«музыкально-инструментальное искусство»: обучение профессия и кем работать

Музыкально-инструментальное искусство | Челябинский государственный институт культуры

«Музыкально-инструментальное искусство»: обучение профессия и кем работать

Профили:

  • фортепиано;
  • баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты;
  • оркестровые струнные инструменты; оркестровые духовные и ударные инструменты.

Квалификации: Артист ансамбля. Концертмейстер. Преподаватель (Фортепиано):Артист ансамбля. Артист оркестра. Концертмейстер. Руководитель творческого коллектива.

Преподаватель (Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты);Артист ансамбля. Артист оркестра. Преподаватель. Руководитель творческого коллектива (Оркестровые струнные инструменты.Оркестровые духовые и ударные инструменты).

Область профессиональной деятельности бакалавра музыкально-инструментального искусства:

  • музыкальное исполнительство (игра на музыкальных инструментах в оркестрах, ансамблях, выступление в качестве солистов и концертмейстеров);
  • музыкальная педагогика (преподавание в образовательных учреждениях);
  • руководство творческими коллективами;
  • просветительство в области музыкального искусства.

Что умеет бакалавр музыкально-инструментального искусства?

  • исполнять музыкальные произведения в различных модусах – соло, в составе ансамбля (оркестра), с оркестром;
  • осуществлять художественное руководство самодеятельными и учебными музыкально-исполнительскими коллективами;
  • создавать аранжировки и переложения;
  • преподавать дисциплины дисциплин в области музыкально-инструментального искусства, в том числе игры на музыкальном инструменте, планировать учебный процесс, выполнять методическую работу, разрабатывать новые педагогические технологии;
  • осуществлять функции специалиста, референта, консультанта, руководителя структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культуры, в организациях сферы культуры и искусства;
  • участвовать в организационно-управленческой деятельности по сохранению и государственной поддержке искусства, культуры и образования;
  • осуществлять художественное руководство творческим коллективом (профессиональными эстрадными и джазовыми), учебными музыкально-исполнительскими коллективами

Где работает бакалавр музыкально-инструментального искусства?

  • театры, филармонии, концертные организации;
  • творческие союзы и общества, учреждения и организации отрасли культуры и искусства;
  • учреждения дополнительного образования;
  • дома народного творчества;
  •  этнокультурные и фольклерные центры;
  • коллективы и студии народного/национального художественного творчества.

Кто учит бакалавров музыкально-инструментального искусства?

  • кафедра специального фортепиано (заведующий Е. А. Левитан, профессор, заслуженный деятель искусств РФ);
  • кафедра народных инструментов и оркестрового дирижирования (заведующий В. Г. Лебедев, народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РФ, действительный член Петровской академии наук и искусств, лауреат премии фонда им. И. Архиповой, художкственный руководитель и главный дирижер государственного русского народного оркестра «Малахит», профессор);
  • кафедра оркестровых, струнных, духовых и ударных инструментов  (заведующий А. А. Абдурахманов, заслуженный артист Российской Федерации, лауреат Всероссийского и дипломант Международного конкурсов, профессор, художественный руководитель и главный дирижер филармонического камерного оркестра «Классика»).

Среди педагогов – талантливые музыканты, заслуженные деятели искусств РФ, народные и заслуженные артисты РФ, лауреаты и дипломанты различных всероссийских и международных конкурсов:

  • Н. Н. Малыгин (заслуженный работник культуры РФ, профессор);
  • В. И. Лавришин (заслуженный деятель искусств РФ, профессор);
  • С. Ф. Пешков (заслуженный артист РФ, профессор);
  • Е. И. Можиевский (заслуженный артист РФ, профессор);
  • А. А. Гейнеман (заслуженный артист РФ, доцент);
  • И. А. Ежов (заслуженный артист РФ, старший преподватель);
  • А. Ю. Нечаев (лауреат международного конкурса, доцент);
  • И. И. Щедрин (заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, кандидат философских наук);
  • В. Г. Герасимов (заслуженный артист РФ, профессор);
  • В. А. Зуев (заслуженный артист РФ, доцент);
  • Э. А. Болодурина (Заслуженный работник культуры РФ, декан музыкально-педагогического факультета, профессор, кандидат педагогических наук);
  • Б. П. Потеряев (заслуженный работник культуры РФ, профессор);
  • В. Д. Мороз (заслуженный артист РФ, доцент);
  • Т. М. Савельева (заслуженная артистка РФ, доцент);
  • Т. В. Стадниченко (Заслуженная артистка РФ, доцент);
  • М. В. Ивашков (лауреат международных конкурсов, доцент);
  • А. В. Чернов (лауреат международных конкурсов, доцент);
  • Т. В. Килина (лауреат международных конкурсов, доцент);
  • Е. А. Нестерова (лауреат международных конкурсов, доцент);
  • Т. Ю. Галкина (лауреат международных конкурсов, доцент);
  • И. Н. Липатова (лауреат международных конкурсов);
  • В. Н. Шульга (доцент);
  • Т. В. Бурнатова (доцент)
  • В. А. Грехова (доцент);
  • Т. В. Ретнева (доцент);
  • Н. М. Наумова (доцент);
  • С. В. Кошевой (старший преподаватель);
  • А. С. Султанова (старший преподаватель);
  • и другие.

