«музыковедение»: обучение и будущая профессия

Давайте смотреть в будущее с оптимизмом!

Давайте смотреть в будущее с оптимизмом!

Что представляет собой музыковедение сегодня? Каким в идеале должен быть человек, занимающийся этой наукой? С этими и другими вопросами я обратилась к доктору искусствоведения, профессору Валерию Николаевичу Сырову.  

Валерий Николаевич, если бы профессия музыковеда исчезла, случилось бы что-нибудь?

           Случилось бы непоправимое! Мне кажется, музыковед является цементирующим раствором, держащим здание. Вот посмотрите: кто учит музыкантов азам теории?..

Кто выходит на сцену филармонического зала перед концертом и рассказывает увлекательные истории о музыке?..

Я мог бы назвать и другие музыковедческие реинкарнации: переводчик, редактор на телевидении и радио… И, наконец, главная ипостась музыковеда – педагогическая. Так что, возвращаясь к вашему вопросу, еще раз говорю, что представить это невозможно.

Как Вам кажется, музыковед – это кабинетный ученый или это яркая, темпераментная, артистичная личность?

Желательно второе, конечно. Хотя, многие десятилетия господствовала такая модель, что музыковед в тиши своего кабинета размышляет…

Пишет в стол…

Да. Но музыковеды бывают разные. Один по складу характера интроверт, и у него прекрасно получается писать о музыке. И он сосредоточен на этом.

А другой любит общаться, выступать в открытых дискуссиях или давать горячие рецензии по следам концертов. И этими рецензиями зачитываешься также. То есть, каждый человек реализует себя в своей сфере.

И требовать от первого – мобильности, подвижности, а от второго – фундаментальности и экзистенциальных глубин означает не получить ничего в итоге.  

По-моему, в наше время,  музыковедческие личности встречаются все реже.

Сейчас говорят о том, что ушло время больших художников, ушло время и больших композиторов. И даже договорились до того, что наступила смерть композиторов… (смеется)

Вы имеете в виду книгу Владимира Мартынова?

Не только. Во всех областях – возьмите литературу, кинематограф – время великих ушло. В нашей сфере они также не просматриваются. Где они, титаны мысли? Курт, Асафьев, Соллертинский… Такие мыслители, которые будоражили бы твое сознание, изменяли его.

Сейчас  желающих стать музыковедами намного меньше.

Да… В училищах на некоторых курсах и вовсе нет теоретиков. В прошлом год у нас был недобор на музыковедение.

Первый раз за все время существования факультета! Но мне кажется, должно пройти некоторое количество времени: пять, может быть, десять лет.

Ситуация обязательно поправится! Мы же знаем, что это цикл приливов и отливов. А что, разве исполнители процветают? У них легкая жизнь? Что, на других факультетах недобора нет?

То есть,  сама профессия музыканта в кризисе?

Видимо, да. Профессия академического музыканта подвергается сейчас мощнейшему испытанию на прочность. Выживет ли он в этих условиях?.. Мы все в одной упряжке, в одной лодке.

Может быть, сейчас, как никогда, важно вступать в диалог с современным обществом?

Наша жизнь выдвигает все новые задачи, от которых традиционно подготовленный музыковед испытывает дискомфорт. Например, нужно разбираться в психологии восприятия музыки, ощущать ее социум – то есть, все то, что выходит пока что за рамки традиционного спектра подготовки музыковеда.

И эту ситуацию можно назвать кризисной. Но мы знаем, что кризис не всегда плохо, потому что кризис это и начало обновления.

То есть, мы уже начинаем задумываться, как нам повернуть наше дело так, чтобы музыковед мог ориентироваться в многочисленных и разнообразных проблемах, которых не было, скажем, 30 лет назад.

Например, у нас и сейчас музыковедческий базовый учебный курс больше сверстан на педагогическую специализацию. А практика показывает, что далеко не все устраиваются на педагогическую работу. Поэтому требуется существенная корректировка и обновление учебного плана. Но самое же главное, что сейчас нужно сделать – это определить статус музыковеда.

