Какие способы профориентации существуют: пять лучших

Основные методы профориентационной работы

Какие способы профориентации существуют: пять лучших

Профессиональная ориентация — это система социально-экономических, социально-политических, идеологических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, направленных на формирование у молодежи готовности к сознательному выбору профессии и ее распределение по специальностям в соответствии с объективными потребностями общества и государства и способностями личности.

Формы профориентационной работы.

Пассивные формы профориентации – школьные мероприятия:

  • в младших классах так называемые «Встречи с профессией»,
  • в старших — вечера встреч со специалистами.
  • беседы о профессиях,
  • приглашение профессионалов на школьные тематические вечера «Кем быть?», «Займи свое место в трудовом строю»,
  • проведение викторин на знание техники и специальностей, оформление
  • стенды и витрины «Профессии».
  • посещения школьниками предприятий и учреждений.
  • создание и постоянная работа «Университета знаний» в предприятиях и учреждениях.
  • выступление профессионалов, преподаватели, ветеранов, ученых.

Активные формы профориентации.

  • организуемые в школах различные детские и юношеские спортивные лагеря, клубы юных техников, радистов, детские морские, железнодорожные и т.п. клубы, кадетские корпуса,
  • вовлечение молодежи в клубы и кружки: радиотехнические, авиационно-спортивные, автодела и др.
  • развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам.
  • занятия в цехах учебно-производственных комбинатов (УПК) – система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профподбор по интегральному критерию — успешности освоения профессии.
  • консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы, мастеров производственного обучения.
  • профориентация «на себя», т.е. работа, которая проводится вузом.
  • рубрики и разделы в газетах, на радио, телевидении, посвященные целям профессиональной ориентации.
  • издаваемая в ВУЗах справочная литература: книги, рекламные проспекты, красочные плакаты, фотоальбомы, в которых рассказывается об истории училища, о его выпускниках, о содержании профессии, о жизни и быте курсантов.
  • создание в ВУЗах работниками телевидения и педагогами профориентационных фильмов.
  • профориентационная роль фильмов, созданных ведущими киностудиями страны: «Офицеры», «Семнадцать мгновений весны», которые повышают престиж профессий, формируют профессиональную направленность.
  • профориентационная работа центров занятости населения.

Официальные институты профессиональной ориентации (школа, военкомат, ДОСААФ, предприятия, учреждения, общественные организации).

Важный фактор подготовки молодежи к выбору профессии – воспитание в семье, семейные традиции.

Важной формой профессиональной ориентации выступает профессиональная консультация – система психолого-педагогического и медицинского изучения личности кандидата для поступления в учебные заведения с целью оказания ему помощи в его профессиональном самоопределении.

Форрмы и методы – совет, компетентная рекомендация.

Силы – пункты профессиональной консультации, кабинеты «Профессий», бюро по трудоустройству молодежи, специальные профконсультационные пункты, учреждения, где молодой человек, мог бы навести нужные справки, пройти психологическое и медицинское обследование (экспертизу) и после выявления его индивидуально-психологических особенностей получить научно обоснованный совет относительно выбора конкретной военной профессии.

Назначение профконсультации — оказывать конкретную помощь молодому человеку в выборе профессии и специальности на основе учета его склонностей и личностных особенностей, поощрять его выбор или, если будут выявлены психологические или медицинские противопоказания, тактично переключить его внимание на другие профессии.

Задачи профессиональной информации и воспитания профессиональной направленности требуют специально организованной работы профессиологов.

Нужны специально подготовленные, вооруженные необходимыми профессиографическими документами и материалами, справочной литературой, владеющие профессиональными навыками осуществления психологической экспертизы, люди.

Основой профконсультации является не экспертное психологическое испытание на профоконсультационном пункте, а результаты многолетнего наблюдения и изучения человека в школе и семье.

Документированным основанием для советов по поводу выбора профессии и для составления характеристик на выпускников школ могли бы стать карты личности учащихся.

В школе советы относительно выбора профессии даются учителями, школьными врачами.

Профориентационная диагностика – процедура выявления и измерения направленности человека в том или ином виде профессиональной деятельности.

Профессиональная направленность – мотивационная составляющая деятельности субъекта, которая характеризуется его личностной системой желаний, интересов, склонностей, подтверждаемая высокими результатами действий в определенной субъективно значимой профессиональной сфере. 

Она выражается как в форме желаний, интересов и склонностей человека, так виде результативности его работы.

Диагностика их осуществляется как прямым, так и косвенными (непрямыми) методами.

Прямые методы – личностные опросники интересов:

  • дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО), 
  • профессионально-личностныйй опросник В. П. Петрова (ПЛО) и другие.

Недостаток прямых методов – попытка выявить глубинные мотивационные структуры при помощи прямых вопросов

При использовании прямых личностных опросников (ДДО и ПЛО) возможно получение первичной информации о мотивационной сфере человека, ее развитии (изменении).

