«искусство реставрации (по видам)»: обучение профессия и кем работать

Реставратор

«Искусство реставрации (по видам)»: обучение профессия и кем работать

Реставратор (от лат. restavratio, восстановление) – специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия (произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры).

Профессиональная реставрация появилась еще в Средневековье, вместе с частными коллекциями произведений искусства. И поначалу от реставратора требовалось одно: по возможности сохранить хороший внешний вид  картины или скульптуры, чтобы она была как новенькая. Но со временем пришло понимание, что главное в предмете старины – не его функциональность и даже не красота.

Современная научная (музейная) реставрация, в отличие от простого ремонта, предполагает другой подход. Её цель – не воссоздать, а сохранить. Причем сохранить художественные или исторические особенности предмета, дух времени, в котором он появился и существовал.

Неотъемлемая часть современной реставрации – консервация (от лат. conservatio, сохранение).

Собственно реставрация (реставрационное вмешательство) – это восстановление или восполнение утрат (сколов, разрывов, разломов и т.д.).

  А консервация направлена на то, чтобы сохранить предмет как можно дольше в его текущем состоянии. Для этого могут использовать химическую обработку, регулирование влажности воздуха, выбор светового режима и др.

В консервации нуждаются не только отреставрированные предметы. Например, гвозди, вынутые при раскопках из земли, могут стремительно заржаветь и разрушиться, если не принять экстренных мер. И реставрационные действия, и консервация составляют работу реставратора.

Реставраторы обычно специализируются на определённых видах предметов искусства (на живописи, книгах, скульптуре, изделиях из стекла, металла, текстиля и т.д.). Но зачастую специалистам приходится работать сообща, т.к. многие произведения включают в себя разнообразные материалы. Каждый предмет требует особого подхода.

Поэтому перед началом реставрационных работ всегда проводятся исследования. С их помощью определяют степень повреждения, материалы, из которых предмет сделан, рассматривают следы былых реставрационных работ. При этом реставраторы стараются обойтись наименьшим вмешательством.

По возможности они используют неразрушающие методы исследования.

Например, рентген или рамановскую спектрометрию, которая может определить состав вещества очень быстро и бесконтактно, т.е. без взятия пробы. Затем реставратор (или команда реставраторов) выбирает способы реставрации.

Предпочтение отдаётся таким методам, которые не  влекут за собой необратимых изменений (принцип обратимости вмешательства).

Намечая стратегию реставрации, специалист консультируется с историками, искусствоведами, археологами, химиками, физиками и др. экспертами.

Драма российской реставрации

В российском обществе нет настоящего понимания, что же такое реставрация, что такое историческая ценность и для чего нужны исторические памятники. Отцы российских городов не понимают,  для чего нужно беречь здание XVIII века, если его можно снести, а на его месте построить «такое же», только из современных материалов.

А если здание сохраняется, то в нём чаще всего проводится варварский ремонт и уничтожаются последние следы былой красоты. Такое бестрепетное отношение к прошлому – свойство не только власть имущих или коварных застройщиков. Разницы между подлинником и имитацией не видят очень многие. Поэтому в России реставрация как явление культуры находится в плачевном положении.

А положение самих памятников старины трагично.

Научную реставрацию нельзя путать с поновлением, когда предмету любыми способами возвращается «первозданный вид».

Если потускневшую или обветшавшую картину известного мастера при каждой реставрации подрисовывать свежими красочными мазками, первоначальная живопись со временем окажется под слоем так называемой записи.

В этом случае настоящая картина становится никому не видна – её вытесняет работа поновителя, который, в меру своего вкуса может «улучшить» цвета, удалить «лишние» детали» и т.д. Научный реставратор не занимается подделкой, он действует как историк.

Например, если невозможно вернуть на место отслоившийся фрагмент живописи, реставратор может его восполнить – тонировать место выпавшего фрагмента. В результате посетитель картинной галереи увидит перед собой именно подлинную работу, а не имитацию.  При этом он чётко будет видеть следы утрат.

Помимо научной реставрации существует реставрация коммерческая.  Её главная задача – придать произведению товарный вид, вернуть предмету функциональность. Например, коммерческая реставрация антикварной мебели в первую очередь учитывает пожелания заказчика, который обычно стремится не просто хранить в доме старинные вещи, но и пользоваться ими.

В антикварном кресле он намерен сидеть, а значит, оно должно быть достаточно крепким. Реставратор может укрепить каркас, сменить обивку, обновить лак и пр. Эти действия по восстановлению мебели можно смело назвать ремонтом. Однако коммерческим реставраторам также доводится работать с действительно ценными предметами, а они требуют высокопрофессионального подхода.

