Какими бывают методы исследования в дипломной работе и как их описать во введении

Содержание

Какие бывают методы исследования в дипломной работе? Цель и предмет исследования :

Какими бывают методы исследования в дипломной работе и как их описать во введении

Все студенты выпускного курса сталкиваются с проблемой: как написать введение для дипломной работы.

Ведь этот раздел активно используется в составлении защитного слова, на него больше всего обращают внимания проверяющие. Значит, текст необходимо выверить и отшлифовать до мелочей.

Первый раздел должен включать точные формулировки важнейших пунктов проделанного исследования, а также описание использованных в дипломной работе методов.

Структура раздела «Введение»

Существует определённый алгоритм, которого важно придерживаться при написании вступления к дипломной работе. В действительности он довольно прост, если хорошо разобраться. Введение должно последовательно включать следующие пункты:

  1. Актуальность поднятой проблемы (2-3 абзаца).
  2. Авторы (отечественные и зарубежные), работавшие над той же темой (1 абзац).
  3. Объект и предмет исследования (2 предложения, лучше всего их выделить в отдельные абзацы).
  4. Гипотеза исследования (может быть общей, частной или описательной; формируется на основе поставленной проблемы).
  5. Цель исследования (не более 1 абзаца).
  6. Задачи исследования (не более 4-5). Задачи являются составными частями цели и происходят из названий пунктов дипломной работы.
  7. Методологическая база (методы исследования) в дипломной работе.
  8. Научная новизна и практическая значимость.
  9. Структура работы (кратко).

Как определить цель исследования

Необходимо начать с конечного результата, потому что он и будет определять цель исследования в дипломной работе. Сформулируйте, что вы хотите выяснить во второй (практической) главе.

Вообще, целью дипломной работы является решение поставленной проблемы. Формулировка может начинаться словами: определить, выявить, найти, доказать, обосновать и т. п.

Определяем объект и предмет исследования

Этот вопрос нередко вызывает трудности у студентов. Чтобы лучше понимать его, нужно для начала запомнить, что понятие «объект исследования» гораздо шире, чем «предмет исследования».

В первом случае речь идёт о какой-либо сфере знания (организм человека, функционирование предприятия, речевое развитие дошкольника, налогообложение физических лиц, перевод художественного текста и т. п.). Всё это объекты исследований.

Во втором случае имеется в виду отдельный процесс или явление, которое проистекает из данной сферы знания и рассматривается в дипломной работе. Например: дыхательная система, выплата заработной платы, использование сказок, налоги для резидентов и нерезидентов, перевод метафор и т. п. Всё это предметы соответствующих исследований.

Когда пишется введение, то вначале указывается объект (как более широкое понятие), а затем предмет исследования в дипломной работе. Обе формулировки должны быть чёткими, понятными и достаточно лаконичными.

Общенаучные методы исследования в дипломной работе

Поскольку ВКР – это самостоятельное исследование выпускника на тему, связанную с его будущей профессией, для осуществления этой задачи используются научные методы. Их существует большое разнообразие.

Так называемые общенаучные методы исследования в дипломной работе:

  • анализ литературы (или нормативно-правовых документов) по теме исследования;
  • исторический метод (изучение в хронологическом порядке);
  • изучение и обобщение сведений;
  • сравнение (например, различных школ исследования или различных результатов одной и той же деятельности);
  • абстрагирование (изучение предмета вне его связей с миром);
  • синтез (объединение фактов в одно целое);
  • индукция (рассуждение от частного к общему);
  • дедукция (рассуждение от общего к частному);
  • аналогия (перенос знания с одного предмета на другой);
  • классифицирование (создание системы, объединяющей разнородные явления по единому принципу);
  • моделирование (получение информации о предмете через созданную модель).

Среди общенаучных методов отдельно выделяются эмпирические методы исследования в дипломной работе. Их отличие в том, что они основаны на непосредственном познании свойств предмета. Эти методы используются при написании второй главы дипломной работы. В их числе:

  • измерение (получение количественных данных);
  • анкетирование или интервьюирование (опрос по нужной проблеме);
  • наблюдение (фиксирование каких-либо явлений);
  • эксперимент (организация направленного наблюдения);
  • сравнение (явлений или качеств).

Частные методы

Одни методы исследования в дипломной работе подходят к любой тематике, а другие используются только в отдельных отраслях знаний. И кроме перечисленных общенаучных теоретических и эмпирических методов, бывают также частные. Они используются в определённых отраслях знания и необходимы для изучения отдельных, специфических вопросов. Например, такими могут быть:

  • специально-юридический метод, сравнительно-правовой метод (в юриспруденции);
  • гипотетический метод, функционально-стоимостный анализ (в экономике);
  • констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент (психология) и т.д.

Знание и понимание основных методов научного исследования помогает в написании любых видов подобных работ.

