Как поступить в театральный вуз на актера и режиссера

Как я поступал в театральный институт

Этот пост посвящается тем, кто поступал или собирается поступать в театральный институт на актерский факультет. Кто не знает, с  чем он может сталкнуться  и чего ожидать. Заранее скажу, что я поступил в этом году в Высшее Театральное Училище им. М.С. Щепкина на курс к Борису Владимировичу Клюеву – кто не знает, он играет Деда в сериале «Воронины». Итак, ниже моя история поступления….

  Заранее, прошу простить за мои речевые и орфографические ошибки, а также за некоторую сбивчивость, т.к. пишу сходу и очень много всего хочется рассказать. И еще, чтобы не отвечать на ненужные вопросы, скажу, что мне 24 года и я мужского пола…J У меня до поступления уже было высшее образование. Получил я его в МГТУ «Станкин». Там я учился платно.

Запомните, если у Вас уже есть высшее образование и оно получено ПЛАТНО, то Вы со спокойной душой можете поступать на БЮДЖЕТНОЕ отделение актерского факультета. Я поступал во все 5 Театральных ВУЗов: Щепкинское училище, Щукинское, МХАТ, ГИТИС и ВГИК.

 Есть еще всякие другие универы с актерской специальностью, например ИСИ, МГУКИ, но они считаются второсортными.

                Все началось с того, что один мой товарищ, увидев меня, сказал, чтобы я немедленно шел поступать. Сам он тогда только поступил в ГИТИС. И эти его слова сидели у меня занозой в одном месте.

С занозой я проходил примерно 4 года и вот когда мне исполнилось 24 года, я  решил – пора…J Шел со спокойной душой. Теория была такая – поступлю, будет круто. Не поступлю – ну и ладно, значит не судьба.

Кто не знает, объясняю: во всех театральных институтах проводятся прослушивания, на них мастер курса или педагоги, которые будут работать на курсе, отбирают тех людей, которые соответсвуют высоким требованиям актера. По каким параметрам они это делают мне не известно.

Бывает, что девочка очень хорошо читает, а ее не берут. Зато берут другую, которая читает через пень-колоду. Если Вы собрались поступать на актерский, Вам необходимо подготовить стихотворение, прозу и басню. Сразу же желательно подумать о том, какую песню Вы будете петь, если Вас попросят. Мне просили везде петь.

Про выбор своих произведений ничего говорить не буду, благо в инете куча информации на этот счет. Скажу только, что грамотно выбранная программа может избавить Вас от выучивания 5 стихов и 5 проз, будет достаточно одной. Я поступил с одной прозой, одной басней и одним стихотворением.

На всякий случай было подготовлено еще по одному произведению, но их я нигде не читал.

                Итак, я все выучил и пошел. Первая попытка была во ВГИКе. Это было 20 мая.  Невероятная очередь абитуриентов. Сразу совет: если прослушивание назначено на 11, то приходите часов в 8. В этом году во ВГИКе набирали 2 курса. Игорь Ясулович и Владимир Соловьев.

  Я записался на тот день, когда они оба слушали абитуриентов, которые пришли на 1 тур. Во время ожидания своей очереди я не очень волновался. Но атмосфера вокруг меня диктовала другие условия – все ужасно нервничали и, естесственно это передалось и мне. На первом туре все читают по десяткам, т.е.

вызывают на прослушивание по 10 человек в смешанных сочетаниях (мальчики – девочки). Когда я читал, то во рту ужасно пересохло от волнения. Но я справился. После прочтения всеми своих программ, нас попросили выйти. Педагоги посовещались, и один из них вышел и произнес фамилии тех, кто прошел на 2 тур.

Назвали 2-х человек, одним из них был я. Моему счастью не было предела…J В этот же день я пошел к Соловьеву, честно говоря к нему не очень хотелось, но пробовать надо везде, потому что не ты выбираешь, а тебя выбирают. Ждал, ждал, ждал.

В итоге пошел в самой последней десятке и не прошел…По истечению дня, чувства были смешанные…Но я решил не париться, что не прошел к Соловьеву, тем более, что не хотел к нему….

                На следующей неделе я пошел в ГИТИС. Курс набирал Голомазов. Все тоже самое – невероятная очередь, волнение, смешанная десятка. Я прошел на 2 тур.

Далее на моем пути стояло Щукинское училище. Там необходимо было заранее приехать и записаться в листок самозаписи, который вывешивала приемная комиссия. Причем в один день может запиаться не больше, чем 100 или 50 человек, по-разному. Я приехал, записался. Приезжаю на прослушивание – меня нет в списке.

Че за фигня? Я подумал, что может я очень старый (24 года) и меня вычеркнули. (Когда я записывался, то зачем-то написал свой возраст). Через некоторое время я приехал и записался снова. Приехал на прослушивание – оказалось все нормально. Прочитал программу. Прошел на второй тур, но с условием, что поменяю программу, т.к. моя проза слишком откровенна.

Педагог, не знаю, как его зовут, сказал:

– Молодой человек, Вы посупаете в ТЕАТРАЛЬНЫЙ институт, а не в ПТУ!!

Кстати, если Вас начинают оскорблять, то не удивляйтесь – это нормальная ситуация на прослушивании. Сегодня Вам скажут, что Вы говно, а завтра возьмут. Но мне все равно не понравилось то, что мне сказали поменять программу, да и само заведение произвело не самые приятные впечатления….Не знаю почему…Иванов, кстати, набирал в Щуке. Говорят, что очень хороший педагог.

Затем я пошел во МХАТ. Во МХАТе больше всего народу. Люди приезжают в дни прослушиваний аж в 5 утра, чтобы занять очередь. Я конечно в 5 утра не приехал, а приехал в 11, именно поэтому я смог пробиться только в последнюю 10-ку.

Обычно, когда читают из твоей 10-ки, то можно примерно угадать кого пропустят дальше, по крайней мере, на первом туре. В моей 10-ке все читали настолько круто, что сложно было что-то предсказать. Особенно хочется выделить девушку из Красноярска, к сожалению, не помню, как ее зовут.

Она ТАК читала басню, что все держались за животы от смеха. В первый раз я видел, что так смешно можно прочитать басню. Все ржали, включая педагога. Слушал нас Сажин, хотя курс набирает Золотовицкий и Земцов. Я очень хотел поступить во МХАТ и именно к ним.