Суть отличия музейной реставрации от коммерческой – сам подход. Предметы, которые коммерческая реставрация рассматривает как антикварный товар, научная рассматривает как культурное наследие.

Рабочее место

Реставраторы работают в музеях, в государственных учреждениях, таких, как Всероссийский Художественный Научно-Реставрационный Центр имени академика И.Э. Грабаря. А также в частных реставрационных мастерских, занимающихся коммерческой реставрацией.

Оплата труда

Важные качества

Трепетное отношение к памятникам ушедших эпох, склонность к ручному труду, интерес к изобразительному и прикладному искусству, усидчивость, аккуратность, умение концентрировать внимание.
Реставратор не состоится как профессионал, если он не склонен к постоянной учёбе, освоению всё новых и новых техник.

Знания и навыки

Реставратору необходимо знать реставрационные материалы и техники. Также надо знать и уметь пользоваться техниками, применявшимися при изготовления памятника, над которым он работает.

Поэтому логично, что в реставрацию предметов искусства часто приходят дипломированные художники.
Реставратор постоянно пополняет свои знания. Для этого он проходит стажировки, посещает семинары и конференции.

Для чтения профессиональной литературы нужно знать хотя бы один иностранный язык.

Источник: https://www.profguide.ru/professions/restavrator.html

Программа профильного вступительного испытания по направлению

Программа профильного вступительного испытания по направлению

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

Института имени И. Е. Репина

____________________________

Ю. Г. Бобров

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский государственный академический институт

живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина

при Российской академии художеств»

Программа

ПРОФИЛЬНОГО вступительного испытания

для поступающих

на обучение по образовательным программам высшего образования –

программам ассистентуры-стажировки

по направлению подготовки

50.06.07 Искусство реставрации (по видам)

Санкт-Петербург

2017

Подразделение: Кафедра реставрации живописи

Составитель программы: Ю. Г. Бобров, доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой реставрации живописи

Тел.: 8 (812) 323 12 19

E-mail: bobrov@artspb.net

Программа профильного вступительного испытания для поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования – программам ассистентуры-стажировки по направлению подготовки 50.06.

07 «Искусство реставрации (по видам)» сформирована в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по программам специалитета и магистратуры (в области искусств).

Вступительное испытание соответствует профилю программы ассистентуры-стажи­ровки по творческо-исполнительской специальности – «Искусство реставрации (станковая масляная живопись)» и «Искусство реставрации (станковая темперная живопись)».

Цель и задачи вступительного испытания

Поступающие на программу ассистентуры-стажировки по направлению подготовки 50.06.

07 «Искусство реставрации (по видам)» должны быть подготовлены к самостоятельной исследовательской работе в области сохранения культурных ценностей, методологии и практике консервации и реставрации произведений живописи; обладать первичным опытом исследовательской работы, выраженным интересом к избранной проблеме; уметь доказывать актуальность предполагаемой проблемы, формулировать цели и задачи исследования, иметь общее представление о методах исследовательской работы, уметь практически осуществлять операции по консервации и реставрации произведений живописи.

Цель вступительного испытания состоит в проверке способностей поступающего и уровня его подготовленности к обучению по направлению 50.06.07 «Искусство реставрации (по видам)» по профилю «Искусство реставрации (станковая масляная живопись)» и «Искусство реставрации (станковая темперная живопись)».

Задачи вступительного испытания заключаются в определении уровня владения знаниями и умениями в области консервации и реставрации станковой живописи, понимания теоретических проблем сохранения памятников культуры, владения навыками практического осуществления операций по укреплению, раскрытию и восполнению утрат произведений живописи.

А также умения самостоятельно ставить и решать научно-исследовательские задачи в сфере изучения и реставрации памятников культуры; проводить диагностику материальной структуры произведения, понимания причин разрушений, выявлении уровня художественной подготовки и способности использовать художественное мастерство в целях сохранения произведения искусства.

Основные требования к уровню подготовки поступающих

Поступающий должен

знать:

– широкий круг специальной литературы и источников в области консервации, реставрации и технико-технологических исследований произведений изобразительного искусства;

– историю теории и методологии консервации и реставрации культурных ценностей в общем контексте развития культуры, современные принципы охраны культурного и художественного наследия;

– историю техники и технологии живописи в общем контексте истории мирового искусства,

традиционные и современные методы и материалы, применяемые в консервации и реставрации живописи;

– современные методы диагностики и научных исследований произведений изобразительного искусства,

– оптимальные условия и правила хранения и транспортировки произведений живописи;

– историю изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры в объеме, требуемом в программах высших художественных учебных заведений;

– основные художественные направления и стили;

– основы экспертизы и атрибуции произведений живописи;

– ключевые произведения, характеризующие художественный процесс;

уметь:

– разрабатывать программу проведения консервационно-реставрационных работ на движимых произведениях изобразительного искусства;

– работать со специальной научной литературой по опыту применения реставрационных методов и свойствам современных материалов;

– применять на практике методы консервации и реставрации произведений живописи;

– создавать оптимальные условия безопасного хранения и экспонирования произведений живописи;

владеть навыками:

– работы с библиографическими и иконографическими источниками;

– анализа произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства;

– пользования информационными технологиями, применяемыми в сфере охраны и реставрации культурных ценностей;

– исследовательской работы.

