магистратура – это второе высшее образование?

Бакалавриат и магистратура – что это такое и чем они отличаются?

Магистратура - это второе высшее образование?

Реформация прежней системы пятилетнего высшего образования до сих пор многих вводит в заблуждение. Узнать ответ на вопрос – бакалавриат и магистратура – что это такое, должен каждый будущий студент вне зависимости от того, станет ли для него это обучение первым или нет.

Что значит магистратура и бакалавриат?

Два этих термина объединяет то, что они означают освоение определенного уровня государственной образовательной программы.

Первый шаг к новой схеме был осуществлен в 1997 году, когда были приняты поправки к Болонской конвенции, вводящие двухуровневую систему обучения.

Они пришли из США, где носят названия undergraduate education и graduate education. На примере Америки можно рассказать о преимуществах такого образования:

  1. Оно дает право сменить специализацию, если предыдущая наскучила.
  2. Понимая, кто такой бакалавр, потенциальный работодатель предпочтет его человеку со специалитетом, потому что его проще обучить с нуля.
  3. Студенчество, стипендия, проживание в общежитии и другие гарантии продлеваются еще на несколько лет.

Кто такой магистр?

Магистратура – это вторая ступень высшего образования, доступная для любого, кто прошел первую. Академическая степень магистра приобретается после окончания полного учебного процесса.

Важной характеристикой степени является то, что на бесплатное обучение могут претендовать не только бакалавры, но и дипломированные специалисты, окончившие университет до введения болонской системы.

Магистратуру в полной мере раскрывают следующие нюансы:

  1. Человек, прошедший вторую ступень образования, имеет право занимать руководящие должности гражданской формы службы.
  2. Чтобы наемным работникам не пришлось думать, что выше – магистратура или бакалавриат, законодатели разделяют все квалифицированные специальности на те, для которых требуется одна степень или необходимы сразу обе.
  3. Курс предметов подбирается таким образом, что студент полностью погружается в научную и практическую деятельность.

Кто такой бакалавр?

Бакалавриат доступен вчерашним школьникам и лицам, получившим среднее профессиональное образование.

В противоположность распространенному предрассудку, оно не бесполезно без дальнейшего поступления в магистратуру.

Степень бакалавра считается высшим образованием: по окончанию студент пишет выпускную аттестационную работу и сдает квалификационные экзамены. У нее несколько аспектов, о которых должен знать каждый:

  1. Она предполагает базовый набор предметов для специальностей, которые в магистратуре будет разделены на ответвления (например, юриспруденция допускает гражданскую, уголовную и конституционную направленность).
  2. Степень дает шанс в будущем написать и защитить научную диссертацию.
  3. Престижность при болонской системе не зависит от громкого имени заведения, в котором обучался студент: она приравнивается к подтвержденной дипломом степени.

Бакалавриат и магистратура – плюсы и минусы

У любой степени есть свои недостатки и преимущества. Единственным минусом бакалавриата являются иные стандарты приема на работу. Они могут качнуть чашу весов при ответе на вопрос о том, что лучше бакалавриат или магистратура, в противоположную сторону.

Зарплата полностью зависит от диплома, поэтому бакалавриат без магистратуры иногда закрывает карьерное развитие самому умному и талантливому сотруднику.

В специализациях, не требующих для достижения высот второй ступени образования, в магистратуру идут те, кто хочет посвятить себя исследованиям и преподаванию.

Магистратура и бакалавриат – чем они отличаются?

Две ступени образования даже тогда, когда они предполагают равные права при приеме на работу, непохожи по сути. Отличие бакалавриата от магистратуры заключается в том, что:

  1. На место бакалавра может претендовать абитуриент со свидетельством о полном школьном образовании, а в магистратуру его возьмут только после прохождения степени бакалавра.
  2. Средний срок обучения на бакалавриате составляет 4 года, а магистратура занимает 2 года.
  3. Зная ответ на вопрос, бакалавриат и магистратура – что это такое, нетрудно догадаться, что на первом этапе можно получить одну специализацию, а на втором – сменить ее на другую при желании.
  4. Попасть в аспирантуру может только студент, имеющий за плечами академическую степень магистра.

Зачем нужна магистратура после бакалавриата?

