«искусство народного пения»: обучение и профессия

53.03.04 Искусство народного пения (профиль: Сольное народное пение) – уровень бакалавриата

Квалификация: бакалавр музыкально-инструментального искусства
Специализация: «Сольное народное пение»
Документы:

Формы и сроки обучения: очная – 4 года, заочная – 4,5 года
Область профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки «Искусство народного пения» включает:

  • музыкальное исполнительство (исполнение сольных, ансамблевых и хоровых вокальных партий в профессиональных, самодеятельных/любительских хоровых или ансамблевых народно-певческих коллективах, на концертной эстраде и других учреждениях культуры);
  • руководство различными народно-певческими творческими коллективами (профессиональными, учебными, самодеятельными/любительскими), просветительство в области музыкального искусства и культуры;
  • музыкальную педагогику в образовательных учреждениях Российской Федерации.

Объекты профессиональной деятельности бакалавров:

  • произведения народного музыкального искусства, авторские произведение для народного певческого исполнительства, ой аппарат певца;
  • слушательская и зрительская аудитории театров, концертных залов, потребители продукции звукозаписывающих фирм;
  • различные категории обучающихся образовательных учреждений Российской Федерации;
  • творческие коллективы, исполнители;
  • концертные организации, ансамблевые и хоровые коллективы, звукозаписывающие студии, средства массовой информации;
  • центры и дома народного художественного творчества, другие учреждения культуры.

Виды профессиональной деятельности бакалавров

  • музыкально-исполнительская;
  • педагогическая;
  • организационно-управленческая;
  • культурно-просветительская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

Бакалавр должен решать следующие профессиональные задачи:

1) в области музыкально-исполнительской деятельности:

  • концертное исполнение музыкальных произведений, программ в различных модусах – соло, в составе ансамбля, хора, с оркестром, хором, выступление в качестве руководителя (хормейстера);
  • овладение навыками репетиционной работы с партнерами по ансамблю, в творческих коллективах и с творческими коллективами;
  • практическое освоение народно-песенного репертуара творческих коллективов, участие в формировании репертуара;

2) в области педагогической деятельности:

  • преподавание предметов согласно профилю ООП в образовательных учреждениях Российской Федерации;
  • изучение образовательного потенциала обучающихся, уровня их художественно-эстетического и творческого развития, формирование и развитие у обучающихся мотивации к обучению, осуществление их профессионального и личностного роста;
  • развитие у обучающихся творческих способностей, самостоятельности в работе над музыкальным произведением, способности к самообучению;
  • планирование учебного процесса, выполнение методической работы, осуществление контрольных мероприятий, направленных на оценку результатов педагогического процесса;
  • применение при реализации учебного процесса лучших образцов исторически сложившихся педагогических методик, а также разработка новых педагогических технологий;

3) в области организационно-управленческой деятельности:

  • руководство деятельностью творческих народно-певческих коллективов, профессиональных, самодеятельных/любительских хоров и ансамблей;
  • осуществление функций специалиста, референта, консультанта, руководителя небольших структурных подразделений в государственных (муниципальных) органах управления культуры, в организациях сферы культуры и искусства (филармониях, концертных организациях и др.), в творческих союзах и обществах;
  • участие в работе по организации творческих проектов (концертов, фестивалей, конкурсов, мастер-классов, юбилейных мероприятий);
  • организация и руководство учреждениями и организациями отрасли культуры и искусства (учреждениями дополнительного образования, в том числе дополнительного образования детей, коллективами и студиями художественного творчества);
  • участие в организационно-управленческой деятельности по сохранению и развитию искусства, культуры и образования;

4) в области культурно-просветительской деятельности:

  • участие в художественно-культурной жизни общества путем представления результатов своей деятельности общественности, а именно: выступление в составе народного хора в качестве руководителя (хормейстера) в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры;
  • осуществление профессиональных консультаций при подготовке творческих проектов в области народного музыкального искусства;
  • осуществление связи со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры.

ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов:

  • гуманитарный, социальный и экономический цикл;
  • цикл истории и теории музыкального искусства;
  • профессиональный цикл.

Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре.

Источник: http://www.vsgaki.ru/enrollee/the-specialties-and-areas-of-training/faculty-of-music-and-dance/530304/

Народное пение | Государственный музыкально-­педагогический институт имени М.М. Ипполитова-Иванова

Основоположником народно-певческого образования в России по праву считается Е.К.Гедеванова. По ее инициативе в 1960г. в музыкальном училище имени М.М Ипполитова-Иванова было открыто первое в нашей стране отделение народного пения.

Являясь в период с 1949 по 1961 гг. директором училища и заведующей вокальным отделением по 1981г., Е.К.Гедеванова взяла на себя нелегкий труд по формированию и становлению новой специальности – «исполнитель народной песни».

Первоначально обучение народному пению в училище шло на отделении академического сольного пения, где преподавали известные исполнители, солисты ГАБТ Т.Талахадзе, Н.Чубенко, М.Кузанян, С.Рудницкая и другие. Затем были приглашены мастера народного пения И.Яунзем, В.Клоднина и А.Прокошина.

Много талантливой молодежи обучалось на отделении. Среди выпускников Ипполитовки – Л.Зыкина, Е.Шаврина, А.Литвиненко, Л.Рюмина, Т.Петрова, Н.Крыгина, Л.Трухина, В.Готовцева, Н.Кадышева.

С 1982-1983 учебного года отделение, ставшее к этому времени самостоятельным, возглавил Н.М.Тарасенко. С 1985 по 1990 гг. отделом руководил В.Царегородцев. В эти годы преподавали Л.Семенова, Л.Суханова, Е.Туманова, И.Соловьева, И.Сергеева, Т.Синицина, О.Крышень, И.Филипченко и другие.

С открытием института имени М.М. Ипполитова­ Иванова кафедру народного пения возглавил доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор В.М.Щуров.

С 2000 г. кафедрой руководит заслуженный работник культуры РФ, профессор Н.В.Ерохина. Сейчас здесь работает много молодых преподавателей, известных в стране исполнителей народных песен.

Студенты успешно выступают на концертной эстраде, занимают призовые места на многих международных и Всероссийских конкурсах. За последние годы на престижном конкурсе исполнителей народной песни «Голоса России» лауреатами стали А.Романова (1 премия), Н.Шубина (Гран-при), С.Колонина (1 премия), А.Артемова (11 премия), С.Томилина (111 премия).

Профессорско-преподавательский состав кафедры “Народное пение” (кафедра реализует программы высшего образования)

