“физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья”: обучение

Содержание

Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)/ Физическая реабилитация – НГПУ им. К. Минина

Задать вопрос приемной комиссии Пасечник Людмила Викторовна

Руководитель программы

кандидат педагогических наук, доцент

8 (920) 293-00-47

Миссией ОПОП является обеспечение качественной профессиональной подготовки квалифицированных конкурентно-способных специалистов, готовых к образовательной, научно-методической и организационно-управленческой деятельности, психолого-педагогическому сопровождению общего, специального и дополнительного образования по физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

Особенности образовательной программы

Основная профессиональная образовательная программа (далее – ОПОП), реализуемая Университетом по направлению подготовки 49.03.02.

Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура), представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную вузом с учетом потребностей регионального рынка труда, требований федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по соответствующему направлению подготовки, а также с учетом рекомендаций учебно-методического объединения по направлению подготовки 49.03.02. Физическая культура для лиц с отклонением в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура).

ОПОП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы всех видов практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Описание образовательной программы

  1. Основная профессиональная образовательная программа имеет профиль подготовки – Физическая реабилитация, это означает, что студенты, с одной стороны окружены опытом, педагогическими традициями, высококвалифицированным педагогическим составом Мининского университета, а с другой медицинскими профессионалами-практиками реабилитационных центров, специализированных школ и т.п., что позволяет осваивать самые новые технологии, формы и методы реабилитационного процесса на новейшем медицинском оборудовании.
  2. Педагогическая практика имеет стройную систему, позволяющую студенту с первого курса окунуться в профессиональную деятельность, вытекающая в научно-исследовательскую работу.

Ознакомиться с полным учебным планом и другими документами по образовательной программе можно здесь.

Лучшие преподаватели

старший преподаватель, магистрант, читает лекции по Лечебной физической культуре, Спортивной медицине.

кандидат педагогических наук, доцент, читает лекции по Физической реабилитации, Частным методикам АФК.

старший преподаватель, аспирант, читает лекции по Истории физической культуре и спорту.

кандидат педагогических наук, доцент, читает лекции по теории и методике адаптивной физической культуре.

кандидат психологических наук, доцент, читает лекции по Психологии физического воспитания.

старший преподаватель, читает лекции по теории и методике массажа.

Наш выпускник умеет

педагогическая деятельность:

  • осуществлять обучение лиц с отклонениями в состоянии здоровья в области специальных знаний и способов их рационального применения;
  • воспитательная деятельность:
  • формировать у лиц с отклонениями в состоянии здоровья социально значимые потребности, которые будут определять ценностные ориентации, направленность личности, мотивацию в деятельности, установки, убеждения, соответствующие современному этапу развития общества;
  • развивающая деятельность:
  • содействовать развитию психических и физических качеств у лиц с отклонениями в состоянии здоровья с учетом сенситивных периодов развития тех или иных психических и физиологических функций, а также структуры, характера, этиологии и патогенеза заболевания;

реабилитационная (восстановительная) деятельность:

  • способствовать восстановлению нарушенных или временно утраченных функций организма человека и способностей к общественной и профессиональной деятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) с использованием средств и методов адаптивной физической культуры;
  • проводить комплекс восстановительных мероприятий после выполнения ими физических нагрузок;
  • компенсаторная деятельность:
  • способствовать развитию оставшихся после болезни или травмы функций организма человека с целью частичной или полной замены утраченных функций;
  • профилактическая деятельность:
  • проводить комплекс мероприятий по предупреждению прогрессирования основного заболевания (дефекта) организма человека;
  • проводить комплекс мероприятий по предупреждению возникновения и (или) прогрессирования заболеваний, ограничивающей возможности здоровья человека;

научно-исследовательская деятельность:

  • выявлять актуальные вопросы в сфере адаптивной физической культуры и ее основных видов;
  • осуществлять научный анализ, обобщение, оформление и презентацию результатов научных исследований;
  • организационно-управленческая деятельность:
  • организовывать и проводить физкультурно-массовые и спортивные мероприятия с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Перспективы трудоустройства

Возможные места работы:

  • в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные, профессиональные программы, а также программы для инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья;
  • образовательных учреждениях дополнительного образования детей – учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (детско-юношеских спортивно-адаптивных школах, адаптивных детско-юношеских клубах физической подготовки), структурных подразделениях по адаптивному спорту в образовательных учреждениях;
  • физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, домах отдыха; физкультурно-оздоровительных структурах национальных парков и рекреационных земель, туристических клубах;
  • федеральных, региональных государственных органах исполнительной власти по физической культуре и спорту;
  • общественных организациях инвалидов и для инвалидов (федерациях, ассоциациях, клубах).

