Дополнительное образование в школе: система и организация для школьников

Содержание
  1. Как получить дополнительно образование в школе? Программа дополнительного образования в школе
  2. В чём особенность внешкольных детских образовательных учреждений?
  3. Основные задачи секций и кружков
  4. Актуальность выбора
  5. Школа искусств
  6. Спортивные секции
  7. Изучение иностранных языков
  8. Факультативы для младших школьников
  9. Планирование времени учащихся
  10. Нужна ли программа дополнительного образования в школе?
  11. Отсутствие мотивации как основная проблема образовательного процесса
  12. Перспективы
  13. Дополнительное образование в школе
  14. Организация дополнительного образования
  15. Требования к организации дополнительного образования
  16. Организации дополнительного образования детей
  17. Организация дополнительного профессионального образования
  18. Дополнительное образование: выбираем курсы и репетиторов
  19. Зачем нужно дополнительное образование школьникам?
  20. Направления дополнительного образования
  21. Организации дополнительного образования и репетиторы
  22. Осторожно, время!
  23. Дополнительное образование школьников
  24. Организация дополнительного образования детей в школе

Как получить дополнительно образование в школе? Программа дополнительного образования в школе

Дополнительное образование в школе: система и организация для школьников

Дополнительное образование – это учебный процесс, направленный на удовлетворение потребности человека в совершенствовании основных интеллектуальных, профессиональных и специальных умений. Базируется методика на развитии уже имеющихся навыков и обретении новых знаний.

В чём особенность внешкольных детских образовательных учреждений?

Школьная образовательная программа ориентирована в первую очередь на усвоение ребёнком фундаментальных знаний. Несмотря на это, многие необходимые для успешного построения жизненной карьеры практические навыки остаются вне школьного курса. Поэтому большинство родителей стараются сделать так, чтобы их чада посещали различные специализированные кружки и секции дополнительно.

Образование в школе также может обеспечивать такие цели за счёт внедрения специальных курсов и лекций.

Среди учреждений, в которых реализуются программы дополнительного образования, выделяют такие: общеобразовательные (дворцы детского и юношеского творчества, станции юного натуралиста), профессиональные (школы искусств), спортивные, технические, научные, социальные организации, а также специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Но здесь эти программы являются уже основными и фундаментальными. Вот чем школа дополнительного образования детей отличается от обычного учебного заведения.

Основные задачи секций и кружков

Программа дополнительного образования в школе исполняет функции так называемого социального лифта: благодаря ей человек развивается, обретает новые навыки. Она открывает альтернативные возможности для реализации творческих инициатив учеников. Кроме того, исполняет ещё ряд важных функций:

  • обеспечивает школьникам возможности дополнительного совершенствования личности;
  • позволяет ученикам общаться и обмениваться опытом в определённой специфической сфере деятельности;
  • упрощает использование школьниками возможностей окружающей социокультурной среды;
  • укрепляет мотивацию личности ребёнка к умственной и творческой деятельности;
  • выявляет одарённых детей, требующих более интенсивного развития;
  • создаёт благоприятные условия для ранней профессиональной ориентации школьников.

Кроме того, среди задач учреждений дополнительного образования — социальная адаптация детей с ограниченными физическими возможностями.

Актуальность выбора

Родителям очень важно проанализировать весь перечень дополнительных занятий. И выбрать именно те, которые не только понравятся малышу, но и будут развивать его творческие способности и таланты. Ведь очень важно, чтобы они стали своего рода отдыхом от школы, а не учёбой дополнительно.

Образование в школе часто утомляет ученика, поэтому стоит взвесить все за и против и подумать: действительно ли ребёнку нужен факультатив.

Если вы решили обязательно отдать малыша в школу дополнительного образования, но пока не знаете, какую именно направленность выбрать, стоит обратить внимание на самые популярные варианты.

Школа искусств

На неё следует обратить внимание в первую очередь. Ведь традиционно заведением, позволяющим получить начальное образование в сфере культуры, является именно школа искусств.

Дополнительное образование такого плана многим школьникам позволяет сделать первые шаги на пути стремительного творческого роста вплоть до получения определённой профессии.

Здесь ученикам предоставляется возможность научиться играть на выбранном инструменте, изучать сольфеджио (курс теории), историю музыки, основы анализа музыкальных произведений. Более того, все дети в обязательном порядке обучаются игре на фортепиано, поют в хоре и выступают в составе ансамбля.

Музыкальная школа позволяет посещать факультативные занятия творческого направления по композиции и аранжировке. После окончания школы ребёнок обычно умеет грамотно исполнять музыкальные произведения, имеет чувство ритма.

