«гигиена детей и подростков»: обучение профессия и кем работать

Программа профессиональной переподготовки по специальности

«Гигиена детей и подростков»: обучение профессия и кем работать

Болезни – страшная беда человечества. Борьбу с ними ведет медицина. Возникшая в незапамятные времена, сегодня она достигла огромных успехов. На протяжении многих веков главной задачей врачей было лечение различных недугов.

Но затем возникло мнение о том, что болезни нужно не только лечить, но и предупреждать. Многие великие врачи прошлого считали, что будущее принадлежит профилактической, т.е. предупредительной медицине.

И важнейшую роль здесь отводят гигиене.

Слово «гигиена» имеет несколько значений. В простом, обывательском смысле, это свод правил, соблюдение которых помогает сохранить и укрепить свое здоровье.

В узком смысле, гигиена – раздел профилактической медицины, изучающий влияние условий жизни и труда на здоровье человека. Гигиена детей и подростков направлена, в первую очередь, на сохранение здоровья ребенка во время его взросления.

Врач по гигиене детей и подростков занимается созданием необходимых санитарных условий для правильного роста и развития ребенка, профилактикой переутомление, созданием оптимального режима дня и учебных занятий в школах, проводить профилактические мероприятия и разъяснительную работу.

К примеру, близорукость, анемия, нарушение осанки – эти и другие «школьные» заболевания должен вовремя предупредить врач по гигиене детей и подростков.

Курсы профессиональной переподготовки в МАСПК

Межрегиональная Академия Строительного и Промышленного Комплекса, действующая на основании лицензии № 035298 от 14.07.2014 г., приглашает пройти профессиональную переподготовку по курсу «Гигиена детей и подростков» на базе высшего образования в сфере здравоохранения.

Курс переподготовки, в первую очередь, будет полезен специалистам-практикам, стремящимся повысить свой профессиональный уровень и получить ответы на вопросы, связанные с изменениями в законодательстве и нормативно-правовой базе.

Также курс заинтересует врачей, имеющих длительный перерыв в работе или желающих сменить сферу профессиональной деятельности.

Выбирая курсы МАСПК, слушатели гарантированно получают

  • высокий уровень обучения,
  • профессиональных и опытных преподавателей,
  • индивидуальный график,
  • возможность дистанционного обучения,
  • доступные цены.
Название программы Количество часов  Тип документа  Уровень проф.образования для прохождения курса    
Гигиена детей и подростков 506  Диплом профессиональной переподготовки и сертификат специалиста Высшее медицинское образование
+ Ординатура / интернатура : “Общая гигиена”

Дополнительную информацию о программах уточняйте у менеджера 

Курсы в МАСПК по гигиене детей и подростков направлены на подготовку высоко квалифицированных специалистов.  Слушатели курса готовы успешно решать следующие задачи:

  • обеспечивать производственно-технологическую деятельность,
  • осуществлять контроль и выполнять надзорные функции в области соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства,
  • проводить профилактические мероприятия,
  • организовывать санитарно-эпидемиологические исследования,
  • участвовать в проведении экспертных
  • оказывать психологическую помощь детям и подросткам.

Программа переподготовки по специальности врач по гигиене детей и подростков в МАСПК строится на постоянной актуализации обширной методической базы. Занятия проводятся дистанционно. Наши ученики имеют не только доступ к обновляемым материалам курса, но и возможность получить консультацию опытного преподавателя по любому, интересующему их вопросу.

Слушатели курса профпереподготовки в МАСПК знакомятся с методами изучения и способами грамотной оценки состояния здоровья подрастающего поколения, социально-гигиеническим мониторингом, способами оценки гигиенических условий в организации учебного и воспитательного процессов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. Программа курса также включает в себя такие предметы, как:

  • гигиена физического воспитания,
  • эпидемиология,
  • общие и неотложные состояния,
  • педагогика,
  • основы нормальной и патологической физиологии,
  • основы микробиологии
  • и ряд других дисциплин.

По результатам обучения выдаются диплом установленного образца и сертификат государственного образца, который позволяет немедленно приступить к работе по специальности. 