Прослушали нашу десятку и пропустили на 2 тур ВОСЕМЬ (!) человек из десяти, включая и меня.

Щепка оставалась одним институтом, куда я еще не ездил. Там надо было записываться на 1 тур по интернету – отправить свои данные. В Щепке набирал курс Б.В. Клюев.  Я приехал, все было очень организованно. Отдельное спасибо и низкий поклон за это Елене Андреевне, она ведает всем в приемной комиссии. Так вот. Слушал меня не Клюев, а Велихова. По отзывам тоже очень хороший педагог. Я прошел.

После первых туров ситуация была обнадеживающая и это придавало сил.

Начиная со вторых туров, понеслась нереальная нервотрепка. С первого тура не так обидно слететь, как со второго или третьего. Во ВГИКе на втором туре нас было очень мало народа. Я очень удивился.

Оказалось, что в этот день, все, кто оканчивали школу, сдавали ЕГЭ. Так что все прошло очень быстро. Ясулович просил меня читать стихи, как их читали поэты в 60-е годы. Я прочитал и прошел на 3-й тур.

Было круто.:)

В ГИТИСе Голомазов срезал меня со второго тура. На втором туре, кстати, уже слушают не по 10-кам, а по 5-кам. Мальчики с мальчиками, девочки с девочками. Из нашей пятерки никого не взяли.

Во МХАТе я опять не попал к Золотовицкому на 2-й тур. А попал, не знаю к кому и не прошел. Во МХАТе на 2-м туре всех слушали вместе и по 10-кам. Пропустили на 3-й тур  одну девочку, которая по образу и манере чтения очень напоминала Снегурочку.

После очередного слета во мне начали закрадываться сомнения в моей принадлежноти к актерскому искусству. У меня оставался 3 тур во ВГИКе, 2 тур в Щуке и 2 тур в Щепке.

И так получилось, что по работе я уехал в командировку почти на 2 недели – в самый разгар поступления. Я вернулся, когда уже шли заключительные дни туров. Я приехал и чуть ли не с самолета поехал в Щепку.

Прихожу на проходную, говорю охраннику:

– Я такой-то, пришел на 2 тур!

– Второй тур прошел вчера….

– Как вчера?!

– Да вчера был последний 2 тур в этом году, приходите в следующем….

Я уже стал уходить, как охранник мне кричит:

– Какая фамилия?

– Такая-то….

– Так вы на 3-м туре, проходите!

Я охренел, но прошел во двор института. Спрашиваю там у абитуриентов, они говорят действительно, что 3 тур. Оказывается, что меня пропустили с 1 тура сразу на 3-й. Короче говоря, прочитал я программу, слушал сам Клюев. Я его видел в первый раз и он меня. Он пропустил меня на конкурс.

Меня переклинивало от радости!!!!:) Но прежде, чем пройти на конкурс, нужно было еще сдать экамены по пластике, речи и пройти коллоквиум. На платике мы занимались упражнениями на координици движения. По речи мы просто по бумажке читали текст, и педагоги нам говорили, какие у нас дефекты речи.

В итоге их оказалось очень много. Я никогда не подозревал о них….На коллоквиуме с тобой беседуют педагоги, выявляя твой общий уровень культурного развития.

Вопросы, примерно такие: какие театры есть в Москве? В какие ходил? Что смотрел? Что читаешь? Кто такой Чацкий? В каких произведениях классической литературы встречается имя Софья? И т.д.

Паралельно с экзаменами в Щепке у меня был еще 3 тур во Вгике и 2 тур в Щуке. В Щуку я не пошел. Видимо первое негативное впечатление с просьбой о смене программы наложило свой отпечаток. Во ВГИК я пришел и прочитал так, что выйдя из адитории думал, что меня стопудово пропусят на конкурс….Хрен там был. На конкурс я не прошел.

У меня оставалась одна Щепка, и там я был на конкурсе. До этого нас пригласили на репетицию конкурса, где Клюев лично смотрел наши костюмы – то в чем мы будем читать. А также, надо было выбрать 2 произведения, которые ты будешь читать.

Одно из них должно быть басня, а второе на выбор: либо проза, либо стихотворение. Я выбрал прозу. Настал день конкурса. Час расплаты. Стоит отметить, что в Щепке набирали курс бюджетников и платников. Обучение, если кому интересно, стоит 150 000 рублей в год.

 Утром читали девочки бюджетницы, за ними мальчики бюджетники. Потом обдъявляли результаты, кто поступил, кто нет среди всех бюджетников. Затем по такой же схеме шли платники. Когда все отчитали свою программу, наступили томительное ожидание.

Напряжение было настолько велико, что его можно было пощупать руками в воздухе. Наконец вышла женщина из приемной комисии и назвала фамилии тех, кто поступил. Среди них оказался я!:))))))

А дальше были крики, слезы, смех, неописуемые танцы и песни… Сложно описать состояние людей, которые поступили, которые  сделали очень большое дело. И было очень жалко тех, кто не прошел. Но такова жизнь, кто-то побеждает, а кто-то проигрывает. А побеждает тот, как мне кажется, кто больше этого хочет….

Ну а после конкурса у некоторых из нас, кто давно окончил школу и не сдавал ЕГЭ, был экзамен по русскому и литературе. Но экзамен был уже формальный. Все сдали.

А тем, кто собирается поступать, я хочу пожелать удачи, она Вам пригодится. Но помните, удача не приходит к тому, кто ничего не делает.

 А тем, кто уже учиться я хочу сказать «ПРИВЕТ!!!».

Источник: https://mr-tar.livejournal.com/4723.html

№ 61 Как поступить на актерский — история одного студента

Юлия Елхимова – миниатюрная, харизматичная девушка. Очень трудолюбивая и целеустремленная. В 2015 году Юля закончит ГИТИС и будет актером с дипломом.

Как поступить в театральный

Каждый день для Юли, с утра до вечера, — это опыт, это мастерство актера

Рассказ о поступлении

ArtGang задал Юле несколько вопросов, на которые она дала подробный ответ.  Давайте послушаем историю поступления  на актерский факультет и ее мысли о выбранной профессии.

Она успешно учиться на самом желанном факультете, куда мечтают попасть тысячи людей. Она никому не платила, она приехала из другого города. Она очень хотела учиться на актерском и пройдя через огонь, воду и медные трубы – работает над собой дальше.