профильного вступительного испытания:

Профильное вступительное испытание по направлению подготовки 50.06.07 «Искусство реставрации (по видам)» включают два этапа:

1.

собеседование по вопросам методологии, истории реставрации живописи, технике живописи и технологии художественных материалов, традиционным и современным методам практических работ по консервации и реставрации произведений живописи; отдельный вопрос собеседования (или круг вопросов) связан с темой предполагаемой программы исследования во время обучения в ассистентуре-стажировке и осуществляется в ходе свободной беседы с членами комиссии.

2. составление программы консервации-реставрации одного произведения станковой живописи с обоснованием методики и материалов на основе визуальной диагностики, включая проведение фотофиксации состояния сохранности произведения.

Примерные вопросы собеседования

  1. Краски, их виды и состав.

  2. Основные пигменты и красители для живописи

  3. Роль грунтовки в живописи. Виды грунтов в европейской живописи 15-18 веков

  4. Левкас в иконописи. Византийские, западноевропейские и древнерусские трактаты о живописи.

  5. Предназначение лакового слоя в картине, виды лаков.

  6. Виды основы для живописи.

  7. Цели и задачи реставрации произведений искусства. Современные принципы консервации и реставрации памятников культуры.

  8. Специфические особенности темперной и масляной техник живописи. Техника живописи эпохи Ренессанса.

  9. Виды настенной живописи и особенности техники живописи.

  10. Современные методы дублирования живописи на холсте.

  11. Принцип подбора растворителей для раскрытия живописи.

  12. Принципы и техника восполнения утрат живописи.

  13. Методы научно-исследовательской диагностики произведений искусства.

  14. Источники и литература о художественных материалах и реставрации.

  15. Материалы и техника древнерусской иконы. Датирующие признаки техники иконописи.

  16. Самые значительные проекты реставрации памятников культуры в России и мире.

  17. Использование гелей в реставрации.

  18. Международный профессиональный кодекс реставратора, различие профессий художника и реставратора.

  19. Особенности техники масляной живописи в 19 веке.

  20. Природные и синтетические полимеры и адгезивы.

  21. Мировой опыт консервации произведений живописи.

  22. Современная реставрационная документация.

Критерии оценки

Оценка «отлично» выставляется при проявленной профессиональной компетенции в процессе собеседования и научно-обоснованном реставрационном проекте, обеспечивающим корректную по отношению к объекту методику реставрационного вмешательства, включая профессиональную фотофиксацию.

Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если при ответе на один из вопросов суждения экзаменующегося не достаточно обоснованы, а программа реставрационных действий не учитывает негативных последствий предлагаемого реставрационного вмешательства.

Оценка «удовлетворительно» выставляется тогда, когда при ответе на вопросы суждения экзаменующегося недостаточно обоснованы, а программа научно не обоснована.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае, если владение профессиональными знаниями и умениями не соответствуют современным научным, технологическим и этическим стандартам.

Рекомендуемая литература

Литература по технике и технологии живописи

  1. Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1961.

  2. Виннер А.В. Материала и техника живописи советских мастеров. Очерки. М.: Советский художник, 1958.

  3. Гренберг Ю.И. Технология станковой живописи. М.: Изобразительное искусство, 1982.

  4. Гренберг Ю., Писарева С. Масляные краски XX века и экспертиза произведений живописи. М.: Зеркало мира, 2010.

  5. Киплик Д.И. Техника живописи. М.: Сварог и К, 2002.

  6. Лужецкая А.Н. Техника маляной живописи русских мастеров с XVIII по начало XX века. М.: Искусство, 1965.

  7. Морозова О.В. Мастера и шедевры европейской живописи. М.: Медиа Групп, 2013.

  8. Рыбников А.А. Техника масляной живописи. М., 1933.

  9. Сланский Б. Техника живописи. Живописные материалы. Академия художеств СССР, М., 1962.

  10. Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи / Под ред. Ю.И. Гренберга. М.: Изобразительное искусство, 1987.

  11. Тютюнник В.В. Материалы и техника живописи. М.: Изд-во Академии художеств, 1962 (репринт 2009).

  12. Фейнберг Л.Е. Лессировки и техника классической живописи. М. Искусство, 1937.