Поступление

ЕГЭ:

Биология, русский язык, физическая подготовка

Количество бюджетных и платных мест в 2017-2018 уч.г.

15 платных мест, бюджетные места не предусмотрены

Стоимость обучения в 2017 — 2018 уч. году:

47 460 руб.

Срок обучения:

Заочная форма – 5 лет;

Сокращенная форма обучения (на базе СПО) – 3,5 года

Проходной балл в 2016 году

Присваиваемая квалификация:

Бакалавр по направлению подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)».
Профиль – Физическая реабилитация.

Заказать обратный звонок

 

 

Источник: https://www.mininuniver.ru/training/physical-culture/theory/physical-rehabilitation

Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

Область профессиональной деятельности выпускников

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:

область педагогической антропологии, где он является активным субъектом приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и гендерных групп к адаптивной физической культуре, саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации, а также формирования и (или) коррекции у них физических, психических, социальных и духовных характеристик;

интеграцию гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных, психолого-педагогических, медико-биологических и физкультурных знаний в системе “человек-человек”;

сформированные в процессе обучения умения и личностные качества, обеспечивающие научно обоснованное целеполагание, конструирование и процессуальное развитие деятельности в различных видах адаптивной физической культуры;

реабилитационная (восстановительная), компенсаторная, профилактическая виды профессиональной деятельности реализуются в контексте традиционных для педагогических профессий в области физической культуры образовательной, воспитательной, развивающей деятельности, с одной стороны, и управленческой, с другой стороны.

Объекты профессиональной деятельности выпускников

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:

физические, психические, социальные и духовные характеристики лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм, возрастных и гендерных групп, реализующих свои потребности в процессе занятий различными видами адаптивной физической культуры: адаптивным физическим воспитанием, адаптивным спортом, адаптивной двигательной рекреацией, физической реабилитацией, экстремальными и креативными видами двигательной активности;

общеобразовательные и профессиональные образовательные организации, образовательные организации дополнительного образования детей – организации адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки), структурные подразделения по адаптивному спорту в образовательных организациях, организации, реализующие программы для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов), физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры, лечебно-профилактические организации, санатории, дома отдыха;

физкультурно-оздоровительные структуры национальных парков и рекреационных земель, туристические клубы, федеральные, региональные государственные органы исполнительной власти по физической культуре и спорту, общественные организации инвалидов и для инвалидов (федерации, ассоциации, клубы).

Виды профессиональной деятельности выпускников

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

педагогическая;

воспитательная;

развивающая;

реабилитационная (восстановительная);

компенсаторная;

профилактическая;

научно-исследовательская;

организационно-управленческая.

Какие дисциплины изучаются?

История. Философия. Иностранный язык. Основы права. Математика. Информатика. Концепции современного естествознания. Биология с основами экологии. Безопасность жизнедеятельности. Теория и методика физической культуры и спорта. Теория и организация адаптивной физической культуры. Анатомия. Общая физиология с основами биохимии.

Частные методики адаптивной физической культуры.  Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. Базовые виды двигательной деятельности и методики обучения: гимнастика, спортивные игры, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание, туризм, атлетизм. Физическая культура. Психология трудоустройства. Экономическая теория. Русский язык и культура речи.

Педагогика и психология. Современные информационные технологии. Возрастная анатомия, физиология и гигиена. Частная патология. Общая патология и тератология. Специальная психология. Специальная педагогика. Технологии физкультурно-спортивной деятельности. Психология физического воспитания и спорта. Основы экономики и менеджмента.

