«дирижирование»: обучение профессия и кем работать

Профессия: дирижёр

«Дирижирование»: обучение профессия и кем работать

Одно дело — слушать музыку, совсем другое — управлять ею. Такая вот работа у дирижёра. Feelmore продолжает рассказывать о необычных для Челябинска профессиях. Сегодня на вопросы о себе и своем деле ответил Алексей Просеков, руководитель хора Primavera.

— Стать дирижёром мечтали с детства?

— Честно, в детстве я даже музыкантом не хотел быть. Так получилось, что в школе меня отдали в танцевальный класс, а потом я плавно перешел на хоровое пение. Думаю, где-то с третьего класса началась моя музыкальная деятельность. А именно в профессии дирижера я где-то лет 7−8, когда после музыкальной школы пришел в хор ЮУрГУ.

Тогда им руководила Наталия Лопухова, замечательный человек и профессиональный дирижер. Потом на третьем курсе я перешел в хор Оперного театра. Спустя месяц — в школу Большого Архиерейский хора, где регентом была Екатерина Коробейникова. Эта женщина дала мне много знаний в профессиональном плане, за что я очень благодарен. Вот так проходило мое вхождение в дирижерскую профессию.

Сейчас же я сменил Наталию Мстиславовну Лопухову на посту руководителя хора ЮУрГУ.

— Вы упомянули про музыкальную школу, а где получали специальное образование?

— Три года я проучился в музыкальном училище, у меня есть среднее профессиональное дирижерское образование. Хотя много дирижерских навыков я приобрел еще до поступления в колледж.

— Расскажите о языке, на котором дирижёр общается с музыкантами?

— Сложный вопрос. Вообще с музыкантами общаются жестами, но в ходе своей деятельности я все больше убеждаюсь, что язык общения между дирижером и музыкантами — это не столько руки, сколько некая энергия, которую он передает им. Например, американский дирижер Леонард Бернстайн прекрасно дирижировал бровями.

А как-то раз один регент Уральской государственной консерватории сказал своему студенту: «Ты чего так машешь руками перед хором? Смотри, я могу обойтись только носом». И знаете, хор начал петь лучше. Дирижерский жест имеет большое значение, но важно знать, что ты хочешь донести музыкантам, важно найти взаимопонимание.

Ведь настроение задает дирижер.

— Какими качествами должен обладать дирижер и всякий ли может попасть в профессию?

— Недавно я присутствовал на экзамене дирижеров-хоровиков. Его принимал профессор Уральской консерватории Владимир Борисович Завадский. После экзамена он сказал: «Существуют три кита, на которых базируется дирижерская профессия. Первый — слух, второй — руки, третий — музыкальность».

Потом он поправился: «Но существует еще один кит, и он самый главный — это здоровье». Пожалуй, я с этим соглашусь. Дирижер должен быть музыкальным, художественно одаренным, должен понимать музыку и то, что хочет передать публике.

Конечно, не обойтись и без волевых качеств, ведь профессия связана с людьми.

Чтобы стать дирижером, нужно долго учиться. Сначала музыкальная школа, потом четыре года в музыкальном училище, дальше пять лет в вузе. И в итоге получается около девятнадцати лет! А кто-то еще и в аспирантуру идет.

— А карьерная лестница в этой профессии существует?

— Здесь есть некие ступени, которые обозначают признание дирижера обществом и государством. Дирижер может стать заслуженным работником культуры, заслуженным артистом России, потом народным артистом России. Не знаю, насколько это связано с деньгами. Может, за это что-то и полагается. Но по сути, есть много опытных дирижеров, которые реализовались и без званий.

— Возможно ли выступление музыкантов без дирижера?

— У эстрадных оркестров возможно. Там важно слушать ударника, он задает ритм. Если же оркестр профессиональный, он может довольно долго играть и без дирижера. Но обычно это делается для украшательства — что-то вроде игры на публику.

В хоре же дирижёр нужен: он указывает, когда начать музыкальное произведение и когда его закончить. Как мне говорила моя педагог, «наша роль диспетчерская».

Очень трудно ориентироваться, когда музыкантов больше пятидесяти человек и они друг друга не видят, а очень часто и не слышат.

— Бывает ли, что на концертах музыканты сбиваются? И что в таком случае дирижер делает?

— Конечно, все бывает. Я помню, как наш хор Primavera, выступая на открытии выставки, чуть ли не провалил произведение. Это была песнь «Богородице Дево, радуйся» Рахманинова. Условно, в средней части произведения солируют две партии. Они между собой не притерлись, и слушалось это ужасно. Потом как-то выровнялись, и последняя часть удалась.

Еще был случай во время службы в Кафедральном соборе. Пение хора сопровождало церковный обряд, и получилось так, что песнопение закончилось, а обряд — нет. И чтобы совпасть с обрядом, нужно было повторить часть произведения. Одна из партий начала повторять не с того места. Но поскольку хор профессиональный, все постепенно подстроились и допели.

В общем-то, важно просто не останавливаться, быть внимательным и уметь подстраиваться.

— Есть ли у вас какие-нибудь приметы перед выступлением?

— Пожалуй, нет. Главное — настроиться, потому что от настроения дирижера зависит все. Помню, на госэкзамене по дирижированию я был первым.

И я понимал, что задаю настроение, с которым дальше будут работать другие выпускники и хор. И мне это удалось, все прошло успешно.

А вот другой пример: в этом году перед «Весной студенческой» мне не удалось настроиться, и как результат — второе и третье место.

— Как вы думаете, почему среди дирижеров практически нет женщин?

