«генетика»: обучение профессия и кем работать

Содержание

Ирина Жегулина. О профессии врача-генетика

«Генетика»: обучение профессия и кем работать

– Чем занимается врач-генетик?– Традиционно считается, что врач-генетик занимается редкими наследственными синдромами, ставит сложные диагнозы.

Такой врач обследует пациента на предмет изменения в генах и хромосомах и дает прогноз относительно возможности развития заболевания.

Однако сегодня генетика меняется: она становится наукой, которая связана не только с лечением заболеваний, патологий и т.

 п., но и вмешивается в повседневную жизнь, помогает поддерживать здоровый образ жизни.

Появились генетические тестирования, которые позволяют действовать превентивно, то есть предотвращать развитие заболеваний, вовремя исправлять образ питания, физическую активность, чтобы генетический негативный потенциал не смог реализоваться.

В новом контексте генетик — своего рода врач-терапевт, который подкован в генетике и хорошо понимает биохимию.

Например, мы видим, что у 20-летнего молодого человека есть генетическая предрасположенность к нарушенному обмену холестерина, и мы предупреждаем его о том, что развитие атеросклероза у него может наступить раньше, чем у других. Он находится в зоне риска и должен изменить свой образ жизни с учетом полученных данных.

Или возьмем различные предрасположенности в спорте. Часто люди думают: у нас ничего не получается, потому что мы ленивые. Но на самом деле у каждого человека своя генетика.

Например, есть люди, которые не хотят ничего делать, но у них есть очень хорошие задатки в развитии мышечной массы, силы, скорости. Иными словами, они могли бы добиться хороших результатов, если бы захотели.

Узнав о своих генетических данных, они могут получить дополнительную мотивацию и, приложив чуть больше усилий, добиться хороших результатов.

Таким образом, наша задача состоит в том, чтобы не только лечить, но и мотивировать людей в сторону здорового образа жизни. Более того, для некоторых людей, имеющих наследственную предрасположенность к определенным заболеваниям, это жизненно необходимо.

Например, родители болеют сахарным диабетом второго типа и уже в 50–55 лет имеют проблемы со здоровьем. Видя это, их дети, подростки, молодые люди, начинают задумываться и выяснять, что нужно сделать, чтобы этого избежать.

В некоторой степени генетика отвечает на вопрос, как сделать так, чтобы определенные предрасположенности не реализовались.

– Чем еще занимается врач-генетик?
– Важно продлить активное долголетие человека без болезни. Этому помогает регулярное обследование в совокупности с изменением образа жизни. Генетика дает людям дополнительную информацию о рисковых зонах (болезнях, особенностях обмена веществ) и повышает мотивацию к изменению образа жизни в сторону более здорового.

Кроме того, генетика помогает максимально снижать риски онкологических заболеваний. Например, можно определить наследственные формы рака (всем известна история Анджелины Джоли) и вовремя вмешаться, до развития заболевания.

Есть также онкология приобретенная, к которой, однако, тоже может быть своего рода предрасположенность, и ее можно выявить с помощью генетических тестов (например, предрасположенность к раку простаты, раку молочной железы, яичников и так далее).

В этих случаях онкологическое заболевание возникает не потому, что есть один какой-то ген, который сломался, и все пошло не так, а из-за того, что есть целая совокупность измененных генов, которые при наличии неблагоприятных факторов (экология, сопутствующие изменения здоровья, вредные привычки и т. д.) могут быть спусковым механизмом в развитии онкологии.

– Как выглядит траектория профессионального развития для врачей-генетиков?
– Я могу рассказать на собственном примере. Я закончила лечебный факультет Московского государственного медико-стоматологического университета имени А.И. Евдокимова. На последних курсах мне нравилась офтальмология, гинекология и генетика.

(Моя мама — генетик, и она все время оперировала какими-то понятиями, которые в детстве казались мне очень смешными и сложными одновременно, но все равно это осело, видимо, в подсознании.) Со временем я поняла: когда ты занимаешься генетикой, ты можешь заниматься генетикой в гинекологии, урологии и во многом другом.

Условно: надоела тебе гинекология — ты можешь переключиться в другую сферу и еще что-то узнать. Это будет полезно и для тебя как для врача, и для пациента.

В результате после шести лет учебы в институте я пошла в ординатуру по клинической генетике (в отличие от лабораторного генетика, у которого более биологическая направленность, клинический генетик консультирует пациентов, выписывает назначения, ставит диагнозы). Моя ординатура была на базе Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И.

 Пирогова. Первый год проходил в Республиканской детской клинической больнице, а второй я совмещала ординатуру и стажировку в Институте стволовых клеток человека. Я работала там год, хотя официально стажировки у них нет, но я просто пришла и сказала, что это очень интересно, попросила взять, и меня взяли.

Дело в том, что в институте дается классическая программа, которая была придумана давно. А мне было интересно, что происходит в мире сейчас. Например, в институте стволовых клеток я впервые познакомилась с методом ДНК-генотипирования с помощью твердых чипов, когда за раз исследуется до нескольких миллионов изменений в ДНК, а также с секвенированием, когда можно прочесть хоть весь геном от А до Я.

