“фотоника и оптоинформатика”: обучение профессия и кем работать

Факультет фотоники и оптоинформатики Университет ИТМО

Декан факультета – Козлов Сергей Аркадьевич, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор физико-математических наук, профессор, лауреат премии Ленинского комсомола по науке и технике, руководитель Российской научной школы «Фемтосекундная оптика и фемтотехнологии».

Миссия факультета.

Открывать возможности для гармоничного развития конкурентоспособной личности и готовить элитные кадры, которые способны успешно действовать в условиях быстро меняющегося мира и обеспечивать опережающее развитие индустрии по направлению «Фотоника и оптоинформатика».

Факультет Фотоники и оптоинформатики осуществляет подготовку бакалавров и магистров по одноименному образовательному направлению «Фотоника и оптоинформатика».

Фотоника — это область науки и техники, связанная с использованием светового излучения (или потока фотонов) в оптических элементах, устройствах и системах, в которых генерируются, усиливаются, модулируются, распространяются и детектируются оптические сигналы.

Оптоинформатика — это недавно выделившаяся и доминирующая в последние годы область фотоники, в которой создаются оптические технологии передачи, приема, обработки, хранения и отображения информации.

Ключевые направления научно-образовательной фокусировки факультета.

  • Квантовые технологии:
    • Квантовые коммуникации
    • Квантовые вычисления
    • Квантовые повторители
  • Многофункциональные материалы;
  • Гибридные наноматериалы;
  • Фемтотехнологии, включая терагерцовые технологии, и основанные на них биотехнологии.

В рамках образовательного направления «Фотоника и оптоинформатика» факультет готовит специалистов для одной из самых инновационных областей современной науки и техники, развивающейся на основе лазерных технологий, квантовых технологий, нанотехнологий и новых оптических материалов. В этой области разрабатываются и создаются:

  • оптические технологии сверхскоростной передачи записи и хранения информации,
  • оптические и квантовые процессоры,
  • системы искусственного интеллекта,
  • информационно-телекоммуникационные системы нового поколения,
  • энергоэффективные технологии,
  • перспективные материалы и технологии фотоники.

В процессе обучения бакалавры и магистры получают глубокие знания и практические навыки в следующих областях:

  • оптическая физика,
  • физика наноразмерных объектов,
  • оптическая и квантовая информатика,
  • оптическое материаловедение,
  • системы и технологии фотоники,
  • теория информации и информационных систем,
  • архитектура вычислительных систем,
  • технологии программирования,
  • перспективные материалы фотоники,
  • инновационный менеджмент в области высоких технологий.

Техническое оснащение

Факультет располагает несколькими десятками учебных и научно-исследовательских лабораторий и центров. Среди них такие авторитетные в научном мире структуры, как:

Международный институт Фотоники и оптоинформатики, включая:

  • Международный научный центр оптической и квантовой информатики, биофотоники,
  • Научно-исследовательский центр оптического материаловедения.

Международный научно-образовательный центр физики наноструктур, включая:

  • Центр «Информационные оптические технологии».

Для подготовки специалистов, востребованных на рынке труда, факультет активно сотрудничает с фирмами и компаниями – лидерами в своей области.

В соответствии с учебными планами, включающими сквозную систему курсовых исследовательских работ и научно-технологических практик, уже со второго курса студенты факультета получают возможность участвовать в работе над действующими проектами, в области фотоники и оптоинформатики, ведущимися Международными научно-исследовательскими центрами по госзаказам Министерства образования и науки РФ, российским и международным грантам и контрактам.

Важным компонентом в подготовке инженеров и ученых мирового уровня является организация и проведение факультетом совместно с другими образовательными и научными организациями и обществами Международных молодежных школ и конференций, создание и развитие молодежных научных ассоциаций, а также Российских и Международных отделений научных обществ.

Среди студентов и аспирантов факультета — стипендиаты Президента РФ и Правительства РФ, победители конкурсов лучших научных работ, проводимых Российской Академией наук, Министерством образования и науки РФ, крупнейшими мировыми научными обществами и фондами (INTAS, SPIE, CRDF, OSA).

