«литературное творчество»: обучение обзор профессии и кем работать

Содержание

Моя специальность – литературное творчество. | Абитуриент ТГУ – 2018

«Литературное творчество»: обучение обзор профессии и кем работать

2 Октября 2015

Юлия Коваленко, выпускница ФилФ: Моя группа – фактически первый выпуск специальности «Литературное творчество». Нас было 3 человека, и все, как мне кажется, успешно защитили дипломы.

Сейчас я понимаю, что в 17-18 лет очень сложно знать наверняка, кем ты хочешь стать в дальнейшем. Особенно сложно выбрать между такими смежными дисциплинами, как литературоведение, лингвистика, литературное творчество.

Лучше всего прислушаться к интуиции, присмотреться к знакам, даже если вы совсем не суеверны. Это психология. Когда ты заражен идеей, ты видишь ее повсюду. Как только ты таким образом поймешь, куда идти – это будет оно.

Никаких других вариантов я не вижу. Чистое шаманство!

Или… вы можете поступить разумно, как это посчастливилось сделать мне, и пройти какие-нибудь подготовительные курсы. В моем случае это была двухгодичная «Школа юного филолога», которая помогла познакомиться с факультетом, преподавателями и некоторыми курсами задолго до моего поступления.

Там я узнала о новой, первой за Уралом специальности «Литературное творчество», это был филиал Литературного института имени Горького.

К тому моменту я уже писала прозу и в силу юношеского максимализма, свойственного каждому начинающему писателю, была уверена, что я – гениальный творец, поэтому свои тексты на подготовительные курсы несла как знамя! Нашим руководителем был поэт-переводчик Андрей Олеар, и… конечно же случилось страшное: он нещадно всё раскритиковал. Честно, сначала у меня был ступор, наверное, даже первая настоящая депрессия. Но мне повезло – это состояние владело мной недолго, я восприняла критику в положительном ключе, меня это подстегнуло. Я твердо решила доказать, что могу лучше.

На мой взгляд, проблема нынешних первокурсников «Литературного творчества» в том, что у них нет двух подготовительных лет. Они уже поступили и не имеют времени и права опускать руки. А ведь это произойдет в любом случае. Так случается всегда.

Здесь возможен только один способ решения проблемы – через силу начинать работать, сразу же включаться в монотонный труд «у станка». Только терзая собственные ранние тексты, можно перейти к чему-то качественно новому. И придется поступиться какими-то своими принципами.

Но в конечном счете это принесет свои плоды, иначе вы так и останетесь наедине со своей уязвленной гордостью и сырыми, наивными текстами.

На нашей специальности было много дополнительных курсов, которых нет в основной программе направления «Филология»: это история театра, история кинематографа, мемуарная проза, национальные литературы, технологии создания текстов поэтических, прозаических, драматических и многое другое. Особое внимание уделялось творческим мастерским, на них мы встречались с мастерами.

Наш курс вёл Андрей Олеар – работали над нашими текстами, разбирали их и обсуждали. В этом была сложность. Одно дело обсуждать что-то, полежавшее «в столе», за что уже не болит душа, а другое дело – свежий текст, особенно, если случилось так, что он тебе самому сильно понравился.

Как говорил герой одного фильма: «Иногда я читаю что-то и думаю, что я свой самый любимый писатель».

У нас была особая форма диплома. Мы защищали собственные художественные тексты: я представляла драматургию, одногрупнница – прозу, а одногруппник – переводы стихов и эссе. Работа также включала предисловие и небольшой самоанализ наших текстов.

Рецензентов нам всем подбирали индивидуально, и больше всех повезло Дмитрию Витруку – его рецензентом была Валентина Полухина, профессор с мировым именем, исследователь творчества Иосифа Бродского, создатель такого направления в литературоведении, как «бродсковедение».

Она отозвалась о творчестве Димы очень тепло и положительно, ей определенно понравилось то, что он делает и то, как он это делает. Моим рецензентом была Мария Смирнова, заведующая литературной частью Томского драматического театра.

Сейчас я заведующая литературно-драматической частью Томского областного театра куклы и актера «Скоморох». Пишу тексты разного плана: статьи, обзоры, сценарии для мероприятий, грантовые заявки, документы.

Кроме того, в мои обязанности входит общение со зрителями, организация пресс-встреч и имиджевых мероприятий. Сфера деятельности обширная, многое зависит от личной инициативы – есть возможность для самореализации и роста.

У нас всегда что-то происходит, что-то нужно придумывать, организовывать, некогда сидеть на месте. Вообще, о возможности поработать в театре я узнала случайно. Тогда подумала, что это снова то самое шаманство, когда внезапно ты находишь свое место, еще не догадываясь о том, что оно именно твое.

Согласитесь, сложно прогнозировать еще только заполняя резюме, станет ли это работой твоей мечты или окажется нудной рутиной от пятницы до пятницы. Мне повезло – я нашла работу по специальности, которую люблю!

Коротко о главном

Филологический факультет – один из старейших в Томском государственном университете. В 1917 году появился историко-филологический факультет, и в его состав входили три отделения: историческое, философское и филологическое. Факультет функционировал до 1921 года. Его деятельность возобновилась ровно через 20 лет, в 1941 году.

Свое независимое существование филологический факультет ТГУ начинает с 1974 года, в 2004 из него выделяется факультет журналистики. За последние 5 лет сотрудники факультета получили 70 грантов различных фондов, в том числе РФФИ, РГНФ, DAAD, на ФилФ прошли обучение 137 иностранных граждан из 11 стран.

