Какую пользу несет изучение всех школьных дисциплин

Психолого-гуманистический аспект изучения физики в школе / Статьи

Какую пользу несет изучение всех школьных дисциплин

 Вашему вниманию предлагается научно-методическая статья учителя физики С.Е. Мунасыповой 
 

Я давно привыкла к тому, что люди, узнав о том, что я учитель физики, обычно восклицают удивленно и уважительно: «О-о-о!» И более половины после этого смущенно сообщают: «А я в школе физику совершенно не понимал (а) и не любил (а)».

И добавляют, наверное, чтобы не смутить меня: «У нас учитель непонятно объяснял».С ужасом думаю о том, что и часть моих учеников осталась навсегда напуганной предметом физика.

Как известно, в течение первых лет работы учитель, не успевший набраться опыта, мучается сам и изрядно мучает своих учеников.

В чем же причина столь частого отторжениявсего того, что дает предмет физика? Почему так часто ребята накапливают пробелы, даже не пытаясь выстроить свою собственную систему знанийпо этому предмету? Неужели детям недостает любознательности, чтобывыяснить, как все устроено в природе и на каких закономерностях базируются технические достижения человечества? Думаю эти вопросы волнуют и учителей физики, и родителей, чьи дети не получили на уроках физики ни прочных знаний, ни почвы для самоутверждения.

Оказывается, пик интереса у детей к естественнонаучному устройству мира падает на возраст 12-13 лет (как раз когда начинается изучение физики), а в последующие несколько лет усиливается интерес к наукам гуманитарно-социальной направленности. Оно и понятно – взросление требует понимания законов функционирования человеческого общества и знаний, облегчающих социализацию.

Обучение должно ориентироваться на потребности личности, а не идти вразрез с этими потребностями.

Может ли предмет физика способствовать личностному развитию подростков с учетом их возрастных психологических особенностей? В чем суть часто встречающихся затруднений у школьников икаков потенциал физики, как предмета, участвующего в формировании интеллектуальных и психологических качеств личности ученика?

Интересно то, что, если не просто рассматриватьшкольный предмет физику как совокупность знаний о наиболее общих законах развития и функционирования материального мира, а обратить внимание на психолого-гуманистический аспект данной дисциплины, то станут понятныпричины многихтрудностей, возникающих при изучениифизики у ребят среднего и старшего подросткового возраста. Итак, попробуемразобратьсяв том, какие проблемы психологического плана выявляет изучение школьного курса физики, и какую пользу несет сам предмет физика в плане формированияполноценнойи гармонично развитой личности

Проблема первая – многомерность взгляда.

Как любой учебный предмет, физика имеет специфический подход к изучаемым объектам, но дело в том, что она (в представлении большинства ребят) изучает все! При этом многообразии изучаемых явлений физика предлагает не очень понятный и непривычный для учащихся способ познания окружающего мира.

В результате у них возникает вопрос: «Почему нужно думать именно так? Ведь иначе тоже верно?!» Особенно часто такие вопросы возникают при переходе от темы к теме или от раздела к разделу. Смена точки зрения — очень тяжелое упражнение. При изучении физики его приходится выполнять достаточно часто.

Школьникам непривычно осознавать, что один и тот же объект можно рассматривать с разных точек зрения, и все они имеют право на существование. «Так все-таки, что же такое свет – волны или поток частиц?» – такой вопрос нередко задают ребята, завершающие изучение темы «Квантовая физика».

И мои разъяснения по поводу «корпускулярно-волнового дуализма» явно не для всех попадают в цель. То есть «умом понимают», а «душой не воспринимают». Душу, древние греки называли «психе» – то есть налицо проблема особенности психологического восприятия, присущего подростковому возрасту.

Процессы анализа реального объекта, расчленения на изучаемые стороны, нахождение закономерностей в каждой и последующий синтез, назад к объекту — эти операции производят революцию в психологическом сознании школьников. Подростки часто гипертрофируют какую-либо сторону личностных проблем, и поэтому мысль о возможности разностороннего подхода к проблеме весьма своевременна и полезна.

Проблема вторая – выделим главное. Основой изучения физики является построение моделей и с их помощью познание явлений. Для школьников создание модели и модельный подход очень тяжел. Отказ от несущественного для выделения главного — большая личностная проблема подростков в учебе и общении.

Физика, как и любая другая наука, не претендует на абсолютную истину, но именно абсолютного идеала и хочется подросткам. Например, их очень интересует, каков «на самом деле» электрический ток и свет. Необходимость признания, что наука не сможет ответить однозначно на этот вопрос, вызывает у них внутренний протест.

Обучение, особенно в начальной школе, создает у школьников ощущение абсолютности внушаемых учителями научных истин, изучение физики переворачивает их умы и души. Относительность истин в физике толкает подростков к новому взгляду на неизбежные противоречия со взрослыми. «Истина — относительна, зависит от условий рассмотрения.

Они могут быть правы, но и я тоже одновременно могу быть прав!»

Проблема третья – «допустим…» Особый пласт проблем поднимает часто применяемое в физике слово «допустим». Мысленный эксперимент в физике заметно отличается от такого эксперимента в биологии или географии. Допущения, сделанные в этих школьных предметах, лишь подтверждают истинность происходящего.

