Формы обучения в аспирантуре: очная заочная и соискательство какие признаются

Содержание
  1. Поступление в очную или заочную аспирантуру
  2. Отзывы о компании – Аспирантура для заочников
  3. Гарантии лицам, совмещающим работу с обучением в аспирантуре
  4. Аспирантура: уровень образования
  5. Гарантии и компенсации сотрудникам, совмещающим работу с обучением в аспирантуре
  6. Порядок предоставления гарантий и компенсаций
  7. Предоставление отпусков лицам, допущенным к соисканию ученой степени
  8. Обучение в аспирантуре дистанционно: как проходит, заочная, очная
  9. Что такое дистанционное обучение в аспирантуре
  10. Поступление
  11. Обучение за рубежом
  12. Как проходит обучение в дистанционной форме
  13. Преимуществ и недостатки в сравнении с очной формой
  14. Преимущества и недостатки в сравнении с заочной формой
  15. Аспирантура на бюджетной основе – это реально, но нужно ли?, Формы обучения
  16. Бюджетная аспирантура и реальный взгляд на нее
  17. Бюджетная аспирантура: перспективы и “подводные камни” после получения диплома
  18. Заочная аспирантура и ее преимущества
  19. Соискательство и заочная аспирантура: быть или не быть?

Поступление в очную или заочную аспирантуру

Формы обучения в аспирантуре: очная заочная и соискательство какие признаются

Поступление в аспирантуру – дело серьезное! А что лучше — очная аспирантура или заочная? Вот в чем вопрос… Прочитав предложенную Вашему вниманию эту актуальную информационную и весьма содержательную статью, Вы найдете ответы на все эти вопросы.

Многие будущие аспиранты думают-гадают о том, как и в каком статусе числиться в аспирантуре: аспирантом очной или заочной формы обучения. Вот уж дилемма-дилемма…

Итак, имеет смысл уточнить, кто же такой аспирант? «Аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук».

Сколько лет необходимо обучаться в аспирантуре? «срок обучения в аспирантуре не может превышать три года в очной форме, четыре года в заочной форме». Для технических специальностей срок очного обучения продлен до 4-х лет.

Можно ли продлить обучение в аспирантуре, если аспирант оказался «тормозом по жизни»? «срок обучения в очной аспирантуре за счет средств бюджета продляется приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации на время отпуска по беременности и родам, а также на период болезни продолжительностью свыше месяца при наличии соответствующего медицинского заключения в пределах средств стипендиального фонда. Порядок продления срока обучения в аспирантуре по заочной форме и обучающихся на платной основе находится в ведении высшего учебного заведения и научного учреждения, организации».

Может ли отчисленный аспирант поступить заново в аспирантуру? Поступающим, ранее завершившим срок обучения в аспирантуре, будет отказано в поступлении на бюджетную аспирантуру: «лица, ранее прошедшие полный курс обучения в аспирантуре, не имеют права вторичного обучения в аспирантуре за счет средств бюджета». Однако, если отчисление наступило раньше полного срока обучения в аспирантуре, то «аспирант, отчисленный из аспирантуры до окончания срока обучения, может быть восстановлен на оставшийся срок обучения приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения, организации».

У аспиранта очной формы обучения есть небольшие такие, малюсенькие преимущества перед заочниками: «лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств бюджета, обеспечиваются государственными стипендиями» (что в реальной жизни в большинстве вузов и вузиков составляет 2,500 RUB с копейками для гуманитарных аспирантур).

При этом «Стипендия аспирантам очной формы обучения, зачисленным в счет контрольных цифр, выплачивается со дня зачисления, но не ранее дня увольнения [выделено мною] с предыдущего места работы». То есть, в некоторых вузах и НИИ перед тем, как начислить аспиранту стипендию, с аспиранта требуют запись об увольнении в трудовой книжке.

Соответственно, чтобы не мучаться с такой записью, на вопросы сотрудников отдела аспирантуры о месте работы, толковый работающий аспирант должен ответить, что он хронический безработный и трудовой книжки у него вообще нет и не было.

