искусства и гуманитарные науки: обзор специальности

Гуманитарные профессии. Профессии социально-гуманитарного профиля :

Искусства и гуманитарные науки: обзор специальности

Гуманитарная отрасль всегда была привлекательной для многих людей. Она и сейчас популярна. На сегодняшний день профессии гуманитарного направления все больше конкурируют с точными науками. Ведь они разрешают человеку вникать в социальное развитие государства и общества, познавать человеческую природу и законы организационных процессов жизни общества.

Социально-гуманитарные профессии позволяют пролить свет на эти обширные темы. Людям, имеющим соответствующее мышление, особо привлекательны в жизни занятия, посвященные этим вопросам.

Но гуманитарная сфера имеет разные направления.

Так какую профессию выбрать? Перед тем как ответить на этот вопрос, следует изучить самые распространенные гуманитарные специальности, востребованные в нашей стране.

Гуманитарные профессии: список

Свой обзор мы начнем с одного из популярных направлений деятельности человека – психологии. Очень увлекательная, но и тяжелая профессия. Работать в этой сфере могут люди, которые любят оказывать помощь другим, умеют терпеливо выслушать ближнего и оказать мудрую поддержку своим советом (не путать с наставлением!).

В наш технологический век все больше людей, попадая в тяжелые эмоциональные ситуации, оказываются в депрессивном состоянии. Вывести их из него может высококвалифицированный специалист, а потому психологи будут всегда востребованы на трудовом рынке.

В этом направлении можно выбрать такие гуманитарные профессии, как детский психолог, психотерапевт, семейный психолог и так далее.

Однако следует иметь в виду, что на этом поприще придется не только выслушивать различные неприятные истории, но и пытаться помочь человеку, который хочет поменять окружающий мир и людей, не меняя себя. К таким клиентам нужен определенный подход.

Но если есть большое желание познать себя, окружающий мир и ближнего, то можно смело приступать к изучению психологии.

Философия как смысл жизни

Следующим направлением гуманитарной деятельности является работа философа.

Казалось бы, что общего может быть с нашим современным миром и этой древней профессией? Но точки соприкосновения есть, ведь философы работают не с конкретными вещами или образами, не с эмоциональным состоянием, а с идеями.

Люди, способные к такому образу жизнедеятельности, часто становятся работниками в области культуры, политики и религии. Некоторые, имеющие философский склад ума, предпочитают такие гуманитарные специальности и профессии, как психологический анализ или политтехнология.

Историческая наука

Профессия историка всегда была востребованной, ведь прошлое человечества так же интересно, как и его будущее.

Люди, нашедшие себя в этой деятельности, обладают большими познаниями в области отечественной и зарубежной истории, международных отношений, юриспруденции.

Они могут работать в архивах, музеях, преподавать историю в школах и вузах, быть журналистами в СМИ и так далее. Однако для этой профессии следует иметь хорошо развитую память и усидчивость.

Филолог

Существуют профессии социально-гуманитарного профиля, сфера деятельности которых приходится на изучение иностранных и древних языков. Некоторые специалисты изучают древние наречия родного языка. Речь ведется о профессии филолога. Чтобы стать профессионалом в этой области, необходимо изучить огромные пласты знаний и обладать талантом и усердием.

Те, кто изучает филологию, могут освоить такие гуманитарные профессии, как переводчик и преподаватель.

А некоторые целиком и полностью посвящают себя науке изучения языков, становятся специалистами по мировой литературе и благодаря этому могут заняться научной или преподавательской деятельностью в школах или высших учебных заведениях. Многие люди, имеющие филологическое образование, становятся писателями.

Политик

В числе престижных профессий гуманитарного направления ‒ деятельность политика. Это направление привлекает к себе много молодежи, так как оно связано с деньгами и властью.

Работа политика основывается на умении общаться с людьми, проводить разнообразные комплексные мероприятия, организовывать партии, участвовать в избирательных кампаниях, а также выступать на трибунах.

Помимо этого политик должен быть хорошим дипломатом и управленцем.

Журналистика

Существуют востребованные гуманитарные профессии, относящиеся к сфере масс-медиа. Список таких профессий довольно-таки обширный. Человек может работать журналистом на телевидении, в печатных и интернет-изданиях или стать папарацци. Можно устроиться обозревателем какого-нибудь журнала.

Вся эта деятельность связана с творческим потенциалом конкретного человека и дает большие возможности для самовыражения.

Тем людям, которым не хочется мотаться по командировкам, могут быть интересны профессии корректора, верстальщика или редактора.

Рекламное дело

Если человек активный и имеет широкий взгляд на, казалось бы, непривлекательные вещи, он может найти себя в рекламе. Гуманитарные профессии этого направления позволяют создавать имидж различных компаний и фирм, успешно рекламировать практически любую продукцию или услугу, делая акцент на полезные качества рекламируемого товара.

