковы признаки развивающейся у близкого человека зависимости и как помочь ему получить необходимое лечение.

Курс организован платформой EdX

Курс, который нужно пройти всем родителям и тем, кто готовится ими стать: он позволит распознать опасные для жизни состояния и быстро отреагировать на них в ожидании скорой.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/5353

Особенности дистанционного обучения врачей

Особенности дистанционного обучения врачей

Стремительное развитие медицинских технологий и бурное обновление знаний в сфере медицины обусловило необходимость внедрения новых методик профессионального развития врачей-профессионалов.

Эти задачи решаются, в том числе, и в рамках Концепции непрерывного  медицинского образования, которая призвана устранить отставание от лидеров в этой области.

Дистанционное обучение врачей сегодня – это необходимый шаг. Так, в США в последние годы онлайн-образование врачей увеличилось до 30%, в России же этот показатель составляет менее 3%.

В статье мы поговорим о реальных решениях, которые способствуют сокращению такого отставания от стран Запада.

Обучение врачей дистанционно

Сегодня уже всем ясно, что в современных реалиях для поддержки должного уровня профессиональной компетентности врача, проведение традиционных образовательных мероприятий становится недостаточным.

 Именно поэтому в настоящее время реализуется Концепция непрерывного медицинского образования, которая была одобрена Министром здравоохранения РФ В. И. Скворцовой. Этот механизм поддерживает должный уровень знаний врачей-специалистов в стране.

В связи с закреплением электронного обучения в качестве отдельной формы образовательного процесса на уровне ФЗ «Об образовании в РФ», возможности использования дистанционных образовательных программ существенно расширились, в том числе в рамках системы непрерывного образования медиков.

Как собирать портфолио для аккредитации
посмотреть/скачать>>

Создание на федеральном уровне системы дистанционного образования позволит:

  • обеспечить для врачей-специалистов доступ к актуальной информации;
  • обеспечить для специалистов возможности самообразования;
  • обеспечить возможность самостоятельного прохождения независимой оценки знаний в рамках процедур аккредитации и сертификации.

В свою очередь, образовательное сообщество должно предоставить для медицинских специалистов реальный доступ к учебной информации в удобное для его рабочего графика время.

Что такое дистанционное обучение врачей

В широком смысле, под дистанционным образованием следует понимать комплекс таких образовательных услуг, которые предоставляются обучающемуся с помощью специальной информационной образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений.

Основными преимуществами такой дистанционной формы обучения врачей является:

  • гибкость системы – специалист имеет возможность заниматься учебой в удобное для него время и в любом месте;
  • возможность параллельного совмещения обучения и профессиональной деятельности;
  • широкий охват, который достигается из-за возможности одновременно иметь доступ к разным источникам информации;
  • экономичность обучения, которая может быть реализована вследствие доступа к обучению с помощью любых компьютеров через интернет;
  • независимость контролирующих и аттестационных мероприятий.

Цели дистанционного образования

В современных условиях основными целями функционирования системы дистанционного обучения должны стать:

  • получение дополнительной актуальной информации в единой дистанционной образовательной среде;
  • применение новых дистанционных возможностей для поддержки профессионального медика в тактике и стратегии принятия важных клинических решений;
  • в обеспечении для специалистов возможности самообразовываться, с последующей интеграцией полученных знаний в систему аккредитации и сертификации.

Сегодня для врача-специалиста базовыми являются знания, которые соответствуют разработанным клиническим рекомендациям (протоколам лечения), в которых прописаны алгоритмы ведения пациентов с разными нозологиями, объемы медпомощи, показания, противопоказания и уровни доказательности, а также особенности применения тех или иных лечебно-диагностических  технологий.

Поэтому одной из главных задач развития новых образовательных технологий является создание единого информационного ресурса, основанного на клинических рекомендациях, к которому специалисты могли бы обращаться.

 Профессиональные медицинские сообщества сегодня занимаются разработкой полного объема таких профессиональных рекомендаций.

Профессиональные инструменты для врачей при обучении

В связи с вышеизложенными задачами, была разработана Модель стратегии поиска и поддержки клинических решений. В основе модели заложены разработанные профессиональные инструменты для врачей-специалистов:

  • национальные медицинские руководства;
  • клинические рекомендации;
  • реестры по взаимодействию лекарственных препаратов;
  • база Федеральной электронной медицинской библиотеки;
  • электронные медицинские базы данных.

Выстроенные взаимосвязи между образовательными дистанционными программами с профессиональными Интернет-ресурсами, позволят врачам эффективнее и быстрее находить дополнительные знания в нужной медицинской области.

