Методы исследования в курсовой работе: виды пример как написать и оформить

Описание методов исследования в курсовом проекте

Методы исследования в курсовой работе: виды пример как написать и оформить

Если диплом пишется только один раз, то курсовое исследование студент должен проводить как минимум один, а то и два раза в год. У каждой специальности свои особенности, но общие принципы написания едины для всех типов квалификационных заданий. Во введении к курсовой работе необходимо раскрывать методологию – совокупность методов, применяемых в научном проекте.

Метод – это научный инструмент, используемый для получения, обработки и фиксации информации, необходимой для данного исследования.

Большинство этих инструментов едины для всех научных дисциплин, это так называемые общенаучные методы. Также есть частнонаучные методы, используемые в определенных областях науки и характерные именно для нее.

Традиционно принято подразделять методы на две основные группы: теоретические и практические.

К теоретическим относят общие способы научного познания. Это тот логико-познавательный аппарат, которым оперирует вся наука, начиная с античных времен.

Метод Определение
АналогияПроведение параллели в явлениях, схожих по исходным данным
КлассификацияВыявление критериев и последующая систематизация информации по ним
АнализИзучение явления через разделение его составляющих
СинтезСоединение данных в общую концепцию
ОбобщениеВыведение закономерностей из первоначального материала
ГипотезаНаучный постулат, основанный на предположении

К практическим относятся методы, применяемые в опытной, экспериментальной части исследования. Также их называют эмпирическими.

Метод Определение
НаблюдениеПолучение информации через пассивное восприятие познаваемых явлений
ОписаниеФиксирование данных с помощью научно-понятийного аппарата
ЭкспериментИспытание научных предположений в реальных условиях с целью получения объективного результата
СравнениеСопоставление данных по выбранным параметрам
Интервью, анкетирование, опросСбор данных путем получения информации по определенной тематике у контрольной группы

Примеры использования методологии в курсовых работах по разным дисциплинам

Педагогика:

В данной работе были использованы методы анализа теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала. В практической части применялись методы анкетирования и наблюдения.

Лингвистика:

В курсовой работе методологическая база включает следующие инструменты изучения: сравнительно-языковой анализ, классификация, синтез научных концепций, гипотеза, сравнение.

История:

Для всестороннего раскрытия обозначенного предмета курсового исследования были применены методы сравнительно-исторического анализа, изучение источников эпохи Екатерины Великой, обобщения, аналогии и сравнения.

Психология:

Методологической основой курсовой работы явились аналитический, классификационный, сравнительный методы. В главе, посвященной практике, были использованы методы наблюдения, опроса, анкетирования и статистического анализа данных.

Юриспруденция:

В данной работе были применены общенаучные методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов исследования. Частнонаучную методологию составили: сравнительно-правовой, технико-юридический метод, метод нормативно-правового анализа.

Экономика и финансы:

В целях раскрытия обозначенной темы работы были использованы такие методы, как анализ, синтез, классификация информации, библиографический анализ, экономические расчеты. Специальными методами выступили: вертикальный и горизонтальный анализ финансовой отчетности, статистический и динамический анализ данных.

Математические специальности:

Методологическую базу курсовой работы составили такие методы, как классификация, сравнение, обобщение, синтез, метод математического моделирования, функционального анализа, методика дифференциальных уравнений,.

Информационные технологии:

В курсовом проекте были использованы методы научного анализа, классификации, обобщения, сравнения, дедукции. Специальные методы, применяемые в исследовании: системный анализ, компьютерное и математическое моделирование, информационно-аналитические технологии.

Дополнительно можно посмотреть примеры готовых введении к курсовым работа с описанными и заполненными методами исследования.

Источник: http://primery-obrazcy.com.ua/kursovaya/metody-issledovaniya-v-kursovoj

Как правильно классифицировать методы исследования в курсовой работе :

Как правильно классифицировать методы исследования в курсовой работе :

Метод исследования включает в себя один или несколько способов достижения цели исследования и получения новых знаний. Методы исследования в курсовой работе необходимы для систематизации и актуализации проделанной работы.

В зависимости от вида деятельности, академической направленности курсовой или дипломной работы, принадлежности к определенному предмету изучения и множества других факторов, классификация используемых методов может разительно отличаться.

Методология – сложная наука, целью которой не является определение четкой классификации и выделение нескольких наиболее важных методов исследования. Система всевозможных способов, вариаций и принципов достижения поставленных целей и извлечения новых знаний слишком сложна и сама является предметом постоянного изучения.