ArtGang: Расскажи, что в твоем понимании актер и зачем вообще люди идут в актеры, зачем лично ты решила стать актрисой профессионально.

Юлия Елхимова: Боже… Я думала, вопросы будут полегче…)))
Актер… Актер-это своего рода воспитатель личности зрителя.

Актер всегда должен быть чище, выше душой, чем другие люди. Все для того, чтобы донести что-то полезное и важное со сцены.

Актер — это связующее звено между драматургом и зрителем, между режиссером и зрителем. Через актера выражают идею, мысль.

Благодаря нам ставятся определенные важные вопросы, которые проникают в сознание людей, чтобы те задумались… В результате, возможно, изменились бы…

Я не знаю точно, зачем многие люди идут в актерскую профессию.Кто-то говорит, что хотел с детства быть на сцене…Кто-то говорит, что болен этим, чего я, наверное, не пойму никогда. Глупость какая-то… «Я болен этим и ничего больше не могу объяснить» – это странно. Странно, что хороший актер, знающий себя и другие личности досконально, вдруг вот так неясно говорит о своем выборе в жизни…

Изначально многие думают о том, чтобы показать себя. Я, наверное, не исключение… Только позже, когда начинаешь изучать профессию, понимаешь, для чего истинно тебе это нужно.

Я лично хочу в этом быть, потому что именно через эту профессию, я считаю, смогу полностью прочувствовать жизнь. Актерское искусство — это вечное познание. Вечное совершенствование. Ни одна профессия не может настолько раскрыть мир. Ни в одной профессии нельзя быть настолько счастливым, как на сцене…
Наверное, так……  Сложно точно сформулировать то, что думаю)

О, ты  счастлива сейчас?

Да! Я счастлива!!))) Даже лишних слов никаких нет)

А в какие моменты ты счастлива больше? Только на сцене при полном зале?

Нет… Я  на самом деле не так часто бываю на сцене, да еще и при полном залеХ))))Самые счастливые моменты для меня, это когда после долгого волнения, после выступления или какой-либо пробы на репетиции, заходишь за кулисы и такое чувство возникает — будто продолжить хочется…  И… Аж трясет… Волнение такое внутреннее… И понимаешь, что все получилось в этот раз))  Вот тогда счастье))

С чего началось твое стремление стать актером? С Гаммы или еще задолго? (Юля обучалась в ГАММЕ до поступления и продолжила заниматься после)

Оооочень задолго))

Еще в 13 лет задумалась над этим…Точнее в голову просто ударило)))

Посмотрела фильм «Пираты Карибского моря», понравился Джонни Депп. И подумала… Хочу, чтобы от меня люди были так же впечатлены, как я сейчас от него…

И где то через неделю пошла в библиотеку и взяла первый попавшийся том Станиславского… В библиотеке первого тома не было, и мне дали второй – «работа актера над собой».Я очень быстро все прочитала. Очень много самостоятельно пробовала.

 Открывала в себе многое… Самое интересное было осознавать, что все, о чем он пишет — я умею! Я это все делала в детстве с моей подругой… Именно так мы играли вместе! И все, что описывает К.С.

, мы переживали, прочувствовали, сами не зная, что творим «искусство»!)) Мы даже зрителя добавляли иногда)))А вот в 13-14 лет уже получалось сложнее… Ведь игры были в детстве… А теперь надо было забыть о мальчиках, школе, репутации и попробовать вернуться в те ощущения… По началу это сложно было. Но я, помню, смогла))

Потом, только через год, я нашла студию, педагога, который смог бы мне помочь при поступлении).

Два года мы готовили материал… Потом первое поступление… Я дошла до конкурса в ГИТИСе… И не поступила…На второй год у меня был другой педагог — я не поступила, и успехи были ужасны…На третий год я была в полной депрессии…  Решила готовиться без помощи других.

Но в марте появилась ГАММА в моей жизни… И на первом же зачете я ощутила то первое, давно забытое, чувство… Игры что ли… Ну… Когда ВЕРИШЬ во все!!!))) Я была так счастлива!!!  Я поняла, что меня будто к жизни вернули!!! На следующий день после зачета в ГАММе я прошла 2 тур в ГИТИСе))) Потом мне помогала Женя (Худ.рук ГАММЫ) .

И всегда был успех… И так дошла я до конца… И поступила!!)))))))))

Сейчас я учусь в ГИТИСе и понимаю, что ГАММы мне очень не хватает… Эта студия мне очень многое дала, и я понимаю, что многое теряю, по вынужденности пропуская теперь занятия там…  Скучаю очень…

Юля,расскажи, какими качествами должен обладать человек чтобы стать актером?

Даже не знаю. Любой человек в принципе может стать актером))  Было бы упорство и желание, именно это и необходимо как качество!)  А еще трудолюбие и отсутствие чрезмерной гордости)
А какими качествами нужно обладать чтобы поступить? Чтобы заниматься и жить в этой профессии?

А чтобы поступить… Это уже как карта ляжет… Надо просто точно знать, что это  за профессия такая. Точно знать на что идешь. Знать, что только этого ты и хочешь. Тогда поступишь.Может, и не сразу, но поступишь… Пробьёшься)

Отличаются ли в этом плане актеры театра и кино?

Я пока не знаю точно, чем отличаются актеры театра и кино… Только поверхностные слова, мнение, которое знает практически каждый… А на практике я пока не прочувствовала полностью профессионально ни ту, ни другую сферу деятельности…)Мое личное мнение — и в кино, и в театре актеры могут и полностью отдаваться работе и халтурить.  И везде к актеру очень серьезные требования…

Не думаю, что актеры разных сфер как-то особенно друг от друга отличаются. Отличается просто способ игры. Но не качества человека)

Юля, расскажи пожалуйста, чем тебе помогла «ГАММА при поступлении(какие навыки которые ты получила в театре-студии помогли тебе поступить) и какие помогают сейчас учиться.

Именно Гамма мне помогла тем, что я смогла раскрыться и, наконец-то, почувствовать саму себя…))Я даже не знаю, как это все выразить. Но раньше я была… Мало живой что ли на сцене… И вот благодаря студии и, главным образом, Жене я научилась верить! Боже мой! это для меня было такое открытие!