— На самом деле это ошибочное утверждение. Действительно считается, что дирижер — профессия мужская. Но если взять хотя бы наш город, то руководителями ведущих хоров являются женщины.

Правда, все эти женщины обладают мужскими волевыми качествами. Помню, когда я работал в храме, был опрос среди певчих, хотели выяснить, какими качествами должен обладать регент.

И один из распространенных ответов — «регент должен быть мужчиной».

— Что является главной наградой для дирижера?

— Здесь у каждого свои цели. Например, кто-то хочет стать крутым музыкантом с мировым именем.

А кто-то, как Наталия Лопухова, хочет приобщать людей к хорошей музыке, прививать отечественную и зарубежную музыкальную культуру. И эта цель весьма достойная.

Для меня же занятия музыкой — возможность переживать настоящие эмоции, которых в современном мире мало. И я хочу, чтобы люди переживали эти эмоции вместе со мной.

Источник: http://www.feelmore.ru/people/2014/07/professia-dirizher

Профессия — Дирижёр

Профессия — Дирижёр

Ну, уж эта профессия кажется понятной всем. Только, поспешите вы уточнить, интересна она лишь тем, кто учится в музыкальной школе. Я бы добавил жёстче: она и тем, кто учится в музыкальной школе (даже в училище, в консерватории) далеко не всем интересна.

Большинство выпускников музыкальных училищ и высших учебных заведений (консерваторий, музыкально-педагогических институтов) даже не стремятся вырасти в дирижёра.

Кто-то ограничивается поприщем музыканта-исполнителя (артиста оркестра — духового, симфонического, народного) или певца (солиста, артиста хора, актёра оперы), а кто-то (и таких большинство) либо аккомпанирует на своём инструменте (обычно это фортепиано, реже баян), либо преподаёт (в музыкальном училище, музыкальной школе, нередко и в обычно общеобразовательной школе – урок музыки). Некоторых выпускников консерватории оставляют преподавать на какой-либо из кафедр – в случае если выпускник поступил в аспирантуру или его посчитали перспективным кандидатом в аспирантуру на следующий год. Кто же становится дирижёром?

Для начала разберём, какие бывают дирижёры.

Наиболее распространенный дирижёр во всем мире – это дирижёр детского хора в одном из дворцов культуры или центров детско-юношеского творчества. Но это не просто дирижёр, а еще и руководитель хора.

То есть, он этот хор нередко сам и создаёт – набирает девочек и мальчиков разного возраста, обучает их грамотному пению, нотной грамоте, помогает каждому поставить голос, разучивает с ними тексты песен и мелодию, репетирует и уже на концерте этим хором дирижирует. Многие руководители детского хора ведут его в музыкальной школе.

Хоровые коллективы обязательно поют и в музыкальных училищах, консерваториях, институтах культуры и на музыкальных факультетах педагогических вузов.

Самое простое для выпускника музыкального учебного заведения (начиная от училища) – возглавить именно детский хор в центре детско-юношеского творчества, либо в музыкальной школе. Есть такое отделение в музыкальных учебных заведениях – дирижёрско-хоровое.

Именно на него и поступают мечтающие работать в детском хоре выпускники школ, имеющие за плечами опыт учёбы в музыкальной школе[1].

А что делать, если в музыкальной школе вы не учились, но в период с седьмого по одиннадцатый класс вдруг поняли, что очень интересуетесь профессией дирижёра?

Первое, это с пристрастием допросить самого себя, на самом ли деле вам нужна профессия музыканта, ведь дирижёр – одна из музыкальных специальностей. А для того чтобы ответ самому себе показался ближе к истине, усвойте следующее.

  1. Зарплата дирижёра самой массовой и наиболее для вас доступной когорты (наиболее доступная в данном случае вовсе не означает, что попасть в неё проще простого – для этого кроме таланта нужно обладать ещё и немалым трудолюбием, много заниматься, постоянно беречь свой голос и руки), как правило, зависит от квалификационного разряда единой тарифной сетки и чаще всего несколько уступает средней зарплате среднего учителя общеобразовательной школы.
  2. Учиться на дирижёра весьма интересно, но нелегко. А каким по уровню дирижёром (и вообще музыкантом) вы станете, наперёд никогда не определишь. Соответственно, нельзя быть уверенным, что по окончании музыкального училища (института культуры, пединститута) вы окажетесь успешным дирижёром. Немало выпускников дирижёрско-хорового отделения ограничиваются преподаванием урока музыки в школе. И также немало людей с дирижёрскими дипломами работают вообще в сфере, далёкой от музыки.

Но если вас высокая вероятность такой перспективы не пугает и вы готовы к трудностям творческой профессии, лишь бы только окунуться в этот прекрасный мир искусства, — пусть вас не смущает то, что вы не учились в музыкальной школе.

Ибо если приёмная комиссия на предварительном прослушивании обнаружит у вас хороший природный голос, наличие музыкального слуха, чувства ритма и внутренней музыкальности (это когда вы поёте, чувствуя музыку и зачаровывая тем самым любого слушателя), то до экзаменов вас допустят.

А подготовиться к сдаче экзамена по специальности (в данном случае, пение с дирижированием) в музыкальное училище можно и у частного преподавателя дирижирования. Лучше всего – у преподавателя музыкального училища, в которое вы планируете поступить после школы.

Только чем раньше вы найдете такого преподавателя и чем раньше начнете с ним заниматься, тем больше у вас появится шансов поступить.

Но что делать, если вы хотите окончить 11 классов, а потом не просто получить профессию дирижёра, но и высшее образование?

Здесь трудно советовать, не зная ваших талантов.