  13. Ченнино Ченнини. Книга об искусстве или трактат о живописи. СПб.: Библиополис, 2008.

  14. Artists Pigments: A Handbook of their History and Characteristics. Ed. R. Feller, A. Roy, E. West Fitzhugh. Vol. 1-3. Archetype. London, 2012.

  15. Brawn D., Roy A. Art in the Making. Rembrandt. National gallery. London, 1988.

  16. Eastlake C.L. Methods and Materials of Painting of the Great Schools and Masters. Vol. I-II. New-York: Dover publications, Inc., 2001.

Литература по реставрации

1.

Алешин А.Б. Реставрация станковой масляной живописи. Учебное пособие. М.: Художественно-педагогическое издательство, 2012.

2. Бобров Ю., Бобров Ф. Консервация и реставрация станковой темперной живописи. М.: Художественно-педагогическое изд-во, 2008.

3. Иванова Е.Ю., Постернак О.П. Техника реставрации станковой масляной живописи. М.: Индрик, 2005.

4. Никитин М.К, Мельникова Е.П. Химия в реставрации. СПб.: Техинформ, 2002.

5. Реставрация произведений станковой масляной живописи / Под ред. И.П. Горина и З.В. Черкасовой. М.: Искусство, 1977.

6. Филатов В.В. Реставрация настенной масляной живописи. М.: Изобразительное искусство, 1995.

7. Art, Conservation and Authenticities: Material, Concept, Context / Ed. E. Hermens, T. Fiske. Archetype, London, 2007.

8. Berger G., Russel W. Conservation of Paintings. Research and Innovations. London: Archetype Lublications Ltd, 2000.

9. Caple C. Conservation Skills. Judgements, methods and decision making. London-New York: Routledge, 2000.

10. Carmen F., Bria Jr. The History of the Use of Synthetic Consolidants and Lining Adhesives//Western Association for Art Conservation (WAAC) Newsletter, vol. 8, No. 1, January 1986.

11. Feller R., Stolow N., Jones E.H. On Picture Varnishes and Their Solvents. National Gallery of Arts, Washington, 1985.

12. Horie C.V. Materials for Conservation. Jrganic consolidants, adhesives and coatings. Butterworth-Heinemann, Oxford, 1994.

13. Laser Cleaning in Conservation: An Introduction. Ed. By V. Cooper. Oxford: Butterworth-Heinemann, 1998.

14. Mixing and Matching: Approaches to Retouching Paintings. Ed. R. Ellison, P. Smithen, R. Turnbill. Archetype, London, 2010.

15. Nicolaus K. The Restoration of Paintings. Ronemann, Cologne. 1999.

16. Phenix A. Synthetic Resins as Surface Coatings.// Varnishes: Authenticity and Permanence. Conference Reviews. WAAC Newsletter. Vol. 17. No 1. Ottawa, 1995.

17. Ruhemann H. Cleaning of Paintings. London: Faber and Faber, 1968; Michalski S. A physical model of the cleaning of oil paint.// Cleaning, Retouching and Coatings. IIC, London, 1990.

18. Stolow N. Solvent action.// On Picture Varnishes and Their Solvents. National Gallery of Art, Washington, 1985.

19. Wolbers, R. Cleaning Painted Surfaces: aqueous methods. Archetype, London, 2000.

20. Wolbers, R., Recent developments in the use of gel formulations for the cleaning of paintings // Restoration, 1992: Conservation, Training, Materials and Techniques: Latest Developments. Amsterdam, 1992.

Зав. кафедрой реставрации живописи Ю. Г. Бобров

Источник: http://artsacademy.ru/additionally/assistentura-stazhiroa/programma/programma-profilnogo-vstupitelnogo-ispytaniya-po-napravleniyu-iskusstvo-restavratsii-po-vidam.php

Учебные заведения для реставраторов

Учебные заведения для реставраторов 1

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Казанский (Приволжский) федеральный университет (Институт международных отношений, истории и востоковедения)

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета осуществляет набор в магистратуру «Реставрация историко-культурного наследия» на курс «Реставрация музейных археологических и этнографических коллекций».

В каждом семестре предусмотрен четырёхнедельный интенсив по реставрации под руководством приглашенных преподавателей из ведущих реставрационных организаций страны, включающий лекции и практические занятия, на которых слушатели занимаются реставрацией реальных археологических и этнографических предметов.

Институт располагает собственным полностью оборудованным реставрационным центром.

Программа курируется художником-реставратором высшей категории Буршневой Светланой Георгиевной (г. Санкт-Петербург)

Описание для анонса: 

Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского федерального университета осуществляет набор в магистратуру «Реставрация историко-культурного наследия» на курс «Реставрация музейных археологических и этнографических коллекций».