Среди скептически настроенных студентов распространены сомнения в том, так ли нужна магистратура после бакалавриата. Необходимость в ней действительно возникает не всегда, а лишь при том условии, если студент ожидает получить от магистратуры:

  • большой объем знаний, которые невозможно включить в базовую программу;
  • быстрый профессиональный рост в корпорации с высокой конкуренцией;
  • вес в научном сообществе страны, публикации в профильных журналах;
  • переходный этап на пути к аспирантуре и работе преподавателем.

Стоит ли учиться в магистратуре после бакалавриата?

Было бы нечестным утверждать, что магистратура – синоним полноценного высшего образования. Не все профессии требуют от человека 7-летнего обучения в ВУЗе с его временными и материальными затратами. Каждый должен самостоятельно решить, надо ли идти в магистратуру после бакалавриата, опираясь на бонусы от ее получения:

  • международная мобильность и признанность диплома;
  • равнозначность степени магистра зарубежной научной квалификации PhD;
  • опыт работы с зарубежными преподавателями, проведения исследований и разработок для кандидатской работы.

Как выбрать магистратуру после бакалавриата?

Чтобы сделать максимально правильный выбор для обучения на второй ступени высшего образования, нужно четко определить поставленные цели.

Магистратура после бакалавриата по другой специальности открывает возможности двойного преимущества при трудоустройстве.

Правом подтверждения академической степени обладают лучшие ВУЗы с признанным опытом и громким именем. При выборе специализации магистратуры учитываются такие факторы, как:

  • связь учебного заведения с иностранными образовательными учреждениями и компаниями;
  • востребованность профессии на рынке труда;
  • готовность потенциального работодателя к отпуску по причине сдачи сессии.

Оплачивается ли магистратура после бакалавриата работодателем?

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим обучение с профессиональной деятельностью, прописаны в трудовом законодательстве страны. Нахождение ответа на вопрос о том, оплачивается ли магистратура после бакалавриата, может развиваться по одному из сценариев:

  1. Магистратура в некоторых специальностях (как правило, узконаучных) приравнивается к специалитету. Работодателям студентов, попавших в эту ситуацию, оказывает поддержку в выплате зарплаты государство.
  2. Магистратура стала личной инициативой сотрудника, поэтому начальство имеет право дать ему отпуск, но не станет его оплачивать.
  3. Если от ответа на вопрос «нужна ли магистратура после бакалавриата?» зависит карьерное развитие специалиста, единожды ранее окончившего первую ступень образования, работодатель не может его уволить. Компания обязана оплатить любой отпуск, связанный с подготовительными курсами, лекциями или сдачей экзаменов.
Профессия психолог – одна из самых интересных, благородных и востребованных специальностей современности. Психологическая помощь и поддержка людей в сложных жизненных ситуациях предполагает такие качества личности специалиста как эмпатия и умение слушать. Что за профессия инноватика и востребована ли она в современном мире? Что за профессия «инноватика», обладание какими знаниями и навыками подразумевает это направление и кем можно работать, изучив все тонкости инновационной деятельности – актуальные вопросы на современном рынке образования.
Маркетолог – кто это, в чем заключается работа маркетолога? Отвечая на вопрос кто такой маркетолог, как правило вспоминаются специалисты, определяющие место товара на полках магазинов. Между тем эти профессионалы решают множество задач, направленных на повышение эффективности работы компании. Холодные звонки – что это такое, техника холодных продаж по телефону Незнакомым является термин «холодные звонки», а это важный инструмент компаний, занимающихся продажей товаров. Есть ряд особенностей, правил и скрытых камней, касающихся налаживания контактов через телефон. Без их учета результата не будет.

Источник: https://womanadvice.ru/bakalavriat-i-magistratura-chto-eto-takoe-i-chem-oni-otlichayutsya

Инструкция: как получить второе высшее образование

Инструкция: как получить второе высшее образование

В целом, программа второго высшего образования не отличается от базовой, по которой занимаются все остальные студенты вуза. Основная разница в том, что она сжата по времени, поскольку за плечами учащихся уже есть обучение в вузе. Часть общих дисциплин не преподается. Именно поэтому полный курс второго образования короче первого.

Существуют два варианта организации учебного процесса. В первом случае вуз набирает отдельные группы, где студенты учатся по единой программе второго высшего образования.

Во втором случае абитуриенты, уже имеющие диплом вуза, зачисляются в группы по специальностям вместе с выпускниками школ.

Для них составляется индивидуальный учебный план, а ранее пройденные дисциплины перезачитываются, так что срок обучения сокращается.