Во время стажировки мне посчастливилось работать с заведующей генетической лабораторией Екатериной Померанцевой. Благодаря ей я много узнала про редкие наследственные заболевания и способы профилактики рождения ребенка с патологией.

Я видела, например, пары, которые боялись заводить детей, потому что у них была одинаковая генетическая мутация. Но сейчас есть потрясающий метод — преимплантационная генетическая диагностика.

В рамках ЭКО, когда оплодотворение происходит в пробирке, выбираются те эмбрионы, которые не несут плохих мутаций, наследственных заболеваний, и именно этих здоровых эмбрионов и подсаживают женщине, а она уже рожает здорового ребенка.

Основам биоинформатики и методам лабораторной диагностики меня обучал Федор Коновалов, клинический биоинформатик, один из лучших специалистов в нашей стране.

После стажировке в Институте стволовых клеток я устроилась работать в «Атлас». Когда я увидела список их требований к врачу-генетику, то поняла, что, хотя я многое уже знаю, но чему-то все равно нужно будет учиться.

К счастью, у нас в компании принято обучать и помогать молодым специалистам.

В результате уже два года я каждый день узнаю что-то новое, совершенствую свои навыки не только как врач-генетик, но и немного как специалист по работе с большими данным.

– Какие компетенции необходимы для этой профессии?
– Генетика всегда идет рука об руку с биологией, эмбриологией (наукой о том, как развивается эмбрион и на каких этапах могут быть проблемы), биохимией, анатомией, не стоит также забывать акушерство и гинекологию. Многое зависит и от сферы, которую выбирает генетик.

Есть, например, офтальмогенетик, который занимается наследственными заболеваниями глаз. Можно быть генетиком в эндокринологии. Нужно понять, что тебе интересно из терапевтических специальностей, и насколько ты готов погрузиться в эту область.

Что касается личностных качеств, то необходимо проявлять определенную долю эмпатии, потому что чаще всего приходят тяжелые пациенты. В случае наследственной патологии нужно еще быть и психологом. Необходимы усидчивость и желание обучаться: здесь недостаточно один раз почитать учебник или пару рекомендаций.

Нужно быть готовым пересмотреть информацию и объяснить пациенту, почему, например, вчерашняя мутация, которая была «плохая» и «злая», сегодня больше не «плохая» и не «злая».

Еще многое зависит от компании, в которой человек хочет работать. Я, например, поняла, что с моим темпераментом, характером и стремлением к свободе я не могу работать в государственном учреждении с его строгим регламентом.

В частной медицине, особенно в биомедицине, сейчас все достаточно демократично, но, с другой стороны, в зависимости от сложности и срочности поставленных задач, график работы может быть совершенно ненормированным.

Иногда приходится работать в выходные.

–​ От чего может уставать врач-генетик?
– Иногда, когда в течение дня, общаясь с пациентами, повторяешь много раз одно и то же насчет распространенных мифов в этой области, от этого начинаешь уставать, хочется иногда просто порекомендовать почитать книгу по теме. А так я очень люблю свою работу, свою специальность, поэтому меня практически ничего не раздражает.

– Какие вузы сейчас выделяются как наиболее сильные в подготовке специалистов?
– Тем, кто хочет стать генетиком, я бы рекомендовала факультет фундаментальной медицины в МГУ. Генетикой занимаются и в Новосибирском государственном медицинском университете.

Хорошая генетическая лаборатория есть в Балтийском федеральном университете им. И. Канта.
Если говорить о студентах, то при всей загруженности в вузе необходимо находить время на стажировки. Можно стажироваться не часто или брать некоторые задания на дом, а потом обсуждать их по скайпу.

Надо понимать, что стажировка — дело добровольное, но она очень помогает.

– Что можно посоветовать школьникам, которых заинтересовала генетика?
– Нужно точно понимать, интересно ли тебе этим заниматься или это, скорее, выбор родителей, преподавателей и т. п.

Я, например, в младшей школе читала книги из серии «Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей». Я бы рекомендовала для начала найти и почитать разные статьи по генетике, биологии и т.

 п, написанные понятным языком, а потом попробовать походить в разные кружки по ботанике или биологии.

Можно смотреть лекции TED. И обязательно нужно выучить английский, потому что на этом языке выходят большинство передовых исследований в этой области.

Школьникам старших классов или студентам я бы посоветовала зайти на ресурс Handwritten Tutorials, где собраны рукописные обучалки: на простых схемах, например, объясняется работа почки или сердца.

На есть канал Vsauce, где также рассказывается о том, как все устроено в биологии и медицине. Оба эти ресурса на английском языке. Интересные статьи можно поискать и в Академии Google.

У нас есть портал AtlasMed, где собрано много информации и видеолекций о генетике.

– Как будет развиваться генетика в целом?
– В каждом большом российском регионе, как мне кажется, должны быть региональные научные центры, занимающиеся генетикой, чтобы врачи разных специальностей могли всегда туда обратиться за нужной информацией. Врачей-генетиков, конечно, должно становиться больше, потому что кто-то должен учить не-генетиков понимать генетику, но потребности в очень большом количестве врачей-генетиков в каждой больнице, как мне кажется, нет.