При этом оговорено, что «ректоры высших учебных заведений и руководители научных учреждений, организаций могут устанавливать надбавки к стипендиям аспирантов без ограничения их предельных размеров». И такое счастье иногда случается в реальной жизни, но, в основном, в технических вузах, где и так аспирантов с гулькин … К данной щедрой подачке «иногородним предоставляется общежитие».

Кроме того, если аспиранта попытаются заставить летом пахать на вуз в приемной комиссии, можно вежливо послать просящих в отказ, сославшись на то, что «аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре, пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца».

Однако от проведения лабораторных и семинарских занятий аспиранту-очнику будет нелегко отвертеться, ибо «ректоры высших учебных заведений должны предоставлять аспирантам, обучающимся по очной форме, по их желанию возможность выполнения Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации Преподаватель высшей школы с выдачей соответствующего документа […] если этот минимум не был освоен в процессе магистерской подготовки». И иногда кое-где руководство вузиков очень «настойчиво» предлагает такую «ВУЗможность». Или, как альтернативный вариант, указывают в уставе вузика или в иных нормативных внутриведомственных документах о необходимости проведения аспирантами очной формы обучения 50 часов преподавательской практики. Такие дела…

Зато у аспирантов-заочников тоже есть небольшие преимущества: «аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы.

К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель.

Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право соответственно на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже 100 рублей.

Организация-работодатель вправе предоставлять аспирантам по их желанию на четвертом году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы».

Однако в реальной жизни все эти декларативные права соблюдаются преимущественно у тех аспирантов, которым посчастливилось работать в бюджетных, а не коммерческих организациях. Кроме того, «аспирантам, обучающимся в аспирантуре по заочной форме обучения, предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации».

Кроме того, аспиранты, как очники, так и заочники, «пользуются бесплатно [выделено мною] оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры иностранных государств, участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно-педагогическими работниками высших учебных заведений и научными работниками научно-исследовательских учреждений (организаций)».

Всем удачи на вступительных экзаменах в аспирантуру!

©

Источник: http://phdru.com/admission/fulltimedistance/

Отзывы о компании – Аспирантура для заочников

Отзывы о компании - Аспирантура для заочников

Начало деятельности в аспирантуре – это ответственный шаг для студента. Для многих — это огромная жизненная перспектива.

В большинстве случаев туда идут учиться студенты – очники, но на самом деле есть еще и заочная аспирантура, которая существенно отличается от очной.

Сегодня мы вам расскажем о том, какая существует разница между очной и заочной аспирантурой, а также о том, куда выгоднее поступать.

Первым делом напомним о том, кто такой аспирант.

Это тот человек, который уже имеет диплом о высшем профессиональном образовании, но который тем не менее готовит ученую работу, а именно диссертацию, для соискания ученой степени.

Именно эта научная работа и будет считаться основанием для того, чтобы аспиранту был причислен статус ученого. Диссертация пишется на основании изучения в аспирантуре.

Что касается сроков обучения, то здесь сразу можн7о выявить разницу между очной и заочной формой. Для студентов – очников аспирантура длится не более 3-х лет. Для заочников этот срок продлен на год.

Студенты технических специальностей также учатся на очной форме в аспирантуре не более 4-х лет. Студентам очникам эти сроки могут продлеваться в соответствии с особыми причинами, например, из-за отпуска по уходу за ребенком.

Для заочников способы продления аспирантуры выясняются в индивидуальном порядке.

Если студента по каким-либо причинам отчисляют из аспирантуры, то у него всегда есть возможность восстановиться после отчисления. При этом не учитывается очная или заочная формы. Также очники могут получать стипендии в аспирантуре, в отличие от заочников.

Такая стипендия составляет в среднем 2500 рублей в месяц. При этом есть один важный момент. Перед тем, как начать начисления аспиранту, ему нужно предоставить документы о том, что он нигде не работает. То есть, такая стипендия считается заработной платой за обучение.

Но при этом аспиранту могут начисляться дополнительные средства, прибавленные к стипендии.