Опросники ДДО и ПЛО – перечень вопросов, требующих прямых ответов испытуемых. Вопросы составлены таким образом, чтобы при откровенных ответах человека выяснить принадлежность его интересов и склонностей к определенным сферам профессиональной деятельности.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) предназначен для определения самооценки склонностей человека к той или иной сфере дейтельности в соответствии с квалификацией профессий по объектам,  на которые деятельность направлена. Данные профессиональные области характеризуются пятью типами связей:

  • “человек-человек”,
  • “человек-художественный образ”,
  • “человек-техника”,
  • “человек-знаковая система”,
  • “человек-природа”.

Результаты обследования соотнесенные с данными других методов профориентационной диагностики учитываются в процессе профконсультационной работы с молодежью.

Профессионально-личностный опросник (ПЛО) – предназначен для изучения военно-профессиональной направленности молодежи.

Каждому из утверждений ПЛО соответствует несколько вариантов ответа, а задача обследуемого заключается в том, чтобы проранжировать их по степени значимости,  ориентируясь в основном на жизненный опыт.

Группы специальностей соответствуют классификации основных групп специалистов:

А – организаторские;

Б – сенсорно-гностические (операторы, наводчики и т. п. );

В – сенсомоторные (специалисты связи);

Г – сенсорные (водительский состав);

Д – технологические (специалисты по обслуживанию, ремонту и эксплуатации техники);

Е – моторно-волевые (разведчики, десантники, спасатели, пожарные, сотрудники милиции и т. п. ).

Результаты выполнения заданий соотносятся с данными других прямых и косвенных профориентационных диагностических методик и учитываются в процессе изучения военно-профессиональной направленности личности.

Непрямые (косвенные) диагностические методы в целях профориентации – семантические методики, которые выявляют смысловые структуры личности, отражающие поведение индивида:

  • ассоциативные методы типа семантического дифференциала Ч. Осгуда (СД),
  • деятельностные методы – семантический анализ деятельности (САД).

Методика семантического дифференциала Ч. Осгуда предназначена для измерения коннотативного значения объекта (от английского connotation – сопутствующее,  дополнительное значение – измерение уникального значения (личностного смысла), которое данный объект (явление,  лицо) приобрели для обследуемого в результате его индивидуального жизненного опыта.

Испытуемый оценивает интересующие исследователя понятия по набору семибалльных шкал, полярные точки которых представлены прилагательными антонимами. На регистрационном бланке представлен набор из 18-ти шкал.

3 2 1 0 1 2 3
На ключе представлена их открытая размерность:
1 2 3 4 5 6 7
7 6 5 4 3 2 1

В результате факторного анализа, проведенного Ч. Осгудом, было выделено 3 основных фактора:

  • фактор “Е” – ценности,
  • фактор “Р” – силы,
  • фактор “А” – активности.

Методы профессиональной ориентации.

Профессиональное просвещение – информационно-справочные и просветительские методы:

  • профессиограммы (краткие описания профессий);
  • компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационная сеть «Интернет»;
  • профессиональная реклама и агитация;
  • дни открытых дверей в военных образовательных учреждениях профессионального образования и воинских частях;
  • выступления перед гражданской молодежью офицеров, курсантов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту (мастеров военного дела, классных специалистов, участников боевых действий);
  • лекции, военно-ориентационные уроки с молодежью;
  • учебные фильмы и видеофильмы;
  • выставки вооружений и военной техники.

Методы профессионального воспитания:

  • методы формирования у граждан необходимых понятий, суждений, убеждений, оценок (рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей, самостоятельное чтение и др.);
  • методы организации познавательной и практической деятельности граждан (поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных ситуаций);
  • методы стимулирования ориентации граждан на профессиональную подготовку (состязания, деловые игры, средства материального и морального поощрения, порицание);
  • методы контроля за ходом формирования военно-профессиональной направленности (проверка знаний, умений и навыков, оценка военно-профессиональной направленности).

Результатом профессиональной ориентации является профессиональная направленность гражданина и его способность осуществлять осознанное профессиональное самоопределение на основе сопоставления представлений о самом себе и требований, которые предъявляют к человеку профессии и специальности.

Для формирования профессиональной направленности граждан необходимо широко использовать метод убеждения.

Убедить – значит привлечь внимание к идеям, положениям, сформировать интерес к ним, развить желание и потребность овладеть ими, осуществить соответствующие убеждающие действия.

  • Психология: личность и бизнес
  • профориентация
  • Детская психология

Источник: http://hr-portal.ru/article/osnovnye-metody-proforientacionnoy-raboty

​Где искать себя: обзор ресурсов для профориентации

​Где искать себя: обзор ресурсов для профориентации

Красные штаны — неотъемлемый атрибут человека, который ищет себя. Если у вас пока нет брюк помидорного, свекольного или хотя бы вишнёвого цвета — бегом в магазин, а потом изучать чужие советы.

Иногда ты внезапно понимаешь, что абсолютно не знаешь, кто ты, и есть ли у тебя то пресловутое «призвание», о котором все твердят с пеленок.

