Информация для студентов вузов: все об учебном процессе и полезные материалы для подготовки к занятиям

Интернет-ресурсы как источник подготовки к занятиям в вузе: отношение студентов к существованию «пиратского» контента

Информация для студентов вузов: все об учебном процессе и полезные материалы для подготовки к занятиям 

Ключевые слова:интернет-пространство, интернет-ресурсы, авторское право, «антипиратский» закон, BitTorrent-трекеры, социологическое исследование.

Сегодня мир «неукоснительно движется в сторону информационного этапа своего развития» [5, с. 79]. Питательной средой этого процесса является стремительное развитие технологий, развитие, поощряемое государством любой страны [7, с. 90].

Интернет становится «одним из самых значительных явлений последних двух десятилетий и символом новой эпохи» [5, с. 80]. Причины его популярности очевидны: «Во-первых, полная анонимность субъектов коммуникации. Во-вторых, актуальность и многообразие предоставляемой информации. В-третьих, возможность общения без ограничений» [4, с. 667].

Идея создания Интернета появилась в 1950 гг., термин — только в 1983 году, а его широкое распространение — в 1990-е годы [9].

Часто Интернет является альтернативным, а иногда единственным средством получения информации [8, с. 3]: более половины россиян (56 %) регулярно пользуются Интернетом [2, с.

10]: а суточная аудитория «Яндекса» превосходит зрительскую аудиторию таких компаний, как «Первый канал» [1, с. 23].

К сожалению, в последнее время Интернет все чаще становится местом содержания опасного (способствующего разжиганию религиозной и национальной розни) и пиратского (незаконно использующего труды авторов) контента [4, с. 667].

Это приводят государство к пониманию необходимости принятия решительных действий, направленных «на информационную безопасность не только военно-стратегических, но и гражданских структур. Сегодня власти РФ предпринимают решительные шаги, в рамках которых можно выделить три направления.

Первое, охранительное, базируется на создании специальных государственных органов, призванных вести мониторинг и обработку информации, а также борьбу с пиратством и другими виртуальными угрозами. Второе, просветительское, основано на работе с разнообразными СМИ — теле- и радиовещательными компаниями и печатными изданиями.

Третье, популяризаторское, ориентировано на создание положительного Интернет-образа государства» [6, с. 7].

В марте 2016 года в рамках деятельности научной секции кафедры «Истории Отечества, истории медицины, политологии и социологии» ПГМУ имени академика Е. А. Вагнера Минздрава России был проведен опрос среди студентов-медиков 1 курса с целью выяснить их отношение к существованию «пиратского» контента в Интернете. В качестве респондентов выступили 30 человек.

Подавляющее число респондентов (90 %) считает, что любой труд должен быть вознагражден. Однако почти каждый четвертый (23 %) уверен, что придерживаться авторского права необязательно.

Почти каждый респондент скачивал в Интернете фильмы, музыку, книги бесплатно, зная, что они охраняются авторским правом (87 %) и зная о существовании «антипиратского» закона (90 %) (речь идет о Федеральном законе от 02.07.

2013 N 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»).

Все респонденты знакомы с понятием «торрент» (программы для файлообмена, которые часто используют на «пиратских сайтах», как правило, BitTorrent-трекерах). У 67 % из них торрент-программы установлены на компьютерах.

В ходе опроса стало ясно, что респонденты больше всего знакомы с ресурсами, которыми являются мультиплощадками, то есть содержат фильмы, музыку, книги, компьютерные игры, программы, а также возможность для обсуждения прочитанного и уведенного. Самыми известными «пиратскими» ресурсами оказались: Kinozal.tv (47 %), RuTracker (40 %), RuTor.org (30 %).

Более половины респондентов (57 %) отметили, что принятие «антипиратского» закона и, соответственно, закрытие доступа к «пиратским ресурсам» (обозначенных выше), для ничего для них не изменит: они всегда найдут «где можно скачать необходимые фильмы, музыку, книги». С точки зрения 67 % респондентов политика государства по охране авторского права в Интернете является неэффективной.

Почему респонденты верят в необходимость вознаграждения труда, но не верят в необходимость соблюдения авторского права в Интернете?

Во-первых, респонденты полагают, что автор сам виноват: «Считаю, что его [авторского права] не нужно придерживаться, потому что автор должен тщательнее следить за сохранением этого права», «Выкладывая материалы в интернет, каждый автор заранее знает, что права так или иначе будут нарушены». Почти три четверти респондентов считают, что материалы, появившиеся в Интернете, становятся общественным достоянием (73 %).

В-вторых, некоторые акцентируют внимание на том, что они уже оплатили право пользоваться Интернетом, и этого будет достаточно: «Нужно взимать плату с провайдеров или устанавливать реальную стоимость, как на itunes. Правообладатели и так получают очень неплохо, переживут».