Если студенты ВУЗов должны отрабатывать летом на благо своего учебного заведения, то для аспирантов такая мера снимается. Они за время летних каникул не обязаны работать на ВУЗ.

Есть практика, когда в уставных документах университета прописывается информация о том, что аспиранты – очники должны какое-то время своего прохождения аспирантуры посвятить преподавательской или лабораторной деятельности.

Это не является обязательной мерой, но если она прописана в уставе, то аспирант обязан ее выполнять. НО это правило распространяется только на очников.

У заочников есть небольшая привилегия, которая выделяет их из общего числа студентов. Например, аспирант – заочник может брать на работе один раз в год оплачиваемый отпуск дополнительно с стандартному ежегодному. Более того, к ежегодному отпуску студента добавляется время, которое он тратит на поездку от работы до места учебы.

Проезд при этом оплачивается работодателем в полном объеме. На последнем году обучения у аспиранта – заочника будет возможность взять по два дня в неделю для осуществления каких-то своих нужд. Данные меры распространяются только на бюджетные организации, или другими словами, государственные.

Для студентов – заочников, готовящих диссертацию, также может предоставляться место в общежитии, наравне со студентами – очниками.

Как очники, так и заочники, аспиранты могут бесплатно ездить в командировки. Это относится к ученым семинарам, конференциям и собраниям. Это относится и к зарубежным странам. Таким образом, для аспирантов предоставляется масса ресурсов для осуществления свой профессиональной учебной деятельности.

Итак, подведем итоги вышесказанного.

  • Очная аспирантура предполагает 3 года обучения, а заочная 4 года.
  • Аспирантам – очникам предоставляется отсрочка от армии. Заочникам такая отсрочка не предоставляется.
  • Аспирантам – очникам, обучающимся на бюджетной основе, выплачивается стипендии. Если очник учится платно, то и стипендия ему не предоставляется. Заочникам не выплачивается ничего, независимо от формы обучения.
  • У студентов – очников есть возможность преподавать в своем университете или институте.
  • Очникам, учащимся в аспирантуре, предоставляются всевозможные скидки, включая проезд, стоимость посещения театров, кино и прочих развлекательных мест. У заочников нет никаких льгот.

Итак, мы разобрались в разнице между очной и заочной аспирантурой. В следствие этого мы делаем вывод, что учеба в аспирантуре на очной форме во многом выгоднее, чем на очной.

Многие попросту не видят смысла поступать в аспирантуру на заочное отделение из-за отсутствия льгот и привилегий. Дело в том, что аспиранты – очники продолжают учиться именно потому, что они не хотят попасть в армию.

В то же время заочники лишены такой возможности.

Источник: http://xn--d1acynfdde.xn--p1ai/664-aspirantura-dlya-zaochnikov.html

Гарантии лицам, совмещающим работу с обучением в аспирантуре

Гарантии лицам, совмещающим работу с обучением в аспирантуре

Нередко молодые сотрудники поступают в аспирантуру и обучаются в ней, вследствие чего обращаются к работодателю с просьбой предоставить им дополнительные дни отдыха, в том числе с сохранением заработной платы, при необходимости посещения занятий, сдачи экзаменов, а также в иных подобных случаях.

Мы рассмотрели вопрос о гарантиях, предусмотренных действующим законодательством для лиц, совмещающих работу с обучением в аспирантуре.

К какому уровню образования относится аспирантура? Какие гарантии предоставляются аспирантам? Каков порядок предоставления данных гарантий? Каким образом предоставляются отпуска лицам, допущенным к соисканию ученой степени?

Аспирантура: уровень образования

Согласно ранее действовавшему законодательству аспирантура рассматривалась как послевузовское профессиональное образование. В настоящее время правовые акты в сфере образования претерпели существенное изменение.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 273-ФЗ) в РФ установлены следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование – бакалавриат;

3) высшее образование – специалитет, магистратура;

4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

Как следует из п. 7 ст. 60 Федерального закона N 273-ФЗ, под подготовкой кадров высшей квалификации понимается освоение программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки.

