«дирижирование»: обучение и профессии

Музыкальный колледж (училище)

Музыкальный колледж, или училище, готовит как эстрадных артистов, так и мастеров классического исполнения музыки. Узнайте больше о музыкальных училищах: специальности, особенности образования, требования к поступающим и многое другое.

Как выбрать музыкальное училище

Проблема выбора музыкального училища встает чаще всего перед теми, кто живет в крупных городах, где таких заведений довольно много, или перед теми, кто думает, куда поступать: в ближайшее региональное училище или в центральное профильное учебное заведение. С одной стороны, музыка везде музыка. С другой – никто не отменял вопроса преподавательской школы, особых методик, стиля обучения. Поэтому, собирая информацию об училищах, не забывайте расспросить инсайдеров о том, какими методами их учат или учили.

На дне открытых дверей обязательно узнайте, какой процент выпускников поступает в музыкальные вузы. Вот только осмысливать полученный ответ можно по-разному.

Если скажут, что в вузы поступают многие, это может означать как хорошую подготовку, которую обеспечивает училище, так и то, что студентам не прививают чувства уверенности в себе и в полученном образовании – им непременно надо доучиваться.

Встречаются и абитуриенты, которые выбирают между «гражданскими» и военными музыкальными училищами. Если интереснее открывать парад на Красной площади, а не дирижировать обычным хором, военно-музыкальное училище – наилучший вариант.

Музыкальное училище, заботящееся о своих студентах, располагает концертными залами, богатой нотной библиотекой и студией звукозаписи. Все ли из этого «на месте»?

Музыкальные колледжи Москвы:

Специальности

Те, кто учился в музыкальной школе, отчасти знакомы со специальностями среднего музыкального образования. Их названия часто соответствуют виду инструмента, на котором предстоит играть: фортепиано, струнные, духовые, ударные, народные инструменты.

В ряде училищ в название специальности включено слово «оркестровый».

Также в музучилищах и музыкальных колледжах можно освоить музыковедение, теорию музыки, музыкальное искусство эстрады, вокальное искусство, сольное и хоровое народное пение, хоровое дирижирование.

Для учебы в музыкальном училище естественнее всего выбирать инструмент, освоенный в музыкальной школе. Играли в народном оркестре на домре? Продолжайте!

В отношении вокала тоже желательно предварительное знакомство с азами исполнительского искусства. Многие из тех, кто начал петь лишь в подростковом возрасте, претендуют на профессиональное обучение вокалу, не имея предшествующей специальной подготовки.

Однако весь процесс обучения музыке, как никакой другой, доказывает, насколько последовательным должно быть постижение любой профессии вообще.

Трудно себе представить, чтобы тот, кто ни разу не переступал порог музыкальной школы, сразу нацелился на поступление в лучшую консерваторию страны – конечно же, сначала он попробует не провалиться в музыкальное училище или музыкальный колледж.

Специальности СПО:

Требования к поступающим

Русский язык сдают все – это единственный общий момент. Дальше простым перечислением предметов не отделаться. Музучилища и музыкальные колледжи публикуют подробные требования по каждой специальности. В них содержатся рекомендации и относительно репертуара, который хотела бы прослушать приемная комиссия.

В правилах приема часто обозначено обязательное наличие документа об окончании музыкальной школы, так как для поступления в колледж необходим полный объем знаний, который она дает.

Цель комиссии на экзаменах – убедиться, что абитуриент имеет достаточный уровень теоретической подготовки и игры на инструменте. Нужно будет исполнить сольную программу: гаммы, арпеджио, двойные ноты, этюды, часть концерта, вариации, пьесу.

Оценят не только качество работы, но и профессиональные данные. Затем предстоят устный экзамен по сольфеджио и музыкальный диктант.

Надо будет разобраться в различных видах мажора, минора, хроматизма, секвенций, ритмических групп с шестнадцатыми, синкоп, услышать отклонения в тональности, спеть гаммы, учитывая диапазон собственного голоса.

Нередко преподаватели музыкальных училищ курируют музыкальные школы, проводят там открытые уроки и посещают школьные концерты, чтобы ознакомиться с состоянием начального музыкального образования и понять, какие абитуриенты придут к ним поступать.