В каждом семестре предусмотрен четырёхнедельный интенсив по реставрации под руководством приглашенных преподавателей из ведущих реставрационных организаций страны, включающий лекции и практические занятия, на которых слушатели занимаются реставрацией реальных археологических и этнографических предметов.

Институт располагает собственным полностью оборудованным реставрационным центром.

Программа курируется художником-реставратором высшей категории Буршневой Светланой Георгиевной (г. Санкт-Петербург)

Начало активности (дата): 09.04.2018
1

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Российская академия живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова Описание для анонса: 
Начало активности (дата): 01.02.2018
1

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

НОЧУ ДПО РАР Русская Академия Ремесел

Некоммерческое образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования.

Описание для анонса: Некоммерческое образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования.
Начало активности (дата): 18.08.2017
1

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

Описание для анонса: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
Начало активности (дата): 27.03.2017
1

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

ГБПОУ ПТ № 2

Отделение «Реставрация» ГБПОУ ПТ № 2 реализует образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 54.02.04 «Реставрация» (углубленная подготовка) с получением квалификации «художник-реставратор».

Программа обучения включает изучение основ композиции, пластической анатомии, черчения, рисунка, живописи, истории искусств, иконографии, реставрации, консервации и музейного хранения объектов культурного наследия (по направлениям: темпера, масло, керамика, металл, камень, ДПИ, монументальная живопись, архитектурная лепнина).

Описание для анонса: Отделение «Реставрация» ГБПОУ ПТ № 2 реализует образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 54.02.04 «Реставрация» (углубленная подготовка) с получением квалификации «художник-реставратор». Программа обучения включает изучение основ композиции, пластической анатомии, черчения, рисунка, живописи, истории искусств, иконографии, реставрации, консервации и музейного хранения объектов культурного наследия (по направлениям: темпера, масло, керамика, металл, камень, ДПИ, монументальная живопись, архитектурная лепнина).
Начало активности (дата): 27.03.2017
1

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

МГХПА им. С.Г. Строганова. (г. Москва)

Сегодня МГХПА — наи­бо­лее мно­го­про­филь­ная худо­же­ствен­ная ака­де­мия — про­во­дит под­го­товку худож­ни­ков по 5 спе­ци­аль­но­стям и 17 спе­ци­а­ли­за­циям: про­ек­ти­ро­ва­нию инте­рье­ров и мебели, раз­ра­ботке деко­ра­тив­ных и мебель­ных тка­ней, гото­вит спе­ци­а­ли­стов в раз­лич­ных обла­стях дизайна, исто­ри­ков и тео­ре­ти­ков искус­ства, худож­ни­ков мону­мен­таль­ной живо­писи и скуль­пто­ров, худож­ни­ков по металлу, кера­мике и стеклу, рестав­ра­то­ров мону­мен­таль­ной живо­писи, мебели и худо­же­ствен­ного металла.

Описание для анонса: Сегодня МГХПА — наи­бо­лее мно­го­про­филь­ная худо­же­ствен­ная ака­де­мия — про­во­дит под­го­товку худож­ни­ков по 5 спе­ци­аль­но­стям и 17 спе­ци­а­ли­за­циям: про­ек­ти­ро­ва­нию инте­рье­ров и мебели, раз­ра­ботке деко­ра­тив­ных и мебель­ных тка­ней, гото­вит спе­ци­а­ли­стов в раз­лич­ных обла­стях дизайна, исто­ри­ков и тео­ре­ти­ков искус­ства, худож­ни­ков мону­мен­таль­ной живо­писи и скуль­пто­ров, худож­ни­ков по металлу, кера­мике и стеклу, рестав­ра­то­ров мону­мен­таль­ной живо­писи, мебели и худо­же­ствен­ного металла.
Начало активности (дата): 27.03.2017
1

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года (г. Москва)

В соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выпускники в качестве художников-реставраторов могут осуществлять исследовательскую и исполнительскую деятельность, направленную на спасение, сохранение и введение в научный оборот произведений станковой живописи (иконы, картины) и графики.

Описание для анонса: В соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выпускники в качестве художников-реставраторов могут осуществлять исследовательскую и исполнительскую деятельность, направленную на спасение, сохранение и введение в научный оборот произведений станковой живописи (иконы, картины) и графики.
Начало активности (дата): 27.03.2017
1

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Высшая Школа Реставрации

Кафедра ВШР осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров на базе очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения по направлению бакалавриата «История искусств», профиль подготовки «Консервация и реставрация памятников материальной культуры»

Описание для анонса: Кафедра ВШР осуществляет подготовку высококвалифицированных кадров на базе очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения по направлению бакалавриата «История искусств», профиль подготовки «Консервация и реставрация памятников материальной культуры»
Начало активности (дата): 27.03.2017
1

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Санкт-Петербургский институт искусств и реставрации

Наши выпускники могут устанавливать и подтверждать авторство, время изготовления памятника изобразительного искусства, проводить анализ стиля, манеры автора произведения, техники живописи, иконописи, особенностей памятников архитектуры и предметов декоративно-прикладного искусства.

