Какие бывают способы подготовки в вуз

Zstar.kz

1. Шаг первый. Выбор специальности.

Сделать первый шаг всегда сложно. А сделать шаг в выборе будущей специальности – особенно. Если самому сделать это невозможно, обратитесь к родителям, друзьям, близким знакомым с вопросом о том, кем они вас видят в будущем – врачом, юристом, инженером, художником….

Не доверяете их субъективному мнению – обратитесь за помощью к специалисту – профориентатору или к опытному психологу.

2. Шаг второй. Выбор вуза.

Алгоритм выбора вуза у каждого может быть индивидуален.  Он зависит от того, что для вас является приоритетом при выборе учебного заведения: город, престижность вуза, рейтинг вуза или уверенность в поступлении на бюджет?

С городом все понятно. Очень хочется пожить в Москве – выбирай из московских вузов, в Питере – из питерских и т.д. А вот что важнее – престижность вуза или его рейтинг? Это тоже зависит только от вас. Поступить в престижный вуз будет сложнее. Если обучение в нем не так уж важно для вас – выберите менее престижный, но занимающий высокую ступеньку в рейтинге.

3. Шаг третий. Выбор формы обучения (бюджет или платное).

Поступить на платное легче. Проходные баллы на платное отделение достаточно низкие и сдать экзамены на эти баллы не составит труда, если вы учились в школе хотя бы на троечки.

Но учиться на бюджете престижнее и выгоднее. Почему?

Во-первых, получить высшее образование за счет своих «мозгов» и с помощью государства– это действительно шанс пробиться в этой жизни.

Во-вторых, у абитуриента появляется уникальная возможность выбрать ту специальность и будущую профессию, которая ему максимально близка по духу и желанна с детских лет.

В-третьих, все студенты – бюджетникина протяжении четырех лет  учебы ежемесячнополучают стипендию, если, конечно, сдают каждую сессию только на хорошие и отличные оценки.

И еще это один один из стимулов проявить себя в студенческие годы, ведь даже малейшая независимость от родителей уже возвысит вас в собственных глазах и глазах своего окружения.

В-четвертых, есть мнение, что студенты – бюджетники имеют более глубокие познания в своей специальности, чем учащиеся на платной основе. Возможно, в этом имеется доля истины, однако все же не стоит переходить на личности, ведь и среди «контрактников» выпускаются достойные личности и квалифицированные специалисты.

Но есть и одно «но». Поступить на бюджет гораздо сложнее. Проходные баллы здесь нешуточные. Но при серьезной подготовке сдать экзамены и пройти на бюджет возможно.

4. Шаг четвертый. Подготовка к экзаменам.

Какие существуют способы подготовки, вы уже знаете. А вот какой из них выбрать – решать вам самим.

Согласно статистике, 60-80% абитуриентов поступают на бюджет по результатам подготовительных курсов, а остальные 20-40% – это абитуриенты, которые готовились самостоятельно или с репетитором.

При подготовке на курсах вы сможете неоднократно пройти пробные экзамены. А это тоже подготовка. Да еще какая серьезная и необходимая! Познакомиться с формами заданий, увидеть свои слабые места в подготовке – вот результат пробных экзаменов.

5. Шаг пятый. Как сдать экзамены?

Почувствовать себя студентом можно только после публикации списков поступивших, но для этого требуется успешно сдать все вступительные экзамены.

Это самая сложная часть поступления в вуз, поскольку придется не только собрать в кучу все свои силы и знания, но и проявить находчивость, гибкость характера и смекалку. Здесь есть много подводных камней, о которых просто обязан помнить каждый абитуриент.

Что нужно взять с собой? Паспорт или удостоверение личности. Две ручки (с синей и черной пастой). Если экзамен по математике — циркуль и линейку. На физику или химию можно взять калькулятор, таблицу Менделеева, таблицу растворимости солей.

Захватите яблоко, минералку или сок, бумажные салфетки (платочки). Без грохочущей в тишине фольги вас насытит и зарядит энергией и шоколад — хотя, если день обещает быть жарким, шоколад может растаять.

Если вы что-то забыли, обратитесь к организаторам — возможно, они решат вашу проблему.

Куда сесть? Многие думают, что первая и последняя парты – это точно не вариант, поскольку именно на данные места в аудитории как раз и обращено внимание строгих преподавателей. Но это срабатывает далеко не всегда. Помните преподаватели – опытные экзаменаторы и на всякие хитрости насмотрелись.

А вот как одеться – это вопрос не праздный. На данном мероприятии желательно избегать ярких и откровенных нарядов, чтобы преподаватель не реагировал на вас, как бык на красную тряпку.

Это однозначнодолжен быть строгийклассический стиль, но без излишеств: вычурность лучше приберечь для свадьбы или другого торжества, а серость – для похорон. Здесь опять пригодится чувство меры, а не подсознательная паника на грани с истерией.

