Необходимо ли изучение непрофильных предметов?

Обязательные предметы в школе по новому закону об образовании

Необходимо ли изучение непрофильных предметов?

  • Новости→
  • Обязательные предметы в школе по новому закону об образовании

Новый закон об образовании был принят в конце прошлого года и вступил в силу 1 сентября 2013 года. Закон внес в систему образования некоторые изменения и закрепил несколько новшеств. В том числе, по новому закону об образовании, изменились обязательные предметы в школе. 

Изменения затронули дошкольное, среднее (полное), начальное профессиональное, высшее и семейное образование. Сегодня родители в детских садах платят 20 процентов от общей суммы содержания детей в дошкольном учреждении.

По новому закону, образовательные услуги будут предоставляться бесплатно, а дополнительные станут платными. В список платных услуг входит присмотр и уход за ребенком, питание, расходы на связь, имущество и так далее.

 

Самые серьезные опасения у родителей вызывает положение о новых государственных стандартах об образовании. Данные стандарты предполагаются для каждой образовательной ступени.

Новые федеральные стандарты образования в начальных классах уже действуют, а с 2013 года будут запущены в среднем звене. Что касается ЕГЭ, новым будет то, что появится еще один обязательный предмет – иностранный язык.

Его должны будут сдавать все старшеклассники с 2014 года. 

Очень важно, что законодатели обратили свое внимание на негосударственный сектор в образовании. Теперь государственные и негосударственные учреждения стали равными в правах, что позволяет надеяться на развитие частной инициативы в образовании. Также закон допускает домашнее образование. 

В соответствии с новым законом об образовании, концепцией обучения в старших классах является профильное образование. Две трети плана будут составлять обязательные предметы.

Их учащиеся должны выбирать из восьми предметных областей (математика и информатика, филология и иностранный язык, общественные науки, естественные науки, искусство, ОБЖ и физическая культура, технология). Из каждой предметной области ученик должен выбирать не менее чем по одной учебной дисциплине.

Всего таких предметов должно быть 9-10. Остальные учебные дисциплины ученик будет выбирать, исходя из профиля обучения. 

Как полагают специалисты в области образования, благодаря новой системе, нагрузка на детей должна снизиться. Теперь у школьников появится возможность изучать те предметы, которые им особо не нужны, лишь на базовом уровне. Некоторые из родителей, в свою очередь, уверены, что понизится и уровень подготовки школьников.

Особенно катастрофичной можно считать ситуацию, когда старшеклассник в школе занимается углубленным изучением физики и математики, а в итоге принимает решение поступать на гуманитарный факультет.

В этом случае базовые знания гуманитарных предметов не дадут возможности поступить в ВУЗ, а родители будут вынуждены нанимать репетиторов. 

Коммунисты во главе с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым внесли на рассмотрение проект поправок в основной закон «Об образовании», согласно которому в законе должен быть прописан единый учебный план для всех субъектов Российской Федерации, содержащий перечень обязательных предметов, курсов и дисциплин, а также их предельный объем.

Коммунисты предлагают шестнадцать предметов в качестве обязательных. Обязательными предметами в школе по новому закону об образовании, полагают коммунисты, должны стать русский язык, литература, математика, информатика, иностранный язык, обществознание, история, география, физика, основы естествознания, биология, химия, технология, искусство, ОБЖ и физкультура.

Авторы уверены, что нововведение решит проблему «рассогласованности учебных планов». 

С 1 сентября 2013 года изменились и условия поступления в ВУЗ.

Теперь в университет без экзаменов смогут поступить лишь победители всероссийских школьных олимпиад, члены сборных российских команд, принимающие участие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, чемпионы или призеры олимпийских и паралимпийских игр.

Инвалиды зачисляются в ВУЗ вне конкурса, сдав вступительные испытания. Остальные категории льготников имеют право воспользоваться двумя мерами поддержки: бесплатно пройти подготовительные курсы в учебном заведении и получить преимущество при зачислении при равном количестве баллов. 

Родителей очень волнует вопрос: не станет ли обучение в школе платным, ведь новый закон допускает развитие платных услуг в школе. Необходимо понять, что государство дает гарантию доступного и качественного бесплатного образования в рамках государственного стандарта.

