эмоции и профессии

Эмоциональное отношение к выбору профессии. 4 занятие

Эмоции и профессии

Цель: осознать собственное эмоциональное отношение к выбору и его влияние на выбор.

Задачи: •    с помощью рисунка выявить эмоциональное отношение к необходимости принять решение о выборе профессии; •    обсудить влияние эмоционального отношения к деятельности на успешность деятельности и удовлетворенность ею; •    обсудить, из чего складывается эмоциональное отношение и каким образом можно его изменять.

Техники:“Проективный рисунок”, “Шестое чувство”.

Необходимое оборудование: тетради, ручки, простые карандаши, стандартные листы бумаги.

Ход занятий
Вступление ведущих (2-3 мин)
Задачи:выстраивание логики всего цикла встреч, введение в тему данного занятия.

“На предыдущих занятиях мы говорили о том, что выбор профессии требует прежде всего знаний — о себе самом, о мире профессий, а также умений, основанных на знаниях, — по принятию решения, по планированию и т.д. Но жизнь человека и его действия всегда основываются не только на знаниях, но и на отношениях, на эмоциях.

При оценке любой профессии и любого своего действия мы говорим: “нравится — не нравится”, “хочется — не хочется”, “плохо — хорошо” и т.д. Часто бывает и так, что мы не в состоянии высказать свое отношение. Но даже в этом случае наше отношение влияет на то, что мы делаем, то, о чем и как мы говорим.

Поэтому осознавать свои эмоции, причины, по которым они возникли, очень важно. Только на основе осознания мы можем контролировать их и изменять в случае необходимости”.

Обсуждение впечатлений от предыдущего занятия(10-15 мин) Проходит аналогично второму занятию.

“Проективный рисунок” (1,5-2 часа) Работа над темой начинается с того, что каждый из участников выполняет рисунок на тему “Эмоции (мысли), которые возникают у меня, когда я думаю о своем выборе профессии”. Рисунок делается простым карандашом на листе бумаги обычного формата. Никаких пояснений в инструкции не делается. Можно лишь пояснить, что это не обязательно должно быть изображение человеческого лица. Для интерпретации и последующего обсуждения важно, чтобы ведущие хотя бы приблизительно заметили время, затраченное на рисунок. Длительность процесса рисования или латентного периода до рисования прямо пропорциональна трудности темы для участников группы. Рисунки необходимо подписать (можно по имени) и отдать ведущим.

Обсуждение происходит следующим образом: по кругу пускается один рисунок. Каждый из членов группы (или по два человека) должен сказать, что он видит на рисунке и каково его впечатление. Можно задавать вопросы:

Что из изображенного на рисунке ближе его автору (если нарисовано несколько вариантов выбора)? Что позволяет сделать такой вывод? Как можно описать изображенное отношение? При этом каждый из участников группы должен высказать свое суждение. Таким образом, каждый член группы получит обратную связь от каждого товарища и сможет сопоставить мнение большого числа людей о своем отношении к выбору (косвенно — о выборе). Завязавшуюся дискуссию ведущие должны направлять на достижение всеми понимания роли позитивных и негативных эмоций в деятельности (а также эмоций нерешительности, неуверенности и т.д.). Предположить заранее, какой комплекс отношений окажется в группе, очень трудно. Поэтому ведущие должны обладать общими сведениями о влиянии отношений на успешность деятельности. Второй темой дискуссии должно стать обсуждение причин, составляющих основу отношений. Только разобравшись в причинах, можно управлять эмоциями и отношениями. Очень часто рисунок отражает отношение не только к выбору профессии, но и к выбору общего жизненного пути, или отражает основные жизненные цели. Например, в нашей практике был рисунок очень красивой девушки, окруженной колючей проволокой. Автор и сами ребята интерпретировали его как “обилие шипов на пути к красивой жизни”. При этом выбор профессии отошел на задний план. Девушки иногда рисуют себя в нескольких ролях — на работе и в кругу семьи. Причины подобного разделения жизни также могут стать темой обсуждения. Встречаются изображения точки выбора как барьера, или непроницаемой стены, стоящей поперек дороги (в конце дороги часто рисуют солнце), или тоннеля с маленькими отверстиями, через которые можно эту стену обойти. В этом случае необходимо уточнить, при каких условиях человек пойдет в обход стены и с какой “ценой” связан подобный обход. Кроме того, ребята обычно приходят к выводу, что при подобном отношении к проблеме принятия решения “стена” только кажется единственной. Как только ее обойдешь, сразу вырастает новая. Необходимо научиться “разбивать стену”, правильно принимая решение. Еще один встречающийся вариант рисунка — темная дорога, часто поднимающаяся в гору, на вершине которой — признаки материального благополучия. Темная дорога обычно олицетворяет долгую жизнь при самоограничении с целью иметь к определенному возрасту (обычно после 30-40 лет) материальный достаток. Для обсуждения можно выбрать тему: “Стоит ли в течение долгих лет “откладывать жизнь на завтра”?” Иногда рисунок говорит не об отношении к выбору, а о нежелании человека раскрывать это свое отношение (либо целиком зачерненный, либо весь исчерканный линиями, либо поверхностное, ни о чем не говорящее изображение). Такие рисунки в числе остальных пускаются по кругу. Работа с ними ведется в зависимости от настроения, возникающего у рисовавшего. Если автор устно высказывает свое отношение либо выражает желание сделать новый рисунок, это стоит поддержать. Если такого желания не возникает, его оставляют в покое. Чисто фактологические рисунки (например, изображение сути или атрибутов нескольких профессий) необходимо обсуждать в терминах эмоций и отношений. Интерпретацию отдельных деталей рисунков следует проводить с большой осторожностью (даже ведущим для самих себя). По нашему мнению, она должна составлять профессиональную тайну и не провоцировать вопросы со стороны группы. Кроме того, данные о возможности интерпретировать некоторые стандартные детали (например, фигуру человека) в рисунках подобного типа нами пока не получены. Поэтому рисунки могут служить лишь основой для групповой дискуссии и сравнения мнений. В ходе обсуждения можно выйти на более общие темы, например: “Как настроение и установка на успех или неуспех влияют на выполнение задуманного дела”. Эмоциональный компонент зрелости личности в целом проявляется в следующем: •    в положительном эмоциональном настроении, •    в жизненном оптимизме, •    в эмоциональной уравновешенности, •    в переносимости неудач. Можно попросить группу подумать над вопросами: “Как постоянно поддерживать у себя эти качества?”, “Что влияет на их возникновение и существование?”

