Есть ли польза в зубрежке школьных предметов

Содержание

О зубрежке

Что такое зубрежка? Многократное механическое повторение с целью запомнить. Этот метод запоминания считается неэффективным. Почему?

К сожалению, материал, изучаемый таким образом, очень быстро забывается, если вскоре после экзамена, проверочной работы, урока не засесть за учебники и осознанно не проштудировать все, что училось в таком «ускоренном» темпе.

Ведь основная задача при зубрежке – постараться не забыть выученное до урока, экзамена или контрольной. Это скорее всего вынужденный способ подготовки, наподобие скорой помощи, когда нет возможности основательно разобраться в теме.

Если при письменном или устном изложении освоенного путем зубрежки материала не вспоминается какое-то нужное слово, зачастую все остальное тоже вылетает из головы, так как никаких связей во время механического повторения не устанавливается и памяти не за что ухватиться, чтобы помочь вспомнить.

Нет возможности быстро, четко и ясно отвечать на вопросы по вызубренному материалу, так как он запоминается как какой-то каменный монолит, огромная глыба.

Такой метод не дает возможности учиться думать, сопоставлять, устанавливать связи между явлениями.

Зубрежка требует намного больше времени и сил, чем осмысленное усвоение материала. Происходит это скучно, нудно и тоскливо. Сам процесс механического запоминания путем бесконечного бездумного повторения вызывает внутреннее чувство протеста, сопротивление, отбивает желание учиться.

К тому же, кратковременная память не позволяет выучить огромные объемы информации. В то время как с осмысленным материалом, при изучении которого устанавливаются внутренние связи между событиями, явлениями, сделать это не так трудно.

Зубрежка развивает неуверенность в себе, своих способностях. Не покидает неприятное, унизительное чувство тревоги, страха («А вдруг забуду?»). Если же действительно постоянно не удается успешно отвечать, выполнять самостоятельные и контрольные работы, такой метод запоминать приводит к нежеланию учиться, потере интереса к школе и обучению, к своему будущему.

Но неужели зубрежка такое уж стопроцентное зло? Есть ли какие-то положительные стороны и когда оправдан такой подход?

Иногда зубрежка становится настоящей помощницей, палочкой-выручалочкой. Когда?

Если нужно запомнить огромный материал за короткий отрезок времени. Например, через день экзамен, а ребенок еще и не брался за предмет. Или завтра контрольная по истории. Глубоко вникать в тему уже некогда. Но вдуматься, разобраться в ней все равно необходимо, пусть даже чуть позже, когда появится возможность.

Если задают, например, выучить отрывок из художественного текста, стихотворение, теоремы, определения, иностранные слова, словосочетания, предложения.

Кто-то может предложить иной способ справиться с таким заданием? И что же получится? Определили сюжет отрывка или стихотворения и пересказали своими словами, но очень близко к оригиналу? Поставлена задача именно выучить. А это значит рассказать слово в слово и иных вариантов здесь не существует.

Представляете себе теоремы, содержание которых ученики рассказывают своими словами, кто во что горазд. А иностранные языки как тогда учить? А терминологию, которой богаты все школьные дисциплины? Правила и исключения из правил? Перечисление можно продолжать долго.

Существуют термины, идиомы, клише, устойчивые фразы, которые нужно просто выучить. Например, фразеологизм «после дождичка в четверг» (то есть неизвестно когда) звучит именно так, а не после снега, града, и не во вторник, среду или другой день недели. Заучивание в этом случае позволит ребенку говорить правильно, грамотно, красиво.

Но даже в этом случае лучше подходить к материалу творчески, стараясь дать памяти интересные зацепки, благодаря которым в нужный момент можно быстро вспомнить и воспроизвести выученное.

Так при чтении материала, который задан наизусть, самое главное – четко понять, о чем идет речь, какова главная мысль, идея. Это поможет быстро справиться с заданием.

Помогает выучить и такой способ: связать информацию, которую необходимо запомнить, с каким-либо реальным или вымышленным образом – вспомнили образ, а значит и слова, текст.

Если материал большой по объему, лучше разбить его на части и учить дробно.

Благодаря той же зубрежке осваиваются новые слова, словосочетания. При условии постоянного их употребления они действительно пополнят активный словарный запас ребенка.

Повышается грамотность. Запоминается правильное написание слов, так как ребенку приходится много раз смотреть на их написание, повторять.

Зубрить ведь тоже можно разными способами. Например, задано выучить написание словарных слов по русскому языку. Правописание их не поддается какому-либо правилу. Нужно только запоминать. Как? Повторить несколько раз устно, и написать на листке, и составить с этим словом словосочетание, предложение, и подобрать к нему синонимы, антонимы. Можно написать его и листки развесить по квартире.

Для улучшения памяти можно посоветовать любимому чаду решать задачи, читать как можно больше книг, учить стихи и отрывки, время от времени повторять пройденное, особенно на ночь. Способствует запоминанию и хорошее настроение, а также обещание себе какого-нибудь вознаграждения за успешное выполнение.

Помогите ребенку развивать память, пусть не дает мозгу лениться, бездействовать. А если нужно что-то вызубрить, пусть делает это не механически, а осознанно. И тогда он запомнит выученное качественно и надолго.

s(2)Diss(0)

Источник: https://prouchebu.com/zubryozhka/

Зубрёжка Зубрилка

29.07.2014 by petr8512

Будьте обходительны с зубрилками и ботаниками. Не исключено,

что вскоре вы будете работать на одного из них.