Сейчас мы подготавливаем настолько понятную интерпретацию генетических тестов для врачей, что они уже сами могут ей пользоваться, становятся «мини-генетиками». Но было бы здорово, если бы в будущем появились врачи-генетики по каждой отдельной специальности: эндокринолог-генетик, гинеколог-генетик и так далее. Это позволило бы обеспечить более персонализированный подход к пациентам.

– Какие книги вы бы посоветовали почитать и/или какие фильмы посмотреть тем, кто хочет понять, что такое генетика?
– Меня заставила задуматься о генетике книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь», которую я прочитала классе в десятом.

Можно почитать книгу Александра Панчина «Сумма биотехнологии. Руководство по борьбе с мифами о генетической модификации растений, животных и людей» или автобиографическую книгу Джеймса Д. Уотсона «Двойная спираль». Сейчас я читаю книгу Сэма Кина «Исчезающая ложка, или Удивительные истории из жизни периодической таблицы Менделеева».

Еще я бы назвала книгу Нила Шубина «Внутренняя рыба. История человеческого тела с древнейших времен до наших дней», «Стой, кто ведет? Биология поведения человека и других зверей» Дмитрия Жукова и две книги Аси Казанцевой «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости» и «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов».

Недавно попалась очень интересная книга «Здоровье по Дарвину: Почему мы болеем и как это связано с эволюцией» Джереми Тейлора.

– Как вам кажется, кто является ролевой моделью в вашей профессии?
– Есть много уникальных врачей-генетиков. Мне бы хотелось взять лучшее от каждого из них.

Например, внимательно относиться к каждому пациенту я училась у моего научного руководителя Светланы Сергеевны Жилиной (доцент кафедры неврологии, нейрохирургии и медицинской генетики РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ведущий научный сотрудник НПЦ Медпомощи детям).

А здравый смысл Екатерины Померанцевой и способность отсекать лишнее в поиске нужной информации научил меня проявлять долю скепсиса во время литературного обзора научных статей и все перепроверять, прежде чем делать окончательные выводы.

Компании: 

Биомедицинский холдинг «Атлас»

Отрасли: 

Профессии: 

Источник: http://intalent.pro/interview/irina-zhegulina-o-professii-vracha-genetika.html

Специальность

Специальность

Если век прошедший оставил за собой название космического, то нынешние времена характеризуются стремительным развитием новых технологий, внедрением в повседневную жизнь изобретений, которые еще не так давно считались выдумками писателей-фантастов. Наступает эра новых технологий.

Молодые люди на пороге серьезного выбора профессии все чаще обращают внимание на перспективные специальности будущего. Именно к таким относится специальность “биотехнология”.

Что же именно изучает эта наука и чем предстоит заниматься специалисту, выбравшему такое заманчивое занятие?

Историческая справка

Название этой науки состоит из сложения трех греческих слов: “био” – жизнь, “текне” – искусство, “логос” – наука. Специальность “биотехнология” одновременно является новым перспективным направлением, и вместе с тем ее можно назвать древнейшей отраслью промышленного производства.

В справочниках и словарях биотехнология определяется как наука, изучающая возможность использования природных химико-биологических процессов и объектов в промышленном производстве и повседневной жизнедеятельности человека.

Процессы брожения, использованные древними виноделами, хлебопекарями, поварами и лекарями, – не что иное, как применение биотехнологии на практике. Первое научное обоснование этим процессам дал в 19 веке Луи Пастер.

Сам термин «биотехнология» впервые употребил в 1917 году инженер из Венгрии Карл Эреки.

Специальности “биотехнология” и “биоинженерия” получили ускорение в развитии после ряда открытий в микробиологии и фармакологии. Ввод в эксплуатацию герметизированного оборудования, биореакторов дал толчок для создания противомикробных и антивирусных препаратов.

Связь наук

Современная химическая технология и биотехнология (специальность) объединяют биологические, химические и технические науки. Основой для новых изысканий в данной области становятся микробиология, генетика, химия, биохимия, молекулярная и клеточная биология, эмбриология. Значительную роль играют инженерные направления: робототехника, информационные технологии.

Специальность – биотехнология: где работать?

Под общими названиями специальности “биотехнология” скрывается более двадцати специализаций и направлений. Выпускников вузов с такой профессией смело можно назвать специалистами широкого профиля. Во время учебы они получают знания в области медицины, химии, общей биологии, экологии, пищевых технологий.

Биотехнологов ждут в парфюмерной и фармацевтической промышленности, на предприятиях по производству пищевых продуктов и биодобавок. Современность ждет новых разработок научных работников в сфере генной инженерии, бионики, гибридизации.

Место работы инженера – биолога может быть связано с предприятиями по охране окружающей среды, с работой в области космонавтики и робототехники. Инженеры, биохимики, биофизики, экологи, фармацевты, медики – все эти профессии соединяет в себе специальность “биотехнология”.

Кем работать, каждый выпускник вуза решает в соответствии со своими способностями и по зову сердца. Трудовые обязанности технолога – биолога зависят от особенностей отрасли, в которой он работает.

Промышленная биотехнология

Эта отрасль практикует использование частиц микроорганизмов, растений и животных для производства ценных продуктов, необходимых для жизнедеятельности человека.