Если ведущим кажется, что дискуссия затянулась и интерес к ней пропадает, или если есть необходимость закрепить какие-то темы обсуждения, то можно выполнить небольшие упражнения.

Игра “Шестое чувство” (30 мин) Игра не является обязательной на занятии. Она возможна, если группа не хочет глубоко обсуждать предыдущую тему (в силу глубокой личной значимости темы) либо если большинство членов группы стремятся выбрать профессию в сфере “человек—человек”.

В этом случае одной из причин неуверенности в выборе часто является боязнь не достичь понимания в общении с людьми. Игра применяется для более четкой локализации причин неуверенности. С помощью игры “Шестое чувство” участники могут проверить свою способность оценивать образ мышления группы людей.

Количественную оценку получает также способность понять других, увидеть нечто их глазами. Ведущий выбирает из приводимого ниже списка от 10 до 20 “обращений”. Он зачитывает их одно за другим через достаточные промежутки времени.

Задача игроков: выбрать ответ, который наиболее вероятно даст большинство участников. Рядом с порядковым номером пункта необходимо написать ответ, который предположительно даст большинство присутствующих.

При этом участники не имеют права обмениваться мнениями (жестами, мимикой), лучше всего соблюдать полную тишину. Ответы не должны выражать личные вкусы, привязанности, увлечения, не должны демонстрировать оригинальность и находчивость.