В любом случае, вряд ли вас допустят к экзаменам в консерваторию, скорее всего, даже если вы напроситесь на неофициальное прослушивание к какому-нибудь преподавателю и он останется доволен вашими вокальными и дирижёрскими данными, скорее всего вы получите от него совет подать документы в музыкальное училище. Может, он подскажет, в какое училище конкретно.  Впрочем, попытка не пытка. А вдруг вы исключение из правил?

Кроме музыкального училища, можно поступить и, к примеру, в институт культуры, скажем, в Московский, что в Химках. у него сегодня высокий, требования к абитуриентам творческих факультетов, соответственно, тоже.

И, конечно, там спросят у вас свидетельство об окончании музыкальной школы. Но, повторяю, если вы споёте преподавателям так, что они невольно заслушаются, документы у вас приёмная комиссия примет.

И останется только сдать экзамены и пройти по конкурсу.

Ну а если вы мечтаете стать дирижёром симфонического оркестра? Тогда дирижёрско-хоровое отделение училища или вуза вам не подойдёт.

Путь к руководству симфоническим оркестром начинается с обучения игре на каком-нибудь духовом инструмента.

Многие симфонические дирижёры вначале в совершенстве освоили игру, скажем, на кларнете, флейте, фаготе, а то и валторне, трубе, даже тубе. Потом научились дирижировать духовым оркестром, а потом уже только симфоническим.

Приходят в симфоническую музыку в качестве дирижёров и скрипачи, и пианисты. Как, скажем, известный композитор Дмитрий Шостакович, со дня рождения которого в 2006 году исполнилось 100 лет.

Кстати, на большинство из духовых инструментов многие абитуриенты поступают, не только не имея за плечами музыкальной школы, но и вообще не зная нот. Потому что конкурса, как правило, не бывает. Зато, если поступивший действительно способен и усерден, добиться на духовом инструменте он может многого.

Во всяком случае, пробиться к славе дирижёра духового или симфонического оркестра музыканту-духовику намного легче, чем, скажем, пианисту.

А если вы хотите дирижировать оркестром русских народных инструментов, то вам придётся выбрать домру или балалайку, либо старый добрый «дедушкин» баян – отличный певучий инструмент, слава которого сегодня молодым поколением незаслуженно забыта.

Но сразу скажу: учёба в музыкальном учебном заведении (в средне-специальном или высшем – не важно) – труд нелёгкий. Очень часто к середине учёбы наступает разочарование. А для будущего дирижёра, особенно хорового, одним из основных предметов является многими музыкантами не любимое сольфеджио. По сути, это пение по нотам без слов.

И не хорошо известных мелодичных песен, а разных, кажущихся нередко нудными и не певучими упражнений и отрывков из разных арий, сонат и других произведений музыкальной классики. Но если бы сольфеджио ограничивалось только пением! Самая большая заноза для многих инструменталистов в сольфеджио – это музыкальные диктанты.

Представляете: преподаватель играет вам на фортепиано мелодию, а вы должны записать её нотами.

Но вот вы получили заветный диплом и с гордостью осознаёте, что владеете музыкальным инструментом (для дирижёров это, в первую очередь, фортепиано), можете свободно читать с нот партитуры, по которым вам придётся дирижировать хором или оркестром, знаете теорию музыки, гармонию, о жизни и творчестве многих композиторов.

Что дальше? А вот тут как получится. Ибо так устроена музыкальная жизнь: или вас заметили ещё в студентах, или по окончании даже консерватории вас никто не замечает. В первом случае студенту приходится, кроме учёбы, ещё и «пахать» в каком-нибудь профессиональном хор (оркестре) (а это и бессонные ночи, и сорванный голос и т.п.

), чтобы закрепить свой успех и «забить» себе интересное место на после учёбы. Во втором случае молодой музыкант ищет себе работу сам и снова доказывает незнакомым людям, что он отучился не напрасно и чего-то стоит как профессионал. Увы, но в таких случаях далеко не все молодые музыканты остаются «верными» полученному диплому.

Девушки часто в отчаянии просто выходят замуж и очень скоро после этого в декрет, что, в общем-то, если замужество удачное, очень не плохо. Мама-музыкант – что может быть прекраснее. Жаль, конечно, что музыка в таких случаях не кормит, но и сказать, что зря проучилась, тоже нельзя.

Труднее юношам, которым не везет, что называется, попасть в струю.

Таким приходится, как правило, либо ограничиться преподаванием в музыкальной школе (что для мужчины и не денежно, и далеко не во всем соответствует представлениям о карьере дирижёра), либо устроиться рядовым музыкантом в какой-нибудь оркестр (но и это не просто), либо оставить музыку исключительно для себя, любимого. Папа-музыкант – разве это само по себе плохо?

Но можно пойти в армию и, проявляя настойчивость, попасть в хороший военный оркестр. И попытаться за годы службы пробиться в дирижёры.

Короче, где наша не пропадала? И потом, хорошо владеть музыкальным инструментом (для выпускника ДХО – это фортепьяно) и красиво петь – разве само по себе это не ценность? Ещё какая! Потому что не все в нашем мире измеряется уровнем жизни и заработками. Это я вам не только как автор книги о профессиях говорю, но и как профессиональный музыкант, которого музыка никогда, увы, нормально не кормила, но для которого она при этом не стала чем-то не стоящим любви.

