Бакалавры и магистры: за и против

Содержание
  1. Нужна ли магистратура после бакалавриата в России? Нужно ли учиться в магистратуре после бакалавриата
  2. Что такое магистратура?
  3. Вторая ступень высшего образования
  4. Магистратура как нововведение последних лет
  5. Какие перспективы открыты выпускнику?
  6. Магистратура ради преподавания
  7. Особенности современной магистратуры
  8. Например, зададимся вопросом о том, нужна ли магистратура после бакалавриата экономисту
  9. Количество бюджетных мест для магистрантов
  10. Как же поступить?
  11. Можно ли бросить магистратуру?
  12. Есть ли альтернатива такому обучению?
  13. И последний вопрос: нужна ли магистратура после бакалавриата бухгалтеру?
  14. Магистратура: за и против
  15. История «в мантии»
  16. Скорее магистр, чем…
  17. За и против
  18. Профессура против бакалавров и магистров
  19. Навстречу бакалавриату: за и против
  20. * Глава 2, статья 43, пункт 3 Конституции Российской Федерации
  21. Специалитет, бакалавриат, магистратура и их отличия
  22. Что такое бакалавриат?
  23. Как получить диплом бакалавра?
  24. За и против бакалавриата
  25. Что такое специалитет?
  26. Особенности обучения специалитета
  27. Плюсы и минусы специалитета
  28. Понятие магистратуры
  29. Подготовка и обучение магистров
  30. Достоинства и недостатки
  31. Какой вид обучения выбрать?

Нужна ли магистратура после бакалавриата в России? Нужно ли учиться в магистратуре после бакалавриата

Бакалавры и магистры: за и против

Многие современные выпускники вузов задумываются над вопросом о том, нужна ли магистратура после бакалавриата? Действительно, это вопрос серьезный, ведь перед молодым человеком стоит выбор: продолжать ему свое обучение уже на другой ступени высшего образования или искать работу.

Постараемся ответить на этот вопрос.

Что такое магистратура?

Прежде чем решить проблему, нужна ли магистратура после бакалавриата, нужно разобраться, что она собой представляет.

Данный вид обучения возник в нашей стране относительно недавно. Он появился после того, как Россия приняла на вооружение двухступенчатую систему высшего образования, давно уже существующую в западном мире.

В данной системе высшее образование разделяется как бы на два звена: бакалавриат, предполагающий практическое обучение профессиональным умениям и навыкам, и магистратура, которая является более высокой ступенью освоения профессионального мастерства.

Завершается обучение в магистратуре защитой магистерской диссертации и получением первой ученой степени.

Вторая ступень высшего образования

Казалось бы, при таком подходе решить проблему, нужна ли магистратура после бакалавриата, очень просто. «Конечно, она нужна», – подумает любой выпускник школы или его родитель.

Однако в этом нововведении очень много подводных камней, которые мы рассмотрим чуть ниже.

Магистратура как нововведение последних лет

Так уж сложилось, что значение магистратуры для западной системы высшего образования гораздо значительнее, чем для нашей.

Произошло это потому, что в России всегда существовала иная система высшего образования, которая предполагала следующие его ступени: начальное, среднее, среднее профессиональное и высшее. Также существовала возможность получения ученых степеней: кандидата и доктора наук.

На современном этапе в Российской Федерации сохранились две эти системы, из-за этого высшее образование как бы разделилось на две половинки: бакалавриат и магистратура. При этом получается, что обычный специалист, который провел в стенах вуза ровно 5 лет, равен магистру, который написал целую диссертацию.

Поэтому до сих пор специалисты не могут однозначно дать ответ на вопрос о том, нужна ли магистратура после бакалавриата в России? Она и нужна, ведь выпускник вуза имеет уже не один, а два диплома о высшем образовании, однако работодатели особо не обращают свое внимание на то, какое высшее образование есть у их работника: бакалавриат или магистратура.

Какие перспективы открыты выпускнику?

В первую очередь, выпускники школы задаются вопросом о том, что принесет им такое двухступенчатое обучение в вузе.

Поэтому они уже стразу решают для себя, нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата, или нет.

Рассмотрим эти перспективы более подробно.

Теоретически магистратура дает возможность претендовать на более высокий образовательный статус. Поэтому человек, имеющий диплом магистра, может искать себе более престижную работу.

Однако, как показывает практика, работодателей часто интересует просто высшее образование и специальность, указанная в дипломе. Ему в целом неважно, кто придет к нему: специалист, бакалавр или магистр.

При этом магистратура дает возможность видоизменить свой профессиональный путь. Допустим, молодой человек закончил бакалавриат по специальности «менеджмент». Но в магистратуру он поступает по специальности «журналистика». Сдав дополнительный экзамен, он может за 2 года как бы получить второе высшее образование и работать потом по той специальности, которую выберет сам.