  • Ерохина Наталья Владимировна Зав. кафедрой. Заслуженный работник культуры РФ, профессор. Преподаваемые дисциплины – «Сольное пение» и «Основы сольной импровизации», «Основы научных исследований». Автор репертуарных сборников, ряда учебных программ и научных статей. Руководитель направления «Фольклорная академия» Московского фестиваля студенческого творчества «Фестос». Среди студентов класса есть лауреаты, дипломанты региональных и международных конкурсов. Повышение квалификации – 2017 год, ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова – курсы по теме «Современное музыкальное образование: опыт, проблемы, перспективы». Общий стаж работы – 45 лет. Стаж работы по специальности 36 лет.
  • Крыгина Надежда Евгеньевна Народная артистка РФ. Доцент кафедры. Преподаваемые дисциплины «Сольное пение». Гастроли проходят в России и за рубежом. Исполняет народные песни, сочинения композиторов XX века. Репертуар певицы записан на компакт-диски. Общий стаж работы – 36 лет. Стаж работы по специальности – более 15 лет.
  • Хворых Анна Николаевна Декан факультета Историко-теоретико-композиторской и общегуманитарной подготовки. Доцент кафедры «Народное пение». Преподаваемые дисциплины – «Сольное пение». Уровень образования – высшее образование (аспирантура по специальности «Музыковедение»). Квалификация – Исполнитель народных песен, преподаватель вокала (народный). Автор-составитель учебных пособий по педпрактике, лауреат Всероссийских конкурсов. Повышение квалификации – 2017 год, ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова – курсы по теме «Современное музыкальное образование: опыт, проблемы, перспективы». Общий стаж работы – 14 лет. Стаж работы по специальности – более 10 лет.
  • Михайлова Евдокия Афанасьевна Доцент кафедры. Преподаваемые дисциплины – «Сольное пение», «История народно-певческого исполнительства». Уровень образования – высшее образование (аспирантура по специальности «Музыкальное искусство. Искусствоведение»). Квалификация – Исполнитель народных песен. Преподаватель по специальности «Вокальное искусство. Народное пение». Автор ряда репертуарных сборников, учебных программ. Лауреат международных и Всероссийских конкурсов. Концертная исполнительница народных песен и современных авторов. Награждена дипломами Министром культуры Республики Болгария «За популяризацию болгарской народной музыки». Повышение квалификации – 2017 год, ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова – курсы по теме «Современное музыкальное образование: опыт, проблемы, перспективы». Общий стаж работы – 25 лет. Стаж работы по специальности более 10 лет.
  • Волотова Галина Алексеевна Доцент. Преподаваемые дисциплины – «Сольное пение», «Основы сценической речи» (СПО), «Современный репертуар народного певца», «Инструменты фольклорной традиции», «Ансамблевое пение», «Народно-певческие стили», «Основы научных исследований». Уровень образования – высшее образование (аспирантура по специальности «Музыкальное искусство»). Квалификация – Исполнитель народных песен. Преподаватель. Лауреат международного конкурса. Имеет ряд научных публикаций в журнале «Музыкальная академия», в сборниках СК Москвы. Автор репертуарных сборников, учебных программ. Записан компакт- диск с авторскими обработками народных песен. Повышение квалификации – 2016 год, ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова – курсы по теме «Современное музыкальное образование в контексте науки, исполнительского искусства, культуры XXI века». Общий стаж работы – 30 лет. Стаж работы по специальности – более 10 лет.
  • Бутыркин Валерий Григорьевич Заслуженный работник культуры РФ, доцент кафедры. Преподаваемые дисциплины – «Народный танец» (СПО)(ВО), «Мастерство актера» (СПО), «Основы народной хореографии» (СПО)(ВО). Уровень образования – высшее образование по специальности «Режиссура балета». Квалификация – Балетмейстер – педагог. Лауреат международных и Всероссийских конкурсов. Автор многих программ по народному танцу и учебного пособия «Танцевальный фольклор Брянской области». Повышение квалификации – 2017 год ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова – курсы по теме «Современное музыкальное образование: опыт, проблемы, перспективы». Общий стаж работы – 50 лет. Стаж работы по специальности – более 46 лет.
  • Романенко Жанна Александровна Преподаватель. Преподаваемые дисциплины – «Сольное пение», «Педагогическая практика» (СПО) (ВО), «Исполнительская практика», «Собирание и расшифровка народных песен», «Ансамблевое пение». Уровень образования – высшее образование по специальности «Народное пение». Квалификация – Исполнитель народных песен, преподаватель вокала (народный). Составитель учебных пособий и программ по расшифровке народных песен. Выпускница ГМПИ им. М.М Ипполитова-Иванова. Ассистент-стажер. Повышение квалификации – 2017 год, ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова – курсы по теме «Современное музыкальное образование: опыт, проблемы, перспективы». Общий стаж работы – 8 лет. Стаж работы по специальности – 5 лет.
  • Ларченко Олег Николаевич Преподаватель. Преподаваемые дисциплины – «Сценическая речь», «Сценическая подготовка». Уровень образования – высшее образование по специальности «Режиссер драмы». Квалификация – Режиссура театра. Выпускник ГИТИСа, факультет режиссуры – мастерская С. А. Голомазова. Лауреат XIII международного фестиваля «Боспорские агоны – 2011». Актер театра имени М. А. Булгакова. Общий стаж работы – 10 лет. Стаж работы по специальности – 5 лет

Профессорско-преподавательский состав кафедры “Народное пение” (кафедра реализует программы среднего специального образования)