Каждая компания с радостью примет в свой штат сотрудника по рекламе, который хорошо умеет проводить PR-акции.

Юрист

Рассказывая о гуманитарных науках, нельзя не обратить внимания на юридическое дело. Есть много людей, которые любят изучать законы и нормативные акты и применять их в своей работе. Человек, обучившийся на юриста, может работать юридическим консультантом, адвокатом, судьей, нотариусом или прокурором.

Каждая из этих профессий призывает своего обладателя к внимательному и ответственному выполнению законов, не позволяя при этом забыть свои обязательства перед обществом.

Однако в наше время на каждом шагу можно встретить юриста или нотариуса, поэтому данная профессия на сегодняшний момент наименее востребована на рынке труда.

Высокооплачиваемые гуманитарные профессии

Говоря о профессиональной деятельности в гуманитарной сфере, большинство людей хотят знать о самых престижных и хорошо оплачиваемых работах. Для примера мы выделили несколько видов профессий человека в этом направлении.

Туристический оператор

С повышением уровня благосостояния, люди все чаще обращаются в турагенства, желая отправиться для путешествия и отдыха в разные точки нашего земного шара. Для того чтобы помочь клиенту выбрать страну и место, нужны менеджеры по туризму.

Они же помогают подобрать маршрут тура, оформить визу, забронировать билеты и номера в отелях. Поэтому с расцветом туристического бизнеса люди, имеющие тягу к такой работе, всегда будут востребованы. И доходы их тоже будут немаленькие.

Дизайнер

Этот вид деятельности куда шире, чем думают многие люди. Общество не стоит на месте, оно постоянно развивается и расширяется. Поэтому работа современного дизайнера состоит не только в том, как расставить мебель в квартире или подсказать, какой ремонт сделать.

Сейчас таких специалистов привлекают к обустройству офисов, земельных приусадебных участков (ландшафтный дизайн), проектированию различных работ через интернет, дизайну одежды и так далее.

Для того чтобы успешно работать в этой сфере гуманитарной деятельности, необходимо иметь хорошо развитую фантазию и уметь общаться с людьми.

Менеджер брендовых продукций

Многие люди удивляются тому, что, заходя в любой магазин или супермаркет, они покупают именно ту продукцию, которую часто видят на экранах своих телевизоров, слышат о ней по радио или читают в газетах.

Все это дело рук бренд-менеджеров, задача которых ‒ так распиарить тот или иной товар, чтобы люди его выбирали чаще при покупках.

Здесь, в принципе, нет ничего сложного, обыкновенное знание человеческой психологии, но люди, умеющие подносить правильно информацию о продукции, неизменно в цене. Такой специалист всегда имеет хорошие доходы, а компании дорожат таким сотрудником.

Итог

Существуют и другие гуманитарные профессии, список которых можно продолжать долго. Все они важны и необходимы для развития нашего общества. Если человек хочет посвятить себя гуманитарным наукам, то он должен рассмотреть все существующие варианты, представить себя в роли того или иного работника, а затем выбрать деятельность, подходящую по личным качествам, и к которой «лежит душа».

Ведь технические и гуманитарные профессии позволяют людям максимально реализовать себя в этом мире, раскрыть свой потенциал и работать на благо общества, достойно обеспечивая себя и свою семью.

Нет лучших или худших профессий, есть только спрос на те или иные виды деятельности. Поэтому перед выбором профессии следует тщательно просмотреть рынок труда, какие вакансии востребованы в настоящее время.

Но в любом случае работу желательно искать по душе, тогда она будет приносить удовольствие и радость, а потом и деньги.

Источник: https://www.syl.ru/article/200241/new_gumanitarnyie-professii-professii-sotsialno-gumanitarnogo-profi

Зачем нам гуманитарные науки?

Примечание редактора: Введите в строку поиска слова «гуманитарные науки», и сразу выскочит фраза «гуманитарные науки подвергаются нападкам». Большинство студентов сегодня выбирают профессии из сферы бизнеса, точных наук и технологий. Похоже, что неоспоримым лидером здесь являются технологии, которые дают надежду на решение любых проблем.

Что все это значит для высшего образования? Почему гуманитарные науки переживают кризис легитимности? И почему это важно?Мы спросили об этом четырех бывших президентов университетов — Клемсонского (Clemson University), Флоридского (University of Florida), Висконсинского (University of Wisconsin) и Виргинского политехнического института (Virginia Tech), предложив им высказаться и дать свои прогнозы по данному вопросу.

Берни Махен (Bernie Machen), Флоридский университет

Критическое мышление, понимание искусства и человеческой природы, а также представление о нашем месте в обществе и в мире природы — это важнейшие характеристики образованного человека.Исторически гуманитарные науки и общеобразовательные предметы способствовали развитию такой личности.

