«кинооператорство»: обучение профессия и кем работать

Профессия кинооператор

«Кинооператорство»: обучение профессия и кем работать

Профессия кинооператор, пожалуй, вторая по значимости в кинопроизводстве после режиссера. Если последний решает, что снимать, то первый — как снимать. То есть режиссер отвечает за творческую составляющую кинопродукта, а кинооператор — за техническую.

Даже сценарист играет не такую важную роль в киноиндустрии: многие фильмы снимаются по книгам, в других случаях сценарии пишут сами режиссеры. Так что без сценариста можно обойтись, а вот без оператора — никак.

Кинооператор не только просто ведет съемку, но и расставляет все съемочное оборудование, осветительные приборы, декорации, участвует в создании спецэффектов.

Он фактически является не только техническим работником, но и художником, результатом работы которого является кинопродукт, который нам показывают. Более того, без преувеличения можно сказать, что мы видим любой фильм именно глазами кинооператора.

В этом и заключается творческая составляющая его работы: «увидеть» кадр до съемки, воссоздать его в реальности и лишь потом перенести на пленку.

Помимо сложных спецэффектов кинооператор занимается тем, что постоянно создает эффекты «попроще»: дождь при солнечной погоде, свет Луны днем, выразительность эмоций актеров в полной темноте и многое другое, чего на самом деле увидеть невозможно, но в фильме мы это видим.

Кто работает в команде с кинооператором

В процессе съемок большого фильма с кинооператором работает целая операторская группа.

  • Во-первых, в нее входят его ассистенты, отвечающие за экспозицию, фокусировку и отсчет снятых сцен и дублей.
  • Во-вторых, это дольщик, в чьи обязанности входит отслеживание перемещений тележки, на которую закреплена камера.
  • В-третьих, это кранмейстер — как видно уже из названия профессии, это человек, работающий с краном, с помощью которого кинооператор перемещается во время съемок с высоты.
  • В-четвертых, к операторской группе могут прикрепить и специального оператора по комбинированным съемкам.

Если над фильмом работает целая операторская группа, то кинооператора называют оператором-постановщиком. И важно помнить, что его работа не заканчивается на последнем снятом кадре — все кадры надо еще смонтировать, чтобы получился цельный продукт.

Кинооператор принимает активное участие в монтаже ленты — он лучше других знает, какая сцена за какой должна идти, какой конкретно дубль лучше выбрать и т.д.

Поэтому ему на этом этапе приходится совместно работать со звукорежиссером, сценаристом, режиссером, продюсером и прочими участниками съемочного процесса.

Места работы

Кинооператоры работают в первую очередь в кинокомпаниях и на телевидении. Однако есть и «непрофильные» организации, которым требуются такие специалисты. Это могут быть крупные рекламные агентства, PR-отдела корпораций, учебные или научные организации, выпускающие учебные фильмы хорошего качества.

История профессии

Чтобы понять, кто такой кинооператор, лучше немного заглянуть в историю кино и назвать некоторые имена.

Первыми профессиональными кинооператорами, безусловно, стоит назвать братьев Люмьер с их «Прибытием поезда». Какой-то сценаристской или режиссерской работы в этом «ролике» не видно, но определенный эффект присутствия создала операторская работа.

Кинооператорами порой становились не только узкие специалисты, но и известнейшие режиссеры — например, Чарли Чаплин. Из более поздних стоит выделить Стэнли Кубрика, Джорджа Лукаса, Роберта Дауни-старшего, Квентина Тарантино и т.д.

Любопытно, например, что известнейший режиссер Стэнли Кубрик своего единственного «Оскара» получил не за режиссуру, а за лучшие визуальные эффекты — именно за операторскую работу.

Из отечественной операторской школы нельзя не отметить П.Е. Тодоровского, В.А. Рапопорта, Б.И. Волчека, П.Т. Лебешева, П.В. Клушанцева и многих других. Интересно, что последнего Джордж Лукас назвал «крестным отцом» «Звездных войн», а его наработки в плане спецэффектов использованы при съемках фильма «Терминатор-2: Судный день».

Как стать кинооператором

Стать кинооператором высокого уровня не так-то просто — желательно закончить Всероссийский государственный институт кинематографии им. С.А. Герасимова (знаменитый ВГИК). Однако некоторые специалисты пробиваются наверх, закончив, к примеру, отделение телевизионной журналистики.

