Кандидат медицинских наук: специализации и получение степени

Как получить ученую степень?

Кандидат медицинских наук: специализации и получение степениПредположим, что то ли под воздействием собственных убеждений и интересов, агитации родителей, родных и знакомых и убедившись в преимуществах научного счастья, вы одержимы желанием повысить свой социальный статус с помощью научных степеней и званий. Однако вас сдерживает неуверенность в своих способностях и возможностях.

Или в силу незнания методики и технологии прохождения аспирантуры и докторантуры, подготовки и защиты диссертации вы сомневаетесь в том, что вам доступны научные вершины, и страшитесь неизведанных путей.

Отбросьте прочь подобные вредные сомнения. Не боги горшки обжигают и не гении диссертации пишут.

Это делают рядовые обычные люди средних, а иногда и ниже средних способностей. Способности распределены более или менее равномерно, почти все рождаются одинаково талантливыми. Все дело не в прирожденных способностях, а в усердии. Именно усердие и настойчивость и есть способность.

Недаром говорят: «Один процент таланта и девяносто девять процентов терпения — вот вам и гений». А один процент таланта есть практически у всех.

Что же до талантов и гениев, которые иногда, правда крайне редко, все-таки встречаются, то они настолько выделяются из общей массы претендентов на ученую степень, что им незачем доказывать свою исключительность диссертациями. Диссертации талантливые люди все же защищают, но чаще всего уже став признанными учеными или будучи близкими к тому.

Ну, а как же быть с укоренившимися представлениями, суть которых выражена в популистских лозунгах: «Путь в науку — только одаренным», «Мы ищем таланты»? Наличие подобных утверждений — неизбежные издержки научного приукрашательства, свойственного не только ученым, но и многим просто несведущим людям.

Не исключено, что и сами ученые, уже прорвавшиеся в науку, усиленно насаждают подобные «страшилки», чтобы возвеличить себя, подчеркнуть свое собственное достоинство.

Надо также иметь в виду: бравурные восклицания по поводу того, что наука — обитель только для исключительных, избранных людей, заимствованы в основном из арсенала журналистов, телерепортеров и всяких публицистов, крайне далеких от науки, имеющих смутное представление о подлинном облике, пружинах и действии механизма научного продвижения. Кому вообще нужна исключительность в стране и в системе, главный принцип которых — уравнительность?

Заметим к тому же, что талант часто проявляет себя неожиданно, отдельные гениальные ученые плохо преуспевали в школе и в институте. Почему же не исходить из предположения, что и вы относитесь к этой когорте?

Перейдем к официозу, четко определяющему, кому и за что присуждается ученая степень.

Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий гласит: «Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональное образование.

Ученая степень доктора наук присуждается президиумом Высшей аттестационной комиссии на основании ходатайства диссертационного совета, принятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук, с учетом заключения соответствующего экспертного совета Высшей аттестационной комиссии».

Как следует из Положения, единственное, что требуется от претендента на ученую степень, — это иметь высшее образование, затем — написать и успешно защитить диссертацию.

Реально за этими скромными на первый взгляд условиями стоит очень многое. В первую очередь — необходимость обладать профессиональными знаниями для сдачи кандидатских экзаменов и сотворения диссертационной работы. Во вторую очередь — умение защитить диссертацию.

По поводу качества образования в Положении ничего не сказано. Красный ли диплом или обычный, пятерки в нем или тройки, дневное, вечернее, заочное образование вы получили или закончили учебное заведение экстерном — не суть важно, было бы высшее образование.

Сложнее обстоит дело с профессиональным образованием.

Согласно Положению соискатель ученой степени кандидата наук, имеющий высшее образование, не соответствующее отрасли науки, по которой подготовлена диссертация, по решению диссертационного совета сдает дополнительный кандидатский экзамен по общенаучной применительно к данной отрасли науки дисциплине.

К тому же, если соискателю уж очень захотелось защитить диссертацию по совершенно другой профессии по сравнению с полученной при окончании одного высшего учебного заведения, можно закончить еще одно высшее учебное заведение.

Ныне повсеместно люди получают второе высшее образование.

Остается открытым вопрос, можно ли в данной ситуации приобрести нужную профессию, пройдя обучение, скажем, на послевузовских курсах повышения квалификации, в институтах повышения квалификации, выдающих дипломы определенного образца. Видимо, можно.

Есть, правда, еще один пункт Положения, согласно которому диссертация должна содержать совокупность новых научных результатов и положений, обладать внутренним единством и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.

Однако и этот пункт никоим образом не следует воспринимать как исходный барьер на пути в науку, преграждающий дорогу лицам, не обладающим изначально глубокими знаниями. Ведь такие знания можно приобрести в процессе подготовки диссертации, к моменту ее защиты, а именно этот момент имеет в виду цитируемый пункт Положения.

Вдобавок, профессионализм соискателя ученой степени кандидата наук подтверждается обязательной сдачей им кандидатского экзамена по специальности, в области которой выполнена диссертационная работа.

Так что самое главное условие успешного продвижения к ученой степени — умение написать и защитить диссертацию.

Преимущества аспирантуры и докторантуры

Наиболее простой, уверенный, проверенный способ получения первичной ученой степени — поступление в аспирантуру.

