Научный руководитель аспиранта

Руководитель кандидатской диссертации – кто может быть и требования к научному руководителю

Научный руководитель аспиранта

Требования к научному руководителю по написанию кандидатской диссертации

Руководство процессом написания научной работы – ответственное дело, которое под силу только эксперту. Поэтому, к руководителю по диссертации на соискание ученой степени кандидата наук предъявляются определенные требования.

Одним из главных требований, предъявляемых к руководителю, назначенному курировать аспиранта или соискателя при подготовке кандидатской диссертации – это наличие у него ученой степени доктора наук по соответствующей специальности. Научный руководитель должен осуществлять научно-исследовательскую деятельность и быть компетентным специалистом в той области наук, по которой пишется диссертация.

В некоторых случаях руководителем кандидатской диссертации может быть и кандидат наук.

При этом обязательным условием является наличие у преподавателя звания доцента или старшего научного сотрудника и стаж педагогической деятельности.

Кроме того, чтобы быть допущенным к руководству аспирантами, кандидат наук должен осуществлять исследовательскую деятельность и иметь уже утвержденную тему диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

Доктор наук может руководить одновременно пятью аспирантами или соискателями, а кандидат наук может осуществлять руководство только тремя диссертантами.

Внимание! Если вы сомневаетесь в своих силах, то рекомендуем вам обратиться за помощью в написании диссертационной работы к профессионалам.

За соискателем может быть закреплено два научных руководителя кандидатской диссертации, если выполняемое исследование соответствует двум специальностям. В таком случае у одного из руководителей допускается наличие степени кандидата наук.

Руководитель должен регулярно повышать уровень компетентности в сфере руководства, постоянно публиковаться в рецензируемых изданиях.

Порядок назначения научного руководителя

Существуют определенные правила, по которым обычно происходит назначение руководителя по написанию диссертации.

Обсуждение кандидатуры научного руководителя происходит на Ученом Совете, вынесение решения о его назначении осуществляется на основании приказа ректора ВУЗа в течение трех месяцев после зачисления соискателя в аспирантуру.

Руководитель кандидатской диссертации назначается с его письменного согласия и с учетом его педагогической нагрузки. В дальнейшем научный руководитель регулярно отчитывается перед Ученым Советом и проректорами о результатах работы с аспирантом.

Обязанности научного руководителя

Ознакомьтесь с функциональными обязанностями руководителя по написанию научной работы и его ролью при подготовке к диссертации к защите.

Совместная работа научного руководителя и диссертанта начинается с выбора актуальной темы для диссертации. После этого руководитель ориентирует соискателя в правильной постановке целей и задач исследования, рекомендует для изучения необходимый для проведения исследования список литературы.

В дальнейшем научный руководитель курирует процесс написания диссертационной работы, оказывает помощь при разрешении проблемных ситуаций при проведении исследования. К основным функциям научного руководителя можно отнести:

  • консультирование аспиранта или соискателя по вопросам, возникающим в процессе исследования;
  • осуществление контроля процесса написания научных статей и текста диссертационной работы;
  • контроль составления и выполнения индивидуального плана работы аспиранта;
  • оказание помощи соискателю при подготовке к кандидатским экзаменам;
  • участие в аттестации аспиранта, составление заключение о его работе;
  • содействие и дальнейший контроль прохождения аспирантом педагогической практики;
  • принятие решения о представлении готовой научной работы в диссертационный совет;
  • составление отзыва на диссертацию для диссертационного совета.

Научный руководитель несет ответственность за качество исследования, а также за представление соискателем диссертации и автореферата на диссертацию в том виде, который соответствует требованиям ВАК.

Количество соискателей, защищенных в срок или досрочно, определяют эффективность работы научного руководителя. Этот показатель учитывается при мониторинге деятельности учебной организации и её работников.

Соискатель ежемесячно встречается с руководителем кандидатской диссертации для обсуждения проделанной работы, а также определения направлений дальнейшего исследования.

На тему роли научного руководителя в написании диссертации есть очень интересный анекдот, в котором говорится «не важно какая тема диссертации, важно кто твой руководитель». Чаще всего именно так оно и есть.

Не каждый руководитель имеет время и желание помогать своему аспиранту. Наибольший вклад он вносит в самом начале, когда помогает выбрать актуальную тему для проведения исследования, и в конце – на его защите.

