Дополнительное образование детей: инновации функции и перспективы (портал сайт)

Материал по теме: Инновационные технологии в дополнительном образовании детей

Дополнительное образование детей: инновации функции и перспективы (портал сайт)

В период глубоких социально-экономических изменений в России, когда происходит переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпевает и система образования.

Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет.

Все это свидетельствует о развертывании инновационных процессов в системе образования.

Инновационные нововведения коснулись и дополнительного образования, как системы общего образования.

Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.

Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и навыков, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе и получают возможность полноценной организации свободного времени.

Ведущей тенденцией обновления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность, которая является атрибутивным, доминирующим качеством учреждения. В контексте инновационной стратегии учебного заведения существенно возрастает роль педагога как непосредственного участника всех преобразований.

Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер.

Это предполагает переоценку педагогом своего профессионального труда, выход за пределы традиционной исполнительской деятельности и смену ее на проблемно-поисковую, рефлексивно-аналитическую, отвечающую запросам общества и создающую условия для самосовершенствования личности.

В педагогическом коллективе возрастает потребность в новом педагогическом знании, изменении образовательных и социальных функций педагога. Вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы исследовательской  работы.

 Цель –  рассмотреть использование инновационных технологии в системе дополнительного образования детей. Достижение сформулированной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

– рассмотреть источники инноваций в сфере дополнительного образования;

– направления инновационной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей;

– содержание педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе;

– описать опыт работы по внедрению в практику деятельности «Центра дополнительного образования для детей» Октябрьского района г.Саратова современных педагогических технологий.

Перспективные источники инноваций в сфере дополнительного образования это:

-социальное партнерство и совместные проекты с другими учреждениями как условие и средство привлечения дополнительных ресурсов и повышения качества образовательного процесса, повышения эффективности профориентационной работы;

-развитие межрегиональных и международных проектов как средство повышения открытости образования, знакомства воспитанников со сверстниками из других регионов стран, развития соревновательности, патриотизма, гордости за результаты собственной деятельности и, как следствие, мотивации воспитанников к творчеству;

-командная работа как средство выработки норм совместной деятельности, умения работать в коллективе, социализации воспитанников;

-развитие информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных проектов с возможностью удаленного участия как путь повышения доступности образования, развития цифровой культуры воспитанников и обеспечения современного уровня обеспеченности образовательных программ компьютерными технологиями, формирование «блогосферы» дополнительного образования;

-преемственность образовательных программ разного уровня, создание непрерывных учебных циклов от начальной мотивации воспитанников до серьезной предпрофессиональной подготовки;

-обновление содержания образования с учетом новых направлений, возникающих в сферах науки, искусства, социальной деятельности, спорта и др.; применение новых, оригинальных форм образовательной работы;

-развитие комплексной информационной системы дополнительного образования на основе специализированного интернет-портала, моделируемого квалифицированными специалистами и предоставляющими системную информацию по всем направлениям развития дополнительного образования;

-развитие интегрированных образовательных технологий – проектно-исследовательской деятельности, игровой технологии, личностно-ориентированного подхода и др., в т. ч. в рамках направленностей, где они традиционно не применялись;

-анализ и выявление возможной социально востребованной тематики творческих, проектных и исследовательских работ воспитанников в социуме, территориальных сообществах (районах) с включением их в тематику образовательных программ дополнительного образования; создание внедренческих комплексов;

-системное использование психологической ауры различных профессий (романтизм, героика и др.) для повышения мотивации воспитанников.

Направления инновационной деятельности в отделениях дополнительного образования детей:

-совершенствование содержания образования;

-изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий;

– создание системы работы с одаренными детьми;

-совершенствование системы управления;

-информатизация образовательного процесса.

педагогической деятельности в инновационном образовательном процессе существенно отличается от традиционной.

Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке содержания и технологии деятельности, поскольку быстро развивается её технологическая основа. Она требует от педагога развития специальных навыков, приемов работы.

Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству деятельности и её продуктам.

Во-вторых, особенностью современного педагогического процесса является то, что в отличие от традиционного образования, где в качестве центральной фигуры выступает педагог, основное внимание переключается на ребенка – его активность, избирательность, креативность.

Важной функцией педагога дополнительного образования становится умение поддержать ребенка в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в мире, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить разнообразную информацию.

