Изложение по русскому языку 9-й класс

Содержание

Сжатое изложение по русскому языку в 9 классе. Подготовка к ОГЭ

Изложение по русскому языку 9-й класс

Сжатое изложение – вид работы, с которым учащимся предстоит встретиться при сдаче ОГЭ по русскому языку, поэтому необходимо готовиться к нему заблаговременно.

Хорошо, если учащиеся на протяжении учёбы в 5-9 классах постепенно осваивали этот вид изложения.

Если же нет, то учеников следует ознакомить с основными правилами написания таких видов работы, показать им приёмы сжатия текста, отработать на практике весь процесс написания сжатого изложения.

Данный вид работы позволяет проверить глубину понимания текста,  умение выделять главную и второстепенную информацию, строить связное высказывание на основе сокращенного текста.

Основные требования к сжатому изложению:

  • Информацию исходного текста нужно сократить и обобщить;
  • Необходимо отразить основные мысли автора, искажение авторских суждений не допускается;
  • Должна быть сохранена последовательность изложения содержания;
  • Нужно передать микротемы исходного текста, их три; пропуск микротемы или нарушение абзацного членения ведёт к снижению оценки.

Кратко изложить прослушанный текст гораздо сложнее, чем текст прочитанный, поэтому при подготовке к написанию сжатого изложения имеет смысл потренироваться сокращать прочитанный текст, то есть тот, который вы восприняли визуально. Следующим этапом будет уже сокращение текста, воспринятого на слух, здесь можно воспользоваться аудиозаписями текстов.

Виды компрессии текста

При работе с текстом, воспринятым визуально, можно потренироваться сокращать текст различными способами. Существует несколько приёмов компрессии (то есть сжатия) текста:

В этом случае мы убираем из предложения несущественные подробности, второстепенную информацию. Исключаем повторы, синонимы, вводные и вставные конструкции, уточнения и пояснения. Например: Вчера вечером, на закате дня, я сидел на автобусной остановке, ожидая рейсовый автобус, на котором должны были приехать гости. – Вчера вечером я ждал на остановке автобус, чтобы встретить гостей.

Можно заменить однородные члены предложения обобщающим словом, прямую речь косвенной, сложного предложения простым, предложения или его части указательным местоимением и т. д. Например: Мария сказала: «Простите меня, я не хотела вас обидеть. Проходите к столу».– Мария извинилась и пригласила гостей к столу.

Объединение двух простых предложений или сложного и простого, сопровождающееся зачастую заменой или исключением. Например: Мы вместе ходили на рыбалку. Там, забросив удочки, мы подолгу разговаривали обо всём: о школе, о новом составе редакции газеты, о последних прочитанных книгах.– Мы вместе ходили на рыбалку и подолгу разговаривали обо всём.

Основные принципы сжатия текста:

  • В результате сокращения должен получиться связный, логичный текст, а не его план или подробный пересказ.
  • В новом тексте должны быть сохранены все микротемы, основная мысль исходного текста.

Рекомендации для работы с текстом, воспринимаемым на слух:

  1. При первом чтении текста постарайтесь сосредоточиться на восприятии текста, определении основной темы, микротем, идеи (основной мысли) текста.

    Можно ограничиться только прослушиванием, но можно и начать делать записи, тогда нужно обратить внимание на первые предложения каждого из трёх абзацев (между ними при чтении заметная пауза) и кратко записать их.

    Первое предложение – это абзацный зачин, часто именно в нём заключается смысл микротемы. Записи следует делать, оставляя места между строками, чтобы потом вписать туда необходимую информацию.

  2. Между первым и вторым чтением отводится 5-7 минут для осмысления текста. В это время нужно кратко записать последовательность событий, восстановить ход рассуждений автора. Можно составить план, в котором определить микротемы.

  3. При втором прослушивании проверьте правильность выделения абзацев, дополните и откорректируйте записанные материалы.

    Обратите особое внимание на даты, собственные наименования, цитаты, важные для передачи основной мысли текста.

    Зафиксируйте последовательность: в повествовании – начало события, его ход, кульминация, конец; в описании – предмет и его существенные признаки; в рассуждении – тезис, доказательства, вывод.

  4. Выберите способы компрессии для каждой части текста и затем, используя эти способы, сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы. После записи сжатого изложения проверьте, удалось ли сохранить связь между частями, авторский замысел. Перечитайте текст и посчитайте количество слов. Если их меньше 70-ти, подумайте, какую часть можно расширить.

