Квалификационный экзамен: в каких случаях проводится и порядок сдачи

Содержание
  1. Квалификационный экзамен: задачи, подготовка, порядок сдачи
  2. Квалификационный экзамен служащих
  3. Задачи квалификационного экзамена
  4. Организационные вопросы
  5. Классификация
  6. Исключения
  7. Аттестационная и конкурсная комиссии
  8. Важный момент
  9. Этапы
  10. Заседание комиссии
  11. Собеседование
  12. Тестирование госслужащих
  13. Частная охранная деятельность
  14. Заявление
  15. Где проводится экзамен для охранников?
  16. Особенности тестирования
  17. Экзамен по профессиональному модулю
  18. Правила проведения экзамена по профмодулю
  19. Дополнительно
  20. Квалификационный экзамен и аттестация государственных гражданских служащих
  21. Проведение квалификационных экзаменов для рабочих, которым присваивается или повышается разряд
  22. Квалификационный экзамен государственных гражданских служащих
  23. Квалификационный экзамен в кадровой работе государственных органов: рекомендации по применению. И.Марченко

Квалификационный экзамен: задачи, подготовка, порядок сдачи

Квалификационный экзамен – процедура проверки профессионального или образовательного уровня. В соответствии с законодательством, его должны сдавать отдельные категории госслужащих. Нормативными актами также предусмотрен квалификационный экзамен по ПМ (профессиональному модулю). Его сдают студенты учебных заведений среднего профобразования.

Квалификационный экзамен служащих

Проверка профессионального уровня госслужащих организуется уполномоченным госорганом. Непосредственное проведение квалификационного экзамена возлагается на конкурсную (аттестационную) комиссию.

Проверка профессионального уровня включает в себя оценку знаний, умений и навыков.

Госслужащий должен знать основы конституционного строя, госуправления, государственной госслужбы. Сотрудник должен обладать профессиональными знаниями по специальности, соответствующей должности.

Умения и навыки – комплекс приемов, используемых при решении задач с применением знаний.

Задачи квалификационного экзамена

Проверка проводится в первую очередь для решения вопроса о присвоении госслужащему классного чина по замещаемой должности.

Вместе с тем квалификационный экзамен направлен на обеспечение стремления (мотивации) сотрудников к:

  • достижению лучших результатов своей деятельности;
  • повышению уровня их профессиональной компетенции.

Организационные вопросы

Квалификационный экзамен может проводиться по инициативе или самого госслужащего, или представителя его работодателя. Однако в любом случае решение принимается представителем нанимателя.

Сдача квалификационного экзамена предусмотрена для госслужащих, замещающих должности госслужбы с неограниченным сроком полномочий. Сотрудник, заключивший срочный контракт, не привлекается к проверке при решении вопроса о присвоении ему чина.

Классификация

Квалификационный экзамен может быть очередным либо внеочередным.

Первый проводится по инициативе представителя нанимателя при необходимости, но не реже 1 раза в 3 года и не чаще 1 раза в год. Заявление от госслужащего при этом не требуется.

Внеочередной квалификационный экзамен инициируется сотрудником. Он проводится в течение трех месяцев со дня подачи заявления о присвоении чина.

Исключения

Классный чин может быть присвоен без квалификационного экзамена. Такое правило действует в отношении категорий госслужащих, замещающих должности категорий:

  • “руководители”, отнесенных к высшей группе;
  • “советники”/”помощники”, назначение на которые/освобождение от которых осуществляется президентом РФ;
  • относящихся к главной группе, назначение на которые и снятие с которых производится по решению правительства.

Аттестационная и конкурсная комиссии

Их составы регламентируются 10 частью 48 статьи и ч. 8 ст. 22 ФЗ ” О госслужбе”.

В аттестационной комиссии должны присутствовать представители:

  1. Нанимателя либо служащие, уполномоченные им. К числу последних относят сотрудников кадрового, юридического подразделения, а также отдела, в котором субъект, сдающий экзамен, замещает должность.
  2. Управления гражданской госслужбы.
  3. Образовательных, научных учреждений, прочих организаций, приглашенные как независимые эксперты. Их количество должно составить не меньше 1/4 от общего состава комиссии. К примеру, из 7 членов двое должны быть независимыми экспертами. Такое же количество должно быть, если в состав комиссии входит 5 человек.

Важный момент

Квалификационный экзамен может проводиться с применением:

  1. Индивидуального собеседования.
  2. Тестирования.
  3. Экзаменационных билетов.

Для проверки должна быть выбрана только одна из указанных процедур.

Этапы

Экзамен включает в себя:

  1. Подготовку.
  2. Проведение.
  3. Заключительную стадию.

Подготовка к сдаче квалификационного экзамена начинается с того, что кадровое подразделение госоргана или служащий, ответственный за работу с кадрами, формирует список сотрудников, которым нужно пройти проверку. Перечень должен быть передан представителю работодателя для утверждения и принятия решения об организации проверки.

Для непосредственного проведения экзамена издается нормативный акт (распоряжение/приказ). В нем утверждаются:

  • график;
  • дата и время проверки.

В локальном акте также указываются документы, необходимые для организации и проведения экзамена.