В эту группу входят специальности “пищевая биотехнологи”, “фармацевтика”, парфюмерная отрасль. Промышленные биотехнологии работают над созданием новых ферментов, антибиотиков, удобрений, вакцин и т.д.

Основное направление деятельности биотехнолога на таких предприятиях – разработка биопрепаратов и соблюдение технологий их производства.

Молекулярная биотехнология

Специальность “биотехнология молекулярная” требует от профессионала углубленных знаний как общебиологического, так и инженерного направлений, современных компьютерных технологий.

Специалисты с такой спецификой становятся исследователями в сфере нанотехнологии, клеточной инженерии, медицинской диагностики.

Их ждут также сельскохозяйственные, фармацевтические, биотехнологические предприятия и контрольно-аналитические лаборатории, центры сертификации.

Биотехнологи – экологи и энергетики

Население планеты все больше обеспокоено тем фактом, что запасы природных энергоносителей, нефти и газа, имеют свои пределы, масштабы их добычи со временем будут сокращаться. Помочь человечеству решить проблему энергоснабжения помогут люди, чья специальность – биотехнология.

Кем работать в этой отрасли? Технологом по переработке отходов различного происхождения, специально выращенной биомассы в энергоносители и веществ, которые могут заменить синтетические вещества нефти и газа.

Биотехнологи создают новые методы очищения воды, проектируют очистные сооружения и биореакторы, работают в области генной инженерии.

Перспективы специальности

Кто такой биотехнолог? Профессия биотехнолога – это профессия будущего. За его плечами судьба всего человечества. Это не просто красивый лозунг – это цель биоинженерии. Задача биологов-технологов – создать то, что сейчас кажется сказкой и фантастической мечтой.

Некоторые ученые даже называют современную эпоху эрой биологии. Так, за последнюю сотню лет биологи из просто исследователей превратились в создателей. Раскрытие молекулярных секретов организмов, природы наследственности позволило использовать эти процессы в практических хозяйственных целях.

Это стало толчком для развития нового направления – биологической инженерии.

Чем могут удивить генетики в скором будущем?

Уже сейчас биоинженерия оказывает значительное влияние на охрану окружающей среды, медицину, сельское хозяйство, пищевую промышленность, а в ближайших планах биотехнологов – новые методы и приемы. Те, кто планирует связать свою судьбу со специальностью “биотехнология”, где работать, в каком направлении, могут узнать из представленной ниже информации:

  • В первую очередь революционные изменения могут произойти в сельскохозяйственном производстве. Есть возможность искусственно создавать новые растения с повышенным содержанием белка, что сократит, в свою очередь, потребление мяса.
  • Растения, которые сами будут выделять яды от насекомых и нитраты, позволят уменьшить загрязнение почвы удобрениями и химикатами.
  • Генетическая инженерия позволяет управлять наследственностью и бороться с наследственными заболеваниями.
  • Биологи-конструкторы планируют искусственно создавать организмы с заранее обусловленными качествами.
  • Энергия и топливо из растений, грибов, бактерий, а также использование в этих целях энергии моря.
  • Генно-модифицированные зерновые культуры.
  • Безотходный производственный круг – переработка всех видов отходов.
  • Использование биоматериалов для регеративной медицины.
  • Новые виды биологических лекарств и вакцин.
  • Восстановление потенциала плодородных земель и пресной воды.
  • Исследования человеческого генома и наследственных болезней.

Направления биоинженерии, которые круто изменят мир

Они следующие:

  • Энергия и топливо из растений, грибов, бактерий, а также использование в этих целях энергии моря.
  • Генно-модифицированные зерновые культуры.
  • Безотходный производственный круг – переработка всех видов отходов.
  • Использование биоматериалов для регеративной медицины.
  • Новые виды биологических лекарств и вакцин.
  • Восстановление потенциала плодородных земель и пресной воды.
  • Исследования человеческого генома и наследственных болезней.

Издержки профессии

Говоря о преимуществах и перспективах биотехнологии, нельзя не упомянуть о некоторых минусах науки. Речь идет о моральных аспектах, связанных с открытиями генной инженерии.

Многие ученые с мировым именем, религиозные деятели предупреждают о том, что использовать возможности нанотехнологий необходимо с умом и под особым контролем. Генно-модифицированные продукты питания могут привести к непоправимым изменениям в генофонде человечества.

Клонирование человека, появление людей, рожденных «в пробирке», ведут к новым проблемам и, возможно, к человеческим катастрофам.

Кто может стать биотехнологом?

Прежде всего, это человек, который любит природу, биологию, интересуется тайнами генетики. Кроме того, биотехнологу необходимы умение креативно мыслить, логика, наблюдательность, терпение и любознательность. Пригодятся такие качества, как целеустремленность, умение анализировать и систематизировать, аккуратность и широкая эрудированность.

Так как биоиженерия предполагает тесную связь с другими науками, будущему технологу необходимы в равной мере хорошие знания химии, математики, физики.

Где учат профессии?

Профориентация определена, абитуриент выбрал профессию биотехнолога: где учиться? Особенности специальности предполагают соответствующие факультеты, в зависимости от выбранной отрасли народного хозяйства.

