«авиационная и космическая медицина»: обучение профессия и кем работать

Новая должность: врач по авиационной и космической медицине

«Авиационная и космическая медицина»: обучение профессия и кем работать

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.07.2009г.

№415н «Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» определены квалификационные требования к специалистам по авиационной и космической медицине с соответствующими должностями: «врач по авиационной и космической медицине» и «руководитель структурного подразделения – врач по авиационной и космической медицине». Исходя из квалификационных требований, врач по авиационной и космической медицине должен иметь:

– высшее медицинское образование по одной из специальностей: «060101 Лечебное дело», «060103 Педиатрия»;

– послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование: ординатура (2 года) по специальности «Авиационная и космическая медицина» или профессиональная переподготовка (более 500 учебных часов) по специальности «Авиационная и космическая медицина» при наличии послевузовского профессионального образования по одной из специальностей: «Терапия» или «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;

– диплом о профессиональной переподготовке по авиационной и космической медицине;

– повышение квалификации (боле 100 часов) не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

В сложившейся системе медицинского освидетельствования авиационного персонала гражданской авиации «врач по авиационной и космической медицине» – это врач летного отряда с базовой подготовкой по терапии.

   «Руководитель структурного подразделения – врач по авиационной медицине» – это председатель ВЛЭК при условии, что он имеет базовую подготовку по специальностям «Терапия» или «Общая врачебная практика».

Из этого следует, что врач по авиационной и космической медицине (врач летного отряда и председатель ВЛЭК), который получит диплом после обучения в ординатуре или на курсах профессиональной переподготовки (свыше 500 часов), будут иметь одинаковую подготовку не только по авиационной медицине, но и по врачебно-летной экспертизе, так как врачебно-летная экспертиза является основной частью в программе обучения врачей по авиационной и космической медицине. Следовательно, врач по авиационной и космической медицине – это универсальный специалист, который должен знать все стандарты врачебно-летной экспертизы (терапевтической, неврологической, офтальмологической, оториноларингологической, хирургической)  и уметь проводить врачебно-летную экспертизу во всем объеме. Таким образом, после профессиональной переподготовки по авиационной и космической медицине летный врач и председатель ВЛЭК будут подготовлены одинаково. Следовательно, должны иметь одинаковые полномочия по медицинскому освидетельствованию авиаперсонала. Получается, что врач по авиационной и космической медицине – это аналог Европейского авиамедицинского эксперта.

Возникает вопрос: какой вид работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности врачом по авиационной и космической медицине будет лицензироваться? Можно предположить, что это будет врачебно-летная экспертиза, так как других «подходящих» видов медицинской деятельности для врача по авиационной и космической медицине нет  в положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 г. N 30 и приказом Минздравсоцразвития России от 10.05.2007. №323. А если так, то врач с дипломом по авиационной и космической медицине должен иметь право проводить врачебно-летную экспертизу в полном объеме.

 Видные ученые, которые много лет боролись за введение должности авиационного врача и выступали против прозападной системы медицинского освидетельствования авиационного персонала в России, фактически «заталкивают» Российскую систему медицинского освидетельствования в Европейские рамки.

А именно: первый уровень (минимально обязательный) медицинского освидетельствования – врач по авиационной и космической медицине (авиамедицинский эксперт по-европейски), второй уровень (углубленный обязательный по возрасту и дополнительный по медицинским показаниям) – врачебно-летная экспертная комиссия, которую будет возглавлять врач терапевт с дипломом по авиационной и космической медицине, остальные врачи ВЛЭК – это назначенные члены врачебной комиссии, которые работают на базе авиамедицинского центра. Далее центральный уровень – ЦВЛЭК, и федеральный уровень – Росавиация.

Можно предположить более «щадящий» сценарий перестройки системы медицинского освидетельствования гражданской авиации.

Врачи летных отрядов и председатели ВЛЭК с базовой подготовкой по терапии и со стажем работы в гражданской авиации более 10 лет останутся на своих рабочих местах, а в штатном расписании медицинского учреждения авиапредприятия и трудовой книжке их должности изменятся на должность «врач по авиационной и космической медицине».

Это будет при условии, что Минздравсоцразвития России согласится признать стаж работы врачей терапевтов летных отрядов и председателей ВЛЭК ГА в организациях гражданской авиации в качестве стажа работы в должности врача по авиационной и космической медицине.

 В противном случае для врачей летных отрядов и председателей ВЛЭК это будет новый вид профессиональной деятельности и всем придется идти учиться или в ординатуру или на курсы профессиональной переподготовки. Для врачей со стажем до 10 лет – однозначно чрез курсы профессиональной переподготовки с получением соответствующего диплома.