В бою всегда побеждает спонтанность. Зубрёжка всегда проигрывает.

Автор афоризма: Ли Брюс

Тверже всего мы знаем то, чего не заучиваем.

Автор афоризма: Вовенарг Л.

Зубрить физику все равно, что  зубрить камасутру.

Неизвестный автор

     Зубрёжка как качество личности –  склонность бессмысленно, без отчетливого понимания, путём многократного повторения заучивать наизусть что-то нужное из входящей информации.

     Решил Бог посмотреть, как учатся студенты. Собрал ангелов и полетел. Летят над одним университетом, там все сидят, учатся. Ангелы говорят: — Эти должны сдать экзамен. Бог: — Нет, они не сдадут. Летят дальше.

Подлетают к университету, там все сидят зубрят, книжками обложившись. Ангелы говорят: — Эти точно сдадут. Вон как зубрят! Бог: — Нет, не сдадут! Летят над третьим университетом, там пьют, гуляют, веселятся.

Ангелы говорят: — Эти-то точно не сдадут! Бог: — Сдадут! Ангелы: — Почему? Бог: — На меня надеются!

      Зубрёжка – насилие ума. Это механическое запоминание информации посредством многократного повторения. Зубрежка – холостая работа разума.  Зубрёжка – видимость знания.   забота зубрежки – чтоб новое знание «от зубов отскакивало». Зубрежка эффективна при работе с бессистемной информацией.

   Зубрёжка – бессмыслица, когда человек учится, осознавая, что его знания должны принести людям пользу.

Если входящая информация не прошла через разум и не стала частью жизненного опыта, как ты ее ни зубри, понимания не добьешься.

Входящая информация должна быть обдумана, проанализирована, сопоставлена с уже имеющимся знанием, подвергнута сомнению, апробирована в реальной жизни и, лишь после этого может претендовать на усвоенное новое знание.

    Когда студент учится для того, чтобы принести всем пользу, ум его находится в умиротворённом состоянии, вся информация запоминается, укладывается в стройную систему.

Если человек находится под влиянием энергии страсти, то есть его волнует оценка, непосредственный результат, он может выбрать средством реализации зубрежку, будет вдалбливать себе в голову непонятую информацию.

В итоге он не может надолго что-то запомнить. Всё выветривается из головы.

Советую почитать:  Злонамеренность

    Человек мыслит образами. Зубрежка лишена образности и любви. Человек изучает что-то, не желая при этом помочь другим людям, а стремясь решить проблему с помощью зубрежки. Словом, зубрежка – насилие ума и игнорирование разума.

      Один профессор разрешал студентам пользоваться на экзамене учебниками, конспектами лекций. Студенты радовались, экзамен с учебником им представлялся не проблемным.

  Каково же было их разочарование, когда профессор просил что-то конкретное сделать на базе существующего знания. Для этого нужно понимание, причем системное, всего курса.  Те, кто зубрил, оказывались не удел.

Если не понимаешь предмета, хоть три года зубри, ничего путного не получится.

      Рассказывает одна студентка: — Подружка учится в мединституте, закончила второй курс. Тогда шла летняя сессия, и она целыми днями корпела за учебниками. Заучилась насмерть и ни о чем, кроме зубрежки, не думала. Проголодалась и решила сбегать в ближайший супермаркет.

Сбегала, что-то там купила и на выходе из супермаркета встретила однокурсницу из того же общежития. Однокурсница говорит: — Подожди меня пару минут, я заскочу в магазин и тоже себе чего-нибудь прикуплю. В общагу вместе пойдем. Она отвечает: — Хорошо.

Стоит на крылечке супермаркета и ждет со скучающим видом. Подъезжает джип. Опускается боковое стекло, и мордоворот за рулем спрашивает ее: — Работаешь? Она не врубается (заучилась) и отвечает на полном серьезе: — Нет, зубрю.

Тогда мужик спрашивает: — Долго еще будешь зубрить? Она отвечает: — Еще три года. Он усмехается и говорит: — Садись — за ночь всему научу.

     Психолог Константин Шереметьев пишет: «Колоссальный вред зубрежки в том, что она создает видимость знания. Поэтому якобы «отличники» на самом деле ничего не знают. Они впустую потратили усилия и время, но знаний не получили, а только забили себе голову хламом.

Ведь кроме того, что зубрежка не дает понимания, она мешает вам воспринимать новую информацию. Ведь жизнь идет вперед и знания непрерывно устаревают. Когда специалист заканчивает ВУЗ около половины знаний, которые у него есть уже, устарели.

Поэтому если вы хотите, чтобы у вас был прекрасно работающий интеллект, то запомните правило: Никогда не заучивайте ничего специально. Все, что вы умеете делать, запомнится без всяких усилий.

Советую почитать:  Злостность Злостный

   Зубрежка известна еще со средних веков, когда в монастырях была нехватка письменных книг. Тексты считались священными, нести отсебятину считалось недопустимым, поэтому они учились наизусть. Благостные люди знают, хотя бы духовное произведение нужно выучить наизусть, чтобы, когда зададут вопрос, не лазить в панике по Священному Писанию.

    С воцарением науки в познании мира стала ясна абсурдность зубрежки. Чем больше человек зубрит, тем хуже соображает. Философ Рене Декарт написал свои знаменитые слова: «Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать».

Тогда ученым было неизвестно, что при зубрежке востребован лишь мозжечок, который отвечает за двигательные стереотипы. Иными словами, когда человек зубрит что-то, единственное, что он может сделать с этой информацией – это просто воспроизвести ее. Смысла для него в ней нет.