Кто-то может убедить работодателей в своем таланте и профессионализме и без диплома, но это большая редкость. Так что поискать, где можно учиться на кинооператора, смысл имеет — в настоящее время существует немало и частных киношкол, возглавляемых известными мастерами.

Зарплата кинооператора

Перед тем, как выбрать данную профессию, разумеется, стоит поинтересоваться, сколько зарабатывает кинооператор — не у всех же доходы, как у Лукаса с Тарантино.

Но здесь вам придется серьезно потрудиться, т.к. вакансии в интернете отыскать проблематично. Есть смысл ориентироваться на доходы теле- и видео-операторов, которые обычно составляют от 30 000 до 80 000 рублей в месяц. Так что средняя зарплата кинооператора находится в районе 50 000 рублей в месяц.

Источник: http://enjoy-job.ru/professions/kinooperator/

Оператор Александр Носовский: “Кинооператор – слишком непредсказуемая профессия, чтобы рассчитывать на понятную, логически предсказуемую карьеру”

Кинооператор Александр Носовский работает в художественном кино 22 года. В 1990 году закончил кинооператорский факультет ВГИК.

Участвовал в съемках 25 художественных фильмов на разных кинокомпаниях: Мосфильм, RWS, Ментор синема, киностудия “Жанр”, А-1, Кино , студия PS TV, Нон-стоп Продакшн и других.

Член союза кинематографистов России и Европейской ассоциации кинооператоров IMAGO.

Александр, расскажите, как Вы попали в профессию? Есть ли у Вас специальное образование? Если бы Вы не были сегодня тем, кем стали, какую карьеру Вы хотели бы сделать?

До поступления во ВГИК я отслужил в армии, закончил мореходку, работал на флоте. Пробовал и другие профессии. Но больше всего всегда нравилось фотографировать.

Закончил институт журналистского мастерства в Киеве, затем дважды пробовал поступить в Киевский театральный институт на операторский факультет, но безуспешно. Тогда поехал в Москву и с первого раза поступил во ВГИК.

  Сразу же почувствовал, что нашел то, что искал – и профессию, и людей, которые окружали. На занятия в институт бежал бегом. Годы, проведенные в институте, считаю лучшими в своей жизни.

Есть ли типичный путь попадания в профессию кинооператора? 

Думаю, что во ВГИК не стоит поступать после школы. Нужно, что называется, поискать себя. У Льва Толстого есть замечательная фраза, сказанная молодым писателям: “Пишите только в том случае, если не можете не писать”. Так же можно сказать и про кино.

Кинооператор – слишком непредсказуемая профессия в слишком непредсказуемой стране для того, чтобы рассчитывать на понятную, логически предсказуемую карьеру. Советское кино и российское кино – это очень разные вещи, и нужно отдавать себе в этом отчет.

Можно жить на зарплату, можно зарабатывать бизнесом, а в кино приходится жить на гонорары, и мне кажется, это самый сложный способ заработать на жизнь.

В 90-е годы мы с режиссером Игорем Апасяном  сняли кино – по большому счету, без компромиссов. Потратили на это пять лет жизни и сделали все так, как хотели. Фильм назывался “Вино из одуванчиков” по произведению Рея Бредбери.

Зарабатывал я тогда примерно 10 долларов в месяц, но был счастлив тем, что делаю именно то, что хочу.  А деньги на жизнь зарабатывал на съемках рекламы.

Так что, прежде чем идти в кино, нужно понять, готов ли ты жертвовать всем ради профессии.

Профессию кинооператора некоторые осваивают и без специального образования, и при этом могут стать настоящими профессионалами. Сейчас, в эру цифровых технологий, это стало технически намного проще. Но для меня и ВГИК, и “Вино из одуванчиков” были необходимы для того, чтобы себя проверить и в себя поверить. Чтобы не стать человеком, который занимает чужое место.

Лучшие стороны Вашей профессии? Ее худшие стороны?

В Советском Союзе официально в игровом кино работало 250 кинооператоров. При населении страны в 250 миллионов – получается один из миллиона. И это не случайно. Профессия кинооператора уникальна – необходимо быть технарем, художником и психологом одновременно. Камера и пленка, которыми оператор должен владеть виртуозно, – достаточно сложное явление с инженерной точки зрения.