А как к этому отнесутся работодатели – руководители авиапредприятий, особенно в условиях кризиса? Они начнут освобождаться от медицинских подразделений, что приведет еще к большему сокращению количества ВЛЭК и врачей летных отрядов, то есть к усугублению без того очень сложного положения медицинских учреждений гражданской авиации.

И последний вопрос: готова ли кафедра авиационной и космической медицины Российской медицинской Академии последипломного образования, обучающая врачей гражданской авиации, к перестройке своего педагогического процесса с учетом требований приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 09.12.2008г. № 705н «Об утверждении порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников»?

Вице-президент

Медицинской ассоциации гражданской авиации

кандидат медицинских наук

Источник: https://www.aex.ru/docs/7/2009/8/24/784/

Кафедра медицины труда, авиационной, космической и водолазной медицины

Кафедра медицины труда, авиационной, космической и водолазной медицины

Контакты История Сотрудники Кафедра медицины труда, авиационной, космической и водолазной медицины ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) функционирует на базе ФГБНУ «НИИ медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова».

Заведующий кафедрой, член-корреспондент РАН, профессор, доктор медицинских наук, Заслуженный деятель науки РФ – Бухтияров Игорь Валентинович, директор ФГБНУ «НИИ медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова».
Заведующая учебной частью кафедры – профессор, доктор медицинских наук Татьяна Владимировна Морозова.

Ученый секретарь кафедры – профессор, доктор медицинских наук Лариса Васильевна Походзей.

Структура кафедры

     На кафедре работают ведущие специалисты страны по проблемам гигиены труда, профпатологии, клинической лабораторной диагностики, авиационной, космической и водолазной медицины.

     Сотрудниками кафедры являются ведущие специалисты в области медицины труда, авиационной, космической и водолазной медицины: 6 докторов и 5 кандидатов медицинских и биологических наук.

Образовательная деятельность

     В учебной и научно-исследовательской деятельности кафедра использует клиническую и лабораторную базу ФГБНУ «НИИ медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова», располагает необходимым количеством помещений для проведения учебных занятий, оборудованных современными средствами обучения.

     В распоряжении слушателей и студентов – библиотечный фонд ФГБНУ «НИИ медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова» и кафедры.

     Кафедра организует и осуществляет учебную, учебно-методическую, научную и лечебную деятельность с целью подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и научно-педагогических кадров по специальностям «Гигиена труда», «Профпатология», «Гигиена и санитария», «Клиническая лабораторная диагностика», «Авиационная и космическая медицина», «Водолазная медицина» на основе единства учебной, научной, лечебной и воспитательной работы путем реализации образовательных программ высшего профессионального, послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования.
     Главной задачей кафедры является подготовка высококвалифицированных кадров, обладающих глубокими теоретическими и практическими знаниями, высоким уровнем профессионализма и компетентности по избранной специальности или направлению. Решая эту задачу, кафедра проводит учебные занятия в форме очного, очно-заочного, а также дистанционного обучения.

     На кафедре проходят обучение врачи-терапевты, врачи-профпатологи, врачи разных специальностей, принимающие участие в проведении предварительных и периодических медицинских осмотров, врачи по авиационной и космической медицине, врачи по водолазной медицине, специалисты служб Роспотребнадзора и ФБУЗ, инженерно-технический персонал служб охраны труда и техники безопасности предприятий и организаций, научные работники НИИ и преподаватели ВУЗов, средний медицинский персонал.

     В основу учебно-педагогической работы положена концепция непрерывного образования по модульной системе и реализация компетентностного подхода.

     Слушатели получают современную теоретическую и практическую подготовку по организации медицинской помощи при развитии профессиональных заболеваний, проведению экспертизы профпригодности и установлению связи заболевания с профессией, предварительных и периодических медицинских осмотров, организации работы центров профпатологии и медицины труда и др. В ходе обучения они знакомятся с новейшим медицинским и диагностическим оборудованием и современными методами диагностики и лечения заболеваний на базе Клиники ФГБНУ «НИИ МТ» (ДНК-технологии, генетический, биохимический полиморфизм, биомаркеры экспозиции, нанотехнологии и др.).

     Слушатели также изучают основы гигиенического нормирования факторов рабочей среды и трудового процесса, их клинические проявлений воздействия на человека, методы и средства контроля и защиты от их неблагоприятного влияния на здоровье, готовятся к проведению специальной оценки условий труда, обучаются методологии оценки профессионального риска и основам организации системы социально-гигиенического мониторинга.