Еще одна перспектива, которая привлекает молодых людей, которые задумываются над тем, нужна ли магистратура после бакалавриата, заключается в возможности заниматься преподавательской деятельностью. Но об этом чуть подробнее в следующем параграфе.

Магистратура ради преподавания

На Западе данная ступень высшего образования является гарантией того, что выпускник станет работать в учреждении образования: колледже или вузе. Он также может занять должность младшего научного сотрудника.

У нас же такая перспектива существует, скорее, теоретически, чем практически.

Это связано с тем, что в России сейчас можно получить три ученых степени: магистра, кандидата наук и доктора наук.

В вузах работают в основном кандидаты и доктора наук, доктора ценятся больше, но их по количеству меньше. Есть небольшой процент преподавателей, которые имеют либо полное высшее образование по принципу специалитета, либо диплом магистратуры.

Однако таких преподавателей очень мало (около 8 % от общего числа педагогического состава) и положение их в вузах самое незавидное: у них больше всего нагрузки и самая маленькая зарплата.

Поэтому в нашей стране, чтобы преподавать в вузе и не бояться возможного сокращения, нужно иметь ученую степень не магистра, а кандидата наук.

А для этого нужно поступить в аспирантуру и пройти трудную процедуру защиты кандидатской диссертации. Требования к ней более жесткие, чем к магистерской работе.

Особенности современной магистратуры

Сразу отметим, что учиться – это всегда полезное дело, но обучение должно идти на пользу человеку, а не во вред его здоровью или материальному положению.

Поэтому, прежде чем решить для себя, нужно ли идти в магистратуру после бакалавриата, молодой человек должен соотнести свои желания со своими возможностями.

Если он любит учиться, занимается в вузе с удовольствием и готов потратить еще два года своей жизни, чтобы получить новые знания, освоить новые навыки, то его выбор – это магистратура.

Если он еле-еле дотянул 4 года обучения в бакалавриате, на занятия ходил через раз и мечтал не о знаниях, а о дипломе как о документе об образовании, то ему, безусловно, не стоит оставаться в вузе еще на 2 года с туманными перспективами для своей будущей профессиональной деятельности.

Как мы уже отмечали выше, магистратура в современных условиях – это нечто вроде маленького плюсика в биографии. А если точнее – это свидетельство того, что человек старательно «грыз гранит науки» ради своего будущего успеха.

Он рационально выбрал для себя еще одно профессиональное попроще или усовершенствовал свои знания на старом поприще, он трудился денно и нощно. Однако магистратура не дает никаких гарантий будущего престижного трудоустройства.

Например, зададимся вопросом о том, нужна ли магистратура после бакалавриата экономисту

Возможно, еще один диплом о высшем образовании ему пригодится. Однако очевидно, что молодой человек, который закончил бакалавриат и поступил на конкретную должность экономиста на небольшом предприятии по прошествии двух лет приобретет больший теоретический и практический опыт, чем тот, кто поступил в очную магистратуру и еще 2 года провел в стенах вуза.

Отметим тот факт, что формы обучения в магистратуре такие же, как и на бакалавриате.

Есть возможность очного, заочного обучения. Заочное обучение длится два с половиной года, очное – два года. В дипломе об образовании форма обучения пока не указывается, хотя в скором времени Министерство образования предполагает указывать такую форму.

Всем, кто решает, нужно ли заканчивать магистратуру после бакалавриата, и при этом планирует работать и учиться, следует знать, что количество аудиторных занятий в магистратуре велико. Часто вузы из-за нехватки аудиторий переносят занятия магистрантов аж на 3-ю смену, которая начинается около 5 часов вечера и заканчивается поздним вечером.

Формы контроля такие же, как и на бакалавриате: учет текущей успеваемости, зачеты, экзамены, для студентов заочного обучения – контрольные работы и т. д.

Количество бюджетных мест для магистрантов

Также молодым людям, мечтающим о продолжении своего образования, следует знать о такой тенденции последний лет, как сокращение числа бюджетных мест в вузах для магистрантов. Обычно число таких мест равно четверти от выпускающихся бакалавров.

Если же абитуриент не поступает на бюджетное место, то ему или его родителям придется оплачивать обучение из собственного кармана. При этом цены на обучение в магистратуре гораздо выше, чем на бакалавриате.

Отчасти из-за этого поток желающих обучаться не так уж велик. Получается, что многие молодые люди на вопрос, нужно ли поступать в магистратуру после бакалавриата, отвечают для себя отрицательно.

Это, конечно, не говорит о том, что от обучения на этой ступени высшего образования следует вообще отказаться. Однако необходимо очень внимательно оценить и свои силы, и свои возможности.

Как же поступить?

В целом любому молодому человеку, который пытается решить для себя такой серьезный вопрос, как “Нужно ли учиться в магистратуре после бакалавриата?”, можно посоветовать следующее.