Чтобы облегчить и упорядочить систему существующих методов исследования, различные школы выбирают ту или иную классификацию.

Традиционное разделение советской школы

Наследием советской школы является классификация методов исследования согласно уровню познания. Это не самая простая и удобная классификация из ныне существующих, однако она не только помогает выбрать и описать применяемые в исследовании методы, но и точно определяет структуру работы и систему научного подхода к получению новых знаний.

Существует два уровня познания – эмпирический и теоретический. Эти два уровня дополняют и компенсируют друг друга, соответственно, и классифицируемые методы не должны выделяться и противопоставляться друг другу. Очень часто собранные во время исследования данные способны обрести форму новых знаний только путем комбинирования эмпирических и теоретических методов.

Эмпирические методы

Эмпирический уровень тесно связан с непосредственным практическим взаимодействием с изучаемым объектом, явлением, феноменом. Эмпирические методы исследования в курсовой работе идеально подходят для этапа накопления информации и сбора данных. Основными исключительно эмпирическими методами являются:

  • эксперимент;
  • наблюдение;
  • измерение.

Дополнениями и вариациями основной тройки могут быть такие методы, как:

  • анкетирование и опрос;
  • интервью и собеседование;
  • описание и сравнение;
  • тестирование и подсчет.

Теоретические методы

Теоретический уровень является более абстрактным и оттого считается более развитой частью познания. Теоретические методы исследования в курсовой работе выявляют правила, основоположения, аксиомы, теории и законы. Основными методами теоретического уровня являются:

  • абстрагирование;
  • формализация;
  • идеализация.

Для установления связей, зависимостей и закономерностей, а также изучения различных сторон явления или объекта можно использовать такие теоретические методы, как:

  • индукция и дедукция;
  • гипотетика и аксиоматика;
  • логика и систематика.

Существует ряд методов, которые сочетают в себе характеристики как эмпирического, так и теоретического познания; они называются комбинированными либо экспериментально-теоретическими. К ним относятся:

  • моделирование;
  • этнографический метод;
  • исторический метод;
  • анализ, синтез и обобщение.

Использование этих методов позволяет создать теоретическую основу, используя эмпирические данные.

Западная классификация

Более поздняя классификация методов исследования на качественные и количественные обрела популярность в середине ХХ века и совершенно окрепла в западных академических кругах.

https://www.youtube.com/watch?v=_nJDKzQHVHI

Разделение на качественные и количественные способствует более упрощенной систематизации существующих методов и одновременно повышает связанность и взаимозависимость методов, используемых в исследовании.

Использование этой системы разделения методов повысит уникальность и актуальность, которые несет в себе каждая дипломная или курсовая работа. Методы педагогического исследования, а также исследования в области социологии, маркетинга, политологии и экономики все чаще классифицируются на основании разделения на качественные и количественные.

Методы исследования согласно западной классификации

Эта классификация увеличивает гибкость всей системы существующих методов, позволяя комбинировать различные способы и даже создавать новые методы.

Основными требованиями принадлежности к категории количественных методов являются измерение и квантификация параметров исследования, в то время как качественные методы характеризуются потребностью смысловой интерпретации существующих или собранных данных.

Качественные методы ориентированы на объяснение, выяснение причин и другие качественные характеристики исследуемых объектов или явлений.

Они обладают особой ценностью в социологии как методы исследования курсовой работы.

Пример использования качественных методов – ответ на вопрос о том, почему заядлые курильщики не бросают курить, несмотря на статистические данные о вреде никотина. К данным методам относятся:

  • исследования (исторические, этнографические, социальные, прецедентные);
  • эксперименты (фокус-группы, ролевые игры, симуляции);
  • наблюдения;
  • интервью.

Количественные методы исследования в курсовой работе ориентированы на получение статистических и других численных данных, к ним относятся:

  • опрос, анкетирование, интервью;
  • тестирование;
  • лабораторный эксперимент;
  • численный анализ;
  • моделирование.

Благодаря простому и четкому дифференцированию возникает меньше сложностей с выбором и мотивацией. Описывая в работе используемые методы исследования, темы, основные задачи и вопросы, важно четко осознавать концептуальные рамки научной работы.

Важно помнить, что многие работы: и курсовые, и дипломные – могут и должны сочетать и комбинировать различные методы. Каждый отдельный метод предоставляет способ достижения новых знаний, каждый из них по-своему важен, и ни один сам по себе не способен дать полную картину исследования.