А что предпринимается для этого?

Идут разными путями: кто-то это пытается сделать в одиночку, другие объединяются. Например, московские музыковеды во главе с Евгением Викторовичем Дуковым (Государственный Институт искусствознания) задумали создание музыковедческой гильдии.

Там поставлены достаточно серьезные задачи и одна из них – придать современному музыкознанию высокий статус. Выход из кризиса намечается, и будущее предстает если не в розовом свете, то, во всяком случае, не в таком черном, как может показаться.

А нет ли у Вас ощущения, что музыковеды сами ушли от современного музыкального процесса в историю, обходя вниманием современных исполнителей, композиторов? То есть не отзываются на новейшие веяния.

Может быть. Но подобный упрек, я думаю, в меньшей степени относится к нижегородскому музыковедению, которое всегда было инициатором многих творческих начинаний. Например, первый в России музыковедческий мега-проект – «Музыка ХХ века» – это серия конференций и концертов.

Он существует с 1996 года. Наша консерватория, мне кажется, очень много сделала и делает для изучения современной музыки.  И ее авторитет в этой области очень высок: встречаясь с коллегами из разных вузов, я в этом убеждаюсь.

На наших музыковедов смотрят в каком-то смысле как на первопроходцев.

В нашей консерватории Вы – первый, кто начал серьезно изучать массовую музыкальную культуру. Были ли у Вас сложности с продвижением этой темы?

 Нет. Ее воспринимали и воспринимают нормально. Просто, мне посчастливилось работать с людьми широких взглядов.

Пусть ты не любишь джаз и не принимаешь рок, но ты понимаешь, что нужно раздвигать границы музыковедческого кругозора.

Поэтому все обсуждения моих разработок, лекций, статей, а впоследствии и книги «Стилевые метаморфозы рока» проходили в лояльной обстановке, но и принципиальной критики. Я очень многое получил от этих обсуждений.

А как все начиналось?

В первые годы работы в консерватории – в 70-е – были кружковые общения со студентами, а в 80-е был создан диско-клуб, где собирались, слушали неакадемическую музыку, спорили, обсуждали. После возникла и необходимость это теоретически осмыслить и создать учебный курс. То есть, я проходил этот путь постепенно – от простого увлечения к научному осмыслению.

Как Вы думаете, ЧТО в наше время в массовой музыке является наиболее перспективным для изучения?

Когда мы говорим, «массовая музыка», мы должны разделить собственно массовую музыку – музыку для развлечения, танцев, для легкого времяпрепровождения – и ту, которая сохраняет название массовая, но ею давно уже не является.

На самом деле она предъявляет достаточно серьезные требования слушателю, наполнена содержательно и несет в себе духовный посыл, импульс.

Мне интересна подобная трансформированная музыка, которая под воздействием классики, авангарда или восточной медитации превратилась, скажем, в модальный джаз джаз, арт-рок или электронную композицию. В этом плане она ставит перед слушателем не менее сложные задачи, нежели музыка академическая.

Взять, к примеру, арт-рок. Композиции здесь, как правило, развернутые, многотемные. Координация этих тем нетрадиционна и провоцирует работу интеллекта. Важен не только текст, не только поэтическая логика, но и логика чисто музыкальная.

Именно об этом я пишу в книге «Стилевые метаморфозы рока». Подобное перерождение массово-музыкального феномена есть и в наиболее сложных модификациях джаза: свободном джазе, фьюжн-джазе и др.

Тут много интересного для исследователя!

Не назовете ли Вы какие-то имена, заслуживающие внимания?

Если говорить о зарубежном прогрессив-роке, то в последнее время все больше привлекают скандинавы: шведы, норвежцы. Недавно послушал группу «Beardfish» – «Бородатая рыбка» в переводе. Ребята молодые, но как смело они пародируют классику арт-рока 70-х – Фрэнка Заппу, “Yes”, “King Crimson”! Подобные вещи привлекают, выглядят предпочтительнее простого подражания и эпигонства.

