Модель и система дополнительного профессионального образования

Региональная модель системы ДПО

Р. ШАЙХЕЛИСЛАМОВ, министр образования и науки Республики Татарстан

В Республике Татарстан система дополнительного профессионального образования признана одним из приоритетов государственной политики развития и занимает все большее место в составе социально-экономических реформ. Она рассматривается как неотъемлемая и наиболее активная часть формирования человеческого капитала, содействующая наращиванию его конкурентных преимуществ.

Важнейшим стимулом развития для республиканской системы дополнительного профессионального образования стало придание ей статуса федеральной экспериментальной площадки.

Мы рассматриваем этот статус как способ формирования крайне важного для российского общества опытного пространства, позволяющего экспериментировать, представлять государству новые проекты, которые являются не только реакцией на следствия технического и культурного развития, но и опережают их.

В начале своего становления система дополнительного профессионального образования в Татарстане представляла хаотичный набор образовательных услуг, регулируемый лишь сверхлиберальным регламентом лицензирования.

Большие проблемы накопились в системе внутрифирменного обучения: каждое предприятие готовило кадры для себя, разрабатывало свои программы, методики, на что расходовались значительные средства.

В целом отсутствие унифицированности затрудняло определение соответствия полученных специалистами профессионально-технических

Региональная модель системы ДПО

знаний стандартам квалификационных требований по профессиям. В результате на рынок труда попадали кадры с низкими квалификационными разрядами, слабой теоретической и практической подготовкой.

Государству предстояло вернуться в систему дополнительного профессионального образования, но не для непосредственного управления, а для рыночно-ориентированного регулирования.

Первым важнейшим результатом последовательной деятельности министерства образования, подразделений вузов республики, объединенных в Межотраслевой центр профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов, стали Концепция и Программа развития дополнительного профессио-

нального образования на 2002-2005 годы, утвержденные постановлением Кабинета министров Республики Татарстан.

Таблица

Ключевые проблемы рынка труда Удельный вес услуги в общей системе дополнительного профессионального образования, % Реакция системы дополнительного профессионального образования

Несбалансированность спроса и предложения на рынке труда 19,7 Переобучение, второе образование на старших курсах вузов и ссузов

Низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (лиц, особо нуждающихся в социальной защите) 18,4 Развитие гибкой, ориентированной на трудоустройство системы обучения безработных граждан и незанятого населения

Недостаточная адаптирован-ность системы образования к требованиям рынка труда, особенно в части учета перспектив спроса 17,6 Опережающее обучение высвобождаемых работников для новых сфер приложения труда

Отсутствие специалистов в сфере инновационного развития 25,0 Программа развития инновационного образования в системе дополнительного профессионального образования

Трудность получения информации о рынке труда 12,5 Создание центров планирования карьеры, выставки, сайт в Интернете

Недостаточная внутрихозяйственная горизонтальная мобильность, рост функциональной безработицы 6,8 Совершенствование системы внутрифирменного обучения

Сегодня можно говорить о том, что эти документы практически реализованы, а их итогом стала татарстанская модель системы дополнительного профессионального образования. Ее основные отличительные особенности – интеграция с реальным сектором экономики, системное взаимодействие с постоянно изменяющимся рынком труда.

Эти системные отношения представлены в таблице.

Обращаю внимание, что наибольший удельный вес в общей системе ДПО занимают подготовка специалистов в сфере инновационного развития (25%) и преодоление несбалансированности спроса и предложения на рынке труда (19,7%).

Как известно, в рыночной экономике спрос и предложение регулируются путем последовательных приближений. Эта система работает только при наличии прогнозных характеристик рынка труда, являющихся для дополнительного профессио-

нального образования не менее актуальными, чем для системы профессионального образования.

В этой связи заметным шагом стало создание научно-обоснованной Методики перспективного формирования кадрового потенциала, позволяющей создавать портфель заказов.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-model-sistemy-dpo

Корпоративная система дополнительного профессионального образования в рмат

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУРИЗМА

Abstract

CORPORATIVE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN RIAT

A.A. Kolmakov, first pro-rector, senator of RIAT

T.V. Koudryavtzeva, Ph.D., lecturer of RIAT

A.I. Seselkin, Ph.D, chief of additional professional education institute of RIAT, Moscow

Key words: additional professional education, corporative system, applied programs, strategic purposes of business, high quality tourist product, marketing of tourism.