Возможности трудоустройства

Выпускники филологического факультета в основном работают в системе высшего и среднего образования, органах государственного управления и культуры, в общественных организациях, СМИ и пресс-службах, в рекламных и PR-агентствах, в редакциях и издательствах, в переводческих агентствах, а также в учреждениях, работающих с иностранцами.

Источник: http://abiturient.tsu.ru/about/my-major/10920/

Литературные институты России

Если вчерашний студент-гуманитарий, который чувствует в себе силы и талант стать писателем, решит продолжить образование по соответствующей специальности, выбор вузов его не разочарует. Литературные институты России – учебные заведения, куда поступить может каждый талантливый начинающий автор. И сегодня таких вузов немало. Но лишь один из них внушает доверие.

Общая информация

Такой вуз в стране (как, впрочем, и в мире) всего один. Существует множество учебных заведений, которые готовят прекрасных филологов и журналистов, и есть много писателей – выпускников таких университетов.

Например, известный сегодня драматург и писатель Евгений Гришковец окончил филологический факультет Кемеровского государственного университета.

Он, кстати, считает, что самым худшим образованием является журналистское, потому что их “сразу учат писать, а нормальных людей сначала читать”.

К примеру, работает в столице институт журналистики и литературного творчества. Этот не государственный вуз (хотя у него есть лицензия и официальные дипломы) нельзя назвать литературным, потому что он обучает студентов исключительно журналистике.

Эти два направления, бесспорно, очень похожи, но все же являются отдельными разновидностями словесного творчества. А вот образование филолога включает изучение ряда предметов, связанных с восприятием языка и литературного фольклора различных народностей.

Таким образом, будущий писатель, фундаментально изучив литературное многообразие разных стран, становится компетентным в этой области.

Немного истории

Истоки профессиональной подготовки литераторов в России зарождаются в 1933 году – в это время открывается Литературный институт имени Горького. Примерно тогда же Ленинградский госуниверситет создает кафедру журналистики.

С течением времени в Москве, Питере и других крупных городах России появилось много журфаков. Что касается литературного факультета, то он, по-прежнему, остается в единственном экземпляре – в столичном Литинституте им. Горького.

Санкт-Петербург, хоть и слывет культурной столицей, таким не может похвастаться. Отчасти, к аналогу Горьковского вуза можно приравнять курс Института культурных программ по направлению «Литературное творчество».

Он организован правлением питерской ячейки союза писателей России с намерением впоследствии стать основой для своего литфака.

Но, пока абитуриенты-гуманитарии грезят в недалеком будущем, что выбирать из списка «Литературные институты», все дороги ведут в Москву – единственное, уникальное место, о котором поговорим далее.

Литературный институт имени А.М.Горького – история создания

Фундаментом для будущего горьковского института стал, созданный в 1921 году Валерием Яковлевичем Брюсовым, Высший литературно-художественный вуз. В его стенах можно было получить специальность писателя, поэта, драматурга, критика, беллетриста и переводчика. Срок обучения составлял три года. Это учреждение включало в себя:

  • студию Лито Наркомпроса;
  • лит. курсы московского Дворца искусств;
  • практически весь Госинститут слова;
  • профессионально-техническую школу поэтики.

Он был ликвидирован в 1925 году по причине отказа преподавательского состава переезжать на другое место жительства (по решению московской жилищной комиссии ВЛХИ переводили в Ленинград).

А в конце1933 года по задумке М.Горького создается Вечерний рабочий Литуниверситет, который с 1936 г. называется «Литературный институт имени А.М.Горького».

Экстерьер вуза

Литературные институты Москвы размещаются в разных частях города, но, ни один из них не может похвастаться таким уникальным расположением, как Горьковский Литинститут. Его здание–это уникальный памятник архитектуры 18 века. В апреле 1812 года в этой городской усадьбе на б.Тверском родился А.И.Герцен.

В начале 19 столетия в здании размещалось немало писательских союзов, регулярно проводились литературные вечера, где можно было послушать Сергея Есенина, Александра Блока, Владимира Маяковского.

А в 40-х гг.

19 века здесь, на заседаниях литературного салона, можно было встретиться с Белинским, Гоголем, Чаадаевым, Хомяковым, Щепкиным, Аксаковыми, Баратынским и другими прославленными литераторами.

Мемориальные доски на стенах бывшей усадьбы рассказывают, что когда-то здесь жили О.Мандельштам, В.Иванов, Д.Андреев.

Преподавательский состав

Более «звездного» преподавательского состава, чем в Литинституте, вы не найдете нигде.

Можно долго перечислять именитых писателей и драматургов, читавших здесь в разное время: Константин Паустовский, Александр Зиновьев, Михаил Светлов, Лев Ошанин, Виктор Розов – вот имена лишь нескольких из них.

Светила с громкими фамилиями проводили тут свои лекции (И.Толстой, А.Тахо-Годи, А.Реформатский, В.Асмус, Г.Винокур и другие).

И сегодня студенты заслушиваются творческими семинарами в исполнении полюбившихся всем писателей: С.Н.Есина (завкафедрой лит. мастерства), Ю.А.Апенченко, И.Л.Волгина, С.Ю.Куняева, В.Ю.Малягина, М.О.Чудаковой, О.О.Павлова и многих других.