Смысл появляется, когда человек осознает то, что изучает.

     Психолог Елена Орехова пишет: «Люди вместо того, чтобы получать профессиональное образование, быть счастливыми и приносить пользу обществу, совершенно не проявляя качеств, зубрят учебный материал к экзаменам.

А когда все экзамены сдаются, они, естественно, забывают все, чему учатся. И получив аттестат, идут ищут какую-то работу. И, в конце концов, какое-то предприятие, фабрика, завод берет из на какие-то часто подсобные работы.

И бригадир, рабочий, мастер начинает их учить заново».

    Анекдот в тему. Звонок профессору в 2 часа ночи. — Спишь, сволочь? А мы зубрим. — Отчего же? Занимаюсь дополнительно с тремя вашими однокурсницами. Круглые отличницы, между прочим, красавицы.  А вы зубрите, парни, зубрите.

    По мнению психологов, у зубрежки, несмотря на жирные минусы, есть и свои плюсы. Зубрёжка образцовых фрагментов литературы (особенно стихотворений) обогащает язык учащихся, позволяет им запомнить и активно использовать новые слова и красивые речевые обороты.

Нередко запоминание путём понимания просто невозможно (произношение английских слов, таблица умножения, различные исключения, например, неправильные глаголы), тогда практически единственным работающим методом остаётся зубрёжка.

Для очень малых объёмов информации зубрёжка даёт высокую скорость запоминания.

Советую почитать:  Злодейство (Злодеяние)

    Зубрёжка особенно полезна, когда надо исключить искажения запоминаемого текста (религиозные тексты, заклинания, гимны, некоторые статьи законов, некоторые определения терминов). Нередко проникновение в суть предмета требует слишком большого времени или невозможно в отведённые сроки из-за низкого первоначального уровня учащихся. Тогда полезным методом становится зубрёжка.

Источник: https://podskazki.info/zubryozhka/

Повторение – мать учения: нужна ли детям зубрежка?

11 Сен 2017

Многократное и буквальное повторение материала – один из самых старых приемов обучения. В 19-м веке в России сложилась система образования, в которой зубрежка стала основой основ. Причин этому было несколько:

  • Основу образования в приходских и уездных училищах составляли молитвы, правила грамматики и счета. То есть объем материала был небольшим (по сравнению с современной школьной программой), его можно было заучить наизусть.
  • Ученикам сельских школ приходилось заниматься вовсе без учебников, воспринимая только слова учителя. Доступа к книгам у большинства людей не было. Это еще одна причина того, что многие тексты (например, религиозные) нужно было запомнить дословно.
  • Индивидуальный подход к обучению и оценке знаний не применяли. Все ученики должны были отвечать на экзамене одинаково.

А современные методы обучения ориентированы на понимание материала, творчество, создание проектов по заданной теме. Казалось бы, зубрежка должна была уйти в прошлое. Но каждый метод обучения имеет свои плюсы.

Для чего она вообще нужна?

Без заучивания в той или иной мере не обходится ни один предмет в школе.

  • Русский язык: хотя зрительная память нередко помогает ученикам писать слова правильно (особенно тем, кто много читает; на этом основан так называемый эффект «врожденной грамотности»), множество правил требуют запоминания. Начиная с «ЖИ, ШИ пиши с буквой И», которое повторяют ученики начальной школы, и до сложных правил синтаксиса в старших классах.

Врожденная грамотность – миф. Ее не существует так же, как не может существовать врожденного знания языка: ребенок учится разговаривать только в процессе общения с другими людьми.

Абсолютная грамотность встречается, если человек обладает хорошей зрительной памятью и много читает. Тогда при письме он пишет именно так, как слово или предложение запечатлелось в его памяти.

Даже без знания правил ему легко писать без ошибок.

  • Литература: хотя главное в изучении – это понимание произведения, некоторые сведения (хотя бы годы жизни великих писателей) придется запомнить. Также школьникам приходится учить стихи.
  • История требует запоминания дат наиболее важных событий.
  • Физика, химия, математика, геометрия – науки, которые требуют точности в расчетах, поэтому для успешного обучения школьникам придется зубрить формулы, аксиомы и теоремы.
  • Чтобы покорить вершину свободного владения хотя бы одним иностранным языком, придется терпеливо заучивать правила, исключения, идиомы, а главное – огромные списки слов.

Хотя само по себе штудирование формул или столбиков с неправильными глаголами может показаться самым скучным занятием на свете, оно несет в себе много пользы (помимо собственно усвоения знаний). Тренировка памяти – отличная зарядка для мозга. Особенного эффекта в этом плане можно добиться на занятиях ментальной арифметикой в Академии развития интеллекта для детей и взрослых «AMAKids».

Если запоминать материал непосредственно перед экзаменом, результат может оказаться нестойким. Формулы, даты и стихи быстро улетучатся из памяти, как только станут «не нужны». Поэтому лучший результат дает заучивание не для сдачи экзамена, а для себя.

Когда учить наизусть не стоит

При возрастающем объеме знаний уменьшается и доля того, что необходимо запомнить дословно. К качеству образования современного человека предъявляется все больше требований, поэтому механическим повторением здесь не обойтись.

Школьник, студент и специалист должны не только запоминать материал (в этом могут помочь современные методики развития, например, «Меморика»), но и уметь логически мыслить, обобщать, делать выводы, находить нестандартные и творческие решения задач.