Шпаргалки брать? Писать шпаргалки перед экзаменом обязательно (так лучше запоминается), но  прежде чем их брать с собой на столь ответственное мероприятие, желательно несколько раз подумать. Риск велик, и он не всегда оправдан.

Если преподаватели заметят такие уловки, то можно считать, что этот экзамен для вас окончен, причем не совсем успешно.

Так что желательно подготовиться и без посторонней помощи справиться с поставленной задачей, тем более от этого зависит дальнейшая жизнь.

Списывать? Списывание в данном случае является той скользкой дорожкой, которая может завести не туда. Воспользоваться этим способом можно лишь в тех случаях, когда вы точно убеждены в грамотности своего соседа по парте и в его глубоких познаниях в том или ином предмете.

Рассчитывать только на свои силы? Да! Тогда некого будет упрекнуть в своей неудаче. А вот при хороших результатах вы можете честно гордиться собой. Ведь это будет ваш первый успех! Дерзайте! Успехов вам!

ПОВТОРЕНИЕ:


Источник: http://zstar.kz/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/112-kak-postupit-v-rossijskij-vuz-na-budget-bez-problem2.html

Способы поступления в ВУЗ

Статті про освіту в Україні

Поступить в вуз, надеясь только на свои силы, сегодня достаточно сложно: требования к знаниям абитуриентов возросли (и более того – везде свои!), а в школах стали учить хуже. Потому предлагаем Вам заранее задуматься о способе поступления.

*Способ первый: воспользоваться льготами

Это касается, прежде всего, детей-сирот, инвалидов с детства и инвалидов I и II групп, “чернобыльцев” и некоторых других категорий абитуриентов. Льготники поступают в вузы Украины вне конкурса: им достаточно получить на экзаменах положительные оценки.

Особые права имеют победители всеукраинской и международных олимпиад. Победители международных олимпиад поступают вообще без экзаменов, все остальные победители – по усмотрению вуза. Есть еще вузовские предметные олимпиады для абитуриентов. Очень хороший вариант.

Попадание в десятку победителей приравнивается к “пятерке” на вступительном экзамене по данному предмету. Обычно к олимпиадам готовят вузовские преподаватели.
И способ этот хорош тем, что абитуриента знают в лицо задолго до начала экзаменов.

Школьникам-медалистам, а также выпускникам вузов I–II уровней аккредитации (училищ, колледжей и техникумов), имеющим диплом с отличием, для зачисления на первый курс достаточно сдать на “пять” один, профильный экзамен (в каждом вузе он свой).

Однако, сегодня к медалям у приемных комиссий почтения нет в связи с ростом их количества на фоне всеобщего ухудшения школьных знаний. Вообще, преподаватели вузов говорят, что школьная “пятерка” для них – “тройка”.

*Второй способ: занятия с репетитором

Многие ректоры уже напрямую говорят, о пользе репетиторства. Если, конечно, оно “правильное”. Напомним правила найма репетитора. “Правильный” репетитор не обклеивает столбы своими телефонами и не “светится” в Интернете. Его координаты передают из рук в руки. Поэтому обзвоните знакомых, которые поступали минувшим летом.

Не соглашайтесь на репетитора, который готовит “во все экономические” или “во все технические” вузы. Преподаватель должен быть именно с того факультета, на какой вы собрались поступать. Перед началом занятий репетитор-профессионал обязательно объяснит, какие темы он собирается “проработать”, какие задания будет давать и почему.

Его задача – подготовить Вас к экзамену на конкретный факультет.
И никаких групповых уроков, только индивидуальные двухчасовые занятия, как минимум, дважды в неделю, обязательные домашние задания. Попытки репетитора вести разговоры “за жизнь” в оплаченное время пресекайте немедленно.

*Третий способ: подготовительные курсы

Окончательно потеряв в последние годы доверие к качеству школьных знаний, большинство вузов выстроило собственные системы занятий с абитуриентами: подготовительные факультеты, отделения, курсы. Наибольшую гарантию поступления дают подготовительные факультеты.

Как правило, по окончанию обучения их слушатели сдают выпускные экзамены, результаты которых приравниваются к вступительным.

Причем экзамены на подготовительных отделениях школьники сдают в мае, и если количество набранных баллов недостаточно для поступления, есть еще возможность поступить на общих основаниях летом.
Добавим к этому, что единой системы в массовой подготовке в вузы не наблюдается.

Называют по-разному: и курсами, и факультетами, и отделениями, но в каждом вузе подразумевают свое. В одном вузе – платные занятия, в другом – бесплатные, в одном – свободная запись, в другом – надо сдавать экзамены на подготовительный факультет.

Но, как правило, на подготовительных курсах слушатели могут выбирать те предметы, которые, на их взгляд, им необходимы.
А на подготовительных факультетах более строгая обязательная программа и выпускные экзамены. Это уже почти студенты.