Стоит отметить, что занятия в школе искусств требуют от учеников если не гениального таланта, то особенной выдержки и самообладания. Ведь результаты зачастую появляются только через несколько лет настойчивых систематических занятий в той или иной творческой сфере.

Несмотря на это, художественно-эстетическое заведение, школа искусств, порождает многогранные возможности для творческого обогащения личности ребёнка.

Спортивные секции

Они не менее важны. Занятия спортом активно содействуют общему физическому развитию школьника, укрепляют и закаляют его здоровье. На тренировках вырабатывается мышечная сила, ловкость и координация движений.

Кроме отмеченного аспекта, юные спортсмены отличаются большей выдержкой, упорством, повышенной уверенностью в себе.

У них развиваются навыки переносить болезненные ощущения, побеждать неуверенность, страх, учиться работать в команде.

Посещение спортивных секций особенно полезно для мальчиков, помогает им выплёскивать накопившуюся за время сидения на школьных уроках лишнюю энергию в наиболее пригодной для этого форме.

Изучение иностранных языков

Такие факультативы чаще открывают при школах. Ведь обучение в них не требует никакой специфической материально-технической базы, зато способности к изучению языков имеются у всех людей без исключения.

Стоит только проявить немного выдержки и усидчивости. Ведь каждому из нас удалось овладеть родным языком.

Почему бы не попробовать стать полиглотом? Есть только одно препятствие: изучение нескольких иностранных языков выходит за рамки стандартной школьной программы.

Многие родители инициируют занятия языками дополнительно. Образование в школе часто не позволяет ребёнку развить в себе многие таланты. Зато посещение дополнительных занятий или работа с репетитором стимулирует ученика к активности, достижению успеха. К тому же изучение иностранных языков, как и занятия математикой, отлично тренирует память.

Факультативы для младших школьников

Во время реализации дополнительных программ очень часто применяют такие приёмы обучения, как создание проблемных ситуаций для активизации мыслительной деятельности учеников. Также моделируют условия, активизирующие воображение, внимание, память, саморазвитие и самоопределение. Поэтому особенно актуальным является дополнительное образование в начальной школе.

Для младших учеников занятия зачастую проводятся в форме игр. За счёт таких занятий ученики ещё в раннем возрасте ориентируются на успех, учатся решать нестандартные задачи.

Для них самих программы дополнительного образования выглядят как увлекательное проведение собственного досуга в кругу единомышленников.

Занятость школьников во внеурочное время способствует укреплению самоорганизованности, стойкости к влиянию негативных факторов окружающей среды, формирует понятие здорового образа жизни.

Планирование времени учащихся

Детские школы дополнительного образования позволяют решить проблему целесообразного проведения досуга учеников, снижая вероятность влияния «плохих компаний».

Часто в учреждениях такого типа группы разделяются не по возрасту, а по степени овладения предметом, стимулируя общение между всевозможными возрастными категориями, обладающими различной степенью жизненного опыта.

Это даёт позитивные результаты: у детей развиваются социальные навыки общения с единомышленниками всех возрастных групп, стимулируется процесс быстрого взросления.

Нужна ли программа дополнительного образования в школе?

Кружки и различные секции в школе позволяют увеличить учебное пространство за счёт включения учащегося в социальную жизнь, наполненную интересными задачами и проблемами, требующими индивидуального подхода в решении. Активизируется самовыражение и самоутверждение школьников, происходит всестороннее развитие их личностей.

Учреждения дополнительного образования и школа, взаимодействуя, обеспечивают всестороннее интеллектуальное, духовное и профессиональное развитие ребёнка.

Кроме того, малыш начинает понимать, каким образом можно заниматься самосовершенствованием личности.

За счёт интеграции основного и дополнительного образования ученики участвуют в различных видах деятельности, обеспечивая взаимосвязь познавательной и творческой сфер.

Дополнительные образовательные программы для детей следует вводить ещё в детском саду, таким образом прививая ребёнку привычку постоянного обогащения своих знаний и умений.

Отсутствие мотивации как основная проблема образовательного процесса

Зачастую с подобными трудностями сталкиваются педагоги общеобразовательных заведений. В учреждениях дополнительного типа ученики обычно делают осознанный выбор. Они сами решают, в какое русло будет направлено их обучение.

Если только этот выбор не был навязан им излишне заботливыми родителями.

Поэтому мамам и папам следует поинтересоваться: почему у, казалось бы, не имеющих «взрослых проблем» беззаботных школьников часто возникают перегрузки?

Стоит соблюдать золотую середину – у ребёнка обязательно должно оставаться время на игру и прогулки. Ведь если личного пространства будет недостаточно, ученик задействует для отдыха дополнительные занятия. Последствия информационной перегрузки могут быть весьма плачевны: от апатии до яростного протеста.

