«гигиеническое воспитание»: обучение профессия и кем работать

Глава 1. Теоретическая часть «Санитарно-гигиеническое воспитание населения и особенности его организации»

«Гигиеническое воспитание»: обучение профессия и кем работать

    1. Понятие о санитарно гигиеническом воспитании населения

Гигиеническоевоспитание (санитарное просвещение) —совокупность образовательных,воспитательных, агитационных ипропагандистских мероприятий, направленныхна формирование здорового образа жизни,профилактику заболеваний, сохранениеи укрепление здоровья, повышениетрудоспособности людей, продление ихактивной жизни.

Задачасанитарного просвещения – это повышениесанитарной культуры населения, чтоимеет большое значение для формированияздорового образа жизни, для охраны иукрепления здоровья.

Целимедицинского просвещения:

  1. пропаганда гигиенических знаний;

  2. пропаганда здорового образа жизни, навыков и форм поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья;

  3. популяризация общемедицинских знаний в целях раннего обращения и диагностики заболеваний;

  4. привитие практических навыков по оказанию само- и взаимопомощи при травмах и заболеваниях.

Длявыполнения работы по санитарномупросвещению населения медицинскимработникам требуются определенныезнания и навыки. Эффективностьсанитарно-гигиенического просвещенияво многом зависит от особенностейаудитории, ее интересов, культурногоуровня, оно должно проводиться с учетомпола, возраста, климата – географическихособенностей, национальных обычаев,традиций и других факторов.

Воснову гигиенического обучения ивоспитания положена концепция формированияздорового образа жизни,сформулированы основные задачи:

  1. снижение распространенности курения;

  2. улучшение качества питания;

  3. увеличение физической активности;

  4. смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

  5. соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

  6. снижение потребления алкоголя;

  7. профилактика употребления наркотиков;

  8. улучшение качества окружающей среды.

Пропагандамедицинских и гигиенических знанийсреди населения способствует снижениюзаболеваемости и смертности, помогаетвоспитывать здоровое, физически крепкоепоколение.

Профилактическиемероприятия бывают первичные, вторичныеи третичные.

Первичные–  когдамеры профилактики направлены нанепосредственную причину заболеванияили повреждения у здоровых людей.

Припроведении первичной профилактикипервостепенной значение приобретаетконцепция образа жизни, которая иопределяет пути предупрежденияхронических неинфекционных заболеваний(сердечнососудистых, эндокринных,нервно-психических и т.д.

), генез которыхво многом связан с курением, злоупотреблениемалкоголя, гиподинамией,нерациональнымпитанием, психоэмоциональными стрессами.

Вторичные профилактическиемероприятия проводятся в случаяхвоздействия на условия и факторы,способствующие развитию уже возникшегоу пациента заболевания или повреждения.

Вторичная профилактика – это в основномцелевое санитарно-гигиеническое воспитание, втом числе индивидуальное или групповоеконсультирование, обучение пациентови членов их семей знаниям и навыкам,связанным с конкретным заболеваниемили группой заболеваний.

К вторичнойпрофилактике относятся курсыпрофилактического лечения и целевогооздоровления (ЛФК, массаж, сан-кур лечениеи т.д.). Большое значение в основеформирования здорового образа жизнизанимают личностно-мотивационныекачества данного человека, его жизненныеориентиры.

Третичнаяпрофилактика – основана на проведениимероприятий медицинского и немедицинскогохарактера. Осуществление программтретичной профилактики невозможно внесистемы здравоохранения: в них участвуютне только врачи, но и многие другиемедицинские работники. Третичнаяпрофилактика включает:

– обучениепациентов и членов их семей знаниям инавыкам, связанным с конкретнымзаболеванием или группой заболеваний;

– проведениедиспансеризации больных с хроническимизаболеваниями и инвалидов, включаядиспансерные медицинские осмотры сцелью оценки динамики состояния здоровьяи течения заболеваний, осуществлениеперманентного наблюдения за ними ипроведение адекватных лечебных иреабилитационных мероприятий;

– проведениемедико-психологической адаптации кизменению ситуации в состоянии здоровья,формирование правильного восприятияи отношения к изменившимся возможностями потребностям организма.

Никакиепожелания, приказы, наказания не могутзаставить человека вести здоровый образжизни, охранять и укреплять собственноездоровье, если человек сам не будетсознательно формировать собственныйстиль здорового поведения.