Смотрите также полный перечень программ “Курсы для медицинских работников”

Наша компания активно участвует в конкурсах и аукционах, размещаемых на основных электронных торговых площадках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Информация для заказчиков

Источник: http://maspk.ru/corporate/professionalnaya-perepodgotoa/-zdravookhranenie/gigiena-detey-i-podrostkov/

Кафедра гигиены детей и подростков

Контакты История Сотрудники

Педиатрический факультет  Кафедра гигиены детей и подростков
Телефоны для справок:
Зав. кафедрой Член-корр. РАН, профессор, д.м.н.Кучма Владислав Ремирович 8(495)917-48-31
Зав. учебной частью доцент, к.м.н.Ямщикова Наталия Львовна 8(495)917-77-87
Обучение проводится по специальности Педиатрия
Обучение проводится на базе
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России
Адрес: 105064, Москва, пер. Малый Казенный, д.5, стр.5, офис 206 (правое крыло 2 этаж)  
Телефоны для справок: 8(495)917-77-87E-mail: gdip@mail.ru

Поезд до м. «Курская», выход к Земляному валу и ТЦ «Атриум»

Кафедра гигиены детей и подростков Первого МГМУ  имени И.М. Сеченова, старейшая в России, основана в 1926 году на медицинском факультете Московского государственного университета. Имеет богатый исторический опыт по организации учебно-профессиональной деятельности, как студентов, так и дипломированных специалистов в области гигиены и охраны здоровья детей и подростков.

   Задачами кафедры являются:

  • подготовка квалифицированных специалистов с высшим медицинским образованием на основе тесной связи учебного процесса с практикой, научными исследованиями по вопросам гигиены и охраны здоровья детей и подростков;
  • совершенствование системы вузовского и дополнительного профессионального образования врачей и специалистов,  в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, электронных ресурсов;
  • совершенствование системы управления качеством подготовки студентов и врачей;
  • активизация научных исследований по приоритетным направлениям гигиены и охраны здоровья детей и подростков, развития и совершенствования подготовки медицинских кадров, укрепления здоровья детей и подростков, профилактики наиболее распространённых заболеваний детей и подростков, повышения уровня санитарно-эпидемиологического благополучия подрастающего поколения и улучшение качества жизни детей и подростков;
  • популяризация учебно-методических и научных достижений кафедры и Первого МГМУ им. И.М. Сеченова;
  • развитие и приумножение педагогического потенциала Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, его научных школ.

На кафедре обучаются студенты педиатрического факультета по двум дисциплинам “Гигиена” и “Основы формирования здоровья детей”.

Цель обучения состоит в формировании у будущих педиатров знаний, умений, ценностных ориентаций необходимых для осуществления профилактической работы, являющейся неотъемлемой частью деятельности врача педиатра.

Квалифицированная оценка влияния внешней среды и образа жизни на здоровье и развитие детского населения, оказывающие положительное и отрицательное воздействие на организм, позволяет объективно оценить степень взаимодействия и обосновать осуществление конкретных профилактических мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и подростков.

 Программы дополнительного профессионального образования кафедры рассчитаны в первую очередь на специалистов-практиков, стремящихся повысить свой профессиональный уровень; получить оперативные и четкие разъяснения по всем вопросам, связанным с изменениями в законодательстве; установить новые деловые контакты и связи с партнерами и коллегами.

  В современных условиях по различным разделам гигиены детей и подростков обучаются врачи по гигиене детей и подростков ФБУЗ «Центров гигиены и эпидемиологии», специалисты  Роспотребнадзора, преподаватели вузов и научные сотрудники.

     Для улучшения подготовки специалистов лечебных специальностей в соответствии с  разработанными  программами повышения квалификации проводятся занятия с врачами педиатрами, и медицинскими сестрами образовательных организаций, подростковыми врачами.

Это обусловлено тем, что данная категории медицинских работников в своей деятельности часто должна решать проблемы, связанные с гигиеной и охраной здоровья детей и подростков. Педиатры отделений медицинской помощи обучающимся практически в полном объеме должны владеть знаниями и умениями в области гигиены детей и подростков.

       В настоящее время актуальным становится обучение руководящих работников образовательных учреждений и учителей. Обладая высоким потенциалом, кафедра гигиены детей и подростков предлагает уровень знаний и технологий, соответствующих самым высоким стандартам.     

 Кафедра  работает на базе НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, что дает возможность использовать в учебной и научной работе кафедры потенциал института (библиотека научной литературы, и информационно-методических документов, научные лаборатории, испытательные центры предметов детского обихода, издательской продукции. Базовым учреждением кафедры является образовательный центр “Самсон”.

Формы обучения: очные и дистанционные. Включены целевые, а также платные формы послевузовского образования.

Источник: https://www.sechenov.ru/univers/structure/facultie/fppoped/kafedry3/kafedra-gigieny-detey-i-podrostkov/

Гигиена детей и подростков — отрасль гигиены, изучающая вопросы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков » Медицинский справочник

Гигиена детей и подростков — отрасль гигиены, изучающая вопросы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков » Медицинский справочник

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ — отрасль гигиены, изучающая вопросы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков от рождения до 18—20 лет. Научно-практическая деятельность в области гигиена детей и подростков в СССР направлена на все детские и подростковые коллективы, объединенные в учреждениях различного типа (дошкольных, школьных и внешкольных).