The authors of the article described in details the system of the additional professional education in RIAT. This system implies five levels of applied educational programs. After each program accomplishing, students have diploma or certificate.

Besides that, the authors suggests the algorithm of cooperative educational programs efficiency which includes ten stages of working with students. Prospective tendencies in additional professional education system building had been noted also.

Корпоративная система дополнительного профессионального образования в рмат

Первый проректор, сенатор РМАТ А.А. Колмаков
Кандидат педагогических наук, доцент РМАТ Т.В. Кудрявцева
Кандидат технических наук, директор Института дополнительного
профессионального образования РМАТ А.И. Сеселкин

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, корпоративная система, прикладные программы, стратегические цели бизнеса, высококачественный туристский продукт, маркетинг туризма.

Модель дополнительного профессионального образования (ДПО) в РМАТ предполагает реализацию образовательных программ пяти уровней:

Первый уровень: краткосрочные программы с ориентацией на различные сегменты рынка туристских услуг.

Второй уровень: 1-й вариант – основная программа по краткосрочному повышению квалификации; 2-й вариант – программа первого уровня, дополненная краткосрочными семинарами по выбору (общая продолжительность – от 72 до 100 ч).

Третий уровень: 1-й вариант – основная программа по повышению квалификации; 2-й вариант – программы первого или второго уровней с дополнительными семинарами по выбору (общая продолжительность – от 100 до 500 ч).

Четвертый уровень: 1-й вариант – основная программа по профессиональной переподготовке.

Составы дисциплин могут меняться в зависимости от заказа слушателей, их должностной ориентации, но в соответствии с набором дисциплин учебного плана “Менеджмент” (№ 061100), утвержденного для подготовки специалистов на дневном отделении; 2-й вариант – программы первого, второго или третьего уровня с обязательным прохождением практики и краткосрочными семинарами по выбору (общая продолжительность – свыше 500 ч).

Пятый уровень: программы подготовки по второму высшему образованию.

Образовательные программы РМАТ для данного уровня разработаны на основании требований государственного образовательно го стандарта по специальности 061100 “Менеджмент” и направлены на подготовку специалистов, готовых к деятельности в области управления и организации туристских путешествий и туристского обслуживания в туристских предприятиях по разработке и реализации туристского продукта, в органах управления туризмом, экскурсионных бюро, туристских компаниях и корпорациях.

Разработанная модель ДПО реализуется в корпоративной сети дополнительного профессионального образования РМАТ.

Для создания корпоративной системы ДПО на базе разработанной модели определены следующие направления деятельности:

1. Расширение рынка образовательных услуг по дополнительно му образованию с использованием новых нетрадиционных форм обучения.

2. Разработка и внедрение блочно-модульной системы обучения, предполагающей индивидуальный подход при формировании учебной нагрузки для конкретных слушателей с учетом уже имеющихся у них сертификатов (удостоверений, свидетельств) РМАТ и других учебных заведений.

3. Подготовка и переподготовка кадров по программам ДПО, соответствующим европейским требованиям.

4. Разработка дистанционных и внутрифирменных форм и методов обучения с учетом психологических закономерностей восприятия, переработки и запоминания информации.

5. Проведение кампании по набору контингента на обучение, в том числе через систему франчайзинга.

6. Консалтинговое обеспечение деятельности турфирм (психологическая оценка и отбор персонала, аттестация кадров, формирование кадрового резерва, планирование карьеры, формирование команд, выявление путей повышения эффективности труда персонала организаций).

7. Использование психотехнологий с целью усиления фирменного имиджа Академии в ходе выставок, презентаций, сопровождения избирательных кампаний.

Эффективная деятельность создаваемой корпоративной системы ДПО достигается прежде всего путем:

– объединения научного потенциала ведущих экономических вузов;

– образовательной политики, направленной в регионы, в “глубинку”, укрепления связи региональных центров с практикой.