Обучение и карьера

Студенты-музыканты проходят специальность, теорию музыки, сольфеджио, гармонию, хор, методику обучения игре на инструменте, основы ремонта музыкальных инструментов, анализ музыкальных произведений, историю мировой культуры и исполнительства, в частности народную музыкальную культуру и современную зарубежную музыку. Учеба состоит не только из аудиторных занятий. Предусмотрено участие ребят в музыкальных конкурсах, бывает, международных, оперных постановках, хоровых и инструментальных концертах.

Лучшие выпускники по окончании музыкального училища идут в консерватории и другие музыкальные вузы консерваторского уровня, а выпускники военно-музыкального училища могут поступать в военную консерваторию.

Профессионалы, окончившие музыкальные училища, работают музыкантами-исполнителями сольно и в коллективах, педагогами, дирижерами, пишут собственную музыку. Также нередки случаи, когда человек, имеющий дирижерское образование, переносит свои способности на внемузыкальную сферу и становится талантливым руководителем подразделения или целой компании.

Источник: https://www.collegenews.ru/speciality/music/

Областное государственное образовательное учреждение

среднегопрофессионального образования

«Иркутский педагогический колледж №»3

Методическая

тетрадьстудента

похоровому дирижированию

1курс(1-й, 2-й семестр)

Печатается порешению научно – методического советаИПК № 3

ББК 74.58

Методическаятетрадь студента по хоровому дирижированию(1-й курс – I,IIсеместр)/ Сост. Г.А. Камкина – Иркутск:ОГОУ СПО ИПК № 3, 2009. – с.

Методическаятетрадь содержит информацию об основныхпринципах, методах и приемах постановкидирижерского аппарата, чтению хоровыхпартитур, анализу хорового произведения,освоению детского репертуара длядетского сада и школы. Рекомендуютсяв качестве вспомогательного материаладля студентов 1-го курса по дисциплине«Хоровое дирижирование».

Составитель:Камкина Г.А., преподаватель дисциплиндирижерско-хорового цикла ОГОУ СПО ИПК№3

Рецензенты:

Маркидонов С.А.,доцент кафедры пения ИГПУ, Заслуженныйработник культуры РФ

Усманова Л.М.,преподаватель дирижерско-хоровыхдисциплин ОГОУ СПО ИПК №3, член Экспертнойкомиссии АК

©Камкина Г.А.

©ИПК №3

Воля и творческаяустремленность – два качества, безкоторых музыканту, пусть самомувыдающемуся, не стоит становиться задирижерский пульт.

А.Пазовский

Учебнаядисциплина «Хоровоедирижирование»занимает одно из центральных мест вподготовке учителя музыки, формируетего профессиональные качества,практические навыки управления классными внеклассным хоровым коллективом,воспитывает хороший ху­дожественныйвкус, развивает инициативу и организаторскиеспо­собности, умение самостоятельнотворчески мыслить и работать.

Процесспередачи исполнительских намеренийосуществляется при помощи системыспециальных мануальных жестов— знаков, именуемой дирижированием.Исследователи дирижирования отмечаюттри главные стороны этого феномена —музыкальную, психологическую ифизиологическую.

Смузыкальнойстороны дирижированиеявляется процессом отражения ввыразительной жестикуляции главнейшихэлементов музыки в их совокупности иобобщенности. Дирижерский жест несостоит из разрозненных движений, онсостоит из логически связанных,функционально напряженных жестов,вызванных такой же сопряженностьюэлементов музыки в их логике развитияи становления.

Спсихологической— дирижирование есть процесс эмоциональногопереживания музыки, опирающийся навыразительность человеческих телодвижений:жестикуляцию рук, мимику лица, выражениеглаз. Каждый жест дирижера должен бытьэмоционально окрашен, психологическидостоверен, естественно выражен.

Сфизиологической— правильность дирижированияобуславливается периодичностью процессоввозбуждения и торможения нервных клетокмозга, что определяет и правильностьработы мышц – антагонистов рук дирижера,их попеременное включение и выключение,напряжение и «расслабление».