Материально-техническое обеспечение адаптивной физической культуры. Подвижные игры. Комплексная реабилитация в адаптивной физической культуре. Массаж. Физическая реабилитация. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре. Элективные курсы по физической культуре. Социология. Социология коммуникаций.

Психодрама групповой терапии лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Этика и этикет. Эстетика. Психотерапия депрессивных состояний при личностных кризисах. Политическая культура. Социальная политика. Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни. Основы профилактики наркомании. Биомеханика. Спортивная метрология.

Теория и методика физической культуры в дошкольном образовательном учреждении. Адаптивное физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Социальная защита инвалидов. Нормативно-правовое обеспечение образования. История физической культуры и спорта. Методика обучения физической культуре. Общая и специальная гигиена. Культура здоровья.

Физиология обмена веществ и энергии при мышечной деятельности. Гомеопатия. Гражданская оборона. Противодействие терроризму. Спортивная генетика. Социология спорта. Психология болезни и инвалидности. Психология развития.

Продолжение обучения.Выпускник бакалавриата направления подготовки 49.03.02 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

(адаптивная физическая культура») может продолжить обучение в магистратуре и затем поступить в аспирантуру.

Где работать?

– Государственные учреждения, органы местного, регионального управления по физической культуре.

– Общеобразовательные школы, лицеи.

– Коррекционные общеобразовательные школы.

– Реабилитационные центры.

– Санатории, профилактории.

– Спортивные школы.

– ВУЗы, ССУЗы.

– Фитнес – центры.

Источник: https://www.vyatsu.ru/abiturientu/univers/dni-otkryityih-dverey-1/fizicheskaya-kul-tura-dlya-lits-s-otkloneniyami-v.html

Направление: 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма осуществляет подготовку по специальности

Направление:034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»

Квалификация выпускника: бакалавр адаптивной физической культуры

Профиль: «Физическая реабилитация»

Специалистов в сфере адаптивной физической культуры готовят на кафедре спортивной медицины и АФК, на которой работают 3 доктора и 6 кандидатов наук.

В настоящее время на этой специализации обучается 250 человек из различных регионов России (Брянская, Калужская, Тульская, Московская, Новгородская области, Дальний Восток) и ближнего зарубежья, которые востребованы в качестве специалистов в практическом здравоохранении и различных областях физической культуры и спорта.

Выпускники кафедры АФК могут работать:

– в сфере физической культуры и спорта (паралимпийское, специальное олимпийское, сурдлимпийское движения);

– в системе специального

(коррекционного) образования; в области медицины и социального обеспечения.

Студенты специализации «Лечебная физическая культура» отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки. Они успешно выступают на спортивных соревнованиях различного ранга, являются неоднократными участниками и победителями ежегодной Международной универсиады студентов по специальности «Адаптивная физическая культура»

На кафедре активно работает студенческий научный кружок

Кафедра плодотворно сотрудничает со Смоленской медицинской академией, Витебским государственным педагогическим университетом, областным врачебно-физкультурным диспансером «Здоровье», ДЮСШ г. Смоленска, специализированными коррекционными учреждениями.

Основные изучаемые курсы:

Общепрофессиональные дисциплины:

– теория и организация АФК;

– общая патология и тератология;

– социальная защита инвалидов;

– научно-методическая деятельность;

– комплексная реабилитация больных и инвалидов;

– общая и специальная гигиена;

– врачебный контроль в АФК.

Дисциплины специальности:

– лечебная физическая культура

– физическая реабилитация;

– массаж;

– частная патология;

– психология болезни и инвалидности;

– специальная психология;

– специальная педагогика;

– частные методики АФК;

– материально-техническое обеспечение АФК.

– технологии физкультурно-спортивной деятельности в АФК.

СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

ОБЪЯВЛЯЕТ

прием в 2011 году на дневную и заочную формы обучения

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

(Адаптивная физическая культура)»

Очная форма обучения (4-х летний срок обучения)

вступительные экзамены:

1.Испытание профессиональной направленности (общая физическая подготовка)

2. Русский язык (ЕГЭ)

3. Биология (ЕГЭ)

4. Теория физической культуры (тесты)

Юношам на протяжении полного срока обучения предоставляется отсрочка от службы в вооруженных силах РФ.