Информация для абитуриентов

Литературный институт имени Горького представлен двумя факультетами:

  1. Очный (сроком пять лет) – обучает студентов по профилям «Литературное творчество», «Перевод художественной литературы» (с 6-ти языков).
  2. Заочный (сроком шесть лет) – и только одна специальность, переводчиков не готовят.

Вуз включает в себя аспирантуру и докторантуру с квалификациями: «Теория литературы», «Русский язык», «Русская литература».

Для поступления в институт литературного творчества необходимо пройти специальный конкурс и сдать экзамены.

Поступление на педагогические и журналистские факультеты университетов осуществляется по результатам ЕГЭ. Здесь же конкурс состоит из трех этапов:

  1. Творческая работа поступающего. Этот этап проходит без присутствия потенциального студента. Во избежание необъективного отношения, работы не подписывают. Это могут быть на выбор:
  • прозаический текст (более 20 листов);
  • стихотворения (250 строчек);
  • двадцать пять страниц на выбор: литературная критика, публицистика, драматургия или художественный перевод.

Далее абитуриент получает возможность сдать оставшиеся дисциплины: историю России, русский язык, литературу. Кроме того, это может быть этюд в письменном виде либо устное собеседование.

Нет других педагогических или литературных институтов, которые бы отбирали студентов с такой тщательностью. Разве что при выборе кино-театральной профессии или поступлении в архитектурные вузы можно встретить похожие конкурсы.

Направленность обучения

Студентов обучают по общегуманитарному (с углублением в литературоведение, язык) и творческому направлениям. Последнее реализуется в форме семинаров.

Один раз в неделю никаких занятий – только курс с интереснейшим руководителем. Литературный институт им. Горького всегда славился тем, что семинары ведут знаменитые писатели.

Эта форма обучения доступна и слушателям Высших литкурсов, и учащимся школы худ. перевода. Заведение представлено кафедрами:

  • славистикии классической литературы;
  • общественных наук;
  • литературы;
  • новейшей русской литературы;
  • теории и лит. критики;
  • русского языка и стилистики;
  • иностранных языков;
  • художественного перевода.

Литературный институт им. Горького лидирует в списке отечественных высших учебных заведений по количеству преподавателей с ученой степенью, большинство из которых – с мировым именем.

Сотрудничество на международном уровне

Международное партнерство литинститута развивается планомерно. Согласно политике государства, оно направлено на укрепление имиджа высшей отечественной школы на международном уровне.

Вуз работает на преумножение академических и научных связей, старается интегрироваться в европейскую сферу образования, популяризирует высочайшие достижения русской литературы в постсоветских и зарубежных странах.

Международными партнерами Литинститута являются учреждения Германии, Ирландии, Италии, Франции, Китая (Кельнский университет, Тринити-колледж, университеты г.Бергамо, Парижа, Сучжоу).

Отзывы

О целесообразности обучения в Литературном институте существует много противоречивых мнений.

Прагматики-технари искренне недоумевают, зачем вообще нужны литературные институты? А Горьковский вуз интересен скорее как историческое место, нежели высшая школа, дающая старт в большую жизнь.

И действительно, в эпоху продаж, бизнеса и IT-технологий «рудименту былых эпох» – вузу-музею – невозможно конкурировать с рыночным капитализмом.

И для тех, кто хочет получить профессию, а не образование, лучше поискать другое учебное заведение.

Но с другой стороны, это заведение по-своему прекрасно. Своей историей, архитектурной ценностью и духом великой русской литературы, которым пропитаны его стены. Кроме того, уникальный институт, который видит своей задачей – раскрыть талант, сформировать мастерство неопытных поэтов и прозаиков, драматургов и критиков.

И даже если выпускнику не суждено прославиться на этом поприще, обучение здесь полностью изменит его мировоззрение, позволит обрести новое видение на культуру, на мир, на человека. Если Вам это близко, добро пожаловать – Литературный институт Горького, Москва, Тверской бульвар, 25.

Источник: https://www.syl.ru/article/297311/literaturnyie-institutyi-rossii-obzor-reyting-spetsialnosti-i-otzyivyi-literaturnyiy-institut-imeni-a-m-gorkogo-obzor-i-otzyivyi

Литературные институты России

Чисто литературные институты в нашей стране имеются в количестве одного-единственного. Как, впрочем, и на всём земном шаре.

Много есть педагогических институтов, где преподают русский язык и литературу в процессе подготовки преподавателей школ. Много и университетов, где есть факультет журналистики.

Но литератор и журналист – это две совсем разные “птицы”. Писатели учатся только в одном вузе страны, и это Литературный институт имени Горького.

Предшественник

Этот институт существовал недолго и давно. Так называемый в народе Брюсовский институт – это специализированный вуз, открывшийся в Москве в 1921 году по инициативе В. Я. Брюсова. Там готовились поэты, писатели, беллетристы, критики, драматурги и переводчики. Всё, как в Горьковском, только учёба длилась не пять, а три года.

Высший литературно-художественный институт имени В.Я. Брюсова вобрал в себя студию Лито Наркомпроса, тоже организованную Валерием Яковлевичем, литературные курсы Дворца искусств и большую часть Государственного института слова.

Туда же через год вошла и Профессионально-техническая школа поэтики, где работали почти все преподаватели ВЛХИ, в том числе и сам Брюсов. В 1924 году институт получил, наконец, его имя – в связи с широко праздновавшемся юбилеем поэта.