Основные минусы зубрежки

  • Временные ресурсы ученика или студента ограничены, заданий очень много, а зубрежка отнимает силы и время.
  • Благодаря смартфонам есть постоянный доступ к любой информации. Ученик может посчитать заучивание пустой тратой времени, ведь всегда можно заглянуть в поисковую систему. Это снижает мотивацию к учебе.
  • Заученные готовые сведения из учебников могут помешать найти нестандартное решение задачи.
  • Изучение как точных, так и гуманитарных наук не связано напрямую с точным воспроизведением материала. Успеха в математике не достичь без способности логически мыслить. Для понимания законов химии и физики лучший эффект дают практические эксперименты. А понять и прочувствовать произведения русских классиков помогут жизненный опыт, духовное развитие.

Даже иностранный язык, сама суть изучения которого – в запоминании множества слов и правил, и тот не состоит из одной зубрежки. Коммуникативная методика позволяет усваивать лексику и грамматику «в фоновом режиме», в процессе общения.

Это делает процесс интереснее, поддерживает мотивацию.

Зубрежка царила в классах не одно столетие, но для современных учеников этот подход выглядит довольно ограниченным. Хотя все-таки без повторения нет учения и тренировки памяти приносят большую пользу и детям, и взрослым, на первый план выходит понимание. Задача учителя – найти к каждому ребенку подход, который позволит ему усвоить сложный материал в полной мере.

Источник: http://mentalnayaarifmetika.online/blog/razvitie/povtorenie-mat-ucheniya-nuzhna-li-detyam-zubrezhka

Зазубривание материала: польза или вред? | Академия Smartum г. Чортків

11 Сен 2017

Александра Василенко

Дословное повторение материала много раз подряд – один из самых старых методов обучения. Корни его уходят в XIX век. Именно тогда учителя заставляли детей запоминать урок так, «чтобы от зубов отскакивало». Причин, почему в обучении доминировал именно такой подход, существовало несколько:

  1. Основа образования. В приходских и уездных училищах того времени основой образования являлись молитвы, правила грамматики и счета. Чтобы их запомнить, лучшего метода, чем зубрежка, не существовало. Ясно, что и объем знаний был намного меньше, чем в современных образовательных учреждениях. С тем, чтобы выучить такой материал, у молодых людей проблем не возникало.
  2. Отсутствие учебников. В сельских школах детям приходилось учиться без книг. Всю информацию они получали только из уст учителя. Поэтому и приходилось запоминать каждое сказанное им слово.
  3. Отсутствие индивидуального подхода к каждому ребенку. Понятия о том, что все дети разные, каждый ребенок имеет право на свою точку зрения, знания каждого следует оценивать индивидуально, не существовало. В те времена все должны были думать и отвечать на экзамене одинаково.

К счастью, на сегодняшний день картина совершенно иная. Современные методы обучения направлены в первую очередь на индивидуальное восприятие материала, развитие творческого потенциала у детей. Казалось бы, зубрежке при таком подходе к обучению нет места. Тем не менее при многих недостатках у этого метода имеются свои плюсы.

Что говорит в пользу зубрежки?

Вспомните: есть ли в школе хоть один предмет, который не приходилось бы заучивать? Ответ: такого предмета не существует.

Например:

  • Русский язык. Есть дети, которым посчастливилось обладать хорошей зрительной памятью. Они могут запоминать правильное написание слов в процессе чтения, а потом на письме воспроизводить усвоенное (именно это понимают под врожденной грамотностью). Однако преимущественное большинство правил русского языка (как и любого другого) требует запоминания.

Врожденной грамотности не существует. Это такой же миф, как и врожденное знание языка. Ребенок не рождается, зная тот или иной язык. Он усваивает его постепенно в процессе общения с другими людьми.

Абсолютная грамотность свойственна тем людям, которые любят читать и обладают хорошей зрительной памятью. Они просто-напросто пишут так, как отложилось у них в сознании во время чтения.

Даже не зная правил, они будут писать грамотно.

  • Литература. Да, главное в изучении произведения – понять его смысл, суметь услышать автора. Но даже в литературе не обойтись без зубрежки – годы жизни писателя, даты написания произведений, стихотворения, отрывки – все это учащимся приходится заучивать.
  • История. Не обойтись без запоминания дат важных исторических событий, периодов и прочего.
  • Алгебра, геометрия, физика, химия – науки, требующие точных расчетов, поэтому школьникам приходится зубрить многочисленные формулы, аксиомы и теоремы.
  • Иностранный язык. Изучение иностранного языка предполагает заучивание бесконечных списков слов, правил их написания, склонения. А чтобы овладеть языком в совершенстве, придется еще и запоминать многочисленные устойчивые выражения и исключения из правил.

Конечно, трудно представить себе занятие более скучное, чем зазубривание неправильных глаголов в английском языке или формул по физике. Тем не менее пользы подобная зубрежка приносит массу.

Речь идет не только об усвоении новой информации. В процессе заучивания тренируется головной мозг.

Очень хорошей зарядкой для мозга являются занятия ментальной арифметикой в Академии развития интеллекта для детей и взрослых Smartum.

Когда студенты в ночь перед экзаменом запоминают материал, на изучение которого отводился целый семестр, то, сдав экзамен, практически сразу все забывают. Став ненужной, информация улетучивается из памяти. Поэтому если хочется действительно запомнить что-то, учить нужно не для экзаменатора, а для себя.