БАКАЛАВРИАТ

Направление подготовки – 12.03.03 «Фотоника и оптоинформатика»

Образовательные программы

Квантовые технологии в коммуникациях

Цель программы – подготовка специалистов мирового уровня в области информационно-телекоммуникационных систем нового поколения.

Студенты программы приобретают фундаментальные знания в области оптической и квантовой физики, теории информации и информационных систем. В период обучения студенты работают по реальным проектам лабораторий Международного института фотоники и оптоинформатики и приобретают уникальный опыт применения на практике полученных фундаментальных знаний.

Базовыми проектами программы являются:

  • разработка оптических и квантовых технологий сверхскоростной передачи, обработки и записи информации;
  • разработка систем оптических и квантовых коммуникаций;
  • проектирование систем искусственного интеллекта, оптических и квантовых процессоров;
  • разработка программного обеспечения для систем фотоники и оптоинформатики.

Фемтотехнологии фотоники и оптоинформатики

Цель программы – подготовка специалистов мирового уровня в области разработки и эксплуатации быстродействующих систем и устройств фотоники на основе фемтотехнологий.

Студенты программы приобретают фундаментальные знания в области оптической и квантовой физики, в том числе физики взаимодействия интенсивного изучения сверхкороткой длительности с веществом в различных его состояниях. В период обучения студенты работают по реальным проектам лабораторий Международного института фотоники и оптоинформатики и приобретают уникальный опыт применения на практике полученных фундаментальных знаний.

Базовыми проектами программы являются:

  • создание и эксплуатация лазеров и лазерных систем, в том числе, с источниками фемтосекундной длительности;
  • использование оптических методов и фемтотехнологий при исследовании и разработке систем фотоники различного назначения;
  • разработка и применение голографических технологий.

Физика наноструктур

Программа ориентирована на студентов, которые хотят заниматься физикой наноразмерных объектов, а именно, синтезом, модификацией и исследованием квантовых точек, углеродных наноструктур (графен, фуллерены, нанотрубки, наноалмазы), плазмонных наночастиц и др.

У студентов есть выбор практической ориентированности образовательных траекторий в области биомедицины или энергоэффективных технологий.

Нанотехнологии – ключ к инновационному решению современных проблем электроники, телекоммуникаций, космической и атомной техники, экологии, биологии, медицины и энергетики.

Выпускники получают навыки работы для трудоустройства в исследовательских учреждениях, в высокотехнологичном производстве, медицинских и фармакологических компаниях, бизнесе, связанном с производством и реализацией инновационной продукции. Уникальный опыт стажировок и обучения за рубежом открывает широкие возможности для самореализации.

МАГИСТРАТУРА

Направление подготовки – 12.04.03 «Фотоника и оптоинформатика»

Образовательные программы

Биофотоника

Цель программы – подготовка специалистов мирового уровня в области разработки и эксплуатации быстродействующих систем и устройств фотоники, а также лазерно-оптических методов диагностики в медицине, биологии на основе фемтотехнологий.

Выпускники востребованы в следующих сферах профессиональной деятельности:

  • создание и эксплуатация биомедицинских комплексов, использующих лазерные системы, в том числе с источниками излучения фемтосекундной длительности;
  • создание и эксплуатация лазеров и лазерных систем различного назначения;
  • разработка и создание устройств и систем фотоники и оптоинформатики для биомедицинских целей.

Квантовые технологии в коммуникациях

Цель программы – подготовка специалистов мирового уровня в области информационно-телекоммуникационных систем нового поколения.

Студенты программы приобретают фундаментальные знания по таким профильным дисциплинам, как: «Оптические линии связи и квантовые коммуникации», «Оптические системы записи, хранения и отображения информации», «Материалы и технологии интегральной и волоконной оптики».

Выпускники востребованы в следующих сферах профессиональной деятельности:

  • создание и эксплуатация оптических и квантовых устройств и систем передачи, обработки и записи информации;
  • создание и эксплуатация лазеров и лазерных систем различного назначения;
  • разработка программного обеспечения при создании систем фотоники и оптоинформатики.

Физика и технология наноструктур (СОП)

Образование адаптировано для выпускников бакалавриата физических и технических специальностей и предлагает углубленную подготовку в новых и быстроразвивающихся областях нанотехнологий и нанофотоники, что позволяет легко ориентироваться и быть востребованным на современном высокотехнологичном рынке труда.