Допущения, сделанные в физике, не только позволяют «построить» новый подход к проблеме, но и приводят к новым теориям и техническим решениям. Школьникам очень трудно бывает что-либо «допустить». Допущение лишает их привычного подхода, выбрасывает в океан непредсказуемости, толкает к новому.

Наработка допущений при изучении физики позволяет подросткам значительно легче решать конфликтные ситуации и проектировать свои поступки, так сказать «включает мозги». Когда допущение в физике приводит к внутреннему противоречию, школьники особенно остро понимают, что ошибка не крах, не тупик, а начало новой дороги.

Не проанализировав ошибку, невозможно начать новый путь.

Проблема четвертая – «не верь ушам своим!» Возможность обращения к законам физики при решении любых частных проблем позволяет подросткам понять необходимость выработки таких законов для себя при опоре на нормы семьи, общества, человеческой культуры. Но школьники при решении конкретных учебных и жизненных проблем сами редко вспоминают об общих законах, поэтому надо чаще о них напоминать. Тогда им учиться и жить будет легче.

Однако в науке критерием истинности является опыт. Справедливость физических законов проверяет эксперимент — демонстрационный, лабораторный, исторический. Школьникам, особенно в начале изучения физики, нелегко бывает осознать, что вне опыта никакое соображение нельзя считать верным.

Даже если это утверждает учитель! Выработка активной позиции по отношению к знаниям, аргументированность, экспериментальная доказательность слов учителя и собственных ответов дает подросткам ощущение сотрудничества на равных с учителем, собственной личностной ценности.

Физика, как и ребенок, часто спрашивает: «А почему?» Совместные поиски ответа дают детям гораздо более спокойное отношение к собственным «глупым» вопросам. Человек начинает учиться, когда начинает спрашивать.

Физика — первый для школьников учебный предмет, главным инструментом которого является опыт.

Поэтому навык наблюдения и анализа при демонстрации эксперимента для них дело сложное. Вообще мысль о взаимозависимости явлений для них внове. На бытовом уровне дети, конечно, знают, что, сунув палец в пламя, получишь ожог, но что из этого опыта можно сделать научные выводы — этому надо учить.

Проблема пятая – «доверяй, но проверяй!». При изучении истории физических открытий школьникам приходится осознавать чужой ход рассуждений. Очень непросто дается разграничение результатов опыта и выводов из него.

Конкретное мышление подростков мешает выходить на уровень обобщения, но если этот шаг удается сделать, подростки начинают совсем иначе рассуждать и делают более зрелые выводы. У них развивается разумная самокритика, строятся взвешенные планы.

Важным элементом изучения физики остаются лабораторный эксперимент и физический практикум. Самое сложное для учащихся — осознать цель и роль эксперимента лично для себя.

Удовольствие от проведения опыта, навык самостоятельной работы с инструкцией (описанием), графическое оформление, расчеты — все это шаги к главному — выводу. У школьников, особенно 7—8-х классов, работа на результат (измерения, графики, таблицы) часто затмевает вывод.

Надо учить ребят по-новому взглянуть на плоды своего труда, осознать, что внушаемые им истины могут быть проверены самостоятельно, нужно лишь иметь план, оборудование и, главное, способность сделать вывод.

Подростки вообще любят экспериментировать – иногда, увлекшись, даже на людях и их душах. Навык планирование эксперимента и необходимость вывода служит в данном случаемощным сдерживающим фактором в жизни.

Проблема шестая – «учимся рисковать». Самой главной трудностью для большинства школьников всегда было решение задач, которые требует не только большого количества учебных навыков (не будем здесь об этом), но и мужества. Почему? Приведу пример.

Задача по геометрии требует от ученика узнавания и применения стандартных теорем, задача по физике — перебора подходов, вариантов решения, не давая никаких гарантий правильности выбранного пути. Движение на ощупь — не самый любимый для многих учащихся путь, им хочется уверенности в правильности своего решения.

Навык осмысленного, подготовленного риска — вот что дает решение задач по физике душам детей. Анализ готового решения задачучит ребят использовать чужой опыт, что подростки не очень-то любят.

Очень важным является формирование навыка самостоятельной проверки (например, по размерностям величин) правильности решения задачи.

Это дает ученикам ощущение независимости и, одновременно, защищенности, в чем они так нуждаются.

Проблема седьмая – «и на Солнце есть пятна».Изучение техники (приборов, устройств, машин) в курсе физики школьникам обычно нравится.

Непривычным является подход с рассмотрением достоинств и недостатков каждого устройства. В воображении подростков наличие достоинств часто исключает наличие недостатков.

Работа в этом направлении помогает формировать адекватную самооценку школьников.

Таким образом, спору нет, физика – предмет не из простых. Слишкомуж много у него граней. Успешное его изучение школьниками требует не только активизации всего комплекса интеллектуальных качеств, но и как оказалось, серьезной психологической перестройки.

Однако если поставить в один ряд по значимости ипоиск знаний «о наиболее общих законах природы», и формирование навыков, безусловно, полезных в жизни, и помощь в преодолении тех важных психологических барьеров, без которых не обходится ни одно взросление, то становится очевидным серьезный психолого-гуманистический потенциал физики, как школьной дисциплины, а осознание важности решения триединойпедагогической задачи безусловно повышает мотивацию самого учителя.