Кинооператору нужно быть художником с очень гибкой психикой, и еще, как минимум,  знать всю историю культуры человечества. А необходимость заниматься творчеством в коллективе из нескольких десятков человек – это отдельная сложнейшая  политическая и психологическая проблема.

Кино – искусство коллективное, и уметь играть в команде, может быть, самое главное и самое трудное  в профессии кинооператора.

Есть ли у Вас авторитеты в профессии? Кто и почему?

Огромное количество людей создали историю искусства. В операторской профессии для меня авторитетами, прежде всего, являются Грег Толланд, Даниил Порфириевич Демуцкий, Сергей Урусевский, Витторио Стораро, Георгий Иванович  Рерберг, мой мастер Владимир Дмитриевич Нахабцев, Юрий Клименко, Саша Верни, Свен Ньюквист – всех, конечно не перечислить.

Мне очень нравится, как сняты все фильмы Андрея Тарковскрго. Это учебник для всех операторов на все времена. Последний фильм, для меня очень значимый, с точки зрения операторского мастерства – “Мои черничные ночи”  оператора Дариуса Хонджи и режиссера Вонг Кар Вая.

Насколько вообще важно иметь профильное образование оператору? Может быть, опыт важнее?

Есть профессии, в которых опыт – это главное. Без специального образования, но с большим опытом, можно стать классным водителем грузовика или плотником. А профессия кинооператора требует культурного опыта.

   А чтобы изучить, понять и научиться практически применять культурный опыт человечества, нужны годы.  Конечно, если оператор хочет быть художником, а не “таксистом”, который едет только туда, куда скажут.

Современное российское кино и сериалы как раз очень часто отличаются «опытными» и совершенно необразованными операторами. Достаточно включить телевизор на несколько минут – и все становится понятно.

Недавно я посмотрел английский сериал “Холодный дом” ( BBC) – могу с уверенностью сказать, что такое кино просто на опыте не снимешь. Там есть та самая культура, которой нужно очень серьезно учиться не один год.

Отличаются ли навыки и умения, которые необходимы успешному профессионалу в Вашей области сегодня, от навыков операторов, скажем, работавших 10-20 лет назад? С чем это связано, на Ваш взгляд?

Отличаются навыки в связи с появлением все новых технических возможностей и, прежде всего, в киноосвещении. За новинками нужно все время следить, потому что в этом есть возможность для профессионального движения. Бешено меняются цифровые технологии,  достаточно на полгода перестать следить за прогрессом в этой области, и ты отстанешь безнадежно.

Однако я не зря употребил слово “меняются”, а не “развиваются”. Мне кажется, что качественного движения вперед за последние 5-10 лет цифровое кино и видеоизображение не получило, хотя производство стало дороже в разы.

Насколько сильно и быстро меняются форматы съемки телепрограмм и кинофильмов? Успевают ли вузы, дающие классическое образование, за требованиями сегодняшнего дня? 

Форматы действительно меняются чудовищно быстро. Не успеваешь привыкнуть и почувствовать один, а тебя вынуждают переходить на другой. Сегодня это необходимость. Хочешь работать – будь мобилен – таковы правила игры.

Готовить специалистов при такой “гонке техничекого вооружения” просто невозможно. Вряд ли кто-то станет писать учебник, например, обучающий работе на камере Red.  Не успеешь написать, а камера уже устареет. Лично я на данном этапе полностью доверяюсь людям, которые камеру обслуживают.

Главное условие обучения – много работать и снимать на всем. От фотоаппарата до кинокамеры. Для овладения новыми камерами первостепенная вещь – практика.  Но ведь камера – это далеко не все кино. У оператора достаточно и других вопросов: свет, цвет, актер, мизансцена, драматургия и, в конце концов, смысл съемки.

Этим позициям можно и нужно учиться независимо от меняющихся  технологий.

Можно ли в России получить образование теле- или кинооператора, которое позволило бы человеку работать без курсов повышения квалификации? Существует ли в нашей стране школа операторского искусства?

Учиться приходится все время. Весь мир учится, потому что новой информации очень много. Но у нас в стране ничтожно мало возможностей для повышения квалификации, особенно в операторской профессии.

Во время моей учебы во ВГИКе  институтские программы базировались на теории советского  кино 30-60-х годов. Такой своеобразный институт истории кино.