В-третьих, и это весьма распространенный аргумент, респонденты указывают на дороговизну информационных продуктов и свое бедственное материальное положение: «Дорого скачивать за деньги книги и музыку», «Не у всех людей есть возможность покупать книги, фильмы». Один из респондентов приводит в доказательство «серьезный» довод: если следовать авторскому праву, то вскоре «весь контент в интернете станет платным».

Все участники анкетирования ответили, что посещают Интернет ежедневно. Чаще всего с целью общения в социальных сетях — 90 %; просмотра видео, фильмов, музыки — 63 %, последних новостей, сводок погоды, курса валют — 40 %; а также для участие в on-line играх — 13 %.

При этом три четверти респондентов (73 %) также используют Интернет-ресурсы для подготовки к занятиям, то есть для учебы! И, действительно, сегодня студенты «имеют фактически не ограниченные возможности доступа к разнообразным мировым информационным ресурсам. Появление Всемирной паутины меняет образовательные технологии в сфере высшей школы. Возрастающая доступность выхода в Интернет, делает его привлекательным и популярным источником получения информации в студенческой среде» [3, с. 74].

В свете вышесказанного было решено провести дополнительный опрос с целью выяснить степень зависимости студентов от наличия бесплатного учебного контента в Интернете.

Подавляющее большинство респондентов получают от родителей деньги на карманные расходы — 87 %, 85 % — считают размер этих выплат достаточным: 22 % респондентов получают в месяц около 500–1000 рублей, 26 % — около 8000–15000 рублей, 52 % — около 2000–5000 рублей. В среднем — 4500 рублей в месяц.

Расходы студентов содержат следующие статьи: еда — 97 %, проезд на общественном транспорте — 70 %, одежда — 60 %, лекарства — 43 %, оплата проживания в общежитии/аренду квартиры — 20 %. На канцелярские принадлежности (тетради, ручки и пр.) — 63 % и учебную литературу — 33 %. То есть каждый третий студент откладывает из своих карманных расходов средства на приобретения учебных материалов.

В ходе опроса респондентов попросили выбрать три самых важных пункта расходов их перечисленных выше и расставить их в порядке возрастания от 1 до 3: 1 — «важнее всего», 3 — «менее важно». На первом месте с большим отрывом лидировала «еда» — 71 %.

Второе место на пьедестале раздели «проезд на общественном транспорте» — 32 % и «еда» — 18 %. Третье — «проезд на общественном транспорте» — 32 % и «одежда» — 25 %. Как видно, учебная литература не является приоритетной статьей расходов студента.

Почему?

Ответ очевиден. Большая часть респондентов «качает» учебную литературу в Интернете бесплатно — 93 %. А также получает ее в библиотеке — 73 % или на кафедре — 17 %, приобретает в магазине — 33 %.

Чаще всего студенты используют «определенные сайты» — 64 %; некоторые ищут информацию «на любом попавшемся сайте/на сайтах, которые поисковик браузера выдает первыми» — 43 %; реже всего на видеохостингах — 18 %.

Выбор сайта, как правило, зависит, от качества предоставляемого учебного материала — 79 %, удобства поиска необходимой информации/наличия систематизированного материала (по тематике) — 57 %, богатства выбора материала — 50 %, степени легкости/быстроты, с которой можно скачать необходимые материалы — 29 %.

Никто их респондентов не выбрал ответ «качаю там, где есть все: и фильмы, и музыка, то есть «не заморачиваюсь» поиском каких-то отдельных ресурсов для подготовки к занятиям». Это говорит о том, что студенты подходят к поиску материала более серьезно, чем обычно считают преподаватели ВУЗов.

Самими популярными он-лайн библиотеками оказались: как bookz.ru– 27 %, litlib.net– 20 %, Либрусек– 13 %. Литмир– 10 %, iknigi.net– 10 %, остальные набрали менее десяти процентов (modernlib.ru, библиотекаМошкова, iHaveBook.org, Booksbunker, Альдебаран, Флибуста, Сoollib.net), — 96 % респондентов скачивают учебную литературу на данных сайтах бесплатно.

Многие респонденты отметили (68 %), что если бы у них было достаточно денег на карманные расходы, они все равно бы не стали покупать учебную литературу. Во-первых, потому что «можно взять в библиотеке». Во-вторых, потому что «можно купить в магазине».

В-третьих, потому что «есть доступный и открытый материал», который можно «найти в Интернете» и «скачать бесплатно». Почему бесплатно? Потому что «экономлю деньги», «жалко деньги», «нужно рационально расходовать средства», «это лишняя трата денег».

И, наконец, потому что «не хочу».

Таким образом, студенты признают право на вознаграждение на труд, но только не в Интернет-пространстве (который является «таинственным» местом, где общепринятые правила и законы, с точки зрения респондентов, перестают работать).

Скорее всего, это связано с личной заинтересованностью респондентов: высокой степенью зависимости от расположенных в Интернете учебных ресурсов и незавидным материальным положением.