Источник: https://www.syl.ru/article/177448/undefined

Методы исследования в дипломной работе (с примерами)

Рубрика: Дипломная работа

Подпишитесь на нас в ВК.
Каждый день публикуем полезные лайфхаки для учебы

На защите дипломной работы студенту порой задают вопрос, почему он не прописал методы исследования, или просят объяснить тот или иной метод. По этой причине стоит как следует разобраться с наиболее востребованными при написании диплома методами и включить ряд из них в свою работу.

Под методами исследования понимают такой ряд действий, которые призваны помочь в достижении цели исследования. Они делятся на разные группы в зависимости от основания деления.

Теоретические и эмпирические методы

С помощью теоретических методов исследователь может выявить сущность рассмотренного явления или процесса, определить закономерности, связи и отношения тех или иных объектов. Это такие методы: анализ, синтез, абстрагирование, аналогия, индукция, дедукция, классификация и пр. Применительно к дипломной работе эти методы обычно используют в теоретической и аналитической главах.

Эмпирические методы позволяют изучить какое-либо явление или процесс на практике при помощи органов чувств. К ним относятся методы: наблюдение, эксперимент, измерение, интервью, беседа и т.д. В дипломной работе эмпирические методы применяют при разработке практической главы.

Подробнее о теоретических и эмпирических методах читайте в статье о методах исследования.

Общенаучные и частнонаучные методы

Если метод применим к самым разным дисциплинам, то он относится к группе общенаучных, в то время как частнонаучный метод подходит только для конкретной дисциплины или группы схожих дисциплин. Например, метод правовой статистики или правовой психологии используется в юридической науке, педагогический эксперимент — в педагогике и психологии.

Экономика: экономико-математическое моделирование, экономико-статистический метод, метод географических изображений, методы исследования экономической конъюнктуры.

Психология: диагностика по методике Т.Н. Розовой «Значимые события», диагностика самооценки по методике Дембо-Рубинштейна, диагностика танатических параметров по опроснику Темплера.

Право: историко-правовой метод, метод правовой кибернетики, метод теоретико-правового прогнозирования, сравнительно-правовой метод.

Менеджмент: матричный метод Бостонской консультационной группы, метод SWOT-анализа, измерение и оценка хозяйственной деятельности, анализ безубыточности деятельности предприятия, методы оценки эффективности трудовых ресурсов.

Социология: социологический опрос, социальный эксперимент, социологическое наблюдение.

География: сравнительно-географический метод, географический прогноз, метод географического районирования.

Узнать частнонаучные методы по своей специальности можно из соответствующей литературы, которая может так и называться: «Методы исследования в (название дисциплины)».

Советуем вам потратить время на изучение этих методов, так как их использование в дипломной работе лишний раз продемонстрирует вашу компетентность.

Также можно посмотреть, какие методы перечисляют в современных научно-исследовательских работах авторитетных ученых.

Какие методы включать в работу

Предлагаем вам несколько критериев, по которым следует включать тот или иной метод в свою работу.

  1. Включайте в свою работу как общенаучные, так и частнонаучные методы.
  2. Перечисляйте только те методы, которые вы действительно задействовали при написании диплома.
  3. Не указывайте методы, которые плохо понимаете. На защите вас могут спросить именно по ним.
  4. Не стоит демонстрировать свою эрудированность, перечисляя полсотни методов исследования. Скорее, вы вызовете удивление преподавателей и множество вопросов по перечисленным методам.

Как описать методы исследования в дипломе

Обычно методы исследования перечисляют во введении дипломной работы. Сделать это можно кратко, ограничившись лишь перечислением методов, или детально, расписывая, для чего был использован тот или иной метод.

В дипломной работе применялись общенаучные методы: сравнительный анализ, абстрагирование, моделирование. Также были использованы частнонаучные методы: метод измерения продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент.

Методологической основой дипломной работы стали научные методы, основанные на требованиях всестороннего анализа финансового состояния предприятия.

С помощью абстрактно-логического метода удалось построить теоретическую базу оценки финансовой устойчивости и финансового состояния предприятия. Структурные изменения в этой сфере исследованы с помощью системно-структурного метода.

Тенденции развития предприятия были выявлены при помощи экономико-статистических методов исследования.

Детальная формулировка позволяет лучше понять, как именно вы применили тот или иной метод исследования, однако для ее использования вы должны очень хорошо разбираться в самих методах.

Освоение методов исследования облегчит вашу работу с дипломом, так как вы будете понимать, когда нужно объединить разрозненные факты, абстрагироваться от несущественных признаков или проанализировать разные мнения.

Источник: https://help.akademikz.ru/help/diplomnaya-rabota/metodyi-issledovaniya-v-diplomnoj-rabote-s-primerami

Методы дипломной (курсовой) работы

НАША ЗАДАЧА – ПОМОГАТЬ: ВЫПОЛНЯЕМ ВСЕ ВИДЫ РАБОТ  

Работы МЫ пишем через Биржу PISHEM24.RU Оформив заказ, Вы бесплатно узнаете за какую цену и в какой срок мы напишем Вашу работу.

