Как выбрать профессию: дело диалог и деньги

Профориентационная беседа — диалог «Как выбрать профессию или несколько советов выпускникам» (9,11 классы)

Как выбрать профессию: дело диалог и деньги

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Отдел образования, физической культуры и спорта Уланского района

КГУ «Герасимовская средняя школа»

«Утверждаю» «Согласовано»

Директор школы Замдиректора по УВР

_________Маушанов Д.Б. ________Чотиева А.М.

Районный семинар

«Формирование функциональной грамотности обучающихся при подготовке к ЕНТ, ВОУД в условиях сельской школы»

Профориентационная беседа — диалог

«Как выбрать профессию или несколько советов выпускникам»

9,11 классы

Учитель географии

Дюсупова А.Ж.

село Герасимовка2016,

Профориентационная беседа – диалог

«Как выбрать профессию или несколько советов выпускникам»

Цель: профессиональная ориентация учащихся.

Задачи: познакомить учащихся с правилами выбора профессии, обозначить значение профессионального самоопределения личности, создать условия для диалогового взаимодействия учащихся создавать условия для воспитания культуры речевого общения.

Здравствуйте ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, как выбрать профессию. Выбор профессии – дело важное, ответственное.

Упражнение 1.«Сигнал» – сегодня мы совершим с вами виртуальное путешествие в мир профессий. Для перемещения воспользуемся следующим механизмом. Сядьте поудобнее, положите руки на колени. Готовы? Запускаем механизм: передаем хлопок по кругу соседу слева.

Упражнение 2. «Знакомство» – Мы вступаем в мир профессий. Вашим проводником в мире профессий буду я. Сегодня нам потребуются ключи от профессий. Мы станем их обладателями, как только назовем свои имена и лучшие свои способности.

Задание 1. Возьмите таблички и впишите свои имена, а на обратной стороне 5 своих самых лучших способностей. Заполнение дневника.

Для чего нам надо знать о своих склонностях и способностях?

В мире более 50 000 профессий, одни возникают, другие устаревают. Выделяют 5 типов профессий: Ч-П, Ч-Т, Ч-Ч, Ч-ЗС, Ч-ХУ. Ученые классифицируют профессии следующим образом:

Первый тип: Человек – Природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и неживой природой.

Давайте приведем примеры? (ветеринар, агроном, гидролог, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: Человек – Техника. Приведите примеры?

Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и другие профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: Человек – Человек Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. Какие профессии относятся к этому типу? (учитель, врач, журналист, продавец).

Четвертый тип: Человек – Знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры. Химические и физические символы, ноты, схемы, карты и т.д.

Назовем профессии этого типа? (бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах).

Пятый тип: Человек – Художественный образ. Людей этого типа отличает наличие образного мышления, художественной фантазии, талант.

Приведите примеры таких профессий? (музыканты, художники, актеры и др.).

Задание 2. Выберите из «Меню профессий» профессию которая вам по душе.

Если в данном списке нет вашей профессии, напишите на листочке.

Как из такого разнообразия выбрать дело по душе?

Упражнение 3. «Встаньте те, кто …» – я называю профессию, а вы встаете и те, кто уже уверен в выборе профессии. Я буду задавать вопросы, а вы если согласны с моим утверждением остаетесь стоять, кто не согласен может присесть.

Связан ли ваш выбор с семейными традициями?

Связан ли ваш выбор от ближайшего окружения?

Связан ли ваш выбор с престижем данной профессии в настоящее время,

Советовались ли вы с родителями по данной профессии?

Знаете ли вы, в каком учебном заведении можно получить эту профессию?

Ориентируетесь ли вы, на учебное заведение, расположенное в нашем городе? Знаете ли вы, какие предметы потребуются для сдачи экзаменов в вуз по данной специальности?

Соответствует ли ваш выбор профиля вашим профессиональным планам?

Учитываете ли вы свои склонности и способности при выборе профессии?

Хорошо ли вы представляете работу по данной специальности?

Пытались ли вы побольше узнать о данной профессии?

К чему приводит неосознанный выбор профессии?

Человек неосознанно выбирает ВУЗ, заканчивает его, получает специальность и что дальше? Затем либо не может устроиться на работу (много юристов и экономистов), либо не может работать по специальности, не получается. В результате от 50 до 70 выпускников Казастана работают не по специальности.

Это приводит к проблемам в жизни самого человека и государства.

Задание: познакомиться «Меню профессий» – с базой данных, отражающих спектр профессий, требования к профессии (Приложение ).

Как выбрать профессию осознанно?

  • Изучить себя, свои способности и интересы.
  • Изучить мир профессии.
  • Сравнить себя с требованиями профессии.
  • Построить план действий.

Как изучить себя, свои способности и интересы?

Можно воспользоваться специально разработанные психологами тренинги и тесты.

Какой вопрос при выборе профессии каждый ребенок должен задать сам себе? Это вопрос поможет определить вам свои интересы.