И хорошо, если руководитель имеет авторитет в глазах диссертационного совета.

Чем отличается научный руководитель от научного консультанта

В каких случаях может понадобиться научный консультант, и чем он отличается от научного руководителя

При выполнении исследования на стыке двух специальностей помимо научного руководителя может быть назначен научный консультант кандидатской диссертации.

Обычно при выполнении кандидатской диссертации назначается научный руководитель, а при выполнении докторской диссертации – научный консультант. Документально это разделение нигде не зафиксировано, но так сложилось традиционно.

Когда выполняется кандидатская диссертация, консультант может потребоваться для разъяснения некоторых вопросов, находящихся вне компетенции научного руководителя.

При этом статус консультанта формально не закреплен, поэтому консультирование не учитывается в его педагогической нагрузке.

К помощи консультанта прибегают также в случае, если руководитель не выполняет свои обязанности по руководству и не оказывает помощь соискателю.

Таким образом, каждый соискатель имеет научного руководителя, который помогает ему сориентироваться в большом количестве информации, выбрать диссертабельную тему исследования, разобраться и правильно применить необходимые методы исследования, помогает при возникновении трудностей на пути подготовки диссертации к защите.

Не следует забывать, что руководитель призван лишь сориентировать соискателя в нужном направлении, но не выполняет за него работу. Весь груз ответственности за написание диссертации и подготовку её к защите лежит на плечах самого диссертанта.

Источник: https://NauchnieStati.ru/blog/rukovoditel-kandidatskoj-dissertacii-kto-mozhet-byt-i-trebovanija-k-nauchnomu-rukovoditelju/

Научный руководитель и индивидуальный план аспиранта: как найти научного руководителя для диссертации

Научный руководитель и индивидуальный план аспиранта: как найти научного руководителя для диссертации

Для некоторых поступление в аспирантуру – это ступень в карьерном росте, социальном статусе.

Кто-то мечтает внести свой неоценимый вклад в науку, кого-то в этом убеждают преподаватели, считая, что лучшая характеристика аспиранта – это бывший добросовестный студент.

Но нужно тщательно взвесить свои желания и возможности, цели и задачи, прежде чем решиться посвятить 3-4 года каждодневному непростому научному исследованию, написанию серьезной квалификационной работы на соискание ученой степени.

Как найти научного руководителя для диссертации

Как найти научного руководителя для диссертации – серьезный вопрос, с которым сталкивается каждый человек, решивший получить степень кандидата наук. От выбора руководителя во многом зависит качество диссертационной работы, эффективность обучения в аспирантуре, качество результатов исследований, время на подготовку труда, успешность защиты.

Научное руководство аспирантами на кафедре обычно осуществляет профессор, доктор наук. Одновременно у него их разрешается 5.

Научным руководителем аспиранта может быть кандидат наук, имеющий звание доцента, он имеет право руководить работами трех соискателей.

Чаще всего будущий кандидат сам выбирает себе руководителя, еще до начала учебы в аспирантуре. На что нужно обратить внимание в первую очередь:

  • компетентность потенциального руководителя в сфере, которую затрагивает тема диссертации, до уровня эксперта;
  • нужно ознакомиться с трудами будущего руководителя;
  • вес и авторитет в научном мире;
  • плодотворная исследовательская деятельность;
  • отношения с сотрудниками кафедры, с членами диссертационного совета – в случае конфликтности руководителя это отражается на аспиранте и продвижении его научной работы;
  • готовность помогать соискателю на отдельных этапах подготовки диссертации – разработка индивидуального плана, опубликование статей, поиск оппонентов, организация защиты, на примерах и по свидетельствам предшественников;
  • соотношение количества аспирантов с количеством защищенных диссертаций или отказов;
  • личные качества научного руководителя аспиранта, его заинтересованность, порядочность.

Научный интерес у руководителя и соискателя должен быть общим. Иначе неизбежны дискуссии и, как результат, затягивание времени написания работы, утверждения ее разделов, публикации статей, проведения исследований. Иногда могут навязать другую тему диссертации, в которой больше будет заинтересован научный руководитель аспиранта.

Тогда придется отстаивать свою точку зрения или соглашаться. Но работа над диссертацией – это не обязательно увлекательные, выдающиеся открытия. Часто – это рутинный, во многом бюрократический процесс, занимающий несколько лет.