Перспективы

Жизнь в современном обществе предполагает высокий уровень стресса. По мнению многих учёных, именно творческая деятельность является эффективным средством выведением человека из стрессового состояния.

Дети ещё более восприимчивы к внешним воздействиям, поэтому психологи часто рекомендуют им заниматься творчеством дополнительно. Образование в школе, сосредотачиваясь на базовых предметах, на этом этапе не позволяет ученикам получить достаточный уровень творческого роста, который тесно связан с личностным ростом.

Поэтому напрашивается вывод: дополнительные и базовые компоненты должны составлять единое образовательное пространство.

К тому же в последнее время многие выпускники сталкиваются с тем, что для поступления в некоторые учебные заведения обычного школьного обучения недостаточно.

Поэтому образовательная программа дополнительного образования в школе часто предполагает итоговую аттестацию, по результатам которой обучавшемуся выдаётся документ, свидетельствующий о получении новых знаний и умений.

Это позволяет расширить свои возможности при выборе будущей профессии.

Источник: http://.ru/article/230248/kak-poluchit-dopolnitelno-obrazovanie-v-shkole-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-v-shkole

Дополнительное образование в школе

Дополнительное образование в школе

Скачать книгу «Оценка качества образования»
Скачать бесплатно в .pdf

Одним из главных средств обеспечения непрерывного обучения детей является дополнительное образование в школе, которое часто ошибочно отождествляется с внеурочной деятельностью. Но если последняя представляет собой совокупность кружковой и экскурсионной работы, то дополнительное образование — это целостная система, способствующая:

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.

После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.
  • удовлетворению познавательных потребностей, всестороннему развитию интересов школьников;
  • последовательному развитию талантов учащихся;
  • обеспечению психологического комфорта в детском коллективе;
  • формированию навыков ведения самостоятельной работы, обучению самоорганизации и самодисциплине.

Организация дополнительного образования

Вариативная часть образовательного процесса в последние годы приобретает все большую значимость, что объясняется значительными изменениями в социально-экономической жизни нашей страны и общим техническим прогрессом. Объем учебного материала, усваиваемого школьниками в ходе урочной деятельности, является недостаточным для самостоятельного определения профессиональной ориентации, выбора жизненного пути, решения бытовых вопросов.

Организация и реализация дополнительного образования позволяет:

  1. Обеспечить поступательную подготовку детей к самостоятельной деятельности. Не все школьники способны организовать активность по различным направлениям без сторонней помощи, а система мотивированного обучения позволяет скорректировать ситуацию.
  2. Сформировать стойкую привязанность учащихся к творческой активности.
  3. Выработать ответственное отношение к знаниям, получаемым на уроках.
  4. Способствовать выработке положительных черт личности: целеустремленности, настойчивости, уверенности в собственных силах и успехе.

Одной из тенденций современной образовательной системы в РФ является стремление детей школьного возраста к знаниям, не представленным в рамках школьных дисциплин. Работа с приоритетными направлениями позволяет заинтересовать школьников разных возрастов, привести к раскрытию творческого потенциала, занятости в мероприятиях, проводимых по альтернативным программам.

Скачать таблицу приоритетных направлений дополнительного образования
Скачать в .docx

Приоритетные направления дополнительного образованияВиды деятельностиПланируемые результаты
Информационные технологии и робототехникаРасширение знаний об информационно-коммуникативных технологиях, знакомство с основами программирования, сборка простых технических схем.Развитие пространственного мышления, освоение практических навыков применения ИКТ.
ЕстествознаниеВедение исследовательской работы, подготовка и проведение опытов. Воспитание здоровой любознательности, пытливости, развитие глобального мышления, умения делать выводы, основываясь на практическом опыте.
ЭкологияПроведение экскурсий, природоохранных акций, круглых столов и семинаров, посвященных актуальным вопросам экологии.Осознание детьми взаимосвязи природы и человека, важности соблюдение норм сохранения экосистемы.
КультурологияЗнакомство с разными пластами мирового культурного наследия, традициями и обычаями разных национальностей.Выработка толерантного отношения к представителям разных национальностей, развитие поликультурности, приобщение к мировым культурным тенденциям.
Физическая культура и спортГрупповые занятия разными видами физической активности, подготовка к спортивным соревнованиям, проведение спортивных праздников, Малых Олимпийских игр. Формирование навыков занятий спортом, развитие силы воли и выносливости, приобщение к здоровому образу жизни.