В-третьих, представление познавательного материала и способы передачи опыта предполагают интенсивную коммуникацию педагога и детей, требуют в современном дополнительном образовании более активных и интересных взаимодействий между субъектами образования, чем при традиционном типе обучения, где преобладает как бы обобщенная связь педагога со всеми детьми, а взаимодействие педагога с отдельным ребенком довольно слабое.

Таким образом, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в дополнительном образовании   выступают потенциал и поведение педагога, его чувствительность к новому, открытость.

 Сегодня не вызывает сомнений огромное значение в инновационной деятельности  метода проектов.

Проектная деятельность внедряется в объединения социально-педагогической направленности, начиная с дошкольного возраста (проекты «Безопасное колесо», «Растим здоровое поколение», «Мой первый проект «Играем вместе»» и т.д.).

В процессе организации исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста педагог особое внимание уделяет формированию предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитию умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формированию умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов; развитию желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

         Проектный метод уникален и хорош тем, что его можно использовать в работе с детьми разного возраста, начиная с дошкольников, включать в него различные методики и технологии.

Несмотря на то, что технология проектирования является инновационной для нашего отделения дополнительного образования и апробировалась нами только в течение последних трех лет, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.

Воспитанники, участвующие в проектной деятельности:

-проявляют творческую активность в познании окружающего мира;

-самостоятельны и гибки в принятии решений;

-сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;

-осознают себя субъектом понимающим (что известно, что нет, каким образом можно узнать);

-способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;

-воспринимают мир не только с утилитарной точки зрения, но и осознают его уникальность, красоту, универсальность.

Педагоги дополнительного образования, использующие в своей деятельности проектный метод:

-проявляют способность к самостоятельному творческому планированию всего воспитательно-образовательного процесса;

-обладают умением гибко подходить к планированию с учётом интересов и запросов учащихся;

-осуществляют поисковую педагогическую деятельность;

-реализуют свои творческие умения (в изобразительной, литературной, музыкальной деятельности).

Родители, принимающие участие в проектной деятельности объединений ОДОД «Планета успеха»:

-наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей;

-получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском объединении, но и принять активное участие в жизни объединения;

-смогли реализовать свои творческие способности.

В практике нашего отделения дополнительного образования  используются следующие виды проектов:

-исследовательские-творческие проекты: воспитанники экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации;

-ролево-игровые  проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

-информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы;

-творческие проекты (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Технология проектирования, которую мы стремимся положить в основу всего воспитательно-образовательного процесса в отделении дополнительного образования «Планета успеха», способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманитаризировать педагогический процесс.

Происходящие трансформации в системе дополнительного образования обусловлены объективной потребностью в адекватном общественному развитию и эволюции образовательной системы изменении, что отражается в осознании педагогической общественностью необходимостью серьезных изменений в функционировании Отделения.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности  ОДОД «Планета успеха» – основной механизм оптимизации развития системы дополнительного образования.

Многими исследователями развитие дополнительного образования связывается с процессами целенаправленной разработки и создания, внедрения и освоения, распространения и стабилизации новшеств, обуславливающими его качественно новое состояние.

Следует отметить, что степень инновационности дополнительного образования обусловлена уровнем развития общества и продиктована уровнем инновационности общего школьного образования. Другими словами, инновации возникают там и тогда, где и когда есть потребность в изменениях и возможность их реализации.

Инновационные процессы в сфере дополнительного образования определяют сущность формирования отделения дополнительного образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания в отделениях дополнительного образования детей, повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, создают лучшие условия для духовного развития учащихся, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2017/02/24/innovatsionnye-tehnologii-v-sisteme

Доклад «Дополнительное образование: будущее и перспективы развития»

«Дополнительное образование: будущее и перспективы развития»

Шишкина Марина Анатольевна,

Педагог дополнительного образования

МАУ ДО ЦДТ «Радуга талантов»

В современном российском обществе, равно как практически и во всем мире, в последние годы наблюдается обострение проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений.

При этом подобные проблемы имеют, скорее, сущностный характер, связанный с объективной необходимостью поиска новых путей и средств организации межпоколенного диалога, передачи накопленного культурно-исторического опыта, всестороннего совершенствования и развития человеческого потенциала каждой станы и каждого народа.

Соответственно, на современном этапе модернизация российского образования и повышение его качества рассматриваются в неразрывной связи c решением воспитательных задач, с созданием условий для наиболее полной и гармоничной реализации человеческого потенциала, с реализацией принципа гуманизма.