Как там учат сейчас – не знаю, но судя по тому, что в России все-таки достаточно большое количество хороших молодых операторов – научится профессии можно. У каждого свой путь в профессию.  Универсальных рецептов нет.

  Ясно, что сразу этой профессией больших денег не заработать. Нужно работать лет десять, чтобы стать настоящим профи.
 

Источник: https://mediajobs.ru/career/operator-aleksandr-nosovskij-kinooperator--slishkom-nep

Телеоператор

В Школе Телевидения ведется обучение студентов по специальности телеоператор. Курс «телеоператор» дает базовую теоретическую подготовку и необходимые технические навыки.

Слушатели Школы Телевидения, избравшие специальность «телеоператор», получают профессиональные знания, умение делать монтаж, навыки пользования современным техническим оборудованием и работы в условиях, максимально приближенных к профессии.

По окончании курса «телеоператор» слушатели сдают государственный экзамен, защищают дипломную работу и получают диплом телеоператора государственного образца о профессиональной подготовке.

Телеоператор на сегодняшний день очень востребованная профессия на телевидении, поэтому практически на любом канале требуются телеоператоры и имеются вакансии телеоператора. Эта специальность очень востребована и в рекламе.

В Школе Телевидения Вы можете получить уникальную профессию «Телеоператор» Длительность обучения: 9 месяцев. Занятия проходят 3 раза в неделю по 4 академических часа. Вечерние группы с 19.00 до 22.

00 Стажировка в реальных проектах на съемочной площадке и в монтажной студии. По окончании курса слушатели сдают государственный экзамен и защищают дипломную работу.

Диплом государственного образца о профессиональной подготовке по специальности «Телеоператор».

Стоимость обучения 16 000 руб в месяц. Оплата помесячно. Это очень востребованная специальность. Трудоустройство практически 100%.

№п/пНаименование разделов и дисциплинВсего часовВ том числеФорма контроля
ЛекцииПрактические занятия
I. Общепрофессиональные дисциплины725616
1.Технология телепроизводства16124зачет
2.История кино и телевидения32284зачет
3.Психология общения24168зачет
II. Специальные дисциплины312208104
Операторское мастерство1288444экзамен
Режиссура телевидения322012зачет
Свет и оптика32248зачет
Фотокомпозиция321616зачет
Стилистика16124зачет
Основы монтажа16124зачет
Основы журналистики24204зачет
Компьютерная графика322012зачет
III ПРАКТИКУМ168168
Защита дипломной работы1266защита
ИТОГО:564268296

Телеоператор — одна из самых важных профессий на телевидении. Без стараний телеоператора современное телевидение просто не смогло бы существовать. Глазами телеоператора телезрители смотрят на экран.

Телеоператор является поставщиком картинки, без которой смысл телевидения пропадает. В телевизионных кругах шутят, что с телеоператорами надо дружить, ведь от того, как телеоператор выполнит свою работу, от его мастерства и профессионализма, от качества исходного материала во многом зависит успех или неуспех телепроекта.

Телеоператор — профессия, которая позволяет быть всегда в курсе событии, в числе первых узнавать актуальные новости, показывать громкие катастрофы, выдающихся деятелей, яркие события и повседневную жизнь.

Телеоператор — профессия, имеющая своей целью технически и визуально способствовать производству качественных телепрограмм и проектов. Телеоператор может работать на телестудии или на предприятии, занимающемся созданием видеопродукции. В нашей Школе Телевидения готовят универсальных специалистов-телеоператоров .

Телеоператор снимает сюжеты в прямом эфире и для записи, в студии или на выездной съёмке. Он работает самостоятельно или руководит работой других телеоператоров и команды технического обслуживающего персонала.

Телеоператор отвечает за художественное и техническое качество записываемого материала.

Телеоператор всегда работает в команде, в жесткой сцепке с корреспондентом или режиссером. Они вместе выезжают на съёмки, обсуждают сюжет и согласовывают план.

Но бывают случаи, особенно в производстве новостных программ, когда телеоператор просто не располагает временем на обсуждение деталей съемки с журналистом, поэтому телеоператору надо уметь быстро ориентироваться в ситуации, самостоятельно принимать решения и действовать оперативно.

https://www.youtube.com/watch?v=nhI8F276g8A

Телеоператоры программ культурно-развлекательного характера, аналитических, авторских программ работают несколько иначе. Им предоставлены более широкие возможности выражения творческих идей.