Обучение проводят ведущие специалисты в области синтеза, характеризации и практического применения квантовых наноструктур различного типа в оптоэлектронике, фотонике, биологии и медицине.

Все студенты во время обучения трудоустраиваются для участия в коммерческих исследовательских проектах, которые проводятся в международном научно-образовательном центре «Физика наноструктур», расположенном в Технопарке Университета ИТМО.

Обучение реализуется совместно с кафедрой микро- и нанонауки финского Университета Аалто (Хельсинки), что позволяет выпускникам получить два диплома (российского и европейского образцов) ведущих мировых вузов.

Перспективные материалы и технологии фотоники (СОП)

Основной целью программы является подготовка высококвалифицированных научных кадров в области разработки и исследования перспективных материалов и технологий фотоники, включая современные наноматериалы и нанотехнологии фотоники и оптоинформатики.

Программой предусмотрено приобретение выпускниками фундаментальных и прикладных профессиональных знаний в области разработки и синтеза перспективных материалов фотоники.

При этом акцент в обучении студентов делается на навыки разработки и применения перспективных материалов для волноводной фотоники, нелинейной, дифракционной, интерференционной, биомедицинской, фемтосекундной и дисплейной оптики.

Программой предусмотрено использование совместных образовательных, технологических, научных и инновационных ресурсов Университета ИТМО и Университета Восточной Финляндии (University of Eastern Finland).

Выпускники имеют практический опыт исследования основных физико-химических свойств оптических материалов, в том числе, наноматериалов, и востребованы, как в научной сфере, так и в оптической и лазерной промышленности.

ТРУДОУСТРОЙСТВО

  • ООО Научно-производственное предприятие «Цифровые радиотехнические системы,
  • Компания «Квантовые коммуникации»,
  • Компания «Специальные Системы. Фотоника»,
  • ФТИ им. А.Ф. Иоффе,
  • Санкт-Петербургский Научный Центр РАН (СПб НЦ РАН),
  • Центр им. В.А. Алмазова,
  • Компания НИПК «Электрон»,
  • ОАО «ЛОМО»,
  • Компания «ЛОМО Фотоника»,
  • Компания «ФТИ Оптроник»,
  • ООО НПП «Лазерные технологии»,
  • ООО «Корнинг»,
  • ООО «НТЦ ПРОТЕЙ»,
  • Группа компаний «Автосат»,
  • ОАО УОМЗ филиал «Урал-ГОИ»,
  • Компания «Петер-сервис»,
  • ЗАО «Транзас Авиация»,
  • ЦНИИ «Комета»,
  • ООО «Авеста»,
  • АО «НИТИОМ»,
  • АО «НИИ ОЭП»,
  • АО «Электронстандарт Прибор»,
  • ОАО «Авангард»,
  • ЗАО «Светлана-Рост»,
  • ООО «ОЭС Спецпоставка»,
  • ООО «Тидекс»,
  • АО «Лыткаринский завод оптического стекла»,
  • Luxembourg Institute of Science and Technology,
  • ETH Zurich,
  • Eindhoven University of Technology.

Источник: http://www.ifmo.ru/faculty/12/

О работе научно-образовательного направления «фотоника и оптоинформатика» инновационной образовательной программы с.а. козлов. – презентация

1 О работе научно-образовательного направления «Фотоника и оптоинформатика» инновационной образовательной программы С.А. Козлов

2 Инновационная образовательная программа гг. Цель программы – развитие инновационной системы подготовки специалистов нового поколения по пяти выбранным научно- образовательным направлениям в области информационных и оптических технологий на основе качественного обновления методического, организационного, инфраструктурного и кадрового обеспечения Университета.

3 Научно-образовательные направления НОН 1: Технологии программирования и производства программного обеспечения НОН 2: Встроенные вычислительные системы НОН 3: Интегрированные компьютерные технологии проектирования и производства приборов и систем НОН 4: Фотоника и оптоинформатика НОН 5: Лазерные технологии и системы

4 Исполнители работ по НОН 4 Факультет фотоники и оптоинформатики: Кафедра фотоники и оптоинформатки Кафедра оптоинформационных технологий и материалов Кафедра компьютерной фотоники Кафедра оптической физики и современного естествознания Кафедра оптики кванторазмерных систем Факультет точной механики и технологий: Кафедра нанотехнологий и материаловедения

5 Инновационная образовательная программа гг. Задача 1: Разработка образовательного блока, направленного на формирование новых и качественно усовершенствованных образовательных программ.