Принятое решение доводится до служащих за месяц до даты проведения мероприятия. При этом непосредственный руководитель экзаменуемого госслужащего формирует отзыв об уровне навыков, знаний и умений, о возможности присвоения сотруднику классного чина. Этот документ направляется в комиссию.

Госслужащий должен быть ознакомлен с отзывом за 2 недели до даты проведения экзамена.

Заседание комиссии

Личное присутствие экзаменуемого обязательно. Порядок сдачи квалификационного экзамена зависит от выбранной процедуры. Общими являются следующие действия:

  1. Председатель открывает заседание, озвучивает состав комиссии и повестку.
  2. Члены комиссии получают материалы: информацию о госслужащих, сдающих экзамен, варианты тестов и результаты проверки, должностные регламенты, индивидуальные планы по профессиональному развитию, прочие документы, необходимые для проведения заседания.

На заседании в обязательном порядке присутствует секретарь, который ведет протокол и фиксирует все решения, а также результаты ания.

Собеседование

Оно считается самой распространенной процедурой квалификационного экзамена. Однако при внешней ее простоте она является довольно трудоемкой, требующей тщательной предварительной подготовки.

Ключевая цель собеседования состоит в получении информации, позволяющей оценить уровень навыков, умений и знаний госслужащего.

Собеседование проводится следующим образом:

  1. Экзаменуемый представляется.
  2. Члены комиссии знакомятся с отзывом непосредственного начальника госслужащего.
  3. Проводится ознакомление с результатами первого этапа экзамена (если он проводился).
  4. Проводится беседа с экзаменуемым в форме “вопрос-ответ”.

В процессе должны участвовать все члены комиссии. При этом вопросы должны касаться исключительно профессиональной деятельности служащего.

Тестирование госслужащих

Оно может осуществляться в двух формах: компьютерной и бланковой.

Первая форма в последнее время становится все более популярной. Однако и бланковая форма не теряет своей актуальности. В первом случае служащие получают задания с помощью специально разработанных компьютерных программ, во втором – на бумажном носителе.

Перечень заданий в тесте должен охватывать знание правовой основы:

  • госуправления;
  • гражданской госслужбы;
  • противодействия коррупции;
  • проведения административной реформы.

Кроме этого, тестовые вопросы должны касаться:

  • знания законодательных и других нормативных актов, применение которых обязательно при выполнении обязанностей в соответствии с должностным регламентом замещаемой должности;
  • умения применять положения правовых документов при исполнении служебных функций.

Частная охранная деятельность

Для граждан, обучившихся по программе “частный охранник”, квалификационный экзамен является обязательным. По его результатам присваивается квалификация по выбранному разряду.

Для сдачи экзамены нужны следующие документы:

  1. Гражданский паспорт.
  2. Свидетельство об окончании обучения в школе охранников.
  3. Заключение медкомиссии.

Заявление

Оно подается руководителем охранного предприятия. В заявлении указываются:

  1. Число сотрудников, направляемых на экзамен.
  2. Персональные сведения о каждом гражданине.
  3. Разряды, на которые претендуют работники.
  4. Контактные сведения сотрудников.

Где проводится экзамен для охранников?

Подтверждение квалификации осуществляется или по адресу прописки гражданина, или по месту регистрации предприятия, в котором он работает.

Документы для прохождения экзамена направляются в:

  1. Комиссию ГУ МВД.
  2. Образовательное учреждение, на базе которого проводится подтверждение квалификации.

Как правило, проверка проводится тестированием.

Особенности тестирования

Тесты бывают закрытыми и открытыми. Формы заданий выбираются в соответствии с целями экзамена. Рекомендуется включать в тест разные виды заданий.

По сумме баллов определяется уровень знаний, навыков и умений испытуемого.

Экзамен по профессиональному модулю

Он представляет собой процедуру внешнего оценивания, в которой участвуют представители нанимателя.

В состав квалификационного экзамена по ПМ включают одно или несколько испытаний, например:

  1. Защиту курсового проекта. Комиссия оценивает знания, продемонстрированные студентом, а также сопоставляет продукт проекта с эталоном.
  2. Выполнение практического (комплексного) задания. Комиссия сопоставляет усвоенные алгоритмы деятельности с заданным эталоном и ставит соответствующую оценку.
  3. Защиту портфолио. Для оценки сопоставляется набор документированных свидетельств с установленными требованиями.
  4. Защиту производственной практики. Для оценки рассматриваются данные аттестационного листа – характеристика профессиональной деятельности экзаменуемого.

Правила проведения экзамена по профмодулю

Условия проведения и виды заданий определяются образовательным учреждением. Для этого разрабатываются контрольно-оценочные средства для профессиональных модулей. Студенты получают КОСы за полгода до даты проведения экзамена.

Задания могут быть трех типов:

  1. Проверяющие отдельные компетенции в рамках профессионального модуля.
  2. Ориентированные на проверку уровня освоения деятельности в целом.
  3. Проверяющие освоение определенной группы компетенций в соответствии с конкретным разделом модуля.

Дополнительно

При формировании заданий следует принимать во внимание, что оценке подлежат сведения, имеющие профессиональное значение, используемые для освоения вида профдеятельности, направленные на создание специальных и общих компетенций. Задания на оценку усвоения информации в необходимом объеме должны обладать практико-ориентированным комплексным характером. Их содержание необходимо максимально приблизить к реальной ситуации.