К работе привлекаются ведущие деятели культуры и искусства.

Какие предметы изучает будущий бакалавр музыкально-инструментального искусства?

  • историю и современное состояние отечественной и зарубежной музыки, историю искусств;
  • сольфеджио, гармонию, полифонию;
  • музыкальную педагогику;
  • психологию, методику обучения игре на инструменте, дирижирование, специальный инструмент;
  • концертмейстерский класс, оркестровый класс;
  • компьютерные технологии в музыке;
  • и многое другое.

Источник: http://chgik.ru/if_mii_spec

Музыкант – это кто? Тонкости и особенности профессии :

Музыкант – это что за профессия? Данный вопрос интересует многих людей. В нашей статье подробно описаны всё нюансы и особенности этого вида деятельности. Если вам действительно интересна данная тематика, то оставайтесь с нами!

Музыкант – это кто?

Перед тем как приступить к разбору особенностей музыкальной профессии, необходимо понять, что вообще означаете слово “музыкант”.

На самом деле, мы не скажем ничего удивительного и сверхъестественного. Если говорить максимально кратко, опираясь на объяснения из толковых словарей, то музыкант – это человек, который либо профессионально занимается музыкой, либо играет на музыкальных инструментах. Разобрались? Поехали дальше.

Образование музыканта

Музыкальное образование является важной составляющей в жизни любого артиста, решившего связать свою жизнь с пением или игрой на каком-нибудь инструменте. Чтобы добиться успехов в данной сфере, при этом не прибегая к специализированному обучению, необходимо быть настоящим уникумом и самородком.

Музыкальное воспитание – это процесс получения знаний, опыта и навыков в области музыки, которые необходимы в профессиональной деятельности. Суть музыкального образования заключается в обучении под руководством педагога и воспитателя.

Первая ступень

Людям, которые хотят связать свою жизнь с музыкой, важно помнить одно простое правило: “чем раньше, тем лучше”. В идеале лучше начинать заниматься музыкой ещё в юном возрасте.

В таком случае лучше всего подойдут два учебных заведения: Детская музыкальная школа и Детская школа искусств.

Первое специализируется только на музыке, а во втором, кроме нее, обучают театральному мастерству, танцам и т. д.

В Детской музыкальной школе и Детской школе искусств учат игре на различных музыкальных инструментах, дирижированию, хоровому и сольному вокалу. Также существуют музыкально-театральная и музыкально-теоретическая специальности.

В такого рода заведения принимают учиться детей от 6-7 лет. Но бывают классы и для тех, кто постарше. Срок учёбы длится от 3 до 8 лет (в зависимости от выбранной специальности). Когда юный музыкант оканчивает учёбу, ему выдают специальное свидетельство об успеваемости.

Вторая стадия

Следующим этапом обучения, который должны пройти будущие композиторы и музыканты, является среднее специальноеобразование. Его можно получить либо в профильном колледже, либо в училище. Специальности и форма обучения там примерно такие же, как и в детских школах, но со своими нюансами при отборе и поступлении.

В колледжи и училища принимают учеников в среднем от 15 до 35 лет. Общий срок получения необходимого образования длится 4 года. После окончания выпускнику дают специальный диплом с присвоением той квалификации, на которую он учился.

Финал

Высшее музыкальное образование – третий и завершающий этап. Его можно получить в вузе, консерватории или академии. Процесс обучения длится на протяжении 5 лет. Окончив одно из перечисленных заведений, музыкант получает диплом о высшем профессиональном музыкальном образовании.

Уличные музыканты

Когда речь заходит о музыкантах как таковых, нельзя обойти вниманием представителей этой профессии, зарабатывающих себе на хлеб в переходах и на городских улочках. Один уличный музыкант однажды дал интервью изданию The Village, в котором в полной мере описал все особенности данного вида заработка, а также трудности, с которыми сталкиваются он и его коллеги.

Так, на вопрос – почему музыканты, получившие полное образование в названной сфере, начинают выступать на улице – он ответил, что, как правило, в этом повинна маленькая зарплата. Как бы странно это не звучало, но многие музыканты могут получить гораздо больше денег, играя в переходах и на площадях, чем, к примеру, в оркестре или консерватории.

Многих интересует и то, каковы особенности работы уличным музыкантом.

Это опасно или нет? К сведению, в некоторых крупных городах для того, чтобы работать в названной сфере официально, необходимо иметь специальную лицензию.

И так уж сложилось, что её мало кто оформляет, поскольку на это уходит много времени и сил. Также к трудностям этой работы можно причислить проблемы с правоохранительными органами.

А доход уличных музыкантов, по их же мнению, сложно назвать стабильным. Так, в один месяц они могут заработать 150 тысяч рублей, а в другой – в два раза меньше.

На итоговый заработок влияет множество факторов.

К примеру, если выступать всё время в одной и той же точке, исполняя одни и те же композиции, то со временем слушателям это надоедает, что, в свою очередь, негативно отражается на доходах.