Вам начнут поступать предложения выполнить Вашу работу (уведомления приходят на e-mail), Вам останется выбрать наиболее понравившееся предложение автора, после чего автор начнет работу над Заказом. Курсовые работы выполняем от 1 дня от 800 рублей.

Дипломные от 3-х дней от 5000 рублей, отчеты о прохождении практики от 500 р. 

Рады быть Вам полезными!

Методы научного исследования – это способы, которые позволяют студенту решать задачи проектов, достигать поставленной цели исследования.

Многие специальные научные проблемы требуют использования специальных частнонаучных методов исследования.

Они представляют определённую совокупность способов, исследовательских приёмов, принципов познания, которые применяются в конкретной науке.

Во введении к курсовой, введении к дипломной работе студент обязан перечислить методы научного исследования рассматриваемой проблемы. Например, для физики характерно физическое моделирование. В биологии существует метод биоиндикации, который заключается в непосредственном наблюдении за поведением организмов, оценке их свойств.

Наряду со специальными методами используются и общие методы, применяемые во всём исследовательском процессе разнообразных наук. Они делятся на практические и теоретические.

Практический или эмпирический метод позволяет фиксировать и описывать явления, факты, связи между ними.

При содействии теоретического метода проводится подробный анализ разных фактов, раскрываются существенные закономерности, образуются мысленные модели, используются гипотезы.

Теоретические методы научного исследования в дипломной работе

Теоретические методы абстрактны и обобщены. Благодаря им, систематизируется фактический материал. К непревзойдённым методам теоретического порядка относят аксиоматический, метод формализации, гипотетический, абстрагирование и общелогические методы. К общелогическим относят несравненный анализ, познавательный синтез, необходимую дедукцию и аналогию.

Анализ позволяет разложить изучаемый материал на единицы, изучить раздельные части элементов. Синтез соединяет части в целое, воссоздавая единое, новое, взаимодействующее из отдельных частей. Моделирование переносит реальный объект в создаваемую модель.

А классификация распределяет информацию, благодаря сравнению. Дедукция организует необходимый переход от общих явлений к частным. Аналогия подводит логический вывод, из-за которого знания об одном предмете возникают на основании сходств с подобными предметами.

Абстрагирование позволяет исследователю мысленно отвлечься от заданных свойств рассматриваемого явления. Одновременно выявляются интересующие свойства предмета.

Обобщение устанавливает общие свойства предмета и его признаки. Идеализация направлена на образование абстрактных объектов, которых нет в действительности.

А индукция заключается в исследовании от единичного случая к целому представлению.

Системный подход исследует объекты и представляет их в виде определённых систем. Структурно-функциональный метод выделяет из целостных систем структуры. Вероятностно-статистические подходы учитывают действия всевозможных случайных факторов на рассматриваемый процесс.

К основным методам теоретического познания относится формализация, отображающая содержательное знание в известном знаково-символьном содержании. Она лежит в основах процессов алгоритмизации, связанных с программированием.

Аксиоматический метод базируется на постулатах-аксиомах, а остальные утверждения вытекают из них благодаря логическим подходам на базе доказательств. Гипотетико-дедуктивный способ создаёт несравненные системы дедуктивно переплетённых между собой правильных гипотез.

Из них в дальнейшем вычленяются утверждения об опытных фактах.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному заключается в динамике научной мысли, начинающейся на начальной абстракции и проходящей сквозь последовательные этапы расширения и углубления познания к нужному результату. Таким образом, создаётся картина целостного воспроизведения предмета в теории.

Эмпирические методы научного исследования

Эмпирические методы позволяют исследовать практику и её результаты. На основании их собираются конкретные факты, выявляются и описываются явления. К ним причисляются незаменимый метод наблюдения, качественное сравнение, точное измерение и уникальный эксперимент.

Наблюдение – это процесс, характеризующийся активностью и познавательностью. Он базируется на органах чувств, предметной деятельности человека, считается самым элементарным. Наблюдения приводят к результатам, не опирающихся на желания, волю и чувства человека. Наблюдения информируют об отношениях, свойствах определённых и существующих реально явлений, предметов.

Сравнение способствует установлению сходств, различий явлений, предметов. Сравнение устанавливает сходства предметов, определяет их различия, выявляет общее, повторяющееся.

Измерение определяет численное значение искомой величины в её единицах измерения. Метод позволяет получить наиточнейшие сведения о мире.

Благодаря эксперименту происходит вмешательство в настоящие условия действия явлений, происхождения предметов. Эксперимент воспроизводит их определённые стороны в условиях, созданных экспериментатором в целях исследования.

Отбор методов исследования для курсовой (дипломной) работы осуществляется на следующих критериях:

  1. Методы должны быть адекватны предмету и объекту исследования, его задачам и собранному материалу.
  2. Они должны соответствовать современным принципам научных изысканий.

  3. Быть прогностичными, то есть научно обоснованными. Исследователь должен быть полностью уверен в том, что выбранные им методы дадут надёжные, новые результаты.

  4. Методы должны соответствовать логике рассмотрения и быть комплексно взаимосвязанными с другими.