При разработке типовых заданий одновременно устанавливаются критерии для оценивания. Они закрепляются в экспертном листе. Его члены комиссии используют при формировании заключения по результатам квалификационного экзамена.

Источник: http://.ru/article/330500/kvalifikatsionnyiy-ekzamen-zadachi-podgotoa-poryadok-sdachi

Квалификационный экзамен и аттестация государственных гражданских служащих

• ФЗ 79

• Указ Президента РФ “О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации”

• Указ Президента РФ “О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)”

ФЗ №79 – Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности. Указ Президента – Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности.

Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия. В состав комиссии включаются:

• представитель нанимателя или уполномоченные им гражданские служащие,

• представитель соответствующего органа по управлению государственной службой,

• представители научных и образовательных организаций,

• других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

• Если в ФОИВе или органе субъекта есть общественный совет (в соответствии с законом «Об общественной Палата РФ») в комиссию должны входить представители общественного совета, не менее одной четвертой от общего числа комиссии.

Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

Аттестации не подлежат гражданские служащие:

1) проработавшие в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

2) достигшие возраста 60 лет;

3) беременные женщины;

4) находящиеся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация указанных гражданских служащих возможна не ранее чем через год после выхода из отпуска;

5) замещающие должности гражданской службы категорий “руководители” и “помощники (советники)”, с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение и освобождение которых осуществляются Президентом или Правительством, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента или постановлением Правительства);

6) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

Аттестация проводится 1 раз в 3 года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение и освобождение осуществляются Президентом или Правительством, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента или постановлением Правительства, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.

В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с ФЗ 79, а аттестация переносится.

Внеочередная аттестация может проводиться чаще 1 раза в 3 года, если принято решение:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих;

3) По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

По результатам аттестации комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение 1 месяца после проведения аттестации издается правовой акт государственного органа о том, что гос. служащий:

1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

2) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

3) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации.

Квалификационный экзамен проводится при решении вопроса о присвоении классного чина гражданской службы по инициативе гражданского служащего не позднее чем через 3 месяца после дня подачи им письменного заявления о присвоении классного чина гражданской службы.

Квалификационный экзамен проводится в целях оценки знаний, навыков и умений (профессионального уровня) гражданского служащего конкурсной или аттестационной комиссией.

Квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, с которыми заключены срочные служебные контракты, за исключением гражданских служащих, замещающих:

• должности гражданской службы категории “руководители”, относящиеся к высшей группе должностей гражданской службы;

• должности гражданской службы категории “помощники (советники)”, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом;

• должности гражданской службы, относящиеся к главной группе должностей гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Правительством.

Квалификационный экзамен проводится:

1) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина, первого классного чина по замещаемой должности гражданской службы;

2) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по замещаемой должности, который присваивается по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый гражданскому служащему;

3) при решении вопроса о присвоении классного чина после назначения на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

Квалификационный экзамен проводится после успешного завершения испытания, а если испытание гражданскому служащему не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначения на должность гражданской службы.

По результатам квалификационного экзамена в отношении гражданского служащего комиссией выносится одно из следующих решений:

1) признать, что гражданский служащий сдал квалификационный экзамен, и рекомендовать его для присвоения классного чина;

2) признать, что гражданский служащий не сдал квалификационный экзамен.

На основании результатов квалификационного экзамена представитель нанимателя либо принимает решение о присвоении классного чина гражданскому служащему, сдавшему экзамен, либо направляет представление о присвоении указанному гражданскому служащему классного чина.

Гражданский служащий, не сдавший квалификационный экзамен, может выступить с инициативой о проведении повторного квалификационного экзамена не ранее чем через шесть месяцев после проведения данного экзамена.

Гражданский служащий вправе обжаловать результаты квалификационного экзамена.

Очередной классный чин присваивается федеральному гражданскому служащему по истечении срока, установленного для прохождения гражданской службы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должность гражданской службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или более высокий, чем классный чин, присваиваемый федеральному гражданскому служащему.

сроки:

• секретаря государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса, референта государственной гражданской службы Российской Федерации 3 и 2 класса – не менее одного года;

• советника государственной гражданской службы РФ 3 и 2 класса, государственного советника Российской Федерации 3 и 2 класса – не менее двух лет.

• действительного государственного советника РФ 3 и 2 класса, как правило, устанавливается срок не менее одного года.

• секретаря государственной гражданской службы 1 класса, референта государственной гражданской службы 1 класса, советника государственной гражданской службы 1 класса и государственного советника 1 класса сроки не устанавливаются.

• действительного государственного советника 1, 2 и 3 класса присваиваются федеральным гражданским служащим Президентом Российской Федерации.

Источник: https://cyberpedia.su/5x8576.html

Проведение квалификационных экзаменов для рабочих, которым присваивается или повышается разряд

Ответ

Степень эффективности подготовки или переподготовки проверяется с помощью квалификационных экзаменов. Они сдаются независимо от того, в каком виде или форме протекало обучение.

Цель квалификационных экзаменов – определить соответствие полученных экзаменуемыми знаний, умений и навыков программе обучения и требованиям квалификационной характеристики и на этой основе установить им квалификационные разряды, классы, категории по соответствующим профессиям.