Есть альтернативный вариант — обратиться в высшее учебное заведение или научно-исследовательский институт, имеющий диссертационный совет, обладающий правом принимать к защите диссертации по избранной вами специальности, с просьбой о прикреплении в качестве соискателя. Это даже проще, ибо не надо сдавать вступительные экзамены в аспирантуру.

Но, как свидетельствует многолетний опыт, аспирантура, если она доступна, намного лучше, примерно, как отдых, организованный на юге или за рубежом по туристической путевке, по сравнению с тем же отдыхом, но дикарем, без путевки.

Правила поступления и обучения в аспирантуре и докторантуре изложены в «Положении о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации».

Аспирантура бывает очной (с отрывом от основной работы) и заочной (без отрыва).

Основное преимущество очной аспирантуры заключается в наличии колоссального количества свободного времени, которое аспирант может использовать по собственному усмотрению.

Серьезные ограничения связаны с низким уровнем доходности аспирантов, стипендия которых в связи с проведением рыночных реформ и высоким уровнем инфляции не может обеспечить достойное существование в течение трех лет, отведенных на пребывание в аспирантуре.

Правда, никто не мешает аспирантам подрабатывать, что многие из них успешно делают, промышляя на ниве преподавания, а то и в более доходных сферах деятельности.

Но, опять-таки, палочка о двух концах: работая по совместительству или получая приработок иным способом, теряешь преимущество наличия свободного времени. Повсеместное введение платы за обучение в очной аспирантуре еще более ущемило ее достоинства.

Эффективный прием избежать платы за обучение в очной аспирантуре научно-образовательного учреждения состоит в том, что аспирант устраивается на работу по совместительству в том же учреждении в качестве лаборанта или младшего научного сотрудника. Таким образом аспирант может уйти от затрат, связанных с обучением, так как со своих работников плата обычно не взимается.

Заочная аспирантура лишена основных преимуществ очной в том смысле, что она не приносит ни аспирантского мизерного дохода, ни свободного времени. Теоретически, по закону заочный аспирант имеет право на дополнительный учебный отпуск, которое в условиях рыночных отношений не всегда удается бесконфликтно реализовать.

Основной наниматель, работодатель заочного аспиранта редко бывает заинтересован в том, чтобы его работник получал дополнительный оплачиваемый или даже неоплачиваемый отпуск, а ссориться с хозяином при высоком уровне безработицы в стране не стоит.

Правда, ставшая почти неизбежной плата за обучение в заочной аспирантуре значительно ниже, чем в очной.

Соискатель ученой степени, прикрепленный к научной организации, всего-навсего закрепляет свой статус и еще вдобавок к тому организация может назначить ему научного руководителя и утвердить тему диссертации.

Увы, расширение рынка платных научных услуг в России привело к тому, что вначале негосударственные учебные заведения, а вслед за ними и государственные научные и учебные учреждения стали вводить плату за прикрепление соискателем и пребывание в этом качестве.

Для повышения уверенности самых первых шагов в большую науку желательно иметь руководителя (консультанта) в начале пути и действовать согласно его советам и указаниям. Но здесь возникает ситуация логического тупика.

Чтобы определиться с руководителем, надо избрать профиль будущей научной деятельности, ибо руководитель — специалист в определенной отрасли знаний. А чтобы выбрать область научных поисков, желательно посоветоваться с руководителем, которого пока нет.

Можно, конечно, избрать направление исследований «под руководителя», если он сам предложил вам стать его аспирантом или если потенциально возможный руководитель обладает явно выраженными предпочтениями перед другими.

И все же лучше вначале самому выбрать область научной деятельности, тем более что она все-таки связана с наличием профессионального образования и со сложившимися научными интересами, накопленным опытом научно-практической деятельности.

В принципе следует поступать в аспирантуру и защищать диссертацию по специальности, полученной ранее в высшем учебном заведении. Но вовсе не обязательно. И хотя путь в науку нелегок везде, но все-таки в разной мере. Большинство избирает более легкую дорогу.

Можно их упрекнуть словами именитого трубадура социализма: «Где, когда, какой великий выбирал путь, чтобы протоптанней и легче?» Но это великие, а мы имеем в виду средних и малых, которым надо не к высотам рваться, а выбрать для штурма научную вершину попроще, подоступней.

С этой целью попытаемся немного разобраться в многообразии наук, которому соответствует в определенной степени адекватное многообразие ученых степеней.

Пути к вершинам знаний существенно отличаются по трудности и по характеру способа восхождения в зависимости от вида избранной науки, по которой присуждается ученая степень.

О выборе «диссертационной» отрасли науки и специальности

Выскажем вначале несколько общих замечаний по поводу особенностей и предпочтений разных отраслей науки, не исключая при этом их спорность, дискуссионность.

Все в мире науки делятся на естественные и общественные. Есть науки, находящиеся на стыке тех и других, к таковым следует отнести гуманитарные науки, изучающие человека и общество. Впрочем, иногда гуманитарные науки относят к общественным.

Естественные науки, к которым тяготеют и «точные» в виде математики, — это науки о природе и науки, базирующиеся на принципах формальной логики, а также технические науки. Общественные науки — это науки об обществе, о его развитии, об общественных интересах и отношениях.

Четкую грань между естественными и общественными (гуманитарными) науками провести трудно, но линия раздела все же существует.