Посредством освещения, угла и темпа съёмки, композиции кадра телеоператор воплощает в жизнь замысел автора, воспроизводит настроение, эмоции, доносит до зрителя основную мысль общую атмосферу, используя технические средства для достижения художественного эффекта.

И такая видеосъёмка определенно является формой искусства. Этим средствам и приемам в Школе Телевидения уделяется значительное внимание.

Телеоператор должен быть образованным и креативным человеком с широким кругозором и собственным мнением по профессиональным вопросам. Общепрофессиональные дисциплины, которые читаются в нашей Школе Телевидения, способствуют формированию личности будущего телеоператора.

Телеоператор тщательно готовиться к началу процесса видеосъёмки: он заранее представляет себе видеофрагменты, необходимые для создания видеопроекта, осматривает место будущей съёмки, запасается большим количеством кассет, заряженных батарей, вместе с видеоинженерами телеоператор готовит студию к прямому эфиру или записи. Перед выездом на место телеоператор контролирует исправность и работоспособность необходимой аппаратуры (камеры, микрофона, штатива, переносного освещения, и т. п. ).

Телеоператор значительное внимание уделяет свету. С точки зрения видеосъёмки освещение может быть либо хорошим, либо плохим, и телеоператор должен уметь работать в любых условиях.

Однако создавать правильное освещение для сцены — первостепенная задача осветителя, который работает в непосредственной близости с телеоператором, являясь его правой рукой.

Профессиональные осветители применяют сразу несколько источников освещения, что позволяет более точно контролировать наличие и расположение теней, а также степень освещенности деталей. Телеоператор работает с прямым, отраженным и рассеянным светом.

Для устранения проблемы наличия контрсвета телеоператор может изменить ракурс или использовать дополнительные источники освещения. Для компенсаций различных условий освещения телеоператором или осветителем могут быть также использованы специальные фильтры. Всё это оборудование имеется в техническом центре нашей Школы Телевидения, поэтому студенты имеют возможность работать с ними.

Телеоператор должен уметь работать с телевизионной техникой, светотехникой и оптическими аксессуарами, делать настройку экспозиции и фокусного расстояния, понимать цвет, знать законы и принципы построения видеоряда, обращать внимание на перспективу видеокадра. Всему этому обучают в Школе Телевидения.

Телеоператор обязан правильно использовать оптический трансфокатор: плавно и только по необходимости изменять масштаб изображения, отдавая преимущество изменению положения камеры. Телеоператор должен уметь снимать со штатива, и обходиться без него.

Ведь иногда в экстренных условиях или согласно определенному замыслу режиссера, приходится прибегать к применению съемки с рук и использованию встроенного микрофона.

Опытные преподаватели Школы Телевидения работают непосредственно с каждым из студентов, уделяя особоее внимание постановке рук на камере.

Телеоператору следует выбирать правильную композицию, ведь это напрямую влияет на способ восприятия снимаемой сцены.

В арсенале успешного телеоператора — знание определенных приемов эффективного панорамирования. Это умение выдержать статику в начале и в конце каждого кадра, сохранить характер исполнения панорамы, почувствовать смысловое и пластическое содержание эпизода, приостановить кадр в нужный момент, делая необходимые акценты.

Что касается вращения камеры, то при каждом отдельном эпизоде телеоператор должен поворачивать камеру не более одного раза, начиная медленно и постепенно увеличивая скорость.

Помимо работы в студии технического центра слушатели курса «телеоператор» нашей Школы Телевидения занимаются и съемками на местности, где они имеют возможности оработать многие технические приемы.

Телеоператорское мастерство достигается опытом, знаниями, навыками и владением «маленькими» операторскими секретами. Вот некоторые из них. При съёмке движущегося объекта телеоператор должен перемещать камеру вслед за ним, а не вдоль сцены. Движущиеся объекты лучше выводить за кадр.

При съемке длинных проходов телеоператору необходимо периодически останавливать внимание на деталях, попадающих в кадр. Использование телеоператором первого плана создает эффект наблюдения со стороны, поэтому им пренебрегать не следует.

Оправдана и телеопероторская съемка крупных планов, дающая возможность заглянуть в глаза герою, лучше увидеть его эмоции, а также отойти от театральности сценической подачи и получить эффект присутствия в кадре.

