аспирантура спбгпу: информация этапы обучения и защита работ

Аспирантура в Университете ИТМО: особенности поступления и обучения

Аспирантура СПбГПУ: информация этапы обучения и защита работ

Прием документов от абитуриентов, поступающих в 2016 году в аспирантуру Университета ИТМО, уже стартовал. Потенциальные аспиранты могут пройти все этапы поступления удаленно с помощью специальной информационно-коммуникационной системы.

В этом году в вузе открываются две англоязычные программы аспирантуры, а обучение по некоторым курсам будет частично проводиться по модульной системе, в том числе с использованием электронных и дистанционных технологий.

Кроме того, для аспирантов по-прежнему доступны программы двойного диплома, реализуемые в партнерстве с ведущими вузами мира.

В 2015 году в аспирантуру Университета ИТМО были приняты выпускники 70 вузов, в числе которых были и иностранцы из Нидерландов, Бельгии, Польши, Чехии, Китая, Кении и других стран. В текущем году вуз объявил набор аспирантов по двадцати направлениям подготовки кадров высшей квалификации. Для поступающих открыто 270 бюджетных мест, но стать аспирантом можно и на контрактной основе.

Дистанционная приемная кампания

В 2015 году Университет ИТМО был первым и единственным вузом, который перевел все этапы приемной кампании в дистанционный формат. В этом году поступающие также могут пройти весь процесс зачисления удаленно — от подачи документов до экзаменов.

Это возможно благодаря уникальной системе дистанционного контроля ITMOproсtor.

Инструмент был разработан в Университете ИТМО для повышения доступности к образовательным и научно-исследовательским ресурсам вуза как для российских, так и для иностранных исследователей.

Университет ИТМО. Мария Скворцова, начальник отдела международной аспирантуры и докторантуры

«В прошлом году более 60 человек сдавали экзамены в дистанционном режиме, в текущем году мы планируем провести вступительные испытания более масштабно. Это позволяет нам расширять географию приема аспирантов.

Кроме того, такая система удобна иностранцам: нет необходимости оформлять приглашение в РФ и тратить лишние средства на поездку в Санкт-Петербург для сдачи экзаменов.

Конечно, система актуальна и для молодых ученых из дальних регионов России, кому неудобно и дорого приезжать в Северную столицу только для сдачи экзаменов», — прокомментировала Мария Скворцова, начальник отдела международной аспирантуры и докторантуры.

Без лишней бумажной волокиты пройдет и само обучение зачисленных аспирантов. Весь документооборот — от подачи заявок на гранты до составления индивидуальных планов работы аспирантов и их утверждения — также осуществляется в электронном виде.

«Аспиранту гораздо удобнее поставить одну галочку в системе, чем, условно говоря, сотню подписей на десятке документов. Мы много работали для того, чтобы аспиранты чувствовали себя именно в университете информационных технологий и ощущали, что мы идем в ногу со временем», — отметила начальник отдела международной аспирантуры и докторантуры.

Программы для иностранных аспирантов

Университет ИТМО. Иностранные студенты

В этом году Университет ИТМО запускает две программы подготовки аспирантов на английском языке. Таких программ во всей России очень мало. По словам Марии Скворцовой, на них ожидается большой спрос, особенно со стороны молодых ученых из других стран, которые не владеют русским языком.

Появление англоязычных программ не исключает наличие курсов, которые читаются русскоговорящим аспирантам на иностранном языке. Развитию навыков письма и речи на английском уделяется большое внимание: в течение трех семестров молодые ученые занимаются с носителями языка.

Международные образовательные программы двойного диплома

Для аспирантов Университета ИТМО также доступны 16 совместных образовательных программ с университетами-партнерами из Европы, Австралии, США. Обучение по таким программам проводится под руководством двух научных руководителей — из родного и зарубежного вузов. Аспиранту, успешно защитившему диссертацию, присваивается степень кандидата наук в России и звание PhD за рубежом.

Университет ИТМО. Первая защита диссертации по совместной аспирантской программе

Так, в конце прошлого года состоялась первая защита диссертации на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук с одновременным присвоением ученой степени PhD по совместной программе Университета ИТМО и ENS Cachan (Франция). Защита проходила на русском языке с синхронным переводом на английский сразу двум экспертным советам. При этом французская комиссия присутствовала дистанционно, наблюдая за происходящим посредством онлайн-видеотрансляции.

Переход на модульную систему образования и дистанционные курсы

Еще одно новшество 2016 года — запуск дистанционных курсов обучения в аспирантуре. Так, молодой ученый сможет освоить часть материала и сдать экзамены по какой-либо дисциплине удаленно.