Обязательная составляющая программы — факультативные дисциплины, практические занятия, мастер-классы и семинары. Как показывает практика, у студентов этой ступени всевозможные дополнительные курсы более популярны, чем у тех, кто учится в вузе впервые. Формы отчетности такие же, как и на первом высшем: зачеты, экзамены, курсовые и дипломная работы.

Второе высшее образование не является более высокой образовательной ступенью по отношению к первому — оно дает не повышение квалификации, а новую специальность.

Магистратура — это завершающая ступень высшего образования, рассчитанная на абитуриентов с базовым дипломом бакалавра или специалиста. В рамках программ ведется глубокая проработка выбранной темы или специализации.

Большинство студентов магистратуры продолжает заниматься по направлению, выбранному в бакалавриате, хотя в рамках магистерской программы возможна и смена специальности.

Для абитуриентов программ второго высшего образования ограничений по возрасту не предусмотрено. Поступить в вуз и получить второй диплом могут все желающие.

Срок обучения в вузе зависит от формы обучения. Как правило, студенты, которые учатся на очном и очно-заочном отделении, получают второй диплом за два-три года, на заочном и дистанционном отделении — за три года.

Московские вузы предлагают абитуриентам более 350 программ по заочной и дистанционной форме обучения, более 200 программ по очно-заочной и более 300 программ по очной форме.

Поскольку второе высшее образование в основном получают работающие студенты, самыми популярными формами обучения являются те, которые не требуют регулярного присутствия в вузе, — это заочная и дистанционная формы.

Студенты заочного отделения получают по всем предметам материалы для самостоятельного изучения, тесты и контрольные работы по электронной почте. Два раза в год они приезжают в вуз на экзаменационную сессию, которая длится неделю. Итоговая аттестация и защита диплома также проводится очно.

В случае дистанционного обучения диплом столичного вуза можно получить, не выезжая за пределы своего региона. Промежуточные и итоговые аттестационные работы студенты выполняют с помощью удаленного доступа к вузовской сети. Необходимые консультации преподавателей и кураторов получают благодаря интернет-конференциям и форумам.

Также большим спросом у студентов пользуется очно-заочная форма обучения в формате группы выходного дня.

В этом случае учебное заведение необходимо посещать только один раз в неделю, в субботу или в воскресенье, но пары занимают практически весь день. Есть свои поклонники и у вечерних отделений.

Плюс этой формы — возможность регулярного общения с преподавателями. Минус — необходимость четыре-пять раз в неделю приезжать в вуз.

Как правило, за вторым высшим образованием идут на факультеты экономики, иностранных языков, управления, юриспруденции и информационных технологий.

Связано это с тем, что знания из этих областей обычно требуются уже практикующим специалистам.

Тем не менее учебные заведения предлагают абитуриентам с дипломом о высшем образовании программы по всем направлениям, включая технические, технологические, медицинские и творческие.

В некоторых вузах созданы специальные подразделения, которые реализуют преимущественно программы второго высшего образования, — например, Институт сокращенных программ в Финансовом университете, отделение очно-заочного и заочного обучения в РХТУ им. Менделеева, Институт современных образовательных технологий в МГТУ им. Баумана.

При этом для некоторых университетов программы второго высшего образования — скорее редкость. Получить вторую специальность они предлагают абитуриентам в основном в рамках магистратуры.

Например, Высшая школа экономики набирает студентов только на шесть программ второго высшего, в том числе по специальностям «Банковское дело», «Финансовый менеджмент», «Управление логистикой», в то время как в магистратуре университета открыто более 100 программ по всем направлениям, имеющимся в бакалавриате. В МГУ им.

Ломоносова получить диплом о втором высшем можно лишь на нескольких факультетах — например, историческом, химическом, юридическом, психологии, журналистики. Как правило, студенты с дипломом учатся здесь вместе с выпускниками школ, но могут перезачесть ранее изученные дисциплины.

МГИМО же называет вторым высшим образованием программы очно-заочной магистратуры (например, «Международное финансовое и торговое право», «Международная экономика», «Торговое дело»).

Нет. Бюджетных мест в вузах на программах второго высшего образования не предусмотрено. Учиться можно только платно.

Так же как и на программах первого высшего образования, стоимость обучения зависит прежде всего от статуса учебного заведения. В топовых университетах — НИУ ВШЭ, МГУ им.