Строго говоря, к наукам в полном смысле этого слова следовало бы относить естественные науки, так как только в природе, данной нам от Бога, действуют заданные извне, не зависящие от воли людей объективные, познаваемые, поддающиеся практической проверке на основе измерений законы.

Математические науки также достойны этого названия, так как они опираются на четкую аксиоматику и однозначно трактуемые всеми законы формальной логики.

Хуже обстоит дело с общественными (гуманитарными) науками, которые, несомненно, представляют собой области научных знаний, совокупность эмпирически установленных закономерностей, но до звания подлинных наук не дотягивают. Общественные процессы слабо подчинены объективным, не зависящим от людей законам.

В них проявляются частные правила, нормы, закономерности, присущие той или иной общественной формации, либо вообще навязанные убеждениями людей от науки и политики.

Если в точных, естественных и в части гуманитарных наук есть объективные основания утверждать «это положение верное, правильное, а это — неверное, ошибочное», то в собственно общественных науках такое удается редко, здесь корректнее утверждать: «С моей (нашей, принятой) точки зрения следует считать данное суждение как убедительное, общепринятое, соответствующее наблюдаемым фактам».

Ясно, что общественные науки — более мутная водица, чем естественные, потому и диссертационных рыбок в ней ловить проще. Точных, четких, конкретных знаний они требуют поменьше, можно обходиться взамен общими рассуждениями.

Высокий уровень неопределенности, непредсказуемости, неуправляемости общественных процессов, противоречивости суждений о них позволяют легче выдавать любое суждение за научную истину. Однако отстаивать правомерность своего суждения в общественных науках гораздо труднее, чем в точных и естественных.

Орудием спора и отстаивания своей правоты здесь часто служит демагогия, а то и право сильного, более высокостоящего в научной или даже в административно-управленческой иерархии.

В соответствии со сложной, многокомпонентной структурой отраслей науки, по которым присуждаются ученые степени, и отраслей, характеризующих специальности и виды научной деятельности, приходится делать двойной выбор, избирая одновременно и ту, и другую отрасль.

Вначале обычно избирается вид науки, по которой защищается диссертация («диссертационная» отрасль), исходя из приведенного выше списка отраслей.

Затем в рамках этой отрасли науки надлежит избрать конкретную специальность, по которой вы намерены защищать диссертацию, руководствуясь утвержденной номенклатурой специальностей по каждой отрасли науки.

То есть надо решить уравнение с двумя неизвестными, определив в результате решения, по какой отрасли науки вы будете защищать диссертацию и по какой специальности в рамках данной отрасли.

Источник: https://delovoymir.biz/kak_poluchit_uchenuyu_stepen.html

Ученые степени и ученые звания: присудить или присвоить?

В силу исторических особенностей развития науки и системы образования в разных странах понятия «ученое звание» и «ученая степень» определяются по-разному, отсюда и понимание их места и роли в науке и образовании может значительно отличаться.

Широкое развитие международного образования и научного сотрудничества заставляет искать общие моменты и вырабатывать хотя бы приблизительную шкалу сравнения этих понятий.

В нашем сегодняшнем материале мы рассматриваем основные отличия российской и западной системы ученых степеней и званий.

Ученая степень: присудить

Ученая степень во многих странах – это квалификация научного сотрудника, которая отражает достигнутый научный уровень.

В университетах западных стран существует следующая система академических и ученых степеней:

  • Академические степени или квалификации – это бакалавр и магистр (в некоторых странах магистр рассматривается как ученая степень).
    • По правилам, принятых в странах Болонского процесса, бакалавр рассматривается как академическая степень, свидетельствующая о получении высшего образования. Иногда определяется как квалификация по определенной специальности.
    • Магистр – это следующая за бакалавром академическая степень, направленная на углубление специализации, полученного высшего профессионального образования.
  • Ученая степень (одна единственная): доктор философии (Ph.D.). Здесь имеется в виду не собственно сама философия, а наука вообще. Все перечисленные степени присуждаются университетами и научными учреждениями.

В России сегодня существует две системы подготовки специалистов, имеющих академические степени и квалификации.

  • Первая состоит из подготовки бакалавров (4 года обучения) и магистров (6 лет обучения). Бакалавры и магистры изначально рассматривались в нашей стране как выпускники высших профессиональных учебных заведений. Причем степень бакалавра соответствовала высшему образованию первого уровня, которое было ниже степени магистра и квалификации дипломированного специалиста.
  • Вторая система еще с советских времен выпускает дипломированных специалистов с 5-летним сроком обучения.

Ученых степеней в России также две: кандидат наук и доктор наук.

Ученая степень присуждается на основе защиты кандидатской или докторской диссертации Учеными советами ВУЗов и утверждаются Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки РФ по определенной научной специальности, отражаемой в шифре и названии отрасли знания. Например, кандидат исторических наук или доктор биологических наук.

Ученое звание: присвоить

Ученое звание – это квалификационная ступень научных и научно-педагогических сотрудников, отражающая различные уровни и объемы выполнения академической и научно-педагогической работы.  Обладатели ученого звания могут не только проводить индивидуальные научные исследования и обучение учеников, но и организовывать эти процессы на высоком квалификационном уровне.