Всем поступившим на время учебы предоставляется комфортабельное общежитие.

Имеется студенческая столовая.

Заочная форма обучения (5-ти летний срок обучения)

вступительные экзамены:

1. Испытание профессиональной направленности (общая физическая подготовка)

2. Русский язык (письменно)

3. Биология (письменно)

По окончании обучения выпускники имеют возможность продолжить обучение в магистратуре, аспирантуре.

ЖДЕМ ВАС В СМОЛЕНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

Наш адрес: 214018 г. Смоленск,

пр-т Гагарина, 23. Приемная комиссия

Телефоны:

(4812)59-92-91 председатель приемной комиссии, ректор академии Грец Георгий Николаевич

(4812)59-91-70 ответственный секретарь приемной комиссии Усачева Светлана Юрьевна

(4812) 52-22-12 зав. кафедрой адаптивной физической культуры Виноградова Лариса Викторовна

Прием документов

с 20 июня по 5 июля (очная форма)

с 20 июня по 25 июля (заочная форма)

Абитуриентам на время вступительных экзаменов предоставляется общежитие

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

АБИТУРИЕНТ

Направление 034400 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

(Адаптивная физическая культура)»

  1. Учебно-методическое пособие

    Показаны этапы подготовки, требования к структуре, содержанию, оформлению, рецензированию и руководству курсовыми и выпускными квалификационными работами.

  2. Документ

    1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает: область педагогической антропологии, где он является активным субъектом приобщения лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов) всех нозологических форм,

  3. Доклад

    Публичный доклад Федерального государственного бюджетного об­разовательного учреждения высшего профессионального образования «Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им.

  4. Программа и правила проведения

    Данная программа определяет порядок организации, проведения и содержания собеседования с лицами, имеющими среднее профессиональное образование по профилю и поступающими на сокращенные сроки обучения по направлению подготовки 032102.

  5. Основная образовательная программа

    Основная образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 034400.62 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

Источник: https://refdb.ru/look/3334432.html

Оздоровительная и адаптивная физическая культура :

Оздоровительная и адаптивная физическая культура :

Лозунги: «Спорт – это здоровье» или «Движение – это жизнь» знакомы, наверное, каждому активному члену нашего общества. Независимо от расы, пола, социального статуса и религии, люди объединились в едином мнении о том, что здоровье человека – наивысшая ценность.

К сожалению, в век современных электронных технологий подрастающее поколение недооценивает важность собственный физических возможностей, которые им предоставила природа. Просиживая днями напролет перед экранами гаджетов, дети ослабляют свой организм и подвергают опасности здоровье.

Такое поведение повышает уровень заболеваемости и общей слабости поколения и как следствие, целой нации. Развитые государства все больше ресурсов и материальных затрат стали выделять на программы оздоровительного направления. В том числе также распространяется и развивается адаптивная физическая культура.

В нашей статье мы подробно рассмотрим этот вид виды активной деятельности: что он собой представляет, его цели, функции, теорию и реализацию на практике.

Оздоровительная физкультура: характеристика

Каждый из нас хоть раз в жизни столкнулся с понятием оздоровительной физкультуры.

Начиная с младенческого возраста мамы или патронажные сестры проводят специальную общеукрепляющую и развивающую гимнастику новорожденным, затем дети знакомятся с зарядкой, различными видами спорта.

А частная индустрия и вовсе предлагает самые различные формы оздоровительной физкультуры: от йоги до степ-аэробики.

Что же такое оздоровительная физкультура? Это ряд спортивных мероприятий, которые направлены на общее укрепление организма, активизации его иммунных сил. Оздоровительная и адаптивная физическая культура — понятия схожие, но имеющие разные цели и способы реализации. Нельзя путать понятие оздоровительной физкультуры с лечебной, реабилитационной гимнастикой.

Общей физкультурой занимаются здоровые сильные люди для сохранения и укрепления физической формы, здоровья.

Цели и функции оздоровительной физкультуры

Основными целями оздоровительной физической культуры являются следующие:

  • обеспечение и сохранение высокого уровня здоровья населения;
  • совершенствование физических умений и навыков;
  • повышение иммунитета;
  • психологическая реализация потребностей в физической активности, соревновании, достижении целей;
  • регулирование нормальной массы тела и пропорций;
  • активный отдых, общение.