Чаще всего ответ приходит так же внезапно: случайная листовка на улице или реплика за соседним столиком в кафе. А для того, чтобы скрасить время в мучительный промежуток между двумя этими моментами, и придумана профориентация.

Сама идея профориентации стала популярной в начале XX века, когда у людей одна за одной возникали новые возможности реализовать себя. С того времени появилось огромное количество способов найти свой путь: от энциклопедий до деловых игр. Итак, что же вы или ваши близкие можете сделать в случае острой необходимости найти себя?

Данный список содержит в себе очень разные возможности: от известных каждому способов до веяний последних лет. Создан он для старшеклассников, однако, если вам «далеко за», вы тоже найдёте здесь полезные идеи. Также важно понимать, что граница между многими идеями, изложеннымии ниже, весьма условна, так что у вас нет задачи выбрать единственно верный идеальный способ.

Если вы понимаете, что хотите, но нуждаетесь в большем количестве информации, вам больше подойдут стажировки, встречи с представителями конкретных компаний, профильные лагеря. Другие способы подойдут, если вы абсолютно не знаете, в каком направлении двигаться. ​

Исследовать специальные ресуры о выборе профессий

Это могут быть книги, карьерные путеводители, базы специальностей, базы видео о компаниях. Интернет при правильном использовании превращается из бездны материалов в полезную базу знаний.

Атлас новых профессий, подборка видео представителей разных индустрий или банальный каталог направлений обучения — примеры сайтов, которые могут стать отправной точкой для постановки гипотез о том, что тебе подходит.

Вот ещё список полезных и любопытных ресурсов:

Пройти онлайн-курс

Раньше люди боролись за 8-часовой рабочий день, сейчас многие считают зазорным уходить с работы раньше полуночи. Культ долгих трудовых дней по-прежнему жив и процветает. Современные школьники не отстают — подгоняемые родителями и картинками успеха из соцсетей, они учатся по 10-12 часов в день, каждый день. Какие уж здесь тренинги? Пообедать бы успеть.

Но на случай особой занятости клиента один за одним появляются онлайн-продукты. Вот, например, четырёхнедельный курс от Brainify.

Конечно, вы получаете меньше обратной связи и непосредственного опыта; с другой стороны, это отличный способ поработать над собой в удобном режиме, в удобном месте, за удобные деньги. ​

Пройти тест

Пройти тест можно в интернете или в одном из профориентационных центров. Некоторые известные тесты, доступные онлайн, собраны в обзорной статье.

А вот бонусом ещё несколько:

Почти всегда с тестом можно приобрести и подробную интерпретацию результатов — по скайпу, лично или в письменном формате. Собственно сам тест имеет ценность только в комплекте с вдумчивым пояснением. ​

Встретиться с коучем, психологом или тьютором

Что может сказать о нас совершенно незнакомый человек, если мы сами, люди, которые засыпаем и просыпаемся рядом с собой всю жизнь, не понимаем, чего хотим? Не больше и не меньше, чем может сказать зеркало. Важно: все эти «зеркала» добиваются эффекта по-разному:

  • Коуч — специалист, который задаёт вопросы, которые мы сами себе не зададим, не даёт советов, а помогает вам принять решение самостоятельно. Работа коучей основана на пяти принципах, например «У каждого человека есть все ресурсы для того, чтобы достичь того, что он хочет». Важно: коуч работает только с тем, у кого есть внутренняя потребность разобраться в себе.

Основные ссылки: Международный Эриксоновский университет коучинга; Международная Федерация Коучинга.

  • Тьютор — специалист, который сопровождает процесс самоопределения подростка, в том числе и профессиональное. Тьютор обустраивает образовательную среду, помогает разобраться в существующих возможностях и сделать выбор. Тьютор даёт не ответы, а инструменты.

Основные ссылки: Биржа тьюторов; Московский тьюторский центр.

  • Психолог — более широкое понятие, чем предыдущие два. Психолог может комбинировать разные подходы и методы работы, но в контексте профориентации он, прежде всего, интерпретирует резуальтаты тестирования и выдаёт рекомендации.

Перед началом совместной работы с любым из специалистов важно узнать, что он вкладывает в свою профессию, где и как получал опыт. Важно и просто прислушаться к себе — комфортно ли вам рядом с этим человеком, готовы ли вы работать вместе с ним для достижения общей цели.

Поучаствовать в деловой игре, квесте и бизнес-играх

Сейчас появляется всё больше мероприятий по профориентации в игровом формате: симуляции, деловые игры, даже квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых надо разобраться). Основное отличие: участник узнает всё через максимально приближенный к реальности собственный опыт и последующее обсуждение.

Деловые игры позволяют примерить на себя новую реальность и новую роль, дают много пищи для самоанализа.