Во-первых, взвесить все плюсы и минусы своего возможного обучения. Подумать о том, есть ли у его семьи или него самого материальная возможность получить такое образование. Ведь, по сути дела, работать в течение этих 2 лет будет очень сложно. Сможет ли такой студент обеспечить себя материально? Сможет ли он найти средства для своего содержания?

Во-вторых, подумать о том, есть ли бюджетные места на такую ступень обучения или придется разыскивать собственные денежные ресурсы?

В-третьих, есть ли возможность поступить в магистратуру по новой специальности? Например, зададимся вопросом о том, нужна ли магистратура юристу после бакалавриата? Возможно, нужна, если юрист поступает в магистратуру по новой специальности, осваивая специализацию криминалиста или политолога.

Можно ли бросить магистратуру?

Такой вопрос также очень часто задают. Действительно, число отчисленных по собственному желанию студентов из магистратуры в 2 раза больше, чем с программ бакалавриата.

Связано это с тем, что молодые люди, поняв, что, попав в магистратуру, они продолжают оставаться в статусе «студента», решают отказаться от надоевшей им роли и уйти в профессиональную деятельность. Благо диплом о высшем образовании на ступени бакалавриата у них уже есть.

Например, нужна ли магистратура после бакалавриата программисту, молодому человеку, который и так уже является востребованным специалистом на современном рынке труда? Нужно ли ему еще 2 года учиться, когда он может уже работать?

Безусловно, каждый молодой программист должен ответить на этот вопрос самостоятельно.

Есть ли альтернатива такому обучению?

Следует отметить, что альтернатива такому обучению на сегодняшний день существует. Это так называемая профессиональная переподготовка, позволяющая заниматься новым видом деятельности.

Суть такого обучения, представленного в программах большинства крупных и малых вузов нашей страны, сводится к тому, что человек, желающий получить право заниматься новым видом деятельности, поступает на такую программу и через некоторое время получает диплом.

Обучение носит индивидуальный и групповой характер, однако учебных часов здесь меньше, поэтому и аудиторных занятий тоже мало.

И последний вопрос: нужна ли магистратура после бакалавриата бухгалтеру?

После всего сказанного нами выше найти ответ на этот вопрос несложно. Да, магистратура может пригодиться и бухгалтеру, однако ему нужно еще постараться найти такой вид обучения.

В нашей стране бухгалтером сможет стать даже человек без высшего образования, просто закончивший бухгалтерские курсы.

Есть бухгалтерское дело в рамках бакалавриата, а вот магистратуру с такой специализацией вообще очень сложно найти.

Так что не по всем специальностям в нашей стране есть данное направление высшего образования.

Таким образом, в этой небольшой статье мы рассмотрели вопрос о том, что такое современная магистратура в России. Безусловно, у этого направления образования есть определенные перспективы, однако пока еще данная система испытывает трудности, связанные с особенностями ее внедрения в образовательную практику нашего государства.

Источник: http://.ru/article/261664/nujna-li-magistratura-posle-bakalavriata-v-rossii-nujno-li-uchitsya-v-magistrature-posle-bakalavriata

Магистратура: за и против

Магистратура: за и против

19.01.2011

С 1 января 2011 года Россия перейдет на двухуровневую систему высшего профессионального образования и образовательные стандарты 3-го поколения.

Это значит, что большинство прежних «специальностей» становятся «направлениями обучения». Прежде всего, это бакалавриат (4 года обучения). Правда, некоторые специальности все же оставили в разряде «специалитета» — это 5 лет обучения.

Магистратура — отдельная тема для разговора. Образовательное сообщество сейчас находится в сомнениях: отнести ее к основному образованию или к дополнительному? Давайте разбираться: что такое магистратура, и в чем ее преимущества?

История «в мантии»

Звание «магистр» впервые появилось в России 24 января 1803 года при Александре I. Это было особое академическое звание, которое требовало подготовки к магистерскому экзамену в течение 4 лет. Первоначально правом предоставлять такую степень обладали только пять университетов во всей империи.

В 2003 году степень магистра вновь вводят в России после подписания Болонской декларации. Теперь эта квалификация выпускников подразумевает более глубокое в отличие от «бакалавра» освоение теории по выбранному профилю и подготовку к научно-исследовательской и педагогической деятельности по конкретному направлению.

Предполагается, что одним из достоинств новой ученой степени является то, что диплом магистра понятен и признаётся во всех зарубежных вузах и компаниях без подтверждения. Это открывает его обладателю широкие возможности в академической и трудовой мобильности.

Скорее магистр, чем…

Нужно признать, что на данный момент статус магистратуры в России весьма неоднозначен. Даже специалисты порой путаются: считать это повышением образованности бакалавров и специалистов или приравнять к отдельной квалификации выпускников вузов.

Нормативный срок программы подготовки магистра (при очной форме обучения) — 2 года. Разумеется, это на базе программ подготовки бакалавра (4 года) или специалиста (5 лет).

Стать магистрами смогут далеко не все: в ближайшее время набор студентов сократиться до 20% от общего числа выпускников вузов.