И если научный руководитель аспиранта окажется равнодушным или непорядочным, а тема не интересна и не понятна, то успешный результат и сама защита будут под вопросом.

Индивидуальный план аспиранта

Индивидуальный план – путевая карта поэтапного продвижения по пути к защите диссертации. В нем должны быть подробно отражены все аспекты, этапы, компоненты обучения и написания работы.

Такой план является обязательным для каждого аспиранта. Индивидуальный план разбивается по годам обучения.

Он утверждается на ученом совете, дважды или один раз в год заслушивается и утверждается отчет о его выполнении.

Если пункты годового плана не выполнены, то аспирант может быть рекомендован к отчислению. Причиной может быть, как нерадивость студента аспирантуры, так и неудовлетворительное качество научного руководства аспирантами

Индивидуальный план в краткой форме составляется в первые несколько месяцев обучения лично аспирантом. После успешного утверждения краткого варианта на его основе составляется развернутый.

Подробный план нужно подписать научным руководителем и также утвердить. Бланк этого документа или его образец находится в отделе аспирантуры. Аспирант заполняет его, согласовывая наиболее важные моменты с руководителем.

Легче всего составить план, используя готовый заполненный пример.

В индивидуальный план обязательно нужно включить:

  1. сдачу кандидатских экзаменов с указанием дат;
  2. написание статей для публикации в научных сборниках с указанием тем;
  3. участие в семинарах и конференциях, выступления с докладом;
  4. подготовку глав диссертации с указанием ориентировочных сроков;
  5. научно – педагогическая работа – проведение семинаров, лабораторных, практических работ;
  6. прохождение практики в учреждении, на производстве.

Планирование по годам обучения аспирант должен осуществлять вместе с руководителем, который в силу своего опыта шире видит общие перспективы исследований, может подсказать темы статей, объективно наметить сроки выполнения пунктов плана. 

В идеале защита диссертации должна осуществиться по окончании аспирантуры. На практике все зависит от работоспособности исследователя, некоторых объективных или субъективных причин.

В один из разделов индивидуального плана включается пункт о написании автореферата диссертации – краткого изложения структуры, методики, актуальности, главных выводов научной работы, подготовка к предварительной защите, другие организационные моменты. Заполненный план хранится в личном деле в аспирантуре.

Портфолио аспиранта

Одним из современных механизмов мониторинга качества и уровня подготовки будущих ученых является портфолио.

В него заносятся индивидуальные достижения соискателя во время учебы в аспирантуре, в процессе исследовательской и научно – педагогической деятельности, в ходе работы над статьями и самой диссертацией. Обычно портфолио оформляют в электронном виде, чаще в виде презентации.

Это позволяет наглядно оценить процесс подготовки будущего ученого, вовремя выявить проблемы и недостатки, скорректировать план подготовки, оптимизировать руководство аспирантами.

Заполнение электронного портфолио – обязательное требование современных образовательных стандартов.

Шаблон, пример заполнения и положение о портфолио аспиранта можно найти на сайте высшего учебного заведения. Во время его создания происходит самооценка уровня подготовки и развития соискателя.

Портфолио – действенный инструмент реализации и корректировки целей и задач аспиранта по повышению образовательного уровня и исследовательской компетентности.

Оно служит основанием для аттестации будущего кандидата наук, позволяет упорядочить исследовательскую деятельность, выявить слабые места подготовки, определить рейтинг молодого ученого.

Заполнение портфолио происходит на всем протяжении обучения в аспирантуре, оно доступно на электронном сайте учебного заведения. В составе портфолио обязательно наличие индивидуального плана и характеристики аспиранта.

Характеристика аспиранта

Для рассмотрения на диссертационном совете требуется характеристика на аспиранта образец написания которой включает:

  • Фамилию имя отчество, год рождения.
  • Дату окончания вуза, специальность.
  • В текстовой части первый абзац описывает деятельность аспиранта в настоящий момент, предыдущую работу или учебу, тему будущей диссертации, перечисляются написанные статьи, проведенные эксперименты.
  • Заключительный раздел описывает качества аспиранта, как молодого ученого, личностные, психологические особенности.
  • В последнем предложении указывается, для чего предназначена, куда будет направлена характеристика.