Это вопрос – «Что мне нравится делать?» Делая то, что вам нравиться вы получаете удовольствие, вы счастливы. Важно, чтобы профессия приносила не только деньги, но и внутреннее удовлетворение. Максим Горький писал: «Найдите себе деятельность по душе, и одного несчастного на земле не станет».

Просмотр видеосюжета «Как найти дело по душе?»

Нужно ли при выборе профессии учитывать свои физические качества, состояние своего здоровья? Почему?

Действительно при выборе профессии нужно учитывать не только интересы, но и состояние своего здоровья, не стоит выбирать профессию космонавта, если у вас слабое сердце.

Можете ли вы привести примеры, когда человек преодолевает болезнь ради любимого дела?

Александр Васильевич Суворов – с детства мечтал стать военным, но у него было слабое здоровье, и он часто болел. Но его желание служить Родине было настолько сильным, что он начал закалять, тренировать свою выносливость. В результате его мечта сбылась. Он стал военным, начав службу солдатом, он стал генералиссимусом, он командовал войсками в 60 сражениях и 60 раз одерживал победу.

Диалог – «Моя будущая профессия».

Задание «Синквейн» – синквейн это стихотворение, которое состоит их 5 строк:

1 строка — название синквейна

2 строка — два прилагательных

3 строка — три глагола

4 строка — фраза на тему синквейна

5 срока — существительное.

Например:

Экономист — бухгалтер

Считающий, ответственный,

Учитывает, осваивает, исполняет

Сохраняет средства для предприятия

Экономика

Актер

Изысканный, творческий,

одаривает, волнует, развивается

Часто предстает в разных образах

Культура

Что надо учитывать при выборе профессии? (качества личности, виды деятельности)

Следующий шаг при выборе профессии – изучение профессий.

Беседа «Дороги, которые мы выбираем»

Что такое профессия? (род трудовой деятельности)

Что необходимо прежде всего, чтобы получить профессию? (образование)

Президент, уборщица, дворник — это профессия? (нет потому что нигде не обучаются этим занятиям, хотя они тоже являются трудовыми)

Что еще является основным признаком профессии? На что мы надеемся, получая профессию? (она будет приносить радость, удовлетворение, обеспечивать материально)

Что такое специальность? (это вид занятия в рамках одной профессии)

Какие специальности вы знаете в профессии врача?

Что такое должность? (это круг действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения).

Какие профессии вам известны?

Современные

Престижные

Модные

Опасные

Вкусные

Здоровые

Как познакомится с профессией?

Экскурсия, разговор со специалистами, обсудить свой выбор с учителями, родителями.

Очень важно, при выборе профессии учитывать её востребованность.

Посмотрим видео и назовем профессии будущего.

Просмотр видеосюжета, заполнение дневника

Попробуем назвать профессии будущего – через 20 лет может возникнуть потребность в специалистах по виртуальной педагогике, появятся профессии наномедика, производителя искусственных частей человеческого тела.

Web-дизайнеры, системные администраторы, специалисты по социальным сетям, способные к самообучению, хорошо разбирающиеся в современных языках программирования, будут востребованы во многих областях.

Менеджер – это руководитель, который отвечает за работу конкретного отдела (отдел продаж, рекламы, кадров, связей с общественностью) или компании в целом (топ-менеджер). С каждым годом они завоевывают всё новые и новые сферы.

Уже существуют менеджеры по экологии офисов, музыкальные менеджеры.

Не останутся без работы и специалисты по языкам – лингвисты и филологи. Развиваются международные отношения. Крепнут связи со странами Азии. Поэтому вместе с европейскими языками от квалифицированных лингвистов будут требовать и знание восточных языков. Владение одним языком уже не будет считаться профессией.

Прогресс в науке – неотъемлемая часть современного мира. Уже сегодня нанотехнологии используют во многих отраслях: медицине, промышленности, строительстве. Следовательно, такая профессия, как нанотехнолог, будет одной из самых престижных и востребованных в обозримом будущем.

Рабочие профессии будут востребованы в будущем – строитель, пекарь, рабочий, работающий у станка.

Изучив профессии, следует сравнить себя с требованиями профессии. Профессионально важные качества. Не стоит идти в певицы с дурным голосом. Каждая профессия требует от человека определённых способностей, знаний, умений и качеств.

Рассматривая различные виды профессий, подумайте, какими качествами должен обладать человек в каждой из них.

После этого спросите себя: «А есть ли у меня эти профессионально важные качества? Смогу ли я хорошо работать и получать удовольствие от такой работы?».

Профессия «Металлург» – результаты экскурсии.

Последний пункт – построить план действий.

Допустим, выбрали профессию.

Что нужно сделать?

Где человек получает специальность?

Какой план действий нужен?

Необходимо:

  • выбрать учебное заведение,
  • узнать, какие предметы нужны для поступления,
  • тренировать свои профессиональные качества,
  • определиться с желаемым местом работы.

Задание: Составить визитную карточку «Специалист – 2020». «Специалист — 2050».