«Также нам хочется полностью перейти на модульную систему обучения. В нашем университете уже существует такая практика преподавания — циклы лекций читают ведущие ученые из научных и научно-образовательных центров со всего мира.

По завершении очередного модуля аспиранты проходят тестирование по изученному материалу и получают сертификаты, где отражены их результаты.

Эти свидетельства могут быть засчитаны в качестве экзамена или зачета, предусмотренных индивидуальными учебными планами аспиранта», — пояснила Мария Скворцова.

Поддержка молодых ученых и возможности трудоустройства

В этом году наиболее талантливые аспиранты могут получать повышенную стипендию уже с первого семестра обучения в Университете ИТМО. Для этого им нужно доказать значительные результаты своей научной деятельности во время поступления в вуз.

Университет ИТМО. Студенты за работой

Кроме того, два раза в год в университете проводятся конкурсы среди аспирантов на софинансирование международных стажировок и программ академической мобильности.

«Университет активно применяет различные методы стимулирования молодых ученых, которые проводят свои исследования на его базе. В вузе существуют повышенные стипендии за публикационную активность, получение грантов, любые выдающиеся успехи в учебе. Далеко не все высшие учебные заведения предоставляют такую финансовую поддержку.

Кроме того, многие структурные подразделения вуза еще при наборе аспирантов открывают вакансии, которые могут занять наиболее подготовленные к научной и исследовательской деятельности „первокурсники“.

Это шаг вперед, шаг к переходу на грантовую систему и систему софинансирования обучения, которые распространены в Европе», — прокомментировала Мария Скворцова.

Около 80% аспирантов Университета ИТМО остаются работать в вузе по завершении обучения. Ведь к этому времени у них за плечами, как правило, уже несколько лет работы в университете. Заниматься наукой во время обучения удобно, поскольку расписание лекций составлено так, чтобы аспирант мог совмещать работу с учебой.

25 февраля отдел международной аспирантуры и докторантуры провел День открытых дверей, который также транслировался онлайн. В будущем будут проведены еще два открытых мероприятия для заинтересованных в поступлении в аспирантуру Университета ИТМО.

Источник: http://news.ifmo.ru/ru/education/students/news/5483/

Очная аспирантура

Очная аспирантура

Обучаясь в аспирантуре, соискатель должен отчетливо понимать для себя основную цель обучения  – улучшение своего уровня и образования и повышение своей профессиональной квалификации аспиранта на основе уже имеющегося высшего профессионального образования.

Большинство аспирантов, в качестве цели для себя ставят получение диплома, свидетельствующего о получении кандидатской степени.

Объединение двух целей воедино предоставляют аспиранту возможность успешно завершить процесс обучения в аспирантуре и защитить свою кандидатскую диссертацию.

Срок обучения по программе послевузовского профессионального образования очной формы образования не должен превышать 3 года, а срок обучения на заочной форме не должен превышать 4 года, исключением из правил являются профильные специальности  для работников естественных и технических отраслей наук, для которых срок учебного процесса для очной формы будет равняться 4 годам, а для заочной формы будет равен 5 годам.

Образовательную программу послевузовского профессионального образования разделяется на две категории: исследовательская и образовательная.

К образовательной части можно отнести следующие учебные этапы: процесс обучение аспирантов обязательным предметам, процесс обучения по факультативным дисциплинам, и практические занятия.

Исследовательская часть состоит из работы в научно-исследовательской области и стадии подготовки диссертационной работы на соискание кандидатской степени, процесс подготовки к сдаче кандидатского минимума и защиты диссертационной работы. К перечню предметов, которые являются для аспиранта обязательными для изучения относятся следующие дисциплины:

– зарубежный язык:

– история и философия науки;

– профильные дисциплины аспиранта;

ВУЗ предоставляет аспиранту возможность обучаться дополнительным дисциплинам, которые преподаются в учебном заведении. Выбор вышеуказанных дисциплин – самостоятельный выбор аспиранта.

Учебный процесс представляет собой лекционные и семинарские занятия, посещаемость которых должна быть обязательной. Так же, аспиранту необходимо присутствовать на научных семинарах, которые проводятся кафедрой ВУЗа.

Выбор факультативных дисциплин рекомендуется сделать посоветовавшись с научным руководителем.

Большое количество ВУЗов обязывает студентов к прохождению любо педагогической практики, либо же производственной.

Существует нормативные указания относительно объемов учебной нагрузки – занятость аспиранта не должна быть большей 54 академических часов за неделю.