В январе 1925 года московская жилищная комиссия приняла решение о переводе ряда вузов в Ленинград по причине невыносимой тесноты.

ВЛХИ переехать не смог, потому что все сорок преподавателей, кроме двух, саботировали перемену места жительства. Таким образом институт был ликвидирован. Студенты доучивались в других вузах.

Литературный институт имени Горького создавался уже с учётом печального опыта своего предшественника. И, надо признать, ошибки не повторились.

ИЖЛТ

Институт журналистики и литературного творчества никак не может называться литературным институтом.

Это образовательное учреждение не государственное, хотя имеет государственную аккредитацию и лицензию, а выпускникам вручаются дипломы государственного образца.

Институт журналистики и литературного творчества имеет только одно направление обучения – это журналистика. Есть там и подготовительные курсы. Бюджетной основы обучения не предусмотрено. Студенты выбирают заочную, очно-заочную и очную форму обучения.

Литинститут имени А. М. Горького

Этот вуз всегда целиком и полностью принадлежал Министерству Культуры, с 1992 года находится в ведении Минобрнауки РФ. Здесь два факультета – заочный и очный. Очно студенты осваивают пятилетнюю программу специалитета: “Литературное творчество” и “Перевод художественной литературы”.

Заочно специалистов готовят шесть лет и по одной специальности – “Литературное творчество”. На отделении художественного перевода учатся будущие переводчики с английского, немецкого, французского, испанского, итальянского и корейского языков. Есть здесь и аспирантура с докторантурой по специальностям: “Русский язык”, “Теория литературы” и “Русская литература”.

Как всё начиналось

Инициатором создания Литинститута выступил Максим Горький. Сначала вуз был Вечерним рабочим литературным университетом, лишь с 1933 года получил своё название, которое сохраняет по сей день.

Во время войны, в 1942-м, институт стал обучать очников и заочников. В 1953-м открылись очные двухгодичные Высшие литературные курсы для уже состоявшихся писателей, которым необходимо пополнить гуманитарные знания и расширить кругозор. В 1983 году Литинститут был награждён высоким орденом Дружбы народов.

Местоположение

Литературные институты педагогического профиля находятся в разных районах Москвы, некоторые в исторических, но более знакового места для расположения Литинститута имени Горького найти просто невозможно.

Это памятник архитектуры восемнадцатого века, городская усадьба на Тверском бульваре, где в 1812 году родился А. И. Герцен.

А в сороковых годах девятнадцатого здесь, в литературном салоне, завсегдатаями были Гоголь, Белинский, Аксаковы, Чаадаев, Баратынский, Хомяков, Щепкин и многие другие легендарные личности.

Перед самым началом двадцатого века здесь разместилось издательство, а в двадцатых годах – многочисленные писательские организации. Литературные вечера проходили с участием Маяковского, Блока, Есенина.

Это здание подробно описывается Герценом, Булгаковым, Мандельштамом. Здесь, прямо в этом здании, проживали Вячеслав Иванов, Даниил Андреев, Осип Мандельштам, Андрей Платонов, о чём сообщают мемориальные доски на здании.

Во дворике стоит памятник Герцену.

Преподаватели

Преподаватели всегда были и остаются в Литинституте звёздные, никакие другие литературные институты просто не смогли бы собрать прославленных мастеров в таком количестве.

Здесь преподавали Александр Зиновьев, Виктор Розов, Константин Паустовский, Михаил Светлов, Константин Федин, Лев Ошанин, Лев Озеров, Юрий Кузнецов, Юрий Минералов и многие другие, не менее знаменитые писатели, поэты, драматурги. Лекции читали учёные со звонкими именами: И. Толстой, В. Асмус, А.

Реформатский, Г. Винокур, А. Тахо-Годи, С. Радциг, С. Бонди, Б. Томашевский, В. Кожинов и не менее достойные другие.

И сейчас творческие семинары ведут самые известные и всеми любимые писатели: Сергей Николаевич Есин – заведующий кафедрой литературного мастерства, Самид Сахибович Агаев, Юрий Сергеевич Апенченко, Сергей Сергеевич Арутюнов, Игорь Леонидович Волгин, Андрей Венедиктович Воронцов, Андрей Витальевич Василевский, Алексей Николаевич Варламов – исполняющий обязанности ректора Литинститута, Анатолий Васильевич Королёв, Руслан Тимофеевич Киреев, Владимир Андреевич Костров, Станислав Юрьевич Куняев, Геннадий Николаевич Красников, Владимир Юрьевич Малягин, Александр Александрович Михайлов, Олеся Александровна Николаева, Олег Олегович Павлов, Александр Евсеевич Рекемчук, Евгений Борисович Рейн, Инна Ивановна Ростовцева, Галина Ивановна Седых, Евгений Юрьевич Сидоров, Александр Юрьевич Сегень, Сергей Петрович Толкачёв, Александр Петрович Торопцев, Мариэтта Омаровна Чудакова. Никогда институты литературного творчества не имели такого созвездия мастеров.

Абитуриентам – творческий конкурс

Поступить в Литинститут могут только прошедшие творческий конкурс и сдавшие вступительные экзамены. В педагогические литературные институты Москвы поступают по ЕГЭ, также и на журналистику в университеты. Здесь конкурс проходит в три этапа.

Сначала абитуриенты присылают свои творческие работы по выбранному направлению: двадцать (не менее) страниц текста прозы, или двести стихотворных строк, или двадцать страниц в литературной критике, драматургии, очерке и публицистике, а также в художественном переводе.