Для продвижения программ обучения в Российской Федерации и оптимального распространения разработанных учебных материалов и “ноу-хау” институт ДПО использует систему франчайзинга. Эта система формируется в соответствии с международными стандартами.

Франчайзинг – форма сотрудничества на коммерческой основе, базирующаяся на сотрудниче стве внутри организации, когда франчайзи (учебный центр) является независимым предпринимателем.

Он действует самостоятельно, но пользуется поддержкой и контролем со стороны франчайзе ра. Важнейшее преимущество системы в том, что функции распределяются между сторонами так, чтобы выполнить их наилучшим образом.

Это создает взаимную выгоду обеим сторонам.

Почему именно франчайзинг?

Обычно на предпринимателя возлагается множество задач. Вне зависимости от образования или опыта мало кто способен выполнить все задачи наилучшим образом. В небольших начинающих организациях все задачи выполняются одним человеком, например разработка учебных материалов, набор студентов, реклама и организация курса.

Но предприниматель, сосредоточиваясь на сути своего дела, должен иметь возможность делегировать другие задачи. Это увеличивает эффективность выполнения базовых задач, таких, как организация курса и помощь преподавателям. А задачи разработки учебных материалов, экзаменов и прочее могут быть лучше выполнены франчайзером.

Франчайзи имеют право использовать имя, опыт, методы и ноу-хау франчайзера.

Алгоритм эффективности совместных учебных программ состоит из следующих десяти этапов:

1. Определение для предстоящей учебы группы родственных предприятий или группы специалистов (например, руководителей).

2. Анкетирование будущих слушателей-руко водителей для определения тематики учебы и актуальных проблем по выбранным темам.

3. Формирование тематики (не менее чем за месяц до семинара) с указанием актуальных проблем по каждой теме.

4. Проведение семинара (5-9 дней).

5. Анкетирование слушателей для определения содержания тем семинара, требующих углубленного изучения конкретных проблем предприятий по этим темам.

6. Посещение преподавателями и экспертами 2-3 предприятий (среднего и крупного бизнеса) и ознакомление с этими предприятиями на месте в соответствии с тематикой семинара.

7. Формирование совместно с экспертами детализированной тематики второго семинара.

8. Проведение через месяц второго семинара-практикума по выбранным темам (5-9 дней). В последние 2-3 дня проходят обсуждения и консультации слушателей по конкретным вопросам, т. е. управленческое консультирование.

9. Одно-двухнедельная работа экспертов (консультантов) на двух разных средних и крупных предприятиях по диагностике проблем, соответствующих теме семинара, разработка компьютерных программ решения этих проблем.

10. Рассылка программ (п. 9) всем участникам семинара в качестве практического примера изучения.

Форма и содержание обучения в каждом отдельном случае зависят от имеющихся недостатков и от стратегических целей отрасли в определенный период.

Проведенный анализ позволяет определить в качестве приоритетов следующие приемы построения корпоративной системы ДПО РМАТ:

– разработка и внедрение новых нетрадиционных дистанционных и десантных форм обучения (с использованием CD-ROM-дисков, магнитных носителей, мобильной компьютерной сети), авторизованного образования, создание виртуальных классов;

– преподавание практически всех учебных дисциплин с использованием современных информационных технологий;

– увеличение доли активных форм обучения (видеотренингов, деловых игр и т. п.);

– увеличение доли самообучения и самоподготовки в учебных планах;

– освоение блочно-модульной системы обучения, предполагающей индивидуальный подход при формировании учебной нагрузки для конкретных слушателей с учетом уже имеющихся у них сертификатов (удостоверений, свидетельств) РМАТ и других учебных заведений;

– экстернат;

– стажировки по индивидуальным программам, в том числе за рубежом;

– обучение в процессе оказания консалтинговых услуг;

– прогрессивная помощь и консультирование;

– подготовка программ развития туризма в регионах;

– внутрифирменное обучение.