Стандарт дает школьнику обширные знания, позволяющие поступить в высшее учебное заведение. В то же самое время новый закон об образовании предполагает также и рост платных образовательных услуг в школе.

За те знания, которые выходят за рамки образовательных стандартов, родителям придется платить. Входят ли те или иные знания в образовательный стандарт, проверить достаточно легко.

Что касается стоимости услуги, ее определяет школа, а экономически обоснованный расчет данной стоимости вместе с проектом договора по услуге размещается на сайте учреждения.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с Условиями использования.

Источник: https://www.VirtualAcademy.ru/news/objazatelnye-predmety-v-shkole-po-novomu-zakonu-ob-obrazovanii/

Нужны ли школьникам

По всей России вступил в действие новый образовательный стандарт для начальной школы. Через несколько лет новации распространятся и на среднюю и старшую школу. Уже ясно, что у старшеклассников сократится число предметов. Часть экспертов опасается, что уменьшение числа изучаемых предметов может привести к падению качества образования.

Анна Курская, РИА Новости.

В этом учебном году по всей России вступил в действие новый образовательный стандарт для начальной школы. Через несколько лет новации распространятся и на среднюю и старшую школу. Сегодня проекты образовательных стандартов находятся в разработке, но уже ясно, что у старшеклассников сократится число предметов: многие обязательные сегодня дисциплины станут “предметами по выбору”.

Часть экспертов опасается, что уменьшение числа изучаемых предметов может привести к падению качества образования.

Ученикам придется делать выбор

© Инфографика . Александр Мусатов

Проект нового образовательного стандарта

Проект федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старшей школы, разработанный Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования (так называемая “модель Кондакова”), в начале года вызвал шквал критики в обществе.

Предметом для критики стала не практикуемая ранее в российской системе среднего образования возможность выбирать, какие предметы ученик 10 и 11 класса будет изучать на минимальном уровне (интегрированный курс), а какие – более серьезно и основательно (базовый или профильный уровень). Проект этот пока не получил окончательного вида, он дорабатывается, рассказала РИА Новости директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Абанкина.

На волне резкого обсуждения стандарта Кондакова началась разработка альтернативного проекта стандарта под руководством Никандрова. “Возможность ученика выбирать предметы предусмотрена в том и другом проекте, просто объем этого выбора различается”, – пояснила эксперт.

Стандарт Никандрова развивает концепцию профильной старшей школы, где из 36 учебных часов в неделю 4 часа предполагают выбор предмета.

“Конечно, это не индивидуализация образовательной программы в соответствии с предпочтениями и склонностями ученика, – отметила Абанкина.

– Тем не менее, в рамках 10% учебного времени выбор предмета предусмотрен. Эта величина может быть увеличена до 15-20%, но не больше”.

Модель Кондакова – это модель вариативного образования с возможностью формирования индивидуальной образовательной траектории. Здесь ученик сам формирует свою программу как целое, только три предмета остаются обязательными – физкультура, “Россия в мире” и ОБЖ.

“Заданы шесть предметных областей, четыре гуманитарные, одна математическая, и одна естественнонаучная, – рассказала Абанкина. – Внутри каждой из этих областей ученик сможет выбрать и глубину изучения (базовый или профильный уровень), и разнопредметность (1-2 предмета), либо взять интегрированный курс, если предмет для него не является важным”.

Эксперт считает, что этот проект обеспечит комплексную фундаментальную подготовку школьника, поскольку ядро программы останется разносторонним.

Не слишком ли рано делать выбор?

Но не все эксперты согласны с тем, что при фактическом уменьшении числа предметов фундаментальные свойства школьного образования сохранятся. Делать выбор профиля обучения в 8-9 классе, по их мнению, слишком рано.

“Некоторые люди с самого детства знают, кем они будут, но это люди с особой интуицией и силой желаний, – рассказала старший научный сотрудник Института психологии РАН Ольга Маховская. – Большинство людей принимают решение о выборе профессии сразу после школы, часто не будучи готовыми к этому”.

По ее словам, некоторые системы образования, например, немецкая, учитывают неготовность выпускника школы к осознанному выбору профессии. Они настроены на то, чтобы первое высшее образование человек получал для общего кругозора, а специализацию проходил в более старшем возрасте.

Эту точку зрения отчасти разделяет социолог Фонда “Общественное мнение” Лариса Паутова.