Однако то, что происходит сегодня в университетах, вызывает вполне реальные опасения.Как отмечает Американская академия наук и искусств, снижение числа студентов, выбирающих в качестве специализации гуманитарные науки, имеет как минимум три причины.Причина первая.

Научное сообщество, и особенно государственные высшие учебные заведения, снимают с себя ответственность за управление работой по составлению учебных планов и программ. За последние 30 лет профессиональные дисциплины, такие как бизнес и инженерное дело, уничтожили ряд ключевых учебных планов и приспособили курсы обучения к конкретным потребностям.

Причина вторая. Администраторы и даже законодатели штатов подчеркивают, что общеобразовательную подготовку (традиционные гуманитарные дисциплины, составляющие «основу», такие как английский язык и история) можно ограничить рамками средней школы и средних учебных заведений.

В таком случае, высшее образование должно быть нацелено на подготовку к работе.Причина третья. Гуманитарные и общественные науки делают явно недостаточно для стимулирования интереса к изучаемым в их рамках дисциплинам.

Нам во Флоридском университете пришлось добиваться принятия закона на уровне штата, чтобы вернуть в учебную программу гуманитарные науки. Теперь все студенты обязаны пройти 12-часовой курс и сдать зачет.Сегодня каждый первокурсник нашего университета должен пройти курс обучения под названием «Что такое добропорядочная жизнь».

Программа начинается со следующего высказывания: «Этот вопрос становится особенно актуальным, когда вы все больше и больше участвуете в принятии решений, которые будут определять ваше будущее и будущее других людей.

Чтобы делать разумный, нравственный и обоснованный выбор в жизни, полезно задуматься над тем, каким образом человек может жить как индивидуум и как член местного и глобального сообщества».Что-то случилось с признанием того факта, что в университетском образовании есть как минимум три цели: помочь человеку понять, кто он такой, что его волнует и что мотивирует; помочь ему понять свое место в большом мире; а также подготовить его к будущей работе.

Джим Баркер (Jim Barker), Клемсонский университет

Анализ Берни Махена попадает в самую точку. Базовая учебная программа в государственных университетах сокращена, а общеобразовательные предметы все больше преподают в общественных колледжах.

В противовес этой тенденции Клемсонский университет (подобно Флоридскому университету и прочим вузам) разработал новые программы.

В нашем случае это междисциплинарные исследовательские программы для студентов, реализуемые в рамках инициативы «Творческий поиск».

Задумайтесь вот о чем. Рыночная стоимость Apple Inc достигла сегодня 770 миллиардов долларов. Это самая дорогая в мире компания, которая стоит больше, чем Exxon и Berkshire Hathaway вместе взятые.

Но во время презентации своего iPad в 2010 году основатель компании Стив Джобс сам заявил следующее: «В ДНК у Apple заложена идея о том, что одних только технологий недостаточно.

Нужна технология, объединенная с общеобразовательными предметами, объединенная с гуманитарными науками, и она дает такие результаты, которые заставляют наши сердца петь».Исходя из своего опыта, могу сказать, что руководители бизнеса и работодатели признают ценность такого слияния, и ищут его в наших выпускниках.

Чтобы преуспевать в обществе, где у них может быть до шести различных карьер, выпускники ВУЗов со специализацией в бизнесе, естественных науках, технологии, инженерном деле и математике, должны быть также людьми любознательными и творческими, должны критически мыслить и уметь общаться.

В этом плане я могу привести пример выпускника архитектурного факультета Клемсонского университета Карла Собочински (Carl Sobocinski), чья работа по реконструкции исторических зданий и по превращению их в рестораны вызвала возрождение города Гринвилла в Южной Каролине и дала Собочински карьеру «серийного предпринимателя» в сфере услуг.

Чарльз Стигер (Charles Steger), Виргинский политехнический институт

В мире полно сложных и часто трудноразрешимых проблем. И, к сожалению, зачастую частичная оптимизация — это самый лучший выход из положения.Решение проблем и эффективное применение таких решений требует задействования самых разных аспектов человеческого интеллекта. Это может быть и дедуктивное рассуждение, и субстантивное эстетическое суждение.

Возьмем в качестве примера проект в жилищном строительстве. Чтобы построить само здание, надо рассчитать метраж на семью, сделать расчет прочности конструкций, выполнить требования противопожарной безопасности и так далее. Все это известно и поддается расчетам. Здесь идеальным инструментом является логическое дедуктивное рассуждение.

Но есть и психологические, социологические, экономические и экологические составляющие с сотнями переменных величин. Многие из них не поддаются количественной характеристике, и тем не менее, для обеспечения успеха проекта их необходимо учитывать. И здесь дедуктивные рассуждения необходимо дополнять эстетическими суждениями и интуицией на базе знаний.