Эффективным подходом является создание не только модулей образования, но и формирование образовательной среды в электронной форме. В нее должны быть включены современные руководства и учебники, базы клинических примеров и актуальные клинические рекомендации от профессионалов в необходимой области.

Разделы

Для того, чтобы практическое использование модулей стало удобным, для врача необходимо определить следующие разделы:

  • вступительный раздел. В нем необходимо описать задачи, цели, правила и возможности навигации;
  • основной образовательный раздел. В нем описываются современные методы диагностики и профилактики, приводятся методы и классификации диагностического поиска, а также определяется необходимость проведения консультаций с другими специалистами. Кроме того, в разделе приводятся практические советы по основным клиническим действиям. Все эти данные должны быть сопоставлены с уровнями рекомендательности и достоверности;
  • в завершение модуля приводится специальный аттестационный раздел, который позволит провести полноценный контроль освоенных навыков и решить вопрос о выдаче сертификата специалиста.

Возможности дистанционных модулей

Обучение врача дистанционно с использованием дистанционных модулей имеет свои преимущества:

1.  поскольку модели являются кроссплатформенными, эти позволит применять его возможности на любом медиаустройстве: на компьютере, ноутбуке, смартфоне и планшете
2. программная часть устроена таким образом, чтобы позволить специалисту линейное и нелинейное перемещение по разделам. Это реализуется путем внедрение скриптов (сценариев)
3. широкие мультимедийные возможности программ позволяют не только размещать качественные ролики и изображения в модулях, которые позволяют продемонстрировать особенности лечения и диагностирования заболеваний. Но также с применением этих возможностей стало реальным размещать анимированные схемы и таблицы, которые способствуют лучшему усвоению материала за счет своей визуальной привлекательности и наглядности. Такой подход к освоению информации позволит на разных этапах поиска поддержки принятия клинических решений получать актуальную информацию из других ресурсов, а также получать онлайн-консультации с другими специалистами
4. эффективность дистанционных технологий повышается за счет того, что они позволяют в полной мере внедрить принцип интерактивного контроля образовательного процесса. Преимущества этого подхода будут полезны и в будущем, при создании национальной системы аккредитации и сертификации медицинских работников.

Дистанционное обучение врачей с получением сертификата

Врачу-специалисту позволено выбирать любой обучающий модуль их тех, что представлены на централизованном сервере.

На сервере также должны быть размещены написанные в унифицированной форме и утвержденные клинические рекомендации.

После того, как специалист пройдет регистрацию на сервере и выберет конкретный образовательный модель, он получает доступ в свой личный кабинет, который размещен на сервере образовательной организации.

Эта организация должна иметь соответствующую лицензию на выдачу документа о прохождении дополнительных дистанционных профессиональных программ.

Итоговое тестирование

После освоения всех составляющих модуля, врач может пройти итоговое тестирование в дистанционной форме, при успешной его сдаче – он получает профессиональный сертификат.

Решив эту задачу, в стране станет возможным выстроить эффективную систему аккредитации и сертификации специалистов. В этой системе важно определить полномочия Центрального звена организаторов обучения и региональных центров сертификации врачебных кадров.

В заключении отметим, что внедрение современных образовательных технологий в непрерывное медицинское образование в виде дистанционных программ обучения, является эффективным инструментом для профессионального развития и саморазвития медицинского работника.

На первом этапе это обеспечит стандартизированный подход к принятию клинических решений, а в последующем – будет способствовать повышению качества оказываемых населению медицинских услуг.

Источник: https://www.zdrav.ru/articles/4293652091-qqq-16-m10-03-10-2016-distantsionnoe-obuchenie-vrachey

Образование в медицине дистанционно – На Обучение | Курсы, мастер-классы, учебные центры

Скоростной интернет и другие высокие технологии каждый день вносят всё новые корректировки в нашу повседневную реальность. То, что ещё вчера казалось нелепым, сегодня стало обыденностью. Справедливо это и по отношению к системе образования. И речь идёт не только лишь о нашей стране, да и о изменениях в самих принципах получения образования во всём мире.

Ещё десять годов назад дистанционное обучение казалось смелой задумкой, толком не опробованной, сомнительной эффективности авантюрной затеей.

Вы получали по почте конверт с кассетой для магнитофона, и затем старательно повторяли иностранные слова за диктором, учтиво делающим паузы на записи. Контрольные работы нужно было тоже отсылать почтой, всё это занимало немало времени.

На такие курсы (не только лишь иностранного языка) решались только люди, серьёзно настроенные освоить новые знания и навыки, но не имеющие свободного времени для получения «полноценного» образования.

Сегодня же всё это делается в два клика мышкой. мгновенно, сама пересылка не стоит ни копейки, а ваш личный наставник по предмету всегда под рукой, вы можете позвонить ему в скайп или с помощью другой подобной системы интернет-связи для дополнительной консультации или с просьбой уточнить неясные вопросы.