Для того чтобы участвовать в сдаче квалификационных экзаменов, работник должен успешно пройти полный курс теоретического и производственного обучения.

Обычно квалификационные экзамены проводятся на предприятии раз в полгода или в год в соответствии с утвержденным графиком. В течение этого времени секретарю комиссии (или в отдел кадров) поступают заявления от работников, желающих повысить разряд по своей профессии.

Рабочий, которому присваивается или повышается квалификационный разряд, должен в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой соответствующего разряда устно ответить на вопросы по разделу “Должен знать” и самостоятельно выполнить отдельные работы, приведенные в разделах “Характеристика работ” и “Примеры работ”. При этом квалификационной комиссией также учитывается результат прохождения курсов повышения квалификации работника.

В разделе “Должен знать” излагаются основные требования к квалификации рабочего, необходимые для качественного выполнения работ, приведенных в разделе “Характеристика работ”.

Работник должен ответить на вопросы, вытекающие из требований к общему уровню профессиональных знаний: в частности, он должен знать свои обязанности, правила внутреннего трудового распорядка, положения, инструкции и другие руководящие материалы, правила и нормы по охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности, правила пользования средствами индивидуальной защиты; знать требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ, требования по рациональной организации труда на рабочем месте.

По ряду профессий рабочих, выполняющих работы повышенной сложности и тарифицируемых, как правило, 6-м разрядом и выше, в разделе “Должен знать” установлены требования к наличию среднего специального образования, а по отдельным профессиям – требования к стажу работы и наличию специальной подготовки.

Работник при присвоении более высокой квалификации, кроме работ, перечисленных в его тарифно-квалификационной характеристике, должен уметь выполнять работы, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками работников более низкой квалификации, а также руководить работниками более низких разрядов этой же профессии.

За две недели до начала экзамена мастер, начальник цеха выдает претенденту наряд-документ, который устанавливает задание на исполнение работ и содержит их перечень, нормы расходования времени на их выполнение и т. д.

В качестве пробных выбирают работы, которые:

• соответствуют определенным параметрам;

• уровню заявленной квалификации;

• нормам выработки, принятым в организации;

• характерны для данного предприятия;

• по своей продолжительности не превышают одной смены и т. д.

Прежде чем работник приступит к квалификационной работе, мастер должен разъяснить порядок и условия ее выполнения.

После этого в наряде записывается время ее начала, а по выполнении фиксируется окончание.

Задания рабочему должны даваться в соответствии с квалификационными требованиями, указанными в ЕТКС в разделе “Примеры работ”. Если в нем предусмотрено несколько видов работ по одной и той же профессии, проба производится по той, которую выбрал работник.

После устной проверки знаний работника комиссия выполняет следующие действия:

• оценивает уровень профессиональной подготовленности работника, основываясь на тарифно-квалификационных требованиях по рассматриваемому квалификационному разряду;

• определяет уровень сложности выполняемых работ и конкретные условия труда данного работника;

• определяет степень участия работника в решении задач, поставленных перед соответствующим структурным подразделением;

• оценивает эффективность выполняемой работы;

• оценивает личностные качества работника.

Квалификационный экзамен считается несданным при следующих условиях:

• если работник не продемонстрировал навыки и знания, требуемые квалификационной характеристикой;

• если не были выполнены нормы выработки во время пробной работы;

• если был допущен брак по вине экзаменуемого;

• если были нарушены требования безопасности труда или отсутствовали знания о них.

Работнику, получившему неудовлетворительную итоговую оценку, могут быть установлены дополнительные сроки производственного обучения, по истечении которых решается вопрос о повторном допуске к сдаче квалификационного экзамена.

По результатам вышеуказанных оценок с учетом представленных документов комиссия принимает одно из следующих решений:

• о соответствии работника требованиям тарифно-квалификационных характеристик заявленного квалификационного разряда и присвоении работнику данного квалификационного разряда;

• о несоответствии работника требованиям тарифно-квалификационных характеристик заявленного квалификационного разряда.

Решение комиссии принимается простым большинством открытым анием. При равенстве решение считается принятым в пользу работника.

Решение комиссии, принимаемое в присутствии работника, сообщается работнику сразу после ания.

Источник: https://www.pro-personal.ru/article/1089613-qqss-16-m10-provedenie-kvalifikatsionnyh-ekzamenov-dlya-rabochih

Квалификационный экзамен государственных гражданских служащих

Порядок проведения квалификационного экзамена, его содержание, оформление предопределены Указом Президента РФ « О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими РФ и оценки их знаний, навыков и умений профессионального уровня» от 1 февраля 2005 года №111 « Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена» утверждено этим же указом.

В соответствии с положением квалификационный экзамен сдают гражданские служащие, замещающие без ограничения срока полномочий:

А) должности гражданской службы категории специалисты и обеспечивающие специалисты.

Б) должности гражданской службы категории руководители, относящиеся к главной и ведущей группам должностей гражданской службы.

Гражданский служащие замещающие без ограничения срока полномочий должности гражданской службы категории руководители относятся к высшей группе должностей гражданской службы, сдают квалификационный экзамен по решению представителя нанимателя.