Описание для анонса: Наши выпускники могут устанавливать и подтверждать авторство, время изготовления памятника изобразительного искусства, проводить анализ стиля, манеры автора произведения, техники живописи, иконописи, особенностей памятников архитектуры и предметов декоративно-прикладного искусства.
Начало активности (дата): 27.03.2017
1

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Институт искусства реставрации (г. Москва)

Институт Искусства Реставрации — единственный в России ВУЗ полностью реставрационного профиля. Наши программы направлены на обучение людей, желающих посвятить свою жизнь реставрации. В 2014 году Институту исполнилось 23 года.

Описание для анонса: Институт Искусства Реставрации — единственный в России ВУЗ полностью реставрационного профиля. Наши программы направлены на обучение людей, желающих посвятить свою жизнь реставрации. В 2014 году Институту исполнилось 23 года.
Начало активности (дата): 27.03.2017
1

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Санкт-Петербургский государственный университет (Факультет искусств)

Факультет искусств возник на базе старейшего российского университета, основанного Петром Великим в 1724 году. В течение ряда лет факультет являлся частью Филологического факультета, а затем Факультета филологии и искусств. В 2010 году Факультет искусств был выделен в отдельную структуру, и его деканом стал Народный артист России Валерий Гергиев.

Описание для анонса: Факультет искусств возник на базе старейшего российского университета, основанного Петром Великим в 1724 году. В течение ряда лет факультет являлся частью Филологического факультета, а затем Факультета филологии и искусств. В 2010 году Факультет искусств был выделен в отдельную структуру, и его деканом стал Народный артист России Валерий Гергиев.
Начало активности (дата): 27.03.2017
1

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Санкт-Петербургский государственный институт культуры

СПбГИК — старейший отечественный вуз, воспитавший несколько поколений талантливых музыкантов, хореографов, искусствоведов, культурологов, сотрудников библиотек и педагогов.

Описание для анонса: СПбГИК — старейший отечественный вуз, воспитавший несколько поколений талантливых музыкантов, хореографов, искусствоведов, культурологов, сотрудников библиотек и педагогов.
Начало активности (дата): 27.03.2017
1

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (Факультет церковных художеств, кафедра реставрации)

Образовательная концепция факультета Церковных художеств строится на основе синтеза традиций византийского и русского церковного искусства, православного богословия и достижений современного искусствознания.

Описание для анонса: Образовательная концепция факультета Церковных художеств строится на основе синтеза традиций византийского и русского церковного искусства, православного богословия и достижений современного искусствознания.
Начало активности (дата): 27.03.2017
1

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Санкт-Петербургское художественное училище им. Р. К. Рериха (техникум)

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования “Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К.Рериха (техникум)”

Описание для анонса: Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования “Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К.Рериха (техникум)”
Начало активности (дата): 27.03.2017
1

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Санкт-Петербургская государственная Художественно-промышленная академия им. Штиглица

СПГХПА им. А. Л. Штиглица – одна из ведущих в стране школ по подготовке высококвалифицированных специалистов в области дизайна, прикладного и монументального искусства, с мощными художественными традициями, высочайшим профессионализмом, европейской известностью.

Описание для анонса: СПГХПА им. А. Л. Штиглица – одна из ведущих в стране школ по подготовке высококвалифицированных специалистов в области дизайна, прикладного и монументального искусства, с мощными художественными традициями, высочайшим профессионализмом, европейской известностью.
Начало активности (дата): 27.03.2017

Источник: http://restsouz.ru/education/

Профессия Реставратор. Описание профессии. Кто такой Реставратор. Описание профессии

Профессия Реставратор. Описание профессии. Кто такой Реставратор. Описание профессии

История хранится не только в памяти людей, исторических учебниках и летописях. Интересные факты из прошлого могут рассказать и многие произведения искусства: картины, памятники, архитектурные сооружения и даже одежда людей разных эпох.

Но время неумолимо, под действием внешних факторов или из-за неправильных условий хранения все эти вещи теряют свой первозданный вид и красоту. Именно для того, чтобы придать им первоначальный вид и уберечь от дальнейшего разрушения, существует профессия реставратора.

Реставраторы сохраняют историческое и художественное значение уникальных памятников культуры: от старинных монет и посуды до целых замков.

Деятельность реставратора состоит из двух направлений. Первое – это реконструкция, то есть восстановление первозданного вида вещи. Второе – консервация, которую еще называют музейной реставрацией. Цель консервации – сохранение исторического объекта.