Для поступления необходимо будет пройти специальные испытания, а по окончании — защитить магистерскую диссертацию на заседании Государственной аттестационной комиссии.

Перечень дисциплин учебного плана в магистратуре ориентирует студента на научную и административно-управленческую деятельность.

За и против

Одним из «ноу-хау» магистратуры провозглашается возможность быстро «сменить специальность». В течение короткого срока (2-2,5 года) можно одновременно повысить свою квалификацию и стать профессионалом в новой сфере, даже если она не соответствует первому высшему образованию.

В этом-то и кроется главное «но»: как обучить, допустим, магистра медицины, если он пришел из сферы математики или филологии? Одного желания поступающего явно недостаточно.

Тем не менее, как заявлено идеологами новой системы образования: «магистратура рассчитана на лиц, имеющих диплом о высшем образовании независимо от специальности (направления подготовки), проявивших выраженный интерес и способности к научно-исследовательской либо научно-практической деятельности в фундаментальных или прикладных областях».

Звание магистра престижно во всем мире, и наши выпускники вузов получают невиданные до этого возможности академической и трудовой мобильности. Магистерская степень придает «лоск» соискателю высокооплачиваемой работы и увеличивает его карьерные возможности.

Сложность состоит в том, что не все вузы смогли разработать качественные учебные программы для магистрантов. Это в лучшем случае «усиленный специалитет». Такая путаница явно не на руку как студентам, так и их будущим работодателям.

Ведь далеко не все из них готовы обеспечить магистров должностью и окладом, соответствующими его квалификации. При этом магистратура как научная степень дает преимущественно фундаментальные знания.

Практические навыки, которые бы повысили конкурентоспособность слушателя на рынке труда, снова отходят на второй план.

Но одно из наиболее слабых мест новой системы высшего образования: военный призыв. Не секрет, что сроки набора в ряды Вооруженных сил России постоянно меняются, продлеваются и переносятся. И если раньше все было понятно: после школы иди в вуз, потом — в аспирантуру, и никто тебя не тронет, то теперь многочисленные «дыры» в законодательстве ставят юношей-выпускников в тупик.

Официально отсрочка от армии теперь распространяется только на бакалавриат. Конечно, некоторые вузы пытаются бороться за своих студентов, продлевая им отсрочку на время обучения в магистратуре, но только при условии, что студент не сменит учебное заведение. Если же вы решите продолжить образование в другом, более престижном вузе, военкомат не дремлет…

Окончательно статус магистра будет прописан в новом законе «Об образовании», который утвердят в 2011 году. Какую же нишу займет это звание в реальной жизни и, что очень важно, в экономике страны, покажет время.

ГлавCправ. 2011

Источник: http://edu.glavsprav.ru/spb/vpo/journal/173

Профессура против бакалавров и магистров

Профессура против бакалавров и магистров
Госдума приняла федеральный закон, устанавливающий двухуровневую систему высшего образования с присвоением квалификации по примеру образовательных систем в европейских странах. Выпускники вузов на первом этапе смогут получать степень бакалавра, на втором – степень магистра.

В большинстве российских вузов профессура выступает против такой реформы.

Бакалавриат предусматривает учебу и подготовку квалифицированных рядовых сотрудников в течение четырех лет. Согласно новому закону, выпускники вузов смогут получить работу на исполнительских должностях как в частных компаниях, так и государственных.

Второй уровень высшего образования – это магистратура. Магистров в течение года будут готовить к научно-исследовательской деятельности. Как пояснил заместитель председателя Госдумы Владимир Катренко, реформа высшего образования проводится в соответствии с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе.

Эти стандарты действуют в более чем 50 государствах, прежде всего в европейских странах.

Эксперты по-разному отреагировали на принятие нового закона. Заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов выразил сомнения по поводу успеха реформы высшего образования России:

– Это тяжелый процесс, как и любые процессы в системе образования, он имеет целый ряд рисков.

Риски заключаются, например, в том, что наши заказчики и работодатели с трудом понимают, чем отличается, например, бакалавр от магистра, и еще менее понимают, что такое магистр, как он связан со специалистом.

Именно поэтому, несмотря на принятый закон, до 2008 года будет действовать система тройная: будут и бакалавры, и магистры, и так называемый специалитет, специалисты, чтобы была большая гибкость и менее болезнен процесс перехода на двухуровневую систему.

– Многие, кто оканчивает институт, поступают в аспирантуру, учатся, защищают диссертации, получают ученую степень кандидата наук. Это сохранится?

– Это разные линии. Когда мы завершаем, как вы точно заметили, полное высшее образование (я воспользуюсь таким не юридическим термином), это магистратура. После магистратуры человек более подготовлен к получению степени кандидата наук. И это нормальный процесс.