6 Задача 1 для НОН 4 Завершение разработки первой в России бакалаврской программы по направлению «Фотоника и оптоинформатика» и создание пяти новых магистерских программ: «Оптические материалы фотоники и оптоинформатки», «Оптические технологии передачи, записи и обработки информации», «Компьютерная фотоника», «Оптика наноструктур», «Интегрально-оптические элементы фотоники».

7 Задача 1 для НОН 4 Модернизация учебно-методических комплексов по модулям дисциплины бакалаврского уровня. Создание учебно-методических комплексов по модулям дисциплины магистерского уровня

8 Учебно-методический комплекс НаименованиеОбъем час. Число элементовГод разра- ботки МПКЛЭПКЗАДИМ Направление 4: Фотоника и оптоинформатика Общее ядро бакалаврской и магистерской программ 1.

Оптическое материаловедение8005/52/31/30/ 50/ /74/55/100/ 72/ Фотоника11009/154/53/400/150/345/ /120/40/270/120/211/ Нанотехнологии и /5 1/371/ Оптоинформатика7005/75/63/6 2/351/ Магистерская программа Оптические материалы фотоники и оптоинформатики 5.

Конденсированные лазерные среды1001/31/ /50/30/ Волноводная фотоника1501/31/10/ /101/ Фоточувствительные и радиационностойкие материалы 1001/31/10/30/ / Материалы и технологии интегральной оптики /41/21/70/40/101/ Магистерская программа Оптические технологии передачи, записи и обработки информации 9.

Оптические линии связи /2 1/11/30/ Оптические системы записи, хранения, обработки информации /32/22/41/31/ Фемтосекундная оптика и фемтотехнологии /21/11/21/11/70/ Квантовая информатика и параллельные вычисления в оптике и оптоинформатике /42/2 1/21/8 2008

9 Магистерская программа Компьютерная фотоника 13.

Компьютерные технологии фотоники и оптоинформатики /31/11/90/30/ Методы, приборы и системы компьютерной фотоники /31/11/70/30/80/ Методы и техника цифровой голографии и томографии /31/11/40/30/80/ Теория распознавания образов и спец разделы компьютерной фотоники /31/11/40/30/80/72008 Магистерская программа Оптика наноструктур 17.Современная физика и оптика твердого тела, оптика полупроводников, диэлектриков и металлов 2001/31/1 0/ Физика и технология гетероструктур, оптика квантовых наноструктур /31/1 0/ Техника физического эксперимента в системах с пониженной размерностью /31/1 0/ Наноструктуры в электронике, оптоинфор- мационных системах, биологии и медицине 1001/31/1 0/ Магистерская программа Интегрально-оптические элементы фотоники 21.Оптические полимеры и нанокомпозиты2001/1 0/ /12008

10 Полимерные планарные элементы фотоники 150 1/2 1/11/20/ / Технологии спектрального мультиплексирования для оптической связи 100 1/1 0/ Применение элементов фотоники в специальной аппаратуре 100 1/ ИТОГО 23 модуля по направлению /4518/2211/547/ 363/ 1106/ /5921/3124/11 2 8/ 5410/ /

11 МОДУЛЬ ДИСЦИПЛИН бакалаврской подготовки «ОПТОИНФОРМАТИКА»

12 Модуль дисциплин «ОПТОИНФОРМАТИКА» 1.Основы оптоинформатики 2.Прикладная голография 3.Оптические технологии искусственного интеллекта 4.Технологии программирования 5.Моделирование оптических материалов и процессов 6.Нелинейная оптика Печатные издания Электронные издания Общий объем модуля 700 часов Аудиторные занятия 175 часов Самостоятельная работа 525 часов Дисциплины: Подготовлено:

13 «ОПТОИНФОРМАТИКА» Печатные виды УМК 1350 страниц печатных материалов для 10 учебно-методических пособий: 6 УМП по дисциплинам направления ФиОИ 3 УМП для выполнения экспериментального практикума 1 методическое указание по выполнению курсовых и дипломных работ В рамках выполнения УМК проведено рецензирование материалов ведущими специалистами ИТМО В рамках выполнения УМК проведено рецензирование материалов ведущими специалистами ИТМО

14 «ОПТОИНФОРМАТИКА» Электронные виды УМК 750 слайдов для электронных презентаций лекционных курсов размещены в системе ЦДО и используются в текущей учебной деятельности кафедры

15 «ОПТОИНФОРМАТИКА» Электронные виды УМК 2100 тестовых вопросов размещены в системе ЦДО, тестирование по которым введено в учебный процесс кафедры с первого семестра 2007/08 учебного года. Студенты 4-го курса факультета ФиОИ на тестировании в компьютерном классе кафедры.

16 35 виртуальных лабораторных работ 3 Лазеры: порог генерации и плотность фотонов 4 Лазеры: Синхронизация мод 2 Дифракция

17 «Оптоинформатика» – электронные виды УМК 35 видеорядов, сопровождающих лекционные курсы

18 «ОПТОИНФОРМАТИКА» Электронные виды УМК ГЛОССАРИЙ – более 350 терминов

19 «ОПТОИНФОРМАТИКА» Электронные виды УМК ГЛОССАРИЙ – более 350 терминов

20 В результате выполнения УМК для модуля дисциплин бакалаврской подготовки «Оптоинформатика»: 1.Введены новые формы работы преподавателей кафедры ФиОИ со студентами: тестирование, проведение виртуальных лабораторных работ. 2.

Повышен уровень и улучшено качество учебно- методической работы преподавателей: сопровождение лекций видеорядами, презентациями, использование глоссария. 3.Созданы условия для возможности внедрения модульной системы обучения студентов.

В создании УМК принимали участие более 30 сотрудников, преподавателей, студентов кафедры ФиОИ В создании УМК принимали участие более 30 сотрудников, преподавателей, студентов кафедры ФиОИ

21 Инновационная образовательная программа гг. Задача 2: Разработка блока интеграции образования, науки и инновационной деятельности

22 Задача 2 для НОН 4 Создание научно-образовательного центра по проблемам оптической томографии и цифровой голографии; Модернизация регионального учебно-научного центра «Методы и средства нанодиагностики и наномодификации материалов» и центра фемтосекундной оптики и фемтотехнологий; Создание учебной лаборатории НИИ оптоинформатики по компьютерному моделированию оптических материалов и процессов, лаборатории компьютерного моделирования и параллельных вычислений в оптоинформаткие, учебно-научной лаборатории «Оптические свойства полупроводников, диэлектриков и металлов», учебно-научной лаборатории «Оптика квантовых наноструктур», учебно-научной лаборатории по технике физического эксперимента; Модернизация учебной лаборатории оптических технологий искусственного интеллекта и учебной лаборатории оптоинформатики;

23 Задача 2 для НОН 4 Создание учебного опытно-производственного участка НИИ оптоинформатики по формообразованию оптических поверхностей и обработке оптических материалов, учебно-технологического участка формирования и тестирования полимерных интегрально-оптических структур; Модернизация учебного опытно-производственного участка НИИ оптоинформатки «Синтез оптических материалов», учебного опытно-производственного участка НИИ оптоинформатки по формированию элементов фотоники; Организация и проведение регулярных (ежегодных) международных школ и конференций, в том числе в 2007 году – 5-й Международной конференции молодых ученых и специалистов «Оптика 2007», 6-й встречи студенческих отделений SPIE, в 2008 году – 2-й Международный научной конференции «Optical Sensing and Artificial Vision », 5-го Международного оптического конгресса «ОПТИКА XXI век», включающего школу молодых ученых и специалистов «Оптика-2008», конференцию «Оптоинформатика-2008», 7-ю встречу студенческих отделений SPIE, конференцию «Фундаментальные проблемы оптики »; Создание инфраструктуры ресурсного обеспечения регулярных международных конференций, молодежных школ и научно-практических семинаров, интегрированной с данным научно-образовательным направлениям.