Таким образом, обучение в аспирантуре рассматривается как высшее образование самостоятельного уровня образования.

Гарантии и компенсации сотрудникам, совмещающим работу с обучением в аспирантуре

Статья 173.1 ТК РФ устанавливает, что работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право:

– на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка. При этом к ежегодному дополнительному отпуску работника добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно, с сохранением среднего заработка. Указанный проезд оплачивает работодатель;

– на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы. Работодатель вправе предоставлять работникам по их желанию на последнем году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

Отметим, что данные гарантии и компенсации предусматриваются только для аспирантов-заочников. Аспиранты, обучающиеся по очной форме обучения, не обладают правом на получение указанных гарантий и компенсаций. Вероятно, это связано с тем, что очная аспирантура должна являться основным местом работы (учебы).

Работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, а также лица, являющиеся соискателями ученой степени кандидата наук, имеют также право на предоставление им по месту работы ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью три месяца для завершения диссертации на соискание ученой степени кандидата наук с сохранением среднего заработка.

Кроме того, следует отметить, что законом не предусмотрены какие-либо отпуска для сдачи вступительных экзаменов в аспирантуру. Таким образом, отсутствие на работе по данному основанию должно быть согласовано с работодателем и оформлено в виде отпуска без сохранения заработной платы. Сроки предоставления дополнительных отпусков также требуют согласования с работодателем.

Порядок предоставления гарантий и компенсаций

Порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением в аспирантуре, установлен ст. 177 ТК РФ. Он аналогичен порядку предоставления гарантий и компенсаций в иных случаях совмещения сотрудниками работы с обучением.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, предоставляются при получении ими образования соответствующего уровня впервые, то есть только в том случае, если ранее сотрудник аспирантуру не оканчивал.

Вместе с тем предусмотренные гарантии и компенсации также могут предоставляться работникам, которые уже проходили обучение в аспирантуре, но которые были направлены на обучение работодателем в соответствии с трудовым или ученическим договором, заключенным между работником и работодателем в письменной форме. Такие случаи встречаются на практике крайне редко.

К дополнительным отпускам, предусмотренным ст. 173.1 ТК РФ, по соглашению между работодателем и работником могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска.

Кроме того, напомним, что работнику, совмещающему работу с получением образования одновременно в двух организациях, осуществляющих образовательную деятельность, гарантии и компенсации предоставляются только в связи с получением образования в одной из этих организаций (по выбору работника).

Форма справки-вызова, дающей право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, утверждена Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2013 N 1368.

Предоставление отпусков лицам, допущенным к соисканию ученой степени

Источник: http://prom-nadzor.ru/content/garantii-licam-sovmeshchayushchim-rabotu-s-obucheniem-v-aspiranture

Обучение в аспирантуре дистанционно: как проходит, заочная, очная

Обучение в аспирантуре дистанционно: как проходит, заочная, очная

Дистанционное обучение аспирантов – это не заочная аспирантура, а оригинальная форма сотрудничества между аспирантом и университетом. У нее есть ряд специфических особенностей и преимуществ.

Обучение в дневной или очной аспирантуре происходит практически в том же формате, что и в магистратуре: присутствие на занятиях, преподавание, постоянный контакт с научным руководителем, есть государственный бюджет и бесплатный набор.

Заочная форма требует периодического личного присутствия.

Только дистанционное обучение позволяет пройти необходимые этапы работы над диссертационным исследованием в таком режиме, который будет удобен для будущего кандидата и непосредственное присутствие в вузе не понадобится.

Что такое дистанционное обучение в аспирантуре

Обучение на удаленной основе предполагает, что значительную часть материалов аспирант находит и обрабатывает самостоятельно. Это хороший выход из ситуации, когда необходимо делить свое время между работой, семьей или другими обязательствами и написанием диссертации.

Конкретная программа курса для дистанционной формы обучения, его продолжительность, соотношение лекционных часов и самостоятельной работы будет зависеть от учебного заведения и выбранной специализации.