Требования к организации дополнительного образования

Создание системы мотивированного образования, которое проводится за рамками стандартного учебного процесса, невозможно без тесного взаимодействия школьной администрации, педагогов, учащихся и их родителей.

Действующие требования к организации школьного дополнительного образования предусматривают реализацию таких мер:

  1. Изучение интересов и пожеланий учащихся. Административный состав школы инициирует проведение анкетирования школьников, опрос членов семей детей во время родительских собраний с целью получения информации об актуальных образовательных потребностях.
  2. Организация кружков и секций, направления деятельности которых признаны наиболее востребованными по результатам проведенных тестов и опросов.
  3. Обеспечение консультативной помощи учащимся, которые не могут самостоятельно определиться с областью обучения. В рамках данного направления организовывается проведение профильных тестов, позволяющих выявить уровень мышления и предпочтительное направление будущего профобучения.
  4. Осуществление коррекционной работы, выполняемой в конце отчетного периода. По результатам выделенного промежутка времени педагоги, ответственные за ведение дополнительных секций, собирают данные о посещаемости кружков, оценивают уровень заинтересованности учащихся. Полученные данные систематизируются, на их основании разрабатываются коррекционные меры. Текущий контроль следует проводить систематически — это позволит обеспечить стабильный интерес школьников к различным сферам альтернативного обучения.
  5. Выявление перспективных направлений ведения образовательной работы. Сфера школьного воспитания последовательно модернизируется, и кружковая деятельность не должна оставаться в стороне от последних тенденций времени. Организация обмена педагогическим опытом с учителями из других школ, педагогами узких специализаций, обновление материальной базой ОУ должны обеспечивать периодическое выявление новых интересных сфер воспитания детей.

Ведение процесса альтернативного обучения школьников следует выполнять в соответствии с актуальными нормами СанПин, регламентирующими длительность занятий, требования к состоянию здоровья педагогов.

Нормы дополнительных занятий

Скачать таблицу норм дополнительных занятий
Скачать в .docx

Время проведенияРабота кружков, секций должна осуществляться в светлое время суток (с 8:00 до 20:00). Занятия со школьниками, достигшими 16-летнего возраста, могут проводиться до 21:00.
Длительность В будние дни — не более трех часов, в выходные дни — не более четырех.
ПерерывыЧерез каждые 30-45 минут образовательной работы следует делать перерывы длительностью не менее 10 минут.
Характер занятийГрупповой или индивидуальный.

В соответствии с последними изменениями законодательной базы в сфере образования педагоги, ответственные за ведение кружковой и секционной работы, имеют право самостоятельно определять длительность занятости школьников, исходя из программного материала, возрастных и индивидуальных особенностей коллектива.

Это уточнение особенно важно для учителей, ответственных за творческую работу и спорт, поскольку стандартной длительности занятий для достижения серьезных результатов часто бывает недостаточно.

Организации дополнительного образования детей

С целью обеспечения максимальной вовлеченности школьников в процесс всестороннего обучения современное ОУ должно привлекать к взаимодействию организации дополнительного образования и воспитания детей. К числу последних относят организации, реализующие программы дополнительного образования или профессиональной подготовки выпускников.

Занятость школьников в деятельности организаций такого типа способствует:

  1. Удовлетворению индивидуальных интеллектуальных, творческих, художественно-эстетических потребностей.
  2. Создание оптимальных условий для личностного роста, привитию самостоятельности, ответственности, умения мыслить широко.
  3. Укреплению здоровья, сознательному отказу от вредных привычек.
  4. Выявлению детей с выдающимися способностями, одаренностью, развитие их потенциала.
  5. Формированию общей культуры поведения, осознанию важности норм взаимопомощи и взаимоподдержки.
  6. Обеспечению будущей адаптации и социализации в обществе.

Развитие системы дополнительного образования в современной школе не является универсальным. Необходимость обеспечения должного уровня обучения и воспитания сразу по нескольким направлениям не позволяют гарантировать значительный уровень углубленности программного содержания, отслеживание вовлеченности в предмет каждого отдельного учащегося.

Синхронизация содержания образовательных программ школы и специализированных организаций позволяет повысить качественные показатели учебного материала, обеспечить легкий переход детей с выдающимися способностями к обучению в городских и региональных учреждениях системы дополнительного образования.

Организация дополнительного профессионального образования

В свете активного развития дополнительных образовательных инициатив особо важным становится переосмысление роли предметной подготовки и функций педагога в частности.

Организация дополнительного последовательного профессионального образования учителей способствует повышению качества воспитательно-образовательного процесса, развитию передовых инициатив в рамках освоения предметных курсов, обеспечению кадрового резерва для реализации дополнительных практик обучения.