1.  Орел или решка? 2.  Назовите один из месяцев года. 3.  Запишите следующие числа: 7, 13, 99, 100, 258, 555. Обведите кружком одно число. 4.   Запишите следующие слова: легкие, сердце, печень, почки. Обведите кружком одно из них. 5.  Запишите сочетание цветов: красный и голубой, зеленый и фиолетовый, коричневый и серый, золотой и пурпурный. Обведите одно из сочетаний. 6.  Нарисуйте кружок, квадратик, треугольник, волнистую линию и обведите одну из фигур. 7.  Приведите название какой-нибудь песни. 8.   Назовите какое-нибудь здание. 9.  Назовите денежную сумму. 10. Назовите конкретную статую (скульптурную группу). 11. Назовите какой-нибудь из продуктов питания. 12. Назовите музыкальный инструмент. 13. Назовите воинское звание. 14. Назовите одну из научных дисциплин. 15. Напишите букву. 16. Напишите слог. 17. Напишите слово. 18. Поставьте несколько точек. 19. Напишите число. 20. Подумайте, какой подарок (не деньги) пришелся бы кстати всем присутствующим. 21. Назовите болезнь. 22.  Назовите нечто, что люди ценят. 23. Напишите понятие, связанное с причиной, по которой мы здесь собрались. 24. Напишите изречение, связанное с агрессивностью. 25. Напишите изречение, связанное с любовью. 26. Напишите время (положение двух стрелок на циферблате). 27. Назовите черту характера. Ведущие могут придумать обращения по своему усмотрению. Когда игроки запишут ответ на последний пункт, ведущие начинают подсчет баллов. На каждый пункт зачитывается вариант ответа. Все игроки, выбравшие его, поднимают руки. Балл равен количеству игроков, выбравших одинаковый вариант ответа, минус единица. Например: на первый пункт ответ “орел” выбрало 5 игроков, ответ “решка” – 8 игроков. Выбравшие “орел” проставляют себе по 4 балла каждый, выбравшие “решку” — по 7 баллов. Если игрок оказывается в единственном числе, он ставит себе 0 баллов. Выигрывают участники, набравшие максимальное количество баллов. В ходе обсуждения причин выбора того или иного ответа оказывается (особенно у игроков, набравших мало баллов), что член группы выдвигает собственные мотивы, а не мотив “выбор большинством членов группы”. Причины подобного расхождения между инструкциями и объяснениями могут стать предметом обсуждения. Об игроках, набравших много баллов, можно сказать, что им хорошо удается “вчувствование” во внутренний мир других и оценка их реакций (хотя доказательства этого имеют лишь вербальный характер). Полученные результаты можно использовать: а) в качестве основы для некоторых психодиагностических замечаний, б) в качестве материала, используемого игроками для самопознания. К пункту “а”: об игроках, которые наберут большую сумму баллов, можно сказать (в добавление к тому, что уже отмечалось выше), что они обладают способностью устанавливать интеллектуальный контакт с внешним социальным окружением и проявляют к нему повышенный интерес. Обычно они отличаются и более высокой социальной адаптированностью. Игроки, набравшие небольшую сумму очков, непрактичны, относительно мало обращают внимание на свое социальное окружение, бывают, возможно, слишком озабочены собственными проблемами. К пункту “б”: сравнивая свои результаты в баллах с результатами остальных участников, каждый игрок получает представление о себе. В результате он может внести исправления в самооценку, избежать пере: или недооценки. Игра дает возможность непосредственной эмпирической проверки нашей способности “оценивать”, трудно поддающейся в обычной жизни количественной оценке. В соответствии с указанием ведущего игроки излагают ход своих мыслей (“ключи”), сравнивают и эмпирически проверяют их эффективность. Тем самым они получают возможность увидеть специфику своих размышлений. Ценным является переживание буквального “ощущения” некоторых из барьеров в процессах мышления. Сталкиваясь с более качественным ключом, нередко думаешь: “Ну почему такая простая вещь не пришла мне в голову?!” Иногда после окончания игры можно услышать высказываемое некоторыми игроками мнение, что большая сумма набранных баллов свидетельствует о посредственности, стадности, конформизме. Это не так. Игроки записывают сделанный ими выбор после того, как ознакомятся с условиями игры, получив указание отгадать, какой выбор будет самым частым, самым обыкновенным. В ходе игры участники специально стараются думать так, как требуется; в других условиях их мышление может быть весьма оригинальным.

Заканчивается встреча кратким резюме.

Домашнее задание
Проанализировать (с рисунком или без него) свое эмоциональное отношение к какой-либо бытовой ситуации (к выполнению домашнего задания, к разговору с родителями, с друзьями, необходимости что-то сделать и др.).

Источник: http://www.vashpsixolog.ru/areer-oriented-high-school/83-training-for-guidance/784-emotional-attitude-to-the-choice-of-profession-4-lessons

Профессии будущего: как быть востребованным через десять лет

Профессии будущего: как быть востребованным через десять лет

m24.ru/Александр Авилов

Архитектор виртуальности, проектировщик нейроинтерфейсов, дизайнер эмоций – технологии кардинально меняют рынок труда, а эксперты составляют список профессий-пенсионеров. Корреспондент m24.ru побывала на Московском международном салоне образования и узнала, чему учиться сейчас, чтобы десятилетие спустя не оказаться безработным.

Уже сегодня эксперты говорят о списке профессий-пенсионеров. Прежде всего, уходят профессии “по бумажке”, однотипные задачи которых можно легко автоматизировать: бухгалтер, оператор call-центра, таксист, переводчик, а также рабочие специальности – так называемые “синие воротнички”. Инструкцию заменит робот.

Само понятие “профессия” тоже уходит, вместо него будет набор постоянно меняющихся компетенций. По прогнозам экспертов, в среднем человек за свою жизнь сменит двенадцать таких “новых профессий”.

Еще один тренд – глобальная персонализация, которая затронет и рынок труда.

“Уже сейчас вместо найма по вакансиям становится более популярным подбор специалиста по параметрам”, − рассказывает президент благотворительного фонда “Технологии развития образования и науки” Владислав Пантелеев.

Основатель рекрутингового агентства Pruffi и онлайн-курсов по профориентации и карьерной грамотности “Антирабство” Алена Владимирская дополняет: “Возникает потребность в бесконечном личном коучинге (профессиональном сотрудничестве с человеком, помогающем ему достигать целей – прим. ред.) на разные сферы жизни”.