Ломоносова, Всероссийской академии внешней торговли, Дипломатической академии МИД РФ — обучение по очно-заочной (вечерней) форме обучения стоит от 160 до 300 тыс. рублей в год. Примерно в этих же пределах находится и стоимость обучения в технических вузах. В МГТУ им. Баумана можно получить второе образование в среднем за 200 тыс.

рублей в год, в МИРЭА — за 150 тыс. рублей в год, в Московском Политехе — за 217 тыс. рублей в год. Самые недорогие программы на очно-заочном отделении можно найти в коммерческих вузах.

Так, например, ведущие негосударственные вузы — МНЭПУ, МФЮА, Академия труда и социальных отношений — предлагают получить диплом о втором высшем за 70 тыс. рублей в год. Гораздо дешевле учиться на заочном отделении. Средняя стоимость обучения по заочной форме в московских вузах — 35-90 тыс. рублей в год.

В большинстве случаев для зачисления на программу второго высшего образования достаточно предоставить диплом о высшем образовании государственного образца и пройти собеседование. Как правило, вступительные экзамены для таких абитуриентов не предусмотрены — предполагается, что люди, прошедшие вузовскую подготовку, уже имеют достаточную образовательную базу.

Исключение составляют ведущие государственные вузы. Например, в МГУ им. Ломоносова нужно сдать экзамен по профильному предмету, в НИУ ВШЭ — комплексное тестирование, в Московский государственный лингвистический университет — экзамен по иностранному языку. В ряде случаев поступить можно, имея на руках академическую справку о неполном высшем образовании.

Например, если вы являетесь студентом старшего курса вуза.

Информацию о всех программах второго высшего образования, включая название специальностей, условия приема, стоимость и продолжительность обучения, вы найдете в каталоге учебных заведений «Учёбы.ру».

Источник: https://www.ucheba.ru/article/5731

Магистратура или второе высшее?

Учеба в магистратуре даст вам максимум знаний по вашей специальности, диплом престижного вуза и полный набор студенческих льгот. Второе высшее — это возможность освоить новое направление и получить еще одну профессию. Что именно предпочесть? Выбор зависит от цели, которую вы перед собой ставите.

Прежняя или новая?

На самом деле, в магистратуре тоже можно освоить новую специальность: бывает, например, что биолог идет в экономику, математик — в психологию, а экономист в сферу сервиса. Но для того, чтобы таким образом поменять свою судьбу, придется вдобавок к учебному плану магистерской программы пройти обучение по дополнительной программе, включающей базовые дисциплины.

Так, в магистратуре факультета экономики и менеджмента МАИ для тех, у кого совершенно другая специальность, это будут дисциплины по экономике, менеджменту и финансам.

Кроме того, для студентов решивших получить новую профессию, уже во время обучения предлагаются адаптационные курсы по базовым дисциплинам соответствующего направления, которые помогают повысить уровень знаний.

Для поступления в магистратуру нужно сдать квалификационный экзамен по профилирующему предмету. В РУДН, например, при поступлении в магистратуру экономического факультета вступительные испытания проводятся в письменной форме. Продолжительность экзамена составляет 180 минут.

Междисциплинарный экзамен для всех единых конкурсных групп проводится в один день, результаты экзамена объявляются на следующий день. Обычно уровень такого экзамена приравнивается к выпускному госэкзамену бакалавров. Некоторые вузы вводят еще и дополнительные экзамены — например, по иностранному языку. Чтобы успешно его сдать, придется пройти курс дополнительных занятий.

Но гораздо чаще магистратура становится для студента этапом, завершающим именно базовое высшее образование.

Для тех, кто поступает на второе высшее образование, как правило, вступительные экзамены не предусмотрены, достаточно будет собеседования.

Предполагается, что поступающие, однажды прошедшие вузовскую подготовку, уже имеют достаточную образовательную базу. Исключение составляют ведущие государственные вузы.

Например, поступающим в Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова экзамены сдавать придется.

Кого берут?

Поступать в магистратуру можно со степенью бакалавра, магистра и специалиста. Загвоздка может быть только в том, на какое место — бюджетное или платное — будет готов принять вас тот или иной институт или университет.

В крупных вузах, например, НИУ ВШЭ, на бесплатное обучение могут рассчитывать и бакалавры, и специалисты. В магистратуре других институтов ограничений для абитуриентов заметно больше.