  5. После проверки содержания тщательно проверьте грамотность (наличие грамматических, речевых, орфографических, пунктуационных ошибок), перепишите сжатое изложение в чистовик.

Пример сжатия текста

Рассмотрим в качестве текста для сжатого изложения фрагмент статьи Д. С. Лихачёва «Цель и самооценка».

Исходный текст:

Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.

Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура… Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Он ставит перед собой цель, достойную человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, – какие неудачи могут его постигнуть! Не тому помог, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи.

Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает и у самых лучших врачей. Но в сумме ты помог все-таки больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорченье.

У кого-то лучшая мебель или лучшая машина – тоже огорченье, и еще какое!

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все.

А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от сердца, а не только от головы, не было бы «принципом», лишенным чувства доброты.

Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, к своей стране, к ее великому прошлому, ко всему человечеству.

Использование приемов компрессии

Фрагмент состоит из трёх абзацев-микротем, которые можно озаглавить следующим образом:

  • Жизненная цель – самооценка человека.
  • Сверхличная цель позволяет человеку прожить жизнь достойно.
  • Главной жизненной задачей должна быть сверхличностная, диктуемая добротой и любовью.

1-ый абзац: Используя исключение и замену, получаем:

Когда человек выбирает себе в жизни цель, он вместе с тем дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на их уровне. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Это цель, достойная человека.

2-ой абзац: В результате компрессии методом исключения получаем:

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством. Если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, какие неудачи могут его постигнуть? От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.

3-ий абзац: В этом абзаце самая важная информация, поэтому большую часть оставляем, в начале абзаца используем слияние, последнее предложение сокращаем путём замены и исключения:

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, в отличие от  человека, который радовался каждому своему доброму делу. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от сердца. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой и любовью.

Сжатое изложение:

Когда человек выбирает себе в жизни цель, он вместе с тем дает себе оценку. Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные жизненные блага, он и оценивает себя на их уровне. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, то он оценивает себя на уровне своей человечности. Это цель, достойная человека.

Только сверхличная цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством. Если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, какие неудачи могут его постигнуть? От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка – неправильно выбранная главная задача в жизни.

Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает больше огорчений, чем радостей, в отличие от  человека, который радовался каждому своему доброму делу. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, шло от сердца. Поэтому главной жизненной задачей должна быть задача сверхличностная, а не эгоистичная. Она должна диктоваться добротой и любовью.

Оценивание результата

изложения оценивается от 0 до 2 баллов в зависимости от количества переданных микротем: если все микротемы отражены, то 2 балла, если же ученик упустил или добавил более одной микротемы, то это 0 баллов.

Приёмы сжатия оцениваются тоже по отношению к микротемам: если один или несколько приёмов сжатия были использованы во всех микротемах, то это даёт максимальные 3 балла, соответственно в двух микротемах – 2 балла, в одной микротеме – 1 балл. Если приёмы компрессии не использовались вообще – 0 баллов.

Третий критерий – оценивание смысловой цельности, связности и последовательности получившегося текста. Здесь учитывается правильность деления текста на абзацы, отсутствие логических ошибок. Максимальное количество баллов – 2. Одна логическая ошибка или одно нарушение деления на абзацы позволяет получить один балл, если нарушений больше – 0 баллов.

Таким образом за содержание сжатого изложения максимальное количество баллов равняется 7.

Грамотность оценивается по критериям, указывающим допустимое количество орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых ошибок. Кроме того, оценивается фактическая точность высказывания.

Если в работе не больше двух орфографических, двух пунктуационных, двух речевых, одной грамматической  и нет ошибок в понимании и употреблении терминов, а также отсутствуют фактические ошибки, то по этим критериям ученик получает максимальные 10 баллов.

В общем, в сумме, учащийся может получить за написание изложения максимально 17 баллов.

Поделитесь статьей в соц. сетях:

Источник: http://olgadyachenko.ru/szhatoe-izlozhenie.html

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме: Изложение

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

9-й класс

Сжатое изложение на аттестационном экзамене по русскому языку

Изложение – один из традиционных видов работы по развитию связной речи учеников, оно учит их целенаправленно воспринимать речь на слух и запоминать не только содержание высказывания, но и его языковую форму. Грамотное восприятие текста помогает репродуктивному письму, т.е. воспроизведению его в форме изложения.