Факультеты биотехнологии есть практически во всех государственных университетах в нашей стране и за рубежом.

Биотехнологов готовят технические, сельскохозяйственные, пищевые, технологические университеты по различным направлениям и специализациям.

Факультеты биотехнологии специальности предлагают следующие:

  • Промышленная биотехнология.
  • Экобиотехнология и биоэнергетика.
  • Биотехника и инженерия.
  • Биоинформатика.
  • Молекулярная биотехнология.
  • Оборудование для биотехнологических производств.
  • Фармацевтическая биотехнология.
  • Химические технологии пищевых добавок и косметических средств.
  • Химические технологии и инженерия.

Источник: https://www.syl.ru/article/347722/spetsialnost-biotehnologii-i-bioinjeneriya-opisanie-programma-i-osobennosti

Карьера в медицине

Карьера в медицине

Что такое экология и что такое генетика, всем примерно ясно. Генетический аппарат человека, как и других обитателей Земли, подвержен влиянию различных факторов среды. Более того, человек считается одним из наиболее чувствительных к таким воздействиям видов.

Экологическая генетика – дисциплина на стыке двух наук – как раз и изучает взаимодействие хромосом и находящихся в них генов с окружающей нас средой. Экологический генетик работает над весьма важными в наше время проблемами.

Сегодня известно, что мутации генов вызываются не только излучениями, но и химическими веществами, вирусами и паразитическими организмами.

Соответственно, экогенетика разветвляется на несколько направлений, перед каждым из которых стоит своя задача.

Влиянием на наследственность ионизирующих излучений занимается радиационная генетика. 

Генотоксикология изучает изменения генов под воздействием химических веществ.

Организмы и виды взаимодействуют, что не проходит бесследно для их генетического аппарата – впрочем, как и для самой экологической генетики; ее соответствующий раздел называется несколько громоздко: генетика межорганизменных и межвидовых взаимодействий.

Внутри него есть даже такая интересная вещь, как симбиогенетика – генетика взаимодействия видов, живущих в симбиозе.

Влияние Чернобыля и лекарств

Экологический генетик занимается не только фундаментальными исследованиями в НИИ – он найдет себе применение и в конкретной практике. Работать есть над чем. В этом году исполнилось 20 лет со дня памятной аварии на Чернобыльской АЭС, да и вообще масштаб использования радиоактивных веществ сейчас велик.

Кроме того, лекарства и другие новые вещества – полученные из естественных источников или искусственно синтезированные – также должны проверяться на мутагенность.

А для решения многочисленных вопросов современной экологии необходимы квалифицированные специалисты, владеющие и генетическими методами, и знаниями о взаимодействии организмов с окружающей средой на различных уровнях.

Работая в любой из этих областей, профессионал занимается тестированием конкретных факторов среды – то есть выясняет, как данный фактор и в какой дозе влияет на живой организм, его хромосомы и гены в них. Либо он проводит экспертизу – выяснение влияния именно этого фактора именно в этой дозе именно в этом конкретном случае. 

Так что же делают с мышами

Тесты бывают не только психологическими – а еще и токсикологическими. Токсикологические генетики выявляют мутагенные (когда мутируют гены или разрывается хромосомная ДНК) и канцерогенные эффекты различных веществ. Для этих целей существуют различные тесты и системы тестов.

В случае, когда нужно быстро произвести первичную оценку влияния вещества на организм и его геном (то есть на совокупность наследственных признаков), используют краткосрочные тесты. Разумеется, они не так надежны, как долгосрочные тесты, минусы которых – дороговизна испытаний и, по определению, длительность.

Поэтому чаще всего используют среднесрочные тесты. 

Кроме того, обычно проводят не одну проверку, а батарею из трех или более различных тестов, причем с использованием разных модельных объектов, например мышей.

В зависимости от полученных результатов делают вывод о вреде или относительной безопасности испытуемого вещества. Контрольную группу, понятное дело, составляют такие же «объекты», но уже без воздействия исследуемого вещества.

Показателем вреда обычно служит выживаемость модельных объектов.

Во время тестов высчитывается также частота возникновения у подопытных животных злокачественных образований и мутаций. Увы, любой биолог-экспериментатор (которыми обычно и являются экологические генетики) должен сразу же смириться с этим печальным обстоятельством: оно будет сопровождать его работу.

Как бы ни было жаль мышей, крыс или лягушек, ими приходится жертвовать, чтобы позднее жертвами не стали мы.

Могу лишь утешить особо впечатлительных читателей тем, что во Львове установлен памятник Лягушке, в СПбГУ – памятник Кошке, в научном Институте экспериментальной медицины (Петербург) – памятник Собаке.

Какие же конкретно проводятся тесты, из каких дел состоят рабочие будни? Изо дня в день токсиколог-генетик проводит рутинный метафазный анализ  – помечает хромосомы специальным красителем, после которого и сами хромосомы и, соответственно, многие их перестройки (это и есть предмет изучения) можно наблюдать в микроскоп. Под наблюдением ученого также проходят микроядерные тесты (при делении клетки сигнализирующие о болезни аномальные хромосомы часто уходят в так называемое «микроядро», которое значительно меньше обычного клеточного ядра; при соблюдении некоторых условий и окрашивании красителями эти микроядра можно наблюдать на препаратах). Есть еще анателофазный тест; он основан на том, что некоторые аномалии хромосом мешают им при делении клетки правильно и своевременно разойтись по новым ядрам, поэтому на поздних стадиях деления можно наблюдать характерные отклонения деления – например, перемычки или отставания.