     Специалисты в области авиационной, космической и водолазной медицины изучают влияние условий труда и факторов профессиональной среды на здоровье и работоспособность работников с целью оптимизации эффективности их труда, снижения заболеваемости и продления профессионального долголетия.

     В учебные циклы включены материалы по оценке и управлению профессиональным риском для здоровья и их информационному обеспечению с учетом современных концепций ВОЗ, МОТ и Евросоюза.

     В учебный процесс активно внедряется такое инновационное направление развития послевузовского образования как дистанционное обучение, включая проведение вебинаров, и кредитная система зачетных единиц общей учебной нагрузки (ECTS). С целью обеспечения слушателей дополнительными углубленными знаниями и умениями по отдельным направлениям вводятся элективные курсы.

     Формируется комплекс электронного образования: дистанционные кейсовые технологии, веб-технологии, виртуальные читальные залы и электронная библиотека. У работников практического здравоохранения есть возможность получать новейшие знания online.

     На кафедре внедрена система менеджмента качества (СМК), построенная в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001:2011, что стимулирует внедрение и поддержание в постоянно высоком работоспособном состоянии технологий образовательного процесса.

       Основные образовательные направления деятельности кафедры

Реализуемые программы ВО:

     • Ординатура по специальностям

     – «Гигиена труда»

     – «Профпатология»

     – «Клиническая лабораторная диагностика».

     – «Авиационная и космическая медицина»

     • Аспирантура по специальностям

     – «Гигиена труда»

     – «Профпатология»

     – «Клиническая лабораторная диагностика».

     – «Авиационная и космическая медицина»

Реализуемые программы ДПО:

     • Профессиональная переподготовка по специальностям (576 ч.)
     – «Гигиена труда»

     – «Профпатология»

     – «Авиационная и космическая медицина»

     – «Водолазная медицина»
     • Повышение квалификации по программам (144 ч.):

     – Профпатология – ПК(С)

     – Гигиена труда – ПК(С)

     – Гигиена и санитария – ПК(С)

     – Авиационная и космическая медицина – ПК(С)

     – Водолазная медицина – ПК(С)

     – Медицинское обеспечение водолазных спусков на малые и средние глубины для средних медработников – ПК

     – Актуальные вопросы авиационной и космической медицины для врачей – ПК

     – Избранные вопросы авиационной и космической медицины для средних медицинских работников – ПК

     • Повышение квалификации по программам краткосрочного обучения (72ч.):

     – Актуальные вопросы профпатологии

     – Актуальные вопросы гигиены труда

     – Методы контроля факторов рабочей среды и трудового процесса. Специальная оценка условий труда

     – Избранные вопросы водолазной медицины

     – Актуальные вопросы авиационной и космической медицины для врачей

     – Избранные вопросы авиационной и космической медицины для средних медицинских работников

     Учебно-методические достижения

     Впервые в России сотрудниками кафедры подготовлены учебники, ориентированные на последипломную подготовку врачей гигиенического и лечебного профиля:

     – Медицина труда. Введение в специальность (2002 г.)

     – Физические факторы производственной и природной среды. Гигиеническая оценка и контроль (2003 г.)

     – Гигиена труда: учебник (2016 г.)

– Профессиональные болезни: учебник (2011 г.)

     В плане совершенствования преподавания данной проблемы выпущено руководство Профессиональный риск для здоровья работников (2003 г.).

     При участии сотрудников кафедры разработаны:

     – Российская энциклопедия по охране труда (2003г.)

     – Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»

– Энциклопедия по медицине труда (2005)

     – Профессиональная патология: национальное руководство (2011) и др.

Научная деятельность кафедры осуществляется по следующим направлениям:

        
  • Разработка моделей подготовки специалистов по гигиене труда, профпатологии, клинической и лабораторной диагностике, гигиене и санитарии, авиационной и космической медицине, водолазной медицине;
  •     

  • Разработка теоретических основ установления общих закономерностей и механизмов влияния факторов производственной и непроизводственной среды и трудового процесса на здоровье работающих с целью обоснования эффективных методов профилактики, диагностики и лечения профессиональных и производственно обусловленных заболеваний.
  •     

  • Совершенствование и разработка новых профилактических технологий, обеспечивающих гигиеническую безопасность труда, сохранение здоровья рабочих;
  •     

  • Новые клеточные технологии в клинике основных форм профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, ДНК – диагностики генетического биохимического полиморфизма.
  •     

  • Разработка научных основ профилактики медико-социальных последствий психоэмоционального стресса у работающих.
  •     

  • Разработка научно обоснованных подходов к оценке и управлению профессиональным риском с учетом современных концепций ВОЗ, МОТ, ЕВРОСОЮЗА.