При съемке синхронных диалогов телеоператору вовсе не обязательно держать внимание только на том, кто говорит. Ничуть не менее выразительны бывают и глаза, и руки, и детали одежды героя, когда он, замолчав, внимательно слушает собеседника, отслеживая его реакции. Это нельзя упускать телеоператору.

В результате получается более полная, объемная картинка. При этом большую маневренность появляется и у режиссеру монтажа. Выпускники Школы Телевидения в обязательном порядке владеют всеми вышеперечисленными навыками и приемами.

Телеоператор, таким образом, должен знать принципы эксплуатации съёмочного оборудования, основы композиции и экспонометрии, огсновы работы со светом, световым оборудованием, основы записи звука и систему взаимоотношений с журналистом.

Телеоператор отвечает за качество и количество отснятого видеоматериала, согласно предъявляемым на телевидении требованиям, контролируя качество записи во время съемок. Телеоператор несет ответственность за процесс съёмки, а также за установку оборудования и поддержание его в рабочем состоянии.

Оперативные технические вопросы телеоператор решает с технической службой и руководством отдела.

Обучение мастерству телеоператора в Школе Телевидения включает следующие дисциплины, необходимые для овладения профессией: операторское мастерство, режиссура телевидения, свет и оптика, фотокомпозиция, стилистика, основы монтажа, основы журналистики, компьютерная графика, а также технология телепроизводства и история кино и телевидения.

Работа телеоператора опирается во многом на знание секретов технического мастерства, владение многообразной палитрой как творческих, так и технических приемов, обучение которым ведется на курсе «Телеоператор» в Школе Телевидения. Лучшим способом введения в специальность телеоператора является обучение с последующей стажировкой.

Источник: http://www.1tvs.ru/teleoperator

Фотограф, видеооператор, фотохудожник

  • Кем стать?
  • Где учиться?
  • Как расти?
  • Что пробовать?

ico

Искусство, дизайн, развлечения, масс-медиа

Вид деятельности

Творить, создавать нечто новое, проектировать

Краткое описание

Фотограф – это специалист, занимающийся созданием фотографий. Его основная задача – запечатлеть некоторое событие, людей или предметы окружающего нас мира, с помощью фотографии рассказать о чем-то, вызвать эмоциональный отклик, создать нужное настроение.

Фотограф может осуществлять съемку в студии, где перед созданием кадра проводит огромную подготовительную работу: выбирает реквизит, организует световое и композиционное оформление кадра, готовит модель к съемке.

Специалист также может осуществлять фотосъемку на «открытом воздухе» (например, съемку пейзажей, объектов живой природы, объектов архитектуры).

В таком случае у него нет возможности самостоятельно создавать нужную обстановку для получения фотографии, но он может часами ждать нужного освещения, чтобы создать живописное изображение.

Самой динамичной можно назвать работу репортажного фотографа. Этот специалист занимается съемкой событий (например, пресс-конференций, парадов).

Он должен успеть «поймать» наиболее гармоничный и информативный кадр, у него нет возможности выжидать или самому создавать «идеальный» кадр. Чаще всего, фотографы делают несколько фотографий, а затем отбирают наиболее удачные.

Нередко, чтобы сделать изображение более выразительным, специалисты дополнительно обрабатывают сделанные фотографии – меняют их яркость, контрастность, корректируют цвет.

По содержанию деятельности к профессии фотографа близка профессия видеооператора. оператор, как и фотограф, осуществляет съемку, только не отдельных кадров, а целых сцен. Чаще всего это сцены кинофильмов, телепередачи, рекламные ролики и видеоклипы.

Задача оператора в том, чтобы обратить наше внимание на детали и события окружающей действительности, создать нужное настроение и сообщить определенную информацию.

Оператор посредством видеоряда реализует художественный замысел режиссера. Именно с его помощью мы видим фильм или передачу так, как их задумал режиссер.

Еще одна важная обязанность оператора – корректировка и монтаж отснятых кадров совместно с монтажером.