Интересно, что, по наблюдению социологов, чаще всего им оставляют деньги взрослые люди с детьми, затем пенсионеры и только уже тинейджеры. Хотя у последних отклик на музыку кажется наиболее ожидаемым.

Для тех же, кто хотел бы испробовать свои силы на описываемом поприще, артисты советуют как можно чаще улыбаться и стараться всегда быть в хорошем настроении, чтобы заряжать других людей своей позитивной энергетикой.

Музыканты без музыкального образования

Кто такие музыканты-самоучки? Этот вопрос тоже интересует многих интернет-пользователей. Ответ на него прост, как дважды два, поскольку кроется он в слове “самоучка”, обозначающем человека, который научился чему-либо сам, без профессионального обучения.

Надеемся, теперь вы знаете о многих тонкостях официальной и неофициальной музыкальной профессии, а также том, кто такие музыканты. Эта статья призвана была помочь людям найти ответы на интересующие их вопросы, и мы надеемся, что эта задача была выполнена.

Источник: https://www.syl.ru/article/359508/muzyikant---eto-kto-tonkosti-i-osobennosti-professii

Профессиональная подготовка музыканта широкого профиля как проблема современного музыкального образования

Профессиональная подготовка музыканта широкого профиля как проблема современного музыкального образования

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается сущность профессиональной подготовки музыканта широкого профиля. Выявляются ее преимущества в сравнении с традиционной системой обучения специалистов в рамках высшего музыкального образования.

Рассматриваются исторические предпосылки исследования данной проблемы в отечественной музыкальной науке. Обосновывается важность воспитания широко образованного профессионала в условиях социально-экономической нестабильности.

Анализируются основные качества личности музыканта широкого профиля.

ABSTRACT

The gist of training a wide profile musician is considered in this article. An author compares this system with traditional system of training of specialists in higher music education and reveals its advantages.

The historical background of the study of this problem in the national musical science is discussed. It proves the importance of education of highly educated professional in conditions of economic crisis.

The basic personal qualities of the wide profile musician are analyzed.

Перспективы развития высшего музыкального образования в России в условиях экономического кризиса и серьезных преобразований в социально-культурной сфере связаны с реализацией ряда важнейших задач.

Одной из них стала задача воспитания специалиста нового типа – музыканта широкого профиля, наделенного не только компетенциями в своей профессиональной области, но и обладающего развитым общекультурным кругозором, навыками осуществления разносторонней деятельности, хорошо разбирающегося в проблемах современной музыкальной и культурной жизни общества.

Проблема воспитания широко образованного, универсально подготовленного музыканта-профессионала не нова для отечественной музыкальной педагогики.

Начиная с середины XIX века – времени организации первых русских консерваторий и общего подъема музыкально-педагогической науки в России – эта проблема занимала одно из центральных мест в содержании профессиональной подготовки музыкальных кадров.

Долгие годы в отечественном музыкальном образовании закладывалась уникальная система воспитания музыкантов, в основе которой лежало понимание многообразия социальных функций данной профессии.

Мощной «платформой» для этих достижений послужила деятельность выдающихся представителей русской музыкальной культуры XIX – начала XX вв., под воздействием которой в обществе сформировался эталонный облик национального музыканта-профессионала.

В этом облике гармонично соединялись глубокие гуманитарные знания и широчайший кругозор, работоспособность, неустанное саморазвитие, требовательность к себе, стремление служить идеалам общества и искусства, нерасторжимое единство личной и общественной жизни.

Одним из главных критериев профессионального мастерства музыканта служил универсализм личности, понимаемый как совокупность различных профессиональных качеств, позволяющих ей полноценно реализовать себя в различных сферах деятельности – творческой, общественно-просветительской, педагогической, исполнительской, музыковедческой, научно-исследовательской.

Доказательством тому может служить масштаб деятельности М.А. Балакирева, А.П. Бородина, А.Г. Рубинштейна, Н.А. Римского-Корсакова, С.И. Танеева, Э.Ф. Направника и других представителей русской музыкальной культуры данного периода.

Этот «образ» универсального музыканта не потерял свою значимость в советское время, продолжая служить высоким ориентиром для воспитания квалифицированных специалистов в области музыкального искусства и образования. Так, в 1934 году А.Б.

 Гольденвейзер отмечал: «Задачи профессиональной музыкальной школы ясны: она должна выпускать кадры высококвалифицированных музыкантов-специалистов, обладающих не только теоретическими и практическими знаниями и умениями в своей непосредственной специальности, но являющихся также широко образованными музыкантами-общественниками со всесторонней общеобразовательной подготовкой» [4].

Особое внимание уделялось вопросам подготовки музыкально-педагогических кадров, призванных осуществлять не только образовательные, но и многочисленные просветительские функции.

Задача популяризации музыкальной культуры, приобщения к ней широких общественных масс определила многофункциональный, комплексный характер деятельности педагога-музыканта, готового выступать в самых разных качествах: руководителя-организатора, хормейстера, иллюстратора, теоретика, методиста и пр.

Впоследствии, с введением в высших музыкально-образовательных заведениях системы узкой специализации, разделяющей обучающихся на исполнителей, композиторов, дирижеров, педагогов, музыковедов и т. д., как известно, характер профессиональной деятельности выпускников существенно изменился.