Гигиена детей и подростков возникла в 19 в. как школьная гигиена, когда выявился ряд вредных влияний школы на развитие и здоровье детей (большой процент нарушений зрения, искривлений позвоночника, расстройств пищеварения, нервных заболеваний). Отечественные ученые внесли большой вклад в разработку вопросов школьной гигиены.

В Советском Союзе в связи с ростом сети детских и подростковых учреждений определились и расширились содержание и задачи гигиены детей и подростков, получившей принципиально новое направление: от констатации отрицательных явлений и разработки частных мероприятий для их устранения она перешла к активному участию в организации всего учебно-воспитательного школьного процесса, превратившись в самостоятельную научную дисциплину. В задачи гигиены детей и подростков входит изучение влияния факторов внешней среды на организм детей и подростков, разработка гигиенических нормативов детских учреждений, режима учебно-воспитательной и производственной работы, физического воспитания различных возрастных групп, вопросов питания.

Вскрывая сущность явлений и процессов, происходящих в организме детей и подростков под влиянием разных условий (состояния воздушного, теплового, светового режима помещений, учебной и трудовой нагрузки, занятий спортом, физическими упражнениями, закаливания и прочим), гигиена детей и подростков не только объясняет их причины, но разрабатывает мероприятия по улучшению условий в интересах воспитания здоровых людей. Изучение физического развития, состояния здоровья и заболеваемости позволяет устанавливать возрастные особенности детского организма, закономерности его развития, выявлять факторы, положительно и отрицательно влияющие на развитие и здоровье ребенка, анализировать причины часто встречающихся заболеваний в разных возрастных группах и разрабатывать мероприятия по их предупреждению. Организатором оздоровительных мероприятий для детей и подростков является в первую очередь врач, в задачи которого входит контроль: за физическим состоянием и развитием детей и подростков, за правильной организацией физкультурных занятий, закаливания, школьной нагрузкой, за санитарным режимом школы и другие. Проведение гигиенических мероприятий в школе и в детских учреждениях возлагается на директора и педагогов. Воспитательная работа с родителями, санитарное просвещение по вопросам гигиены также занимают большое место в медицинской и педагогической работе детских учреждений.

Борьба с болезнями детей проводится прежде всего путем укрепления детского организма, чему способствуют санитарное благоустройство школ, квартир, а также правильный режим и питание ребенка.

Для создания необходимых санитарных условий используется и самодеятельность самих детей и подростков, для чего в школах под руководством врачей создаются кружки БГСО («Будь готов к санитарной обороне»), а также привлекаются широкие круги общественности.

Специфическими мероприятиями по борьбе с инфекционными заболеваниями являются: строго проводимая система немедленного выяснения причин неявки в дошкольное учреждение, на занятия, изоляция заболевших; письменное разрешение врача для выздоровевших детей и детей, находившихся в контакте с инфекционным больным; осуществление своевременной целесообразной дезинфекции и предохранительных прививок.

При изучении гигиенических основ учебно-производственной и учебно-воспитательной работы ставятся следующие задачи: профилактика утомления и переутомления, разработка наиболее рациональных с гигиенической точки зрения режимов учебных и производственных занятий для учащихся разного профиля школ, разных возрастов, состояния здоровья, характера выполняемой работы; обобщение опыта, гигиеническое обоснование содержания, форм и организации самообслуживания в школах.

Режим дня. Дети с раннего возраста должны быть приучены к определенному режиму дня, то есть в одно и то же время вставать, есть, гулять, играть, учиться, ложиться спать.

Регулярный режим дня способствует выработке у ребенка ряда условных рефлексов на время; так, если ребенок приучен получать пищу в определенные часы, у него появляется аппетит, как только наступает время очередной еды.

Определенный порядок привычных действий благоприятно влияет на функции и развитие нервной системы.

В жизни ребенка громадное значение имеет сон. Сон обеспечивает нормальную работу центральной нервной системы и всего организма в целом. Потребность детей в сне тем больше, чем меньше ребенок.

Продолжительность ночного сна здоровых детей в возрасте 2—5 лет должна быть не менее 12 часов, 6—8-летнего возраста — не менее 11 часов; кроме того, детям до 7-летнего возраста необходимы 2—1,5 часа, дневного сна, детям в возрасте 7 лет после учебных занятий в школе желателен 1 час дневного сна.

Для детей 9 —12 лет продолжительность ночного сна должна быть не меньше 10,5— 10 часов; 13—15 лет — 9,5—9 часов; 16 лет—9—8,5 часов; 17—18 лет — 8,5—8 часов. При этом необходимо строго соблюдать время отхода ко сну и пробуждения. Для сна ребенку необходимо выделить предназначенную только для него кровать.

Перед сном нельзя давать ребенку есть — ужин он должен получать за 1—2 часа до отхода ко сну, так как переполненный желудок (как и мочевой пузырь) мешает сну. Для глубокого, покойного сна имеет большое значение свежий воздух.