Это испытание проводится без участия абитуриента, более того, работы он подаёт безымянные, поэтому предвзятого мнения быть не может. Литературный педагогический институт не ставит перед абитуриентом таких сложных, но интересных творческих задач.

И только после этого можно получить возможность сдачи остальных предметов по ЕГЭ (письменно или устно). Это традиционно русская литература, русский язык, история России. Если творческая работа и сдача экзаменов удовлетворит комиссию, будущий студент приглашается на второй этап творческого конкурса – это письменный этюд.

Далее следует собеседование, самый важный момент для прошедших первые два этапа. Ни университеты, ни педагогические литературные институты России не проводят такой тщательный отбор абитуриентов.

Творческие конкурсы существуют, помимо Литинститута, только для абитуриентов, выбравших профессию в области театра, кино или в вузах архитектурно-художественных направлений.

Семинары

Готовят студентов по двум направлениям параллельно. Это общегуманитарный – с уклоном в литературоведение и русский язык, а также творческий. Развитие творчества происходит в ходе семинаров. Другие литературные институты, если бы они существовали, наверняка работали бы также – форма самая оптимальная.

Проходят семинары всегда по вторникам – традиционно. В этот день других занятий для студента не планируется – только семинар, руководитель которого обязательно Мастер.

Это всегда день больших волнений и нервов, часто – слёз, иногда – ссор. Однако бывает и наоборот. Жаль только, что нет возможности посещать чужие семинары, потому что все в одно время. Пропускать свой нельзя, он в любом случае самый лучший. В Литинституте семинары вели всегда крупнейшие советские писатели.

Сейчас крупнейшие писатели России. Такие же семинары проводятся и для слушателей Высших литературных курсов, которые автору этой статьи посчастливилось окончить. Занимаются по вторникам и студенты Высшей школы художественного перевода.

Надо отметить, что есть при Литинституте и курсы редакторов, и курсы корректоров.

Международная деятельность

Сотрудничество этого вуза с зарубежными коллегами развивается планомерно, согласуясь с политикой страны в плане укрепления авторитета на международной арене нашей высшей школы. Существенно расширяются и научные, и академические связи, вуз стремится в образовательное пространство Европы, чтобы интегрировать выпускников и учащихся во всемирный литературный процесс.

Пропагандируются лучшие достижения русской литературы в дальнем зарубежье и странах СНГ.

Существуют связи с такими вузами, как Тринити-колледж в Ирландии, Университет Кёльна в Германии, Университет города Бергамо в Италии, Университеты Чосон и Конкук в Республике Корея, Университет Париж-8 во Франции, Университет города Сучжоу в Китае.

Также в Литинституте давно работает культурный центр Россия-Корея. Каждый год из этого творческого вуза в числе студентов РФ выпускаются студенты-иностранцы – как стран СНГ, так и дальнего зарубежья.

Кафедры

Литинститут занимает верхнюю ступень рейтинга российских вузов по соотношению профессорского состава и студентов: на двух учащихся приходится один преподаватель с учёной степенью. Какие литературные институты могут похвастать таким соотношением?

Большинство преподавателей здесь с мировым именем. Преподаватели кафедры литературного мастерства перечислены выше, имена настолько значительные, что вряд ли можно добавить какие-либо ещё не прозвучавшие восторги, всё уже было.

Две кафедры литературы

Абсолютно волшебная кафедра с великолепным профессором Борисом Николаевичем Тарасовым во главе, с доцентом – красноречивейшей Татьяной Борисовной Гвоздевой, с обаятельнейшим профессором Станиславом Бемовичем Джимбиновым, с чудесной Анитой Борисовной Можаевой, доцентом… На их лекциях у заворожённых студентов авторучки из рук выпадают. Какие ещё могут понадобиться литературные институты, если есть этот?

Ничуть не уступает и кафедра русской классической литературы и славистики во главе с профессором Михаилом Юрьевичем Стояновским. Все преподаватели там прекрасны, но кто сравнится с профессором Анатолием Сергеевичем Дёминым? Все остальные литературные институты Москвы не имеют творческих образовательных направлений, вот и преподаватели в Литинституте тоже особенные.

Кафедра общественных наук

Здесь под руководством профессора Людмилы Михайловны Царёвой тоже происходят всевозможные чудеса: даже переполненные поэзией студенты начинают обожать экономику и политологию, если лекции читает доцент Наталья Николаевна Кутафина, и разбираться в исторических событиях, если общаются с Александром Сергеевичем Орловым, автором прекрасных учебников и директором Музея истории МГУ имени Ломоносова. А как приятно общаться с Ольгой Вячеславовной Зайцевой на темы философии и эстетики после занятий! Почти так же, как слушать её лекции – завораживает!

На этой кафедре (да и на других наверняка тоже) незапоминающихся преподавателей просто нет. Литературные институты России, направленные на изучение педагогики или журналистики, возможно, тоже имеют хороших преподавателей общественных наук. Но здесь преподаватели ещё и высоко творческие.

Кафедра новейшей русской литературы

Здесь заведует артистичнейший из преподавателей института – профессор Владимир Павлович Смирнов, его лекции студенты наверняка помнят всю жизнь.

Читают превосходные лекции профессор Борис Андреевич Леонов (также, по отзывам студентов, один из любимых лекторов), доценты Игорь Иванович Болычев и Сергей Романович Федякин. В области “текущей” литературы специалистов авторитетнее сотрудников этой кафедры просто нет – ни в России, ни в мире.