Методы научного исследования:

Методы эмпирического исследования  Методы теоретического познания Общелогические методы и приёмы исследования
 Сравнение Наблюдение Эксперимент Измерение Описание  Формализация Аксиоматический метод Гипотетико-дедуктивный Восхождение от абстрактного  к конкретному  Анализ Абстрагирование Обобщение Идеализация Индукция Классификация Аналогия Моделирование Дедукция Системный подход Структурно-функциональный метод Вероятностно-статистические методы Синтез

©   Пишем-диплом-сами.рф

Источник: http://www.xn-----8kcodrdcygecwgg0byh.xn--p1ai/metody-diplomnoi-kursovoi-raboty

4. Структура дипломной работы

Уважаемыестуденты, в этом году все cдаваемые работы будут проверяться на наличие дубликатав сети Интернет. Поэтому, огромнаяпросьба:

ЭКОНОМЬТЕНАШЕ И СВОЕ ВРЕМЯ -ПИШИТЕ ВСЕ РАБОТЫСАМИ!!!

Дипломнаяработа должна включать: введение, две главы (одна- теоретическая и одна- практические материалы), в каждой изкоторых не более 2-3 разделов (параграфов),заключение, выводы, предложения(рекомендации), литература (списокиспользуемой литературы) и приложение.

5. Введение

Введение дипломнойработы является очень важной составнойчастью работы, представляющей собойобоснование необходимости исследованиявыбранной студентом проблемы ираскрывающей научный аппарат (программу)проведения дипломного исследования.

Введениевключает следующие разделы:

1-актуальность темы дипломной работы;

2-степень разработанности исследуемойтемы; проблемы;

3-объект и предмет изучения;

4-цель дипломной работы;

5-основные задачи, раскрывающие путьдостижения цели;

6-гипотеза;

7-методологические и методические основыразрабатываемой темы;

8-методы (способы) решения основных задач;

9-элементы научной новизны в работе;

10-практическая значимость исследуемойпроблемы;

11-апробация результатов исследования;

12-структура дипломной работы.

*Актуальность темы -это определение важности исследуемойпроблемы, аргументация необходимостиее исследования, раскрытие реальнойпотребности практиков социальной работыв ее изучении и необходимости выработкипрактических рекомендаций, связанныхс социальной защитой определенныхкатегорий населения. Заключительнойфразой раздела «актуальность» можетбыть: актуальность темы дипломногоисследования связана со значительнымраспространением исследуемого явленияи заключается в необходимости разработки(или уточнения) рекомендаций посовершенствованию работы в рассматриваемойобласти.

*Степеньразработки темы -это краткий анализ литературы по темес указанием, какие стороны (элементы)проблемы раскрыты в отдельных источниках.Обзор литературы касается не всейпроблемы, а узкой темы, выбраннойдипломником.

Сначала дается критическийанализ того, что отражено и решено вспециальной литературе, затем, чтонедостаточно раскрыто и нуждается вдальнейшей разработке и наконец, какиевопросы полностью не отражены вспециальной литературе.

 *Объекти предмет исследования.

Наоснове изучения и анализа специальнойлитературы студент-дипломник можетцеленаправленно определить объекти предмет своего исследования. Объект и предметисследования – это центральные вопросыизучаемой проблемы.

Под объектом понимаетсявсе то, что подлежит изучению. Объектотражает ту или иную сторонудействительности. Это сфера деятельности,данная исследователю до начала работы.

Он состоит из единиц наблюдений (илисчета), которые определяют объем исуммарно формируют изучаемую совокупность(генеральную или выборочную).

Предмет -это одна или несколько сторон,характеризующие объект изучения. Этонаиболее существенные свойства иотношения объекта. Когда студент выбираетобъект и предмет исследования, он в тоже время формулирует гипотезу о возможномпути решения проблемы, а также методыи формы проведения социальногоисследования.

Поэтому предмет выступаетпо отношению к объекту более узкимпонятием и является результатомисследовательского  творчествастудента. Следовательно, предмет – этосущественная связь явлений в системеобъекта, от изучения которой в значимоймере  зависит исследование представленийоб объекте, как целостности.

На основанииизучения  литературы и практикистудент определяет, какой именно предметследует исследовать с точки зренияактуальности, социальной значимости иперспективности.

*Цельдипломной работы -это конечный прагматический результатработы, чего хочет достичь студент своейисследовательской деятельностью:охарактеризовать социальную концепцию,показать ее историческую значимость ироль в развитии социальной работы,проанализировать практический опытсоциальных работников; разработатькритерии, требования, рекомендации.

*Гипотезаисследования означаетпредположение, допущение, выдвигаемоеавтором для объяснения явления, проблемы,взятых для исследования, истинноезначение которых неопределенно.

Явление,проблема требуют проверки опытом, иполучение подтверждения, в противномслучае – она отвергается. Гипотезавыдвигает предположение о возможностипознания, либо преобразования на основерекомендаций автора работы.