Поэтому необходимо проветривать комнату перед сном, не допускать курения в комнате, где спит ребенок; желательно, чтобы он спал при открытой форточке. Для правильного развития детского организма нужен чистый воздух; поэтому необходимы ежедневные прогулки и игры детей на свежем воздухе независимо от погоды. Сильные морозы не должны прерывать ежедневных прогулок; надо только сократить их продолжительность до 15—20 мин., повторяя несколько раз в день.

С раннего возраста детям должны прививаться правила личной гигиены: дети должны привыкнуть обязательно мыть руки, шею и лицо, чистить зубы утром или перед сном, мыть руки перед едой и после посещения уборной, не реже раза в неделю мыть все тело. Для мытья рук и лица надо пользоваться текучей водой (из водопровода, умывальника и тому подобном).

С первых дней жизни надо приступить к закаливанию организма ребенка, повышающему устойчивость к простудным заболеваниям и способствующему его приспособляемости к изменениям внешней среды.

Закаливание организма детей достигается применением воздушных и солнечных ванн и водных процедур (обтирания и обливания, которые можно начинать с 2—3-месячного возраста).

Режим дня в детском саду включает питание, игры, прогулки (5—6 часов), организованные занятия, сон.

Режим школьника включает организацию учебного года (его длительность, продолжительность учебных четвертей, каникул), недели, дня, в зависимости от учебного плана школы и каждого класса. В школе, как правило, занятия начинаются не позднее 9 часов утра в односменной школе и 8 часов 30 мин.—в двухсменной. Занятия второй смены .

должны кончаться не позднее 19 ч. Школьный режим регламентирует также продолжительность занятий в школьных мастерских, на производстве, внеклассных занятий (учебных, работы в кружках, выполнение общественных поручений) и отдых (прогулки, игры, спорт).

Работа на производстве 15—16-летних школьников не должна превышать 4 часа, а 17—18-летних — 6 часов Наиболее эффективная продолжительность приготовления домашних заданий для учащихся 1-го класса — 1 час; для 2-го класса — 1—1,5 часа; для 3—4-х классов — 1,5 — 2 часа; для 5—б-х классов — 2 часа; для 7-го класса — 2,5—3 часа; для 8—10-х классов — 3—4 часа. При приготовлении домашних заданий нужно делать перерывы по 10—20 мин. через каждые 45 мин. — 1 час

Одним из важнейших оздоровительных мероприятий является пребывании на свежем воздухе, длительность которого должна быть для учащихся 1—4-х классов не менее 3,5 часов в сутки, для 5—6-х классов — 3 часов, 7—10-х классов — 2,5—2 часов.

Кроме того, помещения, в которых проводятся занятия (классные комнаты, лаборатории, мастерские) должны тщательно проветриваться до занятий и во время перемен.

В каникулы и выходные дни режим дня школьника должен организовываться с учетом длительного пребывания на воздухе.

Правильно организованный режим детей повышает их работоспособность, способствует успеваемости в учебе, создает бодрое настроение и интерес к развлечениям, играм, творческой деятельности; вместе с тем он способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Для детей, нуждающихся в особом режиме, создаются специальные условия, при которых они могут продолжать учение и улучшать здоровье; это осуществляется в санаторно-лесных школах, школах-санаториях и прочих.

В этих учреждениях, наряду с учебными занятиями, дети с ослабленным здоровьем получают соответствующее питание, информацию о том, как вылечить простуду у ребенка, отдых (сон) на открытом воздухе и медицинскую помощь.

Большую помощь в разрешении задач физического воспитания в школе оказывают различные мероприятия в режиме учебного дня: гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках (в младших классах), подвижные игры на больших переменах, организация спортивных кружков, занятия учащихся в спортивных секциях и прочее. Все мероприятия по физическому воспитанию учащихся проводятся под контролем врача.

В сохранении здоровья детей и подростков большое значение имеет правильное питание. Пища должна быть питательной, вкусной, разнообразной, содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витаминов и минеральных веществ.

В суточный рацион ребенка должны входить белки как животного (яйца, творог, молоко, мясо, рыба), так и растительного происхождения (содержатся в крупах, картофеле, капусте); суточная норма белка для детей от 1 года до 11 лет колеблется в зависимости от возраста от 25 до 80 г, в возрасте от 11 до 18 лет — от 98 до 120 г.

Углеводы, основным источником которых являются растительные продукты, в суточной норме ребенка в зависимости от возраста составляют от 100 до 470 г.

Жиры, из которых весьма ценны жиры молочных продуктов (сливочного масла, сметаны, молока), содержащие витамины А и D, входят в суточный рацион в количестве 50—80 г для детей от 1 года до 11 лет и 86— 100 г — для подростков от И до 18 лет (включая растительное масло, которое должно составлять 10— 15% жиров).