В России официально существуют два ученых звания: доцент и профессор. При этом ученое звание следует отличать от должности.

Например, доцент – это ученое звание или должность? Одновременно и то, и другое: есть звание доцент, и есть должность доцент.

В идеале они должны совпадать, то есть должность доцента предназначена для ученого, имеющего звание доцент. Но иногда должность доцента может занимать человек, не обладающий этим научным званием.

Кто присваивает ученое звание?

Ученые звания присваивает Минобрнауки по представлению образовательных организаций высшего образования.

Ученое звание доцента может быть присвоено научно-педагогическому работнику, который замещает должность доцента, педагогический стаж которого – не менее 3 лет, а количество опубликованных научных работ – не менее 20.

Ученое звание профессора может быть присвоено научно-педагогическому работнику, который замещает должность профессора, заведующего кафедрой, декана факультета и имеет звание доцента. Педагогический стаж кандидата в профессоры должен быть не менее 10 лет, а количество опубликованных научных трудов – не менее 50.

Как правило, званию доцента соответствует ученая степень кандидата наук, а званию профессор – доктор наук. В области искусства, физической культуры и спорта также присваиваются научные звания профессора и доцента, но по другим утвержденным критериям. Для их присвоения не обязательно иметь ученые степени кандидата или доктора наук.

Присвоенные научные звания имеют бессрочный «пожизненный» характер. В то же время лица, имеющие научные звания могут быть лишены их в случае несоответствия или нарушения требований Положения о присвоении ученых званий.

За рубежом научные звания совпадают с занимаемыми должностями.

Если сотрудник получает должность профессора, то с этого момента он именуется профессором до того времени, пока он занимает эту должность.

В ряде ведущих университетов есть пожизненное звание профессора вместе с закрепляемой за ним должностью. Таким образом, труд ученого на западе оплачивается по занимаемой должности, а за звание деньги не платятся.

Почетные звания и степени

Кроме официальных ученых степеней и званий в научном мире, существуют еще почетные звания и степени.

Например, звание Почетный член Академии наук Российской Федерации носил известный конструктор, доктор технических наук (по совокупности открытий и изобретений) М.Т.Калашников.

В 2015 году утверждено почетное ученое звание «Профессор Российской академии наук (РАН)», которое присуждается за заслуги в научной деятельности.

В западных странах за большие заслуги перед наукой и культурой присуждается Почетная докторская степень (honoris causa), что в переводе означает «ради почета», то есть без защиты диссертации. Как правило, речь идет о людях, которые в результате своей социальной и практической деятельности внесли большой вклад в развитие общества, научной мысли и культуры.

Несмотря на все различия в ученых степенях и званиях международная практика показала, что существуют реальные возможности для практического сравнения квалификационных систем разных стран в науке и образовании.

Частично этот вопрос решается международными договорами и соглашениями, частично присоединением стран к Болонскому процессу. Например, ученые степени кандидата и доктора наук приравниваются к Ph.D.

, а научные звания доцента и профессора – к западному званию профессора в каждом конкретном случае, в зависимости от области знания (гуманитарные, естественные, технические науки).

Возможно,

Обновленный список российских журналов Scopus

Источник: https://www.ru-science.com/ru/blog/publikaciya-nauchnyh-statej-vak/uchenye-stepeni-i-uchenye-zvaniya-prisudit-ili-prisvoit

Ученые степени в порядке возрастания: иерархия в России

Ученые степени в России являются важными понятиями в научной деятельности, так как они устанавливают необходимую квалификационную последовательность в научных кругах.

Первые научные степени в России начали присуждаться еще в конце далекого XVIII века Екатериной II.

В настоящее время применяется двухступенчатая иерархия научных профессиональных уровней по образцу действующей в СССР градации ученых ступеней.

Что такое ученая степень

Ученой степенью в России называют определенную ступень квалификации ученого, форму аттестации научных работников, которая дает возможность устанавливать ранги «служителей науки» и последовательность этапов академической карьеры. Для ее получения в РФ необходима защита диссертации на соискание кандидата или доктора наук. В современности любому научному сотруднику известно, какие бывают ученые степени и в какой градации они находятся. 

Вузовские академические степени бакалавра и магистра, заимствованные у европейской образовательной системы, не являются видами ученых степеней. К ним относятся только степени кандидата и доктора наук.

Ученые степени в порядке возрастания

Ученые степени в нашей стране отличаются от других видами, названиями, иерархией, а также тем, как присуждают научные степени в разных странах. Для любых отраслей наук и специальностей в европейских странах применяется трехступенчатая иерархия академической карьеры. В порядке возрастания элементы ее классификации выглядят следующим образом:

  1. Бакалавр;
  2. Магистр;
  3. Доктор философии.

Уровень “доктора философии” значит не пример отдельной отрасли знаний, а обобщает их в целом. Ступень доктора философии за рубежом является высшей из списка ступенью академической карьеры ученого и представляет собой аналог ученой степени российского доктора.

Под учеными степенями в России понимают двухступенчатую градацию этапов академической карьеры. Список видов в порядке возрастания российских научных ступеней:

  1. Кандидат наук;
  2. Доктор наук.

Условия присвоения степени

В настоящее время соискание степени кандидата наук, а также соискание степени доктора наук проводится посредством защиты самостоятельно проведенного диссертационного исследования путем выступления перед диссертационным советом.