Аспиранту необходимо пройти экзаменацию кандидатского минимума в соответствии с научно-исследовательским планом работы. Аспирант должен пройти экзаменации по следующим дисциплинам: зарубежный язык, история философии и науки, и профильная дисциплина, которая выбирается аспирантом исходя из тематики его диссертационной работы.

Завершающим этапом обучения в аспирантуре является стадия приготовления к защите диссертационной работы на соискание кандидатской степени. На данном этапе происходит предоставление диссертационной работы совету по защите диссертаций или кафедре.

Все указанные вопросы аспирант должен разрешить до момента защиты диссертационной работы.

Чтобы время обучения было распределено рациональным образом, аспирант со своим научным руководителем должен составить индивидуальный план. Сроки которые отводятся на составление индивидуального плана колеблются в диапазоне от 2 до 3 месяцев.

По завершению составления плана, план должен быть утвержден учетным советом учебного заведения.

Важной особенностью является то, что заполняется индивидуальный план в  количестве двух экземпляров, один из которых принадлежит аспиранту, другой – предоставляется отделу аспирантуры учебного заведения.

Индивидуальный план – это график обучения аспиранта, разбитый на конкретные этапы работы, с указанием их  сроков и моментом их завершения.

Индивидуальный план должен обязательно содержать в себе информацию о сроках сдачи кандидатского минимума, сроках и продолжительности учебно-методической работы, сроках научных публикаций, отчетность о публикации научного материала, график написания диссертационной работы, сроки и продолжительность предзащиты и защиты.

Прогресс выполнения индивидуального плана должен проверятся руководителем проекта или заведующим кафедрой. Для этих целей в вузе ежегодно происходит процесс аттестации аспирантов, после получения результатов которой аспирант либо продолжает обучение, либо же отчисляется из-за неуспеваемости.

Следует не забывать, что защита кандидатской диссертации должна происходить не позже того, как аспирант окончил свое обучение. Следовательно,  от аспиранта требуется заранее предоставить наработанный материал на заседание кафедры, для его детального рассмотрения, и получить в качестве заключения положительный отзыв для дальнейшей передачи проекта в диссертационной совет.

Настоятельно рекомендуем по вопросам  обучения и выбора аспирантуры проконсультироваться с компетентными специалистами.

Широкий спектр информации об аспирантуре Москвы представлен на веб-сайте аспирантуры Москвы.

Источник: http://www.dissmaster.ru/ochnaya-aspirantura

Порядок защиты – Кафедра прикладной математики СПбГПУ

  • Сроки
  • Процедура защиты
  • Защита на иностранном языке

Несоблюдение правил и сроков защиты может привести к срыву защиты со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Окончательная редакция тем квалификационных работ и руководители утверждаются решением выпускающей кафедры в следующие сроки:

  • для выпускных работ бакалавров – не позднее 1 февраля в 8-м семестре;
  • для магистерских диссертаций – не позднее 25 декабря в 11-м семестре.

Расписание работы Государственной экзаменационной комиссии (ГЭК) вывешивается на кафедре не позднее 3 недель до начала защит.

Готовые квалификационные работы с полным набором всех необходимых для защиты документов представляются на выпускающую кафедру не позднее, чем за 2 календарных дня до срока защиты.

Защиты проходят на заседаниях ГЭК, открытых для публики.

Студент допускается к защите при отсутствии академической задолженности и при наличии комплекта документов, оформленных в соответствии с настоящими правилами.

Процедура защиты одного студента предусматривает:

  • Приглашение ведущим заседание (председателем) ГЭК студента к защите работы по избранной им теме;
  • Представление секретарём ГЭК защищающегося студента;
  • доклад студента по материалам работы (10 минут с акцентом на собственные исследования, расчеты и результаты);
  • оглашение отзыва рецензента;
  • оглашение отзыва руководителя;
  • публичное обсуждение всей работы и поступивших отзывов;
  • заключительное слово защищающегося (1-2 минуты с акцентом на те моменты дискуссии, которые, по мнению студента, нуждаются в уточнении).

Средняя продолжительность защиты одного студента жестко не устанавливается, определяется ведущим заседание (председателем) ГЭК и, как правило, составляет 25-35 минут.

По окончании всех запланированных на данное заседание защит ГЭК проводит закрытое совещание. На совещании определяются оценки каждого из защищавшихся по шкале “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно” и “неудовлетворительно”.

Завершается очередное заседание ГЭК оглашением итогов работы – сообщением председателя ГЭК о присвоении квалификации и оценок квалификационных работ. Эта часть заседания ГЭК является открытой.

Студенты, не явившиеся на заседание ГЭК по уважительной причине, могут по решению деканата защищать свои работ на следующих заседаниях ГЭК. Если план заседаний ГЭК в данном семестре исчерпан, то решением заведующего кафедрой в согласованное время назначается внеплановое заседание ГЭК.