Негативной стороной этих изменений, отмечают многие ученые (А.С. Базиков, Л.А. Рапацкая, Е.Р. Сизова, Г.И. Цыпин и др.), стала ее сугубо технологическая направленность, перемещение акцента с воспитания широко эрудированных музыкантов на подготовку специалиста в какой-либо одной области.

Обучение в профессиональных учебных заведениях, по словам А.С. Базикова, приобрело преимущественно узкоспециальный характер и сосредоточилось на узколокальных участках работы, характеризуясь «цеховой замкнутостью и обособленностью» [2, с. 109].

«Задачи обучения в силу ряда объективных и субъективных причин искусственно суживаются, сводятся к сугубо функциональным аспектам», – замечает исследователь [там же].

Это, по мнению многих специалистов, стало одной из причин кризиса российской музыкальной педагогики, который приобрел системный характер и оказал влияние на различные стороны подготовки профессиональных музыкантов. По разумению Е.Р.

 Сизовой, такое технологически ремесленное обучение, рассчитано, прежде всего, на обучение элитарной части талантливой молодежи и ориентировано на приоритетное развитие исполнительского мастерства, индивидуальную самореализацию в творчестве и «достижение профессионального «акме» в артистической карьере» [11, с. 6].

Результатом данной тенденции стала замкнутость музыкантов в кругу своих узкопрофессиональных интересов, ограничение сферы их профессиональных возможностей и, как следствие, – снижение востребованности на рынке труда.

В условиях набирающего силу социально-экономического кризиса прекрасно подготовленные специалисты оказались не готовы адаптировать свои профессиональные умения к изменяющимся обстоятельствам производственной практики.

Именно поэтому, в последние годы все большее число исследователей акцентируют внимание на необходимости целостной, разносторонней подготовки музыканта, обладающего «высоким профессиональным мастерством в широком спектре видов музыкально-творческой деятельности» [8, с. 193].

Специалисты сегодня сходятся во мнении, что содержание высшего музыкального образования должно быть ориентировано на более широкий комплекс учебно-практических задач, нежели только специализированная подготовка музыкантов по конкретным профилям.

Не случайно, в связи с этим, появление в научном обиходе таких понятий, как «музыкант широкого профиля», «музыкант-универсал» или «специалист синтетического типа».

В настоящее время в музыкальной науке наметились пути целостного исследования рассматриваемой проблемы. Так, А.П. Мансурова дает теоретическое обоснование модели музыканта широкого профиля, выявляет специфику содержания его профессиональной подготовки [8].

Важное место в этом процессе, по мнению автора, должно быть отведено общехудожественной подготовке студентов, формированию у них общегуманитарных компетенций, развитию универсальных музыкально-исполнительских умений.

Исследователем также теоретически обосновывается целесообразность использования модульного принципа в процессе обучения музыкантов, межпредметных связей и проблемных методов.

Особое значение рассматриваемая проблема приобретает в содержании вузовской подготовки педагога-музыканта. «Педагог-музыкант широкого профиля – реалии современной России, – замечает Л.А. Рапацкая.

– Сегодня выпускники музыкальных факультетов педагогических вузов находят применение своим профессиональным знаниям и умениям не только в качестве учителя музыки, но и во многих иных сферах педагогической деятельности.

Варианты этой деятельности воистину неисчерпаемы…» [9, с. 3].

Одним из значимых качеств личности музыканта широкого профиля, позволяющий ему освоить вариативный, многофункциональный характер музыкальной деятельности, выступает универсализм.

С общенаучной точки зренияуниверсализм трактуется как комплекс способностей, знаний и умений, которые обеспечивают необходимую пространственную и временную мобильность личности в соответствии с требованиями постоянно ускоряющихся научно-технических и социальных преобразований в современном мире [3, с. 9]. По разумению Ю.А. Толкачева сущность универсальности состоит не в механическом соединении различных функций индивида, а в таком движении, взаимопроникновении его сущностных и природных сил, которое «позволяет изменять «заданность», однонаправленность человека и обеспечивает развитие его способностей в новых направлениях» [12, с. 47].

Музыканту универсализм помогает трансформировать полученные в процессе обучения знания, умения, навыки в самые разные сферы музыкально-творческой деятельности, свободно выполнять разнообразные профессиональные функции, овладевать смежными специальностями, адаптироваться в динамично изменяющихся социально-экономических условиях. Это позволяет ему выступать в обществе «в нескольких ипостасях, востребованность которых обусловлена современными социальными взаимоотношениями, культурными приоритетами, образовательными потребностями» [1, с. 5].

В свою очередь, универсальность как качество личности, предполагает наличие у специалиста (в любой сфере) такого свойства, как профессиональная мобильность, позволяющего «быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, совмещать выполнение разных функций, рационально распределять имеющиеся ресурсы [10, с. 155]. Л.В.

 Горюнова отмечает, что подготовка специалистов, способных к профессиональной мобильности, – одна из важнейших проблем современного профессионального образования России.

«Динамизм современных общественных преобразований вызывает к жизни потребность в специалистах, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер деятельности» [5, с. 10].

