История дистанционного обучения

1. История развития дистанционного обучения

История дистанционного обучения

ВЕвропе в конце XVIII века, с появлениемрегулярной и доступной почтовой связи,возникло “корреспондентское обучение”.Учащиеся по почте получали учебныематериалы, переписывались с педагогамии сдавали экзамены доверенному лицуили в виде научной работы. В Россииданный метод появился в конце XIX века.

НачалоXX века характеризуется бурнымтехнологическим ростом, наличиемтелеграфа и телефона. Но достоверныхфактов об их использовании в обучении,нет. В то же время, продолжается эпоха«корреспондентского обучения», множествоВУЗов во всем мире вели и ведут его досих пор.

Появлениерадио и телевидения внесло измененияв дистанционные методы обучения. Этобыл значительный прорыв, аудиторияобучения возросла в сотни раз. Многиееще помнят обучающие телепередачи,которые шли, начиная с 50-х годов. Однакоу телевидения и радио был существенныйнедостаток – у учащегося не быловозможности получить обратную связь.

В1969г. в Великобритании был открыт первыйв мире университет дистанционногообразования – ОткрытыйУниверситет Великобритании, он былназван так, чтобы показать его доступностьза счет невысокой цены и отсутствиянеобходимости часто посещать аудиторныезанятия.

Другиеизвестные университеты с программамидистанционного обучения за рубежом:Universityof South Africa,1946.FernUniversitätin Hagen(Германия, 1974).

Национальныйтехнологический университет (США,1984)(программы ДО по инженернымспециальностям), Открытый университетХаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна(ЮАР), Испанский национальный университетдистанционного обучения, Открытая школабизнеса Британского открытогоуниверситета, Австралийская территориальнаяинформационная сеть.

Вконце 80-х доступность персональныхкомпьютеров дала новую надежду, связаннуюс упрощением и автоматизацией обучения.1Компьютерныеобучающие программы появились на первыхкомпьютерах в виде различных игр.

В1988 был реализован Советско-американскийпроект «Школьная электронная почта».

Пионерамиспутниковых технологий дистанционногообучения в 1990-х стали Международнаяассоциация “Знание”и ееколлективный членСовременнаягуманитарная академия.

ВРоссии датой официального развитиядистанционного обучения можно считать30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050Минобразования России, позволяющийпроводить эксперимент дистанционногообучения в сфере образования.1

ВXXI веке доступность компьютеров иИнтернета делают распространениедистанционного обучения еще проще ибыстрее. Интернет стал огромным прорывом,значительно большим, чем радио ителевидение. Появилась возможностьобщаться и получать обратную связь отлюбого ученика, где бы он ни находился.Распространение «быстрого интернета»дало возможность использовать «он-лайн»семинары (вебинары) для обучения.

2. Формы дистанционного обучения

Дистанционноеобучение, осуществляемое с помощьюкомпьютерных телекоммуникаций, имеетследующие формы занятий.

Чат-занятия —учебные занятия, осуществляемые сиспользованием чат-технологий. Чат-занятияпроводятся синхронно, то есть всеучастники имеют одновременный доступк чату. В рамках многих дистанционныхучебных заведений действует чат-школа,в которой с помощью чат-кабинетоворганизуется деятельность дистанционныхпедагогов и учеников.

Веб-занятия —дистанционные уроки, конференции,семинары, деловые игры, лабораторныеработы, практикумы и другие формы учебныхзанятий, проводимых с помощью средствтелекоммуникаций и других возможностей«Всемирной паутины».

Длявеб-занятий используются специализированныеобразовательные веб-форумы — формаработы пользователей по определённойтеме или проблеме с помощью записей,оставляемых на одном из сайтов сустановленной на нем соответствующейпрограммой.

Отчат-занятий веб-форумы отличаютсявозможностью более длительной(многодневной) работы и асинхроннымхарактером взаимодействия учеников ипедагогов.

Телеконференции —проводятся, как правило, на основесписков рассылки с использованиемэлектронной почты. Для учебныхтелеконференций характерно достижениеобразовательных задач. Также существуютформы дистанционного обучения, прикотором учебные материалы высылаютсяпочтой в регионы.

Воснове такой системы заложен методобучения, который получил название«Природный процесс обучения» (NaturalLearning Manner). Дистанционное обучение — этодемократичная простая и свободнаясистема обучения. Она была изобретенав Великобритании[источник не указан 588 дней]и сейчас активно используется жителямиЕвропы, для получения дополнительногообразования.

Студент, постоянно выполняяпрактические задания, приобретаетустойчивые автоматизированные навыки.Теоретические знания усваиваются бездополнительных усилий, органичновплетаясь в тренировочные упражнения.

Формирование теоретических и практическихнавыков достигается в процессесистематического изучения материалови прослушивания и повторения за дикторомупражнений на аудио и видеоносителях.

Существуетмного различных способов дистанционногообучения. Например, дистанционноеприсутствие с помощью робота R.Bot100. Сейчас в Москве в одной из школ,идёт эксперимент по такому видудистанционного обучения. Мальчикинвалид, находясь дома за компьютером,слышит, видит, разговаривает при помощиробота. Учитель задаёт ему вопросы, онотвечает.

При этом и учитель видитученика, потому что на роботе находитсямонитор. При этом у мальчика создаётсяпочти полное впечатление, что он находитсяв классе вместе со своими сверстникамина уроке. На переменах, он может так жеобщаться со своими одноклассниками.