Учить наизусть: когда этого лучше не делать и почему?

При возрастании объема знаний уменьшается количество того, что необходимо запоминать слово в слово. Требования к качеству образования человека сегодня достаточно высокие, одного механического запоминания недостаточно. Учащиеся и специалисты должны не просто запоминать материал, но и уметь думать: делать выводы, логически и творчески мыслить, находить нестандартные пути решения проблем.

Недостатки зубрежки

  1. Зубрежка отнимает много времени. Сегодня в учебных заведениях детей стараются загружать по максимуму. Им приходится выполнять массу заданий, и на заучивание просто не хватает времени.
  2. Запоминая дословно информацию из учебника, дети отвыкают думать.

    Когда им понадобится проявить смекалку и найти нестандартное решение вопроса, они могут просто не справиться.

  3. Изучение точных и гуманитарных наук не предполагает дословного заучивания и воспроизведения материала. Не научившись логически мыслить, не удастся выучить математику.

    Физику и химию тоже лучше всего осваивать на практике – через наглядные эксперименты. Понять идею литературных произведений можно только через духовное развитие, умение сопереживать, жизненный опыт.

  4. Отсутствие мотивации. У современных детей есть практически круглосуточный доступ к интернету.

    Через гаджеты они могут в любой момент заглянуть в поисковую систему и найти ответ на интересующий вопрос. Зачем тогда тратить время и силы, занимаясь не самым веселым делом – зубрежкой? Мотивация к учебному процессу снижается.

Даже иностранный язык, изучение которого предполагает заучивание слов и выражений, не удастся освоить только с помощью одной зубрежки. Коммуникативная методика позволяет усваивать лексику, особенности произношения в процессе общения – «в фоновом режиме». Это помогает привнести в процесс обучения разнообразие, делает его увлекательнее, мотивирует.

На зубрежке выросло не одно поколение. Однако для современных детей данный метод является крайне ограниченным. Конечно, без повторения нет учения. Зубрежка тренирует память как у взрослых, так и у детей.

Но на первом плане всегда должно оставаться понимание.

Первостепенная задача каждого педагога – найти индивидуальный подход к ребенку, чтобы помочь ему не просто запомнить материал, но и понять – усвоить его в полной мере.

Источник: https://chortkov.smartum.com.ua/ru/blog/vospitanie-i-razvitie/zazubrivanie-materiala-polza-ili-vred/

Зазубривание: зачем учить больше? | Академия Smartum

11 Сен 2017

Система образования в дореволюционной Российской империи не отличалась разнообразием методов и приемов, призванных сделать учебу хоть немного интересной. И не последняя роль в этом длительном и откровенно скучном процессе отводилась зубрежке – многократному повторению пройденного материала. Необходимость в запоминании информации была вызвана несколькими причинами, среди которых:

  • Крайне ограниченная, по сравнению с современной, программа уездных или церковно-приходских училищ. От учеников требовалось овладеть основами счета и грамматики, а также законом Божьим – достаточно небольшой объем знаний, который можно закрепить в памяти зубрежкой.
  • Ученики сельских школ могли увидеть учебник в лучшем случае в руках учителя (это же касалось и Святого Писания), соответственно, весь учебный материал приходилось воспринимать на слух и пытаться хоть как-то запомнить. Книги для большинства оставались предметом роскоши, а не средством обучения.
  • Отсутствие индивидуального подхода к учащимся и различных методов оценивания, в результате чего ответы на экзамене оригинальностью не отличались.

Две стороны одной медали: плюсы и минусы зубрежки

Устаревшая образовательная система ушла в прошлое, и сегодняшних школьников учат воспринимать материал с помощью современных методов обучения, направленных на творчество и гармоничное всестороннее развитие личности. Тем не менее, хотя многократное повторение и зазубривание не является основополагающим методом обучения, оно нашло свое применение при изучении некоторых предметов.

Преимущества запоминания

Сегодня от учеников не требуют знать на память конспект или учебник, но зубрить те или иные правила приходится при изучении большинства предметов школьной программы. Не исключение из них:

  • Русский язык и литература. Для того чтобы писать без ошибок, одной зрительной памяти в комплекте с начитанностью мало – необходимо запомнить орфографические и пунктуационные правила со всеми нюансами и исключениями. И если в начальных классах это коварный мягкий знак в -тся/-ться, то позже приходится столкнуться с непростым синтаксисом. В школьном курсе литературы ученикам задают учить и рассказывать стихотворения, отрывки из прозы, а также запоминать сюжеты произведений, краткую биографию писателей.

Развенчиваем популярный миф. Такого понятия, как врожденная грамотность, не существует, поскольку ребенок осваивает язык по мере того, как знакомится с миром вокруг себя и учится коммуницировать с окружающими. Впрочем, абсолютная грамотность не исключена – в тех случаях, когда человек много читает и обладает хорошей зрительной памятью.

  • Иностранные языки – чтобы иметь возможность свободно заговорить на другом языке, вначале придется овладеть словарным запасом, зазубрить правила и исключения, поработать над произношением.
  • История – если примерную канву событий еще можно удержать в памяти без многократного повторения, то имена отдельных выдающихся личностей и даты важных событий проще заучить.
  • Зубрить формулы и правила придется и при изучении точных наук – геометрии, алгебры, физики, химии, которым отводится заметная роль в школьной программе.