Эстетические суждения, в свою очередь, основаны на способности узнавать сложные закономерности ассоциаций и ключевых структурных переменных, которые меняются от задачи к задаче. Как формируются и развиваются эти дополнительные способности логически мыслить? Через опыт.

Способность узнавать сложные закономерности со множеством переменных величин большой степени неопределенности развивается не на лекциях, а на основе приобретаемых опытных знаний и получаемого опыта. А это развивает интуицию.

Если не объединить исследования в сфере гуманитарных наук и общеобразовательных дисциплин, а также в естественных науках, технологии, инженерном деле и математике, то будущее поколение студентов лишится возможности критически мыслить, лишится той среды, которая необходима для преодоления вызовов, могущих возникнуть в будущем.

Кевин Рейли (Kevin Reilly), Висконсинский университет

Джордж Бернард Шоу считал все профессии заговором против непрофессионалов.Преподаватели гуманитарных дисциплин это жуткие заговорщики. Их специальный жаргон (типа «герменевтики») получил широкое распространение. А разговоры о «гносеологии пост-структуралистской переопределенности» не очень-то располагают студентов к литературе.

По иронии судьбы этот «инсайдерский обмен» происходит в период, когда западный канон получает распространение и соединяет поп-культуру в таких областях как кино, телевидение, музыка и новые социальные медиа. Следующий курс получит название «Джеймс Джойс и зомби в ирландской кинематографии».

Совершенно очевидное отсутствие соединительной ткани трех элементов образования — основной предмет специализации, общее образование и факультативные программы — вызывает все большую обеспокоенность по поводу отсутствия представления о том, что образованный американец 21-го века должен знать и уметь.Но мы это знаем.

Работодатели постоянно подают сигналы о том, чего они ищут в своих сотрудниках из числа выпускников колледжей: это умение ясно писать, убедительно говорить, эффективно анализировать информацию, работать в составе разных групп, а также понимать конкурентную среду глобальных знаний.

Все эти характеристики формируются и проверяются в целенаправленном гуманитарном и общем образовании. Именно этих способностей ждет от своих сотрудников работодатель. И что крайне важно, этих способностей американская демократия ждет от своих граждан.

Дело в том, что в сегодняшнем нагромождении окружающей нас информации и дезинформации гражданин, не обладающий теми мыслительными способностями, которые дают нам гуманитарные науки, имеет все шансы лишиться своей гражданственности.

Нет сомнений в острой необходимости пересмотреть и перестроить базовые программы общего и гуманитарного образования, помогающие формировать интеллектуально активного, информированного и энергичного гражданина и лидера. Хорошая новость состоит в том, что общество именно этого хочет от колледжей и университетов.

Оригинал публикации: Why do we need the humanities? 16/03/2015 17:12Tweet

Агрегатор новостей 24СМИ

Источник: https://inosmi.ru/world/20150322/226976656.html

Науки и искусства должны быть свободными

Науки и искусства должны быть свободными

олег бочарников

Науки и искусства должны быть свободными

Как принципы и традиции либерального образования помогут справиться с вызовами современного мира.

Разница между высшим образованием и миром за его пределами бросается в глаза каждому, кто обратит на это хоть немного внимания. Образование специализировано — рынок труда труда требует гибкости и умения приспособиться. Образование дидактично — а жизнь поощряет тех, кто умеет думать и действовать самостоятельно. Образование сконцентрировано на предмете — а в жизни необходимо находить решения для конкретных проблем.

Не все, но многие их этих расхождений могут преодолеть традиции либерального образования.

В России liberal arts пока остаются тёмной лошадкой: люди плохо понимают, зачем получать образование, не получая конкретной специальности. Не понимают этого ни ученики, ни родители, ни учителя. Что будет делать бедный ребенок после окончания вуза? Какая польза от образования, которое не учит ничему конкретному?

Как все прекрасно знают, связь между образованием и профессией сегодня в значительной степени условна — особенно это касается гуманитарных дисциплин, но это скорее правило, а не исключение.

Isaac Soyer — Employment Agency (1937)

Поэтому образование по модели свободных наук и искусств, с его упором на развитие критического мышления и самостоятельности, привлекает к себе всё больше внимания — и одновременно подвергается многочисленным нападкам со стороны тех, что хочет от образования определённости и наивысшей ценностью считает экономическую эффективность.

Посмотрим, откуда взялась эта образовательная традиция, что она из себя представляет, и в чём её преимущества для современного мира.

1

В сущности, модель свободных наук и искусств лежит в основе всей европейской образовательной традиции. Даже у древних греков можно увидеть некоторые из её принципов: образование должно было сделать человека ответственным гражданином, который способен публично выражать свои мысли, защищать свои права в суде и участвовать в общественной жизни города и государства.