Поступление

В некоторых вузах для поступления на удаленной основе необходим личный визит и общение с научным руководителем. В других это можно осуществить через интернет. Для поступления на дистанционной основе, как в отечественный, так и в зарубежный вуз понадобится диплом квалификационного уровня «магистр» или «специалист» по избранной специальности.

Обучение за рубежом

Последипломное образование на расстоянии открывает широкие возможности для учебы за границей. Во многих университетах Европы для поступления в аспирантуру принимают отечественный магистерский диплом.

Предложения удаленной аспирантуры за рубежом.

Как проходит обучение в дистанционной форме

Дистанционный курс обучения для аспирантов проходит те же основные этапы, что и дневное. В рамках курса аспирантам необходимо сдать 3 кандидатских экзамена:

  • история и философия науки;
  • иностранный язык;
  • профильный предмет.

Кандидатским экзаменам предшествуют лекции, которые для удаленного обучения записаны в формате видео или проводятся в режиме онлайн – форму проведения предлагает преподаватель сообразно своему видению курса и утверждает ученый совет факультета.

Также в обязательную программу входит публикация статей в научных изданиях и выступление на конференциях по теме, связанной с темой диссертационного исследования. 

Важный этап перед защитой – обсуждение исследования на заседании кафедры (лаборатории, научного совета).

Это мероприятие также переносится в режим онлайн-конференции и не требует непосредственного личного присутствия аспиранта. Экземпляры для ознакомления рассылают заблаговременно (не менее 2 недель) всем участникам обсуждения в электронном или бумажном формате.

Преимуществ и недостатки в сравнении с очной формой

Подготовка кандидатской диссертации на удаленной основе не дает отсрочки от армии и не предполагает государственный бюджет. Преимуществом удаленной работы над диссертацией является то, что аспирант может проходить курсы в удобном для себя темпе.

Очная аспирантура обязательно требует педагогической практики  не менее 50 часов в год, причем засчитывается только работа со студенческими аудиториями. К аспирантам дистанционной формы обучения такие требования не выдвигаются

Дистанционная аспирантура не дает социальных льгот и права на общежитие, в отличие от очной. Для очной аспирантуры предусмотрен государственный бюджет и платная форма, на расстоянии можно учиться только в платной аспирантуре.

Преимущества и недостатки в сравнении с заочной формой

Как для удаленной, так и для заочной аспирантуры предполагается, что будущий кандидат наук не прерывает своей трудовой деятельности и уделяет учебе свободное от других обязанностей время. Эти формы обучения объединяет то, что они обе в большинстве случаев бывают платными, а не бюджетными (что является минусом), но также не предусматривают обязательной педагогической практики (плюс). 

Для заочной аспирантуры необходим опыт работы по специальности после окончания магистратуры не менее 2 лет. Для удаленной такое требование не выдвигается

Аспиранты заочной аспирантуры обязаны являться в вуз для присутствия на лекциях перед кандидатскими экзаменами и обсуждения диссертационного исследования перед защитой. Те, кто проходит подготовку дистанционно, могут воспользоваться для этого возможностями интернета.

Источник: http://disszakaz.ru/dissertantam/kandidat-nauk/obuchenie-v-aspiranture-distantsionno/

Аспирантура на бюджетной основе – это реально, но нужно ли?, Формы обучения

Аспирантура на бюджетной основе – это не миф. “Бесплатные” программы аспирантуры действительно доступны всем желающим, только вот не на таких приятных условиях, как обещает российское законодательство.

Предлагаем вам более детально рассмотреть вопрос “бесплатности” бюджетной аспирантуры, перспектив молодых аспирантов, а также преимуществ заочной формы обучения.

После получения диплома специалиста или магистра многие вчерашние студенты стремятся продолжить обучение в аспирантуре, диплом об окончании которой открывает перед молодыми специалистами совершенно другие перспективы на будущее.

Правда большинство из них останавливается на полпути к аспирантуре, поскольку не все могут себе позволить оплатить обучение и при этом не верят в возможность получения высшей квалификации за счет государства или как говорят, на бюджетной основе.