     Специалисты кафедры участвовали и в настоящее время принимают активное участие в реализации федеральных целевых программ: «Улучшение условий и охрана труда», «Экология и природные ресурсы России», «Здоровый ребенок», «Безопасное материнство» и президентской программы «Здоровье работающего населения России на 2005-2015 гг.».

     Специалисты кафедры участвует в выполнении работ по международным научно-исследовательским программам и в работе международных форумов в Финляндии, Швеции, Франции, Италии, Индии, Китае, Вьетнаме, Болгарии и др.

Достижения за 5-летний период (с 2013 г. по наст. время)

              №                  Показатель                  Количество        

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

          1               Учебники                        4    
          2               Учебные пособия (включая электронные)                        –    
          3               Хрестоматии                        –    
          4               Атласы                        –    
          5               Руководства                        3    
          6               Авторские программы                        –    
          7               Монографии                        3    
          8               Статьи в журналах ВАК                       88    
          9               Статьи в журналах Scopus, WoS                       80    
          10               Методические указания                       89    
          11               Патенты / полезные модели                       14    
          12               СанПины                        1    
          13               Законы                        –    
          14               Федеральные программы                        1    
          15               Доклады на международных конференциях                       78    
          16               Доклады на всероссийских конференциях                       59    
          17               Подготовлено кандидатов наук                        2    
          18               Подготовлено докторов наук                        1    

Источник: https://www.sechenov.ru/univers/structure/institute/fppov/kafedry-fppov/kafedra-meditsiny-truda-aviatsionnoy-kosmicheskoy-i-vodolaznoy-meditsiny/

Курс профессиональной переподготовки

Межрегиональная Академия строительного и промышленного комплекса (МАСПК) в Москве приглашает врачей на курсы профессиональной переподготовки по специальности «Авиационная и космическая медицина».

Профессия: авиационный врач

Авиационная медицина занимается отбором подходящих для лётной службы лиц (пилотов, штурманов, бортпроводников и т.д.), а также обеспечивает нормальные условия жизнедеятельности экипажа и пассажиров во время полёта. Возникшая в ХІХ в.

, эта отрасль медицины стала развиваться только с ХХ в., когда стали изучаться неблагоприятные факторы воздушной среды (перепады давления, понижение содержания кислорода, неконтролируемая декомпрессия) и разрабатываться способы их устранения.

Авиационная медицина включает в себя следующие направления:

  • авиационная гигиена (функционирование организма человека в полёте, реакция человека на воздушную среду);
  • авиационная физиология (изучение факторов процесса полёта);
  • авиационная психология (психологическое состояние человека в воздухе (в частности явление «гигантской руки»));
  • врачебная экспертиза лётного состава;
  • санитарная авиация.

К авиационной медицине близка космическая медицина. Эта отрасль тоже рассматривает проблемы адаптации человеческого организма в состоянии полёта, но уже применительно к космическим летательным аппаратам. Специфической этой отрасли является обеспечение безопасности и жизнедеятельности человека в безвоздушном пространстве.

Первые научные разработки в области космической медицины датируются 1930-ми годами, когда была представлена модель системы жизнеобеспечения, и выдвинуты требования к стратосферному скафандру. В дальнейшем были разработаны режимы подачи кислорода на разных высотах для предупреждения кислородного голодания. В середине ХХ в.

проводились исследования в области воздействий ускорений на вестибулярный аппарат человека, а также гигиены одежды пилотов, усовершенствования питания на борту, средств защиты от неблагоприятных факторов воздушно-космического пространства.

К середине 1950-х годов разработаны требования к лётному персоналу, герметичным кабинам летательных аппаратов, системам жизнеобеспечения и спасения, а также к контрольно-регистрирующей аппаратуре, проводятся исследования медицинского обеспечения полётов в верхние слои атмосферы. Вскоре были проведены опытные полёты в космос с животными на борту.

Во время полёта регистрировались ЭКГ, артериальное давление, дыхание, температура тела, ЧСС животных. В 1961 г. состоялся первый полёт в космос человека.

Космическая медицина охватывает следующие разделы:

  • системы жизнеобеспечения (устройства, позволяющие человеку функционировать в космосе);
  • радиобиология (воздействие ионизирующих и неионизирующих излучений на живые организмы);
  • космическая биология (жизнь в космосе и на космических летательных аппаратах).