Он четко выбирает путь науки – вот что стоит как за нашими системами – кандидатскими диссертациями, так и за российской докторантурой. Но, вместе с тем, мы имеем бакалавриат как наиболее полный этап культуры высшего образования, после которого открываются различные пути для получения магистратуры, и мы имеем магистратуру как завершенное высшее образование.

Что касается аспирантуры и докторантуры – это уже путь науки, а не только путь высшей школы.

Член Общественной палаты и ректор Института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский выступает за двухуровневую систему высшего образования, которая, по его мнению, облегчит для работодателей поиски квалифицированных специалистов:

– Прежде всего этот закон позволяет работодателю на рынке труда найти себе квалифицированных специалистов для производства. Не специалистов, которые ориентированы на академическую, научно-теоретическую карьеру, а специалистов для производства.

С другой стороны, он позволяет среди общей массы получивших высшее образование на уровне бакалавриата людям, которые ориентированы на академическую карьеру, на научную карьеру, продолжать обучение в магистратуре уже с прицелом на исследования, уже с прицелом на научную деятельность.

Мне кажется, это нормально, и это немножко сбалансирует рынок труда. Потому что у нас сейчас сложилась парадоксальная ситуация: у нас людей с дипломами много, а специалистов не хватает.

Потому что требования рынка труда, требования работодателей, изменение технологий производственных происходит гораздо быстрее, чем изменение образовательных программ. Программы негибкие, слишком громоздкие, слишком неповоротливые.

В тоже время во многих вузах неоднозначно отреагировали на внедрение европейской системы образования. «Мы готовы принять лишь некоторые положения Болонской системы, – пояснила пресс-секретарь МГУ Евгения Зайцева позицию руководства вуза.

– Но отдельные пункты в корне противоречат российским принципам образования. Схему “бакалавриат – магистратура” будет крайне трудно реализовать на российской почве. На бакалавра учатся 3-4 года.

В России же найдется мало вузов, которые смогут, не снижая качества образования, за три года выпустить квалифицированных специалистов», – завила Евгения Зайцева.

Эксперт в области образования Александр Адамский считает, что реакция многих вузов была предсказуема, и вот почему:

– Люди, которые привыкли работать по одной технологии, приспособились к ней и чувствуют себя там комфортно, чувствуют себя некомфортно в другой идеологии. По-другому скажу, вузам, конечно, эффективнее принимать специалиста и, соответственно, бюджетное финансирование получать на 5 лет стабильно, чем на меньший срок. Это вполне естественно.

Я считаю, что изменения в высшем профессиональном образовании должны быть ориентированы не столько на ректорский корпус и даже, при всем моем уважении, не на профессорско-преподавательский, сколько на рынок труда.

А уж подготовка научных кадров – это отдельная линия, и она должна быть ориентирована на те тенденции и уровни развития теоретических исследований, которые есть.

Но смешивать то и другое, как сейчас происходит в высшем образовании, – это, значит, приводить в дисбаланс потребности рынка труда и потребности научных школ, программы подготовки в высших профессиональных учебных заведениях.

Часть вузов будет сохранять специалитет и, соответственно, поступление в аспирантуру, а часть вузов будет переходить на эту Болонскую схему так называемую с бакалавриатом и магистратурой. Я знаю, что уже это практикуется. Например, в Красноярском крае уже достаточно много позиций профессиональных занимают магистры, в том числе у меня работают ребята, которые получили магистерскую степень. И я знаю, что они продолжают научную карьеру и поступают в аспирантуру. То есть будет существовать смешанная система пока.

– Человек, которые закончил магистратуру, у него есть возможность поступить в аспирантуру и писать какую диссертацию – кандидатскую или докторскую?

– В России – кандидатскую. Но он может попытаться получать западную степень. Либо диссертационные советы будут… Должно пройти время, нужно посмотреть, какое качество магистерских работ будет, и возможно, начнется прием с магистра в докторантуру. Я такую возможность не исключаю. Это зависит от того, какие будут требования применены к магистерским диссертациям.

Согласно новому закону, российские студенты получат дипломы международного образца и смогут повышать свою квалификацию в зарубежных вузах.

Источник: https://www.svoboda.org/a/416191.html

Навстречу бакалавриату: за и против

Бакалавризация погубит уникальную систему российского образования. Так считают многие ректоры ведущих вузов, ученые, политические деятели. Но чиновники из Минобра с ними не согласны. Так ли страшен черт как его малюют, попытались выяснить и мы.

Болонский процесс в странах ЕС, призванный улучшить функционирование международной образовательной системы, берет свое начало с середины 1970-х, но официально был учрежден только 19 июня 1999 года при участии  29 европейских стран.

В сентябре 2003 года к нему присоединилась и Россия, обязазавшись к 2010 году воплотить в жизнь основные принципы декларации: ввести двухуровневую систему обучения, расширить мобильность (межвузовское сотрудничество и обмен студентами), начать более тщательно контролировать качество образования, наладить кредитно-образовательную систему и решить вопрос с трудоустройством выпускников.