Вместе с пищей и питьем ребенок должен получать в сутки 1,5—2 л жидкости. Приемы пищи должны проводиться 4—5 раз в сутки (каждые 3—4 часа), всегда в одно и то же время. Суточный прием пищи следует распределять так: 20—25% пищи съедается за завтраком, 40—50% — за обедом, 10—15% — в полдник, 20—25% — за ужином (см. Питание). Еда должна происходить в культурной обстановке с соблюдением строжайшей чистоты (посуда, скатерти или клеенки; обязательное мытье рук перед едой).

Гигиена детей и подростков разрабатывает гигиенические вопросы строительства школ, школ-интернатов, детских садов и других учреждений для детей и подростков, размещения их на территории городов и поселков, учебного и производственного инвентаря, инструментария, учебных пособий, игрушек.

Типы школьных зданий варьируют в зависимости от сроков обучения (8- или 10-летние школы) и количества учащихся в школе. Классные помещения должны быть удобными и просторными; они строятся из расчета 1,25 мг площади на каждого ученика.

Дневное освещение должно быть левосторонним (по отношению к ученикам) и должно обеспечивать достаточную освещенность всех рабочих мест.

Это достигается таким устройством окон, при котором соотношение их застекленной площади к площади пола комнаты составляет 1:4 и не менее 1:5 (принято считать, что класс освещен достаточно, если каждый ученик видит со своего места хоть кусочек неба).

Наиболее употребительная окраска стен помещений — светло-серая, светло-желтая; предпочтительна масляная краска, чтобы стены можно было легко мыть. В учебных помещениях должна поддерживаться постоянная температура (16—18°). Для хорошего проветривания комнаты должны быть оснащены фрамугами, а лаборатории — вытяжными шкафами.

Важным является обеспечение коллектива учащихся доброкачественной водой как для питья, так и для поддержания чистоты; необходимо иметь достаточное количество умывальников. Желательна организация душевых установок и плавательного бассейна.

Школьная мебель должна быть прочной, устойчивой и легко поддаваться чистке.

Размеры и конструкции парт, столов, верстаков должны способствовать во время занятий правильному положению: прямое положение туловища (при котором исключены затруднения дыхания и кровообращения); слегка наклоненная вперед голова (с сохранением расстояния глаз от предметов на столе в 30—35 см); выпрямленное положение голеней и стоп; свободное положение предплечий и кистей рук на столе, обеспечивающее разгрузку позвоночника без напряжения мышц верхнего плечевого пояса. Размеры парт и оборудования лабораторий и мастерских определяются размерами и пропорциями тела учащихся с учетом изменения их за время пребывания в школе. Каждой группе учащихся с разницей роста в 10 см нужны парты другого размера; в соответствии с этим установлены точные размеры и конструкции парт.

Медико-санитарное обслуживание детей и подростков проводится врачами и сестрами школ, школ-интернатов, дошкольных учреждений и системы трудовых резервов.

Особого внимания заслуживают кабинеты профессиональной консультации, в функции которых входит оказание помощи учащейся молодежи при выборе профессии в соответствии с состоянием здоровья, физическими возможностями, интересами и способностями.

В связи с законом об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР проводится огромное строительство детских учреждений и перед гигиенической наукой ставятся большие задачи, решение которых возложено на научно-исследовательские институты гигиены детей и подростков Академии медицинских наук СССР, физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР, кафедры гигиены детей и подростков медицинских институтов, областные, городские, районные санитарно-эпидемиологические станции.

Преподавание подростковой и детской гигиены как учебной дисциплины ведется на специальных кафедрах медицинских и педагогических институтов.

Popularity: 2%

Источник: http://medbooka.ru/gigiena-detej-i-podrostkov

Профессия врач —гигиенист

Профессия врач —гигиенист

Выбирая профессию, каждый мечтает стать успешным и нужным  обществу и людям.  Профессия врача  была и остается одной из самых привлекательных для молодежи.  Однако желая быть врачом  некоторые бояться, что не смогут вынести вида крови и  страданий  пациентов, не хотят работать с конкретным пациентом.

  Не многие знают, что среди врачебных профессий есть профессия, которая не лечит, а предупреждает заболевания – это профессия врача гигиениста.

Работа врача  гигиениста  заключается в  осуществлении контроля за выполнением предприятиями, организациями, гражданами санитарного законодательства, норм, правил и гигиенических нормативов во  всех областях человеческой деятельности.

Без разрешения врача-гигиениста не будет осуществлено  производство ни одного  вида  продукции, начиная  со сложнейшей машины и кончая детской игрушкой, не   начнет работать ни одно предприятие, не поступит на полки магазинов ни один товар.