Источник: http://yaspecialist.ru/professii/professiya-dirizhyor.html

Особенности профессии дирижера, ее полифункциональность

Особенности профессии дирижера, ее полифункциональность

«Сложность дирижерской профессии обусловливается по­ли­функциональностью роли дирижера, который является мы­сли­телем, создающим интерпретацию сочинения, “инже­не­ром”, планирующим конкретное звуковое воплощение этой ин­терпретации, своеобразным “диспетчером”, точно распре­де­ляющим время и качество звучания, “контролером” ка­че­ствен­ной стороны исполнения. Дирижер выступает как “ма­стер”, который в необходимых случаях “подправляет” дета­ли. Дирижер совмещает в себе функции актера и режиссера, задумывая и ставя “музыкальный спектакль” и одновременно играя в нем главную роль», – отмечает К. А. Ольхов. Ди­ри­жер еще и воспитатель, сплачивающий исполнителей в единый коллектив и помогающий каждому развить необ­хо­ди­мые качества. Он и педагог, обучающий мастерству. Спи­сок этих «внутридирижерских профессий» можно было бы продолжить, но уже из перечисленного следует, что дири­жи­ро­вание требует особой одаренности. В дирижере сочетается искусный и деятельный организатор, вокальный и музыкаль­ный педагог, воспитатель-хормейстер и, что особенно важно, артист-исполнитель.

Каждый музыкант, решивший овладеть искусством ди­ри­жи­рования, должен отчетливо представлять себе всю слож­ность и ответственность избираемой им профессии. Поэтому необходимо уже в самом начале длинного и трудного пути приобретения дирижерского мастерства разъяснить учаще­му­ся особенности, составляющие специфику этой профессии.

Первая особенность заключается в том, что в процессе ис­пол­нения дирижер не имеет непосредственного контакта со звучащим инструментом и сам непосредственно не участвует в процессе звукоизвлечения. Он получает лишь зрительный контакт с исполнителями и может донести творческие наме­ре­ния до слушателей путем воздействия на исполнительский коллектив при помощи мимики и условных движений рук.

Вторая важнейшая особенность дирижерской профессии со­стоит в своеобразии творческой, художественной ответ­ствен­ности дирижера.

В отличие от исполнителя-солиста ди­рижер ответственен перед слушателями не только за себя, но и за тот коллектив, которым он руководит.

Кроме этого ди­ри­жер ответственен еще и перед самим коллективом: он должен указать каждому участнику, как нужно исполнять произве­де­ние, чтобы общее звучание с наи­большей полнотой раскры­вало творческие намерения композитора.

К третьей особенности следует отнести то обстоятельство, что весьма важный начальный период работы над про­из­ве­де­ни­ем дирижер проводит вообще вне контакта со своим «ин­стру­ментом».

Положение дирижера, приступающего к изу­че­нию нового для него нотного текста, можно сравнить в этом смысле с положением режиссера – постановщика нового спек­такля, изучающего текст пьесы, но еще не имеющего ни сцены, ни актеров.

Как режиссер, так и дирижер в предрепетиционный период ведут творческую работу над новым произведением, мы­слен­но слушая музыку развертывающегося во времени действия, стремясь возможно более полно охватить содержание, ярко и точно воссоздать в воображении художественные образы.

Та­кая работа над текстом произведения, быть может, и не дает еще полного и завершенного представления о реальном зву­ча­нии, но представление о темповых, ритмических, динами­че­ских, мелодических, гармонических элементах сочинения дирижер получит, а при достаточном опыте и творческой фан­тазии он сможет прийти и к созданию более или менее со­вершенного музыкального образа.

Благодаря этому дири­жер еще задолго до встречи с коллективом исполнителей мо­жет составить план действий, план репетиций.

Четвертой специфической особенностью дирижерского ис­пол­нительства является также кажущаяся легкость. Во время концертного исполнения даже наиболее сложных и трудных му­зыкальных произведений часто создается впечатление край­ней простоты и доступности дирижерского искусства для каждого, желающего дирижировать.

Однако это не так: успех исполнительской, воспитательно-педагогической и ор­га­низационной деятельности дирижера обусловлен не только специфическим дарованием, специальной подготовкой и твор­ческим энтузиазмом, но и всей предшествующей музы­каль­ной деятельностью, общей культурой, высоким интел­лек­туальным развитием, разносторонней одаренностью и ис­ключительной эрудированностью, в том числе и в вопросах искусства.

Дирижер поставлен в особые условия. Его «инстру­мен­том» выступает целый коллектив исполнителей, и основная ответственность за полноценное воссоздание музыкального произведения ложится на него одного. Дирижер решает зада­чи, встающие перед любым исполнителем, плюс еще одну – специфическую: управление коллективным исполнением.

Учи­тывая, что он сам непосредственно не участвует в про­цес­се звукоизвлечения, необходимо, прежде всего, стремить­ся к тому, чтобы воспитать постоянное, повышенное внима­ние к качеству звука.

Дирижер должен следить за тем, чтобы все способы звукоизвлечения, приемы звукообразования обес­печивали наилучший художественный результат, всегда заботиться о качестве, тембре звука, его эмоциональном воз­дей­ствии.

Звук должен быть музыкальным, красивым, удов­ле­творяющим эстетические требования, а не просто звуком определенной высоты и длительности. Принципиальная особен­ность дирижирования заключается в том, что это вну­трен­няя, созидательная, исполнительская деятельность.

Ди­ри­жер воздействует на звук, производимый певцами, бес­кон­такт­но, прежде всего своей волей, психологическим влияни­ем. В самом схематичном виде процесс трансформации му­зы­кальных образов в жестовые пластические с последующим воздействием на исполнителей включает следующие этапы: музыкальные представления; двигательные ощущения; выра­зи­тельные жесты; сознание исполнителей; процесс воплоще­ния.

