Интеграция и сетевое взаимодействие в дополнительном образовании (открытое знание)

Сетевое взаимодействие как условие развития дополнительного образования

Сетевое взаимодействие как условие развития дополнительного образования

Романова Татьяна Михайловна,

заведующая отделом декоративно-прикладного

и технического творчества МБОУ ДОД

«Центр детского творчества» г. Абакана

Одной из важнейших задач образовательной политики государства на современном этапе выступает организация всестороннего партнерства. Это означает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования.

В Концепции развития дополнительного образования детей, принятойраспоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), говорится, что «важной отличительной чертой дополнительного образования детей также является открытость, которая проявляется в следующих аспектах:

– нацеленность на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;

– возможность для педагогов и учащихся включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии».

В дополнительном образовании детей расширяется применение новых образовательных форм (сетевое, электронное обучение и др.) и технологий (антропологических, инженерных, визуальных, сетевых, компьютерно-мультипликационных и др.).

Кроме того, проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на определенных основаниях, среди которых важным является открытый и сетевой характер реализации.

Основными механизмами развития дополнительного образования детей являются:

– формирование в средствах массовой информации нового имиджа дополнительного образования, соответствующего ценностному статусу дополнительного образования в современном информационном гражданском обществе;

– межведомственная и межуровневая кооперация, интеграция ресурсов, в том числе организация сетевого взаимодействия организаций различного типа, ведомственной принадлежности.

Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИК-технологий.

Цель сетевого взаимодействия учреждений ДОД – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности

Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия:

– анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия;

– повышение качества образования, доступности услуг дополнительного образования для широких социальных слоев населения;

– обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив, совершенствование образовательной среды учреждения;

– расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения;

– расширение возможностей для профессионального диалога педагогов, реализующих программы ДОД;

– объединение образовательных ресурсов школ и учреждений дополнительного образования, создание общего программно-методического пространства для реализации ФГОС ООО;

– совершенствование управления учреждением, научно-методического и психологического сопровождения учебного процесса.

Основные направления деятельности ДОД, реализуемые в процессе сетевого взаимодействия: образовательное, методическое, информационное, организационное, инновационное, социально-педагогическое, научно-исследовательское

Первая ступень подобной коммуникации – так называемая «натуральная форма», давно и прочно вошла в образовательную деятельность: семинары, круглые столы, конференции, дискуссии и встречи по обмену опытом и проблемным вопросам, дни партнерского взаимодействия.

Такая работа активно проводилась в рамках работы базовой площадки ХакИРОиПК в ЦДТ г. Абакана, реализации проекта «Организация индивидуального методического сопровождения педагогов в процессе реализации программ ДОД в условиях перехода на новое содержание образования».

Наши педагоги представляли свой опыт, выявляли проблемы и в равноправном партнёрстве с педагогами других УДОД РХ находили пути их решения. В результате авторские программы наших педагогов реализуются педагогами других учреждений ДОД РХ и юга Красноярского края. Это программы «От стандарта к индивидуальности» по конструированию и моделированию одежды – педагог Иванова Л.И.

, «Руки создают человека» – педагог Черчинский Ю.А., «Калейдоскоп рукоделий» – педагог Ягло С.Г. и др.

     Вторая ступень развития сетевого взаимодействия ОУ – организация взаимодействия и распространения передового опыта на основе Internet-технологий.

Это взаимодействие актуально и востребовано в современных реалиях, имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт ОУ доступен широкому кругу пользователей Интернет-сети.

(размещение программно-методических и иных материалов, положений о проведении конкурсов, выставок, соревнований на сайте учреждения; публикаций с представлением опыта на различных сайтах сети Интернет; участие в вебинарах, Интернет-конференциях).

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться.

Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом.

Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом, отсутствием обязательного внедрения.

Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге,  в общении равных по статусу специалистов и учреждений.

Важной особенностью сетевого взаимодействия является то, что в сети нет организаций в традиционном смысле.

Первичным элементом сетевого объединения выступает прецедент взаимодействия, сетевое событие (проект, семинар, встреча, обмен информацией и т.п.).

Каждый человек может вступать в определенное взаимодействие с сетью, и это взаимодействие составляет содержание индивидуального образовательного развития каждого человека, образовательного учреждения, образовательной среды.

Сеть создается на добровольной основе, удерживается общей проблематикой и интересами всех членов сети.