Апелляции по выставленным оценкам не принимаются. При наличии серьезных причин (нарушение процедуры защиты, неудовлетворительное физическое состояние) студент в праве обратиться к вице-президенту СПбПУ по учебной работе с просьбой о повторной защите.

В отношении студентов, не допущенных к защите, получивших оценку “неудовлетворительно” или не явившихся без уважительных причин на заседание ГЭК, принимаются административные действия.

Студенты, не защитившие выпускную работу бакалавра, лишаются права получить диплом бакалавра и продолжать обучение в СПбПУ по магистерским программам.

Эти студенты могут подать заявление о повторной защите в следующем семестре, но подготовка и защита работы проводится на коммерческой основе.

Вопрос об обучении в магистратуре в этом случае решается деканом для каждого студента индивидуально по представлению заведующего выпускающей кафедрой.

Студенты, не защитившие магистерскую диссертацию, отчисляются из СПбПУ с дипломом бакалавра и академической справкой.

За этими студентами в течение двух лет (но не ранее, чем через 4 месяца) сохраняется право защиты квалификационной работы на коммерческой основе и получения диплома магистра.

При перерыве в обучении более 2 лет вопрос о продолжении образования решается в индивидуальном порядке через заочную форму обучения или экстернат.

По желанию студент может представить квалификационную работу на иностранном языке. Для организации защиты такой работы необходимо:

  • в дополнение к квалификационной работе представить ее развернутый реферат на русском языке, включающий титульный лист (с подписями), реферат, содержащий изложение работы, выводы по разделам и заключение (выводы) по работе. Общий объём реферата не менее 8 стр. Все материалы на русском языке должны быть размножены для каждого из членов ГЭК;
  • обеспечить присутствие на заседании ГЭК переводчика с иностранного языка на русский;
  • включить в состав ГЭК по усмотрению председателя 1-2 временных членов из числа преподавателей СПбПУ, свободно владеющих иностранным языком.

По ходу заседания ГЭК присутствующие могут выступать и задавать вопросы как на иностранном, так и на русском языке. В остальном порядок защиты не отличается от обычной процедуры.

Источник: http://amd.stu.neva.ru/diploma/diploma-procedure

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Санкт-Петербург – это важный образовательный, научный, экономический и культурный центр России. Город играет ведущую роль в политической и экономической жизни страны и мира. Санкт-Петербург справедливо считают одним из самых прекрасных европейских городов.

Часто называемый “северной столицей” России – это не только музей под открытым небом, но и просто воплощение последних трехсот лет российской истории.

Жители России и других государств стремятся попасть в этот город, чтобы полюбоваться на архитектурное наследие, посетить музеи, увидеть разведение мостов и насладиться прогулкой по городу в белые ночи.

Будучи крупным образовательным центром, Санкт-Петербург привлекает со всего мира молодых людей, которые хотят получить качественное и высокопрофессиональное образование, востребованное на мировом рынке труда.

Одним из ведущих вузов города, который предоставляет такие возможности, является Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ), основанный в 1899 году.

В настоящее время СПбГПУ имеет статус «Национального исследовательского университета», и известен в России и за ее пределами как Политехнический институт — признанный российский и мировой лидер в области высшего инженерного и экономического образования. В рейтинге технических университетов России СПбГПУ неизменно занимает ведущие позиции.

В 2013 году Политехнический университет был внесен в рейтинг TOP-800 ведущих университетов мира QS World University Ranking, заняв позицию в кластере 441-460.

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет вошел в число 15 вузов России (из более 1500), ставших победителями конкурсного отбора на право получения субсидии Министерства образования и науки России в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Стратегической целью программы СПбГПУ является модернизация и развитие политехнического университета как глобально конкурентоспособного научно-образовательного центра, интегрирующего мультидисциплинарные научные исследования и технологии мирового уровня и входящего в число ведущих мировых университетов.

Предполагается, что к 2020 году Санкт-Петербургский государственный политехнический университет войдет в ТОП-100 рейтинга QS World University Rankings.

В состав университета входят 12 базовых институтов, более 100 кафедр и 120 научных лабораторий, более 40 научно-образовательных центров, технопарк и бизнес-инкубатор, фундаментальная библиотека — одна из самых крупных научно-технических библиотек в России, студенческий городок, международный кампус, медицинский центр, спортивный комплекс, профилакторий и базы отдыха.