Вот, например, популярная на сегодня шведская группа «The Flower Кings» – «Цветочные короли». Она, возможно, действительно интересна во многих отношениях профессионализма, но абсолютно ясно, что большинство материала заимствовано и ясно – откуда.

Как-то мало к этому заимствованному прибавлено своего. А это всегда в искусстве главный показатель. Если человек берет чужое и, не перерабатывая, выдает за свое, то это вызывает особенное разочарование. Подобное и в академической музыке – нередкость.

И история эпигонских явлений – тому подтверждение.

Кстати, музыковеды почему-то предпочитают анализировать высокохудожественные образцы. С одной стороны, это правильно: шедевры требуют к себе пристального внимания. Но, с другой стороны, сами эти шедевры выросли на какой-то почве? Вот эта почва, это окружение – и есть ответ на вопрос, как появляется гениальный композитор или гениальное творение.

А как Вам кажется, кому нужнее музыковед? Музыкантам-профессионалам или все-таки слушателям?

На первом этапе воспитания музыканта-профессионала он нужен именно ему. Нужен педагог, который не засушивал бы сухими теоретическими задачами или инструктивными упражнениями по сольфеджио, а  прививал бы любовь к музыке. Особенно это важно на раннем этапе.

Ну а потом, когда музыкант созревает и превращается в личность, музыковед становится нужным слушателю. Уметь увлечь! Раскрыть в, казалось бы, до боли знакомой и затертой музыке новые грани, глубину непостижимого. Показать: «Вот смотрите, мы же не умеем слушать музыку.

Обратите внимание на то-то и на то-то…».

Может быть, появление у нас факультета музыкальной журналистики неслучайно и восполняет сложившиеся пробелы?

То, что в консерватории появился такой факультет, это большое достижение. Здесь самое ценное – расширение музыковедческих возможностей. Такое надо только приветствовать.

Вообще интересоваться нужно самыми разными вещами – неважно, журналист ты или музыковед. Другое дело, всегда ли наши концерты и события по-настоящему интересны? Сейчас, когда идет информационный прессинг и человек просто завален информацией, выбрать НАСТОЯЩЕЕ событие – это тоже не так просто.

Но то, что наши лучшие журналисты демонстрируют активность и реализуют этот активный интерес в виде продукта: статей, радио- и телепередач – это, я считаю, здорово.

Ориентация на чистое музыкознание ушла в прошлое: сегодня актуален музыковедческий универсализм: герменевтика, аксиология, социология, психология восприятия… Но может быть, в конце концов, хватит вариться в собственном соку, когда жизнь кипит и бурлит…

Интернет…ой, голова кругом идет! Это же надо выходить на форумы и бить в колокола, чтоб тебя знали. Чтобы видели, что музыковеды не молчат. И вот, обратите внимание, лучшие музыкальные журналисты – из музыковедов: Петр Поспелов, Борис Филановский – он, правда, композитор, но и пишет прекрасно; наша Светлана Савенко – она также часто публикуется в газете с музыкальными рецензиями.

Совсем скоро начнется теоретическая олимпиада. Что она значит для Вас?

Олимпиада – важное событие в жизни консерватории. Она интересна не только для участников, но и для организаторов – тех, кто готовит олимпиадные задания. Каждый раз ломаешь голову: надо придумать что-то такое, что было бы интересно и нетрадиционно, но не слишком сложно для юного дарования. Вот соединить возможное с невозможным очень трудно.

Когда мы видим на Олимпиаде одухотворенные лица, горящие глаза – это здорово! И мы стараемся их поддержать. Как известно, победители олимпиады зачисляются в консерваторию без экзаменов.

Это – один из способов привлечь наиболее талантливых к нам. И он уже дает свои плоды.

Потому что многие из тех, кто учится сегодня на нашем факультете и учится успешно, прошли горнило наших олимпиадных баталий.

Как Вы думаете, какими должны быть начинающие музыковеды?