Зачем нам бакалавриат?

К нововведению российская общественность отнеслась неоднозначно. Многие абитуриенты и их родители смутно представляют себе, что такое Болонский процесс, или не знают о нем ровным счетом ничего.

Именно поэтому перспектива Министерства образования настроиться на европейскую волну приводит в смятение и вызывает недоверие: чем же вдруг не угодил или почему изжил себя специалитет, взрастивший лучшие умы советского прошлого?

Многие ректоры, эксперты и преподаватели считают, что качество образования, которое студенты получают по программам баклавриата, значительно ниже, чем образование специалиста. Основывают они свое утверждение прежде всего на том, что бакалавр учится 4 года, а специалист — 5-6 лет.

Приведет ли отмена специалитета к снижению качества образования, невозможно сказать наперед. Для того, чтобы сравнить уровень специалистов и бакалавров, нужно выпустить достаточное количесво последних. Но этого пока не произошло.

Несмотря на ясно выраженную позицию Минобразования относительно перехода на двухуровневую систему, вузы продолжают набирать и обучать студентов по программам специалитета.

Однако стоит заметить, что последнюю аккредитацию вузовские программы обучения специалистов получили в 2010 году, а это значит, что уже в 2015 принимать и обучать по программам специалитета они не смогут. Или смогут, но программы не получат госаккредитации.

Кроме того, часть основ и принципов, характерных для традиционного российского среднего и высшего образования, противоречат условиям Болонского процесса.

К примеру, у российских выпускников-бакалавров могут возникнуть проблемы с трудоустройством, потому как работодатели берут их неохотно, рассматривая бакалавров как «недоспециалистов». А получение степени магистра (2 года после бакалавриата) в перспективе может стать платным.

И тогда нарушится уже наша российская конституция, гарантирующая право на получение в конкурсном порядке бесплатного высшего образования*.

Но, невзирая на недостаток информации, опасения и видимые противоречия, Министерство образования продолжает осуществлять намеченные реформы.

Возможности и преимущества бакалавриата

Во-первых, бакалавриат, несмотря на все воззрения и доводы скептиков, является высшим образованием. Сокращение срока обучения еще не повод отвергать принадлежность бакалавриата к системе высшего образования.

Теряя в годах, бакалавры приобретают больше самостоятельности: вместо углубленного прохождения всех предметов (нужных и не очень), в образовательной программе у будущих бакалавров, в отличие от специалистов, существуют дисциплины по выбору — т.е. студент самостоятельно решает, что ему нужно учить, а что нет.

В течение первых двух лет обучение ведется по широкому профилю — студенты осваивают и сдают общие дисциплины, а на третьем курсе будущим бакалаврам необходимо определиться с конкретным направлением профессиональной деятельности.

Во-вторых, имея диплом бакалавра, выпускник может без особых проблем устроиться на работу за рубежом — например, в Западной Европе отсутствует понятие специалитета, и российские дипломы часто вызывают у иностранных работодателей недоумение. В будущем полученный в России диплом бакалавра будет приравнен к дипломам французских или, скажем, немецких выпускников.

Кроме того, в некоторых вузах существует возможность получить два диплома сразу, за единовременный срок обучения. Так, к примеру, в Институте бизнеса и делового администрирования существует специальная программа, благодаря которой выпускники получают и российское, и зарубежное свидетельство об окончании вуза.

В рамках этой программы два года студенты будут обучается за рубежом, а другие два —- в России.

В-третьих, бакалавры могут продолжить учебу и пойти на два года в магистратуру, чтобы получить высшую академическую степень или сразу начать заниматься научной деятельностью (степень бакалавра является начальной академической). 

Мнения экспертовБольшинство российских эскпертов воспринимают Болонскую декларацию как документ, носящий рекомендательный характер, и сходятся во мнении, что главная проблема этого нововведения состоит в том, что россияне не понимают причин, ради которых оно делается. Ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Виктор Антонович Cадовничий уверен: подавляющая часть вузовского сообщества считает, что при современном уровне российского образования без фундаментальных знаний не возможно полноценное развитие науки, а бакалавриат их не дает и вряд ли когда-либо будет давать. «Для математики, физики и даже ряда гуманитарных специальностей он (бакалавриат — ред.) мне кажется неким понижением уровня высшего образования. Я считаю это неприемлемым,  — делится своим мнением насчет бакалавриата ректор главного вуза страны. — Что касается экономических наук, то сегодня распространена точка зрения, что здесь возможен бакалавриат. Пусть решат эксперты. Если они посчитают, что для экономики страны пригодятся специалисты с четырехлетним сроком обучения, тогда я — не против».  А Дмитрий Викторович Ливанов, ректор Московского института стали и сплавов, сомневается в том, что введение бакалавриата и магистратуры приведет к тому, что вузы станут выпускать слабых профессионалов-недоучек. «Эффективность подготовки зависит не от времени, а от способа обучения, — говорит Ливанов, — Образовательная задача бакалавриата, рассматриваемого как полноценное высшее образование, состоит в формировании базовых основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций. Люди, имеющие диплом бакалавра, будут готовы к профессиональной деятельности в качестве технологов, линейных руководителей производства. У нас будет три типа магистратуры: управленческая — менеджеры, технологическая — суперинженеры и исследовательская — исследователи в центрах крупных компаний».  Первый проректор Московского государственного института международных отношенийАлексей Богатуров полагает, что причины всех трудностей введения двухуровневой системы кроются в составлении учебного плана для бакалавриата и магистратуры, опорной точкой в котором стала специфика специалитета и попытка адаптироваться под определенные временные рамки, упустив из виду то, что переход на двухуровневую систему — это не набор определенных механических операций, а сложная методическая задача. «Болонский процесс главным образом декларирует сдвиг от получения просто знаний к умению применить эти знания на практике. В связи с этим, может, стоит совсем развести эти уровни образования? В бакалавриат отдать все самое прикладное, конкретное, а для магистратуры припасти более сложные способы объяснения действительности. Вряд ли человеку, который будет служить в МИДе простым переводчиком, нужна, например, философия политики».