Сходить на тренинг

С чем у нас ассоциируются тренинги? Стульчики в кругу и перезаряженный ведущий, который пытается вдохновить вялую аудиторию. Несмотря на все стереотипы, качественный тренинг может быть мощным толчком к новым ответам и новым вопросам. Как же оценить качество тренинга, если вы никогда не были на подобных мероприятиях? И где вообще найти тренинги по профориентации?

Избегайте тренингов, которые гарантируют вам выбор университета или места работы к концу занятия или курса. Подобные громкие слова — способ увеличения продаж, а не показатель качества.

После хорошего тренинга у вас должно быть больше вопросов, чем ответов, и понимание своих последующих действий. Тренинг — это особая среда. На следующий день вы можете поменять свои решения, передумать всю свою жизнь заново — это нормально.

Качественный тренинг даёт инструменты, а к решению вы придёте, когда будете готовы.

  • Тренинговый центр КОТ;
  • Smart Course;
  • КИД.Travel;
  • Курс Профи. ​

Попасть на экскурсию в компанию

Экскурсия, или field trip (выход в поле) — возможность не только услышать, но и увидеть, чем живут сотрудники приглянувшейся компании. Попасть за кулисы можно самостоятельно, договорившись с представителями офиса (и здесь неважно, кто вы — школьник или повидавший виды специалист), либо приняв участие в одной из организованных экскурсий.

Плюсы экскурсии: атмосфера компании и люди как на ладони. Минусы: даже самая хорошая экскурсия, с возможностью задавать любые вопросы и решением задачек из реальной жизни, показывает лишь тонкий-тонкий верхний слой пирога.

И, конечно же, важно помнить, что компании в одной и той же сфере могут быть кардинально разными, что за одной и той же должностью могут скрываться абсолютно разные задачи и проекты.

Многие компании сейчас самостоятельно организуют экскурсии у себя. Просто проверьте их сайт.

  • PROeкт PRO;
  • В рамках программы «Образ жизни: город». ​

Сходить в тематический парк с разными профессиями

Способ профориентации, который, к сожалению, доступен только детям до 14. От пожарного до хирурга — всё собрано на одной площадке.

  • Kidzania в Москве;
  • Мастерславль. ​

Устроиться на стажировку и shadow training

Многие школьники мечтают о стажировке, а многие просто берут и устраиваются. О законах относительно работы школьников подробно написано здесь.

Для компаний стажировки это палка о двух концах: с одной стороны, возможность привлечь самых талантливых и амбициозных сотрудников, предоставив им шанс попробовать себя, обучив их и заразив их духом своей компании, с другой стороны, любой стажёр, и юный, и опытный, — это издержки, которые могут не окупиться.

Shadow training — один из видов обучения новых сотрудников. Новенький просто прикрепляется к старенькому и проводит с ним от одного дня до нескольких недель. Сейчас этот формат используется и как альтернатива экскурсиям.

В случае с shadow training ты действительно видишь, как проходит день специалиста: с кем он общается, какие задачи и в какой пропорции выполняет.

Минус: не так просто найти тех, кто согласится на несколько часов и тем более дней добавить к себе неотвязный хвостик, которые следит за каждым твоим движением.

Программы стажировок лучше всего изучать непосредственно на сайтах компаний, центров развития карьеры различных университетов, а также на порталах по поиску стажировок и работы для студентов:

  • Портал на SuperJob;
  • Портал career.ru. ​

Прогуляться на дни открытых дверей университетов, образовательные выставки, ярмарки вакансий и другие мероприятия

На подобные мероприятия стоит ходить, если вы готовы стать настоящим исследователем: задавать как можно больше вопросов и смотреть во все глаза на людей. Без этого вы попросту потеряете время.

Для того, чтобы провести время с пользой, необходимо чётко прописать, на какие вопросы вы хотите получить ответ, кто может ответить на них (представители компании или университета, выпускники вуза, специалисты по профориентации или же кто-то другой), возможно, подготовить резюме.

  • Дни открытых дверей на портале Учёба.ру. ​

Пообщаться с представителем той профессии, которая вам интересна

Мало у кого из нас среди друзей есть представители всех профессий. Однако вместе с вами мы организуем уникальную мозаику всех возможных образов жизни. Договориться о встрече с интересным для вас человеком гораздо проще, чем многие думают.

И поверьте, если вы школьник, который проявил инициативу и сам позвонил или написал известному спецу, ваши шансы не меньше, а, возможно, даже больше, чем у выпускника или поработавшего человека. Почему? Инициативные школьники по-прежнему вызывают прилив уважения. Ведь многие выпускники университетов пасуют перед задачей начать общение.

Главное — бережно относиться к времени того, с кем вы собираетесь встречаться: заранее прочитать информацию о нём, заранее посмотреть, чем занимается компания, в которой он работает.

Алгоритм того, как найти нужного человека и установить контакт, можно найти здесь. Есть и гораздо более простой способ: сейчас проходит всё больше встреч с представителями определенных профессий, цель которых состоит именно в рассказе о сфере их деятельности.