Это некая система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования.

Таким образом, сеть всегда является результатом проектного замысла, поскольку участники должны участвовать в едином целеполагании, согласовывать механизмы и схемы взаимодействия, договариваться о результатах деятельности.

Способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических (методические рекомендации по разработке рабочих программ, по организации и проведению конкурсов, выставок ДПИ), кадровых ресурсов. Эти ресурсы могут меняться в ходе взаимодействия.

Сетевое взаимодействие даёт эффект при наличии у каждого из членов сети некоторого, пусть ограниченного, но качественного ресурса (авторские образовательные программы, программы для одаренных детей, ИОМ, Проект по развитию робототехники «Шаг в будущее» – победитель конкурса грантов МОиН РХ и др); добровольном распределении направлений (разделов, блоков и т.п.) между членами сети для более глубокого изучения  и создания качественного ресурса; обязательном качественном приращении при использовании сетевого ресурса; формировании общесетевого ресурса.

Модель образовательной сети предполагает, что каждый ее участник проявляет себя в нескольких аспектах: интерес, возможности, идея, деятельность, взаимодействие – и проигрывает свои возможные действия, принимает решения.

Сетевое взаимодействие эффективно тогда, когда не все события сети спланированы заранее, а создаются по собственной инициативе участников, исходя из потребностей, и именно по этой причине оказываются интересными для других участников сети.

Условия организации сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования:

– материально-техническое и технологическое обеспечение – достаточное оснащение учебных аудиторий необходимым оборудованием, высокая скорость Интернет и др.;

– психологическая готовность педагогов к работе в сети, достаточное освоение ИКТ;

– разработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сети;

– грамотное, компетентное использование возможностей Интернета и средств ИКТ педагогическим сообществом;

– привлечения новых партнеров к участию в реализации проектов сетевого взаимодействия;

– отсутствие потребительского отношения к УДОД со стороны общеобразовательных учреждений;

– готовность школ принять дополнительное образование как равноправного партнера;

– наличие опытных квалифицированных кадров;

– выработка единой цели партнеров;

– активность сторон сетевого взаимодействия;

– мобильность, отсутствие сопротивления изменениям.

Необходимым условием для выстраивания сетевого взаимодействия является научное руководство.

Возможный результат сетевого взаимодействия для повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования детей:

– оптимизация образовательного пространства региона (города, муниципального образования);

– получение необходимых для организации ресурсов (кадровых, материально- технических, информационных) без привлечения дополнительных финансовых средств (учителя технологии, физики – педагоги детских творческих объединений, реализующие дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы технической и художественной направленности на базе школ);

– расширение круга общения участников образовательного процесса;

– привлечение разных узких специалистов для реализации программ дополнительного образования;

– расширение профессионального сотрудничества и диалога, стимулирование процесса самообразования педагогов;

– повышение скорости освоения и переработки информации, необходимых для освоения сетевого взаимодействия, освоение новых информационных технологий;

– повышение статуса учреждения, использование возможностей учреждений-партнеров, повышение конкурентоспособности;

– возможность предъявления результатов образовательной деятельности на различных уровнях;

– построение траекторий индивидуального развития обучающихся, организация социальных практик;

– возможность организации рабочих мест для подростков;

– привлечение дополнительных средств в бюджет учреждения (целевые, грантовые, платные дополнительные образовательные услуги);

– рост доверия родителей к учреждению;

– рост профессионального мастерства педагогических и управленческих работников учреждения;

– формирования системы мониторинга эффективности образовательных сетей.

Таким образом, сетевое взаимодействие позволяет преодолеть закрытость учреждений, осуществлять сотрудничество на правах партнёрства, выстраивать прочные и эффективные связи не только между учреждениями, но и между профессиональными командами и педагогами, работающими над общими проблемами.

Источник: https://infourok.ru/setevoe-vzaimodeystvie-kak-uslovie-razvitiya-dopolnitelnogo-obrazovaniya-974806.html

Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании. – презентация

1 Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании

2 Сетевая организация совместной деятельности сегодня рассматривается как наиболее актуальная и эффективная форма достижения целей в любой сфере, в том числе образовательной.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений – совокупность учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими; совместная деятельность образовательных учреждений, в результате которой формируются совместные группы обучающихся для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких образовательных учреждений.

