Концепция развития дополнительного образования детей: цели и задачи

Содержание
  1. III. Цели и задачи развития дополнительного образования детей
  2. IV. Принципы государственной политики развития дополнительного образования детей
  3. Дополнительное образование ребенка. Концепция развития дополнительного образования детей
  4. Концепция: общие положения
  5. Дополнительное образование с рождения
  6. Необходимость дополнительного обучения детей
  7. Основные направления дополнительного обучения
  8. Дополнительное образование в дошкольном учреждении
  9. Дополнительное образование в школе
  10. Трудности дополнительного образования
  11. Концепция дополнительного образования детей до 2020 года
  12. Функции дополнительного образования детей
  13. Также к функциям ДОД относятся
  14. Факторы, влияющие на содержание ДОД 
  15. Что дает ДОД
  16. О концепции развития дополнительного образования детей
  17.  Принципы государственной политики к ДОД
  18. Главными целями  данного документа являются
  19. Какие гарантии обеспечивает реализация программы дополнительного образования

III. Цели и задачи развития дополнительного образования детей

Концепция развития дополнительного образования детей: цели и задачи

ЦелямиКонцепции являются:

обеспечениеправ ребенка на развитие, личностноесамоопределение и самореализацию;

расширениевозможностей для удовлетворенияразнообразных интересов детей и ихсемей в сфере образования;

развитиеинновационного потенциала общества.

Длядостижения целей Концепции необходиморешить следующие задачи:

развитиедополнительного персонального образованиякак ресурса мотивации личности кпознанию, творчеству, труду, искусствуи спорту;

проектированиемотивирующих образовательных сред какнеобходимого условия “социальнойситуации развития” подрастающихпоколений;

интеграциядополнительного и общего образования,направленная на расширение вариативностии индивидуализации системы образованияв целом;

разработкаинструментов оценки достижений детейи подростков, способствующих росту ихсамооценки и познавательных интересовв общем и дополнительном образовании,диагностика мотивации достиженийличности;

повышениевариативности, качества и доступностидополнительного образования для каждого;

обновлениесодержания дополнительного образованиядетей в соответствии с интересами детей,потребностями семьи и общества;

обеспечениеусловий для доступа каждого к глобальнымзнаниям и технологиям;

развитиеинфраструктуры дополнительногообразования детей за счет государственнойподдержки и обеспечения инвестиционнойпривлекательности;

созданиемеханизма финансовой поддержки правадетей на участие в дополнительныхобщеобразовательных программахнезависимо от места проживания, состоянияздоровья, социально-экономическогоположения семьи;

формированиеэффективной межведомственной системыуправления развитием дополнительногообразования детей;

созданиеусловий для участия семьи и общественностив управлении развитием системыдополнительного образования детей.

IV. Принципы государственной политики развития дополнительного образования детей

Развитиедополнительного образования детей иэффективное использование его потенциалапредполагает выстраивание государствомответственной политики в этой сферепосредством принятия современных,научно обоснованных решений как вобласти содержания и технологий, так ив части разработки управленческих иэкономических моделей.

Востребованыследующие инновационные инструментыгосударственного регулирования иуправления развитием дополнительногообразования детей, сохраняющиефундаментальную для него свободу инеформализованность, основывающиесяна принципах общественно-государственногопартнерства в целях мотивирования,вовлечения и поддержки всех субъектовсферы образования (детей, семей иорганизаций):

принципсоциальной гарантии государства накачественное и безопасное дополнительноеобразование детей;

принципобщественно-государственного партнерствав целях расширения вовлеченности детейв дополнительное образование, включаярасширение обязательств государствапо бюджетному финансированиюдополнительного образования, а такжестимулирование и поддержку семей;

принципреализации права на развитие личностногои профессионального самоопределениядетей и подростков в различных видахконструктивной и личностнообразующейдеятельности;

принципобщественно-государственного партнерствав целях поддержки разнообразия детства,самобытности и уникальности личностипосредством расширения спектрадополнительных общеразвивающих идополнительных предпрофессиональныхпрограмм разной направленности и сетейорганизаций дополнительного образования,обеспечивающих приобщение детей ктрадиционным и общечеловеческимценностям в современном информационномпостиндустриальном поликультурномобществе;

принципрасширения социальной и академическоймобильности детей и подростков черездополнительное образование;