Врачи гигиенисты по коммунальной гигиене  охраняют окружающую природную среду, контролируя   промышленные выбросы предприятий, выхлопные газы, отходы производства. Под надзором  гигиенистов   находятся  городские водопроводы, сельские колодцы, бесчисленные озера и реки,  морские прибрежные воды.

Они  постоянно следят за работой очистных сооружений, производят лабораторные анализы стоков до очистки и после. Врачи гигиенисты по гигиене питания  следят за  доброкачественностью блюд и чистотой на предприятиях общественного питания. Под их пристальным вниманием весь процесс – от приема продуктов до реализации готовой пищи.

Они контролируют сроки и условия хранения продуктов, соблюдение санитарных правил мытья посуды и обработки кухонного инвентаря, сроки реализации готовых блюд, проводят экспертизу технологий производства продуктов питания, осуществляют надзор за  торговлей продуктами питания.

Специалисты  по  гигиене детей и подростков осуществляют надзор за условиями и организацией обучения и воспитания детей  в детских садах школах санаториях и лагерях   отдыха. Проводят экспертизу программ обучения, школьных учебников и  детских книг, игрушек и детской одежды, предупреждая вредное воздействие предметов детского обихода на организм ребенка. Врачи по гигиене труда осуществляют надзор за  обеспечением благоприятных и безопасных условий труда на всех предприятиях.  Они контролируют уровень шума и вибрации , вредных веществ в воздухе цехов, температуру воздуха, степень трудовой нагрузки на работающих, соблюдение работодателями  трудового законодательства. 

 Врачем -гигиенистом можно стать после окончания медико-профилактического факультета медицинского Вуза. Для того чтобы стать врачом-гигиенистом по узкой специальности  необходимо пройти несколько ступеней обучения:

• Высшее медицинское образование на медико- профилактическом факультете  Интернатура по общей гигиене или ординатура по узкой специальности.  Выпускник  медико-профилактического факультета  в своей профессиональной деятельности занимается  организаторской и воспитательной работой, принимает решения, от которых зависит здоровья целого города или района.

Врач гигиенист должен  предвидеть  социальные последствия принятых решений,  проводить анализ состояния здоровья отдельных социально-возрастных групп населения, выявлять причины появления болезней роста , смертности, инвалидизации и трудопотерь. Кроме того, врач-гигиенист должен уметь диагностировать и оказывать квалифицированную медицинскую помощь взрослым и детям.

Выбирая себе будущее направление в медицине, нужно иметь в виду, что профессия врача-гигиениста требует особой убежденности, что только профилактическая медицина способна оказать кардинальное воздействие на сохранение здоровья здоровых людей, требует воли и умения воплотить теоретические знания в жизнь.

Выпускники медико-профилактического факультета подготовлены для работы в центрах Роспотребнадзора , осуществляющих государственный надзор за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения , экспертами в центрах гигиены и  эпидемиологии , дезинфекционных станциях, противочумных учреждениях, санитарно-карантинных пунктах, научно-исследовательских институтах.

Широкий выбор профессий – одна из характерных особенностей  медико-профилактического факультета: выпускник может работать врачом-гигиенистом со специализацией в области медицины труда и профессиональных болезней, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, гигиены питания и диетологии или врачом эпидемиологического или бактериологического профиля (эпидемиологом, бактериологом, иммунологом, паразитологом).

Специфика труда  врача-гигиениста в том,  что плоды его труда,  как правило, ощутимы не сразу, а через годы. Вот  почему избравший эту профессию человек должен обладать высоким чувством ответственности, честностью,  принципиальностью, настойчивостью. Врач-гигиенист должен быть    готов к постоянному  кропотливому  труду  и  напряженной работе ,  быть способным защитить свои позиции, охраняя здоровье людей , на вверенной ему территории .  Его  работа  проходит  в постоянном общении с людьми,  поэтому умение ладить с окружающими также является  немаловажным  обстоятельством.  Удержание в активе    длительное время большого количества информации  требует объемной долговременной памяти,  а необходимость ставить конкретные цели и реализовывать их в  практической  деятельности развитого практического мышления.

Ключевым вузом Российской Федерации по подготовке специалистов медико-профилактического дела, в частности, эпидемиологов, является Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова. Здесь ежегодно готовят наибольшее количество врачей – эпидемиологов в России.

Профиль/Специализации ЕГЭ/испытания Формы обучения Срок обучения Бюджет/внебюджет
Медико-профилактическое дело060105 Химия, биология, русский язык очная 6 лет Бюджет/внебюджет

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова организован в октябре 2011 г. в результате слияния двух старейших медицинских учебных заведений Санкт-Петербурга: СПбМАПО и СПбГМА имени И.И. Мечникова.    Основная задача интеграции – сохранить традиции как вузовского, так и послевузовского образования.