В зависимости от того, какой предмет необходимо «отремонтировать», выделяют несколько основных видов реставрации. Например, специалист по реставрации мебели и деревянных изделий работает с предметами интерьера. Реставратор архитектуры возвращает первоначальный внешний и внутренний вид зданиям.

Реставратор книг и других печатных изданий выполняет биологическую очистку, устраняет разрывы страниц и по возможности восстанавливает текст. Воссоздание редких кинопленок и старых фильмов – работа для реставратора киноизображений.

Реставратор фресок имеет дело со старинными росписями стен, а реставратор станковой живописи – с картинами и иконами. Реставратор музыкальных инструментов способен вернуть жизнь даже самому разбитому роялю или треснувшей гитаре.

Кто круче?
Выберите профессию,
которая нравится вам больше!

Ваши мнения формируют

рейтинг профессий
Уже 1702488 !

Электросварщик

Сомелье

средняя по России:средняя по Москве:средняя по Санкт-Петербургу:

Прежде чем приступить к восстановительным работам, реставратор проводит всестороннее исследование объекта, выясняет его первоначальный вид, а также причины и характер разрушений. Параллельно проводится подробная фотофиксация состояния объекта. На основе полученных данных специалист определяет объем и методику предстоящих работ, подбирает необходимые материалы.

В ходе реставрации он должен руководствоваться целым рядом правил. Например, следует избегать радикальных, необратимых действий. Это необходимо для того, чтобы в будущем, при более совершенных методах, была возможна новая реставрация. К тому же, реставратор не должен пытаться улучшить изделие или восполнить утраченные части, если он не обладает достаточно достоверной информацией.

На всех этапах работы реставратор ведет подробную документацию всех своих действий.

Опытные реставраторы советуют начинать карьеру в государственных музеях или исторических хранилищах. Это отличная возможность поучиться у мастеров и исследовать подлинные произведения искусства.

Иногда мастера-реставраторы открывают собственные мастерские. Здесь они принимают заказы или работают «от себя». Во втором случае реставратор сам покупает старинные предметы, реставрирует, а затем продает их коллекционерам или музеям.

На сегодняшний день реставраторы больше востребованы в крупных городах. В Москве, например, 40% от объема строительно-восстановительных работ составляют заказы на реставрацию объектов. Этим объясняется невероятная востребованность профессии в столице.

Зарплата у реставраторов в основном сдельная. Даже начинающий выпускник вуза может получать в реставрационной компании 25-30 тысяч рублей в месяц.

Для успешной работы в избранной области реставратору необходимо быть не только художником, но и ученым-историком, обладать почти энциклопедическими знаниями. В своей работе он применяет современные материалы, технологии и приборы (микроскопы и рентген) из области физики и химии.

Реставратор должен подходить к делу с ответственностью хирурга. Реликвии хрупкие, редкие и очень ценные. Поэтому во время работы важно проявлять особое терпение, аккуратность, осторожность и внимательность. Ремесленных навыков для восстановления произведений искусства явно недостаточно. Здесь нужны художественное чутье и вкус.

А для проведения многочисленных расчетов потребуется знание математики.

Другие интересные профессии

Проверьте свои силы

Источник: https://moeobrazovanie.ru/professions_restavrator.html

Направление 29.03.04 «Технология художественной обработки материалов»

Специальность «Технология художественной обработки материалов» включает совокупность средств, приемов, способов и методов обработки материалов с целью придания изделиям художественной ценности и потребительских свойств.

Выпускники приобретают широкие возможности иметь престижную и интересную работу в сфере производства изделий из керамики, стекла и искусственного камня, на предприятиях по производству строительных материалов, художественных предприятиях и промыслах, в архитектурных и дизайнерских бюро, в сфере розничных и дистрибьюторских сетей продаж строительных материалов, художественно-промышленных изделий и изделий художественно-прикладного назначения, а также в организации собственного бизнеса, и занимать руководящие должности в области технического дизайна и производства художественных изделий из керамики и стекла.

В настоящее время специальность «Технология художественной обработки материалов» отдает предпочтение модным направлениям в производстве и в стиле декорирования изделий из стекла и керамики.

Студенты, осваивая современные технологии и методы по производству художественных изделий, получают профессиональную подготовку и уникальную возможность в выборе художественного дизайнерского направления.

Студенты осваивают технологию фьюзинга, технику Тиффани, а также основные типы витражного искусства:

  • коллаж
  • псевдовитраж
  • традиционная техника
  • технология кислотного травления и гризайли.

В частности в современной технологии фьюзинга достигается необыкновенный декоративный эффект витражного стекла, которое прекрасно вписывается в современный интерьер.