Подход к дирижерскому исполнительству как к процессу практической реализации творческих представлений, цель ко­торого – сделать внутренний мир дирижера не только «ви­ди­мым», но и «слышимым», является по сути единым для всех уровней педагогики.

Способностей, необходимых каждому профессиональному музыканту, для дирижирования недостаточно.

Из специ­фи­чес­ких дирижерских данных следует отметить в первую оче­редь наличие сильной воли, активное «дирижерское» мы­шле­ние, высокое владение концентрированным и диффе­рен­ци­рованным слуховым вниманием, быстроту реакции и ярко выраженную коммуникабельность – способность понимать и быть понятым.

Дирижирование – многофункциональная деятельность, пред­ставляющая целый комплекс, который составляют: ин­тер­претационная (аналитическая); исполнительская (эвристи­че­ская); управляющая (реализующая); репетиционная (педа­го­гическая) и организующая (планирующая) деятельность.

Источник: http://moinoty.net/stati/osobennosti-professii-dirizhera-ee-polifunkcionalnost.html

ДИРИЖЕР

ДИРИЖЕР

Название профессии “дирижер” произошло от французского слова diriger – управлять.

Дирижер – это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века.

До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило, самого опытного скрипача.

Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы.

Развитие и усложнение симфонической музыки, постепенное расширение состава оркестра уже в конце XVIII века требовали освобождения дирижёра от участия в ансамбле; дирижирующий концертмейстер вновь уступал своё место человеку, стоящему перед оркестром. Доподлинно не установлено, кто первый, пренебрегая приличиями, повернулся спиной к публике, лицом к оркестру, Г.

Берлиоз или Р. Вагнер, но в искусстве управления оркестром это был исторический поворот, обеспечивший полноценный творческий контакт дирижера с артистами оркестра. Постепенно дирижирование превращалось в самостоятельную профессию, не связанную с композиторским творчеством: управление разросшимся оркестром требовало специальных навыков и специальной одаренности.

Для дирижирования требуется не только способность полностью понимать и чувствовать музыкальное художественное творение, но и особая техническая ловкость рук, ее трудно описать и ей едва ли можно научиться.  Эта специфическая способность зачастую никак не связана с общей музыкальной одарённостью.

Среди первых профессиональных дирижеров, получивших международное признание, – Ганс фон Бюлов и Герман Леви.

Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов. Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку.

Профессионально важные качества:

отличный музыкальный слух;

хорошая музыкальная память;

чувство ритма;

яркое воображение;

педагогические способности;

организаторские способности;

творческие способности;

хорошая координация;

развитая мелкая моторика;

целеустремленность.

Медицинские ограничения:

 выраженные нарушения слуха и зрения;

 нервные и психические заболевания;

 нарушение функций опорно-двигательного аппарата;

 заболевания центральной нервной и костно-мышечной системы;

 заболевания, вызывающие ограничение движений;

 нарушение точной координации движений.

деятельности

Дирижер является представителем самой сложной из всех музыкальных профессий. Во время своей работы он несёт ответственность за качество выступления всей команды. Он знаток не только музыкальных произведений, но и способностей каждого из музыкантов или хористов, с которыми работает.

Этот специалист подбирает произведения и распределяет партии, ориентируясь на возможности своих подопечных. Профессионализм дирижёра определяется ещё и умением придать произведению выразительность и, может быть, необычное звучание. Дирижерская деятельность построена на рациональной и эмоциональной основе.

Она многофункциональна и включает различные виды деятельности: аналитическая, исполнительская, управляющая, педагогическая и организующая. Дирижер постоянно должен решать не только художественные, но и другие задачи, присущие всем видам человеческой деятельности. В первую очередь это относится к механизмам общения, коммуникации и психических воздействий.

Дирижер сам подбирает музыкантов или хористов, занимается адаптацией новых сотрудников, подбором концертной программы, совместно с администратором составляет и корректирует график выступлений и гастролей, несет ответственность за “прочтение” и реализацию музыкальных произведений. Должен быстро реагировать на непредвиденные ситуации.

Для успешной деятельности дирижера важно, чтобы в нем совмещались функции руководителя и психологические качества лидера. Воспитание сплоченного музыкального коллектива – одна из задач, которая встает перед дирижером.

Образовательные организации г. Омска и Омской области:

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского;

Омское музыкальное училище им. В.Я. Шебалина.

Профессиональная деятельность

Дирижер профессия штучная, эксклюзивная, которой научить практически нельзя. Дирижером надо родиться. К этой профессии идут годами, и вряд ли вы найдете вакансию дирижера в кадровых агентствах. Работают дирижеры в музыкальных школах, училищах, академиях или консерваториях, в хорах и оркестрах.

Карьера

Прежде чем встать за дирижерский пульт, необходимо получить специальное образование. Начинается оно с музыкальной школы – это первый и обязательный этап. Затем можно поступать в профессиональную образовательную организацию – музыкальное училище, либо в высшую – академию или консерваторию.

Дирижеров готовят военные консерватории и музыкально-педагогические институты. Государственным стандартом предусмотрены две специальности, которые может выбрать будущий дирижер: “Хоровое дирижирование” или “Дирижирование оперно-симфоническим оркестром”.

Специальность “Хоровое дирижирование” можно получить и в музыкальном училище, а “Дирижирование оперно-симфоническим оркестром” можно получить только в вузе.

Источник: http://omprofcentr.ru/index.php/chelovek-iskusstvo/dirizher

В чем на самом деле заключается работа дирижера?