В процессе подготовки к экзамену учителю необходимо проводить содержательно-композиционный анализ текста, направленный на то, чтобы помочь школьникам понять и запомнить его содержание.

Воспроизвести авторскую речь (типы речи, стиль, особенности лексики и грамматического строя речи) помогает языковой разбор текста.

При его проведении рассматриваются наиболее выразительные слова и конструкции, важные для передачи темы и основной мысли высказывания; на основе анализа структуры текста определяется схема его строения (выявляется, из каких типовых фрагментов – повествование, описание, рассуждение – состоит изложение), определяются способы связи предложений; выделяются микротемы (очень важно, чтобы ученики запомнили, что количество микротем в экзаменационной работе должно соответствовать их количеству в прочитанном тексте!), составляется план текста; выявляются стилевые особенности высказывания, его жанровая специфика.

Особое внимание обращаем на то, что мы пишем сжатое изложение.

 Девятиклассники должны овладеть методикой использования разных способов сжатия информации: удаления деталей (несущественных для понимания основного содержания), обобщения (несколько слов, обозначающих видовые понятия, могут быть заменены одним, обозначающим общее для них родовое понятие), объединения (например, два или несколько предложений могут быть объединены в одно).

В процессе подготовки к экзамену можно использовать сборники тренировочных заданий (варианты ГИА по русскому языку).

Подготовительная работа такого рода поможет школьникам успешно справиться на экзамене с частью С1. 

Возьмем в качестве примера текст из сборника С.И. Львовой и Т.И. Замураевой “ГИА – 2010. Русский язык. Тренировочные задания”. 

Раньше в Сочи можно было сфотографироваться на фоне красивых и ухоженных пальм, каких-нибудь интересных строений, но потом фоном стали служить куклы и маски.

Но вот место кукол заняли живые животные, в том числе и экзотические, привезенные из разных стран мира: суетливые обезьяны, зубастые крокодилы, разноцветные попугаи.

Вскоре к ним присоединились маленькие пумы, тигры, львы и “герои русских сказок” – медведи и рыжие лисицы. Сегодня такой “зоопарк” можно увидеть на любом черноморском курорте.

Уже несколько лет сочинские защитники животных при поддержке общественных организаций страны выступают за то, чтобы запретить фотографам использовать животных. Но ничего сделать не могут.

Причина в том, что в российском законодательстве отсутствуют статьи, в соответствии с которыми можно требовать принятия мер в отношении людей, жестоко относящихся к животным или содержащих животных в условиях, которые не отвечают их естественным потребностям.

Я вспомнил, как однажды сидел на скамье возле причала, а рядом со мной пристроился фотограф, который держал на цепи двух обезьян. Когда он заставлял одну из них съесть пирожок, та закричала, но он пытался принудить ее это сделать, засовывая кусок силой.

Обезьянка вырвалась из рук фотографа, подбежала ко мне и доверчиво прижалась. Я обнял ее и заглянул в добрые светло-зеленые глаза, а она смотрела в мои.

Мне не хотелось с ней расставаться, но “царь природы” – человек – схватил ее и пошел дальше извлекать прибыль, причиняя страдания беззащитному и доброму существу.

Мы должны понять, что человек – не центр Вселенной, что на нашей планете кроме нас есть еще и другие создания, которые способны любить, страдать, чувствовать так же, как и все мы. Но многие люди не замечают этого, отбирая детенышей у родителей, продавая зверюшек за деньги и наживаясь на их страданиях. Пора бы одуматься, человек!

(По С.Симонову)

Перед нами текст, относящийся к публицистическому стилю, что легко определить по наличию в тексте общественно значимой информации (проблема жестокого обращения с животными) в сочетании с одновременным воздействием на читателя или слушателя – побуждением его к защите братьев наших меньших. Для высказываний публицистического стиля характерны образность, эмоциональность, оценочность и призывность, а также соответствующие им языковые средства (эпитеты, сравнения, метафоры, восклицательные предложения). Они тоже есть в тексте изложения (добрые глаза, “царь природы – человек”, “…создания, которые способны любить, страдать, чувствовать так же, как и мы”; “пора бы одуматься, человек!”). Если говорить о жанре текста, это проблемный очерк; в нем ставится этический вопрос, к решению которого автор пытается привлечь своих читателей.