Заполнить характеристику может сам соискатель или его руководство. Образцов и примеров достаточно на различных сайтах. Она подписывается руководителем или заведующим кафедрой. Характеристику аспиранта зачитывают перед защитой диссертации на заседании совета. Также она может понадобиться для соискательства на грант или стипендию. 

Источник: http://disszakaz.ru/dissertantam/kandidat-nauk/nauchnyy-rukovoditel-i-individualnyy-plan-aspiranta/

Как выбрать научного руководителя аспиранту?

Научный руководитель играет большую роль в становлении аспиранта как научного работника, выступая в роли наставника.

Поэтому выбор научного руководителя – это непростая задача, и стоит отнестись к ней со всей серьезностью и ответственностью, поскольку от ее решения зависит не только написание качественной диссертации, но и ее успешная защита.

Практика показывает, что подавляющее большинство проблем с подготовкой диссертации связано именно с научным руководством.

Итак, если Вы уже хорошо знаете, чем хотите заниматься и о чем будет диссертация, то перед тем, как обозначить тему будущей работы, изучите публикации по этой проблеме за последние годы.

Возможно, это поможет Вам найти «своего» научного руководителя или понять, какие взгляды на данную проблему имеют место в современной академической среде. Окончательный выбор темы определится после консультации с научным руководителем, поскольку утверждать ее и работать над ней вы будете вместе.

Очень важно, чтобы эта тема соответствовала не только Вашим научным интересам, но и интересам руководителя. Только в этом случае Вы можете рассчитывать на помощь и поддержку в своем исследовании.

Какими критериями следует руководствоваться при выборе научного руководителя?

Как мы отметили ранее, одним из важных критериев является совпадение взглядов аспиранта и руководителя на решение поставленной проблемы. Самый простой способ узнать, совпадают взгляды или нет – это изучить публикации будущего руководителя.

Для тех, у кого не сложилось четкого мнения о теме исследования, данный пункт не столь принципиален. Но вот для тех, кто четко знает, о чем он будет писать, и с какой стороны он будет подходить к «поиску истины», найти «своего по взглядам» руководителя – чуть ли не половина успеха.

Несовпадение взглядов чревато не только длительными дискуссиями и затягиванием сроков защиты диссертации, но и ставит под сомнение ее успешную защиту.

Еще один вопрос, с которого следует начать процесс выбора – каков процент защит. Узнайте, сколько всего было аспирантов, сколько из них защитилось успешно, сколько не защитилось и по каким причинам.

Если количество аспирантов большое, а процент защит низкий – стоит задуматься.

Если же кандидат в научные руководители набирает мало аспирантов, и большинство из них успешно защитились – это говорит о грамотном руководстве.

Поинтересуйтесь, имели ли место конфликты преподавателя с аспирантами. Если да, то как часто и по каким причинам. Если аспирант лентяй – это одно, а если руководитель использует аспиранта в качестве рабочей силы или вынуждает включать себя в соавторы исследования – другое.

Попробуйте выяснить, тяжел ли руководитель как человек в общении, ведь с ним придется тесно контактировать в течение как минимум трех лет. Такие черты характера у научного руководителя как отзывчивость и взаимопонимание могут сделать вашу совместную работу в аспирантуре приятной и плодотворной.

Не ограничивайтесь при выборе научного руководителя заочным знакомством в виде электронной переписки.

Если будущий руководитель сильно ограничен во времени, попробуйте организовать с ним встречу: даже короткая личная беседа поможет лучше узнать характер человека, его манеру общения, определить наличие или отсутствие взаимных антипатий.

Пообщайтесь с бывшими аспирантами и спросите, как осуществляется помощь в написании диссертации. Хороший руководитель писать за Вас работу не будет, да и не обязан. Помните, что диссертация – это самостоятельная научная работа.

Руководитель может сообщить Вам свое мнение о ходе работы, полученных результатах, путях решения проблем, но заниматься исследованием и описанием его результатов Вы будете сами.

Также попробуйте выяснить, как часто научный руководитель просил аспиранта выполнить какую-либо личную просьбу: провести семинар или лекцию, набрать текст статьи или книги, съездить на другой конец города по личному поручению. Использование аспирантов в качестве рабочей силы говорит не в пользу кандидата в руководители.

Поинтересуйтесь, оказывает ли руководитель помощь в публикации работ. Сюда относятся и выбор журналов для размещения статей, и помощь в определении тематики и оформлении работ.