Эти традиции продолжились в первых европейских университетах — Болонье, Кембридже, Падуе — где в учебную программу входили такие предметы как риторика, астрономия, математика, музыка, история, древнегреческий язык и этика. Но действительно важной и четко оформленной традицией либеральное образование стало в XIX веке. Особенно это заметно в США: с 1850 по 1899 год по всей стране было основано 212 колледжей, работающих по этой модели. Тогда же возникает и сам термин «liberal arts». За ним стояла следующая идея: образование должно готовить не только к сугубо профессиональной или научной, но и к общественной жизни. Когда Томас Джефферсон говорил, что «ничто так не способствует процветанию, могуществу и счастью нации, как образование», в значительной степени он имел в виду именно либеральное образование, которое формирует в человеке самостоятельность, готовность брать на себя ответственность за общественные проблемы и умение противостоять политическим демагогам.

Именно этой модели не хватало молодому и демократичному государству, что ещё в 1803 году выразил известный мыслитель Джозеф Пристли:

…джентльмены, предназначенные для активной общественной деятельности, не получают должного образования. У нас нет середины между подготовкой бухгалтера и обучением учёного, собирающегося заниматься абстрактными науками. Мы не можем предложить либерального образования, достойного внимания человека, чьи интересы не совпадают с указанными двумя вариантами.

Джозеф Пристли, из «Сочинения о преподавании свободных искусств для гражданской и деловой жизни»

В это же время вместо альтернативных курсов «наук» и «искусств» студентам начинают предоставлять свободу выбора дисциплин, возможность сочетать традиционные и современные предметы. Если ранее обучение было построено на едином корпусе «великих» текстов, но к началу XX века приоритет отдавался «разнообразию и свободе выбора».

Чарльз Уильям Элиот, один из самых известных американских педагогов. Во многом именно ему Гарвард обязан своим современным престижем. В 1890 году его усилиями в Гарвардском университете был открыт факультет наук и искусств, а также введён принцип свободы выбора учебных курсов, который затем распространился и в другие университеты.

Чтобы держать в эту свободу в разумных пределах, курсы начали делить на две ступени: общее образование (minor) и более специализированное (major). Последние два года обучение должно было быть сконцентрировано на отдельной области знаний, которую студент для себя выбрал.

К концу XX века образование по модели свободных наук и искусств становится крайне разнообразным, распространившись как в Европе, так в некоторых постсоветских и азиатских странах. Но его ключевые принципы оказались чрезвычайно устойчивыми.

2

В самом общем смысле современное либеральное образование — «высшее образование, призванное воспитывать в учащихся желание и способность учиться, критически мыслить и умело выражать свои мысли, а также воспитывать граждан, способных стать активными участниками демократического общества».
Хотя у этой модели могут быть разные модификации, есть принципы, без которых либеральное образование потеряло бы свою сущность:

  • Гибкий учебный план. Студенты должны иметь возможность выбрать то, что им интересно, из различных учебных дисциплин и специализаций. За этим стоит представление, что единого пути к получению полноценного высшего образования не существует. Но при этом очень важно найти баланс между широтой охвата и глубиной изучения предмета.
  • Акцент на личности. Обучение ориентировано на студентов — их способности развиваться и находить собственные пути к получению знания. Преподаватели только направляют и корректируют этот процесс, а большая часть ответственности ложится на самого студента.
  • Взаимосвязь между разными областями знания. Учебные курсы должны включать в себя широкий спектр как естественнонаучных, так и гуманитарных дисциплин. Почти все современные проблемы нуждаются в междисциплинарном подходе — от изучения экологии и здравоохранения до когнитивистики, data science и образовательных технологий.
  • Развитие исследовательских способностей. Ключевая задача liberal arts как образовательной модели — развитие критического и самостоятельного мышления. Это предполагает, что студенты должны уметь ставить перед собой проблемы, предлагать гипотезы и смотреть на предмет изучения с неожиданных сторон.

…ценность образования, полученного в колледже свободных искусств, состоит не в знании множества фактов, а в тренировке способности мыслить и решать задачи, не описанные в учебниках.

Альберт Эйнштейн

У такого образования есть три основных задачи — и, как минимум, три преимущества. Оно учит мыслить, учит анализировать свои умозаключения, грамотно выражать их на письме и в устной речи, и учит учиться — отсеивать и впитывать новую информацию, развиваться и адаптироваться к новых условиям на протяжении жизни.

3

В отличие от специализированного высшего образования, модель свободных наук и искусств предполагает диалогичность образовательного процесса.

В традиции либерального образования традиционно приняты следующие форматы обучения:

  • Сократическое обсуждение. Вместо традиционных лекций главное место в образовательном процессе здесь занимают совместные обсуждения материала, который студенты освоили ещё до посещения занятия.
  • Самостоятельное чтение. У студентов должно быть время на то, чтобы освоить большой объем литературы по общим курсам и выбранной специальности — иначе у них не будет материала для осмысленного обсуждения.
  • Письмо. Студенты должны много и часто писать, потому что без этого очень сложно научиться правильно мыслить. Как писал Фланнери О'Коннор, «Я пишу, потому что не знаю, что думаю, пока не прочитаю, что сказал».