принципобщественно-государственного партнерствав целях мотивирования средств массовойкоммуникации (средства массовойинформации, телевидение, сеть “Интернет”,социальные и интеллектуальные сети,издательства) к расширению репертуаракачественных научно-популярных программ,передач, цифровой и печатной продукции,ресурсов мобильного дистанционногообучения, направленных на личностноеи профессиональное самоопределениедетей и подростков, их самообразованиеи позитивную социализацию;

принципсодействия государственно-частномупартнерству в сфере игровой индустрии,производящей безопасные игры (в томчисле компьютерные игры общеразвивающегои обучающего характера), игрушки,имитационные модели, способствующиерасширению условий реализациидополнительных общеобразовательныхпрограмм, психолого- педагогическомупроектированию образовательных сред,стимулированию детей к познанию,творчеству и конструктивной деятельности;

принципобщественно-государственного партнерствав целях мотивирования различныхорганизаций, осуществляющих образовательнуюдеятельность (научных организаций,организаций культуры, спорта,здравоохранения и бизнеса), к предоставлениювозможностей в этих организацияхреализации дополнительного образованиядетей и подростков (библиотеки, музеи,театры, выставки, дома культуры, клубы,детские больницы, научно-исследовательскиеинституты, университеты, торговые ипромышленные комплексы);

принциппрограммоориентированности, где базовымэлементом системы дополнительногообразования рассматривается образовательнаяпрограмма, а не образовательнаяорганизация;

принциппреемственности и непрерывностидополнительного образования, обеспечивающийвозможность продолжения образовательныхтраекторий на всех возрастных этапах.

Проектирование иреализациядополнительныхобщеобразовательныхпрограмм должны строиться на следующихоснованиях:

свободавыбора образовательных программ ирежима их освоения;

соответствиеобразовательных программ и формдополнительного образования возрастными индивидуальным особенностям детей;

вариативность,гибкость и мобильность образовательныхпрограмм;

разноуровневость(ступенчатость) образовательных программ;

модульностьсодержания образовательных программ,возможность взаимозачета результатов;

ориентацияна метапредметные и личностные результатыобразования;

творческийи продуктивный характер образовательныхпрограмм;

открытыйи сетевой характер реализации.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5622398/page:3/

Дополнительное образование ребенка. Концепция развития дополнительного образования детей

Никто не сомневается, что дополнительное образование ребенка является хорошей базой для более легкого усвоения материала в учебных учреждениях.

Базовая программа школы не гарантирует успешного поступления ребенка в престижное учебное заведение, поскольку рассчитана на средний уровень.

По этой причине существует система обучения в соответствии с документом «Концепция развития дополнительного образования детей».

Концепция: общие положения

Концепция определяет задачи и цели дополнительного образования, его состояние и проблемные зоны, а также направления развития детей и ожидаемый результат.

Документ устанавливает основной принцип развития вспомогательного обучения, в том числе гарантию на безопасное и качественное образование. Базовым элементом дополнительного обучения является программа, а не обучающая организация.

Концепция реализуется в два этапа:

  • I этап подразумевает разработку мероприятий и создание механизмов управления, финансирования, информационного обеспечения Концепции.
  • II этап ориентирован на продолжение реализации планов мероприятий и программ развития дополнительного обучения.

Главной задачей Концепции является проблема максимального охвата детей с 5 до 18 лет в системе дополнительного образования с целью обеспечения максимальной адаптации к реальным жизненным условиям.

Дополнительное образование с рождения

Дополнительное образование детей до года не осуществляется в специальных учреждениях по причине возраста. Но с этой задачей может справиться любой родитель самостоятельно. В таком возрасте уже можно учить ребенка плаванью или фокусированию внимания на определенных предметах.

Если проводить с малышом занятия, он сможет опередить своих сверстников по общему развитию. Поэтому дополнительное образование детей актуально уже с рождения. Кружки, секции и клубы могут быть семейного типа, где родители новорожденных знакомятся с новыми тенденциями ухода за детьми этого возраста и их воспитания.

Необходимость дополнительного обучения детей

Дополнительное образование ребенка дает хороший стимул для общего воспитания и повышения умственной деятельности. За необходимость таких занятий говорят наблюдения педагогов за успехами детей.

  • У ребят вырабатывается желание работать на будущие высокие результаты.
  • Реализуются различные интересы детворы, не связанные с учебной деятельностью в образовательном учреждении.
  • Повышается стимул к занятиям и самообразованию.
  • Дошкольники и подростки, получающие дополнительное образование, меньше подвержены влиянию извне, более уравновешены и организованы в жизненном плане.
  • Они умеют доказать свою точку зрения.
  • Ребята развиты в творческом плане на высоком уровне.