Московские литературные институты педагогической, а не творческой направленности вряд ли смогут объединить под своей крышей столько высокопрофессиональных преподавателей.

Кафедра теории литературы и литературной критики

Здесь только три человека, зато каких! Абитуриентам нужно бороться изо всех сил с высоким (очень высоким!) конкурсом при поступлении в Литинститут хотя бы ради того, чтобы ходить по тем же коридорам. Заведует кафедрой профессор Владимир Иванович Гусев.

Это выдающийся литературовед и литературный критик. Председатель Правления Московской городской организации Союза писателей России. Состоит в секретариате исполкома МСПС (Международное Сообщество Писательских Союзов), является главным редактором журнала “Московский вестник”.

Великолепный лектор, умнейший человек.

Доценты Сергей Михайлович Казначеев и Алексей Константинович Антонов интересны каждый по-своему. Глубокое знание материала позволяет им читать лекции так вдохновенно, что студенты не могут конспектировать, потому что хотят только смотреть и слушать. С. М.

Казначеев провёл несколько научно-практических конференций под названием “Новый реализм”. А. К. Антонов имеет фундаментальные знания теории критики и литературоведения и имеет огромный лекторский талант. Читает не только студентам, но и аспирантам и слушателям Высших литературных курсов.

Написал ряд учебных пособий по теории литературы.

Помимо вышеперечисленных, в Литинституте функционируют ещё три кафедры: русского языка и стилистики, иностранных языков, художественного перевода. И на каждой из них преподаватели исключительные.

Источник: http://.ru/article/221145/literaturnyie-institutyi-rossii

Как стать писателем и сколько зарабатывают авторы

Как стать писателем и сколько зарабатывают авторы

Детство

Я из тех писателей, которые никем другим себя никогда не представляли. В шесть лет у меня появилась печатная машинка, новенький Samsung, на котором я выцокивала что-то в духе «Капитина Фракасса» Теофиля Готье.

«Её белые груди, которых коснулась рука…» Отец выдернул лист из печатной машинки и долго смеялся, восхищаясь моим литературным даром. Моей любимой книгой были «Три мушкетёра» Дюма — я прочитала её в пять лет и сразу влюбилась в Атоса.

Поэтому я пошла на фехтование и во французскую гимназию — мечтала стать первой женщиной-мушкетером. Потом узнала, что такая уже есть – и бросила фехтование, страшно разочаровавшись в мире, где твои гениальные мысли летают в воздухе.

 От моего детства ничего не сохранилось – ни первых литопытов, ни даже фотографий. Только отпечаток, который оставили родители: мать была режиссёром, а отец – адвокат, благодаря чему в моей голове миллион самых невероятных историй.

Хотя о «клановости» в литературной среде я не слышала, писатель, как правило, «выходит» из творческой семьи. Вспомним хотя бы Павла Санаева, чья мать была актрисой, а отчим – Роланом Быковым. Может быть и совсем наоборот, как у Эдуарда Лимонова, который говорит: «Сам я дворняга». 

Образование

Чаще всего писателями становятся, окончив Литературный Институт им. Горького – он, к сожалению, есть только в Москве. В Питере в литературу приходят, как правило, с филологического, философского, исторического факультетов, школы журналистики и массовых коммуникаций.

Но бывают совершенно удивительные и приятные исключения из правил. Например, прекрасный писатель Александр Етоев окончил Ленинградский механический институт по специальности «инженер-механик».

Два года работал в проектном институте, двенадцать лет в хозяйственной части Эрмитажа, и только потом перешел в издательство. Сейчас он работает редактором в «Азбуке», недавно выпустил книгу «Жизнь же». Я окончила журфак СПбГУ. Конечно, это был факультет невест.

Припоминаю однокурсника, который трудился на РБК, но был так горд собой, что я не стала с ним общаться. Еще парочка однокурсников бегали с «зеркалками», фоткали друг друга и грозились уехать на войну, но они меня невероятно раздражали. Творческая жизнь не сложилась почти ни у кого из вышеозначенных.

Одна девочка стала женой священника, и вопрос «нахера?» не покидал мою голову все эти страшные годы. Вторая стала визажистом, третья торгует стройматериалами, четвертая администратором, правда, на «Ленфильме».

Обучение в вузе создаёт для писателя лишь фон и знания о мире. Поэтому лучше, если оно будет не профильным – всё равно, если таланта нет, писать тебя никто не научит. А если хотите профильное, идите на юрфак: в России неплохо понимать, что происходит и что можно с этим поделать.

Об интеграции в большой мир

Параллельно с учёбой я работала помощником директора в надзоре по строительству мостов, дорог и тоннелей.

Это давало мне деньги, чтобы в свободное время, когда все уйдут из офиса, заниматься социалкой для газеты «Невское время» – зажигать фонари в городе, спасать обманутых ремонтниками граждан и прочие радости.

На второй работе меня поддерживали, видя, как я радуюсь каждой публикации. Это было очень тяжелое, но хорошее время.

Впрочем, никакими деньгами меня было не удержать на рабочих совещаниях: мне было тогда всего двадцать пять, я вертелась, читала под столом повести Вадима Левенталя на казённой бумаге и откровенно стенала, стенографируя. Мои сотрудники, эти святые люди, ни разу не сделали мне ни одного замечания (кроме случая, когда я пришла на работу за пятнадцать минут до окончания рабочего дня).