Длясохранения восстановления утраченногоздоровья человек должен совершатьдействия. Для каждого действия нуженмотив, а совокупность мотивов составляетмотивацию, в формировании которойбольшая роль отводится медицинскимработникам.

«…Чтобыстать здоровым, нужны собственныеусилия, постоянные и значительные…» -академик Н.М. Амосов.

    1. Организация гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники

Медработники первичного звена в своейповседневной работе с жителями прикрепленногомикрорайона все больше времени и усилийперераспределяют в пользу профилактики.

Проводят мероприятия в местном сообществе:собственно в лечебно-профилактическихучреждениях (ЛПУ), в школах, детскихдошкольных учреждениях; выявляют лицс факторами риска и первыми стадиямизаболеваний, оказывают адекватнуюпомощь, включая первичную и вторичную профилактику.

Методыи средства санитарно-гигиеническоговоспитания населения.

  1. Устный (лекция, беседа, совет, дискуссия, вечер вопросов и ответов, уроки здоровья).

  2. Печатный (памятки, брошюры, листовки, статьи, доска вопросов и ответов).

  3. Наглядный (ТВ, кино, ДВД, слайды , санитарные бюллетени).

  4. Смешанный (все средства вместе).

Каждыйиз методов может быть реализован спомощью определенных форм и средств.Различают индивидуальные,групповые и массовые формы гигиеническоговоспитания.

Формыиндивидуального воздействия позволяютмаксимально учитывать особенностиреципиента. Они используются, например,в процессе общения медработника спациентом (беседа, инструктаж, консультация— очная или по телефону, личнаякорреспонденция).

Формыгруппового воздействия применяютсядля дифференцированного гигиеническоговоспитания различных возрастно-половыхи профессиональных групп населения, атакже для практического обучения.Различают односторонние,или пассивные(доклад, сообщение, выступление и т.п.),и двусторонние,или активные (дискуссия,викторина) формы передачи информации.

Разнообразныпо назначению и массовыеформы гигиеническоговоспитания населения.

Одни из них (радио- и телепередачи, публикации в прессе)используются, прежде всего, с цельюформирования общественного мнения иответственного отношения ведомств ируководителей разного ранга, семьи ииндивидуума к здоровью и оздоровительныммероприятиям, широкого информированияобщественности о состоянии средыобитания, здоровья народа и его отдельныхгрупп. Другие (лекции, тематическиевечера, демонстрации кинофильмов иизобразительных средств, театрализованныепредставления) предназначены дляраспространения и углубления общихуниверсальных знаний, разъяснениянеясных или недостаточно глубокоусвоенных вопросов.

Различаюттакже эпизодические и цикловыеформы гигиеническоговоспитания. К цикловымформам относятсялектории, школы здоровья, кружки.

Лекция проводитсяврачами ЛПУ или фельдшерами на объектах(вне ЛПУ), медицинскими сестрами. Составаудитории должен составлять от 10 до 25человек. Основной акцент в выступленииделается на меры профилактикиконкретной  патологии.В лекционном материале исключаютсямедицинские термины и рекомендации поприменению конкретных лекарственныхпрепаратов.

Беседы проводятсявсеми медицинскими работниками (врачи,фельдшера, акушерки, медсестры). Составаудитории от 1 человека (индивидуальная)до 5-7 человек (групповая). Темы беседмогут быть самые разнообразные. Беседапредполагает активное участие слушателей.

Доскавопросов и ответов –это форма заочных консультаций.

Памятка даетсяпациенту с целью напомнить ему советыпо укреплению и сохранению здоровья.

Круглыйстол, часы вопросов и ответов –это групповая форма работы гигиеническоговоспитания, основанная на обсужденииконкретных вопросов, связанных сукреплением и охраной здоровьяприсутствующих, обменом мнениями. Вмероприятии принимают участие не толькомедицинские работники, но и общественныеорганизации (по наркомании, пенсионныйфонд и т.д.).

Стеннаясанитарная печать (плакаты, санбюллетени) –это массовое средство санитарногопросвещения, которое наглядно, красочнои содержит конкретную информацию.Плакаты –массовые средства санитарного просвещения,над которыми работают ученые, художники,педагоги и др. Санбюллетень — этоиллюстрированная санитарно-просветительскаягазета, посвященная только одной теме.

Тематическийсанитарный альбом –иллюстрированное издание, посвященноеконкретной медико-гигиенической темеи имеющее вполне определенного адресата.