Основные направления дополнительного обучения

К основным направлениям дополнительного обучения можно отнести посещение различных мероприятий или секций, работающих на результат построения творческой личности.

Но и в стандартных учебных учреждениях проводится подобная работа с детьми, желающими получать образование дополнительно.

Главной задачей процесса является гармоничное переплетение общей программы обучения с формированием личности в целом.

Основные курсы обучения детей зависят от возможностей учебного заведения. Можно выделить следующие популярные направления:

  • техническое;
  • научно-химическое;
  • эстетически-художественное;
  • оздоровительно-физкультурное;
  • биолого-экологическое;
  • экономико-правовое;
  • туристическое.

Это далеко не полный список направлений, по которым осуществляется дополнительное образование ребенка. Образовывать детей внеурочно можно и с помощью различных технологий, созданных педагогом подобного учреждения, к примеру, иностранный язык можно изучить не только методом заучивания, но и благодаря интерактивным технологиям или процессу игры.

Дополнительное образование в дошкольном учреждении

Дошкольное учреждение является первой ступенью на пути ребенка к образованию. Дополнительное образование детей до выпуска в школу дает максимальное развитие способностей для этого возраста, направлено на поиск таланта и общее развитие ребенка как в физическом плане, так и в психологическом.

При организации работы по вспомогательному обучению в детском саду учитываются такие факторы:

  • возрастные особенности групп детей;
  • общая заинтересованность и добровольный выбор ребенка при посещении кружка или секции;
  • решение образовательно-воспитательных задач через дополнительное образование ребенка.

Подобное обучение в дошкольном учреждении в основном направлено на обучение малышей творческому подходу к различным идеям, нахождению новых интересов и совершенствованию своей физической формы.

Результат, как правило, взрослые могут наблюдать в итогах выставок, концертов, при проведении спортивных мероприятий.

Дополнительное образование в школе

Дополнительное образование детей в школе принято называть внеклассной деятельностью. Такой вид обучения можно разделить на несколько моделей в зависимости от кадровых и материальных возможностей образовательного учреждения.

  • Первая модель – это наличие разнообразных кружков и секций, работа которых не связана между собой. Именно из-за этой проблемы отсутствуют линии стратегического развития обучения, что достаточно сильно влияет на качество дополнительного образования детей. Но даже в таком виде общее развитие детей, посещающих подобные общества, гораздо выше за счет общей занятости школьников в свободное время.
  • Вторая модель имеет наличие внутренней организации и оригинальных методов работы педагогов, которые могут использоваться в общем образовательном плане школы.
  • Третья модель, по которой строится дополнительное образование ребенка, направлена на общую работу нескольких учреждений на постоянной основе. Школа тесно сотрудничает с различными секциями и совместно разрабатывает дополнительные образовательные программы. Главным результатом такого сотрудничества является осознанный выбор профессии выпускниками и легкое поступление в вузы по соответствующему профилю.

Трудности дополнительного образования

Несмотря на принятую Концепцию дополнительного образования, существует некоторые проблемы в ее реализации, среди которых можно выделить такие:

  • недостаточное обеспечение материальной базы образовательного учреждения;
  • общая неподготовленность педагогического состава в вопросах общего стандарта образования;
  • отсутствие достойной оплаты труда педагогов.

Поэтому для получения дополнительного обучения детей родители обращают свое внимание на частные центры или организации. Но и этот фактор может не дать нужного результата по причине того, что педагоги по-прежнему получают образование в структурах, имеющих одинаковые стандарты обучения.

Источник: http://.ru/article/280211/dopolnitelnoe-obrazovanie-rebenka-kontseptsiya-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey

    В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека.

Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.

    Актуальной становится такая организация образования, которая обеспечивала бы способность человека включаться в общественные и экономические процессы.

     Концепция развития дополнительного образования детей направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту.

Применительно к образованию это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности общего, “массового” образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности.

 И действительно, дополнительное образование обладает целым рядом преимуществ перед общим образованием. Это и

  • Возможность использования индивидуального подхода к обучению каждого ребенка через индивидуальные образовательные маршруты,
  • удобное, для обучающегося и его родителей, расписание занятий,
  • добровольность выбора  творческого объединения в соответствии с интересами, склонностями и ценностями детей;
  • возможность на практике применить полученные знания и навыки;
  • разновозрастный характер объединений;
  • возможность выбрать себе педагога.