В настоящее время в Университете обучаются более 30 000 студентов и аспирантов, из них более 3 000 иностранных граждан из 98 стран мира, которые проходят обучение по различным образовательным программам. Университет осуществляет выпуск по 38 направлениям подготовки бакалавров и 188 программам подготовки магистров, а также по 90 научным направлениям подготовки кандидатов и докторов наук. Также СПбГПУ проводит обучение по международным программам. Сегодня образовательную деятельность осуществляют 8 565 сотрудников, включая профессорско-преподавательский состав, состоящий из более 3 250 человек.

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет является партнером многих ведущих университетских центров мира. Численность партнеров Университета составляет более 327 университетов и 172 промышленных компаний из 55 стран мира.

Ежегодно в Университете проходят более 40 научных международных конференций, издаются несколько десятков учебников и монографий, ряд научных периодических изданий.

Концерты классической музыки в Белом Зале, “Вечера в Политехническом”, фестивали авторской песни, театр “Глагол”, встречи с представителями интеллектуальной элиты страны и города, известными зарубежными специалистами, – все это придает политехническому университету неповторимый колорит центра культурной и духовной жизни. 

Обширный кампус университета, расположенный на северо-западе Санкт-Петербурга, включает 30 учебных научно-производственных корпусов, 13 студенческих общежитий, 10 жилых зданий, Дом Ученых, медицинский и спортивный комплексы.

  Иностранные студенты, обучающиеся в Университете, проживают на территории университетского международного кампуса, специально построенного и оборудованного для комплексного обеспечения учебного процесса и быта студентов. Они проживают в одном из двух хорошо оборудованных современных общежитий, находящихся рядом с учебными корпусами.

Жилая секция состоит из 2-х комнат, небольшой кухни, ванной комнаты и туалета. Варианты проживания зависят от желания и финансовых возможностей студента.

Ежегодно Университет командирует за рубеж более 300 сотрудников и принимает около 100 иностранных специалистов, активно ведется обмен студентами. Свидетельство большого международного авторитета Университета – высокий рейтинг, получаемый им в ежегодных конкурсах вузов, проводимых ЮНЕСКО и другими всемирно известными международными организациями.

Студенты имеют уникальную возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью или проходить практику в оснащенных самым современным оборудованием лабораториях Университета или города Санкт-Петербурга, консультироваться с известными профессорами и учеными, пользоваться всей инфраструктурой Университета в учебных целях, а в свободное от учебы время заниматься в многочисленных спортивных и художественных секциях, расположенных на территории студенческого городка. Учебные классы Университета оснащены всем необходимым оборудованием по последним требованиям современности: удобными для занятий столами, проекторами и проекционными экранами, необходимыми вспомогательными материалами и макетами для наглядных примеров, лабораториями, где можно найти практически любые материалы для исследований в области инженерии, техники и технологий, информационных технологий и т.д.

Выпускники университета востребованы ведущими российскими и зарубежными компаниями, осуществляющими свою деятельность в различных направлениях промышленности мировой и национальной экономики.

Бесспорно, учиться в таком вузе – престижно и интересно, а получить звание «выпускник Санкт-Петербургского государственного политехнического университета» может мечтать каждый абитуриент, избравший жизненным призванием инженерно-технические и экономические специальности.

СПЕЦИАЛЬНОСТИ, СРОКИ И СТОИМОСТИ ОБУЧЕНИЯ

  • Прикладная математика и информатика;
  • Механика и математическое моделирование;
  • Математическое обеспечение и администрирование информационных систем;
  • Прикладная математика и физика;
  • Физика;
  • Строительство;
  • Информатика и вычислительная техника;
  • Информационные системы и технологии;
  • Прикладная информатика;
  • Программная инженерия;
  • Радиотехника;
  • Инфокоммуникационные технологии и системы связи;
  • Электроника и наноэлектроника;
  • Приборостроение;
  • Электроэнергетика и электротехника;
  • Энергетическое машиностроение;
  • Ядерная энергетика и теплофизика;
  • Машиностроение;
  • Технологические машины и оборудование;
  • Прикладная механика;
  • Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств;
  • Техническая физика;
  • Техносферная безопасность;
  • Природообустройство и водопользование;
  • Материаловедение и технологии материалов;
  • Металлургия;
  • Наземные транспортно-технологические комплексы;
  • Системный анализ и управление;
  • Управление в технических системах;
  • Инноватика; Экономика;
  • Менеджмент;
  • Государственное и муниципальное управление;
  • Юриспруденция;
  • Зарубежное регионоведение;
  • Реклама и связи с общественностью;
  • Психолого-педагогическое образование;
  • Лингвистика;
  • Дизайн.

ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

  • Гражданское строительство;
  • Энергоэффективные и функциональные здания;  
  • Энергетические технологии;
  • Тепловые электрические станции;
  • Электроэнергетика;
  • Инновационные технологии в металлургии и материаловедении;
  • Мезоскопика и перспективные материалы;
  • Микроэлектроника телекоммуникационных систем;  
  • Молекулярная и клеточная нейробиология;
  • Интеллектуальные системы;
  • Интеллектуальные системы (в рамках проекта BRIDGE);
  • Динамика дискретных и континуальных систем;
  • Развитие международного бизнеса;
  • Международный маркетинг менеджмент;
  • Конкуренция на глобальном рынке: инновации и развитие бизнеса.

Программы и сроки обучения (учебных лет):

  • Степень «Бакалавр» – 4 года 
  • Квалификация «Специалист» – 5 лет 
  • Степень «Магистр» – 2 года 
  • Аспирантура – 3 года 

Стоимость обучения за 1 учебный год: $2500 – $4000

Стоимость обучения на программе магистратуры на английском языке: $3500 – $4000

Стоимость проживания студенческом общежитии за 1 учебный год: $1000

Стоимость страхования жизни и здоровья за 1 год: $160

Необходимые документы:

  1. загран.паспорт
  2. документы с учебного заведения
  3. форма заявления (заполняется в офисе)

Для оформления на контрактное обучение в Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ) свяжитесь с нами по тел 0555 899 868 (whatsapp, viber), 0700 866 838 или по емейл info@globalcopmass.me.

Источник: https://www.globalcompass.me/blog/f30f5a6b792

Вузы России неоднозначно оценили планы Минобрнауки по реформированию аспирантуры

Вузы России неоднозначно оценили планы Минобрнауки по реформированию аспирантуры

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 8 декабря. /ТАСС/. Аспиранты и преподаватели вузов считают своевременной дискуссию о реформировании аспирантуры, однако их мнения по поводу предложений Минобрнауки РФ разделились. С одной стороны, увеличение сроков обучения позволит больше времени уделить глубине и качеству научных исследований.

С другой – современные темпы заставляют активизировать научные изыскания для скорейшего получения результатов и демонстрации их эффективности. Кроме того, эксперты отмечают первостепенную важность финансовой поддержки аспирантов, без увеличения которой, по их мнению, вряд ли можно будет надеяться на практические перемены.

Ранее замглавы Министерства образования и науки РФ Григорий Трубников заявил о планах увеличить срок обучения в аспирантуре до пяти-шести лет, разделив его на два этапа.

По его словам, первые два-три года будут заканчиваться традиционными экзаменами и защитой квалификационной работы, которую нужно приравнять к западной PhD.

Следующие два-три года – это специализация по конкретной тематике кандидатской диссертации. На обоих этапах предполагается финансирование из бюджета, на втором – допускается также привлечение средств грантов.

Аспиранты – за

Аспирантка Томского госуниверситета Ксения Акентьева назвала обсуждаемые Минобрнауки планы “очень своевременной идеей”. С ее точки зрения, предлагаемая система позволит молодежи активнее заниматься научной работой.

По ее мнению, статус аспиранта, предполагающий стипендию и прикрепленность к определенной кафедре, к конкретному диссертационному совету, дает возможность получать консультации и помощь в режиме реального времени, а также ездить в экспедиции и командировки.

Но не все успевали за три года аспирантуры завершить работу и были вынуждены продолжать исследования уже после ее окончания.

“А лишившись статуса аспиранта, все становится намного сложнее. Не всегда есть возможность совмещать работу и научную деятельность”, – отмечает Акентьева.

Аспиранты в Махачкале также поддерживают идею об увеличении сроков обучения до 6 лет. Они объясняют это очень высокими требованиями к кандидатским диссертациям и к защите.

 “Такая модель значительно упростила бы задачу. Окончив только первый этап аспирантуры и получив этот диплом, можно было бы остановиться и продолжить тогда, когда уже “созреешь”.

При нынешней системе, получается так: аспирант учится три-четыре года (в зависимости от направления) и, если он не подготовил диссертацию к защите, то он просто ничего не получает – ни диплома, ни каких-либо других документов, подтверждающих его труды за эти годы”, – считает аспирантка третьего года обучения Дагестанского госуниверситета.

Слишком маленьким сроком считает отведенные на аспирантуру три года и аспирантка Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств. Особенно, если в аспирантуру человек поступает с новой для себя темой, над которой он ранее не работал.

В то же время, по ее словам, “шесть лет – это слишком много, так как некоторые темы могут потерять свою актуальность за это время, а аспирант – интерес”.