Дирижированиепредполагаетне только навыки и умения правильноготактирования в указанной дирижерскойсетке, — иначе говоря, приемы дирижерскойтехники, — но и комплекс сопутствующихобязательных условий, включающих степеньобразно-эмоционального воздействия наколлектив(сообразно художественным задачампроизведения), исполнительскийартистизм идр. Причем моменты дирижерского управленияхором существуют в своей последовательностии четко регламентированы.

Дополнительнонужно подчеркнуть непременное условиедирижирования — наличиедирижерскойволи,безчегоколлективное музицирование может простоне состояться.

Как влюбой музыкально-исполнительскойдеятельности, в дирижировании естьсобственные профессиональныеустановки:дирижерский аппарат и дирижерскаясетка; они в итоге определяют понятие— средствадирижерского управления.

Впонятие дирижерскийаппаратвходят:лицо (мимика, глаза, артикуляция),положение корпуса дирижера (плечевойпояс, корпус, ноги), а также руки дирижерав их составляющих — кисть, предплечьеи плечо, локоть.

Дирижерскаясетка—это графический рисунок, осуществляемыйдирижерским мануальным аппаратом.Средства дирижерского управлениявключает передачу темпа, метроритма,динамики, штрихов музыкального сочиненияво взаимосвязи с вокально-хоровымиособенностями (ансамбль, строй,литературное произношение), а такжеаспект психологического воздействияна исполнителей.

Профессионал-этокомпетентныйспециалист,отличающийся непрерывным стремлением к совершенствованию.Для студентовколледжа тяга к самообразованию,выражающаяся в постоянном желаниипополнять свои музыкальные, педагогическиеи общекультурные знанияи умения, это качественно новая формаприсвоения художественного ипедагогического опыта.

Процесспрофессионального становления студентовколледжа основан напервичномнакоплении опыта практическойдеятельности,приобретении стартовогомастерства.

Ожидаемыйрезультат профессиональнойподготовки по дисциплинам дирижерско-хоровогоцикла:

  • положительная мотивация выбора профессии;
  • личностное и профессиональное самоопределение студентов;
  • положительная динамика состояния деятельностной сферы студентов;
  • готовность к профессиональному саморазвитию.Из этого следует:
  • мобильность выпускника колледжа, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений для профессиональной деятельности;
  • овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типом деятельности.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4282744/

Дирижирование – «Энциклопедия»

ДИРИЖИРОВАНИЕ (от французского diriger – направлять, управлять, руководить), вид музыкально-исполнительского искусства, управление коллективом музыкантов (оркестром, хором, ансамблем, оперной труппой и т. д.) в процессе подготовки, во время публичного исполнения и/или звукозаписи музыкального произведения.

Осуществляется дирижёром, который стремится передать коллективу замысел композитора, свои художественные намерения, обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения. В основе исполнительского плана дирижёра лежит тщательное изучение и воспроизведение текста партитуры. Техника дирижирования основана на системе движения рук.

Важнейший момент в дирижировании – ауфтакт (предварительный взмах), своего рода «взятие дыхания», вызывающее как ответную реакцию звучание оркестра, хора. Значительное место в технике дирижирования отводится тактированию, т. е. обозначению при помощи взмахов руки (преимущественно правой) метроритмической структуры музыки.

Левой рукой обычно даются указания в области динамики, выразительности, фразировки. В практике дирижирования, однако, проявляется свободное взаимопроникновение  функций  обеих рук; большую роль играют взгляд и мимика дирижёра.

Современное дирижирование требует от дирижёра широкой образованности, основательной музыкально-теоретической подготовки, тонкого слуха, хорошей музыкальной памяти, активной целенаправленной воли.

Реклама

Истоки искусства дирижирования прослеживаются с древнейших времён. На ранних этапах развития народно-хоровой практики функции дирижёра выполнялись одним из певцов – запевалой.

В древности (Египет, Греция) и в средние века управление хором часто производилось посредством системы условных символических движений рук и пальцев (смотри Хейрономия).