Демонстрацияслайдов, фильмов, ДВД по вопросамздоровья –массовая форма работы гигиеническоговоспитания, по оптимальным для здоровьястилям жизни и профилактике заболеваний.Целесообразно сочетать с выступлениемпо соответствующим аспектам укрепленияи сохранения здоровья.

Массоваяоздоровительная компания –проводится к медицинским датам с цельюпривлечения внимания к конкретной  проблеме.Предполагает участие большого количествачеловек с привлечением  специалистовобщего и узкого профиля.

Школы  иклубы здоровья –групповая форма гигиеническоговоспитания, предполагающая объединениелюдей для совместной деятельности посохранению, укреплению и восстановлениюздоровья.

Урокии часы здоровья –групповая форма гигиеническоговоспитания, основанная на непосредственномобщении медицинского работника (специалиста)с присутствующими.

  Такаяформа работы наиболее эффективна вобщеобразовательных школах, профессиональныхучилищах и колледжах.

При проведениимероприятия используются различныесредства гигиенического обучения ивоспитания,   практикуется техническоеисполнение рекомендаций(освоение навыков), игровая форма (КВН,викторина, сказка и т.д.).

Применяяразличные средства гигиеническогообучения  ивоспитания населения, медицинскиеработники должны знать, что степеньусвоения информации зависит от методовобучения:

  1. 5%    лекция;

  2. 10%  чтение;

  3. 20% аудиовизуальные средства;

  4. 30% использование наглядных пособий;

  5. 50% обсуждение в группах;

  6. 70% обучение практикой действия;

  7. 90% выступление в роли обучающего (ведущего).

Припроведении гигиенического обучения ивоспитания населения, следует учитывать,что здоровье человека более чем на 50%определяется образом жизни, то естьповедением и отношением пациента ксобственному здоровью и здоровьюокружающих, потому что медицинскиеработники должны настраивать пациентовна соблюдение здорового образа жизни,то есть формироватьмотивацию.

Желательноздоровый образ жизни соблюдать всеммедицинским работникам, так как пациенты,в первую очередь, смотрят на выступающего(внешний вид, разговорная речь, способубеждения) и стараются выполнять илине выполнять данные советы.

    1. Роль медицинского работника в организации гигиенического воспитания населения в условиях поликлиники

Санитарноепросвещение – обязательный разделдеятельности каждого лечебно-профилактическогоучреждения, профессиональная обязанностькаждого медицинского работника.

Медицинскийработник должен осуществлять такиефункции.

  1. Обеспечить пациентов в рамках системы медико-санитарного просвещения населения и обучения здоровому образу жизни необходимой информацией, исходящей от лучших специалистов и адаптированной к общему образовательному уровню пациентов; в том числе предоставить современную информацию о медикаментозном лечении, номенклатуре лекарственных средств, их побочных эффектах, противопоказаниях к их назначению.

  2. Мотивировать пациентов к соблюдению врачебных рекомендаций и самонаблюдению в домашних условиях, способствовать отказу пациента от вредных привычек.

  3. Обучить пациента основным принципам первой помощи при возникновении острых ситуаций.

  4. Способствовать психологической адаптации пациента к новым условиям жизни с хроническим заболеванием или другой проблемой медицинского характера.

  5. Осуществить контроль усвоения необходимой информации пациентом.

  6. Повысить степень доверия пациентов к системе здравоохранения.

Медицинскийработник должен придерживаться законовРоссийской Федерации.

  1. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение, связанных с этими правами государственных гарантий.

  2. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.

  3. Доступность медико-социальной помощи.

  4. Социальная защита граждан в случае утраты здоровья.

  5. Ответственность органов государственной власти и управления предприятий учреждений и организаций независимо от формы собственности должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5764674/page:2/

Гигиеническое обучение

Гигиеническое обучение

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И  АТТЕСТАЦИЯ (САНМИНИМУМ)

Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация проводится в соответствии  с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”, ст. 36;

приказом  Минсоцздравразвития от 29 июня 2000 г. N 229 “О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций” профессиональная гигиеническая подготовка проводится при приеме на работу и в дальнейшем с периодичностью:

  • для должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией мясо-молочной и кремово-кондитерской продукции, детского питания, питания дошкольников – ежегодно, исходя из того, что данный контингент работников является наиболее вероятным источником риска для здоровья населения;
  • для остальных категорий работников – 1 раз в 2 года;

Руководителям организаций при определении перечня должностных лиц и работников, подлежащих профессиональной гигиенической подготовке и аттестации, руководствоваться распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29 июля 2014 г. N 1464-р «Рекомендуемый перечень должностных лиц и работников организаций, подлежащих профессиональной гигиенической подготовке и аттестации».

Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация (санминимум) является платной услугой, оплачивается в соответствии с прейскурантом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)».

Наименование услуги Порядок оказания услуг Стоимость
Первичное гигиеническое обучение и аттестация (санминимум) с выдачей бланка личной медицинской книжки (проводится при поступлении на работу) Необходимо представить:

  • заявление на проведение гигиенического обучения и выдачу личной медицинской книжки;
  • паспорт заявителя;
  • 1 фотография (3х4 см);
  • для иногородних граждан – справка о регистрации в Республике Татарстан
850 руб.
Очередная профессиональная гигиеническая подготовка с аттестацией (санминимум) Необходимо представить:

  • заявление на проведение гигиенического обучения;
  • личную медицинскую книжку
550 руб.
Дистанционная гигиеническая подготовка с аттестацией (санминимум) Необходимо:

  • Зарегистрироваться по ссылке и пройти обучение с последующей аттестацией
450 руб.
Профессиональная гигиеническая подготовка и аттестация (санминимум) для работников бюджетной сферы Необходимо представить:

  • заявление на проведение гигиенического обучения;
  • личную медицинскую книжку
350 руб.
Консультации населения о порядке прохождения, объемах и периодичности профилактических медицинских осмотров По телефону Бесплатно

После прохождения профессиональной гигиенической подготовки, положительный результат аттестации удостоверяется штампом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)», голографируется специальным защитным знаком.

При формировании группы свыше 15 человек проведение профессиональной гигиенической подготовкии аттестации (санминимум)  возможно на территории предприятия, организации.

Консультацию по вопросам прохождения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации  можно получить  по телефонам: (843) 226-92-04, (843) 226-89-21
и (или) по адресу: г. Казань, ул. Сеченова, д.17, 3-й этаж, кабинет №301 ежедневно с 8.45 до 16.45, перерыв с 12.00 до 12.30 (кроме выходных и праздничных дней).

В день оформления личной медицинской книжки можно сдать необходимые анализы.

Анализ Стоимость
на наличие возбудителей кишечных инфекций (бакпосев) 300 руб.
на наличие глист (яйца гельминтов) 80 руб.
на энтеробиоз 70 руб.
на наличие возбудителей брюшного тифа 350 руб.
на носительство стафилоккока 250 руб.
Рото, норо, астро вирусы 854 руб.
ИТОГО: 1904 руб.

Результаты анализов выдаются на 4 –й рабочий день после сдачи анализа!!!

Результаты анализа заносятся на соответствующую страницу личной медицинской книжки, заверяются печатью и штампом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)», а также подписью должностного лица, ответственного за проведение анализа. Штампы и печати должны быть разборчивы и содержать информацию о названии организации и ее территориальной принадлежности.

Объем и периодичность прохождения медицинских обследований, проводимых в целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения, определяются следующими документами:

  1. Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Источник: http://uz16.ru/menu/contentview/gigienicheskoe_obuchenie_i_medicinskie_osmotry

Гигиеническое обучение и воспитание учащихся

Гигиеническое обучение и воспитание учащихся

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС была особо отмечена важность гигиенических и медицинских знаний для охраны и укрепления здоровья учащихся.

В этой связи повышается значение гигиенического обучения и воспитания школьников. Речь идет не просто о их просвещении, а о формировании у каждого ученика действенной системы гигиенических знаний и навыков.

Известно, что неправильное гигиеническое поведение учащихся отрицательно влияет на их здоровье.

Анализ показателей заболеваемости учащихся глистными инвазиями, случаев травматизма у них, нарушений в опорно-двигательном аппарате, а также снижения остроты зрения позволяет сделать вывод о недостаточной активности учителей и родителей в гигиеническом обучении и воспитании школьников.

В связи с проведением школьной реформы в нашей стране сложившаяся система гигиенического обучения и воспитания учащихся требует дополнений. При этом главное внимание уделяется гармоническому развитию детей, охране и укреплению их здоровья, что имеет большое значение для общества.

Среди первоочередных задач в этой области можно выделить следующие: подготовка детей к обучению в школе с 6 лет; физическое воспитание подрастающего поколения, гармоническое развитие личности; коренное улучшение подготовки молодежи к труду; повышение требований к гигиене и охране труда, технике безопасности; совершенствование профессиональной   ориентации учащихся.