3 Основными характеристикам сетевой организации являются: 1. Независимость 1. Независимость членов сети. Множественность лидеров. 2. Множественность лидеров. Объединяющая цель. 3. Объединяющая цель. Добровольность связей. 4. Добровольность связей. Множественность уровней взаимодействия. 5. Множественность уровней взаимодействия.

4 Цель сетевого взаимодействия учреждений ДОД Цель сетевого взаимодействия учреждений ДОД – создание единого образовательного пространства для обеспечения качества и доступности образования, выполнение заказа общества на формирование успешной личности.

Задачи, решаемые в процессе сетевого взаимодействия: – анализ спектра запросов социальных партнеров по организации сетевого взаимодействия; – повышение качества образования, доступности услуг; – обмен опытом, совместная реализация образовательных проектов и социальных инициатив; – расширение круга общения обучающихся, позволяющего им получить социальный опыт, способствующий формированию их мировоззрения; – расширение возможностей для профессионального диалога педагогов; – объединение образовательных ресурсов для реализации ФГОС ООО; – совершенствовать управление учреждением, научно-методического и психологического сопровождения учебного процесса, переход от управления образовательным учреждением к управлению образовательными программами и др.

5 Основные направления деятельности ДОД, реализуемые в процессе сетевого взаимодействия: Образовательное, Методическое, Информационное, Организационное, Инновационное, Социально-педагогическое, Научно-исследовательское И др.

6 Особенности программ ДОД, реализуемых в процессе сетевого взаимодействия: – предполагают создание образовательного пространства, востребованного социумом; – способствуют интеграции общеобразовательных и дополнительных образовательных программ, – предполагают разработку индивидуальной образовательной траектории обучающихся; – направлены надо профессиональное образование и профессиональный выбор детей, вовлечение их в организацию социально-профессиональных проб за счет использования возможностей различных организаций; – требуют условий для организации широкой практики за пределами учреждения ДОД (на базе вузов, учреждений культуры, спорта, предприятий, бизнес-сообществ и др.); – предполагают привлечение узких специалистов, студентов, а также взаимообмен педагогов школ, УДОД и других учреждений; – обеспечивают активную вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение игровой и досуговой деятельности; – направлены на создание условий для получения дополнительного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, как в очной форме, так и в форме дистанционного обучения; – предполагают деятельность по психолого-педагогическому сопровождению дополнительного образования; – решают задачи успешной социализации обучающихся и др.

7 Перечень сетевых партнеров: Региональные и муниципальные органы управления образованием Учреждения общего образования Дошкольные образовательные учреждения Учреждения дополнительного образования Учреждения высшего профессионального образование Учреждения дополнительного профессионального образования Управления культуры Управления по делам молодежи Управления по физической культуре, спорту и туризму Управления внутренних дел, Отделы по делам несовершеннолетних Центры по профилактике дорожного травматизма Организации, осуществляющие информационное обеспечение Средства массовой информации Общественные организации и фонды Городские музеи Центры занятости населения Отделения союза писателей, художников и другие творческие союзы Промышленные предприятия и предприятия малого бизнеса Родительская общественность И ДР.

8 Социальные партнеры «ДЮЦ» общеобразовательные учреждения города (ОУ, ДОУ) -Администрация ВСГО – ТКДНиЗП – ГКУ СЗН СО “Верхнесалдинский центр занятости» – ООО “Корпорация ВСМПО-АВИСМА” – МО МВД РФ “Верхнесалдинский» -ОГИБДД ММО МВД России “Верхнсалдинский» Учреждения культуры к/т «Кедр» и «Дворец им. Агаркова» Взаимодействие осуществляется на договорной основе

9 Формы сетевого взаимодействия: -договоры о сотрудничестве (договоры о совместной деятельности); -авторские образовательные программы; -вариативные краткосрочные курсы ( в рамках сетевой программы профилактики); -Проекты ( «1812», «Солнцеворот», «Календарь славянской жизни»); -дистанционные формы (ведется обучение, планируется внедрение); -лагеря (профильные, досуга и отдыха, военно- патриотические и пр.) ОЛ «Лесная сказка»; -и др.