  • Маркина Елена Валентиновна Преподаватель. Преподаваемые дисциплины – «Сольное пение», «Методика преподавания вокальных дисциплин», «Методика обучения народному пению» (ВО), «Ансамблевое пение» (ВО). Уровень образования – высшее образование по специальности «Руководитель народного хора» Квалификация – Руководитель народного хора, преподаватель хоровых дисциплин. Методист. Автор ряда репертуарных сборников и учебных программ. Награждена Почетным знаком Министерства культуры «За достижения в культуре» и медалью «В память 850-летия Москвы». Повышение квалификации – 2017 год, ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова – курсы по теме «Современное музыкальное образование: опыт проблемы, перспективы». Общий стаж работы – 27 лет. Стаж работы по специальности более 10 лет.
  • Машкова Валентина Николаевна Преподаватель. Преподаваемые дисциплины – «Сольное пение». Уровень образования – высшее образование по специальности «Сольное народное пение». Квалификация – Исполнитель народных песен. Преподаватель. Лауреат Всероссийских и международных конкурсов. Концертная исполнительница народных песен, романсов, джазовых композиций. Автор ряда репертуарных сборников. Русские народные песни и романсы в исполнении Машковой записаны на компакт диски. Повышение квалификации – 2016, ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования» – курсы по теме «Организация и содержание исследовательской деятельности преподавателей в художественном образовании». Общий стаж работы – 21 год. Стаж работы по специальности более 10 лет.
  • Пашкова Наталья Константиновна Преподаватель. Преподаваемые дисциплины – «Сольное пение», «Ансамблевое пение». Уровень образования – высшее образование (ассистентура-стажировка по специальности «Сольное народное пение»). Квалификация – Руководитель народного хора. Преподаватель хоровых дисциплин. Методист по фольклору по специальности «дирижирование народным хором». Автор репертуарных сборников. Лауреат Всероссийских и международных конкурсов. Солистка вокального трио «Лада» п/у заслуженной артистки РФ Игнатьевой С.К. Народные песни и произведения современных композиторов в исполнении Пашковой записаны на компакт-диски. Повышение квалификации – 2015 год, РАМ им. Гнесиных – курсы по теме «Сольное народное пение: проблемы преподавания и исполнительства». Общий стаж работы – 15 лет. Стаж работы по специальности – более 10 лет.
  • Семушина Татьяна Владимировна Преподаватель. Преподаваемые дисциплины – «Сольное пение». Уровень образования – высшее образование по специальности «Сольное народное пение». Квалификация – Исполнитель народных песен. Преподаватель по специальности «Вокальное искусство. Народное пение». Лауреат Всероссийских и международных конкурсов, солистка трио «Лада» п/у заслуженной артистки РФ Игнатьевой С.К. Народные песни и произведения современных композиторов в исполнении Семушиной записаны на компакт-диски. Повышение квалификации – 2015 год, РАМ им. Гнесиных – курсы по теме «Сольное народное пение: проблемы преподавания и исполнительства». Общий стаж работы 15 лет. Стаж работы по специальности – более 10 лет.
  • Ларионова Ольга Леонидовна Преподаватель. Преподаваемые дисциплины – «Сольное пение», «Инструменты народного оркестра», «Ансамблевое пение». Уровень образования – высшее образование по специальности «Народное пение». Квалификация – Исполнитель народных песен, преподаватель вокала (народный). Лауреат Всероссийских конкурсов, выпускница ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова. Повышение квалификации – 2014 год, ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова – курсы по теме «Современное музыкальное образование и воспитание: проблемы, задачи, перспективы. Общий стаж работы – 10 лет. Стаж работы по специальности более 5 лет.
  • Заварзина Елена Валерьевна Преподаватель. Преподаваемые дисциплины – «Чтение хоровых партитур», «Изучение областных певческих стилей», «Народная музыкальная культура», «Народное музыкальное творчество» (ВО), «Хоровой класс» (учебная практика), «Расшифровка и аранжировка народных песен». Уровень образования – высшее образование по специальности «Руководитель народного хора». Квалификация – Руководитель народного хора, преподаватель хоровых дисциплин. Методист. Автор учебных программ. Хормейстер, солистка Государственного Академического хора русской песни Российского Государственного музыкального телерадиоцентра. Повышение квалификации – 2016, ГМПИ имени М.М. Ипполитова-Иванова – курсы по теме «Современное музыкальное образование в контексте науки, исполнительского искусства, культуры XXI века». Общий стаж работы – 23 года. Стаж работы по специальности – более 10 лет.
  • Меркушина Светлана Васильевна Преподаватель. Преподаваемые дисциплины – «фортепиано». Уровень образования — высшее образование по специальности «Фортепиано». Квалификация – преподаватель, концертмейстер. Повышение квалификации – 2016г. РАМ им. Гнесиных – курсы по теме «Актуальные аспекты преподавания фортепиано. Методика и практика». Общий стаж работы – 21 год, стаж работы по специальности 15 лет.
  • Кощеева Ирина Анатольевна Преподаватель. Преподаваемые дисциплины – «фортепиано». Уровень образования – высшее образование (аспирантура по специальности «Музыкальное искусство»). Квалификация – артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель по специальности «Инструментальное исполнительство» (фортепиано). Повышение квалификации – 2016 год, РАМ им. Гнесиных – курсы по теме «Инновационные методики преподавания фортепиано». Общий стаж – 12 лет, стаж работы по специальности 12 лет.
  • Зиганшин Борис Михайлович Старший концертмейстер. Секретарь «Фольклорной академии» фестиваля студенческого творчества «Фестос». Автор четырех альбомов песен и романсов, изданных на аудиодисках. Автор лирических песен и романсов репертуарного сборника «И неба синие просторы». Общий стаж работы 46 лет.