Все это требует соответствующей методической подготовки педагогов, воспитателей, мастеров производственного обучения в вопросах гигиенического воспитания учащихся, а также совместной, согласованной работы в семье и школе на всех возрастных этапах развития детей.

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» перед родителями, учителями и медицинскими работниками ставится задача — сделать все, чтобы каждый человек смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке.

Как известно, гигиеническое обучение и воспитание школьников осуществляются по двум основным направлениям: в системе школьного образования (классная, санитарно-просветительная работа) и в системе факультативной подготовки (школы здоровья, народные университеты и факультеты медицинских и гигиенических знаний, кружковая работа), которая сочетается с массовой санитарно-просветительной работой (лекции, беседы, конференции, тематические вечера, диспуты, кинофильмы, радио-и телевизионные передачи, публикации в широкой печати, наглядные санитарно-просветительные материалы).

Большое значение для успеха этой работы имеет внедрение в повседневную жизнь школы методических рекомендаций «Примерный объем знаний и навыков школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья», которые утверждены Минздравом СССР и Министерством просвещения СССР (1978).

Суть данных рекомендаций состоит в том, что знания в области гигиены и охраны здоровья даются школьникам в тесной связи с другими дисциплинами.

В итоге учащиеся должны не только овладеть необходимыми гигиеническими навыками, но и применять их в повседневной жизни к сожалению, педагоги и обслуживающий персонал школ не всегда ясно представляют себе, как лучше осуществлять гигиеническое воспитание детей:  какие занятия использовать для этого, как их эффективнее организовать. Не все знают и какими именно основными гигиеническими навыками и привычками должен овладевать школьник на каждом возрастном этапе. Очень важно, чтобы медицинские работники подсказывали учителям, как решить эти вопросы, выступая перед ними на педагогических советах, производственных совещаниях, заседаниях методических объединений учителей школы. Необходимо освещать такие темы, как режим дня школьника, закаливание, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, личная гигиена учащихся, рациональное питание, борьба с вредными привычками и их профилактика, гигиена умственного труда и др. В связи со школьной реформой обязательны темы: «Роль учителя в охране здоровья детей, обучающихся в школе с 6 лет», «Гигиена труда учащихся на базовом сельскохозяйственном или промышленном предприятии», «Выбор профессии и здоровье учащихся».

Особого внимания требует организация работы учащихся в лагерях труда и отдыха. Каждый учитель должен знать основные положения, касающиеся здорового образа жизни подростков в лагере.

Режим труда и отдыха учащихся в период летней трудовой четверти, рациональное питание и питьевой режим, личная и общественная гигиена, гигиена одежды, приемы оказания само- и взаимопомощи при травме и остром заболевании — все это входит в компетенцию педагогов, руководящих летней практикой школьников. Следует напомнить подросткам и о вреде курения и употребления спиртных напитков.

Каждый учитель, выезжающий с учащимися в лагерь труда и отдыха, должен быть хорошо осведомлен об их здоровье, знать критерии физических нагрузок в зависимости от состояния здоровья, пола и возраста школьника.

При гигиенической подготовке технического персонала школы медицинскому работнику следует провести цикл занятий, охватывающих такие обязательные темы: личная гигиена технического персонала и необходимость профилактических медицинских обследований для всех его членов; инфекционные заболевания и их профилактика; острые желудочно-кишечные заболевания, гельминтозы человека и их профилактика; профилактика пищевых отравлений; понятие о дезинфекции, дезинсекции, дератизации; гигиенические требования и уборке помещений; хранение уборочного инвентаря; режим проветривания в школе; понятие о естественном и искусственном освещении; организация питьевого режима в школе; сведения о здоровом образе жизни.

Ключевой вопрос в школьной реформе — трудовое обучение учащихся. На базовых предприятиях будут работать подростки 12—13 лет.

Но прежде чем приступить к трудовому обучению на базовом предприятии, учащийся должен быть ознакомлен с условиями труда на нем, гигиеническими аспектами трудового обучения, правилами техники безопасности.

При этом не обойтись без помощи санитарных врачей, санэпидстанций, врачей-педиатров и врачей подростковых кабинетов: каждый школьник должен быть занят посильным трудом с учетом его физического, нервно-психического развития и в зависимости от пола.