10 Способы (методы и приемы), реализуемые в процессе сетевого взаимодействия: В работе с обучающимися реализуются: индивидуальное обучение, групповое обучение, дистанционное обучение, виртуальные и интерактивные технологии, исследовательская деятельность, учебные проекты, практикумы, социально-экономические проекты, интернет-конференции, массовые мероприятия (праздники, акции, фестивали, соревнования, конференции, семинары, круглые столы, выставки, сборы актива и др.). В работе с педагогами используются: стажерская площадка (с частичным дистанционным обучением), мастер-классы, подготовка материалов к публикации, конкурсы, акции, соревнования, краткосрочные предметные курсы, семинары и пр.

11 Направления деятельности «ДЮЦ» реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей; -организация отдыха детей в каникулярное время; -реализация социальных проектов и психолого- педагогическое сопровождение обучающихся; -организация содержательного досуга детей и подростков в период каникул и внеурочное время; -организация оздоровления детей и подростков во внеурочное время; -организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, руководителей трудовых отрядов, специалистов по трудоустройству;

12 Комплекс организационно-правовых механизмов и нормативно-правовых документов: -Договор с учредителем, муниципальное задание; -Договора о сотрудничестве ; -Договоры возмездного оказания услуг, трудовые договоры, договоры гражданско- правового характера ; -Планы, проекты, программы ; -Положения; – Должностные инструкции.

13 Проблемы, существующие в рамках сетевого взаимодействия учреждений дополнительного образования: – проблемы материально-технического и технологического обеспечения – – недостаточная психологическая готовность педагогов к работе в сети, недостаточное освоение ИКТ; – неразработанность экономических механизмов и нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сети; – недостаточное использование возможностей Интернета и средств ИКТ педагогическим сообществом; – привлечения новых партнеров к участию в реализации проектов сетевого взаимодействия; – опасность снижения показателей качества дополнительных образовательных услуг; – потребительское отношение к УДОД со стороны общеобразовательных учреждений; – недостаточность опыта; – нехватка кадров; – трудность в выработке единой цели партнеров; – разная активность сторон сетевого взаимодействия. – неготовность школ принять дополнительное образование как равноправного партнера; – сопротивление изменениям; -низкая платежеспособность родителей ; -И ДР

14 Возможности сетевого взаимодействия для повышения качества деятельности учреждений и реализации программ дополнительного образования детей: – оптимизация образовательного пространства; – получение необходимых для организации ресурсов без привлечения дополнительных финансовых средств; – привлечение разных узких специалистов для реализации программ дополнительного образования; – расширение профессионального сотрудничества и диалога, стимулирование процесса самообразования педагогов; – повышение скорости освоения и переработки информации, необходимые для освоения сетевого взаимодействия, освоение новых информационных технологий; – повышение статуса учреждения, использование возможностей учреждений- партнеров, повышение конкурентоспособности – возможность предъявления результатов образовательной деятельности на различных уровнях; – построение траекторий индивидуального развития обучающихся, организация социальных практик; – возможность организации рабочих мест для подростков; – привлечение дополнительных средств в бюджет учреждения (целевые, грантовые, платные дополнительные образовательные услуги); – рост доверия родителей к учреждению; – рост профессионального мастерства педагогических и управленческих работников учреждения; – формирования системы мониторинга эффективности образовательных сетей.

15

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1288650/

Статья на тему: Статья Модель развития дополнительного образования в условиях сетевого взаимодействия с образовательными организациями

Модель «социальной деятельности и партнерства  МОУ ДОД ДДТ г. Верхнеуральска с ОУ района». 

Цель данной модели – создание системы связей между МОУ ДОД ДДТ и образовательными учреждениями района посредством концентрации их образовательных ресурсов для удовлетворения потребностей и способностей личности и социума в образовании.

Функции модели: расширение образовательного пространства и возможностей образования; совершенствование системы непрерывного образования и развитие МОУ ДОД.

Связь дополнительного образования с образовательными учреждениями района создана при помощи объединений различной направленности на базах школ, детских садов, детских домов и других учреждений с целью формирования единого образовательного пространства для повышения качества образования и совершенствования процесса становления личности в разнообразных развивающих средах включая профориентирование. Объединения дополнительного образования (ОДО) являются равноправными, взаимодополняющими компонентами базового образования. ОДО предназначен для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.

Организационно-методический компонент модели:

Работа объединений дополнительного образования от ДДТ г.

Верхнеуральска  на базах образовательных учреждений района строится на принципах природосообразности, гуманизма, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося.

В ОУ предварительно проводится анкетирование обучающихся, где ребята отмечают, по каким направлениям деятельности хотят дополнительно заниматься. Педагогами разрабатываются образовательные программы и учебно – тематические планы, которые затем утверждаются директором МОУ ДОД ДДТ или его заместителем по дополнительному образованию.