Кого ищут в Москве сегодня

По данным исследовательского центра портала Superjob, в феврале 2016 года в топ-5 самых популярных сфер поиска персонала такие сферы:

  • “Продажи”,
  • “Рабочий персонал”,
  • “Промышленность и производство”,
  • “Строительство и недвижимость”,
  • “Медицина и фармацевтика”.

Служба исследований HeadHunter выяснила, что по итогам первого квартала 2016 года вакансий в Москве оказалось на 12% больше, чем год назад. Самые востребованные области:

  • “Спортивные клубы, фитнес, салоны красоты”,
  • “Искусство, развлечения, масс-медиа”,
  • “Наука, образование”,
  • “Информационные технологии, интернет, телеком”,
  • “Управление персоналом, тренинги”,
  • “Транспорт, логистика”,
  • “Закупки”.

В аутсайдерах – госсектор и НКО.

Главный прогноз экспертов – технологизация всего, а потому самые востребованные области – IT и робототехника. Основы программирования и алгоритмизации выходят в ранг навыков чтения и устного счета: без них не проживет даже упертый гуманитарий. Работа с технологиями изменит все сферы деятельности. “Врачи останутся, но лечить будут по-другому. Фермеры останутся, а технологии выращивания растений изменятся. Архитекторы останутся, а технологии стройки будут совсем другими. И опять же − кто-то это должен придумывать и строить, создавать алгоритмы и материалы для этих роботов. То есть одни профессии уходят, другие появляются”, − объясняет управляющий партнер онлайн-школы английского языка Skyeng Александр Ларьяновский.

m24.ru/Александр Авилов

Запущенный в 2016 году первый отечественный биопринтер, который умеет печатать живые ткани и органы, обещает полностью перевернуть медицину: нас ждут клеточная инженерия, киберпротезирование, геномная биоинформатика, лаборатории-на-чипе и биочернила. В транспорте – беспилотные автомобили.

В экономике и финансах – IT-банкинг, роботы, торгующие на бирже лучше брокеров и дающие персональные финансовые советы людям.

Сельское хозяйство – это больше не история про кирзовые сапоги в поле, здесь тоже будут главенствовать технологии, например, взращивания растений с использованием дронов или мультисенсорных датчиков для изучения корней. Одним словом, пара ближайшего будущего “человек + робот” обещает быть очень прочным союзом.

Самые востребованные специалисты – программисты и инженеры, которые будут придумывать и эксплуатировать всевозможные механизмы, строить сложные алгоритмы и модели. Но роботизация жизни – тоже вопрос дискуссионный. “Есть понятие “врачебная ошибка”.

Роботы позволяют исключить такие моменты, но робота тоже надо контролировать. Искусственный интеллект без человека – ничто. Его необходимо обучать. И здесь есть набор для новых профессий”, − уверена аналитик проекта “Атлас новых профессий” Инесса Чиликина.

Топ-5 самых необычных профессий будущего

Дизайнер эмоций. atlas100.ru

В 2015 году Агентство стратегических инициатив и Московская школа управления СКОЛКОВО представили “Атлас новых профессий” – альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет. Создатели узнали у отечественных и зарубежных работодателей, какие новые специалисты им будут нужны. Редакция m24.

ru выбрала топ-5 самых необычных профессий будущего.

  • Дизайнер эмоций – специалист, создающий эмоциональный фон контента с использованием новых каналов доставки информации, в том числе и напрямую в мозг потребителя. Он управляет воздействием на органы чувств для того, чтобы в ходе потребления контента у пользователя возникали необходимые ощущения и эмоции.
  • Сити-фермер – обустраивает и обслуживает агропромышленные хозяйства на крышах и в зданиях небоскребов крупных городов. Выращивать растения и разводить животных в черте города – повестка ближайшего будущего.
  • Архитектор живых систем – планирует, проектирует и создает технологии замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов. Такой профессионал сможет рассчитать необходимую мощность биореакторов, разработает проекты городских ферм и продумает систему переработки мусора.
  • Инженер-космодорожник. atlas100.ru

  • Инженер-космодорожник – обслуживает околоземную транспортную сеть и разрабатывает коридоры транспортных потоков (как рейсы на орбиту, так и трансконтинентальные перелеты по баллистическим траекториям) и синхронизацию запусков/пусков на Земле (при росте числа запусков, с учетом многократного увеличения количества объектов, находящихся на орбите).
  • Эксперт по “образу будущего” ребенка – формирует возможный образ жизни и траектории развития человека на основе желаний родителей, способностей и представлений самого малыша. Специалист будет подбирать образовательные программы и игры, помогающие осваивать новые навыки в рамках выбранного пути.