Основными составляющими профессиональной мобильности, по утверждению Л.В. Горюновой, являются профессиональные компетенции, готовность к переменам и активность личности [6].

В содержании профессиональной подготовки педагога-музыканта мобильность обусловлена универсальным, многофункциональным характером музыкально-творческой деятельности.

«Востребованное в современном обществе универсальное содержание профессиональной подготовки учителя музыки ставит задачу воспитания у него способности вариативно изменять ход и содержание педагогической деятельности, разносторонне проявляя себя в ней», – замечает Т.В. Луданова [7, с. 4].

В музыкально-педагогической науке обоснование необходимости формирования данного качества у будущих учителей музыкимы встречаем в диссертационных исследованиях и публикациях последних лет(Т.В. Луданова, О.Е. Плеханова, И.А. Пецина, О.А. Яненко и др.).

В этих работах исследуется специфика и структура профессиональной мобильности педагога-музыканта, выявляются методологические подходы и педагогические условия, формы и методы формирования данного качества у студентов в рамках вузовского образования.

Подытоживая сказанное, можно утверждать, что подготовка музыканта широкого профиля – это ответ на вызовы современной действительности XXI века, требующей переосмысления традиционных представлений о профессии музыканта, ее месте и роли в обществе.

Это, вместе с тем, возвращение к концептуальным основам отечественного музыкального образования, осмысление его опыта с точки зрения новых социально-экономических условий, в которых сложившийся образ музыканта-профессионала обретает новую мотивацию, новые прогрессивные черты и качества.

В их числе – универсальность, широкая эрудиция, профессиональная мобильность, стремление к расширению профессиональных и культурных интересов, гибкость мышления, требовательность к себе, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Социальный запрос, заинтересованность общества в широко образованных специалистах такого плана дает основание для более пристального и глубокого научного исследования рассматриваемой проблемы и поиска новых педагогических технологий для ее эффективного решения.

1. Аванесов Ю.М. Системно-синергетический принцип в обучении музыке: дис … доктора пед. наук. – М., 2009. – 449 с.: ил. 

Источник: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3466

Моя будущая профессия

«Как верно выбрать профессию, в которой  можно  максимально  использовать свой  природный   талант,найти свое место в обществе?»

       Ответ на этот вопрос очень важен для молодых людей. Надеемся, что эта страничка сайта поможет определиться с выбором профессии учащимся нашей школы.

 

Художник –  это призвание, требующее труда

       Прежде всего хочется развеять некоторые заблуждения. Первое заблуждение связано с такой «абстрактной» профессией, как художник. Художниками хотят стать многие дети, хотят стать известными и знаменитыми. Однако, художник, создающий искусство — это не профессия, это призвание, требующее большого труда, воли, везения.

Художник — не просто рисует картины, он создаёт неповторимые произведения искусства. Настоящий художник всегда уникален, единичен. В мире много профессий, связанных с изобразительным искусством, умением создавать красоту, в которых требуется умение рисовать.

Красота, во многих проявлениях, нужна будет людям всегда.

Ниже перечислены некоторые профессии, в которых необходим художественный талант:

  • Художник-живописец;
  • Художник-график;
  • Архитектор;
  • Скульптор;
  • Художник-монументалист;
  • Художник театра и кино;
  • Художник-мультипликатор (игровая мультипликация, реклама);
  • Веб-дизайнер, медиа-дизайнер;
  • Дизайнер интерьера и мебели;
  • Дизайнер одежды и обуви;
  • Художник-педагог;
  • Керамист;
  • Краснодеревщик;
  • Художник-оформитель;
  • Художник-конструктор;
  • Иллюстратор;
  • Дизайнер промышленного оборудования;
  • Художник по ткани;
  • Визажист;
  • Модельер-конструктор;
  • Ювелир;
  • Художник-фотограф, оператор.

  Музыкант как профессия

        Многие любят музыку, некоторые ею занимаются, а избранным дан талант музыканта. Фактически музыкантами принято называть не только тех, кто играет на каком-либо музыкальном инструменте, но и вокалистов, и композиторов.

В принципе, термин «музыкант» применим к любому человеку, занимающемуся музыкой.
Итак, музыканты могут быть любителями или профессионалами. Первые занимаются музыкой для души, для себя или узкого круга людей.

Профессиональные музыканты зарабатывают музыкой на жизнь.

История профессии музыканта

    Профессия музыканта настолько же древняя, насколько и сама музыка. С появлением первых музыкальных инструментов появились и первые музыканты. Они были главными действующими лицами в ритуальных танцах и пениях, обрядовых традициях, религиозных мероприятиях. Так как все эти моменты играли важную роль в жизни древних народов, то и роль музыканта была весьма почетной.

    В средневековье роль музыкантов часто исполняли монахи и другие служители церкви, поскольку развитие музыки было сконцентрировано вокруг христианской религии (в Европе). Параллельно существовали бродячие музыканты, для которых нередко музыка была главным занятием в жизни.

Кроме того, музыка в их устах превращалась в идеологическое оружие, передававшее идеи и настроения широкой аудитории.

Роль профессии музыканта в современном обществе

    С одной стороны, музыка – это развлечение. В нашем распоряжении радио и телевидение, диски и концерты – объем музыкального материала огромен. Но в то же время музыка может выполнять воспитательные и даже идеологические задачи.