При этом, основной целью образования, согласно Закону РФ «Об образовании», является становление личности, уважающей права и свободы других граждан.1

Дополнительное образование, как одно из отраслей образования, не является простым приложением к системе общего и профессионального образования, а представляет собой особую образовательную сферу с ориентацией на всестороннее развитие ребёнка. Оно многообразно, разно направленно, наиболее вариативно.

Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Цель дополнительного образования и внеурочной деятельности – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их социальной адаптации.

По своему содержанию, дополнительное образование является всеохватывающим. Нет ничего такого, что не могло бы стать предметом дополнительного образования в окружающей нас действительности: будь то живая или неживая природа, система общественных и духовно–нравственных отношений, сфера сознания. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы детей и подростков.

У каждого ребенка есть свои сильные стороны, которые необходимо поддерживать и развивать. Один силен физически, другой хорошо рисует, третий — сочиняет стихи.

Учитывая индивидуальность ребенка, его уникальность и неповторимость, система дополнительного образования повышает его самооценку, уверенность в себе, корректирует проблемы поведения, организовывает интересный досуг, в конечном счете, всесторонне развивает.

Чтобы работа в этом направлении состоялась, перед современной школой стоит ответственная задача — внести действенные изменения в её жизнь, создать неповторимую атмосферу творческого поиска, потенциала.

Дополнительное образование создает условия для развития уникальности личности, ее различных способностей.

Именно в этой сфере возможно организовать личностно-равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную творческую деятельность.

Дополнительное образование детей выполняет функции так называемого «социального лифта» для значительной части детей и, несомненно, требует особого внимания со стороны различных органов власти, требует развития.

Претворяя в жизнь новые федеральные стандарты, необходимо сохранить сложившуюся систему художественного и эстетического образования детей. Важно, чтобы дети развивались многогранно, только тогда они будут успешными, здоровыми, креативными и конкурентоспособными в современных условиях, которые очень быстро меняются.

Меры, принимаемые государством по развитию системы дополнительного образования детей, нашли свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». Согласно Указу Президента, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить достижение следующих показателей в области образования:

– увеличить к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70- 75%, предусмотрев, что 50% из них должны обучаться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

– подготовить предложения о передаче субъектам Российской Федерации полномочий по предоставлению дополнительного образования детям, предусмотрев при необходимости софинансирование реализации названных полномочий за счет средств федерального бюджета.2

Согласно Распоряжению Правительства РФ от 04.09.2014 года №1726-р была утверждена Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. Среди основных направлений реализации Концепции можно выделить3:

  • Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ;
  • Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ;
  • Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ;
  • Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;
  • Совершенствование финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования;
  • Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно- частного партнерства;
  • Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей;
  • Развитие неформального и информального образования.

Каждое из этих направлений предполагает ряд определенных мероприятий, способствующих эффективной реализации каждого из них.

В настоящее время осуществляется реализация 1-го этапа, на котором идет разработка плана мероприятий по реализации Концепции, а также создаются механизмы ее реализации (управления, финансирования, информационного, научно-методического обеспечения); вносятся изменения в государственную программу Российской Федерации “Развитие образования” на 2013 – 2020 годы, в законодательство Российской Федерации, обеспечивающее предусмотренные Концепцией институциональные изменения; разрабатываются и реализовываются пилотные проекты в субъектах Российской Федерации.

Реализация Концепции обеспечит к 2020 году следующие результаты:

  • дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 75 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет;
  • сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей;
  • обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;
  • создана комплексная инфраструктура современного детства, удовлетворяющая общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей4.

В результате реализации Концепции будут обеспечены:

  • повышение удовлетворенности молодого поколения и семей качеством своей жизни за счет возможностей самореализации, предоставляемых системой дополнительного образования;
  • рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни;
  • увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях в области физической культуры и спорта;
  • укрепление социальной стабильности общества за счет сформированных в системе дополнительного образования ценностей и компетенций, механизмов межпоколенческой и межкультурной коммуникации5.

Перечисленные ожидаемые результаты реализации Концепции говорят о внимании органов власти к проблемам развития системы дополнительного образования, о важности и необходимости ее преображения и совершенствования.

Таким образом, хочется отметить, что дополнительное образование детей находится в стадии своего развития, все его участники стремятся к достижению лучших результатов, достижению высоких показателей своей деятельности не только на бумаге, но и на деле.

