специальность адаптивная физическая культура. интервью о профессии.

Профессиограмма: Специалист по адаптивной физической культуре

Специальность адаптивная физическая культура. Интервью о профессии.

Работник, специализирующийся на использовании средств физической культуры для адаптации инвалидов и людей с временными функциональными нарушениями в организме.

В нашей стране живет около 15 млн инвалидов. Эти люди зачастую оказываются «за бортом» жизни, не могут раскрыть свои способности и почувствовать себя нужными и полноценными членами общества.

Рациональная двигательная активность позволяет им, раскрывая возможности своего организма, жить полноценной жизнью, адаптироваться к обществу, совершенствоваться в профессиональной деятельности, отдыхать, развивать свои способности, и даже профессионально заниматься спортом.

Специалисты по адаптивной физической культуре используют двигательную активность для решения задачи адаптации этих людей к успешной жизни в обществе.

Кроме того, они применяют специальные физические упражнения для ускорения выздоровления после заболеваний и травм (лечебная физическая культура), а еще осуществляют с помощью физкультурно-спортивных занятий профилактику различных нарушений как здоровья, так и социальной адаптации (например, занимаются профилактикой наркозависимости).

Согласно Государственному образовательному стандарту по этой специальности, работник должен уметь выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья:

• спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую, методическую);

• рекреационно-досуговую и оздоровительно-реабилитационную;

• образовательно-профессиональную, коррекционную и консультационную;

• научно-исследовательскую и научно-методическую;

• организационно-управленческую.

Одного этого перечня достаточно, чтобы понять, насколько сложной и разноплановой может оказаться деятельность этого специалиста.

Помимо собственно проведения физкультурных занятий для людей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья, они должны уметь разрабатывать методику этих занятий применительно к разного рода конкретным случаям. Они тренируют спортсменов-инвалидов, готовя их к состязаниям.

Эти специалисты могут и заниматься профилактикой возникновения заболеваний, и вести научную работу, и управлять деятельностью организации, выполняющей эти функции.

Понятно, что чаще всего после окончания обучения они все же более глубоко занимаются каким-то одним из этих направлений работы, однако поле возможного приложения сил для профессионала, имеющего соответствующую подготовку, весьма широко. Рабочие места имеются в реабилитационных центрах, медицинских учреждениях, детских садах и школах для детей с отклонениями в состоянии здоровья и т. п.

Кроме того, специалист по адаптивной физической культуре может найти себя в качестве тренера для инвалидов, профессионально занимающихся спортом.

Паралимпийский спорт – состязания людей с ограниченными возможностями — прочно вошел в современную жизнь. Его миссия — это, в первую очередь, помощь инвалидам в адаптации, создание условий для их саморазвития, приобщения к общественно значимой деятельности.

Возможность заняться профессиональным спортом — это мощнейший «социальный лифт» для таких людей, возможность резко повысить свой статус, перейти от скучного и однообразного существования в четырех стенах к полноценной, насыщенной, интересной и счастливой жизни.

На мировом уровне для спортсменов с ограниченными возможностями проводятся Паралимпийские игры (они проходят непосредственно после обычных летних и зимних Олимпийских игр, в том же месте и на тех же спортивных сооружениях, и победить на них считается почти столь же почетно, как и на обычной Олимпиаде).

Сборная нашей страны принимает участие в таких играх с 1988 года и стабильно показывает высокие результаты, в чем немалая заслуга специалистов по адаптивной физической культуре.

Подготовка специалистов по адаптивной физкультуре осуществляется на соответствующих факультетах институтов физической культуры (в последнее время такая специализация появилась и в некоторых педагогических университетах), а также в медицинских вузах. Обучение подразумевает обстоятельное знакомство как с психолого-педагогическими, так и с медико-биологическими дисциплинами.

Чтобы стать хорошим специалистом, помимо профессиональных знаний и умений необходимо обладать и такими личностными качествами, как сострадательность, терпеливость, заботливость, чуткость, доброжелательность и тактичность.

Профессия является довольно новой, рынок труда пока еще не насыщен соответствующими специалистами, и на них присутствует стабильный спрос.

Однако уровень доходов в большинстве случаев не очень высокий, уступает средней зарплате в промышленности (исключение составляют вакансии в «раскрученных» реабилитациопно-оздоровительных центрах, оказывающих услуги на коммерческой основе, а также в некоторых организациях для инвалидов, получающих щедрую спонсорскую помощь).

Карьерное продвижение может быть связано с научной работой (получение степени кандидата, доктора наук, участие в крупных исследованиях по заказу государства или коммерческих структур) или административным ростом (например, занятие должности директора реабилитационного центра).

Возможна тренерская работа в области паралимпийского спорта (тогда главный путь карьерного роста — воспитание учеников, имеющих выдающиеся спортивные достижения), преподавание в высшей школе.