Если эксперимент станет удачным, онможет открыть дорогу большому проекту,по внедрению, такого метода дистанционногообучения по всей России.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4646304/page:2/

История развития дистанционного обучения в России

История развития дистанционного обучения в России

В настоящее время дистанционное обучение является одним из перспективных направлений в образовании. Оно позволяет осуществлять подготовку кадров без отрыва от производства, получать образование за пределами своего города или региона.

Для организации дистанционного обучения многие образовательные учреждения организуют учебные порталы. Они представляют собой ресурсы, которые содержат учебные материалы, задания для самостоятельного выполнения, тесты для самопроверки и множество других материалов.

Все это стало возможно благодаря развитию информационных технологий и Интернет [4, c.113].

Но далеко не всегда дистанционное обучение находилось на столь высоком технологическом уровне. Для того что бы лучше понимать сущность и возможности современных технологий нужно изучить процесс становления данной системы, ее развитие.

Для начала рассмотрим, что положило начало дистанционному образованию в целом. Так как на начальных этапах оно начало развиваться за рубежом, дадим краткий обзор основных этапов.

  1. Развитие дистанционного образования за рубежом

Начальный этап развития дистанционного образования наметился в середине 19 века в Европейских странах. В частности, активное участие принимало Соединенное Королевство и Лондонский Университет.

Основоположником дистанционного обучения считается Исаак Питман. В 1840 году он начал обучать студентов стенографии в Объединенном Королевстве. Тогда это делалось с помощью отправки писем по почте. Именно этот год считается годом создания первого образовательного курса для дистанционного обучения.

В 1836 году в Объединенном Королевстве был основан Лондонский Университет. Он позволял студентам из других городов сдавать экзамены, при условии, что они учились в аккредитованных высших учебных заведениях.

Таким образом, Университет давал возможность получить высшее образование на расстоянии. Это направление оказалось востребованным и быстро обрело популярность. Поэтому в 1858 году возможность сдавать экзамены была предоставлена студентам из других стран.

При этом, было неважно в каком учебном заведении они получали образование.

Этот опыт обучения стали перенимать другие учебные заведения. Стали создаваться колледжи, которые осуществляли обучение по почте, в соответствии с программой университетов.

В 1850 году в Германии Густав Лангеншайд опубликовал так называемые «обучающие письма», которые позволяли учить язык всем желающим.

В Америке так же предпринимались первые шаги в развитии дистанционного обучения. В 1873 году Анна Элиот Тикнор начала разработку систему обучения для женщин, которая осуществлялась с помощью почтовых отправлений. В ее основе лежала английская программа «Общество поддержки домашнего обучения».

Так же программа обучения по почте стала появляться в университетах в некоторых штатах. В газетах стали публиковать учебные материалы для рабочих добывающих отраслей, правила по технике безопасности и много другой информации, необходимой для правильной организации труда. Такие публикации стали очень популярны.

Это привело к тому, что в 1891 году создали специальный курс, который стал моделью программы обучения по почте. Она охватывала разнообразные предметы. Уже в 1982 году в Университете Чикаго было создано первое отделение дистанционного обучения.

В течении нескольких лет преподавание по почте появилось еще в нескольких учебных заведениях в разных штатах.

Примерно в это же время, в 1911 году, стали появляться курсы дистанционного обучения в Австралии. Они проводились на вузовском уровне в Квинслендском университете. Так же было организовано обучение по почте для детей, которые проживают далеко от школы.

За довольно короткий срок система дистанционного обучения распространилась по множеству стран. В том числе сюда входила возможность обучения для школ и технических училищ.

На этом этапе обучение осуществлялось в рукописном варианте. Учебники издавались в бумажной форме и доставлялись с помощью почтовых отправлений. Издания в то время не отличались высоким качеством печати и бумаги.

На втором этапе книги стали более качественными, в них появились цветные иллюстрации. Так же материалы дополнялись аудио и видеозаписями. Этот этап относят к 1969 году, когда в Великобритании появился Открытый университет.

Третий этап связан с активным развитием информационных технологий. Сюда относится работа с электронной почтой, возможность использования телеконференций, работа с графикой и мультимедиа. Иными словами, на современном этапе развития общение между преподавателем и студентом устроено максимально технологично и удобно.

  1. Развитие дистанционного образования в России

В нашей стране дистанционное обучение стало развиваться в 1917 году, после революции. В Советском Союзе появилась система образования, которая основывалась на консультациях.

Эта модель подразумевала заочное обучение, когда преподаватель и студент не видели друг друга. Эта система предлагала курсы на самых разных уровнях.

В 60е годы в СССР было открыто 11 заочных университетов, а так же факультеты заочного образования.

На начальном этапе дистанционное образование проходило по следующей схеме. В начале курса проводились установочные лекции, присутствие на которых являлось обязательным.

Предоставлялось описание курса и выдавались необходимые материалы. На протяжении указанного срока, студент самостоятельно изучал информацию по курсу. При этом, мог созваниваться или переписываться с преподавателем.

По итогам года или семестра студенты приезжали в учебное заведение на сессию.

Эта система активно развивалась в Советском Союзе, но с его распадом развитие дистанционного образования в нашей стране пошло на спад. Во многом это произошла из-за кризисных явлений в экономике и политике. Тем не менее и в 90е годы прошлого века в нашей стране были определенные этапы в развитии дистанционного обучения.