Адаптивная физическая культура преследует иные цели, поэтому применяется только для людей со стойкими нарушениями здоровья.

В методике выделяют такие основные функции общеразвивающей физкультуры:

  • оздоровительная: комплекс упражнений подбирается с учетом индивидуальных возможностей организма человека, возраста и других факторов;
  • воспитательная: реализуется в распространении и агитации здорового образа жизни;
  • образовательная функция заключается в подаче теоретического и практического материала курса оздоровительной физкультуры профессиональными тренерами на основе проверенных методических и экспериментальных данных.

Виды оздоровительной физкультуры

Классифицируют оздоровительную физкультуру в зависимости от возраста подопечных: детская, подростковая, молодежная, для пожилых людей. Существуют оздоровительные системы различных народностей, например, йога и аюверда.

Разрабатываются авторские методики, например, по Иванову или Стрельниковой. Бывают комплексные оздоровительные мероприятия или имеющие конкретное направление. А также общеизвестные современные тенденции: аэробика, фитнес и другие.

Что такое адаптивная физкультура?

Еще в 1996 году в государственный реестр-классификатор специальностей для высшего образования была внесена физкультура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Сегодня такая специализация имеет название «адаптивная физическая культура». Связано появление этого направления с массовым ухудшением состояния здоровья населения страны, повышения уровня инвалидности.

Адаптивная физкультура отличается теорией и реализацией на практике от оздоровительной или лечебной физкультуры.

Если первая направлена на общее оздоровление, а целью другой является восстановление нарушенных функций организма, то адаптивная система рассчитана на социализацию людей, которые имеют серьезные нарушения в здоровье, сказывающиеся на адаптации и самореализации инвалидов в обществе.

Адаптивная физическая культура – это интегрированная наука. Это означает, что она объединяет в себе несколько самостоятельных направлений.

В физкультуре для инвалидов совмещаются знания из таких сфер, как общая физическая культура, медицина и коррекционная педагогика, психология.

Адаптивная система ставит своей целью не столько улучшение состояния здоровья человека с ограниченными возможностями, сколько восстановление его социальных функций, корректировку психологического состояния.

Цели и задачи

Часто адаптивная физическая культура становится единственной возможностью человека с инвалидностью стать членом общества.

Занимаясь и соревнуясь с людьми со схожими физическими возможностями, человек в состоянии реализовать себя как индивид, развиваться, достигать успехов, учиться взаимодействовать в обществе.

Поэтому главной целью специальной физической культуры является адаптация человека с ограниченными способностями в социуме, трудовой деятельности.

Исходя из индивидуальных физических возможностей человека, уровня оснащенности профессиональными кадрами и материалами, ставятся разные задачи адаптивной физической культуры. Но основные направления деятельности остаются неизменными. Общие цели следующие:

  1. Коррекционно-компенсаторная работа над выявленным физическим отклонением. В большинстве случаев такая деятельность проводится как по основному заболеванию, так и по сопутствующим проблемам. Например, при ДЦП уделяют внимание не только развитию мышц, суставов, координации движения, но и зрению, речи и другим обнаруженным проблемам со здоровьем.
  2. Профилактическая задача заключается в проведении мер, направленных на общее улучшение самочувствия человека, повышение сил и возможностей, укрепление иммунитета.
  3. Образовательные, воспитательные и развивающие задачи адаптивной физической культуры также являются немаловажными. Ставится цель привить людям с ограниченными возможностями понятие физической активности как ежедневной неотъемлемой части жизнедеятельности, обучить культуре спорта, правилам поведения в команде и во время соревнований.
  4. Психологические задачи являются важными составляющими направления физкультуры для людей-инвалидов. Нередко встречается асоциализация человека не столько из-за какого-либо отклонения в здоровье, сколько по причине неуверенности в собственных силах, неумении взаимодействовать с другими людьми, непонимании места в обществе.