База обучения. С целью активного освоения образовательного пространства в сфере дополнительной профессиональной переподготовки необходимо:

 – сформировать на территории РФ сеть учебно-консультационных пунктов (в перспективе – сеть по реализации дистанционной формы обучения) на базе дочерних образовательных учреждений Академии;

– активно привлекать к этой работе выпускников Академии, а также слушателей Института ДПО;

 – создать совместно с Объединенным университетом туризма государств – участников СНГ структуры дополнительного профессионального образования в странах Содружества (при условии признания документов РМАТ об образовании в странах Содружества);

 – использовать возможности созданной в Академии международной кафедры ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития – это должно стать дополнительным стимулом к внедрению в образовательный процесс Института ДПО новых образовательных технологий;

 – привлекать в корпоративную сеть ДПО школы, культурные учреждения, музеи;

 – развивать корпоративную систему ДПО на базе подготовки специалистов по туризму с учетом регионализации.

Контингент преподавателей. При привлечении преподавателей приоритет отдавать:

– специалистам-практикам в области ведения туристского бизнеса;

– представителям организаций, обслуживающих деятельность турфирм (страховые компании, авиакомпании и т. д.), заинтересованных в проведении занятий, с целью формирования круга потенциальных клиентов;

·· работникам государственных, муниципальных органов, Госкомитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, Минобразования, Госкомимущества, аппарата Госдумы.

Контингент слушателей. В качестве наиболее вероятного контингента для обучения признать:

 – работников турфирм, гостиниц;

 – работников других отраслей, желающих сменить профиль деятельности;

 – офицеров, у которых заканчивается срок военной службы;

 – выпускников вузов, ориентированных на параллельное приобретение второй специальности;

 – слушателей учебно-тренировочных курсов;

 – школьников – будущих абитуриентов Академии;

 – членов туристских клубов;

 – автолюбителей, туристов.

Особое внимание следует обратить на переподготовку преподавательского состава дочерних образовательных структур.

Структурные связи. Целесообразно принять за основу деятельности корпоративной системы ДПО РМАТ подход, предполагающий тесную взаимосвязь следующих направлений работы Академии:

– консалтинг и аудит туристских организаций;

– освоение и внедрение в учебный процесс информационных технологий;

– трудоустройство и стажировки выпускников;

– международные связи;

– совместная педагогическая деятельность с выдачей второго государственного диплома о высшем образовании.

Ожидаемые результаты:

¦ – закрепление лидерских позиций на рынке образовательных услуг;

¦ – усиление фирменного имиджа Академии;

¦ – осуществление учебного процесса на уровне современных зарубежных стандартов;

¦ – повышение научного авторитета среди учреждений, занятых в сфере образовательных услуг, включая Министерство образования и Объединенный университет туризма стран Содружества;

¦ – создание предпосылок для внедрения дистанционной формы обучения;

¦ – расширение сферы деятельности, вплоть до выхода на международный рынок образовательных услуг;

– повышение рентабельности – новые технологии обучения ориентированы в первую очередь на проведение учебно-презентационных семинаров на территории заказчика. Гибкость в выборе помещения обеспечивается ориентацией на платежеспособность заказчиков, уровень и статус мероприятия.

Практические результаты:

1. Значительное повышение экономической эффективности учебного процесса профессиональной переподготовки.

2. Апробирование инновационных образовательных технологий переподготовки с последующим внедрением в обучение по вузовским программам, что положительно скажется на качестве обучения, повышении уровня образования.

  На главную    В библиотеку    Обсудить в форуме 

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Источник: http://uwgl.ru/Press/TPFK/2000N8/p58-60.htm

Росметод – информационно-образовательная программа г.Москва

Росметод сообщает о реализации мероприятий по апробации региональных моделей подготовки педагогических кадров для системы СПО с целью ее совершенствования

Уважаемые пользователи информационно-образовательной программы Росметод, обращаем Ваше внимание на письмо Минобрнауки России от 29.12.2016 № 06-1719 «О направлении методических рекомендаций» по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования.

Методические рекомендации подготовлены в целях совершенствование системы среднего профессионального образования и реализации мероприятий по внедрению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» с целью апробации моделей подготовки и дополнительного профессионального образования педагогических кадров для системы среднего профессионального образования.

