Чем отличаются современные школы

Чем отличаются современные школьники

Чем отличаются современные школы

Инструкция

Школьные методисты отмечают у современных учащихся снижение уровня доверия к учебникам и факультативным занятиям как к единственно верным источникам знаний. Причин у проблемы несколько.

Это и техническое отставание школ (учебники кажутся детям пережитками прошлого), и мнимая доступность знаний в Интернете («Зачем сидеть над книгой, если все и так можно найти, прочитать, скачать?»), и распространение альтернативных антинаучных течений наподобие новой лингвистики Чудинова-Задорнова или истории Фоменко.

Память детей стала хуже. Виной тому почти поголовная компьютеризация и смена принципов работы СМИ в 1990-х — 2000-х. Карты памяти и жесткие диски, а также доступ в Интернет чуть не с наручных часов автоматически отменили необходимость надолго запоминать формулы и правила, заучивать поэмы или прозаические отрывки.

Газеты, журналы, сайты и телепрограммы дробят и без того простые тексты на главки и нарезки.

Среди педагогов-психологов распространился разговорный термин «клиповое мышление» — оно пришло на смену понятийному (словесно-логическому) — теперь дети учатся не сопоставлять и применять полученные знания на практике, а презентовать как собственный успех только то, что удалось быстро выхватить из контекста.

Сложности в реальном общении — тоже не последнее отличие современного школьника, и опять же, дело в Интернете и отставании социальной инфраструктуры (в меньшей степени, но в том числе и на Западе). Сетевые игры, социальные сети, форумы при расформировании дворовых клубов, кружков в Домах молодежи, преобразования подростковых спортсекций в фитнес-клубы, все сыграло негативную роль.

Выросло недоверие к учителям и взрослым вообще. Конфликт отцов и детей — старая тема, но современный конфликт основан не на желании нового поколения превзойти, сделать по-своему и лучше или, на худой конец по-базаровски перечеркнуть достижения поколений предыдущих.

Сегодня подросток вполне готов пользоваться плодами и завоеваниями родителей, только так, чтобы ответственность за это была минимальной. Деньги как главный критерий преуспевания, «личного успеха», стали фактором первичной оценки человека. Мало зарабатывающий учитель не может при таких условиях быть авторитетом.

Не говоря о тех случаях, когда учитель выступает первым звеном коррупционной системы т. н. школьных поборов.

О плюсах и минусах отмены школьной формы специалисты пока спорят, но если в плюсах — раскрепощение, то в минусах — резкая визуальная дифференциация.

В СССР даже у детей партийной номенклатуры не было такого способа выделиться, как одежда. В лучшем случае — какие-то аксессуары.

Сегодня нередки случаи деления на модных и немодных, виннеров и лузеров, без оглядки на уровень интеллекта или личные качества.

Снижение двигательной активности (а дети и подростки все больше времени проводят за компьютером) и ухудшение экологической обстановки привели к росту хронических заболеваний.

Выясняется это часто после школы, так как ежегодная диспансеризация, а тем более ежемесячные медосмотры также проводятся из рук вон плохо.

А в школе проблемы со здоровьем сказываются на работоспособности и снижении успеваемости.

Снижение грамотности и ухудшение навыков ручного письма шагают параллельно с распространением и освоением компьютеров. Если в начальной школе еще какое-то значение имеет аккуратность в прописях, то классу к пятому, особенно без должного контроля со стороны как учителей, так и родителей, почерки учащихся напоминают почерки врачей: произвольно соединенные едва-едва узнаваемые литеры. Встроенные в текстовые редакторы, браузеры и смартфоны спелл-чекеры освободили детей от необходимости писать грамотно и внимательно.

Положительные отличия тоже есть, и, что неудивительно, все из-за тех же компьютеров. Например, в тех школах, где позволяет техническое оснащение, отпала нужда в подсобках с громоздкими учебными материалами времен Царя Гороха.

Теперь вместо горы пыльных карт и схем по десяткам дисциплин — компьютер и видеопроектор, с которыми современные школьники общаются запросто, а вместо рукописных докладов — печатные презентации (но, к сожалению, часто изготовленные методом прямого копирования).

Сегодняшние старшие школьники серьезней подходят к выбору будущей профессии и раньше становятся самостоятельными. Если в совесткое время можно было при непоступлении в вуз отправиться в ученики на завод, в лаборанты, в помощники библиотекарей, немного задержаться в продвижении по комсомольской линии или даже сходить в армию и попробовать поступить после со скидками, то сегодняшние социальные лифты требуют высшего образования по соответствующему профилю, а армия вообще выпала из жизненных целей.

Обратите внимание

Несмотря на кажущееся ухудшение всего и вся у современных школьников, новые поколения проходят довольно типичный переходный период.

Сложность его состоит только в гигантском потоке противоречивой информации, с которым часто не в состоянии справиться даже научные советы, не то что отдельные подростки.

Со временем все будет хорошо, поскольку адаптационный механизм работает как у индивидуумов, так и у обществ.

Источники:

  • Основные проблемы современной школы
  • Особенности состояния здоровья современных школьников
  • Компьютер в жизни школьника
  • Компьютер в жизни современного школьника — друг или враг?
  • Современные школьники: проблемы и задачи

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-883166-chem-otlichayutsya-sovremennye-shkolniki-

Чем отличается гимназия от школы? Где лучше учиться :

Абсолютно каждый родитель с особым вниманием относится к выбору учебного заведения для своего ребенка. Рассматривая варианты – школа или гимназия, – следует знать об их отличиях, а также преимуществах и недостатках.