Он создается под руководством Высшей аттестационной комиссии при ВУЗе или ином учреждении. Каждый диссертационный совет обычно работает не более, чем с тремя специальностями. В его состав входит не менее 19 человек, более половины из которых являются сотрудниками учреждения, при котором он создан.

Членами диссертационного совета могут быть только доктора наук.

Защита диссертации на соискание кандидата или доктора не обязательно должна быть из той же отрасли, в которой соискатель имеет образование, так как это не регламентировано специальным Положением, регулирующим данную деятельность. 

Не существует определенного перечня запрещенных или разрешенных к защите отраслей, к примеру, для кандидата экономических наук. Для него возможно получение степеней в каждой отрасли, которую он выберет.

В качестве примера, выпускник института правовых или социальных наук в технических специальностях также может обрести успех и защитить диссертационную работу.

На практике часто бывает, что выпускник исторического факультета становится кандидатом физико-математических наук и  впоследствии строит карьеру математика или инженера. 

Обязательным условием является то, что автор диссертации на соискание степени любого уровня должен предоставить диплом о наличии высшего профессионального образования.

Что не является ученой степенью

Значения понятий учёных степеней и званий существенно различаются между собой, хотя их и часто путают.

Звания означают позицию специалиста или преподавателя в ВУЗе и других научных организациях, квалификационную ступень в карьере научного работника. Таковыми являются доцент и профессор.

Они присваиваются пожизненно за научно-педагогические заслуги специалистам ВУЗов и других организаций, специализирующихся на науке, по предоставленным этими организациями документам. 

В присуждении ученых званий участвуют Высшая аттестационная комиссия и Министерство образования.  Только звание профессора РАН присваивается Российской Академией наук. 

После присуждения определенного звания выдается аттестат.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 13 января 2014 о диссертационных советах

Доцент и профессор – это не только ученые звания, аналогично именуются должности в ВУЗах, однако это не одно и то же. Зачастую у должность преподавателя зависит от вида ученой ступени.

Как правило, специалиста, который занимает должность педагога и имеет степень кандидата наук, назначают доцентом, а специалисты степени доктора наук чаще всего занимают достаточно большие должности и являются профессорами. При этом получить должность доцента или профессора могут педагоги, еще не получившие такое звание.

Поработав в определенной должности какое-то время, они могут быть выдвинуты на соответствующее звание. Бывает и наоборот: сотрудник, имеющий высокое звание, занимает более низкую должность.

Ученые степени в ВУЗах

В 2015 году Правительство РФ запустило проект, согласно которому был утвержден перечень ВУЗов, которые могут самостоятельно присуждать собственные ученые степени. В данный момент в него входит порядка 60 высших учебных заведений, которые относятся к:

  • Национальным исследовательским университетам;
  • Федеральным университетам;
  • Университетам из программы «5-100».

Эти ВУЗы  должны обязательно соответствовать высокому качеству педагогической, научной работы и обладать минимум одним диссертационным советом. Это значит, что далеко не все учебные заведения имеют такую возможность.

Первыми университетами, вошедшими в данный список, являются СПбГУ и МГУ (примеры названия – кандидат наук МГУ, доктор наук СПбГУ). Первым кандидатом наук СПбГУ стал Бахтиёр Алимджанов с диссертацией по истории в январе 2017 года.

Остальные, вошедшие в список, учебные заведения могут проводить первые защиты только с сентября текущего года.

Успешная реализация данного проекта необходима для повышения престижа российской науки среди развитых мировых держав.

Источник: http://disszakaz.ru/dissertantam/kandidat-nauk/uchenye-stepeni-v-poryadke-vozrastaniya-gradatsii-v-rossii/

Как получить доцента и профессора — Молодой ученый

Плох тот аспирант, который не мечтает стать доцентом, и тот доцент, который не стремится получить профессора. Поэтому часто возникает вопрос, как это сделать.

Понятия «доцент» и «профессор» многозначны: они могут означать и должность, и ученое звание.

Издательство «Молодой ученый» выясняет, в чем различия должности и ученого звания, каким образом можно получить доцента и профессора, какие требования к ним предъявляются.

В чем разница между должностью доцента/профессора и ученым званием доцента/профессора

Если с учеными степенями все более или менее понятно (защитил кандидатскую или докторскую диссертацию — получил соответствующую ученую степень, подтвержденную дипломом), то система научных званий гораздо менее понятна на первый, непосвященный взгляд. Чем отличается доцент по должности от доцента по званию, профессор по должности от профессора по званию?

Формально должность и ученое звание не имеют между собой прямой связи. Так, вполне можно занимать должность доцента или профессора, не имея аттестата, подтверждающего наличие такого же ученого звания. И наоборот — наличие нужного аттестата не является гарантией получения соответствующей должности.

Однако фактически подавляющее большинство занимающих должность доцента в вузах имеют звание доцента и ученую степень кандидата наук, а занимающие должность профессора обладают ученым званием профессора и ученой степенью доктора наук.

Таким образом, путь преподавателя вуза, по которому идет это большинство, таков: защитил кандидатскую диссертацию → получил должность доцента → получил звание доцента → защитил докторскую диссертацию → получил должность профессора → получил звание профессора.