Минобрнауки России рекомендует органам государственной власти субъектов РФ в сфере образования организовать работу по актуализации и апробации региональной модели подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования с участием организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования. Консультационная поддержка по вопросам актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования предоставляется ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (http://www.firo.ru/), контактный телефон: 8 (499) 152-69-71.

Методические рекомендации по актуализации и апробации моделей подготовки педагогических кадров для системы среднего профессионального образования подготовлены в целях реализации мероприятий по внедрению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

Данные рекомендации предназначены для органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку и дополнительное профессиональное образование педагогических кадров для системы СПО. Согласно постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 государственным учреждениям, к которым относится большинство организаций, реализующих программы СПО, предстоит разработать и реализовать в 2017–2020 гг. планы мероприятий по внедрению профессиональных стандартов, включая меры по приведению квалификации педагогических работников в соответствие с требованиями профессиональных стандартов. В целях методической поддержки разработки и реализации указанных планов разработаны данные рекомендации по применению профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» в управлении педагогическими кадрами организации.

Принципы актуализации региональных моделей подготовки

и ДПО педагогических кадров для системы СПО

Региональная модель подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО должна представлять собой совокупность:

  • целевых показателей подготовки и ДПО, обеспечивающих удовлетворение актуальных и перспективных потребностей в педагогических кадрах территориальной системы СПО;
  • образовательных программ;
  • организаций, их реализующих, в т.ч. с использованием сетевой формы;
  • условий реализации образовательных программ.

При актуализации региональной модели необходимо учитывать:      

  • возможность различных траекторий входа в профессию;
  • актуальные и перспективные потребности в педагогических кадрах территориальной системы СПО;
  • особенности региональной сети организаций, обеспечивающих подготовку и ДПО педагогических кадров СПО, и возможности ее развития. Возможные варианты различных «траекторий входа в профессию» и возможные варианты получения и сочетания профессиональных квалификаций педагогических работников системы СПО приведены в Таблице 1, с которой рекомендуем ознакомиться в самом документе. В таблице приведен перечень образовательных программ, обеспечивающих освоение профессиональных квалификаций педагогических работников системы СПО в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Региональная модель подготовки и ДПО педагогических работников системы СПО может включать как все перечисленные образовательные программы, так и их выборку. Основаниями для формирования такой выборки являются:

1) необходимость обеспечения актуальных и перспективных потребностей в педагогических кадрах территориальной системы СПО;

2) особенности региональной сети организаций, обеспечивающих подготовку и ДПО педагогических кадров для системы СПО, и возможности ее развития.

Целевые показатели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО включают в себя количественные и качественные характеристики.

Количественные характеристики определяются на основе мониторинга кадрового обеспечения территориальной системы СПО с учетом;

  • актуальных и перспективных планов набора обучающихся по профессиям и специальностям СПО и структуры соответствующих образовательных программ;
  • численности и показателей движения педагогических кадров различной квалификации (трудоустройства и закрепления выпускников, подготовленных к педагогической деятельности в СПО, выхода педагогических работников на пенсию и т.п.);
  • исключения «внутреннего совместительства», в объемах отрицательно влияющих на качество педагогической деятельности;
  • соотношения педагогических работников образовательных организаций и лиц, привлекаемых к реализации образовательных программ СПО на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа руководителей и работников организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися.

Качественные характеристики представляют собой требования к квалификации педагогических работников системы СПО, результатам их подготовки.

При их определении необходимо учитывать региональные особенности, актуальные требования, зафиксированные в профессиональном стандарте и ФГОС СПО, перспективы развития профессиональной педагогической деятельности в СПО. В современном мире речь идет о следующих тенденциях:

  • «сращивание» деятельности, следовательно, и подготовки преподавателя и мастера производственного обучения;
  • переход от индивидуальной к командной педагогической деятельности в СПО, управлению образовательными программами;
  • переход от поточно-групповой организации обучения к обучению по индивидуальным учебным планам, разрабатываемым с учетом потребности в специалистах той или иной квалификации, образовательных потребностей и имеющегося у обучающихся образования и опыта профессиональной деятельности;
  • рост требований к методической и психолого-педагогической подготовке преподавателей и мастеров производственного обучения и одновременно к подготовке в области преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) и (или) вида профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися:
  • способности проектировать образовательные программы «от результата», строить учебный (учебно-производственный) процесс, мотивирующий профессиональное развитие, обеспечивающий синхронизацию теории и практики, подготовку студентов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и современных производственных технологий;
  • актуализации потребностей в научно-методическом и методическом обеспечении профессионального обучения, СПО и ДПО для квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена в связи с разворачиванием инновационных процессов: появлением новых перспективных профессий и специальностей СПО;
  • решение задач разработки и обновления ФГОС с учетом требований профессиональных стандартов, обеспечения их внедрения на федеральном, региональном и институциональном уровне;
  • развитием практики дуального обучения, итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена.

При формировании системы образовательных программ, обеспечивающих актуальные и перспективные потребности территориальной системы СПО в педагогических кадрах, необходимо учитывать возможность освоения в пределах одной образовательной программы нескольких профессиональных квалификаций.

Например, в рамках магистерской программы по направлению подготовки «Педагогическое образование» при обучении на базе «профильного» высшего образования могут осваиваться три профессиональные квалификации: методист (научно-методическое обеспечение профессионального обучения, СПО и ДПО); методист профессиональной образовательной организации; преподаватель общепрофессиональных дисциплин, или преподаватель профессиональных модулей (междисциплинарных курсов), или мастер производственного обучения. Это повышает профессиональную мобильность выпускников, работает как на интересы личности, так и на интересы региональной системы СПО. Определять сочетание квалификаций необходимо с учетом потребностей региональной системы СПО в педагогах той или иной профессиональной квалификации, длительности программы и «близости» осваиваемых квалификаций.

При формировании региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО целесообразно проанализировать и использовать не только ресурсы организаций, традиционно осуществляющих реализацию программ основного и дополнительного профессионального образования педагогической направленности, но и следующих организаций:

  • ведущих профессиональных образовательных организаций, в том числе межрегиональных центров компетенций, учебных (многофункциональных) центров профессиональных квалификаций;        
  • корпоративных образовательных структур, созданных работодателями;
  • университетов и «отраслевых вузов»;
  • организаций, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися. Использование сетевой формы реализации образовательных программ позволяет повысить качество и эффективность подготовки педагогов СПО. Качество и эффективность реализации региональных моделей подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО определяется комплексом условий, наиболее значимыми среди которых являются следующие:
  • наличие системы мониторинга и планирования актуальной и перспективных потребностей в педагогических кадрах для системы СПО;
  • информационное обеспечение и создание условий для повышения мотивации освоения и совершенствования педагогических квалификаций, необходимых для реализации образовательных программ СПО;
  • расширение целевого приема и обучения по основным профессиональным образовательным программам и развитие персонифицированного финансирования ДПО педагогических работников системы СПО;
  • использование сетевой формы реализации образовательных программ;
  • переход от поточно-групповой организации обучения к обучению по индивидуальным учебным планам за счет использования вариативной части образовательных программ, их модульного построения и формирования групп переменного состава;
  • развитие системы профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, обеспечивающих подготовку педагогов СПО;
  • обеспечение реализации образовательных программ квалифицированными педагогическими кадрами, готовыми и мотивированными к работе в команде (подбор и отбор педагогов, развитие системы стимулирования, организация повышения квалификации).

Для апробации региональной модели подготовки и ДПО педагогических кадров для системы СПО так же, как и для ее разработки (актуализации), Минобрнауки считает целесообразным создать координационную группу, в состав которой войдут руководители органов исполнительной власти субъекта РФ, образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования и иных заинтересованных организаций.

Важной составляющей планирования является определение задач апробации и формирование системы мониторинга ее проведения.

В план рекомендуется включить мероприятия по отбору пилотных организаций для проведения апробации, сопровождению их деятельности, экспертизе и обсуждению промежуточных и итоговых результатов, созданию и обеспечению функционирования в сети Интернет информационного ресурса, поддерживающего проведение апробации.