Часто взамен, в знак благодарности или для придания веса публикации, аспиранты сами включают научных руководителей в соавторы статей. Это момент не простой, весьма деликатный, который может говорить как в пользу кандидата в научные руководители, так и против него.

Понять, заставляет ли научный руководитель включать себя в соавторы публикаций аспирантов довольно просто:

  • Попробуйте выяснить это у бывших аспирантов;
  • Если ни с кем из бывших аспирантов побеседовать не удалось, попробуйте самостоятельно оценить не только количество публикаций в соавторстве с аспирантом, но и сроки их публикации. Так, если в соавторстве написаны 1-2 первые статьи – это нормально, поскольку аспирант еще неопытен, до конца не вник в тему и пока еще не сделал самостоятельных выводов без руководителя. А вот в тех публикациях ВАК, в которых выражаются основные идеи и выводы диссертационных исследований, и которые в быту часто называют предзащитными, соавторы будут не совсем к месту, поскольку в данном случае речь идет уже о диссертации как самостоятельно выполненной работе.

Узнайте, оказывает ли руководитель помощь на заключительном этапе подготовки диссертации к защите, помогает ли вычитать диссертацию и автореферат, подыскивает ли оппонентов и ведущую организацию, оказывает ли помощь в организации защиты и так далее.

Немаловажное значение имеет для аспиранта положение научного руководителя на кафедре и в научном мире.

Специального расследования проводить не стоит, но следует знать, что если научный руководитель не пользуется авторитетом и конфликтует с сотрудниками кафедры или, еще хуже, с членами диссертационного совета, то риск неудачи при защите будет достаточно высок. К сожалению, выяснение личных отношений может отразиться на Вашей защите.

Идеальный научный руководитель. Каков он?

Ранее мы выяснили, чем следует руководствоваться при выборе научного руководителя, и с какими проблемами можно столкнуться при выстраивании отношений со своим руководителем во время обучения в аспирантуре. Теперь же попробуем представить идеального научного руководителя.

  • Итак, научный руководитель:
  • устанавливает равноправные партнерские отношения с аспирантом;
  • консультирует аспиранта в выборе наиболее подходящей темы;
  • не считает себя соавтором вашей диссертации, ограничиваясь консультациями и рекомендациями;
  • своевременно меняет задачи на разных этапах диссертационной работы:
    • а) на начальном этапе, после уточнения темы, вместе с аспирантом составляет план работы, разрабатывает рекомендации по использованию литературы.
    • б) по мере выполнения плана работы над диссертацией контролирует сроки, результаты научного исследования, выявляет имеющиеся ошибки и недостатки, помогает обобщить практические результаты и теоретические выводы, помогает в оформлении стиля и композиции диссертации, дает рекомендации по устранению недостатков и подготовке материалов к защите.
  • не нагружает «личными поручениями»;
  • оказывает посильную помощь в публикации результатов исследования (поиск изданий, подготовка текста научной статьи);
  • отстаивает позицию аспиранта на всех этапах подготовки и защиты диссертации.

Решая вопрос научного руководства, помните о проблемах, которые могут возникнуть при выборе «не того» кандидата. Надеемся, что информация, которую мы собрали, поможет Вам принять правильное решение при выборе научного руководителя, с помощью которого учеба в аспирантуре станет для Вас важным плодотворным этапом на пути в большую науку.

Возможно Вам будет интересно прочесть:

Самостоятельная публикация статьи ВАК

Источник: https://www.ru-science.com/ru/blog/publikaciya-nauchnyh-statej-vak/kak-vybrat-nauchnogo-rukovoditelya-aspirantu

Практическое руководство для молодыхаспирантов

  

ПРАКТИЧЕСКОЕРУКОВОДСТВО ДЛЯ МОЛОДЫХ АСПИРАНТОВ

Данное руководство адресованопрежде всего тем аспирантам, которыеприступили к обучению сразу послеокончания ВУЗа. Однако эти нехитрыерекомендации могут оказаться полезными идругим молодым ученым. Вероятно, наибольшуюпользу из данного руководства извлекутаспиранты гуманитарных и естественныхспециальностей.

Приведенный ниже текст будетмало полезен недобросовестнымдиссертантам, для которых не имеет значениекачество их работы, а важно лишь получениедиплома.

Что такоеаспирантура?