Поскольку звание профессора требует наличия обширного багажа знаний и научно-педагогического опыта, как правило, профессорами становятся после сорока лет. Однако истории известны и уникальные случаи. Например, математик Сергей Мергелян защитил докторскую диссертацию в 20 лет, в 22 года стал профессором, а в 25 — членкором Академии наук СССР.

Путаницу в восприятие должностей и званий добавляет еще и тот факт, что человек, занимающий должность, начинает безосновательно называть себя доцентом или профессором. Чтобы получить полное право именоваться доцентом или профессором, необходимо получить соответствующий аттестат, который дается за определенные заслуги в научно-педагогической деятельности.

Критерии присвоения ученых званий мы рассмотрим чуть позже. А пока разберемся, чем отличается должность от звания.

На должность доцента/профессора человека назначает ученый совет вуза или научного учреждения. Как правило, этому предшествует конкурс. Должность, в отличие от звания, дается на определенный период.

Список должностей профессорско-преподавательского состава вуза выглядит следующим образом:

  1. Ассистент
  2. Преподаватель
  3. Старший преподаватель
  4. Доцент
  5. Профессор

Ученое звание присваивается пожизненно, и наличие его подтверждается «корочками», или аттестатом доцента/профессора, выдаваемым Министерством образования и науки РФ.

В 2002 году в России утвержден единый реестр ученых степеней и званий. В нем перечислены следующие ученые звания:

  1. Доцент по специальности или доцент по кафедре.
  2. Профессор по специальности или профессор по кафедре.
  3. Член-корреспондент Академии наук.
  4. Действительный член Академии наук.

Как получить должность доцента и профессора

Для получения должности доцента или профессора требуется лишь высшее образование и опыт преподавания в вузе (для доцента — 3 года, для профессора — 5 лет). Следует отметить, что при наличии ученого звания доцента или профессора стаж не имеет значения.

Должность доцента или профессора присваивается преподавателям вузов, как правило, имеющим степень кандидата или доктора наук соответственно. Однако отсутствие ученой степени не может являться непреодолимым препятствием. На это прямо указывает п. 11 гл.

I Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11.01.

2011 № 1н: «На должности доцента или профессора могут быть приняты лица, не имеющие ученой степени кандидата (доктора) наук и ученого звания, но имеющие стаж научно-педагогической работы или работы в организациях по направлению профессиональной деятельности, соответствующей деятельности образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

Доцентов по должности, не имеющих ученой степени и профессоров по должности, не защитивших докторскую, называют «холодными».

Соискатель должности проходит конкурсный отбор либо принимается без конкурса в качестве совместителя. Такой конкурс должен проводиться не реже чем раз в пять лет.

Должностные обязанность доцента и профессора схожи. Они ведут учебную и методическую работу, читают студентам лекции, проводят научные исследования, разрабатывают учебники и учебные пособия, готовят аспирантов и соискателей на кафедре. Кроме того, профессор руководит повышением квалификации работников кафедры.

Как получить ученое звание доцента

Если для получения должности доцента наличие ученой степени некритично, то получить такое же ученое звание, не защитив кандидатскую диссертацию по специальности, невозможно. Постановлением Правительства РФ от 10.12.

2013 № 1139 было утверждено действующее Положение о присвоении ученых званий, которое регламентирует порядок присвоения ученых званий.

Итак, что требуется для получения ученого звания доцента, согласно этому положению?

  1. Ученая степень кандидата наук.
  2. Общий стаж научно-педагогической работы не менее пяти лет, в том числе не менее трех лет в вузах и институтах повышения квалификации в объеме не менее ¼ ставки.
  3. Непрерывный стаж педагогической деятельности в данном вузе на должности доцента не менее двух лет.
  4. Наличие изданных за последние три года научных трудов (монографии или учебника либо двух научных или учебно-методических работ, а также трех научных трудов по специальности).
  5. Наличие не менее 20 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
  6. Для творческих и спортивных специальностей существуют дополнительные требования: наличие почетного звания (например, народного или заслуженного артиста/мастера спорта); звания лауреата, чемпиона конкурса, фестиваля, чемпионата не ниже общероссийского уровня; не менее двух учеников, получивших почетное звание или ставших лауреатами/чемпионами общероссийских конкурсов.

Если все требования соблюдены, соискатель подает заявление, и Совет кафедры или факультета либо научное подразделение НИИ готовит пакет документов, подтверждающих соблюдение требований, и передает их в Ученый совет. В него также входит рекомендация Совета кафедры или научного подразделения.

Ученый совет принимает решение о присвоении ученого звания, а Министерство образования и науки утверждает это решение либо отказывает. Срок рассмотрения аттестационного дела в Минобрнауки ограничен 6 месяцами.