Знакомство с положениями Послания Президента РК и стратегическими программами развития 2020, 2050. Составление плана действий.

Упражнение «Дерево профессий» наше путешествие по Миру Профессий подходит к концу, но мы уходим с багажом знаний. Есть такая примета: если бросить в воду монетку, то обязательно вернешься. Чтобы мир профессий нас снова принял через некоторое время, мы оставим свои имена и название привлекательной профессии на предполагаемых листьях, цветках, плодах.

Условия:

Взять лист — если с профессией не определились

Взять цветок — если в выборе профессии сомневаетесь

Взять плод — если с выбором профессии определились

(цветы, листья, плоды, повесить на дерево)

Вы остаетесь также при своем прежнем мнении о правильности выбора профессии? Или ваше мнение изменилось?

Рефлексия.

Что было важным на сегодняшнем занятии?

Что запомнилось?

Какие мысли, чувства вас посетили?

Какие выводы из занятия можно сделать для себя?

В чем испытывали трудности?

Что возьмете для себя?

Приложение 1

Примеры

В поликлинике работают два врача. Оба молодые, умные, способные. Отличает их только призвание: первый любит свое дело, второй мечтал о работе журналиста, но волей случая попал на медицинское поприще. Первый радуется удачно поставленному диагнозу, для второго – это скучная обязанность.

Для первого каждый новый больной – близкий человек, которому надо помочь, для второго – только нагрузка. В конце дня устают оба, но первый возвращается домой удовлетворенный любимым делом, с радостным чувством хорошо исполненного долга, второй – разбитый и сердитый, он долго не может отдохнуть.

Нет необходимости доказывать, что первый врач принесет людям, обществу несравненно больше пользы, чем второй. Да и сам он будет более счастлив, чем врач-неудачник.

Источник: https://infourok.ru/proforientacionnaya-beseda-dialog-kak-vibrat-professiyu-ili-neskolko-sovetov-vipusknikam-klassi-1107768.html

Беседа на тему

Беседа “Как выбрать профессию»

Если ты с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневаешься в правильности своего выбора – у тебя нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, ты с упорством фанатика штудируешь учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок “юный физик” и хорошо представляешь себе, что будешь делать по окончании школы.

Если это так, то ты – счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, “кем быть” и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.

Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит – это означает твою социальную и психологическую зрелость. Хуже, если тебе пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что тебе “как бы нравится” история), а потом окажется, что ты терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.

Трудности профессионального самоопределения возникают обычно у двух категорий ребят. Первые пока не нашли в этой жизни ничего интересного. Так сложилось, что учителя не сумели создать у них любовь к каким-либо предметам, а таланты пока еще зарыты в землю. Такие ребята могут хорошо учиться, но они ничем не увлекаются, жизнь их довольно скучна или просто монотонна.

Вот и не могут определиться, чем хотелось бы заниматься – потому что из того, что окружает их в мире, ничто не влечет особенно. Да и из чего выбирать? Как правило, они не знают, кем работает их папа, кто такой ихтиолог – и вообще мало ориентируются в мире профессий. Вторая категория ребят очень активна и в учебе, и в различных других формах активности.

Им интересно все, они посещают одновременно три кружка, пять факультативов и десять спортивных секций. Более того, у них все получается. Как говорится, если человек талантлив – он талантлив во всем. За что ни возьмется этот чудо-ребенок – во всем добивается успеха. Однако… он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь.

Как же разобраться в себе? Психологи считают, что при выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы.

Если ты любишь технику – интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые “профессионально важные качества” – например, корректору важно внимание, художнику – образное мышление и т.д.

Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

Наконец, тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен – тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив – не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, необходимо, прежде всего, познать себя. Ты наверняка часто задаешь себе вопросы: “Какой я?”, “Кто я в этом мире?”, “Зачем я живу?”.

Помочь лучше узнать себя и частично ответить на эти вопросы (полностью ты на них не ответишь никогда) поможет нехитрое упражнение: посмотри на себя глазами другого человека. Конкретного человека, которого ты хорошо знаешь – скажем, друга или соседа по парте, мамы или любимой девушки.

Попытайся объяснить свои поступки так, как это сделал бы другой человек – не зная истинных мотивов. Ты поймешь, каким тебя видят другие люди, но, с другой стороны, избавишься от субъективизма, ведь в своем глазу, как известно, не видать и бревна.

Твой характер пока только формируется, поэтому не надо наклеивать себе же ярлык и отказываться от профессии артиста только потому, что ты якобы “застенчив”. Борись, работай над собой, познавай себя.

И помни, что психические свойства человека (будь то способности, интересы или черты характера) – исключительно гибкие, изменяющиеся качества. Известно немало случаев, когда человеку, не имеющему способностей к музыке, но страстно желающему ею заниматься, удавалось развить музыкальный слух.

Главное – интерес; запомни: способности формируются в деятельности. Привыкай работать, трудиться. На одних способностях далеко не уедешь. С другой стороны, интерес – вещь тоже не совсем устойчивая. Множество ребят думают, что любят какой-то учебный предмет, а на самом деле им очень нравится учитель.