Однако следует учитывать и факт долгого периода бездействия официальных властей в отношении «пиратских» ресурсов, период, который сформировал особое отношение молодежи к размещению и использованию материалов в Интернет-пространстве.

Литература:

  1. Ашманов И. Короткая память. Как изменился Интернет в 2012 году и что ждет его в 2013? / Беседовал И. Елков // Российская газета. 17 января 2013. № 8. С. 23.
  2. Дондурей Д., Колесов Г. Жизнь без «Одноклассников». Как быть тем, кто не поспевает за прогрессом? / Беседовала С. Альперина // Российская газета. 17 января 2013. 2013. С. 10.
  3. Короткова М. Н., Лядова В. В. Интернет-ресурсы как источник и способ эффективной подготовки к семинарскому занятию // ВУЗ XXI век. 2012. № 2(39). С. 74–95.
  4. Короткова М. Н. Интернет-пространство: информационная безопасность общества и государства // Молодой ученый. 2014. № 2. 667–669.
  5. Короткова М. Н. Информационные войны: новая государственная политика в области Интернета // ВУЗ XXI век. 2014. №. 1. С. 79–86.
  6. Короткова М. Н. Охранительное направление политики российского государства в области Интернет-пространства: мнение студентов о введении цензуры // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. № 40. C. 6–10.
  7. Короткова М. Н., Сухоева М. А. Политика государства в сфере здравоохранения: к вопросу об информатизации и автоматизации медицинских учреждений России на примере Пермского края // Политика и общество. 2016. № 1 (133). С. 90–96.
  8. Нужна ли цензура в Интернете? Вопрос недели // Российская газета. 11 октября 2012. № 39. С. 3.
  9. Техан Р. Плетя «всемирную паутину»: история и структура сети Интернет // Государственный Департамент США. URL: http://www.infousa.ru/information/ rl30987.htm (дата обращения: 21.01.2014).

Основные термины(генерируются автоматически): учебную литературу, четверти респондентов, авторского права, существованию «пиратского» контента, респондентов политика государства, респондентов «качает» учебную, Российская газета, качестве респондентов, число респондентов, ходе опроса респондентов, половины респондентов, ВУЗ XXI век, личной заинтересованностью респондентов, большинство респондентов, точки зрения респондентов, общественном транспорте», Молодой ученый, «антипиратского» закона, карманные расходы, получения информации.

Источник: https://moluch.ru/archive/112/28674/

17. Подготовка преподавателя к учебным занятиям в профессиональной школе

17. Подготовка преподавателя к учебным занятиям в профессиональной школе

Каждомупреподавателю (начиная от ассистентакафедры) необходима строгая система вподготовке, которая может обеспечитьвысокий организационно-методическийуровень как отдельных лабораторно-практическихзанятий, лекций, так и всего учебногопроцесса.

Первоначальная подготовкапреподавателя к занятиям всех видовдолжна базироваться на изучении учебногоплана и «Примерной программы» дисциплины,которая утверждена соответствующейинстанцией.

Затем необходимо составитьтематические планы по видам занятий всоответствии с выделенными часами, ипереходить к подготовке к занятиям, приэтом необходимо постоянное совершенствованиепрофессиональных и педагогическихзнаний. Знания преподавателя вуза недолжны ограничиваться рамками учебников.

Ему необходимо знакомиться со смежнымидисциплинами, систематически пополнятьобьем специальных знаний, просматриватьвновь выпускаемые учебники, учебныепособия и специальную литературу(журналы), обмениваться опытом работыс другими преподавателями (кафедры,факультета, вуза), посещать семинары илекции, то есть постоянно повышать своипрофессиональные, научные и деловыекачества.

Тематическийплан должен раскрывать дидактическуюпоследовательность изучения тем ивключать определённое количество часовна их изучение.

Преподавателю следуетдидактически осмыслить содержаниекаждой темы, используя теоретическиеположения, исследования, историческиефакты, производственные примеры.

Цельтакой дидактической перестройки -активизировать интерес студентов кпредмету и воспитать чувство ответственностик будущей профессии. Чёткое и детальноепредставление о содержании курсапозволяет преподавателю приступить кразработке перспективного тематическогоплана.

Продуманныйтематический план помогает преподавателюрационально распределить учебныйматериал по занятиям, осуществитьмежпредметные связи, заблаговременноподобрать и подготовить необходимыеУчебно-наглядные пособия и техническиесредства обучения.

Тематическийплан может быть составлен на один илидва семестра соответствующего учебногогода. Форму плана определяет сампреподаватель в зависимости от спецификипредмета, содержания и своеобразияучебного материала, темы занятия,Учебно-материальной базы.

Структуратематического плана должна содержатьследующие пункты: номер занятия, темузанятия и основные вопросы, количествочасов, цель занятия, тип занятия, основныеметоды учебной работы (способ изучениянового материала, работа студентов назанятиях – в частности налабораторно-практических, контрольусвоения занятий), учебно-наглядныепособия и технические средства обучения,межпредметные связи, содержания длясамостоятельной работы студентов,основную и дополнительную литературу.