Поэтому профессия музыканта очень ответственна, в его руках – оружие, способное управлять не только настроениями, но и идеями большого количества людей. Музыкант – это учитель: его слушают, его творчество влияет на умы и стремления людей.
    Хороший музыкант – тот, кто не только профессионально сочиняет или исполняет музыкальные произведения.

Это человек, который умеет посредством музыки выражать мысли и идеи, передавать настроения, вызывать эмоции.

Требования к профессии музыкант

    Не стоит забывать, что музыка – это в первую очередь искусство, а значит, музыкант – профессия творческая. Творческие люди особенные, ими сложно управлять и почти невозможно что-либо от них требовать. Поэтому как таковых критериев к профессии музыканта нет.

Прежде всего, чтобы стать хорошим музыкантом нужно иметь талант, врожденные способности к занятию музыкой. Сложно быть музыкантом, не имея хорошего слуха и голоса.     Но любой талант нужно развивать.

Только исключительно одаренным личностям удается самостоятельно вырасти в профессионального музыканта.

  Один из способов получить музыкальное образование  – детская школа искусств, специализированные коллежди и профильные университеты.

Это верный способ систематизировать знания, усовершенствовать умения и постоянно расти в профессиональном плане.

   Рассмотрим, где работают музыканты, и назовём самые распространённые музыкальные профессии.

Если раньше, всего-то лет 200 назад, профессиональный музыкант должен был быть универсальным, то есть уметь играть сразу на нескольких музыкальных инструментах, сочинять музыку и импровизировать, продвигать собственные сочинения для исполнения их на сцене, то сейчас все эти функции разделяются между разными специалистами-музыкантами.

СОЗДАТЕЛИ МУЗЫКИ – КОМПОЗИТОРЫ И АРАНЖИРОВЩИКИ

Сначала рассмотрим группу музыкальных профессий, которая связана с созданием музыки. Это композиторы и аранжировщики. Композиторы пишут музыку для песен, спектаклей, фильмов, а также для исполнения в концертных залах.

Не смотря на то, что многие популярные музыкальные композиции создаются с помощью компьютерных программ, композиторская музыка не теряет своей актуальности, хотя бы даже потому, что именно композиторы обеспечивают постоянное движение вперёд.

Они «выдумщики», и пока какая-нибудь классная фишка не придумана выученным композитором, она ни за что не появится в электронных программах для создания музыки.Кстати, и композиторы, и аранжировщики в своей работе активно используют различные программы для записи нот.

До появления множительной техники и специальных нотных редакторов была распространена ещё одна старая профессия — переписчик нот, современная аналогия — наборщик нот на компьютере, музыкальный редактор.

ИСПОЛНИТЕЛИ МУЗЫКИ – ПЕВЦЫ, ИНСТРУМЕНТАЛИСТЫ И ДИРИЖЁРЫ

 Теперь посмотрим, какие музыкальные профессии существуют в связи с исполнением музыки. Музыка бывает вокальной (та, что поётся) и инструментальной (которая играется). Понятно, что среди музыкантов есть солисты (выступают в одиночку – например, пианисты, скрипачи, певцы и т.д.

) и те, которые принимают участие в различных формах ансамблевой игры или пения (любые музыканты) Типы ансамблей бывают различными: например, несколько музыкантов могут объединяться в камерный ансамбль (дуэты, трио, квартеты, квинтеты и т.д.), сюда же можно отнести эстрадные группы. Участники таких объединений – артисты камерных ансамблей.

Есть объединения крупнее – самые разные оркестры и хоры, а отсюда и такие музыкальные профессии, как артист хора или оркестрант. Оркестры и хоры – это или самостоятельные музыкальные коллективы, или большие группы музыкантов, обслуживающие спектакли в театрах, церковные службы или, к примеру, военный парад.

Естественно, для того чтобы игра оркестра и пение хора были слаженными, коллективам нужны руководители – дирижёры. Дирижёр – это ещё одна важная музыкальная профессия. Дирижёры бывают разные. Собственно дирижёры – это руководители оркестров (симфонических, эстрадных, военных и т.д.), хормейстеры работают в светских хорах, а регенты управляют церковными хорами.

Помощниками дирижеров в оркестре являются концертмейстеры – музыканты, ответственные за качество игры какой-либо оркестровой группы (например, концертмейстер скрипок или концертмейстер медных духовых инструментови т.п.).

Концертмейстером всего оркестра является первый скрипач – перед началом игры он обходит всех музыкантов и при необходимости правит строй инструментов, также он при необходимости заменяет дирижёра. Слово концертмейстер имеет и другое значение. Концертмейстер – это музыкант (чаще всего пианист), который аккомпанирует певцам и инструменталистам (а также их ансамблям) во время выступлений и репетиций, помогает солистам учить свои партии.