Конкретные методы и образовательные практики сильно зависят от специализации, но развитие самостоятельно мышления через письмо и речь всегда находится в центре обучения. Кроме того, важное значение имеют индивидуальные консультации с преподавателями.

«Индивидуальная траектория», о которой часто говорят в последнее время — это как раз про либеральное образование.

4

Колледжи, работающие по модели свободных наук и искусств, по-прежнему распространены в первую очередь в США, но отдельные образовательные программы есть во многих университетах Европы, а с недавнего времени — в Азии и постсоветском пространстве.

Либеральное образование — это далеко не только небольшие колледжи. По этой модели работают многие бакалаврские программы больших исследовательских университетов США — среди них, к примеру, Колумбийский университет, Гарвард и Йель. С середины XX века либеральное образование распространяется по всему миру. Первый японский университет liberal arts открылся в 1957 году, а уже в 2011 году запустилась совместная программа Йельского университета и Национального университета Сингапура, которая готовит первых в этой стране бакалавров свободных наук и искусств. Современное положение либерального образования помогут представить следующие факты:

  • Либеральное образование даёт почти в два раза больше людей, которые затем получают докторские степени по точным и естественным наукам, чем программы бакалавриата в целом.
  • В таких международных рейтинговых системах как Times Higher Education институции, работающие по модели свободных наук и искусств, занимают 16 верхних мест из 20.
  • Образование по модели свободных наук и искусств совсем не означает, что вы останетесь без работы после окончания вуза. Возможно, в первое время вам будет несколько труднее, чем вашим более специализированным ровесникам, но спустя 1-2 года различия в зарплате и уровне безработицы между узкоспециализированными выпускниками и бакалаврами в гуманитарных науках и liberal arts, как говорят многие исследования, сходят на нет.
  • Либеральное образование не имеет ничего общего с политической индоктринацией и почти ничего — с «либерализмом» в политическом смысле слова.

Главное, что отпугивает людей от слов «свободные науки и искусства» — устойчивое подозрение в невостребованности такого неутилитарного подхода к образованию. Но противоречие между хорошим трудоустройством, высокой зарплатой и прочими прелестями жизни — с одной стороны, и развитием критического мышления, которое сочетает широту охвата и глубину изучения предмета — с другой, — это ложное противоречие.

В мире, где люди уже сейчас меняют работу в среднем 8 раз на протяжении жизни, где экономика постоянно перестраивается, «мягкие навыки», которые развивает либеральное образование, необходимы каждому прежде всего остального и как никогда раньше.

5

Первая российская образовательная программа, построенная по модели свободных наук и искусств, появилась в 1999 году совместными усилиями СПбГУ и американского Бард-колледжа, а в 2011 на этой основе был сформирован Смольный институт свободных искусств и наук.

Право выпускать специалистов по специальности «Искусства и гуманитарные науки» сегодня имеют более 10 российских вузов, среди которых РГГУ, РАНХиГС и целый ряд региональных университетов. При этом смыслы в концепцию либерального образования могут вкладываться самые разные. Если в Смольном акцент ставится на научно-гуманитарную работу, то в РАНХиГС — на управлении и социальной коммуникации. В этом и есть важнейшее преимущества liberal arts как образовательной модели — её чрезвычайная гибкость. Она, конечно, не может заменить профессиональной подготовки по узким специальностям. Скорее, она на равных сосуществует с традиционной образовательной моделью, компенсируя многие её недостатки. Далеко не каждому можно рекомендовать учиться в рамках этой традиции, но для тех, кто знает, на что идёт, свободные науки и искусства могут стать крайне ценной альтернативой.

Но в либеральном образовании есть существенный недостаток: его результаты с трудом поддаются объективной оценке. Поэтому с государственной точки зрения это всё это выглядит крайне сомнительно и противоречиво.

С одной стороны, Национальная доктрина образования утверждает важность максимального разнообразия, вариативности и индивидуализации (эти определения как нельзя лучше характеризуют модель liberal arts), а с другой — оценка качества вузов и основные задачи обучения ориентированы в первую очередь на профессиональную подготовку.

Мир сегодня меняется так стремительно, как, возможно, никогда раньше. В «текучей современности» XXI века именно модель свободных наук и искусств может оказаться особенно востребованной. Возможно, её основные принципы было бы полезно применять ещё в школе, а только не в вузовском обучении.

Интеллектуальное любопытство и дисциплина ума, самостоятельность и понимание взаимосвязей между разными областями знания — всё это настолько важно для решения основных жизненных и общественных проблем, что полный отказ от принципов liberal arts можно объяснить только их недостаточным непониманием.