Министр образования отказался от предложения Медведева написать диктант

“Чтобы ученик мог выбирать профессию в школе, должна вновь заработать система профориентации, разрушенная в 1990-е годы, – рассказала РИА Новости социолог. – Но я убеждена, что сегодня в российской школе немного таких специалистов, которые могли бы помочь детям выявлять их способности и возможности, которые могли бы подсказать, какие профессии им больше подходят”.

К тому же, по мнению эксперта, в современном мире раз и навсегда выбрать профессию невозможно, поскольку конъюнктура на рынке труда постоянно меняется, и люди вынуждены менять род занятий.

“Мы привыкли жить в обществе традиционного типа: “одна семья, одна любовь, одно Родина, одна профессия на всю жизнь”, где приветствовались трудовые династии. Но сегодня ситуация изменилась, и менять профессию стало совершенно нормально”.

В 1990-е годы на рынке труда были востребованы такие специальности, как финансы и кредит, юриспруденция, банковское дело. Многие россияне, выбравшие их, позднее остались работы.

Важнее научить ребенка адаптироваться к меняющимся условиям, считает Паутова.
“Важно, чтобы выросла полноценная личность, которая может принимать решения на каждом жизненном повороте. Жизнь очень большая.

Она не может определяться в 14-15 лет”, – согласна с социологом Ольга Маховская.

Что считать ненужным?

Фундаментальные науки должны преподаваться до конца школы, как бы это ни было трудно, считает Маховская.

© РИА Новости/Аврора . Алина Черноиванова

Мертвые души нашей школы

“Я считаю, что очень важно держать в тонусе интеллект, а он особо тренируется на предметах, не специфических для способностей человека. Ты понимаешь границы своих возможностей и интересов, только когда эти границы прощупываешь или пытаешься пробить лбом. Это очень важно”, – отметила психолог.

Возможность выбора учебных предметов, которые даются школьнику легче других, таит в себе обманчивую простоту. “Как только появляется легкость в обучении, резко падает мотивация ученика, – рассказала Маховская. – То, что легко, не вызывает большого интереса. Человек, привыкший к отсутствию трудностей, никогда не состоится”.

По ее словам, “ненужные” предметы стихийно создают ребенку трудности, помогают ему двигаться, учат справляться с проблемными ситуациями. Люди, которые постоянно находят выход из проблемных ситуаций, наращивают колоссальный потенциал, который может “выстрелить” после 40-50 лет. В этом возрасте люди не будут угасать, как их ровесники, а продолжат идти по нарастающей, отметила она.

“Если мы будем на бытовом уровне пересматривать систему образования или ориентироваться только на представления чиновников, мы можем потерять целое поколение и огромную образовательную систему”, – подчеркнула психолог.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник: https://ria.ru/analytics/20110902/428821378.html

Проблемы профильного обучения

Источник: http://bio.1september.ru/article.php?ID=200500306

Профильное обучение

Профильноеобучение: базовые, профильные и элективныекурсы.

Профильное обучение понимается каксредство дифференциации и индивидуализации  обучения, позволяющееза счет изменений в структуре, содержаниии организации общеобразовательногопроцесса более полно учитывать интересыи способности учащихся. Стратегияреализации профильного обученияпредусматривает выделение уровнейизучения учебных предметов:общеобразовательного и профильного.

Профильная школаявляетсяинституциональной формой реализацииэтой цели. Пока это основная форма. Вперспективе возможно создание другихформ, в том числе, выводящих реализациюстандартов и программ за стеныобщеобразовательного учреждения.

Профильная школа – это не разновидностьгимназии или лицея, это не новое имя дляшколы с углубленным изучением рядапредметов, это не особый  статус дляобщеобразовательной школы. Профильнаяшкола – это не столько новое названиие,сколько иное качество образования, инойуровень доступности образования.Образования в двуедином смысле этогослова – процесс и результат.

Профиль представляет собой комбинациюбазовых и профильных учебных предметови элективных курсов.

Базовые предметы– этообщеобразовательные предметы, обязательныедля изучения всеми учащимися независимоот выбранного профиля, и по своемусодержанию соответствующие требованиямединых общих экзаменов.