Источник: http://rosmetod.ru/selfPage/100/rosmetod-soobschaet-o-realizacii-meropriyatiy-po-aprobacii-regionalnyh-modeley-podgotoi-pedagogicheskih-kadrov-dlya-sistemy-spo-s-celyu-ee-sovershenstvovaniya

Концептуальные основы развития дополнительного профессионального образования (стр. 1 из 2)

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

На современном этапе развития общества образование становится одной из важнейших и центральных сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни.

От способности системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах принципиально зависят перспективы экономического и духовного развития страны.

В настоящее время особую актуальность и значение приобретает эффективное кадровое сопровождение проводимых реформ и преобразований. Одной из важнейших задач становится задача организации целенаправленного дополнительного профессионального образования (ДПО), обеспечивающего повышение квалификации и переподготовку взрослого населения.

Современная экономическая ситуация заставляет быть готовым внедрять и осваивать новую технику, технологию, вести активную коммерческую деятельность. По утверждению П.И.

Пидкасистого с соавторами (1999): “Сегодня от человека требуется отнюдь не послушное отсиживание раз в пять лет курсов повышения квалификации, а готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся ориентирах профессиональной деятельности на рынке труда”1.

Исключительная роль структуры ДПО в современной системе профессионального образования Российской Федерации определяется его ответственностью за обновление и обогащение интеллектуального потенциала общества, ликвидацию функциональной неграмотности руководителей и специалистов.

Первоочередной мерой является превращение ДПО в один из действенных факторов ускорения структурной перестройки производства, усиления мотивации работников к высокопроизводительному труду, создания эффективного механизма взаимовыгодных отношений производителя и потребителя.

Базовые принципы данной концепции ДПО основываются на опережающем характере содержания обучения, ориентации на развитие специалиста как личности, индивидуализации учебного процесса, гуманизме и демократичности образования.

Основной задачей системы ДПО является дальнейшее развитие и активное использование образовательного, научного и инновационного потенциалов, направленных на структурную перестройку, переориентацию научно-педагогических коллективов на те направления и формы деятельности, в которых возможно достижение наиболее значительных результатов, что обеспечивает более весомый вклад системы повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов в социально-экономическое развитие России, ее регионов.

Особенности развития ДПО в России. Проблемы формирования системы ДПО как составной части государственной политики в области развития человеческих ресурсов в настоящее время необходимо рассматривать с учетом реально складывающихся в Российской Федерации динамики в сфере занятости, перспектив развития рынка труда и образовательных услуг.

В связи с этим ДПО взрослого населения, и прежде всего руководителей и специалистов, сегодня требует решения актуальных задач последователь ного перехода от дискретной к самонастраивающейся государственно-общественной системе непрерывного образования, располагающей разветвленной сетью образовательных учреждений. Основой для построения такой системы является высшая школа, имеющая в своей структуре весь спектр и набор образовательных учреждений и подразделений системы повышения квалификации и переподготовки кадров: академии, институты, факультеты, курсы, центры и др.

Для успешной профессиональной деятельности в новых условиях требуется увеличить пропускную способность существующей системы ДПО.

Реформирование системы ДПО предполагает создание гибкой и мобильной системы повышения квалификации и переподготовки специалистов, удовлетворяющей постоянно возрастающие потребности общества в совершенствовании и обновлении знаний.

В связи с этим деятельность системы ДПО должна направляться на достижение основных целей:

– постоянное формирование, стимулирование и удовлетворение потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров;

– насыщение рынка труда специалистами с высоким уровнем общей культуры и профессиональной компетентности;

– обеспечение социальной защищенности, социальной реабилитации и занятости специалистов, устранения всех форм функциональной неграмотности;

– приведение кадрового потенциала специалистов к мировому уровню;

– увеличение совместно с другими звеньями профессионального образования совокупного интеллектуального и духовного потенциала общества, развитие творческих способностей человека.

Для этого требуется обеспечить единство прикладных, фундаментальных и методологических знаний, составляющих основу профессиональной и общей культуры, широкую ориентацию в подходах к постановке и решению новых проблем и задач.