Источник: https://newtonew.com/higher/liberal-arts-and-sciences

Направление «искусства и гуманитарные науки». . искусства и гуманитарные науки срок обучения: 4 года. академическая степень

Направление «искусства и гуманитарные науки». . искусства и гуманитарные науки срок обучения: 4 года. академическая степень

1 НАПРАВЛЕНИЕ «ИСКУССТВА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»

2 . ИСКУССТВА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Срок обучения: 4 года. Академическая степень – бакалавр искусств и гуманитарных наук. Формы обучения: очная / заочная (дистанционная), договорная. Первый набор: 2008 год

3 ИСКУССТВА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ПРОГРАММЫ КОНЦЕНТРАЦИИ: Изобразительное искусство и архитектура Социология

4 ОБУЧЕНИЕ И НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Обучение в рамках направления «Искусства и гуманитарные науки» предусматривает единство фундаментальных академических курсов (что является традицией российского образования) и спецкурсов, разрабатываемых на основе научно- исследовательской работы преподавателей, рассматривающих общенаучную проблематику через призму более частных явлений, с использованием оригинальной авторской методики и методологии. Еще языковед Вильгельм фон Гумбольдт, крупнейший представитель гуманитарного знания XIX века, чье имя носит Берлинский университет, сущностью университетского образования считал обучение посредством исследования, представленного научной деятельностью профессоров и вовлечением в исследовательский процесс студентов.

5 ОБУЧЕНИЕ И НАУЧНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Предусмотренное учебным планом разнообразие спецкурсов позволяет учитывать как появление новых научных парадигм и сфер практической деятельности, так и возрастающую в обществе потребность во владеющих ими специалистах.

Большое количество элективных дисциплин, возможность составления индивидуальных графиков обучения, высокая личная ответственность студента и куратора-преподавателя являлись стратегическими целями при разработке концепции подготовки бакалавров искусств и гуманитарных наук.

6 .

ИСКУССТВА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ история и теория искусства, история и теория литературы, история и теория музыки, история и теория зрелищных искусств, социальная антропология, социология, языкознание, математические методы в социогуманитарных науках, философия гуманитарного знания, основы веб-дизайна, практика межкультурной коммуникации, менеджмент в сфере культуры и искусства, и др. В ходе обучения студент изучает такие дисциплины:

7 ШИРОТА И ГЛУБИНА; ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Образовательная программа нацелена на сочетание широты охвата гуманитарных дисциплин с углубленным постижением тех из них, которые будут выбраны в качестве специализации, теоретического материала – с практикой мастер-классов по творческим предметам, в ходе которых можно будет получить первоначальные навыки художественного творчества в различных областях.

8 ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Как подчеркивал В. Херманн, университет способен и должен не только реагировать на «рынок сбыта» специфических услуг, но и «формировать спрос на них».

Появление нового гуманитарно-ориентированного направления должно способствовать реализации возможностей синтеза не только социальных и гуманитарных наук в рамках одной кафедры, но и творческого взаимообмена между профессионалами в социогуманитарной и естественнонаучной сферах.

В свое время один из ведущих теоретиков постмодернизма – философ и экономист Петер Козловски – заметил: «Экономика и наука нуждаются в головах, наделенных фантазией, способностью к воображению и творчеству … Упражнение и развитие силы воображения с помощью искусства – в интересах всей культуры, экономики и науки».

На сегодняшний день и университет «Дубна» и кафедра социологии и гуманитарных наук обладают всеми возможностями для реализации представленного проекта. Сложившийся уровень образования и авторитет университета позволит стать выпускникам нового направления востребованными специалистами в своем деле и обеспечит их конкурентоспособность не только на отечественном, но и на международном рынке труда.

9 Выпускник университета по направлению «Искусства и гуманитарные науки» может работать: экспертом в области культурной политики; директором художественной галереи или куратором выставочных и других событий художественной жизни арт-проектов; обозревателем или консультантом в печатных и электронных средствах массовой информации; аналитиком художественного рынка или арт-дилером. Использовать полученные профессиональные навыки выпускник сможет в процессе работы: в муниципальных и федеральных управленческих структурах; в центрах избирательных технологий и сфере связей с общественностью; в образовательных учреждениях и научно-исследовательских организациях

10 В целях популяризации направления обучения «ИСКУССТВА И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» в апреле-мае 2010 года университет «Дубна» проводит среди учащихся 10-х и 11-х классов конкурс творческих работ «XXI CENTURY – AGE OF ARTS / XXI ВЕК – ВЕК ИСКУССТВ» Приглашаем принять участие в конкурсе школьников, интересующихся историей искусства и событиями художественной жизни современной России. Информация о сроках проведения мероприятия, требованиях, предъявляемых к творческим работам, порядке определения победителей и призёров размещена на сайте университета «Дубна» (страница кафедры социологии и гуманитарных наук – Ответы на интересующие Вас вопросы можно будет также получить, обратившись по адресу либо по телефону (кафедра социологии и гуманитарных наук).