Виды

Принято выделять следующие виды адаптивной физической культуры:

  1. Специальное образование предполагает обучение людей с ограниченными возможностями теоретическим и практическим основам физической культуры.
  2. Реабилитационное направление включает разработку интегрированных комплексов спортивных упражнений, направленных на социализацию человека с ограниченными возможностями путем раскрытия и усовершенствования физических навыков.
  3. Занятия адаптивной физической культурой бывают экстремального характера. Они несут в себе субъективную или объективную опасность.
  4. Отдельно следует отметить непосредственно адаптивные виды спорта. С каждым годом развитие такого направления значительно ускоряется и совершенствуется. Различают паралимпийское, специальное и сурдлимпийское направление. Благодаря появлению видов спорта для инвалидов десятки тысяч людей с ограниченными физическими возможностями во всем мире смогли реализовать свой потенциал и стать социально активными членами общества.

Адаптивный спорт

Понятие адаптивного спорта не ново. Достоверно известно, что еще в XIX веке на территории современной России создавались специальные образовательные организации для слепых. В их программу, помимо общеинтеллектуальных знаний, была включена специальная гимнастика.

В 1914 году впервые были проведены соревнования по футболу для людей, страдающих глухотой. А уже в 1932 году в стране стали проводиться соревнования по самым разным видам спорта среди людей-инвалидов.

Активно стали создаваться всевозможные объединения и организации, направленные на развитие адаптивной физической культуры.

В дальнейшем спорт для людей с ограниченными возможностями переживал разные этапы: от спада до возрождения и возникновения новых направлений. Начиная с 2000 года адаптивный спорт начал новый виток своего становления и развития. Направление популяризируется, распространяется. Тренеры накапливают опыт, спортсмены достигают высоких результатов на международном уровне.

На сегодняшний день существуют разные классификации направлений адаптивного спорта. Изначально выделяли лишь несколько основных больших групп. Затем появились новые виды в связи с разделением по типу отклонения в здоровье. Тем не менее основными и самыми широкомасштабными являются 3 ветви:

  1. Паралимпийский спорт – это соревнования людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и зрения.
  2. Сурдлимпийский спорт – для людей с нарушениями слуха.
  3. Специальный – с интеллектуальными отклонениями.

В свою очередь, каждое из вышеуказанных направлений делится на подуровни. Например, в паралимпийском спорте выделяют соревнования между людьми с ампутированными конечностями, параличами, травмой спинного мозга.

Кроме того, организовываются соревнования как на общих, характерных для Олимпийских игр, требованиях, так и на специальных, адаптированных под возможности конкретной группы людей с отклонениями в физическом здоровье.

Разрабатывать критерии оценки соревнований должна соответствующая профильная организация. Адаптивная физическая культура — это не только спортивные показатели, но и сила духа спортсмена, его личные достижения в борьбе с недугом.

Методы реализации

Цели адаптивной физической культуры и спорта понятны. Какими образом реализовать их на практике? Для этого необходимо овладеть специальными педагогическими приемами. Эффективно применяют в работе по физической культуре с инвалидами такими методы:

  1. Формирование знаний. Кроме усвоения необходимого объема информации, данный метод включает в себя развитие мотивации, определение ценностей и стимулов. Применяют словесные и образно-наглядные методы передачи информации. В зависимости от вида заболевания обучаемого, следует выбрать наиболее эффективный метод или дозировано совмещать и закреплять словесную информацию наглядным примером. Средства адаптивной физической культуры выбирают разные. Так, например, незрячему человеку можно предложить, в качестве наглядного метода получения знаний, тактильным образом ознакомиться с макетом скелета человека или отдельных мышц, обучая тем самым основам анатомии и физиологии. А словесный метод для глухих людей проводится вместе с сурдологом или с помощью показа таблиц.
  2. Метод развития практических навыков. Применяются как стандартизированные подходы, так и авторские частные методики адаптивной физической культуры, рассчитанные на людей с определенными отклонениями. Подробнее о частных методиках описано ниже.

Методики

Разные отклонения от здоровья требует индивидуального подхода. То, что рекомендовано одной группе людей с ограниченными возможностями, является противопоказанием для других. В связи с этим в зависимости от патологии разрабатывают частные методики адаптивной физической культуры. Классифицируют отклонения в здоровье на такие большие группы:

  • нарушение зрения;
  • нарушение интеллекта;
  • нарушение слуха;
  • нарушение в работе опорно-двигательного аппарата: ампутационного, спинномозгового и церебрального характера.