Как попасть в издательство

Пожалуй, единственный путь – устроиться в издательство на любую работу. Хоть курьером. Практически все знакомые мне писатели так начинали. Уволившись из надзора, я начала работать пиар-директором в «Амфоре».

На работу ездила на своём мопеде как на праздник, потому что там меня окружало невероятное количество прекрасных авторов, редакторов, художников, переводчиков.

И даже такой побочный эффект, как таскание коробок с книгами, был для меня только в радость, ведь мы участвовали в книжных ярмарках, на острове Новая Голландия мы с писателем Вадимом Левенталем проводили для детей «Большое Книжное Приключение».

По ночам я писала свою первую книгу. Завершив работу, показала писателю Вадиму Назарову, одному из основателей «Амфоры» – и им понравилось, но выпустить согласились, только если я изменю название. Тогда я отправила рукопись в «Лимбус Пресс» – и в итоге «Гормон радости» напечатался там.

Вообще я верю в простую вещь: если человек талантлив, его рано или поздно заметят и дадут шанс. Издательства часто идут на риск, ибо он оправдан. Правда, я так до сих пор и не поняла, что у них востребовано – они задают абстрактную планку «чтобы зацепило» и «чтобы продавалось». Никогда не знаешь, что именно им подойдёт. Но пробовать стоит всегда. 

О формуле вдохновения

Творческий процесс у всех строится по-разному. Вадим Левенталь, например, отключает социальные сети и телефон, пишет только в кафе, одном и том же, где хорошо его знают. Пьёт кофе, думает, старается методично работать каждый день по нескольку часов, что не всегда получается из-за большой занятости в издательстве и работы с премиями.

У всех свои способы погрузиться в иллюзорную реальность. Писательница и психолог Злата Ната просыпается рано утром, делает йогу, медитирует и предпочитает придумывать в первой половине дня, хотя, если идея её увлечет, то может работать по десять часов с перерывами на еду. Потом ей нужно долго восстанавливать силы — по нескольку месяцев.

Я могу не писать неделями, потом сесть и за ночь накатать пару авторских листов. Мне нравится писать дома, и я могу работать только одна, когда мне никто не мешает, нет музыки и посторонних звуков. Только я и ночь. Сажусь, погружаю себя в нужную обстановку из прошлого (а у меня очень хорошая память, я могу вспомнить, кто что и с какой интонацией сказал много лет назад).

Работа пошла.Конечно, на структуру твоего текста влияют коллеги – и классики, и современники. Но, когда пишешь своё, лучше сосредоточиться на нём и на время оставить других в покое. Я не считаю, что обо всем уже написано и наш удел – постмодернистское цитирование и литературные мистификации (хотя это можно делать хорошо и красиво).

Каждый человек переживает опыт по-своему – а потому результат такого интимного процесса, как литературное творчество, всегда интригует.

Популяризация писателя

Выпуск и пиар книги – это половина успеха. Чтобы твоя книга стала бестселлером, надо писать о том, что близко всем – тут я ничего нового не скажу. А легенды будут в любом случае, их и придумывать не надо: социум всё «сделает» за тебя.

Ну и как следствие – книга попадает в лонг-лист престижной премии (в моём случае это стал «Национальный бестселлер»), собирает положительные отзывы у известных коллег-писателей и получает свои рецензии в центральных изданиях. Бинго.

Зарплаты в литературном мире

Прожить на гонорары писателя невозможно. Это факт. Ни в Петербурге, ни в Москве (даже с учётом того, что в столице зарплата в два-три раза выше). Нужно заниматься чем-то параллельно. Все мои знакомые работают, в основном, редакторами или журналистами.

Кто-то пишет или поёт песни (как Михаил Елизаров), кто-то пишет сценарии для кино (как Леонид Юзефович). У Наташи Романовой своя Школа Грамотности для взрослых, а Валера Айрапетян, например — писатель-массажист.

Андрей Аствацатуров преподает на филфаке, Всеволод Емелин реставрирует церкви, Владимир Рекшан — знаменитый рок-музыкант, Юля Беломлинская — художник и композитор, Ольга Погодина-Кузмина сценарист, а Сергей Петров — вовсе бывший следователь, который презрел работу в прокуратуре и ринулся на литературную ниву, да так рьяно, что сразу заинтересовал крупнейшее издательство нашей страны «Эксмо».Я сейчас подрабатываю пиарщиком в одной галерее и участвую в выпуске московского глянцевого журнала о детях богатых родителей, где все рубрики «продающие». Можно, конечно, ещё выгодно вступить в брак, но желающих связывать судьбу с творческими людьми не так много. Что, впрочем, к лучшему.Механизм складывания гонорара не универсален и часто непостижим рационально. Тираж и, следовательно, размер гонорара определяется каждым отдельным издательством. Кроме того, имеет значение, владеет ли правами на книгу издатель или автор сделал свой товарный знак. Лично мне должны заплатить гонорар и роялти, когда тираж будет распродан. Кое-какую роль играют гранты, выдаваемые издательствам на печать твоего тиража Союзом писателей. Чтобы попасть в Союз, нужно добыть три рекомендации от «бывалых» членов Союза и предоставить комиссии девять экземпляров своей книги для ознакомления. Этим я сейчас и занимаюсь. Правда, у Союза сейчас мало денег и по сути это сейчас больше статусный институт, клуб, дань традиции, чем механизм экономической поддержки писателей.По уровню гонораров авторов можно условно разделить на шесть групп. К первым трём относятся начинающие авторы, которые либо платят за публикацию своих книг сами, либо не получают ничего, либо довольствуются авансом в 10 тысяч рублей. Посередине я бы поместила две группы довольно известных авторов: одни получают тысяч 30 рублей аванса, другие – от 50, а разница между ними в том, насколько активно они себя продвигают и востребована ли их параллельная общественно-публицистическая деятельность. Наконец, шестая группа – сверхпопулярные авторы, такие, как Пелевин и Акунин. Не знаю точно, но предполагаю, что их аванс составляет не меньше 10 тысяч долларов. Хорошо продаётся всякий коуч-шлак вроде «Как распланировать свой день, не хворать и выйти замуж за богача по любви», книжки по креативному бизнесу. Но вообще на вопрос «На что ты живешь?» обычно разводят руками и уходят от этой темы.