Обычные люди, далекие от классической музыки, не всегда понимают, чем именно занимается этот человек в смокинге, машущий руками перед старающимися сыграть как можно лучше музыкантами. Тем не менее, ни один оркестровый концерт без этого участника не обходится. Что делает дирижер, в чем его роль и почему слушатели покупают билеты охотнее, если он знаменит?

От Древней Греции до наших дней

Задолго до Тосканини, Фуртвенглера, фон Караяна и Бернстайна их работу выполнял уже Ферекид из Патр, известный в Древней Греции как «Задаватель ритма». Согласно историческим источникам, еще в 709 г. до н.э. он управлял группой из восьмисот музыкантов золотым жезлом, поднимая и опуская его и добиваясь, чтобы музыканты «начинали одновременно» и «все могли держаться вместе».

Функции дирижера изменились за последние тысячу с лишним лет, но профессия эта по-прежнему окутана определенной мистической аурой. И в самом деле, вызывает удивление способность одного человека, держащего в руке лишь деревянную палочку, обеспечивать слаженное звучание иногда сотен инструментов.

Как получается, что звуки, изливающиеся в результате этого таинственного танца у пульта, иногда вызывают возвышенный восторг, охватывающий слушателей, которые потом всю жизнь не могут забыть охвативших их чувств?

Это великая тайна искусства, и полностью разгадать ее, слава Богу, невозможно.

Если проводить более приземленные аналогии, то дирижер – это музыкальный эквивалент менеджера спортивной команды. Никогда нельзя в точности оценить, что он делает, – но всегда понятно, какого результата он добивается.

Оркестр, в принципе, может обойтись без дирижера, но все же в большинстве случаев предпочитают играть под его руководством.

Так что, собственно, он делает? Вот некоторые из множества вещей, которыми дирижер сознательно или бессознательно занимается за пультом.

Человек-метроном

«Весь долг дирижера состоит в его способности всегда указывать правильный темп», – так сказал Рихард Вагнер, который сам владел в совершенстве этой профессией, а также был великим композитором.

Обычно для управления оркестром используется правая рука (с палочкой или без), но и другие составляющие влияют на безупречность исполнения.

Дирижера нельзя заменить метрономом (что прекрасно показано в аллегорическом фильме Феллини «Репетиция оркестра»), его действия означают гораздо больше.

Интерпретация

Профессия дирижера состоит в воплощении в жизнь партитуры. Для этого в качестве инструмента он использует свое собственное понимание произведения и выражает его посредством индивидуального языка жестов. Он как бы «лепит» музыкальную линию, подчеркивает нюансы и отдельные музыкальные элементы, управляя музыкантами, и, по сути, многое создает заново.

Эти процессы, как правило, выражаются левой рукой. В то время как у всех дирижеров есть некоторые общие жесты, большинство величайших из них обладают собственным уникальным стилем. К примеру, Фуртвенглер в некоторые моменты спонтанно производил довольно странные движения.

Валерий Гергиев шевелил пальцами, выражая характер музыки, сам он объяснял эту манеру тем, что был пианистом.

Умение слушать

«Лучшие дирижеры – лучшие слушатели», – утверждает Том Сервис, журналист, автор увлекательной книги «Музыка как алхимия: Путешествия с великими дирижерами и их оркестрами».

Они, подобно громоотводу, принимают на себя эмоциональную нагрузку произведения, и фокусируют внимание на самых сильных его сторонах.

Для дирижера важно понимать музыку глубже обычных людей, а потом выразить собственное гиперосознание, сделав его общедоступным.

Диктатура

«Вы должны навязать свою волю – не силой, но вы должны быть в состоянии убедить людей в правильности вашей точки зрения!» – сказал Пьер Булез, легендарный композитор и дирижер.

Хотя большинство дирижеров в наши дни считают себя демократами, это просто не может быть правдой. Это не значит, что без диктаторства не обойтись, но это непросто.

Булез приводит в пример Берлинский филармонический оркестр, называя его группой индивидуумов: «Если дирижер не задаст им коллективную направленность, то они будут лишены руля и ветрил».

Дирижер-проводник

Во многих языках слово «дирижер» звучит как «кондуктор». Что же, что-то общее есть, ведь каждый слушатель ухом воспринимает музыку, а смотрит на то, что делает дирижер, и через этот зрительный образ происходит визуальная связь, своеобразный мост между нашими глазами и мелодическими ощущениями. Иногда от пульта просто невозможно отвести взгляд, это зрелище завораживает.

«Дирижировать намного труднее, чем играть на одном инструменте. Вам нужно знать культуру, все рассчитать и спроецировать то, что вы хотите услышать» – утверждает Булез.

А что, кроме музыки?

Дирижерам необходимы музыкальный инстинкт, интуиция и врожденная музыкальность, но кроме этого нужно много знать. Прежде чем занять место у пульта, они, как правило, тратят много часов на подготовку.

Часто она носит академический характер, охватывая изучение исторических документов, таких как письма, технические характеристики инструментов определенного периода или биографические моменты авторов.

Как и все великие тайны, великая музыка происходит только от огромного количества тяжелой работы.

Источник: http://.ru/post/music/2015/11/3/2618

Кафедра оркестрового дирижирования

Кафедра оркестрового дирижирования

Кафедра оркестрового дирижирования осуществляет подготовку дирижёров оркестра народных инструментов с 1959 года.

Обучение дирижёрскому ремеслу на кафедре осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта ВПО. Будущие дирижёры приобщаются к лучшим образцам мировой музыкальной культуры и литературы.