По собственному опыту знаю, что,поступив в аспирантуру, молодые ученые (ведьаспиранты являются именно молодыми учеными)сталкиваются с большим числом проблем.

Этипроблемы связаны прежде всего с тем, чтоаспиранты не достаточно хорошопредставляют себе, чем конкретно импредстоит заниматься в ближайшие 3 года.

Посвоей психологии они еще являютсястудентами, привыкшими к институтскойсистеме обучения – посещениям лекций,практических занятий, системам зачетов иэкзаменов.

Однако, аспирантура – этосамостоятельная форма полученияобразования, цель которой – научитьсязаниматься научной работой.

Аспирантдолжен сам определить интересующее его (илипросто актуальное) научное направление,выбрать тему исследования, изучитьлитературу, касающуюся этой темы,организовать эксперимент, получить иобработать данные, сравнить своирезультаты с уже имеющимися в науке исделать выводы.

В сущности, диссертацияпохожа на добросовестно выполненнуюкурсовую или дипломную работу, но должнасодержать больше научной новизны ипрактической (и/или теоретической)значимости.

Логичным завершением обучения васпирантуре является написание и защитакандидатской диссертации. Успешнозакончившим обучение считается аспирант,написавший диссертацию и прошедший еепредварительную защиту.

Предварительнаязащита – это своего рода официальнаярепетиция защиты диссертации.

Онапроисходит не на Ученом Совете, а нарасширенном заседании кафедры, на котороеприглашаются представители других кафедр и/илиучебных заведений.

Трудности, с которымисталкивается молодой ученый, и о которых онзачастую даже не подозревает, частоявляются причиной неуспешного окончанияаспирантуры, когда проучившись 3 года,аспирант не заканчивает написаниедиссертации. Практика показывает, чтодиссертация, завершение которой отложено”на потом” – когда появится время,средства и т.д. – так и остаетсянезавершенной никогда.

Что за зверь -научный руководитель?

Для того, чтобы не растеряться вогромном количестве информации, у каждогоаспиранта есть научный руководитель -опытный педагог и ученый, который можетпомочь определиться с темой, выбратьметодики исследования, дать советы поорганизации эксперимента, а возможно,порекомендовать некоторую необходимуюлитературу. Однако научный руководительлишь направляет аспиранта, помогает емусориентироваться, но не делает работу занего.

Итак, научный руководитель – этотот, кто должен осуществлять руководствонаучной деятельностью аспиранта, с высотысвоего опыта помогать ему двигаться кнамеченной цели.

Обычно, им становитсядоктор наук (причем тех же наук, ученуюстепень на соискание которых сбираетсяполучить аспирант). Но в исключительныхслучаях (которых немало), им может быть икандидат наук.

Советую Вам иметьофициальным научным руководителем все-такидоктора наук – зачем лишние проблемы приоформлении документов.

Научных руководителя может бытьи два, особенно если диссертация защищаетсяпо двум специальностям, как сейчас модно.Помимо научного руководителя, у аспирантаможет быть и научный консультант.Обычно, им становится кандидат наук,который по своему статусу не может бытьнаучным руководителем, но оказывалзначительную помощь в подготовкедиссертации.

Научные руководителиутверждаются Ученым Советом ВУЗа в самомначале обучения в аспирантуре вместе стемой диссертации.

Существуют два типа научныхруководителей.

Первый тип наиболее удобен дляаспиранта – такой научный руководитель вовсем помогает своему подопечному:проверяет данные его эксперимента,помогает их интерпретировать, находит длянего возможности публиковаться, правитстатьи, советует, как сформулировать цель,задачи, гипотезу исследования и т.д.

Аспиранту, имеющему такогонаучного руководителя, живется легче, нопри этом от него требуется и меньшетворчества. В результате такой аспирантможет так и не приобрести навыковсамостоятельных занятий научной работой.

Второй тип научных руководителейможно назвать ленивыми – они неудосуживаются даже почитать материалыдиссертации, отделываются от своегоученика общими советами.

Аспирантам с такимнаучным руководителем очень трудно,особенно на начальном этапе обучения, но вдальнейшем, если такому аспиранту все жеудастся написать и защитить диссертацию, онбудет являть собой тип сформированногонаучного работника.

Он легко сможет взятьсяза продолжение темы (например, длядокторской) или за другую тему исследований,за научное руководство собственнымиаспирантами и т.д. По опыту научнойдеятельности он будет значительнопревосходить аспиранта, которого три годаводили за ручку.