Так, в 1993 году в России был открыт филиал ЕШКО. Эта программа позволяла удаленно изучать английский язык с помощью кассет. В данной системе предлагались различные уровни изучения языка. По итогам прохождения курса выдавался сертификат.

Многих привлекала эта система, так как она была новой, необычной и более интересной, чем изучение языка на курсах.

Следующим этапом развития дистанционного образования стало подписание меморандума с ЮНЕСКО. Благодаря этому появилось содействие в развитии дистанционного образования.

Это предполагало более серьезную систему образования и основательный фундамент для рассматриваемой сферы. Был открыт МТИ ВТУ. Этот институт предлагал образование по различным дистанционным программам.

В 2000 году он получил аккредитацию и продолжает активно развиваться. Институт выдает дипломы государственного образца.

Таким образом, новый виток наметился в начале нулевых. В 2004 году множество проектов в дистанционном обучении принесли свои плоды и начали намечаться новые перспективы. Именно в это время стало возможно сделать выводы об эффективности ряда проектов. В 2005 году положительная динамика сохранялась.

На данном этапе дистанционное обучение практиковалось не только в учебных заведениях, но и в сфере подготовки персонала крупных компаний. Например, такие компании, как «Российские железные дороги», «СеверСталь», «Норильский никель» и многие другие активно использовали возможности дистанционного обучения.

Кроме того, новые технологии применяли для совершенствования работников государственной думы, центрального банка и т. д [3, c. 42].

В 2005 году Россия смогла выйти на международный уровень в сфере программ дистанционного образования.

Именно тогда международная ассоциация ADL — AdvancedDistributedLearning сделала официальное заявление о том, что закончены испытания Российской системы дистанционного обучения. Было признано соответствие системы Redclass международному стандарту SCROM 1.2.

Таким образом, эта система стала первой, признанной на международном уровне. Указанный стандарт поддерживается всеми ведущими производителями систем дистанционного обучения.

На последующем протяжении дистанционное образование активно развивалось и в настоящее время стало неотъемлемой частью образовательных программ в большинстве учебных заведений.

В нашей стране разработано много образовательных систем, которые работают в соответствии с международными стандартами.

В частности, большую популярность обрели учебные порталы, видеоконференции, тестирование через Интернет.

В целом по стране около 40 % ВУЗов предоставляют возможности дистанционного обучения. Так же существует множество курсов в рамках реализации рассматриваемой программы. Активно локализуется зарубежный контент.

  1. Перспективы и сложности развития дистанционного образования в России

Основным недостатком является то что в настоящий момент недостаточно хорошего электронного контента. Необходимо постоянно работать над новыми возможностями, потому что в этом заинтересованы крупные компании.

В целом, в крупных городах нашей страны дистанционное обучение стало довольно популярно и люди охотно занимаются по этой схеме. Что касается регионов, то здесь существуют проблемы в виде культурных барьеров, неразвитой инфраструктуры.

Это связано с тем, что люди недостаточно активно используют Интернет, и само развитие сетевых технологий находится на невысоком уровне. Кроме того, жителем небольших городов непривычно использовать подобные технологии.

Тем не менее, именно регионы являются перспективным рынком, потому что жители смогут позволить себе обучение в учебных заведениях больших городов [1, c. 99].

По данному вопросу существует много мнений и вариантов развития. В целом, в настоящее время статистика говорит о примерно одинаковом соотношении студентов из Москвы, Санкт-Петербурга и других регионов, обучающихся по дистанционном курсам.

Сейчас наблюдается высокий темп роста рынка информационных технологий. Они активно внедряются практически во все сферы деятельности.

В этой связи, предприятия заинтересованы в подготовке высококвалифицированных кадров. Таким образом, потребность в образовании растет и дистанционные программы обучения имеют много перспектив для развития.

Необходимо комбинировать традиционные методы обучения и инновационные системы.

В настоящий момент перспективным направлением является корпоративный сектор, центры переподготовки кадров и повышения квалификации. Что касается высших учебных заведений и колледжей, то здесь тоже перспективно реализовывать дистанционные курсы.

Студенты выбирают эту форму обучения, если работают, имеют семьи и хотят совмещать это с получением образования. Так же очень часто студенты дневной формы имеют возможность учиться параллельно на отделении дистанционного обучения.

Таким образом, часть дисциплин может быть перезачтена и студент получит две специальности за короткий срок [2, c. 30].

В настоящее время популярность дистанционного образования продолжает расти. Применение таких технологий позволяет обучаться не покидая своего города, имеет более низкую стоимость.

Так же появилась возможность для жителей регионов, где недоступен ряд специальностей, которые есть в крупных городах. Студенты имеют возможность более гибко подходить к процессу обучения, а так же общаться с преподавателем по необходимым вопросам.

Все эти положительные стороны открывают множество перспектив развития дистанционного обучения в нашей стране.

Литература:

  1.      Хузиахметов А. Н., Насибуллов Р. Р. Учебная деятельность студентов вузов в условиях дистанционного образования // Высшее образование в России. 2012. № 4. С. 98–102.
  2.      Андреев А. А. Интернет в высшей школе: состояние и проблемы // Высшее образование в России. 2009. № 12. С. 29–33.
  3.      Андреев А. А. Роль и проблемы преподавания в среде e-Learning // Высшее образование в России. 2010. № 8/9. С. 41–45.
  4.      Андреев А. А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика // Высшее образование в России. 2011. № 11. С. 113–117.