Обьёмзнаний, которое должен получить студентв результате изучения предмета, определён«примерной программой». Преподаватель,знакомясь с программой по дисциплине,должен обратить внимание на то, что вней приводится примерное распределениеучебного времени по темам.

С учётомнепрерывного научно-техническогопрогресса распределение учебноговремени по отдельным темам может бытьизменено по решению методическойкомиссии факультета, но в пределахобщего количества часов, отведённых наизучение дисциплины.

Однако не следуетзначительно сокращать время на изучениетем, которые, по мнению преподавателя,не очень важны, так как это может нарушитьстройность и целостность изучаемогопредмета. В дальнейшем преподавательизучает содержание программы и основногоучебника (учебного пособия) по каждойтеме предмета.

В связи с развитиемнаучно-технического прогресса и другимипеременами, происходящими в обществеи некоторым отставанием содержанияпрограммы и учебника в особенности,связанных с их подготовкой и изданием,в них могут отсутствовать сведения оновых технологиях, формах и т.д.

Поэтомупреподавателю необходимо ознакомитьсяс последними специальными журналами,новыми книга и справочными пособиями.Полный комплект тематических плановпо изучению предмета позволяетпреподавателю проанализировать своюработу за прошедший учебный год. Приподготовке к новому учебному году вразработанные планы вносятся необходимыекорректировки.

Составление тематическогоплана следует начинать с распределенияматериала внутри каждой темы, на отдельныезанятия. На изучения сложных и большихпо объему вопросов требуется три-четыреучебных часа, и, наоборот, в течениеодного учебного занятия можно рассмотретьнесколько вопросов.

При подготовке кзанятию преподаватель продумывает егоструктуру, то есть обучающую, развивающуюи воспитывающую цель занятия; формуопроса (индивидуальный, фронтальный,комбинированный, программный); методизучения и закрепления нового материала;использование наглядных пособий итехнических средств обучения; содержаниеи обьем самостоятельной работы.

Цельзанятия должна формулироваться чёткои кратко. Тип занятия, формы и методыобучения зависят от особенностейсодержания учебного материала,материально-технической базы, уровняподготовки студентов к данной темезанятия.

Важным фактором являются такжеособенности педагогического мастерствапреподавателя, глубокое знание имучебного материала, умение организоватьучебный процесс с применением эффективныхметодов обучения.

При разработке планазанятия преподаватель должен главноевнимание уделить изучению специальнойи педагогической литературы, анализуучебного материала и педагогическихособенностей самих студентов.

Занятиев большинстве случаев не имеет ярковыраженных структурных элементов:объяснение материала в меру необходимостисопровождается одновременным закреплениеми проверкой знаний; проверяя знаниястудентов, преподаватель одновременнозакрепляет их; элементы нового длястудентов преподаватель может вводитьи в процессе проведения занятия изакрепления материала, и при проверкезнаний. В плане занятия, преподавательвычленяет структурные единицы – этапы,логически завершённые отрезки учебноговремени, каждый из которых характеризуетсяопределёнными задачами, содержанием,видами деятельности преподавателя истудентов. План не должен быть громоздкими сложным. В плане рекомендуется осветить:тему, цель и тип занятия; учебно-наглядныепособия и технические средства обучения;межпредметные и внутрипредметные связи;основные вопросы изучаемой темы;сообщение нового материала преподавателемили самостоятельная работа студентов;контроль за деятельностью студентов ипроверка приобретённых знаний; заданиедля самостоятельной работы. Молодыепреподаватели вуза обычно остро нуждаютсяв приобретении навыков работы над словомпри подготовке к уроку. К характернымнедостаткам начинающих преподавателейотносятся многословие, непоследовательностьизложения материала изучаемой темы,нарушение запланированного времени(регламент), отсутствие аргументации,неумение чётко сформулировать выдвигаемыеположения и др. Поэтому, кроме планаурока начинающим преподавателямнеобходимо иметь конспект – занятия,освещающий весь ход занятия с формулировкойвопросов, содержанием изучаемогоматериала, методикой использованиянаглядных пособий и т.д. В то же времяпреподаватель никогда не должен читатьконспект на уроке. Преподаватель должентак усвоить материл, чтобы свободнорассказывать, зачитывать можно толькоцитаты, выдержки.

Источник: https://StudFiles.net/preview/1845515/page:11/

Организация учебного процесса в ВУЗе

Организация учебного процесса в ВУЗе

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 8Следующая ⇒

Образование – специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности индивида в избранной им сфере. образования задается учебным планом и соответствующими ему программами учебных дисциплин, оно отражается в учебниках, учебных пособиях и в других средствах обучения.