Многие действительно принимают на бюджет только с дипломом бакалавра, а остальные претенденты могут рассчитывать исключительно на платную учебу. Каждый вуз, получивший от Минобрнауки определенное количество бюджетных мест, сам принимает решение, на какие программы и в каком количестве эти места распределить.

В большинстве случаев для зачисления на программу второго высшего образования также достаточно предоставить диплом бакалавра, специалиста или магистра.

Подавляющее большинство программ второго высшего образования — платные. Стоимость обучения колеблется от тысячи до десяти тысяч долларов за весь курс подготовки. Вместе с тем, далеко не каждый студент второго высшего платит за себя сам.

Нередко учебу оплачивает организация, в которой специалист работает на данный момент (при условии, что профиль образования отвечает интересам работодателя). Бесплатным может быть второе высшее непосредственно для сотрудников вуза. Многие вузы предоставляют своим студентам скидки.

Так, в некоторых учебных заведениях поощряются обладатели красных дипломов (например, это может быть скидка 15% на первый семестр) и отличники, в ряде вузов скидки предоставляются военнослужащим, офицерам запаса и т.д.

Отличия в программах

В целом программа второго высшего не отличается от базовой программы той специальности, которую получают студенты вуза, поступившие на первое образование. Кстати, студентов «второго круга» довольно часто зачисляют в общие группы.

Основная разница в том, что программа «второго» сжата по времени — за счет того, что большинство общеобразовательных предметов засчитываются студентам по первому диплому.

Так же, как и на первом высшем, студент, получающий второе образование, выбирает между бакалавриатом и специалитетом.

Магистерские программы готовят молодых специалистов к научно-исследовательской и педагогической деятельности, дают фундаментальное образование в конкретной области. Особенности магистерских программ — это конкретная тематика, которую каждый вуз определяет самостоятельно в рамках каждого направления обучения.

При изучении направлений программы студенты глубоко прорабатывают выбранную тему специализации. Обучение в магистратуре дает основательную научную базу и методологию научного труда. Есть возможность детально изучить современные информационные технологии и методы получения и обработки научной информации.

Все занятия предполагают практическое закрепление полученного теоретического материала: с этой целью проводятся деловые игры и анализ условий конкретных экономических ситуаций. Например, в магистратуре Государственного университета управления в процессе обучения студенты проходят научно-исследовательскую и производственную практику, ведут научные исследования.

Желающим предоставляется возможность сдать экзамены кандидатского минимума и, после успешного обучения, поступить в аспирантуру.

Принимая участие в таких практикумах, студенты приобретают ценный первоначальный опыт ведения профессиональной деятельности.

Сегодня в России существует несколько разновидностей магистерских программ: во-первых, это программы, разработанные в соответствии с российскими стандартами образования, во-вторых — программы, ориентированные на западные стандарты (студенты получают степень магистра «European Master of Science in International management» — преподавание ведется на английском языке) и в-третьих, программы, одновременно учитывающие требования российского государственного и европейского стандартов. Так, например, в МГИМО магистерская программа «Экономика нефтегазовой отрасли и проблемы энергетической политики» открыта совместно с итальянским Университетом Луиджи Боккони («Univerit di Commerciale Luigi Bocconi»), являющимся признанным европейским лидером в области экономического и бизнес-образования, тесно сотрудничающим с ведущими мировыми энергетическими компаниями. В МИЭФ действует международная магистерская программа «Финансовая экономика», реализуемая при академической поддержке Лондонской школы экономики и финансовой поддержке российских и иностранных организаций-доноров. Цель программы — подготовить специалистов, владеющих современной экономической теорией и навыками ее использования в быстро меняющейся финансовой среде, способных работать на уровне современных мировых требований.

Кто идет?

Согласно статистике, 60–70% студентов второго высшего — люди, длительное время работающие не по диплому, — для дальнейшего продвижения в профессии им не хватает систематизированных знаний, специального образования.

В большинстве своем второе высшее получают люди примерно тридцати лет и старше, состоявшиеся в профессиональном плане и довольно уверенно стоящие на ногах.

В отношении студентов, отправляющихся «за вторым» сразу по окончании первого вуза, у западных рекрутеров сформировался термин «переквалификация» (подготовка, при которой объем знаний специалиста оказывается принципиально больше того, что реально требуется на практике).