Обязательными базовыми учебнымипредметами являются:

  • «русский язык»

  • «литература»

  • «иностранный язык»

  • «математика»

  • «история»

  • «физическая культура»

  • «обществознание» (интегрированный предмет, включая экономику и право)

  • «естествознание» (интегрированный предмет)

Остальные базовые предметы изучаютсяпо выбору.

Профильные предметы – этоучебные предметы, изучаемые углубленноили на повышенном уровне, их содержаниесоответствует профильным образовательнымстандартам и требованиям единыхпрофильных экзаменов (или единыхэкзаменов по выбору на повышенномуровне). Профильные предметы выбираютсядля изучения учащимися (не менее двухпредметов) и являются для них обязательными,так как они определят специализациюкаждого конкретного профиля обучения.

Так, «физика», «химия» и «биология»являются профильными учебными предметамив естественно-научном профиле;«литература», «русский язык», «иностранныйязык»

– в филологическом профиле; «обществоведение»,«право», «экономика» в социально-экономическомпрофиле и т.д.

Выбранные профильные предметы на базовомуровне уже не изучаются.

В соответствие с выбранными профильнымипредметами учащиеся объединяются вклассы по 25 человек. Иными словами,профильный класс может быть открыт вданной школе в том случае, если есть неменее 25 старшеклассников, изъявившихжелание изучать данный профиль.

Элективные курсы – этообязательные предметы, также изучаемыеучащимися по выбору и позволяющие:

  • либо расширить представление учащихся в какой-либо образовательной области (например, курсы художественной направленности);

  • либо подготовиться к сдаче выпускных экзаменов (например, курс подготовки к сдаче ЕГЭ по предмету);

  • либо дополнительно углубить свои знания по избранному профильному предмету (например, курсы лабораторного практикума в естественно-научном профиле);

  • либо изучить курсы исходя из своих инртересов (например, курс дополнительного иностранного языка).

Учащиеся, обучающиеся в одном и том жепрофильном классе, могут выбрать разныеэлективные курсы. По элективным курсамединые общие экзамены не проводятся.

Выбирая различные сочетания базовых ипрофильных учебных предметов, и учитываянормативы учебного времени каждоеобразовательное учреждение, а в принципе,и каждый обучающийся вправе формироватьсобственный учебный план.

Такой подходоставляет  образовательному учреждениюширокие возможности организации одногоили нескольких профилей, а обучающимся- выбор профильных учебных предметов иэлективных курсов, которые в совокупностии составят его индивидуальнуюобразовательную траекторию.

Ресурс времени на профильное обучениев старших классах возникает в результатеисключения из программ всех учебныхпредметов избыточной информации, котораяможет быть найдена в справочных изданиях,и отбора фундаментальной части содержанияшкольных программ, а также знаний,имеющих мировоззренческое или практическоезначение для жузнедеятельности,последующего образования и самообразованиялюбого человека.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4586865/

Студиорум
Добавить комментарий

Одной из актуальных проблем в настоящее время является внедрение профильного обучения в старшем звене общеобразовательной школы.

Для ее решения необходимы современные данные о наиболее значимых аспектах функционирования профильных классов.

Автором статьи проведены соответствующие исследования работы педагогов, преподающих естественно-научные дисциплины (биология, химия, экология), а также проявлений познавательной деятельности школьников в процессе их обучения в профильной школе.

Среди учителей, преподающих естественно-научные дисциплины в различных школах г. Москвы, было проведено добровольное анонимное анкетирование, в котором приняли участие 35 человек. Общие результаты следующие.

Примерно 2/3 опрошенных работают или работали в профильных старших классах.

На вопрос «В чем заключаются изменения для учащихся гуманитарных, математических и естественно-научных классов?» свои предложения дали 31% опрошенных.

Среди предложений по гуманитарным классам: уменьшение объема изучаемого материала; уменьшение числа решаемых задач; увеличение объема прикладной информации; привлечение дополнительного материала в виде рефератов; экологизация курса; использование исторического материала.

Для математических классов было предложено: увеличение числа решаемых задач; привлечение статистических данных; практическая направленность заданий; установление межпредметных связей с квантовой физикой; больший акцент на физико-химические аспекты при объяснении учебного материала.

Для естественно-научных классов: углубление вопросов теории; введение практикума; расширение круга вопросов экологии и технологии производств; установление межпредметных связей с органической химией и биологией; привлечение дополнительного материала в виде научных докладов.