Конечно, мало кому монотонная зубрежка и попытки запомнить исключения из правил русского языка или список кораблей из «Илиады» кажутся увлекательным занятием, но от него есть положительный эффект – это отлично тренирует память. Подобный эффект, только более значительный, можно получить от занятий ментальной арифметикой, которые проводятся в Академии развития интеллекта для детей и взрослых Smartum.

Интересно, что передающаяся из поколения в поколение своеобразная традиция зубрить материал в ночь перед экзаменом не принесет желаемого результата, если знания нужны не на один день. Выученная информация забывается так же быстро, как и запомнилась, поэтому если предмет в дальнейшем пригодится, то лучше посвятить больше времени на изучение.

Зубрить нельзя иначе…

Образование сегодня кардинально отличается от того, что было еще несколько десятилетий назад.

Современным ученикам приходится усваивать все более возрастающий объем информации, причем не механически зазубривать материал, а осваивать его – уметь воспринимать, анализировать и делать логические выводы, мыслить, находя нестандартные подходы к решению заданий. В связи с новыми требованиями стали заметны недостатки запоминания, среди которых:

  • Ограниченность временных ресурсов учащихся – информации для запоминания может быть слишком много, а часов в сутках от этого больше не станет.
  • Ученики и студенты не видят необходимости зубрить даты или формулы, когда под рукой смартфон со свободным доступом в интернет, где можно за считанные минуты найти всю необходимую информацию.
  • Выученные шаблоны могут препятствовать поиску нестандартных решений и творческих подходов.
  • Для того чтобы овладеть любым предметом – будь то алгебра, неорганическая химия или зарубежная литература – не нужно дословно знать учебник, а достаточно мыслить логически, проводить практические эксперименты и заниматься своим интеллектуальным развитием.

Сегодня успех в обучении зависит не от зубрежки, а, в первую очередь, от того, сумеет ли найти учитель индивидуальный подход к каждому ребенку.

Источник: http://smartum.by/about_us/blog/razvitie/zubrezhka-i-zapominanie-dan-proshlomu-ili-neobkhodimyy-element-obucheniya/

Нужно ли учить наизусть литературные произведения?

Автор колонки «Письмо от любопытного родителя» в The Guardian Майкл Роусен публикует актуальные вопросы министру образования США. Одним из его последних вопросов был следующий: должны ли школьники учить наизусть литературные произведения, чтобы лучше их понимать и достичь больших успехов в учёбе? И как же быть с теми, кто никак не может этого сделать?

Дело в том, что сегодняшние американские школьники должны будут в выпускном сочинении по английскому языку использовать цитаты из литературных произведений, заученные наизусть, и многие взрослые сомневаются в необходимости такой нормы. Российских школьников не просят демонстрировать на экзаменах дословное знание литературы.

 Тем временем учебный план предполагает, что заучить витиеватые обороты оды Ломоносова и вторить революционному ритму стихов Маяковского всё же придется. Традиционным остаётся и выбор отрывка из романа «Война и мир» для чтения наизусть, и описания природы из произведений Гоголя.

Сложности, связанные с необходимостью искать правильные методы для запоминания, часто не дают обратить внимание на главное: зачем ученикам вообще решать такие задачи?  

Источник изображения: The Guardian

Наверное, этот вопрос — учить ли наизусть литературные произведения — актуален сейчас во всех системах образования, в которых традиционная система обучения утратила свои позиции. Часть педагогов отстаивает принцип понимания вместо запоминания, часть утверждает, что нельзя отказываться от выверенного годами способа работы с текстом. Давайте рассмотрим основные аргументы обеих позиций.

Учить наизусть вредно

Многие, кто страдал в школе от невозможности запомнить всю последовательность эпитетов, метафор и сравнений литературных отрывков и стихов, и, главное, от необходимости это делать, с радостью согласятся: заучивание наизусть не приводит к пониманию материала, а создаёт только видимость понимания.

Преподаватели, которые говорят об этом, имеют в виду, что заучивание литературы превращает общение с произведением в механический процесс запоминания.

Кроме того, так как ученикам сложно объяснить практическую пользу от этого действия (ведь, в самом деле, потренировать память можно и более увлекательными способами), то неприязнь к заучиванию текстов распространяется на весь школьный предмет «литература».

Самый главный аргумент «против» — оценка умения учить стихи никак не должна влиять на оценку по литературе.

Видно, что главные претензии противников заучивания стихов относятся, прежде всего, к школьной системе. 

Я понимаю, что эффективность обучения, ориентированного на усвоение информации, зависит от того, как учитель учил, а ученик учился. Но когда умение заучивать наизусть привязано к итоговым тестам, от которых зависит будущее, большая часть студентов могут решить для себя, что они не способны учиться, хотя они всего лишь не способны учить наизусть,

— пишет в своей колонке неравнодушный американский родитель Майкл Роусен.

Учить наизусть полезно

Многие сторонники этой точки зрения часто апеллируют к развитию памяти, тренировке собственного красноречия и уважению к своей культуре. Но некоторые предлагают обратить внимание на сам предмет заучивания — художественный текст.

Художественный текст, будь то поэзия или проза, имеет свои закономерности построения. Если процесс запоминания соединить с анализом, то ученик осваивает не только конкретное произведение, но и литературный язык как таковой. Здесь играет на руку сам механизм заучивания.

Маленькие дети, например, учат язык методом постоянного повторения, в том числе своих любимых сказок и стихов. При этом сначала усваиваются ритм, система рифмовки и грамматических построений, а затем автоматическое узнавание и запоминание уступает место смысловому.