Магистратура дает преимущества самым разным категориям специалистов. С одной стороны, магистратура готовит профи, планирующих в дальнейшем заниматься научной деятельностью или преподаванием. Магистратура значительно облегчает поступление в аспирантуру и сокращает срок обучения в ней.

Вместе с тем, практикам магистратура дает углубленную специализацию и фундаментальные знания в выбранной области. В ряде специальностей (таких, например, как «Юриспруденция», «Международные отношения» и т.п.

) магистратура по традиции считается завершающим звеном образования, — диплом бакалавра в подобных сферах оказывается недостаточным для эффективного продвижения по карьерной лестнице.

Магистерский диплом, в отличие от диплома специалиста, соответствует международным образовательным стандартам.

Сколько и когда?

По продолжительности обучения подавляющее большинство магистерских программ рассчитано на два года, то есть четыре семестра. На втором высшем, чтобы получить степень бакалавра, придется учиться от полутора до двух лет, а на специалиста — три года.

И на втором высшем, и в магистратуре есть возможность выбрать между дневной, вечерней (занятия обычно идут приблизительно с 17–18 до 21–22 часов) и заочной формой обучения.

Но стоит отметить, что 90% бюджетных мест в магистратуре выделяются именно для очной формы обучения. Кроме того, студентам «второго круга» во многих вузах предлагается индивидуальный график занятий.


Количество бюджетных мест на программы магистратуры.

Название вузаКол-во бюдж. мест
Экономика
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»295
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Экономический факультет175
Финансовый университет при Правительстве РФ105
Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К.А. Тимирязева86
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова50
Всероссийская государственная налоговая академия25
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики10
Менеджмент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»185
Государственный университет управления50
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова49
Финансовый университет при Правительстве РФ30
Российский университет дружбы народов24
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики10
Информатика и вычислительная техника
Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана71
МАТИ — Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского65
Московский государственный горный университет40
Московский энергетический институт (ТУ)30
Московский автомобильно-дорожный институт (ГТУ)20
Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (ТУ)12
Российский государственный социальный университет10
Психология
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»95
Московский городской психолого-педагогический университет72
Российский университет дружбы народов5
Социология
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»120
Российский государственный социальный университет25
Российский университет дружбы народов12
Политология
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»80
Российский университет дружбы народов16
Российский государственный социальный университет10
Юриспруденция
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»80
Российский университет дружбы народов37
Всероссийская государственная налоговая академия25
Московская государственная юридическая академия25
Государственный университет по землеустройству20
Автоматизация и управление
Московский государственный университет печати20
Московский энергетический институт (ТУ)15
Московский государственный институт электронной техники (ТУ)12
Московский государственный горный университет10
Строительство
Российский университет дружбы народов28
Московский государственный университет природообустройства10
Московский автомобильно-дорожный институт (ГТУ)10

Н. Петрухина

источник: http://www.ucheba.ru/vuz-article/15284.html

Источник: https://emax.ru/buslife/study/18452-magistratura-ili-vtoroe-vysshee.html

Второе высшее: практичность Болонской системы

Большинство молодых специалистов вынуждено доучиваться

Второе высшее образование – это не блажь. Наличие очередного образования не должно восприниматься как экзотика, как случайное событие, ведь это реальное формирование карьеры и поддержка знаниями компетентности, способность выполнять на практике те задачи, которые стоят перед современным человеком.

Представим несколько жизненных ситуаций.

Первая. Отучившись пять или шесть лет в вузе и получив заветный диплом, окрылённый выпускник перво-наперво начнёт поиски работы.

Но после дюжины отказов юный специалист столкнётся с суровой реальностью – рынок труда переполнен его молодыми коллегами, вакантные места заполняются очень быстро, и даже на мало оплачиваемую должность большой конкурс.

Чтобы не оказаться торговцами на рынке, юноша или девушка решает получить дополнительное образование: расширить свою специализацию, либо же полностью изменить профессию.

Вторая. С работой повезло, платят неплохо, вот только хочется большего. Но амбициозному работнику зачастую невозможно пролезть дальше по карьерной лестницы без повышения своей профессиональной квалификации. И единственный выход – снова сесть за студенческую парту.

Третья. Проработав долгие годы в государственных учреждениях, талантливые врачи или учителя мечтают о создании своего дела. Но быть асом в одной области недостаточно для успешного бизнеса. И тогда срочно следует изучить основы экономики и менеджмента.