Считают необходимым существование инварианта в содержании образования учебного предмета 97% опрошенных.

71% опрошенных считают, что изменение последовательности прохождения тем в классах разных профилей возможно, 14% – что изменения не нужны, остальные затруднились с ответом.

Из предложенных способов деятельности, наиболее эффективных в классах разных профилей, были выбраны следующие:

– в гуманитарных классах: составление планов и рефератов (20%), работа с учебными и научными текстами (20%), участие в конференциях (15%);

– в математических классах: решение задач (20%), составление логических схем (17%), заполнение таблиц (10%), работа с текстами (7%);

– в естественно-научных классах: расширенный практикум (19%), работа с научными текстами (14%), участие в конференциях и олимпиадах (11%).

Некоторые педагоги выбирали только один способ деятельности. Другие считали, что для всех классов они одни и те же.

На вопрос о том, какие темы (разделы или вопросы) преподаваемого предмета лучше усваиваются учащимися, ответили 29%.

В гуманитарных классах, по мнению учителей, школьники лучше усваивают основные положения теории Бутлерова, основные сведения о предельных углеводородах и практическом применении веществ, а также сведения о теории эволюции и антропогенезе.

В математических классах учащиеся лучше усваивают материал, связанный с физической химией, теорией строения химических соединений, основами цитологии и генетики, а также с решением задач практической направленности.

В естественно-научных классах лучше усваиваются сведения о конкретных свойствах веществ, генетическая связь между классами неорганических соединений.

Затруднения с ответом на этот вопрос не случайны: обучение проводилось во всех классах по сходным программам, и изменения не носили планомерного характера, поэтому у педагогов возникли сложности в объективном сравнении знаний учащихся.

Анализ анкетирования учителей показал, что для многих педагогов организация процесса обучения в классах разных профилей представляет определенные трудности. Одной из ключевых проблем, с которыми сталкиваются педагоги, является отбор содержания образования как по профильным, так и по непрофильным дисциплинам.

Для исследования характерных признаков познавательной деятельности учащихся профильных классов им предлагались разные виды заданий и анкет, в которых предусматривалось использование методологических знаний с соответствующей аргументацией. Это позволило выявить индивидуально-типологические особенности школьников, обучающихся в классах разных профилей, и их отношение к изучаемому материалу.

В естественно-научном и математическом классах на вопросы анкеты ответили 36 человек (20 – в естественно-научном классе и 16 – в математическом). Приведем примеры аргументированных ответов учащихся.

На вопрос «Используете ли Вы знания, полученные по профильным дисциплинам на других уроках?» школьники отвечали следующее.

В естественно-научном классе: в географии – распространение живых организмов, в обществознании – познание человеком окружающего мира; знания биологии и химии взаимосвязаны, знание химии помогает при изучении физики.

В математическом классе: физические знания используются на уроке химии, часто требуется знание алгебры и геометрии, используются умение производить расчеты и знания о физических константах.

Ответы на вопрос «Интересны ли Вам сведения из истории науки?» были подкреплены следующими аргументами.

Положительный ответ:

– в естественно-научном классе: чтобы лучше понять науку, нужно знать не только настоящее ее содержание, но и проследить, как она изменялась; нельзя изучать «голые» теории без объяснения причин их возникновения; история науки облегчает понимание темы;

– в математическом классе: понимаешь, что наука все время развивается; без истории нельзя понять важность данной науки.

Отрицательный ответ:

– в естественно-научном классе: достаточно знать наиболее известных ученых современности; сейчас уже другая точка зрения;

– в математическом классе: не интересны биографии ученых.

Ответ на вопрос о том, нужно ли изучать структуру научного знания, в естественно-научном и математическом классах был обоснован следующими аргументами.

Положительный ответ: это поможет в изучении естественных наук в целом; нужно изучать общий план строения науки, т.к. эти знания перекликаются с содержанием других наук.

Отрицательный ответ: такие знания необходимы лишь преподавателям; они увеличивает объем материала урока.

На вопрос о том, какие аспекты научного знания для Вас ценны, были даны следующие ответы.