Здесь два слагаемых: первое – оснащенность человека, то есть знания, эрудиция, уверенное ориентирование в музыковедческих навыках, умение разбираться в гармонии, форме. Это вот как бы некая техника. Но есть и вторая сторона – творческая или, как сейчас говорят, креативная. То есть, умение человека СЛЫШАТЬ музыку, мыслить, создавать новые реальности. И создавать не на пустом месте.

Например, мы даем послушать произведение, после чего нужно написать эссе. Какими разными они бывают! Один пишет просто, обычно: то, что слышит и что, на его взгляд,  в этой пьесе есть. А  другой  начинает искать и находить в, казалось бы, знакомой музыке новые глубины и смыслы. Идеально, когда техническая оснащенность и творчески-гуманитарная одухотворенность находятся в равновесии.

Кроме того, олимпиада – это настоящее боевое состязание. Молодой человек проявляет не только интеллект, одухотворенность, но и соревновательные качества: умение собраться и в трудных, стрессовых условиях показать лучшее, на что он способен.

То есть, такая мобилизующая составляющая.

Может быть, это даже какой-то третий аспект: если первый – технический навык, профессионализм; а второй – креативно-творческий посыл; то третий – целеустремленность, уметь свои способности раскрыть и аргументировать.

Наверное, это самое главное в профессии музыковеда…

Да. Самое главное, это когда музыковед проявляет эти качества, а не держит их втуне, не прячет в себе. Сегодня актуальна фигура публичного музыковеда – ПУБЛИЧНОГО.

Когда человек выходит, скажем, на сцену и высказывает интересные, оригинальные идеи перед концертом, когда он пишет в газете, да так пишет, что не оторвешься, когда он  делает радиопередачи… Наш инструмент – слово. А слово само по себе не может существовать в отрыве от мысли, значит, наш инструмент – мысль, изреченная в слове.

И вот эта мысль, оригинальная и увлекательная, должна подготавливать слушателя и увлекать его в прекрасный мир музыки. Именно такого музыковеда и хотелось бы видеть сегодня!

              Спасибо, Валерий Николаевич, за интереснейшую беседу!

С нетерпением будем ждать начала Всероссийской теоретической Олимпиады, которая состоится совсем скоро – с 25 по 27 апреля. И пусть на музыковедческом небосклоне зажгутся яркие звездочки, о которых когда-нибудь в далеком будущем скажут: «Да! Это были титаны мысли!»

Интервью провела Татьяна Лукина

Арт-журналистка I курса ФДО

Источник: http://www.stinfa.ru/?id=176272

Музыковедение

Сколько нужно баллов, чтобы поступить на грант по специальности 5В040100 – Музыковедение?

Перечень квалификаций и должностей

Выпускнику бакалавриата по специальности 5В040100 – Музыковедение присуждается академическая степень бакалавра музыковедения.

Выпускники, освоившие образовательные программы бакалавра 5В040100 – Музыковедение, могут занимать должности в сфере культуры, образования в соответствии с «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 22 ноября 2002 года № 273-П.

Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В040100 – Музыковедение

Сфера профессиональной деятельности Сфера профессиональной деятельности: наука, образование, культура и средства массовой информации.

Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности являются: средние профессиональные учебные заведения, музыкальные редакции средств массовой информации, научно-исследовательские организации, творческие ассоциации и объединения, организации культуры.

Предметы профессиональной деятельности

Предметами профессиональной деятельности выпускника являются: произведения музыкального творчества, экспертиза, менеджмент, маркетинг в музыкальной культуре.

Виды профессиональной деятельности

Выпускник по специальности 5В040100 – Музыковедение может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: – организационно-технологическая: создавать технологии осуществления творческой деятельности учреждений культуры и искусства, творческих организаций и концертных коллективов, внедрять организационные идеи и принципы в структуры культуры, искусства и образования; – производственно-управленческая: руководить творческими организациями, объединениями, обществами в сфере культуры и искусства; управлять подразделениями учебных заведений, средств массовой информации, редакционно-издательских центров, студий; – проектная: разрабатывать творческие проекты в композиторской и исполнительской сферах музыкального искусства, осуществлять организацию и проведение концертных и театральных программ, фестивалей, конкурсов, конференций и симпозиумов, вести информационное и рекламное обеспечение творческих проектов; – научно-исследовательская: исследовать состояние и процессы в сфере современной культуры; проводить художественно-аналитическую работу и экспертную оценку явлений и тенденций музыкального искусства; вести исследования исторических закономерностей музыкальных направлений и культур, проводить теоретический анализ музыкального языка и стилей, вести музыкально-критическую и музыкально-просветительскую работу; – образовательная (педагогическая): разрабатывать методы и формы педагогической деятельности, вести обучение по музыковедческим дисциплинам в учебных заведениях, ставить и решать педагогические задачи, внедрять новые методы и формы преподавания.