24 Лаборатория высокотемпературного синтеза оптических материалов кафедры ОТиМ Закупка платиновых варочных комплектов для высокотемпературного синтеза стекол – тигли, проволока и мешалки

25 Лаборатория низкотемпературного золь-гель синтеза нанокомпозитов на кафедре ОТиМ Закупка микроволновой автоклавной системы

26 Лаборатория по прецизионной механической обработке оптических материалов на кафедре ОТиМ Закупка станков по раскрою, шлифовке и полировке оптических материалов

27 Лаборатория голографии кафедры ОТиМ Закупка гелий-кадмиевого лазера для записи голограмм

28 Студент 4-го курса работает с системой спектральной томографии Учебный интерферометр Майкельсона, оборудованный видеокамерой

29 Цветная цифровая голография Зеленый Красный Цветной

30 Суперлюминесцентный диод Цифровой микроскоп Волоконный спектрометрmeter Оборудование

31 Новое научное оборудование основа выполнения диссертаций и дипломов на современном уровне Аспирант Фокина М.И. и студент Шекланова Е.Б. настраивают лазерный литограф. Линейка технологических приборов для нанесения тонких пленок Студенты проводят исследование нелинейно- оптических свойств нано- стеклокерамики Проведение голографического эксперимента студентами

32 Лаборатория центра фемтосекундной оптики и фемтотехнологий Лаборатория параллельных вычислений в нанофотонике и оптоинформатике

33 Инновационная образовательная программа гг. Задача 3: Разработка кадрового блока, обеспечивающего повышение научно- педагогического потенциала и мотивации активности сотрудников

34 Связи с представителями промышленности и зарубежных ведущих университетов Демонстрирация установки терагерцовой спектроскопии Российским заказчикам – получен Госконтракт «Досмотр-Д» на 9 млн. руб. Известный ученый проф.

Isabelle Ledoux- Rax (Франция), приглашенный в рамках Инновационной программы проводит доклад на семинаре Известный ученый в области физики лазеров проф. Anne Tropper (Университет Саутгемптон,а Великобритания) в лаборатории Профессор И.Ю.

Денисюк перед научным докладом в Саутгемптоне Магистрантка Е.Буяновская представляла наш Университет в Сан-Диего США

35 Участники и партнеры реализации Программы НОН 4 1Кафедры и научные подразделения университета 9 2Довузовские структуры3 3Российские университеты5/5 4Зарубежные университеты13/15 5Институты и организации РАН5/5 6Санкт-Петербургские компании- партнеры 13 7Российские компании-партнеры6 8Зарубежные компании-партнеры7/12 9Российские и зарубежные фонды и организации 10/6 РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВУЗА ПО НОН 4 «ФОТОНИКА И ОПТОИНФОРМАТИКА» Таблица 1. Количество участников и партнеров реализации научно-образовательных направлений Программы

36 Достигнутые количественные показатели НОН 4 Годы Компетентностные модели выпускников 6/ Магистерские программы 6/ Инновационные учебно- методические комплексы 23/ Методические и/или учебные пособия 23/ / Конспекты лекций и/или семинарских занятий 18/ / Электронные презентации курсов 11/ / Комплекты контрольных заданий и тестов 7/ / Анимированные учебные демонстрации 3/ / Интерактивные модели с сетевым доступом / Таблица 2 Итоги реализации образовательного блока по научно-образовательным направлениям

37 Достигнутые количественные показатели НОН 4 Годы Разработка программных продуктов 1/ /12008 Закупаемые программные продукты 3/ / Создание центров, лабораторий и участков /62008 Модернизация центров, лабораторий и участков 6/ Конференции и семинары 5/ / Доклады и статьи 80/ / Доклады и статьи студентов 40/ / Интернет-представительства, кол.

2/ /22008 Договора с предприятиями на целевую подготовку, кол.

25/32008 Таблица 3 Количественные показатели итогов реализации блока интеграция науки, образования и инновационной деятельности Достигнутые количественные показатели НОН 4 Годы Трудоустройство выпускников, процент Студенты, участвующие в НИР, процент Магистерские диссертации, выполненные в рамках НИР, процент Доля СРС в учебном процессе, (не менее) процент

38 Выводы: Инновационная образовательная программа по НОН 4 «Фотоника и оптоинформатика» выполняется успешно. Появились новые конкурентные преимущества Университета на рынке образовательных и научных услуг.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/233669/

Технолог

  

ТЕХНОЛОГ– специалист, которыйпланирует и организует производство, выбирает оптимальные режимытехнологических процессов, определяет основные характеристики выпускаемойпродукции, используя современные методы контроля качества, разрабатывает иведет техническую документацию.