Вот когда мне открыли это чувство правды на сцене… Чувство веры во все, что угодно. У меня и начались победы на турах и прослушиваниях)))

Юля, расскажешь о своем поступлении? История для абитуриентов)

Это долгая история…Х)Х)Х)

Я впервые поступала сразу после школы. Мне было 17 лет. Помню, я была в диком восторге от каждого из театральных ВУЗов, от самой Москвы.

Меня двигал какой-то невообразимый драйв! Я ходила по турам в образе такой девочки-школьницы в сарафанчике и с двумя косичками.

Читала я всю программу очень активно, прям так, поставлено, заучено! Я была уверена, что комиссию надо непременно УДИВИТЬ и именно этим и занималась. ))

Перед этим я занималась с преподавательницей Вероникой Валентиновной.

Она меня так сказать и посвятила в профессию… До нее я была абсолютным нулем, и, если б не эта прекрасная женщина, я, наверное, не смогла бы и начать свое поступление.
Помню, мое первое прослушивание было во МХАТе.

Я выложилась по полной! Но, как ни странно, не прошла. В этот же день я попала в Щукинское училище, где меня с большим трудом все-таки взяли на первый тур.

Уже с первого дня я заметила, что многие девочки читают совсем не так, как я, и что они это делают интереснее, чем я.

Когда я приехала домой, я сразу стала продумывать, как и что мне в себе изменить, чтобы стать лучше и проходить дальше.На другие прослушивания я читала другой материал.

Иногда меняла свои методы прочтения…В общем каждый тур или прослушивание становились для меня неким экспериментом, где я понимала — в каком случае я верно показалась, а в каком нет, что делать нужно, а что нет.

Таким образом, я докарабкалась лишь до конкурса в ГИТИСе и до 3х туров во МХАТе и ВГИКе.

Я тогда уже успела сменить программу и полностью изменить стиль в одежде. Я была на каблуках, в красивом черном платье, с аккуратно убранными волосами.

А вот конкурс в ГИТИСе у меня, помню, закончился провалом… Я помню, как было как-то пусто мне на сцене…В душе создавалось чувство, что я уже не интересна… От этого пошло много ошибок…Я будто знала, что это конец, но не хотела это принять… Конкурс прошел в мучительном волнении… В 11 часов вечера нам объявили поступивших и, как ни странно меня в нем не было…

Я не помню, плакала ли я… Но помню, что был полный обвал в душе… И было страшно думать о том, как я буду жить ближайший год…
Меня много поддерживала мама…) Потом весь год я училась на филологическом факультете в Педагогическом Институте своего города Самара и работала в Макдональдсе, чтобы вновь поехать поступать.

Так получилось, что я сильно поругалась со своей прежней учительницей по актерскому мастерству, но мне повезло, и а помощь пришла другая актриса уже из нашего Драматического театра.

Мы с ней полностью переработали мою программу и расширили репертуар. Она, помню, огромное внимание уделяла внешней стороне моего выступления — речи, интонации. Моя душа спала, материал был красив, но мертв.

Мне это так легко давалось! Я прям могла в любой момент взять, да прочитать любой свой кусок.

Помню, я так довольна этим была, и была уверенна, что все верно и, что я непременно поступлю.
Но к апрелю 2010го года у меня начались серьезные проблемы в семье и личной жизни… От этого была сильнейшая усталость и депрессия… Но, несмотря на все это, я вновь поехала поступать.

У меня тогда не было ни восторга, ни стремления, как в первый раз… Я познакомилась с интересной компанией ребят, и скорее радовалась им, чем самому процессу поступления… В мыслях невольно возникало — скорее бы закончить это мучение…Так оно и вышло — я слетела везде на 2х турах… Причем, позорно и глупо…
Это, помню, сильно ударило меня… После каждого промаха я впадала в истерики… Я чувствовала, что мне предстоит еще один год ада на какой-то работе, в каком-то ином институте…

Летом 2010го я переехала с подругой в Москву. Мы поступили в разные ВУЗы. Я попала во ВГИК на менеджмент. Мне тогда очень повезло! Ведь это один из тех университетов, в который я так мечтала поступить! Просто факультет не тот…

Но все же начал загораться огонек надежды…

Параллельно я еще работала официанткой, чтобы прокормить себя, так как моя мама тяжело болела и мне не могли высылать деньги.

Мне помогли найти очередного хорошего педагога…Но желания вновь приступать к занятиям абсолютно не было…
Я чувствовала, как не нужна искусству…я была перезажата и, честно говоря, измучена всеми этими произведениями, обучениями, прослушиваниями… Любое замечание меня пугало, вгоняло в слезы… Но как-то двигаться было надо… Ведь желание быть актрисой все равно было…Двигало меня…

И вот, помню, я услышала о ГАММе… Туда ходила моя тогдашняя однокурсница. Она в марте 2011г. привела меня в студию. Сначала я просто занималась как все, не афишируя особо свое желание поступать в театральное.

Но в один день, так получилось, что мне нужно было досдать зачет по мастерству…Я приехала к Женьке… [художественному руководителю и преподавателю мастерства актера в студии] И она буквально тогда сделала переворот во мне! Я смогла поверить в обстоятельства…Как же это всколыхнуло всю мою душу!!! Я будто к жизни вернулась от долгого сна!))) Мы потом быстренько проработали и переподготовили весь мой репертуар… И пошли, пошли победы в поступлении!!!

Это не было чудом, нет, это просто была наша верная работа.) Женя помогала мне перед каждым туром, была рядом во время всего поступления.

Еще мне очень помогал мой молодой человек Андрей. В каждый мой слет он утешал меня, поддерживал, а за победы радовался вместе со мной… Это был очень трудный период… Я дошла до конкурса в Щепкинском училище и в ГИТИСе. В Щепкинском, помню, я пролетела…Чуть не сбросилась с балкона… Смешно аж вспоминать… Андрюха меня утешал тогда…

А вот ГИТИСовский конкурс мне запомнился какой-то битвой без правил… Все были сильные, интересные. Так страшно было, что не пройду! Но прошла!
Помню, когда уже и коллоквиум закончился, и нам сказали, что ждут в сентябре нас… Мне не верилось… Не было ни криков, ни слез в первый момент. Был шок.