Лучше, конечно, если Ваш научныйруководитель представляет собой нечтосреднее между двумя крайними типами,описанными выше.

Имейте в виду, что научноеруководство диссертантами официально даетнаучному руководителю оплачиваемыерабочие часы (в среднем – 50 часов в год накаждого диссертанта). В эти часы входит нетолько непосредственное общение саспирантом, но и чтение материалов егоисследований и прочее.

Поэтому, в случаеострой необходимости, если Ваш научныйруководитель совсем позабыл о Вашемсуществовании, Вы можете в корректной форменапомнить ему о себе. Советую, быть простовежливо настойчивым, а не качать права, вконце концов, научный руководитель имеетполное право в любой момент отказаться отнаучного руководства особо склочнымдиссертантом.

И вообще, правила хорошеготона в высшей школе предусматриваютпредельно вежливые отношения междуколлегами (и не коллегами тоже).

Если научный руководительпользуется Вашим уважением, либо оказываетВам существенную помощь, либо являетсявидным ученым, общение с которым ценно самопо себе, либо и то, и другое, и третье – незабывайте о проявлении к нему знаковвнимания.

Поздравляйте его с Новым Годом,Днем Рождения, началом учебного года, 8марта (или 23 февраля), Днем Победы (если этоактуально). Букетик цветов, коробка конфет,сувенир, открытка будут весьма уместны вкачестве подарка.

В крайнем случае,ограничьтесь устными поздравлениями илизвонком по телефону.

Что делатьсразу после окончания вступительныхэкзаменов в аспирантуру?

Учебный год аспирантовначинается с декабря, в то время какрезультаты вступительных экзаменов васпирантуру становятся известными еще воктябре (возможно, в Вашем ВУЗе месяцыдругие, но суть от этого не меняется).

Часто в эти два месяца аспирант слоняетсякак неприкаянный, не зная чем заняться, затопотом ему приходится выполнять огромноеколичество непривычной работы в условияхострой нехватки времени. Цените свое время,3 года – не так уж много.

Берегите нервнуюсистему от перенапряжений, которые будутнеизбежны при нерациональной организацииобучения. Поэтому сразу после окончанияэкзаменов приступите к работе в библиотеке,где необходимо, во-первых, собратькартотеку литературных источников по темедиссертации, а во-вторых, изучить этулитературу.

Если тема исследованийнеизвестна Вам даже приблизительно,начинайте трясти по этому поводу научногоруководителя (см. раздел “Определениетемы диссертации”).

Работа слитературой

Изучение литературы на начальномэтапе обучения имеет целью осведомить Вас отом, в каком состоянии в современной наукенаходится Ваша проблема, что сделанодругими авторами в этом направлении, а чтоеще не достаточно ясно, либо вообще нерассматривалось. После полученияэкспериментальных данных и формулировкипредварительных (рабочих) выводов, Выдолжны будете сопоставить полученными Вамиданные с уже имеющимися в науке.

Начав работу с литературой, сразуформируйте картотеку изученныхлитературных источников.

То есть на каждыйлитературный источник заведите учетнуюкарточку, аналогичную библиотечной, вкоторую впишите полное библиографическоеуказание источника, а на обратной стороне -краткую аннотацию, а также место, гденаходятся выписки их этого источника, еслиВы таковые делали. Расположить такиекарточки в собственном картотечном ящикеможно по алфавиту, либо по крупным темам ипо алфавиту.

Сразу же правильно (по ГОСТу)заполняйте эти карточки, чтобы в дальнейшемне пришлось повторно брать книгу дляуточнения, например, количества страниц вней. Сбор картотеки важен для последующегооформления списка литературы, а также длятого, чтобы в короткий срок найтиинтересующий Вас источник, с которым Вы ужеработали, например, чтобы сослаться на негопри написании научной статьи.

Целесообразно также иметькартотеку изученных литературныхисточников на компьютере (если он у Вас есть)с указанием файла, в котором помещеныкраткие выписки из каждого источника (еслитаковые имеются). Тщательно продумайте, каксистематизировать файлы с выписками излитературы, и как их назвать. Это оченьважно для возможности быстро найти нужнуюВам информацию.