Профессиональная переподготовка МАСПК по специальности «Авиационная и космическая медицина»

Авиация и космонавтика – молодые, но динамично развивающиеся и перспективные области науки и техники.

Вместе с тем эти отрасли связаны с повышенной опасностью, в связи с чем к кадрам предъявляются повышенные требования по здоровью. В подборе персонала должны участвовать квалифицированные медицинские работники.

Они же должны предоставлять инженерам и конструкторам данные для создания систем жизнеобеспечения человека в полёте.

Название программы Кол-во часов  Тип документа  Уровень проф.образования для прохождения 
Авиационная и космическая медицина 506  Диплом профессиональной переподготовки и сертификат специалиста Высшее медицинское образование
Ординатура / интернатура : Уточняйте у менеджеров

Дополнительную информацию о программах уточняйте у менеджеров 

На курсы профессиональной переподготовки МАСПК принимаются врачи, специализирующиеся в области авиационной и космической медицины, терапевты, кардиологи. Занятия проводятся по очной и по дистанционной форме.

Обучающимся по дистанционной форме все учебные материалы и научная литература доступна на портале Академии.

В конце обучения слушателям курсов выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца и государственный сертификат специалиста.

Хотите пройти профессиональную переподготовку по авиационной и космической медицине? Оставляйте форму заявки или звоните по телефону, указанному на сайте.

Курсы повышения квалификации по программе “Авиационная и космическая медицина”

Наша компания активно участвует в конкурсах и аукционах, размещаемых на основных электронных торговых площадках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Информация для заказчиков

Источник: http://maspk.ru/corporate/professionalnaya-perepodgotoa/-zdravookhranenie/aviatsionnaya-i-kosmicheskaya-meditsina/

Не берут в космонавты: 7 космических профессий, кроме пилота МКС

Не берут в космонавты: 7 космических профессий, кроме пилота МКС

Что делать, если очень хочется связать свою жизнь со звездами, планетами и полетами, но космонавтом стать не получается? Список других профессий, уровень зарплаты, какие предметы нужны и куда поступать — в обзоре «Учёбы.ру».

Со времени первого полета человека в космос прошло более полувека, но вряд ли сегодня мы знаем о межпланетном и межзвездном пространстве достаточно.

Чем больше мы изучаем Вселенную, тем больше понимаем, сколько в ней неизведанного.

Научная фантастика продолжает будоражить умы молодых людей, многие мечтают стать космонавтами, своими глазами увидеть Международную космическую станцию или даже Марс, ощутить невесомость или даже инопланетную гравитацию.

Тем не менее, покорять пространство берут далеко не всех: сперва нужно пройти строгий отбор, состоящий из трех этапов — проверки биографии, медицинской комиссии и тестов по общеобразовательным и специальным дисциплинам.

Каждый тур отсеивает сотни претендентов.

В финале остается лишь несколько десятков человек, которые поступают на курсы подготовки космонавтов продолжительностью в несколько лет, а после — тренируются и ждут своей очереди отправиться на МКС (ожидание может длиться годами, а то и десятилетиями).

К счастью, помимо космонавтики, существуют и другие захватывающие профессии, связанные с планетами, звездами и безвоздушным пространством. Можно изучать верхние слои атмосферы, особенности форм жизни на других планетах, конструировать космические шаттлы или следить за данными спутников. Вариантов много, главное — понять, что именно вам интересно.

  Где работать ФГУП «ЦЭНКИ», Институт космических исследований РАН, Boeing, «НПО Энергомаш им. академика В. П. Глушко», РКК «Энергия» им. С. П. Королева, ОАО МНПК «Авионика», АО «Российские космические системы» и другие предприятия космической отрасли Уровень зарплаты от 30 до 80 тыс. руб. Куда поступать МГТУ им. Баумана, МАИ, ГУАП основные дисциплины математика, физика

Инженер-конструктор занимается созданием летательных аппаратов — спутников, ракет-носителей, космических кораблей. Такие специалисты должны очень хорошо знать математику и физику, иначе созданный ими аппарат может вовсе не взлететь.

Проектировке и производству этой сложнейшей техники, а также управлению можно научиться на специализированных факультетах МГТУ им. Баумана, МАИ и ГУАП. Студентам обеспечивается практика на предприятиях — на комплексе «Байконур», РКК «Энергия» им. С. П. Королева, ФГУП НПО «Техномаш», Boeing.