Основные термины(генерируются автоматически): дистанционного обучения, дистанционного образования, дистанционное обучение, в развитии дистанционного обучения, развития дистанционного обучения, возможности дистанционного обучения, Высшее образование в России, организации дистанционного обучения, Основоположником дистанционного обучения, дистанционного обучения в Австралии, система дистанционного обучения, дистанционного обучения в нашей, отделение дистанционного обучения, отделении дистанционного обучения, системы дистанционного обучения, систем дистанционного обучения, Развитие дистанционного образования, дистанционного образования в нашей, развития дистанционного образования, История развития дистанционного.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9249/

История дистанционного образования

          Идея учиться у других на расстоянии далеко не нова.

Некоторые ученые утверждают, что священные послания Святого Павла, рассылаемые по храмам, служат иллюстрацией отдельных ключевых положений дистанционного образования.

В 1840 году Исаак Питман (Isaac Pitman) посредством почтовых отправлений начал обучать стенографии студентов в Объединенном Королевстве, став, таким образом, родоначальником первого дистанционного образовательного курса.

ПИТМЕН, ИСААК (Pitman, Isaac) (1813–1897), английский изобретатель, разработавший метод записи, известный как «стенограмма Питмена». Родился в Таубридже (графство Уилтшир) 4 января 1813. В 1832 был назначен магистром в школе Бартон-он-Хамбер, в течение одиннадцати лет учительствовал. Пользуясь поддержкой издателя Самюэля Багстера, написал и опубликовал книгиСтенография (1837) и Фонография (1840). В 1842 в Бате издавал фонетический журнал, в 1843 основал Фонетический институт. Питмен был убежденным сторонником фонетического принципа письма. Был возведен в дворянское звание в 1894.

          В 50-е годы XIX века в Германии Густав Лангеншайдт (Gustav Langenscheidt) опубликовал своиLeh rbriefe(букв. «обучающие письма») в качестве самоучителя по языку для взрослых.

          Возможность получать высшее образование на расстоянии появилась в 1836 году, когда в Объединенном Королевстве был основан Лондонский Университет (University of London). Студентам, обучавшимся в аккредитованных учебных заведениях, было разрешено сдавать экзамены, проводимые Университетом.

Начиная с 1858 года, эти экзамены стали открытыми для кандидатов со всего света, вне зависимости от того, где и каким образом они получали образование. Подобное положение дел привело к возникновению ряда колледжей, предлагавших курсы обучения по почте в соответствии с университетской программой.

          В 70-е годы XIX века в Америке также был предпринят ряд шагов по организации дистанционного обучения.

Так, в 1873 году Анна Элиот Тикнор (Anna Eliot Ticknor) создала систему обучения по почте для женщин под названием Общество Тикнор (Ticknor’s Society), взяв за основу английскую программу «Общество поддержки домашнего обучения» («Society for the Encouragement of Home Study»).

В 1874 году программу обучения по почте предложил Университет штата Иллинойс (Illinois State University).
          В Пенсильвании ежедневная газета под названием «Колъери Инжиниэ» стала публиковать учебные материалы, направленные на улучшение техники горных разработок и предотвращение несчастных случаев на рудниках.

Эти публикации пользовались таким огромным успехом, что в 1891 году был разработан самостоятельный курс, послуживший моделью для программ обучения по почте различным предметам. Вильям Рейни Харпер (William Rainey Harper), считающийся в Америке «отцом обучения по почте» (Mackenzie and Christensen, 1971, стр.

7), в 1892 году учредил первое университетское отделение дистанционного обучения в Университете Чикаго (University of Chicago), начав экспериментировать с внеклассным преподаванием в Баптистской теологической семинарии. В 1906 году преподавание по почте было введено в Университете штата Висконсин (University of Wisconsin).

          Довольно рано дистанционное обучение появилось в Австралии. В 1911 году начали свою работу курсы вузовского уровня в Квинслендском университете (University of Queensland) в Брисбене. В 1914 году было организовано обучение по почте по программе начальной школы детей, живущих в отдалении от обычных школ.

 Студенты педагогического колледжа в Мельбурне проводили свои уроки, используя почту. Подобная практика вскоре распространилась на средние школы и технические училища. Аналогичные системы для школьников стали использоваться в Канаде и Новой Зеландии.

В 1938 году в Виктории (Британская Колумбия, Канада) состоялся первый съезд Международного Совета по образованию по почте (International Council for Correspondence Education).

Три поколения дистанционного образования

          Если посмотреть на историю дистанционного образования под определенным углом зрения, то можно заметить, что достигнутые в процессе его развития успехи принадлежат к нескольким «поколениям».

Гаррисон (Garrison) (1985) и Ниппер (Nipper) (1989) в числе первых использовали термин «поколение» для обозначения трех стадий развития дистанционного образования, «которые исторически связаны с развитием производственных, транспортных и коммуникационных технологий» .