ОДО создается, реорганизуется директором дома творчества. Руководителем ДО является педагог по дополнительному образованию, работающий от МОУ ДОД ДДТ, который организует то или иное направление дополнительной деятельности и несет ответственность за результаты  деятельности объединения на базе той или иной школы. Между ОУ и Домом творчества заключается договор о сетевом взаимодействии.

 Во время летних каникул учебный процесс продолжается (если это предусмотрено образовательными программами) в форме походов, сборов, экскурсий, лагерей разной направленности и т. п.

Состав обучающихся в этот период может быть переменным.

Расписание занятий в объединениях дополнительного образования детей составляется с учетом того, что они являются дополнительной нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в образовательном учреждении.

Списочный состав детских объединений ДО составляет:

  • на первом году обучения – 15 чел.;
  • на втором году обучения – 10–12 чел.;
  • на третьем и последующих годах обучения – 8–10 чел.

В рамках дополнительного образования предусмотрена индивидуальная работа с детьми, участвующими в районных, областных, российских и международных конкурсах (от 2 до 6 ч. в неделю).

 В случае отсутствия набора нужного количества учащихся в группы у педагога данного объединения снижается часовая нагрузка.

Высвобожденные в этом случае часы используются по усмотрению директора дома детского творчества, в частности на открытие новых детских объединений на базах других ОУ района.

Зачисление обучающихся в объединение ДО осуществляется на срок, предусмотренный для освоения программы. Прием обучающихся в объединение осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ.

Объединения ДО могут располагаться в основном здании школы, в зданиях детских садов, детских домах района и других ОУ;  необходимо отметить, что материально-техническое, программно-методическое, кадровое обеспечение этих объединений и контроль за их работой осуществляет МОУ ДОД ДДТ г. Верхнеуральска.

Технологический компонент модели:

В соответствии с программой педагог может использовать различные формы образовательной деятельности: аудиторные занятия, лекции, семинары, практикумы, экскурсии, концерты, выставки, экспедиции и др. Занятия могут проводиться как со всем составом группы, так и индивидуально.

Педагог самостоятелен в выборе системы периодичности и форм аттестации обучающихся. В ОДО используются следующие формы аттестации (это могут быть тесты, опросы, зачеты, собеседования, доклады, рефераты, олимпиады, смотры, конкурсы, выставки, конференции, концерты, публикации и др.).

Деятельность школьников осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам (учебная группа, клуб, студия, ансамбль, театр и др.). Каждый обучающийся имеет право заниматься в объединениях разной направленности, а также изменять направление обучения.

Научно-методические  условия реализации модели:

образования ОДО определяется образовательными программами – типовыми (примерными) – рекомендованными Минобрнауки России и Минобром Челябинской области, модифицированными (адаптированными), авторскими.

Структура ОДО определяется целями и задачами дополнительного образования детей в ОУ и включает следующие компоненты: в качестве таковых могут быть кружки, студии, секции, профильные лаборатории, клубы и т.д.

Деятельность ОДО направлена на: создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья; личностно-нравственное развитие и профессиональное самоопределение обучающихся; обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе; формирование общей культуры школьников; воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.

В ОДО реализуются программы дополнительного образования детей:

• различного уровня (дошкольного образования, начального общего образования, основного общего и т.д.);

• различных направленностей (художественной, физкультурно-спортивной, научно-технической и др.).

Занятия в детских объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или по комплексным (интегрированным) программам. Для реализации комплексных программ могут быть привлечены 2 и более педагогов, распределение учебной нагрузки между которыми фиксируется в образовательной программе.

образовательной программы, формы и методы ее реализации, численный и возрастной состав объединения определяются педагогом самостоятельно исходя из образовательно-воспитательных задач, психолого-педагогической целесообразности, санитарно-гигиенических норм, материально-технических условий, что отражается в Пояснительной записке программы. Педагогические работники ОДО могут пользоваться типовыми (примерными) программами – рекомендованными Минобрнауки России, самостоятельно разрабатывать программы и соответствующие приложения к ним либо использовать программы других образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Материально-технические условия реализации модели:

Продолжительность занятий и их количество в неделю определяются образовательной программой педагога, а также требованиями, предъявляемыми к режиму деятельности детей в ОУ ДОД. При проведении занятий с использованием компьютерной техники должны соблюдаться Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.