При использовании этой технологии можно заполнять большие проемы любой формы и практический любого объема.

            Эту процедуру можно осуществлять несколькими способами, но наиболее распространенный из них – это «формование». То есть для того, чтобы придать уже сплавленному стеклу форму чаши, используют молдинг (форму). Существуют и другие методы, основывающиеся на принципе технологии фьюзинг: 

– комбинированное прочесывание, при котором используется инструмент для деформации формы стекла, пока оно горячее

– огневая полировка, при которой используется печь для нагревания стекла, чтобы в результате придать ему гладкость и блеск.

Сегодня во всем мире стало необычайно модным украшать свой дом всевозможными изделиями, сделанными собственными руками. Наши студенты получают возможность научиться декорировать изделия из стекла и керамики.

Например, техника Декупаж – декоративная техника по ткани, посуде , мебели заключающаяся в вырезании изображений  из различных материалов (дерева, кожи ,  тканей, бумаги  и т. п.), которые

затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.

Преподаватели кафедры откроют вам секреты лепки декорирования и обжига изделий из глины, а вдохновляющие проекты позволят применить навыки на практике и пробудят интерес к творчеству.

Главными технологическими видами керамики являются:

  • майолика
  • терракота
  • фаянс
  • фарфор

Они различаются составами глин, режимом обжига, приемами художественного оформления. В современной художественной керамике применяют такие приемы декорирования, как тонирование и роспись изделия солями и кислотами металлов, взятыми в чистом виде либо введенными в состав цветного ангоба, эмали, глазури.

На кафедре ТТД студенты овладевают программами компьютерной графики, информационной технологии и компьютерным дизайном в производстве художественной обработке изделий. Аудитории оснащены  компьютерной техникой и лекции проходят в электронном виде.

Художественно-производственную практику студенты проходят в живописном цеху на предприятиях по производству керамики или стекольных изделий.

Наши выпускники, получив диплом по избранной специальности, приобретают широкие возможности иметь престижную и интересную работу и занимать руководящие должности в области производства строительных материалов и изделий из них. Объектами профессиональной деятельности являются близлежащие заводы по производству изделий из стекла и керамики, специалисты имеют достойную зарплату, карьерный рост.

– Керамический завод «ОАО «Сокол»

– Павло-Посадский стекольный завод

– Pilkington – завод по производству стекла. – и другие. 

 ПРАВИЛЬНО ВЫБРАННАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ.

        В связи с новыми экономическими условиями в России резко возросла потребность в специалистах в области промышленного дизайна, повысились требования к их профессиональному обучению. Подготовка по различным видам дизайнерской деятельности стала осуществляться не только на базе художественно-промышленных и архитектурных университетов, но и на ряде кафедр технических вузов.

        Кафедра «Технологий и технического дизайна» готовит специалистов по самым творческим направлениям в силикатной промышленности: «Технология художественной обработки стекла» и «Технология художественной обработки керамики». В штате кафедры работает художник-скульптор.

Наша цель – дать базовые сведения по основам технологии стекла и керамики, материаловедения и формообразования, методологии конструирования промышленных изделий и особенностям технологических процессов их изготовления, раскрыть специфику дизайна и выявить его историко-культурные и теоретико-философские основания, характерные для художественного стекла и керамики.

Мы убеждены в том, что, эстетика задуманного промышленного изделия должна опираться на «техническую основу», иными словами, технолог художественной обработки должен владеть навыками и знаниями художника, конструктора и технолога. В этом, пожалуй, состоит основное отличие наших выпускников.

Область профессиональной деятельности технологов художественной обработки включает совокупность средств, приемов, способов и методов художественной обработки силикатных материалов с целью создания и реставрации художественно-промышленных изделий.

        В период обучения студенты в обязательном порядке проходят практику на ведущих предприятиях силикатной промышленности. Таким образом, у наших выпускников есть реальная возможность проявить себя и остаться работать на конкретном предприятии.

Это современные заводы по производству изделий из стекла и керамики.

Специалист в области технологии художественной обработки материалов может работать в следующих сферах: производственной, технологической, управленческой, художественной, исследовательской, индивидуально-коммерческой.

        По художественной специальности мы работаем относительно недавно, но признание коллег уже добились.

Студентка 3 курса стала призером общероссийского конкурса в номинации «Рисунок», в котором принимали участие ведущие вузы России, в том числе и сугубо художественных направлений.

Конкурс проходил в рамках Всероссийской научно-практической конференции по специальности «Технология художественной обработки материалов». 

Источник: http://isa.mgsu.ru/universityabout/Struktura/Instituti/ISA/vysshee-obrazovanie/bakalavriat/napravlenie-29-03-04-tekhnologiya-khudozhestvennoy-obrabotki-materialov.php

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.