Квалификационный экзамен проводится:

А) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему, не имеющему классного чина ГГС РФ первого классного чина по замещаемой должности ГГС.

Б) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему очередного классного чина по занимаемой должности, для которой предусмотрен классный чин равный или более высокий, чем классный чин присваемый гражданскому служащему.

В) при решении вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина после назначения его на более высокую должность гражданской службы, если для этой должности предусмотрен более высокий классный чин, чем тот, который имеет гражданский служащий.

Квалификационный экзамен проводится по решению представителя нанимателя по мере необходимости, но не чаще 1 раза в год, и не реже 1 раза в 3 года.

Решение, о предстоящей сдачи квалификационного экзамена доводится до сведения гражданского служащего не позднее, чем за месяц до его проведения. Не позднее, чем за месяц до проведения непосредственный руководитель гражданского служащего направляет в комиссию отзыв навыков и умений гражданского служащего и по возможности присвоения ему классного чина.

Гражданский служащий должен быть ознакомлен с отзывом не менее чем за 2 недели до проведения квалификационного экзамена. Он имеет право предоставить в комиссию заявление о своем несогласии с отзывом. При проведении экзамена комиссия имеет право оценивать знания, навыки и умения в соответствии с требованиями должностных регламентов.

По результатам квалификационного экзамена выносится одно из следующих решений: соответствует ли или не соответствует указанной должности. Гражданский служащий, не сдавший квалификационного экзамена, может выступить с инициативой о проведении повторного экзамена не ранее чем через 6 месяцев после проведения данного экзамена.

Результаты экзамена могут быть обжалованы в соответствии с законодательством РФ.

Отзыв о профессиональном уровне

1) ФИО гражданского служащего.

2) Замещаемая должность государственной гражданской службы на день проведения квалификационного экзамена и дата назначения на эту должность.

3) Наименование имеющегося классного чина и дата его присвоения.

4) Основные должностные обязанности.

5) Сведения о профессиональном образовании, наличие ученой степени, ученого звания, годы окончания учебного заведения…

6) Сведения о профессиональной переподготовке, повышение квалификации, стажировке, с указанием названия учебных заведений, наименования учебных программ и сроки обучения.

7) Сведения об участии в семинарах, конференция с указанием тем и сроков проведения.

8) Сведения о профессиональном уровне, а именно от имеющихся:

А) знаниях нормативно-правовых документах

Б) иностранного языка

В) навыков владения информационными технологиями с наименованиями программ, которыми владеют служащие.

Г) умениях разрабатывать и оформлять проекты нормативно-правовых документах, отчеты, информационные справки, аналитические записки и иные документы, в умениях организовывать и проводить разного рода мероприятия, разрабатывать проекты и программы.

9) Мотивационная оценка при выполнении гражданским служащим заданий и поручений.

10) Сведения о поощрениях и взысканиях.

11) Иные сведения (взаимоотношения в коллективе, творческие или иные способности, степень загруженности).

12) Предложения руководителя (рекомендуется для присвоения классного чина гражданской службы, классный чин может быть присвоен при устранении замечаний и успешном прохождении квалификационного экзамена).

Классные чины ГГС ст.11 ФЗ о ГГС РФ

Классный чин- это установленная ФЗ или иным нормативно-правовым актом, специальное наименование, обозначающее ранг лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы.

В соответствии со ст.11 ФЗ в РФ установлены следующие чины ГГС:

ü Высшая группа: действительный государственный советник РФ 1 класса, действительный государственный советник РФ 2 класса, действительный государственный советник РФ 3 класса.

ü группа: государственный советник РФ 1 класса, государственный советник РФ 2 класса, государственный советник РФ 3 класса.

ü Ведущая группа: советник государственной гражданской службы 1 класса, советник государственной гражданской службы 2 класса, советник государственной гражданской службы 3 класса.

ü Старшая группа: референт ГГС РФ 1 класса, референт ГГС РФ 2 класса, референт ГГС РФ 3 класса.

ü Младшая группа: секретарь ГГС РФ 1 класса, секретарь ГГС РФ 2 класса, секретарь ГГС РФ 3 класса.

В соответствии с ФЗ « О виде государственной службы» для граждан проходящих государственную службу субъектов РФ устанавливаются классные чины. Общими условиями присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий являются:

· Последовательное присвоение классного чина, , дипломатических рангов, воинских и специальных званий.

· Присвоения классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания государственному служащему в соответствии с замещаемой должностью федеральной ГГС.

· Досрочное присвоение в качестве присвоения классного чина, дипломатических рангов, воинских и специальных званий предусмотрено для замещаемой федеральной ГГС в соответствии с ФЗ « О виде ГГС» (можно на 1 степень выше классного чина).

· Лишение присвоенного классного чина , дипломатических рангов, воинских и специальных званий дипломатического ранга воинского и специального звания возможно только по решению суда.

Марта 2012

Служебный контракт, содержание формы и расторжения служебного контракта.

Служебный контракт- это соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на ГС, или гражданским служащим о прохождении ГС и замещении должности ГС.

Представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на ГС возможность прохождения ГС, а также предоставить возможность замещения определённой должности ГС.

Гражданин поступающий на службу при заключении служебного контракта и замещении должности ГС обязуется исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок гос. органа. Ст.23 ФЗ «О ГГС РФ»

и форма служебного контракта.