Функции профессиональной деятельности

Бакалавр по специальности 5В040100 – Музыковедение может выполнять следующие функции профессиональной деятельности: – исследовать и анализировать творчество отдельного композитора, исполнителя, деятеля искусства; – собирать информацию о музыкальном искусстве того или иного десятилетия, определенного периода; – выступать с докладами на республиканских и международных конференциях, участвовать в творческих дискуссиях в рамках республиканских и международных музыкальных фестивалей; – писать проблемно-тематические обзоры и статьи в средствах массовой и специализированной печати; – участвовать в проведении творческих и научных семинаров по проблемам современного музыкального искусства.

Типовые задачи профессиональной деятельности

Основными задачами выпускников-музыковедов являются обеспечение условий: – получения полноценного и качественного профессионального образования, профессиональной компетентности в соответствующей области культуры, овладение методами педагогической, научно-исследовательской и организационной деятельности в сфере музыкального искусства; – выбора студентами индивидуальной программы образования; – продолжения образования на последующих ступенях профессионального образования.

Направления профессиональной деятельности

Направлениями профессиональной деятельности выпускника являются: – учебно-педагогическая работа в образовательных учреждениях республики; – работа в СМИ; – работа в концертно-филармонических организациях; – в организационно-управленческих структурах; – менеджмент в области культуры; – работа в творческих союзах, фондах.

профессиональной деятельности

м профессиональной деятельности являются: – базовые знания в области гуманитарных и социально-экономических наук; – культурно-исторические процессы музыкального искусства академического направления и народного творчества; – анализ и оценка явлений художественной действительности прошлого и настоящего; – система и методология теоретического музыкознания: методы анализа музыкальных произведений современности; – работа с научной и методической литературой.

Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В040100 – Музыковедение

Бакалавр должен иметь представление: – об основных учениях в области гуманитарных и социально-экономических наук и использовании методов этих наук в различных видах профессиональной деятельности; – о политической и экономической жизни Республики Казахстан; – о научных и философских концепциях; – о роли науки в развитии цивилизации, ее исторических типах, эволюции форм и методов научного познания; – об эстетических ценностях и их роли в художественном творчестве; – об основных тенденциях, направлениях и особенностях современного музыкального искусства и его роли в культурном и духовном развитии общества; о современных стилевых и жанровых разновидностях современной музыки; о массовой музыкальной культуре; – о планировании, организации и осуществлении концертно-исполнительской, музыкально-просветительской, научно-исследовательской и педагогической деятельности; – о способах приобретения, хранения и передачи ценностей культуры, художественного опыта; об основах информатики, современных методах и формах накопления и использования информации; знать: – историю и проблемы современной цивилизации и культуры; – основы правовой системы и законодательства Республики Казахстан, нравственно-этические нормы в сфере межличностных отношений и профессиональной деятельности, знать права и свободы человека и гражданина; – соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, значение воли, эмоций, потребностей и мотивов в поведении человека; основные психические функции и их физиологические механизмы; – основные формы и методы педагогической деятельности, историю педагогической мысли; – специальную научно-методическую литературу; – основные проблемы дисциплин, определяющих конкретные области профессиональной деятельности и их взаимосвязь в целостной системе знаний; – исторические типы и формы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, место в системе мировой цивилизации; – закономерности истории мировой музыки, ее основные этапы, особенности развития музыкальных культур разных типов, отдельных школ, течений, стран в их взаимосвязи, их место в системе мировой музыкальной культуры, современную музыковедческую проблематику; – традиционную культуру кочевых народов, историю музыкальной культуры Казахстана и творчество его выдающихся представителей, специфику музыки, устной и письменной традиций; – основные направления, этапы развития музыковедческого знания в связи с научными школами, концепциями музыкальной науки, основные разделы музыкально-теоретических наук и принципы образования музыкально-языковых систем разных культур в историческом развитии; уметь: – анализировать музыкальные произведения, культурно-исторические процессы, обосновать положения по вопросам искусства; – ориентироваться в вопросах современного музыкознания; – использовать современные образовательные технологии в профессиональной деятельности; иметь навыки: – письменного изложения научных изысканий; – профессионального общения; – анализ музыкальных текстов; – преподавания специальных дисциплин; – чтения и конспектирования научных работ; – использования основных понятий и терминов теоретического музыкознания; – ведения просветительской деятельности; быть компетентным:

– в вопросах политики, экологии; в вопросах основ педагогической методики; в вопросах проблем культуры и искусства, в организации учебного процесса.

образовательных программ по специальности 5В040100 – Музыковедение

Общеобразовательные дисциплины Обязательный компонент История Казахстана Казахский (русский) язык Иностранный язык Информатика Экология Философия

Компонент по выбору

Базовые дисциплины Обязательный компонент Сольфеджио Гармония Анализ музыкальных произведений 1 Анализ музыкальных произведений 2 Полифония 1 Полифония 2 История МТС Музыка Востока История казахской музыки История зарубежной музыки 1 История зарубежной музыки 2 История зарубежной музыки 3 История русской мyзыки История современной музыки Массовая музыкальная культура

Компонент по выбору

Профилирующие дисциплины Обязательный компонент Народное творчество Анализ музыкальных произведений фольклора История и методология фольклористики Чтение партитур Инструментовка Инструментоведение История оркестровых стилей Фортепиано Методика преподавания музыкально теоретических дисциплин Методика преподавания казахской музыки Методика преподавания музыкально – исторических дисциплин Специальная педагогическая подготовка по музыкально-теоретическим и историческим дисциплинам.

Компонент по выбору

Дополнительные виды обучения
Физическая культура

Практика Учебная Педагогическая

Производственная

ПГК Промежуточный государственный контроль Итоговая государственная аттестация 1)Написание и защита дипломной работы

2)Государственный экзамен по специальности

Перечень ВУЗов ведущих набор студентов по специальности 5В040100 – Музыковедение

Национальные вузы
Казахская национальная академия музыки
Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Источник: http://testent.ru/publ/specialnosti_bakalavriata/iskusstvo/muzykovedenie/15-1-0-423

Музыковедение (теория музыки)

25 апреля

:

Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Дата проведения: 25 – 26 апреля 2016 г.

Место проведения: Казахская национальная консерватория имени Курмангазы

Организаторы: Казахская национальная консерватория имени Курмангазы, кафедра «Музыковедение и композиция»

Цель: развитие профессиональных способностей будущих специалистов, стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся; отбор и поддержка наиболее талантливых и одаренных учеников.

Условия участия: согласно требованиям положения Республиканской малой олимпиады участник отправляет следующие документы (на e-mail timurnild@mail.ru – сканированные документы, оригиналы привозит с собой):

  1. Копия удостоверения личности (с двух сторон)
  2. Справка с места учебы
  3. Заполненный заявочный лист (обязательно в формате Microsoft Word) – CКАЧАТЬ

Заявки для участия присылаются до 15 апреля 2016 года. ВАЖНО!!! Дата определяется по почтовому штемпелю или по электронной почте – timurnild@mail.ru

Транспортные, командировочные, жилищные расходы за счет направляющей стороны.

Порядок проведения: Республиканская малая олимпиада по специальности «Музыковедение» состоит из 2 туров:

1 тур – представление эссе и исполнение музыкальных тем;
2 тур – гармония и сольфеджио.