В сознательном возрасте постоянное проговаривание художественного текста также помогает понять его скрытые смыслы, которые возникают на уровне связи слов.

Но, конечно, какие-либо открытия возможны только при неторопливом запоминании и при наличии более увлекательного стимула, чем получение хорошей оценки. 

Отрывок из фильма «Возврата нет». Источник:

Иосиф Бродский, заставляя своих студентов учить стихи наизусть, говорил, что каждое выученное стихотворение можно считать своим. Конечно, это надо воспринимать как метафору (что так созвучно особенностям художественного текста): когда вы знаете стихотворение наизусть, вы можете использовать его в подходящих ситуациях, а также оно становится частью вас (опять метафора).

В своём эссе 2009 года «Got Poetry?» философ и писатель Джим Холт призывал читателей учить стихи наизусть и поделился своим опытом ежедневных занятий. На момент написания эссе он выучил больше 2000 строк англоязычной поэзии, включая стихи Боба Дилана.

Он учил по несколько строк каждый день, а затем декламировал их себе под нос во время рутинных занятий.

Сложно представить, сколько томов составляет его «внутренняя» поэтическая библиотека сейчас! По его словам, своим необычным увлечением он развеял три мифа:

  • Стихи трудно учить. Легко! — утверждает Холт. Нужно лишь делать это в удовольствие.
  • Нашей памяти не хватит на то, чтобы ещё и помнить стихи. Наша память тренируема, как мышцы, уверен Холт.
  • Знание стихов абсолютно бесполезно. Не менее бесполезны, считает Холт, интернет-сёрфинг и чтение новостей, чтобы «убить время». Философ вместо этого предлагает вспоминать заученные стихи, которые, несомненно, придадут вашей повседневности очарование и помогут держать в тонусе память.

Актёр Вениамин Смехов читает стихи. Источник:

В романе-антиутопии Рея Бредбери «451° по Фаренгейту» люди учили книги наизусть, чтобы противостоять системе, которая эти книги сжигала, и стать носителями уничтожаемого знания.

В современных антиутопиях контроль за информацией осуществляется куда более изощрёнными способами, и, пожалуй, необходимости запоминать произведения для сохранения культурного наследия нет.

Но зачем искать рациональные причины, чтобы выучить красивое стихотворение или понравившийся отрывок прозы? 

Позиции «за» и «против» запоминания литературных произведений наизусть, на самом деле, не противоречат друг другу.

Только приверженцы одной из них делают акцент на пользе самого метода работы с текстом при правильном его применении, а другие — на неспособности системы образования, которая по природе своей стандартизирована, «пощадить» живой интерес к литературе и всему, что стандартизации не поддаётся.

Есть ли способ «настроить» систему так, чтобы «выучить наизусть» было методом познания, а не принуждения?

Источники: The Guardian, ПостНаука, svoboda.org, nekin.info

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/uchit-naizust

Зубрить или не зубрить: стоит ли учить английские тексты и диалоги наизусть

Вы любите учить что-то наизусть? Вряд ли среди наших читателей найдутся поклонники зубрежки. А между тем заучивание наизусть текстов и диалогов на английском языке может принести пользу вашим знаниям и памяти. Главное, научиться делать это правильно, по-современному. Попробуем?

  • ВКонтакте

Грызете гранит науки? Давайте научимся делать это правильно!

Вы закончили школу, университет и благодарно вздохнули: все, больше никто не заставит вас учить термины и теорию. Теперь зубрежка отменяется навсегда. Но так ли это? Предположим, вы захотели изучать английский язык.

Конечно, методики обучения при помощи зубрежки канули в Лету, теперь все изучают языки при помощи коммуникативной методики.

Последняя не предполагает почти никакой зубрежки: только живой английский язык, изучаемый в процессе разговора на интересные вам темы.

Однако если вы читаете наш блог, то наверняка встречали рекомендацию заучивать полезные фразы наизусть. Так, может быть, зубрежка не так уж вредна? Давайте рассмотрим ее положительные стороны, какую пользу приносит заучивание текстов и диалогов наизусть.

Чем полезно заучивание текстов и диалогов наизусть

1. Помогает запомнить новую лексику в контексте

Изучая текст или диалог, вы автоматически изучаете и новые слова, причем самым правильным методом — в контексте. Новая лексика хорошо запоминается таким образом, и при необходимости вы сможете использовать ее в правильном значении.

2. Позволяет изучить полезные фразы и клише

В результате зубрежки полезного диалога или текста вы получаете шаблон для разговора — то есть будете подготовлены к общению на разные темы. Если вы учили текст «на совесть», то при необходимости сможете быстро вспомнить нужную формулировку и построить грамотную уместную в данном контексте фразу.

Кроме того, практически в каждом тексте (особенно в текстах, опубликованных в современных учебниках английского языка) можно найти десяток-другой полезных клише, которые необходимо выучить наизусть.

Такие шаблоны позволят вам говорить грамотно, красиво и вежливо — именно то, что требуется для общения на английском языке.

3. Помогает изучать идиомы и фразовые глаголы

Учить английские идиомы и фразовые глаголы необходимо в контексте — так вы поймете, когда уместно использовать то или иное выражение. Можно заучивать наизусть отрывки предложений или целые фразы с идиомой или глаголом. Тогда вы сможете построить аналогичную конструкцию самостоятельно.

4. Совершенствует правописание

В процессе зубрежки вы читаете текст несколько раз. За это время запомнится не только новая лексика, но и правильный вариант ее написания, ведь чем чаще мы «встречаемся» со словом, тем больше вероятность запомнить его правильное написание.