  • Проект «Продленка»;
  • С ноября в рамках проекта «Образ жизни». ​

Поехать в лагерь по профориентации

Есть как минимум 3 типа лагерей, которые полезны именно для ответа на вопрос «чего я хочу».

1. Непосредственно профориентационные лагеря

Лагеря чаще всего комбинируют сразу несколько форматов профориентации: деловые игры и ролевые игры, встречи с представителями профессий, тренинги.

«Образ жизни» — программа, которая предлагает смотреть на поиск себя как на череду исследований и экспериментов. Участники со всей России и из стран СНГ живут в центре Москвы, нон-стоп общаются с представителями разных образов жизни, посещают различные компании, выполняют миссии.

Мы вместе — летние и зимние программы от студенческой организации НИУ ВШЭ. Ключевые форматы: деловые игры и мастерские. Огромное внимание уделяется навыкам коммуникации. Удивительная атмосфера создаётся дружным сообществом, внутри которого общение продолжается и после выпуска из школы.

LifeCamp — профориентационный лагерь, построенный на продолжительной симуляции, во время которой каждый участник может попробовать себя в новой роли. Хотя лагерь проходит в Красноярском крае, программа уже стала известна и за его пределами.

2. Лагеря и школы, которые предлагают несколько специальностей

Летняя многопрофильная школа, организованная НИУ ВШЭ. Школа даёт возможность участникам со всей России ближе познакомиться с одной из четырёх сфер, каждая из которых представлена в НИУ ВШЭ. Лекции и мастер-классы от преподавателей университета, деловые игры и время для нестандарных мероприятий — всё это создаёт насыщенную программу ЛМШ, куда с каждым годом растет конкурс (школа бесплатна).

Зимняя пущинская школа — вряд ли можно распробовать науку лучше, чем в ЗПШ. Специально для преподавания в ЗПШ приезжают учёные мирового уровня, некоторые из них работают за рубежом. Опыты, исследования, эксперименты.

Летняя школа — здесь вы найдёте все, от журналистики до математического моделирования, от художественного кино до поведенческой экономики. Единовременно на площадке собираются от 150 до 600 человек. Школа открыта не только для школьников, но для желающих любого возраста.

3. Лагеря и школы, которые сфокусированы на одной сфере деятельности или специальности — возможность глубже узнать выбранную сферу и проверить, готов ли ты заниматься ей каждый день.

Источник: Newtonew

ВУЗы: 

НИУ «Высшая школа экономики»

Источник: http://intalent.pro/article/gde-iskat-sebya-obzor-resursov-dlya-proforientacii.html

Как выбрать профессию? Способы профориентации выбора профессии

Профессиональная ориентация, профориентация, выбор или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии.

Как выбрать профессию? Способы профориентации (выбора профессии)

Кем стать? Как (правильно) выбрать профессию? Какую выбрать профессию? Профессии? Какие есть (бывают) профессии? Тест на профориентацию? Почему я выбрал (ла) свою профессию? Выбор профессии? Какая профессия лучше? По статистике поисковых систем (Яндекс, Google и Rambler) более 20 миллионов россиян в год задают в поиске хотя бы один подобный вопрос. Почему настолько актуальны эти вопросы? Все просто – от правильного ответа на них зависит судьба каждого человека не только в России, но и во всем мире.

Профориентация (выбор профессии) является одним из самых важных и в то же время одним из самых сложных решений в жизни человека. Мир становится все более многополярным и это сказывается и на мире профессий. С каждым годом выбор профессии становится все сложнее: некоторые профессии становятся менее актуальными и востребованными, на смену им приходят новые профессии (профессии будущего), многообразие профессий порой удивляет.

Современный мир предъявляет к его представителям все более жесткие требования для существования. Важнейшим атрибутом успешного человека является превосходное образование и высокие темпы развития в выбранном профессиональном направлении.

Для того чтобы, получив профессиональное образование, стать конкурентоспособным на рынке труда необходимо еще в средней школе, начиная с 7,8 класса, уделить особое внимание профориентации (выбору профессии).


Зачем нужна «Профориентация школьников»?

Профориентация поможет учащимся 7,8,9,10,11-х классов:  •  выявить профессиональные склонности;  •  определиться с профессиональной сферой, направлением профессионального образования;  •  выбрать среднее-специальное или высшее учебное заведение, специализацию обучения в учебном заведении;  •  определить подходящий профиль обучения в старшей школе.