Предположениеможет быть сделано следующими словами:

–        «будет осуществляться эффективно приналичии (при условии)»

–        «это возможно, если»

–        «созданиепозволит обеспечить».

Основныезадачи определяются на основе замыслаи гипотезы, отражают поэтапное достижениецели. Они могут вводиться словами:

-изучить;

-проанализировать

– уточнить,дополнить понимание

– выявить

– систематизировать

– разработатьи т.д.

Количествозадач должно быть 4-5. Задачи обязательнодолжны быть отражены в заключении,выводах и рекомендациях.

Методыисследования,используемые в дипломной работе. Впервую очередь, это – метод анализалитературы (по теме дипломной работы),нормативно-правовой документации,анализ документов, архивов и т.п.

Всякаяэкспериментальная работа предусматриваетопределение временных рамок ееосуществления. Это может быть определенныйкачественный период, позволяющий сделатьоценку достигнутого результата и выводыиз того, что сделано, как сделано и чтополучено.

Чаще всего в образовательныхучреждениях – это семестр, полугодие,учебный год (желательно учебный год), вцентрах социального обслуживания -два-три (иногда и больше) месяца (каждыйцентр, как правило, имеет свои функциональныепериоды, и экспериментальная работаориентируется на них – 1-3 периода), вдосуговой сфере – одна-три смены либодругие сроки, имеющие функциональноеназначение. Для проведения экспериментанеобходима специально подготовленнаябаза. На каком материале, в каких условияхон проводится. Определяются контрольныеи экспериментальные группы. Обе группыподбираются примерно одинаковыми посоставу, качественным характеристиками условиям функционирования. Контрольнаягруппа – это группа, по которой сравниваютход и результат экспериментальнойработы. Экспериментальная группа – этогруппа, в которой реализуется программаэкспериментальной работы. Заслуживаетнаучного внимания любой результатэкспериментальной работы. При полученииположительного результата делаетсявывод, что гипотеза подтверждается.Отрицательный результат свидетельствует,что выбранный путь ошибочен и в последующихтеоретических исследованиях и напрактике следует искать иной, другойпуть достижения поставленной цели.

Экспериментносит этапный характер:

1-йэтап – организационный(организационно-прогностический),включающий:

определениепроблемы исследования и ее содержания;

формулированиецели и гипотезы исследования;

выделениеосновных задач, позволяющих достигнутьцель;

установлениекачественных характеристик и механизмаих оценки;

разработкапрограммы экспериментальной работы иметодики ее реализации;

выборконтрольной и экспериментальной групп;

проведениеконстатирующего эксперимента;

планированиереализации экспериментальной работы.

2-йэтап – содержательный (реализационный):

реализацияметодики экспериментальной  работы;

сборинформации.

3-йэтап – аналитический:

анализполученных экспериментальных данных:

сверкааналитического материала с целью,гипотезой и задачами исследования;

статическаяотработка результатов эксперимента,составление таблиц, графиков;

осмыслениеи аналитическое изложение материалови выводов.

(МардахаевЛ.В., 2001г.)

Экспериментносит этапный характер:

Элементынаучной новизны –  это научные положения и теоретические выводы, разработанные в ходе выполнениянастоящего дипломного исследования,имеющие отличительные особенности,характеристики (элементы), от предшествующих,ранее проведенных исследований.

*Практическое значение выполняемойдипломной работы состоит в том, какимобразом, где, для кого будут иметь интересполученные материалы и их практическоеприменение в деятельности органов,учреждений, организаций.

Апробация -это проба полученных в ходе дипломногоисследования материалов, результатов,выводов, предложений (рекомендаций) вразличных формах: устной (в видевыступления, доклада, сообщения),письменной (в виде тезисов, статьи,аналитической записки, отчета и т.п.) иих сочетания.

*Структура дипломной работы -описывается в соответствии с разделом«содержание».

Источник: https://StudFiles.net/preview/5910218/

Методы исследования в курсовой работе с примерами

Что такое “метод исследования?”

Метод исследования в курсовой работе – это путь, средство и инструмент, способствующий получению новых знаний и навыков, расширению теоретической базы, помогает подтвердить или доказать на практике, изложенные в курсовой работе тезисы.

Не секрет, что методов в науке много, поэтому не всегда есть необходимость использовать их все. Выбор методологии напрямую зависит от поставленных в работе цели и задач, из которых определяются, применяемые в ней, методы.

Методы исследования в курсовой работе

Любой метод нужен для нахождения истины, правильного понимания и объяснения сложившейся ситуации, а в некоторых случаях помогает ее изменить.

От выделенных в курсовой задач, предмета и объекта работы будет зависеть и выбор используемых методов исследования.

Внимание! Если вы сомневаетесь в своих силах, то рекомендуем вам обратиться за помощью в написании курсовой работы к профессионалам.

Методы исследования нужны, чтобы понять способ изучения, осмысления темы, заявленной в курсовой работе.

Классификация методов исследования

Все методы исследования принято делить на 2 основные группы:

  1. Теоретические.
  2. Эмпирические (научные).