*Четвертый способ: лицеи и школы с лицейскими классами

Это, пожалуй, самый лучший способ подготовки в вуз, хотя занимает он 2–3 года. Но учеба в лицее не исключает занятий как с репетитором, так и на подготовительном отделении. А программы здесь очень отличаются от обычных школ. Потому что их создают преподаватели вузов.

Во многих случаях они же и ведут в школах “вузовские” предметы (или же учителя работают под руководством вузовских преподавателей).
Все способы поступления хороши. Но как показывает практика, лучший эффект дает их сочетание.

Чтобы облегчить задачу поступления в вуз, хотим дать Вам несколько советов, воспользовавшись которыми, Вы сможете избежать ненужных проблем:

-Помните о своих правах. Абитуриент имеет право поступать одновременно в несколько вузов. Все университеты, академии и институты (и государственные, и коммерческие) должны принимать заверенные копии документов о среднем образовании. Заверить их можно у любого нотариуса. Главное при одновременном поступлении в несколько вузов – рассчитать время и силы так, чтобы успеть на все экзамены.
-Не спешите платить. В государственных вузах согласно Закону “Об образовании” принимают документы и проводят экзамены (в том числе и для поступающих на коммерческой основе) совершенно бесплатно. В негосударственных вузах плата за экзамены должна оговариваться в договоре, заключаемом между абитуриентом и учебным заведением.
-Опасайтесь мошенников. Советуем крайне скептически отнестись к предложениям незнакомых людей заплатить “круглую” сумму “своему” человеку в приемной комиссии, чтобы обеспечить стопроцентное поступление. Слишком велика вероятность того, что Вас просто “кинут”. Гораздо дешевле и надежнее (при наличии средств, разумеется) поступать сразу на платное отделение вуза. И деньги не пропадут, и государственный диплом будет обеспечен. К тому же на время обучения юношам предоставляется отсрочка от армии. Только не забудьте заключить с вузом письменный договор, в котором четко оговорите все права и обязанности – как свои собственные, так и учебного заведения.
-Апеллируйте, но по мере необходимости. Если на экзамене Вам поставили незаслуженно низкую оценку или вообще “завалили” – подавайте апелляцию. Это делается сразу же после устного экзамена или в день объявления результатов письменной работы. Необходимо написать заявление на имя ответственного секретаря приемной комиссии и доказать, что экзаменаторы были не правы. Заявление в тот же день рассмотрит специальная апелляционная комиссия. Ее решение объявят в Вашем присутствии. Однако, как показывает опыт, комиссия крайне неохотно идет на пересмотр результатов экзамена. Это и понятно: преподаватели отстаивают честь своего мундира. Но при настойчивости и достаточных аргументах можно добиться своего.
Поводом для подачи апелляции может быть и то, что на устном экзамене Ваш ответ выслушивал только один преподаватель (второй в это время спрашивал другого абитуриента или вообще отсутствовал в аудитории) или Вашу письменную работу проверял опять-таки только один человек (должны проверять как минимум двое). Апеллируйте, если преподаватель оказывал на Вас моральное давление, был груб, нетерпелив, не дослушал Ваш ответ до конца. Все это считается нарушением правил проведения вступительных экзаменов и может быть поводом для пересмотра их результатов. Помните: при апелляции не имеют права задавать дополнительные вопросы!
-Запасайтесь справками. Если Вы не смогли явиться на экзамен по причине болезни, несчастного случая и т. д., а также, если вдруг почувствовали себя плохо непосредственно во время экзамена – требуйте пересдачи в другое время. Вам обязаны пойти навстречу и назначить дату переэкзаменовки. Но не забудьте предоставить в приемную комиссию соответствующую справку, заверенную печатью медицинского учреждения.
-Не гонитесь за престижностью
Конкурсы в академии и университеты растут с каждым годом. В некоторые вузы на одно студенческое место претендуют 12–15 человек! Оцените свои шансы и подумайте – может быть, стоит пойти на ту же специальность в вуз, где конкурс поменьше?
И еще:
– не одевайтесь на экзамен вызывающе;
– отвечайте на вопросы билета четко, уверенно, но без наглости. Если чувствуете, что откровенно “валят”, постарайтесь сохранять самообладание, записывайте все вопросы и свои ответы. Но не скандальте на экзамене, лучше сразу после него подайте апелляцию и изложите в ней свои претензии;
– постарайтесь попасть в аудиторию не первым и не последним. Первых, как правило, строже спрашивают, последним достаются худшие оценки;

– с собой в аудиторию разрешается брать бутылку воды, шоколадку, калькулятор, таблицы Бардиса. А вот пользоваться дополнительной литературой (тем более шпаргалками) нельзя. Категорически запрещается приносить с собой пейджеры или мобильные телефоны. Не разрешается разговаривать на экзамене. За все эти нарушения Вас вполне могут попросить из аудитории и поставить “два”.