Гуманитарии бьют тревогу: им тоже советуют учить математику, иначе – риск оказаться без работы. С другой стороны, виртуальная реальность и мультимедийные технологии открывают большие горизонты для обладателей классического гуманитарного знания: архитектор виртуальности, художник видеоигр, IT-проповедник, цифровой лингвист – лишь малая часть новых профессий, главное требование которых – быть креативным. Эксперты определяют гуманитариям две отрасли: индустрия развлечений и медиа, наиболее позитивным образ будущего рисуется у игровой индустрии и science-арта. Отдельная сфера – педагогика. На вопрос, как и чему учить сегодня тех, кто будет работать с детьми будущего, ищут ответ все участники рынка образовательных услуг. “Профессия учителя станет более человечной и гуманной из-за того, что новые технологии разгрузят педагога от механической работы. Когда вся учебная деятельность собирается в большие данные и анализируется компьютером, учитель должен по-человечески общаться с ребенком, гладить по головке и спрашивать, почему он не выспался. Учитель и сам должен постоянно учиться”, − говорит ректор МПГУ Алексей Семенов.В условиях роботизации всех сфер жизни гуманитарий станет “стражем” человечности. “Людям и останется быть разве что только гуманитариями, раз роботы заменят все остальное. Осевая ветвь истории человечества зиждется на гуманитарном знании, а не на технологическом. Если профессии очень быстро изменяются, то как раз гуманитарное знание стабилизирует эту безумную динамику. Именно поэтому люди стоят очередями к Серову и слушают Баха. Так что за гуманитариев можно не беспокоиться”, − успокаивает руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной.

m24.ru/Александр Авилов

Отношения роботов и ремесленников, как и судьба среднего специального образования – еще один спорный среди экспертов рынка вопрос. С одной стороны, автоматизированные системы займут место прикладных профессий, с другой – уже сейчас очевиден тренд на ручную, мануфактурную работу. По словам экспертов, ручной труд сегодня попадает в категорию “профессий-возвращенцев”. В моде все немассовое, будь то сшитая вручную обувь или изготовленное по индивидуальному заказу пирожное. “Люди, которые умеют делать что-то своими руками, тот же самый маникюр, всегда будут с куском хлеба. Но это вопрос амбиций: маникюрша может зарабатывать только до определенного порога”, − объясняет руководитель портала Career.ru Ирина Святицкая. Впрочем, специалисты обнадеживают: эксперт высокого уровня будет востребован всегда. Среди вечнозеленых профессий – те, которые полностью зависят от способностей и труда конкретного человека. В эту категорию попадают многие виды искусства, например, балет. “Я думаю, таких профессий, которые пропадут, не будет. Они просто становятся редкими”, − уверен психолог-профконсультант центра тестирования и развития “Гуманитарные технологии” при МГУ Федор Булатов.

m24.ru/Лидия Широнина

Главные навыки для специалиста XXI века, по версии главного хедхантера Рунета Алены Владимирской, – уметь учиться и хорошо знать языки, чтобы быть кроссплатформенным и мультистрановым. “Мы должны быть людьми, которые управляют роботами. У нас прекрасное фундаментальное образование, очень высоко ценящееся в мире, но тяжело с инновациями. А сегодня молодые специалисты востребованы очень мало, потому что все понимают, что их надо доучивать и переучивать. Поэтому надо набирать связку “бизнес + вуз”. Работодателю важна активность студента, понимание профессии и бизнеса, а также работа по специальности: стажировки, волонтерство, практика летом”, − рассказывает Алена Владимирская. Эксперты убеждены: высшего образования будет недостаточно, в университетах дадут лишь минимальные знания, но никто не будет учить тому, как жить дальше. “Параллельно с академическим образованием придется добирать компетенции на онлайн-курсах”, − поясняет Александр Ларьяновский. Впрочем, в мире Hi-Tech все же найдется место зову сердца. Обеспечить трудовые будни во многом поможет не точный расчет, а любовь к своему делу. “Надо задать себе вопрос: “Что ты хочешь делать в жизни, чем хочешь заниматься?” − говорит Инесса Чиликина. − Если раньше человек полагался на расчет, то сейчас прагматизм в том, чтобы уметь быть счастливым. Нужно понимать саму отрасль и относиться к своей работе как творческому акту. Это уже элемент осознанности. Бизнес будет набирать людей, которые довольны своей работой и обладают должными компетенциями”.

Школьники из Ломоносовского обоза – о стабильности и работе мечты

Легко ли получить работу мечты? Кто-то считает, что очень многое зависит от ее востребованности в данный момент. А кто-то убежден, что профессиональные навыки сумеют пересилить любую конъюнктуру на рынке.

Участники Ломоносовского обоза − 100 одаренных школьников из 29 регионов России и ближнего зарубежья, которые повторяют путешествие Михаила Ломоносова, – постарались дать определение стабильной работы. По мнению ребят, это стабильная зарплата и обеспеченное продвижение по карьерной лестнице. А в идеальном случае, когда тебе за эту работу еще и платят.

Публикуем небольшой отрывок дискуссии, состоявшейся как-то вечером после насыщенного экскурсиями дня.