Она также указала на актуальность проблемы поиска отечественных докторов наук, которые пишут статьи и монографии на схожие темы, в качестве оппонентов. “Их часто просто нет в стране, а иностранных специалистов привлекать нельзя”, – пояснила она, добавив, что это осложняет работу с не исследованной до этого темой.

Больше времени – лучше качество

Руководство и преподаватели Томского госуниверситета считают, что введение двухуровневой системы в аспирантуре поможет сконцентрировать усилия на подготовке научных кадров. По мнению проректора по учебной работе Виктора Демина, такая инициатива “позволит развести понятия получение степени – аналога PhD – и кандидатской степени, которую сегодня присваивают в России”.

По его словам, в настоящее время при подготовке кандидатской диссертации аспирантом не учитывается специальность или тема, по которой он защищается. Он также считает, что новая схема позволит распределить время именно на научные изыскания.

“Бывают исследования, которые просто требуют больше времени на эксперименты, экспедиции, интервью и так далее, и просто в отведенное сегодня на аспирантуру время это физически нельзя успеть”, – сказал он.

В петербургском университете ИТМО наиболее эффективным инструментом развития аспирантуры назвали привязку ее финансирования к грантам.

“В этой связи кажется логичным снятие ограничения минимального срока подготовки исследования, а вот максимальный срок аспирантуры для исследований, проводимых за счет средств государственного бюджета, целесообразно установить, и пять-шесть лет – совершенно адекватно для серьезной и качественной работы”, – считает Мария Скворцова, декан факультета подготовки кадров высшей квалификации, начальник отдела международной аспирантуры и докторантуры вуза.

Проректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого по перспективным проектам Алексей Боровков видит в инициативе возможность улучшить качество диссертационных работ выпускников аспирантуры и обеспечить их соответствие жестким требованиям. Особенно позитивно, по его мнению, нововведение отразится на инженерных специальностях.

“Никто шесть лет держать аспиранта в аспирантуре не будет, если он сможет защититься на достойном уровне за два-три года, но требования к качеству диссертаций растет, они должны индексироваться в международных научных базах”, – сказал он.

Больше защищенных диссертаций

Преподаватели Саратовского государственного технического университета им. Гагарина высказали мнение, что введение двух уровней обучения в аспирантуре является “наиболее рациональным шагом”. По их мнению, это позволит увеличить количество диссертаций с нынешних 25-40%, в зависимости от направления, до 90%.

Как отметил профессор Игорь Плеве, наиболее оптимальный срок составляет 5 лет.

“На первом, двухгодичном, этапе аспирант, обучаясь на бюджетной основе, будет получать дополнительное специальное образование под тему своей будущей диссертации. Одновременно он начнет работу над ней.

На этом этапе можно будет оценить потенциал аспиранта: насколько он способен решать серьезные научные задачи, станет ли итогом его обучения качественная научная работа.

Логичное завершение этого этапа – сдача экзаменов по специальности и иностранному языку и, возможно, защита квалификационной работы на степень PhD”, – сказал профессор.

При этом на второй период длительностью в три года, считает Плеве, следует отобрать не более половины аспирантов среди тех, кто показал наилучшие результаты. По его мнению, эти три года должны быть посвящены исключительно исследованиям. Вместе с тем “систему отбора по-настоящему талантливых ребят еще предстоит разработать”, – отметил он.

В Крымском федеральном университете имени В.И. Вернадского инициативу Минобрнауки также поддерживают и выступают за то, чтобы аспиранты обязательно защищали кандидатские диссертации.

“Эта инициатива очень хорошая, необходимо шире обсуждать ее, привлекая большее количество людей, которые имеют отношение к этому виду деятельности”, – считает декан факультета славянской филологии и журналистики Таврической академии КФУ, профессор Галина Богданович.

По ее словам, нынешняя ситуация критикуется общественностью, научными кругами, да и самими аспирантами.

“Если сравнивать обучение в аспирантуре в более ранний период, то в эти три года входила и обязательная защита кандидатской диссертации, при сегодняшнем состоянии …

на выходе аспирант получает документ об окончании аспирантуры, но без защиты”, – сказала ТАСС Богданович. Она ожидает, что реформа будет направлена на то, чтобы обучение в аспирантуре приобрело законченный смысл.

В то же время профессор считает “слишком растянутым” предлагаемый срок обучения.

Финансовый вопрос – решающий

В Грозненском государственном нефтяном техническом университете им. М.Д. Миллионщикова также не считают целесообразным увеличивать срок обучения до шести лет. По мнению завкафедрой “Информационные системы в экономике” Лейлы Магомаевой, “тот, кто в силах написать и защитить кандидатскую диссертацию через шесть лет, будет способен сделать это и через три года”.