Способы поступления в ВУЗ

Источник: http://www.osvitavukraini.com/study/articles/11/

Подготовительные курсы в вузы. Виды и результат

Подготовительные курсы разной формы и продолжительности существуют сегодня практически при всех высших учебных заведениях. По данным специалистов, в институт поступают от 60 до 80% выпускников подготовительных курсов государственных вузов. А среди тех, кто отучился на курсах негосударственных вузов, этот процент даже выше.

В советское время на подготовительные курсы шли, прежде всего, ради тренировки перед экзаменами – углубленные знания многие получали с репетиторами, а на курсовых занятиях формировалось умение решать задачи или писать сочинения. Но в начале 90-х роль подготовительных курсов несколько изменилась.

С середины 1990-х годов довузовская подготовка стала одной из основных статей доходов государственных высших учебных заведений. По оценкам экспертов, в настоящее время таким образом обеспечивается около 30-40% внебюджетных доходов (или 10-15% от общего бюджета) вузов.

Поэтому шансы поступить у абитуриентов, уже заплативших вузу некую сумму денег и отучившихся несколько месяцев, значительно повышаются. Формально, окончившие подготовительные курсы абитуриенты сдают вступительные экзамены в вуз на равных с другими основаниях.

Но реально, в случае «полупроходного» балла, предпочтение скорее всего будет отдано тому, кто посещал подготовительные курсы данного вуза. Ведь сам факт обучения на курсах свидетельствует о том, что абитуриент заранее выбрал вуз и целенаправленно стремился именно в него.

Обучение на подготовительных курсах имеет ряд преимуществ:

· Цикл специальных занятий и непосредственные неформальные контакты с преподавателями университета позволяют слушателям курсов, уже сделавшим выбор, убедиться в правильности ранее принятых решений. Абитуриентам же, которые испытывают сомнения или колебания, курсы помогают сориентироватьсяи сделать окончательный выбор профессии.

· Обучение на подготовительных курсах – это своего рода психологическая адаптация к будущей более высокой ступени образования.

Эта адаптация обеспечивается за счет использования вузовских форм учебных занятий (лекции, семинары, коллоквиумы и т.п.

), рейтинговой системы контроля текущих и итоговых знаний, более высокого научного уровня изучаемых на курсах профильных дисциплин, коммуникаций с учеными и педагогами университета, пребывания в вузовских аудиториях.

· Даже для тех учащихся, которые успешно оканчивают среднюю школу, необходим определенный запас (и даже «продвинутость») знаний по профильным дисциплинам.

Программы этих учебных дисциплин, преподаваемых на подготовительных курсах, как раз и обеспечивают «продвинутые» знания.

Кроме того, подготовительные курсы представляют возможность апробировать, пополнить и укрепить свои знания сначала на базисном уровне (на уровне государственных образовательных стандартов), а затем и на продвинутом уровне.

· Для определенной части абитуриентов, которые по каким-то причинам имеют пробелы в своих знаниях по профильным дисциплинам или частично утратили знания из-за длительного перерыва в учебе (служба в армии, работа, болезнь и т.п.) подготовительные курсы предоставляют возможность корректирующего обучения с последовательным поэтапным доведением знаний до базисного уровня.

· Слушателям курсов предоставляется возможность на деле реализовать принципы непрерывного образования – сдать ранние вступительные экзамены, которые в случае их успешности являются основанием для участия в конкурсе на зачисление в число студентов университета. А тем, кто сдаст ранние экзамены не совсем успешно, предоставляется дополнительный шанс сдачи вступительных конкурсных экзаменов на общих основаниях, в общем потоке абитуриентов.

· И, наконец, возможность сдачи ранних вступительных экзаменов по окончании курсов помогает избежать волнений и даже эмоциональных стрессов, часто встречающихся при сдаче традиционных конкурсных экзаменов.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что обучение на подготовительных курсах имеет многоцелевое назначение: не только обучающее, но и ориентационное, коррекционное, реабилитационное, адаптационное, стимулирующее, а для многих – и системно организующее.

По продолжительности обучения подготовительные курсы бывают: долгосрочными, краткосрочными и интенсивными.Занятия на долгосрочных курсах начинаются обычно в сентябре-октябре и продолжаются 7-8 месяцев. Они проходят, как правило, по вечерам и в выходные от двух до шести раз в неделю.

Каковы же плюсы таких курсов?

Первое: курсы готовят абитуриентов по программам именно данного вуза. Второе: интенсивность занятий обеспечивает объем и глубину знаний. Третье: на них преподают педагоги этого вуза, которые при счастливом стечении обстоятельств могут оказаться экзаменаторами. Четвертое: обучение на курсах обходится значительно дешевле, чем занятия с репетитором, что тоже очень важно. Пятое: учась на курсах, абитуриент осваивается в новой среде и привыкает к атмосфере вуза.