В служебный контракт включается права и обязанности сторон, указанные в частях 2 и 3 ст.23 ФЗ. В служебном контракте указывается ФИО гражданина или гражданского служащего и наименование гос. органа. Существенными условиями служебного контракта явл.

: наименование замещаемой должности, дата и начало исполнения должностных обязанностей, права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент, виды и условия мед страхования, права и обязанности нанимателя, условия проф.

служебной деят-ти, компенсации и льготы, режим служебного времени и времени отдыха, условия оплаты труда, виды и условия соц.страхования.

Служебный контракт заключается в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр передаётся гос. служащему, другой в личном деле.

Срок действия служебного контракта. 1)служебный контракт на неопределённый срок 2)срочный служебный контракт.

Служебный контракт заключается на срок от 1 года до 5 лет, если иной срок не установлен настоящим ФЗ. Срочный контракт заключается в том случае, если не может быть заключён на неопределённый срок.

Срочный контракт заключается в случае: 1)замещения отдельных должностей ГС категории «руководители», а также должностей ГС категории «помощники». 2)замещение должности ГС на период отсутствия гражданского служащего. 3)замещение должности ГС после окончания обучения образовательного учреждения проф.

образования. 4)замещение должности ГС в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ.

Предельный возраст пребывания на ГС. Предельный возраст 60 лет, срок ГС может быть продлён с согласия служащего по решению представителя нанимателя, но не свыше чем 65 лет.

Гражданскому служащему замещаемую должность категории «советники» или «помощники» до окончания полномочий указанного лица. По достижении служащим предельного возраста с его согласия и с согласия нанимателя он может продолжить работу в гос.

органе на условиях срочного ТД, не являющуюся должностью гос. службы.

Заключение служебного контракта. Контракт заключается на основе акта гос. органа о назначении на должность ГС.

При поступлении на ГС гражданин предъявляет нанимателю: заявление, собственноручно заполненную анкету установленной формы, паспорт, трудовую книжку, страховое свидетельство пенсионного страхования, свидетельство о поставке физического лица на учёт в налогов органе, документы воинского учёта, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Служебный контракт не может ухудшать условия прохождения ГС и ущемлять права гражданского служащего. Служебный контракт вступает силу со дня его подписания сторонами, если иное не установлено ФЗ. При заключении служебного контракта представитель нанимателя обязан ознакомить гражданского служащего со служебным распорядком гос. органа. После назначения на должность служащему вручается служебное удостоверение установленной формы.

Испытания при поступлении на ГС. Срок испытания устанавливается продолжительностью от 3 месяцев до 1 года. Отсутствие в акте гос.органа о назначении на должность ГС и служебном контракте условия об испытании означает, что гражданский служащий принят без испытания.

Испытание не устанавливается: для беременных женщин, для граждан окончивших обучение в образовательных учреждения проф.образования, ля граждан и гражданских служащих категории «руководители» и «помощники»(советники),которые замещаются на определённый срок полномочий, для гос.

служащих назначенных на должности ГС в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией гос.органа, либо сокращением должностей ГС, в иных случаях предусмотренных настоящим ФЗ.

По окончании установленного срока испытания, при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности классного чина ему присваивается классный чин в соответствии со ст.11 ФЗ. В срок испытания не зачитывается период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда он фактически не исполнял должностные обязанности.

При неудовлетворительном прохождении испытательного срока наниматель имеет право:1)предоставить гос.служащему ранее замещаемую должность. 2)расторгнуть контракт. Решение представителя нанимателя гражданский служащий вправе обжаловать в суд, если срок испытания истёк, а гражданский служащий продолжает замещать должность, то он считается выдержавшим испытание.

Перевод на иную должность или перемещение. Перевод на иную должность устанавливается настоящим ФЗ и допускается с письменного согласия гражданского служащего. Гражданскому служащему, который по состоянию здоровья в соответствии с мед.

Заключением не может исполнять должностные обязанности предоставляется соответствующее его квалификации и не противопоказанное по состоянию здоровья иная должность ГС. В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность или при отсутствии такой должности гражданский служащий освобождается от замещаемой должности.

Не является переводом на иную должность и не требует согласия гражданского служащего перемещение его на иную должность ГС без изменения должностных обязанностей, установленных служебным контрактом и служебным регламентом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/a68067.html

Квалификационный экзамен в кадровой работе государственных органов: рекомендации по применению. И.Марченко

Федеральный закон “О государственной гражданской службе РФ” – ст. 49. Квалификационный экзамен лишь в общем плане определяет и поясняет задачу применения квалификационного экзамена:

– во-первых, квалификационному экзамену подвергаются только гражданские служащие категорий “специалист” и “обеспечивающий специалист”, если они замещают свои должности без ограничения срока полномочий; этот экзамен могут сдавать гражданские служащие категорий “руководители” в случаях, определенных Президентом РФ (пока такие случаи не определены);

– во-вторых, целью квалификационного экзамена является решение вопроса о присвоении служащему классного чина гражданской службы по замещаемой должности, и делается это по мере необходимости, но не чаще одного раза в год и не реже одного раза в три года; возможен внеочередной экзамен, который может проводиться по инициативе самого гражданского служащего не позднее чем через три месяца после подачи им письменного заявления на присвоение классного чина;

– в-третьих, квалификационный экзамен должен проводиться по установленной форме, при этом оценке подлежат знания, навыки и умения, то есть профессионализм гражданского служащего, при этом проведение экзамена осуществляет конкурсная или аттестационная комиссия, призванная действовать в соответствии с Положением о порядке сдачи квалификационного экзамена.