Учитель физики АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион» С.Е. Мунасыпова
 

Вам понравился материал?

Источник: http://lomonpansion.com/articles_2_3269.html

Какие школьные предметы мне пригодились в жизни

Какие школьные предметы мне пригодились в жизни

Я была когда-то школьницей, потом стала учительницей. По всем или почти всем предметам успевала одинаково хорошо.

А вот многие ли из них мне пригодились в жизни? Оглядываясь назад, я могу теперь совершенно четко сказать: какие предметы оказались мне полезными, а какие — не очень.

Некоторые я бы, будь моя воля, оставила и даже расширила, а другие — значительно сократила или вообще убрала бы из школьной программы.

Точные науки

Сейчас только вернулась я с форума, где молодые мамочки спорят: нужны ли точные науки всем поголовно . Насчет «поголовности» пусть решают доценты и профессора, советники и эксперты Министерства образования. Я могу отвечать только за собственный опыт: мне точные науки ПРИГОДИЛИСЬ.

Нет, я не вычисляла высоту собственного дома с помощью тригонометрических формул, да и остальные формулы мне мало пригодились в чистом виде. Но точные науки научили меня:

  • считать и вычислять;
  • думать аналитически и логически;
  • имея пару известных значений, определять неизвестные;
  • понимать начальные законы мироздания.

Перед моим первым и единственным кредитом я очень волновалась, что не смогу оплачивать взносы вовремя. Обе дочки учились в университете, одна на платной, другая  — на бесплатной основе.

Все деньги уходили со свистом в эту прорву, до получки мало что оставалось. Естественно, я хотела точно знать, каковы будут мои взносы, и какие штрафные санкции применяются к тем, кто просрочил.

Я получила договор, но попросила взять его домой, чем несказанно удивила банковскую служащую.

Хорошо посчитав на калькуляторе, приплюсовав расходы на электричество и отопление, плюс минимальные — на питание и непредвиденные — на лекарства и колготки, я отказалась от того кредита и взяла его в другом месте. И даже этот, более лояльный, я еле вытянула. Спасибо моей классной руководительнице, учителю математики и алгебры — она научила меня  считать.

То же самое с физикой. Благодаря нашему старенькому физику мы всем классом научились соединять электрические цепи, ремонтировать учебные розетки и выключатели. Низкий вам поклон, Андрей Георгиевич.

А еще спасибо за то, что научили вы нас различать электропроводность предметов и я точно знаю, что может шарахнуть током, а что нет, и как бороться со статическим электричеством.

А вот об астрономии, о законах Кеплера, как и законах Ньютона, знаю только, что их, кажется, всего два, и все они касаются массы и энергии. Вот и все, что я вынесла из школьного курса. Созвездия мы учили уже позже вместе с дочками по интересным детским журналам «Мир вокруг тебя».

Химия оказалась, несмотря на всю привлекательность, не такой уж прикладной наукой. Ну, знаю я, что NaCl это соль, а Н2О — вода.  Но в выборе бытовой химии сейчас используются такие химические формулы, о которых я и понятия не имею: вредные это соединения или нейтральные.

Естествознание

Ботаника, зоология и анатомия, а также география — все это я отнесла к естественным наукам. Никогда я к ним не питала страсти, но, как ни странно, они пригодились. Милейшая бабулечка преподавала нам цветоводство, и я научилась уничтожать вредителей, не убивая сами цветочки и комнатные растения. Научилась делать подкормку и грамотно прищипывать отростки, добиваясь пышности.

Знаю, кто кого опыляет в растительном мире, и как вообще происходит оплодотворение, в том числе у человека. Законы наследственности Менделя, — в принципе, интересная штука, но вычислить, чей нос унаследует мой отпрыск, я вряд ли сумею: может мой, а может моей троюродной бабушки по странному сочетанию генов.

Животный мир довольно интересен и разнообразен, но мне зоология пригодилась только в содержании моих домашних питомцев, и то, я перелопатила массу литературы. Считаю, что целый год учить зоологию — нет смысла, уж очень там дают обширные, но поверхностные знания. Лучше бы давали краткие, но полезные, — о болезнях домашних животных или об их содержании/воспитании.

География преподносилась у нас однобоко. Карту России я знала хорошо, но даже географию союзных республик — из рук вон плохо, не говоря уже об остальном мире. Ну как, кто из вас навскидку скажет, где находится Аргентина — в Северной или Южной Америке? А Доминикана?

Гуманитарные

Хорошо пригодились мне в жизни гуманитарные науки, в первую очередь языки. Они, да еще литература, кормят меня и по сей день. Мария Михайловна была заслуженным учителем русского языка и литературы. Она заставляла наш незрелый ум думать, учила неповоротливый язык подыскивать подходящие слова, чтобы донести свои эмоции до слушателей и читателей.

Но вот что плохо: объемы книг для чтения были и остаются слишком большими. По-моему, все четыре тома «Войны и мира» прочитала я одна из класса. Вот и вели мы содержательные диалоги с учительницей, а остальные тихо дремали.

С содроганием вспоминаю, как продиралась я через  длинные французские диалоги, так любимые Львом Николаевичем, со сносками, звездочками и пояснениями переводчика. Кто такое осилит в 15 лет? книги — не выход. Слуховое восприятие — редкая форма восприятия.