Образование получают в рамках различных форм обучения.Формы обучения в вузе – это организационные особенности обучения. Основные формы обучения в вузе – очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат.

Учебная дисциплина (учебный предмет, учебный курс) – фрагмент содержания образования, самостоятельно обозначенный в учебном плане, пред­ставляющий собой дидактически обоснованную систему знаний, умений и навыков, отобранных из соответствующей науки или отрасли деятельности для изучения в вузе.

Форма организации учебного процесса (форма организации учебных занятий, форма учебной работы, виды учебной работы) – способ организации, устройства и проведения учебных занятий, в которых реализуются содержание учебной работы, дидактические задачи и методы обучения. Формы организации

учебного процесса в вузе имеют следующие признаки: вид взаимосвязи преподавателя и студента; характер деятельности педагога и обучаемого; количест­венный состав студентов на занятиях; место и условия проведения занятий.

Организация учебного процесса – процесс последовательно осуществляемых и взаимосвязанных мероприятий, направленных на формирование, получение и развитие знаний в определенной профессиональной области, в рамках выбранной специализации.

Организация учебного процесса осуществляется на основе: требований рынка труда, ФГОС ВПО, требований конкретного работодателя и на основе профессиональных стандартов.

Необходимыми для осуществления данного процесса документами являются: Учебный план и учебная программа, рабочий учебный план, рабочие программы, разработанные на основе ФГОС ВПО и профессиональных стандартов, график учебного процесса, расписание семестра и расписание сессии.

Учебный план –документ, определяющий состав учебных дисциплин, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. На основе учебного плана составляются учебные программы по изучаемым дисциплинам.

Учебная программа — созданный в рамках системы обучения документ, определяющий содержание и количество знаний, умений и навыков, предназначенных к обязательному усвоению по той или иной учебной дисциплине, распределение их по темам, разделам и периодам обучения.

Помимо полного текста, учебная программа может сопровождаться объяснительной запиской, кратко раскрывающей задачи обучения данному предмету, описывающей последовательность изучения материала, перечисляющей наиболее существенные методы и организационные формы, устанавливающей связь с преподаванием других предметов.

Конкретизация содержания образования, определяемого учебной программой, происходит в учебниках, учебных пособиях и методических указаниях.

Учебные программы бывают типовые, вариативные, рабочие, авторские, индивидуальные.

Рабочая учебная программа — учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта.

Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями.

Порядок разработки рабочих учебных программ ус­танавливается региональными органами образования, которые несут ответственность за реализацию федерального компонента стандарта.

Семестр (лат. sixшесть и лат. mensisмесяц) — обозначение полугодия в высших и средних специальных учебных заведениях. В семестр обычно также включаются каникулы. В зависимости от страны, а иногда и от университета/школы семестры отличаются в дате начала/конца и балансе между учебой/неучебой и работой.

Как правило, один семестр длится 16-18 учебных недель. Осенний семестр начинается в сентябре и заканчивается в декабре, весенний длится с февраля по май.

Расписание учебных занятий студентов составляется на один текущий семестр. Между семестрами, после закрытия сессий, устанавливаются каникулы.

Продолжительность зимних каникул составляет один месяц (с январь по февраль), летние длятся два месяца – с июля по сентябрь.

За пять лет обучения студенты проходят 10 семестров. На первом семестре все студенты получают стипендии, начиная со второго, только те, кто сдал сессию на «хорошо» и «отлично».

Однако не все учебные заведения практикуют подобное разделение. Все зависит от страны, а иногда и от типа университета. Например, в учебных заведениях Великобритании и США практикуют деление учебного года на триместры. Продолжительность каждого триместра составляет 10-12 недель.

Се́ссия (от лат. sessio) — это период сдачи экзаменов в учебном заведении. Обычно в учебном году две сессии — зимняя и летняя (на дневных и вечерних факультетах).

Учебным планом устанавливается количество экзаменов: в вузе, как правило, не больше пяти.

Между экзаменами должен проходить установленный промежуток времени на подготовку к экзамену: как правило, не менее трех дней.

«Зачётная неделя» предшествует сессии, и студенты допускаются к сессии, если они сдали все предусмотренные на текущий семестр зачёты, курсовые работы и проекты.

Студенты, не получившие все зачёты до конца зачетной недели, до сессии не допускаются, пока задолженности по всем зачётам не будут ими закрыты (как правило, для сдачи такой задолженности студент должен прийти к преподавателю с направлением от своего деканата). В некоторых ВУЗах студенты могут допускаться к сессии с одним-двумя несданными зачётами.

После основной экзаменационной сессии следует период, в который студенты могут пересдать несданные экзамены. В большинстве ВУЗов официально пересдачи допускаются только после сессии и не более трёх раз (третий раз — с комиссией), но на практике это правило часто не соблюдается.

Сдав все экзамены и зачёты, студент «закрывает сессию» — сдаёт зачётную книжку в деканат для сверки и уходит на каникулы. В некоторых ВУЗах пересдачи допускаются, если в одну сессию с первого раза не было сдано не более двух экзаменов.