Чем отличается гимназия от школы? Разница в педагогическом составе

Гимназия является более элитным учебным заведением, нежели школа со стандартным подходом к обучению. По численности учреждений с углубленным изучением предметов гораздо меньше, чем обычных средних.

Отвечая на вопрос, чем отличается гимназия от школы, важно знать, что для присвоения статуса гимназии обычному учебному учреждению нужно полностью заменить состав педагогов. Только тогда она будет соответствовать особому уровню преподавания.

Для организации образовательного процесса в лицеях и гимназиях учителя обязаны обладать высшей квалификационной категорией, а также участвовать во всех конкурсах, нацеленных на оценку педагогического мастерства. Подавая документы для поступления на работу в такое учреждение, педагоги должны представить портфолио с результатами своей деятельности.

Подбор штата преподавателей происходит на конкурсной основе. Многие не представляют, чем отличается гимназия от обычной школы. Однако все знают, что большинство общеобразовательных учреждений переживают дефицит в учительском составе.

В связи с этим для работы в обычных школах наряду с молодыми специалистами без опыта работы в сфере обучения детей набирают людей, которые вовсе не прошли обучение в специализированном учебном заведении по данному профилю. Соответственно, у таких сотрудников отсутствует диплом и необходимая категория.

Конечно, об использовании ультрасовременных технологий преподавания не может идти и речи. Основной задачей директора школы является вопрос укомплектования штата сотрудниками и беспрерывного процесса обучения.

Оборот финансов

Еще одним требованием для получения статуса гимназии является высокий оборот финансов. Учреждение необходимо обеспечить современным и актуальным оборудованием, которое поможет организовать соответствующий учебный процесс.

Стоит знать, чем отличается гимназия от школы в России. Только учреждение со статусом гимназии имеет возможность осуществлять сборы денежных средств, размер которых, по сравнению с обычными учебными заведениями, гораздо больше. Другими словами, чем лучше, тем дороже.

Программы развития

Говоря о том, чем отличается гимназия от школы, следует отметить, что в учебном заведении с повышенными требованиями ученикам предоставляются различные программы развития. Такой подход способствует легкому усваиванию материала.

Высокостатусное учреждение с особым вниманием относится к обучению гуманитарным предметам и иностранным языкам.

Изучение иностранных языков

Вот еще чем отличается общеобразовательная школа от гимназии. Программа средних учебных заведений дает возможность изучать только один иностранный язык. Ученики гимназии должны обладать знанием двух и более.

Изучение их происходит последовательно, благодаря тому что образовательный процесс начинается с начальных классов. С 1-го по 4-й преподают один язык. После 5-го класса ребенок может изучать 2 и более. Обучение происходит подгруппами, состоящими из 10 учеников.

Таким способом достигается высокая эффективность усваивания дисциплины.

Углубленные знания

В заведении с высоким статусом, аналогично простой школе, в образовательном процессе используются стандартные учебники и программы. Помимо этого учащимся предоставляется художественная литература.

Углубленные знания дети получают за счет изучения:

  • художественной деятельности и культуры;
  • изучения религии;
  • занятий по ритмике;
  • уроков по филологии.

Для того чтобы понять,чем отличается гимназия от школы, следует более детально рассмотреть технологию учебного процесса. К примеру, химико-биологическая группа обучается по специальному плану, а также участвует в дополнительных мероприятиях, таких как экскурсии.

Дети вместе с опытными наставниками занимаются разработкой своих учебных проектов, презентуют наблюдения и результаты проведенной деятельности, участвуя в научной конференции.

Изучая вопрос, чем отличается школа от гимназии и лицея, не нужно упускать из вида, что в учреждениях с высоким статусом существуют патриотические, хореографические и научные объединения и клубы.

Немногие школы, особенно сельские, могут похвастаться наличием современной технической базы, предоставляющей условия для проведения исследований и создания проектов.

Проанализировав занятость учеников гимназии, следует отметить факт об использовании углубленной программы обучения. Такое образовательное учреждение обеспечено всем необходимым для раскрытия талантов учащегося. Для всестороннего развития ребенок может посещать:

  • различные кружки;
  • факультативные занятия;
  • спортивные секции.

Совместная деятельность с высшими учебными заведениями и учреждениями культуры позволяет расширить кругозор детей и наполнить их жизнь впечатлениями от ярких событий.

Главное для гимназии – дисциплина

Определиться с выбором родителям поможет знание, чем отличается гимназия от школы.

Высокопрофильное образовательное учреждение ведет усиленный контроль над дисциплиной учащихся, которые должны посещать занятия согласно расписанию, без пропусков.

Также важным условием, соблюдение которого обязательно, является специальная форма одежды. Сейчас некоторые школы стараются придерживаться строгого внешнего вида. Однако это скорее рекомендация, а не правило.

Гимназия имеет следующие отличительные признаки:

  • своя символика, герб;
  • гимн;
  • наличие автобуса для перевозки учащихся.

За внешним видом и поведением гимназистов строго следят. С особым вниманием отслеживают численность детей с фактом приводов в полицию и трудных ребят. Дисциплина и опрятность в гимназиях касается как учеников, так и самого здания.

Рассказывая о том, чем отличается гимназия от школы, стоит отметить принцип, предусмотренный уставом гимназии, суть которого в том, что один педагог преподает одну дисциплину. Это позволяет избежать случаев замещения учителей.

Материальная и техническая база

Гимназия занимает лидирующее место в данном вопросе. Оснащенность нужным и современным оборудованием, учебными пособиями и наличие компьютерных классов с проведенным интернетом – все это является визитной карточкой школы с повышенным статусом. Существуют также библиотеки с двумя видами книг: обычные и электронные.