11 МЫ ВАС ЖДЕМ! Кафедра социологии и гуманитарных наук Тел.: (49621)

Источник: http://www.myshared.ru/slide/315233/

Гуманитарные специальности

Гуманитарные специальности включают в себя классические искусства/науки, языковедение, изучение культуры, юридические науки, а также различные виды искусств.

Классические виды искусства

К классическим видам искусства относятся опера, балет, танцы, театральное искусство, классическая музыка, живопись, скульптура и литература. До 20-го века задачей художников (в широком смысле) было изображение людей или сюжетов на картинах или в виде скульптур.

В течение 20-го века искусство сильно изменилось – новые методы открыли новые горизонты для творчества, и классическое искусство сегодня нуждается в довольно серьезной защите и сохранении. Наиболее частые специальности здесь – руководитель/куратор музея, архивный работник, реставратор картин, антиквар, историк искусств.

Лингвистика, изучение иностранных языков

В мире растет количество мультинациональных компаний, которым требуются сотрудники со знанием нескольких языков.

Конечно, намного более заманчивые перспективы открываются тем, кто в дополнение к знаниям нескольких языков имеет также и другое образование – в юриспруденции, финансах, IT, продажах и т.д. Однако это необязательно.

Люди, хорошо знающие несколько языков, становятся переводчиками, учителями в школах, лингвистами. 

Культура

Специалисты в этой области работают с культурными объектами прошлого – зданиями, историческими местами, памятниками, артефактами, то есть занимаются объектами наследия.

Юридические науки (право)

Каждый из нас постоянно сталкивается в своей жизни с юридическими услугами, например, при покупке или продаже дома, составлении завещания, получении компенсации за причиненный ущерб, участии в судебных разбирательствах и т.д.

Наиболее распространенные профессии в области юриспруденции – это юристы, адвокаты и судьи. 
Юристы могут иметь как частную практику, так и работать в крупных компаниях, нередко специализируясь в определенных областях юриспруденции. Частные юристы могут оказывать следующие услуги:

  • обеспечивать юридическую чистоту сделок (например, в недвижимости);
  • выступать агентом или представителем в коммерческих сделках;
  • оказывать юридическую помощь в семейных или трудовых спорах;
  • оказывать адвокатские или посреднические услуги частным лицам.

Юристы в компаниях часто специализируются в следующих областях:

  • финансовые услуги;
  • интеллектуальная собственность;
  • трудовое законодательство;
  • законодательство в области строительства;
  • слияния и поглощения в бизнесе;
  • налоговое право.

Дизайн

В категорию «дизайн» попадает огромное количество самых разных специальностей:

  • Индустриальный дизайн (иногда называют также «Продуктовый дизайн» – это дизайн новых коммерческих продуктов; умение создавать безопасные, удобные и красивые вещи обязательно в жестоком конкурентном мире бизнеса);
  • Графический дизайн (мы можем видеть работу графических дизайнеров в газетах и журналах, на упаковках товаров, веб-сайтах и т.д. Это одна из самых востребованных сегодня профессий в России и в мире);
  • Мультимедиадизайн (сюда относится создание веб-сайтов, игр, цифрового ТВ и мобильных коммуникационных платформ);
  • Дизайн моды (дизайн в области производства одежды);
  • Дизайн мебели;
  • Дизайн интерьеров

и т.д.

Изобразительное или визуальное искусство

В данную категорию попадают далеко не только и не столько художники, но и скульпторы, архитекторы, фотографы и др.

Особо здесь стоит выделить архитекторов, которые обычно учатся 7–9 лет, прежде чем стать действительно профессионалами. Фотографы могут работать в журналистике или в научных или медицинских организациях.

Фотографы обычно фрилансеры, которые выполняют различные заказы, часто специализируясь на определенном виде съемки. 

Индустрия развлечений и исполнительские виды искусств

Потребность общества в развлечениях обеспечивает бурный рост этой сферы деятельности, которая включает в себя:

  • постановочное и театральное искусство;
  • музыкальное искусство;
  • кинематограф;
  • радио и телевидение;
  • интернет и компьютерные игры;
  • зрелищные виды спорта и др.

Узнайте больше информации от представителей вузов лично

Как видно, специализаций по данному направлению великое множество. Поэтому проще и быстрее определиться с выбором будущей специальности можно, посетив бесплатную выставку «Магистратура и дополнительное образование» в Москве или Санкт-Петербурге.

К остальным специальностям >>

Источник: http://www.begin.ru/add/spravochnik/vostrebovannyie-speczialnosti/gumanitarnyie-speczialnosti.html

Студиорум
Добавить комментарий