Большая часть людей засыпает под мерное чтение, разве не так? Школьную программу по литературе давно пора пересмотреть, почистить и сократить.

Спорт и культура

Про свои отношения со спортом в школе я писала в статье накануне. Я не была безнадежно неспортивной и доказала это, заработав звание инструктора по туризму.

Но в школьные рамки я никак не вписывалась: козел, канат, бревно и другие снаряды стали моими личными врагами.

Считаю, что в школе нужно обязательно учить плаванию и самообороне, а во дворе должны быть веревочные парки и другие приспособления для активного времяпрепровождения. Там дети могут карабкаться, висеть и развивать свои нормальные рефлексы.

Сюда же, к спорту, я отнесла и НВП — начальную военную подготовку. Хм, кто мог подумать, что она мне пригодится? Но ведь пригодилась же!

Я умею, например, прятаться за пеньком при ядерном взрыве. М-да и такие плакаты висели у нас в кабине: действия при применении противником оружия массового поражения. Помню, меня поразило, как важно смывать радиоактивную пыль.

Почему никто не думал об этом, когда в 1987 году повсюду продавалась клубника из Житомира, куда ветром отнесло пыльную тучу…  А если без шуток, то разбирать АКМ, маршировать и выполнять упражнения на плацу я умела не хуже мальчишек.

  Я служила в армии, и мне школьные навыки очень пригодились.

По поводу культуры не все так однозначно. Помните уроки пения? Почему пения, а не музыки? Никто ведь не пел, все дурачились, а наш учитель одиноко блеял своим жиденьким баритом под собственный аккомпанемент.

Зато потом, уже будучи учительницей, я зашла на урок музыки проведать свой класс и сделать пару объявлений. Зашла, да так и осталась: они слушали классику! Дети обсуждали, спорили и снова слушали отдельные моменты. Не знаю, было ли это в программе, однако, убеждена:  нужно учить слушать музыку, причем разную. Пусть факультативно, но — давать хотя бы представления о настоящей музыке.

Рисование рисованию рознь. Я сама преподавала ИЗО в сельской школе по совместительству. После кратких курсов, нас, молодых учителей других специальностей, научили рисовать и преподавать рисование так, чтобы каждый умел изображать человека, птицу или дерево. Есть, оказывается, особые приемчики, очень даже эффективные. Их сейчас активно преподносят, как ноу-хау.

Сюда же, к культуре я отношу и домоводство. Нас учили составлять выкройки, шить, вышивать и штопать дырки.

О, как меня выручали мои знания! Я жалела, что не умею тачать обувь — все остальное, от платьев и до спортивных костюмов я шила сама. Вышивала эмблемы, вшивала молнии, все было, как «фирменное».

Помните «китайские платьица»? Их я тоже шила, не только своим дочкам, но и соседским девчонкам. А сколько носков и колготок я перештопала, не счесть.

Готовить и сервировать стол нас тоже учили. За это спасибо Нине Федоровне. А вот манерам за столом, увы, нас никто не учил. Об этом я остро пожалела в греческом ресторане, когда от моей неуклюжей попытки воспользоваться ножом и вилкой оливка улетела прямо на соседний столик. За один день хорошие манеры не привьешь.

Чего мне явно не хватало

После окончания школы мне не хватало многого. Никто не учил меня оказанию первой помощи. Я бы не отказалась еще и от уроков вождения автомобиля,  от курса мелкого ремонта авто и бытовой техники или от столярных навыков.

Пусть бы наше девчачье домоводство и уроки труда у мальчиков чередовались! Тогда бы они научились готовить, а мы — ремонтировать по мелочевке и водить автомобиль. Пусть бы нам выдавали водительские права вместе с аттестатом.

Мне не хватало элементарных правовых знаний, например, в сфере потребления или защите охраны труда. Еще я сегодняшняя вижу, что понятия не имела о педагогике и детской физиологии.

Все мы имеем дело с младшими детками: братьями, сестрами и племянниками.

Как правильно с ними обращаться? Как узнать, правильно ли обращаются взрослые с ними и с тобой лично? Вопросы гигиены, вопросы детского насилия и основы полового воспитания — этого мне явно недодали.

Да, многие дети копируют манеру поведения своих родителей. Но, если у детей есть альтернатива: вырасти такими же, как родители или стать другими — откуда им брать другие образцы для подражания? В школе есть возможность получить не только образование, но и воспитание. Хорошо бы, если бы наши дети в результате умели:

  • отличать плохое от хорошего не теоретически, а практически,
  • планировать свою жизнь,
  • не откладывать проблемы, а решать их по мере поступления;
  • уметь рассчитывать свои финансы;
  • уметь защищать себя и знать основы выживания,
  • знать и применять практические правила общения.

И напоследок. В жизни много неудачников и это нормально. Природа специально сделала людей неодинаковыми по части лени и сообразительности. Вот только, если не учить ребенка ничему, у него будет меньше шансов, чем у других, даже, если ребенок от природы смышленый и активный.

 А какие школьные предметы помогли в жизни вам, а какие оказались вообще ненужными?