Дополнительное профессиональное образование учителей проводится по двум направлениям:

  • программы повышения квалификации, срок освоения которых не превышает 16 академических часов;
  • курсы профессиональной переподготовки педагогов, длительность которых может достигать 250 академических часов.

Обогащение профессионального опыта учителей может проводиться очно или дистанционно. Последняя форма организации процесса кадровой переподготовки является особо значимой благодаря возможности изучения новых методик ведения педагогической практики без отрыва от основной деятельности.

Читать еще по теме:

Источник: https://www.menobr.ru/article/65222-qqq-17-m4-dopolnitelnoe-obrazovanie-v-shkole

Дополнительное образование: выбираем курсы и репетиторов

Лепка из глины, конструирование кораблей, углубленное изучение английского, – на сегодняшний день сложно представить детское развитие без различных кружков и секций. Некоторые родители стараются найти репетитора для ребенка, однако с этим может справиться дополнительное образование школьников. Оно проводится как на базе самих школ, так и в различных образовательных центрах.

Ни для кого не секрет, что шахматист Анатолий Каспаров, актер Сергей Никоненко, режиссер Ролан Быков и многие другие талантливые люди были выходцами учреждений дополнительного образования.

В отличие от школьных уроков, которые каждый ученик вынужден посещать, независимо от собственных стремлений, желаний и способностей, курсы дополнительного образования ребенок может выбрать самостоятельно.

 Они помогут ему найти и развить свои таланты.

На сегодняшний день все больше элитных образовательных учреждений, будь то школы или ВУЗы, требуют внушительное портфолио, которое невозможно составить без прохождения курсов для школьников.

Может быть, ваш ребенок имеет отличный музыкальный слух и неплохо поет? Или же он любит собирать модели самолетов? Или хочет стать экологом? Дополнительное образование поможет определить и развить таланты вашего ребенка, а также найти друзей по интересам.

Зачем нужно дополнительное образование школьникам?

В кружках и секцияхдети учатся общатьсяи нередко находят себедрузей по интересам

Умение красиво рисовать, выигрывать на шахматных турнирах, играть на скрипке, быстро бегать, – эти и многие другие способности ваш ребенок сможет получить в заведениях дополнительного образования школьников. К тому же различные кружки и секции также могут стать отличным подспорьем для изучения многих школьных дисциплин. Дополнительное образование может многое дать ребенку в вопросе воспитания, социализации и развития.

  • Выявление и развитие способностей. Ваша дочь проводит много времени за рисованием, а сын постоянно пропадает на футбольном поле? А может быть, школьник не знает, чем занять свое время? Кружки помогут вашему ребенку найти себя и развить собственный талант. Литературные кружки, школы искусств, спортивные секции для детей, научные курсы, обучение иностранным языкам, – благодаря широкому спектру предлагаемых сегодня учреждений дополнительного образования школьник сможет подобрать кружок практически любого направления.
  • Социализация. Что может быть веселей и интересней, чем делать что-то  в компании единомышленников?! Кружки – это не только любимое занятие, но и общение с детьми, которые увлечены тем же самым. Обсуждать фильмы в клубе кинолюбителей, играть в баскетбол и болеть за свою команду, петь в хоре, – курсы дополнительного образования помогут ребенку завязать новые знакомства, завести друзей и взаимодействовать в обществе. Нередко именно в учреждениях дополнительного образования школьники находят себе друзей по интересам, с которыми дружат всю последующую жизнь.
  • Самодисциплина. В клубах, кружках и на курсах для школьников нет строгого контроля, ребенок выбирает их, ориентируясь на свои способности и стремления. Так школьник сам заинтересован в своих успехах и достижениях, поэтому дополнительное образование развивает самоконтроль, самодисциплину и саморазвитие, которые пригодятся ему и на обычных уроках в школе, и в других областях жизни.
  • Профориентация. Играет ли ваш ребенок в теннис или же любит мастерить из глины, любое хобби может перерасти в профессию. Занятия в школе, как правило, ограничены спектром определенных дисциплин, которые не дают всем и каждому раскрыть свои таланты в полной мере. Зато это позволяет школьникам дополнительное образование. Ваш ребенок всерьез увлекается скульптурой или игрой в шахматы? Возможно, это будущий скульптор или шахматист.
  • Углубление и расширение знаний по основным и факультативным дисциплинам. Курсы дополнительного образования помогают не только проявить себя и свои таланты, но и улучшить знания по тем предметам, которые значатся у учащихся в основной школьной программе. К примеру, занятия в кружке права и экономики помогут на уроках обществознания, а кружок робототехники станет отличным помощником в изучении физики. С этой же задачей справится репетитор для ребенка. Некоторые курсы занимаются дошкольной подготовкой.