Поэтому те, кто заранее определился с выбором профессии и вуза, чаще всего записывается именно на эти курсы – благодаря им можно глубоко и серьезно подготовиться к поступлению.

Краткосрочные курсы длятся от 1 до 4 месяцев, это оптимальный вариант для тех, кто уже имеет хорошую подготовку (например, благодаря репетиторам) и хочет ознакомиться с требованиями выбранного вуза и его спецификой, а также оценить свои возможности.

Особенность краткосрочных курсов состоит в том, что они помогают человеку сконцентрироваться на знаниях, которые нужно будет продемонстрировать на вступительных экзаменах. Занятия обычно проходят 3-4 раза в неделю и заканчиваются в мае-июне. Таким образом, полученные знания не успевают забыться до поступления.

При многих вузах существуют даже специальные интенсивные курсы продолжительностью 10-15 дней. Здесь занимаются каждый день непосредственно перед вступительными экзаменами. При посещении курсов продолжительностью в две недели следует иметь в виду, что условия дефицита времени диктуют свои правила обучения.

Одни преподаватели рассматривают эти занятия в качестве развернутой консультации перед экзаменом. Другие — используют отведенное им время для всестороннего освещения отдельных, наиболее важных тем и вопросов.Интенсивные курсы проводятся непосредственно перед вступительными экзаменами (в июне–июле).

Они рассчитаны на абитуриентов, имеющих стабильные знания по выбранной дисциплине. Их цель — «освежить» полученные прежде знания, систематизировать их, адаптировать к требованиям института. Большой плюс данных курсов – разбор особенностей вступительных заданий конкретного вуза.

По форме курсы бываю очными и заочными

Заочная форма предназначена в первую очередь для жителей регионов. Она позволяет абитуриентам готовиться к поступлению в вузы других городов на расстоянии. Заочными бывают в основном долгосрочные курсы. Комплект учебных пособий и учебные задания высылаются по почте, а обучающиеся отправляют обратно выполненные контрольные работы, которые затем проверяют преподаватели.

Они исправляют ошибки и дают рекомендации, на что обратить внимание. Но занятия на заочных курсах, как и индивидуальные, требуют наличия определенных черт характера, в первую очередь самодисциплины, поэтому заканчивают их далеко не все начавшие.

Большое распространение получили сегодня курсы дистанционные.

Они мало чем отличаются от заочных, помимо того, что все общение происходит с помощью компьютеров и Интернета.

Конечно, у подготовительных курсов есть и минусы, которые следует учесть:

Первое: так как обучение на курсах групповое, об индивидуальном подходе речи нет, и эффективность занятий очень часто оставляет желать лучшего.

Второе: на курсах не обучают с азов, а только помогают совершенствовать и углублять уже имеющиеся знания.

Третье: несмотря на временные и денежные затраты, никаких формальных льгот при поступлении у окончивших курсы нет.

Четвертое: затраты на обучение нельзя назвать маленькими.

И еще один важный пятый момент: при зачислении в вуз выпускники, успешно закончившие подготовительные курсы, не имеют никаких преимуществ перед абитуриентами, представившими сертификат ЕГЭ, – таков закон. Лица, окончившие подготовительные курсы, зачисляются в государственные вузы на общих основаниях.

Единственное преимущество, которое дают курсы, – знания, соответствующие требованиям института.

Но при сдаче ЕГЭ требования институтов не учитываются, углубленные специфические знания не нужны, а необходима способность четко выполнить тестовое задание и правильно оформить письменную работу.

На подготовительных курсах, обучающих старшеклассников старым проверенным способом, этому не учат, в школах – тоже.

Стоит ли идти на курсы тем, кто будет сдавать ЕГЭ?

Игорь Кривченков, директор Учебно-научного центра довузовского образования МГУ считает: «В сложившейся ситуации, на мой взгляд, абитуриентам стоит обратить внимание на заочные подготовительные курсы. Их преимущества – не только доступность для провинциальных старшеклассников, но и использование тестовых форм проверки знаний, необходимость выполнять письменные работы. Очень часто на ЕГЭ школьники, а на письменном вступительном экзамене абитуриенты недобирают баллы из-за неправильного оформления работ. С теми, кто окончил заочные курсы, такого не бывает».

Юлия Юткина Личные деньги

Источник: http://www.examen.ru/news-and-articles/articles/podgotovitelnye-kursy-vidy-i-resultat/

Организационные формы обучения в вузе

Высшие учебные заведения предназначены для получения людьми высшего образования. Высшее образование — это результат усвоения такой совокупности систематизированных знаний и навыков деятельности, которая позволяет специалисту самостоятельно и ответственно решать исследовательские и практические задачи, творчески использовать и развивать достижения культуры, науки и техники.

Специфика высшего образования состоит в том, что образовательный процесс в вузах непосредственно связан с научной деятельностью, преподавание учебных дисциплин осуществляется на уровне, максимально приближенном к последним достижениям науки и практики. Развитие науки выступает решающим фактором в изменении содержания, методики и организации обучения в высших учебных заведениях.