Технологические процессы были известны еще, когда первобытные людисоздавали орудия труда, разрабатывая механизм обработки камня, а затем иметалла.

Первое упоминание в письменности – в Древней Греции. Втот момент эти процессы ассоциировались с искусством. Но постепенно они перешлина производство орудий труда и ремесленничество. При этом каждый процессизготовления определенных предметов постепенно обретал свои строгие правила –технологии.

С течением времени они развивались и  совершенствовались.  В наши дни производственные мощности достиглиапогея. Большинство процессов автоматизировано. Поэтому профессия технолога какникогда актуальна.

В связи с обширностью вариантов применения и особенностямикаждой сферы, данную специальность делят на массу более узкоквалифицированныхнаправлений.

Данная профессия заключается в контроле выполнениявсех обязательных процессов при производстве продукции.

Специальность строгоклассифицируется по отраслям промышленности:

– пищевая- технология подготовки и обработки продуктов питания;

– легкая- технология обработки тканей и техника создания выкроек, пошиваизделий;

– химическая- правила техники безопасности и строгое соблюдениетехнологических составляющих;

– металлургия- методы обработки и порядок их применения;

-нефтеперерабатывающая;

– полиграфия- изготовление бумаги и нанесения на нее рисунков и букв;

– обработка дерева.

Где обучают

Для того чтобы получить диплом технолога, следует выбрать одну изспециализаций:

– технологии разделения изотопов и ядерное топливо;

– технология изделий легкой промышленности;

– техническая физика;

– ядерная энергетика и теплофизика;

– технология пищевой промышленности;

ника и оптоинформатика;

– технологические машины и оборудование.

Для получения диплома технолога следует выбрать один из вузов страны, вкотором есть данная специальность или предмет технология производства. 

Кем и где работать
Работа технолога заключается в выполнении рядаобязательных процессов:

общение с персоналом;

-функция контроля производственных процессов;

-контроль качества продукции;

-нтеллектуальный труд;

-работа по устранению мелких неполадок в оборудовании;

-разработка совершенных техник проверки качества продукции, которые помогутболее точно отображать полную картину;

-составление должностных инструкций по технологическим процессам дляперсонала;

-обучение вновь прибывших сотрудников и принятие решения о прохождении имииспытательного срока;

-составление технической документации и отчетов об эффективностипроизводства;

-выдвижение предложений о повышении качества продукции и улучшения всехэтапов ее изготовления.

Профессионально важные качества: 

– избирательность, переключение и распределение внимания;

– развитая сенсорная память;

– практическое и логическое мышление

Востребованность

Профессия технолога считается не слишкомвостребованной. Связано это со слабым развитием и расширением производства.Вакансии появляются в случаях увольнения или карьерного роста специалистов. Нотехнологи могут работать и по специальностям той отрасли, в которой получилиобразование. Например, повар-технолог с легкостью может трудоустроиться простымсотрудником общепита.

мышление.

Медицинские противопоказания: инфекционные заболевания,туберкулез.

“,”author”:””,”date_published”:null,”lead_image_url”:”https://lh4.googleusercontent.com/proxy/peRVVdkDjEqWShIWDsoTU-NVw8k5Un8tW8VxryGmIKu1RQNRaRMrIbsq6YU3LRuELbjmrIzOt4w=w1200-h630-p-k-no-nu”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://proforientacia123.blogspot.com/p/blog-page_67.html”,”domain”:”proforientacia123.blogspot.com”,”excerpt”:”ТЕХНОЛОГ – специалист, который планирует и организует производство, выбирает оптимальные режимы технологических процессов, опред…”,”word_count”:417,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://proforientacia123.blogspot.ru/p/blog-page_67.html

Фотоника и оптоинформатика

Фотоника и оптоинформатика – страница №1/1

Направление подготовки 200600

ФОТОНИКА И ОПТОИНФОРМАТИКА

Степень выпускника – бакалавр техники и технологии; магистр техники и технологии

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки

бакалавра – 4 года; магистра — еще 2 года.