Нередко встречается вариант, когда человек, формально оставаясь в той же должности, повышает квалификацию, расширяет свои функциональные возможности — и, как следствие, растет его востребованность и уровень доходов.

Источник

Источник: http://www.dnevniki.ykt.ru/Powerbar/431340

Проблемы подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в Сибирском регионе

Проблемы подготовки специалистов по адаптивной физической культуре в Сибирском регионе

Рост инвалидности населения в России связан с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, ухудшением экологической обстановки и с другими причинами.

Он обусловил разработку системы мер социальной защиты лиц с ограниченными возможностями, среди которых особое место принадлежит средствам физической культуры и спорта.

В соответствии с требованиями Федерального Закона «О социальной защите инвалидов» разработана концепция государственной политики в области физической реабилитации и социальной адаптации лиц с ограниченными возможностями.

В настоящее время в стране насчитывается более 700 спортивных клубов инвалидов, проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия и спортивные соревнования различного уровня.

Но, не смотря на достигнутые результаты, необходимо признать, что проблемы физической реабилитации и социальной интеграции инвалидов средствами физической культуры и спорта решаются явно недостаточно. Основными причинами являются:

  • практическое отсутствие специализированных физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, недостаток оборудования и инвентаря;
  • неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов во всех типах учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности;
  • отсутствие специализированной пропаганды и рекламы по привлечению к физкультурно-спортивным занятиям инвалидов;
  • недостаток профессиональных кадров.

Так, в Омской области среди учителей физической культуры специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов только 8% имеют высшее физкультурное и высшее дефектологическое образование, остальные являются выпускниками высших и средних физкультурных заведений. Такая же тенденция, в основном, сохраняется на всех территориях Сибирского региона.

Острый дефицит профессиональных кадров обусловил появление в 1997 г. новой специальности 022500 (032102) – «Физическая культура лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)», утвержден Государственный образовательный стандарт по этой специальности.

Сегодня будущие специалисты по адаптивной физической культуре готовятся в десяти университетах, академиях и институтах физической культуры страны. Первым учебным заведением Сибири, осуществляющим подготовку специалистов по адаптивной физической культуре, стал Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, где в 1999 г.

открыта кафедра адаптивной физической культуры и проводится обучение студентов по четырем специализациям. В настоящее время подготовка специалистов ведется также в двух филиалах СибГУФК: в г. Надыме Тюменской области и г. Березовском Свердловской области; планируется открытие специальности в филиале г. Кемерово.

Проведение научных исследований по проблемам социальной адаптации, физической реабилитации, профессионально-прикладной физической подготовки детей-инвалидов осуществляется в подразделении университета НИИ ДЭУ (руководитель: д.б.н, профессор Л.Г.Харитонова), на базе которого защищены кандидатские и докторские диссертации.

Однако достаточно быстрое развитие и внедрение адаптивной физической культуры в систему образовательных и научных организаций и учреждений породили ряд трудностей и противоречий, обусловленных недостаточно четкой разработанностью ее проблемного поля и методологических основ.

В настоящее время в России накоплен большой опыт применения средств и методов физической культуры в работе с лицами с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов, особенно в лечебном и образовательном направлениях. Проводятся многочисленные научные исследования частных проблем адаптивной физической культуры.

Однако явно недостает обобщающих работ, в которых бы авторы рассматривали методологическую основу этой области социальной практики.