И только потом телефонные звонки, поздравления, радость, смех, слезы!!! Мне до сих пор кажется, что более сложного испытания, чем такое поступление, просто в моей жизни не будет… Не возможно придумать тяжелее… Это был, наверное, предел.

Я все сделаю, чтобы теперь добиться успеха… Потому что я не могла пережить это все зря…

Вот как-то так.

__________________________________________

Работайте и пробивайте себе дорогу!АлеКсандра Д. — Tyrise

Источник: http://artgang.ru/61-kak-postupit-na-akterskij-istoriya-odnogo-studenta.html

Как поступить в театральный вуз

Практика всех приемных комиссий во всех театральных ВУЗах России и мира всех времен показывает одну и ту же общую печальную тенденцию: едва ли не большинство абитуриентов не понимают, куда они идут учиться, чем именно будут заниматься и зачем им это нужно. Особенно это касается девушек 16–30 лет, которые и составляют основной поток желающих учиться на актерском факультете. Если вы действительно хотите поступить в театральный ВУЗ в Москве, давайте начнем с трезвой оценки ваших способностей и перспектив.

Задайте себе вопрос, хорошо ли вы понимаете, куда идете? Что, в сущности, вы знаете о закулисной стороне театра, и чем вызвано ваше желание связать с ним свою жизнь? Если ответы на эти вопросы неоднозначны для вас, может быть, стоит еще раз все обдумать?

  • Бывали ли вы в театре по ту сторону кулис?
  • Присутствовали ли вы хоть раз на репетиции спектакля?
  • Принимали ли вы участие хотя бы в одной серьезной постановке?
  • Хорошо ли вы представляете себе, что вообще делает актер, когда не играет на сцене, т. е. 90% рабочего времени?

Если среди ответов превалирует слово «нет», то вы делаете шаг в неизвестность. Этот шаг может дорого вам обойтись (подготовка к поступлению в театральный ВУЗ, само поступление, стоимость учебы и т. д.), отнять уйму времени и так и не принести никаких результатов.

Помимо того, что на одно место на актерском факультете среднего столичного ВУЗа претендуют 200–300 человек, никто не даст гарантии, что по окончании вы станете артистом.

Все зависит от того, насколько вы больны театром, актерской профессией и что готовы положить на этот алтарь искусства.

Критерии отбора на актерский факультет

Существуют общие нормативные требования для поступающих в ВУЗ, такие как минимальное образование, гражданство, иногда – возраст и т. д. Мы не будем подробно их рассматривать, вместо этого поговорим о том, на что же обращает внимание приемная комиссия.

  • Внешность. Это не решающий, но очень важный показатель. Актер должен обладать яркой фактурной внешностью, изюминкой, которая делает его выражение лица или мимику запоминающимися. Немалое значение придают фигуре: обычно девушек просят прийти на прослушивание в юбке средней длины и на каблуках.
  • Пластика и ритмичность. Тело – главный инструмент актера, и несмотря на то, что на курсе актерского мастерства учат им пользоваться, владение телом приветствуется уже на этапе сдачи вступительного экзамена. О чувстве ритма можно даже не упоминать, актер без него – не актер.
  • Голос и речь. Дефекты речи, неприятный тембр, слабый голос – все это может быть расценено как профессиональная непригодность абитуриента. Пусть даже дефекты исправимы, и голос вполне может раскрыться благодаря несложным занятиям, педагог по сценической речи не логопед, и времени на постановку звуков отдельным студентам у него не будет.
  • Выразительность. Это собирательный термин, под которым мы будем подразумевать все актерские профессиональные качества сразу. Умение транслировать видения, заражать зрителя своими эмоциями, притягивать и удерживать внимание, и прочее. Оценивается по творческому экзамену (этюд, монолог, отрывок из прозы, басня, стихотворение).

Подготовка к поступлению

Чтобы поступить в театральный институт, нужно готовиться (помимо ЕГЭ) по двум направлениям: творческий экзамен и собеседование (коллоквиум). Творческий экзамен включает в себя:

  • чтение – обычно это монолог, стихотворение, басня и отрывок из прозы;
  • актерское мастерство – этюд на свободную тему, самостоятельный или с участием нескольких человек;
  • танец и вокал – отдельно танцевальный и песенный номера.

Мастерство актера является приоритетным направлением творческого экзамена. Отрывки из литературных произведений, песня и танец также должны подаваться в актерском ключе. Экзаменационная комиссия будет оценивать не столько вашу дикцию, пластику и вокальные данные, сколько игровую подачу произведений.

Коллоквиум – это собеседование, на котором абитуриенту задают вопросы по истории театра, теории актерского мастерства, искусствоведенью, а также знакомятся с ним.

Это нечто среднее между устным экзаменом на эрудицию, знание предмета и собеседованием при приеме на работу.

Педагоги непременно спросят о причинах выбора именно актерской профессии, о целях, которые вы преследуете, поступая на курс, о прошлом театральном опыте и т. д.

Никогда не говорите экзаменаторам о том, что занимались в театральных студиях, участвовали в самодеятельности и т. п. Педагоги боятся штампов, как огня, а родом все штампы, по их мнению, именно из непрофессионального театра.

В рамках общеобразовательной программы, чтобы поступить в театральный, нужно сдавать русский язык и литературу в обязательном порядке. Без этих предметов в оценочном листе ЕГЭ ваши документы не будут приняты в выбранном ВУЗе.

Чего ожидать на экзамене – советы поступающим в театральное училище

Экзамен проходит в три тура. На каждом туре экзаменационная комиссия прослушивает (или просматривает) часть подготовленной вами программы. В каком порядке это будет происходить, зависит от ВУЗа.

На каждом туре происходит отсев определенной части абитуриентов, конкуренция становится жестче, требования – строже.

Ожидать следует огромной очереди, сумасшедшего потока людей, измученной комиссии и строго отведенного времени, в которое вам придется вместить лучшие моменты своей творческой программы.

Выбирайте материал так, чтобы не тянуть время. Слишком длинные предисловия и вступительные речи могут привести к тому, что вас попросту остановят.

Не обращайте внимания на реакцию, которую вызывает ваше выступление (а скорее всего, оно не вызовет вообще никакой реакции). Ждите от комиссии неожиданностей.

Если ваше выступление заинтересует кого-либо из экзаменаторов, он может подкинуть вам произвольное упражнение на импровизацию. Например, обстоятельства для этюда.