Нельзя не согласиться с тем, что столь инновационный подход к образованию – основа для достойного обучения детей. Обычные школы обладают хорошей материальной базой, но все же отстают от гимназий и в этом.

Сейчас для поступления первоклассника в гимназию он должен пройти вступительный экзамен, помогающий оценить способности будущего школьника. Для записи в обычную школу этого не требуется.

В каждом городе есть департамент образования. Периодически комиссия из членов данной организации проводит проверку всех общеобразовательных школ, взвешиваются все достоинства и недостатки.

После подведения итогов выносят решение, соответствует заведение своему статусу или нет.

Не исключено, что такая проверка переквалифицирует школу в гимназию, если имеются положительные тенденции, также может произойти и обратное.

Подведение итогов

Основываясь на вышеизложенном, можно смело дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, чем отличается гимназия от школы. Средние учебные заведения в сравнении с гимназиями значительно проигрывают.

https://www.youtube.com/watch?v=Eqt7yH8mDZg

Минус последних – в дорогостоящем обучении. Однако и качество образования гораздо эффективней и выше. В связи с этим при наличии возможности определить своего ребенка в гимназию даже не стоит задумываться. Дети, окончившие учреждения с высоким статусом, получат прекрасное образование и станут полноценными развитыми личностями.

Источник: https://BusinessMan.ru/chem-otlichaetsya-gimnaziya-ot-shkolyi-gde-luchshe-uchitsya.html

» Особенности современной системы образования

» Особенности современной системы образования

Образование является очень важной частью культурного развития общества. Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм утверждал, что главной целью образования является передача ценности господствующей культуры.

Поскольку каждой нации на разных этапах ее развития присущи свои культурные особенности и традиции, содержание образования в разных странах в разные эпохи существенно различалось. В Древнем Риме главной целью образования являлась подготовка военачальников и государственных деятелей.

В эпоху Средневековья в Европе основной задачей образования было приобщение учеников к христианской религии. В эпоху Ренессанса образование было направлено на изучение всех направлений искусства.

Образование с течением времени изменяло свое направление, дополнялось новым содержанием, при этом сохранялись научные и культурные ценности, накопленные предыдущими поколениями.

Характерной особенностью современного образования в развитых странах является то, что начальное образование является обязательным и бесплатным, поскольку современный уровень развития цивилизации требует наличия элементарной грамотности в основах фундаментальных наук. Последующее обучение в разных странах организовано по-разному.

Некоторые развивающиеся страны пошли по пути дифференциации обучения в зависимости от индивидуальных особенностей личности учеников. В российских школах сохранились традиции общеобразовательной школы, которая считалась лучшей в мире, однако некоторые современные тенденции педагогики все же проникли в российскую систему образования, в частности, личностный подход к обучению и воспитанию. При этом прогрессивные российские педагоги придерживались мнения о необходимости всестороннего развития личности, которое совершенно невозможно при ранней специализации учеников и свободном посещении занятий фундаментальных предметов.

Этапы образовательного процесса

В настоящее время процесс образования включает в себя следующие этапы.Первый этап это дошкольное образование детей в возрасте от 2 до 5 лет, которое по своему функционалу практически не отличается от домашнего обучения.

Второй этап это начальное образование для детей в возрасте от 5 до 12 лет, которое основано на приобретении учащимися общих знаний. Под общими знаниями в данном случае понимается изучение основ фундаментальных наук.

Третий этап это среднее образование для детей в возрасте от 12 до 16 лет, в процессе которого учащимися приобретаются профессиональные знания, умения и навыки. На этом этапе у учащихся есть выбор, чтобы продолжить обучение в общеобразовательной школе или в среднем специальном учебном заведении.

Четвертый и заключительный этап это высшее образование, которое основано на глубоком изучении специальных наук в соответствии с будущей профессией или специальностью.

Кроме того существует также разделение на массовое и элитарное образование, государственные и частные школы, техническое и общее образование.

Долгое время в американских школах существовала так называемая американская модель образования, в которой существовало строгое разделение учащихся по расовым, религиозным и этническим признакам.

К концу XIX века по всей стране, включая колонии, католическими миссионерами были созданы сети частных школ, которые по большей части существовали на пожертвования прихожан и меценатов.

В этих школах образование было доступно всем без исключения, совершенно независимо от принятых ограничений, однако уровень образования в них был значительно ниже, чем в школах для белых.

С отменой рабства и падением колониального режима в американских школах наравне с белыми стали учиться дети всех рас и национальностей, а любые расистские выпады карались законом. К сожалению, не во всех странах соблюдается подобная политкорректность, и многие дети другой расы, национальности или вероисповедания вынуждены учиться отдельно.

Особенности современной школы

Современная школа по сравнению со школой прошлых времен более бюрократизирована. Педагогам приходиться обрабатывать тонны бумаг для составления планов, выполнения упражнений и подготовки отчетов.

Составлены методики обучения, которым обязаны придерживаться в своей преподавательской деятельности все педагоги. Это накладывает определенные ограничения на творческую деятельность учителя.

С другой стороны эти же ограничения являются своего рода гарантией учителям и учащимся от дискриминации и необоснованного исключения и увольнения.

В свете культурного развития общества и всестороннего развития личности определенные условности в системе образования позволяют поддерживать динамику развития технологии обучения и воспитания, сохраняя при этом лучшие культурные традиции, накопленные этой системой всеми предыдущими поколениями.

Источник: http://paidagogos.com/?p=845

Домашнее обучение или школа: что выбрать?