Важным этапом реализации данной модели является аналитический:

 – мониторинг эффективности реализации сетевого взаимодействия, анализ результатов;

Важными элементами сетевого взаимодействия является:

– распространение педагогического опыта через проведение семинаров, мастер-классов;

– расширение возможностей для обобщения и тиражирования педагогического опыта в условиях сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями;

– проведение методических семинаров, мастер-классов (обучающих, практико-ориентированных и др.);

– распространение педагогического опыта через публикацию на сайтах ОУ, личные сайты педагогов.

При этом устанавливается многосторонняя связь между всеми участниками в рамках общей совместной деятельности.

Условия сетевого партнерства образовательных организаций в системе приобретает динамический характер, теряя при этом свою повторяемость, а образовательная услуга приобретает уникальность применительно к каждому обучающемуся.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2015/09/30/statya-model-razvitiya-dopolnitelnogo

Сетевое взаимодействие в образовании – это что такое?

Сетевое взаимодействие в образовании – это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в учебный или внеурочный процесс.

Интеграция

Это усилия разных образовательных учреждений по централизации ресурсов. Данный алгоритм уже продемонстрировал свою актуальность и состоятельность.

Сетевое взаимодействие учреждений образования предполагает особое социальное партнерство, в котором подразумевается «двусторонняя полезность». Между всеми участниками такого взаимодействия возникают неформальные и формальные контакты.

Сетевое взаимодействие в системе образования особенно развито в средней и старшей школе.

Что такое сеть?

В педагогической практике такие понятия, как партнерство, сеть, встречаются достаточно часто. Сеть представляет собой совокупность учреждений. Отметим межсетевой характер образуемой системы.

Характеристики

Сетевое взаимодействие в образовании – это механизм, который обладает определенными параметрами, такими как:

  • единство целей;
  • определенные ресурсы для их достижения;
  • суммарный центр управления.

Особенности создания

Модели сетевого взаимодействия в образовании зависят от того, какими ресурсами будет осуществляться обмен. Основной задачей полноценной системы является достижение изначально поставленной цели.

В зависимости от того, какие именно проблемы сетевого взаимодействия в образовании выбраны в качестве основных, к создаваемой системе подключаются определенные виды образовательных учреждений.

В качестве основного органа управления в основном выступает управления района или города.

Параметры взаимодействия

Основные проблемы сетевого взаимодействия в образовании связаны с существенной территориальной удаленностью разных образовательных организаций. Для преодоления подобных проблем применяют компьютерные технологии.

Инклюзивное образование

Особое внимание уделяется работе с детьми, имеющими серьезные проблемы со здоровьем. Такие школьники по медицинским показания не могут посещать школу, поэтому для них министерством образования РФ был создан специальный проект. Он подразумевает сетевое взаимодействие в инклюзивном образовании.

Педагоги общаются со своими подопечными посредством новейших компьютерных технологий и программ. Прежде чем учитель допускается к работе с больным ребенком, он проходит специальную курсовую подготовку.

Подобные курсы направлены на преодоление психологических проблем, касающихся установки контакта с больным школьником.

Координацию взаимоотношений между учениками, родителями, педагогами, образовательными учреждениями осуществляет специальный отдел по инклюзивному (дистанционному) обучению.

Каков алгоритм такого взаимодействия? Сначала школы передают специалистам отдела информацию о количестве детей, нуждающихся в дистанционном образовании, указывает рекомендации педиатров по организации учебного процесса.

Полученные сведения изучаются в координационном центре, полученная информация вносится в специальную базу данных. На следующем этапе к каждому конкретному ребенку подбирают наставника.

К педагогу, который будет работать с больным ребенком, выдвигаются особые требования. Помимо профессиональной компетентности, он должен быть хорошим психологом, чтобы в процессе общения со своим подопечным помогать ребенку, избавлять его от неуверенности в своих силах, различных комплексов, возникающих из-за ограниченности общения со сверстниками.

На третьем этапе происходит отбор образовательной программы, ее утверждение координационным центром.

Такое сетевое взаимодействие в образовании – это комплекс мер, направленных на проведение дистанционных уроков со школьниками, имеющими ограничения по здоровью. Координационный центр создает сетевое расписание, в котором для каждого ребенка указывается время проведения урока, работающий преподаватель. Педагог трудоустраивается в то учебное заведение, к которому прикреплен ребенок.