Четвёртая. Бывает и так, что первое высшее получено по настоянию родителей. Порадовав маму и папу корочкой, молодые люди начинают учиться для себя.

Все эти истории объединяет одно – нужно получить второе (а иной раз и третье) высшее образование. Знания на сегодняшний день – как скоропортящийся продукт. Если их не обновлять, то они устареют и уже будут непригодны.

Конечно, существуют различные курсы, тренинги, самоучителя, но ничто не будет столь престижно и эффективно, как вузовская система. Второе высшее не просто модно, а выгодно для трудоустройства. Тем более, сейчас, как никогда, в России предусмотрена наиболее удобная модель обучения для бывалых студентов.

Магистратура – универсальный инструмент

Болонский процесс дал отечественному образованию очень многое. И хоть на могилу старой системы высшей школы можно положить две гвоздички, но взамен ей пришёл не менее качественный и эффективный эквивалент.

Теперь получить второе высшее стало проще и, самое главное, быстрее. Раньше, чтобы выучиться на новую специальность, необходимо было потратить 3-4 года, теперь же – только 2.

Согласитесь, что уже имеющего один диплом не целесообразно учить по той же системе, по которой учат новобранцев. С пришедшими в вуз вторично следует заниматься более интенсивно, с большим количеством самостоятельной работы, более предметно, ведь они знают, для чего пришли. И инструментом, позволяющим всё это осуществить, является магистратура.

Магистратура отличается от второго высшего тем, что технологии при обучении не повторяются, программа более целенаправленна, нет «лишних» общих предметов, сильно экономится время.

Каждое учебное заведение вырабатывает собственную конкретную тематику для магистерских программ. И при освоении этих направлений студенты занимаются углублённым изучением специализации. База даётся как научная, так и довольно тщательно проработанная практическая.

Хороший институт позволяет изучить все новейшие технологии, а любая теория подкрепляется практикой. Магистратура отличается от высшего образования тем, что готовит людей, способных к аналитической деятельности, непосредственно знакомых с профессиональной средой.

Правила приёма и «подводные камни»

Магистратура настолько универсальна, что учась в ней, можно получить совсем непрофильную специальность.

Правда, для того, чтобы математик стал психологом или биолог – юристом, придётся помимо основной базовой программы освоить дополнительную.

Зачастую у студентов, решивших коренным образом изменить свою профессию, в учебных заведениях есть возможность пройти так называемые адаптационные курсы, помогающие подкорректировать знания.

Как правило, поступить во второй раз в вуз намного проще, чем в первый. Прежде всего, абитуриент так не волнуется. Кроме того, знаний уже достаточно, чтобы «заболтать» приёмную комиссию. Да и условия поступления в магистратуру намного упрощены по сравнению со старой системой.

Чаще всего необходимо сдать квалификационный экзамен по основному предмету. Обычно это испытание приравнивается к выпускному государственному экзамену бакалавриата. Но абитуриентам надо быть готовым и к дополнительным испытаниям при поступлении.

Например, во многих вузах требуется сдать ещё и экзамен по иностранному языку.

Поступить в магистратуру можно как со степенью магистра или бакалавра, так и специалистам.

Цена вопроса

Если первое высшее было получено платно, то вполне можно претендовать на бюджет второго. Однако, не в каждом вузе найдутся свободные места, да и конкурс зачастую огромен.

И если нет времени на усиленную подготовку, то не стоит рассчитывать на безвозмездность. Стоимость обучения абсолютно разная. Она зависит от высшего учебного заведения и региона.

Но стоит помнить, что при выборе в первую очередь должен учитываться пункт «качество».

Нередко за студента платят работодатели, заинтересованные в компетентности своего сотрудника.

Очник или заочник? – Как учёбу совместить с работой

Знание – деньги! Но и время – тоже деньги. Так что же делать тем, кто хочет совмещать работу с учёбой?

Есть ещё один значительный плюс у современного образования: часто вузы предоставляют студентам «второго круга» индивидуальную программу, идут навстречу, особенно занятым на работе учащимся. Теперь учиться можно не только по очной или заочной системам, но ещё и введенной во многих вузах так называемой очно-заочной форме.

Если о первых двух известно практически всё, то особый интерес вызывает последняя. Обычно студенту предлагается посещать занятия не в будни, а лишь в выходные: например, слушать лекции по субботам (есть ещё одно название – группа выходного дня), либо во второй половине дня. Это сильно напоминает вечернюю форму, но имеет ряд нюансов.