Конечно, все эти плюсы не исключают и определённых минусов дистанционного обучения. Далеко не всякую профессию можно успешно освоить дистанционно. Медицинская наука, например, вещь и без того необычайно сложная, а получение медицинского диплома налагает ещё и огромную ответственность.

Таким макаром, с одной стороны медицинское образование требует усвоения очень большого объёма теоретического и практического материала. Нужно не только лишь прослушать бессчётное количество лекций и увидеть бесконечное множество схем, заучить сотни таблиц, запомнить тысячи графиков, но ещё и быть уверенным, что всё это усвоено верно.

Ведь если большая часть остальных ВУЗов, которые выпускают «средненьких» профессионалов, рискуют только потерей собственной репутацией среди потенциальных работодателей, то медицинские колледжи и ВУЗы имеют дело с человеческим здоровьем, которому может быть нанесён непоправимый ущерб, и даже с человеческими жизнями, которые могут быть оборваны в результате ошибки некомпетентного врача.

С другой стороны, дистанционное обучение медицинским профессиям в значительной степени осложняется отсутствием возможности преподать студенту практическую строну дела.

Учащимся медицинских ВУЗов приходится немало практиковаться, до того как они получат свои долгожданные дипломы.

Выпустить из учебного заведения «чистого» теоретика непозволительно, опять же из-за высокой ответственности перед людьми, чьи жизни и здоровье будут от него зависеть.

Оба этих фактора — объём знаний и необходимость в практике, ставят дистанционное обучение медицинским профессиям. фактически, на грань невозможного.

Все же, в некоторых странах, таких как Италия, Германия, Чехия, Испания, уже существует целый ряд университетов, готовых принимать студентов именно на эту форму обучения.

И этому, конечно, тоже есть логичное объяснение, никак не противоречащее вышеизложенному.

Сначала следует уточнить. что речь идёт не обо всех медицинских специальностях, а лишь о медико-диагностических, требования к которым (касающиеся практического опыта) значительно ниже.

Конечно, необходимость усвоения большого объёма теоретических сведений остаётся, но предполагается, что при должном усердии и грамотной организации контроля полученных знаний, это требование выполнимо.

Также не следует забывать о профессиях фармацевтов, с которыми приблизительно та же ситуация.

Также дистанционное обучение вполне результативно в случае, когда речь идёт не о первом высшем медицинском образовании, а только о повышении квалификации.

Если уже состоявшийся профессионал решает освоить пока ещё слабо известную ему специализацию, дистанционное обучение вполне может ему подойти, и он уже достаточно образован, чтобы оценить правильность такого решения и принять его ответственно и самостоятельно.

Преимущества же дистанционного обучения медицинским профессиям вточности такие же, как и для любых других профессий: не надо тратить время и деньги на ежедневные поездки в университет, можно самостоятельно выбирать время для занятий и темп обучения (в разумных пределах), также заниматься без отрыва от основной вашей деятельности сейчас. Ещё одно неоспоримое преимущество дистанционного получения медицинского образования — это вопрос цены, которая значительно ниже, чем цены очных форм обучения. В дальнейшем же полученные знания и диплом откроют вам ничуть не худшие перспективы для профессионального и карьерного роста.

Оформление заявки на дистанционное обучение, обычно, не составляет особого труда. Сначала нужно будет сделать скан или ксерокопию собственного паспорта, также документов об окончании средней школы и(или) университета, которые потом отправляются в выбранный вами ВУЗ. Вступительных экзаменов, обычно, нет.

Нужно будет только сдать тест на знание языка, на котором ведётся преподавания (напоминаем, в России пока ещё дистанционное обучение медицинским профессиям находится в зачаточном состоянии), и потом уже комиссия оценит ваши знания по присланным документам и баллу за языковой тест.

После чего вас уведомят, сочли ли ваши знания достаточными для начала дистанционного обучения.

Подытоживая, можно сказать, что медицинское образование — вещь сложная, требующая больших затрат энергии, времени и денег, а также определённых практических навыков, поэтому возможности дистанционного обучения в этом плане весьма ограничены.

Такое обучение подходит только для профессионалов, которые хотят повысить свою квалификацию, особенно если речь идёт о медико-диагностических профессиях, либо же для будущих фармацевтов, чей род деятельности неотрывно связан с медициной, но всё же является отдельной сферой.

В остальных же случаях, если вы хотите получить полноценное медицинское образование и диплом, придётся настроиться на очень долгий и очень упорный труд.

Источник: http://www.naobuchenie.ru/obrazovanie-v-medicine-distancionno/

Студиорум
Добавить комментарий