Кроме того, трудно понять, понравится ли тебе психология или та же экономика – ты ведь в школе не изучал ничего подобного…. Для того, чтоб не ошибиться, надо расширять свой кругозор по отношению к миру профессий. Задавай взрослым людям вопросы об их профессиональной деятельности – как правило, люди с удовольствием рассказывают о своей настоящей работе и о студенческих годах. Тогда ты сможешь осознанно решить, интересна ли тебе данная область, или все, что ты знаешь о специальности, на которую подаешь документы – это ее название…

Итак, разобравшись в своих способностях, интересах и личностных чертах, ты приступаешь к выбору уже не профессии – а ВУЗа или факультета. Выясни, какие специальности и специализации соответствуют интересующему тебя виду деятельности.

Это не всегда однозначное соответствие (например, чтобы ремонтировать компьютеры, нужно получить специальность “радиоэлектроника”). Принятие решения должно основываться на многих факторах уже не психологического характера: репутация ВУЗА и конкурс, мнение друзей, родителей, стоимость обучения.

Не поленись и выпиши на отдельном листочке бумаги плюсы и минусы каждого из вариантов. Проанализируйте данные вместе с друзьями и родственниками. И всегда помни: окончательный выбор только за тобой, ибо выбирая профессию, ты выбираешь судьбу.

Профессия должна приносить удовольствие (положительные эмоции тебе) и обеспечивать максимальную реализацию твоих возможностей (пользу обществу).

Семь шагов к взвешенному решению

1. Составить список подходящих профессий

https://www.youtube.com/watch?v=XXC5fv-sXhk

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии

Составьте список своих требований:

выбираемая профессия и будущий род занятий;

выбираемая профессия и жизненные ценности;

выбираемая профессия и жизненные цели;

выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;

выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;

желательный уровень профессиональной подготовки;

выбираемая профессия и мои склонности и способности;

желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. Определить основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

 Ошибки при выборе профессии

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор профессии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу.

Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях.

Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей…

2. Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

Экономист или психолог ничуть не более полезен для общества, чем химик или слесарь. Престижность профессии должна учитываться – но после учета Ваших интересов и способностей. Иначе будете владеть (если будете) “модной”, но не приносящей удовольствия специальностью. Или, чего доброго, окажетесь непригодны к выполнению основных рабочих функций…

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). 

Профессию мы выбираем по своему “вкусу” и “размеру” так же, как одежду и обувь.

Чувство группы, ориентация на сверстников – очень позитивные особенности ребят твоего возраста. Они нужны для освоения норм поведения в обществе, формирования образа “Я” и самооценки.

Поэтому оглядывайся на других, СРАВНИВАЯ (себя с друзьями), а не слепо повторяя. Старайся увидеть, чем ты отличаешься от товарищей – и в чем вы сходны.

Это поможет понять, что если Вася идет на пожарника (а он – рискованный человек), тебе эта профессия может не понравиться (ты ведь очень осторожный и рассудительный).

  4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать, прежде всего, особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. 

Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика – это не значит, что тебе нравится физика сама по себе). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира – спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены – они не все такие.

  5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии 

За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

А журналисты не всегда выступают в телепередачах – чаще они перелопачивают массу информации, архивов, разговаривают с десятками людей – прежде, чем подготовят 10-минутное сообщение, которое, к тому же, озвучит другой (диктор на телевидении).

 6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий 

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много – переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

Для этого лучше всего не просто изучить профессиограммы или словари профессий. Стоит проанализировать газеты с вакансиями на бирже труда (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии).

Например, человек с лингвистическим образованием (“русский язык и литература”, “иностранный язык” в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более, что профессий существует больше, чем школьных предметов. Можно стать юристом, маркетологом, аппаратчиком.

Профессии обычно могут быть ассоциированы с несколькими школьными предметами (обычно соответствуют вступительным экзаменам в ВУЗ при поступлении на эту специальность). Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

 7. Устарелые представления о характере труда в сфере материального производства 

Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда. (А компьютер внедряется абсолютно во все сферы деятельности – вплоть до животноводства).

  8. Неумение, нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях) 

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

Полезными также могут оказаться психологические тесты, статьи и публикации на тему популярной психологии.

Однако среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках.

Задача популярных тестов – активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.

9. Незнание, недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии 

Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

Таких профессий немного и к ним относятся, те, в которых требуется длительное напряжение тех или иных физиологических систем. Компьютерщики сильно напрягают глаза, а летчики – сердце…

 10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии 

Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/prochee/biesieda_na_tiemu_kak_vybrat_profiessiiu

Дело жизни: как помочь детям выбрать профессию

Дело жизни: как помочь детям выбрать профессию

В 2016 году прошла Всероссийская профдиагностика — эксперты опросили больше 20 тысяч старшеклассников. Выяснилось, что только 32,1% школьников определились с вузом и профессией.