Активная подготовка школьников к труду тесно связана с их профессиональной ориентацией. Важная роль здесь принадлежит медицинским работникам, о чем свидетельствует опыт г. Горького, где в течение ряда лет проводится большая работа по профориентации учащихся. Она охватывает весь период обучения в школе.

С 1-го класса учащиеся знакомятся с большим миром современных профессий, с людьми труда, совершают экскурсии на предприятия.

Для школьников средних и старших классов организуются встречи с ветеранами труда и передовиками производства, проводятся дни открытых дверей, конкурсы «Золотые руки», учащиеся непосредственно вовлекаются в производственный процесс предприятий.

В школах организованы постоянно действующие кинолектории «Ты и здоровье», на которых демонстрируются такие фильмы, как «Выбор профессии и здоровье», «Береги честь смолоду», «Мода и здоровье» и др. Перед демонстрацией фильмов перед школьниками выступают врачи, рассказывающие о проблемах охраны здоровья при выборе профессии.

В результате проведенной медико-педагогической профориентационной работы 90 % подростков при поступлении в профессионально-технические училища следуют полученным рекомендациям. Отчисления учащихся по состоянию здоровья при поступлении в ПТУ и средние специальные учебные заведения снизились в г. Горьком в 2 раза.

Гигиеническое обучение школьников осуществляют главным образом педагоги. Медицинские работники обязаны помочь им и советом, и соответствующими материалами.

Республиканский Дом санитарного просвещения Минздрава РСФСР в 1980—1982 гг. издал в помощь учителям 2 серии по 16—18 таблиц, составленных так, чтобы, разбирая их содержание, учащиеся могли самостоятельно прийти к выводам, что полезно, а что вредно для здоровья. Эти таблицы через дома санитарного просвещения распространены по школам.

С 1983/84 учебного года в курс биологии 8-го класса включено дополнительно 20 ч раздела «Гигиена и здоровье».

Важно помочь учителям биологии в консультациях по таким вопросам, как режим дня школьника, личная гигиена, закаливание, гигиена умственного труда, вредное влияние курения и алкоголя на организм подростка.

Особого внимания требуют такие вопросы, как нравственность и половое воспитание. Следует организовать для педагогов консультации врачей-педиатров, гинекологов, психоневрологов, при возможности и сексопатологов.

С 1983/84 учебного года в школах Российской Федерации проводится педагогический всеобуч родителей.

В его программу входят такие вопросы, как охрана здоровья учащихся (профилактика соматических и инфекционных заболеваний, гигиена школьника), нравственность и половое воспитание, профилактика пьянства и курения.

По каждой теме рекомендуется организовать в школе уголок здоровья, выставку санитарно-просветительных плакатов, детских рисунков на санитарно-гигиенические темы, а также выпускать санитарные бюллетени, знакомить родителей с новинками научно-популярной медицинской литературы.

В 1983/84 учебном году наряду с семилетними детьми за школьные парты сели и шестилетки. К 1990 г. намечен полный переход к обучению в школе с 6-летнего возраста.

Перед медицинскими работниками стоит задача ознакомить учителей и родителей с особенностями школьного режима, питания, отдыха детей шестилетнего возраста.

Необходимо облегчить шестилетним школьникам период адаптации, чтобы с 1-го же Класса обучение стало для ребенка радостным трудом, чтобы он сохранил и укрепил свое здоровье.

https://www.youtube.com/watch?v=k2kOyQaH2SY

Учитывая вышесказанное, в плане медицинского работника школы следует предусмотреть:

— участие в составлении плана по охране здоровья учащихся, их гигиеническому обучению и воспитанию;

— помощь учителям в проведении уроков практической гигиены (проведение консультаций, подборка санитарно-просветительных материалов и научно-популярной медицинской литературы, проведение практических занятий), а также внеклассных и внешкольных санитарно-просветительных мероприятий;

— участие в заседаниях педагогического совета, производственных совещаниях педагогов при рассмотрении вопросов охраны здоровья учащихся;

— привлечение врачей разных специальностей к проведению различных санитарно-просветительных мероприятий среди учащихся, родителей и учителей;

— участие в работе по воспитанию у школьников гигиенических навыков при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий;

— организацию работы кружка «Юный медик», подготовку и работу с санпостовцами;

— проведение санитарно-просветительной работы с родителями;

— организацию работы по оформлению школы соответствующими наглядными материалами;

— контроль за предложениями санэпидстанции и службы санитарного просвещения.

Учет проведенной работы и отчетность по ней ведутся по форме № 038-О/У.