По этому же принципу данная статья будет разделена на 2 крупных блока.

Группа теоретических методов включает в себя:

  • абстрагирование;
  • аналогия;
  • классификацию;
  • обобщение;
  • сравнительный анализ;
  • синтез (объединение);
  • изучение и анализ литературы;
  • изучение и анализ документации, архивных источников и т. д.

Научные методы исследования включают в себя:

  • эксперименты;
  • наблюдение;
  • расчеты, измерения;
  • моделирование;
  • беседа или интервью;
  • опрос;
  • описание и т. д.

Внимание! Метод, используемый в курсовой работе, раскрывается в практической части работы. Также в ней описываются результаты применения метода и их анализ.

Нельзя выбирать метод исследования наугад. Он должен быть обоснованным и необходимым для конкретной работы.

Например, вам необходимо спрогнозировать динамику кукурузного роста, используя при этом математическую модель, основанную на принципе наименьших квадратов.

В качестве обоснования можно указать, что данный метод позволяет наиболее точно отразить статистические данные.

Дополнительным плюсов в пользу этого метода будет также то, что ранее подобная модель не использовалась при прогнозировании кукурузного роста.

А теперь давайте углубимся в методологию и разберем каждый из вышеописанных методов подробнее.

Теоретические методы

В первый блок вошли методы, относящиеся к теоретической части исследования, в которых не применяется практических действий.

Абстрагирование

Этот метод исследования основывается на конкретизации отдельного свойства предмета или явления, которое изучается в рамках научной работы.

Если говорить простыми словами, то суть этого метода заключается в том, что студент изучает свойство или качество объекта и предмета исследования, которое ему необходимо для работы, не беря при этом в расчет все остальные свойства и характеристики.

Абстрагирование является одним из важнейших методов исследования в гуманитарных науках. Оно позволяет уловить важнейшие закономерности в психологии, педагогике и философии, которые не видны с первого взгляда.

Примером абстрагирования может служить исследование литературы, которая подразделяется на огромное количество жанров, стилей, видов и т. д. Применяя этот метод, можно отбросить и не рассматривать не нужные нам характеристики предмета исследование, такие как: издание, печать, язык, жанр и другие.

В итоге выводом, сделанным на основе абстрагирования, может быть определение литературы как совокупности всех произведений, отражающих научные, художественные, философские и другие мнения и позиции отдельно взятого человека или целого народа.

Аналогия

Суть этого метода заключается в том, что на основе знаний о свойствах и характеристиках схожего с объектом исследования предмета, можно сделать определенные выводы и о том, что мы рассматриваем в научной работе.

Метод не дает стопроцентных результатов, но в целом довольно эффективен. Применяется в случаях, когда непосредственно исследуемых объект нельзя изучить.

По примеру аналогии делаются некоторые выводы о планетах земной группы, их свойствах и условиях для потенциального освоения человечеством.

Классификация

Классификация – один из самых простых, но эффективных способов, применяемых в исследовательских работах. Сутью этого метода является структуризация, разделение объектов исследования на определенные группы по каким-либо сходным признакам.

Классифицировать можно по различным признакам, к примеру, по таким, как:

Внимание! Если вы сомневаетесь в своих силах, то рекомендуем вам обратиться за помощью в написании курсовой работы к профессионалам.

  • физические параметры (размер, вес, объем);
  • материалы (металл, дерево, пластик, фарфор);
  • жанры (художественная литература, живопись, скульптура);
  • стили (барокко, готика, классицизм).

Также можно делить по геополитической принадлежности:

  • Европа (Восточная, Западная, Южная);
  • Азия (Восточная, Юго-Восточная, Ближний Восток);
  • Америка (Северная, Латинская, Карибский бассейн).

По хронологии:

  • Древние времена (Др. Египет, Ассирия, Вавилония);
  • Античность (Др. Греция, Римская Империя);
  • Средние века (Европейское средневековье, Азиатское, Американское);
  • Новое время;
  • Новейшая история.

Вышеприведенные классификации приведены исключительно в качестве примеров.

В курсовой работе можно применять любую классификацию, которая будет наиболее точной, удобной и эффективной.

Обобщение

При использовании этого метода происходит объединение нескольких предметов и объектов в более крупные группы по определенным сходным признакам для выявления общих характеристик и особенностей.

Обобщение бывает:

  • индуктивное (эмпирическое) – переход от конкретизированных свойств и характеристик к более широким, общим суждениям;
  • аналитическое – переход от одного суждения к другому, осуществляемый в мысленном процессе без использования эмпирической действительности.

Обобщение применяется часто, примером может служить переход от понятия «лимон» к «цитрусовым», затем к «растениям» в целом. Еще примером может служить переход от понятия «Земля» к «планетам земной группы», далее к «небесным телам».

Сравнительный анализ

Этот способ заключается в сопоставлении характеристик и свойств двух или более предметов, при котором выявляются их сходства и различия. Данный метод очень популярен.

В качестве примера можно привести сравнение художественных стилей живописцев или писателей, характеристик одного автомобиля с другим и т. д.