В 15 веке с усложнением многоголосия, развитием органной игры и возникшей в связи с этим необходимостью в более чёткой ритмической организации ансамбля сложился способ дирижирования с помощью «баттуты» (палки, от итальянский battuta, буквально – удар), заключавшийся в «отбивании такта», нередко довольно громком («шумное дирижирование»). С утверждением системы генерал-баса (17-18 века, смотри также Бассо континуо) в качестве дирижёра стал выступать музыкант, исполняющий партию цифрованного баса на клавесине или органе (обычно автор музыки). Он направлял исполнение главным образом своей игрой. В 18 веке значительно выросла роль первого скрипача (концертмейстера), который помогал дирижёру управлять ансамблем, то играя на скрипке, то прерывая игру и используя смычок в качестве баттуты. (В оперном театре эта практика привела к так называемому двойному дирижированию: капельмейстер за клавесином руководил исполнителями, находившимися на сцене, концертмейстер – артистами оркестра.) Со 2-й  половины 18 века скрипач-концертмейстер постепенно становится единоличным руководителем ансамбля. Функции дирижёра и солиста совмещаются и позднее (в 19 веке – в бальных и садовых оркестрах, в 20 – начале 21 века – в камерных ансамблях, иногда при исполнении классических концертов с оркестром, в аутентичном исполнительстве).

В 19 веке с развитием симфонической музыки, расширением и усложнением состава оркестра потребовалось освободить дирижёра от участия в общем ансамбле, сосредоточить его внимание только на дирижировании. На смену смычку постепенно приходит дирижёрская палочка. Среди первых дирижёров, пользовавшихся ею, – К. М. фон Вебер, Г. Спонтини, Ф. А. Хабенек, Л. Шпор.

Одним из основоположников современного дирижирования (наряду с  Л. ван  Бетховеном,   Г.  Берлиозом, Ф. Листом и Ф. Мендельсоном) был Р. Вагнер. Со времён Вагнера дирижёр, ранее стоявший лицом к публике, повернулся лицом к оркестру, что обеспечило более полный контакт с музыкантами.

Постепенно складывается современный тип дирижёра-исполнителя, не являющегося одновременно и композитором; первым таким дирижёром был Х. фон Бюлов. Среди крупнейших зарубежных дирижёров конца 19 – начала 20 века: Х. Рихтер, Г. Малер, А. фон Цемлинский, Ф. Шальк (Австрия), А. фон Никиш (Венгрия), Ф. Мотль, Ф. фон Вейнгартнер, К. Мук, Р. Штраус (Германия), Ш.

Ламурё, Э. Колонн (Франция). В 1-й половине – середине 20 века выдвинулись К. Бём, Г. фон Караян, Э. Клайбер, Ф. Штидри (Австрия), Я. Ференчик (Венгрия),  Дж.   Барбиролли,  Т. Бичем, А. Боулт, А. Коутс, Г. Шолти (Великобритания), Г. Абендрот, Б. Вальтер, К. Зандерлинг, О. Клемперер, Р. Кемпе, К. Клайбер, Х. Кнаппертсбуш, Ф. Конвичный, В. Фуртвенглер (Германия), Д.

Митропулос (Греция), К. М. Джулини, В. Де Сабата, Н. Сандзоньо, А. Тосканини (Италия), В. Менгельберг (Нидерланды), Г. Фительберг (Польша), Дж. Джорджеску (Румыния), Л. Бернстайн, Э. Лайнсдорф, Ю. Орманди, Л. Стоковский, Дж. Селл, Р. Шоу (США), Р. Дезормьер, А. Клюитенс, И. Маркевич, П. Монтё, Ш. Мюнш (Франция), В. Талих (Чехия), Э.

Ансерме (Швейцария); во 2-й половине 20 века – Ч. Маккерас (Австралия), Н. Арнонкур (Австрия), Ф. Херревеге (Бельгия), Дж. Э. Гардинер, К. Дейвис, Р. Норрингтон (Великобритания), К. фон Донаньи, В. Заваллиш, К. Мазур, К. Рихтер (Германия), Р. Б. Баршай, Д. Баренбойм (Израиль), К. Аббадо, Р. Мути (Италия), Ю. Домаркас, С. Сондецкис (Литва), Б.

Хайтинк (Нидерланды), С. Челибидаке (Румыния), Дж. Левайн, Л. Маазель, З. Мета, С. Одзава, Т. Шипперс (США), П. Булез (Франция), Н. Ярви (Эстония).