Где учиться

Направления обучения:
Экранные искусства (55.00.00)
Изобразительное и прикладные виды искусств (54.00.00)

Вузы:

55.05.03 – Кинооператорство

    • Всероссийский государственный университет кинематографи им. С.А. Герасимова (ВГИК)

          Колледжи, техникумы, училища:

          54.02.08 – Техника и искусство фотографии

    • Гуманитарный колледж РГГУ (ГК РГГУ)
    • Колледж автоматизации и информационных технологий №20 (КАИТ № 20)
    • Киноколледж № 40. Московская международная киношкола. (Киноколледж № 40)
    • Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИКа им. С.А. Герасимова (Колледж ВГИК)

Где работать

    • Фотоателье
    • Рекламные агентства
    • Киностудии
    • Телевидение
    • Новостные агентства, СМИ
    • Издательства
    • Студии фотографии
    • Частные услуги

          Компании мечты:*

    • National Geographic
    • Lenta.ru
    • Photoplay
    • Sanoma Independent Media
    • Амедиа
    • СТС Медиа
    • НТВ

*Информация основана на рейтингах сайтов по поиску работы

Прогноз востребованности на рынке труда через 5-7 лет

Кинооператорство 55.05.03

Коды специальностей СПО

Техника и искусство фотографии 54.02.08

  • Литература*
  • Русский язык
  • Математика
  • Физика
  • Информатика и ИКТ
  • Иностранный язык
  • Обратите внимание, что для поступления на перечисленные специальности, помимо успешно сданных ЕГЭ, необходимо пройти дополнительные испытания профессиональной или творческой направленности. Подробную информацию о дополнительных испытаниях вы можете узнать на сайте выбранного учебного заведения.

*отмечен профильный предмет

  • Внимательность: умение сосредоточиться на деле и не отвлекаться
  • Ручной труд: умение работать руками
  • Творчество: умение находить новые, нестандартные решения проблем

Вернуться к списку профессий Вернуться к списку профессий >> ico

Подписка на дайджест новостей

Гарантируем Конфиденциальность

+

Политика конфиденциальности Компания ЦТР «Гуманитарные технологии» уважает ваше право и соблюдает конфиденциальность при заполнении, передаче и хранении ваших конфиденциальных сведений. Размещение заявки на сайте компании ЦТР «Гуманитарные технологии» означает ваше согласие на обработку данных. Под персональными данными подразумевается информация, относящаяся к субъекту персональных данных, в частности фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес, телефон, адрес электронной почты, семейное, имущественное положение и иные данные, относимые Федеральным законом № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года “О персональных данных” (далее – “Закон”) к категории персональных данных.

Целью обработки персональных данных является оказание услуг для клиентов компании ЦТР «Гуманитарные технологии».

Источник: https://proforientator.ru/professions/fotograf-videooperator/

Профессия — Кинооператор

Специальность – кино- и телесъёмка

Специализация в зависимости от жанра снимаемого произведения и типа съёмок (документальное кино, сериал, блокбастер, телепередача, телерепортаж, научно-популярный фильм: съёмка пейзажная павильонная, производственная, подводная, воздушная, передвижная)

Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):

Высшее (оператор кино и телевидения) – ВГИК, кинооператорский факультет

Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

При поступление на предварительном творческом конкурсе и экзамене по специальности выявляются врождённые способности к художественной фотосъёмке. Кроме этого весьма желательно иметь развитую детализированную память, наблюдательность, обладать физической и умственной выносливостью, быть эрудированным в области киноискусства и фотографии.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

Фотоискусство*, русский язык и литература, физкультура, ОБЖ, иностранный язык, рисование.

Характер и содержание работы:

Производственно-творческий.

1)Работа на теле- и киностудиях: проведение съёмок эпизодов и частей фильма под руководством режиссёра-постановщика, дальнейшая обработка и монтаж отснятых кадров.

2) Работа в рекламных фирмах: проведение съёмок рекламных клипов и корпоративных презентаций.

Очевидные плюсы

Лучше охарактеризовать одной известной крылатой фразой – профессий много но, прекрасней всех кино.

«Подводные камни», очевидные минусы

Такие же как и в любой профессии искусства: можно много хотеть и к многому стремиться, но лишь совсем немного добиться. Кроме того, потеряв работу, кинооператоры с невероятным психологическим трудом находят себе новое занятие в жизни.

Возможные профессиональные заболевания: опорно-двигательного аппарата, вегетососудистая дистония, остеохондроз, болезни глаз и расстройство зрения, сердечно-сосудистые расстройства, гастрит – риск высокий.