Сегодня женский сайт «Красивая и Успешная» предлагает своим читательницам обсудить вопрос, что лучше для развития ребёнка: домашнее обучение или школа.

Проблема выбора системы обучения ребёнка сегодня очень актуальна для многих родителей, поскольку обучение на дому в нашей стране стало возможным не так давно. Те, кто выбирает такую форму развития своего ребёнка, являются первопроходцами, сталкивающимися с массой трудностей.

Однако, на подобный подвиг современных мам и пап толкают несколько весьма веских причин:

  • Первая и самая главная причина, по которой родители не желают отдавать своего ребёнка в школу, — это неспособность современных общеобразовательных учебных заведений давать ученикам хорошую подготовку к поступлению в вуз. Несмотря на огромное количество реформ, современная школа с каждым годом всё хуже и хуже выполняет свою основную задачу – дать ученикам прочные знания и умение этими знаниями пользоваться. Родители, а часто и сами учителя, воспринимают школу как некую камеру хранения, в которую можно поместить ребёнка, пока за ним больше некому присмотреть. Именно недовольство существующей системой среднего образования в нашей стране и породило стремление наиболее прогрессивных родителей подыскивать для своих детей школу с домашним обучением.
  • Многие современные мамы прекрасно образованы. Они вполне способны сами обучать своих детей большинству предметов.
  • Часто для того, чтобы ребёнок смог учиться в том же темпе, что и весь класс, многие родители дополнительно занимаются с ним сами или нанимают для него репетитора. Всё это отнимает у ребёнка массу времени, сил и здоровья. Поэтому перед семьёй возникает дилемма: или школа, или домашнее обучение. Случаи, когда решение принимается в пользу последнего варианта, с каждым годом учащаются.
  • Современные дети не отличаются крепким здоровьем, процесс адаптации к школе у них сопровождается частыми болезнями, вызванными нервным перенапряжением. Всё это не может не сказаться на их успеваемости. Поэтому именно начальная школа, домашнее обучение в которой вести может практически любая мама, имеющая какое-либо образование, сегодня наиболее активно переходит в форму экстерната.

Сайт sympaty.net считает также немаловажным тот факт, что обучение в семье является самой древней и наиболее естественной формой образования. Оно имеет целый ряд преимуществ перед обучением в школе.

Домашнее обучение: основные преимущества

Домашнее обучение в школе закон в нашей стране разрешил в 1992 году.

После появления первых экстернатов стало понятно, что такая форма образования даёт более высокие показатели качества обучения, нежели школьная.

Оказалось, что экстерны во многом превосходят своих сверстников, ежедневно отсиживающих по шесть-семь часов за партами в классах. У завидных результатов домашнего обучения есть вполне простые объяснения.

  • Главным преимуществом домашнего обучения перед школой можно назвать мотивацию учащихся. Если школьники часто просто отсиживают время, не успевая за темпом работы класса или же просто не найдя для себя ничего интересного в теме урока, то экстерны ни минуты не тратят зря. Они учатся с желанием, поскольку видят перед собой конкретную цель. Кроме того, в школе домашнего обучения действует правило: сделал дело – гуляй смело. Ребёнок понимает, что качественное выполнение всех заданий гарантирует ему больше свободного времени, поэтому прикладывает к этому максимум усилий.
  • Учащиеся школы домашнего обучения могут уделять больше внимания предметам, в которых испытывают трудности, благодаря чему эти трудности успешно преодолеваются.
  • При обучении дома ребёнок ощущает поддержку любящих и уважающих его родителей. Он не впадает в панику, если не может сразу понять суть какой-то формулы или не справляется с задачей, поэтому не тратит лишних сил на переживания. Кроме того, заниматься дома можно в любое удобное время. Благодаря этому учебные занятия в семейном обучении отличаются максимальной продуктивностью.
  • В школе с домашним обучением ребёнок полностью ограждён от негативного влияния среды. Этот момент особенно важен для ранимых и чувствительных детей, а также для школьников, имеющих какие-нибудь физические недостатки.
  • При обучении ребёнка в семье исключается вероятность зарождения у ребёнка отвращения к учёбе из-за конфликта с педагогом. К сожалению, в нашей стране всё ещё встречаются учителя, которые относятся к ученикам предвзято.
  • Учебное занятие дома не имеет таких ограничений, как школьный урок. Благодаря этому ребёнок может изучать предложенные темы более широко, выходя за рамки программы, адаптированной под ученика средних способностей.
  • В школе домашнего обучения основной упор делается на самостоятельную работу ребёнка, благодаря чему он более прочно усваивает пройденный материал.
  • Традиционная школа приучает детей мыслить шаблонно, быть такими, как все. Это мало способствует формированию творческой личности.

Именно домашнее обучение в своё время дало возможность раскрыться изобретательскому таланту Томаса Эдисона, которого учитель счёл совершенно неспособным учеником. Вне школы обучались и музыкальный гений Вольфганг Амадей Моцарт, и писательница Агата Кристи, и американский президент Вудро Вильсон.

Все эти факты ещё раз доказывают высокую эффективность домашнего обучения. Однако, полностью сбрасывать со счетов школу тоже нельзя. Такая система существует уже не одно тысячелетие, следовательно, имеет какие-то преимущества.

Школа: плюсы обычной классно-урочной системы

Если говорить о школе с домашним обучением, следует обязательно подчеркнуть, что в ней ребёнок лишён многих радостей, которые есть у обычных школьников.