Даниил: У каждого человека есть хобби, и каждый стремится найти работу себе по душе. Но получается это в очень редких случаях, и найти работу, которая идеально подходит тебе, практически невозможно.

Поэтому, как правило, лучше выбирать стабильный заработок, иметь образование, которое поможет тебе обустроиться и иметь стабильную работу. И уже затем, если у тебя будет свободное время и свободный капитал – тогда можно обустроить, например, свое лично дело или бизнес. Однако стабильность должна быть в приоритете.

Александр: Стабильная работа бюджетником приоритетнее предпринимательства. Потому что стабильные работники получают льготы от государства. Предпринимательская деятельность мало поддерживается государством.
Лена: Стабильная работа может быть и на частном предприятии.
Даниил: Эта стабильность уже не будет такой стабильной.
Александр: Согласен, если предприятие прогорит, работникам могут не выплатить зарплату, а государство выплатит.

Из 11 человек шесть проали за стабильную работу, четыре – за работу мечты, а один еще не определился.

Надежда Прохорова

Источник: https://www.m24.ru/articles/102799

Темперамент и будущая профессия

Вы, наверное, уже слышали о четырех основных типах темперамента – холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Темперамент считается врожденным свойством человека, связанным с особенностями его нервной системы. Потому скорректировать свой темперамент достаточно сложно – гораздо правильнее учитывать индивидуальные способности, в том числе при выборе профессии и в процессе обучения.

Для определения типов темпераментов существуют специальные тесты, которые легко можно найти в Интернете или у школьного психолога. Но примерное представление о собственном темпераменте можно составить на основе словесного портретов каждого из типов, особенно если подключить к этому процессу родных и близких друзей. Какое из четырех описаний больше всего похоже на вас?

Холерик

Холерик чувствует азарт, встречаясь с трудностями. Он любит риск и активное времяпрепровождение. Временами склонен переоценивать свои возможности. Энергичен, но не всегда способен довести дело до конца.

В общении проявляется импульсивность, эмоциональность, открытость и прямолинейность, иногда агрессивность. У холерика очень широкий круг общения и контактов, но отношения с большей частью окружения довольно поверхностные. В компаниях холерик часто играет роль лидера или заводилы.

Речь холерика отличается быстротой, иногда сбивчивостью, всегда эмоционально окрашена, подкрепляется яркой жестикуляцией и мимикой. Холерик стремится к новому и быстро устает от однообразной деятельности, неусидчив.

Быстро принимает решения, однако нередко сожалеет о них и пересматривает свою позицию. Работоспособность сильно зависит от настроения, которое вообще часто меняется.

Обучение и подготовка к экзаменам. Скука – главный враг холерика, заставить себя учиться и работать через скуку холерик практически не способен. Потому важно так организовать свое обучение, чтобы материал был интересен.

Сменяйте чтение учебника просмотром научно-популярного фильма по теме, посещением выставки, групповой дискуссией с одноклассниками, решением нестандартных задач по предмету.

Для успешной учебы холерику важно усваивать материал, используя все каналы восприятия.

Организуйте свою подготовку к экзаменам так, чтобы изучать материал отдельными смысловыми блоками, находите для себя в каждом блоке какую-то зацепку, которая поможет вспомнить остальной материал, старайтесь, чтобы материал по возможности зацепил вас эмоционально. Активно обсуждайте непонятные, сложные и неинтересные вам темы с людьми, заинтересованными в них, – и вы легко заразитесь их интересом.

Профессии для холерика. Холерики добиваются больших успехов в тех профессиях, где значим человеческий фактор, где важно уметь устанавливать контакты и располагать к себе. Холерик легко включается в новую для себя деятельность, быстро приспосабливается к переменам.

И, наоборот, с трудом переносит однообразную монотонную деятельность, быстро уставая от нее. Холерику трудно дается необходимость досконального изучения какого-то предмета или оттачивания нужного навыка. Для поддержания работоспособности на высоком уровне ему требуется постоянное эмоциональное подкрепление, поддержание интереса к работе, новые идеи.

Высокая устойчивость к стрессам позволяет холерикам быть хорошими руководителями.

Подойдут холерику профессии репортера, ведущего радио и телевидения, режиссера, менеджера по продажам, специалиста по PR, гида-переводчика, дизайнера, рекламного и страхового агента и, безусловно, ряд других. Из холериков часто получаются хорошие предприниматели, бизнесмены.

Холерик может быть успешным в широком круге профессий, если его деятельность будет выстроена по проектному типу (специалист берется за определенную задачу, решает ее от начала до конца, и потом берется уже за совершенно новую задачу).

Важно выбирать профессии и место работы, где эффективность оценивается не по отработанному времени, а по результатам: холерику проще работать по своему собственному графику.

Образом профессии, категорически не подходящей холерику, может быть работа на конвейере или деятельность архивариуса.