Система такого образования не просто дополнение к общему или профессиональному образованию, это отдельный компонент всей системы образования РФ, которому необходимо изменяться с течением времени, впитывать в себя все инновации и быть на пол шага впереди.

Ведь именно в руках дополнительного образования – развитие гармоничной и всесторонне развитой личности подрастающего поколения страны.

1u0002 Абаев А. М. Проблемы и перспективы развития системы учреждений дополнительного образования детей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 100-102.

Источник: https://multiurok.ru/files/doklad-dopolnitiel-noie-obrazovaniie-budushchieie-.html

Инновации в системе дополнительного образования детей

Л. В. Баранова

Инновации в системе дополнительного образования детей

Дополнительное образование детей – необходимое звено в воспитании многогранной личности, ее развития и ранней профессиональной ориентации.

Этот компонент образовательной системы наиболее вариативен, многообразен, имеет множество направлений деятельности, в этом и состоит его существенное отличие от школьного.

Как известно, система образования выполняет двуединую функцию: с одной стороны, обеспечивает непрерывную передачу, трансляцию культурного опыта, образцов мышления и действий; с другой стороны, создает условия для творчества.

Налицо постоянная борьба консерватизма и новаторства, традиций и инноваций, ведь поколение сегодняшнее учит и готовит то поколение, которое будет мыслить и действовать в будущем. В связи с этим, проектировать дополнительные образовательные программы необходимо, отталкиваясь от основных целей дополнительного образования детей.

Ведущей из них является реализация программ и образовательных услуг в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Это должно способствовать созданию условий для развития индивидуального потенциала учащихся, формированию их готовности к социальной и профессиональной адаптации.

Анализ практики дополнительного образования детей показывает, что спектр целей и задач образовательного процесса предельно разнообразен.

Более того, их определение не отличается устойчивостью и может меняться в процессе реализации программы.

Каждый новый набор детей в группу (программу) вносит свои запросы, интересы, уровень способностей, а право выбора задает особую непредсказуемость в организации занятий, в планировании деятельности и ее результатов.

Для нашего исследования важно уточнить понятие «инновация». «Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение», И. В. Бестужев-Лада определяет инновацию (англ.

– innovation) как «нововведение, внедрение новых форм организации и управления, но и совокупность, отрасль…

В конечном итоге инновации означают изменение привычного образа жизни и образа мыслей, внесение подвижности в экономический порядок, более высокий уровень неопределённости и риска, а стало быть, предприимчивости и творчества». Следует отметить весьма удачное сопряжение в слове двух процессов: по-

125

явления, творения нового как такового и одновременно его реализация.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. Педагогическая инновация – нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.

На наш взгляд, суть нововведений должна заключаться в принципиальном отличии традиционного и инновационного типов деятельности.

Инновационная деятельность всегда осуществляется при наличии противоречий, в этой ситуации, когда традиционные модели действий становятся неэффективными, дальнейшие усовершенствования не дают эффекта.

Инициативы, возникающие в ходе инновационной деятельности в сфере образования, в поиске более перспективных форм и средств педагогической деятельности, апробации новых методик и приемов обучения, находят свое отражение в программах «нового» поколения.

Рассматривая инновации в дополнительном образовании, необходимо уточнить понятие «образовательная программа». Согласно Закону РФ «Об образовании» (Ст. 9), образовательная программа отражает содержание образования определенного уровня и направленности.

В дополнительном образовании это образовательные комплексы, проектируемые как на уровне учреждения ДО в целом (образовательная программа учреждения), так и на уровне его организационных подсистем (образовательная программа подразделения, детского объединения или коллектива).

Образовательная программа позволяет также представить целостный контекст построения индивидуально-образовательных траекторий обучающегося воспитанника с целью расширения его личностных компетенций.

На этот результат должны быть направлены программы нового поколения или инновационные программы.

Анализ инновационных образовательных программ, позволяет вычленить ряд выраженных черт, которые на современном этапе можно рассматривать как содержательные ориентиры для авторских коллективов, занимающихся разработкой и совершенствованием программ нового поколения.

1. Программа нового поколения должна быть направлена на ликвидацию несоответствия между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества. Суть этого состоит в том, что важным результатом образования должны стать ключевые компетенции воспитанника, образно выражающиеся в умении «действовать, быть и жить». В связи с этим основным на-

126

правлением модернизации системы дополнительного образования детей является изменение методов образовательной деятельности.