  • Ученики в классе не только вместе усваивают школьную программу. Они общаются по интересам, играют, делятся различными эмоциями. Именно поэтому коммуникабельные, активные дети ходят в школу с удовольствием.
  • Школьная дружба – ценность, которую нельзя найти в школе домашнего обучения. Друзья-одноклассники могут в будущем стать для ребёнка прекрасной поддержкой в жизни.
  • Как ни странно, но в наших школах всё ещё встречаются настоящие учителя, влюблённые в свой предмет и в своих учеников. Такой педагог сможет не только многому научить ребёнка, но и стать для него настоящим примером для подражания.
  • Высокие оценки, похвала учителя, победа в школьной олимпиаде – все эти маленькие победы помогают ребёнку почувствовать, что он действительно может многое, стимулируют его желание развиваться.

Кроме того, посещение школы для любого ребёнка – это социализация, подготовка к взрослой жизни, с которой ему придётся столкнуться рано или поздно. Школа дисциплинирует, учит ребёнка организовывать свой день. Поэтому родители, которые предпочитают обычную школу, делают существенный вклад в самостоятельность своего ребёнка.

Выбор, школа или домашнее обучение, зависит от многих факторов. Чаще он бывает больше обусловлен стечением обстоятельств, чем желанием родителей.

Так, например, школу с домашним обучением  нередко приходится выбирать семьям, которые постоянно переезжают или редко бывают дома из-за командировок. Этот же вариант обучения является наиболее удобным для одарённых детей, которые занимаются в спортивных или музыкальных школах.

В свою очередь позволить себе обучать детей в семье не могут родители, которые работают каждый день по определённому строгому графику, а также те мамы и папы, которые сами не имеют достаточного уровня образования.

Сайт sympaty.net обращает внимание родителей на то, что ребёнок, который занимается в школе, в любой момент может быть переведён в экстернат.

Поэтому те семьи, которые пока не определились с выбором формы обучения детей, могут действовать по обстоятельствам. Здорового, активного малыша вполне можно отправить в детский коллектив под руководство грамотного педагога.

Для болезненного, стеснительного и замкнутого ребёнка при возможности лучше выбирать школу с домашним обучением, в которой он постигнет все азы основных наук под чутким руководством мамы, а позже, если захочет, перейдёт в обычную школу.

——
Автор – Pelageja, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Источник: https://www.sympaty.net/20140429/domashnee-obuchenie-shkola/

Какой должна быть современная школа?

Образовательный смысл в жизни ребёнка несут не только учебники и уроки, но также и общение со сверстниками, и внешкольные впечатления, и, конечно же, пространства, которые ребёнок осваивает. 

Чтобы понять, какой смысл для развития ребёнка у того или иного явления и события, задайте себе вопрос: какой опыт получит ребенок, став его участником или очевидцем? Чему это ребёнка может научить? В нашей статье мы постараемся объяснить, какой образовательный смысл может нести пространство школы и каким оно должно для этого стать.

Мы уже обсуждали, что современная российская школьная архитектура остановилась в развитии на своём советском этапе. Большинство наших школьных зданий — это типовые коробки, подобные зданиям заводов, поликлиник, казарм и общежитий. 

Они созданы как места массового хранения безликих людей, которых после специальной унифицирующей обработки выпускают наружу, в так называемый «реальный мир».

Существуют разные попытки решить эту проблему. Например, с 60-х годов стали появляться школы, чьи здания больше похожи на современные вузы — технологичные, с индивидуальной архитектурой. Обычно они и возникают при университетах:

Гимназия при МГУ

Подобные пространства помогают ученикам чувствовать себя наравне со взрослыми значимыми участниками образования. Этого стремятся достичь и те, кто проектирует школы-офисы, где у детей есть свои индивидуальные кубиклы или даже маленькие кабинеты. Подобные школы стали появляться в 90-е:

Школа-офис в Аризоне

Это, с одной стороны, тоже путь к унификации, но зато у учеников есть персональные пространства. Но что дают подобные здания? Фактически они с детства помещают ребёнка в мир, где он должен действовать как взрослый, тем самым ограничивают его возможности самореализоваться именно как ребёнку. 

Но задача школы — не поскорее закончить период детства, а дать ребёнку прожить его, насладиться им и извлечь из него необходимые уроки. Каким должно быть здание школы, где, с одной стороны, не принижают значимость личности ученика, а с другой, дают им возможности оставаться самими собой, а не указывают ему, как нужно вести себя, что быть похожим на взрослого?

Это здание должно представлять из себя индивидуальное и свободное общественно-культурное пространство, в котором ребёнок хочет находиться, в котором он может гулять, учиться, развиваться, радоваться и играть. Такое пространство, которое ученик будет готов с удовольствием осваивать по своей воле.

Каковы основные критерии такого здания и каковы тенденции при строительстве современных школ?

Открытость

Архитектурная концепция «Умной школы», Иркутск  

Учёба в школе, как и жизнь за её пределами, — это не путешествие в одиночку, а совместная деятельность. И школа должна отражать это — для всех учеников и учителей здание должно быть общим, доступным, открытым.

Понятно, почему эта тенденция появилась. Нам очень хочется уйти от этого типа школьного коридора, где практически нет света, где всё зажато, и где коридор – это просто проход от одного места обучения к другому.

Как этого достичь? Один из базовых принципов открытости состоит в том, чтобы обеспечить доступ ко всем учебным помещениям и позволить ученикам осваивать их в свободное время.

Классы не должны быть закрыты на замок, как будто их обитателям есть что скрывать или чего стесняться. Очередь, выстроенная у закрытой двери столовой, спортзала, раздевалки, актового зала, — совершенно ненужная детям вещь.

Они не преступники и не арестанты, чтобы скрывать от них то, что построено для их развития.