Квалификационная характеристика: Выпускник по направлению 200600 – Фотоника и оптоинформатика может занимать следующие должности: “Инженер”, “Конструктор”, “Технолог”, “Программист”, “Научный сотрудник”.

За последние 25 лет произошел революционный скачок в оптической науке и технике. Созданы новые поколения лазеров, приемников излучения, оптических материалов, устройств и систем на их основе. Возникли целые направления – лазерная, интегральная, волоконная, адаптивная оптика, микро- и нанооптика.

Термин «оптика» постепенно заменяется новым обобщенным названием – «фотоника». Он охватывает область науки и техники, связанную с использованием света (или потока фотонов) в устройствах и системах.

Если в электронике главным действующим лицом является электрон, то в фотонике таковым является — фотон – самая быстрая из всех частиц материи.

А в фотонике выделилось новое динамичное направление, определяющее прогресс мировой науки и техники, – «оптоинформатика», связанная с созданием новых материалов, технологий и устройств для передачи, приема, обработки, хранения и отображение информации на основе оптических технологий. К примеру, без оптоинформатики, по существу, немыслим современный Интернет.

К перспективным примерам систем оптоинформатики можно отнести:

Оптические телекоммуникационные системы со скоростью передачи данных до40 терабит в секунду по одному каналу; оптические голографические запоминающие устройства сверхбольшой емкости до 1,5 терабайт на диск стандартных размеров; Многопроцессорные компьютеры с оптической межпроцессорной связью; Оптический компьютер, в котором свет управляет светом. Максимальная тактовая частота такого компьютера на 3–5 порядков выше существующих электронных аналогов; Фотонные кристаллыискусственные кристаллы с гигантской дисперсией и рекордно низкими оптическими потерями (0.001 дБ/км); Волоконно-оптические датчикидля дистанционного, безопасного и сверхточного мониторинга практически любых физических и химических величин.

За рубежом уже уделяется большое внимание подготовке кадров для научных центров и компаний в области фотоники и оптоинформатики. Потребность в специалистах такого профиля нарастает и у нас в стране. По прогнозам экономистов в Южном федеральном округе вскоре будет рост реального производства.

что увеличит спрос на специалистов в сфере высоких технологий, в частности, в области фотоники и оптоинформатики.

Здесь уже имеется много предприятий и НИИ, которые разрабатывают, используют или распространяют устройства фотоники и оптоинформатики, лазерной, волоконной, интегральной оптики и оптоэлектроники, в числе которых Ростовский НИИ радиосвязи (РНИИРС), завод «Квант», ВНИИ «Градиент», Азовский оптико-механический завод, «КавказТранстелеком», «Донтелеком», «Ростовэлектросвязь», компании «Билайн», «ТелеТу», «ААА», ОАО “Каменскволокно”, компании оптоволоконного кабельного телевидения (ЦТС-ТВ, “Телелайн”, “Титан”), множество торговых организаций.

Все это явилось причиной открытия на физфаке ЮФУ подготовки бакалавров и магистров техники и технологии по новому направлению 200600 – “Фотоника и оптоинформатика”. Более подробно с учебными планами и государственными образовательными стандартами специальности можно ознакомиться на сайте физфака (http://phys.rsu.ru/index.php?l=rus&c=info&id=spec)

В итоге выпускник по направлению “Фотоника и опто­информатика” будет знать:

  • математический аппарат и языки программирования, типовые программные продукты, ориентированные на решение научных и прикладных задач фотоники и оптоинформатики;
  • фундаментальные основы оптической физики, физики твердого тела, физики лазеров, фотоники и нанофотоники, физики и техники оптической связи, принципы построения и работы систем оптической передачи, обработки, хранения, отображения и защиты информации;
  • основные тенденции и направления развития лазерной, оптической техники, оптического материаловедения, оптических и информационных технологий;
  • принципы и методы проектирования и расчета оптико-информационной техники;
  • методы проведения оптико-физических исследований и измерений; принципы наладки и эксплуатации устройств и систем фотоники и оптоинформатики;
  • способы организации производства, основы маркетинга.

Источник: http://polpoz.ru/umot/fotonika-i-optoinformatika/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.