Однако стоит отметить, что аспирантура на бюджетной основе – это не миф.

“Бесплатные” программы аспирантуры действительно доступны всем желающим, только вот не на таких приятных условиях, как обещает российское законодательство.

Предлагаем вам более детально рассмотреть вопрос “бесплатности” бюджетной аспирантуры, перспектив молодых аспирантов, а также преимуществ заочной формы обучения.

Бюджетная аспирантура и реальный взгляд на нее

Итак, что же нам обещает законодательство?

Во-первых, это ежемесячная стипендия в “установленном” размере. А это говорит только о том что, скорее всего, размер стипендии вряд ли будет больше прожиточного минимума, которого ни на что не хватает.

Второе преимущество, обещанное государством, это ежегодная выплата финансовой помощи в размере двух месячных стипендий, на приобретение требуемой по программе учебной литературы. Отметим, что чиновники, определяющие размер финпомощи, наверное давно не интересовались ценами на литературу.

Ведь выплачиваемых сегодня государством денежных средств, хватает максимум на один хороший учебник по английскому языку и все. Конечно же, можно воспользоваться библиотекой или интернетом.

Но во-первых, это дополнительные временные затраты, а во-вторых, за доступ к интернету и пользование книгами все равно придется заплатить.

Третья, и последняя льгота, которая предоставляется будущим аспирантам, обучающимся на бюджетной основе – это возможность не оплачивать обучение. Однако и эта льгота достаточно условна, поскольку студентам все равно приходится платить:

  • за транспорт,
  • за проживание в общежитии (которое, кстати, якобы предоставляется “бесплатно”),
  • за организацию защиты диссертации приемной комиссией,
  • а также за многое и многое другое, включая затраты на проведение научных исследований, покупку дополнительной литературы и так называемые “представительские” расходы.

Бюджетная аспирантура: перспективы и “подводные камни” после получения диплома

Если студенту все-таки удается найти добропорядочную аспирантуру или хорошего научного руководителя, который побеспокоится о действительно бесплатном обучении и он получает долгожданный диплом кандидата наук, то ему приходится “отрабатывать” государству все затраты.

То есть, помимо установленного срока стажировки, молодому аспиранту нужно будет проработать еще некоторое время (и это время, чаще всего, исчисляется не месяцами, а годами) по своей специальности на определенном предприятии.

Поэтому, прежде чем поступать на бюджетную аспирантуру, подумайте, готовы ли вы несколько лет работать там, где вам скажут и за зарплату, которую сложно назвать высокой. Может быть вам лучше поступить на платное отделение, чтобы сразу же после окончания аспирантуры иметь возможность самостоятельно выбирать место работы и претендовать на конкурентоспособную оплату своего труда.

Заочная аспирантура и ее преимущества

Помимо аспирантуры на бюджетной основе существует еще один “доступный” вариант получения высшей профессиональной квалификации. Речь идет о заочной аспирантуре, позволяющей совмещать учебу и работу.

То есть, студент на протяжении всего срока обучения продолжает работать (и, соответственно, получает зарплату), компенсируя таким образом затраты на свое образование.

При этом работодатели, чаще всего, не имеют ничего против того, чтобы предоставлять по необходимости оплачиваемые отгулы или отпуск для сдачи сессии.

Более того, заочная форма обучения в аспирантуре открывает возможность получения внеочередного дополнительного отпуска по месту работы, что прописано в законодательстве. Не стоит также забывать, что данная форма обучения, значительно дешевле очной аспирантуры.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1161_aspirantura-na-budzhetnoy-osnove--eto-realno-no-nu.html

Соискательство и заочная аспирантура: быть или не быть?

Поиск Лекций

Изменения в правилах защиты диссертаций от 1 января 2014

С 1 января 2014 года вступили в силу некоторые нововведения в процедуре защиты диссертации. Необходимым условием допуска к защите диссертации стала публикация ее полного текста в сети Интернет.

Необходимость изменить систему возникла после скандала вокруг липовых диссертаций, и лишения последующего степеней, представители Минобрнауки решили внести изменения в работу диссоветов и в порядок защиты научных работ.