Объединение позволит создать единую программу образовательных процессов, включающую в себя довузовскую часть, затем от вуза к последипломному образованию – весь процесс будет организован по единому стандарту.    ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ СЗГМУ им. И.И.Мечникова ТЕЛ. (812) 543-24-23; ЧАСЫ РАБОТЫ: 9 – 18:00 (пн-пт) Колл-центр СЗГМУ им И.И.

Мечникова – 303-50-00

САЙТ: www.szgmu.ru

E-MAIL: rectorat@szgmu.ru АДРЕС: ул. Кирочная д.41, ст.м Чернышевская, (пр. Пискаревский д.47)

ТРАНСПОРТ: ст.м Чернышевская, ст.м пл.Ленина

ОБЩЕЖИТИЕ: пр. Пискаревский д.47\45 (для иностранных граждан), пр. Светлановский 62\корпус 2 (для граждан РФ).

Прием документов, сроки вступительных экзаменов: с 20 июня по 25 июля, для предоставляющих результаты ЕГЭ, с 20 июня по 10 июля – для абитуриентов, которые сдают вступительные экзамены в Университет.

Срок вступительных экзаменов – с 11 июля ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ март – апрель (весенние каникулы)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ продолжительность обучения от 8 до 3 месяцев. Вечерняя, дневная, заочная форма

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Источник: http://szgmu.ru/rus/m/326

Гигиена детей и подростков

17 Декабря в 17:58 10583

Гигиена детей и подростков — научная дисциплина об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения, о воспитании физически крепкого человека с гармоническим развитием физических и духовных сил. В настоящее время актуальными проблемами гигиены детей и подростков остаются «школьные» заболевания, которые широко распространены среди учащихся. Их частота закономерно возрастает от младших классов к старшим (близорукость, нарушение осанки, неврастения, анемия и др.). У детей и подростков с возрастом увеличивается количество хронических заболеваний. Это болезни нервной системы и органов чувств, нарушения функций системы пищеварения и обмена веществ, патология органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочеполовой системы и др. Формируясь в детском возрасте, эти заболевания в дальнейшем оказываются в числе ведущих причин временной нетрудоспособности, инвалидности и смертности взрослого населения. Согласно существующей в настоящее время возрастной (биологической) периодизации, основанной на оценке особенностей роста и развития организма детей и подростков до достижения зрелого возраста в индивидуальном развитии человека (онтогенезе), выделено 7 периодов созревания (табл. 10).

Таблица 10. Биологическая возрастная периодизация

Основу гигиенической оценки состояния здоровья детей и подростков составляют следующие показатели: — отсутствие или наличие хронических заболеваний в момент обследования; — уровень достигнутого физического и психического развития и степень его гармоничности; — степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; — особенности функционирования основных физиологических систем организма. Изучение состояния здоровья детского населения включает учет хронических заболеваний, функционального состояния ведущих систем организма, уровня и характера морфологического, функционального и психического развития, а также текущей заболеваемости. В соответствии с вышеперечисленными критериями в настоящее время в Научно-исследовательском институте гигиены детей и подростков разработаны следующие группы здоровья детей и подростков: — 1-я группа — здоровые с нормальными развитием и уровнем функций; — 2-я группа — здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную иммунобиологическую сопротивляемость острым и хроническим заболеваниям; — 3-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации со сниженными функциональными возможностями организма; — 4-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации со сниженными функциональными возможностями; — 5-я группа — больные с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Дети этой группы, как правило, не посещают детских учреждений, в связи с чем они часто не охвачены массовыми профилактическими медицинскими осмотрами. Одним из важнейших показателей состояния здоровья растущего поколения является физическое развитие. Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимается состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Изучение физического развития включается в любую программу оценки. Физическое развитие детей и подростков характеризуется сложным и многообразным комплексом следующих показателей: — соматометрических (длина и масса тела, окружность грудной клетки); — соматоскопических (форма грудной клетки, спины, стоп, осанка, состояние мускулатуры, жироотложения, эластичность кожи, половое созревание); — физиометрических, или функциональных (жизненная емкость легких, сила сжатия кисти рук). Обычно на практике измерение тела сводится к определению трех основных признаков: роста, массы тела и окружности грудной клетки. Полученные результаты измерения показателей сравнивают со специально разработанными средними показателями этих признаков для групп детей различного пола и возраста — возрастными стандартами физического развития. Понятно, что единых стандартов физического развития детей и подростков быть не может, поскольку в разных климатических поясах, в городах и сельской местности имеются свои особенности. Именно поэтому сотрудник детских и подростковых учреждений для индивидуальной оценки физического развития отдельных детей используют региональные стандарты.

Для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков применяют методы сигмальных отклонений (профиля физического развития), центильный, регрессионный (оценочных таблиц), комплексный и др. Характеристика и способы применения данных методов подробно рассматриваются в соответствующих справочниках и руководствах к практическим занятиям по гигиене.