Синтез

Синтезом называют объединение заранее выявленных или известных свойств и характеристик предмета в единое целое. Синтез неразрывно существует с анализом, поскольку всегда присутствует в нем как фактор объединяющий результаты анализа.

Пример. По результатам, проведенного нами, анализа работы различных структур завода (производственные цехи, отдел бухгалтерии, руководящий состав, технический и т. д.) был сделан синтез, на основе которого выявлена общая ситуация, сложившаяся на заводе, его эффективность и рентабельность.

Анализ литературы

На основе этого метода делаются выводы по тому, насколько хорошо изучены те или иные аспекты, по каким существует большой багаж научных трудов, а какие до сих пор находятся на стадии изучения.

При использовании этого метода применяются:

  • научные труды авторитетных авторов;
  • коллективные монографии;
  • статьи, очерки, заметки;
  • мемуары и т. д.

Чем больше существует работ на определенную тему, и чем глубже она изучена, тем более исследованным считается предмет или явление.

По такому же принципу работает и метод изучения документации и архивных источников.

Эмпирические методы

В этом блоке будут рассмотрены научные, практические методы исследования, которые наглядно демонстрируют умозаключения, сделанные на основе теоретических знаний и способов.

Эксперимент

Этот метод является одним из самых действенных, поэтому является важной составляющей для написания серьезного научного труда. В курсовых работах применяется крайне редко.

Основными принципами этого метода исследования являются повторяемость и доказательность.

Простыми словами, эксперимент должен не только наглядно продемонстрировать или открыть то или иное свойство или явление, но и должен иметь возможность быть повторенным.

Традиционным примером считается, проведенный Галилеем, эксперимент по установлению скорости падения пушечного ядра и маленького свинцового шарика. Он сбрасывал их с Пизанской башни и смотрел, что быстрее приземлится на землю. Сейчас этот эксперимент считается необъективным, поскольку при его проведении не были учтены никакие контролирующие факторы.

Наблюдение

С этого метода начинается любое научное познание, поэтому наблюдение считается одним из ключевых исследовательских способов.

Его суть очень проста: наблюдатель смотрит за исследуемым объектом и фиксирует все, что кажется ему важным. Все изменения, реакции, свойства.

Пример. Орнитолог наблюдает за птицами через бинокль, фиксирует их поведение, место обитания, взаимодействие с другими представителями своего вида и т. д.

Измерение

Этот метод один из самых эффективных и представляет собой фиксацию любых физических параметров объекта (вес, рост, длина, объем и т. д.) при помощи единиц измерения. Полученный этим методом результат фиксируется и выражается в численном показателе.

Примером может служить измерение длины нескольких особей животного, на основе которого можно сделать выводы о размерах всего вида.

Моделирование

В широком понимании этого термина модель – это копия, структурированный, уменьшенный образ чего-либо, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование подразделяют на:

  • предметное (воспроизводится отдельная часть изучаемого объекта);
  • знаковое (моделирование производится с помощью чертежей, формул, схем и т. д.);
  • мысленное (операции, проводимые мысленно или в виртуальном мире, например, алгоритм, компьютерная программа, компьютерное моделирование).

Моделирование применяется при создании и разработке новых технологий, конструировании сооружений, автомобилей и т. д.

Беседа и интервью

Эти методы очень сходны. Суть их заключается в личном разговоре с человеком, который может дать необходимую информацию об изучаемом объекте или сам является объектом изучения.

Отличие беседы от интервью заключается в том, что последнее носит более регламентированный характер. Во время интервью опрашиваемый дает ответы на четко заданные, заранее сформулированные вопросы, интервьюер же при этом практически не демонстрирует свою точку зрения.

Беседа носит более непринужденный характер, во время нее оба собеседника могут высказывать свое мнение, задавать вопросы, причем даже спонтанные.

Оба метода очень популярны при написании курсовых работ, поскольку легко реализуемы и эффективны.

Опрос и анкетирование

Эти методы тоже имеют много схожего между собой. И тот, и другой подразумевают под собой заранее подготовленные вопросы, на которые необходимо получить ответы. Зачастую даются несколько готовых вариантов ответа.

Отличие же заключается в том, что опрос может быть как в письменной форме, так и в устной, а вот анкетирование только в письменной или компьютерной версии. При этом зачастую ответ дается в графической форме.

Плюсом этих методов является возможность охватить большое количество человек и получить наиболее точные данные.

Описание

Этот метод имеет некоторое сходство с наблюдением, но в отличие от него при использовании этого способа фиксируются не только явления, поведение, но и внешний вид и признаки изучаемого объекта.

Пример. Возьмем уже использованный выше пример с орнитологом, наблюдающим за птицами. Если в первом случае он фиксировал поведение и взаимодействие птиц с другими животными, то при описательном методе он сделает упор на фиксацию данных о внешнем виде птиц, их гнезд и т.д.