             Дополнительное образование детей является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей.

Оно выполняет функции “социального лифта” для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

        В нашем учреждении с 2001 года работает творческое объединение для детей с ограниченными возможностями здоровья «Радуга». Это дети   разных возрастов и с разной степенью сложности заболевания. Поэтому при распределении задания, учитываются их навыки и умения.

       Программа включает в себя такие разделы как  аппликация, рисование, лепка , ручной труд – изготовление поделок из бумаги и природного материала.

       Каждый из этих видов деятельности несет в себе определенную познавательную и развивающую нагрузку, формирует умения и навыки жизнедеятельности и готовит детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни.  Но самое главное, что работа этого объединения дает возможность детям с ограниченными возможностями и их родителем преодолеть вакуум нехватки общения, а всем нам – возможность стать добрее и милосерднее.

Руководит этим объединением педагог Истомина Валентина Викторовна.

   Работы воспитанников Валентины Викторовны неоднократно  выставлялись на районных выставках детского творчества, ее воспитанники были  неоднократными участниками и дипломантами районных и областных конкурсов («Россия – родина моя»,   областного конкурса «Новогодняя игрушка»,  областного пластилинового конкурса «Уши, ноги и хвосты» и др.)

       Благодаря работе творческого объединения «Радуга» под руководством Истоминой Валентины Викторовны, образовательное учреждение  МУ «Дом детского творчества» по результатам мониторинга по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, проводимого министерством образования Московской области в 2017 году,  стало единственным учреждением дополнительного образования в Московской области,   удостоенного гранта на получение оборудования для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в размере  один  миллион рублей.

    В последние годы отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном образовании детей. Так, анализируя статистику количества детей, посещающих наше учреждение, можно сделать вывод о том, что контингент обучающихся за последние пять лет либо увеличивается, либо остается неизменным в зависимости от демографической ситуации  в районе.

   Растет число детей дошкольного возраста, вовлеченных в дополнительные общеобразовательные программы. Заметно увеличилась мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях.

Так, в нашем учреждении, после проведения мониторинга среди родителей по вопросам объема и качества предоставляемых образовательных услуг, было открыто новое объединение Школа раннего развития «Умница»,  руководителями которого являются сразу два педагога  Истомина Валентина Викторовна и Галина Владимировна Русакова.    Оно является самым молодым (по возрасту его участников) в образовательном учреждении.   На занятиях дети  получают первоначальные навыки работы с пластилином, природным  материалом, развивают мелкую моторику, формируют представление об окружающем мире, знакомятся с миром цифр и букв.   На сегодняшний   день в нем занимаются 56 маленьких лотошинцев в возрасте от 2 до 4 лет.

Закончив, «Школу раннего развития» наши дошколята переходят в объединение «Играем в школу», которым руководит Ольга Алексеевна Гаврисенко. В прошлом учебном году в этом объединении работало 13  групп, в которых занимаются 116 обучающихся.

  На занятиях творческого  объединения ребята получают первые навыки и  умения по развитию речи, письму, счету. Обучающиеся и педагог принимают активное участие в конкурсах и фестивалях разного уровня.

Ольга Алексеевна была  полуфиналистом областного конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Ее воспитанники являются активными участниками всех проводимых в учреждении мероприятиях,  а также Лауреатами областных и  Всероссийских  конкурсов  .

    Сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны.

Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в ХХI веке.

Реализация  этого положения Концепции развития дополнительного образования до 2025 года, осуществляется через работу творческого объединения «Юные наблюдатели неба» (рук-ль Веселова Ольга Олеговна).

  Успехи и достижения обучающихся этого объединения под руководством педагога, хорошо  известны не только в нашем районе, но и на областном, всероссийском и даже международном уровне.

Они были неоднократными победителями таких серьезных форумов как Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ с международным участием международного молодёжного научного форума «ЛОМОНОСОВ», Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. Вернадского, XIII открытый московский фестиваль проектов школьников «КосмОдис-Москва-2017» и др.

   При поддержке администрации нашего района участники этого объединения уже несколько лет выезжают  в летние каникулы с экспедицией в Крымскую обсерваторию для исследовательской работы .