Кроме того, неразработанными до конца остаются проблемы организационных и научно-методических основ профессиональной подготовки специалистов по адаптивной физической культуре: форм получения образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, модели специалиста (профессиограмма, квалификационные характеристики), технологии и структуры учебного процесса подготовки студентов, программы практик, содержания программного материала по специальным дисциплинам и дисциплинам специализаций. Дело в том, что адаптивная физическая культура объединяет в себе как минимум три крупных области знания – физическую культуру, медицину, специальную (коррекционную) педагогику. Все это приводит к различным трактовкам сущности адаптивной физической культуры, что предопределяется научными предпочтениями педагогов или научных работников, их предшествующим опытом работы. Немаловажную роль в сложившейся ситуации играет недостаточная разработанность теоретических, концептуальных проблем физической культуры инвалидов. Так, например, в среде специалистов и научных работников, и особенно в массовом сознании, доминирует представление о тождественности адаптивной и лечебной физической культуры или физической реабилитации. На самом деле, как показывает международный опыт и отечественная практика, прежде всего в области адаптивного спорта (или спорта инвалидов), это совсем не так. Данный вид (компонент) адаптивной физической культуры предоставляет для спортсменов возможность общения, расширение круга знакомых и друзей, ощущение и сопереживание настоящего праздника. Адаптивная физическая культура существенно отличается от других специальностей высшего профессионального образования. Специфика деятельности в области адаптивной физической культуры заключается в том, что спектр учреждений, где может работать такой специалист, достаточно широк – все типы и виды образовательных учреждений, учреждения здравоохранения, социальной защиты, общественные организации инвалидов и т.п. Это является определяющим фактором в организации и содержании профессиональной подготовки студентов. Будущий специалист по адаптивной физической культуре должен быть хорошо ориентирован в профессиональной сфере, видеть перспективы се дальнейшего развития и совершенствования, понимать значимость данного вида социальной практики. Следующей особенностью, отличающей адаптивную физическую культуру от других специальностей (направления «Физическая культура», «Физическая культура и спорт», «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм») является то, что студент в процессе обучения должен быть подготовлен к работе со всеми нозологическими и возрастными категориями лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Данное обстоятельство характеризуется ещё и тем, что работа с каждой категорией имеет свою специфику, которая различна в разных учреждениях. Это существенное отличие предъявляет свои требования и организации образовательного процесса. Подготовка специалистов по адаптивной физической культуре предусматривает и проведение процесса обучения на личностно-ориентированном подходе, основанном на учете психологических факторов, связанных со склонностью будущего специалиста к работе в этой сфере. Профессиональная деятельность специалиста по адаптивной физической культуре выходит за рамки традиционной педагогической деятельности, и направлена к одной цели – содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования. Сфера профессиональной деятельности выпускника такова, что ему часто приходится быть инициатором и активным участником социальных акций милосердия, благотворительности, защиты прав лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время образовательное пространство адаптивной физической культуры в Российской Федерации практически сформировано и идет работа по переходу на третье поколение государственных образовательных стандартов в соответствии с основополагающими принципами Болонского соглашения [2]. Адаптивная физическая культура представляет собой ёмкий и широкий научный и социальный феномен, целью которого является социализация или ресоциализация личности людей с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, поднятие уровня качества их жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами, а не только их лечение с помощью физических методов реабилитации. Для достижения успеха в области физической культуры лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов необходим глубокий и осмысленный анализ их потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций, особенностей их личности и индивидуальности. Без такого анализа невозможно провести качественный синтез средств и методов адаптивной физической культуры для формирования и корректировки аксиологической концепции жизни такой категории населения нашей страны, преодоления психологических комплексов и т.п. [3]. В настоящее время в физкультурных вузах, которые ведут подготовку специалистов по адаптивной физической культуре (РГУФКСиТ, СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта и др.), получают образование спортсмены-инвалиды, которые обучаются по индивидуальным образовательным программам. Такие примеры есть и в Сибирском государственном университете физической культуры и спорта, его филиалах и подразделениях. Но не менее важной стороной профессиональной деятельности является разработка и внедрение технологий, позволяющих подготовить общество к принятию инвалидов как равноправных его членов в самых различных видах человеческой деятельности. Необходимость подготовки специалистов по адаптивной физической культуре к такому виду деятельности продиктована, с одной стороны, тем, что до настоящего времени в России и за рубежом понятия «здоровье» и «инвалидность» трактовались как взаимоисключающие. Такая постановка вопроса отказывает большому числу инвалидов в здоровье и здоровом образе жизни, ядром которого является рациональная двигательная активность, которая в современной критической ситуации, сложившейся в социальной сфере, может стать важнейшим фактором, способным помочь противостоять неблагоприятным условиям жизни. С другой стороны, в России действуют принятые в 1993 году Организацией Объединённых Наций «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Реализация требований, указанных во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, и контроль за их соблюдением будут являться неотъемлемой частью работы будущих специалистов по адаптивной физической культуре [1]. Другой проблемой, к сожалению, является то состояние дел, что сегодня ни наше общество, ни учреждения по работе с людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности, в т.ч. и с инвалидами не готовы к приему таких специалистов. Подтверждением тому может служить отсутствие как законодательной, так и организационной основы для трудоустройства специалистов нового поколения. По мнению, В.В. Ачкасова, С.Б. Нарзулаева, решить эту проблему возможно только через переподготовку руководителей всех звеньев управления. В этой связи, очевидным является то, что вузы должны выступить заказчиком к органам законодательной и исполнительной власти на создание правовой и организационной основы для успешной самореализации своих будущих выпускников [1]. Необходимо также при подготовке специалистов учитывать и региональные особенности, удаленность от центра, социальный заказ.

В новых социально-экономических условиях жизни общества возникает потребность в подготовке специалистов на перспективу, а это влечет за собой создание новых учебных технологий, организационных структур, учебно-методической и научно-исследовательской работы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ачкасов, В.В. Подготовка специалистов по специальности «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» в условиях интеграции России в Болонский процесс/ В.В.Ачкасов, С.Б.Нарзулаев// «Современные аспекты адаптивной физической культуры»// Мат-лы I Всеросс.н-практ.конф.-Томск, 2007.- С.3941.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М.: АПКиПРО, 2002. – 24 с.
  3. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник в 2-х тт. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика АФК / под общей редакцией проф. С.П.Евсеева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.