Иванов И.И. Как носить водурешетом: методическое пособие. – М.: Мир, 1999. -137 с. Петров П.П. Новое в транспортировкежидкостей. – СПб.: Наука, 1999. – 253 с. Сидоров С.С.Вода как объект переноса с помощью емкостейразличного размера и свойств. – Казань:Наука.

– 135 с.При работе с литературой имеетсмысл делать выписки с указанием страницыкниги (журнала), на которой Вы нашли нужнуюВам информацию. Это необходимо для того,чтобы не иметь проблем в дальнейшем принаписании литературного обзора – первойглавы Вашей диссертации.

Если научный руководитель непорекомендовал иначе, начать изучениелитературы можно с просмотра журналовпоследних лет, касающихся Вашейспециальности. Найдя статью, относящуюся ктеме вашего исследования, посмотритесписок литературы в ее конце – так Выузнаете, какие еще публикации имеются наэту тему и можете приступить к их изучению.

Целесообразно также просмотреть “Реферативныйжурнал” – те его разделы, которыекасаются Вашей специальности. В этомжурнале собраны все статьи за определенныйпериод времени, изданные по тем или инымнаучным вопросам. Для каждой статьи имеетсяаннотация, кратко рассказывающая о еесодержании и основных выводах.

Также данополное и точное библиографическое описаниестатьи, и при желании, Вы можете найтисборник, в котором она опубликована.

Однако,к сожалению, в последнее время “Реферативныйжурнал” перестал издаваться, так что Выможете пользоваться только относительностарыми его номерами (если Вы знаете, чточто-то изменилось с этим вопросом, неполенитесь написать мне).

Помимо литературы, касающейсятемы Вашей диссертации, необходимо такжеизучить все, что связано с показателями,которые Вы будете снимать у своихиспытуемых, и методиками исследования.

Выдолжны четко представлять, что скрываетсяза каждым показателем и уметь их правильноинтерпретировать (Грамотноинтерпретировать показатели Вы научитесьтолько тогда, когда начнете получатьсобственные данные, но примерноепредставление нужно иметь заранее).

ЕслиВы проводите свой эксперимент на людях,будьте готовы к тому, что человеку всегдаинтересно узнать результаты своихизмерений. Испытуемые часто просятответить на вопросы типа: “Ну, что у меня?”Не пренебрегайте ответами.

Это не тольконаучная этика или проявление уважения иинтеллигентности, это и практикаинтерпретации данных. В то время как Выпространно объясняете испытуемому, какможно расценивать тот или иной показатель,Вас может неожиданно осенить, что же этотпоказатель обозначает на самом деле.

Помните, что наиболее “ценными”для Вашей диссертации являютсялитературные источники последних лет. Ихможно найти, в основном, в научных журналах,соответствующих Вашему профилю. Кроме того,в диссертации должны быть приведены ииностранные литературные источники (неменее 20-25, для технических наук – меньше).

Существенным моментом работы слитературой является просмотр диссертацийи изучение авторефератов.

Причем,автореферат нужен в основном для полученияинформации о результатах работы иполученных выводах, а диссертация – чаще дляпросмотра структуры работы, способовоформления данных, литературных источников,применяемого шрифта, и других нюансовстандарта.

В информационном планедиссертация может быть полезна, только еслиона очень близка к Вашей теме (в этомслучае Вы даже можете взять оттуда частьлитературного обзора). Иногда (но редко)бывает полезно посмотреть в диссертацияхметодики исследования.

В остальных случаях,достаточно изучить автореферат – и временименьше, и пользы больше. Советуюпросмотреть несколько диссертаций в самомначале обучения – чтобы иметь представлениео том, к чему нужно стремиться, и в концеобучения – когда Вы уже готовите коформлению собственную работу.

Для того, чтобы получить доступ кработе с диссертациями, аспирант долженнаписать заявление на имя проректора понаучной работе (и подписать у него) спросьбой разрешить пользоватьсядиссертационным фондом библиотеки. Такоеразрешение необходимо оформлять каждый год.

Научиться эффективно работать слитературой непросто (не отчаивайтесь,если сразу не получается – Вы не одиноки!),но очень важно. Работа с литературой будетпродолжаться в течение всего обучения васпирантуре и после его окончания, если Выбудете работать по специальности.

Источник: http://old.sapr-library.ru/aspirant/aspir31.htm

Студиорум
Добавить комментарий