  • Первоге поколение. Написанный от руки и печатный материал. Рукописи использовались на протяжении многих столетий. Появление книгопечатания сделало возможным выпуск недорогих учебников. Начиная с середины XIX века, разветвленные железнодорожные системы и быстрые и экономичные государственные почтовые службы позволили осуществлять доставку учебных материалов большому количеству географически рассредоточенных учеников. В дополнение к общедоступным учебникам выпускались ограниченные тиражи специальных учебных пособий, которые могли включать списки необходимой литературы и примерные вопросы, отобранные ведущими обучение по почте инструкторами.  Изобретение радио в 20-е годы XX столетия привело к появлению радиокурсов, состоящих из серий бесед. Иногда такие курсы дополнялись печатными материалами и аудиторными занятиями. В 50-е годы активное развитие получили телевизионные курсы, сочетающиеся с выпуском пособий, аудиторными занятиями и время от времени экзаменационным контролем.
  • Второе поколение. Появление Открытого университета в Великобритании в 1969 году. С этого момента в дистанционном образовании впервые начал применяться комплексный подход к обучению с использованием всего разнообразия средств при доминирующем положении печатных материалов. В Открытом университете было разработано огромное количество высококачественных учебных пособий, специально предназначенных для дистанционного обучения. Одностороннее взаимодействие университета со студентами осуществлялось через печатный материал, дополняемый радио- и телепередачами (аудиокассеты получили распространение позже). Двухстороннее взаимодействие между наставниками и учениками осуществлялось посредством переписки, очных консультаций и краткосрочных курсов по месту жительства. Данная модель отличалась высокой стоимостью на подготовительном этапе. Однако после создания необходимых материалов и программ обучение каждого нового студента уже не требовало больших затрат.
  • Третье поколение дистанционного образования базируется на активном использовании информационных и коммуникационных технологий, предлагая двухстороннюю связь в самых различных формах (текст, графика, звук, анимация) как в синхронном («в одно и то же время» — в виде видео- или аудиографических конференций, одинаково популярных в североамериканских учебных заведениях), так и в асинхронном режиме («не в одно и то же время» — с использованием электронной почты, Интернета или телеконференций). Данные технологии могут применяться в качестве дополнения к курсам первого и второго поколения либо использоваться самостоятельно. В обоих случаях они позволяет облегчить взаимодействие между наставником и учеником, между учеником и учеником, а также между учеником и разными типами учебных ресурсов. За вычетом первоначальных вложений в разработку и внедрение технологий, рассматриваемая модель дистанционного образования может снизить начальные фиксированные затраты. Однако переменные издержки (например, на каждого студента) будут выше, чем при дистанционном образовании по второй модели.

Источник:

http://www.distance-learning.ru/db/el/85281100A7E9E25AC3256F26003E3762/doc.html

Источник: http://www.tsuab.ru/ru/struktura-tgasu/instituty/ido/History_ID/

История дистанционного обучения: от петровских школ до интернет-обучения

История дистанционного обучения: от петровских школ до интернет-обучения

Современное образование (и общее, и профессиональное) как и много лет назад продолжает решать одну главную задачу —  обеспечение государства высококвалифицированными кадрами. При этом и обычное, и дистанционное обучение справляется с этой задачей.

Но за свою историю система образования,  от петровских школ и до современных университетов, работающих по принципам Болонского процесса, неоднократно подвергалась изменениям.

Особое место сегодня в системе образования России занимает новое веяние — получение образования дистанционно.

Из истории российского образования

Историю образования в нашей стране принято отсчитывать от указа Петра І «О учинении школ». Правда те школы очень сильно отличались от современных —  ученики не постигали азы арифметики, чтения и прочих дисциплин.

В таких школах готовились будущие специалисты: «свободных граждан» обучали азам инженерного, лекарского, навигационного дела и пр. Конечно, это было обычное школьное образование, а не дополнительное обучение как у дворян в их семьях.

 Следующий важный этап в становлении российского образования приходится на XVIII век — время правления Екатерины ІІ. Наверное, только ленивый не знает, что именно эта императрица основала в России первый университет, ректором которого стал Михаил Ломоносов.

Кроме того, по ее инициативе была создана сеть народных училищ, в которых, в отличие от петровских школ, большое внимание уделялось воспитанию и обучению арифметики, чтению и прочим общим дисциплинам. В этих же училищах учеников знакомили с историей и, главное, с должностными обязанностями гражданина и человека.

Целью народных училищ Екатерины  ІІ была подготовка «разночинцев». Сама же система образования, с присущей ей преемственностью, появляется только в 19 веке, когда Александр І в ходе реформ основывает Министерство Народного Просвещения.

Отметим, что в те времена образовательные учреждения в большинстве своем предназначались для детей высших сословий.

Первые попытки приобщить к обучению простолюдинов предпринял Николай І, но в действительности принципы равенства были реализованы только после 1917 года с появлением единой трудовой школы. Дальше система образования расширялась и совершенствовалась.

Все мы помним периоды «ликвидации безграмотности», когда государство пыталось научить читать, писать и считать всех граждан страны.

 На сегодняшнем этапе система образования России в очередной раз переживает реформирование — переход с советских программ обучения на принципы Болонского процесса. Да и дополнительное обучение в режиме онлайн становится все востребованнее. Тем более что есть порталы, с помощью которых учиться на дому стало совсем просто. 

Дистанционное обучение: становление и развитие

Появление дистанционной формы обучения разные исследователи относят к разным периодам.

Так, в одних источниках мы встретим утверждение, что дистанционное обучение появилось еще в XVII веке, когда Яков Каменский ввел в систему образования иллюстрированные учебники (с помощью которых можно было познавать азы общих наук самостоятельно).

Другие же исследователи считают, что зарождение «обучения на расстоянии» непосредственно связано с Исааком Питманом, который впервые использовал в обучении стенографов почтовые отправления. Такой способ получения знаний стал называться корреспондентским.