Если исследуемое вещество показало понижение выживаемости, повышенный риск мутации или возникновения злокачественных опухолей хотя бы в одном из тестов, оно уже считается небезопасным.

Посмотри в микроскоп – и скажи,  было ли облучение

Радиационные генетики занимаются изучением влияния на геном ионизирующих излучений – то есть излучений, обладающих достаточно высокой энергией для того, чтобы вызвать ионизацию молекул. Помните, что ДНК состоит из двух цепей-нитей, связанных друг с другом? Часть одной такой цепи можно синтезировать искусственно.

Затем этот так называемый зонд нужно специальным образом пометить, а после «гибридизовать» с имеющимся препаратом лимфоцитов крови. Наш зонд «свяжется» с необходимым геном или областью хромосомы, как если бы это была часть «родной» второй цепочки ДНК, и эту область можно будет увидеть благодаря сделанной метке.

Так будет получена возможность проследить за специфическими для облучения хромосомными перестройками. Поскольку это исследование проводится на уровне клетки, такой метод – он называется
гибридизация in situ – относится к цитогенетическим. Впрочем, и все вышеописанные тесты – тоже цитогенетические.

Исследования также проводятся и на другом уровне – на уровне молекул. 

Но в любом случае ученые смотрят, как ведут себя хромосомы.

Например, знаете ли вы, что появление в клетке хромосомы с двумя центромерами (в норме соединяющая «плечи» хромосомы перетяжка, или центромера, должна быть одна) почти наверняка свидетельствует об имевшем место облучении? Самопроизвольно такие хромосомы образуются крайне редко.

Поэтому так называемая дицентрическая хромосома служит своеобразным сигналом тревоги для людей, занимающихся диагностикой облучений. Считается, что по количеству тех же дицентрических хромосом можно приблизительно установить полученную дозу облучения. На этом основана биодозиметрия.

Генетика привлекательности

Генетики межорганизменных взаимодействий, симбиогенетики исследуют взаимодействие геномов различных организмов и их видов. 

Известно несколько удобных моделей для подобных исследований. Одна из наиболее доступных – система взаимодействия дрожжей (Sacharmyces cerevisia) и плодовой мушки. Drosophila melanogaster. Мушке для нормального развития и возможности оставлять потомство необходимы гормоны-стероиды – а сама она их не вырабатывает.

Выход она нашла именно благодаря дрожжам. Мушка потребляет их вместе с синтезируемыми ими стероидами! Генотип дрожжей сказывается на мушках – одни «семьи» дрожжей, характеризующиеся строго определенным набором генов, мушкам «нравятся» больше, чем другие, они более эффективны, а некоторые могут быть даже вредны для мушек.

 

Помимо мушек с дрожжами, изучается также генетика взаимодействия клубеньковых бактерий с бобовыми растениями (бактерии вызывают на их корнях образование опухолей, так что, возможно, какие-то находки в этой области применимы в онкологии – так или иначе, а благодаря им уже найден новый способ генетической модификации растений); эндо- и экзомикориза; лишайников (генетически интересного тесного соединения гриба и водоросли в один организм). Здесь очень многое остается исследовать и прояснять. 

Кроме того, есть и другой интересный вопрос. Как всё больше становится известно, в выборе брачных партнеров принимают участие феромоны.

Феромональные вещества выделяют даже дрожжи – и таким образом две дрожжевые клетки с разными так называемыми «типами спаривания» (похоже на пол у более высокоразвитых существ) находят друг друга, чтобы продолжить свой жизненный цикл. У высших организмов в деле замешана также иммунная система.

Чем сильнее различаются наборы особых молекул (так называемого главного комплекса гистонесовместимости) у разных особей, тем более они привлекательны друг для друга. Это – еще одна тема для исследований генетика межорганизменных взаимодействий.

Где и как учиться на генетика

Экологической генетикой студенту можно заниматься на биологических факультетах, кафедрах генетики (или даже специально – экологической генетики) разных вузов. Подготовка к ЕГЭ потребуется по биологии, помимо базовых предметов. Это могут быть отдельные специализации или магистерские программы либо просто темы дипломных работ выпускников. 

Помимо непосредственно профильных, среди изучаемых дисциплин – генетические механизмы адаптации, механизмы модификационной изменчивости (той, которая не обусловлена ни генами, ни их мутациями и возникает в течение жизни организма в зависимости от ее условий), гены внешней среды и наследственность человека  и другие. Бывают дополнительные курсы по цитогенетике генетике популяций, иммуногенетике,генетике старения и прочим, не менее интересным предметам. 

На практикумах учат работать с модельными объектами, правильно (то есть в соответствии с поставленной целью) планировать и ставить эксперименты, получать результаты – и анализировать полученные данные с применением методов математической статистики.

И генетика, и экология – и можно без хлеба?