Вилка зарплат (в рублях в месяц)

В Москве и Московской области: 25 000 – 70 000 (чаще 35 000)

В крупных областных центрах: 20 000 – 50 000 (чаще 25 000)

В глубинке России: работы, как правило, нет, либо на местном телевидении: 7000 – 15000 или преподавателем фото (кино)искусства в каком-нибудь детском центре досуга и творчества ( 4000 – 10 000)

Честно говоря, даже и не знаю, с чего начать этот рассказ. Дело-то в том, что, рассказывай – не рассказывай, а поступить во ВГИК, единственный отечественный академический вуз, в которой обучают по такой специальности, чрезвычайно трудно.

Вначале надо будет прислать на конкурс не менее 20-ти снятых вами фотографий в чётко заданном формате с описаниями положения фотоаппарата во время съёмки (чтобы, видимо, понять, сами ли вы снимали), причём половина фоток должна быть выполнена на чёрно-белом негативе (цифра тут не идёт) и все должны соответствовать определёным жанрам. И только если комиссию ваши шедевыр заинтересуют, вам пришлю вызов на экзамены. И надо будет проходить испытания в здании института, то есть снимать профессиональной фотокамерой заданный бюст, натюрморт, ландшафт и другие виды. А потом, если снимки получатся минимум на удовлетворительно, беседовать с экзаменаторами о фотоискусстве и вашей осведомлённости в нём.

И конкурс в итоге всё равно останется 10-20 человек на место. Кстати, на платное отделение конкурс тоже есть, хотя поменьше.

Но, предположим, именно вы как раз и станете студентом ВГИКа, и вас там научат, как говорится, держать в руках не только фото-, но и кинокамеру.

Ещё в годы учёбы вы побегаете с ней и поездите по Москве и области, в другие места России, поснимаете и попотеете на обработке и монтировании отстнятых вами кадров учебных фильмов, познакомитесь с разными продюссерами кино и телевидения, кинорежиссерами, менеджерами студий. И снова будете держать конкурс, только уже не в виде экзаменов, а когда с дипломом в руках отправитесь искать работу.

Ну как? Готовы к этому? Продолжать? Хорошо. Вы стали кинооператором какой-либо съёмочной группы, которой повезло найти заказчика на полнометражный художественный фильм. Да хоть бы и документальный или рекламный! По любому кинооператору в ней придётся побегать с тяжёлой аппаратурой на плечах.

Это сейчас вам кажется: какая прелесть – подводные (или с борта самолёта, а лучше из-под купола паршюта) съёмки. На деле вас должны ещё до таких съёмок допустить. То есть сначала вам придётся дополнять свою квалификацию погружением под воду и прыжками с парашютом.

Но такие экстрим-съёмки, по большому счёту, удел очень маленького круга кинооператоров.

Основная их масса (а кинооператоров в стране вообще не так много, то есть это довольно редкая профессия) снимает на обычных съёмочных площадках, работая с ненормированным рабочим днём, засыпая чуть ли не за кинокамерой, беспрестанно ругаясь с осветителями и режиссёром, которому вечно вы не вовремя включаете кинокамеру и на с того ракурса снимаете. И это – самое настоящее кинооператорское счастье. Потому что в кино когда ругаются, значит признают тебя как профессионала. Хуже, когда при встрече доброжелательно здороваются, но на съёмки не зовут.

Увы, не всем выпускникам ВГИКа выпадает счастье вписаться в опытную команду какого-либо известного режиссёра. Ещё меньшему количеству операторов везёт на участие в съёмках интересного кино. И кто-то ведь работает в рекламных фирмах, тратя своё искусство на какие-то зазывальные клипы по полминуты эфирного времени.

Но многие работают на телевидении – центральном и региональном, снимая вместе с журналистами разные телерепортажи, передачи, рейды, спортивные и новостные сюжеты.

Впрочем, где бы оператор ни работал, главное для него – возможность постоянно держать на плечах свою любимую кинокамеру. И везде у него напряжённый рабочий день, кропотливая работа над отснятой плёнкой, чтобы превратить её в готовый профессиональный сюжет для показа в кино или на телеэкране.

И эта кропотливая работа – счастье для кинооператора. Потому что хуже всего для него – заниматься не своей работой. Как говорится, ни пуха ни пера, будушие маэстро художественной фотографии и киносъёмки.

Источник: http://yaspecialist.ru/professii/professiya-kinooperator.html

Студиорум
Добавить комментарий