Источник: http://girl-lady-mom.com/post/958/

Основные проблемы в изучении физики у школьников

Основные проблемы в изучении физики у школьников

Физика пополняет список дисциплин, которые чаще всего вызывают трудности в изучении у школьников. Проблема содержания стандартного школьного курса по изучению любой естественной науки, в том числе и физики, не теряет своей актуальности сегодня.

Важно понимать, что физика – это не только конкретные задачи и результаты, но и метод развития особого взгляда на природные явления, специфическое отношения к действительности и формирование мировоззрения.

Не всегда обилие материалов и зазубривание естественной науки идет на пользу и располагает к предмету.

Изучая физику, школьник не должен погружаться с головой в формулы, для получения полноценных знаний требуется новая, более усовершенствованная методика преподавания, такая, которой руководствуются преподаватели по физике в школе дистанционного обучения A-School.

Мы задали вопрос нашему преподавателю физики и математики Владимиру Шиту о том, что вызывает у учеников проблемы в изучении физики.

«В первую очередь» — говорит Владимир, «на изучение физики влияет уровень математических знаний школьника. Незнание математики влечет за собой трудности в изучении физики. Решающую роль в точных науках играют те самые пропуски, неусвоенный материал, который в последствие мешает познавать новое и продвигаться дальше (механика, например, требует точного знания законом Ньютона и т.д.)».

Физика, будучи одним из самых трудных в изучении школьных предметов, требует терпения, внимательности и умения работать индивидуально.

Не редко преградой к успешному изучению физики служат следующие факторы:
— Количество грамотных преподавателей физики уступает, количеству, к примеру, преподавателей математики. Квалификация учителя – основа преподавания.

Ведь главная задача – не только знать предмет на все 100%, но и уметь грамотно и доходчиво подать материал;
— Учебники для самостоятельного изучения не всегда составлены удачно. Необходимо постараться найти именно «свой учебник».

Здесь не говорится об отсутствии научной терминологии, однако, даже удобно составленное содержание и сноски с пояснениями на каждой странице могут сыграть немаловажную роль;
— Не все умеют работать самостоятельно. Ученик должен быть способен не только прочитать параграф, но и суметь выделить основные тезисы.

Мы задали вопрос Владимиру – «Обязательно ли школьнику иметь склонность к изучению точных наук? Согласны ли Вы с суждением о том, что если ученик не имеет предрасположенности к изучению естественных наук, пытаться добиться успехов в физике бесполезно?»

«В 90% случаях это не так»- поясняет Владимир. Обычно под «у меня нет способностей к изучению точных наук» скрывают собственную лень и отсутствие желания учиться. Причинами этому чаще всего служат факторы, приведенные выше».

— Владимир, чтобы Вы посоветовали ученикам и их родителям для успешного изучения физики?

«Как уже было отмечено, прежде всего, это хорошее знание математики. Если с математикой проблемы — не избежать ее параллельного изучения, чтобы не тратить время на математику на уроках физики.

Важно не пропускать занятия в случае, если материал недостаточно понятен, лучше сразу устранить недочеты за счет самостоятельной работы или консультации с преподавателем, нежели потом начинать все заново. Выбирая учебник, старайтесь приобрести максимально удобный. Чаще всего новые учебники не так эффективны, как вышедшие давно.

Не стоит зазубривать материал, старайтесь понять смысл, разберитесь в способах определения физической величины (смотрите мой видео урок).

Как только они станут понятными для вас, запомнятся автоматически. Основным фактором при сдачи ЕГЭ становятся решения задач по физике. Здесь необходимо, как говорится «набить руку», довести до автоматизма, постоянно решая задачи самостоятельно. Учебники, решебники – все это в вашем арсенале.

Важно уметь правильно работать самостоятельно. Начиная работать с новым материалом, ученик часто сталкивается с тем, что он кажется ему непонятным. Главное на этом этапе – вынести для себя, что именно вызывает у вас сложности.

Остановитесь, сконцентрируйтесь на тех вещах, которые вам непонятны, а уж после продолжайте читать дальше. Беглое и невдумчивое чтение параграфа совершенно бесполезно. Попробуйте воспользоваться дополнительными уроками с репетитором онлайн.

Очевидно, что человек, читающий эту статью, заинтересован в преодолении проблем с физикой. Здесь все индивидуально, возможно вам потребуется 1 урок в неделю, возможно 3. В любом случае важно понимать, что я (репетитор) не могу обучить вас физике, это вы можете обучиться физике у меня.

Поэтому никто не отменял отсутствие лени и наличие желания к изучению предмета. Ну а я в свою очередь сделаю все возможное, чтобы это желание у вас появилось!» – поясняет Владимир Шит.

Преподаватели физики в школе A-School сделают все возможное, чтобы преодолеть барьеры, которые мешают вам понимать и любить физику.

Источник: http://a-distanceschool.ru/osnovnye-problemy-v-izuchenii-fiziki-u-shkolnikov-2/

Дисциплина в школе

Дисциплина в школе

Почти в каждом классе есть так называемые трудные ученики.

.

Такие дети постоянно затевают ссоры с одноклассниками, на уроках становятся возмутителями спокойствия, а во время экзаменационного теста могут заглянуть в тетрадь соседа. В подобной ситуации педагоги вынуждены применять к школьникам меры дисциплинарного воздействия.