В наше время быть биологом непросто. Не секрет, что науке в нашей стране уделяется крайне мало финансового внимания. Однако генетику в этом смысле повезло. Поддерживать энтузиазм молодых генетиков призвано большое количество разнообразных стипендиальных программ, конкурсов, грантов – как российских, так и совместных с зарубежными коллегами.

В частности, одними из наиболее популярных отечественных финансовых программ являются гранты Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Кстати сказать, средства могут быть выделены как на фундаментальные проекты лабораторий в целом, так и на проекты исследований отдельных молодых ученых – в зависимости от конкретных программ и условий конкурсов. 

Экологический генетик может заняться не фундаментальной наукой, а прикладной деятельностью. Тут всё будет зависеть от того, куда он устроится работать.

Если проводить тестирования и экспертизы в государственных и частных фирмах и лабораториях, не занимающихся наукой как таковой, частные компании могут предложить вполне неплохой заработок. Однако и количество подобных мест ограничено.

С другой стороны, при наличии начальных средств можно создать свою компанию или независимую экспертную лабораторию – возможно, объединив свои усилия, например, с химиками-аналитиками. 

Однако большая честь экологических генетиков, желающих работать по специальности, всё-таки остается в науке. Для обмена информацией и установления контактов между молодыми учеными постоянно проводятся многочисленные конференции и школы – отличный способ поиска перспектив: так можно набрести на интересные темы и разработки, узнать о стажировках.

С недавних пор начала регулярно проводиться школа по экологической генетике, и организаторами этой школы стали именно активисты кафедры генетики и селекции СПбГУ. Для радиационных генетиков ежегодно проводится Школа радиобиологов в г.

Обнинске – весьма интересное и полезное мероприятие, организатором которой выступает Обнинский медицинский радиологический научный центр. 

Особенные перспективы представляют для нас, конечно же, международные конференции. Так, несколько моих знакомых завязали полезные контакты в различных странах и получили приглашение работать за границей (например, одна девушка сейчас работает в одной из лабораторий Германии). Существуют также, например, совместные российско-германские проекты по радиологическим исследованиям.

Нелишние люди

Так быть или не быть? А вот уже это решать исключительно каждому индивидуально. От себя могу заверить: экологическая генетика и все описанные мною ее разделы – очень интересные, в огромной степени полезные и весьма перспективные.

Я уже не говорю о том, что, как и любая наука, экологическая генетика изучает то, что вокруг нас, только в значительно более важном аспекте – аспекте непосредственного влияния на нас.

Ведь наш мир – это всё, с чем мы соприкасаемся и взаимодействуем каждый день.

И напоследок зароню зерно надежды в души тех, кто хотел бы пойти в науку (в частности в экологическую генетику), но кого всё же гложет вопрос финансовых перспектив. К сожалению, из-за низкой зарплаты в науку в наше время идут в основном лишь заинтересованные энтузиасты. Таковых немного.

С другой стороны, с каждым годом в нашей стране всё больше экономистов, юристов и представителей других ныне престижных и очень хорошо оплачиваемых профессий.

Всё это – до поры до времени… Представьте себе, что будет лет через 10–15, когда мудрое, уважаемое, но, увы, не вечное старшее поколение еще тех, советских ученых уйдет на заслуженный отдых… Ученый станет редким видом, занесенным в Красную книгу. А ведь государству на самом деле нужна наука.

И, чтобы привлечь людей в эту сферу, оно начнет (да вот, кажется, уже начинает – зарплату сотрудников РАН повысили в 2 раза) поощрять занятие наукой рублем. Быть научным работником станет престижно не только из-за общественного уважения к умственному труду, но и в финансовом смысле. 

Кто придет на место старшего поколения ученых? Вы. В то время как «лишние» юристы и экономисты не будут знать, куда себя деть…

Ирина Колесникова

Источник: http://career-inform.ru/professii/39-professii-v-meditsine/270-professiya-genetik.html

Биолог – где учиться, зарплата, преимущества профессии

Биолог - где учиться, зарплата, преимущества профессии

Каждый человек мечтает выбрать профессию, которая бы не только была всегда востребованной, а значит и высокооплачиваемой, но и приносила пользу обществу. Одной из таких профессий несомненно является профессия биолога.

Именно эти специалисты изучают все, что связано с живыми организмами на нашей планете. Именно от их профессионализма во многом зависит наше здоровье, развитие и будущее.

Поэтому неудивительно, что профессия биолога занимает второе место в мире по популярности.

Каждый человек мечтает выбрать профессию, которая бы не только была всегда востребованной, а значит и высокооплачиваемой, но и приносила пользу обществу. Одной из таких профессий несомненно является профессия биолога.

Именно эти специалисты изучают все, что связано с живыми организмами на нашей планете. Именно от их профессионализма во многом зависит наше здоровье, развитие и будущее.

Поэтому неудивительно, что профессия биолога занимает второе место в мире по популярности.

Правда, получить эту нужную и перспективную профессию могут, к сожалению, далеко не все, поскольку она выдвигает ряд требований, соответствовать которым могут только люди с определенными наклонностями и складом характера. А вот в чем заключается особенность этой профессии, Вы узнаете из нашей статьи.