При несдаче с первого раза третьего экзамена студент может быть отчислен.

После сессии идут отчисления студентов, которые не закрыли сессию вовремя. Поэтому сессия — самое напряжённое время для студентов. Студенты, не сдавшие сессию вовремя, лишаются стипендии и могут быть отчислены.

Основными формами организации учебного процесса в педвузе являются
лекция, семинарское занятие, лабораторное (практическое) занятие, практика, самостоятельная работа студентов, курсовая работа, диплом­ная работа и др.

Лекция – метод обучения, одна из основных форм организации учебно­ го процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое,

последовательное изложение преподавателем учебного материала.

Семинарское занятие (семинар) – одна из основных форм организа­ции учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя.

Лабораторное (практическое) занятие – одна из основных форм орга­низации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под ру­ководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно- теоретических основ учебного предмета, приобретение навыков и опыта творче­ской деятельности, овладения современными методами практической работы с

применением технических средств.

Практика специальная форма организации учебного процесса,- направленная на закрепление теоретического материала, получаемого студентами

в процессе академического обучения, и приобретение студентами знаний, уме­ний и навыков профессиональной деятельности.

Самостоятельная работастудентов – особая форма организации учеб­ного процесса, представляющая собой планируемую, познавательно, организа­ционно и методически направляемую деятельность студентов, ориентированную на достижение конкретного результата, осуществляемую без прямой помощи преподавателя. Основными видами самостоятельной работы студентов является подготовка контрольных, курсовых и дипломных работ и проектов.

Контрольная работа –один из видов самостоятельной работы студентов в вузе, направлен­ный на выявление уровня усвоения учебного материала по определенной теме
конкретной учебной дисциплины за определенный период обучения; документ, представляющий собой форму отчетности по самостоятель­ной работе студента в процессе изучения конкретной учебной дисциплины.

Курсовая работа, курсовой проект: разновидности самостоятельной работы студентов в вузе, на­правленной на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисци­плинам профессиональной подготовки, овладение методами научных исследо­ваний, формирование навыков решения творческих задач в ходе научного ис­следования, художественного творчества по определенной теме;документ, представляющий собой форму отчетности по самостоятель­ной работе студента, содержащий систематизированные сведения по определен­ной теме.

Дипломная работа, дипломный проект: один из основных видов самостоятельной работы студентов, имеющий исследовательский характер и выполняемый на заключительном этапе обучения;документ, представляющий собой итоговую квалификационную работу, содержащую результаты самостоятельного научного исследования по определенной теме.

Во время обучения у студентов проводится:

· текущий контроль успеваемости;

· промежуточная аттестация;

· итоговая аттестация.

Текущий контроль успеваемости проходит в течение семестра по всем предметам, изучаемым в семестре.

Промежуточная аттестация проводится по итогам семестра в форме зачетов и экзаменов.

Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.

Если студент не ликвидирует академическую задолженность в течение определенного срока или не сдаст задолженность два раза подряд (во второй раз — с комиссией), то он отчисляется из вуза.

Итоговая аттестация завершает освоение основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, определяемой вузом самостоятельно (либо государственный экзамен — междисциплинарный или по конкретным предметам, либо защита квалификационной работы, либо и то, и другое вместе).

Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения студентом основной профессиональной образовательной программы.

Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями, создаваемыми вузом в определённом порядке, в целях определения соответствия результатов освоения студентом основных профессиональных образовательных программ соответствующим требованиям образовательного стандарта.

⇐ Предыдущая12345678Следующая ⇒

Источник: http://mykonspekts.ru/1-56091.html

Учебный процесс в вузе глазами студентов: проблемы и перспективы. – презентация

1 УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС В ВУЗЕ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

2 План работы: 1. Итоги зимней сессии уч.года 2. Реализация рейтинговой системы на факультетах 3. Использование информационных ресурсов в учебном процессе

3 В анкетировании приняли участие 4 факультета Опрошены студенты 1 курса Всего приняло участие 163 студента (57% от общего числа первокурсников) Опрос проведен старостами академических групп в период с 4.03 по

4 Факультет Обязаны сдавать Явились на экзамен Сдали все экзамены Сдали на 5 Сдали на 5 и 4 Сдали на 4 Сдали на смешанные оценки Всего неуспевающих (имеют 2 по предметам) Отличников в % Сдавших на 4 и 5 в % Успеваемость в % Средний бал ИФиМ ,058,081,74,1 СКиФ ,858,888,04,2 ПиХО ,054,289,34,2 ИЛФ ,255,981,64,0 Итого ,056,785,24,1

5 Факультет ИФиМ Факультет СКиФ 1 курс курс курс курс курс курс курс – 2 Факультет ПиХО Факультет ИЛ 2 курс курс курс курс курс курс – 1