    Инфраструктура современного дополнительного образования детей в массе своей создана десятилетия назад и отстает от современных требований. Система испытывает острый дефицит в современном оборудовании и инвентаре, учебных пособиях, компьютерной технике, в обеспечении качественной интернет-связью, особенно для реализации высокотехнологичных программ.

      С точки зрения укрепления материально-технической базы, нашему учреждению за последние 3 года сильно повезло. Я хочу еще раз поблагодарить администрацию Лотошинского муниципального района и лично Главу района Е.Л.

Долгасову за   обновленное,  красивое, светлое, уютное  здание, в котором мы сейчас работаем. Сегодня   наше учреждение оснащено новой учебной мебелью, оргтехникой.

Буквально вчера мы получили новое оборудование по  областной программе «Доступная среда».

  Но, конечно же, есть и определенные трудности. Сегодня перед дополнительным образованием остро ставится проблема подготовки и реализации образовательных программ технической направленности.

Делается упор на техническое творчество детей,  которое в основе своей является очень затратным. Т.е.

, для реализации этой задачи необходимы  серьезные денежные вливания для закупки необходимого для занятий оборудования, также имеются проблемы и с кадрами по этому виду творчества.

 Концепция развития дополнительного образования ставит перед  системой дополнительного образования  такие задачи как:

  • создание условий для реализации открытого государственно-общественного характера управления сферой дополнительного образования детей, реализуемый через механизмы участия общественности, экспертного и профессионального сообщества в принятии решений о поддержке тех или иных программ и проектов дополнительного образования, в контроле качества реализации программ, распределении бюджетных ресурсов; мы реализуем исполнение этой задачи через работу таких общественных институтов как  Родительский комитет Учреждения, Управляющий совет, через работу официального сайта образовательного учреждения, на котором оперативно отражаем всю информацию по всем направлениям деятельности.
  • разработку и внедрение механизмов, критериев и инструментария для независимой оценки качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, эффективности деятельности образовательных организаций организацию регулярных исследований общественного заказа на содержание и формы реализации дополнительных общеобразовательных программ; Этот аспект Концепции является для нас приоритетным по той простой причине, что к нам дети и родители идут только в том случае, если уровень подготовленности педагогов и содержание программ дополнительного образования соответствуют их интересам и запросам. Поэтому мы в течение всего учебного года через беседы, через работу родительского комитета, через анкетирование и опросы проводим мониторинги удовлетворенности родителей и детей предоставляемыми услугами. И, конечно же, это приносит свои плоды. Мы закрываем те объединения, которые на сегодняшний день не удовлетворяют интересы потребителей образовательных услуг и открываем новые, которые становятся востребованными. Так же   на сайте учреждения  в тестовом режиме в свободном доступе располагается анкета независимой оценки качества образования.
  • Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей предполагает апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования . Наше учреждение в течение всего прошлого учебного года активно работало над этим вопросом. Этой теме были посвящены и учебно-методические советы, и совещания и семинары педагогов дополнительного образования. В результате проделанной работы, каждый педагог дополнительного образования выработал свой индивидуальный маршрут, своебразную «дорожную карту» по внедрению профстандарта. В рамках внедрения профстандарта все педагоги учреждения прошли профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации.

Т.о.

, ориентируясь в постановке ежегодных целей и задач деятельности образовательного учреждения на Концепцию развития дополнительного образования детей и Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, мы постепенно реализуем ее основные положения.  И надеемся , что те задачи, которые ставит перед дополнительным образованием, Правительство, будут успешно выполнены.

Источник: https://konopleva-lotddt.edumsko.ru/articles/realizaciya_koncepcii_razvitiya_dopolnitel_nogo_obrazovaniya_detej_i_strategii_razvitiya_i_vospitaniya_v_rossijskoj_federacii_na_1

Концепция дополнительного образования детей до 2020 года

Концепция дополнительного образования детей до 2020 года

На сегодняшний день дополнительное образование детей является той сферой, которая обеспечивает наиболее высокий уровень инновационной активности. Поэтому ее можно рассматривать в качестве одной из приоритетных сфер инновационного развития государства в целом

В основе дополнительного образования лежит добровольный выбор ребенка, сочетающийся с его наклонностями или интересами.