ЗАДАНИЯ 1-го тура:

  1. Устное задание (теоретики и другие специальности):

    Выступление–презентация собственного эссе с применением технических средств (компьютера, интерактивной доски и микрофона), демонстрацией музыкальных примеров (желательно).

    Данное задание ориентировано на выявление не только теоретических знаний, практических навыков, но и на эрудицию, профессиональную заинтересованность, логическую последовательность в изложении материала, организаторские способности, артистизм и др. Темы эссе должны быть посвящены проблемам казахстанской музыкальной культуры.

    Время выступления: не более 10 минут

    Примерные направления тем эссе см. в приложении (конкурсант может подготовить эссе на собственную тему).

  2. Игра тем по списку (теоретики и другие специальности):

    Конкурсанты должны исполнить по выбору жюри ряд (3-5 тем) музыкальных отрывков из общего количества: для теоретиков – не менее 30 тем в виде законченной музыкальной мысли в объеме периода в фактуре, для других специальностей – не менее 10 тем в виде законченной музыкальной мысли в объеме периода в фактуре.

    Время подготовки 15 минут. Порядок выступления определяется жеребьевкой.

ЗАДАНИЯ 2-го тура:

  1. Гармония (теоретики):
    Игра модуляции в виде периода в далекие тональности (в объеме учебной программы), включая неаккордовые звуки, хроматические, проходящие и т.д. Приветствуется исполнение модуляции в жанре (прелюдии, вальса, мазурки, полонеза и т.д.).
  2. Сольфеджио (теоретики):
    • чтение с листа одноголосного номера, включающего в себя: хроматизм, отклонение, модуляцию (во 2-ю степень родства), различные смешанные ритмы.
    • исполнение песни или романса.

    Время подготовки 15 минут.

Гармония (другие специальности): Игра модуляции в виде простого периода в первую степень родства, с неаккордовыми и проходящими звуками.

Сольфеджио (другие специальности):

  • чтение с листа одноголосного номера, включающего в себя: хроматизм, отклонение, различные смешанные ритмы.
  • исполнение песни или романса.

Время подготовки 20 минут.

Участники олимпиады:

В Республиканской малой олимпиаде могут принять участие учащиеся следующих музыкальных учреждений:

  1. Музыкальные колледжи РК (3-4 курсы)
  2. Другие колледжи, имеющие специальность: «Теория музыки», «Музыковедение»
  3. Специальные музыкальные школы-интернаты РК – 11, 12 классы.

Все заявки и вопросы принимаются по адресу: г. Алматы, пр. Абылай-хана 86, 050000, КНК им. Курмангазы, факультет «Музыкознание и Менеджмент» (ФМиМ).
Координатор: Калымова Галия Далелхановна
Контактные телефоны: +7775 268 38 12, деканат ФМиМ +7(727) 272 72 34, факс +7(727) 261 63 64
e-mail: timurnild@mail.ru

Приложение:

Тематические направления эссе:

  • Общетеоретические вопросы музыкальной науки и образования в Казахстане;
  • Вопросы казахской традиционной музыки;
  • Проблемы театрального и исполнительского искусства Казахстана;
  • «Шекспир и мировая музыка». «Гений И.С. Баха: расцвет полифонического искусства и зарождение гомофонного мышления». «Эволюция немецкой песни на примере творчества Шуберта, Шумана, Брамса». «Романтизм в музыке 19-го века: основные черты». «Импрессионизм в музыке – искания композиторов французской школы». «Народ – главный герой в произведениях композиторов – «кучкистов»». «Вклад русской музыкальной школы в развитие мировой художественной культуры».

Примерный список литературы по сольфеджио:

  • Агажанов А. Курс сольфеджио. Вып. 2. М., 1973.
  • Ладухин Н. Одноголосное сольфеджио. М., 1993.
  • Качалина Н. Сольфеджио. Одноголосие. Вып. 1. М., 1981.
  • Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта. М., 1981.
  • Резник М. Музыкальные диктанты. М., 1971.

Источник: http://www.conservatoire.kz/creativity/competitions-festivals/muzykovedenie-teoriya-muzyki.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.