Кружки и курсы для школьниковпомогут подтянуть и улучшитьзнания по основнымшкольным дисциплинам

Направления дополнительного образования

Направления и программы дополнительного образования бывают совершенно различными, и каждый ребенок сможет найти что-то  по душе. По своей специфике все кружки и курсы дополнительного образования делятся на несколько групп:

  • Художественно-эстетическое направление (творческие студии, музыкальные и художественные школы, танцевальные, литературные, театральные кружки и т.д.);
  • Культурологическое направление (книжные клубы, музееведческие, искусствоведческие и библиотековедческие кружки, историко-культурологические центры и т.д.);
  • Научно-техническое направление (компьютерные курсы, станции юных техников, кружки робототехники, конструирования самолетов, кораблей и т.д.);
  • Естественнонаучное направление (географические, физические, химические кружки, курсы астрономии, медицины и т.д.);
  • Эколого-биологическое направление (станции юных натуралистов, курсы экологии и краеведения и т.д.);
  • Военно-патриотическое направление (военно-спортивные секции, историко-патриотические кружки, поисковые работы и т.д.);
  • Физкультурно-спортивное направление (спортивные секции, лечебная физкультура, кружки спортивного ориентирования и туризма, занятия в спортивных залах и т.д.);
  • Социально-педагогическое направление (кружки, посвященные здоровому образу жизни, благотворительные организации, социальные молодежные движения и т.д.);
  • Экономико-правовое направление (курсы экономики, политологии и права).

Кружки делают ребенкасамостоятельнее и прививаютдисциплину

Организации дополнительного образования и репетиторы

Курсы дополнительного образования могут проводиться в школе, где учится ребенок, так и в других образовательных организациях. При этом посещать курсы в школе после уроков будет значительно удобнее и самому ребенку. Но, к сожалению, в школах выбор кружков бывает ограничен, и в них может не оказаться нужного курса. 

Удачным вариантом станет образовательный центр с различными кружками, которые имеют общую направленность. К примеру, ваш ребенок увлекается естественными науками. Разве не здорово, если кружок химии и биологии будет находиться в одном и том же месте?! Это же касается различных школ искусств, где ребенок сможет учиться играть на музыкальном инструменте, петь и танцевать.

Особую роль в дополнительном образовании школьников играет репетиторство. Особенно это актуально в старших классах при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Также репетиторство может помочь отстающим ученикам.

При выборе репетитора, обратите внимание на послужной список педагога и его рекомендации. Нередко школьные учителя также занимаются репетиторством.

Как найти хорошего репетитора по английскому читайте на нашем сайте.

Осторожно, время!

При выборе репетиторанеобходимо обратить вниманиена его опыт работыи манеру общения

Конечно, кружки и секции – это здорово: в них ребенок сможет заниматься интересным для него делом, развивать полезные навыки и находить новых друзей.

Поэтому стремление многих родителей отправить своего ребенка в кружок вполне оправдано.

Однако на сегодняшний день различные курсы для школьников превратились в модную тенденцию, а потому некоторые родители стараются направить свое чадо в как можно большее количество кружков.

При всех своих преимуществах множество кружков вовсе не пойдет ребенку на пользу, ведь у него совсем не останется свободного времени. Занятия в большинстве кружков проводится два раза в неделю, тогда как дети, серьезно занимающиеся спортом, тренируются почти каждый день. И не стоит забывать, что ребенку необходимо уделять время домашней работе, прогулкам и отдыху.

Если вы хотите отдать своего ребенка в кружок, обязательно обратите внимание на правильное распределение времени.

У школьника не должна быть загружена вся неделя! Лучше ограничиться одним-двумя кружками или секциями.

Если ваш ребенок очень активен, для всестороннего развития педагоги рекомендуют выбрать три разных курса: научный, творческий и спортивный. Большее количество кружков чревато переутомлением.

Также необходимо иметь в виду, что направление дополнительного образования ребенок должен выбрать самостоятельно, иначе он быстро забросит свое начинание.

Дополнительное образование школьников

Курсы дополнительного образования станут местом, где ваш ребенок обязательно встретит новых друзей и единомышленников. Такое обучение будет личностно значимым, повысит мотивацию и самоорганизацию школьника. Интересный кружок может стать не только местом труда, но и отдыха, ведь от любимых занятий устать невозможно. 

Конструирование самолетов, игра на флейте или фигурное катание, – дополнительное образование школьников станет не только интересным времяпрепровождением, но и возможностью реализовать свои таланты и мечты. Возможно, ваш ребенок превратит детское увлечение фотографией или резьбой по дереву в профессию, в которой добьется больших успехов.