Одновременно с этим, каждый из нас имеет право на личное пространство и потребность в нём. И школьное здание должно обеспечить возможность уединиться, побыть наедине со своими мыслями или поговорить с кем-то наедине.

Хорошкола, Москва 

Поэтому с открытостью лучше не перебарщивать. Во многих новых школах было принято решение делать лестницы прозрачными. Московская Хорошевская гимназия выбрала такое архитектурное решение. Да, это выглядит светлее и современнее, но для учениц и учительниц, которые ходят в школе в юбках, подобные прозрачные лестницы по понятным причинам вызывают серьёзный дискомфорт.

Просторность

Один из атриумов «Хорошколы», Москва

Внутреннее устройство современных школ может удивить неподготовленного зрителя тем, насколько там просторно, насколько много там нефункционального места, которое просто радует глаз.

Такой подход к школьной архитектуре гораздо больше соответствует мироощущению современного человека. Даже в больших, экономически мощных и, казалось бы, насквозь прагматичных городах мы ищем непрагматическую альтернативу: такие места, где можно отвлечься от суеты, где можно насладиться эстетикой и получить чистые эмоции.

Безусловно, в просторном помещении больше красоты, но не для всех детей просторность автоматически означает комфорт. Наоборот: есть дети, которые теряются в таких пространствах, которым в них плохо. Например, это дети с расстройством аутистического спектра. 

Для обеспечения инклюзивности с этими детьми нужна особая работа по адаптации к таким большим неконтролируемым пространствам. И, опять же, возникает потребность к диверсификации пространства — чтобы вместе с общей открытой территорией для ребёнка было доступно пространство с камерной обстановкой.

мобильность

Атриум в инженерном корпусе школы № 548, Москва

Одна из важнейших тенденций в устройстве школьного здания — это изменяемость и вариативное использование пространств.

Нам очень хочется преодолеть сверхфункциональность, привязку к интерьеру и к образовательной задаче, которые всегда были в классическом кабинете.

В школах с мобильным внутренним интерьером ребёнок и учитель могут менять пространство под себя — всё передвинуть и переставить, как им требуется. У предметов нет своего место, оно появляется по необходимости. Только не сравнивайте это с перестановкой стульев и парт в классической школе — там это в первую очередь мука и физическая нагрузка, а не образовательный инструмент.

Однако, опять же, у мобильности есть обратная сторона. Многие дети и учителя сталкиваются со сложностями: они не понимают, что делать в этих пространствах, как заточить их под образовательные задачи. Так, в некоторых случаях в погоне за мобильностью школьная библиотека может получить «лежаки» вместо парт и стульев.

Пример менее удачной организации библиотечного пространства в школе № 1392 в Ватутинках, Москва

Мобильная среда требует от ребёнка постоянных размышлений о том, как его использовать, в то время как в стандартном кабинете этой адаптации и трансформации пространства под себя не нужно.

креативность

Ещё недавно все кабинеты были абсолютно одинаковы, в какой бы город страны или мира мы ни приехали. Мы очень хотим, чтобы детское образовательное пространство было креативным. 

Современные школы стремятся как к тому, чтобы отличаться от других школ, так и к тому, чтобы внутри себя иметь функциональное разнообразие. Безусловно, индивидуально спроектированное здание и увлекательное пространство, которое ребёнку будет интересно исследовать, — это важный образовательный тренд.

Но у креатива тоже должна быть определённая граница — граница разумности. Образование — это в том числе усвоение нормы, привыкание к функциональному использованию того или иного пространства, предмета.

Пример мене удачного креативного оформления общественного пространства в начальной школе Св. Марии, Мельбурн

Опять же, дети с особенностями развития сталкиваются в «слишком креативном» пространстве с адаптивными проблемами, они не понимают, что от них требуется и как использовать окружающий их интерфейс.

Во всём нужен баланс

Хочется сказать всем проектировщикам образовательных пространств: воздержитесь от чрезмерной гонки за трендами. При проектировании здания обязательно необходимо соблюдать баланс:

  • открытости и психологической защищенности; 
  • публичности и возможности уединения;
  • приватности и возможностей самодемонстрации;
  • свободы движения и моторной саморегуляции (ограничений);
  • функциональности (нормы применения) и креативности в использовании пространства.

Отсутствие этого баланса — типичная ошибка многих школ, как классических, так и современных школ «новой волны». 

Если вы пытаетесь сделать школу слишком закрытой, аскетичной и строгой, дети в ней будут чувствовать себя загнанными в узкие рамки системы. 

Пример менее удачной организации пространства в школе № 1392 в Ватутинках

Если вы пытаетесь сделать школу сверхоткрытой, чистым экспериментом, то дети окажутся в очень сложной ситуации, когда пространство, вроде бы предназначенное для образования, будет непонятным и сложным к использованию. Сверхоткрытая, слишком просторная и до мозга костей креативная школа потеряет свою образовательную значимость и превратится просто в место временного содержания детей, не всегда при этом для них комфортного.

Этот спортивный блок в московской «Хорошколе» внушителен, но очень нагружен и практически лишён свободного пространства

С чем ещё нужно быть аккуратнее, так это с цветом. У нас сложилось представление, что яркое и даже аляповатое — это то, что больше всего подходит детским пространствам. Но, по сути, это просто попытка действовать от противного — мы устали от мрачного однообразия классического школьного здания и пытаемся сделать всё по-другому. 

Опыт зарубежных коллег показывает, что лучше делать внутреннее убранство школы достаточно нейтральным, и не надо бояться холодных цветов и естественности дерева, камня или металла.