Оценка творческого потенциала
Оценка творческого потенциала. потенциала

Индивидуальные особенности поведения людей имеют определяющее значение для целого ряда профессий, для плодотворного участия личностей-носителей этих профессий в творческом процессе.Творчество — это, прежде всего, упорный, кропотливый, вдохновенный труд, который требует максимально напряжения физических и духовных сил человека. Не каждый человек способен стать творцом, также как не каждый человек может стать трудоголиком, потому что это очень сложный процесс, который должен захватить человека и занять все его мысли, время, чувства и пр.Важные моменты творчества — увлеченность и устремленность, которые становятся смыслом жизни человека. Решение сложных научных проблем, теорий, открытия и изобретения, художественные произведения — это все результат творческой деятельности человека.Тренировка “творческого мышления”, “творческого труда” сопровождается воспитанием “эмоционально богатой” личности. В творческой деятельности человека обогащается его опыт, включающий в себя опыт других людей и поколений. Этот коллективный опыт, совокупность знаний и умений, технологий, т.е. культура в целом, пополняется открытиями и достижениями, возникающими не в общей “культуре”, а в голове человека-творца.Основной фактор, необходимый для генерирования творческих гипотез, это мотивация, а фактор, вероятностно определяющий содержание гипотез, — качество этой мотивации и вооруженность творца, запасы его навыков и знаний.Неконтролируемая сознанием интуиция всегда работает на потребность, доминирующую в череде потребностей данной личности. Зависимость интуиции от основной потребности (биологической, социальной, познавательной), нужно учитывать при профессиональном отборе и в практике воспитания.Если у человека нет выраженной потребности познания (постоянно думать об основной потребности), то  трудно рассчитывать на продуктивную творческую деятельность. В случае, если решение научной проблемы для субъекта является лишь средством для достижения, например, социально престижных целей, его интуиция будет генерировать гипотезы и идеи, необходимые для удовлетворения соответствующей потребности. При этом вероятность получения принципиально нового научного открытия сравнительно не велика.Можно выделить несколько основных качеств, необходимых человеку-творцу:

  • трудолюбие, внимательное и творческое отношение к работе;
  • самостоятельность, исполнительность, энергичность;
  • знания и общая культура;
  • интуиция и гибкость ума;
  • планирование, опыт и организация работы;
  • честность, требовательность к себе, уверенность.

Важно оценить творческий потенциал каждого человека, чтобы помочь ему и дать возможность  развиваться в дальнейшем в нужном русле.

Оценка мотивации к успеху и боязни неудачиСтимулом, побуждающим человека к деятельности, учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей. Надежда на успех выражает уверенность в достижении намеченной цели, а боязнь неудачи связана с тревогой не суметь ее достичь, не оправдать ожиданий, провалиться.Мотивация успеха носит положительный характер. При этом действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов. В этом случае личностная активность зависит от потребности в достижении успеха.Мотивация боязни неудачи носит негативный характер. При таком типе мотивации человек стремится прежде всего избежать плохого отношения к себе, и даже наказания. Ожидание неприятностей определяет его деятельность. В этом случае, думая о предстоящей детельности, человек уже боится возможного провала и ищет выход, как его избежать, а не как добиться успеха.Не последнюю роль играет и конкретная ситуация. Если человек берется за выполнение очень трудной для себя работы, надежда на успех у него очень мала, а боязнь неудачи — велика. Социальная значимость цели также влияет на эмоциональное отношение человека к тому, что ему удается, и что не удается сделать.Личности, мотивированные на успех, как правило очень активны и инициативны. При встрече с препятствиями, они ищут способы их преодоления и отличаются настойчивостью в достижении цели, планируя свое будущее на большие промежутки времени. При этом они предпочитают брать на себя средние по трудности или завышенные, но выполнимые обязательства и ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо.Личности, мотивированные на неудачу обычно малоинициативны, избегают ответственных заданий, находя причины отказа от них, ставят перед собой завышенные цели, при этом плохо оценивают свои возможности. Либо, наоборот, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат, при этом они склонны к переоценке своих успехов в свете неудач.Люди с сильной боязнью неудачи, сомневающиеся в своих способностях, обычно бывают настолько ориентированы на неудачу, что им может помочь психолог, корректируя их мотивации.Ориентированные на успех — верят, что справятся, уверены в себе, не испытывают страха, скованности и не задумываются о границах своих способностей, полагаясь не только на свои знания и умения, но и на случай или свой здравый смысл. Ориентированные на успех более полно реализуют свои способности и чаще достигают поставленных целей, поэтому так важно оценить мотивации к успеху и боязни неудачи.

Оценка уровня контроля над жизненными ситуациями.

В жизни каждого человека могут возникать различные жизненные ситуации. Если человек сможет контролировать их, он сможет избежать многих бед и ошибок. Многие люди, зная о правилах поведения в сложных жизненных ситуациях, вспоминают о них потом, не умеют осуществлять контроль над этими ситуациями.

Знать мало, надо научить свою психику правильно реагировать на любые ситуации, появляющиеся в жизни.Существуют два полярных типа людей, различающихся локализацией контроля над различными жизненными ситуациями: экстернальный (внешний) и интернальный (внутренний). В первом случае человек считает, что происходящие с ним события — результат действия внешних сил (случая, других и.

т.д.). Во втором случае человек воспринимает значимые события как результат своей собственной деятельности. Каждому человеку свойственна определенная позиция от экстернального до интернального типа.Одинаковый тип контроля характеризует поведение данной личности и в случае неудач, и в сфере достижений, причем это относится к различным областям социальной жизни.