Анастасия Белик

Источник: http://www.sobaka.ru/city/books/45123

Самые популярные и востребованные творческие профессии

Самые популярные и востребованные творческие профессии

Создание уникального продукта, несомненно, является творчеством. На постсоветском пространстве устоялось мнение, что человек должен обладать особым мышлением, чтобы заняться дизайном, рисованием или чем-то другим.

К счастью, это не так, потому что подобные таланты есть у каждого. Остальное будет зависеть от того, насколько человек развивает свои способности.

В данной статье мы рассмотрим профессии, связанные с творчеством, а также вы узнаете, какие из них являются наиболее востребованными.

Если вкратце, то творчество может быть следующим:

  1. Музыкальное.
  2. Визуальное.
  3. Литературное.
  4. Экономическое.

Если вам проще что-то придумывать и воплощать в жизнь вместо монотонной работы в ограниченных рамках, тогда следуйте зову сердца и занимайтесь тем, что вам нравится.

Профессии для людей с творческим мышлением

Как мы уже говорили, подобные способности есть у любого человека, а также нужны в каждом деле. Но существуют и творческие профессии, которые базируются на постоянной разработке новых концепций в чем-либо. К ним относятся:

  1. Профессии, связанные с художественной деятельностью. Это могут быть дизайнеры, художники, графики, проектировщики интерьеров, флористы, рекламщики и так далее.
  2. Музыкальное направление – это композиторы, диджеи, певцы и все профессии, которые связаны с игрой на музыкальных инструментах.
  3. Кинематограф. В данную категорию входят режиссеры, мультипликаторы и актеры.
  4. Литература. В этой сфере работают поэты, сценаристы, копирайтеры и писатели.
  5. Профессии в области моды. Эта категория включает в себя стилистов, визажистов, парикмахеров и так далее.

Самые рентабельные профессии, где требуется творческая жилка

Если немного поразмыслить на эту тему, становится ясно, что подобрать такую профессию и освоить ее сегодня не является проблемой.

Но здесь есть одна загвоздка: все вышеперечисленные специальности оплачиваются не столь высоко, как хотелось бы. Другая неприятность заключается в том, что и найти хорошую работу по выбранной профессии также нелегко.

Что касается Запада – там дела идут совсем по-другому. Мы же сейчас постараемся разобрать реалии нашей страны.

Если вас очень привлекает творчество, но жить в бедности совсем не хочется, тогда нужно подыскать для себя золотую середину.

Сегодня наиболее востребованными творческими специальностями являются дизайн и проектирование интерьера. Несмотря на достаточно плачевную ситуацию в стране, дома строятся, вещи создаются, а жилье нуждается в обустройстве.

Однако на этом список рентабельных специальностей не заканчивается. На хороший доход может также рассчитывать копирайтер или рекламщик. На подобного рода услуги всегда есть спрос.

Профессиональных диджеев также может ждать хорошее будущее в плане доходов.

В творческой специальности главным качеством так называемого работника является профессионализм и нестандартный подход к процессу. Только в этом случае можно рассчитывать на признание и хороший оклад. Неважно, с чем связана профессия, если вы классный специалист – вы всегда будете востребованы.

Профессия автора – с чего начать

В этом подразделе статьи мы рассмотрим, как стать специалистом по написанию:

Наиболее быстро можно получить профессию автора статей. Однако начинать нужно с малого. Изначально потребуется повторить правила русского языка, чтобы выполнять небольшие работы в виде написания комментариев или отзывов.

Как только это у вас начнет получаться, можно переходить к следующему этапу – рерайтингу текстов. Для качественного выполнения такой работы потребуется богатый словарный запас.

Если у вас трудности с этим – нужно как можно больше читать книг различных тематик.

С одной стороны, вы улучшите свои писательские способности, с другой – значительно пополните кладезь знаний, что также немаловажно в этой профессии.

Как только рерайт будет освоен, можно выходить на новый уровень мастерства – написание авторских статей. Основой для этого является ваш опыт, который нужно регулярно подпитывать новыми знаниями. Как только вы научитесь писать свои статьи на определенный круг тем, и все это будет хорошо получаться, тогда можно переходить к следующему этапу.

Создание портфолио и оттачивание собственного стиля. На этом уровне вы уже можете привлекать к себе новых заказчиков, и по мере роста вашего мастерства будет повышаться получаемый оклад.

Источник: http://vuzyinfo.ru/sovety/samye-populyarnye-i-vostrebovannye-tvorcheskie-professii.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.