Профессорско–преподавательский и концертмейстерский состав кафедры — высокопрофессиональные музыканты, многие из которых имеют почётные звания и учёные степени. В силу своей профессиональной деятельности они известны не только в России, но и за рубежом.

Преподаватели кафедры принимают участие во всероссийских и международных научных конференциях, являются членами жюри международных и всероссийских конкурсов, участвуют в работе курсов повышения квалификации руководителей различных творческих коллективов России, осуществляют обширную концертную деятельность.

Сегодня кафедра занимает одно из лидирующих мест в системе профессиональной подготовки дирижёров оркестров народных инструментов в России. Творческий потенциал кафедры позволяет решать самые сложные задачи, как практические, так и учебно–методические. На кафедре работают 6 профессоров (два из них кандидаты наук), 2 доцента, 2 старших преподавателя.

Многие из них обладают почётными званиями и учёными степенями. Почётное звание «Народный артист» — у известного композитора, ученика Д. Д. Шостаковича, старейшего педагога кафедры профессора В. Д. Бибергана. Почётные звания «Заслуженный деятель искусств РФ» имеют профессора кафедры В. И. Акулович, В. Д. Биберган.

Звание «Заслуженного артиста РФ» — у педагогов кафедры профессоров В. А. Альтшулера, дирижёра Академического симфонического оркестра Санкт–Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича, М. Г. Кукушкина, и у одного из лучших выпускников кафедры, доцента А. В. Алексеева, главного дирижёра театра Музыкальной комедии.

Почетное звание «Заслуженный работник культуры РФ» у профессора А. В. Абакшонка.

Кафедра оркестрового дирижирования является выпускающей. В настоящее время здесь осуществляется подготовка дирижёров оркестра народных инструментов по направлениям:

  • 073500 «Дирижирование» (бакалавриат). Квалификация (степень) — Бакалавр по профилю «Дирижирование оркестром народных инструментов»
  • 073500 «Дирижирование» (магистратура). Магистерская программа: «Теория и практика дирижирования оркестром народных инструментов». Квалификация (степень) — Магистр по профилю «Дирижирование оркестром народных инструментов»
  • Программа ассистентуры–стажировки «Искусство дирижирования» (профиль «Дирижирование оркестром народных инструментов»). Квалификация — «Дирижер, преподаватель в высшей школе».

В связи с переходом на двухуровневое образование (бакалавриат и магистратура) с 2011 г. кафедра начала подготовку бакалавров по профилю «Дирижёр оркестра народных инструментов» с нормативным сроком обучения 4 года. С 2012 г.

осуществляется подготовка магистров по профилю «Теория и практика дирижирования оркестром народных инструментов» с нормативным сроком обучения 2 года по дневной форме обучения (на бюджетной и внебюджетной основе), подготовку магистров по заочной форме с нормативным сроком обучения 2,5 года на внебюджетной основе. С 2013 г.

ведется подготовка по программе ассистентуры–стажировки «Искусство дирижирования», профиль «Дирижирование оркестром народных инструментов» (на бюджетной и внебюджетной основе) с нормативным сроком обучения 2 года.

В сотрудничестве с Центром дополнительного образования института кафедра оркестрового дирижирования реализует дополнительную программу профессиональной переподготовки «Дирижирование» в объеме 260 часов. По окончании выдается диплом государственного образца, позволяющий заниматься профессиональной деятельностью в сфере дирижирования оркестром народных инструментов.

Обучение дирижёрской профессии на кафедре ведётся на фундаментальной основе с изучением образцов мировой классической музыки (Глинка, Гайдн, Моцарт, Бетховен, Римский–Корсаков, Чайковский, Бородин, Брамс, Шостакович, Прокофьев и др.).

Большое внимание уделяется музыке композиторов–народников Фомина, Андреева, Будашкина, Бояшова, Зарицкого, Гридина, Цыганкова и многих других.

Именно на произведениях этих композиторов студенты получают навыки работы с оркестром народных инструментов.

Выпускники кафедры работают руководителями различных инструментальных ансамблей или оркестров народных инструментов.

Многие из них с успехом трудятся в сфере образования — в вузах, музыкальных колледжах, школах искусств России, а также за рубежом (Израиль, США, Швейцария).

Среди выпускников кафедры доктора и кандидаты педагогических наук, лауреаты и дипломанты международных конкурсов дирижёров. На кафедре прошли обучение музыканты из Словакии, Индии, Финляндии, Йемена, Монголии, Кореи, Китая.

Кафедры

Источник: http://spbgik.ru/cathedra/Kafedra-orkestrovogo-dirizhirovaniya/

Требования к вступительным испытаниям

Требования к вступительным испытаниям

Скачать

Требования к вступительным испытаниям абитуриентов по специальности

53.02.06. «Хоровое дирижирование»

в ГБПОУ СО

«Свердловское музыкальное училище

им. П.И. Чайковского (колледж)»

Прием на обучение по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 53.02.06.

«Хоровое дирижирование» осуществляется при условии владения поступающими объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств).

Абитуриент, поступающий на данную специальность должен продемонстрировать: хорошие вокальные данные, отличный слух, владение инструментом, общий и музыкальный кругозор, наличие волевых и организаторских качеств.

При приеме на данную специальность проводятся следующие вступительные испытания творческой направленности:

  • специальность (дирижирование, фортепиано, коллоквиум);
  • сольфеджио (устно и письменно).

Уровень требований вступительных испытаний творческой направленности.