6 Факультет Обязаны сдавать Явились на экзамен Сдали все экзамены Сдали на 5 Сдали на 5 и 4 Сдали на 4 Сдали на смешанные оценки Всего неуспевающих Отличников в % Сдавших на 4 и 5 в % Успеваемость в % Средний бал ИФиМ ,651,580,33,94 СКиФ ,841,988,43,97 ПиХО ,341,482,94,12 ИЛФ ,634,466,7 3,65

7 ИФиМ СКиФ ПиХО ИЛФ

8 Факультет ИФиМ Выкладывать пособия преподавателей на сайт института Вывешивать график переэкзаменовок на последней неделе сессии Четко соблюдать расписание работы компьютерных классов во внеучебное время Факультет СКиФ График ликвидации академической задолженности вывешивать в конце экзаменационной сессии В академических группах знакомить студентов с отдельными пунктами Устава института и Положением о курсовых работах, экзаменах и зачетов

9 Факультет ПиХО График пересдачи экзаменов вывешивать на последней неделе экзаменационной сессии на факультете, всю текущую информацию об экзаменационной сессии размещать на сайте факультета Принимать во внимание п.

9 Положения о курсовых экзаменах и зачетах, о том, что студенты участвуют в составлении графика экзаменационной сессии, особое внимание уделять студентам 1 курса Доводить информацию об изменении в учебном расписании до старост за 2-3 дня Факультет ИЛ график пересдачи экзаменов вывешивать во время экзаменационной сессии держать связь с родителями ввести обучающие курсы « Основы научно – методической работы » для студентов 1 курса в первом семестре, чтобы развить навыки работы с учебной литературой, источниками

10 Адаптация ( студенты 1 курса ) Негативное отношение к предмету Сложные отношения с преподавателями Трудовая занятость студентов Сложные взаимоотношения с сокурсниками Лень

11 Факультет ИФиМ Использовать мультимедиа технологии при проведении учебных занятий Проводить проверочные работы по материалу лекций Усилить контроль за посещаемостью со стороны преподавателей Обязать студента, пропустившего 50 и более процентов занятий по дисциплине, пройти компенсирующие курсы Держать связь с родителями ( письма, звонки, собрания ) Факультет СКиФ Производить проверочные опросы на практических занятиях по материалу лекции Знакомить студентов с нормативными документами ВУЗа Распределять учебные занятия равномерно Усилить контроль преподавателей за посещаемостью студентов

12 Факультет ПиХО Проводить тренинги 1 курса по организации своего распорядка дня Планировать и распределять учебную нагрузку равномерно в течение всего семестра Проводить лекционные и семинарские занятия с использованием информационных ресурсов и современных технологий Факультет ИЛ Поддерживать связь с родителями Ставить зачеты автоматом с учетом посещаемости студентов Предоставлять льготы ( поощрения ) на экзамене с учетом посещаемости Заинтересовать студентов использованием на занятии информационных ресурсов

13 В анкетировании приняли участие 4 факультета Опрошены студенты 1-4 курса Всего приняло участие 493 студента (77%) Опрос проведен старостами академических групп в период с 4.03 по * В число опрошенных не вошли студенты, находящиеся на педагогической практике

14 ИФиМ СКиФ – нет (%) – да (%) ПиХО ИЛф

15 данные по институту с рейтинг-планами с перечнем контрольных мероприятий с минимальным баллом допуска с критериями оценки различных к итоговой форме контроля видов учебной деятельности студентов

16 ИФиМ СКиФ – нет (%) – да (%) ПиХО ИЛФ

17 Факультет ИФиМ Провести учебу преподавателей и ознакомить их с Положением о рейтинговой системе Рассматривать пункты 3, 4 данного Положения как инвариант Преподавателям определиться с четкими критериями оценки работы студента по всем используемым на занятиях видам учебной деятельности Факультет СКиФ Обязать преподавателей строго соблюдать пункты Положения рейтинговой системы Уменьшить порог для доступа к итоговой форме контроля Сделать информацию о рейтинге доступной ( по крайней мере в группе ) Поощрять студентов за высокий рейтинг ( освобождение от контрольных работ и пр.)

18 Факультет ПиХО Провести учебу преподавателей по рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Необходимо чтобы преподаватели знакомили с требованиями по своему курсу и придерживались их на протяжении семестра Преподавателям следует добросовестно вести рейтинговую документацию и своевременно предоставлять отчеты Создавая рейтинговые таблицы, необходимо учитывать специфику и особенности разных специальностей Факультет ИЛ Знакомить с Положением о рейтинге студентов и преподавателей Строго придерживаться требований рейтинга Выкладывать информацию о рейтинге в Интернет ( нормативная база ), создать электронные журналы ( с персональными итогами студента ) Снизить минимальный балл для допуска к экзамену / зачету