МУЗЫКАНТЫ-УЧИТЕЛЯ

 В школах, колледжах и университетах работают преподаватели-музыканты, которые посвящают себя обучению будущих профессионалов. В обычных же школах и детских садах работают те, кто воспитывает музыкой – учителя музыки и музыкальные руководители.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАТОРЫ И ПИАРЩИКИ

Это люди, которые занимаются продвижением музыкальных проектов – арт-менеджеры, продюсеры, импресарио – не всегда они являются музыкантами по своему образованию, но отлично разбираются в талантах. К этой же группе примыкают конферансье – ведущие концертов и тематических вечеров.

МУЗЫКАНТЫ В СМИ, РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ

 Многие музыканты работают именно в этой сфере. Это ведущие теле и радиопередач, журналисты, репортёры. Это связано с тем, что по телевидению и радио транслируются множество музыкально-развлекательных программ. В создании же продуктов для массовой аудитории (фильмов, передач, музыкальных альбомов и т.д.) большую роль берут на себя звукорежиссёры.

ДРУГИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОФЕССИИ

Есть и масса других профессий, связанных с музыкой. Некоторый научный уклон приобрели профессии музыкального критика и музыковеда. Прикладной характер носят такие музыкальные профессии, как настройщик пианино и роялей, мастер изготовления и ремонта музыкальных инструментов, создатели компьютерных музыкальных программ и т.д.

Источник: https://dshi2zhlobin.schools.by/pages/659063161495

На что вы обрекаете себя, выбирая профессию музыканта

На что вы обрекаете себя, выбирая профессию музыканта

Музыкантам, как и любым другим представителям творческих профессий, общество привыкло так активно петь дифирамбы, что иногда создается впечатление, будто жизнь исполнителей и композиторов напрочь лишена изъянов.

Не менее десяти лет старательного обучения в учебных заведениях, по-видимому, представляются людям как приятная и увлекательная поездка на аттракционе в парке отдыха. Бесчисленные часы домашних занятий, заучивание наизусть ненавистных произведений, скучное знакомство с теорией и сухая механическая практика – всё это мало волнует человека далекого от музыки.

Главное, считает он, что на выходе из учебного заведения музыканта уже поджидает успех, слава и приличные гонорары. Чем не сказка?

В противоположность таким заблуждениям, действительность оказывается куда сложнее и прозаичнее. С трудностями музыкант столкнется на первых же этапах обучения, и разлучиться с ними ему будет не суждено до самого завершения своей карьеры. Впрочем, до собственно карьеры дело доходит только у единиц, остальные в лучшем случае находят себя в других профессиях.

Думаете, утрирую? Если бы. В противовес елейному общественному мнению приведу свои личные наблюдения о сути профессии музыканта. Может быть, где-то я окажусь необъективным или чрезмерно пессимистичным, но таково уж мое личное мнение.

Обучение

Итак, путь к головокружительным высотам исполнительского мастерства, как правило, начинается с музыкальной школы и репетиторов или самоучителя. Второй вариант заканчивается положительно, только если учащийся осваивает инструмент для игры в поп- или рок-группе.

Таких людей можно смело причислять к музыкантам-любителям, но не принижать за это их достоинства – среди подобной публики также встречаются самородки.

Однако речь сейчас не о самоучках – у них другие цели и потому трудности, с которыми им приходится сталкиваться, оказываются несколько иного рода.

Что же качается человека, решившего посвятить свою жизнь музыке, то его ожидают долгие годы упорного и беспрерывного труда.

Даже если учащийся «горит» музыкой, интересные и полезные занятия с преподавателями будут у него уравновешиваться скучнейшими упражнениями на технику, которым по всем правилам стоит уделять не менее полутора часа в день. Общее время ежедневных занятий – от трех до восьми часов.

Выходных у настоящих музыкантов не бывает. Не жизнь, а праздник.

Если кому-то кажется, что изучить понравившееся произведение можно сразу, разобрав ноты и сыграв его на своем инструменте, то он глубоко ошибается. Разумеется, речь идет не о популярных песнях и мелодиях.

Одна из импровизаций Чарли Паркера? Соната Скарлатти? Выучите за день? Предположим. Но хорошо сыграете только через полгода.

Для начала необходимо будет добиться полного автоматизма в игре и только после этого приступать к поиску верных интонации.

Короче говоря, с лету сыграть с душой не получится. Не получалось даже у выдающихся музыкантов.

Если человеку вздумалось учиться музыке в провинции, перед ним возникнет еще одна проблема – выбор толкового педагога. Чем дальше населенный пункт расположен от столицы и крупных городов, тем меньше шансов найти действительно хорошего учителя.

В случае с маленькими городами вступает в силу негласный закон: кто умеет, тот делает; кто не умеет, учит других. Такие преподаватели не только горазды путать Баха с Бетховеном, но и способны в буквальном смысле нанести вред своим ученикам.

Например, нередки случаи, когда в процессе обучения у детей формировалась неправильная посадка, что могло привести к развитию сколиоза и остеохондроза. Не лучший из побочных эффектов обучения музыке.

Подобных педагогов, к счастью, не так уж и много, но они еще встречаются в учебных заведениях, поэтому надо быть крайне осторожным при выборе наставника.

Также следует понимать, что если желание стать музыкантом застало вас врасплох уже в юношестве, то развивать технику игры может быть мучительно трудно.

У детей организм только формируется и потому все возлагаемые на них нагрузки способствуют развитию слуха, гибкости суставов и подобному. Но уже подросткам приходится в процессе обучения бороться с собственным телом.