Источник: https://www.syl.ru/article/188279/new_kak-pravilno-klassifitsirovat-metodyi-issledovaniya-v-kursovoy-rabote

Методы исследования в курсовой работе

Методы исследования в курсовой работе

Рубрика: Курсовая работа

Подпишитесь на нас в ВК.
Каждый день публикуем полезные лайфхаки для учебы

Во введении курсовой работы необходимо перечислить методы исследования, то есть те способы, которые позволят вам достичь поставленных целей и решить соответствующие им задачи. Перечисление и использование конкретных методов исследования часто вызывает у студентов затруднения, так как нужно не только знать сами методы, но и понимать, как применить их в процессе написания курсовой работы.

Теоретические методы исследования

Теоретические методы будут полезны вам при написании теоретической части курсовой работы. Они позволяют обнаруживать закономерности в изучаемых явлениях и процессах, формулировать гипотезы, определять круг задач, исследовать литературу и т.д.

  1. Анализ. Этот метод относится к основным при написании курсовой работы, так как, например, без анализа литературы невозможно выяснить степень изученности той или иной проблемы, а также опираться на опыт других ученых. Он подразумевает детальное изучение точек зрения разных авторов на одну и ту же проблему. В курсовой часто указывают, какая именно литература была проанализирована: философская, психолого-педагогическая и т.д.
  1. Сравнительный анализ. Этот метод поможет сопоставить мнения разных авторов или разные результаты исследования.
  1. Синтез. Синтезировав (объединив) вместе несколько фактов, вы можете получить новое знание или прийти к какому-то выводу.
  1. Абстрагирование. Этот метод необходим тогда, когда нужно отбросить второстепенные детали и сосредоточиться на интересующих свойствах объекта. Например, если нужно изучить понятие «книга», исследователь отбрасывает в сторону такие детали, как ее цвет и место издания, и концентрируется на том, что характерно для книг в целом. Этот метод позволяет давать определения понятиям, изучать объекты по их моделям или получать иные знания.
  1. Аналогия. Перенос знания с одного объекта на другой называют аналогией. Например, если конкретная методика обучения была успешно применена в одной дисциплине, исследователь предполагает, что она может быть применима и в других дисциплинах.
  1. Индукция и дедукция. Если от массы частных случаев пришли к общему, то речь идет об индукции, если от общего к частному, то это уже дедукция.
  1. Классификация. При написании теоретической части курсовой работы часто прибегают к классификации, то есть к делению объектов на определенные группы в соответствии с признаками деления. Например, по цели деятельности юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации.
  1. Моделирование. Это изучение какого-либо объекта с помощью построения и освоения его модели. При этом сама модель может быть не только материальной, но и, например, информационной (формула, таблица) или образной (рисунок, фото).

Эмпирические методы исследования

Эмпирические (практические) методы исследования позволяют получать данные с помощью органов чувств. Именно эти данные могут подтвердить или опровергнуть выдвинутую в курсовой работе гипотезу исследования.

Эксперимент. Это один из наиболее популярных и в то же время проблемных для студентов методов исследования, заключающийся в проверке рассматриваемого явления в контролируемых условиях.

Наблюдение. Наблюдение относят к числу эффективных методов изучения, которые позволяют собрать много ценной информации. Это может быть наблюдение за работниками организации, за деятельностью предприятия, учениками в классе и т.д.

Измерение. В ходе эксперимента студенту зачастую приходится проводить определенные измерения разных характеристик: времени, физических параметров тела, характеристик движения объекта и т.д.

Существуют и другие теоретические и эмпирические методы исследования. Кроме общих методов, применимых к любой дисциплине, есть и специализированные методы, характерные для определенной дисциплины. Например, свои методы используют в физике, химии, биологии и других науках.

Во введении обычно ограничиваются перечислением использованных в курсовой методов.

Сделать это можно с помощью конструкций: «В курсовой работе были использованы следующие методы исследования…» или «Методологическую основу работы составили…». Перечисляя используемые методы, будьте предельно внимательны.

Не стоит указывать методы, которые вам неясны, или которые вы не задействовали в работе, так как на защите по любому из них вам могут задать вопрос.

Источник: https://help.akademikz.ru/help/kursovaya-rabota/metodyi-issledovaniya-v-kursovoj-rabote

Студиорум
Добавить комментарий