В учебном процессе принимают участие космонавты, ведущие инженеры-ракетостроители и ученые.

  Где работать НПО «Андроидная техника», Кластер космических технологий и телекоммуникаций фонда «Сколково», ИПМех РАН, ЦНИИ робототехники и технической кибернетики Уровень зарплаты от 50 до 100 тыс. руб. Куда поступать МГТУ им. Баумана, МТУ (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ), МГТУ «СТАНКИН», НИУ «МЭИ» основные дисциплины математика, физика, информатика

Чтобы вернуть России позиции мирового лидера в области робототехники, в Минобрнауки планируют создать новые образовательные возможности в этой области. В ближайшие пять лет стоит ожидать появления тематических кружков, а в перспективе и новых финансовых вливаний, направленных на развитие крупнейших отраслевых проектов.

Космическая робототехника занимается разработкой аппаратов для исследования космоса и космических объектов.

В Исследовательском центре NASA, к примеру, создали небольшое роботизированное устройство, способное перемещаться по космической станции и работать с ее бортовым оборудованием, — «персональный помощник астронавта».

Другой интересный робот называется «робонаут» и представляет собой телеуправляемого «кентавра». Он может перемещать тяжелые предметы и помогать астронавту в экстремальных ситуациях — во время солнечных вспышек или под воздействием космической радиации.

  Где работать Институт космических исследований РАН, АКЦ ФИАН, РФФИ, Астрономический институт им. В. В. Соболева, (Пулковская) астрономическая обсерватория, Институт прикладной астрономии и другие научно-исследовательские организации Уровень зарплаты от 25 до 50 тыс. руб. Куда поступать МГУ им. Ломоносова, СПбГУ основные дисциплины математика, физика

Астрономия — одна и старейших наук, которая сегодня делится на несколько разделов, включая астрометрию, небесную механику, астрофизику, звездную астрономию и космохимию. Кроме того, относительно недавно, в начале XX века, появилось и новая подотрасль — археоастрономия, которая занимается исследованием знаний древних людей о космосе.

Два ведущих вуза страны, МГУ и СПбГУ, предлагают получить высшее образование в области астрономии, первый — на базе физического факультета, а второй — на базе механико-математического.

Молодые специалисты, которых после окончания университета не устроит уровень зарплаты в России, могут найти работу за рубежом.

Там ценятся российские выпускники, а средний уровень дохода астронома, к примеру, в США составляет 8 744 долларов в месяц.

  Где работать Институт медико-биологических проблем РАН Уровень зарплаты от 25 до 80 тыс. руб. Куда поступать МГУ им. Ломоносова, Казанский федеральный университет основные дисциплины математика, биология

Космобиология — интересный предмет: эта наука изучает функционирование живых организмов в космическом пространстве, а также способы построения систем поддержания жизнедеятельности космонавтов.

Отдельный раздел космобиологии — астробиология — изучает происхождение, эволюцию и распространение жизни на других планетах. Те, кого интересует история Марса и возможности существования жизни на этой планете, прямая дорога как раз в эту область.

Самый известный в России центр астробиологических исследований работает в рамках биологического факультета МГУ, на базе лаборатории космической биологии.

  Где работать Центр подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина Уровень зарплаты от 25 до 80 тыс. руб. Куда поступать В любой медицинский вуз (направление «Лечебное дело»), затем продолжить образование в рамках послевузовской программы по направлению «Авиационная и космическая медицина» в МГМУ им. Сеченова или РМАПО основные дисциплины биология, химия

Космонавты нуждаются в постоянном медицинском сопровождении во время подготовки к полету, в ходе полета и после него. Квалифицированную помощь и поддержку им оказывают врачи, специалисты по космической медицине. Они же разрабатывают критерии отбора космонавтов и следят за тем, чтобы летательные аппараты соответствовали медицинским требованиям.

Космическая медицина — очень важная отрасль, ведь под воздействием тяжелых перегрузок при выходе и входе в атмосферу, а также в невесомости человеческий организм работает совсем не так, как обычно.

Без гравитации от отсутствия нагрузки страдают суставы, из костей вымывается кальций, позвоночник постепенно слабеет и удлиняется, атрофируются мышцы, кровь перераспределяется по всему организму равномерно (тогда как в норме в нижней части тела ее больше, чем в верхней), что сказывается на работе мозга. Невесомость так или иначе меняет работу всех систем организма. При этом пилотируемые полеты к Марсу, возможные уже в ближайшем будущем, поставят перед специалистами в области космической медицины еще больше сложных задач, — а значит эта профессия в перспективе может стать только интереснее.