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Источник: http://oldmedik.ru/stati/123-gigienicheskoe-obuchenie-i-vospitanie-uchaschihsya-.html

Организация гигиенического обучения профессиональных контингентов,аттестация руководителей в системе Роспотребнадзора и пропаганда ЗОЖ

Организация гигиенического обученияпрофессиональных контингентов, аттестация руководителей в системеРоспотребнадзора и пропаганда здорового образа жизни

ДубровскийВ.А.

«Учебно-консультационный Центргигиенического обучения», г.Липецк

Профессиональная гигиеническая подготовка должностныхлиц и работников организаций осуществляется в соответствии с существующейнормативной базой.

ВЛипецкой области данным видом деятельности стали заниматься с 1998 года,сначала на базах Липецкого и Елецкого медицинских колледжей, а с 2007 года набазе самостоятельного «Учебно-консультационного Центра гигиеническогообучения». За это время прошли подготовку более 400000 человек.

С2000 года через современный ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкойобласти» налажена централизованная поставка и реализация на объектахнормативно-методической документации, личных медицинских книжек, голограмм исанитарных паспортов на автотранспорт.

Все специалисты учреждений Роспотребнадзора,работающие в качестве преподавателей-почасовиков прошли специальнуюпоследипломную подготовку на выездных курсах в г.Липецк Санкт-Петербургскойгосударственной медицинской академии им. И.И. Мечникова и получили сертификатыпо специальности «Гигиеническое воспитание».

Для обеспечения полноты и качествапроведения профессионального гигиенического обучения Центр оснащен современнымиаудиовизуальными средствами, учебными комнатами, компьютерной техникой дляведения учетной документации и использования в учебном процессе дляобъективизации контроля обучения, базу нормативной и методической документации,а также учебной литературой.

Задачи в области профессиональной гигиеническойподготовки следующие:

1. Организация и проведение системнойпрофессиональной гигиенической подготовки профессиональных групп и декретированныхконтингентов, подлежащих обучению;

2. Организация и проведениеаттестации – контроля уровня усвоения обучающимися гигиенических знаний ипрактических навыков;

3. Организация контроля запрохождением декретированными контингентами работников медицинскихпрофилактических осмотров;

4. Оформление, регистрация и выдачаличных медицинских книжек работникам. 

5. Организация системы учета,контроля и отчетности (полнота охвата обучением, анализ результатов аттестации,ведение установленных учетных форм и отчетной документации;

Перечень профессий должностных лиц и работниковорганизаций, обязанных проходить систематическое гигиеническое обучение иаттестацию, определяется «Примерным перечнем профессий должностных лиц иработников организаций, деятельность которых связана с производством,хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды,воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения»(Инструктивное письмо МЗ № 1100/2196-0-117 от 7 августа 2000 г.) и «Примернымперечнем государственных служащих, работников бюджетной сферы, профессиональнуюгигиеническую подготовку и аттестацию которых рекомендуется проводить за счетсредств местного бюджета по тарифам на медицинские услуги», которыерассматриваются, уточняются, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки,и утверждаются Главой администрации области.

Обязательному гигиеническому обучению и аттестации подлежат такжеучащиеся общеобразовательных школ, средних специальных и высших учебных заведений,лицеев, колледжей и т.п.

, перед началом и в период прохождения практики на предприятиях, в учреждениях,организациях, работники которых подлежат профессиональной гигиеническойподготовке и аттестации, а такжеиностранные рабочие в период работы в указанных организациях.

В соответствии с Инструкцией о порядке проведенияпрофессиональной гигиенической подготовки должностных лиц и работников,деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой иреализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей,коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утвержденной приказом МЗ РФ№229 от 29.06.00, гигиеническая подготовка и аттестация проводятся припоступлении на работу и в дальнейшем с периодичностью

     –    Руководящий состав предприятий – 1 раз в год

  –   Работники организаций, деятельность которых связана спроизводством, хранением, транспортировкой и реализацией мясной, молочной икремово-кондитерской продукции, детского питания и питания дошкольников  – 1 раз в год

     –   Остальные категории работников – 1 раз в 2 года

Профессиональная гигиеническая подготовкапроводится:

–          на базе Центрагигиенического обучения;

–          на базе организаций,имеющих лицензии на образовательную деятельность, осуществляющихпрофессиональную гигиеническую подготовку указанных выше категорий работников;

–          непосредственно ворганизациях, деятельность которых связана с производством, хранением,транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием иобучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, при условиипредоставления специально оборудованных помещений и подбора групп однородныхпрофессий (не менее 20 человек в группе).