Если сравнить ДОД с институтами основного образования, то можно отметить целый ряд преимуществ, среди которых стоит выделить следующие:

  1. большое разнообразие видов деятельности, позволяющее выбрать именно то направление, которое соответствует интересам или способностям ребенка;
  2. свободный выбор образовательной программы, а также режима ее освоения;
  3. мобильность программ обучения;
  4. проявление тесной взаимосвязи с профессиональной и социальной практикой и другие.

В ходе получения допобразования ребенок получает возможность приобрести как практический, так и социальный опыт.

https://www.youtube.com/watch?v=D6cQ3_XAJm0

Стоит заметить, что данное направление деятельности в первую очередь сориентировано на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые по объективным причинам не всегда учитываются  при обеспечении общего образования. Именно в этой особенности заключается наиболее важный культурно-образовательный смысл ДОД.

Функции дополнительного образования детей

Не секрет, что дополнительное образование детей позволяет значительно расширить и дополнить те результаты, которые достигаются учащимися в процессе основного образования. Оно позволяет подрастающему поколению развивать свои способности и возможности, повышая этим его конкурентоспособность.

Развитие человеческого капитала  является одной из главных функций, выполняемых ДОД, что осуществляется в ходе выявления юных талантов в самых разных областях и развития их способностей и мотивации.

Именно эта сфера деятельности выступает в качестве огромного ресурса, способствующего формированию жизненных компетенций. Она является той моделью образования, которая признана на сегодняшний день оптимальной для развития человеческого капитала.

Также к функциям ДОД относятся

  • удовлетворение различных вариантов и изменений  потребностей ребенка или семьи в целом;
  • обеспечение потребностей местного сообщества, воспроизводство и развитие социально-культурного потенциала той или иной территории;
  • создание условий для успешного развития каждого ребенка, независимо от его места жительства и социально-экономического статуса семьи.

Сегодня интересы и потребности семей и детей, касающиеся получения образования, являются разнообразными и динамичными, расширяющимися изо дня в день. Современная система образования не может на все сто процентов удовлетворить эти потребности, поскольку не обладает необходимой гибкостью и потенциалом. Дополнительное образование, в отличие от общего, способно удовлетворить разные варианты потребностей.

Факторы, влияющие на содержание ДОД 

К факторам, которые имеют непосредственное влияние на содержание и формы ДОД, относятся:

  • особенности территорий;
  • народные и местные традиции.

Дополнительное образование в свою очередь способствует сохранению целостности местных сообществ и передаче исторически сложившихся культурных традиций.

Что дает ДОД

Реализуясь в разновозрастных сообществах, оно:

  1. обеспечивает солидарность между разными поколениями;
  2. воспроизводит нормы общественной жизни;
  3. дополняет основы знаний, касающихся выбора профессии, позволяя учащимся расширить их и освоить в качестве инструмента для дальнейшей практической деятельности;
  4. дает возможность выбрать сферы интересов или деятельности, являющиеся по-настоящему важными для ребенка. Ведь в их рамках ученики значительно расширяют свои представления о мире и о том месте, которое они смогут в нем занять.
Дополнительно образование имеет деятельностный характер, поскольку обеспечивает практическую деятельность учащихся: сначала – на уровне их увлечений и возможностей, в будущем – на профессиональном уровне.
  1. ДОД обеспечивает оптимальные условия для многих из тех детей, которые не получают необходимого объема знаний от основного образования. Оно создает дополнительные возможности  для их социальных и образовательных достижений.
  2. Также дополнительное образование может выступать в качестве эффективного инструмента социального контроля, решая при этом целый ряд достаточно важных задач, направленных на обеспечение  позитивной социализации, профилактики девиантного поведения и так далее.

Как правило, это происходит за счет качественной организации свободного времени школьников, а также канализации их энергии и конкретных интересов.

На сегодняшний день дополнительное образование детей компенсирует недостатки общего школьного образования, дополняет его теми элементами, которые недополучают школьники. Выступая в качестве инновационной площадки для отработки различных моделей и технологий образования, оно открывает большие возможности для развития образования в целом.

Вместе с тем, сферу ДОД уже сегодня можно назвать альтернативной моделью образования, которая в недалеком будущем сможет заменить традиционную. Поэтому подход к развитию данной сферы должен решать как тактические, так и стратегические задачи формирования инновационной модели образования будущего времени.

Как известно, допобразование направлено на работу с образовательными задачами индивидуального характера и имеет дело с разнообразными сферами интересов. Поэтому оно должно организовываться как пространство для осуществления школьниками тех источников, которые помогут им сформировать  определенные знания и развить способности. Стоит заметить, что такие источники могут не только быть созданы в данном пространстве, но и привлекаться извне.