Интерналы  менее склонны подчиняться давлению других, чем  экстерналы, они сопротивляются в случае, если ими манипулируют, и реагируют сильнее, чем экстерналы, при утрате личной свободы. Интерналы отличаются по способам интерпретации разных жизненных ситуаций от экстерналов, более активно ищут информацию и обычно более осведомлены о ситуации, чем экстерналы.

Интерналы более популярны, более благожелательны, более уверенны в себе, проявляют большую терпимость, у них более активная, чем у экстерналов, позиция по отношению к своему здоровью: они лучше информированы о своем состоянии, больше заботятся о своем здоровье и чаще обращаются за профилактической помощью.

В результате, как правило, интерналы лучше осуществляют контроль над различными жизненными ситуациями.Разновидности субъективного контроля могут меняться у одного и того же человека в зависимости от того, представляется ли ему ситуация сложной или простой, приятной или неприятной, и как он ее оценит.

Необходимость адаптации человека к различным жизненным ситуациям, часто к экстремальным, представляет первостепенный интерес, потому что от этого зависит эффективность действий человека, а иногда и сама жизнь. Работая над собой в этом направлении, человек способствует своему личностному развитию.

Поэтому так важно оценить уровень контроля над жизненными ситуациями, чтобы учиться с честью выходить из различных экстремальных ситуаций. Данный психологический тест позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями.

Оценка уверенности в себе

Существует много критериев оценки уверенности в себе: поведенческих, эмоциональных, когнитивных, социально-психологических.

Большинство людей испытали на себе отрицательные стороны неуверенного поведения и поняли важность тех дополнительных возможностей, которые появляются в жизни благодаря уверенности в себе, которые дают возможность осуществлять контроль над своей жизнью. Уверенность в себе ведет к росту самоуважения.

Неуверенному в себе человеку приходится постоянно сдерживать свои чувства из-за высокой тревожности, постоянного чувства вины или из-за того, что у него недостаточно социальных навыков.

Уверенному в себе человеку легче действовать уверенно, быть независимым, успешным, уметь говорить “нет”, делать ошибки и отвечать за них и не заниматься постоянным самоутверждением. Однако, уверенность в себе не следует путать с бесчувственностью и ограничивать ее выражением только отрицательных эмоций.

Чтобы развить уверенность в себе нужно уметь проявлять положительное, заботливое отношение к другим,  при этом можно использовать ролевые игры, моделирующие ситуации, которые когда-либо создавали или могут создать определенные сложности.Не оставляет сомнений необходимость оценки уверенности в себе.

Знание этой оценки позволит помочь человеку неуверенному обрести уверенность и добиться повышения самооценки. Поскольку человек неувереный в себе с преобладанием мотива избегания неудач проявляют склонность к заниженной самооценке и уровню своих притязаний.

Человек, стремящийся к успеху в своей деятельности и уверенный в себе, в случае неудачи, не бросает деятельность, а старается добиться положительного результата, а человек, ориентированный на неудачу оставляет ее не добившись результата.Люди, уверенные в себе, настроенные на успех, после неудачи могут добиться больших результатов, а те, кто был не уверен в себе, т.е. настроен на неудачу, лучших результатов могут добиться только после успеха.На уровне организации, диагностирование уверенности в себе для уже работающих сотрудников, равно как и вновь принимаемых, способствует установлению гармонично развитого коллектива.

Оценка волевых качеств личности.

Обычно насколько сильна воля человека, настолько и плодотворна его профессиональная деятельность. Человек волевым усилием мобилизует свои внутренние ресурсы и создает мотивы к действию для достижения своей цели.Интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов:

  1. Мировоззрения личности;
  2. Моральной устойчивости;
  3. Наличия общественно значимой цели;
  4. Установки по отношению к деятельности;
  5. Уровня самоопределения и самоорганизации личности.

Препятствия, преодолеваемые посредством волевых усилий, а также умение сдерживать свои чувства и недопущение импульсивных действий, являются объективным показателем силы воли.Волевые люди обычно очень инициативны, целеустремленны, самостоятельны в своих действиях и решениях, поэтому так важно оценить волевые качества человека, чтобы помочь ему сформировать волю и воспитать в себе волевые качества.Волевая регуляция связана со смысловой сферой личности, т.е. чем осмысленней жизнь человека, тем выше степень развития волевой регуляции, также это относится и к волевым качествам личности. Осмысленность жизни в данном случае понимается, как переживание личностью целенаправленности, значимости своей жизни, что предполагает наличие идеалов, ценностей и осознанных мотивов, которыми руководствуется человек в своем поведении.Волевая регуляция нужна при возникновении необходимости следовать социально одобряемым мотивам вопреки собственным побуждениям, но успешность волевой регуляции зависит не от количества смыслов или ценностей, а от их качества.Любая деятельность требует от человека волевых усилий, утомляемость — предел работоспособности человека. Но через волевые усилия человек продолжает учиться или работать, он управляет своим поведением.Для достижения своей цели каждому человеку необходимо научиться саморегуляции, для этого нужно постоянно работать над собой, заставляя себя сделать что-то необходимое, полезное.