На протяжении всей истории высшей школы — с момента зарождения до наших дней — ведущей организационной формой обучения является лекция. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, и именно лекция закладывает основу научных знаний. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое развитие в Древнем Риме, затем — в Средние века.

По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой — все зависит от содержания и характера учебного материала. Но существует общий структурный каркас — план, которому необходимо строго следовать.

Лекция, как правило, начинается с краткого напоминания содержания предыдущей лекции, для того чтобы связать его с новым материалом. В конце лекции подводится итог.

Основные требования к лекции: научность и информативность (современный научный уровень); доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов, научных доказательств; эмоциональность при изложении учебного материала; активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка учебного материала, выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных интерпретациях; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых или неизвестных терминов и др.

Виды лекций:

–        вводная — знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин; дается краткий исторический обзор развития данной науки, связывается теоретическое содержание учебной дисциплины с будущей практической работой специалиста, дается характеристика учебно-методических пособий по курсу, выдается список литературы и сообщаются экзаменационные требования;

–        информационная — традиционная лекция, на которой происходит изложение содержания учебной дисциплины;

–        обзорно -повторительная — читается в конце раздела; в ней отражаются все основные теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела, исключая детализацию и второстепенный материал;

–        завершающая — не просто краткий обзор изученного материала, а систематизация знаний на более высоком уровне, с обязательными пояснениями по наиболее трудным экзаменационным вопросам.

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны: семинарские занятия, лабораторные работы, практикумы.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Цели практических занятий:

углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекциях; содействовать выработке навыков профессиональной деятельности; развивать научное мышление и речь; контролировать процесс усвоения знаний студентами.

Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к Античности. Само слово «семинар» происходит от латинского seminarium — «рассадник».

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий и предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. цель семинарских занятий — обеспечить студентам возможность овладения навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

На семинарских занятиях решаются следующие задачи: развитие творческого профессионального мышления; познавательная мотивация; овладение профессиональной терминологией; приобретение навыков оперирования формулировками, понятиями, определениями; овладение умениями и навыками постановки и решения научных проблем и задач; отстаивание своей точки зрения.

В ходе семинарского занятия преподаватель решает такие учебные задачи, как повторение и закрепление знаний; контроль знаний; педагогическое общение.

Семинар — это всегда непосредственный контакт педагога со студентами, установление между ними доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества.

Согласно исследованиям процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие особенно эффективно, когда реализуется поиск ответов всей учебной группой, студентам дается возможность раскрыть и обосновать разные точки зрения.

Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления у студентов.

Лабораторные работы интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера. Слово «лаборатория» происходит от латинского labor — «работа», «труд». Его смысл с давних времен связан с применением умственных и физических усилий для решения возникших научных и жизненных задач.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной дисциплины.

Как правило, во время лабораторных работ основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что определяет содержание деятельности студентов.

Правильно поставленное практическое задание активизирует мыслительную деятельность студентов, вооружает их методами практической работы, стимулирует углубленную самостоятельную работу.

Практикумы проводят, как правило, при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки.

Места их проведения различны: лаборатории, мастерские, учебно-опытные участки и т. д.

Практикум выполняет функцию углубления знаний, становления умений и навыков, способствует решению задач коррекции полученных теоретических знаний, а также стимулирует познавательную деятельность студентов.

Обычно выделяют пять этапов практикума:

1)           объяснение преподавателя, во время которого происходит теоретическое осмысление предстоящей работы;

2)           инструктаж по технике безопасности;

3)           пробное выполнение работы, во время которого 1–2 студента выполняют работу под руководством преподавателя, а остальные студенты наблюдают за процессом;

4)           выполнение работы каждым студентом самостоятельно;

5)           контроль, во время которого преподаватель принимает работу и оценивает ее, учитывая качество, скорость и правильность выполнения.

Во время практикума у студентов вырабатываются такие качества, как тщательность организации трудового процесса, хозяйственность, экономность, умение контролировать время и т. д.

Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет собой одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Эффективность аудиторной работы всегда зависит от самоподготовки студентов. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей.

Самостоятельная работа — это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще — в учебной, научной, профессиональной деятельности; для приобретения способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д. Высшая школа отличается от средней многими параметрами, в том числе методикой учебной работы и степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель вуза лишь организует познавательную деятельность студентов, студент же сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы.

В вузе существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы: подготовка к лекциям, семинарам, лабораторным работам, зачетам, экзаменам; выполнение рефератов, заданий, курсовых работ и проектов, а на заключительном этапе — выполнение выпускной квалификационной работы.

Отношение времени, отводимого на аудиторную работу, к времени, отводимому на самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном дидактическом потенциале этого вида учебной деятельности студентов.

Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей.

Можно выделить условия, влияющие на успешное выполнение самостоятельной работы: мотивированность учебного задания (для чего, чему способствует); четкая постановка познавательных задач; владение студентом алгоритмами, методами, способами выполнения работы; четкое определение преподавателем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления; предоставление консультационной помощи студенту; четкие критерии оценки, отчетности и т. д.; использование различных видов и форм контроля (практикум, контрольные работы, тесты, выступление на семинарах и т. д.).

Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности студента. В зависимости от этого различают три уровня самостоятельной учебной деятельности студентов:

1)    репродуктивный (тренировочный) — тренировочные самостоятельные работы выполняются по образцу: решение задач, заполнение таблиц, схем и т. д… Познавательная деятельность студента проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании. Цель такого рода работ — закрепление знаний, формирование умений, навыков;

2)    реконструктивный — в ходе реконструктивных самостоятельных работ осуществляются перестройка решений, составление плана, тезисов, аннотирование. На этом уровне могут выполняться рефераты;

3)    творческий, поисковый — творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получения новой информации; студент должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения (учебно-исследовательские задания, курсовые и выпускные квалификационные работы).

Педагоги современных вузов обязаны учитывать, что выпускник вуза в будущем будет сталкиваться со значительным числом практических проблем, которых преподавание в вузе не могло учесть в силу их новизны.

Таким образом, главной задачей высшей школы становится развитие именно творческих качеств личности, способности воспринимать и перерабатывать новые научные идеи, анализировать и применять их в условиях самостоятельной профессиональной деятельности.

Литература:

1.            Зимняя И. А., Баденко Б. И., Морозова И. А. Воспитание — проблемы современного образования в России. / Зимняя И. А., Баденко Б. И., Морозова И. А. — М.: 1998. — 233с.

2.            Луковцева А. К. Психология и педагогика Курс лекций Учебное пособие для студентов вузов / А. К. Луковцева — М: КДУ; 2008 г.-192 с.

Основные термины(генерируются автоматически): Самостоятельная работа, самостоятельной работы, учебной дисциплины, учебной деятельности студентов, Похожая статья, познавательную деятельность студентов, учебной работы, углубленного изучения дисциплины, учебного материала, Лабораторные работы, профессиональной деятельности, знаний и навыков деятельности, навыков самостоятельной работы, учебной работы и степенью, видов учебной работы, самостоятельной работы в учебных, выполнение самостоятельной работы, самостоятельной учебной деятельности, содержания учебной дисциплины, мышления и усвоения знаний.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/183/8728/

Как подготовиться к поступлению в военный вуз. Часть 1

Приветствую гостей блога!

Сегодняшняя статья является логическим продолжением темы поступления в военное училище. Как и предыдущая она подготовлена читателем, зовут его Геннадий. Текст авторский, мои только подзаголовки, все вопросы и пожелания оставляйте в х, постараемся ответить.

А теперь собственно статья:

Постановка цели

Статья призвана помочь тем молодым людям, которые мечтают стать офицерами и посвятить жизнь служению Родине на этом поприще, реализовать свою мечту.

Повторюсь, что только Вы в ответе за свою собственную жизнь. «Жизнь даётся человеку один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы».

И в том, что Вы не пройдёте по конкурсу, не будет виноват никто, кроме Вас – ни школьные учителя, которые не смогли за 11 лет подготовить к успешной сдаче ЕГЭ, ни «блатные» абитуриенты, занявшие места достойных парней, ни строгие врачи на медкомиссии, ни скользкая перекладина на спортплощадке. Это Ваша мечта, и реализовать её можете только Вы сами.

Какое именно военно-учебное заведение выбрали Вы для поступления, не важно. Это Ваше решение. Перечень вузов Минобороны размещён на официальном сайте Минобороны в разделе «Образование» (ttp://ens.mil.ru/education/higher.htm), здесь же содержатся и правила приёма. Правила приёма из года в год варьируются, но принципиального значения для успешного поступления это не имеет.

В большинстве военно-учебных заведений Минобороны вступительные испытания включают:

  1. медицинское освидетельствование;
  2. профессиональный психологический отбор;
  3. оценку уровня общеобразовательной подготовки (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЕГЭ);
  4. оценку уровня физической подготовки.

В Академии ФСБ России, Академии ФСО России (г.

Орёл), пограничных институтах ФСБ России, и, возможно, в Военном университете Минобороны России, помимо оценки результатов ЕГЭ в целях более полного определения пригодности кандидатов для обучения проводятся дополнительные испытания профессиональной направленности в форме экзаменов повышенной сложности.

Экзамен сдаётся по одному из предметов в зависимости от избранной специальности: математика (письменно); история России (письменно); обществознание; биология. Кандидаты, поступающие на специальности с углублённым изучением иностранного языка, проходят тестирование с целью определения их способностей к изучению иностранных языков.