Школы, как правило, предъявляют к своим ученикам жесткие требования относительно дисциплины – в большинстве случаев эти требования излагаются в письменной форме (например публикуются в школьной газете). Детям и их родителям зачастую кажется, что школьная дисциплина – это форма наказания провинившихся, однако такая точка зрения не имеет ничего общего с действительностью.

Дисциплина – это благо для ребенка, и соблюдение определенных правил и норм поведения является необходимым условием эффективности процесса обучения.

Дети должны четко представлять себе:

  • как им следует вести себя в школе;
  • какое поведение является неприемлемым, недопустимым в стенах школы;
  • какому наказанию они могут подвергнуться, если будут нарушать установленные школой правила и нормы поведения.

Американская академия педиатрии придерживается следующей точки зрения. Дети, нарушающие установленные школой правила и нормы поведения, безусловно, должны подвергаться соответствующему наказанию, однако при этом педагогам следует принимать во внимание индивидуальные особенности каждого ребенка (темперамент, когнитивные способности, свойства психики).

Например, ребенку, страдающему таким заболеванием, как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), трудно сидеть на одном месте несколько часов подряд. Педагоги должны учитывать это обстоятельство и не предъявлять к такому ребенку слишком суровых требований относительно дисциплины.В любой ситуации учитель, должен проявлять уважение к ребенку.

Даже если его приходится наказывать, меру наказания для провинившегося всегда следует выбирать с учетом индивидуальных особенностей его личности. Если ребенок осознал свою ошибку, если он искренне стремится исправиться, не стоит наказывать его слишком строго. В качестве наказания можно например дать ребенку дополнительное задание по математике.

Ни в коем случае, ни при каких условиях не следует применять к детям меры физического воздействия. И еще одно нерушимое правило: нельзя унижать ребенка в присутствии сверстников.Если у вашего ребенка возникли проблемы с дисциплиной, вы должны как можно скорее выяснить причину этих проблем и соответствующим образом скорректировать его поведение.

Ваш ребенок должен четко представлять себе, какие требования предъявляет к нему школа в отношении дисциплины.Иногда требования администрации школы в отношении дисциплины кажутся родителям не вполне обоснованными. В такой ситуации вам следует поговорить с преподавателями или директором школы.

В присутствии ребенка воздержитесь от каких-либо критических замечаний по поводу школы и ее администрации. Ребенок стремится подражать своим родителям буквально во всем, поэтому если вы будете проявлять неуважение к школе и ее преподавателям, ваш ребенок наверняка поступит так же.

Если, например, вашего ребенка в наказание за какой-нибудь проступок оставили в классе во время перемены, у вас может возникнуть определенное недоумение по поводу такой формы наказания – ведь на перемене ребенку необходимо побыть на свежем воздухе, поиграть со сверстниками, выплеснуть избыток накопившейся энергии.

Воздержитесь от каких-либо комментариев – в присутствии ребенка не следует обсуждать политику администрации школы. Поговорите с преподавателем, предложите ему использовать другие формы наказания, учитывая при этом индивидуальные особенности вашего ребенка.

Родители и педагоги должны прийти к некоему общему знаменателю: и дома, и в школе ребенок должен соблюдать определенные, раз и навсегда установленные нормы и правила поведения.Если ребенок не выполнил то или иное задание преподавателя, не следует задерживать его в классе во время перемены.

Лишив ребенка возможности поиграть со сверстниками, учитель сформирует у него негативное отношение к своему предмету и к учебе в целом. Кроме того, во время перемены ребенок, как правило, целиком поглощен теми событиями, которые происходят на игровой площадке, поэтому он не может сосредоточиться, его внимание рассеивается.

На переменах ребенку необходимо быть на свежем воздухе, двигаться, играть со сверстниками.Попросите преподавателей и директора школы немедленно информировать вас обо всех случаях нарушения дисциплины вашим ребенком. В большинстве случаев директора *школ сразу же звонят родителям, если их ребенок совершил какой-нибудь достаточно серьезный проступок.

Некоторые директора, однако, полагают, что младшие школьники уже могут полностью отвечать за свои поступки, поэтому они стараются помочь ребенку самостоятельно, без участия родителей, решить возникшую проблему.Таким образом, если ваш ребенок совершил какой-нибудь небольшой проступок, не выходящий за рамки обычной детской шалости, учителя могут не проинформировать вас об этом. Если ребенок сообщил вам, что сегодня его вызывали к директору школы, немедленно позвоните директору и узнайте, в чем дело. В большинстве случаев преподаватели и администрация школы смогут сами, без вашего участия, решить возникшую проблему, и нет никакой необходимости дваждынаказывать ребенка за один и тот же проступок.

И наконец еще одно, последнее замечание: неадекватное поведение ребенка в школе зачастую является сигналом тревоги для родителей.

Задумайтесь: может быть, ваш ребенок испытывает стресс или ему просто не хватает вас, вашего внимания, заботы, ласки? Таким образом, прежде всего постарайтесь выяснить, в чем кроется главная причина проблем вашего ребенка. Устранив ее, вы поможете ему справиться со всеми возникшими на его пути трудностями.