Источник: http://shkolnie.ru/kultura/89934/index.html

Плюсы и минусы практического подхода к профориентации

В декабре 2015 года состоялось заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации. На заседании был поднят целый ряд актуальных вопросов.

Говорилось о важности организации воспитательной работы в школах; о трудностях в межведомственной координации, осуществлении сетевого взаимодействия между различными учреждениями; наконец, был вновь поднят вопрос профориентации школьников.
Ранее мы уже писали о государственных планах в отношении профориентации.

Но на этот раз в программу был добавлен ещё один участник, чью роль в профориентации трудно переоценить – бизнес-предприятия.

«Конечно, профессиональная подготовка школьников, их профориентация не должна быть чисто формальной.

Именно поэтому принципиальная задача – привлечь к этой работе не только вузы, техникумы, но и бизнес, прежде всего, крупный и средний», – сказал Владимир Владимирович Путин.

Он обратился к отечественным деловым объединениям и предложил им начать работать со школами, мыслить на перспективу.

Предложение Президента представляется ЦТР «Гуманитарные технологии» очень дальновидным. Один из главных методов профориентации – метод профессиональных проб. Коротко говоря, его суть в следующем: надо попробовать себя в реальном деле.

Плюсы этого подхода очевидны. Жизненные интересы далеко не всегда совпадают с профессиональными. К примеру, спорт для многих из нас – часть образа жизни, возможность поддерживать тело в хорошей форме и сохранять здоровье.

Далеко не каждый любитель спорта действительно хотел бы стать профессиональным спортсменом: изнурять себя многочасовыми тренировками, участвовать в рискованных и крайне напряжённых соревнованиях. Другим хорошим примером может стать творчество.

Согласитесь, одно дело – рисовать то, что хочется, и совсем другое – рисовать рекламный макет, выполняя требования заказчика, зачастую не обладающего ни малейшим художественным вкусом.
Возможны и обратные ситуации. Математика может казаться скучным и неинтересным предметом.

Но одно дело – считать, в какой точке встретятся поезда из города А и города В, и совсем другое – считать, сколько реальных денег сэкономит или потеряет компания, если отправит груз хрупких оптических линз в Петербург не на трёх фурах, а на товарном поезде.

Наконец, бывает, что какие-то отдельные, но совершенно неизбежные в реальной работе моменты сильно мешают успешной карьере. Например, обучение юриспруденции может быть интересным и захватывающим; но общение с настоящими клиентами, готовыми к серьёзным угрозам, подкупу, постоянно лгущими и недоговаривающими, оказывается слишком морально тяжёлым.

Все эти примеры говорят о пользе подхода профессиональных проб. Зачем же тогда вообще пользоваться иными методами? Теми же тестами?

Ответ прост. Во-первых, профессиональные пробы отнимают очень много времени. Существует понятие «порога вхождения в профессию» – грубо говоря, количества сил и ресурсов, которые нужно потратить, чтобы стать квалифицированным специалистом.

К примеру, порог вхождения в профессию бухгалтера таков: как минимум, нужно обладать средними интеллектуальными способностями, усидчивостью и пройти специальные курсы. А вот порог вхождения в профессии архитектора или врача очень большой.

Архитектор должен не только прекрасно разбираться в математике и физике – он также должен обладать если не художественным талантом, то, по крайней мере, выдающимися способностями. Срок обучения, опять же, включает в себя не только годы вузовского образования, но и годы художественной школы.

Обучение врачей отнимает, в зависимости от специализации, от семи до девяти лет, учитывая обязательную ординатуру и интернатуру. Всё это позволяет сделать простой вывод: профориентация, включающая только профессиональные пробы, была бы эффективной лишь для бессмертных.

Есть и вторая причина, ограничивающая метод проб. Ситуация в конкретной компании, в которую вы попадёте, может быть нетипичной для данной профессии. Или проблемы, с которыми вы столкнётесь, могут не зависеть от профессии.

Специфический коллектив, категоричное руководство, кризис – такие вещи не имеют отношения к собственно профессии. Прирождённый педагог может уйти из своей сферы просто потому, что кризис вызвал сокращение зарплат, а новый директор оказался неприятным человеком. Так же могут влиять и благоприятные условия в конкретной компании.

К примеру, человек, которому было бы куда приятнее заниматься аналитикой, может на какое-то время решить, что ему очень хорошо подходят продажи – просто потому, что ему удалось заключить несколько контрактов и получить большой процент.

Рутина продаж: длинный поиск клиентов, проведение сложных переговоров – всё это на самом деле не подходит нашему воображаемому герою. Всё удовольствие от знакомства со сферой оказалось вызвано краткосрочным случайным успехом.

Таким образом, вторая проблема профессиональных проб заключается в том, что недостатки или преимущества могут проявиться с помощью причин, не имеющих никакого отношения к профпригодности.

Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/detail.php?ID=6646

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.