Треть опрошенных — 34,6% — не выбрали ни то, ни другое. Остальные определились с чем-то одним: или образованием, или будущей профессией.

У половины опрошенных нет любимого предмета, и большинство из них — те, кто пока не решил, кем им быть.

Человек учится делать выбор с самого рождения: младенец отказывается от неинтересной игрушки и тянется к той, которая больше привлекает. Если родители помогут ребенку сохранить это умение, научат делать выбор и справляться с его последствиями, то он подойдет к выбору дела своей жизни спокойно и уверенно. А главное — сделает этот выбор сам.

https://www.youtube.com/watch?v=hwOEsuQ8DGY

Мы спросили психологов, преподавателей и тренеров, как помочь ребенку сделать выбор и нужно ли это делать.

Обязательного предмета «профессиональная ориентация» в школе нет. Подростки выбирают вуз и профессию исходя из собственных соображений и в лучшем случае — разговора со школьным психологом. Еще советы исходят от родителей, которые видят ситуацию по-своему и очень переживают за будущее своего ребенка.

Профориентация предлагает подойти к проблеме с научной точки зрения. Определить, какая профессия подойдет ребенку, с помощью одного-единственного теста невозможно: современные методики включают тесты, профлагеря или специальные задания, которые курируют психологи и тренеры. Но единого взгляда на процесс профориентации нет.

«Пять лет назад профориентация предполагала внешнюю оценку человека, — рассказывает Тимур Жаббаров, сооснователь «Smart Course. Системы развития подростков». — В основном это были тесты, и в единичных случаях взрослый садился с ребенком и как коуч помогал ему разобраться. Тесты — полезный инструмент, но я убежден, что это должен быть второй шаг.

Первый шаг — дать ребенку «компас», разобраться вместе, чего он хочет».

«Весь процесс профориентации — это постепенная передача ответственности за выбор профессии на самого ребенка, — уверен Кирилл Кузнецов, специалист научно-методического отдела ООО «Центр тестирования и развития “Гуманитарные технологии”».

— Но суть не в том, чтобы диагностировать, распознать и сказать: «Все, эта профессия тебе подходит». Важно, что ребенок получает информацию о профессиях. Профориентация — это не какое-то одномоментное решение, а процесс, растянутый во времени».

Дима Зицер, педагог, директор Института неформального образования, в принципе против такого термина: «Мы можем разложить термин «профориентация» — это значит сориентировать человека на какую-то профессию. Тут есть конфликт и нет выбора. В самом термине есть манипуляция. Я не должен никого ориентировать, человек должен выбирать сам».

Ребенок, которому разрешали выбирать, осознанно обратится за помощью, если она нужна. задача взрослых в этом случае — дать информационную поддержку, показать, где искать, а не делать выбор за него, уверены эксперты.

Определиться со склонностями помогает выбор дополнительных занятий. В дошкольном и младшем школьном возрасте пробовать новые и искать интересные занятия можно бесконечно — на это есть время. Важно прислушиваться к желаниям ребенка.

«В начальной школе кружки можно менять легко, — считает Кирилл Кузнецов. — Давить на то, что раз поступил в музыкалку — заканчивай все 7 классов, я бы не стал.

Я всегда говорю так: надо выбрать три кружка, чтобы два из них потом бросить».

«Любое насилие, требование делать что-то вопреки желанию и возможностям — это стресс для ребенка.

Это разрушает психическое здоровье и нарушает социализацию, — уверена Марьяна Безруких, педагог, детский психолог, директор ФГНУ «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования.

— Так, на первый взгляд безобидное «мало ли чего ты не хочешь, начал заниматься музыкой/теннисом/шахматами — должен продолжать» может стать непреодолимым препятствием в выборе будущей профессии».

В этом возрасте дополнительные занятия — еще не будущая профессия. Но к 16–18 годам они сформируют багаж знаний молодого человека, на основе которого он сделает осознанный выбор учебного заведения.

Родительская информационная поддержка не ограничивается кружками и секциями. Взрослые могут рассказать о своих профессиональных выборах, вспомнить жизненные истории друзей. Если ребенок тянется к какому-то делу, интересуется им — можно найти среди знакомых представителя этой профессии и дать пообщаться с ним.

Однако подростки не всегда готовы обсуждать выбор профессии с родителями. Все зависит от степени доверия, от принятого в семье и сложившегося характера общения. Обижаться или бояться этого не стоит: сегодня подростку несложно узнать обо всех тонкостях профессиональной деятельности, о востребованности специальности, оплате труда, о возможностях профессионального роста и карьеры.

У каждого возраста есть своя ведущая деятельность, свои достижения, которые должны случиться.

У дошкольников это два параллельных процесса. Первый — знакомство с миром людей и взаимоотношений, второй процесс — это развитие виртуальных функций, ведущей нервной деятельности: внимание, память, мышление. Дети учатся в ходе ролевой игры. Лечить куклу или катать мишку в игрушечном грузовике — это важный опыт копирования жизни взрослых.