Источник: http://www.ippolitoa.ru/penie-narodnoe

Обучение пению через народные песни

Предлагаем обучение пению через погружение в народную песню, через освоение давней традиции пения для себя в “своем кругу”. Этот способ обучения очень хорошо подходит новичкам, поскольку каждая народная песня  это и произведение искусства и одновременно опробованное временем ое упражнение.

 

Часто считают, что учиться петь нужно под аккомпанемент инструментов и заниматься джазовым или эстрадным вокалом. Этот известный путь далеко не всем подходит. Нужны неплохие музыкальные данные и много времени (не один и не два года), чтобы по-настоящему освоить технику такого пения.

Это связано с тем что у инструмента и голоса разные природа инструмент скорее мешает, чем помогает найти свой голос. Да и сами эти жанры – эстрада, джаз – непростые. Поэтому мы предлагаем обучение пению через народные песни с голоса более опытного певца, через живое пение в “своем кругу”.

Чтобы не волноваться…

Есть мнение, что обязательно нужно выступать на сцене.

Ведь если не на сцене, то где еще петь? Но петь перед зрителем не каждому подходит, для многих, особенно на начальном этапе, любое волнение, возникающее на сцене, не просто затрудняет пение, а блокирует его.

Обычно человек проходит долгий путь от овладения голосом, до свободного пения перед зрителем. Поэтому, чтобы не волноваться поем для себя, а уже потом для других.

Почему народное пение?

Итак, лучше всего учиться петь без нот, без инструментов, в своем кругу, с живого голоса другого более умелого поющего. При этом петь песни, которые рождались от тела, от удобного звукоизвлечения, от свободного благозвучного сочетания . Такие прекрасные условия – не фантастическая выдумка! Это то, что было давно известно – народная традиция пения.

Для многих никогда не певших ранее, народная песня – это, пожалуй, единственный способ не только научиться петь, но именно научиться петь хорошо, красиво – в полный голос, с использованием ых резонаторов, с правильной музыкальной интонацией.

Пение “за следом” – полноценная замена нот (о методе)

Ребенок начинать петь не с изучения слов и мелодии, а с того, что копирует тембр и интонацию поющего. Вслед за этим он непроизвольно осваивает, различает, слова и мелодию.

В основе подхода к обучению пению лежит развитие умения настраиваться на тембр голоса другого более опытного певца и петь так же как поет он: петь “за следом”.