Таким образом, под каждый вид заболевания разработаны комплексные методики адаптивной физической культуры. В них указаны цели и задачи, способы и приемы, рекомендации, противопоказания, необходимые умения и навыки определенного направления физкультуры для инвалидов.

Наибольший вклад в развитие частных методик данного направления сделан таким педагогом, как Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура в ее работах рассматривается как социальный феномен, требующий многостороннего подхода со стороны профессионалов, работающих с инвалидами.

Следует отметить исследования такого педагога, как Л. Н. Ростомашвили, по методике адаптивной физкультуры для людей с нарушениями зрения. Проблемой физической активности для людей с ограниченными возможностями занимались Н. Г. Байкина, Л. Д.

Хода, Я. В. Крет, А. Я. Смекалов. Методику адаптивной физкультуры при ДЦП разработал А. А. Потапчук. Для людей с ампутированными конечностями и врожденными аномалиями комплексом специальной физкультуры занимались А. И. Малышев и С. Ф. Курдыбайло.

Настольной книгой для студентов педагогических вузов по спортивным специальностям является учебник под авторством такого педагога, как Л. П. Евсеев.

Адаптивная физическая культура рассматривается с точки зрения практической реализации.

В книге раскрываются основы адаптивной физкультуры для людей с разными нарушениями: цели, задачи, принципы, концепции, виды, методология, содержание, другие рекомендации.

Адаптированная физкультура для детей

Если оздоровительной физкультурой дети занимаются с самого раннего возраста, то когда появляется необходимость в адаптивном спорте? К сожалению, медицинская статистика неутешительна – с каждым годом увеличиваются случаи рождения детей с физическими патологиями и лидером такого рейтинга является ДЦП.

Для таких детей адаптивная физическая культура – неотъемлемая и обязательная часть общей реабилитации и социализации. Чем раньше установлен диагноз и предприняты меры по реализации специально направленной физической активности ребенка, тем выше вероятность благоприятной адаптации в окружающем социуме.

В нашей стране практикуется создание отдельных «спецгрупп» и классов в общих дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях. Кроме того, существуют специальные организации для детей со стойкими нарушениями здоровья, где реализовываются частные методики адаптивной физкультуры.

Прогноз для детей-инвалидов, с которыми проводится адаптивная физкультура, положительный. У большинства значительно улучшаются физические показатели, развивается правильная психологическая оценка себя и окружающих, формируется общение и самореализация.

В нашей статье рассмотрена теория и организация адаптивной физической культуры. Такое направления является значимой частью общей физкультуры и спорта. Развитие и распространение данной спортивной отрасли в обществе – важная задача целого государства и каждого из нас в частности.

Источник: https://www.syl.ru/article/195997/undefined

Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья

Сургутский государственный университетпроводит обучение по направлениям:

034300.62 – «Физическая культура»

Профили подготовки:

– спортивная тренировка;

– спортивный менеджмент.

После окончания ВУЗа бакалавры получают право занимать должности:

а) преподавателя в высшем учебном заведении, в профессионально-технических училищах и средних общеобразовательных школах;

б)менеджера, инструктора по спорту;

в) методиста, завуча, директора спортивного клуба, физкультурно-оздоровительного комплекса.

(Адаптивная физическая культура)

Профили подготовки:

– адаптивное физическое воспитание;

– адаптивный спорт.

После окончания ВУЗа бакалавры получают право занимать должности:

а) инструктора по ФК в детских садах, учителя по адаптивной ФК для работы со специальными медицинскими и коррекционными группами;

б) преподавателя в высших учебных заведениях, в профессионально-технических училищах и средних общеобразовательных школах;

в) инструктора ЛФК в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах;

г) инструктора-методиста по физической культуре в общественных организациях (федерации, ассоциации, клубы и др.)

Профили подготовки:

– спортивно-оздоровительный туризм.