Источник: http://all-for-school.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/

Организация дополнительного образования детей в школе

Л.Н. Буйлова,
канд. пед. наук, зав. кафедрой дополнительного образования детей Московского института открытого образования,

Н.В. Кленова,
канд. филос. наук, директор Городского программно­методического центра дополнительного образования детей Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества

Что нужно знать об особенностях современного дополнительного образования детей? В каком состоянии находится сегодня школьное дополнительное образование? Какую реальную пользу оно может принести современной школе в целом и отдельному ребенку в частности? Что надо сделать для того, чтобы занятия в кружках, студиях, секциях, клубах не превратились в обычные факультативы или дополнительные уроки, а школа не стала “камерой хранения детей” до возвращения родителей с работы? Авторы статьи отвечают на эти вопросы и предлагают практические рекомендации по организации блока дополнительного образования в школе.

В Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации на период до 2010 г. отмечено: “…

дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка…”.

Обычно термином “дополнительное образование детей” характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. По своему “местоположению” в системе образования это вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, включая изучение областей культуры и науки, не представленных в школьных программах.

Между тем основу современного дополнительного образования детей, и это существенно отличает его от традиционной внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок.

Его назначение – удовлетворение многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.

Здесь обучение детей осуществляется на основе образовательных программ, разработанных, как правило, самими педагогами.

Закономерен вопрос: неужели нашим детям недостаточно того объема знаний, который предлагает школа через все компоненты учебного плана – федеральный, региональный, школьный?

“Изюминка” дополнительного образования как раз и состоит в том, что все его программы не транслируются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно знать и уметь подрастающему поколению, а предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

Остановимся на характеристике основных способов организации дополнительного образования детей в общеобразовательной школе.

В разных регионах России накоплен опыт взаимодействия основного и дополнительного образования, дающий положительные результаты. Анализ существующей практики показывает, что сегодня в российской школе существует четыре основных модели организации дополнительного образования детей.

Первая характеризуется тем, что набор кружков, студий, секций по сути случаен, поскольку определяется не столько потребностями детей, сколько имеющимися в школе возможностями.

Стратегические линии развития дополнительного образования в этом случае не прорабатываются. По нашим наблюдениям, это пока что наиболее распространенная модель.

Но даже и такой вариант дополнительного образования в школе имеет смысл, поскольку способствует занятости учеников и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, хотя как единая управляемая система она еще не функционирует.

Тем не менее в таких моделях встречаются оригинальные формы работы, объединяющие детей разного возраста, детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-­центры и т. п.).

Нередко в таких школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания базового образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. В результате те образовательные области, которые вначале изучались в рамках дополнительных образовательных программ, затем входят в базисный учебный план школ.

Третья модель организации дополнительного образования строится на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним или несколькими учреждениями дополнительного образования (центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной или музыкальной школой) либо с учреждением культуры (библиотекой, театром, музеем и др.).

Такое сотрудничество осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности, которая во многом определяет содержание дополнительного образования в данном учебном заведении.

При этом в деле практической реализации дополнительных образовательных программ значительно возрастает роль специалистов этих учреждений.

Четвертая модель существует в учебно­-воспитательных комплексах (далее – УВК).

На сегодняшний день она является наиболее эффективной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, поскольку здесь органично сочетаются возможности обоих видов образования.

В УВК, как правило, создается солидная инфраструктура школьного дополнительного образования, на основе чего появляются условия для удовлетворения разнообразных потребностей ребенка и его реального самоутверждения.

Чаще всего УВК реализуются в виде стационарного соединения в единую организационную структуру учреждений основного и дополнительного образования детей.

Например, в самой школе может функционировать профильное учреждение дополнительного образования – художественная, музыкальная, спортивная школа, центр технического творчества учащихся и т. п.

Также в одно целое со школой может быть объединен многопрофильный центр детского творчества, включающий в себя целую сеть кружков, студий, секций, клубов. Общеобразовательная школа может входить и в состав еще более сложных объединений, типа “школа – учреждение дополнительного образования – вуз”.

Организация УВК особенно эффективна для удаленных от центра микрорайонов современных крупных мегаполисов, а также для небольших городов, где они играют роль культурных центров для значительной части населения.

В УВК по единому плану работают большие педагогические коллективы, где кроме школьных учителей, обязательно есть специалисты по дополнительному образованию детей, работники культуры. Нередко здесь образование строят, идя не от урока к внеурочной деятельности, а наоборот. Вторая, внеурочная, половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками.