С другой стороны, она отмечает большое число молодых людей, окончивших аспирантуру и не защитившихся в итоге. Доцент связывает это с финансовыми расходами на статьи ВАК, поездки, конференции.

По мнению Магомаевой, “золотой серединой” в этом вопросе может быть предоставление выбора аспирантам после трех лет обучения.

“Тем, кто за это время может подготовить для защиты диссертацию, а это понятно уже к концу 2-го года обучения, дать возможность защититься. Для остальных – оставить возможность защитить аналог кандидатской работы, к которому предъявляются не такие высокие требования, и который будет приравнен к степени PhD”, – сказала она.

Важность финансового аспекта обучения в аспирантуре отметил и декан филологического факультета Дагестанского госуниверситета профессор Шабан Мазанаев.

“За ту оплату – это около 3 тыс. рублей в месяц у гуманитариев, заниматься только наукой и выполнять все требования, невозможно. Ведь нужно зарабатывать на жизнь, что существенно отвлекает от научной деятельности”, – отметил он.

Вместе с тем, по мнению профессора, в современных условиях, с учетом жесткости предъявляемых требований “за три года подготовить и защитить диссертацию практически невозможно”.

Публикация работ в изданиях ВАК, прохождение всех этапов подготовки, обсуждение, защита – на все это нужно много времени и всецелое погружение в науку.

Он также указал, что “много где сегодня нет диссертационных советов, и приходится часто ездить туда, где они есть”.

По этой причине продление сроков обучения в аспирантуре видится ему логичным решением.

Кому работать в вузах?

Аспирантура Орловского государственного университета готовит молодых ученых по 24 специальностям, обучение проходят более 800 человек – 10% от всего числа студентов вуза. По этому показателю университет – лидер в регионе. Ректор ОГУ Ольга Пилипенко считает, что более длительное обучение существенно осложнит кадровый вопрос.

“Увеличение сроков обучения замедлит воспроизводство кадров для системы образования и науки. Условно говоря, молодой человек получит ученую степень в 30 лет, а до этого он будет числиться студентом, а кто тогда станет работать в вузах, в НИИ без ученой степени?”, – задается вопросом собеседница ТАСС.

По мнению руководства вуза, двухуровневая аспирантура может быть введена, но при этом необходимо предусмотреть и упрощенную систему получения ученой степени.

“Если мы говорим, что студент талантливый, целеустремленный, начал активно заниматься в студенческие годы в бакалавриате, потом продолжал в магистратуре, то у него должна быть возможность досрочной защиты кандидатской.

И еще один вариант – предусмотреть механизм присваивания ученой степени по совокупности научных работ, которые публиковались в ведущих научных журналах, изданиях, получили оценку профессионального сообщества”, – отметила ректор.

Система не для всех

Некоторые эксперты считают предлагаемую систему применимой не для всех специальностей. Так, проректор Северо-Западного государственного медицинского института им. И.И.Мечникова Александр Мельцер полагает, что перемены не очень актуальны для медицинской аспирантуры.

“Система обучения в медицинской аспирантуре сбалансирована, в том числе и по срокам, обучение продолжается 3 года. По завершении обучающиеся выходят с подготовленной к защите кандидатской диссертацией. Считаю, что сроки жесткие, но государство и общество заинтересовано, чтобы молодые кадры приходили в науку и практическую медицину быстрее”, – сказал он.

Ректор Санкт-Петербургского Горного университета Владимир Литвиненко высказался категорически против удлинения срока обучения в аспирантуре.

“Отношусь к этому крайне отрицательно”, – сказал он, назвав инициативу “непродуманной, необоснованной”. Он высказал убежденность в том, что “весь мир идет по пути увеличения интенсивности научных исследований, сокращения времени и использования наиболее передового оборудования”.

Литвиненко отметил, что в Горном университете аспирантов держат столько, сколько могут им платить.

“Каждый аспирант обходится вузу в 1.5 млн рублей в год. Он получает стипендию в 35 тысяч рублей на уровне ассистента и две возможности поехать в лучшие мировые лаборатории по своему профилю”, – уточнил ректор.

Руководитель Федерального агентства научных организаций Михаил Котюков сказал ТАСС, что говорить об обучении в аспирантуре шесть лет на данном этапе еще рано.

“Проект закона (“О науке и научной деятельности” – прим. ТАСС) пока проходит стадии обсуждения. В каком виде он будет, говорить преждевременно. Вопрос модернизации системы подготовки научных кадров не закрыт, когда проект будет сформирован, тогда его можно предметно обсуждать”, – сказал он.

Источник: http://tass.ru/obschestvo/4797587

Студиорум
Добавить комментарий