Вот так оформлять класс даже для начальной школы — перебор

Искать новое в привычном

Проектировщикам школ нужно понимать, что образовательным ресурсом могут обладать такие элементы здания, которые привычно не рассматриваются как образовательные инструменты. Современный тренд — это не только превращение образовательного пространства класса в нечто более сложное, но и превращение лестниц, коридоров, актовых залов — в полноценные образовательные пространства.

Образовательные зоны в коридорах и залах создаются с помощью изоляции участков пространства — с помощью ширм или специальной планировки. У образовательных уголков и стендов огромный потенциал, потому что они постоянно окружают детей, обращают на себя внимание, служат дополнительным источником для самообразования. Чем больше такого будет в школе, тем лучше.

Крайне мало в российских школах используется образовательный ресурс лестниц. А вы только посмотрите, как легко и просто они могут применяться для усвоения, например, арифметических навыков:

Лестница в одной из школ штата Вайоминг

Что касается актовых залов, то традиционно внимание в них уделяется лишь сцене и зрительским местам — ведь это там, как кажется на первый взгляд, и происходит представление. Но тогда не учитывается, что большая часть  образовательного процесса при подготовке выступлений происходит и за сценой, и в оставшейся части зала. 

Чтобы школьный театр стал полноценным образовательным пространством, нужно приспособить его для самых разных нужд. В частности, обязательно сделать так, чтобы зрительские места могли убираться удобно и быстро, и зал превращался в открытую для экспериментов площадку.

Пример отличного актового зала в московской «Новой школе»

Марина Битянова

научный руководитель Центра разработки образовательных систем «Умная школа»

О Центре разработки образовательных систем «Умная школа»: по заказу основателя благотворительного фонда «Новый дом», российского предпринимателя и филантропа Альберта Авдоляна центр реализует уникальный образовательный проект, в рамках которого на берегу реки Ангары у границы Иркутска будет построен масштабный образовательный комплекс, включающий школу, детский сад и посёлок постоянного проживания приёмных семей. Школа проектируется по индивидуальному проекту, в котором соблюдён баланс между открытостью и безопасностью, свободой и функциональностью. Задача «Умной школы» — соединить архитектурную идею, психологический дизайн и психологическое знание о развитии человека с образовательными целями. Подробнее о проекте можно прочитать здесь.

18 октября 2017, 17:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/kakoy-dolzhna-byt-sovremennaya-shkola

Как все устроено: школы в разных странах мира

Школьное образование во Франции 

Французская система среднего образования, как и во многих других странах Европы, состоит из трех ступеней: начальная школа (ecole primaire), которую дети посещают с 6 до 11 лет, старшая — коллеж (college), рассчитанная на подростков с 11 до 15 лет, и, наконец, лицей (lycee), в котором обучаются с 16 до 18 лет. Образование государственного образца обязательно для всех детей в возрасте от 6 до 16 лет и предоставляется бесплатно – по сути, это аналог российских 9–11 классов, где учеников готовят к поступлению в вузы. 

При этом во Франции также существуют и частные учебные заведения, которые в основном являются платными. Но в зависимости от степени государственной поддержки, они могут быть субсидируемыми (sous contrat) и несубсидируемыми (hors contrat).

В первом варианте правительство выплачивает зарплату преподавателям, и школы работают по национальной программе, следуя стандартному расписанию. В случае когда субсидий от правительства не поступает, руководители школ могут самостоятельно выбирать методики, обучая детей по нестандартным программам.

Таким образом, к частным учебным заведениям обычно относятся религиозные (католические) школы, а также те, которые рассчитаны на детей с ограниченными возможностями. 

Начальная школа во Франции мало чем отличается от современного российского аналога — те же небольшие классы, игровой подход к предметам. Отличия начинают проявляться позже — в коллеже, куда 11-летний ребенок попадает после первой ступени обучения.

К примеру, здесь классы считаются в обратном порядке: ребенок поступает в шестой класс и через четыре года заканчивает третий.

Затем коллеж сменяет лицей, обязательное обучение в котором длится два года – а далее подросток проходит “дипломный” класс (терминаль). 

Еще одна особенность французского школьного образования — особый статус предмета “французский язык”. Языковой тест после первого класса проходят все без исключения. Полученная оценка учитывается при сдаче экзамена на степень бакалавра.

Школьное образование в Германии 

В этой стране постигать ученую грамоту начинают с 6 лет. Программа в целом стандартная: дети учатся читать, считать, писать, изучают природоведение, а главные отличия заключаются в качестве дополнительных занятий. 

Отучившись четыре года (в Берлине и Бранденбурге — 6 лет), ребенок оканчивает начальную школу, и переходит на следующий этап – среднее общее образование, срок получения которого составляет от 4 до 6 лет. При этом ученик может выбрать один из вариантов: основную, реальную школу или гимназию.

Как правило, в этих учебных заведениях выделяют с 5-го по 10-й классы, а разница определяется наполнением программы. Например, в основной школе большое внимание уделяется трудовым навыкам — так что ее можно сравнить с российскими профессионально-техническими училищами.

Свидетельство, выдаваемое по окончании, обычно используют, чтобы продолжить образование на производстве или в вечерних профессионально-технических учебных заведениях более высокого уровня. 

В программах реальной школы общеобразовательная и профессиональная составляющие уравновешены, так что позже школьники могут учиться на дневном отделении профессионально-технических учебных заведений. 

Гимназии отличаются ярко выраженным академическим характером подготовки и различаются по специализации.

Выделяют три основных направления: гуманитарное (языки, литература, искусство), общественное (общественные науки) и техническое (естественные науки, математика, техника).

Окончив обучение, ученик получает диплом о среднем образовании (Abitur). Немецкий Abitur является аналогом российского аттестата о полном среднем образовании и британского диплома A-level. 