Кто такой биолог?

С греческого языка биология переводится как “наука о жизни” (bios – жизнь, logos – наука).

Соответственно название профессии биолога говорит о том, что это специалист, изучающий аспекты жизни всех живых организмов на планете Земля.

То есть, его пристальное внимание привлекает происхождение, эволюция, рост и развитие живых организмов, независимо от того, микроб это, растение или животное.

Официально биология была выделена в самостоятельную отрасль науки только в 19 веке. Однако ее становление относится к еще более давним временам. Известно, что уже великий Аристотель в 4 веке до н.э. сделал первые попытки упорядочить сведения о природе, выделив в ней четыре ступени: люди, животные, растения, неорганический мир.

Сегодня профессия биолога объединяет специалистов самой разной специализации, каждый из которых занимается изучением только определенного класса представителей живых организмов.

Например, анатомы и физиологи изучают строение и особенности жизнедеятельности человека, зоологи специализируется на анатомии и физиологии животных, а ботаник занимается растительным миром. И это далеко не полный перечень специализации биолога.

Существуют и такие современные направления, как генетика, микробиология, биотехнология, эмбриология, селекция, биофизика, биохимия, вирусология и т.д.

Но в любом случае, какую бы специализацию не выбрал биолог, его обязанности практически полностью идентичны.

В обязанности любого биолога входит: изучение, систематизация, исследование общих свойств и закономерностей развития той или иной группы живых организмов, проведение исследований в лабораторных условиях, анализ полученных результатов и выдача практических рекомендаций по улучшению условий в рамках его специализации и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать биолог?

Не сложно догадаться, что биолог, прежде всего, должен любить природу и интересоваться появлением и развитием жизни на Земле. Кроме того, настоящий биолог отличается:

  • аналитическим и логическим складом мышления;
  • любознательностью и терпеливостью;
  • аккуратностью и внимательностью;
  • наблюдательностью и богатым воображением;
  • хорошо развитой образной зрительной памятью;
  • усидчивостью и способностью к концентрации внимания;
  • ответственностью и честностью.

Необходимо отметить, что поскольку работа биолога предполагает участие в лабораторных исследованиях, в которых достаточно часто используется различные химические препараты, специалист не должен иметь склонности к аллергии.

Преимущества профессии биолога

Как уже говорилось выше, биология является активно развивающейся отраслью науки, открывающей перед специалистами огромные перспективы для карьерного роста и самореализации. Еще одним несомненным преимуществом профессии биолога является востребованность. По мнению экспертов рынка труда, эта профессия в ближайшие годы может стать одной из самых востребованных и высокооплачиваемых.

Немаловажным преимуществом этой профессии также является большое разнообразие учреждений и организаций, в которых можно проявить свой талант и профессиональные навыки.

Сегодня биологов с радостью принимают на работу в лаборатории при НИИ, природоохранные организации, заповедники, ботанические и экологические сады, исследовательские институты, экологические организации, отрасли сельского хозяйства и сферы образования (школы, колледжи, ВУЗы).

Недостатки профессии биолога

Несмотря на то, что биология является одной из самых востребованных отраслей науки в мире, в России эта сфера деятельности находится еще только на стадии становления, поэтому зарплата у биологов невысока. Особенно, если они работают в государственных учреждения (например, в лабораториях при НИИ или школах).

Работа “практикующего” биолога (специалиста, который занимается изучением живых организмов в условиях их естественной среды обитания) предусматривает частые командировки.

Этих специалистов можно встретить везде: и в пустыне, и в тундре, и высоко в горах, и в поле и на опытной сельскохозяйственной станции.

Естественно не всегда можно проводить исследования в комфортных условиях, поэтому будущие биологи должны быть готовы к жизни в спартанских условиях.

Для успешного трудоустройства молодым специалистам, чаще всего, одной теоретической подготовки недостаточно. Поэтому студентам-биологам необходимо заранее позаботится о практическом опыте работы (то есть, еще в процессе обучения искать работу по специальности, максимально приближенной к будущей профессии).

Где можно получить профессию биолога?

Получить профессию биолога в России сегодня очень легко, поскольку практически в каждом медицинском ВУЗе имеются профильные факультеты (биологический, биоинженерный, агрономический и т.д.). Поэтому выбор того или иного университета зависит исключительно от личных интересов и возможностей.

Естественно, среди ВУЗов имеют и несомненные лидеры, выпускники биологических факультетов которых получают высокооплачиваемую работу намного чаще, чем выпускники других учебных заведений.

Поэтому если Вы заинтересованы в успешном трудоустройстве, то рекомендуем Вам, прежде всего, попытаться стать студентом таких ВУЗов, как:

  • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова – биологический факультет;
  • Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева – факультеты: агрономический, почвоведения, зооинженерный, агрохимии и экологии, садоводства и овощеводства;
  • Санкт-Петербургский государственный университет – биолого-почвенный факультет;
  • Московский государственный университет прикладной биотехнологии – факультеты: автоматизация биотехнических систем и пищевая биотехнология;
  • Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологий им. К.И. Скрябина – факультеты: зоотехнологий и агробизнеса, ветеринарно-биологический.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/106_osobennosti-professiy-biolog.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.