В младшей школе хорошо выбрать первые дополнительные занятия. В это время интересы ребенка во многом определяют родители, поэтому он, скорее всего, прислушается к советам. Но успехи в шахматах или танцах не повод называть ребенка танцором или шахматистом. Занятия формируют у него базу навыков: ребенок учится учиться, разбирается, что же ему интересно.

Отказ от занятий — повод вместе с ребенком проанализировать причину, помочь разобраться и осознать, при помощи каких инструментов происходит выбор. Что на него влияет: личные склонности или, например, преподаватель и его манера общения.

Не все одинаково хорошо умеют учить малышей. В этом возрасте начинать и бросать дополнительные занятия можно столько, сколько это нужно ребенку. Принцип «раз начал — заканчивай» здесь только вредит.

Подростки и их родители, как правило, находятся в напряжении из-за предстоящих экзаменов. Школа нагнетает ситуацию, а подготовка к ЕГЭ превращается в священную цель всех предыдущих лет учебы. «Для вуза важно, что ребенок может выучить даже то, что ему неинтересно.

ЕГЭ здесь работает как некий показатель готовности учиться. Лучше готовиться к экзамену с таким настроем», — говорит Кирилл Кузнецов.

К моменту выпуска из школы ребенок уже увидел и изучил много ролевых моделей. Кроме родителей, в его жизни мог появиться другой значимый взрослый — родственник, учитель или друг, — к советам которого он прислушивается. Общение с другими взрослыми, опыт друзей — все это влияет на будущий выбор.

Но выбор вуза — это не последний шаг на пути к делу жизни.

Может случиться так, что специальность в дипломе не станет профессией, но студент научится добывать информацию, найдет единомышленников, заведет полезные контакты и получит важные навыки.

Этот багаж добавляет уверенности в своих силах тем, кто решается сменить профиль после вуза. Выпускникам, которые идут трудиться по специальности, контакты и навыки помогут не растеряться на первом месте работы.

«Мы настаиваем, чтобы родители и подростки воспринимали вуз как некий набор навыков, которые можно сформировать за эти несколько лет как сетку контактов, — рассказал Тимур Жаббаров.

— Надо учитывать, что в России по профессии работают меньше 40% населения, по разным оценкам. И в этом нет ничего страшного: они классными делами занимаются, просто по-разному относятся к школьному образованию и вузам.

Кто-то говорит, что пять лет потерял, а кто-то отлично провел это время. Видел ли я порушенные судьбы, где человек прошел факультет лингвистики МГУ и не нашел себе места в жизни? Видел. Имеет ли это отношение к лингвистике, к МГУ и выбору вообще? Нет.

Это имеет отношение к человеку, который почему-то решил, что будет проживать свою несчастливую жизнь так, а не по-другому. И есть много вариантов это поправить.

Раньше были какие-то всем известные дорожки, которые гарантировали успех: пойти в МИД, дойти до ЦК партии. Они были обозначены в пространстве. Родители подростков сейчас отказываются верить, что в современном мире таких дорожек нет. Гарантий нет. И они пытаются из своего прошлого опыта предположить, что будет актуально для ребенка лет через 15, и погрузить в эту картинку ребенка».

Часто у самих родителей есть проблема в профессиональной сфере: не любят свою работу или сами ее не выбирали. В этом случае им трудно помочь ребенку, так как у них тоже нет подходящих инструментов.

«За 4 года работы мы поняли, что с подростком можно и нужно говорить про выбор. Но с кем еще важно работать — с родителями, с семьей, с контекстом, — рассказывает Тимур Жаббаров.

— По нашей статистике, у абсолютного большинства ребят, у которых есть трудности с этим шагом и они замирают в страхе, интересная ситуация с работой у их родителей.

Либо они ее не выбирали, либо работа не нравится, либо родители прямо сейчас находятся в стадии выбора и тоже не могут с ним справиться. По прогнозам аналитиков, самый большой спрос на профориентацию в ближайшие годы возникнет у людей от 40 лет».

Эксперты советуют начать с решения своих рабочих проблем. Личный пример убедит ребенка лучше, чем наставления о будущем от человека с профессиональными трудностями. Если в семье много и с удовольствием говорят о рабочих делах, если профессия вдохновляет родителей, ребенок сделает правильные выводы.

«Сам термин «профориентация» — это обман. Надо стараться не попадать в это поле, — советует Дима Зицер. — Понятно, почему любой родитель оказывается в этом — это многовекторное давление. Соседка сказала: «Ой, а мы уже знаем, куда он будет поступать» — в 14 лет.

Учительница сказала: «Вам пора бы определяться с профессией». По телевизору сказали: «Вот, пора записываться на курсы перед университетом». Все — у меня как у родителя начинается припадок. В этот момент мой искренний совет — заниматься собой. Это очень спасает родителей.

Когда мы занимаемся собой, а не ребенком, никто не сможет нам что-то навязать».