Как бы то ни было, даже для достижения среднего результата придется много и упорно работать в течение длительного времени.

Встречаются, конечно, и люди, которым обучение дается легче, чем остальным, но такие случаи единичны.

Трудоустройство

С освоением игры на инструменте и так все ясно – в любом учении тяжелее, чем в бою.

Но так ли просто реализовать себя в любимой профессии после того, как отучился во всех возможных учебных заведениях? Как ни странно, и в этом творческом виде деятельности работают принципы, применимые также к другим специальностям.

То есть, шансы на полноценную реализацию себя как музыканта зависят не только от стараний и таланта, но и от воздействия внешних факторов. Поясню.

Практически в любой сфере деятельности существует конкуренция среди профессионалов. И чем больше в стране таких людей, тем тяжелее найти себе работу. Высшие учебные заведения выпускают сотни специалистов в год, а места, на которые новоявленные специалисты могут устроиться, исчисляются десятками.

Не берем в расчет людей талантливых, чьи способности были вовремя замечены – их карьера, как правило, начинается с юных лет. Но что если человек звезд с неба не хватал: инструмент с горем пополам освоил, теорию вышколил, о практике представление имеет и, несмотря на трудности, видит себя только музыкантом.

Между нами говоря, для него все только начинается.

В данном случае больше всего повезет выпускникам эстрадных отделений, потому что им легче кооперироваться. Они могут запросто набрать единомышленников и сколотить собственную группу или бэнд.

Другой вопрос, насколько прибыльны такие затеи, ведь помимо игры музыкантам еще надо кушать и одеваться. Мой опыт подсказывает, что даже неплохим исполнителям денег хватает только на удовлетворение базовых потребностей.

Sad but true.

Если мечтаете о финансовом благополучии – ни в коем случае не идите в музыканты.

Меньше всего шансов разбогатеть у выпускников классических отделений. Исполнители, композиторы и теоретики просто обречены на безденежье, только если вдруг не случится чудо. Поступить в хороший оркестр, чтобы обеспечить себе стабильный заработок, практически нереально.

Работать на одних халтурах – значит быть готовым время от времени голодать. Писать собственную музыку в академических жанрах – смерти подобно. Остается педагогическая деятельность, подработки студийным музыкантом или лабухом в ресторанах, репетиторство или освоение смежных профессий (звукорежиссера, например).

Высокая зарплата и широкие возможности для самореализации? Нет, не слышал.

Если человек полон амбиций и жаждет явить миру свой талант, то в девяноста девяти случаях из ста его ждет крах всех надежд, сопровождающийся бездной разочарований.

Такие горе-исполнители, в итоге, от невостребованности имеют свойство впадать в затяжную депрессию, которая обычно заканчивается  погребением своего эго, мечтаний и радужных фантазий.

Если такой музыкант не успеет переквалифицироваться, то вся его творческая деятельность очень скоро мутирует в скучную и бесперспективную рутину.

Но весь этот мрак ждет «середнячков», что же происходит с теми, кто смог преодолеть внешние обстоятельства и реализовать себя в профессии?

Там тоже не все так гладко, как хотелось бы. Во-первых, музыка будет отнимать массу времени, что неизбежно скажется на личной жизни.

Повезет, только если встретится понимающий партнер, который не станет терзать музыканта за его бесконечную занятость и периодическое выпадение из бытовой сферы. Во-вторых, финансовый вопрос. Как я уже отметил выше, профессиональные музыканты миллионерами не становятся.

В-третьих, успешному исполнителю и композитору на протяжении всей своей карьеры придется иметь дело с людьми творческими, а потому не всегда легкими в общении и сотрудничестве. Ну и наконец, чтобы не потерять позиции, музыкант вынужден будет беспрерывно развиваться.

И это касается не только оттачивания техники, но также углубленного изучения других видов искусства, освоения новых для себя видов деятельности и других вещей.

То есть, пахать придется без остановки.

Все вышеперечисленные ужасы, на самом деле, грозят далеко не каждому и могут даже обойти человека стороной, если тот чувствует, что самим космосом ему было завещано стать музыкантом.

Такое встречается крайне редко, но если уж в голову приходит мысль, что без занятия музыкой жизнь лишится самого главного, то попробовать реализовать себя в этой области наверняка стоит. Да, будет трудно. Зато ничто не сравнится с чувствами, которые переживает музыкант во время игры перед публикой. Да, на яхту накопить не получится.

Но разве яхта гарантирует счастливую жизнь? Да, профессиональная деятельность будет отнимать большую часть времени. Но разве настоящая музыка этого не заслуживает?

Пусть каждый сам ответит на все вопросы и решит для себя, чем он готов пожертвовать ради своей цели и что он получит взамен при ее достижении. И если выбор все же падет именно на эту нелегкую профессию, то важно успеть осознать, что надо будет всегда выкладываться по полной, а иначе нет смысла даже пробовать.

Превью: Depositphotos

Источник: http://say-hi.me/music/na-chto-vy-obrekaete-sebya-vybiraya-professiyu-muzykanta.html

Студиорум
Добавить комментарий