Результатом этой инициативы стали два подписанных в сентябре 2013 года постановления: «О порядке присуждения ученых степеней» и «Об утверждении Положения о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации».

Аспирантура как третья ступень высшего образования

Согласно Закону «Об образовании», который вступил в силу 1 сентября 2013 года, аспирантура стала третьей ступенью единой системы непрерывного высшего образования (после бакалавриата и магистратуры), с освоением специальной программы и сдачей экзаменов. Выпускникам аспирантуры выдается диплом и присваивается квалификация «преподаватель-исследователь». Ведение научной работы и защита кандидатской диссертации по окончании аспирантуры не обязательны.

И до сих пор, спустя больше года с момента вступления закона в силу, отсутствуют четкие критерии, определяющие успешное окончание аспирантуры, их только планируется разработать в будущем. Также остается открытым вопрос о защите/предзащите диссертации или выпускной квалификационной работы, без которой не дадут диплом об окончании аспирантуры.

Поэтому большинство выпускников аспирантуры мыслят старыми категориями и по-прежнему планируют подготовить и защитить кандидатские диссертации или уже это делают.

Защититься нельзя отложить

Серьезные проблемы возникли у лиц, имеющих дипломы бакалавра. До 1 января 2014 года они могли поступать в аспирантуру, а также защищать кандидатские диссертации.

С 1 января такая возможность есть только у тех, кто имеет дипломы специалиста или магистра. В течение переходного периода, до 1 июля 2014 года, бакалавры могли защититься и получить степень кандидата наук.

Также по старым правилам могли защититься те, кто прошел предзащиту диссертации до декабря 2013 года.

Поскольку новые положения были приняты в конце сентября 2014 года, до 1 июля не все бакалавры смогли успеть подготовить диссертацию к защите.

А те, кто не успел этого сделать, оказались в очень сложной ситуации: прежде чем защищать кандидатскую, им теперь следует получить диплом магистра, потратив на обучение еще два года (экстерната для этого не предусмотрено).

В результате к моменту окончания магистратуры актуальность диссертации может быть существенно снижена или даже полностью утрачена.

Плагиат или не плагиат?

В соответствии с новым положением о присуждении научных степеней, соискатель должен до защиты разместить текст диссертации на официальном сайте организации, где будет проходить защита (кандидатской — за 2 месяца до защиты, докторской — за 4 месяца). Текст диссертации после размещения на сайте изменению не подлежит, нельзя вносить даже технические правки.

В зависимости от степени, сроки размещения текста работы на сайте научной организации различны, и зависят от степени, на которую претендует кандидат. Текст должен быть размещен в сети Интернет за 2 или 3 месяца до защиты.

О сроках размещения диссертации на сайте научной организации, пункт 26 постановления гласит: «… на соискание ученой степени доктора наук диссертационный совет не позднее чем за 3 месяца до дня защиты, а при принятии к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук — не позднее чем за 2 месяца до дня защиты представляет в Министерство образования и науки Российской Федерации для размещения на официальном сайте Комиссии в сети “Интернет” текст объявления, в котором указываются фамилия, имя, отчество … соискателя ученой степени, название темы представленной к защите диссертации, шифры и наименования научных специальностей и отрасли науки (в соответствии с номенклатурой), по которым выполнена диссертация, наименование и адрес организации, на базе которой создан данный диссертационный совет, ссылка на официальный сайт организации, на базе которой создан диссертационный совет, в сети “Интернет”, на котором соискателем ученой степени размещен полный текст диссертации, предполагаемая дата защиты диссертации…, а также отзывы научных руководителей или научных консультантов соискателя ученой степени (при наличии) и автореферат диссертации».

Отзывы, поступившие на диссертацию и автореферат диссертации, размещаются на официальном сайте организации, на базе которой создан диссертационный совет, принявший данную диссертацию к защите, в сети «Интернет не позднее 10 дней до дня защиты диссертации (п.24 постановления). Соискатель имеет право защиту при наличии отрицательных отзывов.