О концепции развития дополнительного образования детей

В 2014 году Министерством образования и науки РФ была разработана Концепция развития дополнительного образования детей, определяющая основные  цели и задачи этого направления, его проблемы и механизмы развития.  Ее реализация будет осуществляться поэтапно:

С 2014 года по 2017 год, включает разработку плана мероприятий и создание механизмов, которые обеспечат реализацию Концепции на всех уровнях;
С 2018 года по 2020 год, заключается в реализации запланированных мероприятий и региональных программ. В это же время будет обеспечено распространение результатов пилотных проектов. На данном этапе планируется провести модернизацию инфраструктуры дополнительного образования детей.

 Принципы государственной политики к ДОД

Концепция также устанавливает и основные принципы государственной политики по отношению к развитию ДОД, среди которых стоит выделить следующие:

  • принцип социальной гарантии государства на обеспечение качественного и безопасного дополнительного образования;
  • принцип общественно-государственного партнерства и другие.

В качестве базового элемента системы ДОД выступает образовательная программа.

Для того чтобы обеспечить доступность данной сферы деятельности, в Концепции выдвинуты предложения, касающиеся формирования системы государственных требований к доступности необходимых услуг.

Здесь же предлагается создать открытые сервисы информационного сопровождения участников дополнительного образования.

При этом необходимо предусмотреть поддержку индивидуального выбора той или иной программы.

Концепция ДО рассчитана на то, что уже к концу 2020 года дополнительным образованием будет охвачено более 75 процентов населения России в возрасте от 5 до 18 лет. И добиться таких результатов можно посредством реализации запланированных мероприятий, а также, благодаря постоянно растущему интересу подрастающего поколения  к саморазвитию и познанию нового.

Главными целями  данного документа являются

  1. развитие интеллектуального и творческого потенциала потребителей;
  2. обеспечение прав детей на личностное определение,  саморазвитие и самореализацию;
  3. расширение возможностей для удовлетворения потребностей как самого ребенка, так и его семьи в обучении.

В ходе реализации поставленных целей необходимо решить важные задачи, изложенные в Концепции ДО.

К ним относятся:

  1. улучшение уровня индивидуального образования;
  2. создание среды, способствующей мотивации ребенка к обучению;
  3. разработка оценочных механизмов, которые смогут обеспечить рост самооценки учащихся;
  4. обновление образовательной программы до такого уровня, который отвечает потребностям современного общества и другие.

Кроме всего прочего, при реализации Концепции развития дополнительного образования предполагается решение вопроса, касающегося формирования самой продуктивной межведомственной системы управления образовательными программами.

В документе содержаться и механизмы, с помощью которых можно будет достичь желаемых результатов.  Прежде всего необходимо принять меры  по созданию положительного имиджа дополнительного образования в средствах массовой информации. Также стоит обеспечить оптимальные условия для кооперации между различными организациями.

Не менее важную роль в данном случае играет и сотрудничество государства, общества и бизнес структур в вопросах, касающихся обеспечения высокого качества образования. Помимо этого, в качестве механизмов выступает:

  • формирование конкурентной среды, способствующей актуализации и повышению уровня качества образовательных программ;
  • создание специальных ведомств, которые опираясь на объективные оценки качества, смогут обеспечить контроль за системой ДОД;
  • обеспечение поддержки и реализации специализированных образовательных программ, предназначенных для обучения детей, требующих особого подхода со стороны государства и общества в целом и так далее.

Какие гарантии обеспечивает реализация программы дополнительного образования

В настоящее время дополнительное образование является одной из важных составляющих современного общества. Концепция ДО направлена на создание оптимальных условий для развития каждого ребенка, независимо от того, где он проживает и каким является социальный статус его семьи.

Она позволит компенсировать недостатки современной системы образования и предоставит новые возможности для социальных достижений учащихся. В результате ее реализации общество получает гарантии получения достойного образования всем детям, включая учеников с ограниченными возможностями или находящихся в трудном положении.

Это еще раз подтверждает, что инновации в образовании смогут привести к обеспечению высококачественных изменений, касающихся формирования жизненных приоритетов и мировоззрения подрастающего поколения.

Источник: https://www.cultmanager.ru/article/7245-qqq-16-m12-30-12-2016-kontseptsiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey

Студиорум
Добавить комментарий