Кроме перечисленных заведений, в Германии также существуют общие школы (Gesamtschule), в которых сочетаются особенности гимназии и реальных школ, благодаря чему ребенок одновременно получает гуманитарное и техническое образование. 

В немецкой системе образования есть и частные учебные заведения, выдающие аттестаты гособразца. Как правило, к ним относятся религиозные, элитарные и закрытые школы, спектр образовательных услуг которых шире государственного – к примеру, только в этих школах школьник-иностранец может получить немецкий аттестат.

Школьное образование в Италии 

Путь к знаниям итальянские дети начинают в шесть лет, поступая в начальную школу, первые две ступени которой (scuola elementare 1 и scuola elementare 2) бесплатны для всех. В обязательную программу этого этапа входят общеобразовательные предметы, и только изучение религии можно выбрать по желанию. 

По итогам пятилетнего обучения (две первые ступени) школьники сдают письменный и устный экзамены и получают аттестат начальной школы, чтобы затем перейти в среднюю школу, где юным исследователям предстоит учиться до 14 лет. В конце каждого года учащихся средних школ ожидают экзамены по системе “сдано — не сдано”. Если ученик не проходит тест, он остается на второй год. 

В 18 лет школьники продолжают обучение в лицеях. Выделяют три разновидности последних: классический и технический лицеи, а также со специализацией на естественных науках. Программа всех лицеев включает итальянскую литературу, латынь, математику, физику, естественные науки, философию, историю. Выпускники сдают экзамен и получают аттестаты зрелости, с которыми можно поступать в университет.

Школьное образование в Великобритании

Не первый год британские школы, будто магнит, притягивают учеников со всего мира. “Учат – многие, мы – воспитываем джентльменов”, — собственно, эта фраза директора одного из престижных учебных заведений объясняет преимущества образования, полученного в Великобритании. 

В стране предусмотрено обязательное бесплатное образование, которое может получить любой ребенок в возрасте от 5 до 16 лет, независимо от национальности, расовой принадлежности и социального статуса родителей.

При этом оно включает два этапа: начальное школьное образование — для детей в период 4–11 лет (до 7 лет ребенок ходит в школу для малышей, а с 7 до 11 лет — в младшую школу), и среднее — предусмотрено для подростков 11–16 лет. 

Средние школы имеют свою градацию. Так, “грамматические” учреждения ориентированы на академическую общеобразовательную составляющую — с расчетом на дальнейшее обучение в вузе. “Современные” школы отличаются прикладной направленностью и позволяют быстро приобрести профессиональную квалификацию. Наиболее популярные “единые” школы соединяют эти две характеристики. 

Родителям, которые захотят обучать своего ребенка дома, сначала нужно получить разрешение местного совета по образованию. Дело в том, что “домашние” условия обучения должны соответствовать принятым нормам, включая обязательное религиозное воспитание. 

Еще одной особенностью местного образования является традиция раздельного обучения мальчиков и девочек, хотя большинство школ “новой формации” в основном смешанные. Стоит отметить, что бесплатное среднее образование, которое гарантирует государство, ценится заметно меньше полученного в частном учебном заведении — для успешной карьеры нужно закончить “правильную” школу.

Школьное образование в США

Официально закрепленной государственной системы образования в стране не существует.

Несмотря на государственное финансирование, в каждом штате есть местный выборный совет по делам образования — именно он разрабатывает учебные планы и контролирует обучение школьников.

Качество образования, а также содержание и объем учебного материала, как и учебники, определяются в школах непосредственно самими преподавателями. И в этом случае, остается только надеяться на профессиональную квалификацию и ответственность наставников ребенка. 

Первые знания малыш получает в возрасте 3–5 лет в учреждениях для дошкольников, после чего переходит в начальную школу: 1–5 классы выпадают на промежуток 6–11 лет.

Далее идет средняя (6–8 классы на промежуток 11–13 лет) и высшая школы (9–12 классы, в которых обучаются дети в возрасте 14–17 лет). В зависимости от специализации, средние школы подразделяются на академические, профессиональные и многопрофильные.

В последних, начиная с 9-го класса, предусмотрены отдельные профили: общий, коммерческий, индустриальный и другие. 

Помимо бесплатных государственных, в США есть и платные частные школы, многие из которых — религиозные. Однако большинство частных учреждений ориентированы на подготовку учеников к поступлению в престижные вузы. 

Школьники, получившие среднее образование, могут поступать в разного рода колледжи (начальные, технические, городские и прочие), через два года учебы в которых они получают степень, сравнимую со средним специальным образованием. Другой вариант дальнейшего обучения — поступление в колледжи или университеты, четыре года учебы в которых приносит степень бакалавра.

Школьное образование в Финляндии

Предварительное начальное образование, которое начинается в год шестого дня рождения ребенка, малыш может получить в школе, детском саду, семейном детском саду или в любом другом подходящем месте — окончательное решение принимает муниципалитет. 

Когда крохе исполняется семь лет, он переходит на этап обязательного образования, который продолжается до исполнения ему 16–17 лет. При этом государство полностью гарантирует бесплатное основное образование, включая обучение, учебники, тетради, канцелярские принадлежности и питание. 

С третьего класса юный школьник начинает изучение английского языка, в четвертом — выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский), а уже в седьмом классе его ждет обязательное изучение шведского. В стране также распространена система частных школ, обучение в которых является платным.

Источник: http://FamilyBoom.ru/posts/787-kak-vse-ustroeno-shkoly-v-raznyh-stranah-mira

Студиорум
Добавить комментарий