5. Улучшает грамматические навыки

Во время заучивания текста наизусть вы запоминаете грамматически верные конструкции, видите, в каком случае используется то или иное время. Если текст довольно сложный, то во время зубрежки вы по полочкам разложите использование каждой конструкции и разберете все непонятные вам моменты.

6. Совершенствует произношение

Мы рекомендуем учить тексты и диалоги вслух, а не «про себя», тогда вы потренируете еще и произношение английских слов. Это особенно полезно тем, кому сложно произносить какие-то звуки. Повторите 20-40 раз слово с неподдающимся звуком ð, и уже после нескольких занятий произносить его станет легче, а при постоянных тренировках через некоторое время вы сможете зазвучать как носитель

7. Позволяет лучше «прочувствовать» текст

После первого прочтения текста или диалога у вас сложится впечатление о нем, вы поймете, о чем идет речь, а с каждым последующим прочтением ваше понимание будет усиливаться. Если текст довольно длинный, то после следующего прочтения вы с удивлением обнаружите «новые» слова и конструкции — мелочи, на которые не обратили внимания при первом просмотре.

8. Улучшает память

Хотите, чтобы мозг оставался молодым? Учите тексты и диалоги на английском языке наизусть.

Заучивание текстов и диалогов — одно из лучших упражнений для вашего мозга. Зубрежка помогает нам улучшать память и сохранять мозг молодым. Вы, конечно, слышали, что изучение английского языка — отличная профилактика болезни Альцгеймера и возрастного ухудшения памяти.

Эта профилактика состоит по большей части в заучивании наизусть: вы тренируете память, не даете мозгу расслабиться.

Получается, что зубрежка для нашего мозга — как спортивная тренировка для тела: заниматься непросто, придется попотеть, зато результат поможет вам оставаться в форме долгие годы.

Как видите, у зубрежки есть свои плюсы. Однако не стоит забывать и о минусах: заучивание текстов и диалогов — это, во-первых, скучно, во-вторых, может быть неэффективно. Неэффективной зубрежка будет, если вы учите по принципу попугая — механически заучиваете текст или диалог. Такая учеба — пустая трата времени, поэтому мы хотим дать несколько полезных рекомендаций.

Как учить тексты и диалоги на английском наизусть правильно

1. Выбираем материал

Для начала определитесь, что будете учить. Если вы занимаетесь с преподавателем, то он сам предоставит вам нужные материалы. Если вы изучаете английский язык самостоятельно, подбирайте текст или диалог исходя из собственных потребностей или интересов.

Например, если собираетесь поехать за границу, имеет смысл учить диалоги на тему «Английский в отеле», «Английский в аэропорту», «В магазине» и т. п. После этого лучше всего обратиться к Интернет-ресурсам: там вы найдете самые свежие подборки диалогов или монологов с самой современной лексикой.

Обратите внимание на сайты agendaweb.com и englishspeak.com

2. Делаем предварительную подготовку

На этапе предварительной подготовки мы рекомендуем ознакомиться с новой лексикой, узнать верное произношение всех слов и изучить особенности интонации в диалоге или тексте. Лучше всего это делать путем прослушивания аудиозаписи. Благодаря этому этапу вы сразу учите верный вариант произношения слов и правильную интонацию.

3. Зубрите осознанно

Забываем о механической зубрежке а-ля «попугай» и начинаем учить осознанно. Во время изучения текста разбирайтесь в построении предложений, употреблении тех или иных слов и конструкций и т. п. Тогда при необходимости вы сможете переформулировать фразу и сказать то, что нужно, а не то, что вызубрили.

He who learns but doesn’t think, is lost! He who thinks but doesn’t learn is in great danger.

Тот, кто учится, но не думает, потерян! Тот, кто думает, но не учится, в большой опасности.

Конфуций

4. Учите умеренно

Не злоупотребляйте этим занятием. Зубрежка — дело полезное, однако на одном заучивании наизусть вы далеко не уедете. Не забывайте работать над всеми навыками одновременно, а зубрежку используйте, когда она действительно нужна — при ознакомлении с новым материалом, который нужно хорошо запомнить.

5. Используйте новые методы зубрежки

При изучении чего-либо наизусть необязательно просиживать часами над книгой, есть и другие методы, которые делают зубрежку незаметной и легкой. Мы можем привести пример «зубрежки» на занятии английским языком по Скайпу. Наши преподаватели не заставляют студентов учить наизусть тексты и диалоги.

Вы отрабатываете новые конструкции и лексику в процессе живого диалога до тех пор, пока не запомните их — то есть сразу применяете полученные знания на практике, тем самым закрепляя их в памяти.

Поэтому если вы не любите классических «хождений по мукам» — изучения текстов и диалогов, имеет смысл заниматься с преподавателем и изучать нужные фразы и лексику вместе с ним.

Думаем, вы поняли, что зубрежка — не такое уж плохое занятие, если подойти к нему с умом. Мы рассказали вам, как правильно учить тексты и диалоги на английском наизусть. Теперь дело за вами — выбирайте преподавателя и разучивайте полезные фразы с ним или занимайтесь на предложенных ресурсах. В любом случае это будет полезно и для вашего английского, и для вашей памяти.

© 2018 englex.ru, копирование материалов возможно только при указании прямой активной ссылки на первоисточник.

  • ВКонтакте

Источник: http://englex.ru/to-learn-or-not-to-learn-by-heart/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.