Профессиональнаягигиеническая подготовка  представленаследующими  формами обучения: 

¬     Очная – 6-12 часов;

¬     Очно-заочная (очная часть не менее 4 часов);

¬     Заочная.

Анализ деятельности по организации профессиональнойгигиенической подготовки свидетельствует о том, что практически на всехтерриториях Липецкой области гигиеническим обучением охвачены не всепрофессиональные группы и не в полном объеме.

Так, наиболее высок процентохвата обучением работников, связанных с производством, хранением,транспортировкой и реализацией пищевых продуктов, однако и среди них проблемнойпродолжает оставаться  группа работниковторговли продовольственными товарами, особенно на оптовых рынках.

Даже в примерный перечень подлежащих профессиональномугигиеническому обучению не вошли работники, связанные с производствомлекарственных средств и их распространением, кассиры-контролеры, работающие всалонах пассажирского транспорта, работники ателье и мастерских бытовогообслуживания.

Медицинскиеосмотры декретированных контингентов – мера по профилактике распространения особо опасныхинфекций или заболеваний, которые могут быть причиной нанесения ущерба здоровьюдругим людям.

Работа по проведению медицинских осмотровдекретированных контингентов является чрезвычайно актуальной и дает выраженныйсоциальный эффект.

ВЛипецкой области профилактические медицинские осмотры осуществляются приналичии лицензии:

¬       государственнымилечебно-профилактическими учреждениями;

¬     лечебно-профилактическимиучреждениями негосударственныхформ собственности;

¬      ФГУЗ«Центр гигиены и эпидемиологии» на своей базе организуют бактериологическиеисследования на носительство возбудителей кишечных инфекций, брюшного тифа,исследования на яйца гельминтов, энтеробиоз.

Все работники из числадекретированных групп населения прививаются против дифтерии (прививкадействительна в течение 10 лет).

Все иностранные гражданеперед поступлением на работу проходят обследование на ВИЧ-инфекцию.

Юридические лица и индивидуальные предпринимателиобеспечивают условия, необходимые для своевременного прохождения медицинскихосмотров работниками. Организация обязательных профилактических медицинскихосмотров, также как и профессиональная гигиеническая подготовка должностных лици работников, входит в программу производственного контроля и являетсяпредметом надзора.

     По определению (ВОЗ)здоровье-это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а нетолько отсутствие болезней или физических дефектов.

     Баланс здоровья человека между организмом и окружающей средойобеспечивается комплексом факторов-биологических, социальных, политических,экономических, культурных, психологических, которые объединяются в 4 группы сразличным вкладом в индивидуальное здоровье: их соотношение применительно кнашей стране выглядит следующим образом:

·       генетическиефакторы-15-20%;

·       состояниеокружающей среды-20-25%;

·       медицинскоеобеспечение-8-10%;

·       условияи образ жизни людей-50-55%.

             Сегодня на фоне социально-демографического неблагополучия отмечаетсярост общей заболеваемости взрослого населения, детей и подростков. Серьезнойпроблемой для общества стали некоторые инфекционные заболевания: туберкулез,парентеральные вирусные гепатиты, заболевания, передающиеся половым путем исоциально обусловленные болезни-алкоголизм, наркомания.

             Снижение общего уровня культуры, втом числе санитарно-гигиенической, способствует распространению вредныхпривычек и нездорового образа жизни

        Воспитание высокой санитарной культурынаселения – одна из составных частей здорового образа жизни – делогосударственной важности.

            Дальнейшее развитие системыпрофессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц иформирование здорового образа жизни предполагает совершенствование существующейзаконодательной и методической базы, расширение контингентов, подлежащихпредварительным при поступлении на работу и периодическим медицинским осмотрам.

Нуждается в разработкетакже система оценки эффективности не только профессиональной гигиеническойподготовки, но и профилактической деятельности учреждений здравоохранения и мерпо укреплению здоровья, в первую очередь на уровне оказания первичноймедико-санитарной помощи.

Источник: http://ksmumpf.ru/publ/konferencija/gigienicheskoe_obuchenie_i_vospitanie_na_sovremennom_ehtape/organizacija_gigienicheskogo_obuchenija_professionalnykh_kontingentov_attestacija_rukovoditelej_v_sisteme_rospotrebnadzora_i_propaganda_zozh/10-1-0-59

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.