 Дальнейшее развитие дистанционное обучение получает в Советском союзе с появлением заочного образования — в этой форме объединилось корреспондентское и очное обучение. Сегодня получение знаний заочно широко распространено и пользуется  спросом, особенно среди тех, кто желает получить второе образование, да и для тех, для кого учиться на дому легче.

Еще один виток в сфере развития дистанционного обучения — это появление радио и телевидения. Тогда активно стали транслироваться разнообразные обучающие передачи. Современную историю российского дистанционного образования принято отсчитывать с 1997 года, со дня выхода указа Министерства образования, которым разрешалось проводить эксперименты в этой сфере.

Дистанционное обучение — что это?

В чем же заключается суть дистанционного образования, что такое учиться онлайн? По сути, школьники с такой формой обучения самостоятельно постигают знания в выбранной отрасли, получая помощь и консультации от преподавателей посредством дистанционных обучающих технологий. Контроль и проверка знаний при таком способе обучения может осуществляться как дистанционно, так и очно.

Кого-то самостоятельное дополнительное обучение пугает. Но если посмотреть на мировую историю образования, то именно самостоятельное изучение предметов наиболее эффективно.

При таком способе обучающийся запоминает и узнает больше информации, нежели прослушивая лекции в аудиториях с большим количеством слушателей.

Кроме того, такая форма обучения позволяет развивать аналитические способности: информацию надо найти, отобрать и обработать, проанализировать. Способствует такая система обучения и развитию логического мышления, становлению собственной точки зрения.

Последнее особенно актуально для нашей страны —  в советские годы ученикам и студентам навязалась единая идеологическая точка зрения,  других мнений быть не могло. В то время как интернет-обучение открывает возможность узнать разные точки зрения.

Современная система дистанционного обучения. Особенности

Современное удаленное образование в своем арсенале имеет множество средств, а развитие технологий расширяет возможности дистанционного обучения. Особенно же популярно сейчас интернет-обучение.  

Ни для кого не секрет, что возможности интернет-технологий просто неограниченны, а обучение посредством этих технологий очень эффективно и удобно. Говорить о преимуществах, которые имеет обучение онлайн,  пустая трата времени.

Они понятны каждому: экономия средств и времени, возможность получения индивидуальных занятий и консультаций, неограниченность в использовании источников информации и прочее. Особенно популярно удаленное обучение с использованием инновационных технологий среди желающих получить вторую профессию, так как дополнительное обучение проходит без отрыва от работы.

В этом случае учиться онлайн удобнее, чем, к примеру, получать образование в заочной форме. Последняя все-таки требует присутствия студента на сессиях несколько раз в год.

Удаленная форма образования позволяет учиться на дому по удобному графику и в наиболее комфортных условиях. К тому же контроль знаний при такой форме обучения также может осуществляться дистанционно —  обучающиеся готовят научные работы, проходят электронные экзаменационные тесты, сдают экзамены преподавателям чрез видеоконференции и прочее.

Современное дистанционное образование использует в своей работе несколько форм:

  • чат-занятия (распространенная форма дополнительного обучения);
  • веб-занятия (непосредственно интернет-обучение);
  • телеконференции (самый популярный способ учиться на дому).

Каждая из форм имеет свои особенности. Если вы выбрали учиться онлайн, то обучение в чате происходит синхронно, преподаватель и студенты общаются в режиме онлайн. Тогда как при веб-знятиях часто используются форумы, где общение асинхронно. На таких форумах тема урока может обсуждаться длительное время, что позволяет углубить знания.

 Телеконференции предполагают рассылку обучающего материала на электронные адреса студентов. Заметим, что при дистанционном обучении обычно используются все возможные формы занятий в комплексе. К примеру, поступив на подобные удаленные курсы, вы получаете нужный материал по электронной почте. В дальнейшем проводятся консультации и обсуждения посредством чатов, форумов и др.

И для многих так даже понятнее усваивать материал, поэтому учиться на дому становится легче, чем в школе. Стоит отметить и новый виток развития удаленного образования — это телеприсутствие (удаленное присутствие с помощью робота на занятиях).

Пока данная форма проходит экспериментальный период, но уже сегодня многие исследователи утверждают, что за телеприсутствием будущее, и не только в системе образования.  Так что интернет-обучение точно будет развиваться. 

Источник: https://interneturok.ru/article/istoriya-distantsionnogo-obucheniya-ot-petrovskih-shkol-do-internet-obucheniya

Разработка дистанционных технологий обучения для гуманитарных специальностей

1. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ВМИРЕ

1.1 История развития дистанционногообразования

Дистанционное образование, базируясьна новых технологиях, использует весьопыт, накопленный в области заочногообразования.

И если в современнойпрактике заочного образования, в обучениипо переписке сохраняются известныечерты асинхронного обучения, то впрактику ДО пришли новые информационныеи коммуникационные технологии в томчисле электронная почта, видеоконференцияи пр.

Эти технологии в соединении стеорией и практикой ДО переходят в новоекачество, становятся «средой знаний»( knowledge-media).