19 В анкетировании приняли участие 4 факультета Опрошены студенты 1-4 курса Всего приняло участие 493 студента (77% ) Опрос проведен старостами академических групп в период с 4.03 по * В число опрошенных не вошли студенты, находящиеся на педагогической практике

20 электронные информационные ресурсы, используемые преподавателями в учебном процессе Презентация (81%) – и аудиоматериалы (64%) Электронные таблицы, схемы (48%) Интернет (23%) Карты (10%) Мультимедийные учебники (23%) Компьютерное тестирование (16%) Учебники, источники (5%) Информационные ресурсы, которые используют преподаватели в учебном процессе

21 * Результаты опроса 2011 года Информационные ресурсы, которые используют студенты при подготовке к учебным занятиям Интернет (100%)/(75%)* Электронные книги, статьи (41%)/(71%) Методические пособия преподавателей (45%) Учебная литература (книги, журналы, монографии, энциклопедии) (25%)/(30%) Использование фондов библиотеки (20%)

22 Факультет ИФиМ Увеличить преподавателям количество занятий с использованием мультимедиа технологий Придерживаться четкого расписание работы компьютерных классов во внеучебное время Организовать тестовый доступ Wi-Fi Сделать доступными материалы преподавателей на сайте ГГПИ Предусмотреть возможность выхода на сервер ГГПИ через Интернет Организовать учебу студентов по использованию интерактивной доски Факультет СКиФ Использовать больше презентаций, фильмов в учебном процессе Организовать курсы по обучению работе с интерактивной доской Провести беспроводную сеть Wi-Fi Дополнить новейшей литературой библиотечный фонд Оцифровать редкие книги Увеличить срок выдачи литературы из читального зала до 3- х дней

23 Факультет ПиХО Предложить преподавателям чаще использовать наглядные материалы, презентации, аудио – видеоматериалы, мультимедийные проекторы Провести Интернет во 2 учебный корпус Приобрести для учебных кабинетов телевизоры Восстановить компьютерный класс во 2 корпусе Приобрести ноутбук на музыкальную специальность Факультет ИЛ оцифровать фонды библиотеки проводить онлайн – конференции приобрести мультимедийное оборудование провести WI – FI по институту выкладывать лекции преподавателей на сайте института

24 По итогам зимней сессии 1. График пересдачи экзаменов вывешивать во время экзаменационной сессии на факультете ; 2. Всю текущую информацию об экзаменационной сессии размещать на сайте Старостата ГГПИ ; 3. Четко соблюдать расписание работы компьютерных классов во внеучебное время ; 4.

Рассмотреть вопрос об организации дополнительных занятий для неуспевающих студентов с привлечением магистрантов ( в рамках их учебной практики ) 5. Рассмотреть вопрос о внесении поправки к п. 3.

1 Положения о курсовых работах, экзаменах и зачетах в следующей формулировке : «…« К экзаменационной сессии распоряжением по факультету допускаются студенты, получившие зачеты по всем дисциплинам согласно учебному плану, выполнившие и сдавшие в установленный срок предусмотренные рабочими программами задания, а также студенты, не получившие зачеты по двум непрофильным дисциплинам …»

25 По повышению посещаемости 1. Обязать студентов, пропустивших 50 и более процентов учебных занятий без уважительной причины по дисциплине, пройти компенсирующие курсы по данному предмету ; 2.

Поддерживать связь с родителями студентов ( собрания, звонки, письма, электронные журналы ); 3. Увеличить продолжительность большой перемены до 50 минут ( начало учебных занятий установить с 8.10); 4.

Деканатам факультетов доводить информацию об изменении в учебном расписании до старост академических групп за 2-3 дня.

26 По реализации рейтинговой системы на факультетах 1. Первому проректору и Учебному управлению взять под особый контроль выполнение Положения о рейтинговой системе и оценки успеваемости и успешности обучения студентов, особое внимание уделить пп. 3.2, 3.3, 4 настоящего Положения ; 2.

Первому проректору и Учебному управлению организовать учебу преподавателей и заведующих кафедр по реализации рейтинговой системы и оценки успеваемости студентов на факультетах ; 3.

Как инвариант вписать в Положение о рейтинговой системе и оценки успеваемости студентов штрафные баллы, критерии оценки основных видов учебной деятельности ( старостат института создал и передал базу данных критериев оценки с учетом специфики всех факультетов в УУ ).

27 По использованию информационных ресурсов в учебном процессе 1. Рекомендовать преподавателям активно использовать электронные информационные ресурсы на занятиях и привлекать студентов к созданию презентационных материалов 2.

Установить на факультетах интерактивные доски и организовать учебу студенческого актива по использованию интерактивных досок 3. Организовать тестовый доступ Wi-Fi 4. Предусмотреть возможность выхода на сервер ГГПИ через Интернет 5. Оцифровать фонды библиотеки 6.

Проводить Он – лайн конференции в учебных и научных целях

28 Спасибо всем за работу!

Источник: http://www.myshared.ru/slide/69018/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.