Математический класс. Без научного знания нельзя составить четкое мнение о проблеме, ее нужно понять и изучить. Например, если человек поверил в то, что Земля была создана за 7 дней вместе со всеми живыми организмами, то он может на этом настаивать. Но если человек в результате размышлений пришел к выводу, что все сложнее, то он будет стараться осознать любую проблему.

Естественно-научный класс. Необходимо победить такие болезни, как СПИД, рак, болезнь Паркинсона и др.

; главный аспект науки состоит не в том, чтобы улучшить жизнь человека, нужно сделать шаг в сторону спасения жизни вообще; полученные знания не всегда захватывают сознание полностью, например, зная, что все окружающие нас предметы состоят из атомов и молекул, мы все равно не воспринимаем их таким образом.

Приведем примеры представлений учащихся о творческой деятельности по профильному предмету.

Математический и естественно-научный классы. Изучение предмета невозможно без творчества. Результаты лучше откладываются в памяти, когда оно осуществляется непосредственно и самостоятельно. Творчество вносит дух соревновательности. Творчество позволяет действовать не по шаблону.

На вопросы следующей анкеты ответили 45 человек, из них 25 – из гуманитарного класса и 20 – из общеобразовательного. На вопрос «В чем смысл изучения непрофильных учебных предметов?» были получены следующие ответы.

Гуманитарный класс. Знания биологии, химии и физики взаимосвязаны. Биологические знания необходимы на уроках географии, ОБЖ. Часто привлекаются термины и понятия из английского языка. Знания об эволюции помогают лучше ориентироваться в исторических процессах.

Общеобразовательный класс. Химические и биологические знания нужны в физике и астрономии, и наоборот. Знания из курса биологии помогают в изучении работы компьютера.

Школьники объясняли, почему им интересны историко-научные сведения следующим образом.

Гуманитарный класс. Эти сведения необходимы в истории и обществознании для осознания исторического процесса. Лучше запоминается материал, т.к. он становится интереснее. Благодаря опыту прошлого можно избежать ошибок в настоящем.

Общеобразовательный класс. История науки необходима для лучшего понимания темы. Возникает гордость за российскую науку.

Учащиеся доказывали необходимость обсуждения философских проблем на уроках.

Гуманитарный класс. Иначе воспринимаются такие устоявшиеся понятия, как развитие, жизнь, смерть. Философия позволяет разобраться, зачем мы это изучаем, и как можно эти знания применять. Естественные науки отвечают на те же вопросы, что и философия, поэтому могут дополнять друг друга.

Общеобразовательный класс. Знание философских проблем науки позволяет поддержать беседу на любую тему.

Ученики выделяли следующие наиболее важные для себя аспекты научного знания.

Гуманитарный класс. Естественные науки помогают понять природу глобальных проблем человечества. Наука сама по себе представляет ценность, т.к. способствует переходу к принятию общечеловеческих ценностей.

Общеобразовательный класс. Существенны те знания, которые можно применять на практике.

У учащихся сформировалось следующие представления о творческой деятельности по непрофильным предметам.

Гуманитарный класс. Творческая деятельность делает ученика особенным, непохожим на других. Творчество развивает оригинальное мышление, воспитывает находчивых людей, способных к открытиям. Творческая деятельность способствует лучшему усвоению материала. На уроках легче воспринимается материал.

Общеобразовательный класс. В каждом человеке есть творческий потенциал, поэтому в любом предмете должна присутствовать творческая деятельность. Самостоятельные исследования школьников, наверное, не внесут вклад в науку, но они нужны самим школьникам.

Из представленных анкет видно, что учащиеся старших классов высоко ценят полученные знания по естественно-научным дисциплинам. Почти все ученики использовали знания, полученные по химии и биологии, при изучении других учебных предметов, в основном тех дисциплин, которые связаны с их будущей профессией.

Значимость историко-научных знаний осознает большая часть учащихся. Ценность методологических знаний как «математики», так и «естественники» понимают сходно – как возможность использовать их в любой науке. Философские знания высоко оценивают гуманитарии.

Наиболее ценным аспектом научного знания все классы называли становление мировоззрения человека, самоценность науки, обращенность к практической деятельности. Практически все школьники подчеркивали особое значение творчества.

Таким образом, ключевой проблемой становления профильного обучения является отбор содержания образования, учитывающий особенности характера познавательной деятельности, присущие учащимся профильных классов.