  Где работать ФГУП «Космическая связь», Центр дальней космической связи в Евпатории, АО «Российские космические системы» Уровень зарплаты от 25 до 85 тыс. руб. Куда поступать МГТУ им. Баумана, НИУ «ВШЭ», НИУ «МИЭТ», НИУ «МЭИ», МАМИ, МФТИ, МАИ основные дисциплины математика, информатика, физика

Центр дальней космической связи, который находится в Евпатории, Роскосмос планирует модернизировать в ближайшие несколько лет. Ожидается, что он будет использоваться для перспективных проектов, в частности, в рамках новой программы полетов на Луну.

Сопровождением летательных аппаратов, а также различными исследованиями занимаются и специалисты «Российских космических систем». Кроме того, в России есть несколько центров космической связи, которые обеспечивают работу спутниковых каналов связи и телерадиовещания.

Все они находятся в ведении предприятия «Космическая связь» и располагаются в Дубне, Екатеринбурге, Железногорске, Хабаровске и Петропавловске-Камчатском.

Здесь работают инженеры с высшим техническим образованием, которые контролируют работу сложного высокотехнологичного оборудования и качество сигнала спутников.

  Где работать Росгидромет, «Экостандарт» Уровень зарплаты от 25 до 85 тыс. руб. Куда поступать РГГМУ основные дисциплины математика, информатика, физика

Профессию гидрометеоролога сегодня тоже можно назвать достаточно редкой. Обычно выпускники этого направления устраиваются в одно из подразделений Росгидромета (сюда же, кстати, входит и Гидрометцентр).

Гидрометеоролог должен уметь проводить наблюдения и использовать информацию, полученную со станций и установок, разбросанных по всему миру, в том числе и с помощью спутников.

На основе этих данных они составляют прогнозы погоды и изменений климата, а также проводят научные исследования.

Сегодня эксперты уверены, что в ближайшие 10 лет космические профессии станут очень перспективными. Связано это будет не только с расширением географии пилотируемых и беспилотных исследований, но и с тем, что автоматизированные системы управления год от года будут становиться «умнее», а значит и сложнее.

Кораблям, которые отправятся к Марсу, потребуются развитые системы жизнеобеспечения, для высадки на Красную планету необходимо будет разработать массу самой разной техники, которая позволит человеку не только выжить в условиях, далеких от земных, и провести необходимые научные исследования, но и вернуться домой.

Космическая радиация, невесомость, низкая гравитация на Марсе, вопросы обеспечения экипажей воздухом, водой, пищей и энергией, решение проблем со здоровьем, а также психологических проблем, которые могут возникнуть из-за длительного пребывания в замкнутом пространстве и «замкнутом» обществе, — всё это вызовы, которые будущее готовит для специалистов космической индустрии.

Кроме того, существует масса проектов, которые предполагают беспилотные исследования, в том числе на Марсе, и здесь тоже потребуются космические робототехники и космические геологи, астробиологи, инженеры и другие уникальные специалисты. У тех, кто сейчас только выбирает свой профессиональный путь, есть шанс ими стать. Что нужно сделать для этого? Только учиться и сохранять мотивацию — больше ничего.

Источник: https://www.ucheba.ru/article/2580

История института космической медицины

Институт медико-биологических проблем РАН является главным российским научным учреждением, занимающимися вопросами космической биологии и медицины. Он был создан в 1963 году и был призван изучать и решать огромный ряд вопросов, связанных с обеспечением всех необходимых условий для полета в космос.

Изначально в основные задачи этого института входило формирование первичных принципов космической гигиены, являющихся жизненно важными в условиях ограниченных ресурсов и специфических условий.

Помимо этого необходимо было провести разработку технических средств и методик по оказанию первой медицинской помощи в случае получения космонавтами разнообразных травм и повреждений. 

Стоит понимать, что космические полеты и исследования представляли собой огромную загадку для ученых, и само существование и хоть сколько-нибудь длительное нахождения человека в совершенно иной физической среде представляло определенную опасность, которую необходимо было учесть. Эта широчайшая сфера научных изысканий всегда требовала особенного подхода и именно институт медико-биологических проблем РАН был призван найти ответы на каждый, из сотен поставленных перед ним вопросов. 

Начало работы

В изначальной исследовательской команде института состояли многие люди, которые уже были непосредственно задействованы в вопросах подготовки и обеспечения безопасности при нескольких запусках животных в космос, и, конечно же, при первом полете Юрия Гагарина.