Миинистр образования и науки РФ Андрей Фурсенко утверждает, что введение двухуровневой системы высшего образования является вынужденной мерой, исправляющей весомые погрешности советской системы и не в коем случае не превратится в точное и безоговорочное следование Болонской системе. Также реформа никак не повлияет на бюджетную политику вузов – магистратура не станет полностью платной. Кроме того, отмена специалитета позволит сделать образовательный процесс более эффективным, что повысит профессионализм выпускников вузов и даст им много новых возможностей.

* Глава 2, статья 43, пункт 3 Конституции Российской Федерации

Ирина Марочкина

Источник

Источник: https://emax.ru/buslife/study/14138-navstrechu-bakalavriatu-za-i-protiv.html

Специалитет, бакалавриат, магистратура и их отличия

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 350-66-27. Это быстро и бесплатно!

В современном мире наличие высшего образование стало обязательным для каждого человека. Это позволяет не только получить более престижную должность, но и чувствовать себя более образованным и современным человеком.

Однако многие абитуриенты, которые готовятся к поступлению, не совсем понимают все отличия таких понятий как бакалавриат, специалитет и магистр.

Что такое бакалавриат?

Бакалавриат – это степень основных знаний, которая приобретается студентом после окончания высшего учебного заведения. Данный вид знаний характеризуется наличием высшего образования, а также предоставлением возможности продолжить обучение в высшем учебном заведении для повышения профессиональных навыков.

После завершения процесса обучения студент получает диплом бакалавра с уклоном на определенный профиль. Диплом бакалавра имеет узкую специализацию, однако это не препятствует для устройства на работу по определенной профессии, так как диплом характеризуется как высшее образование и вполне ответствует имеющимся мировым нормам.

С недавнего времени данный вид получения образования подразделяется на несколько видов:

  • Бакалавриат академический — является стандартным типом получения высшего образования.
  • Бакалавриат прикладной – характеризуется усиленной направленностью на подготовку специалистов в области компьютерных технологий.

Полезно знать! Учение длиться на бакалавра в течение четырех лет, подать документы на получение высшего образования могут выпускники школ, техникум или училищ. Осуществляется обучение студентов в несколько способов: бюджетный или контрактный. Следует отметить, что вид обучения никаким образом на качество диплома не влияет.

Как получить диплом бакалавра?

Поступить на бакалавра может любой желающий абитуриент. При этом не имеет значение образование школьное или имеется на руках свидетельство об окончании техникумов или училищ.

Для поступления абитуриенты должны подать документы на поступление и пройти вступительные экзамены. Обучение длиться четыре года, после чего студенту следует сдать экзамен, после которого выдаётся диплом бакалавра.

За и против бакалавриата

Следует отметить, что многие абитуриенты и студенты не в полной степени понимают, что такое Болонская система. Поэтому для них диплом бакалавра это практически то же самое, что и диплом техникума. При проведении социального опроса выявилась следующая тенденция разделения мнений:

За бакалавриат:

  • Диплом бакалавра является высшим образованием, которое отвечает всем мировым стандартам
  • Данный диплом позволяет без каких либо проблем устроиться на должность за границей, что очень удобно для тех студентов, которые не планируют оставаться на родине.
  • Еще одним мнением в поддержку диплома бакалавра является возможность продолжения учебы

Однако следует отметить! что имеются и противники такого вида образования.

Против бакалавриата:

  • Недоверие к европейскому типу получения образования
  • Имеются мнения, что бакалавр получает недостаточно информации для того чтобы считаться отдельным видом диплома
  • Многие считают диплом бакалавра — неполным высшим.

Мнений на данный случай очень много, каждый абитуриент и студент принимает решение по своему усмотрению.

Что такое специалитет?