Текст разбит на четыре абзаца, микротема каждого логически связана с микротемами других частей текста. В первом абзаце автор без использования оценочной лексики описывает своеобразный “зоопарк” курортных фотографов; во втором говорится, что защитники животных в г.

 Сочи выступают против таких “зоопарков”, называется причина безуспешности попыток остановить жестокое обращение с животными – отсутствие закона; в третьем эмоционально рассказывается о конкретном случае жестокого обращения с маленькой обезьянкой; в четвертом содержится призыв: “Пора бы одуматься, человек!”. Четвертый абзац по типу речи является рассуждением, элементы рассуждения есть и во втором абзаце; в первом и третьем абзацах находим элементы описания; в целом же первый, второй и третий абзацы представляют собой повествование.

Девятиклассники должны четко знать признаки трех типов речи: повествования (рассказ, сообщение о каких-либо событиях в их временно?й последовательности), описания (словесное изображение какого-либо явления, предмета с перечислением его признаков), рассуждения (доказательство или объяснение какого-либо положения, мысли) – и определять их при прослушивании высказывания, находя соответствующие им языковые особенности.

При составлении плана данного текста учитываем, что он состоит из четырех довольно объемных (из нескольких предложений) абзацев. План, соответственно, может состоять из четырех пунктов, каждый из которых является выражением конкретной микротемы.

Возможный план:

1. “Зоопарк” у фотографов черноморских курортов.

2. Почему требования защитников животных в России не выполняются?

3. Эпизод с маленькой обезьянкой.

4. “Пора бы одуматься, человек!”.

При написании изложения помним, что в нем должно быть не менее 90 слов, но и слишком увеличивать их количество тоже не следует: это сжатое изложение.

В каждом абзаце используем различные способы сжатия текста. Так, например, в первом абзаце можно использовать и удаление, и обобщение, и объединение. Абзац может получиться таким:

Раньше в Сочи можно было сфотографироваться на фоне пальм или интересных строений, позже – на фоне кукол и масок, а теперь – вместе с различными животными, в том числе экзотическими. Такой “зоопарк” можно сегодня увидеть на любом черноморском курорте.

Второй абзац при сокращении может выглядеть так:

Сочинские защитники животных и общественные организации выступают за то, чтобы запретить фотографам использовать животных в своем “бизнесе”, но безуспешно: нет в российском законодательстве статьи, предусматривающей наказание за неправильное содержание животных или за жестокое обращение с ними.

Обратим внимание учеников на то, что высказывание дается от первого лица (это отчетливо проявляется в третьем абзаце). Если в задании не указано, что изложение пишется с заменой первого лица на третье (как правило, этого указания нет), то сохраняется грамматический строй прочитанного текста.

Тем не менее исключать такое задание нельзя, поэтому при необходимости в рассматриваемом высказывании местоимение я можно заменить на лексемы автор текста, С.Симонов он.

Если автором текста является известный школьникам писатель, публицист или ученый (например, в рассматриваемом сборнике приводится отрывок из художественного произведения российского детского писателя Владислава Крапивина; в некоторых сборниках есть в качестве текстов для изложения отрывки из статей известного филолога, академика Д.С.Лихачева), можно добавить слова: писатель, автор многих книг для юных читателей, журналист, ученый и др.

Третий абзац можно оформить следующим образом:

Я помню эпизод жестокого обращения фотографа с маленькой обезьянкой. Несчастное животное, гремя цепью, вырвалось из рук мучителя, подбежало ко мне и доверчиво прижалось. Не хотелось расставаться с обезьянкой, но хозяин забрал беззащитное существо, чтобы использовать его в своем прибыльном деле.

Четвертый абзац очень важен для понимания главной мысли текста. Он строится по типу рассуждения: здесь автор эмоционально высказывает свое отношение к поднятой проблеме. Последний абзац может быть таким:

Необходимо понять, что человек не центр Вселенной, рядом с ним живут существа, способные любить и страдать. О них нужно заботиться. Одумайся, человек!

В сборниках, содержащих тренировочные варианты ГИА по русскому языку, есть критерии оценки изложений. Ими учащиеся должны руководствоваться при написании работы. Хотелось бы, чтобы эта статья также послужила подспорьем при подготовке к экзамену.

Успехов ученикам и, конечно, моим коллегам!

Л.В. ТОРОПЧИНА,гимназия № 1549,

г. Москва

Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/04/17/izlozhenie

Как написать изложение по русскому языку? Как написать сжатое изложение?