2.

Инновационная образовательная программа направлена в первую очередь не на оснащение воспитанников новыми знаниями, умениями и навыками, а на создание новых личностнопрофессиональных установок самого педагога – установок по отношению к ребёнку, его субъектности и самоопределению, а также к себе самому как участнику диалога – одновременно и ведущему, и равноправному; носителю и знания, и незнания. Именно такой личностно-центрированный подход в системе дополнительного образования и дает возможность воспитанникам выйти на новый уровень социальной компетентности.

3. Инновационные образовательные программы отличает новое понимание «образование – культура». Образование выступает как часть или даже жизнеопределяющий «орган» культуры, который обеспечивает её трансляцию и развитие.

Характерной чертой образовательной программы нового поколения является её взаимодействие с самыми различными учреждениями, профессиональными сообществами, социальными институтами, что дает основания для приобщения к определённому образовательному, социальному опыту (но при этом она не может быть просто репродуцирована).

Анализ деятельности учреждений дополнительного образования города Тосно показывает, что основное содержание программ, применяемых в организации образовательного процесса, имеет практико-ориентированную направленность.

На занятиях в творческих объединениях ребенок действует сам в ситуации поиска, получает знания из взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д. При этом часто создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из окружающего мира.

Способствовать этому может лишь педагог, сам находящийся в поиске, который может и хочет изменять стиль своей педагогической деятельности в соответствии с социальным запросом.

Однако, проанализировав результаты анкетирования, проведенного среди педагогов дополнительного образования детей МОУ ДОД города Тосно Ленинградской области (59 человек, октябрь 2009 г.), мы сделали следующие выводы:

• из общего числа опрошенных 59 % педагогов удовлетворены результатами своей деятельности, 36 % считают ее не вполне успешной, а 5 % не удовлетворены полностью;

• основной целью своей педагогической деятельности 51 % участников анкетирования называют развитие творческой личности (без объяснения понятия), 25 % – главным считает передачу дополнительных знаний воспитанникам, 20 % педагогов ставят перед собой

127

цель нравственного воспитания и лишь 4% готовы способствовать профессиональному самоопределению воспитанников;

• удовлетворены процессом проектирования инновационных образовательных программ 49 % человек, 30 % педагогов данный процесс удовлетворяет частично, 21 % не удовлетворены полностью, из них 15 % педагогов называют основной причиной неудовлетворенности отсутствие сформированных навыков проектирования, а 6 % считают данную деятельность не соответствующей их функциональным обязанностям;

• основными проблемами, над которыми планируют работать дальше педагоги ДОД, являются (по степени значимости):

– проектирование долгосрочных образовательных программ;

– повышение мотивации воспитанников к занятиям в творческих объединениях;

– совершенствование материально-технической базы объединения;

– систематизация и разработка учебно-методического комплекса к программам;

– самообразование, освоение новых педагогических технологий.

Между тем, инновационное образование не будет таковым, если главные его носители – преподаватели – не станут новаторами, способными не только воспринять нововведения, но и сделать их главным механизмом в учебном процессе.

Инновационная настроенность педагогов лишь на изменение содержания и объема учебных дисциплин не дает желаемого результата. Преодоление веками сложившейся дидактической транс-ляционности – «педагогики передачи и усвоения» (термин академика И. П. Иванова) – непременная задача модернизации дополнительного образования.

В. Ф. Бастов

Основные понятия в содержании и методике обучения технологии технического труда в средней общеобразовательной школе

В учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений нашей страны закономерно и активно внедряется интерактивная образовательная область «Технология».

этой научной области знаний, умений и навыков, адаптированной к учебному процессу на уровне набора школьных предметов и системы (блоков) учебных дисциплин в вузе, продолжает обсуждаться на конференциях и педагогических советах раз-

128

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsii-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey

Проблемы и перспективы развития системы учреждений дополнительного образования детей

Абаев А. М. Проблемы и перспективы развития системы учреждений дополнительного образования детей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 100-102. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2341/ (дата обращения: 09.05.2018).

В современном российском обществе, равно как практически и во всем мире, в последние годы наблюдается обострение проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений.