Также увеличился срок подачи апелляций на присвоение ученых званий недобросовестным диссертантам. Теперь отводится 10 лет — а не три года, как раньше — с момента защиты научной работы.

Пункт 26 постановления гласит: «Полный текст диссертации должен быть доступен для ознакомления по указанной ссылке для любых лиц до истечения 7 месяцев со дня защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, указанной в объявлении о защите, и до истечения 9 месяцев — со дня защиты диссертации на соискание ученой степени доктора наук, указанной в объявлении о защите, за исключением случаев, когда Министерством образования и науки Российской Федерации принято решение об отмене соответствующего решения диссертационного совета о присуждении ученой степени доктора или кандидата наук и отказе в выдаче диплома доктора или кандидата наук в связи с несоблюдением требований, установленных пунктом 14 … и (или) наличием в диссертации недостоверных сведений об опубликованных соискателем ученой степени работах, в которых изложены основные научные результаты диссертации. Такая диссертация размещается сроком на 10 лет со дня принятия Министерством соответствующего решения на официальном сайте организации, на базе которой создан диссертационный совет, в котором проходила защита, в сети “Интернет” с указанием причины принятия Министерством такого решения».

Сделано это в целях борьбы с плагиатом. Специальные комиссии при диссертационных советах до защиты обязаны проверить текст на использование заимствованного материала, а также наличие ссылок на авторов или источники таких заимствований. Отсутствие ссылок может стать причиной для отказа в приеме диссертации к защите.

Тем не менее факт нарушения авторских прав на результаты научной деятельности другими лицами может быть установлен только в судебном порядке, поскольку это затрагивает честь и достоинство и деловую репутацию ученого.

Если статья не принята к защите по причине плагиата (не указаны источники заимствований) или недостоверных сведений о своих публикациях, то диссертация остается на сайте в течение 10 лет.

Во время технической проверки плагиатом считаются в том числе и статьи самого соискателя, текст которых он использует в своей диссертации. И работа, составленная из своих же статей, считается полностью неуникальной. Случается, что соискателям приходится переписывать свой же текст, и в результате может исказиться смысл написанного.

Возникает противоречие: результаты диссертации должны быть опубликованы в статьях и монографиях, при этом людей могут обвинить в плагиате по факту использования своих же авторских текстов.

Соискательство и заочная аспирантура: быть или не быть?

В новом законе об образовании первоначально не было сказано ни слова о заочной аспирантуре и соискателях. Из чего был сделан вывод о том, что такие формы обучения и получения научной степени отменяются, а подготовить и защитить кандидатскую можно было бы только после обучения в аспирантуре.

Попытки защитить соискателей, применив к ним положения ч. 3 ст. 108 Закона «Об образовании», где сказано, что «обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам…

до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным настоящим Федеральным законом в соответствии с частью 2 настоящей статьи», не увенчались успехом.

Соискателей нельзя назвать обучающимися в аспирантуре по образовательной программе и что делать с ними, было непонятно. В результате многие вузы просто отказывали принимать соискателей, закрывали набор в аспирантуру до прояснения этих моментов.

Цены на обучение в заочной аспирантуре и для соискателей (в разных вузах это 70-80 % от оплаты за обучение в очной аспирантуре) во многих учебных заведениях сравнялись.

Впоследствии это ограничение было отменено и институт соискательства восстановлен. Однако ряд вузов, не успев уследить за изменениями закона, предлагали соискателям или защититься, или поступить в заочную аспирантуру. В других вузах полагали, что и заочной аспирантуры не будет. Все это вносило дополнительную сумятицу в среду аспирантов и соискателей.

Форма научного труда

Предложить диссовету судить о научных достижениях соискателя по его докладу или монографии теперь нельзя, хотя раньше такое допускалось. Свой научный труд соискатели на ученые степени должны будут представлять в специальной форме.

Соискатель ученой степени представляет диссертацию на бумажном носителе на правах рукописи (п.15 постановления).

Источник: https://poisk-ru.ru/s43899t3.html

Студиорум
Добавить комментарий