В принципе, о том, как написать изложение, весьма подробно рассказывают ученикам в школе, на уроках, перед тем как дать такое задание. Но не всем бывает понятно объяснение с первого раза. Так что следует рассказать обо всех принципах написания сжатого изложения во всех подробностях.

Суть работы

Начать стоит с определения. Изложение – это, по сути, письменный пересказ определенного текста своими словами. Сейчас это уже называется рерайтом (и многим школьникам, к сожалению, ближе именно это слово). Оно бывает повествовательным, описательным и рассудительным. В принципе, классификация здесь такая же, как и в случае с сочинением.

И основная суть работы – передать смысл текста, пусть и в сокращенном варианте. Наоборот, сжатые тексты очень ценятся. Но главное, чтобы суть изначального произведения не изменилась. И именно это у многих вызывает сложность.

Из-за такой проблемы многие и задумываются: а как написать изложение? 9 класс, 11-й или 7-й – где бы ни учился школьник, у него может возникнуть данный вопрос. К сожалению, немалое количество школьников страдает невнимательностью и плохой памятью. Они могут не уловить каких-то важных деталей, наличие которых в тексте необходимо.

Или, что ещё хуже, не понять смысл произведения в принципе. Но это всё не страшно: с каждой проблемой можно справиться, и написание изложения перестанет казаться чем-то сложным.

Как написать изложение повествовательного характера?

Этот тип работы называется еще сюжетным изложением. И он считается наиболее простым.

Потому что в качестве базы для изложения используется текст, в котором рассказывается о каких-то событиях, о городах, странах или о жизни определенной личности. Может, об отдельном роде деятельности.

Например, в качестве диктуемого текста преподаватель имеет право выбрать рассказ о профессии инженера. Или историю Москвы, Севастополя, Мюнхена, Рима, да вообще любого города.

Итак, первое, что нужно усвоить любому школьнику, – во время прослушивания текста надо быть максимально сосредоточенным. И пока педагог зачитывает произведение, ученик должен определить его характер. Текст может быть как чисто информативным, так и художественным. Соответственно, заданному стилю и нужно будет следовать при написании своего пересказа.

Второе – надо запоминать события. Что произошло, где, при каких обстоятельствах, почему – на все это в тексте есть ответы.

И нужно во время прослушивания, в уме, подставлять эти вопросы под зачитываемое произведение. Так намного проще усваивается текст.

К тому же так получается выстроить у себя в голове последовательность, цепочку, которой и будет следовать ученик во время написания пересказа.

Типичные ошибки

Многие школьники, задумываясь о том, как написать изложение, на самом деле размышляют немного о другом. Если быть точнее, о том, как бы не допустить ошибку. И правильно. Потому что ошибки допускают многие.

Одна из наиболее распространенных заключается в следующем: ученик цепляется за единственный запомнившийся факт из озвученного текста и пытается, как говорится, раздуть из этого свой пересказ.

И пока он сосредоточенно пишет, всё остальное запомнившееся медленно растворяется в памяти.

Лучше делать так: сделать наброски в виде плана, в которых будут основные ключевые слова или фразы, по которым потом ученик спокойно восстановит весь текст.

Еще одна ошибка – многие, набрасывая план, стараются сразу придать тексту художественности, вписывая красивые речевые обороты, цитаты и т. д. Это можно отложить на потом – лучше в это время выписать имена действующих героев, даты, точные названия мест действий и другие важные нюансы. Это будет более практично.

Описание

Теперь – пара слов о том, как написать изложение описательного характера. Большинству данный тип работы кажется наиболее сложным. И в принципе, можно понять почему. Потому что в тексте описательного характера кроется огромное количество деталей.

Если ученикам предстоит пересказать портретное эссе, то им нужно запомнить практически все: цвет глаз главного героя, их прищур, оттенок волос, а также какие они – кудрявые, прямые или, может, слегка вьющиеся? Родинка на правой щеке, шрам, добавляющий оригинальности и загадочности, горделивая осанка, задумчивый взгляд – именно такими оборотами любят “сыпать” авторы подобных текстов. И всё это предстоит пересказать в своем изложении ученику.

И как написать изложение по русскому языку такого характера? Многие советуют по ходу прочтения текста представлять у себя в уме портрет (пейзаж, обстановку, смотря что будет в центре сюжета), а потом описывать это в пересказе. Своеобразная визуализация, можно сказать.