Здесь главное не растеряться, не спасовать, а моментально включиться в предлагаемый этюд и существовать в нем до тех пор, пока вас не остановят.

В какой вуз в москве легче поступить

В любой театральный ВУЗ Москвы поступить очень трудно из-за крайне высокой численности абитуриентов. Объективно больше всего шансов там, где меньше всего претендентов на место, а эти показатели варьируются год от года.

Самое лучшее, что можно сделать – подать документы сразу в несколько театральных ВУЗов, тем самым серьезно увеличив шансы пройти конкурс в каком-нибудь одном. В условиях столь жесткой конкуренции, скорее, учебные заведения выбирают себе студентов, чем студенты – места учебы.

Подойдите к подготовке со всей ответственностью: в конечном счете, ваш успех на 90% будет зависеть от того, как вы подадите себя во время творческого экзамена и как выдержите коллоквиум.

Автор
Лигаев Юрий

Источник: https://www.teatr-Benefis.ru/staty/dlya-postupayushhih-v-vuzy/postuplenie-v-teatralnyj/

В какой театральный институт лучше всего поступать?

Да-да, вопрос звучит именно так: «в какой театральный институт лучше всего поступать»? Хотя он и не совсем корректен (в чем Вы убедитесь далее), но я поделюсь некоторыми своими наблюдениями по данному поводу.

Во-первых, как я неоднократно говорил, статус театрального вуза в нынешних реалиях – не так важен. А важен статус (уровень) конкретной мастерской. О том, какие есть хорошие мастерские и почему – я говорил тут. Повторяться не буду.

Во-вторых, существуют некоторые общие стандарты, скажем так.

Например, если Вы хотите поступать на режиссуру – лучше ГИТИСа «зверя нет» (несмотря на проблемы смены поколений, о чем буду говорить далее). А вот с актерским образованием – все сложнее.

В целом, считается (я сейчас говорю очень ОБЩО, но иначе нельзя) – что лучшее актерское образование дают Щукинское училище или Щепкинское училище. «Щепка» вообще считается одним из самых небольших театральных вузов – по сравнению с другими.

Но там готовят ТОЛЬКО актеров, в отличие от, например, того же МХАТа или ГИТИСа, где кого только не готовят.

Все дело еще в том, что в Щукинском и Щепкинском училище по-прежнему сохраняется весьма сильная связь (преемственность) актерских и педагогических поколений, а именно, там преподают те люди, которые ранее закончили этот же вуз.

В этом есть не только плюс, но и минус, кстати, ибо отсутствие стороннего взгляда на творчество, равно как и отсутствие педагогов других театральных школ и направлений в системе тамошней педагогики, создают, скажем так, условия одной и той же температуры. Ну, или один и тот же творческий оазис.

«Перемен мы ждем, перемен» (Виктор Цой). Впрочем, плюсов в такой ситуации все же больше.

Школа-студия «МХАТ» в смысле разнообразия творческих мастерских стала почти аналогом ГИТИСа. Ибо такого многообразия кафедр и факультетов, наверно, нет ни у кого.

Основу педагогического состава актерского факультета составляют «свои» (выпускники Школы-студии МХАТ). Однако, я полагаю (и это не только мое мнение), что уровень актерской подготовки в этом вузе – крайне неровен.

Да, там есть свои «мастодонты», к коим очередь в пол-Москвы, но есть и люди… не то, чтобы случайные, но значительно уступающие «старшему поколению».

Про ГИТИС хочу сказать вот что. Уровень подготовки на актерском факультете ГИТИСа – низкий. И я говорю так, хотя и безумно люблю ГИТИС! Когда я учился (а я учился на режиссерском, в актерско-режиссерской группе) – мы даже не ходили на их спектакли.

Да и зачем нам было это, когда тут же, на втором этаже (именно там располагается режиссерский факультет) – можно было увидеть блестящие работы Сергея Женовача, а в другом конце коридора – показывали «кудряши» (студенты профессора Олега Львовича Кудряшова), тут же – зал, где репетировали и показывали свои работы «захаровцы» (ведомые Марком Захаровым, легендарным режиссером Ленкома). Да и не только они!

Мастерская моего мастера по ГИТИСу – С.А. Голомазова на момент моего обучения — стабильно входила в пятерку лучших мастерских режиссерского факультета, и у нас был довольно «звездный» курс.

Мне очень повезло, что я застал то время, когда свои курсы в ГИТИСе вели непосредственно их художественные руководители. Просто сейчас все не так, к сожалению.

Режиссеры и их ближайшие помощники получили собственные театры (как Женовач, Голомазов) или создали собственные театральные школы (как Е. Каменькович, Г. Сидаков) и появляются в ГИТИСе все реже и реже.

Поэтому уровень режиссерского факультета ГИТИСа в последние годы упал, и сильно. А жаль.

Вообще, проблема смены поколений затронула ГИТИС довольно глобально. Так получилось, что прекрасные мастера режиссерского факультета, которых я перечислил выше, так и не смогли воспитать равных себе – как по профессионализму, так и по человеческим качествам.

И это стало очень большим минусом так горячо любимого мною вуза. Возможно, дело не только в том, что «кто-то не смог», а и в том, что необходимых условий для них создано не было — ГИТИС был и остается крайне непростым вузом с крайне непростой административной системой.

Но это уже глубокие причины. О них я говорить не стану.

Однако, если Вы хотите поступать в ГИТИС на актерский – поступайте лучше на режиссерский факультет (в актерско-режиссерскую группу) – в любом случае, уровень подготовки там будет выше, чем в среднем, на актерском факультете.

По актерскому образованию, предоставляемому во ВГИКе, ничего особенного сказать не могу, сталкивался с «тамошними актерами» довольно редко, но судя по тому, что видел или слышал – подготовлены «вгиковцы» довольно средне. Впрочем, «за всю Одессу» говорить не берусь, возможно, просто мне не попадались их лучшие актерские кадры. Но режиссеры ВГИКа это что-то. Да простят меня сейчас люди, учащиеся во ВГИКе на режиссерском…

Но я просто знаю, о чем говорю. Да, они умеют СНИМАТЬ, но делать хотя бы элементарный разбор драматургического материала – для них почти непосильная задача. Говорю так потому, что режиссеры ВГИК проходили у нас практику – на первом курсе. Господи, как они разбирали! Я, тогда еще неоперившийся студент, уже знал на первом курсе то, что они не знали на четвертом!