Источник: https://NauchnieStati.ru/blog/metody-issledovanija-v-kursovoi-rabote/

Методы исследования в дипломной работе

Методы исследования в дипломной работе

ГБПОУ “Кимрский медицинский колледж”

Хренова Анастасия Александровна

” Методы исследования в дипломной работе”

Аннотация: Данная статья посвящена обзору методов исследования при написании курсовой и дипломной работ.

Данная тема актуальна тем, что в СПО введено написание дипломных и курсовых работ, которые являются одной из форм государственной итоговой аттестации студентов завершающей освоение имеющих государственную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования.

Методы исследования в дипломной работе.

Выпускная квалификационная работа (далее ВКР) является одной из форм государственной итоговой аттестации студентов завершающей освоение имеющих государственную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования. ВКР может быть представлена в виде написания курсовой или дипломной работы.

Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии или специальности при решении конкретных задач, а также выявлению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.

Темы выпускных квалификационных работ определяются образовательным учреждением. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения.

При этом тематика выпускной квалификационной работы должна соответствовать содержанию одного или нескольких профессиональных модулей, входящих в образовательную программу по специальности. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.

Закрепление за студентами тем выпускных квалификационных работ, назначение руководителей и консультантов осуществляются распорядительным актом образовательной организации.

Основной целью выполнения и защиты выпускной квалификационной работы является определение уровня готовности студента к решению профессиональных задач.

При выполнении работы студент должен продемонстрировать владение следующими компетенциями:

        • умение в устной и письменной форме грамотно излагать мысли, осуществлять подготовку к написанию рефератов, способность выступать с докладом на научную тему, выполнение творческих работ, проведение исследований

  • Умение самостоятельно поставить исследовательскую задачу, оценить ее актуальность и социальную значимость;

  • Выдвинуть гипотезу;

  • Собрать, обработать и проанализировать информацию по теме исследования;

  • Всесторонне исследовать выявленную проблему;

  • Выработать, описать и профессионально аргументировать собственный вариант решения проблемы;

  • Сделать обоснованные выводы, внести предложения, дать рекомендации по использованию полученных результатов в практике медицинских лечебных учреждений.

Выпускная квалификационная работа может представлять собой результат исследовательской деятельности студента на протяжении всего периода обучения.

Во введении к курсовой работе необходимо указать, какие методы студент использовал для достижения цели исследования. Проще говоря, методы – это действия, которые производил исследователь в ходе научной работы.

Существуют общие и специальные (специфические) методы.

Специальные методы применяются только в данной конкретной науке, например, физическое моделирование в физике. В отличие от них, общие методы используются во всех отраслях всех научных дисциплин.

Общие методы, в свою очередь, подразделяются на теоретические и практические, в зависимости от характера исследования. Теоретические методы научного исследования связаны с преобладанием мыслительной деятельности, с осмыслением, систематизацией и переработкой материала.

К наиболее часто применяемым общим методам относят:

– Анализ. Он представляет собой процесс разложения явления или предмета на составные части (его свойства, признаки и т.д.). Этот метод исследования широко применяется при написании курсовых работ;

– Синтез является методом, противоположным анализу. В результате использования синтеза происходит соединение частей в общую систему знаний;

– Аналогия – это метод научного исследования, основанный на сходстве объектов по некоторым признакам. С помощью аналогии можно судить о свойствах одного объекта на основании его сходства с другим;

– Дедукция – это метод, основанный на получении общего вывода о свойствах предмета, исходя из исследования его частных признаков;

– Индукция – это метод, противоположный дедукции, при котором рассуждение происходит от общего к частному;

– Обобщение – метод исследования, похожий на дедукцию, при котором делается вывод об общих свойствах предмета или явления и его признаках;

– Классификация широко применяется в научных исследованиях особенно в гуманитарных науках. Она представляет собой деление предметов или явлений на группы по какому-либо определенному признаку;

– Моделирование – это метод, при котором исследуется не сам объект, а его заменитель – модель. Полученные при изучении свойств модели результаты переносят и на сам объект исследования.

Практические (эмпирические) методы связаны со сбором конкретных данных об объекте исследования и оценкой результатов.  Также с помощью практического метода выявляются и описываются явления. К практическим методам относятся:

– Наблюдение – это познавательный процесс, направленный на восприятие внешнего мира с целью получения информации о свойствах предметов и явлений. Для получения точных результатов наблюдение должно быть целенаправленным, объективным и систематичным;

– Сравнение – один из наиболее популярных практических методов исследования. Обычно явления сравниваются по какому-либо существенному признаку, важному именно для данного исследования;

– Измерение – наиболее точный метод познания, который заключается в определении численного значения какой-либо величины с помощью единицы измерения;

– Эксперимент – метод, широко применяемый в науке. Он представляет собой вмешательство в естественные условия существования явлений. При этом экспериментатор, изучая определенные свойства или признаки, может контролировать ход эксперимента.

Описанные методы – это наиболее часто используемые, но далеко не все методы, которые применяются при написании курсовых работ.

Источник: https://multiurok.ru/files/mietody-issliedovaniia-v-diplomnoi-rabotie.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.