Кстати, иногда ученика может выручить его же эрудиция. К примеру, если в тексте речь шла про коллекцию книг, марок или про какой-либо город, об истории которого он неплохо осведомлен, а память подвела, то можно просто вставить несколько предложений, выбрав информацию из копилки собственных знаний.

Рассуждение

Последний тип, о котором стоит рассказать. Как хорошо написать изложение-рассуждение? В принципе, просто. Главное – соблюдать несколько простых правил. Во-первых, надо уметь думать. Слушая текст, надо задавать по ходу его озвучивания вопросы себе самому.

Почему это происходит? Где? Что может произойти? По каким причинам? Каково будет следствие? Вопросов может быть неограниченное количество. Тем более лучше, если их будет больше.

Ученик сам себя сильнее заинтересует и настроится искать ответы на заданные себе же вопросы.

Еще желательно успевать по ходу прослушивания выделять в самом тексте определенные компоненты рассуждения. И обязательно уточнить основную мысль, которую хотел передать автор. Даже если в процессе написания ученик забудет часть деталей, но будет помнить главную суть, завершить изложение получится. Ведь, как говорится, главное – начать и закончить, а в остальном можно и импровизировать.

А еще стоит постараться запомнить несколько аргументов, которые привел сам автор текста. Потом ученик либо впишет их в свой пересказ, либо они станут основой для его рассуждений. Вот что нужно обязательно запомнить школьнику, если он задумывается о том, как хорошо написать изложение.

Краткость – сестра таланта

И это верное утверждение. Потому что не у всех получается коротко, но ёмко передать суть чего-либо. А это надо бы уметь. Потому что в школах часто дают задание, суть которого заключается в написании сжатого изложения.

Если ученик умеет расставлять логические акценты, неплохо рассуждает и употребляет различные речевые фигуры, это хорошо. Но как написать сжатое изложение, если программа того требует?

Тут существует только одно правило – надо выделить самое главное в тексте и отбросить второстепенное. Не стоит перенасыщать свой пересказ ненужными деталями и подробностями. Только основная суть.

Ученик может представить, что он пишет не пересказ, а новость, как публицист. А каково её главное предназначение? Чтобы человек быстро прочитал её и понял, что случилось. Тут то же самое.

Вот, в принципе, и ответ на вопрос о том, как написать сжатое изложение.

Как слушать текст в первый раз?

Пожалуй, об этом тоже стоит сказать пару слов. Эта тема имеет непосредственное отношение к советам касательно того, как написать изложение по русскому языку грамотно.

Во время первого прочтения необходимо сконцентрироваться на содержании и постараться выделить из услышанного все самое главное. И желательно поделить текст на логические части. Еще важно определить смысл и тему произведения.

Как только педагог закончит читать, стоит набросать в черновике план. И определить специфические особенности структуры текста и его композиции. Если это повествование, например, важно уловить, где начинается завязка, где – кульминация и в каком месте развязка.

Второе прослушивание

Слушать второй раз текст надо не менее внимательно. Следует конкретизировать свои первые впечатления и исправить самого себя. Если недочетов нет, то можно почерпнуть ещё несколько подробностей.

И уже после второго прослушивания можно приступать к набрасыванию чернового варианта пересказа. В ходе этого процесса ученик уже поймет, что ему стоит писать в чистовом варианте и как.

Написать изложение по русскому несложно, только надо следовать этим рекомендациям. Ведь они действительно всё упрощают.

Работа с чистовым вариантом

Самый последний этап – это чистка черновика. Из набросков нужно полностью убрать несущественную информацию. То есть ту, без которой текст не потеряет своего смысла. Также стоит перечитать написанное от начала до конца и, если требуется, перестроить предложения.

И заменить повторяющиеся часто слова на синонимы. Так текст не будет выглядеть перегруженным. А если изложение должно быть сжатым, а не стандартным, то придется еще исключить из текста детали с подробностями. Единичные и конкретные явления – обобщить, в свою очередь.

В принципе, это всё, что нужно знать ученику, которого волнует вопрос о том, как правильно написать изложение. Достаточно следовать вышеупомянутым рекомендациям, и все получится.

Источник: http://.ru/article/254355/kak-napisat-izlojenie-po-russkomu-yazyiku-kak-napisat-sjatoe-izlojenie

Сжатое изложение

Сжатое изложение

Всё о сжатом изложении

Способы и приёмы сжатия текста (СКАЧАТЬ)

Советы по написанию изложения

1. Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.

2. Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.

3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.

4. Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.

5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.

6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.

7. Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения:

• Способ замены. Например, у вас в тексте идет предложение: «Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». Выделенные слова вы заменяете так:  «Все жители вышли на охрану родного города».

• Способ исключения. В этом случае вы можете исключить лексические повторы, некоторые однородные члены, фрагменты предложения, имеющие менее существенное значение. Например: «Камни Кремля могут  звучать.

У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля».

Исключив ряд слов, вы можете создать такое предложение: «Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».

• Способ слияния. Это образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же.

Например: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню».

Из двух предложений делаем одно: «Призвание – это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».

8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.

9. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас  сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.

10. После этого можете переписывать работу в чистовик.

Источник: 

http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/

записи текстов с сайта ФИПИ

для написания сжатого изложения

Сжатые тексты изложений 

из открытого банка заданий ФИПИ (31 текст). Скачать.

1. Сущность понятия “власть”. (ФИПИ)

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

2. Мы часто говорим о сложностях. (ФИПИ)

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

3. Испытания ждут дружбу всегда. (ФИПИ)

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

4. Универсального рецепта… нет. (ФИПИ)

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

5. Можно ли одной исчерпывающей формулой… (ФИПИ)

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

6. Война была для детей жестокой. (ФИПИ)

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

7. В обществе, где культивируется идея… (ФИПИ)

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

8. Когда мне было лет десять. (ФИПИ)

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

9. Одному человеку сказали. (ФИПИ)

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

10. Есть ценности, которые изменяются. (ФИПИ)

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

11. Времена меняются. (ФИПИ)

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

12. Какой бы интересной ни была… жизнь ребёнка… (ФИПИ)

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

13. Неуверенность в себе. (ФИПИ)

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

14. Слово “мама”. (ФИПИ)

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

15. У каждого из нас были… игрушки. (ФИПИ)

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

16. В детстве человек счастлив по умолчанию. (ФИПИ)

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

17. Я вспоминаю сотни ответов мальчишек. (ФИПИ)

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

записи текстов 

для написания сжатого изложения

1. Истинная Любовь и истинная Дружба.

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

2. Для большинства из нас с детства…

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

3. К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности…

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

4. Самая большая ценность народа – язык.

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

5. Есть поговорка: “На войне детей не бывает”.

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

6. Я вспоминал сотни ответов мальчишек.

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

7. Что такое совесть.

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

8. Не помню где, в воспоминаниях какого-нибудь революционера…

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

9. Время меняет людей.

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

10. Человек совершил проступок…

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

11. Что такое нравственность.

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

12. Грубость в языке, как и грубость в манерах…

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

13. Я давно мечтаю об этом…

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

14. Были ли у человеческого искусства два пути…

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

15. Историки, изучая жизнь широких народных масс…

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

16. Меня предал родной человек

запись изложения               Текст для написания сжатого изложения

Источник: http://russian-literat.ucoz.com/load/ogeh_po_russkomu_jazyku_chast_1_szhatoe_izlozhenie/40-1-0-379

Что такое сжатое изложение по русскому языку :

Сжатое изложение – часть выпускного экзамена, который сдают учащиеся девятых классов. От него во многом зависит итоговое количество баллов, а следовательно, и общая оценка.

У многих выпускников оно вызывает мелкую дрожь, но на самом деле, все не так страшно. Сжатое изложение может написать каждый. Достаточно знать, что требуется и какие критерии оценивания.

Об этом и поговорим в данной статье.

Изложение в 9 классе: основные принципы

Сжатое изложение по русскому языку – это особый вид речевой работы. Здесь выпускник должен показать свое умение вычленять главное, синтезировать и составлять из всего этого связный текст.

Как правило, необходимо убирать из текста несущественные детали, какие-либо неинформативные факты. Сокращенный текст должен содержать от семидесяти до девяноста слов. Таким образом, он должен быть сокращен на треть.

На первый взгляд кажется очень простое задание, однако не нужно забывать, что сжатое изложение – это своего рода очень хороший конспект того, что выпускник воспринял на слух. Читается текст всего два раза. Это в значительной мере усложняет задачу.

Требования к сжатому изложению

Экзамен по русскому языку, включающий в себя сжатое изложение (9 класс), может быть максимально оценен в 39 баллов, причем значительная часть из них ставится именно за речевую работу. Поэтому нелишним будет разобраться с требованиями, которые предъявляются к данной работе.