Ясно, что нормативная база, регулирующая отношения в части применения квалификационного экзамена, только складывается.

Что же касается научных и прикладных разработок по данному вопросу, то следует заметить, что имеющиеся заделы не отличаются конкретностью, четкостью и ясностью позиций, пригодных для широкого применения квалифицированных методик попросту нет. Поэтому целью настоящей статьи является прежде всего восполнение пробела в данной области знаний.

Что касается суждения по поводу сущностной характеристики термина “квалификационный экзамен”, то следует иметь в виду одно важное обстоятельство методологического плана: квалификационный экзамен необходимо отличать (точнее – отграничивать) от иных схожих социально-правовых явлений, имеющих место в практике кадровой работы в государственных органах, к примеру, от той же аттестации как формы проверки профессионализма кадров или от проведения квалификационных экзаменов на аттестат (диплом) профессионального специалиста в определенной области знаний и др. Дело в том, что здесь наряду со схожими чертами имеют место существенные особенности. Так, хотя задачей периодической аттестации госслужащего и является определение уровня его профессиональной подготовки, но делается это главным образом для установления меры его соответствия замещаемой должности гражданской службы на момент проведения аттестации, в то время как квалификационный экзамен проводится для решения вопроса о присвоении госслужащему классного чина гражданской службы.

Исходя из сказанного квалификационный экзамен можно определить как юридическую обязанность гражданских служащих определенных категорий проходить периодическую проверку уровня своей профессиональной компетентности (оценке подлежат знания, умения и навыки), организуемую государственным органом (нанимателем) и осуществляемую экзаменационной комиссией (конкурсной или аттестационной) в соответствии с установленными правилами и полномочиями, с целью решения вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина гражданской службы по занимаемой должности.

В отношении требований по составу экзаменационной комиссии разночтений быть не может, учреждаемые актом государственного органа конкурсная и (или) аттестационная комиссия должна включать в себя:

q   представителя нанимателя и (или) уполномоченных им гражданских служащих, в том числе из подразделений по вопросам государственной службы и кадров, юридической (правовой) службы, а также из подразделения, в котором экзаменуемый гражданский служащий занимает должность гражданской службы;

q   представителя соответствующего органа по управлению государственной службой;

q   представителей научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемых в качестве независимых экспертов – специалистов по вопросам гражданской службы (число независимых экспертов должно быть не менее одной четверти (25%) от общего количества членов комиссии).

Исходя из целей и задач квалификационного экзамена, а также с учетом обобщения практики других форм оценки кадров, можно с уверенностью утверждать, что реализация данного нововведения лишь тогда будет эффективно служить делу формирования качественного кадрового потенциала государственной службы, если будут строго выполняться следующие основные принципы: а) принцип рационального соблюдения интересов государственного органа и личных интересов гражданского служащего в карьерном росте последнего в зависимости от служебно-профессиональных заслуг; б) принцип оптимальной периодичности и обязательности квалификационного экзамена при последовательном присвоении классных чинов гражданской службы; в) принцип непредвзятого объективного установления уровня профессиональной компетентности в сфере квалификационного экзамена; г) принцип определенности (конкретности) предъявляемых при квалификационном экзамене требований к профессиональным знаниям, навыкам и умениям экзаменуемых; д) принцип дифференцированного (избирательного) подхода к выбору критериев оценки профессиональных качеств в зависимости от категорий служащих; е) принцип гласности, открытости результатов квалификационного экзамена и т.д. Данный перечень можно развивать и продолжать до уровня частностей. Однако именно перечисленным принципам отводится главенствующая роль системного подхода к организации квалификационного экзамена.

С изменением функций и содержания государственного (муниципального) управления принципиально изменяются требования к гражданским служащим нового поколения, в том числе в части их профессиональной компетентности. Поменялись базисные компоненты влияния на профессионализм кадров. Один из них – новая система экономических отношений, базирующихся на разнообразии форм собственности.

В силу чего необходимо по-иному настраивать механизм учета интересов государства, предпринимательских структур, корпоративных групп, населения и отдельных лиц. Другой компонент – приоритет права, законодательства в действиях государственных органов. Новая правовая культура становится неотъемлемым качеством современной российской власти.

Следующий компонент – принципиально изменившаяся и продолжающая совершенствоваться политическая реальность. Необходимость формирования гражданского общества и умение управлять социально-экономическими процессами в таком обществе – все это требует нового качества как исполнительной, так и законодательной власти.

Наконец, еще такой базисный компонент – эволюционирование в сторону инновационного менеджмента вообще и в государственных органах в частности.

Изменение основ менеджмента, необходимость перехода на новые управленческие технологии, умение эффективно отправлять управленческие функции в условиях агрессивной общественной среды, в условиях неопределенности ситуации, в условиях конфликтности и противостояния сторон – все это требует совершенно иного уровня профессионализма. Каковы же основные черты и признаки современного профессионализма госслужащих?