Источник: http://sportfiction.ru/articles/problemy-podgotoi-spetsialistov-po-adaptivnoy-fizicheskoy-kulture-v-sibirskom-regione/

Специалисты по адаптивной физической культуре – востребованы

Готовить востребованных в экономике региона и страны специалистов – такова одна из приоритетных задач вузов. В этом вопросе Петрозаводский госуниверситет «держит руку на пульсе». Уже летом этого года состоится первый набор на направление подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в здоровье (адаптивная физическая культура)».

Чему будут обучать будущих специалистов, какие вступительные испытания нужно сдавать и кем смогут работать выпускники – об этом рассказала Лариса Михайловна Киэлевяйнен, и.о. заведующим кафедрой  теории и методики физического воспитания  института физической культуры, спорта и туризма.

— Лариса Михайловна, с чем связано открытие нового направления подготовки?

— Современные тенденции таковы, что в общеобразовательной школе активно запускается процесс инклюзивного обучения: дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются со здоровыми. В настоящее время существует нехватка специалистов в области адаптивной физической культуры, которая направлена на увеличение двигательной активности, расширение границ социальной жизни и улучшение ее качества.

— Для обучения таких специалистов требуется много знаний и богатый опыт…

— Верно, и он у нас есть! Наша кафедра и институт физической культуры, спорта и туризма активно занимаются вопросами адаптивной физической культуры в течение последних 3-х лет. Совместно с факультетом повышения квалификации ПетрГУ мы проводим профессиональные курсы для специалистов, работающих в этой сфере.

Также реализуются международные проекты с финскими коллегами, студенты 3-4 курса готовят курсовые и выпускные квалификационные работы по этой тематике. В течение года мы несколько раз выезжаем в образовательные коррекционные учреждения г.Петрозаводска, где проводим физкультурные праздники с детьми.

На  базе института работают проблемная студенческая группа по адаптивной физической культуре и научно-методический центр поддержки населения с ОВЗ. Каждое  воскресенье в этом центре проводятся занятия для детей с ОВЗ и их родителей.

Ежегодно, в конце весны в рамках фестиваля «Город моей мечты» мы организуем физкультурно-спортивный праздник «ФизкультУра!» для детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. В прошлом году участниками мероприятия стали более 150 человек!

— Кто может подавать документы на обучение?

—  Документы на поступление принимаются от лиц, имеющих среднее общее образование, среднее специальное образование и высшее образование. Возможно обучение по очной и заочной форме бакалавриата, 4 и 5 лет соответственно.

— Какие вступительные испытания нужно будет пройти абитуриентам?

— Прием на обучение проводится на основании результатов единого государственного экзамена по русскому языку, биологии и математике (профильный уровень). Если у абитуриента есть портфолио и достижения – то и они будут тоже учитываться.

Сколько мест выделено?

— 10 очных и 10 заочных бюджетных мест, также возможно платное обучение. 

— Чему будут учить будущих специалистов по адаптивной физкультуре?

— В образовательной программе усилен медико-биологический и реабилитационный курсы, расширен и углублен курс психологи и коррекционной психологии.

За время обучения студенты научатся проводить занятия по физической культуре для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов; разрабатывать индивидуальные программы физической реабилитации; развивать и восстанавливать функции организма человека (речь, ходьба и т.д.

), полностью или частично утраченные после болезни или травмы: готовить спортсменов-инвалидов к участию в Параолимпийском, Сурдолимпийском и Специальном Олимпийском движениях; проводить спортивно-массовые мероприятия для лиц с ограниченными возможностями по различным видам адаптивного спорта, организовывать судейство; оказывать психологическую помощь лицам с отклонениями здоровья; проводить профилактику и педагогическую коррекцию поведения подростков средствами адаптивной физической культуры; воспитывать у людей с ограниченными возможностями здоровья негативное отношение к алкоголю, табакокурению, психотропным веществам, компьютерной и игровой зависимости.

— Где будут проходить практику ребята?

— В коррекционных учреждениях, реабилитационных центрах Петрозаводска, детско-юношеских спортивных школах, на базе нашего научно-методического центра. Если образовательные школы, будут запускать инклюзивное обучение, то и в них.

— Кем смогут работать выпускники этого направления?

Учителями и методистами по адаптивной физической культуре, тренерами по адаптивному спорту в детско-юношеских спортивных школах, инструкторами туристических клубов, специалистами в области адаптивной физической культуры в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических организациях, санаториях, домах отдыха.

Пресс-служба ПетрГУ

Источник: https://petrsu.ru/news/2017/34079/spetsialisty-po-adap

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.