Однако подобная монотонность может оказаться характерной и, например, для профессии журналиста, если от него требуется выдавать на-гора по несколько материалов в день в определенном стиле и формате.

Потому важен выбор не только непосредственно профессии, но и специализации вкупе с местом работы.

В целом у холерика больше шансов быть успешным в профессиях, связанных, скорее, с общением, нежели с документами и техникой. А также – в профессиях, требующих, скорее, гибкости, нежели въедливости.

Меланхолик

Меланхолик чувствителен, раним, бывает тревожен. Однако его переживания не особенно заметны внешне: в коллективе меланхолик обычно достаточно замкнут. Круг его общения узок, однако отношения с людьми складываются у него прочные и глубокие. Спокойно переносит меланхолик и одиночество.

Он быстро устает от общения, особенно с малознакомыми людьми, при этом в общении он тактичен, внимателен, наблюдателен. Меланхолику важна поддержка и одобрение, он с трудом переносит неудачи и болезненно воспринимает критику.

В деятельности способен проявлять тщательность, исполнительность, быть очень внимательным к деталям.

Обучение и подготовка к экзаменам. Меланхолику для эффективного обучения очень важен настрой. Чтобы успешно усваивать материал, уделяйте особое внимание организации своего времени и пространства. Важно, чтобы вам ничего не мешало: ни неудобный крой одежды, ни навязчивые мысли о какой-то волнующей ситуации.

Если вы специально поработаете над своим настроем, то сможете достаточно долго и тщательно изучать необходимый материал.

Важно выделять в нем главное, фокусировать свое внимание на наиболее важных моментах и разворачивать в уме логические цепочки; чем детальнее вы разберетесь в материале, тем лучше сможете запомнить его.

При подготовке к экзаменам сознательно избегайте мыслей о будущем испытании, старайтесь не зацикливаться на возможных трудностях и неблагоприятных сценариях. Уверенность в себе – вот ваш главный помощник, не будет лишним и окружить себя поддержкой близких в этот трудный период.

Профессии для меланхолика. Меланхолики успешны в деятельности, требующей внимания к деталям и наблюдательности, но не связанной с большим количеством общения. Предметом труда меланхолика может стать техника, информация, художественные образы.

Меланхолик может состояться и как писатель, художник или кинокритик, и как программист, бухгалтер или архитектор. Много меланхоликов среди талантливых ученых. Меланхолики нелегко переносят деятельность, где часты форс-мажоры и различные перемены, малейший стресс может сильно повредить их работоспособности.

Меланхолику подойдут профессии аудитора, аналитика, программиста, литературного редактора и, безусловно, ряд других.

К примеру, из меланхолика может получиться отличный психолог, если он посвятит себя не групповым тренингам и обучению персонала, а индивидуальным консультациям, исследовательской и диагностической работе.

Ему стоит выбирать профессии, эффективность деятельности которых оценивается не по количественным, а прежде всего по качественным показателям. Профессия меланхолика может внешне восприниматься как монотонная, но важно, чтобы она давала постоянную пищу его интеллектуальным и творческим способностям.

Образом профессии, категорически не подходящей меланхолику, может быть, например, профессия рекламного агента.

Большое количество общения с незнакомыми людьми, частые ситуации отказа и отвержения, поверхностность представления информации – всё это категорически не подходит людям данного типа.

При этом в той же самой сфере меланхолик может вполне состояться как разработчик эффективной рекламной кампании.

Сангвиник

Сангвиник воспринимается в коллективе как активный, жизнерадостный и доброжелательный человек. Он отличается уравновешенностью; можно сказать, что он беспокоен внешне, но спокоен внутри. Его характеризует высокая работоспособность, умение долго сосредоточиваться на задаче и легкая переключаемость с одной задачи на другую, при этом – склонность к некоторой поверхностности.

В общении сангвиник открыт, его речь выразительна, он хорошо сдерживает эмоции, настроен обычно добродушно и оптимистично. Сангвиник общителен, у него обычно широкий круг контактов и несколько близких друзей, он легко устанавливает новые контакты. Для сангвиника характерна стабильная самооценка, которая может быть адекватной или слегка завышенной.

Сангвиники обычно обладают хорошими организаторскими способностями.

Обучение и подготовка к экзаменам. Лучшим помощником в учебе сангвинику станет установленная система работы. Не отвлекаясь, сангвиник может изучать материал вполне эффективно.

Потому важно распланировать свой день и четко соблюдать этот план, не разбрасываясь по мелочам.

Системность полезна и в непосредственном изучении материала: когда содержимое учебника в голове сангвиника «разложено по полочкам», усвоение его идет значительно проще.

Не пренебрегайте активными методами обучения. Групповая дискуссия, лабораторный эксперимент, составление конспектов по материалу – всё это позволяет сангвиникам изучать учебный материал более эффективно.