К сожалению, оценка физического развития только по соматометрическим показателям не дает достаточной надежности в точности этой оценки. Именно поэтому для более точной индивидуальной оценки физического развития целесообразно использовать ряд других показателей, характеризующих уровень биологического развития детей и подростков. Среди них погодовые прибавки роста, сроки прорезывания постоянных зубов, степень полового созревания и др. Под акселерацией понимают ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений (от лат. acceleratio – ускорение). Суть ее состоит в том, что у современного поколения этап биологического созревания завершается раньше по сравнению с предыдущим. В настоящее время в результате акселерации возрастные границы показателей физического развития в составленных ранее таблицах, используемых при оценке физического развития, оказались смещены. На каждом возрастном этапе современные дети и подростки выше и крупнее сверстников прежних лет. Ускорение физического развития ставит много практических вопросов. Прежде всего, важно установить, насколько акселерация соответствует психическому и умственному развитию. От этого зависят возрастная готовность ребенка к школьному обучению, создание учебных программ, соответствующих возрастным возможностям детей. Следует отметить, что наряду с ускорением роста и развития детей произошло и укрупнение размеров тела взрослых людей, и позднее наступление климакса, увеличились продолжительность жизни, репродуктивный период, изменилась структура заболеваемости. В то же время в ряде районов земного шара имеются группы населения, у которых процессы роста и развития стабилизировались. В странах Европы, Америки и России в настоящее время проявляется тенденция к снижению темпов физического развития. Этот противоположный процесс называется децелерацией, т.е. происходит замедление процессов роста и развития. Воспитание и обучение детей и подростков осуществляется в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, учебных заведениях начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениях дополнительного образования детей. В РФ принята 3-ступенчатая система общеобразовательных учреждений: — первая — начальное общее образование (4 года); — вторая — основное общее образование (5 лет); — третья — среднее (полное) общее образование (2 года). Задача гигиенической оптимизации учебных занятий состоит в том, чтобы отодвинуть наступление утомления у основной массы детей и предупредить быстрое снижение работоспособности и развитие переутомления. С этой целью рационально организуют каждое занятие, регламентируют их количество на протяжении дня, недели, года, учебные занятия чередуют с отдыхом. До недавнего времени многолетней практикой во всех классах школы были установлены 45-минутные уроки. Однако гигиенические наблюдения показали, что для учеников 1 -го класса такая продолжительность урока велика. В возрасте 5—7 лет дети могут сохранять активное внимание не более 15 мин, поэтому в 1-м классе продолжительность урока сокращена до 35 мин. По рекомендации гигиенистов, для учеников 1-го класса введены обязательные динамические занятия после второго урока. Для детей, начинающих учиться в 1-м классе с 6 лет, разработаны медицинские показания к отсрочке поступления в школу. Эти мероприятия уменьшают отсев шестилетних детей из первых классов и количество часто болеющих детей. Предупреждение утомления — важная профилактическая задача в организованных коллективах детей всех возрастных групп. На начало учебного дня надо ставить предметы, основанные на словесном преподавании; русский язык, литературу, математику. К концу учебного дня, когда работоспособность снижена, целесообразно включать уроки, основанные на предметном восприятии: аппликацию, лепку, рисование, черчение. Уроки труда и физического воспитания следует проводить в середине учебного дня, используя их для переключения преимущественно с умственной на физическую работу. Главным условием предупреждения утомления является строгое соблюдение рационального режима дня. Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, способствует интересу к учебной и творческой деятельности и нормальному развитию ребенка. При построении режима предусматриваются различные виды деятельности, их регулярность, оптимальная продолжительность, рациональное чередование с отдыхом, пребывание на открытом воздухе, регулярное питание и полноценный сон. В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов

  • Современные принципы гигиенического нормирования факторов окружающей среды

    На протяжении жизни человек постоянно подвергается воздействию разнообразных, меняющихся по интенсивности и продолжительности экспозиции физических, химических, биологические и социальных факторов окружающей среды.

    Гигиена окружающей среды

  • Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских учреждений

    Гигиенические требования по устройству и оборудованию строящихся и реконструируемых детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов и объединенных дошкольных учреждений — яслей-садов) изложены в СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержани…

    Гигиена окружающей среды

  • История развития гигиенической науки и экологии. Становление гигиены как науки

    гигиены, вернее, гигиенические наблюдения, осуществляемые в естественных условиях (или попытки к ним) и касающиеся формирования здорового образа жизни, можно найти в законодательстве, религиозных предписаниях и в бытовых привычках почти всех народов еще в глубокой древности. С ист…

    Гигиена окружающей среды

Источник: http://medbe.ru/materials/gigiena-okruzhayushchey-sredy/gigiena-detey-i-podrostkov/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.