После окончания ВУЗа бакалавры получают право занимать должности:

а) в туристических организациях различного профиля;

Перечень документов, необходимых для поступления:

  • заявление (заполняется при приеме документов);
  • документ государственного образца о среднем (полном) общем, начальном профессиональном или среднем профессиональном образовании или его заверенную ксерокопию;
  • ксерокопию паспорта 1 страница и прописка;
  • 6 фотографий 3х4 (с правым уголком);
  • оригиналы или заверенные копии свидетельства о результатах ЕГЭ;
  • документы, дающие право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации (для лиц, претендующих при поступлении на указанные льготы);
  • граждане иностранных государств представляют справку о регистрации в ОВИР (копия).
  • при себе иметь паспорт и военный билет (или приписное свидетельство).
  • медицинская справка (форма 086-У);
  • справка с места жительства (с указанием количества лет проживания в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях).
б) менеджера по туризму в турагентствах,

в) инструктора по туризму во всех типах образовательных учреждений и санаторно-курортного профиля, в спортивных командах по основным видам туризма.

Дополнительно осуществляется неограниченный набор студентов на коммерческой основе.
Перечень вступительных экзаменов:

русский язык (ЕГЭ)

биология (ЕГЭ)

физическая культура

Мы Вас ждем!!!

факультет физической культуры

На Ваши вопросы ответят:

  • Апокин Виталий Викторович тел. 76-28-48

декан ФФК, кандидат педагогических наук, доцент

  • Вишневский Владимир Антонович тел. 76-28-55

зав.

кафедрой медико-биологических наук физической культуры кандидат биологических наук, профессор

  • Обухов Сергей Михайлович 76-28-20

зав. кафедрой спортивных дисциплин кандидат педагогических наук, доцент

  • Савиных Лидия Егоровна 76-28-38

зав.

кафедрой теории физической культуры кандидат педагогических наук, доцент

Прием документов производится в здании университета по пр. Ленина, 1:

  • на дневное отделение с 18 июня по 5 июля 2012 г.;
  • на заочное отделение с 18 июня по 15 сентября 2012г.,

Вступительные экзамены:

дневное отделение

06.07.2012 в 16.00 с/к «Дружба» – консультация по ФК7.07.2012 в 10.00 – экзамен по ФК

заочное отделение – с 16 сентября по 25 сентября 2012 г:

Телефоны для справок:

76-29-14

76-28-48 (apokin_vv@mail.ru)

76-28-56

76-28-01
Так же информация представлена на сайте www.surgu.ru
Сайт ФФК http://www.ffk-surgu.clan.su Факультет физической культуры начал подготовку специалистов по физической культуре и спорту в 1995 году. В 2000 году была получена лицензия на подготовку специалистов по адаптивной физической культуре, а в 2006 по рекреации и спортивно-оздоровительному туризму. За эти годы подготовлено более 380 выпускников.Среди студентов факультета много квалифицированных спортсменов. Достаточно сказать, что среди выпускников факультета 2 Заслуженных мастера спорта, 10 мастеров спорта международного класса, около 45 мастеров спорта. На данный момент на факультете обучается 4 ЗМС, 4 МСМК, 41 МС. Студенты факультета составляют костяк сборных команд не только университета, но и города и округа. Ежегодно среди 10 лучших спортсменов города 5-6, а то и больше студентов факультета. Они становились чемпионами мира, Европы, Всемирных универсиад. На факультете физической культуры четыре кафедры:

  • теории физической культуры;
  • медико-биологических основ физической культуры;
  • спортивных дисциплин;
  • физической культуры.

В подготовке наших студентов заняты боле 40 преподавателей факультета, из них: 4 профессора, 23 кандидата наук, 4 заслуженных тренера России. Кроме факультетских преподавателей активно задействованы преподаватели других факультетов: медицинского, биологического, психологического и других.

: пятизальный спорткомплекс «Дружба», спортивная зона главного корпуса, учебно-научная лаборатория «Физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, кабинет массажа, тренажерный зал, лыжная база.

Обучение на факультете физической культуры дает молодому человеку, вступающему во взрослую жизнь, все возможности проявить себя и доказать, что он стоит чего то в этой жизни!

Источник: http://userdocs.ru/sport/23826/index.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.