Для наглядности разберем критерии к выставлению баллов за сжатое изложение. Их можно разделить на две группы: одна касается сугубо данной речевой работы, другая совмещает в себе баллы за изложение и сочинение-рассуждение (задание 15). Итак, к критериям за изложение относятся следующие:

  • ИК1 определяет умение выделять микротемы и передавать основную суть текста. Если работа с этой позиции написана корректно, то выпускник получает 2 балла. При допущении ошибок (например, вместо четырех микротем выделено только три или две) ставится один балл, либо работа по данному параметру не оценивается вовсе.
  • ИК2 определяет умение выпускника применять приемы сжатия текста. Максимальный балл, который можно получить – 3. Ставится он при условии, что в каждой микротеме хотя бы один раз применялась компрессия.
  • ИК3 определяет показатели грамотной письменной речи выпускника: стройность, логичность, последовательность. По данному критерию можно получить максимум 2 балла.

Критерии, общие для речевых работ

Максимальное количество баллов, которое может принести сжатое изложение – семь. Однако, к ним приплюсовывают баллы, так называемые ГК, касающиеся орфографических, пунктуационных, грамматических, логических и фактических ошибок. Они выставляются за все речевые работы: изложение и сочинение. Разберем максимальные показатели по этим критериям:

  • ГК1 указывает на отсутствие орфографических ошибок. В работах можно допустить не больше одной.
  • ГК2 указывает на отсутствие ошибок в пунктуации. Максимальные два балла прибавят, если выпускник допустил не более двух подобных недочетов.
  • ГК3 определяет правильность грамматического содержания. Два балла принесет не более одной подобной ошибки.
  • ГК4 учитывает речевые ошибки. Их может быть не более двух.
  • ГК5 – по данному критерию выставят максимальные два балла, если соблюдена фактическая точность.

Кроме того, эксперты обращают внимание на то, как стилистически верно написано сжатое изложение: язык повествовательной речи не подойдет для текста рассуждения. Выпускнику необходимо оставить авторский стиль и манеру передачи.

Правильная тактика написания

Каких же правил следует придерживаться, чтобы сжатое изложение по русскому языку было написано удачно? Необходимо серьезно подойти ко всем этапам работы.

Первое прочтение – очень важная часть. Здесь необходимо сосредоточиться на понимании смысла текста, определить для себя микротемы и по возможности записать ключевые слова. Не следует на этом этапе пытаться быстро стенографировать текст. Важно вникнуть в смысл.

Практикующие педагоги на этом этапе рекомендуют после определения микротемы (несколько предложений, которые объединяет одна основная мысль) составить подробный план, в котором необходимо оставить значительное место между пунктами для внесения ключевых слов. Причем это можно сделать после прослушивания в те 3-4 минуты, которые будут между прочтениями.

Во время второго чтения можно записывать ключевые слова, не забывая, что необходимо указывать только важные, существенные детали. После этого составить связный пересказ каждой микротемы, а потом и полностью всего текста. На это эксперты обращают особое внимание.

После написания рекомендуется прочитать получившееся изложение минимум два раза, лучше шепотом (но не мешая остальным). Так можно легко заметить речевые и грамматические ошибки.

Способы сжатия

Из критериев к изложению видно, что максимальное количество баллов получает тот выпускник, который умеет хорошо сжимать текст. Этому помогают особые способы компрессии. Рассмотрим кратко каждый из них.

  1. Исключение. Подразумевает вычленение неинформативных конструкций: причастных и деепричастных оборотов, вводных слов и конструкций, ряда однородных членов (достаточно оставить только один, наиболее емкий), уточняющих и сравнительных оборотов.
  2. Обобщение. Как правило, применяется с однородными членами. Заключается в том, чтобы ряд одинаковых слов заменить одним, обобщающим словом. “Кругом щебетали стрижи, скворцы, сойки, ласточки” можно заменить на “Кругом щебетали птицы”.
  3. Упрощение. Употребляется, когда сложные синтаксические конструкции превращаются в простые (сложноподчиненное предложение заменяется простым с причастным оборотом ) или два или несколько предложений перефразированы в одно.

Источник: https://www.syl.ru/article/220837/new_chto-takoe-sjatoe-izlojenie-po-russkomu-yazyiku

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.