При этом подобные проблемы имеют не только технический, технологический или финансово-экономический характер, но, скорее, характер сущностный, связанный с объективной необходимостью поиска новых путей и средств организации межпоколенного диалога, передачи накопленного культурно-исторического опыта, всестороннего совершенствования и развития человеческого потенциала каждой станы и каждого народа. Соответственно, на современном этапе модернизация российского образования и повышение качества его рассматриваются в неразрывной связи c решением воспитательных задач, с созданием условий для наиболее полной и гармоничной реализации человеческого потенциала, с реализацией принципа гуманизма. При этом, основной целью образования, согласно Закону РФ «Об образовании», является становление личности, уважающей права и свободы других граждан.

Совершенствование и расширение системы дополнительное образования позволяет выявить новые грани этой проблемы, новые возможности и пути ее решения.

Система дополнительного образования детей Российской Федерации сегодня по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Дополнительное образование органично сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования Российской Федерации и Федеральной программе развития образования.

Как показал проведенный нами анализ научной литературы, проблематика образовательной среды учреждений дополнительного образования детей:

  • во-первых, имеет глубокие исторические корни и тесно связана с развитием многих фундаментальных принципов педагогики (например, принципов природосообразности, культуросообразности, народности, единства обучения, воспитания и развития и др.);

  • во-вторых – особенно интенсивно разрабатывается в отечественной педагогике в последние годы.

Проблема образовательной среды в отечественной педагогике фактически стала интенсивно разрабатываться, только начиная с 1990-х гг. В настоящее время в отечественной педагогической литературе имеются различные точки зрения на сущность и содержание дополнительного образования детей.

Одни авторы рассматривают дополнительное образование детей как составную (вариативную) часть общего образования. Другие – как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.

При этом и те, и другие, как правило, солидарны в том, что это – мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.

В 2008 году отечественная система дополнительного образования детей отметила свой уже 90-летний юбилей и продолжает развиваться в настоящее время.

Сам термин «учреждения дополнительного образования детей» (УДОД) появился только в начале 90-х годов, когда в 1992 году оно было официально включено в государственную систему образования в связи с принятием первой редакции Закона Российской Федерации «Об образовании».

С этого времени начался процесс преобразования системы внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. Вместе с тем, несмотря на большую поддержку, которую ей оказывает государство, этой поддержки все еще недостаточно для выхода на новый качественный уровень, соответствующий современному этапу общественного развития.

Во многих учреждениях дополнительного образования детей по-прежнему весь педагогический процесс держится на энтузиазме отдельных руководителей, тренеров, педагогов, влюбленных в свое дело и готовых ради него преодолевать любые трудности. Однако такое положение вещей вряд ли можно назвать стабильным.

Кроме того, определенную тревогу вызывают и некоторые количественные показатели развития системы УДОД. Например, некоторые авторы приводят различные негативные факты, имевшие место в системе дополнительного образования детей в последние годы и свидетельствующие о неблагополучном или даже критическом состоянии ряда учреждений.

Например, закрытие или перепрофилирование в ряде регионов страны станций юных техников, юных натуралистов, юных туристов, Центров и Дворцов детского творчества. Вряд ли сегодня можно с уверенностью утверждать, что все подобные негативные тенденции благополучно преодолеваются.

На настоящий момент времени типология учреждений дополнительного образования детей регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 г.

№ 752 «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей».

Согласно данному «Постановлению», Учреждения дополнительного образования детей по формам собственности подразделяются на: государственные, федеральные государственные, муниципальные, негосударственные.

Кроме того, выделяются следующие виды государственных или муниципальных УДОД:

центры: центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств); детско-юношеский центр, детский (подростковый) центр, детский экологический (оздоровительно-экологический, эколого-биологический) центр, детский морской центр, детский (юношеский) центр, детский оздоровительно-образовательный (профильный) центр;

дворцы: детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

дома: детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

станции: станции юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов); детская экологическая (эколого-биологическая) станция;

детская школа искусств, в том числе по видам искусств;

детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ);

специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва (СДЮСШОР);

детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

Важно отметить, что, как сказано в цитируемом «Постановлении», для негосударственных учреждений дополнительного образования детей данное Типовое положение выполняет функции примерного. В связи с этим отметим, что до внесения данных изменений, т.е. до 2006 года, в номенклатуру УДОД входили также:

школа (по различным областям науки и техники: (юношеская автошкола, школа юного космонавта и т.д.);

детский парк;

музей (детского творчества, литературы и искусства);

детский оздоровительно-образовательный лагерь;

клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого-биологический), юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки).