Специальность

Вступительные испытания по специальности включают:

Дирижирование:

  • исполнение вокального сочинения под собственный аккомпанемент на фортепиано. Это может быть песня, романс, ария, авторская песня, эстрадная, джазовая композиция и т.д. исполняемое произведение должно быть подобрано так, чтобы продемонстрировать вокальные данные абитуриента в полном объеме, в сочетании с качественным инструментальным сопровождением;
  • исполнение «с листа» однострочного многоголосного произведения (песни) на фортепиано. Цель данного испытания – обнаружить навыки и способности работы с незнакомым нотным материалом;
  • тактирование двумя руками по предложенной комиссией схеме (на три четверти или четыре четверти) воображаемого музыкального произведения в различных характерах (танец, марш, колыбельная);
  • чтение стихотворения, отрывка из поэмы, басни. Большое значение имеет художественное исполнение стихотворения, артистизм. Цель данного испытания – выявление отсутствия дефектов речи.

Фортепиано.

Поступающий должен исполнить:

  • полифоническое произведение;
  • произведение крупной формы;
  • пьесу;
  • этюд.

Абитуриенты, не имеющие достаточной подготовки по фортепиано, исполняют:

  • два разнохарактерных, разностилевых произведения классического репертуара.

Коллоквиум имеет своей целью определить интеллектуальный, образовательный и творческий потенциал абитуриента, проводится в форме свободной беседы по определённому кругу вопросов.

В том числе вопросы в рамках программы общеобразовательной и музыкальной школ: имена выдающихся русских (российских) или западноевропейских поэтов, писателей, художников, композиторов. Вопросы о личных интересах абитуриента, его хобби (спорт, языки, коллекционирование и т.д.

), предпочтениях в области чтения, кинофильмов, концертах и театральных спектаклей; вопросы об основных значимых культурных и общественно-политических событиях в нашей стране и в мире.

Назвать: выдающихся дирижёров XX-XI веков, знаменитые хоровые коллективы прошлых лет и настоящего времени, свои представления о будущей профессии, важные качества личности для данной специальности, приоритетные учебные дисциплины на специальности «Хоровое дирижирование».

Сольфеджио (письменно)

Диктант: одноголосный фрагмент музыкального произведения, образец фольклора (8-10 тактов). Возможные сложности: хроматические звуки, отклонения; ритмические группы с шестнадцатыми, пунктирный ритм, залигованные длительности, синкопы, триоли; размеры 2/4, 3/4, 4/4.

Время написания диктанта – 25-30 минут. Диктант проигрывается десять раз после предварительной настройки, включающей  пропевание  тонического трезвучия, звукоряда тональности, последовательности ступеней. Образцы диктантов: «Музыкальные диктанты для ДМШ» (составители Ж. Металлиди, А. Перцовская), № 376; И. Русяева.

«Одноголосные диктанты» №№ 346, 642.

Сольфеджио (устно)

Сольфеджирование:

  • пение с листа одноголосного фрагмента (с дирижированием), например: Г.Фридкин. «Чтение с листа на уроках сольфеджио», №№ 354, 355, 364;
  • пение самостоятельно подготовленной мелодии с названием нот, транспонирование её в несколько предлагаемых тональностей (до трёх ключевых знаков), например фрагмент романса, песни, инструментальной темы в объёме периода.

Интонационные упражнения:

  • от звука: вверх и вниз звукоряды натурального, гармонического, мелодического мажора и минора; простые интервалы; трезвучия (мажорное и минорное с обращениями, уменьшённое и увеличенное в основном виде); вверх септаккорды (малый мажорный септаккорд с обращениями, малый минорный септаккорд, малый уменьшённый и уменьшённый септаккорды – в основном виде);
  • в тональности: диатонические ступени, диатонические и характерные интервалы с разрешением, главные трезвучия с обращениями, доминантсептаккорд с обращениями и разрешением, септаккорд второй ступени  и вводный септаккорд в основном виде с разрешением.

Определение на слух:

  • вне лада: звукоряды мажора и минора трёх видов; простые интервалы; аккорды  (четыре вида трезвучий, мажорное и минорное трезвучия с обращениями, септаккорды: малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый уменьшённый, уменьшённый – в основном виде);
  • в тональности: ступени, интервалы (в т.ч. в последовательностях); отдельные аккорды и гармонические обороты из 3-5 аккордов в тесном трёх-, четырёхголосии.

Проверка знаний по музыкальной грамоте:

  • буквенное обозначение звуков и тональностей;
  • понятие о ладе: тональные лады (мажор и минор), модальные лады (пентатоника, семиступенные лады: лидийский, миксолидийский, дорийский, фригийский, локрийский);
  • понятие о тональности: тональности до семи ключевых знаков; квинтовый круг; параллельные и одноимённые тональности, тональности первой степени родства; правописание хроматической гаммы; отклонения; модуляции;
  • понятие интервала: простые интервалы от звука (ступеневая и тоновая величина); обращение интервалов; диатонические и характерные интервалы с разрешением – в тональности; мелодическое и гармоническое изложение интервала; консонансы и диссонансы;
  • понятие аккорда: четыре вида трезвучий, мажорное и минорное трезвучия с обращениями; семь септаккордов – от звука; главные трезвучия с обращениями, доминантовый септаккорд с обращениями и разрешением, септаккорд второй ступени и вводный септаккорд в основном виде с разрешением в тонику – в тональности;
  • ритм (метр, размер, ритмический рисунок): темп, основные темповые обозначения;
  • музыкальный синтаксис: период, предложение, фраза, каденция, цезура.

Источник: http://uralmuzuch.ru/abiturientu/trebovaniya-k-vstupitelnym-ekzamenam/59-khorovoe-dirizhirovanie.html

Студиорум
Добавить комментарий