Источник: http://www.sweli.ru/deti/starshe-7/razvitie-i-vospitanie-shkolnika/distsiplina-v-shkole.html

Проблемы школьного образования – образование, школа

О проблемах в школах говорят много. Школа – это важный этап в жизни человека, и у каждого найдется, что сказать по этому вопросу. Родителям важно знать, чему и как будут учить их детей.

Школьники не устают жаловаться на занудных учителей и скучные предметы.

Остальным бывает просто интересно поучаствовать в дискуссии на эту тему, ведь у каждого есть свой уникальный опыт, свои воспоминания о хороших и плохих чертах своей родной школы.

Прежде чем перейти непосредственно к проблемам школьного образования, необходимо понять, что мы собственно хотим от школы. Какие знания и навыки она должна за 10 лет внести в головы детей, чтобы на выходе получились готовые к высшему образованию люди? На этот вопрос я и постараюсь дать ответ.

Большинство детей поступают в школу, когда им исполняется 6-7 лет. В этом возрасте человек не представляет себе, как устроен мир, и даже не задумывается, что ему от этого мира нужно. В школе он проводит по 5-7 часов в день почти ежедневно в течение 10-12 лет.

За это время он узнает многое о мире, формирует свое отношение к нему, учится общаться с другими людьми, определяется со своими интересами, умственно развивается.

Учитывая то количество времени, которое он проводит в школе, нельзя недооценивать ее вклад в это развитие.

Таким образом, мы выделили первый важный аспект школьной деятельности – это воспитание. Человек, который не владеет основными навыками жизни в обществе, вряд ли сможет рассчитывать на успешное будущее. Разумеется, родители тоже вносят огромный вклад в воспитание ребенка, но они не могут уследить за всем.

У большинства родителей нет возможности долго и упорно учить своего ребенка как правильно и грамотно строить свою речь, выражать свое мнение в доступной для окружающих форме и так далее.

В школе же подобная возможность есть и уже сейчас часть предметов направлена именно на развитие жизненно важных навыков, а не на приобретение знаний.

Кроме воспитания, школа должна научить ребенка мыслить. Часто можно услышать мнение, что в школе дают большой багаж бесполезных знаний. Конечно, менеджеру вряд ли пригодится знание формул взятия производной, а программисту скорее всего не понадобится умение отличать органические кислоты от неорганических.

Но у этой медали есть и обратная сторона. Действительно, знание этих вещей само по себе часто бывает бесполезным. Но какую огромную пользу несет в себе процесс получения этого знания! Решая задачи по математике, школьник развивает логическое мышление.

Он учится мыслить, собирать кусочки задачи воедино и приходить к правильному ответу – своими усилиями! Это умение будет очень важно в дальнейшей жизни. Если человек умеет мыслить и своими усилиями прокладывать путь к победе – то в этом случае получение знания в будущем не составит для него проблем.

И через два года он уже напрочь забудет все формулы и правила своего непрофильного предмета, но если он ему понадобится по какой-то причине, он сможет быстро изучить его на куда более высоком уровне, не испытывая при этом больших трудностей.

Итак, второй важный аспект школьного образования – это развитие логического мышления, желания двигаться вперед и достигать результата своими усилиями.

Но это еще не все. После окончания школы стоит выбор, который для многих может стать определяющим в жизни – чем заниматься дальше.

Какое направление выбрать для получения высшего образования, да и нужно ли оно вообще? Какие знания (теперь уже знания!) понадобятся ему в жизни для удовлетворения своих потребностей и поощрения интересов? Ответить на этот вопрос сейчас может не каждый выпускник школы.

И даже среди тех, кто уверенно отвечает на этот вопрос, очень многие ошибаются и после окончания ВУЗа начинают работать совершенно в другой области, а большая часть проведенных в нем лет оказывается потраченной впустую.

Помочь решить эту проблему не в состоянии даже очень заботливые родители. Эта третья важнейшая функция школы – помочь каждому школьнику определиться с его интересами, чем он хочет заниматься в будущем, объяснить, что его ожидает в его будущей профессии и какие проблемы ему предстоит преодолеть на пути к званию специалиста.

Мы выделили три основных задачи школы – воспитание, развитие логического мышления, помощь в выборе будущей профессии. Давайте попробуем разобраться, что каждая из них в себя включает.

Воспитание должно представлять собой развитие основных навыков жизни в мире и обществе. Сюда входят такие предметы, как русский язык, английский язык, основы компьютерной грамотности, правоведение, основы экономики, литературу.

Из этих предметов обычно в школах плохо преподается компьютерная грамотность, как правило, она идет вперемешку с информатикой.

На этом предмете должны преподавать основы работы в Windows, учить основам верстки в Word, объяснить, как правильно искать нужную информацию в интернете, объяснить функции основных частей персонального компьютера.

Но в этом курсе не должно быть никаких систем счисления, паскалей, бейсиков и прочих малополезных обычному человеку знаний. Аналогичную проблему имеет экономика – ее тоже пытаются преподнести как науку, когда для воспитания научные знания строго противопоказаны. Детям необходимо понять важность этих предметов и хорошо в них освоиться, а скучные формулы и горы определений этому никак не способствуют.

Развитие мышления включает в себя математику, информатику и литературу. С первыми двумя все понятно – решая задачи по математике и информатике, школьник учится думать. С литературой дело обстоит сложнее.