Необходимо обновление содержания обучения в тесной связи с достижениями в развитии современной техники и технологии, наук о природе, обществе и человеке, обеспечение многообразия, вариативности и гибкости учебных планов и программ, их оперативного отклика на потребности рынка образовательных услуг.

Таким образом, дальнейшее развитие ДПО в органической связи с потребностями общества требует решения принципиальных вопросов, к которым относятся:

– создание эффективной государственной поддержки системы подготовки и переподготовки кадров на федеральном и региональном уровнях;

– организация деятельности образовательных учреждений в соответствии с потребностями рынка труда и развивающегося производства;

– повышение эффективности системы ДПО путем применения временных средств и методов обучения, увязки содержания обучения с практическими потребностями специалиста, приближения обучения к конкретному рабочему месту посредством использования новых информационных технологий;

– организация современных служб управления персоналом.

Законодательные основы ДПО. Действующее в Российской Федерации законодательство об образовании в части ДПО требует значительного регулирования этой деятельности на территории РФ.

Отсутствие специального законодательства в области ДПО вызывает необходимость внесения соответствующих поправок в налоговое и гражданское законодательство.

Нужно законодательно закрепить право граждан на ДПО в течение всей жизни с утверждением форм поддержки реализации этого права посредством введения образовательных отпусков, образовательных кредитов, снижения налогов при затратах на такое образование.

Нормативные акты должны поощрять работодателя и работников в расходовании средств на ДПО 2. В то же время они должны способствовать снижению стоимости обучения путем предоставления учебным заведениям налоговых и других льгот.

По уровню оплаты труда, гарантиям прав руководящих и научно-педагогических работников, правам собственности, налоговым и другим льготам учебные заведения ДПО необходимо приравнять к учебным заведениям профессионального образования соответствующего образовательного уровня.

В первую очередь требуется решить следующие проблемы:

– создать действенный механизм аккредитации учреждений ДПО, реализующих программы профессиональной переподготовки;

– разработать нормативные документы и организационный механизм для государственной аккредитации учреждений ДПО, реализующих программы повышения квалификации;

– ввести государственные образовательные стандарты в сфере ДПО.

Государственные образовательные стандарты на ДПО должны иметь инструментально-технологическую структуру, опирающуюся на строго определенные для каждой ступени обучения нормы, позволяющие обеспечить требуемое качество обучения.

Гарантом качества образовательных программ повышения квалификации может служить аккредитация образовательного учреждения, реализующего эти программы, причем аккредитации подлежит не содержание быстро меняющихся программ, а процесс их реализации в соответствии со стандартом на повышение квалификации. Система контроля качества ДПО должна строиться на принципах сочетания общественно-профессионального и государственного контроля, децентрализации, сертификации преподавателей, экспертной оценки.

Система контроля качества ДПО кроме решения задач, связанных с аттестацией и аккредитацией образовательных учреждений ДПО, должна обеспечить:

– качество образования, соответствующее определенным требованиям и позволяющее проводить нострификацию дипломов, свидетельств и удостоверений, выдаваемых образовательными учреждениями;

– регулярный контроль качества образовательной деятельности учреждений ДПО в период между аккредитациями.

Международное признание программ профессиональной переподготовки обеспечивается в случае перехода на обучение по программам, полученным от авторитетных зарубежных образовательных учреждений или организаций, адаптированным для применения в России.

Требует решения вопрос сертификации преподавателей для подтверждения их квалификации по конкретной специальности в соответствии с действующими международными стандартами.

Система ДПО в новых условиях должна включать в себя следующие составляющие:

– самостоятельные образовательные учреждения ДПО (в том числе профильные), составляющие научно-методическую и организационную основы системы ДПО для специалистов с высшим образованием;

– высшие учебные заведения, осуществляющие профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов с высшим образованием;

– структурные подразделения ДПО в составе ведущих вузов, крупных научно-производственных объединений;

– учреждения среднего специального образования, обеспечивающие профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов со средним специальным образованием;

Источник: http://MirZnanii.com/a/222575/kontseptualnye-osnovy-razvitiya-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya

Студиорум
Добавить комментарий