Если семья заинтересована во взрослении человека, его будут учить сомневаться и делать свой выбор, справляться с последствиями, искать свое дело и с удовольствием им заниматься.

  • Профориентацию можно воспринимать по-разному, но человеку рано или поздно нужно будет определиться с делом жизни. Есть разные способы помочь ему это сделать: программы профориентации предлагают тесты, консультации психолога, смены в профлагерях и другие варианты.
  • Механизмы выбора кино на вечер и будущей профессии очень похожи. Они рано формируются — младенец уже умеет выбирать, что ему интересно. Задача взрослого — помочь сохранить это умение.
  • Дети боятся, что в них не верят. Взрослые могут снять напряжение, дать поддержку — это мотивирует детей.
  • Родителям лучше честно говорить с детьми о будущем: делиться сомнениями, анализировать успехи и неудачи, искать информацию о профессиях и образовании. Давление мешает.
  • Если у родителей проблемы с работой, важно заняться ими.
  • Совет психолога или консультация тренера — это просто новая информация для родителя, а не единственно верный способ действовать.

Тем взрослым, которым не меньше подростков хочется разобраться в себе и своих желаниях, мы предлагаем тест «Профориентация». Он не дает четких ответов, но помогает понять себя и наводит на мысли о том, какие способности и желания есть у человека сейчас и как реализовать их в профессиональной деятельности. Тест занимает чуть больше часа.

Пройти «Профориентацию»!

Источник: https://hh.ru/article/302527

Как выбрать работу по душе: советы рекрутинговых агентств :: BusinessMan.ru

На работе человек проводит едва ли не большую часть своей жизни, поэтому очень важно, чтобы она приносила удовольствие.

Занимаясь делом, которое нравится, можно полностью использовать свой потенциал, раскрыть себя и обрести гармонию. Как показывает опыт, карьерных высот достигает тот человек, который любит свое дело и вкладывает в него свою душу. Поэтому каждого уже в подростковом возрасте начинает интересовать, как выбрать работу по душе.

Как найти дело всей жизни?

Находясь в поисках работы, люди не всегда понимают, чего именно они хотят. Кого-то интересует, чтобы зарплата была достойная, кому-то важно работать рядом с домом. Но стоит помнить, что, занимаясь нелюбимым делом, крайне сложно добиться высот.

Человек должен проанализировать свои желания, способности и мечты, определить, что он любит и что его раздражает. Нужно нарисовать себе идеальную картинку, представить себя через несколько лет. Модулируя ситуации, необходимо дать себе честные ответы на такие вопросы:

  • Какую должность я занимаю?
  • Устраивает ли меня моя зарплата?
  • Хожу ли я на работу с удовольствием?
  • Нет ли у меня желания все изменить?
  • Получаю ли я удовлетворение от того, чем я занимаюсь?
  • Счастлив ли я?

Рассматривая различные сферы деятельности и пытаясь найти работу по душе, не стоит забывать и о состоянии своего здоровья. Повседневные трудовые обязанности не должны негативно влиять на общее самочувствие человека. Например, аллергикам не нужно работать с химикатами, а человеку, который боится крови, становиться врачом.

Слушать только себя!

Большой ошибкой многих родителей является навязывание детям своей точки зрения. Возможно, это делается из лучших побуждений, но ребенок – это другой человек, отдельная личность, и его предпочтения могут кардинально отличаться.

Нередки ситуации, когда родители стараются выбирать прибыльные и престижные специальности, готовы оплачивать учебу. Но ребенок занимается без особого энтузиазма, а иногда и честно говорит, что хочет бросить учебу, потому что «это не его».

Не нужно ругаться и препятствовать этому, стоит прислушаться и дать возможность человеку самостоятельно выбрать свой путь в жизни.

Серьезная или несерьезная профессия?

Детям с детства внушают, как выбрать работу по душе. Это обязательно должна быть серьезная, основательная профессия.

Но даже хобби может приносить неплохие деньги, достаточно правильно подойти к вопросу. Не стоит отказываться от того, что нравится, только потому, что это кажется несерьезным занятием, баловством.

Нужно слушать свою душу, человек так или иначе приходит к тому, к чему его тянет.

Часто люди совершают ошибку, повторяя чей-то жизненный путь. В качестве кумира может быть отец, дед или артист, увиденный по телевизору. Не стоит ассоциировать профессию с каким-то конкретным человеком. Задумываясь, как выбрать работу по душе, нужно учитывать особенности отдельного вида деятельности, не связывая профессию с человеком.

Оценка талантов и способностей

В определенный период времени практически каждая профессия приобретает внешнюю привлекательность. Это явление временное, поэтому не должно становиться главным критерием при выборе дела всей жизни. К тому же, если она далека от талантов человека, успеха в этой сфере он вряд ли добьется.

В первую очередь необходимо оценивать собственные возможности и способности, направив всю энергию на их раскрытие и усовершенствование. Тогда подъем по карьерной лестнице пойдет быстрыми темпами без особого труда.