При пении “за следом” используется явление звукового резонанса, во первых, со своим телом (тело как духовой музыкальный инструмент), во-вторых, с акустикой помещения, в-третьих, с голосом другого человека.

Пение “за следом” ни что иное как поиск резонансного соединения с более опытным партнером: его пение становится подобием нот для обучающегося. Это подключение к устной передаче сокровенного знания, заключенного в звуковой интонации подлинной народной песни.

Что делать, если “нет слуха и голоса”?

Обычно мы имеем дело не с отсутствием слуха и голоса, а с рассогласованием одного с другим: то есть, человек верно слышит мелодию, но не может её воспроизвести. Чтобы петь, надо петь, не боясь ошибаться. Как во всяком деле, здесь нужна практика и условия для практики. Такие условия создаются в поющем кругу. Петь может не только тот, кому разрешили петь в музыкальной школе.

Чем мы отличаемся от других занятий по пению

  • открытие природного голоса и его использование в пении
  • резонансная техника пения «голос в голос» за более умелым певцом
  • принципиально без нот
  • поем только подлинные народные песни (без авторской обработки),
  • совместное (домашнее или ансамблевое) пение в узком кругу
  • сначала поем для себя, только потом для сцены
  • без инструментов (акапельно)
  • без микрофона – только естественное звучание

 

Результат – станете поющим человеком

  • Научитесь петь в полный голос за достаточно короткий срок.
  • Узнаете о силе и скрытых возможностях своего природного голоса в песне.
  • Заметно разовьете слух и певческий голос.
  • Сможете уверенно петь в два голоса.

  • Напрямую приобщитесь к истокам русской песенной традиции.
  • Повысите самооценку за счет открытия и реализацию своих музыкальных способностей.
  • Получите удовольствие от совместного пения и живого общения в песне.

Курс предназначен для прошедших наши ые тренинги и для уже имеющих базовую ую подготовку.

Курс состоит из 7 ступеней, каждая ступень 8 занятий по 1,5 часа, стоимость каждой ступени 6400 рублей.

Полная продолжительность курса составляет примерно 7 месяцев. Вы можете пройти весь курс или несколько ступеней.

Отзыв о курсе “Обучение пению через народные песни”

Марина Творогова, воспитательница вальдорфского детсада

 Я пришла на курсы открытия голоса, когда в активе у меня было пение под гитару довольно тихим, «гитарным» голосом. Здесь, на курсах, довольно быстро открываешь у себя громкий и звонкий голос, о наличии которого раньше и не подозреваешь. И, оказывается, таким голосом можно не только протяжно крикнуть «э-э-эй», вызвать эхо в лесу, но и научиться петь.

Открытие голоса чувствуешь практически сразу, но чтобы закрепить это открытие, и, тем более, петь таким голосом требует времени, у каждого своего. Я занималась довольно долго, и в результате научилась петь открытым, «народным» голосом, без опасений за ые связки, используя опору на диафрагму, как это происходит у профессиональных певцов.

Когда поешь таким голосом, невозможно что-то оставить при себе, отдаешься песне полностью. Поэтому, когда пришлось, по случаю, взять гитару, я услышала себя по-другому. Занятия на курсах пробудили во мне способность этой отдачи. Теперь песня под гитару звучит у меня по-новому, живет, переливаясь интонацией и чувством, наполняясь новым “открытым” звуком.

На курсах, можно улучшить свой слух, научиться слышать в песне то, чего раньше не слышал. Через народные песни, которые пелись акапельно, то есть без инструмента и совместно, оттачивается послушание голоса мелодии песни, гибкость голоса. 

Здесь же я узнала о ом резонансе, о котором раньше не слыхала. Это эффект взаимного усиления и обогащения нескольких  , сливающихся в одно великолепное созвучие. А когда вся песня состоит из таких звуков меняется внутреннее состояние. И достичь этого великолепия под силу всем. Конечно, требуется время и желание.

 

Источник: http://SilaGolosa.com/obuchenie-narodnomu-peniyu

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.