Как получить ученое звание профессора

Ученое звание профессора присваивается похожим образом, только требования к нему более серьезные:

  1. Наличие ученой степени доктора наук.
  2. Стаж научно-педагогической работы не менее 10 лет, в том числе минимум 5 лет по научной специальности.
  3. Непрерывный стаж работы на должности профессора в данном вузе минимум 2 года не менее чем на ¼ ставки.
  4. Наличие ученого звания доцента не менее трех лет.
  5. Наличие не менее 50 учебных и научных трудов, опубликованных в рецензируемых изданиях.
  6. Наличие изданных за последние пять лет научных трудов (не менее трех научных или учебно-методических работ, а также пяти научных трудов по специальности), опубликованных в рецензируемых изданиях.
  7. Наличие одного учебника (если соискатель указан как автор) либо трех учебников (в соавторстве), изданных за последние 10 лет по специальности.
  8. Подготовка к защите диссертации и успешная защита в качестве научного руководителя или консультанта не менее трех лиц, при этом как минимум у одного тема диссертации должна соответствовать научной специальности соискателя.
  9. Также дополнительные требования в части наличия титула чемпиона или призера, почетного звания и подготовки чемпионов и призеров предъявляются к соискателям ученого звания профессора в области спорта и искусства.

С момента вступления нового Положения о присвоении научных званий, то есть с 1 января 2014 года, получить ученое звание стало сложнее: увеличен требуемый непрерывный стаж работы, количество научных публикаций, стать профессором минуя звание доцента теперь невозможно. Цель этих нововведений — повысить профессиональный уровень профессорско-преподавательского состава высшей школы и тем самым качество обучения в вузах.

Также рекомендуем прочитать

Источник: https://moluch.ru/information/kak-poluchit-docenta-i-professora/

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

1. УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ………………………………………………………..2

2. УЧЕНЫЕ ЗВАНИЯ…………………………………………………………..7

3. ПОЛОЖЕНИЕ СТЕПЕНЕЙ БАКАЛАВРА И МАГИСТРАВ РОССИИ…………………………………………………………………………8

4.ЗАЧЕМ НУЖНА УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ…………………………………….9

6. НОМЕНКЛАТУРА УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ………………………………11

7. ПОЧЕТНАЯ СТЕПЕНЬ……………………………………………………12

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….12

9.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..…13

Введение

Учёные сте́пени и зва́ния —квалификационная система в науке ивысшей школе, позволяющая ранжироватьнаучных и научно-педагогическихсотрудников на отдельных ступеняхакадемической карьеры.

В настоящеевремя в Российской Федерации присуждаютучёные степени кандидата и доктора науки присваивают учёные званиядоцента и профессора (по кафедре, поспециальности).

Учёное звание доцентаприсваивают, как правило, кандидатамнаук, а учёное звание профессораприсваивают, как правило, докторам наук.

Учёные степени, присуждаемые в различныхстранах, существенно различаются поназваниям, требованиям к квалификации,процедуре присуждения и/или утверждения.

В США,Великобританиии целом ряде другихевропейскихстран, присоединившихся кБолонскомупроцессу, проводится гармонизацияноменклатуры учёных степеней,предполагающая установление единыхтребований для трёх степеней в каждойотрасли знаний:

Бакала́вр (от лат.baccalarius—«молодой человек», в свою очередь отлат.baccalariu— плодлавра) —академическаястепеньиликвалификация,присваиваемаястудентампосле освоения базовой программыобучения. Впервые появилась в средневековыхуниверситетахЗападнойЕвропы. ВРоссииэтот уровень подготовки введён в 1993году.

Нормативный срок программыподготовки бакалавра (при очной формеобучения) — 4 года.Квалификацияприсваивается по результатам защитывыпускнойработына заседанииГосударственнойаттестационной комиссиии даёт право на поступление вмагистратуру.

После 31 декабря2010годаквалификации бакалавраимагистрастанут основными квалификациями дляпоступающих в российские вузы.

Маги́стр (от лат.magister—наставник,учитель,руководитель) — высшаяакадемическаястепень,квалификация(в некоторых странах — начальнаяучёнаястепень), приобретаемаястудентомпосле окончания магистратуры (освоенияспециальной программы обучения).

Магистрату́ра — ступень высшегопрофессионального образования, следующаяпослебакалавриата, позволяющая углубить специализациюпо определенному профессиональномунаправлению. В1993 годутермин «магистр» возвращается какквалификация выпускников образовательныхучреждений высшего профессиональногообразования.

Положение магистратуры всовременной российской системеобразования двойственное. С однойстороны — это система повышенияквалификациибакалавровиспециалистов,с другой стороныквалификация«магистр» приравнивается к квалификациямвыпускников вузов.

Нормативный срокпрограммы подготовки магистра (приочной форме обучения) — 2 года. Однакопредварительно студент должен освоитьпрограмму подготовкибакалавра(4 года) илиспециалиста(5 лет).

Квалификацияприсваивается по результатам защитымагистерскойдиссертациина заседанииГосударственнойаттестационной комиссиии даёт право поступления васпирантуру.После 31 декабря2010 годаквалификациибакалавраи магистра станут основными квалификациямидля поступающих в российские вузы .

  1. доктора философии(здесь под философией понимаются науки вообще, а не собственнофилософия; параллельно существуют аналогичные степени доктора права, медицины, теологии и т. п.)

До́ктор филосо́фии (лат.PhilosophiæDoctor, Ph.D., PhD, обычно произносится какпи-эйч-ди) —учёнаястепень, присуждаемая вомногих странах Запада. Фактическиманалогом учёной степени «докторфилософии» в российской системеобразования является учёная степень«кандидатнаук».Квалификационнойработой соискателя степени являетсядокторская диссертация (англ.