Подготовку нужно начать за два года до поступления. Это достаточное время для того, чтобы при желании устранить имеющиеся проблемы со здоровьем (те, которые в принципе устранимы), скорректировать имеющиеся отрицательные психологические качества, взяться, наконец, за учёбу, повысить уровень физической подготовки, а также утвердиться (или разочароваться) в своём выборе.

С этого момента не теряйте попусту свободное время. Не смотрите телевизор, даже новости (количество отрицательного контента в российском общественно-политическом вещании превышает 75% – зачем Вам грузиться чужими проблемами?). Лучше учите уроки, зубрите иностранный язык, читайте дополнительную литературу по профильным предметам.

Чем тупо торчать в «одноглазиках-контактиках» и тратить время на бессмысленное общение с пустыми людьми, лучше позанимайтесь на турнике, пробегите кросс 5 км, или почитайте военную газету «Красная звезда» (можно и на сайте www.redstar.ru).

Кстати, в «Красной звезде» публикуется самая полная и актуальная информация по правилам приёма в высшие военно-учебные заведения.

Методология подготовки к поступлению самая обычная:

1) Целеполагание – поступление в избранный вуз.

2) Задачи подготовки – приобрести знания, соответствующие требованиям избранного вуза, необходимое состояние здоровья, а также соответствующий уровень физической и психологической подготовки.

3) Определение критериев – состояние здоровья, результаты физподготовки, высокие баллы ЕГЭ по предметам, вынесенным на вступительные испытания, высокий средний балл документа об образовании.

4) Оценка текущего состояния по вышеназванным критериям.

5) Планирование и расстановка приоритетов – разработка плана достижения поставленных задач, выделение из них приоритетных (первостепенных), оценка ресурса времени.

6) Реализация — ежедневные конкретные шаги и действия в соответствии с намеченным планом и порядком достижения цели.

7) Контроль выполнения задач, выполнения планов, подведение итогов по результатам.

Итак, нужно готовиться не «вообще», а целенаправленно: расставлять приоритеты, выбирая наиболее проблемные на данный мо¬мент направления и проактивно занимаясь именно ими.

Термин «проактивность» принадлежит Стивену Р.

Кови: он различает в жизни реактивный подход (жизнь как реакция на внешние стимулы) и проактивный — нужно не просто реагировать, но планировать СВОЮ жизнь и осуществлять управляющие действия.

 Физическая подготовка

Начнём с конца. Физическая подготовка. На этом экзамене «срезается» больше всего абитуриентов. Причина проста – повальное ухудшение состояния здоровья и уровня физподготовки школьников по всей стране.

По опыту работы с молодым пополнением одной из частей ВДВ в 1990-е годы мною была выявлена такая закономерность: из призыва в призыв две трети (66%) молодого пополнения подтягивается на перекладине менее 10 раз. И это те ребята, которые прошли достаточно строгую медкомиссию, у которых в медкнижке стоит красивый фиолетовый штамп «Годен в ВДВ».

Что же говорить о тех, кто «в десант не годен»? К слову, 10 раз – минимальный пороговый уровень для поступающих в Рязанское воздушно-десантное училище. Установлены следующие нормативы для кандидатов, поступающих в РВВДКУ:

Подход простой: определить свой нынешний уровень ОФП, выбрать наименее развитые физические качества и уделить им больше времени и сил, ежедневно самостоятельно занимаясь ОФП.

Для обеспечения последовательного повышения уровня тренированности число занятий по общефизической подготовке должно быть не менее трёх в неделю, при этом занятия по развитию быстроты (бег на 60-100 м) должны проводиться не реже раза в неделю, по развитию выносливости (бег на 3-5 км) – не реже двух раз в неделю, по развитию силы и силовой выносливости (подтягивание и другие упражнения на турнике) – не реже трёх раз в неделю. Никаких дорогих фитнесс-центров и тренажёрных залов Вам не нужно – достаточно пола под ногами (отжимания, пресс), турника и беговой дорожки (или тропинки в парке). К гантелям, гирям, штангам не прикасайтесь, пока не будете подтягиваться на перекладине 15 раз, а отжиматься от пола 50 раз.

По физподготовке составьте себе обзорную таблицу и ежемесячно контролируйте прирост результатов. Если прироста нет, задайте себе простой вопрос: «Или я очень тупой, или я очень ленивый?», и честно ответьте себе на него.

Продолжение следует…

В следующей статье вы узнаете про подготовку к профессиональному отбору, общеобразовательным предметам, а так же сможете скачать методические рекомендации одного из вузов.

Что еще почитать:

Как подготовиться к поступлению в военный вуз. Часть 2

Как выбрать военное училище

В какое военное училище поступить

Можно ли поступить в военное училище из армии

Источник: https://etokakru.ru/podgotoa-k-postupleniyu-v-voennoe-uchilishhe/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.