Кто же является родоначальникомдистанционного образования? Из историиизвестно, что Христос, собирая ученикови обучая их своей вере, своему учению,чтобы его вера распространялась какможно дальше, давал своим апостолам, втом числе и апостолу Павлу, записыватьсвои лекции, и они распространяли ихсреди священников и просили их читатьэти лекции в церковных приходах. Поэтомувопрос: кто является родоначальникомдистанционного образования (ДО) – Россия,Англия или другие страны – (а такиедискуссии проходили в последнее время)- можно считать закрытым – дистанционноеобразование известно с давних времен,и по своей сути интернационально. Еслиговорить о ДО как о философии, ометодологии, то можно отметить, чтоиздавна у людей было стремлениеорганизовать удаленное обучение,обучение не только в аудитории вприсутствии лектора. В основе развитияудаленного обучения лежит принципразделения вуза и студента. Далеевыделяются два направления: первое(форма асинхронного обучения) – этоудаленный студент. Это направлениеисторически оформилось как заочноеобразование. Второе направление(синхронное обучение, или дистанционноеобучение в современном понимании) -удаленный класс, обучение в нем присинхронном взаимодействии между тьютороми группой студентов. Как видим, синхронноеи асинхронное обучение принципиальноразличаются, но они взаимосвязаны идополняют друг друга.

Идея учиться у других на расстояниидалеко не нова.

В 1840 году Исаак Питман(Isaac Pitman) посредством почтовых отправленийначал обучать стенографии студентов вОбъединенном Королевстве, став, такимобразом, родоначальником первогодистанционного образовательного курса.В 50-е годы XIX века в Германии ГуставЛангеншайдт опубликовал свои Lehrbriefe(букв. «обучающие письма») в качествесамоучителя по языку для взрослых.

Возможность получать высшее образованиена расстоянии появилась в 1836 году, когдав Объединенном Королевстве былоснован Лондонский Университет.Студентам, обучавшимся в аккредитованныхучебных заведениях, было разрешеносдавать экзамены, проводимые Университетом.

Начиная с 1858 года, эти экзамены сталиоткрытыми для кандидатов со всего света,вне зависимости от того, где и какимобразом они получали образование.

Подобное положение дел привело квозникновению ряда колледжей, предлагавшихкурсы обучения по почте в соответствиис университетской программой.

В 70-е годы XIX века в Америке такжебыл предпринят ряд шагов по организациидистанционного обучения.

Так, в 1873 годуАнна Элиот Тикнор общество Тикнор(Ticknor’s Society), взяв за основу английскуюпрограмму «Общество поддержки домашнегообучения» («Society for the Encouragement of Home Study»).

В 1874 году программу обучения по почтепредложил Университет штата Иллинойс(Illinois State University).

В Пенсильвании ежедневная газетапод названием «Колъери Инжиниэ» сталапубликовать учебные материалы,направленные на улучшение техникигорных разработок и предотвращениенесчастных случаев на рудниках.

Этипубликации пользовались таким огромнымуспехом, что в 1891 году был разработансамостоятельный курс, послужившиймоделью для программ обучения по почтеразличным предметам.

Вильям Рейни Харпер(William Rainey Harper), считающийся в Америке«отцом обучения по почте» (Mackenzie andChristensen, 1971, стр.

7), в 1892 году учредил первоеуниверситетское отделение дистанционногообучения в Университете Чикаго(University of Chicago), начав экспериментироватьс внеклассным преподаванием в Баптистскойтеологической семинарии. В 1906 годупреподавание по почте было введено вУниверситете штата Висконсин(University of Wisconsin).

Довольно рано дистанционное обучениепоявилось в Австралии. В 1911 годуначали свою работу курсы вузовскогоуровня в Квинслендском университете(University of Queensland) в Брисбене. В 1914 годубыло организовано обучение по почте попрограмме начальной школы детей, живущихв отдалении от обычных школ.

Студентыпедагогического колледжа в Мельбурнепроводили свои уроки, используя почту.Подобная практика вскоре распространиласьна средние школы и технические училища.Аналогичные системы для школьниковстали использоваться в Канаде иНовой Зеландии.

В 1938 году в Виктории(Британская Колумбия, Канада) состоялсяпервый съезд Международного Совета пообразованию по почте (International Council forCorrespondence Education).

После революции 1917 года дистанционноеобразование стало развиваться в России.Здесь предлагались различные курсы насамых разных уровнях.

В Советском Союзебыла разработана особая, «консультационная»модель дистанционного образования,название которой буквально означало«образование без визуального контакта»(заочное образование).

К 60-м годам XXстолетия в СССР имелось 11 заочныхуниверситетов и множество заочныхфакультетов в традиционных высшихучебных заведениях. После Второй мировойвойны примеру СССР последовали другиестраны Центральной и Восточной Европы.

Что касается Западной Европы, то в1939 году во Франции для обучения попочте детей, лишенных возможностипосещать школу, был создан Государственныйцентр дистанционного обучения (CentreNational d’Enseignement à Distance, CNED). В настоящеевремя этот центр стал крупнейшим учебнымзаведением дистанционного образованияв Европе. В 1946 году на дистанционныеформы обучения перешел Южноафриканскийуниверситет (University of South Africa, UNISA).

Огромное влияние на систему дистанционногообразования оказало основание в 1969 годуОткрытого университета Великобритании(Open University of the United Kingdom, UKOU): учебныезаведения, ведущие обучение на расстоянии,появились в целом ряде стран преимущественноЕвропы и Азии.

Среди них Universidad Nacional deEducación a Distancia (UNED) в Испании (1972), AllamaIqbal Open University (AIOU) в Пакистане (1974),Sukhothai Thammathirat Open University (STOU) в Тайланде(1978), Корейский государственный открытыйуниверситет (Korea National Open University, KNOU) (1982),Universitas Terbuka (UT) в Индонезии (1984) иГосударственный открытый университетим. Индиры Ганди(Indira Gandhi National Open University, IGNOU) вИндии (1985).