Конечно, мир не стоит на месте. Что-то наверно там меняется. Но мой довольно продолжительный опыт сотрудничества с режиссерами из ВГИКа – оставил удручающее впечатление.

Насчет актерского образования Института русского театра и МГУКИ – сам не сталкивался, но отзывы о них не самые лучшие.

В последние годы набирает популярность Ярославский театральный институт (ЯГТИ). Сам вуз расположен в Ярославле, но имеет филиал и в Москве. Я сталкивался с актерами, закончившими актерский факультет ЯГТИ.

Уровень актерского образования у них – весьма средний, однако, там попадаются и талантливые ребята. С недавних пор ЯГТИ взялся активнее покорять Москву, чему свидетельство сотрудничество с театром под руководством В.

Спесивцева, который при ЯГТИ сейчас открывает свой новый курс (прослушивание состоялось в конце мая).

Надеюсь, в данной статье я рассказал, в какой театральный вуз лучше всего поступать. Конечно, это неполная картина, она совсем не освещает ситуацию в регионах. Но это, по крайней мере, лучше, чем ничего. Возможно, в чем-то мои советы Вам помогут.

Если Вы хотите подготовить классную программу для РЕАЛЬНОГО поступления в театральный вуз — с опытными педагогами — то Вам — к нам, в Москву.

Но даже если Вы живете в другом городе — Вы сможете связаться с нами по Интернет — и мы Вам, без сомнения, поможем.

Искренне Ваш,

Александр Баринов

« Мой любимый театральный институт. Мой ГИТИС. Темы и проблемы современной драматургии »

Источник: http://xn----8sbcflre0apkqdho.xn--p1ai/v-kakoj-teatralnyj-vuz-luchshe-vsego-postupat.html

Как поступить в театральный?|Разговор со студентами

Тысячи студентов ежегодно задаются вопросом, как поступить в театральный ВУЗ. Для многих эта мечта так и остается недосягаемой вершиной, а кто-то воплощает ее в жизнь, преодолев все трудности поступления.

 О том как пройти конкурс 300 человек на место, оказаться в ВУЗе своей мечты и о буднях будущих звезд театра и кино, RMM рассказали студенты Екатерина Ерохина, Дарья Рябцева, Екатерина Рогачкова и Иван Фейгин.

Екатерина Ерохина, Институт Современного Искусства (ИСИ), 2 курс

— Творчеством я увлекалась с детства: в 8 лет прошла отбор в детский хор в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, где после года обучения мне разрешили участвовать в спектаклях. В целом, я выступала в этом театре около восьми лет.

К концу обучения в школе я уже прекрасно понимала, что вижу себя только в творческой профессии, поэтому в 9-ом классе, скрыв свой возраст, я прошла конкурс и поступила в ГИТИС.

 Педагог дал мне 3 месяца, чтобы я закончила школу экстерном, но тогда не получилось провернуть эту авантюру.

В 14 лет я первый раз снялась в фильме «Третье желание», в котором вместе со мной принимали участие известные актеры: Наталья Рудова, Михаил Дорожкин. Я играла главную героиню в детстве.

Подготовиться к творческому конкурсу мне помогли многие вещи: посещение занятий и «капустников» друзей из театральных ВУЗов, педагог моей подруги из  ВТУ им. Щукина, актер Михаил Дорожкин, который подсказывал какой материал будет более выигрышным.

По своему опыту могу сказать, что если ты часто читаешь одни и те же стихотворения и басни, пропадает ощущение новизны. Получается отработанная программа, «заезженная», и в результате ты начинаешь читать произведения как по шаблону.

Я считаю, что нужно ходить на подготовительные курсы, потому что многие в процессе обучения понимают, что актерские будни не соответствуют их ожиданиям.

Творческий конкурс – это одно из самых ужасных воспоминаний в моей жизни. Когда ты видишь перед собой 300 человек, а мест всего 25, то само собой начинаешь испытывать ужасное психологическое давление.

Во время туров, я приехала в 4 утра к дверям МХАТа, но была уже тридцатой в очереди,  потому что люди просто ночевали на скамейках. Дело в том, что во МХАТе действует правило «не принимать больше 100 человек в день».

В ИСИ искусства мне тоже пришлось отстоять огромную очередь, потому что впервые курс набирали Дмитрий Певцов и его жена Ольга Дроздова – актеры с большой буквы. Был огромный ажиотаж, поступило примерно 48 человек, что очень много для театрального ВУЗа.

В результате, кого-то отчислили, кто-то сам ушел. После всех трудностей, которые я преодолела — это большое счастье оказаться на курсе у таких именитых мастеров.

Большую часть своего времени я провожу в институте. У нас есть занятия по профильным предметам (регулярно ставим этюды, репетируем) и общеобразовательным. Ребята с актерского курса буквально живут в институте — это вообще нормальная ситуация для театральных.

Я безумно хотела бы попробовать себя именно в драматическом театре. В течение спектакля ты проживаешь целую жизнь. Кино привлекает, из-за возможности увидеть на экране все недочеты игры, проанализировать, можно поэкспериментировать в дублях, сыграть по-разному одну и ту же эмоцию. В кино ты снимаешься у разных режиссеров, и у каждого приобретаешь определенный опыт в свою актерскую копилку.

Моя давняя мечта – сыграть в историческом фильм, прочувствовать дух того времени. Привлекают роли характерных героинь — хочется сыграть что-то серьезное и глубокое. Ни за что не стала бы играть блондиночку/брюнеточку в сериале по типу «Универ».

Упаси Бог! В такие проекты люди идут из-за пиара, славы и денег. Режиссер, который знает цену себе и своему творчеству никогда не возьмет «девочку из сериала на ТНТ».

Он лучше выберет никому не известную выпускницу театрального и раскроет ее в этом фильме.

Дарья Рябцева, ГИТИС,2 курс

— С детства я любила примерять на себя разные роли, ходила в театральный кружок, а окружающие всегда отмечали мои успехи в актерском деле. Поэтому в 10-ом классе я поступила в театральную школу, где и началась моя подготовка к поступлению в ВУЗ.

Помимо того, что в школе мы занимались актерским мастерством, сценическим движением, вокалом, я готовила программу для поступления с педагогом.