В России до 18 века дирижирование было связано главным образом с хоровым исполнением. Иностранными оперными труппами руководили композиторы Ф. Арайя, Б. Галуппи, А. Парис, Г. Ф. Раупах, Дж. Сарти и др. Первыми русскими оркестровыми дирижёрами были крепостные музыканты (С. А. Дегтярёв). Одним из первых дирижёров современного типа был К. А. Кавос.

Крупнейшие русские дирижёры 2-й половины 19 века – М. А. Балакирев, А. Г. Рубинштейн и Н. Г. Рубинштейн. Плодотворной была  деятельность  К. Ф. Альбрехта, И. И. Иоганниса, позднее – И. К. Альтани и особенно Э. Ф. Направника. Выдающиеся дирижёры начала 20 века – Э. А. Купер, С. А. Кусевицкий, Н. А. Малько, Д. И.  Похитонов,  С. В.   Рахманинов, В. И. Сафонов.

После 1917 года развернулась деятельность А. В. Гаука, Н. С. Голованова, В. А. Дранишникова, А. М. Пазовского, С. А. Самосуда, В. И. Сука; в консерваториях были созданы классы оперно-симфонического дирижирования. Среди известных российских дирижёров 20 века – Н. П. Аносов, Э. П. Грикуров, В. Б. Дударова, И. А. Зак,  К. К.  Иванов,   К. П.  Кондрашин, А. Ш.

  Мелик-Пашаев,  Е. А. Мравинский, В. В. Небольсин, Н. Г. Рахлин, Е. Ф. Светланов, К. А. Симеонов, Ю. Ф. Файер, Б. Э. Хайкин, К. И. Элиасберг, А. Янсонс, конца 20 – начала 21 века – Ю. А. Башмет, В. А. Гергиев, Д. Г. Китаенко, Е. В. Колобов,  А. Н. Лазарев,  М. В. Плетнёв, В. К. Полянский, В. А. Понькин, Г. Н. Рождественский, Ю. И. Симонов, В. Т. Спиваков, Ю. Х.

Темирканов, В. И. Федосеев.

Лит.: Вагнер Р. О дирижировании. СПб., 1900; Вейнгартнер Ф. О дирижировании. Л., 1927; он же. Исполнение классических симфоний. Советы дирижерам. М., 1965. [Т. 1: Бетховен]; Птица К. Очерки по технике дирижирования хором. М.; Л., 1948; Mattheson J. Der vollkommene Capellmeister: 1739. Kassel, 1954. Kassel, 1999; Вуд Г. О дирижировании.

М., 1958; Исполнительское искусство зарубежных стран. М., 1962-1975. Вып. 1-7; Schünemann G. Geschichte des Dirigierens. 2. Aufl. Wiesbaden, 1965; Пазовский А. Записки дирижера. 2-е изд. М., 1968; Кондрашин К. О дирижерском искусстве. Л.; М., 1970; Берлиоз Г. Дирижер оркестра // Берлиоз Г.

Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. М., 1972. Ч. 2; Тилес Б. Дирижер в оперном театре. Л., 1974; Рождественский Г. Дирижерская аппликатура. Л., 1974; Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика / Вступ. статья, доп. и коммент. Л. Гинзбурга. М., 1975; Мюнш Ш. Я – дирижер. 3-е изд. М., 1982; Хайкин Б.

Беседы о дирижерском ремесле. М., 1984; Das Atlantisbuch der Dirigenten: eine Enzyklopädie / Hrsg. von S. Jaeger. Z., 1985; Маталаев Л. Основы дирижерской техники. М., 1986; Ержемский Г. Психология дирижирования. М., 1988; Galkin Е. W. А history of orchestral conducting… N. Y., 1988; Ольхов К. Теоретические основы дирижерской техники.

3-е изд. Л., 1990; Мусин И. Техника дирижирования. 2-е изд. СПб., 1995; Schuller G. The compleat conductor. N. Y., 1997; Grosbayne В. А bibliography of works and articles on conductors, conducting and related fields, in various languages, from the 16th century to the present time. N. Y.

, 1934; Concert and opera conductors: а bibliography of biographical materials / Ed. R. Н. Cowden. N. Y., 1987.     

Е. Я. Рацер.

Источник: http://knowledge.su/d/dirizhirovanie-

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.