Первый признак – это профессиональное образование, выраженное в определенной сумме необходимых экономико-управленческо-психолого-правовых знаний. Фактор широкого спектра знаний, их современный уровень, степень и качество перманентного обновления служат первейшим и важнейшим признаком профессиональной компетентности госслужащего, профессионализма государственного управления.

Второй признак профессионализма заключается в умении грамотно и эффективно (с высокой степенью результативности) применять не только известные способы и методы решения возникающих управленческих задач, но и инициировать, создавать, совершенствовать, развивать и обогащать арсенал нетрадиционных средств и приемов осуществления управленческой деятельности и достижения желаемых социально-экономических и иных результатов.

Третий признак профессионализма проявляется в том, что гражданская служба (специфическая управленческая трудовая деятельность) становится для государственного служащего неким жизненным пристрастием, образом жизнедеятельности, которому присуща качественная определенность морально-нравственного совершенства помыслов и практических действий.

Четвертый признак профессионализма состоит в способности воспроизводить управленческие знания, умения и навыки в других людях, то есть быть педагогом-наставником по отношению к новому поколению вовлекаемых в процесс гражданской службы специалистов.

Пятый признак профессионализма связан с тем, как госслужащий мотивирует и рационализирует свою деятельность (труд подчиненных) с учетом накопленного опыта, насколько самокритично оценивает свои возможности, насколько продуманно, расчетливо и эмоционально взвешенно он способен действовать при исполнении должностных обязанностей руководителя или специалиста.

Шестой признак профессионализма проявляется в способностях госслужащего действовать в составе управленческой команды, определять вероятность воплощения решений в условиях дефицита ресурсов, предвидеть последствия управленческих решений и действий, определять стратегию и тактику достижения желаемых результатов, предвидеть (предвосхищать) и контролировать ход событий на своем участке деятельности.

Перечисленные признаки далеко не исчерпывают всех критериев оценки профессиональной компетентности, но они составляют своеобразный костяк (остов) профессионализма на госслужбе, являются отправной базой для определения содержательной части квалификационного экзамена. Профессионализм госслужащего – это категория многогранная. Антиподом профессионализма выступает дилетантизм. Вот между этими полюсами и простирается область квалификационного экзамена.

Процесс сдачи квалификационного экзамена желательно проводить в определенной последовательности. На рисунке изображена так называемая блок-схема (алгоритм) принятия решения о присвоении классного чина гражданской службы гражданскому служащему по замещаемой должности.

Как видно из рисунка, экзаменационная процедура может состоять как минимум из трех действий (эпизодов):

первое действие – анализ персонального резюме, оценка образовательного потенциала, опыта служебной деятельности, состояния здоровья и т.д., то есть общая характеристика гражданского служащего по информационным банкам данных;

второе действие – предварительное установление уровня профессиональной компетентности экзаменуемого – начального, среднего или высшего – путем оценки результатов тестирования, интервью, применения специальных методик, опросников и т.д.;

третье действие – собственно письменно-устный экзамен по вопросам (темам), определенным экзаменационной комиссией (письменный, потому что предоставляется возможность на обдумывание ответа и составление плана или тезисов ответа; заслушивание ответа производится в форме собеседования экзаменуемого с членами комиссии).

Придавая исключительно важное значение квалификационному экзамену как одной из основных организационно-правовых форм проверки уровня профессиональной компетентности гражданских служащих, есть необходимость акцентировать внимание на том, что оценка кадров государственных органов – это основа основ социального управления.

Она задает стандарты управленческой деятельности и служебного поведения гражданских служащих, является базой для правильного или ошибочного решения целого комплекса практических кадровых задач. В этом плане субъектам кадровой работы следует извлечь правильные выводы из уроков собственной же практики.

О чем идет речь?

В течение длительного периода времени оценка кадров государственных органов проводилась главным образом в форме аттестации. В целом подходы к решению задач аттестации и квалификационного экзамена в чем-то схожи, в чем-то отличны, что вполне понятно.

Но главное, что обязательно должно присутствовать, – четкая программа действий, наличие универсального или специального инструментария, ответственное отношение к делу.

Анализ литературы, материалов научного и учебного характера, социологические исследования показывают, что сложившийся порядок аттестации и отношение к ней практически дискредитировали эту важную или очень нужную форму оценки кадров в силу разных причин, в числе которых:

а) отсутствие или слабая связь результатов аттестации с профессионально-должностным и материальным положением госслужащего; б) значительный период времени между двумя плановыми аттестациями; в) упрощенческий подход к процедуре аттестации, нечеткость и расплывчатость оценок в духе общих дружеских пожеланий; г) неумение и нежелание совершенствовать и применять оценочные методики; д) индифферентное отношение кадров к процедуре и результатам аттестации и т.д.

Любой опыт, в том числе негативного свойства, вне всякого сомнения, имеет большую ценность. Необходимо исключить самую возможность повторения подобных ошибок, избавить квалификационный экзамен от упрощений, примитивизма и прочих элементов несерьезного отношения к столь важному элементу кадровой работы.

Источник: http://www.top-personal.ru/issue.html?382

Студиорум
Добавить комментарий