Количество занимающихся в объединениях, входящих в состав УДОД по статистическим данным составляют: 2006 год – 8 369 397 человек, 2010 – 8 275 377 человек. При этом количество учреждений дополнительного образования детей всего по РФ: в 2006 г. – 8 919; в 2010 г.

– 8 762, в которых общее количество объединений (кружков, секций, клубов и т.д.) в составе УДОД составило: в 2006 г. – 552 627; в 2010 г. – 545 588. Анализ приведенных данных позволяет говорить о том, в последние годы наблюдается уменьшение общего количества УДОД, подведомственных системе образования РФ.

Аналогично, после резкого роста количества занимающихся в подобных УДОД в 2006 г., в последнее время наблюдается некоторый спад.

Разумеется, указанные тенденции могут быть обусловлены многими различными внешними факторами, анализ которых выходит за рамки нашего исследования: например, известной «демографической ямой», перераспределением числа УДОД и количества занимающихся в них между системой образования и иными структурами (поскольку, УДОД фактически функционируют не только в системе образования, но и в системах культуры, физической культуры и спорта, молодёжной политики, общественных организаций и т.д.). Однако в любом случае имеющиеся данные не дают повода для однозначно позитивной оценки современной ситуации с развитием УДОД.

В некоторых источниках отмечается, что, «важной чертой функционирования системы в Российской Федерации является её бесплатность и общедоступность.

Доля платных услуг в учреждениях этого типа не превышает 10-25%, в некоторых объединениях (информатики, спортивных единоборств, художественного творчества, раннего развития ребёнка) уровень платности несколько выше, в других (юных туристов, краеведов, экологов, военно-патриотической направленности) сводится к нулю». Не разделяя приведенные оптимистичные утверждения в полной мере (поскольку, как хорошо известно, в России существует масса скрытых, латентных способов придания коммерческой направленности образовательным проектам – «спонсорство» родителей, оплата «дополнительных расходов» и т.д.), тем не менее, согласимся с тем, что весьма существенная часть системы дополнительного образования детей действительно является широко доступной и в значительной степени финансируется из государственных и иных, внешних по отношению к обучающемуся и его семье, источников. При этом имеющиеся в литературе данные позволяют утверждать, что в последнее десятилетие наблюдается определенная стабилизация соотношения платного и бесплатного дополнительного образования детей.

Итак, в настоящее время известно множество форм УДОД, и их разнообразие в полной мере соответствует самой сущности дополнительного образования, его вариативности. Вместе с тем, с другой стороны, подобное разнообразие, естественно, несколько затрудняет разработку педагогических моделей образовательной среды, общих для всех указанных видов УДОД.

Вместе с тем, сам факт того, что система дополнительного образования детей, при всех отмеченных недостатках и негативных тенденциях, вышла на очень мощный, массовый уровень, также не вызывает сомнений.

Так, по данным статистики официального сайта Министерства образования и науки РФ по состоянию на 1 января 2011 года в учреждениях дополнительного образования детей (по-видимому, подведомственных системе образования РФ, работало (в целом по РФ) свыше 300 тысяч различных педагогических работников, включая свыше: 15 тысяч руководителей УДОД, 185 тысяч педагогов, 53 тысяч тренеров-преподавателей, 15 тысяч методистов, 10 тысяч педагогов-организаторов, а также 744 социальных педагога, 1 904 педагога-психолога и свыше 17 тысяч иных педагогических работников; из всех педагогических работников 196 828 (65,37%) имеют высшее образование, 15 000 (4,98%) – незаконченное высшее и 72 389 (24,04%) – среднее специальное. Таким образом, современная система дополнительного образования детей представлена мощным корпусом педагогов, тренеров, психологов, методистов и т.д.

Рассматривая количественные показатели развития системы дополнительного образования, можно констатировать, что имеющиеся здесь данные зачастую разнородны, неполны, трудно сопоставимы, а иногда и противоречивы.

Данным трудностям, безусловно, способствует разрозненная ведомственная принадлежность УДОД.

Так, в настоящее время учреждения дополнительного образования детей находятся в ведении системы образования, физической культуры и спорта, культуры, общественных организаций, органов по делам молодёжи и молодежной политики и др.

Тем не менее, систематизация и обобщение имеющихся данных позволяет получить определенное общее представление о состоянии и некоторых тенденциях развития дополнительного образования детей.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2341/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.