Ph.D.Thesis)Несмотря на название,в настоящее время степень не имеетникакого практического отношения кфилософии (только историческое) иприсуждается почти во всех научныхобластях, например: доктор философиипо литературе или доктор философии пофизике.

Такое положение связано страдициями, восходящими к временамсредневековых университетов, стандартнаяструктура которых обычно предполагаланаличие факультетов философии,юриспруденции, теологии и медицины.

Поэтому помимо степени доктора философиисуществуют и ограниченный ряд другихдокторских степеней того же ранга;врачам присуждается степень доктормедицины, юристам — доктор права,богословам — доктор богословия, авсем остальным — доктор философии.

В Россиисистема на данный момент смешанная:частично применяется новая система свыпуском бакалавров (4 года) и магистров(6 лет), частично старая с выпускомдипломированныхспециалистов(5 лет). Вместо же высшейединой западной степени доктора(философии и т. п.) применяетсяунаследованная отСоветскогоСоюзасистема германского образца,в которой существуют две степени:

Кандида́т нау́к — учёнаястепеньпервой ступени(додокторанаук) вСССР,РоссийскойФедерациии ряде странСНГ.Учреждена постановлением СНК СССР от13 января 1934 года.

В российскихвузахкандидатская степень является однимиз достаточных условий для участия вконкурсе на должностьдоцента.

Порядок присвоения: в России учёнаястепень кандидата наук присуждаетсядиссертационнымсоветомпо итогам защитыкандидатскойдиссертации.ЗатемВАКРоссиипринимает решениео выдаче диплома кандидата наук.

Научные отрасли:

Кандидат архитектуры (к. арх.)

Кандидат биологических наук (к. б. н.)

Кандидат ветеринарных наук (к. в. н.)

Кандидат военных наук (к. воен. н.)

Кандидат географических наук (к. г. н.)

Кандидат геолого-минералогических наук(к. г.-м. н.)

Кандидат искусствоведения (к. иск.)

Кандидат исторических наук (к. и. н.)

Кандидат культурологии

Кандидат медицинских наук (к. м. н.)

Кандидат педагогических наук (к. п. н.)

Кандидат политических наук (к. пол. н.)

Кандидат психологических наук (к. псх.н.)

Кандидат сельскохозяйственных наук(к. с.-х. н.)

Кандидат социологических наук (к. соц.н.)

Кандидат технических наук (к. т. н.)

Кандидат фармацевтических наук (к. фарм.н.)

Кандидат физико-математических наук(к. ф.-м. н.)

Кандидат филологических наук (к. фил.н.)

Кандидат философских наук (к. филос. н.)

Кандидат химических наук (к. х. н.)

Кандидат экономических наук (к. э. н.)

Кандидат юридических наук (к. ю. н.)

До́ктор нау́к — учёнаястепеньвторой, высшейступени (послекандидатанаук) вСССР,России,ряде странСНГи в некоторых бывших социалистическихстранах. В российскихвузахдокторская степень является одним издостаточных условий для участия вконкурсе на должностьпрофессора.

Научные отрасли:

В зависимости от специальности, покоторой происходит защита докторскойдиссертации, соискателю присуждаетсяодна из следующих учёных степеней[1]:

Доктор архитектуры (д. арх.)

Доктор биологических наук (д. б. н.)

Доктор ветеринарных наук (д. в. н.)

Доктор военных наук (д. воен. н.)

Доктор географических наук (д. г. н.)

Доктор геолого-минералогических наук (д. г.-м. н.)

Доктор искусствоведения (д. иск.)

Доктор исторических наук (д. и. н.)

Доктор культурологии

Доктор медицинских наук (д. м. н.)

Доктор педагогических наук (д. п. н.)

Доктор политических наук (д. пол. н.)

Доктор психологических наук (д. псх. н.)

Доктор сельскохозяйственных наук (д. с.-х. н.)

Доктор социологических наук (д. соц. н.)

Доктор технических наук (д. т. н.)

Доктор фармацевтических наук (д. фарм. н.)

Доктор физико-математических наук (д. ф.-м. н.)

Доктор филологических наук (д. ф. н.)

Доктор философских наук (д. филос. н.)

Доктор химических наук (д. х. н.)

Доктор экономических наук (д. э. н.)

Доктор юридических наук (д. ю. н.)

При этом степень кандидата наук присуждается диссертационным советом и утверждается (принимается решение о выдаче дипломакандидата наук)Высшей аттестационной комиссиейМинобрнауки России, а степень доктора наук — присуждается президиумом ВАК на основании ходатайства диссертационного совета.

Для получения степени кандидата или доктора наук необходимо подготовить диссертациюи защитить её на заседании диссертационного совета Учёные степени появились вСССРв1934 году(введены постановлением Совнаркома СССР «Об учёных степенях и званиях» от 13 января 1934, фактически восстановившим ранее существовавшие в дореволюционной России учёные степени). Наибольшее число кандидатов и докторов наук в технических, медицинских, физико-математических науках.

Аналогом учёной степени кандидата наук в большинстве стран является степень доктора философии(Ph.D.

, произносится «пи-эйч-ди»; не путать с доктором философских наук) и многочисленные (но более редко присуждаемые) приравненные к ней степени.

Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) —габилитированныйдоктор.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5564072/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.