Подавляющее большинство школьников считает, что на литературе их заставляют читать скучную классику, заучивать мнение критиков и потом пересказывать его на уроках и в сочинениях. И они, к сожалению, правы.

Курс литературы должен быть построен так, чтобы первичным на уроках литературы было обсуждение произведения, а не само произведение и уж тем более не мнение каких-то известных критиков.

В моем классе случались ситуации, когда при общей нелюбви к той литературе, которую нас заставляли читать, у нас получались такие интересные дискуссии, что мы не слышали звонка с урока и продолжали обсуждать всю перемену. Если бы так проходил каждый урок литературы в школе, то полезность этого предмета было бы сложно переоценить.

Наконец, для определения интересов служат практически все предметы – и те, которые упоминались выше, и “оставленные за бортом” физика, химия, история, биология и прочие. К сожалению, с последними в школах сейчас очень большие проблемы. Задача этих предметов – не составлять основу обучения. Они должны выполнять две функции.

Во-первых, обучить школьника базовым фактам, относящимся к данной дисциплине – почему нельзя совать два пальца в розетку, какие функции выполняют органы человека, почему нельзя пить кислоту и так далее. Кроме этого, они должны заинтересовать его, чтобы у него было желание продолжить обучаться этим предметам в дальнейшем.

В конечном итоге, они должны предоставить ему научные знания (они, как говорилось выше, вторичны), а в первую очередь хорошее представление о том, что изучают соответствующие науки, какие у них есть применения и что будет делать в будущем человек, закончивший ВУЗ по этой специальности.

В идеале для достижения этой цели последние два года обучения должны быть профильными – с усиленными основными предметами и ослабленными вторичными. Человеку, который точно знает, что химия ему неинтересна, абсолютно нет смысла читать лекции про строение белков, а будущему юристу вряд ли пригодится курс программирования на языке С.

Подобный подход уже распространен – многие школы имеют несколько профильных классов с углубленным изучением некоторых предметов. Но проблема с непрофильными предметами в таких классах все еще стоит остро.

Задачи, поставленные выше, вполне решаемы, а проблемы, связанные с ними, не являются чем-то сверхъестественным. Но даже если провести в современной системе все необходимые реформы, работать новая система все равно будет плохо. В чем же дело?

Помимо проблем, ориентированных на детей и исходящих из их нужд, существуют другие проблемы, не менее актуальные и куда более разрушительные. Это проблемы с преподавателями.

Многие школьные учителя сейчас работают без энтузиазма, за маленькие зарплаты, не стараются понять нужды детей и тем более не задумываются о внесении небольших корректив в предложенные им программы. Откуда растут корни этой проблемы?

Во-первых, большинство учителей в школах сейчас приближаются к преклонному возрасту. В нашем быстро развивающемся обществе им сложно понять отношение школьников ко многим вещам. Они воспитывают и учат их по своим стандартам, которые давно не соответствуют реальности.

Во-вторых, у учителей очень низкая зарплата. Сегодняшние школьники – это те, кто завтра будет управлять страной, делать экономические прогнозы и проводить исследования.

Обучать их должны хорошо подготовленные и мотивированные специалисты.

Выучить школьный предмет и пересказать его на уроках сможет каждый, а вот сделать это так, чтобы заинтересовать детей, заставить их размышлять и проникнуться идеей – только заинтересованный и подготовленный человек.

В-третьих, у учителей слишком большая нагрузка. Домашние задания не имеют смысла, если их не проверять каждый день. Но попробуйте проверить каждый день по 100 тетрадок детских каракулей. И хорошо, если это математика или физика, где достаточно одного взгляда.

А если это русский язык? Кроме того, часть преподавателей должны очень активно участвовать в ходе урока, много говорить, вести дискуссии со школьниками, вникать в их идеи и направлять ход их мыслей в нужное русло. Но никакой мотивации не хватит делать это каждый день по 6 часов в день, да еще постоянно повторяя одно и то же.

В итоге получается, что на уроках школьники конспектируют параграфы из учебника. Через несколько подобных уроков им становится скучно, а через несколько месяцев они начинают ненавидеть предмет.

В итоге, они приобретают 0 знаний, не развиваются ни в одном направлении (кроме умения списывать) и просто тратят время впустую, заодно приобретая негативное впечатление об образовании в целом.

Наконец, в-четвертых, методики и средства обучения во многих школах устарели. Сейчас существует огромное количество вещей, которые могут сильно упростить процесс обучения и сделать его более интересным.

Проекторы и телевизор до сих пор недоступны очень многим учителям, которые могли бы извлечь из них огромную пользу.

А из тех, кому они доступны, единицы умеют использовать их так, чтобы это было интересно и полезно одновременно.

Все эти проблемы являются преградой перед тем хорошим, качественным образованием, о котором мы все мечтаем. Но все они могут и должны быть решены. Часть из них уже решается отдельными школами, во многом помогают родители.

Конечно, бюрократический аппарат государства перебороть нелегко, и изменения в такой большой стране, как Россия, происходят достаточно медленно, но главное – это не сдаваться, а пытаться изменить мир вокруг нас к лучшему.

Источник: http://trendclub.ru/blogs/contest_august/667

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.