Как показывает опыт УВК и других школ с развитой системой дополнительного образования, сегодня нельзя рассчитывать только на учебный процесс.

Его эффективность в обеспечении современного качества образования небезгранична, особенно в рамках классно-­урочной системы.

Перспективы развития современной школы – на пути интеграции общего и дополнительного образования, и нам всем вместе необходимо искать и находить конкретные формы их взаимодействия.

Если школа только приступает к организации блока дополнительного образования (далее – БДО), то администрации необходимо предпринять ряд действий аналитического и организационного порядка. Их можно представить в виде следующих друг за другом этапов.

1­й этап организации БДО – аналитический.

Подготовительная работа на данном этапе состоит в том, чтобы:

  • внимательно проанализировать цели и задачи школы.

    Те или иные направления дополнительного образования детей целесообразно выбирать прежде всего в зависимости от общей целевой установки педагогического коллектива, задач, решаемых в каждой параллели, характера имеющихся или планируемых профилей в старших классах;

  • определить запросы детей и родителей на дополнительные образовательные услуги. Выявить потребности в них можно при помощи анкетирования, проведения устных опросов, коллективного обсуждения на родительских собраниях;
  • выписать уже имеющиеся факультативные курсы, а также действующие в школе кружки, секции и сопоставить их с запросами детей и родителей;
  • изучить спектр дополнительных образовательных услуг, предлагаемых ближайшими учреждениями дополнительного образования детей, продумать возможные варианты совместной работы с ними;
  • проанализировать творческий потенциал учителей, родителей, старшеклассников;
  • оценить материально­-технические возможности школы;
  • изучить должностные обязанности заместителя директора по дополнительному образованию (по учебно­-воспитательной работе), педагога дополнительного образования, педагога­-организатора, классного воспитателя, воспитателя группы продленного дня, вожатого, методиста по дополнительному образованию детей;
  • изучить основные нормативные документы по организации дополнительного образования детей (законы, приказы, инструкции, распоряжения), а также программные документы федерального уровня.

Предпринятый анализ позволит составить представление о социальном заказе на дополнительные образовательные услуги и реальных возможностях школы.

2­й этап – проектировочный.

Центральная задача этого этапа – разработка общей схемы дополнительного образования в школе.

Чтобы ее составить, нужно ответить на следующие вопросы:

  • какие направления (направленности) дополнительного образования детей необходимы школе и в какой мере они способствуют реализации ее целей и задач;
  • какие из этих направлений и в каких формах можно осуществлять непосредственно на базе школы, а какие целесообразнее вывести на базу специализированных учреждений;
  • какие из них можно реализовать с помощью учителей, приглашенных специалистов, родителей, старшеклассников;
  • в какой мере исходную материально-­техническую базу школы можно использовать в сфере дополнительного образования детей; за счет чего ее можно развить и усовершенствовать;
  • как научить младших школьников свободно ориентироваться в формах и направлениях дополнительного образования;
  • какую допрофессиональную подготовку можно дать через дополнительное образование в соответствии с запросами обучающихся.

Ответив на эти вопросы, можно попытаться составить примерное расписание работы БДО, увязав его с расписанием уроков и планом воспитательной работы в школе.

3­й этап – организационного и программно­-методического обеспечения дополнительного образования в школе.

Прежде чем примерное расписание станет действующим, необходимо позаботиться о том, чтобы работа кружков, студий, секций, клубов получила организационную и программно-­методическую поддержку. Для этого следует, во-­первых, внести в устав школы статью об организации БДО.

В каждой школе эта статья будет иметь сугубо индивидуальный характер, определяемый направленностью, содержанием и формами осуществления тех дополнительных образовательных программ, которые в состоянии реализовать данное учреждение. Вместе с тем, при ее формулировке необходимо зафиксировать несколько обязательных моментов:

  • с какой целью учреждение реализует дополнительные образовательные программы (разностороннее развитие личности, удовлетворение потребности детей в самообразовании, обеспечение профильности обучения и др.);
  • по каким направлениям (направленностям) осуществляется в данной школе дополнительное образование детей;
  • какими типами программ определяется его содержание (типовыми (примерными), модифицированными, авторскими);
  • в каких формах осуществляется образовательный процесс в рамках дополнительного образования (кружки, клубы, студии, секции и т. п.);
  • кто может обучаться по дополнительным образовательным программам;
  • кто допускается к педагогической деятельности для реализации таких программ;
  • на какой основе (платной, бесплатной, смешанной) реализуется в школе дополнительное образование детей?

Источник: http://psihdocs.ru/organizaciya-dopolnitelenogo-obrazovaniya-detej-v-shkole.html

Студиорум
Добавить комментарий