Подростки зачастую выбирают вуз «за компанию», а потом в итоге вынуждены работать там, где им не нравится. Этот путь изначально обречен на провал. Выбирая профессию, нужно оценить ее со всех сторон и представить себе будни на работе. Важно, чтобы ничего не раздражало, а дело вызывало неподдельный интерес.

Визуализация

Специалисты советуют попробовать метод, помогающий понять, как правильно выбрать работу. На листе бумаги нужно написать 10 вещей, вызывающих интерес, которыми нравиться заниматься.

Можно изложить самые смелые мечты, даже если сейчас они кажутся фантастичными и совершенно несбыточными. Нужно указать все стремления, таланты и сферы деятельности, в которых уже был достигнут неплохой результат.

Люди любят, когда у них все получается, это один из самых лучших стимулов.

Человек должен описать, чем бы он занимался, если бы вообще не нужно было работать и зарабатывать деньги. Закончив, нужно проанализировать, какие из этих увлечений могли бы принести доход, если приложить усилия.

Тесты по профориентации

Раздумывая, как выбрать работу по душе, целесообразно воспользоваться тестами по профориентации. Существуют различные методики, которые помогают выбрать сферу, наиболее близкую к способностям человека.

В основе любого теста лежит принцип оценки талантов, которые можно реализовать в различных сферах деятельности, а также психическую устойчивость. Человек оценивает собственные эмоции при выполнении какого-либо дела, причем как положительные, так и отрицательные или нейтральные. Таким образом можно найти наиболее интересную для себя область.

Методики дают возможность определить соотношение уровня профессиональных предпочтений с уровнем собственной ответственности, которая требуется при выполнении конкретной работы.

Подобные тесты можно найти в любых сборниках по психологии. Некоторые предпочитают проходить их самостоятельно, но лучше попросить помощи у специалистов. Они более точно определят, какую работу лучше выбрать. К тому же, психологи составят индивидуальные тесты и сделают верные выводы. Дополнительными источниками могут стать опросники и проективные методики.

Помимо тестов важна и личная беседа со специалистом. Ее используют как инструмент для выявления навыков, знаний и способностей. К тому же, можно определить, есть ли противоречия между ожиданиями человека и его возможностями.

Какую бы профессию человек не выбрал, не стоит относиться к ней как к чему-то такому, что предопределяет будущее. Никогда не поздно сменить сферу деятельности и освоить новые радикальные специальности. Заниматься нужно тем, что приносит истинное удовольствие и ощущение счастья.

Найти изюминку

Как выбрать работу по душе, если нет возможности резко сменить сферу деятельности и остаться на какое-то время без зарплаты? Начать нужно с того, чтобы попытаться сделать свою работу любимой.

Для этого в повседневных трудовых обязанностях нужно найти изюминку: это может быть творческая реализация, помощь людям или креативность.

Подключив фантазию, нужно поработать с тем, что есть: хорошо оборудовать рабочее место и найти плюсы собственной профессии.

Если желание сменить работу осознанное и обдуманное, нужно понять, в каком направлении двигаться. Возможно, нет необходимости менять сферу деятельности, достаточно пойти вверх по карьерной лестнице.

В том случае, когда этот вариант не подходит, не стоит бояться изменить все. Новые цели – отличный стимул получать знания, осваивать определенные навыки и получать удовольствие от жизни. А прибыль станет приятным бонусом к хобби.

Со временем увлечения станут работой, и будут приносить стабильный доход.

Престиж и зарплата

Для большинства молодых людей критерием при выборе работы становятся престиж и доход. Чтобы избежать разочарований, нужно понимать, что любой старт начинается с малых заработков. По мере профессионального роста будет увеличиваться и зарплата.

Престиж – это понятие изменчивое. Выбирая специальность сегодня, совершенно не значит, что через несколько лет она будет также популярна. Задумываясь, как выбрать хорошую работу, в первую очередь нужно оценивать собственные силы и дальнейшие перспективы.

Если подходить к делу практично, выбирать нужно такие профессии, чтобы всегда была возможность устроиться на работу и зарабатывать деньги. В этих целях можно получить высшее образование бухгалтера, экономиста или юриста.

Во все времена актуальны размышления о том, какую работу выбрать мужчине. Рабочие специальности всегда востребованы, а зарплаты в этой сфере довольно высоки. В профессиональных училищах можно выбрать то направление, которое наиболее близко.

Профессии с перспективой

С каждым годом все большей популярностью пользуются специальности в области передовых технологий: альтернативной энергетики или нанотехнологии. В скором будущем увеличиться спрос на урбанистов и специалистов сельскохозяйственной сферы.

Разрабатывая план, как выбрать работу по душе без опыта, стоит обратить внимание на те компании, которые предлагают пройти обучающие курсы и проводят тренинги. Сегодня все больше предприятий набирает молодых сотрудников без опыта, чтобы «воспитать» их для себя.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-kak-vybrat-rabotu-po-dushe.html

Студиорум
Добавить комментарий