Конечно, нагрузка направлена скорее на самостоятельное освоение предметов, но ведь студентам второго высшего уже знакомы и самоподготовка и самодисциплина.

И в то же время система сильно отличается от заочной, поскольку большее время слушаются живые лекции и есть возможность непосредственного общения с преподавателем.

Да и контролировать учебный процесс будет проще, чем во время заочного обучения, по крайней мере, все билеты за «ночь перед экзаменом» вряд ли придётся вызубривать. А чем организованнее будет Ваш учебный процесс, тем больше знаний отложится в голове, и пользы, соответственно, будет больше.

Очно-заочная форма очень распространена именно благодаря своей практичности, ведь не каждый работодатель будет закрывать глаза на учёбные прогулы и, тем более, оплачивать время сессии. Поэтому тем, кто на работе находится в «ежовых рукавицах» именно такая система подойдёт лучше всего.

Также, помимо вышеперечисленных, абитуриенты рассматривают дистанционную форму обучения, традиционное вечернее и периодическое образование. Кстати, периодическое образование – очень необычная схема.

Часто она применяется для работников крупных фирм. Тут студенты получают не высшее образование, а углубленные знания в той или иной области. А по окончанию программы студенты получают не диплом, а просто сертификат.

А если несколько сертификатов – выдаётся корочка второго высшего.

В общем, выбор богатый, но стоит учитывать, что на дневной форме обучения в вузе существуют возрастные ограничения – 40-50 лет.

И ещё один нюанс: возможность в индивидуальном порядке уменьшить время на обучение, если зачтутся ранее изученные дисциплины.

За двумя зайцами… или о том, как учиться параллельно

Ещё один, кстати, довольно распространённый вариант получения второго высшего – учиться сразу по двум специальностям. Параллельное образование очень эффективно, т.к. за одно и то же время можно получить два диплома.

И вот тут тоже несколько схем комбинирования. Если поступать одновременно на две специальности, то на одной можно обучаться очно, а на другой – заочно. Чтобы быть во время сессий на заочном отделении, и при этом администрация дневного не засчитала бы прогулы, следует ставить последних в известность, принося справки-вызовы.

Учёба одновременно «с нуля» хороша тогда, когда факультеты, на которых вы учитесь, абсолютно не связаны между собой. Например, постигаете лингвистику и бухучёт. Однако это довольно дорого и тяжело.

Можно поступить и по другой системе. Выучиться сначала в одном месте, получить степень бакалавра, а потом выбирать несколько программ для обучения на магистратуре. Но здесь каждый студент должен решить индивидуально для себя, что ему нужно.

Не каждый вуз, например, имеет возможность учить заочно магистрантов, и речь не только о военных или медиках. Например, в Украине правительство собиралось запретить заочную магистратуру.

В России пока таких жёстких проектов нет, но всё же многие учебные заведения предпочитают видеть своих студентов каждый день, а не дважды в год.

Что такое двойной диплом?

Когда речь идёт о втором высшем, нельзя не упомянуть ещё про один момент: в какой стране учиться. Но вопрос скорее даже состоит не в том, где учиться, а где получить наилучшее образование?!

Так как образование всегда расценивалось, как вложение капитала, можно привести знаменитую фразу успешного предпринимателя Владимира Потанина: «Если вы берёте кредит, то его нужно брать в той валюте, в какой вы эти деньги собираетесь тратить». А это значит, что если вы рассматриваете трудоустройство в России, то и образование следует получать на Родине.

Стоит учитывать ещё одну особенность – каждая страна готовит специалистов в своих интересах. То есть изучение предметов будет происходить сквозь призму тамошнего законодательства, и это не только никак не пригодится, а, наоборот, сильно может помешать при профессиональной деятельности.

Желающим блеснуть заграничной корочкой и при этом не потерять эффективности обучения стоит рассмотреть программы двойного диплома. Это когда вуз состоит в партнёрстве с иностранным учебным заведением, весь курс обучения согласуется, а выпускная квалификационная работа курируется представителями двух сторон. И дипломов, соответственно, выдаётся два.

Автор статьи Дарья Лазуткина

Источник: http://ami-map.ru/news/obrazovanie/270-vtoroe-visshee-obrazovanie-magistratura.html

Студиорум
Добавить комментарий