Специалитет – это форма высшего образования, которая рассчитана на подготовку студентов по выбранной специализации к дальнейшему началу работы. Студенты получают знания, которые считаются достаточными для полного изучения выбранной специальности.

Европейские стандарты, которые широко применяют Болонскую систему получения высшего образования, не считают диплом специалиста за необходимость. Многие останавливаются на получении бакалавра. Условия поступления на специалиста заключаются в наличии при поступлении диплома бакалавра, после чего необходимо сдать вступительные экзамены на определенный вид специализации.

Отметим! Для того чтобы получить диплом специалиста, студенту необходимо отучиться пять лет, а именно четыре года на бакалавра и один год на специалиста.

Особенности обучения специалитета

Специалитет имеет свои особенности, к таким следует отнести:

  • Срок учебы длится пять лет
  • Получение специальной подготовки по выбранному направлению
  • После окончания учебы студенту присваивается квалификация
  • Учебный процесс подразумевает упор на практический метод усвоения информации
  • Имеют большое преимущество при устройстве на работу, чем бакалавры

Плюсы и минусы специалитета

Специалитет имеет свои некоторые преимущества и недостатки, к таковым относятся следующие:

Преимущества:

  • Есть возможность продолжить учение в аспирантуре
  • При устройстве на работу специалист берет преимущество над бакалавром
  • В то время когда студенты мужского пола учатся, они получают отсрочку от прохождения воинской службы

Недостатки:

  • При желании человека поступить на магистратуру придется совершать процесс на платной основе, так как это будет считаться получением второго высшего
  • Дальнейшее учение не дает отсрочки от служения в армии
  • При выезде работать за границу такое образование не учитывается.

Понятие магистратуры

Под понятием магистратуры следует понимать следующее – это вторая степень получения высшего образования, которая предусматривает подготовку студентов для дальнейшей научной деятельности. Обучение на магистратуре доступно как на бюджетной, так и на платной основе.

Нет необходимости поступать на магистратуру сразу после бакалавра, есть возможность подать документы через определённое время.

Для того чтобы поступить на магистратуру, необходимо предоставить следующий перечень документов:

  • Заявление указанного образца на принятие документов
  • Документ, который подтверждает наличие высшего образования
  • Паспорт
  • Фотографии
  • Справку о прохождении медицинского осмотра

Полезно знать! Учиться студентам необходимо не менее двух лет, после чего сдаётся специальный экзамен, который дает право на выдачу диплома магистра.

Подготовка и обучение магистров

Магистратуры предусматривает два года учебы. За этот период учеба распределяется на две степени. Первый год предусматривает получение знаний, которые направлены на углубление студентов во все тонкости выбранной специализации.

Второй год специализируется на практической части получения профессии. Именно в этот период начинается непосредственная подготовка магистров как специалистов в будущей деятельности.

Отметим! Большое значение имеют наличие практики, которые помогают осваивать профессию с практической стороны. Это помогает будущим магистрам в полной мере ознакомиться со всеми возможными ситуациями будущей работы.

Достоинства и недостатки

Магистратура предоставляет своим учащимся следующие виды преимуществ:

  • Специальные подходы к студентам педагогического состава
  • Получение опыта при прохождении практики
  • Наличие конкурсных мест по трудоустройству
  • Получение образования, которое признано во всех европейских странах
  • Возможность продолжить обучение
  • Есть возможность студентам вести свою научную деятельность.

Кроме всех плюсов имеются и некоторые виды недостатков:

  • Еще два года обучения
  • Более строгие требования к студентам на выполнение всех поставленных критериев
  • После завершения учебы учащийся должен сдать специальный экзамен и защитить магистерскую диссертацию.

Какой вид обучения выбрать?

Каждому абитуриенту, необходимо сделать выбор: какое образование ему необходимо получать? При выборе высшего образования появляется следующий довольно сложный выбор: на чем остановиться на бакалавре или же идти дальше и получать более престижный вид?

Каждый человек должен стремиться получить более высокую степень высшего образования, тем более что с дипломами магистров получить должность, которая необходима, больше шансов. Однако выбор зависит от множества факторов, которые необходимо учитывать.

К таковым относятся: срок обучения, стоимость, а также в стремлении получить данный тип образования. Поэтому нельзя однозначно заявить какой вид лучше — каждый человек самостоятельно должен решить и сделать правильный выбор.

Наличие высшего образования при приеме на работу является обязательным условием. При выборе необходимого образования следует обращать внимание на возможности абитуриента, так как программа, которая используется для обучения, имеет очень большие критерии.

Прежде чем подавать документы, следует взвесить все преимущества и недостатки выбранной профессии и необходимость в дополнительных годах обучения для повышения квалификации.

Источник: https://moyjurist.ru/obrazovanie/v-chem-otlichiya-mezhdu-specialitetom-bakalavriatom-i-magistraturoj.html

Студиорум
Добавить комментарий