В Китае взамен закрытых в периодкультурной революции традиционныхвысших учебных заведений в 1979 году быласоздана Национальная сеть радио ителевизионных университетов (Central Radioand TV University, CRTVU). Обучение здесь организованос использованием спутникового вещанияи телевизионных университетов впровинции.

История обучения по почте и дистанционногообразования наглядно демонстрируетналичие ряда устойчивых характеристикданной формы обучения. Дистанционноеобразование предоставляет весь спектруровней подготовки от начального довысшего образования и нацелено на людейразных возрастов: от маленьких детейдо людей зрелого возраста.

Кругпреподаваемых дисциплин необычайноширок: от стенографии или горного деладо общего образования. Применяемыеметоды не менее разнообразны и включаютпереписку, использование печатнойпродукции, радио и телевидение,практические семинары и открытыеэкзамены.

Системы дистанционногообразования организованы как в развитых,так и в развивающихся странах, как вбольших странах, так и в маленьких.Проблемы, социальные и историческиепотрясения, повлекшие появление этихсистем, различны: территориальнорассредоточенное или перемещенноенаселение, империализм и независимость,войны и революции, индустриализация.

Вновом тысячелетии по мере продвижениячеловечества к информационному обществудистанционное образование станет игратьвсе более значимую роль, демонстрируясвою гибкость и разнообразие форм.

Три поколения дистанционного образования

Если посмотреть на историю дистанционногообразования под определенным угломзрения, то можно заметить, что достигнутыев процессе его развития успехи принадлежатк нескольким «поколениям».

Гаррисон(Garrison) (1985) и Ниппер (Nipper) (1989) в числепервых использовали термин «поколение»для обозначения трех стадий развитиядистанционного образования, «которыеисторически связаны с развитиемпроизводственных, транспортных икоммуникационных технологий».

Средством дистанционного образования«первого поколения» был написанныйот руки и печатный материал. Рукописииспользовались на протяжении многихстолетий. Появление книгопечатаниясделало возможным выпуск недорогихучебников.

Начиная с середины XIX века,разветвленные железнодорожные системыи быстрые и экономичные государственныепочтовые службы позволили осуществлятьдоставку учебных материалов большомуколичеству географически рассредоточенныхучеников.

В дополнение к общедоступнымучебникам выпускались ограниченныетиражи специальных учебных пособий,которые могли включать списки необходимойлитературы и примерные вопросы, отобранныеведущими обучение по почте инструкторами.

Изобретение радио в 20-е годы XX столетияпривело к появлению радиокурсов,состоящих из серий бесед. Иногда такиекурсы дополнялись печатными материаламии аудиторными занятиями. В 50-е годыактивное развитие получили телевизионныекурсы, сочетающиеся с выпуском пособий,аудиторными занятиями и время от времениэкзаменационным контролем.

Появление Открытого университета вВеликобритании в 1969 году ознаменовалособой начало «второго поколения».С этого момента в дистанционномобразовании впервые начал применятьсякомплексный подход к обучению сиспользованием всего разнообразиясредств при доминирующем положениипечатных материалов.

В Открытомуниверситете было разработано огромноеколичество высококачественных учебныхпособий, специально предназначенныхдля дистанционного обучения. Одностороннеевзаимодействие университета со студентамиосуществлялось через печатный материал,дополняемый радио- и телепередачами(аудиокассеты получили распространениепозже).

Двухстороннее взаимодействиемежду наставниками и ученикамиосуществлялось посредством переписки,очных консультаций и краткосрочныхкурсов по месту жительства. Даннаямодель отличалась высокой стоимостьюна подготовительном этапе.

Однако послесоздания необходимых материалов ипрограмм обучение каждого новогостудента уже не требовало большихзатрат.

«Третье поколение» дистанционногообразования базируется на активномиспользовании информационных икоммуникационных технологий, предлагаядвухстороннюю связь в самых различныхформах (текст, графика, звук, анимация)как в синхронном («в одно и то же время»— в виде видео- или аудиографическихконференций, одинаково популярных всевероамериканских учебных заведениях),так и в асинхронном режиме («не в однои то же время» — с использованиемэлектронной почты, Интернета илителеконференций). Данные технологиимогут применяться в качестве дополненияк курсам первого и второго поколениялибо использоваться самостоятельно. Вобоих случаях они позволяет облегчитьвзаимодействие между наставником иучеником, между учеником и учеником, атакже между учеником и разными типамиучебных ресурсов. За вычетом первоначальныхвложений в разработку и внедрениетехнологий, рассматриваемая модельдистанционного образования можетснизить начальные фиксированные затраты.Однако переменные издержки (например,на каждого студента) будут выше, чем придистанционном образовании по второймодели.

Факторы, обусловливающие развитиедистанционного образования

Развитие дистанционного образованияиспытывает существенное влияниеразличных факторов, среди которых можновыделить усилия, направленные нараспространение высшего образования,появление средств дистанционногообразования второго поколения, увеличениегосударственных ассигнований. Определенноевлияние оказывает также изменениехарактера рабочей силы: для улучшениякарьерных возможностей люди стремятсяполучить второе образование либоповысить свою квалификацию. Очевиднымвыходом в сложившейся ситуации можетстать дистанционное образование.

Источник: https://works.doklad.ru/view/r8c_FSJLxLo/2.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.