На самом деле, я не представляю как люди без подготовки поступают куда-то! На протяжении всех занятий со своим учителем ты читаешь и отрабатываешь абсолютно разные произведения, а за 2 месяца до поступления ты естественно включаешь в программу то, что наиболее удачно у тебя получается, оставляя остальное «про запас.

Когда ты каждый день ходишь по творческим конкурсам, читаешь программу, слушаешь критику, страх пропадает. Я была на прослушиваниях практически во всех ВУЗах кроме МХАТа и в результате поступила в ГИТИС на факультет мюзикла под руководством Стаса Намина. Он отличается от актерского только тем, что в расписании больше часов хореографии и вокала.

В предпоследний день перед зачислением на актерский факультет, нам  дали задание выйти на сцену и удивить комиссию. Я показала этюд со стремянкой: на огромных каблуках залезала на нее, читала стих, делала вид, что собираюсь прыгнуть, спускалась по стремянке пев песню, и в конце выстрелила из хлопушки с серпантином.

На первом и втором курсе  все, в основном, сосредоточены на учебе, а с третьего студенты уже начинают искать работу, пробуются в театры. Что касается меня, то я ставлю в приоритет кино. Хотелось бы сыграть отрицательного персонажа, хотя все говорят, что у меня внешность пай-девочки.

Актерская профессия безумно сложная, ты никогда не сможешь полностью посвятить себя семье, работа будет на первом месте. Я бы не советовала никому и никогда в это дело влюбляться.

В актерской среде присутствует постоянная конкуренция. Когда погружаешься в эту профессию сразу становится очевидно, что у кого-то определенные вещи получаются лучше, чем у тебя. Безусловно, это выбивает из колеи, особенно обладателей «синдрома отличника». Процесс поступления – это отдельная тема. После всех творческий конкурсов у меня не осталось никаких чувств, я была эмоциально выжата.

Екатерина Рогачкова, Школа-студия МХАТ, 2 курс

—  Я начинала с театральных студий, школ и так постепенно пришла к тому, что игра на сцене стала основным делом моей жизни.

Подготовка к поступлению проходила насыщенно: помимо моего обучения в театральной школе, я ходила на подготовительные курсы во МХАТ, дополнительно занималась с репетитором и , конечно, занималась самостоятельно. В результате программа получилась у меня довольно большая: 10 отрывков из проз, 15 стихотворений, 5 басен.

При поступлении во МХАТ я читала отрывок из «Живи и помни» Распутина, стихи Цветаевой. Мне повезло: неординарные задания от комиссии мне не попались ни на одном из 30 прослушиваний.

На курс поступили 25 человек, но сейчас нас осталось 18. Увы, выдерживают учебный график не многие. Мне очень нравится чему нас обучают в школе-студии: актерское мастерство, сценической движение, парная акробатика, вокал и гуманитарные предметы (история театра, литература) — мы получаем всестороннее развитие. Курс у нас ведет Евгений Писарев — художественный руководитель театра им. Пушкина.

С кино у меня пока отношения не очень близкие, сейчас развиваюсь больше в сторону театра. Пока удалось сыграть только две небольшие роли в массовке, в театре им. Пушкина, но все равно это был очень ценный опыт.  Роль моей мечты – Леди Макбет и Екатерина Ивановна из «Преступления и Наказания».

Что касается трудностей в актерской профессии — иногда бывает сложно себя «зажечь», потому что работать надо всегда и помногу, независимо от настроения и усталости.

Нужно любить то, чем ты занимаешься, жизнь, театр, людей. Только благодаря любви можно сделать что-то стоящее, потому что если ты посвятишь себя актрскому ремеслу только из-за корыстных побуждений, (денег и славы) ничего не выйдет.

Иван Фейгин, ГИТИС, 1 курс

— Мой отец режиссер, и у него своя студия в университете РАО, куда я часто ходил в детстве.

Приобретя азы актерского мастерства, я поехал в детский трудовой лагерь вожатым и ставил с ребятами театральные постановки, мне это было дико интересно.

После 9 класса я поступил в специальную театральную школу, где мы занимались по программе 1-го курса театрального ВУЗа, готовили этюды и программу для поступления.

Сначала я пытался поступить ВГИК, несмотря на то, что я прочел программу не очень хорошо, меня отправили сразу на второй тур, наверное благодаря внешности. А дальше началась «черная полоса»: я стал «слетать» со всех конкурсов — с Щепки, Щуки. Тогда я попросил у отца помощи, мы стали много заниматься, каждый день.

В ГИТИС на курс к Сергею Галомазову я пришел со старой программой, но уже «отшлифованной». Руководитель меня как-то выделил и пропустил на следующий тур и тогда я стал полностью менять свою программу, в которую в итоге вошли: монолог Треплева из «Чайки», стихотворения «Ананасы в шампанском» и «Я влюблен. Мне пятнадцать. Она холодна…», басня «Заяц во хмелю».

Я полюбил то, что я читаю, а когда ты любишь свою программу, у тебя все получается.

Бывает, что конкурсы выпадают на один день и ты начинаешь бегать по маршруту ВГИК-МХАТ-ГИТИС. Во МХАТ я не прошел — срезали на последнем этапе.

А в ГИТИС меня взяли, сейчас открою тайну почему: пришел я на первый конкурс полным заморышем, и с каждым туром «рос». Самое ценное — это когда комиссия видит, что ты раз от раза читаешь лучше и растешь у них на глазах.

Первые прослушивания в театральный ВУЗ начинаются в марте, и до лета у студента есть прекрасная возможность усовершенствовать программу.

Один из моих любимых спектаклей — «Венерин волос» в театре Петра Фоменко. Вообще, беда людей, связанных с актерской профессией, заключается в том, что во время просмотра спектаклей они  обращают внимание в основном на технические детали, но выйдя с «Венериного волоса» пересматриваешь все свое существование. В таких спектаклях хочется играть.

Всем ребятам, которые хотят стать актерами советую прежде всего понять нужно ли тебе это на самом деле или нет, потому что потом, если актерская среда «затянет» — из нее уже не выбраться. И, конечно, нужно много читать, посещать спектакли, быть собой. Привлечь мастера ты можешь исключительно своей индивидуальностью.

Источник: http://www.russmodamag.ru/13065

Студиорум
Добавить комментарий