Профессии для сангвиника.

Стабильная работоспособность, практически не зависящая ни от внешних, ни от внутренних факторов, позволяет сангвиникам успешно реализоваться во многих профессиях, где используется как физический, так и умственный труд.

Коммуникативные навыки помогают в профессиях сферы услуг, позволяют стать хорошим руководителем. Сангвиники легко адаптируются к любому графику работы, с готовностью принимают любые нововведения в деятельности.

Подойдут сангвинику профессии педагога, администратора, журналиста, продавца, официанта, экономиста, технолога, адвоката, менеджера по персоналу и, безусловно, ряд других.

Работа, требующая повышенного внимания к деталям и постоянной сосредоточенности (диспетчер, ювелир, токарь и т. п.), хоть и доступна для сангвиника, но будет ему, вероятнее всего, неинтересна.

Сангвиники обычно становятся хорошими руководителями в самых разных сферах.

Образом профессии, наименее подходящей сангвинику, может быть, например, профессия делопроизводителя или радиомонтажника. Сангвинику будет не так просто работать в ситуации, когда нет четко сформулированных задач и правил деятельности, когда необходима большая доля творчества и инициативы.

В целом этот тип темперамента наиболее универсален с точки зрения выбора профессии – сангвиник может найти себя практически в любой деятельности, в соответствии со своими интересами, способностями, полученными навыками.

Флегматик

Это самый стабильный тип нервной системы. Типичный флегматик отличается уравновешенностью, стрессоустойчивостью, низкой эмоциональностью. Его характеризует медленный темп речи, движений и деятельности.

Однако знакомую деятельность флегматик выполняет в среднем темпе и с высокой точностью. В общении флегматик – это уравновешенный, спокойный, немногословный, рассудительный человек, потребность в общении у флегматика невысока, круг контактов обычно довольно узкий.

Флегматик обычно долго колеблется в выборе решений, но, раз приняв решение, методично следует своему выбору. Для флегматика важна привычная и спокойная обстановка, порядок во всем, он очень устает от суеты и форс-мажоров. Флегматик постоянен в своих интересах и в отношениях.

Умеет доводить начатое до конца, притом что включаться в работу может довольно долго.

Обучение и подготовка к экзаменам. Самым трудным моментов в обучении для флегматика является включение в деятельность, ему трудно приступить к выполнению той или иной работы, к изучению какого-то материала.

Может стать помехой и довольно низкий темп деятельности.

Потому будет полезным заранее оставлять себе больше времени на «раскачку», чтобы не расстраиваться из-за того, что не получается успевать в едином темпе с другими людьми.

Медленный темп деятельности вы можете довольно успешно компенсировать тщательностью. Во многих случаях можно в изучении материала сосредоточиться на главном, как следует разобраться в основных закономерностях и правилах, тогда и остальное будет даваться быстрее и проще. Вам полезнее будет разобрать детально одну сложную задачу по физике, чем решить десять простых.

Профессии для флегматика. Флегматик – рекордсмен по работоспособности, он как никто другой может долго и качественно выполнять любую монотонную работу, работу, требующую тщательности.

Невозмутимость флегматика полезна во всех сферах деятельности, где требуется хладнокровно проанализировать ситуацию и принять решение.

Флегматик незаменим в производстве, администрировании и везде, где требуется поддерживать процессы в стабильном состоянии.

Флегматику хорошо подойдут профессии диспетчера, лаборанта, агронома, инженера, ветеринара, системного администратора, ювелира, корректора, оператора баз данных и, безусловно, ряд других занятий.

Несмотря на низкую общительность флегматика, ему вовсе не противопоказаны профессии, связанные с общением, лишь бы это не были профессии, где требуется его активная роль (например, менеджер по продажам), – врачом, системным администратором, бухгалтером и т. п. флегматик может быть вполне успешно.

Образом профессии, противопоказанной флегматику, может быть, например, профессия ведущего шоу или секретаря. То есть – любая деятельность, вынуждающая его часто импровизировать, деятельность в условиях изменяющейся среды, требующая постоянного переключения себя на новых людей и перестройки себя под новые задачи.

Для флегматика важна работа по четкому графику, в соответствии с понятными алгоритмами, ясно поставленными задачами и точными сроками их реализации.

***

Завершая статью, напомню, что при выборе профессии важно руководствоваться целым комплексом различных факторов.

И даже если какая-то профессия очень для вас привлекательна, но не подходит вам с точки зрения вашего темперамента, не стоит расстраиваться.

Современный мир профессий и специальностей настолько разнообразен, что всегда можно найти компромисс, где ваши способности, интересы и особенности темперамента и характера будут адекватно востребованы.

Источник: www.edunews.ru
Евгения Лепешова, психолог, www.futurejob.ru

Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/detail.php?ID=2170

Студиорум
Добавить комментарий