Алгоритм приема на работу дистанционного учителя аналогичен обычному приему работника в образовательное учреждение.

Директору школы предоставляется сканированная копия трудовой книжки, оригинал заявления, копии наградных документов, справка об отсутствии судимости, подтверждении прохождения специальной курсовой подготовки, тарификационный лист.

Руководитель школы готовит приказ о приеме на работу совместителя, знакомит с ним дистанционного педагога. После того как все формальности будут улажены, начинается непосредственный образовательный процесс.

Подобная работа предполагает и серьезную периодическую отчетность. В конце каждого месяца учитель отправляет координатору отчет о проведенных уроках. Разработана специальная форма для выставления отметок за четверть, полугодие, которую заполняет педагог.

Все отчетные материалы направляют в координационный центр, затем дублируют в образовательное учреждение, в котором числится ребенок.

Закон об образовании в сетевом взаимодействии регламентирует взаимоотношения между дистанционным наставником, родителями обучающегося, представителями министерства образования.

Дополнительное образование

Сетевое взаимодействие в дополнительном образовании обладает определенными параметрами:

  • оно базируется на совместной деятельности взрослых и детей;
  • существует косвенное либо прямое воздействие субъектов данного процесса друг на друга, которое позволяет устанавливать между ними полноценную взаимосвязь;
  • есть вероятность реальных преобразований в эмоциональной, волевой, познавательной, личностной сфере;
  • учитываются личностные характеристики всех участников, освоение ими социальных навыков;
  • используются принципы творчества и доверия, сотрудничества и паритетности;
  • взаимодействие осуществляется на основе доверия, поддержки, взаимного партнерства.

Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования позволяет объединять усилия разнообразных клубов, школ, секций, направленных на воспитание гармонически развитой личности ребенка.

Как создается такая система? Каковы ее основные цели и задачи? Учитывая, что сетевое взаимодействие в дополнительном образовании направлено на создание базы для полноценного формирования личности ребенка, в районных центрах и крупных городах были открыты центры дополнительного образования.

В таких организациях ребятам предлагаются разнообразные спортивные секции, музыкальные кружки, танцевальные студии. При попадании в такой центр, малышу и его родителям сотрудники «детского города» проводят экскурсию, рассказывают о каждом направлении, разрешают посетить занятия.

После того как ребенком будет сделан осознанный выбор 2-3 секций или кружков, его расписание выстраивается так, чтобы он успевал посещать общеобразовательную школу, заниматься в выбранных секциях. Сетевое взаимодействие учреждений дополнительного образования подразумевает корректировку графика внеурочных занятий с учетом расписания уроков в обычной (общеобразовательной школе).

Стратегии взаимодействия

Современная наука предлагает две основные системы взаимодействия: конкуренцию и кооперацию. Рассмотрим их особенности, возможности применения.

Кооперативное взаимодействие предполагает определенный вклад всех участников в решение общей задачи. В качестве средства объединения в такой ситуации рассматривают отношения, появившиеся в непосредственном процессе взаимного общения. В качестве основного показателя плотности кооперативного взаимодействия выступает уровень включенности в общее дело всех участников образовательной системы.

Конкуренция подразумевает борьбу за приоритет, яркой формой которой является конфликтная ситуация.

Вовсе необязательно, чтобы конфликт имел только негативные параметры, часто путем таких ситуаций находится выход из сложной ситуации, выстраиваются полноценные и доброжелательные взаимоотношения разных участников образовательного и воспитательного процесса. Сетевое взаимодействие в общем образовании тесно связано с такими стратегиями. Они определяют его моделирование и последующее развитие.

На данный момент времени созданы различные варианты муниципальных образовательных сетей. Среди них выделяют два наиболее распространенных варианта, проанализируем их подробнее.

Муниципальные сети

Что же представляет собой сетевое взаимодействие в образовании? Это возможность объединения нескольких отдельных образовательных организаций вокруг сильной школы, имеющей достаточный материальный и кадровый потенциал. Такое образовательное учреждения выполняет функцию «ресурсного центра».

В подобной ситуации у каждого общеобразовательного учреждения этой группы сохраняется право на обеспечение преподавания основных учебных дисциплин в полном объеме. Кроме того, школа получает возможность создавать профильные классы, предлагать ребятам различные элективные и факультативные курсы по отдельным предметам, учитывая имеющиеся ресурсные возможности.