Три из пяти пробных запусков животных были успешно завершены, и собранная информация стала основой деятельности данного учреждения. Ну а непосредственным руководителем института был назначен известный авиационный врач А.

В Лебединский, который, по сути, конкретно занимался вопросами космической биологии и медицины с 1939 года. 

Уже в первые годы своей деятельности институт начал проводить разнообразные исследования и испытания, имитирующие условия космического полета.

Одним из наиболее успешных и интересных экспериментов такого рода было помещение группы людей в замкнутое пространство модулей космического аппарата на длительный срок для определения качества работы новых механизмов жизнеобеспечения, а также для проверки возможности синтезировать кислород и выращивать растения в условиях космического корабля, для чего была разработана специальная оранжерея.

Очень важную роль в развитии института сыграл его второй по счету руководитель академик В.В. Парин – выдающийся специалист в области физиологии и прирожденный ученый имевший большой опыт организаторской деятельности, и достаточные связи для проведения самых амбициозных проектов.

К работе он приступил в 1965 году и уже тогда с помощью спутника «Космос-110» использую наработки института под руководством Парина и Егорова удалось успешно завершить 22 дневной полет двух собак вокруг земной орбиты. До этого общее нахождение живых существ в космосе не превышало суток.

В рамках проекта «Восход» специалистами института разрабатывалось необходимое оборудование пригодное для осуществления 10-15 дневного нахождения экипажа из нескольких человек в космосе. 

Начиная с 1966 и заканчивая 1669 годом, перед институтом встала задача в обеспечении всех необходимых условий для подготовки полета человека на луну.

Исследователи работали с аппаратами серии «Зонд» и на протяжении нескольких лет получали отличные результаты, проводя как лабораторные, так и  полевые испытания на различных животных.

Одним из важнейших аспектов их работы было обеспечение радиационной защиты, и за несколько лет они очень серьезно продвинулись в данном направлении. К сожалению, «лунный проект» был закрыт в 1669 году после успешной американской операции по высадке на поверхность спутника Земли. 

Параллельно с этим под непосредственным руководством Королева один из отделов института смог создать к 1970 году уникальный герметичный наземный комплекс, предназначенный для проведения исследований на поверхности других планет и потенциально разрабатываемый для осуществления посадки на Марс.

Этот комплекс был оборудован автономной внутренней системой жизнеобеспечения, имевшей несколько резервных источников питания, самой современной радиационной защитой, а также обладал крайне удобной и просторной внутренней архитектурой, позволявшей экипажу с комфортом работать и жить в нем долгое время.

70-60 годы

В 70х годах институт значительно увеличился, в нем работало уже около 2000 тысяч человек, которые занимались реальным обслуживанием космических полетов. Активные исследования специалистов института того времени очень сильно продвинули космическую отрасль, и за ближайшие 10 лет целых 14 исследователей сами побывали в космосе проводя различные биохимические исследования в полевых условиях. 

В 80 годах приоритеты работы комплекса сдвинулись в сторону изучения особенностей жизни людей в условиях орбитальных станций, которые они проводили совместно с коллегами со всего мира.

Именно в те времена космонавты начали совершать рекордные по своей длительности полеты, пребывая на станциях по несколько сотен дней, а в 1988 году космонавты впервые прожили на орбитальной станции «Мир» более одного года.

Конечно же институт столкнулся с многими проблемами по полноценному обеспечению этих отважных исследователей и изучению их психического и физического состояния после и в процессе таких длительных экспедиций. 

90 – наши дни

Даже несмотря на ощутимую нехватку финансирования и значительно меньшее развитие космической сферы в 90 годах институт смог продолжать свои исследования.

В 1994 году он был переименован Государственный научный центр Российской Федерации, и под руководством молодого и талантливого А.И. Григорьева, имевшего большой опыт в космических исследованиях, продолжил свою работу.

С тех пор и по сей день институт активно работает совместно со многими иностранными коллегами, и активно участвует в исследованиях, позволяющих развиваться современной космонавтике. 

В частности в 2011 году были закончены исследования в рамках программы Mars 500, где изучалась возможность длительного нахождения небольшой команды в одном замкнутом корабле.

Успешные результаты этих исследований сейчас активно используются при подготовке первой экспедиции на Марс.

Ну а сам центр продолжает свою работу и работает с самыми современными техническими средствами, для создания прогрессивных систем жизнеобеспечения.

Вернуться к статьям

Источник: http://professiya-vrach.ru/article/istoriya-instituta-kosmicheskoy-meditsiny/

Студиорум
Добавить комментарий