Подготовку по всем остальным профильным направлениям реализует «ресурсный центр».

Существует и еще одно сетевое взаимодействие (дополнительное образование). Школа, дворцы творчества, спортивные школы, студии, секции, выступают в этом случае как единая образовательная и воспитательная система.

В подобной ситуации ребенок имеет права выбора получать дополнительные навыки не только на базе своей школы, но и в иных образовательных учреждениях.

Например, ученик может проходить дистанционную подготовку, обучаться в заочных школах для одаренных детей, в учреждения профессионального образования.

Воспитательный потенциал

Сетевое взаимодействие в профессиональном образовании несет в себе воспитательный ресурс. В первую очередь, подобные системы создаются для повышения качества воспитания и образования, повышения познавательного интереса у школьников. Существуют определенные характеристики воспитательного аспекта любой образовательной сети:

  • присутствие общих интересов и стремления участников сети к единым социальным целям, применение единых приемов и методов;
  • материально-технические, кадровые, финансовые возможности для взаимного воспитания и обучения, обмена мнениями;
  • развитие коммуникаций между отдельными участниками сети;
  • взаимная заинтересованность и ответственность, гарантирующие положительную динамику такого взаимодействия.

Основная причина разработки сетевых разнообразных сообществ была связана с невозможностью многих небольших образовательных учреждений предоставлять всем участникам образовательного процесса полноценные условия для развития и воспитания.

В первую очередь речь шла о недостаточной материальной и технической оснащенности многих сельских школ, что негативно отражалось на научности преподавания. После внедрения сетевой модели удалось справиться с теми проблемами, решить которые по отдельности государственные учреждения были не в силах.

Кроме того, между отдельными организациями, вошедшими в единую систему, усилилась здоровая конкуренция, наладились нормальные деловые взаимоотношения. Углубилось понимание проблемы, поставленной перед школами министерством образования, расширились границы взаимного действия, поскольку существенно увеличились возможности учреждений образовательной направленности.

В настоящее время школы, объединенные в единую сеть, стараются работать в команде, помогают друг другу советами, кадрами, техническими средствами обучения. Появление многочисленных сетей в образовании способствовало устранению ненужного дублирования, нерациональной траты материальных ресурсов.

В процессе работы педагоги обмениваются между собой мнениями, идеями, инновационными методическими приемами и технологиями. При определенных обстоятельствах происходит объединение финансовых, административных, кадровых ресурсов. Благодаря анализу практики сетевого взаимодействия были закреплены базовые принципы его создания с социальными стратегическими партнерами:

  • каждый участник получает равные возможности для предоставления своего мнения;
  • ответственность не перекладывается на другие образовательные учреждения;
  • при сотрудничестве все полномочия распределены равномерно, направлены на полноценное функционирование всех учреждений и государственных организаций;
  • есть условия для полноценного и конструктивного взаимодействия, мониторинга и контроля;
  • сотрудничество базируется на умении «принимать» и «отдавать».

Для того чтобы созданная сеть успешно функционировала, важна постоянная поддержка всех коммуникативных потоков, проведение семинаров, совместных встреч, конференций.

Заключение

Благодаря сетевому взаимодействию разнообразных образовательных учреждений и систем дополнительного образования вырабатываются оптимальные методические приемы, позволяющие воздействовать на воспитательный и образовательный процесс, повышать их эффективность и результативность. Благодаря подобной деятельности стало возможным полноценное проектирование содержания образования и воспитания, что способствует обогащению жизнедеятельности ребят, получению ими разнообразного социального опыта.

Практика подобного взаимодействия разных участников образовательного процесса подтверждает появление множества инновационных моментов. В первую очередь отметим необходимость перевода соревновательного вида деятельности школ к новым условиям деятельности.

Для подобного перехода требуется существенный временной промежуток, переосмысление своей деятельности педагогами. Результаты статистических исследований подтверждают высокую результативность сетевого взаимодействия.

Только совместные усилия, направленные на улучшение условия обучения, повышение качества материально-технической базы, совершенствование внеурочной деятельности, могут дать желаемый результат.

Подобная система должна стать прекрасным стимулом для саморазвития подрастающего поколения россиян.

Источник: http://.ru/article/273176/setevoe-vzaimodeystvie-v-obrazovanii---eto-chto-takoe

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.